Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
«Подхожу к машине, почти села и у правого колеса замечаю осколки пластика. А потом и царапину на двери и крыле», – делится со своими подписчиками в Facebook пользователь lili_shelest. Признается, что сама «притирала» чужие машины во дворе, но хотя бы оставляла номер для связи. Но здесь виновник этого не сделал. О неприятных случаях пишут и другие. Кого-то стукнули на парковке и уехали, других «зацепили» ночью в собственном дворе. Только по официальной статистике ГИБДД, ежемесячно по стране таких ДТП (когда второй участник уезжает) происходит в районе тысячи, а всего за весь 2020 год – 12 590. А случаев, которые не попадают в статистику, наверняка даже больше. Бывает и так, что машину водитель оставляет, а сам уходит. По данным управления, таких ситуаций в прошлом году было 2 628.
Скрылся с места ДТП или нет?
В этих четырех ситуациях водителя не накажут за оставление места ДТП. Если были другие причины, то можно доказать, что скрываться вы на самом деле не хотели. Любовь Сысоева, юрист АБ
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Частный капитал
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
1место
По выручке на юриста
18-20место
По количеству юристов
3место
По выручке
Профайл компании
, говорит, что тут может спасти номер телефона на листочке, который вы прикрепили к лобовому стеклу.
Но даже и без таких записок суд может посчитать, что собственник ТС не хотел скрываться, если он вернулся.
Андрей Коростелев* оставил место ДТП, но успел вернуться до приезда сотрудников полиции. Обстоятельства аварии сотрудники УМВД установили с его участием, он подписал и схему к протоколу осмотра места ДТП. Но после этого его лишили прав на год и 2 месяца по ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») из-за того, что он уехал с места столкновения. Первая инстанция, а потом апелляция и кассация признали его виновным, дело дошло до ВС, который их поправил. Он сказал, что если водитель сначала уехал, а потом вернулся к моменту оформления аварии, то наказывать его как скрывшегося не имеет смысла. ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил (дело № 127-АД16-5).
Другой случай – действительно веские причины уйти. Артем Ананьев* поздно вечером ехал домой на своем «УАЗ Патриот» с двумя детьми и увидел, что въездные ворота к многоэтажке закрыты. Их установила управляющая компания и не всем жильцам раздала ключи. Его дети болели и плохо себя чувствовали, поэтому он протаранил ворота, чтобы заехать. Машину он припарковал во дворе и повел детей домой. Позднее на него составили протокол об административном правонарушении за то, что он оставил место ДТП. Но суд производство по делу прекратил за отсутствием состава. Он решил, что у водителя была причина подняться в квартиру: согласно справке из больницы, дети действительно болели. А скрываться он не хотел, раз припарковал авто рядом со сломанным забором (дело № 5-86/2016).
И совсем другая ситуация, если водитель специально скрылся после столкновения. Тогда отговорки «не знал» и «не заметил» не помогут. Так, Надежда Курачова* пыталась развернуться на своей Mazda, но не рассчитала расстояние и врезалась в припаркованный Renault. Его владелица рассказала, что случилось, и ушла за телефоном, чтобы вызвать сотрудников ГИБДД. Но Курачова дожидаться ее не стала. Сотрудники Госавтоинспекции оформили ДТП, а в отношении виновницы составили протокол об административном нарушении. В суде та утверждала, что не заметила столкновения. Но первая инстанция не поверила. Она учла, что владелица пострадавшей машины рассказала о произошедшем, но водитель все равно покинул место аварии. В итоге Курачову лишили прав на 1 год, решение «засилила» и апелляция (дело № 12-1087/2020).
Как накажут?
Водителя, который стукнул чужую машину и уехал, могут лишить прав на срок от года до полутора лет либо арестовать на 15 суток. Если же в аварии были пострадавшие, то тогда анониму грозит уже уголовная ответственность. Подробнее о том, какое наказание можно получить, если стукнуть чужой автомобиль и уехать, мы писали здесь – «Что грозит за оставление места ДТП».
Мужчину лишили прав на 1 год за то, что он сдавал назад на автомобильной стоянке, зацепил припаркованный автомобиль и уехал. Ч. 2 статьи 12.27 КоАП он хотел признать неконституционной. КС его жалобу рассматривать отказался. Но в своем определении указал, что если такая ситуация не причинила вред пострадавшим и крупный ущерб, то суд может признать правонарушение малозначительным, то есть виновник не будет наказан (определение КС от 07 декабря 2010 года № 1702).
Сысоева говорит, что, несмотря на разъяснения КС, многие российские суды придерживаются иного мнения. Так, Олег Кумаров* оставил свой автомобиль на подземной парковке ТРЦ и ушел по магазинам, а когда вернулся, увидел, что его кто-то «притер». На паркинге были установлены камеры, поэтому он вызвал сотрудников ГИБДД, а они просмотрели видео и быстро вычислили нарушителя. Виноватым оказался Валерий Лисицин* на «Додже». Он объяснил, что не заметил столкновения, скрываться он не хотел. Но суд ему убедить не удалось. А оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью первая инстанция не нашла. Суд решил, что оставление места ДТП независимо от степени причиненного ущерба грубо нарушает правила дорожного движения. В итоге владельца «Доджа» признали виновным по ч. 2 ст.12.2 КоАП и лишили прав на 1 год и 2 месяца. Решение устояло в апелляции (дело № 7-1178/2021).
Виновник уехал: что делать
Если вас только что «стукнули», то нужно постараться запомнить приметы автомобиля. В первую очередь номер, но пригодится, если вы запомните и цвет, марку, какие-то повреждения или другие характерные признаки. Вячеслав Балдин, юрист АБ
Федеральный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
21место
По выручке
, говорит, что дальше нужно позвонить в ГИБДД, рассказать о случившемся и описать автомобиль виновника. Это нужно, чтобы у сотрудников ГИБДД была возможность установить и задержать скрывшийся автомобиль по горячим следам, объясняет эксперт.
Ни в коем случае не надо покидать место ДТП, самому становясь нарушителем, предостерегает Аким Ложковой, адвокат АК
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Уголовное право
. Нужно делать все, как и в обычном ДТП: остановиться, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки и ждать инспекторов. Такие же правила, если ДТП произошло во дворе и виновник давно скрылся.
