Вычисление погрешностей измерений
Выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин, т. е. определением значений величин опытным путём с помощью измерительных приборов (средств измерения), и обработкой результатов измерений.
Различают прямые и косвенные измерения. При этом результат любого измерения является приблизительным, т. е. содержит погрешность измерения. Точность измерения физической величины характеризуют абсолютная и относительная погрешности.
Прямое измерение — определение значения физической величины непосредственно с помощью измерительного прибора.
Абсолютную погрешность прямых измерений определяют суммой абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчёта Δx = Δиx + Δоx при условии, что случайная погрешность и погрешность вычисления или отсутствуют, или незначительны и ими можно пренебречь.
Абсолютная инструментальная погрешность Δиx связана с классом точности прибора. Абсолютные инструментальные погрешности некоторых средств измерений представлены в таблице 1.
Средства измерений | Диапазон измерений | Абсолютная инструментальная погрешность |
Линейки: металлические деревянные пластмассовые |
150, 300, 500 мм 400, 500, 750 мм 200, 250, 300 мм |
0,1 мм 0,5 мм 1 мм |
Лента измерительная | 150 см | 0,5 см |
Мензурки 2-го класса | 100, 200, 250 см3 | 5 см3 |
Амперметр школьный | 2 А | 0,05 А |
Миллиамперметр | от 0 до Imax | 4 % максимального предела измерений Imax |
Вольтметр школьный | 6 В | 0,15 В |
Термометр лабораторный | 100 °С | 1 °С |
Барометр-анероид | 720–780 мм рт. ст. | 3 мм рт. ст. |
Штангенциркули с ценой деления 0,1; 0,05 мм | 155, 250, 350 мм | 0,1; 0,05 мм в соответствии с ценой деления нониуса |
Микрометры с ценой деления 0,01 мм | 0–25, 25–50, 50–75 мм | 0,004 мм |
Абсолютная погрешность отсчёта Δоx связана с дискретностью шкалы прибора. Если величину измеряют с точностью до целого деления шкалы прибора, то погрешность отсчёта принимают равной цене деления. Если при измерении значение величины округляют до половины деления шкалы, то погрешность отсчёта принимают равной половине цены деления.
Абсолютная погрешность определяет значение интервала, в котором лежит истинное значение измеренной величины:
Относительную погрешность прямого измерения определяют отношением абсолютной погрешности к значению измеряемой величины:
Относительная погрешность характеризует точность измерения: чем она меньше, тем точность измерения выше.
Косвенное измерение — определение значения физической величины с использованием формулы, связывающей её с другими величинами, измеренными непосредственно с помощью приборов.
Одним из методов определения погрешности косвенных измерений является метод границ погрешностей. Формулы для вычисления абсолютных и относительных погрешностей косвенных измерений методом границ погрешностей представлены в таблице 2.
Вид функции y | Абсолютная погрешность Δy | Относительная погрешность |
x1 + x2 | Δx1 + Δx2 | |
x1 − x2 | Δx1 + Δx2 | |
Cx | CΔx | |
x1x2 | |x1| Δx2 + |x2| Δx1 | |
xn | |n||x|n−1Δx | |
lnx | ||
sinx | |cosx| Δx | |
cosx | |sinx| Δx | |tgx| Δx |
tgx |
Абсолютную погрешность табличных величин и фундаментальных физических постоянных определяют как половину единицы последнего разряда значения величины.
Погрешности измерений, представление результатов эксперимента
- Шкала измерительного прибора
- Цена деления
- Виды измерений
- Погрешность измерений, абсолютная и относительная погрешность
- Абсолютная погрешность серии измерений
- Представление результатов эксперимента
- Задачи
п.1. Шкала измерительного прибора
Шкала – это показывающая часть измерительного прибора, состоящая из упорядоченного ряда отметок со связанной с ними нумерацией. Шкала может располагаться по окружности, дуге или прямой линии.
Примеры шкал различных приборов:
п.2. Цена деления
Цена деления измерительного прибора равна числу единиц измеряемой величины между двумя ближайшими делениями шкалы. Как правило, цена деления указана на маркировке прибора.
Алгоритм определения цены деления
Шаг 1. Найти два ближайшие пронумерованные крупные деления шкалы. Пусть первое значение равно a, второе равно b, b > a.
Шаг 2. Посчитать количество мелких делений шкалы между ними. Пусть это количество равно n.
Шаг 3. Разделить разницу значений крупных делений шкалы на количество отрезков, которые образуются мелкими делениями: $$ triangle=frac{b-a}{n+1} $$ Найденное значение (triangle) и есть цена деления данного прибора.
Пример определения цены деления:
Определим цену деления основной шкалы секундомера. Два ближайших пронумерованных деления на основной шкале:a = 5 c b = 10 cМежду ними находится 4 средних деления, а между каждыми средними делениями еще 4 мелких. Итого: 4+4·5=24 деления. Цена деления: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1}\ triangle=frac{10-5}{24+1}=frac15=0,2 c end{gather*} |
п.3. Виды измерений
Вид измерений
Определение
Пример
Прямое измерение
Физическую величину измеряют с помощью прибора
Измерение длины бруска линейкой
Косвенное измерение
Физическую величину рассчитывают по формуле, куда подставляют значения величин, полученных с помощью прямых измерений
Определение площади столешницы при измеренной длине и ширине
п.4. Погрешность измерений, абсолютная и относительная погрешность
Погрешность измерений – это отклонение измеренного значения величины от её истинного значения.
Составляющие погрешности измерений
Причины
Инструментальная погрешность
Определяется погрешностью инструментов и приборов, используемых для измерений (принципом действия, точностью шкалы и т.п.)
Погрешность метода
Определяется несовершенством методов и допущениями в методике.
Погрешность теории (модели)
Определяется теоретическими упрощениями, степенью соответствия теоретической модели и реальности.
Погрешность оператора
Определяется субъективным фактором, ошибками экспериментатора.
Инструментальная погрешность измерений принимается равной половине цены деления прибора: $$ d=frac{triangle}{2} $$
Если величина (a_0) – это истинное значение, а (triangle a) – погрешность измерения, результат измерений физической величины записывают в виде (a=a_0pmtriangle a).
Абсолютная погрешность измерения – это модуль разности между измеренным и истинным значением измеряемой величины: $$ triangle a=|a-a_0| $$
Отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению, выраженное в процентах, называют относительной погрешностью измерения: $$ delta=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%} $$
Относительная погрешность является мерой точности измерения: чем меньше относительная погрешность, тем измерение точнее. По абсолютной погрешности о точности измерения судить нельзя.
На практике абсолютную и относительную погрешности округляют до двух значащих цифр с избытком, т.е. всегда в сторону увеличения.
Значащие цифры – это все верные цифры числа, кроме нулей слева. Результаты измерений записывают только значащими цифрами.
Примеры значащих цифр:
0,403 – три значащих цифры, величина определена с точностью до тысячных.
40,3 – три значащих цифры, величина определена с точностью до десятых.
40,300 – пять значащих цифр, величина определена с точностью до тысячных.
В простейших измерениях инструментальная погрешность прибора является основной.
В таких случаях физическую величину измеряют один раз, полученное значение берут в качестве истинного, а абсолютную погрешность считают равной инструментальной погрешности прибора.
Примеры измерений с абсолютной погрешностью равной инструментальной:
- определение длины с помощью линейки или мерной ленты;
- определение объема с помощью мензурки.
Пример получения результатов прямых измерений с помощью линейки:
Измерим длину бруска линейкой, у которой пронумерованы сантиметры и есть только одно деление между пронумерованными делениями. Цена деления такой линейки: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1}= frac{1 text{см}}{1+1}=0,5 text{см} end{gather*} Инструментальная погрешность: begin{gather*} d=frac{triangle}{2}=frac{0,5}{2}=0,25 text{см} end{gather*} Истинное значение: (L_0=4 text{см}) Результат измерений: $$ L=L_0pm d=(4,00pm 0,25) text{см} $$ Относительная погрешность: $$ delta=frac{0,25}{4,00}cdot 100text{%}=6,25text{%}approx 6,3text{%} $$ |
|
Теперь возьмем линейку с n=9 мелкими делениями между пронумерованными делениями. Цена деления такой линейки: begin{gather*} triangle=frac{b-a}{n+1}= frac{1 text{см}}{9+1}=0,1 text{см} end{gather*} Инструментальная погрешность: begin{gather*} d=frac{triangle}{2}=frac{0,1}{2}=0,05 text{см} end{gather*} Истинное значение: (L_0=4,15 text{см}) Результат измерений: $$ L=L_0pm d=(4,15pm 0,05) text{см} $$ Относительная погрешность: $$ delta=frac{0,05}{4,15}cdot 100text{%}approx 1,2text{%} $$ |
Второе измерение точнее, т.к. его относительная погрешность меньше.
п.5. Абсолютная погрешность серии измерений
Измерение длины с помощью линейки (или объема с помощью мензурки) являются теми редкими случаями, когда для определения истинного значения достаточно одного измерения, а абсолютная погрешность сразу берется равной инструментальной погрешности, т.е. половине цены деления линейки (или мензурки).
Гораздо чаще погрешность метода или погрешность оператора оказываются заметно больше инструментальной погрешности. В таких случаях значение измеренной физической величины каждый раз немного меняется, и для оценки истинного значения и абсолютной погрешности нужна серия измерений и вычисление средних значений.
Алгоритм определения истинного значения и абсолютной погрешности в серии измерений
Шаг 1. Проводим серию из (N) измерений, в каждом из которых получаем значение величины (x_1,x_2,…,x_N)
Шаг 2. Истинное значение величины принимаем равным среднему арифметическому всех измерений: $$ x_0=x_{cp}=frac{x_1+x_2+…+x_N}{N} $$ Шаг 3. Находим абсолютные отклонения от истинного значения для каждого измерения: $$ triangle_1=|x_0-x_1|, triangle_2=|x_0-x_2|, …, triangle_N=|x_0-x_N| $$ Шаг 4. Находим среднее арифметическое всех абсолютных отклонений: $$ triangle_{cp}=frac{triangle_1+triangle_2+…+triangle_N}{N} $$ Шаг 5. Сравниваем полученную величину (triangle_{cp}) c инструментальной погрешностью прибора d (половина цены деления). Большую из этих двух величин принимаем за абсолютную погрешность: $$ triangle x=maxleft{triangle_{cp}; dright} $$ Шаг 6. Записываем результат серии измерений: (x=x_0pmtriangle x).
Пример расчета истинного значения и погрешности для серии прямых измерений:
Пусть при измерении массы шарика с помощью рычажных весов мы получили в трех опытах следующие значения: 99,8 г; 101,2 г; 100,3 г.
Инструментальная погрешность весов d = 0,05 г.
Найдем истинное значение массы и абсолютную погрешность.
Составим расчетную таблицу:
№ опыта | 1 | 2 | 3 | Сумма |
Масса, г | 99,8 | 101,2 | 100,3 | 301,3 |
Абсолютное отклонение, г | 0,6 | 0,8 | 0,1 | 1,5 |
Сначала находим среднее значение всех измерений: begin{gather*} m_0=frac{99,8+101,2+100,3}{3}=frac{301,3}{3}approx 100,4 text{г} end{gather*} Это среднее значение принимаем за истинное значение массы.
Затем считаем абсолютное отклонение каждого опыта как модуль разности (m_0) и измерения. begin{gather*} triangle_1=|100,4-99,8|=0,6\ triangle_2=|100,4-101,2|=0,8\ triangle_3=|100,4-100,3|=0,1 end{gather*} Находим среднее абсолютное отклонение: begin{gather*} triangle_{cp}=frac{0,6+0,8+0,1}{3}=frac{1,5}{3}=0,5 text{(г)} end{gather*} Мы видим, что полученное значение (triangle_{cp}) больше инструментальной погрешности d.
Поэтому абсолютная погрешность измерения массы: begin{gather*} triangle m=maxleft{triangle_{cp}; dright}=maxleft{0,5; 0,05right} text{(г)} end{gather*} Записываем результат: begin{gather*} m=m_0pmtriangle m\ m=(100,4pm 0,5) text{(г)} end{gather*} Относительная погрешность (с двумя значащими цифрами): begin{gather*} delta_m=frac{0,5}{100,4}cdot 100text{%}approx 0,050text{%} end{gather*}
п.6. Представление результатов эксперимента
Результат измерения представляется в виде $$ a=a_0pmtriangle a $$ где (a_0) – истинное значение, (triangle a) – абсолютная погрешность измерения.
Как найти результат прямого измерения, мы рассмотрели выше.
Результат косвенного измерения зависит от действий, которые производятся при подстановке в формулу величин, полученных с помощью прямых измерений.
Погрешность суммы и разности
Если (a=a_0+triangle a) и (b=b_0+triangle b) – результаты двух прямых измерений, то
- абсолютная погрешность их суммы равна сумме абсолютных погрешностей
$$ triangle (a+b)=triangle a+triangle b $$
- абсолютная погрешность их разности также равна сумме абсолютных погрешностей
$$ triangle (a-b)=triangle a+triangle b $$
Погрешность произведения и частного
Если (a=a_0+triangle a) и (b=b_0+triangle b) – результаты двух прямых измерений, с относительными погрешностями (delta_a=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%}) и (delta_b=frac{triangle b}{b_0}cdot 100text{%}) соответственно, то:
- относительная погрешность их произведения равна сумме относительных погрешностей
$$ delta_{acdot b}=delta_a+delta_b $$
- относительная погрешность их частного также равна сумме относительных погрешностей
$$ delta_{a/b}=delta_a+delta_b $$
Погрешность степени
Если (a=a_0+triangle a) результат прямого измерения, с относительной погрешностью (delta_a=frac{triangle a}{a_0}cdot 100text{%}), то:
- относительная погрешность квадрата (a^2) равна удвоенной относительной погрешности
$$ delta_{a^2}=2delta_a $$
- относительная погрешность куба (a^3) равна утроенной относительной погрешности
$$ delta_{a^3}=3delta_a $$
- относительная погрешность произвольной натуральной степени (a^n) равна
$$ delta_{a^n}=ndelta_a $$
Вывод этих формул достаточно сложен, но если интересно, его можно найти в Главе 7 справочника по алгебре для 8 класса.
п.7. Задачи
Задача 1. Определите цену деления и объем налитой жидкости для каждой из мензурок. В каком случае измерение наиболее точно; наименее точно?
Составим таблицу для расчета цены деления:
№ мензурки | a, мл | b, мл | n | (triangle=frac{b-a}{n+1}), мл |
1 | 20 | 40 | 4 | (frac{40-20}{4+1}=4) |
2 | 100 | 200 | 4 | (frac{200-100}{4+1}=20) |
3 | 15 | 30 | 4 | (frac{30-15}{4+1}=3) |
4 | 200 | 400 | 4 | (frac{400-200}{4+1}=40) |
Инструментальная точность мензурки равна половине цены деления.
Принимаем инструментальную точность за абсолютную погрешность и измеренное значение объема за истинное.
Составим таблицу для расчета относительной погрешности (оставляем две значащих цифры и округляем с избытком):
№ мензурки | Объем (V_0), мл | Абсолютная погрешность (triangle V=frac{triangle}{2}), мл |
Относительная погрешность (delta_V=frac{triangle V}{V_0}cdot 100text{%}) |
1 | 68 | 2 | 3,0% |
2 | 280 | 10 | 3,6% |
3 | 27 | 1,5 | 5,6% |
4 | 480 | 20 | 4,2% |
Наиболее точное измерение в 1-й мензурке, наименее точное – в 3-й мензурке.
Ответ:
Цена деления 4; 20; 3; 40 мл
Объем 68; 280; 27; 480 мл
Самое точное – 1-я мензурка; самое неточное – 3-я мензурка
Задача 2. В двух научных работах указаны два значения измерений одной и той же величины: $$ x_1=(4,0pm 0,1) text{м}, x_2=(4,0pm 0,03) text{м} $$ Какое из этих измерений точней и почему?
Мерой точности является относительная погрешность измерений. Получаем: begin{gather*} delta_1=frac{0,1}{4,0}cdot 100text{%}=2,5text{%}\ delta_2=frac{0,03}{4,0}cdot 100text{%}=0,75text{%} end{gather*} Относительная погрешность второго измерения меньше. Значит, второе измерение точней.
Ответ: (delta_2lt delta_1), второе измерение точней.
Задача 3. Две машины движутся навстречу друг другу со скоростями 54 км/ч и 72 км/ч.
Цена деления спидометра первой машины 10 км/ч, второй машины – 1 км/ч.
Найдите скорость их сближения, абсолютную и относительную погрешность этой величины.
Абсолютная погрешность скорости каждой машины равна инструментальной, т.е. половине деления спидометра: $$ triangle v_1=frac{10}{2}=5 (text{км/ч}), triangle v_2=frac{1}{2}=0,5 (text{км/ч}) $$ Показания каждого из спидометров: $$ v_1=(54pm 5) text{км/ч}, v_2=(72pm 0,5) text{км/ч} $$ Скорость сближения равна сумме скоростей: $$ v_0=v_{10}+v_{20}, v_0=54+72=125 text{км/ч} $$ Для суммы абсолютная погрешность равна сумме абсолютных погрешностей слагаемых. $$ triangle v=triangle v_1+triangle v_2, triangle v=5+0,5=5,5 text{км/ч} $$ Скорость сближения с учетом погрешности равна: $$ v=(126,0pm 5,5) text{км/ч} $$ Относительная погрешность: $$ delta_v=frac{5,5}{126,0}cdot 100text{%}approx 4,4text{%} $$ Ответ: (v=(126,0pm 5,5) text{км/ч}, delta_vapprox 4,4text{%})
Задача 4. Измеренная длина столешницы равна 90,2 см, ширина 60,1 см. Измерения проводились с помощью линейки с ценой деления 0,1 см. Найдите площадь столешницы, абсолютную и относительную погрешность этой величины.
Инструментальная погрешность линейки (d=frac{0,1}{2}=0,05 text{см})
Результаты прямых измерений длины и ширины: $$ a=(90,20pm 0,05) text{см}, b=(60,10pm 0,05) text{см} $$ Относительные погрешности (не забываем про правила округления): begin{gather*} delta_1=frac{0,05}{90,20}cdot 100text{%}approx 0,0554text{%}approx uparrow 0,056text{%}\ delta_2=frac{0,05}{60,10}cdot 100text{%}approx 0,0832text{%}approx uparrow 0,084text{%} end{gather*} Площадь столешницы: $$ S=ab, S=90,2cdot 60,1 = 5421,01 text{см}^2 $$ Для произведения относительная погрешность равна сумме относительных погрешностей слагаемых: $$ delta_S=delta_a+delta_b=0,056text{%}+0,084text{%}=0,140text{%}=0,14text{%} $$ Абсолютная погрешность: begin{gather*} triangle S=Scdot delta_S=5421,01cdot 0,0014=7,59approx 7,6 text{см}^2\ S=(5421,0pm 7,6) text{см}^2 end{gather*} Ответ: (S=(5421,0pm 7,6) text{см}^2, delta_Sapprox 0,14text{%})
Ученик
(223),
на голосовании
8 лет назад
Дополнен 8 лет назад
1 мм это абсолютная инструментальная погрешность пластмассовой линейки. мне надо найти дельта Т, по формуле (Дельта Т= Дельта абсолютная инструментальная погрешность Т + дельта абсолютная погрешность отсчёта Т) Так как где найти
(дельта абсолютная погрешность отсчёта Т).
