Неправильное построение предложения с косвенной речью
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 173.
Обновлено 31 Августа, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 173.
Обновлено 31 Августа, 2022
Слова персонажа в повествовании чаще всего произносит сам персонаж. Это прямая речь. Монологи, реплики, диалоги героев дают автору возможность полнее воссоздать образ героя (речевая характеристика). Но если такой задачи нет, а важно только содержание высказывания, автор прибегает к косвенной речи. Особенно охотно делают это школьники в своих сочинениях. При этом важно избежать ошибок при трансформации прямой речи в косвенную.
Что такое косвенная речь
Косвенная речь — это передача чужой речи в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. В справочной сообщили, что поезд отправляется в 6 утра. Вера объяснила, что вернулась только из-за мамы.
В части предложения, передающей смысл чужого высказывания, используются только местоимения 3 лица. Ведь говорит о персонаже не он сам, говорит автор, и речь персонажа сливается с авторской, грамматически приспосабливаясь к ней. Особенности речевой манеры героя в косвенной речи не воспроизводятся, передаётся лишь её основное содержание, поэтому в косвенной речи нет места междометиям, эмоционально окрашенным частицам и обращениям.
В некоторых источниках утверждается, что косвенную речь можно передать в простом предложении. Но по правилам русского языка косвенная речь является только придаточным предложением.
Структура предложения с косвенной речью
Придаточное, содержащее косвенную речь, стоит после главной части или разрывает его. Света спросила, когда он будет дома. Света спросила, когда он будет дома, и, получив ответ, нахмурилась.
Косвенная речь присоединяется союзами что, как, будто, чтобы. Он уверял, будто всё видел своими глазами. Директор распорядился, чтобы в кабинет поставили новую мебель.
Если косвенная речь передаёт заданный персонажем вопрос, в её начале стоит то же вопросительное слово, что и в вопросе. Мать спросила, что произошло и где сейчас дед.
В главной части сложноподчинённого предложения может быть указательное слово (местоимение или наречие).
Сестра жаловалась на то, что они редко видятся, что встречи их коротки и случайны.
Нарушения в построении предложения с косвенной речью. Примеры
Неправильное построение предложения с косвенной речью выражается в допущении следующих ошибок.
- Употребление местоимений и глаголов 1 и 2 лица вместо 3-го. Ошибка: Мальчик сказал, что я хочу спать. Правильно: Мальчик сказал, что он хочет спать;
- Употребление обращений и глаголов повелительного наклонения. Ошибка: Андрей предложил, что пойдите, ребята, за водой к колодцу. Правильно: Андрей предложил, чтобы ребята принесли воды из колодца;
- Неуместное использование указательного слова. Ошибка: Инструктор сказал то, что нужно поставить палатки. Правильно: Инструктор сказал, чтобы ставили палатки. Или: Инструктор сказал, что нужно поставить палатки;
- Ошибки в постановке знаков препинания, пропуск союза. Ошибка: Фёдор ответил, он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: он не сможет ничем помочь. Фёдор ответил: что он не сможет ничем помочь. Правильно: Фёдор ответил, что он не сможет ничем помочь.
Союз чтобы уместен там, где речь идёт о просьбе, приказе, побуждении к действию. Примеры: Он велел, чтобы отчёт был готов к вечеру. Бабушка просила, чтобы её оставили в покое. Союз будто используется, когда есть сомнения в точности информации. Павел клялся, будто сам помогал тушить пожар.
Что мы узнали?
Косвенная речь выражается в форме придаточного предложения, присоединяется к главному подчинительными союзами и союзными словами. В косвенной речи используются местоимения и глаголы 3 лица. В ней недопустимы обращения, междометия, глаголы в форме повелительного наклонения. Нужно следить за уместным использованием союзов и указательных слов. Между частями сложноподчинённого предложения ставится только запятая. Неправильно построенное предложение с косвенной речью считается грамматической ошибкой.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 173.
А какая ваша оценка?
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Неправильное построение предложения с косвенной
речью.