Сысоева рекомендует не терять время, пока едут полицейские, а найти свидетелей происшествия. «Если они не могут дождаться приезда ГИБДД, возьмите их контакты – это поможет в поисках виновного», – продолжает Сысоева. Оксана Мамедова, член Ассоциации юристов России, советует подключать СМИ или соцсети. Возможно, свидетели увидят и откликнутся. Полезно, по словам Сысоевой, будет осмотреть окрестности. Можно найти автомобиль, на котором есть характерные вмятины или царапины (вдруг он ехал по двору и просто не заметил, что задел вашу машину) и посмотреть, где есть ближайшие камеры. Проще всего получить видео с городских видеокамер.
Если поблизости есть только камеры частников, например, на каком-нибудь магазине, то получить их сложнее. Можно самому попробовать их запросить. Кто-то разрешает снять видео с монитора, другие сначала сами отсматривают записи и говорят, есть ли на кадрах момент аварии. Если видео добровольно не предоставляют, то можно попробовать получить запись через ГИБДД, для этого инспектор должен оформить запрос.
Если собственники видеокамер не хранят записи более суток, а дознаватель никуда не спешит, то адвокат с официальным запросом может молниеносно помочь в истребовании видеодоказательств.
Аким Ложковой, адвокат АК
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Уголовное право
Надежда есть и на то, что сами сотрудники ГИБДД установят виновника аварии. Для этого им нужно подробно описать произошедшее, передать всю известную информацию (телефоны свидетелей, если есть) и отследить, чтобы все это отразили в протоколе. А после его оформления нужно проехать в ближайшее отделение ГИБДД, чтобы написать заявление о розыске скрывшегося участника ДТП.
Кто оплатит ущерб?
У сотрудников полиции есть три месяца на то, чтобы найти виновника, выписать постановление об административном правонарушении и вручить ему под роспись.
Если они не успели, значит, ни лишение прав, ни 15 суток виновнику не грозят, а вот оплатить ремонт автомобиля или компенсировать другой ущерб все равно придется.
Любовь Сысоева, юрист АБ
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (споры mid market)
группа
Частный капитал
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры – high market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
1место
По выручке на юриста
18-20место
По количеству юристов
3место
По выручке
Профайл компании
Если виновный будет установлен и у него есть действующий полис ОСАГО, то компенсацию возместят как обычно, отмечает Сысоева. Если же водитель, устроивший ДТП, не застрахован, то деньги с него можно взыскать через суд.
Виновника не нашли? Возместить деньги по ОСАГО не получится, так как это не страховой случай. Можно получить только компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. До 500 000 руб. заплатят за вред жизни и здоровью потерпевших. Расходы на ремонт эта выплата не покрывает.
Можно «решить» вопрос без ГИБДД?
ДТП оформили, а потом сам пострадавший вышел на водителя, который поцарапал его машину и уехал. Скорее всего, виновник будет предлагать урегулировать вопрос без привлечения полиции. Иначе он рискует временно остаться без прав.
-
ДТП при развороте: почему штраф не удалось отменить
16 марта, 9:28
-
ДТП на каршеринге: что нужно знать
26 ноября, 9:19
Ложковой хорошо относится к идее «договориться на месте», но подчеркивает: нужно фиксировать все договоренности: составлять документы по компенсации вреда, расписки, обязательства.
Мамедова предупреждает, что даже после подписания бумаг (о выплате конкретной суммы) могут возникнуть проблемы: вдруг на месте стороны неверно оценили ущерб, а во время ремонта вскрылись дополнительные дефекты. Не всегда получится довзыскать сумму, потраченную на фактический ремонт. Виновник аварии может просто отказаться доплачивать. Пострадавший может после этого обратиться в суд, но Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права
Федеральный рейтинг.
, называет такие споры малоперспективными для потерпевшего. Выиграть дело (при наличии расписки) можно, доказав, что при подписании соглашения потерпевшего ввели в заблуждение относительно суммы.
Юлия Рамзенкова, член Ассоциации юристов России, считает, что по делу назначат экспертизу, чтобы понять, возникли скрытые повреждения именно из-за ДТП или были и раньше. И если эксперт подтвердит, что неисправности появились после аварии, то суд может и не учесть расписку, полагает Шебанова. Ведь ее подписали люди, которые не имеют специальных технических познаний.
В любом случае Шебанова рекомендует не доводить дело до суда, а сразу при определении размера ущерба авто (и до подписания бумаг) обратиться либо в СТО, либо к независимым экспертам. Они осмотрят ТС и назовут все повреждения.
Балдина рассказала об еще одной возможной проблеме. Иногда виновники столкновений намеренно хитрят, а потом пишут заявление о том, что в аварии на самом деле виноват другой человек, но с места он скрылся. Есть риск, что виновник получит страховое возмещение, а этого человека привлекут к ответственности за оставление места ДТП.
У автовладельцев бывают дни, когда просто не везет.
Около десяти утра мне позвонили с незнакомого номера. Как потом выяснилось, это был сосед. Он поздоровался, спросил, не моя ли серая Хендай Крета. А потом рассказал, что его машину притерли, а мою ударили в правое крыло.
Было особенно обидно, ведь две недели назад я забрал ее из сервиса после ремонта по каско. А за день до этого я перепарковывал ее два раза, чтобы поставить в более безопасном месте. Получается, ошибся.
В статье я расскажу, как действовал в этой ситуации и какие шаги обязательно стоит предпринять человеку, который в подобную ситуацию попал.
Что мне удалось узнать от соседа
Оказалось, что сосед уже провел небольшое расследование: обратился к консьержу и нашел еще одного свидетеля, который видел аварию в окно.
По словам соседа, наши машины задел ПАЗ коммунальных служб с оранжевыми мигалками, который не смог развернуться на повороте. Водитель, видимо, не стал переживать по этому поводу и поехал дальше, но свидетель смог сделать фото и запомнить номер. Еще аварию видел дворник и вроде бы даже снимал ее на телефон.
Мне полегчало. Я прекрасно понимал, что вряд ли кто-то будет сильно стараться, чтобы найти виновника. Но в нашем случае было два свидетеля и шанс, что происшествие попало на камеру видеонаблюдения.
Мы договорились с соседом, что встретимся вечером и вместе вызовем ГИБДД, а он также обратится в городскую систему видеонаблюдения. Но через пару часов сосед снова позвонил и сказал, что, скорее всего, не будет оформлять ДТП в ГИБДД, чтобы оно не отразилось в истории аварий его машины.
