Календарь игр по круговой системе можно составлять несколькими способами. Рассмотрим один из простейших способов, при котором график игр расписывают непосредственно по турам. При чётном количестве команд их номера записывают в два столбика с первого номера, который пишется в левом столбике сверху. Далее, начиная со второго номера, который пишется во втором столбике против первого, в последовательном порядке по часовой стрелке проставляют остальные номера (I тур) . Для составления следующих туров номера передвигают против часовой стрелки, оставляя первый номер на одном и том же месте.
Если число команд-участниц нечётное, то следующее чётное число ставят в скобки, оставляя остальное без изменений. Команда, номер которой по календарю сводится в пару с цифрой в скобке, в данном туре не играет.
Для примера несколько наиболее распространённых календарей игр,
составленных вышеуказанным способом для различного числа команд.
1. При 3-4 командах:
1-й тур 2-й тур 3-й тур
1-2 1-3 1-(4)
(4)-3 2-(4) 3-2
2. При 5-6 командах:
1-й тур 2-й тур 3-й тур 4-й тур 5-й тур
1-2 1-3 1-4 1-5 1-(6)
(6)-3 2-4 3-5 4-(6) 5-2
5-4 (6)-5 2-(6) 3-2 4-3
3. При 7-8 командах:
1-й тур 2-й тур 3-й тур 4-й тур
1-2 1-3 1-4 1-5
(8)-3 2-4 3-5 4-6
7-4 (8)-5 1-6 3-7
6-5 7-6 (8)-7 2-(8)
5-й тур 6-й тур 7-й тур
1-6 1-7 1-(8)
5-7 6-(8) 7-2
4-(8) 5-2 6-3
3-2 4-3 5-4
4. При 9-10 командах:
1-й тур 2-й тур 3-й тур 4-й тур 5-й тур
1-2 1-3 1-4 1-5 1-6
(10)-3 2-4 3-5 4-6 5-7
9-4 (10)-5 2-6 3-7 4-8
6-5 9-6 (10)-7 2-8 3-9
7-6 8-7 9-8 (10)-9 2-(10)
6-й тур 7-й тур 8-й тур 9-й тур
1-7 1-8 1-9 1-(10)
6-8 7-9 8-(10) 9-2
5-9 6-(10) 7-2 8-3
4-(10) 5-2 6-3 7-4
3-2 4-3 5-4 6-5
Есть и другие способы, чтобы самому вручную составить календарь. Но этот – универсальный.
Если интересно – могу сделать сканы из книжки…
Тема: Системы розыгрыша: круговая с чередованием полей и без чередования, с выбыванием, смешанная.
Цель: Научить составлять графики игр по перечисленным системам розыгрыша.
I. Круговая система розыгрыша без чередования полей и с чередованием полей.
В практике проведения соревнований по видам спорта применяются две основные системы розыгрыша: круговая и с выбыванием. Иногда прибегают к применению смешанной системы, в которой соединены последовательно первая и вторая. В практике чаще встречается проведение соревнований на первом этапе с выбыванием, а на заключительном этапе – по круговой системе. При выборе той или иной системы учитываются задачи, которые стоят перед соревнованием, уровень подготовленности участников и команд, сроки проведения, наличие спортивных баз, материальное обеспечение участников.
Круговая система.
При круговой системе все участники и команды встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения и от количества команд могут проводиться в два или несколько кругов с таким расчётом, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своём поле и на поле противника. Победительницей является та команда, которая набирает большее количество очков (имеет большее количество выигранных встреч). По этому же принципу определяются и последующие места, занятые командами.
Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников. Эта система не позволяет охватить большое количество команд.
Календарь игр по круговой системе составляется следующим образом. При проведении жеребьёвки каждой команде (участнику) присваивается определённый номер. После этого составляются пары соперников на каждый день соревнований. Вначале определяется количество дней соревнования и общее количество встреч для того, чтобы составить расписание встреч.
Количество встреч определяется по формуле:
где – количество встреч; – количество участвующих команд.
При нечётном количестве команд количество календарных дней будет равно количеству команд, при чётном – на один меньше. Очерёдность встреч при круговой системе определяется по специальной таблице, которую можно составить двумя способами: с чередованием полей и без чередования полей.
Первый способ (с чередованием полей). В этом способе команда, которая стоит в паре первой, играет на своём поле. Для составления таблицы всегда берётся нечётное количество участников и чертится соответственное количество вертикальных линий. Внизу под первой линией ставится первый номер, а остальные вписываются по порядку змейкой. В результате справа и слева от вертикальной линии будут располагаться участники одного дня соревнований.
Примерный календарь соревнований для пяти команд:
4 5
4 3 5 4 1 5
5 2 1 3 2 4
1 2 3
Команды, номера которых вписаны снизу и сверху вертикали, будут в этот день свободны от игры. Если количество команд будет чётным, то к команде, не играющей в этот день, подставляется очередная цифра, равная последней, и в строчку записываются пары.
В нашем примере для пяти команд календарь игр будет выглядеть так:
1-й день 1-0 5-2 4-3
2-й день 0-4 2-1 3-5
3-й день 2-0 1-3 5-4
4-й день 0-5 3-2 4-1
5-й день 3-0 2-4 1-5
Для шести команд календарь проведения встреч будет таким:
1-й день 1-6 2-5 3-4
2-й день 6-4 5-3 1-2
3-й день 2-6 3-1 4-5
4-й день 6-5 1-4 2-3
5-й день 3-6 4-2 5-1
Второй способ (без чередования полей) используется в тех случаях, когда смена полей не имеет значения или когда игры проводятся на одной площадке. Таблица составляется для чётного количества участников: если количество участников нечётное, то вместо следующего чётного номера ставят ноль.
Принцип составления таблицы следующий. Все участвующие команды делят пополам, и номера команд записывают вертикальным столбцом в два ряда. Первая половина номеров, начиная с первого, записываются сверху вниз, а последующая – снизу вверх. Номера, попавшие рядом, составляют пары первого дня соревнований. Для определения второго дня и последующих дней соревнований в таблице первый номер оставляют остальные передвигают на одно место по кругу против часовой стрелки.
Календарь встреч для семи команд:
1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день
1-0 1-7 1-6 1-5 1-4 1-3 1-2
2-7 0-6 7-5 6-4 5-3 4-2 3-0
3-6 2-5 0-4 7-3 6-2 5-0 4-7
4-5 3-4 2-3 0-2 7-0 6-7 5-6
При участии большего количества команд и возникновении необходимости проведения соревнований в ограниченные сроки календарь встреч составляют с разбивкой команд на предварительные подгруппы. В этом случае часто прибегают к рассеиванию команд. В каждую подгруппу включают победителей предыдущего розыгрыша. Остальные участники определяются жребием. В каждой подгруппе встречи проводят по круговой системе и определяют место каждого участника. Занявшие первые места в подгруппах играют между собой и т.д.
Иногда применяют и другой вариант. Участники, занявшие 1 и 2 места, образуют первую финальную группу, где разыгрывают места по круговой системе; 3 и 4 места образуют вторую финальную группу и т.д.
II. Система розыгрыша с выбыванием. Смешанная система розыгрыша.
Эта система позволяет привлечь к участию в соревнованиях неограниченное количество команд, и провести розыгрыш в короткие сроки. Принцип этой системы: проигравший выбывает из соревнований, и в финале встречаются только две команды, которые разыгрывают между собой первое и второе место.
Недостатком системы с выбыванием является то, что половина всех участвующих выбывают из розыгрыша после первого поражения. Система не исключает элемента случайности (выход в финал не самых сильных команд). Жребий может свести между собой самых сильных участников в начальной стадии розыгрыша, и некоторым из них придётся выбыть из соревнований. Эта система не позволяет определить занятое место каждого участника или команды (кроме 1 и 2 места), принявшей участие в соревнованиях.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то название команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы. Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз.
Если число участвующих команд не представляет степени числа 2, то часть команд, в зависимости от полученных ими по жеребьевке номеров, вступает в игру со второго тура, что определяется по формуле: (А — 2n)*2 = х, где А — количество участвующих команд, п — степень 2, дающая число, максимально приближенное к числу участвующих команд. Например: в соревнованиях участвуют 11 команд, приближенное число 2 в степени п будет 23, т. е. 8. Раскроем формулу: (А — 23)*2 = (11— 23)*2 = (11 — 8)*2 = 6. Следовательно, в первом туре должны играть 6-команд, а 5 команд начнут соревнования со второго тура.
Если число команд четное, то сверху и снизу играет во втором туре равное количество команд, а если нечетное — то снизу играет на одну команду больше, чем сверху.
Схема встреч для 8 команд.
1-й этап 2-й этап 3-й этап
(четвертьфинал) (полуфинал) (финал)
Расчёт числа команд по способу с выбыванием.
Общее число команд – участниц |
Число команд вступающих в борьбу в первом этапе |
Число команд, вступающих в борьбу со второго этапа |
||
всего |
«сверху» |
«снизу» |
||
4 |
4 |
– |
– |
– |
5 |
2 |
3 |
1 |
2 |
6 |
4 |
2 |
1 |
1 |
7 |
6 |
1 |
– |
– |
8 |
8 |
– |
– |
– |
9 |
2 |
7 |
3 |
4 |
10 |
4 |
6 |
3 |
3 |
11 |
6 |
5 |
2 |
3 |
12 |
8 |
4 |
2 |
2 |
13 |
10 |
3 |
1 |
2 |
14 |
12 |
2 |
1 |
1 |
15 |
14 |
1 |
– |
1 |
16 |
16 |
– |
– |
– |
17 |
2 |
15 |
7 |
8 |
18 |
4 |
14 |
7 |
7 |
19 |
6 |
13 |
6 |
7 |
20 |
8 |
12 |
6 |
6 |
21 |
10 |
11 |
5 |
6 |
22 |
12 |
10 |
5 |
5 |
23 |
14 |
9 |
4 |
5 |
24 |
16 |
8 |
4 |
4 |
Смешанная система. Смешанная система предполагает проведение встреч в определённой последовательности. Часто в начальной стадии соревнования проводятся по системе с выбыванием, а на заключительной – по круговой. Но встречается и обратный вариант.
Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша.
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная – проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа.
Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1–2, 3–4, 5–6 и 7-8-е места.
Рис. 10. Определение мест по основной и дополнительной сеткам способа с выбыванием
Второй вариант: команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная – по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах.
Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей – по способу с выбыванием.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?
2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?
3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?
5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).
6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?
Глава 3. Основы обучения технике, тактике, игровой и соревновательной деятельности
3.1. Основы теории обучения навыкам игры в спортивных играх
Обучение в единстве с воспитанием составляют основу образовательного процесса в любой области, в том числе в физическом воспитании и спорте.
3.1.1. Характеристика обучения
Обучение – организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого с целью формирования познавательной деятельности, элементов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками. В этом процессе обучающий (педагог, тренер) и обучаемый (учащийся, студент, спортсмен) – субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и учение (рис. 11).
Рис. 11. Цель и результат обучения как системы – формирование системного комплекта знаний, технико-тактических умений и навыков любой категории обучаемых
Преподавание – деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой информации и управлению процессом их усвоения обучаемым. Учение – деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.
Отличительная черта обучения в физическом воспитании состоит в том, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и качества как средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Двигательное действие – это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решаются двигательные задачи.
В спорте предметом обучения являются приемы ведения соревновательного противоборства – спортивная техника и тактика; в спортивных играх это технические приемы игры и тактические действия. Техника приема игры – это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под структурой приема игры понимают упорядоченный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, систему, ориентированную на успешное решение двигательной задачи. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или координационную структуру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного противоборства спортсмена и максимальной реализации в нем технических приемов.
В процессе обучения решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Образовательные задачи проявляются в следующих особенностях.
Первая. Главным в процессе овладения технико-тактическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономерностей работоспособности человека, которая зависит от различных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы знаний возможностей человеческого организма, возрастных особенностей занимающегося.
Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в спортивных играх – комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уровень физической подготовленности человека. Она выбирается в зависимости от задач и направленности физического воспитания, например, в учреждениях общего и профессионального образования. В спортивных играх это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.
Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств – в процессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вторых, освоение приема игры происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств; в-третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновременном развитии других качеств.
Воспитательные задачи. В процессе обучения решается комплекс воспитательных задач. Воспитывающее воздействие физкультурно-спортивных занятий полностью зависит от качества обучения, от социально значимых целевых установок, без этого занятия положительной педагогической ценности не имеют. Обучающий постоянно должен держать в поле зрения весь комплекс воспитательных задач. Специфика обучения в физическом воспитании накладывает отпечаток на методику решения воспитательных задач через свою специфику: воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями (физическая активность, здоровый стиль жизни); воспитание мужества и умения преодолевать физические трудности (риск, максимальные физические и психические напряжения); воспитание гигиенических навыков и умений; воспитание правильных взаимоотношений среди обучаемых в процессе совместного выполнения технико-тактических действии; воспитание самостоятельности в игровой и соревновательной деятельности, ответственности за свои действия. Решение задач протекает в условиях активного специфического контакта обучающего с обучаемыми.
Оздоровительные задачи. Обучение в физическом воспитании и спорте связано с интенсивным воздействием на все функции организма обучаемых. Это выдвигает обязательное условие: не нанести ущерба здоровью обучаемых. Это относится ко всему комплексу средств физического воспитания и спорта, к содержанию и методике обучения, организации процесса обучения в спортивных играх.
Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируются по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских показателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий.
Для обучения в физическом воспитании и спорте характерно обязательное наличие медицинского контроля (врачебно-педагогического), соблюдение установленных гигиенических норм (врачебно-физкультурные диспансеры, медперсонал на спортивных соревнованиях и т. п.).
Эффективность обучения в спортивных играх во многом зависит от соблюдения принципов обучения – основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности. Суть каждого принципа выражается кратко в следующих положениях.
Принцип сознательности и активности «предписывает»:
• Формировать у обучаемых осмысленное отношение и устойчивый интерес (цели ближние и отдаленные в жизни и спорте, воздействие спортивных игр на организм, их прикладное значение, структура техники, тактики и т. д.).
• Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль (изменения в организме) и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений (обратная связь – срочная и отставленная информация, наблюдение, анализ ошибок, действие).
• Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Сочетание руководящей, направляющей роли обучающего и самонаправленной активности обучаемых.
• Стимулировать активность на основе заинтересованности по средством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятия), достижения реального результата.
• Формировать простейшие методические умения и навыки самоконтроля, умения корректировать свои действия по освоению приемов игры, тактических действий. Активность должна «выходить» за пределы занятий под руководством обучающего, формировать физическую активность как основу здорового стиля жизни.
Принцип наглядности. Наглядность – создание в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых более полного и точного чувственного образа техники, тактики, физических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. Наглядность – не цель, а средство для успешного обучения технике, тактике игры и развития физических качеств.
Основные положения этого принципа.
• Наглядность как необходимая предпосылка освоения приема игры (создание представления, «образа»). Все анализаторы помогают «строить» образ. Выделяют комплексный анализатор («чувство мяча», «чувство ракетки»),
• Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная – зрительный, двигательный анализаторы; опосредованная – слово; с помощью аудиовизуальных средств – сочетание зрения и слуха.
Принцип доступности и индивидуализации. Главным здесь являются учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им заданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).
Основные положения этого принципа.
• Определение меры доступного – одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания и спорта. Здесь можно выделить два главных аспекта: первый – возрастно-половой (многолетний), второй – учет индивидуальных особенностей (на любом уровне многолетнего периода).
• Методические условия доступности: оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражнения и пр.). В этом принципе выделяют правило: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Чем богаче двигательный опыт обучаемых, тем лучше предпосылки для успешного овладения двигательным действием, приемом игры и условие: от простого к сложному, от легкого к трудному (развитие специальных качеств, подводящие упражнения, целостное выполнение приема игры в постепенно усложняющихся условиях, сочетание технических приемов и тактических действий, переключение и т. д.). Особое значение имеют подготовительные и подводящие упражнения, «методические лесенки» – системы упражнений (ведение мяча в баскетболе по прямой, с изменением направления, правой и левой рукой, при противодействии «защитника» и т. д.).
• Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности обучаемых при использовании средств и методов, при построении занятий и осуществлять индивидуальный подход к ним. Как бы ни подбирались обучаемые в группу, даже двух лиц с одинаковыми возможностями не найти. При этом создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Индивидуализация широко используется в спортивных играх: в процессе спортивной ориентации и отбора; при выборе игрового амплуа в командных играх.
Принцип систематичности. Согласно принципу обучение – это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся, образующий систему (упорядоченную целостность). Здесь выделяют следующие положения:
• Непрерывность и преемственность процесса обучения, оптимальное чередование физической нагрузки и отдыха (несоблюдение этого может привести к утрате положительного эффекта занятий).
V Повторяемость и вариативность. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических действий на уровне двигательных умений, навыков и суперумений, а вариативность обеспечивает эффективность приемов игры в различных условиях, в экстремальных соревновательных ситуациях.
• Последовательность занятий, средств, методов. Она тесно связана с требованием доступности, которая во многом определяет последовательность. Последовательность изучения очень важна в игровых видах спорта, где имеет место обширный арсенал технико-тактических действий (атакующих и оборонительных). Последовательность здесь выражается в трех аспектах: первый – локальная последовательность, применительно к способам отдельного приема игры или виду тактических действий; второй – региональная последовательность, отдельно для всей технической подготовки, отдельно для тактической; третий – общая последовательность для технико-тактической подготовки – в динамике многолетней подготовки. Последовательность играет важную роль в развитии физических качеств (нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам, требующим проявления выносливости, а не наоборот; хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки).
Принцип постепенности. Он выражается в следующем:
• Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к увеличению нагрузок.
• Усложнять задания и формы повышения нагрузок. Это необходимо для того, чтобы избежать отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам, что уменьшает сдвиги и может привести к застою результатов. По мере освоения технико-тактических действий необходимо постоянно варьировать условия их выполнения, совершенствование техники сочетать со специальной физической подготовкой, способствующей повышению двигательного потенциала, от которого во многом зависит уровень спортивного результата.
Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.
3.1.2. Двигательные умения, навыки и качества в процессе обучения
В процессе обучения у обучаемых формируются двигательные умения и навыки и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств являются одними из ведущих задач физического воспитания и спорта. Это в равной мере относится к спортивным играм. Знание закономерностей данного процесса обеспечивает рациональное содержание и построение этапов обучения приемам игры и тактическим действиям, развития качеств, помогает правильно отобрать средства и методы, строить занятия.
Двигательные умения, навыки и суперумения – это функциональные образования в организме человека, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий при обучении. Поэтому основные положения обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств опираются на физиологические и психологические закономерности формирования навыков.
Алгоритм развития двигательного действия (технического приема) в процессе обучения: а – незнание, неумение; б – знание об изучаемом приеме игры, двигательная задача; е – представление об изучаемом приеме (его «образ»); г – двигательное умение; д – двигательный навык; е – суперумение (система навыков высшего порядка). Это продвижение от незнания и неумения к совершенному и осознанному овладению комплексом навыков на основе теоретико-практических концепций обучения. Данный алгоритм создает благоприятные условия для эффективного построения и осуществления процесса обучения в спортивных играх: определение задач, выбора средств, методов и т. д. В конечном счете создаются неограниченные возможности совершенствования технико-тактического мастерства в игровых видах спорта.
Двигательное умение. Практическое («двигательное») овладение приемом игры начинается с овладения основой техники, формирования двигательного умения, опирающегося на полученные знания о приеме игры, имеющийся двигательный опыт и сформированное представление, модель, «образ приема».
Двигательное умение – это способность выполнить прием игры, решить двигательную задачу при условии концентрированного внимания обучаемого на каждом движении, входящем в изучаемый прием. Для приема игры на уровне двигательного умения характерны признаки:
– управление движениями, составляющими целостный прием, не автоматизировано, сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно при значительной степени утомления;
– способ решения двигательной задачи нестабильный, происходит поиск лучшего решения.
Первостепенное значение имеют здесь подводящие и подготовительные упражнения, тренажерные устройства. Однако долго на них задерживаться нельзя, в целостном приеме части его выглядят не так, как в отдельности. По мере освоения частей приема они объединяются до его выполнения в целом. К подводящим и подготовительным упражнениям возвращаются с целью исправления ошибок.
Двигательный навык. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык – способность выполнить прием игры, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результатах действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. На этом уровне для приема характерны признаки:
• Выполнение движений, входящих в ДД, происходит без сосредоточения внимания на них обучаемого, т. е. автоматизировано при ведущей роли сознания: автоматизируется процесс исполнения движений, составляющих структуру приема (последовательность, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязь двигательных и вегетативных компонентов, нет противоречия «сознание-автоматизация»).
• Сознание обучаемого направлено в основном на узловые компоненты приема, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи, коррекцию исполнения, в спортивных играх изменение первоначального решения: вместо броска в баскетболе, удара по воротам в футболе – передача партнеру, находящемуся в лучшей позиции.
• Выраженная системность в движениях, которые объединены в целостный прием с устранением лишних движений, экономная затрата сил.
• Повышается роль двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями, зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результаты деятельности (ведение мяча без зрительного контроля в баскетболе).
• Высокая устойчивость к сбивающим факторам: прием игры уверенно выполняется в новой обстановке («чужое поле», шум зрителей на трибунах и т. п.).
Совершенное владение навыком приводит к возникновению комплексного ощущения как результат показаний всех анализаторов: чувство мяча у игровика, чувство ракетки у теннисиста.
Формирование системы технических приемов и тактических действий на уровне двигательных навыков – одна из важнейших задач в спортивных играх. В качестве примера могут служить программы по игровым видам спорта для СДЮШОР, в которых освоение технико-тактического арсенала имеет место с первых шагов в детском возрасте и до перехода молодых спортсменов в команды высших разрядов.
Суперумение – система навыков высшего порядка. Возможности совершенствования двигательной деятельности беспредельны, о чем свидетельствует практика элитного спорта, балета, циркового и танцевального искусства и др. В спортивных играх важная задача состоит в том, чтобы научить свободно и эффективно владеть навыками приемов игры в сложных условиях соревновательной деятельности.
Суперумение или система навыков высшего порядка – это способность эффективно выполнить отдельный прием игры или сочетание нескольких приемов в сложных и экстремальных условиях соревновательного противоборства в игровых видах спорта. Такое комплексное умение возникает на основе надежных двигательных навыков выполнения отдельных приемов игры, высокого уровня развития физических качеств и системы специальных знаний.
Суперумение всегда отличается повышенной ролью сознания: анализ информации в различных ситуациях, нередко при ограниченном времени, принятие решения и выбор целесообразного приема игры, его способа, своевременное и качественное его выполнение. Особая роль суперумения в целостной соревновательной деятельности, состоящей из комплекса технико-тактических действий на уровне навыков: умение эффективно использовать приобретенные приемы игры и их способы в разных сочетаниях и в разнообразной последовательности в соответствии с требованиями окружающей конкретной соревновательной обстановки в игровых видах спорта.
В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.
Каждому способу (системе) присущ порядок составления календаря (расписания) встреч участников соревнования — команды или спортсмена в индивидуальных играх. Перед составлением календаря встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждый участник (команда, спортсмен в индивидуальных играх) получает определенный номер. Для удобства далее применяется термин «команда».
Круговой способ
Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени, особенно если соревнования проводятся в два круга или более.
При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном — на один день меньше этого числа (х = п; х — п — 1, соответственно), где х — количество игровых дней, п — число участвующих команд.
Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле
где х — количество встреч; п — количество команд; (л -1) — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.
В спортивных играх важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника. Календарь может составляться с учетом этого, требования — с чередованием полей или без чередования полей.
Способ с чередованием полей. По таблице определяют, какие номера команд встречаются между собой в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с номером которой указан номер в скобках (он обозначает недостающую команду), в данный день свободна от игр.
Таблицу для любого числа команд можно составить самостоятельно (рис. 3). Число играющих команд делят пополам и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, причем если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, играют 7 команд. Следующую за 7-й четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, т.е. с 5: 5. 6. 7.
При четном числе команд-участниц последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) — следующие по порядку цифры 2, 3, 4. Вновь проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в данном случае — 5) и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над ней и так до тех пор, пока не возникает необходимость поставить цифру 1 над линией.
Цифры, которые окажутся под и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. Если число команд-участниц четное, эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например:
Цифры, расположенные по обе стороны каждой линии, показывают номера игровых пар; причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева — номера команд, играющих на полях соперников.
Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своих полях; цифры над линиями — команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.
Способ без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся на одних и тех же сооружениях. Таблица составляется для четного количества команд, при нечетном последнюю «четную» цифру заменяет ноль.
Все участвующие команды делятся на два столбца пополам: первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера попарно составляют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят передвижение номеров против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте. Может быть два варианта расположения номеров (рис. 4).
При нечетном количестве команд, например 5, вместо номера 6 проставляется 0 — команда в этой паре не играет (выходная).
При большом количестве команд и ограниченном времени соревнования проводятся в два этапа: предварительные и финальные игры. Например, 18 команд делятся на три подгруппы по 6 команд. Занявшие 1-2-е место в подгруппах образуют финальную группу, где разыгрываются 1-6-е место. Занявшие 3-е и 4-е места разыгрывают 7-12-е места и занявшие 5-6-е место разыгрывают места с 13-го по 18-е. Можно разделить на 6 подгрупп по 3 команды. Занявшие первые места разыгрывают места с 1-го по 6-е, вторые -с 7-го по 12-е, третьи места — с 13-го по 18-е. Результаты предварительных игр засчитываются в финале.
Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом, что в первый игровой день включаются в пары сыгравшие команды в предварительных играх и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются финальные группы для определения последующих мест.
Для распределения команд по подгруппам, примерно равных по силам, применяют способ «рассеивания»: по жребию или «змейкой» с учетом результатов предыдущих соревнований (прошлогодних и др.).
Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: 1, 2 и 3 места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем так же 4, 5 и 6 места и т.д. Для всех остальных проводится общая жеребьевка.
Рассеивание змейкой производится следующим образом: на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних), например 8 команд на две и три подгруппы (рис. 5).
В спортивных играх результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами: начисление очков за победу, ничью (в играх, где это возможно), поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих возможны варианты: первый — за победу — 3 очка, ничью — 2, поражение -1 и неявка — 0; второй — за победу — 2, ничью — 1, поражение и неявка — 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу — 2 очка, поражение — 1 и неявка — 0.
В спортивных играх проводятся соревнования, в которых участвует несколько команд («клубный зачет») — две и больше, например студенческих; детско-юношеских — несколько возрастных групп; взрослых и детско-юношеских и т.п. Победителем считается коллектив, в сумме набравший большее количество очков. Возможен при этом зачет по каждой категории команд в отдельности.
При клубном зачете старшие (по возрасту, уровню подготовленности) получают большее количество очков, например, при четырех командах первая за победу получает 4 очка, вторая — 3, третья — 2 и четвертая -1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничьи начисляется половина очков, в первом случае 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков (0).
Варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки юных спортсменов, в этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, сколько взрослым и т.п.
Для учета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается вся необходимая информация с учетом специфики спортивной игры (рис. 6).
При проведении соревнований в два круга каждая клетка делится горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и положенные очки, первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 3:1 (в футболе), ей записывается результат 3:1 и 2 очка, а сопернику записывают 1:3 и 0 очков. При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.
При организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует стремиться к оптимальным срокам их проведения. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, уровня подготовленности участников применяются различные системы их проведения.
Организация соревнований включает в себя такие подготовительные мероприятия как:
подготовка и доведение до сведения подразделений учебного заведения Положения о круглогодичной спартакиаде, где оговариваются условия проведения соревнований по каждому виду спорта;
сбор заявок от подразделений учебного заведения на участие в соревнованиях;
проведение заседаний судейских коллегий с представителями команд, где должно быть оговорено:
условия проведения соревнований;
система проведения соревнований;
утверждение принятых условий и системы проведения соревнований;
составление программы (расписания) проведения соревнований.
Основное назначение жеребьёвки – присвоение участвующим командам (участникам) номеров. Жеребьёвка бывает общей для всех команд или с разбивкой на 2, 3 или 4 подгруппы (где первые 2, 3 или 4 команды сильнейшие, а под них проводится групповая жеребьёвка для остальных команд). Количество номеров соответствует числу участвующих в соревнованиях команд. Основное требование к жеребьёвке — это присутствие на ней всех представителей команд.
Круговая система
При проведении соревнований по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (игр) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.
Количество дней (игр) определяется по формуле:
Где Х — число всех дней проведения (игр), А — число команд (участников).
Чётное количество команд (участников) – 6.
Нечётное количество команд (участников) – 5.
Первый тур составляют пары команд (участников), стоящие друг против друга (цифра “0” – для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки.
Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.
3 5
1
Далее по стрелкам пишутся номера в возрастающем порядке.
3 5 4 1 5
1 2 3
При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки
43 5 4 1 5
52 1 3 2 4
1 2 3
Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.
При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой – слева. Сетка выглядит так:
43 5 4 1 5
Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми – слева.
В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая — по круговому способу или наоборот).
1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.
Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.
При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:
где Х — количество игр, А — количество команд.
Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.
В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.
По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке — номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии — «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.
На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.
Пример для 7 команд
1 день2 день3 день4 день5 день
При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).
Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).
Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке — первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.
Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.
Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.
При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху — справа от свободного номера.
Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.
Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.
Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.
Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.
Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:
где Х — число игр, n — количество команд.
Если количество участников кратно двум (2n — 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:
где А — число участников,
2n — число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.
Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае — 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.
Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале — 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае — между 1 и 7 номерами.
Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.
Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).
Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) — 7-8 места.
Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра
Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах — по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.
Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).