Голосование за лучший ответ
Виталий
Мыслитель
(5458)
8 лет назад
цена деления измерительного прибора это значение самой маленькой черточки его разметки
если цена деления 1 мм, то половина это 0.5 мм
Абсолютная погрешность – это погрешность самого измерения, считается равной половине цены самого малого деления на шкале прибора, т. е 0.5 мм
Лабораторная работа №1.
Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности прибора (линейки).
Цель: научиться определять цену деления прибора, убедиться, что из-за неточностей при изготовлении линейка как измерительный прибор имеет погрешность.
Оборудование: две ученические линейки длиной 20-30 см с миллиметровыми делениями.
Краткие теоретические сведения:
Цена деления шкалы измерительного прибора – важная физическая величина. С ней вы будете сталкиваться очень часто. Поэтому сформулируем правило для ее вычисления. Чтобы подсчитать цену деления шкалы, нужно:
1. выбрать на шкале два ближайших оцифрованных штриха;
2. сосчитать количество делений между ними;
3. разность значений возле избранных штрихов разделить на количество делений.
В физике погрешностью называют отклонение результата измерения от истинного значения величины. Инструментальная погрешность измерения – составляющая погрешности измерения, обусловленная погрешностью применяемого средства измерений. Инструментальная погрешность может возникнуть из-за изнашивания деталей, лишнего трения в механизме прибора, неточного нанесения штрихов на шкалу и т.д. Во многих случаях инструментальная погрешность проявляется как систематическая погрешность и равна половине цены деления.
Ход работы:
1. П риложить линейки перпендикулярно одну до одной так, как показано на рисунке:
2. Сдвинуть линейки так, чтобы соединились их штрихи “0 см”.
3. Посмотреть, совпадают ли друг с другом штрихи 10 см и 20 см.
4. Описать свои наблюдения:______________________________________
5. Сделать вывод относительно инструментальной погрешности данного прибора.
6. Определить цену деления прибора:
1. выбираем оцифрованные штрихи 1 см и 2 см;
2. между ними Х делений (промежутков)
3. в ычисляем: (2 см – 1 см) : Х делений = 2 см/дел.
7. Измерить длину карандаша.
8. Высчитать абсолютную погрешность измерений в виде , считая погрешность отсчета равной половине цены деления.
9. Записать результат измерений в виде , – данные измерения.
10. Сделать общий вывод.
На самом деле ошибки вычисляются для того, чтобы
– выявить (путем сопоставления относительных ошибок), погрешность какого из измерений вносит наибольший вклад в суммарную ошибку, с тем, чтобы попытаться ее уменьшить путем изменения методики проведения опытов или замены измерительных приборов;
– убедиться (путем сопоставления абсолютных ошибок измерений) в независимости отдельных результатов (т.е. установить, не перекрываются ли области их ошибок) с тем, чтобы изменить число или условия проведения опытов;
– оценить возможность выявления определенной закономерности в полученных экспериментальных данных.
Вернемся к рассмотренным выше примерам
измерения ширины бруска и толщины листа
бумаги.
Погрешность
мм измеряется в тех же единицах, что и
сама величина, т.е. ширина бруска, равнаямм. Такая погрешность называетсяабсолютнойи дает количественную
оценку. Чтобы получить качественную
оценку нашему измерению, вводится
понятиеотносительной погрешности
Это безразмерная величина, но можно ее
выразить и в процентах, умножив
предварительно на 100%
Относительная погрешность говорит о
качестве эксперимента, т.е правильно
ли выбраны приборы (в смысле цены деления)
для измерения. Очень точным (или
прецезионным) результатом можно считать
тот, относительная погрешность которого
меньше 1–2 %. Таким образом, ширина бруска
была измерена очень точно с помощью
миллиметровой линейки. В большинстве
случаев при выполнении лабораторных
работ по физике относительная погрешность
экспериментов обычно не превышает 30%.
Рассмотрим пример правильного выбора
прибора для измерения
толщины листа бумаги (см. рис.10А). Если
пытаться измеритьс помощью миллиметровой линейки и
угадать, чтомм, то при абсолютной погрешности линейкимм
относительная погрешность будет равна
Это очень некачественный результат!
Тогда попробуем измерить штангенциркулем
с ценой деления
мм. Тогдамм и.
Тоже плохо. Остается выбрать микрометр
с ценой делениямм, тогдамм
и.
Вот это то, что нам нужно!
Но не следует увлекаться в погоне за
точностью. Ведь более точные приборы
стоят дороже линейки в десятки, а иногда
и в сотни раз. Сначала решите вопрос о
допустимой погрешности, которая от вас
требуется в конкретном случае, а потом
уже идите в магазин и покупайте тот
прибор, который сможет обеспечить нужную
точность.
Надеюсь, примеров, приведенных выше,
уже достаточно, чтобы новорожденный
Экспериментатор сам смог разобраться
в выборе нужного прибора для измерения
размеров разных тел и потом смог бы
записать результаты своих измерений в
лабораторный журнал.
2.2. Приборы, измеряющие временные интервалы.
Если при измерении размеров тела мы
визуально (то есть на глаз) находим число
одинаковых интервалов на шкале, которые
умещаются на этом размере, то как быть
со временем? Мы же его не видим. Рассмотрим
пример падения кирпича с крыши
девятиэтажного дома (юный Экспериментатор
решил проверить прочность асфальтового
покрытия под окнами своей квартиры).
Наблюдая за кирпичем (по понятным
причинам издалека), мы с напарником
можем с уверенностью говорить о двух
временных моментах – о начале и конце
падения. Я даже могу отметить эти моменты,
выкрикнув два раза слово “Оп!”,
чтобы мой друг смог участвовать в
процессе измерения времени падения
кирпича на слух, отвернувшись в сторону.
Но с какими интервалами, аналогичными
интервалам на шкале линейки, можно
сравнить саму длительность полета?
Такие интервалы придуманы очень давно.
Одним из древних приборов, использующих
временные интервалы, являются песочные
часы. Да и сейчас в парке аттракционов
у оператора карусели в кабинке можно
их увидеть. Песок из одного сосуда через
отверстие пересыпается в другой сосуд
за три минуты. Потом их переворачивают
и трехминутный процесс пересыпания
повторяется, а катание на карусели
растягивается уже на 6 минут. Такие часы
не подойдут для нашего эксперимента –
слишком долго пересыпается песок. Нам
нужны интервалы поменьше. И вот что
удалось найти: часы с секундной стрелкой,
секундомеры механические и электронные
(см. рис.12).
Какой же прибор нам выбрать? Сначала
теоретически грубо оценим время падения,
предполагая падение кирпича равноускоренным
с ускорением 9,8 м/с2. А какова же
высота девятиэтажного дома? Для оценки
достаточно считать высоту каждого этажа
приблизительно 3 м (тогда полная высота
будет 27 м). Используя формулу равноускоренного
движения
,
выразим время полета с
Этот рассчет показывает, что время
падения длится всего пару секунд и
воспользовавшись часами (рис.12А) с
секундной стрелкой и, соответственно,
с погрешностью 0,5 с, мы получили бы
слишком грубый результат. Секундомер
(рис.12Б) имеет 5 делений на каждый секундный
интервал, что соответствует цене деления
с и погрешность этого прибора будет
равнас. Такой секундомер нам подойдет, но где
его взять? Он остался в аудитории где
проводятся лабораторные работы. А прибор
(рис.12В), что еще хуже, работает от
электричества (хотя нам бы он подошел
еще лучше, так как имеет цену деления=0,01
с). И тут зазвонил мобильный телефон в
моем кармане и я вспомнил, что в нем есть
электронный секундомер (рис.12Д). Оказалось,
что цена его деления составляет 0,01 с (а
у моего друга более дорогой телефон, а
цена деления его секундомера (рис.12Г)
всего 0,1 с ). Конечно, строго говоря, у
электронного секундомера нет делений,
но мы так будем называть единицу
последнего разряда числа, изображенного
на экране.