Как я обращался в городскую систему видеонаблюдения
Все камеры в Москве объединены в единую систему, развернутую Департаментом информационных технологий города Москвы, ДИТ.
Любой гражданин может обратиться в ДИТ в случае какого-либо происшествия и создать архив записи за нужный период. Тем не менее видеозапись могут получить только сотрудники правоохранительных органов по запросу.
Я позвонил на номер +7 495 587-00-02, представился и рассказал все, о чем меня попросил оператор. Я описал обстоятельства происшествия, рассказал, где и когда оно произошло. Разговор занял примерно десять минут, в конце меня попросили записать номер обращения: его необходимо указать в заявлении в полицию.
Судя по информации на сайте, важно обратиться в ДИТ в течение пяти дней после происшествия. После запроса архив записи будут хранить 30 дней на случай, если заявление где-то затеряется или задержится. В моем случае сотрудники ГИБДД посмотрели записи на третий день после аварии, но если бы они не успели в этот срок, то воспользовались бы архивом.
Что еще мне удалось выяснить
В рассказе соседа я зацепился за номер машины и дворника. Сначала попытался пробить номер машины через бота в «Телеграме». Я попробовал различные вариации номера, менял местами буквы и цифры, но никакого пазика не нашел. Позже выяснилось, что свидетель ошибся в двух цифрах.
С дворником история была интереснее. Я обошел несколько жилищников и нашел ответственного за работу дворников около моего дома. Он позвонил бригадиру дворников, чтобы узнать, кто работал утром около места аварии. Бригадир перезвонил через десять минут: дворник говорит, что видел аварию, но не снимал ее на телефон, потому что был далеко. Номер не запомнил.
По пути домой я подошел к дворникам и нашел среди них свидетеля ДТП. Он не сказал ничего нового, хотя я предлагал ему деньги.
Как я вызывал ГИБДД
Вечером я дождался, когда сосед вернется с работы. Мы познакомились вживую и обсудили ситуацию. Он подтвердил, что не хочет обращаться в ГИБДД: царапины на его бампере исчезнут после полировки, нет смысла тратить время. Позже по просьбе соседа подошел свидетель. Он заново рассказал утреннюю историю и переслал фото пазика.
Все разошлись, а я вызвал ГИБДД. Пока я ждал — а ждал я два часа, — сделал фото на память о том, как не стоит парковаться.
Сотрудники ГИБДД осмотрели место аварии, машину и повреждения. Во время осмотра они почему-то обвинили меня в том, что повреждения старые, ведь на царапинах грязь. Я сказал, что повреждения свежие. Потом спросили про каско. Я был застрахован, поэтому кивнул. Старший группы начал оформлять ДТП.
Мне дали бланк объяснения, где я расписал все, что знал. В итоге получил определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Мне предстояло явиться в ГИБДД через два месяца, чтобы получить информацию о том, нашли ли виновника. Я не хотел затягивать, поэтому планировал прийти через неделю.
В тот же вечер я позвонил в страховую и заявил о ДТП в рамках каско. Через пару дней я дослал в страховую компанию фото повреждений и фото определения от ГИБДД, тогда меня записали на ремонт машины.
Как я разбирался с ГИБДД
На следующий день после аварии мне позвонил сотрудник ГИБДД. Он уточнил марку машины виновника, примерный номер, точное время и место аварии. Мы решили, что проще найти виновника вместе, поэтому договорились, что завтра я подъеду к девяти утра.
Я был на месте к 08:40, оказался вторым в очереди. Около десяти утра я зашел в кабинет и мы начали искать виновника вместе. У сотрудников прямой доступ в систему городского видеонаблюдения, поэтому уже через пять минут у меня на внешнем диске была запись аварии.
После этого по камерам на перекрестках мы отследили дальнейший путь пазика. На одной из них удалось прочитать номер: так я и понял, что свидетель ошибся в двух цифрах. Фотографию с номером мне тоже скинули и попросили, чтобы я перенес все это на отдельную флешку: так можно будет приложить видеоматериалы к делу.
ПАЗ принадлежал государственному бюджетному учреждению, отвечающему за автомобильные дороги нашего округа, и, к счастью, был застрахован по ОСАГО. В ГИБДД мне сказали, что водителя вызовут на допрос.
От меня потребовали показания свидетеля. На видео с камеры подъезда был пазик и БМВ соседа, но именно моя машина в кадр не попала. Показания свидетеля могли бы подтвердить, что на этом видео ПАЗ ударил именно мою Крету.
Мне дали бланк для показаний, который свидетель должен был заполнить собственноручно и лично передать в ГИБДД. Я позвонил ему, мы договорились вечером встретиться. Вместе с бумагой я передал ему бутылку виски в качестве благодарности. Через два дня он отнес показания сотруднику ГИБДД.
Через полторы недели мою машину отремонтировали на СТО. У меня каско с франшизой 10 000 Р. Не знаю, сколько ремонт стоил для страховой.
В следующий раз я приехал в ГИБДД через два месяца после аварии, как и было написано в определении. Мне нужна была бумага с четко прописанными данными виновника ДТП, чтобы страхования компания вернула мне франшизу. Если ущерб причинен по вине третьих лиц и известно, кто это сделал, я платить франшизу не должен.
Я приехал с флешкой, на которой были все фото и видео. К сожалению, дело никак не продвинулось. Его передали в какой-то кабинет, а там потеряли. Виновник ДТП к ним не приезжал, поэтому мне не могли выдать никакие документы. Примерно через час дело нашли, я передал сотрудникам флешку с видеоматериалами. Договорились, что приеду еще через неделю.
Через неделю мне выдали определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором были прописаны обстоятельства аварии и данные виновника. Этой бумаги для страховой было достаточно.
Во время третьего посещения мне сказали, что виновника ДТП все-таки вызовут и будут дожимать его до лишения прав. Я не знаю, чем закончилась эта история для него. Но мне и не особо интересно.
Что в итоге
Мне во многом повезло: с соседями, с городом, где камеры на каждом углу, с сотрудником ГИБДД, который помог найти номер машины и водителя.
Такие истории редко заканчиваются хорошо, но попытаться все-таки стоит. Вот несколько важных моментов:
- Помните про видеонаблюдение. Осмотрите место ДТП и подумайте, на какие камеры оно могло бы попасть. Обращайтесь к собственникам камер максимально быстро, чтобы видео не исчезло с видеорегистратора.
