Как найти подобные радикалы

Иррациональные выражения

Иррациональные выражения – это выражения, содержащие в себе корни различных чисел.

Преобразовывать иррациональные выражения можно разными способами. В каждом из них в той или иной степени присутствует разложение на множители, вынесение общего множителя или ФСУ (формулы сокращенного умножения).

СВОЙСТВА КОРНЕЙ:

1. (sqrt{a} bullet sqrt{b} = sqrt{text{ab}})

2. (frac{sqrt{a}}{sqrt{b}} = sqrt{frac{a}{b}})

3. (left( sqrt{a} right)^{n} = sqrt{a^{n}})

4. (sqrt[m]{a^{n}} = a^{frac{n}{m}})

5. (sqrt[n]{sqrt[m]{a}} = sqrt[text{nm}]{a})

6. (left( sqrt{a} right)^{2} = a)

7. (sqrt{a^{2}} = left| a right|)

8. (sqrt{a} + sqrt{b} neq sqrt{a + b})

ПОДОБНЫЕ РАДИКАЛЫ:

Корни могут называть радикалами, а подобные радикалы – это корни из одинаковых чисел. Чтобы сложить подобные радикалы, нужно вынести повторяющийся радикал как общий множитель. Например:

(sqrt{2} + 5sqrt{3} – 2sqrt{3} –3sqrt{2} = (5sqrt{3} – 2sqrt{3}) + (sqrt{2} – 3sqrt{2}) = (5 –2)sqrt{3} + (1 –3)sqrt{2} = 3sqrt{3} – 2sqrt{2})

МЕТОДОМ РАЗЛОЖЕНИЯ ПОДКОРЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ НА МНОЖИТЕЛИ:

По свойству корней мы знаем, что

(sqrt{text{ab}} = sqrt{a} bullet sqrt{b})

Поэтому при упрощении иррациональных выражений используется метод разложения на множители.

Например:

(sqrt{18} + sqrt{32} = sqrt{9 bullet 2} + sqrt{16 bullet 2} = sqrt{9} bullet sqrt{2} + sqrt{16} bullet sqrt{2})

Корни из 9 и из 16 легко извлекаются:

(sqrt{9} bullet sqrt{2} + sqrt{16} bullet sqrt{2} = 3sqrt{2} + 4sqrt{2} = 7sqrt{2})

ПРИМЕНЕНИЕ ФСУ ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ:

1. Если мы видим под корнем ФСУ, то мы можем свернуть выражение на множители:

Например:

(sqrt{4a^{2} + 4ab + b^{2}} = sqrt{left( 2a + b right)^{2}} = left| 2a + b right|)

2. Так же в иррациональных выражениях можно заметить разность квадратов:

((7 + sqrt{5})(7 – sqrt{5}) = 7^{2} – left( sqrt{5} right)^{2} = 49 – 5 = 44)

Из-за того, что в разности квадратов оба выражения возводятся в квадрат, корень второй степени уходит.

ДРОБНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:

1. Рассмотрим выражение:

(frac{3sqrt{8}}{sqrt{2}})

Упростить его можно двумя способами.

  • 1 Способ:

Домножим дробь на иррациональное выражение в знаменателе:

(frac{3sqrt{8}}{sqrt{2}} = frac{3sqrt{8} bullet sqrt{2}}{sqrt{2} bullet sqrt{2}})

Произведение двух корней можно занести под один корень:

(frac{3sqrt{8 bullet 2}}{sqrt{2 bullet 2}} = frac{3sqrt{16}}{sqrt{4}} = frac{3 bullet 4}{2} = 6)

Ответ: 6.

  • 2 Способ:

Внесем частное двух корней под один корень:

(frac{3sqrt{8}}{sqrt{2}} = 3sqrt{frac{8}{2}})

Числа внутри корня можно сократить:

(3sqrt{frac{8}{2}} = 3sqrt{4} = 3 bullet 2 = 6)

Ответ: 6.

В обоих случаях получился один ответ. Разница была в ходе рассуждений. Оба способа основываются исключительно на свойствах корней.

Пример №1:

Найдите значение выражения при (a = 8, b = 2:)

(frac{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} + 3sqrt{b})}{a – 6sqrt{text{ab}} + 9b})

1. Сначала упростим выражение в знаменателе. Свернем его по ФСУ:

(frac{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} + 3sqrt{b})}{a – 6sqrt{text{ab}} + 9b} = frac{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} + 3sqrt{b})}{{(sqrt{a} – 3sqrt{b})}^{2}} = frac{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} + 3sqrt{b})}{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} – 3sqrt{b})})

2. Сократим одинаковые скобки в числителе и в знаменателе:

(frac{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} + 3sqrt{b})}{(sqrt{a} – 3sqrt{b})(sqrt{a} – 3sqrt{b})} = frac{sqrt{a} + 3sqrt{b}}{sqrt{a} – 3sqrt{b}})

3. Теперь подставим в выражение значения a и b:

(frac{sqrt{a} + 3sqrt{b}}{sqrt{a} – 3sqrt{b}} = frac{sqrt{8} + 3sqrt{2}}{sqrt{8} – 3sqrt{2}})

4. Разложим (sqrt{8}) на множители:

(frac{sqrt{8} + 3sqrt{2}}{sqrt{8} – 3sqrt{2}} = frac{sqrt{4 bullet 2} + 3sqrt{2}}{sqrt{4 bullet 2} – 3sqrt{2}} = frac{2sqrt{2} + 3sqrt{2}}{2sqrt{2} – 3sqrt{2}} = frac{5sqrt{2}}{–sqrt{2}} = –5)

Ответ: (–5).

ПРИБЛИЖЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОРНЕЙ:

Приближенное значение корня:

Можно найти приближенное значение любого корня. Для этого предполагают, между какими числами корень может находиться.

Например:

(sqrt{30})

Округлим (sqrt{30}) до целого. Представим его как число, заключенное между какими-то натуральными числами. Мы знаем, что ближайшие значения квадратов для 30 – это 25 (квадрат 5) и 36 (квадрат 6):

(sqrt{25} < sqrt{30} < sqrt{36})

(5 < sqrt{30} < 6)

Значит округление (sqrt{30}) в сторону 5 – это округление с недостатком, а в сторону 6 – округление с избытком. Значит целое значение (sqrt{30} = 5).

Подберем значение (sqrt{30}) до десятых. Найдем квадраты чисел 5,1, 5,2, 5,3 и т.д., пока не найдем два значения, между которыми заключено число 30.

(sqrt{29,16} < sqrt{30} < sqrt{30,25})

(5,4 < sqrt{30} < 5,5)

Теперь мы знаем, что число (sqrt{30}) = 5,4 до десятков. Таким образом можно найти приближенное значение корня до любого разряда.

СРАВНЕНИЕ КОРНЯ С ЧИСЛОМ:

Чтобы сравнить корень и число, нужно возвести оба числа в квадрат:

(a > b Longleftrightarrow a^{2} > b^{2} Longleftrightarrow sqrt{a} > sqrt{b})

Сравнить:

(sqrt{98} и 9)

1. Возведем обе части в квадрат:

({(sqrt{98})}^{2} и 9^{2})

(98 и 81)

2. Определим знак неравенства между этими числами. Для их корней знак будет таким же:

(98 > 81)

(sqrt{98} > 9)

Если корень сравнивают с отрицательным числом, то возводить оба числа в квадрат не нужно. Любой корень всегда будет больше отрицательного числа, т.к. любое положительное число больше отрицательного:

(sqrt{a} и b, при b < 0)

(a > 0 по определению корня)

(b < 0 < sqrt{a})

(b < sqrt{a})

§ 19. Подобные радикалы и их сложение

Ч А С Т Ь II. ГЛАВА I. СТЕПЕНЬ, КОРНИ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

На главную страницу Алгебра. Д.К. Фаддев, И.С. Соминский.
Скачать оригинал Алгебра. Д.К. Фадеев, И.С. Соминский на странице Сборники Математики.
Ниже можете посмотреть тексты для быстрого ознакомления (формулы отображаются не корректно).

Похожие статьи: Алгебра в школе. ВЕКТОРЫ. Библиотека учителя. Школьная математика.

Вообще говоря, сумма или разность двух различных корней не
может быть приведена к более простому виду. Например, никакими

преобразованиями нельзя упростить выражение a -f- ~f b . Но в одном
частном случае упрощающие преобразования возможны, именно,
если слагаемые радикалы подобны.

ЧП в семье Порошенко — сын попал в ДТП

Подобными называются такие радикалы, которые, во-первых, имеют
одинаковую степень и, во-вторых, могут быть преобразованы к произведениям
одного и того же радикала на рациональные числа или
рациональные выражения. Например, j/~8 и |/^18 подобны, ибо

Два радикала я-й степени подобны в том и только в том случае,
если отношение их подкоренных выражений есть я-я степень рационального
числа или рационального выражения.
Для того чтобы сложить или вычесть подобные радикалы, нужно
предварительно сделать такие вынесения множителей из-под знака
корня, чтобы подкоренные выражения оказались равными, и после
этого сделать вынесение радикала за скобку, например

Если же *в алгебраической сумме, содержащей радикалы, не все
радикалы подобны, то следует порознь объединить все подобные
между собой радикалы