Что такое косвенная речь, каковы её особенности? Какие бывают ошибки в предложениях с косвенной речью, как их найти? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи.
Особенности косвенной речи.
- Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.
- Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они – в разных падежах)
- Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.
- Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл.
- В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.
- Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. (Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
- Если прямая речь – повествовательное предложение, то в придаточной части косвенной речи используются союзы:
– что, если говорящий уверен в передаваемой информации(Они сказали, что собрание перенесли на понедельник);
– будто, как будто, если говорящий сомневается в достоверности информации (Они сказали, будто собрание перенесли на понедельник).
- Если прямая речь- побудительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется союз чтобы.
- Если прямая речь- вопросительное предложение, то в придаточной части косвенной речи используется то же союзное слово, которое было в прямой речи ( как, когда, где и др.)
Разберём примеры.
Пример № 1 ( повествовательное предложение).
Прямая речь.
Светлана сказала: «Если бы ты знал, как мне многое нужно повторить, чтобы успешно сдать экзамен».
Косвенная речь.
Светлана сказала о том, что ей многое нужно повторить, чтобы сдать экзамен.
Пример № 2 (побудительное предложение).
Прямая речь.
Учитель объявил: «Ребята, сегодня после уроков вы должны прийти в актовый зал на встречу с преподавателями вузов»
Косвенная речь.
Учитель объявил о том, чтобы ребята после уроков пришли в актовый зал на встречу с преподавателями вузов.
Пример № 3 (вопросительное предложение).
Прямая речь.
Олег спросил: «Что нам задали по литературе?»
Косвенная речь.
Олег спросил о том, что им задали по литературе.
Типичные ошибки в построении предложений с косвенной речью.
- Употребление местоимения в форме 1-го или 2-го лица, а не в форме 3-его лица.
Пример.
Неверно.
Путники решил, что я лучше пережду дождь в селении.
Верно
Путник решил, что он лучше переждёт дождь в селении.
- Неверно построенное сложное предложение с косвенной речью.
Пример.
Неверно.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону, это о нашем предстоящем путешествии и о том, что необходимо для него подготовить.
Верно.
Последнее, о чём она сказала мне по телефону ,- это наше предстоящее путешествие, отметив, что необходимо для него подготовить.
- Неправильное употребление союза в предложении, передающем побуждение к действию.
Пример
Неверно.
Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.
Верно.
Учитель предложил посадить несколько деревьев в школьном саду. (Можно передать косвенную речь и в форме простого предложения).
ИЛИ
Учитель предложил, чтобы все вместе посадили несколько деревьев в школьном саду.
Вывод.
На ЕГЭ чаще встречаются три ошибки в построении предложений с косвенной речью:
- Неверное использование личного местоимения
- Неверное использование средств связи (союзов) в СПП.
- Неверное построение предложения с косвенной речью с синтаксической точки зрения.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Предложения с косвенной речью.
- Найдите предложение с косвенной речью.
- Посмотрите, в какой форме употреблены в придаточном предложении личные местоимения. Если в форме 3-го лица, то нет ошибки. Если в форме 1-го и 2-го лица, то есть ошибка.
- Посмотрите, правильные ли союзы и союзные слова использованы для присоединения придаточного к главному. Помните, что для каждого типа предложения по цели высказывания есть свои союзы и союзные слова.
- Наконец, посмотрите, правильно ли построено сложное предложение, если неверно, то такое предложение «не звучит».
- Помните, что в предложенных вариантах ответов может быть ДВА предложения с косвенной речью. Одно- верное, другое нет. Поэтому читаете все примеры до конца, не записывайте сразу в ответе номер первого предложения с косвенной речью, оно может быть правильным.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с неверным употреблением косвенной речи.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
В обыденной жизни мы часто используем передачу чьих-то слов от своего лица, то есть косвенную речь.
Предложение с косвенной речью – это СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, где главное предложение представляет собой слова автора, а придаточное изъяснительное предложение – косвенную речь.
▪️Вовка сказал: “Я ещё не готов к экзамену”. ➡️ предложение с прямой речью.
▪️Вовка сказал, что он ещё не готов к экзамену. ➡️ предложение с косвенной речью.
Придаточная часть СПП, содержащая в себе косвенную речь, присоединяется к главному предложению при помощи подчинительных союзов (что, будто, чтобы), местоимений и местоимённых наречий (кто, что, какой, как, где, когда, почему…), а также частицы ЛИ.
▪️Он попросил, ЧТОБЫ она осталась.
▪️Он спросил, останется ЛИ она. (*В косвенном вопросе “❓️” не ставится!)
А теперь назовём несколько основных условий для безошибочного построения предложения с косвенной речью.
⚠️ Обращения, междометия, модальные частицы, вводные слова в косвенной речи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ.
⚠️ Местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы) НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ местоимениями 3 лица (он, она, они). Внимания заслуживают и притяжательные местоимения мой, наш, твой, ваш (заменяем на его, её, их)!
⚠️ НЕЛЬЗЯ в предложениях с косвенной речью использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
⚠️ В предложении с косвенной речью обязательно ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ подчинительный союз, союзное слово или частица ЛИ. Опускать их нельзя.
⚠️ Перед косвенной речью ставится запятая, как в СПП. Двоеточие недопустимо!
⚠️ При использовании в качестве средства связи частицы ЛИ наличие подчинительного союза в косвенной речи избыточно!
⚠️ НЕДОПУСТИМО СМЕШИВАТЬ в одном предложении прямую и косвенную речь!
__________________
🍁 Разберём несколько примеров.
▪️Учитель предложил, что давайте, ребята, в субботу сходим в музей.
Мы видим предложение, в котором допущены следующие грамматические ошибки:
– в той части СПП, где содержится косвенная речь, использовано обращение “ребята”;
– глагол стоит в форме повелительного наклонения (“давайте сходим”).
Как исправить❓️
Учитель предложил ребятам, чтобы все вместе в субботу сходили в музей. (Учитель предложил ребятам сходить в субботу музей.)
▪️Отец сказал, что я вернусь поздно.
– Нельзя в предложении с косвенной речью использовать местоимение 1 лица.
(Отец сказал, что вернётся поздно.)
▪️Мы спросили, “откуда ты приехал”.
Здесь мы видим, что произошло смешение прямой и косвенной речи.
(Мы спросили, откуда он приехал.)
▪️ Его не раз спрашивали, что не будет ли он завершать начатое.
Ошибка в избыточности средств связи: при наличии частицы ли (она выступает в качестве средства связи) другие подч. союзы не употребляются.
(Его не раз спрашивали, не будет ли он завершать начатое.)
▪️Путешественник сказал, что всей моей жизни не хватит, чтобы побывать в самых интересных местах на планете.
В той части СПП, где расположена косвенная речь, ошибочно употреблено притяжательное местоимение моей.
(Путешественник сказал, что всей его жизни не хватит, чтобы побывать в самых интересных местах на планете.)
Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.
3
2 737
Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023
В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.
За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.
Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.
Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.
Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:
❌ Это стучат окна, открытых ветром.
✅ Это стучат окна, открытые ветром.
Как найти ошибку:
- Найти в предложении причастный оборот.
- Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
- Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.
Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:
❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.
✅ Готовясь к экзамену, он переживал.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.
Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «по»:
Ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:
❌ Она закончит читать и идёт спать.
✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.
Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.
Неправильное употребление имени числительного
Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:
1. Несогласованность с существительными в роде: «5 коты» вместо «5 котов».
2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «более 15,5 миллионов» вместо «более 15,5 миллиона».
3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «трёхстам» вместо «трёмстам».
Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:
Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:
❌ Это продаётся в магазине «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в «Хозяюшке».
✅ Это продаётся в магазине «Хозяюшка».
Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.
Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.
Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.
Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.
ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «СОТКУ»! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.
Неправильное построение предложения с косвенной речью – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.
Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное построение предложения с косвенной речью», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант:
Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.
Пример 2
Предложение:
Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант 1:
Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
Пример 3
Предложение:
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.
В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
Верный вариант 1:
Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.