- Опросите соседей. Если бы мне не повезло со свидетелями сразу, я бы начал их искать самостоятельно. Ходил бы по квартирам дома и спрашивал, вдруг кто-то видел ДТП.
- Стоит поспрашивать работников ЖКХ. Дворник не стал мне помогать, но так далеко не всегда.
- В ГИБДД отлично работают по подобным делам, обращаться однозначно стоит. В то же время важно проявить настойчивость и не стесняться приходить раньше, чем написано в бумагах.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.
Полицейские почти всегда находят водителей, покинувших место аварии. Как им удается это делать? Какие способы есть в распоряжении инспекторов ГИБДД? Что может сделать сам пострадавший?
Расследование
Водитель, причастный к ДТП, не имеет права уезжать. Он обязан дождаться прибытия экипажа ДПС, чтобы случившееся оформили в его присутствии. Если автомобилист не соблюдает это требование и решает скрыться, стражи порядка прилагают максимум усилий, чтобы его найти. Для этого инспектор выносит определение о возбуждении дела и назначает проведение административного расследования. В его рамках и будут искать водителя, нарушившего ПДД. Как же это происходит?
Сначала сотрудники ДПС опрашивают остальных участников аварии. Они подробно записывают приметы автомобиля, на котором передвигался нарушитель. Регистрационный знак способны запомнить далеко не все, поэтому в распоряжении инспекторов ГИБДД часто оказываются только цифры. Это не является препятствием для установления личности водителя, но процесс из-за неполноты данных затягивается.
Собранную информацию передают на все посты, несущие службу. Даже если номер машины известен точно, сотрудники ДПС останавливают любые похожие автомобили. Они понимают, что очевидцы могут перепутать цифру или букву, поэтому в данном случае лучше перестраховаться.
Транспортное средство, находящееся в розыске, ставится на специальный учет. После занесения в электронную базу данных машину имеют право задержать даже на территории другого региона. Если водителя остановит инспектор ГИБДД, ему придется проехать в местный отдел полиции и остаться там до выяснения всех обстоятельств.
Идеальная ситуация – когда момент аварии фиксирует видеорегистратор. Сотруднику ДПС достаточно приобщить такой файл к материалам дела. На записи будет видна и марка машины, и ее цвет, и регистрационный знак. Но, к сожалению, приборы для видеосъемки есть далеко не у всех, поэтому полицейским зачастую приходится изрядно потрудиться.
При наличии погибших или потерпевших, получивших тяжкие повреждения, розыском транспорта обычно занимаются оперуполномоченные. У них больше возможностей, чем у рядовых инспекторов ГИБДД. В подобных случаях используют секретные базы данных и задействуют широкий круг внештатных доверенных лиц.
Что может сделать потерпевший?
В розыске виновника ДТП пострадавший заинтересован больше всех. Есть способы, которые помогают быстрее найти правонарушителя. Сегодня в нашем распоряжении есть социальные сети. Опубликуйте пост с информацией о поиске на своей странице. Попросите друзей поделиться им, чтобы о вашей проблеме узнали как можно больше людей. Возможно, появится человек, который проезжал мимо и успел запомнить какие-то важные подробности.
Если вы не ведете социальные сети, напечатайте листовки и расклейте их в том районе, где произошла авария. Оставьте свой контактный номер, чтобы вам могли позвонить очевидцы ДТП. Иногда оказывается, что происшествие попало в кадр чужого видеорегистратора.
Если неподалеку есть магазины или торговые центры, обратитесь к их руководителям. Многие точки оборудованы наружными камерами наблюдения. Как правило, запись с них хранится от двух недель до одного месяца. Может выясниться, что аварию запечатлело одно из таких устройств.
Если ДТП произошло около жилого дома, попробуйте походить по квартирам и побеседовать с их обитателями. Аварии всегда сопровождаются резкими звуками. Кто-то из жильцов в момент столкновения мог выглянуть в окно, услышав характерный шум.
Инспекторы ГИБДД сделают для розыска нарушителя все, что от них зависит. Однако сидеть и пассивно ждать, пока они найдут его, не стоит. Если есть хоть малейшая возможность ускорить процесс, ее обязательно нужно использовать. Главное – не устраивать «разборки» самостоятельно. Если вам удалось найти виновника ДТП, незамедлительно сообщите об этом в дежурную часть.
Как отыскать сбежавшего виновника ДТП
Рассмотрим ситуацию, когда корпус Вашего автомобиля как-либо повредили (поцарапали, помяли бампер, снесли боковое зеркало и т.д.) во время стоянки и просто сбежали с места аварии.
Согласно статистике зарегистрированных в ГИБДД случаев, с данной проблемой ежедневно вынуждены иметь тысячи автомобилистов по всей стране. По факту же подобных случаев больше на порядок. Отыскать и привлечь к ответственности виновника здесь довольно сложно. Эксперты рассказали о надлежащем порядке поиска беглеца и разъяснили вопрос: поможет ли избежать наказания оставленная на месте ДТП записка с данными (телефоном, аккаунтом в мессенджерах и т.д.) виновного.
Правовая характеристика легального оставления места ДТП
Водители могут покинуть место ДТП если:
- на месте самостоятельно оформлена схема ДТП и был посещён ближайший пост ДПС для оформления надлежащих документов;
- виновник аварии повёз пострадавшего в больницу;
- участники столкновения разъехались, чтобы освободить проезжую часть;
- ДТП было оформлено по европротоколу.
Во всех 4-х случаях водитель не понесёт ответственности за выезд с места ДТП. В случае иных причин водителю придется предоставить правоохранителям веские письменные доказательства своего вынужденного отъезда. Эксперты напоминают, что в таких случаях хорошим подспорьем будет оставление записки с Вашими данными на транспортном средстве пострадавшего.
Конечно при последующем разбирательстве в суде, он может посчитать мотивы инициатора аварии покинувшего место ДТП уважительными и без записки, но во всяком случае она продемонстрирует готовность водителя нести ответственность за содеянное.