§ 20. Исключение иррациональности в знаменателе

Дробное выражение, в знаменатель которого входят радикалы,
может быть преобразовано к виду дроби, не содержащей радикалов
в знаменателе. Такого рода преобразования называются исключением
иррациональности в знаменателе.
Мы рассмотрим лишь некоторые частные случаи этого преобразования.
С л у ч а й 1. Знаменатель есть радикал, т. е. дробь имеет вид
А
V T ‘
В этом случае нужно подобрать дополнительный множитель к подкоренному
числу до полной л-й степени и затем умножить числитель
и знаменатель дроби на корень л-й степени из этого дополнительного
множителя.
П р и м е р . Исключить иррациональность в знаменателе

256 Подобные радикалы и их сложение. Библиотека творческого учителя.

Случай 2, Знаменатель есть сумма или разность рационального
выражения и квадратного радикала, т. е. дробь имеет вид

В этом случае целесообразно умножить числитель и знаменатель
т выражение a — Y b или соответственно на выражение я + }/Т.
Получим

Радикальные выражения вида а -уУ Ь и а — Y Ъ часто называют
сопряженными радикальными выражениями. Таким образом, в рассматриваемом
случае для исключения иррациональности в знаменателе
нужно умножить числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное
со знаменателем.

257 256 Подобные радикалы и их сложение. Библиотека творческого учителя.

Библиотека творческого учителя, Подобные радикалы и их сложение

Radical Operations

When I say “radical operations,” I don’t mean extreme medical procedures, like having your arm removed and replaced with an otter, or perhaps having your cousin Irving surgically grafted to your left side, so that you become the world’s first man-made conjoined twins. Instead, I mean the much more boring concepts of adding, subtracting, multiplying, and dividing radicals.

There are specific rules you have to follow when simplifying expressions containing radical expressions, just like there are special rules governing polynomial expressions. Once again, you’ll find that multiplication and division don’t have the same strenuous requirements that addition and subtraction have placed on them.

Addition and Subtraction

Back in Introducing Polynomials, you learned that you could only add or subtract two polynomial terms together if they had the exact same variables; terms with matching variables were called “like terms.” Radicals operate in a very similar way. In order to add two radicals together, they must be like radicals; in other words, they must contain the exact same radicand and index.

If you’re asked to add or subtract radicals that contain different radicands, don’t panic. Try to simplify the radicalsthat usually does the trick.

Example 3: Simplify the expression

Solution: Notice that the second radical can be simplified, since one of 50’s factors is a perfect square. Rewrite

and pull the 5 out of the radical to get

The original problem now looks like this:

Talk the Talk

Like radicals have matching radicands and indices, like 652x2y and -952x2y ; only like radicals can be added to or subtracted from one another.

Simplify the second radical further by multiplying the 2 outside the parentheses by the coefficient within.

Without even trying to make it happen, you’ve created a pair of like radicals, since the radicands and indices match. Because they’re like radicals, you can combine their coefficients (3 – 10 = -7) and follow the result with that matching radical expression. So, the final answer will be

You’ve Got Problems

Problem 3: Simplify the expression 38x4 + 4x3x.

Multiplicaton

Radicals have one important property that I have not yet mentioned: If two radicals with the same index are multiplied together, the result is just the product of the radicands beneath a single radical of that index. Translation: If you’re multiplying radicals with matching indices, just multiply what’s underneath the radical signs together, and write the result under a radical sign with the same index as the original radicals had.

Notice that you don’t need like terms in order to multiply radicals; all you need is that matching index.

Example 4: Simplify the expression

Solution: You’re asked to square that radical, which means it’s multiplied by itself.

Multiply the radicands together and write the product beneath a radical sign of index 3:

Now all you need to do is simplify the radical.

You’ve Got Problems

This property of radicals is true thanks to exponential Rule 4 from Encountering Expressions, which said that (xy)a = xaya. Technically speaking, a radical is the same as a fractional power, so nxy is the same as (xy)1/n, which can be rewritten as x1/ny1/n, or (nx)(ny).

You’ve Got Problems

Problem 4: Simplify the product (12x2y)(3xy).

Division

The quotient of two radicals with the same index can be rewritten beneath a single radical sign, just like the product of those radicals. In other words, the expression x · y is equivalent to

However, there is a new concern that surfaces when you’re dealing with radical divisionthe presence of a radical in the denominator of your final answer.

If an expression contains a radical symbol that cannot be completely eliminated during simplification, then it is most likely irrational. For a long time, it has been considered bad math etiquette to leave a radical in your answers, because of the long and ugly decimals associated with such numbers. It’s the equivalent of going to a fancy dinner party and chewing with your mouth open, which would be considered rude, even if you don’t mean it to be.

It’s not as though you’re actually expected to divide that horrible decimal into the numerator or anything, but even the prospect of such a gross division problem has created peer pressure to eliminate any radicals housed below the fraction line in a process called rationalizing the denominator. It’s a final, and easy, step some teachers require and others (such as myself ) don’t. Make sure to ask whether you’ll be expected to rationalize denominators in solutions.

Example 5: Calculate and rationalize the quotient.

Solution: Write the quotient as a fraction beneath a single radical sign.

Talk the Talk

The process of removing all radical quantities from the denominator of a fraction is called rationalizing the denominator.

Critical Point

Remember, you’re allowed to multiply a fraction by anything divided by itself, because that’s technically the same thing as multiplying by 1 (anything divided by itself equals 1).

You can simplify the coefficients by dividing both 12 and 8 by 4, the greatest common factor. Apply exponential Rule 2 from Encountering Expressions to simplify the variables: x7 – 1 = x6 and y1 – 3 = y-2 (which means there’s a y2 in the denominator).

Write the numerator and denominator as separate radicals again, and simplify them.

This fraction has an irrational piece in its denominator: 2 . To eliminate it, multiply that value times both the numerator and denominator.

Multiply the numerators and denominators separately and simplify. Notice the answer has no radical in the denominator.

You’ve Got Problems

Problem 5: Find the quotient and rationalize, if necessary.

2x2y3 · 18x3y2

CIG Algebra

Excerpted from The Complete Idiot’s Guide to Algebra © 2004 by W. Michael Kelley. All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. Used by arrangement with Alpha Books, a member of Penguin Group (USA) Inc.

You can purchase this book at Amazon.com and Barnes & Noble.

Основные свойства корней

1)

2)

( b
0 )

3)

( k
0 )

4)

( k
0 )

5)

( если k
0, то а

0 )

6) Если k
= п , то

7)

а, если
а
0

– а, если
а
0

Например: 1)

,
т.к.

;


,
т.к.

;

2)

3)

;


;

4)

;


;


;

5)

;


;

6)

;

7)

Простейшие преобразования радикалов

а) Вынесение
множителя за знак радикала


;


;

б) Внесение
множителей под знак радикала


;

в) Приведение
подобных радикалов


;

Определение:
Радикалы
называются подобными, если после
приведения их к простейшему виду они
имеют равные подкоренные выражения и
одинаковые показатели.


;


;

Действия над радикалами

а) Сложение и
вычитание


;


;

б) умножение и
деление радикалов


;


;


;


;

в) возведение
радикала в степень


;


;

П.2.2 Обобщение понятия степени.

а) степень с
натуральным показателем.

О
пределение:

степенью
числа
а (
а

0 )
с
натуральным показателем
n

1
называется
произведение
n
множителей,
каждый из которых равен
а
, т.е.

п раз

Если п=1,
то полагают

.

Число а
основание
степени, п
– показатель степени.

Например:

б) степень с целым
показателем.

К множеству целых
чисел относятся натуральные числа, им
противоположные и ноль.

Определение степени
с натуральным показателем мы уже дали,
поэтому дальнейшим расширением понятия
степени будет введение степени с нулевым
показателем и целым отрицательным
показателем.

Определение
степени с нулевым показателем:

а

= 1

Например:

;

Определение
степени с целым отрицательным показателем:

Степенью числа а
0)
с целым отрицательным показателем (п0)
называется

число,

т.е.

Например:

в) степень с
рациональным показателем.

К множеству
рациональных чисел относятся целые и
дробные числа.

.

После рассмотрения
степени с целым показателем, введение
степени с дробным показателем будет
дальнейшим расширением понятия степени.

Определение:
Степенью числа
а

0
с
рациональным
показателем


,
где

называется число

,
т.е
.

Например:


;


;

Если а
= 0
,


0 ,

то

– существует и

= 0

Например:


;

Если а
= 0
,


0 ,

то

– не существует

Например:


;

– на ноль делить нельзя

г) степень с
иррациональным показателем.

Рассмотрим степень

,
где а
– любое положительное число, а

1,
а т
– любое иррациональное число. Здесь
могут быть такие три случая:

1) а

1,
т
– положительное иррациональное число,
например

.

2) 0

а

1,
т
– положительное иррациональное число,
например

.

Введя понятие
степени с натуральным, целым, рациональным
и иррациональным показателями, мы можем
теперь говорить о степени с действительным
показателем, для которой выполняются
следующие свойства.

Основные
свойства степени.

1)

(
)

2)

,
а
0
(
)

3)

(
)

4)

(
)

5)


где а

0, b

0; m

R
; n

R

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий