Прямое и переносное значение слова. Примеры
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо .
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значение слова называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море — море пшеницы — море народу ;
- лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность .
Примеры слов в переносном значении
- шепчет бабушка — шепчет листва ;
- ударил палкой — ударил мороз ;
- плачет малыш — плачет дождь ;
- лелеять ребенка — лелеять мечту ;
- медный колокольчик — синий колокольчик ;
- серёжки в ухе — березовые серёжки ;
- зимний вечер — вечер жизни ;
- железные детали — железные нервы ;
- жемчужные бусы — жемчужные зубы ;
- деревянный стол — деревянная походка .
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Что такое глаголы в переносном смысле?
Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе.
Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении.
Приведем примеры : летит птица илетитвремя ( метафора ) ; тянуть веревку итянутьвремя ( метафора ).
Что означает глаголы в переносном смысле?
Что означает глаголы в переносном смысле.
С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл?
Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл.
5 предложений с глаголами в переносном смысле?
5 предложений с глаголами в переносном смысле.
С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Составить два предложения с глаголами в переносном смысле?
Составить два предложения с глаголами в переносном смысле.
С глаголами “дремать”, “купаться” составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле?
С глаголами “дремать”, “купаться” составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле.
С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Какой из глаголов дан в переносном смысле?
Какой из глаголов дан в переносном смысле.
Что значит глагол в переносном смысле?
Что значит глагол в переносном смысле.
Вы находитесь на странице вопроса Что такое глаголы в переносном смысле? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Учитель 7 букв 6 звук у – [у] – гласная, безударная ч – [ч’] – согласная, непарная глухая, непарная мягкая. И – [и] – гласный, ударный т – [т’] – согласный, непарная глухая, парная мягкая е – [э] – гласная, безударная л – [л’] – согласная, непарная ..
Мама ушла в магазин. Прилетели снегири. Иди мой посуду! Дай мне! Ты пойдешьешь гулять? Будешь есть.
Она шла через лес. Миша переходил улицу по зебре. Помоги же мне! Сядьте уже! А что нам на сегодня задали? Какой ваш любимый цвет.
К дверям – женский род, неодушевлённое, дательный падеж, 3 склонение существительное, яблочный – прилагательное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
1)овощное рагу 2)электронные весы 3)тёплое пальто 4)вельветовые брюки 5)справочное бюро 6)горячее кофе 7)дворовые качели 8)приятные хлопоты.
План текста “Ребята в лесу” 1)Пошли в лес. 2)Костёр. 3)Нашли местечко. 4)Ночь прошла успешно. Мысребятамипошли влес. Таммывстретиликабана, белкуимножестводругих, дикихживотных. Янабралмножестворазновидностейгрибовэто – опята, подосиновики, лиси..
Пилой – сущ. , ж. р. , ед. Ч, неодуш. , нариц. , 1 скл. , Т. п.
Пилой окончание ой, основа слова пил, корень пил.
Обычно, когда я прихожу после школы, мой котик встречает меня на пороге, я раздеваюсь, мою руки и Мама накладывает мне покушать. В то время как я ем, котик ходит около моей ноги, пока мама не видит, я даю ему колбаску и похоже ему это нравится. В о..
[spoiler title=”источники:”]
https://russkiiyazyk.ru/leksika/perenosnoe-znachenie-slova-primeryi.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4572955_cto-takoe-glagoly-v-perenosnom-smysle/
[/spoiler]
Как называется глагол в переносном значении? Примеры?Aleksandr LXXV 9 лет назад
Ксюшенька 9 лет назад Глагол в переносном значении называется метафорой. Происходит это за счет переноса значения. Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе. Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении. Приведем примеры: летит птица и летит время ( метафора ); тянуть веревку и тянуть время ( метафора ). автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Глаголы конкретного физического действия
Вопросы классификации глагольной лексики являются актуальными в современной лингвистике. Ученые выделяют несколько типов семантических классов глаголов в соответствии с тем значением, которое они передают. При этом вопрос построения универсальной классификации является открытым, поскольку невозможно выделить единый критерий, который был бы положен в основу типологии.
Основу семантической классификации глаголов заложил В.В. Виноградов, в дальнейшем она была дополнена другими лингвистами. В соответствии с ней выделяются:
- Неполнозначные глаголы-модификаторы, выступающие в роли вспомогательных (связки в составных сказуемых: стал учителем, начал заниматься) или модальных (хочу поесть, должен сделать).
-
Знаменательные глаголы, подразделяющие на два больших класса:
- акциональные, обозначающие действие. Это глаголы физического действия (чистить, шить, строить), движения и перемещения в пространстве (летать, бежать), речемыслительной деятельности (думать, говорить), взаимонаправленного действия (драться, обниматься), восприятия и выражения чувств (видеть, нюхать, гневаться) и др.;
- неакциональные, семантика которых не связана с активным действием над объектом; такие глаголы указывают на констатацию факта, состояние или на причинно-следственную связь между объектами: находится, холодает и проч.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Замечание 1
В зависимости от контекста глагол может выступать и как акциональный, и как неакциональный. Например, глагол «строить» выступает как глагол конкретного физического действия в высказывании «Рабочий строит дом»,и как неакциональный глагол состояния в предложении «Он много из себя строит».
Глаголы конкретного физического действия представляют собой наиболее многочисленный класс лексем. Их основные свойства заключаются в следующем:
- Обозначают активное реальное действие: Я мою посуду. Крестьяне косят траву. Плотник пилит доску.
- Указывают на целенаправленность данного действия, наличия объекта, на который оно направлено: Техник починил компьютер.
- Потенциальная наблюдаемость действия и его локализация во времени и пространстве (данный признак является факультативным): Художник рисует картину. Рабочие разматывают кабель.
Глаголы конкретного физического действия употребляются, как правило, в прямом значении и являются в большинстве своем переходными, так как выражают действие, направленное на какой-либо объект: латать рубашку, чинить телевизор, забивать гвозди, солить суп.
«Глаголы конкретного физического действия и их переносное значение» 👇
Однако возможности русского глагола, как и всей лексической системы в целом, заключаются в формировании у них переносного значения, когда семантика конкретного действия утрачивается, а глагол начинает обозначать другие виды действий или переходит в разряд неакциональных.
Переносное значение глаголов конкретного физического действия
Рассмотрим явления употребления акциональных глаголов с семантикой конкретного действия в переносном значении.
Сравним два предложения: Лесоруб пилит дерево / Жена пилит мужа. В первом высказывании глагол «пилит» имеет значение «разрезает с помощью пилы». Действие, выраженное данным глаголом, является конкретным и направлено на объект – дерево. Во втором случае глагол «пилить» употребляется в переносном значении – «придираться, упрекать». В его семантике нет значения конкретного физического действия, производимого над объектом. По выражаемому значению глагол ближе к акциональному глаголу с семантикой передачи эмоционально-чувственных состояний.
Употребление подобных глаголов в переносном значении может изменять их классификационный статус: из акциональных они превращаются в неакциональные. Например: Девочка спускается по лестнице – глагол «спускается» обозначает конкретное действие «перемещаться вниз»; Дорога спускается к реке – глагол «спускается» неакциональный с семантикой локализации в пространстве (располагается под уклоном).
Употребляясь в переносном значении, глаголы конкретного физического действия утрачивают связь с реальной основой действия и приобретают метафорическое значение, поэтому зачастую входят в состав устойчивых сочетаний. Рассмотрим некоторые из них:
- Глагол «идти» в переносном значении употребляется в следующих контекстах: Материя идёт на платье (используется). Тебе идёт этот цвет (подходит к лицу). Он идёт по головам (действует беспринципно) и др.
- Глагол «бежать»: бежать от проблем – игнорировать что-либо; бежать со всех ног – быстро.
- Рубить: рубить с плеча – действовать прямолинейно, решительно; рубить концы – завершать какое-то дело, разрывая все связи.
- Резать: резать правду-матку – говорить прямиком, без обиняков; резать слух – диссонировать в звучании; резать по живому – доставлять боль, дискомфорт.
- Бросать: бросать взгляд – взглянуть мельком, бегло; бросать слова на ветер – говорить безответственно; бросить камень в чужой огород – дискредитировать кого-то намеком; бросать в беде – оставлять кого-то без помощи, подводить в трудный момент.
Как видно из приведённых примеров, глаголы конкретного физического действия в переносном значении утрачивают связь с конкретным объектом и целенаправленность, приобретая статус неакциональных. Данные процессы указывают на подвижность глагольной лексики внутри существующих семантических групп и на необходимость построения более универсальной типологии глагольной лексики, учитывающей ряд критериев, причем не только семантических, но и грамматических.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
РУССКИЙ ЯЗЫК
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.
Глагол
-
2 слайд
Глагол
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растёт. -
3 слайд
Что такое глагол?
Чем чаще всего является в предложении?
Что ещё вы знаете о глаголе? -
4 слайд
Что вы можете сказать о выражениях:
Птица летит и время летит? -
5 слайд
Прямое значение – прямо указывает на предмет, действие и явление:
седая голова, потерять шляпу,
вершина горы, волчий хвост.Переносное значение- переносит прямое значение слова на другой предмет:
седая зима, потерять голову,
вершина славы, волчий аппетит. -
6 слайд
Интересное слово
В русском языке нашёл
Я такое слово: шёл.
Шёл и дождик,
Шёл и снег,
Шёл и просто человек.
Утром шёл десятый час.
Шёл мультфильм,
Он шёл для нас. -
7 слайд
С данными именами существительными составьте
предложения. Какое значение имеет глагол в
полученных предложениях.спит
-
8 слайд
плывёт
С данными именами существительными составьте
предложения. Какое значение имеет глагол в
полученных предложениях. -
9 слайд
Определите значение глаголов в отрывке стихотворения.
-
10 слайд
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
И. С. Никитин -
11 слайд
ИТОГ
У одного глагола может быть несколько значений.
Смысл слова уточняется в предложении, в тексте.
Вопрос-то в чём?
Прямое и переносное значение глаголов.
Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.
Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.
На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:
1. Объясните значение выделенных слов:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)
2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?
3. Прочитай:
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)
Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.
4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:
Кто играет?
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)
Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.
Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.