Если водитель отъезжал с места ДТП, но успел возвратиться до прибытия ГИБДД, то подобная поездка не считается попыткой скрыться с места аварии
Рассмотрим конкретный случай. Водитель по срочным делам был вынужден покинуть место ДТП, но возвратился через несколько минут после приезда на место сотрудников ГИБДД. Обстоятельства аварии правоохранители зафиксировали на месте при его содействии. Виновник ДТП расписался за схему и протокол осмотра места аварии. Однако впоследствии он был лишён прав на 14 месяцев согласно ч. 2. ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязательств по возникновению ДТП».
В последующем разбирательстве 1-ая судебная инстанция после апелляции и кассации объявила вернувшегося на ДТП водителя виновным в неправомерном оставлении места аварии. Однако процесс дошёл до Верховного суда, где вердикт был исправлен.
В заключении ВС РФ было сказано, что водитель, оставивший место ДТП, но успевший на него вернуться до окончания оформления протокола происшествия на месте, скрывшимся не считается. На этом основании ВС РФ отменил вердикт нижестоящей инстанции, и закрыл делопроизводство за номером 127-АД16-5.
То есть в случае, когда у водителя имеются письменно подтверждённые уважительные причины для оставления ДТП до окончания разбирательства на месте, он не считается скрывшимся.
Рассмотрим другую ситуацию. Водитель в позднее время возвращался с 2-мя малолетними детьми домой. Однако проезд во двор его дома был перегорожен установленными за несколько часов до этого жилой управляющей компании воротами, ключи от которых из-за фактического отсутствия на месте проживания водитель получить ещё не успел. Его дети были больны и нуждались в медикаментах, находящихся внутри квартиры. Чтобы получить до них доступ, водитель на своей машине протаранил ворота, припарковался на своём обычном стояночном месте и поднялся с детьми в квартиру.
Впоследствии на него было заведено дело об административном правонарушении с мотивацией по неправомерному выезду с места ДТП. Однако суд прекратил делопроизводство ввиду отсутствия состава преступления. Судебными органами было принято решение об веской мотивации водителя получить доступ к квартире, так как ответчик предоставил справки о том, что его дети действительно экстренно нуждались в находящихся в квартире лекарствах. Скрываться с места ДТП он не хотел, так как припарковался на своём обычном стояночном месте в непосредственной близости от сломанных ворот (дело за номером 5-86/2016).
Неправомерное оставление места ДТП фиксируется, если водитель намеренно скрывается с места аварии без имеющихся на то веских причин
Виновность по неправомерному оставлению места аварии наступает тогда, когда водитель покидает ДТП до приезда полицейских и составления аварийного протокола, без выдачи пострадавшему данных о себе и документальных подтверждений, о срочности его отъезда. Тогда любые оправдания, что не заметил и ни знал о причинённом ущербе, не будут приниматься правоохранительными органами.
Типичная подобная ситуация. Во время разворота на парковку водитель виновник ДТП спровоцировал столкновение с рядом стоящим автомобилем, в котором на тот момент находился другой водитель. Возможности сразу связаться с сотрудниками ГИБДД ни у кого не имелось: у виновника ДТП телефон оказался разряжен, а у пострадавшего водителя находился на его рабочем месте в соседнем здании, так как он вышел на обеденный перерыв за находящимися в машине личными вещами.
Пострадавшая сторона уведомила виновника ДТП о том, что поднимется в здание, чтобы вызвать ГИБДД. Однако виновный в ДТП не стал ожидать пострадавшего и самовольно уехал. Вызванный наряд полиции составил на вместе происшествия протокол об административном правонарушении. Впоследствии инициатор ДТП был обнаружен по запомненному пострадавшим номеру машины.
В суде правонарушитель заявлял, что не заметил причинённого ущерба и поэтому покинул место аварии. По итогу разбирательства виновник аварии был лишён прав на год, а поданная им апелляция только ужесточила наказание (дело за номером 12-1087/2020).
Наказание за неправомерный выезд с места ДТП
Водителя, спровоцировавшего аварию и который неправомерно покинул место ДТП, могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток. В случае, когда на месте спровоцированной аварии без надлежащей помощи остались пострадавшие, то подобное деяние рассматривается уже как уголовное преступление.
Рассмотрим типовую ситуацию по неправомерному выезду с места ДТП. Водитель крупного внедорожника с утра выезжая со своего парковочного места зацепил бампер рядом стоящей машины. Однако ввиду габаритов своей машины не заметил происшествия, и уехал с места спровоцированного ДТП.
По итогу последующего разбирательства он был лишён прав на год. Однако подал прошение в Верховный суд о признании ч. 2 статьи 12.27 КоАП неконституционной. ВС РФ отказал ему в рассмотрении дела, но в комментарии к заявлению указал, что действия водителя причинили незначительный ущерб и не нанесли никакого вреда пострадавшему. Поэтому с учётом компенсации пострадавшему за вынужденный ремонт, инициатора ДТП ещё как-либо наказывать не стоит (определение КС РФ от 07.12.10 г. за номером 1702).
Однако по словам экспертов текущая практика многих судов общей инстанции противоречит данному разъяснению КС.
Рассмотрим другой пример. Водитель оставил свой автомобиль на подземной парковке ТЦ и отправился за покупками. По возвращению он обнаружил на своей машине следы от ДТП, и отсутствие рядом виновника аварии, который просто попытался скрыться. Однако парковка ТЦ была оборудована камерами видеонаблюдения, благодаря которым удалось распознать номер машины нарушителя и привлечь того к ответственности.
Эксперты говорят, что особо важно при попытке нарушителя скрыться с места ДТП запомнить номер, марку и иные значимые отличительные особенности его автомобиля. После чего необходимо немедленно сообщить данные нарушителя полиции, чтобы полицейские поймали беглеца по горячим следам.
Категорически не рекомендуется самостоятельно бросаться в погоню за нарушителем, тем самым покидая место ДТП. Так как здесь пострадавший и сам становится нарушителем. Даже если виновник правонарушения скрылся с места ДТП, пострадавшему необходимо выполнить стандартный перечень действий для автомобиля, попавшего в аварию: поставить знак аварийной остановки и дожидаться полиции.
Эксперты рекомендуют до момента приезда сотрудников ГИБДД для разбирательства на месте, самостоятельно найти свидетелей случившегося. В случае, когда свидетели по каким-либо причинам не могут остаться на месте происшествия до приезда ГИБДД, взять у них контакты, чтобы полиция впоследствии смогла снять с них показания и найти виновного.
Хорошим шагом здесь будет придание происшествию гласности с использованием мессенджеров и социальных сетей. Также целесообразно будет после составления протокола осмотреть окрестности в поиске автомобилей, подпадающих под описание машины правонарушителя со свежими следами от ДТП. Поискать на месте правонарушения камеры, которые могли бы зафиксировать момент аварии.
Как получить данные с камер видеонаблюдения в Москве:
- набрать номер круглосуточной горячей линии столичной системы видеонаблюдения;
- определиться с оператором наиболее близкой к ДТП камере;
- попросить о сохранении данных в архив;
- сообщить номер своей заявки в ГИБДД;
- сотрудник получит запись и передаст её на электронном носителе (выдаст ключ от облачной базы данных).
В случае если на месте ДТП наличествовали только камеры различных частных структур, получить от них данные будет сложнее. Если владелец частной организации (магазина, склада и т.д.) отказывается предоставлять Вам данные со своей камеры видеонаблюдения, необходимо подать соответствующий запрос в ГИБДД. Тогда истребовать данные будет уже полиция по запросу. Однако эта процедура потребует нескольких дней.
В случае, когда собственники видеокамер не хранят на них записи более суток и отказываются передавать данные, эксперты рекомендуют воспользоваться услугами юриста для подачи запроса на срочное истребование видеодоказательств.
Даже если у Вас нет возможности передать сотрудникам ГИБДД видеозапись с места происшествия, в Ваших интересах предоставить им как можно более точную и исчерпывающую информацию о правонарушителе. При этом проследите, чтобы все полученные от Вас данные были отражены в протоколе. Далее подаётся заявление по розыску правонарушителя.
Кто возместит причинённый при ДТП ущерб?
У правоохранительных органов имеется 3 месяца на поиск ответчика и вручение тому под подпись постановления об административном правонарушении.
В случае если полиции сделать этого в установленные сроки не удалось, виновник ДТП избежит карательных меры по административному правонарушению (лишения прав или ареста). Однако после установления и доказания его причастности даже спустя 3 месяца, нарушитель обязан возместить причинённый ущерб.
Если у нарушителя оформлен полис ОСАГО компенсация будет взыскана в обычном режиме. Если же нарушитель не застрахован, взыскание производится через суд.
Если нарушителя установить не удалось, компенсацию за аварию при наличии страхового договора можно получить от Российского Союза автостраховщиков. Они могут выплатить сумму до полмиллиона руб. за причинённый ущерб жизни и здоровью пострадавших. Однако это не целевая компенсация на покрытие ремонта машины.
Есть ли возможность решить вопрос на месте без участия ГИБДД?
Рассмотрим вариант, когда после оформления ДТП пострадавший самостоятельно отыскал неправомерно уехавшего до составления протокола виновника аварии. В этой ситуации виновник аварии заинтересован в решение вопроса без огласки. В противном случае ему грозит лишение прав.
Эксперты утверждают, что договориться на месте вполне возможно. Однако при этом нужно внимательно следить и фиксировать все оформляемые договорённости: сразу составлять компенсационные документы, обязательства и взымать расписки.
Однако здесь есть свои дополнительные риски, так как даже после согласования всех договоренностей во время ремонта автомобиля может вскрыться дополнительный ущерб, требующий новых компенсаций.
На практике при оформлении ДТП по обоюдному согласию на месте, потерпевшему далеко не всегда удаётся компенсировать за счёт виновника весь ущерб. Виновник может просто отказаться платить, мотивируя это тем, что ранее уже были достигнуты исчерпывающие договорённости.
Конечно пострадавший после этого может обратиться в суд. Но такое дело будет мало перспективным, так как у него на руках будет отсутствовать протокол осмотра места аварии от ГИБДД, и суд может посчитать требования компенсации необоснованными и даже мошеннической схемой.
Выиграть такое дело можно лишь имея на руках расписку от виновника ДТП (наличие которой признаёт другая сторона) доказав, что ответчик намеренно ввёл пострадавшего в заблуждение касательно суммы компенсации за причинённый ущерб.
В таком случае судом по делу будет назначено проведение технической экспертизы, с целью выявить фактический источник возникших скрытых повреждений: имелись ли они ранее, или были вызваны ДТП. Если выяснится 2-ое, то суд вправе аннулировать расписку и взыскать с ответчика дополнительную компенсацию на покрытие ущерба.
При этом эксперты рекомендуют при возникновении неучтённых издержек по выявившимся скрытым проблемам не доводить дело до суда, а немедленно обратиться к независимым экспертам. Если такая экспертиза подтвердит виновность в скрытых повреждениях инициатора ДТП, при его отказе дополнительно компенсировать убытки, взыскать с ответчика компенсацию в судебном порядке уже будет значительно проще.
Также распространена практика, когда виновники ДТП намеренно вводят полицию и суд в заблуждение, говоря, что на самом деле аварию спровоцировало другое лицо, сразу скрывшиеся с места правонарушения. Здесь существует риск мошеннического получения виновником ДТП страховой компенсации и обвинении 3-го лица по 2 ст. 12.27 КоАП.
При подобных вопиющих случаях, при отсутствии свидетелей, подтверждающих ложные показания, специалисты рекомендуют обратиться за экспертизой на полиграфе (детекторе лжи). После чего мошенник уже будет привлечён к уголовной ответственности.
все статьи
Добрый день!
Как и многие, я очень люблю свою машину, и очень не люблю, когда другие относятся к чужому имуществу по-свински.
Возможно некоторые из вас заметили, что на просторах D2 18 марта появлялся от меня пост по поводу ДТП, который затем был быстренько удален, т.к. особого успеха не приносил, а действовать нужно было по уму и быстро.
Прошло примерно 4 суток, и я хотел бы поделиться с вами своей ситуацией, рассказать о нюансах, с которыми я столкнулся, а также дать советы, а не просто скопировать какую-то похожую статью из интернета о том, что нужно делать, когда тебя притерли.
День был выходной, суббота, 18 марта.
Погода отличная, ну и я поехал на дачу капать снег, чтобы он быстрее растаял. По итогу задолбался и пошел заниматься другой фигней — резать веточки:)
Нарезав так несколько коробок, чтобы легче было утилизировать, отмыл и пропылесосил бибику, чуть ее зафоткал и поехал в сторону дома.
Вот так кстати сзади видно когда у меня включена камера, (на все зеркало показывает вид сзади, оч удобно. При включении задний передачи показывает картинку ниже) наверное я уже в каждом посте о ней похвастался, но она ну просто топчик и от части имеет отношение к делу.
По приезду домой, припарковал машину как обычно и погнал дальше своими делами заниматься. К слову, паркуюсь я всегда вот так:
Чтобы немножко внести ясности, у нас во дворе идет стройка и количество парковочных мест сократилось на 150 примерно. Чтобы не занимать другие места, у меня есть возможность перекрывать наши другие машины, либо соседские. И так мы меняемся, в зависимости от того, кому когда куда ехать.
Прижимаемся очень плотно и не создаем никаких неудобств абсолютно никому (я так считаю, по крайней мере).
Также машина всегда под рукой, под фонарём и под несколькими камерами.
Тут думаю следует вернуться к моем регистратору, съемка у меня в довольно хорошем качестве спереди и сзади, но я пожалел в свое время 1000 р. и не купил провод для прямого подключения на блок предохранителей (тогда камера начинала бы съемку в момент срабатывания сигнализации и не занимала бы порт прикуривателя).
В общем это опыт, о котором будет ниже, а видеорегистратор попозже дооснащу.
Время 22:26, у меня срабатывает сигнализация. К слову, самая громкая во всех ближайших дворах, и с другой ее не спутать. Смотрю в окно, вижу рядом другую машину, которая чуть тупит и затем сматывается.
Быстро осознав ситуацию я срываюсь вниз, но виновника уже нету, а повреждения есть:
Бампер вылетел с крепления, поломаны ушки, но в остальном вроде ничего серьезного.
И вот тут уже то, что нужно сделать в первый момент:
Убедиться, что виновник действительно скрылся.
Собственно если вы видите, что рядом его нет, значит его нет.
Ищем свидетелей, в максимально быстрые сроки.
К счастью, рядом стояли парень с девушкой, и девушка успела запомнить гос. номер нарушителя.
Получив приблизительную информацию о машине,
следует незамедлительно обратиться в полицию и сообщить о факте ДТП, об отсутствии пострадавших, о том, что виновник скрылся и назвать данные его машины, какими обладаете на данный момент. Обязательно запомнить время ДТП.
Всю эту информацию у вас итак спросят, но где то на полочке в своей голове ее лучше отложить, чтобы ничего не пропустить и не затупить.
Звонил я на номер 911, а там уже переключили куда нужно. Другие телефоны спецслужб я никогда не запоминаю и пользуюсь всегда этим, в любых случаях.
Данный телефон является общей диспетчерской, поэтому будет еще полезным спросить номер ГИБДД по вашему округу, чтобы продублировать им информацию на всякий случай.
В СМС через пару минут я его получил.
В общем звонки приняли, данные я передал, оставалось ждать.
Ждал я к слову 8 часов ровно…
Успел поесть, полежать, поиграть в приставку, и вырубиться.
Когда телефон вышел из режима “Не беспокоить” по таймингу, раздался звонок.
Кстати, учтите этот факт. Если у вас яблоко и подобные настройки стоят, до вас попросту могут не дозвониться, пока вы уйдете домой ожидать в ночное время (если это произошло рядом и такая возможность есть).
Позвонивший сотрудник ДПС сказал что подъезжает и чтобы я выходил, и заблаговременно включил аварийку.
Затем он дал мне лист объяснений, и я пошел его заполнять.
Получилось как-то так, но вроде что-то да есть, хотя за такое время нарушитель успел бы в случае чего уехать очень-очень далеко.
После чего, отдав свое объяснение сотруднику, я расписался на зарисованной карте, еще где-то (читайте обязательно, самое важное чтобы было указано, что виновник скрылся) и получил определение:
На этом можно было бы и закончить, но я решил не останавливаться.
Шаг следующий, звоним в Департамент информационных технологий вашего города и просим сохранить записи в камер городского видеонаблюдения.
Для города Москвы номер следующий:
8 (495) 587 00 02
Там необходимо сообщить адрес, дату и время, которое вас интересует. Сотрудники там очень вежливые и отзывчивые, поэтому с радостью подскажут какие конкретно камеры расположены вблизи данного адреса, являются ли они городскими и можно ли их в дальнейшем будет просмотреть.
Без данного звонка информация затрется через 5 дней, а с момента обращения (в срок от 1 до 30 дней) заявка будет обработана и записи сохранятся на 30 дней.
В общем обратился в ДИТ я 19 марта в обед примерно, и в 09:00 21 марта мне позвонили и сказали, что архив готов.
Данные записи могут получить правоохранительные органы, адвокат, но врядли вы лично.
Затем начался квест следующий.
Записи то есть, но вот как мне их посмотреть?
Можно ждать еще пару дней и разобрать их с группой розыска, куда меня вызвали в Определении, но решил сперва все же убедиться, что на этих материалах нужная мне информация и я не промахнулся (в сутки можно так забронировать на сохранение 3 периода времени, длительностью не более чем 30 минут каждый, на сколько я помню).
В общем звоним в Дежурную часть района, там получаем данные участкового.
Если в Дежурную часть вы дозваниваетесь почти моментально, то с участковым так не всегда работает. Спустя пару часов мы вышли с ним на связь и договорились о встрече на следующий день.
Наступило 22 марта. И вот этот день оказался решающим во всех смыслах.
В 11:00 я посетил участкового, где он онлайн просмотрел записи с придомовой территории (номер, который дали мне сотрудники ДИТа для просмотра не пригодился, т.к. записи еще не затерлись и они доступны были онлайн).
При просмотре было установлено, что гос. номера конкретно в моем дворе прочитать очень сложно в темное время суток (собственно поэтому я и ставлю вблизи освещения автомобиль). Затем дошли до нужного нам эпизода (видеоматериалами поделиться не могу, но опишу их составляющую).
Время записи 22:25 — из подъезда выходит мужчина, садится в машину, припаркованную задом к заду моей, там метра 2 расстояние, он сдает назад и врезается в мой авто, которое на сантиметров 10 пошатнуло. Сработала сигнализация, сработали фары аварийки, а он в свое время незамедлительно уезжает.
Запись с другой видеокамеры, в 100 метрах от места ДТП, зафиксировала, что люди повернулись в данный момент, значит все было отчетливо слышно. (Стоящая там девочка как раз и подсказала мне примерный гос. номер нарушителя, за что ей огромное спасибо).
В общем он скрылся, и мы мало что увидели конкретно тут.
Камеры на улицах (дороги именно), снимают получше, но это уже отдельную работу нужно проделывать, не об этом в общем.
Есть в той видеозаписи один интересный момент, а именно курьерская сумка определенного цвета.
Участковый сразу сказал у кого такие цвета, затем мы нашли более четкий фрагмент на остановленной записи и прочитали название заведения.
Пару минут, и я еду в сторону данного ресторана (на горячей линии мне отказались предоставлять по телефону данные о чужих заказах в определенное время на конкретный адрес).
В этот момент случается просто эпик-ситуация
Почти подъехав я замечаю черную Дэу Нексия, у которой гос. номер очень похож на тот, который мне сообщили очевидны (отличие в 2 знаках). Но выглядит она как будто не так как-то.
В общем ситуация вышла там забавная, мужик прости:))
Он не совсем понимал о чем идет речь, но кажется теперь думает что он и его машина в розыске.
Вышла ошибочка, дежурившие рядом сотрудники ДПС быстренько информацию проверили и она не подтвердилась. Просто очень похожая машина оказалась.
Продолжаем поиски.
Возвращаемся на тоже место и доезжаем оставшиеся метров 500 до ресторана.
Та-дам!
А вот я тебя и нашел!
Идем в заведение, вытаскиваем главного, показываем документы и начинаем задавать вопросы. Сотрудник быстро пошел на встречу, всю информацию предоставил оперативно и подробно.
Собрав все воедино, и рискуя тем, что нарушитель через какое-то время может узнать о ситуации, в которой он находится и скрыться, я поехал к группе розыска с предложением немедленно выезжать и захватывать 😀
Там меня немного поправили в процедурах, как все это происходит, и ситуация взяла совсем другой оборот.
В общем дополнив комплект документов еще одним объяснением:
я получил новую информацию:
первым делом будет отправлено письмо собственнику авто с назначенным временем явки,
затем если явки не будет, то машина подается в розыск и до первого поста, где проверят документы,
но если в течении 3 месяцев виновник не попадется, то он избежит полностью ответственности по данному административному нарушению.
После я получу документы для страховой, она пошлет меня нафиг в свою очередь, т.к. виновник не определен и трясти деньги не с кого, а мне все это время ездить с кривым бампером. Такое себе.
Но этот день был полон неожиданных поворотов.
Я поинтересовался, а если я сам его сюда приведу?
Мне сказали что будет здорово, но только не в багажнике и чтобы потом заявления о похищении не поступало.
Понял, услышал. Выезжаем на тот самый адрес, где была припаркована его машина.
Затем разговор снова с главным лицом в заведении, небольшая пробежка за виновником, который не убегал, а просто решил через черный ход обойти здание и прийти ко мне сам, чтобы не проходить мимо прилавка (т.е. обойти здание, а не пройти 5 метров через кассы).
Обрисовав ему ситуацию и предложив всем желающим поехать с нами, согласился только он и мы направились снова к группе розыска.
В общем удивлению не было предела, когда спустя пол часа я захожу в кабинет и представляю всем виновника тождества.
Итог:
Человек подтвердил, что в ту дату на данной машине находился по данному адресу, затем в такое-то время уехал с него. ДТП не заметил, но при этом что-то почувствовал, но т.к. у него уже стаж 10+ лет и аварий никогда не было, то он не поверил в то, что это авария.
Также сообщил, что сигнализацию он не слышал, хотя я при всем ресторане продемонстрировал как она орет и что ее не услышать нереально, но при этом он видел как какие-то лампочки моргали (аварийка) и т.д.
В общем не понимая кажется вообще ничего, дал объяснения, получил свои бумажки, а я свои.
Итог: в ближайшем будущем у него лишние прав, повышение стоимость страховки и мб еще какие-то плюшки, ну а мне 18 апреля прибыть на осмотр авто, получить завершающие документы и обратиться в страховую (по поводу нее потом будет отдельный пост, мб не буду обращаться).
Цель всего этого мероприятия была именно наказать нарушителя, т.к. если у него не было ДТП за 10+ лет ранее, это не значит, что их действительно не было. И железо — это железо, а вот если собьет так человека по невнимательности — это будет уже не хорошо, а потом скажет: ничего не было, я же внимательный водитель. Поэтому пусть переосмысливает свой пофигизм. Считаю, что все сделал правильно и максимально оперативно, хотя другой бы на моем месте просто вставил бампер обратно в защелки и поехал бы дальше по своим делам. Но каждый день я этим заниматься не хотел бы.
В момент написания данного поста в мою машину прилетела бутылка от бомжа (по совместительству алкаша), ничего не разбито. А месяц назад несколько авто на парковке закидали яйцами.
Люди блин, да что ж с вами такое.
И это не к тому, что нас в доме кто-то не любит. У нас прекрасные отношения со всеми соседями и живем тут более 30 лет, просто то курьеры, то алкаши, то подростки. И никто им не объяснит, что так делать не нужно.
В заключении хочу сказать следующее:
1. Не бойтесь потратить свое время, чтобы добиться справедливости. Да, в органах дел не впроворот, но при оказании должного содействия, все решается за часы.
2. Если вас притерли на дороге или где-то и уехали, все равно оформляйте ДТП. Вы можете поехать по своим делам, а нарушитель вернется на место ДТП и вызовет ДПС — тогда уже вы будете являться скрывшимся с места ДТП и возможно понесете наказание в виде лишения прав или ареста на 15 суток.
3. Если скрывшийся водитель успел вернуться на место ДТП до подписания документов с ДПС, он может не являться уже скрывшимся, если докажет, что место ДТП покинул вынужденно (К примеру, плохо чувствовал себя его ребенок. Он отвез его и затем вернулся. Но все это должно быть документально подтверждено).
4. Пока виновник не определен, в страховую по ОСАГО смысла обращаться нет. На всякий случай позвоните им и уточните, а лучше несколько раз, тк их разговоры с вами записываются и этим вы можете апеллировать в дальнейшем (Обратиться можно в течении 3 лет кажется, но везде пишут, что сообщить надо в течении 5 дней. Я сообщал каждый день разным операторам, каждый сказал, что пока завершающих документов нет — обращаться не нужно).
5. И будьте блин вежливее. Ну сколько можно то, на самом деле.