Акустическая форма дисграфии как исправить упражнениями

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. профессор Р.И. Лалаева предложила собственную классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими процессами, встречаются у 10% младших школьников.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Классификация

В зависимости от того, какая именно операция фонемного распознавания нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Проявления дисграфии на основе нарушенного фонемного распознавания становятся заметны в начальной школе, однако предпосылки можно обнаружить еще в дошкольном детстве. Дети путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У них снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают замены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными («зельный» или «зельоный» −зеленый). При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим характеристикам звуки. Звукопроизношение при этом, как правило, не нарушено, однако иногда у ребенка имеются неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Основным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, нередко – математике. Плохие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании начальной школы, угроза оставления ребенка на второй год – все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя создают почву для последующего развития у ребенка тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика

Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные для акустической дисграфии проблемы: замены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Из методов медицинской диагностики может быть рекомендована аудиометрия, т. к. при недостатках фонемного распознавания всегда необходимо исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое обследование по показаниям включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешен только при целенаправленных, систематических занятиях, обоюдных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше в начальном звене школы выявлена дисграфия и начата ее коррекция. В противном случае ученик с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии необходимо вести с дошкольного детства. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует внимательно относиться к своей и детской речи, постараться минимизировать неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Литература

1. Проблема акустической дисграфии у младших школьников/ Жулина Е.В., Смольянинова С.Г.// Проблемы современного педагогического образования. – 2018.

2. Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией/ Константинова Е. А., Федько Ю. И.// Царскосельские чтения. – 2017.

3. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников/ Лалаева Р.И., Венедиктова Л.Р. – 2001.

4. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме/ Белоус Е.Н. – 2011.

Код МКБ-10

F81.1

Акустическая дисграфия – лечение в Москве

Акустическая дисграфияДисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется  акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре Вернике. Вследствие этого ребенок не способен точно различать слышимые звуки.

До того, как ребенок начинает обучаться письму, активно используется лишь устная речь, это нарушение не проявляется ярко, так как на помощь приходит общее понимание лексического смысла текста. Однако для письменной речи требуется тонкий анализ фонем, в противном случае ошибки неизбежны.

Признаки акустической дисграфии

Родителям, у которых дети столкнулись со сложностями с обучением в школе письму, следует обратить внимание на характер ошибок. Несомненно, работать над коррекцией дисграфии должен специалист, но понимать, что происходит и вовремя обратиться за  помощью, обязательно нужно.

Итак, в чем выражается акустическая дисграфия:

  • замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных);
  • частые ошибки при письменном обозначении мягкости звуков;
  • пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами;
  • объединение при написании нескольких слов в одно.

В качестве примера можно привести такие ошибки как «мяшик» вместо «мячик», «телай» вместо «делай», пропуски мягкого знака «окун», «Васка», «лублу» вместо «люблю».

При этом дело совсем не в том, что ребенок не знает, как правильно произносятся эти звуки. При акустической дисграфии, как правило, артикуляционные органы работают «как часы» и проблем с постановкой фонем у детей не наблюдается.

Читайте также: Возрастные этапы психического развития ребенка

Причины акустической дисграфии

В основе возникновения дисграфии акустического типа лежит нарушение фонематического слуха и восприятия. Именно они помогают правильно распознавать звуковой строй слова, определять количество слогов, место и точное значение фонемы.

За дифференцирование звуковых образов слов отвечают зоны, расположенные в височных отделах мозга. Именно здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике, в которой производятся анализ и синтез полученной информации. Нарушения, возникшие в данных зонах, и приводят к неправильному фонетическому восприятию.

Причинами нарушений могут выступать различные факторы:

  • Внутриутробные поражения мозга плода.
  • Инфицирования во время беременности.
  • Тяжелые заболевания ребенка в раннем возрасте.
  • Социальные или психологические причины (недостаточное количество общения с ребенком, билингвизм, педагогическая запущенность).

Встречаются случаи также наследственных нарушений.

Коррекция акустической дисграфии

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили имеющуюся проблему и обратились к специалисту. Скорректировать дисграфию и помочь ребенку успешно учиться вполне возможно.

Логопед проведет диагностику состояния речи ребенка, его развития. Дело в том, что проявления нарушений письма всегда вторичны. Необходимо выявить основную причину возникшего состояния и только тогда заниматься коррекционными действиями.

В план занятия включаются упражнения, стимулирующие развитие фонетического слуха и восприятия, а также звукового анализа и синтеза. Учитывая, что дисграфия обычно диагностируется у детей школьного возраста, многие задания проводятся не в игровой форме, а в виде выполнения упражнений на бумаге. Однако игровые моменты тоже должны присутствовать, чтобы у ребенка не возникало усталости и психологического перенапряжения.

Читайте также: Диагностика психолога ребенка в 3-4 года

Игры и задания для коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:

  • Для развития неречевого слуха детям предлагаются игры из серии «Тихо-громко» (на звуки разного уровня громкости нужно совершать разные действия), «Где звук?»
  • Обязательны задания, закрепляющие понятия о гласных и согласных звуках, умение распознавать их на слух. Параллельно проводится акцентуализация правильного произношения фонем.
  • Задание «Умный водитель» — из карточек с изображением предметов (а впоследствии только написанных слов) необходимо выбрать только те, которые начинаются на заданную фонему. Это упражнение можно использовать также при отработке распознавания звука в середине или в конце слова.
  • «Скажи наоборот» — педагог произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а дети должны подобрать вариант мягкого звучания (мя, мю).
  • Для формирования навыков звукового анализа и синтеза проводятся упражнения на подсчет количества фонем в слове, их последовательности, составления слова из набора звуков под диктовку и прочее. Например, задания на подсчет количества букв и звуков, распределения слов по «домам» — в одном нужный звук располагается в начале, в другом — в середине, в третьем  — в конце слова.
  • «Отгадай слово»- упражнение с моделями слов. Ребенок должен вписать пропущенные буквы и объяснить свой выбор, обозначив твердость или мягкость предшествующей согласной. (Например, М _ Ч, М _ К, М _ Л).
  • С большим удовольствием дети ищут ошибки в словах. Упражнение «Незнайка» помогает им закрепить полученные навыки. Надо исправить те ошибки, которые допустил в письме Незнайка.
  • Игра «Составь слово» — из набора карточек с написанными буквами дети должны составить слово. Можно поиграть в обратный вариант этой игры — в буквах одного слова найти несколько других слов.
  • Для отработки навыков подходят диктанты — к примеру, из услышанных слов необходимо записать только те, в которых есть мягкий (твердый) звук, в другом варианте записать слова в два столбика.

Составлением плана коррекционных занятий и подбором необходимых упражнений должен заниматься специалист. Родителям же нужно помнить, что с их поддержкой и помощью дисграфию можно «победить». