Административный иск оставлен без движения как исправить

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 130 КАС РФ

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Ст. 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения

Как внести исправления в административное исковое заявление?

Добрый день юристам!

Помогите, пожалуйста, разобраться с ошибками.

Подал жалобу на решение налоговиков, получил по почте определение об оставлении административного искового заявления без движения по следующим основаниям:

1) я обратился в суд с ЖАЛОБОЙ (а должен был указать в заголовке АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ);

2) я не указал дату и место своего рождения;

3) вместо уведомления о вручении копии заявления ответчику я приложил квитанцию об отправке письма.

Указанные недостатки препятствуют к принятию жалобы к производству суда и подлежат устранению.

Подскажите, пожалуйста, в какой форме необходимо устранять указанные недостатки: написать заявление об устранении недостатков или составлять новое исковое заявление, заново отправлять его ответчику и с копией уведомления о вручении подавать в суд?

С уважением, Алексей

Показать полностью

19 августа 2016, 00:23, Алексей, с. Коса

Добрый день!

Исправьте все недостатки, на которые указал судья, а именно перепечатайте наименование заявление, подпишите его, укажите дату и место рождения, вручите административному ответчику (в данном случае его представителю) копию заявления, на оригинале пусть напишет, что получил копию заявление, после со всем эти м в канцелярию суда — пишите заявление о приобщении к материалам дела, в канцелярии подскажут. Заявление должны будут принять.ст. 130 КАС РФ:

19 августа 2016, 01:18

Андрей Панков

Андрей Панков

Юрист, г. Иркутск

Здравствуйте. Вам нужно составить новое исковое заявление по установленной законом форме, как того требует статья 125 КАС РФ

КАС РФ, Статья 125. Форма и содержание административного искового заявления
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Затем, к данному исковому заявлению приложите следующие документы:

КАС РФ, Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

После этого направляете в суд исковое заявление с сопроводительным письмом следующего содержания: «Во исполнение определения суда от (дата) прикладываю исправленное исковое заявление с приложениями»

. Если Вы все это сделает в срок, указанный в определении об оставлении искового заявления без движения, то административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд.

19 августа 2016, 01:20

Геннадий Кураев

Геннадий Кураев

Юрист, г. Новосибирск

Здравствуйте, Алексей.

Позволю себе дополнить ответы коллег с практической точки зрения и ответить на Ваши дополнительные вопросы.

Государственную пошлину второй раз уплачивать не надо, если она была уплачена в должном размере (300 рублей).

Озаглавите заявление так «Административное исковое заявление», стороны укажите так: «Вы — Административный истец, Налоговая — Административный ответчик».

Цена иска не указывается.

В начале заявления пишите: Во исполнение определения суда об оставлении заявления без движения представляю уточненное заявление и далее по тексту с учетом изменений..

В обоснование требований ссылаться на статьи КАС (статьи 175 — 180 КАС) .

По обязанностям по доказыванию можно сослаться на статью 226 КАС

Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Копии административного искового заявления можно приложить к заявлению, а можно вручить под роспись, как рекомендовал Евгений Урванцев.

КАС РФ, Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

С уважением! Г.А. Кураев

19 августа 2016, 02:04

Похожие вопросы

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как составить граммотно, исковое заявление в суд, о сохранение перепланировки квартиры

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как составить граммотно, исковое заявление в суд, о сохранение перепланировки квартиры.

11 мая, 17:53, вопрос №3702472, Наталья, г. Казань

Обращение в суд с исковым заявлением – серьезное и ответственное мероприятие, при котором важно учесть множество деталей:

  • Срок исковой давности
  • Подсудность спора (выбор суда, в который подается иск)
  • Основание и предмет иска
  • Определение цены иска и расчет взыскиваемых сумм
  • Порядок подачи иска
  • Приложение к исковому заявлению и т.д.

Я всегда рекомендую доверить составление иска и его подачу в суд юристу. Только так вы сможете избежать ошибок и время рассмотрения дела в суде не будет растянуто из-за необходимости их устранять.

Однако даже если все будет сделано правильно, никто, к сожалению, не застрахован от таких действий суда, как оставление искового заявления без движения.

Оставление искового заявления без движения. пример 1

В этом материале я буду приводить в примеры дела по спорам о защите прав потребителей, однако информация, изложенная здесь, может пригодиться и в иных случаях.

Как узнать об оставлении искового заявления без движения

Оставляя исковое заявление без движения, судья выносит соответствующее определение и направляет его почтой истцу.

Однако очень часто случается так, что, когда истец получает определение, сроки для устранения недостатков иска уже пропущены.

Чтобы этого не допустить я рекомендую следующее:

  1. Как только иск поступил в суд – регулярно отслеживайте информацию на сайте суда о процессе принятия иска к производству.
  2. Если в течение двух недель информация на сайте суда не появляется, необходимо позвонить помощнику судьи или секретарю (в зависимости от того, кто берет трубку) и уточнить статус дела
  3. Если в суд дозвониться сложно, необходимо приехать в суд в приемные часы.

Обычно к этому времени на сайте будет указана информация о том, какому судье поступил ваш иск.

Судьи ведут личный прием по понедельникам с 14:00 до 18:00 и в четверг с 09:00 до 13:00. Чтобы попасть на личный прием вам, возможно, придется простоять в живой очереди, потому что в это время судьи тоже рассматривают уже назначенные дела.

Однако сделать это необходимо.

Оставление искового заявления без движения. судебная таблица

Оставление искового заявление без движения: что это значит

По спорам о защите прав потребителей в суды обращаются, как правило, граждане, поэтому следующая информация представлена исключительно по делам, где истцом выступает гражданин, то есть физическое лицо, а ответчиком – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Итак, суд оставляет исковое заявление без движения, когда нарушены:

  • Требования к содержанию искового заявления (ст. 131 ГПК ФР)

Требования к исковому заявлению

  • Требования к приложению к исковому заявлению (ст. 132 ГПК РФ)

Какие документы прилагаются к исковому заявлению

Если истцом указанные требования не соблюдены, суд оставляет иск без движения для того, чтобы предоставить истцу возможность устранить недостатки искового заявления.

В каких случаях еще суд оставляет исковое заявление без движения (неофициальная часть)

В этом разделе я разберу конкретные и необоснованные примеры “обездвиживания” исков.

Суды «обездвиживают» исковые заявления не только при нарушении истцами требований к содержанию иска или приложению к нему необходимых документов.

Очень часто суды используют институт оставления иска без движения, чтобы затянуть процесс принятия искового заявления к производству. Иными словами, это судейский лайфхак, чтобы не приступать к рассмотрению дела, переложив всю «вину» на истца.

В каких случаях суды так поступают:

  • Перед новогодними праздниками (этот срок начинается, примерно месяца за два до нового года!),
  • Если судья собирается в отпуск,
  • Если судья на больничном, а заменяющему его судье не хочется брать лишние дела,
  • Если судья, которому расписали дело, загружен делами
  • В иных аналогичных случаях

Таким образом, как бы правильно вы не написали иск и соблюли все формальности при его подаче в суд, вероятность того, что ваше исковое заявление может быть оставлено без движения сохраняется. Это человеческий фактор и лотерея.

Оставление иска без движения: что дальше делать и как исправить иск

Чтобы суд принял иск к производству необходимо исправить недостатки искового заявления.

Срок устранения недостатков указывается в определении суда.

Необходимо внимательно прочитать определение суда об оставлении искового заявления без движения и выяснить причину «обездвиживания».

За последний год порядка четырех исковых заявлений, которые были поданы моими клиентами в суд были оставлены без движения. И все по надуманным предлогам!

ТОП фейковых оснований для обездвиживания иска:

  1. Якобы не приложены документы, подтверждающие направление искового заявления ответчику

Оставление искового заявления без движения. пример 2

Однажды получив такое определение, я стала подавать иски в суд с описью вложения в письмо, наивно полагая, что уж таким образом я подстрахуюсь в виде надлежащего доказательства действительного направления иска стороне по делу.

Я ошиблась. Несмотря на наличие оригинала описи, кассового чека почтового отделения, указание данных приложений в приложении к иску, судьи все равно нагло пишут, что эти документы не приложены.

  1. Якобы не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Законом о защите прав потребителей досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. В одном определении судья написала, что перед подачей иска в суд мы не обратились к финансовому уполномоченному. Обращение к финансовому уполномоченному полагается по спорам с банками и страховыми компаниями и вытекающими из финансовых услуг. Однако в данном примере спор вообще не касался финансовых услуг, что не помешало судье, оставить иск без движения.

Кроме того, судья указала совершенно иной номер дела, проверив который мы поняли, что она просто скопировала определение суда по другому делу.

Оставление искового заявления без движения. пример 3.1

Оставление искового заявления без движения. пример 3.2.

Оставление искового заявления без движения. пример 3.3.

  1. Истцом не представлен расчет взыскиваемых сумм.

В одном таком определении судья указал, что мы не представили расчет взыскиваемых судебных расходов. Однако судебные расходы в цену иска не входят, поэтому такое основание абсурдно. Кроме того, судья неправильно указал истца, что говорит отом, что такие определения штампуются судами постоянно.

Определение об оставлении искового заявления без движения. пример 4

  1. Истец неуказал третье лицо и не напралив ему иск.

Такое требование не основано на законе, поскольку вопрос о привлечении к участию в деле третьих лиц и иных участников процесса решается судом на стадии подгтовки к делу.

Определение об оставлении иска без движения третье лицо

Все это очень неприятно. Человек обращается в суд за защитой своих нарушенных прав, а ему приходится бороться еще и с судьями!

Однако, как я говорила ранее, это всего лишь способ суда оттянуть момент принятия иска к производству. Как говорится – ничего личного. И относиться к этому нужно философски, не принимая близко к сердцу. Просто нужно сделать то, что просит суд.

Исправление искового заявления с недостатками, оставленного без движения

Чтобы исправить исковое заявление необходимо сделать следующее:

  1. Написать и подать в суд ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ НЕДОСТАТКОВ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ.

Заявление подается в суд в пределах сроков, указанных в Определении судьи об оставлении искового заявления без движения

  1. Приложить к заявлению об исправлении недостатков иска документы, которые, по мнению суда, не были приложены к иску (даже если они и были приложены!)

Составление такого заявления – процесс индивидуальный.

Для его написания необходимо ознакомиться с определением судьи, вычленить причину оставления иска без движения и просить суд принять устранение недостатка искового заявления путем сообщения в заявлении необходимой информации и приложения нужных документов.

По сути в заявлении мы как бы признаем и извиняемся за допущенные ошибки, но в то же время мягко указываем, что никаких ошибок допущено не было.

Здесь важно тонко прочувствовать ситуацию, изложить в заявлении свои доводы смиренно и в то же время достойно.

Говоря совсем упрощенно, просим суд принять исправление иска с недостатками, которых на самом деле не было.

Что делать, если пропущен срок устранения недостатков искового заявления

Если вы пропустили срок подачи заявления об устранении недостатков искового заявления, то вместе с таким заявлением необходимо подать Ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Определение об оставлении искового заявления без движения. пример 5

Статья 112 ГПК указывает, что пропущенный срок может быть восстановлен судом, если признает причины такого пропуска уважительными.

Чтобы убедить суд в уважительности причин нужно обратить внимание на следующее:

  • Когда было вынесено определение об оставлении искового заявления без движения,
  • Когда определение суда было направлено истца и было ли оно направлено в принципе,
  • Если определение было направлено, то через какое время после «обездвиживания» иска, то есть была ли истцу предоставлена реальная возможность и сроки для устранения недостатков иска,
  • Указать иные причины, которые в конкретном случае могут быть уважительными. Одной из таких причин мною было указано на то, что на самом деле недостатков, на которые указан суд, не имелось.

Обжалование определения об оставлении искового заявления без движения: частная жалоба

Многие ошибочно полагают, что определение судьи об оставлении иска без движения можно обжаловать. Однако подача частной жалобы на такое определение процессуальным законом (ГПК РФ) не предусмотрена.

Поэтому, ОБЖАЛОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЬИ ОБ ОСТАВЛЕНИИ ИСКА БЕЗ ДВИЖЕНИЯ НЕЛЬЗЯ.

Нужно просто исправить недостатки иска в установленный срок.

Этим оставление иска без движения выгодно отличается от возврата искового заявления.

Оставление иска без движения и возвращение судом искового заявления

Если истец не устранит в установленный судом срок недостатки искового заявления, суд выносит определение о возврате искового заявления. После этого он высылает исковое заявление с приложением и определением о возврате иска Истцу почтой.

На Определение суда о возврате искового заявления может быть подана частная жалоба.

Частная жалоба подается в течение 15 дней со дня вынесения определения.

Таким образом, далее в деле возможны следующие варианты дальнейших действий:

  1. Повторная подача иска в суд с учетом замечаний судьи и их устранением.
  2. Обжалование определения суда в суде второй инстанции.

Подсказать, что будет лучше, сложно. Если судья твердо настроен в ближайшее время иски не принимать, он снова может вынести определение об оставлении иска без движения.

Поэтому по срокам что с повторной подачей, что с обжалованием определения, может выйти одно и то же.

В таких случаях лучше прямо уточнить у судьи или помощника/секретаря, что они порекомендуют.

Не стоит переживать, если ваш иск оставлен без движения. Нужно собраться, внимательно, изучить определение и подать соответствующее заявление.

Один из экспертов обратил внимание на то, что территориальные органы МВД РФ не считают себя обязанными выдавать иностранным гражданам тексты решений об отказе в выдаче вида на жительство, ссылаясь на необходимость их запроса судами, а если и выдают, то не ранее чем через 30 дней, когда установленный судом срок уже истечет. Двое других отметили, что определение интересно не столько принятым решением, сколько подходом ВС, который не ограничился формальным рассмотрением доводов жалобы и проверкой принятого судом определения о возврате административного иска, но проверил и другое определение суда об оставлении заявления без движения.

Верховный Суд в
Определении № 31-КАД21-3-К6 от 14 марта разъяснил нижестоящим судам, что положения КАС, определяя требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, применимы при условии, что заинтересованное лицо имеет реальную возможность представить их.

Элмин Алиев обратился в Ленинский районный суд г. Чебоксары с административным иском к МВД по Чувашской Республике о признании незаконным и об отмене решения об отказе в выдаче ему вида на жительство, а также о возложении обязанности выдать вид на жительство. Он указал, что обращался в отдел разрешительно-визовой работы УВМ МВД по ЧР и МВД по ЧР с запросами о выдаче копии указанного решения, которые, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, получены адресатами 6 и 9 ноября 2020 г., однако на день предъявления административного иска ответов от них не получил. Ссылаясь на положения ст. 63 КАС, Элмин Алиев попросил суд оказать содействие в сборе доказательств и возложить на ответчика обязанность представить оспариваемое решение.

18 декабря 2020 г. суд оставил иск без движения в связи с непредставлением истцом документа, подтверждающего отказ в выдаче вида на жительство. При этом суд установил срок до 30 декабря 2020 г. для устранения недостатка. Элмин Алиев обжаловал решение, однако апелляция посчитала, что он не доказал невозможность получения самостоятельно оспариваемого решения и не приложил уведомление о принятии данного решения, свидетельствующее о его вынесении. Кассация же констатировала установление апелляцией факта непредставления административным истцом уведомления уполномоченного органа о принятом в отношении него решении, расценив это как безусловное основание для оставления административного иска без движения.

22 марта 2021 г. Ленинский районный суд г. Чебоксары вернул административное исковое заявление Алиеву ввиду неисправления указанного недостатка в установленный срок. В связи с этим Элмин Алиев обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой на решения нижестоящих судов. Он приложил к ней копию уведомления МВД ЧР об отказе на основании п. 2 ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ в выдаче вида на жительство и указал, что документ был также приложен к административному иску и поименован в приложении к нему.

Рассмотрев дело, ВС указал, что судья районного суда, возлагая на истца обязанность устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без движения, оставил без внимания представленные документы, как и просьбу об оказании содействия в сборе доказательств. При этом, отметил Суд, к жалобе в Шестой кассационный суд общей юрисдикции истец дополнительно приложил в качестве подтверждения невозможности самостоятельно представить решение ответ МВД по ЧР от 21 января 2021 г., содержащий разъяснение о невозможности предоставления ему копии решения об отказе в выдаче вида на жительство ввиду наличия на деле грифа ограниченного доступа.

Читайте также

ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассации

Соответствующее постановление Пленума было принято с незначительными изменениями

09 июля 2020

Верховный Суд указал, что КАС, определяя требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, соблюдение которых необходимо для правильного разрешения судом дела, предоставляя право оставить без движения поданное с нарушениями предъявляемых требований исковое заявление в целях их устранения в разумный срок, одновременно установил, что в случае исправления заинтересованным лицом выявленных недостатков административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. «Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач административного судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 указанного кодекса), применимо при условии, что заинтересованное лицо имеет реальную возможность устранить указанные в определении об оставлении административного иска без движения недостатки», – подчеркнул он.

ВС указал, что Ленинский районный суд вернул административное исковое заявление 22 марта 2021 г. Вместе с тем п. 26
Постановления Пленума ВС от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 329 КАС). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке. Например, при обжаловании в кассации определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения.

Таким образом, отметил ВС, определение Ленинского районного суда от 22 марта 2021 г. также подлежит проверке в рамках настоящего административного материала. «Принимая во внимание изложенное и с учетом того, что в административном материале нет акта об отсутствии какого-либо документа, указанного в приложении к административному иску Алиева Э.Э., вывод судов об отсутствии доказательств принятия в отношении административного истца указанного решения является необоснованным», – указывается в определении. ВС отменил все судебные акты, в том числе решение от 22 марта 2021 г., и направил дело в Ленинский районный суд для рассмотрения по существу.

В комментарии «АГ» управляющий партнер МКА «TA lex» Андрей Торянников посчитал, что определение интересно не столько принятым решением, сколько подходом судьи ВС, который не ограничился формальным рассмотрением доводов жалобы и проверкой принятого судом определения о возврате административного иска, но проверил и другое определение суда об оставлении заявления без движения. При этом данный подход полностью укладывается в позицию ВС, высказанную в Постановлении № 17 о применении КАС.

Читайте также

ВС представил правовые позиции по вопросам административного судопроизводства

В Обзор № 1 за 2019 г. вошли шесть правовых позиций Коллегии по административным делам

23 мая 2019

«Сам Кодекс административного судопроизводства РФ принят относительно недавно по сравнению с другими процессуальными кодексами, и вопросы, возникающие при его применении, требуют разъяснения и дополнения, чем регулярно занимается Верховный Суд. Еще в Обзоре судебной практики № 1 за 2019 г. от 24 апреля Президиум Верховного Суда отметил, что при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суд не может давать оценку действиям и полномочиям ответчиков, а также делать вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов истцов, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении и разрешении дела по существу», – отметил эксперт.

Хотя в рассмотренном деле суд первой инстанции отказал истцу в принятии административного иска на основании непредставления документа, подтверждающего отказ в выдаче вида на жительство, фактически суд самоустранился от разрешения вопроса по существу, полагает Андрей Торянников: несмотря на то что гражданин представил доказательства невозможности представления оспариваемого решения и ходатайствовал перед судом об оказании содействия в его получении, суд оставил эту просьбу без внимания. «Опыт общения с государственными органами показывает, что, зачастую отказывая в реализации права, гражданам не представляют документального подтверждения принятого решения. Это сужает возможности для судебной защиты и приводит к ошибкам, на исправление которых требуется время», – указал он.

Адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова отметила, что подобные ситуации возникают часто: «Суды, как правило, в своих актах определяют явно недостаточный срок для устранения недостатков – от 10 до 14 дней, при этом половина времени теряется на доставление самого судебного определения».

Ирина Соколова указала, что территориальные органы МВД РФ не считают себя обязанными выдавать иностранным гражданам тексты самих решений, ссылаясь на необходимость их запроса судами, а если и выдают, то не ранее чем через 30 дней с момента получения обращения лица. «Когда лицо получит от государственного органа хоть какой-нибудь ответ, срок для устранения недостатков истечет, и суд вернет иск без рассмотрения. Таким образом, определение Верховного Суда решило проблему доступа граждан к правосудию в разумный срок», – отметила адвокат.

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина обратила внимание на то, что административный истец потратил больше года лишь на то, чтобы его иск приняли к производству. Действительно, указала она, возможна ситуация, когда государственный орган, принимая определенное решение (отказ в выдаче вида на жительства, разрешение на временное проживание и др.) в отношении иностранного гражданина, не выдает его на руки или направляет по другому адресу. «В данном случае иск предъявляется без приложения оспариваемого решения. В моей практике таких случаев большинство, однако суды охотно идут навстречу и истребуют оспариваемые решения. В случае же оставления без движения при поступлении мотивированного ходатайства об истребовании все же принимают иск к производству», – отметила адвокат.

По мнению Анны Минушкиной, данный случай скорее исключение из правил, поскольку на практике вопрос решается, не доходя до ВС. «В данном определении есть иное важное процессуальное разъяснение: ВС РФ обратил внимание, что, несмотря на то что истцом обжалуется определение о возвращении иска, суд вправе проверить правомерность принятия определения об оставлении иска без движения», – заключила она.

На днях была тема с образцом иска по обжалованию указа Мэра Москвы о запрете гражаданм покидать квартиры. https://zakon.ru/blog/2020/04/11/administrativnoe___iskovoe___zayavlenie

Сегодня пришло определение судьи Мосгорсуда об оставлении иска без движения по причинам:

– не приложения паспорта истца

– не указания текста Законов на соответствие которым надо проверить обжалуемый указ

– опечатки в дате указа в просительной части иска.

Ниже приводятся определение судьи и поданное заявление об устранении нарушений, послуживших основанием для оставления без движения:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 апреля 2020 г.                                                г. Москва

Судья Московского городского суда Баталова И.С. ознакомившись с  административным исковым заявлением …. о признании недействующим пункта 10.3 Указа Мэра Москвы от 05 февраля 2020 года № 12-УМ,

УСТАНОВИЛ:

…. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 10.3 Указа Мэра Москвы от 05 февраля 2020 года № 12-УМ.  Ознакомившись с  административным  исковым  заявлением и приложенными к нему документами, судья на основании статьи 130, части 3 статьи 210 Кодекса  административного судопроизводства РФ считает необходимым оставить без движения  административное  исковое  заявление по следующим основаниям.

Положения части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При этом положения  пунктов 4, 5 части 2 статьи 209 Кодекса  административного судопроизводства РФ предусматривают, что в административном исковом заявлении должны быть указаны:  сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к заявителю; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В административном исковом заявлении не приведены сведения о том, каким образом оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этими актом: не представлена копия паспорта или иного документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, места пребывания в Москве.

В нарушение положений пункта 6 части 2 статьи 209 КАС РФ, административный истец не приводит наименование и отдельные конкретные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.

В нарушение пункта 8 части 2 статьи 209 КАС РФ заявитель в просительной части указывает наименование нормативного правового акта, который не существует, поскольку 05 февраля 2020 года оспариваемый Указ Мэром Москвы не принимался.

Исправляя недостатки административного искового заявления, в случае ссылок на определенные документы, подтверждающие то обстоятельство, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, заявителю по правилам ст. 126 КАС РФ необходимо будет представить соответствующие документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования. В случае самостоятельного направления копий исправленного административного искового заявления и приложенных к нему документов в адрес лиц, участвующих в деле, заявителю также необходимо учесть, что согласно ч. 4 ст. 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора, в адрес которого подлежит направлению административный иск с приложениями.

В силу ч. 3 ст. 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 настоящего Кодекса. В такой ситуации административное исковое заявление подлежит оставлению без движения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 130 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Административное исковое заявление ….. о признании недействующим пункта 10.3 Указа Мэра Москвы от 05 февраля 2020 года № 12-УМ – оставить без движения в срок до 18 мая 2020 года, включительно. Разъяснить заявителю, что в случае если в установленный настоящим определением судьи срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не будут устранены, судья на основании статьи 129, части 2 статьи 210 Кодекса  административного судопроизводства РФ выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами

На определение судьи может быть подана частная жалоба в апелляционный суд общей юрисдикции  в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд.

Судья Московского

городского суда                                                                      И.С. Баталова 

З А Я В Л Е Н И Е

об устранении недостатков, послуживших основанием для оставления без движения

административного искового заявления

Я, ФИО 12 апреля 2020 года подал в Московский городской суд административное исковое заявление о признании недействующим пункта 10.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в редакции указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ, опубликованного 04.04.2020 на официальном портале Мэра и Правительства Москвы https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43678220/

Определением от 15.04.2020 судья Московского городского суда Баталова определением № Ма-0751_2020 оставила без движения мое административное исковое заявление, ссылаясь на то, что:

  • не представлена копия паспорта или иного документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в Москве в подтверждение сведений о том, каким образом оспариваемый нормативный правовой акт применяется к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  • административный истец не приводит наименование и отдельные конкретные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  • заявитель в просительной части указывает наименование нормативного правового акта, который не существует, поскольку 5 февраля 2020 года оспариваемый Указ Мэром Москвы не принимался.

Исправляя недостатки административного искового заявления настоящим:

  1. представляю паспорт, подтверждающий место проживания административного истца в Москве. При этом обращаю внимание, что административное исковое заявление подана в электронной форме с верификацией посредством учетой записи на сайте Госуслуги, содержащей сведения о месте проживания и паспортных данных административного истца.
  1. наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт:

Часть 1 статья 37 Конституции РФ» – «Труд свободен. Каждый имеет право свободно рас- поряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

Следующие положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

  • пункт 1 статья 18 – «Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются»;
  • подпункт 2 пункта 2 статьи 2 о праве адвоката участвовать в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • подпункт 5 пункта 2 статьи 2 о праве адвоката участвовать в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях);
  • подпункт 7 пункта 2 статьи 2 о праве адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • подпункт 9 статьи 2 пункта 2 о праве адвоката участвовать в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • подпункт 10 пункта 2 статьи 2 о праве адвоката выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях;
  • подпункт 1 пункта 3 статьи 6 о праве адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций;
  • подпункт 2 пункта 3 статьи 6 о праве адвоката опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  • подпункт 3 пункта 3 статьи 6 о праве адвоката собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • подпункт 5 пункта 3 статьи 6 о праве адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность.

Часть 1 статья 27 Конституции РФ – «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»;

Часть 3 статья 55 Конституции РФ – «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

Статья 31 пункты 1-3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

«Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Статья 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» – «Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности».

  1. На стр. 1 административного искового заявления указан обжалуемый нормативный правовой акт – указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в редакции указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ в части пункта 10.3.

В просительной части административного искового заявления в дате указа допущена опечатка.

Настоящим уточняю просительную часть административного искового заявления и прошу:

признать недействующим указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ в действующей редакции (указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ) в части пункта 10.3 обязывающего граждан не покидать места проживания (пребывания) как противоречащий

статьям 27 (часть 1), 37 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статье 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статье 2 (пункт 2 подпункты 2, 5, 7, 9, 10), статье 6 (пункт 3 подпункты 1, 2, 3 , 5), 18 (пункт 1) Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Также настоящим представляем в электронной форме экземпляр административное исковое заявление для прокурора.

Приложения:

  1. Паспорт … выдан;
  2. Административное исковое заявление для прокурора.

С уважением,

Добавить комментарий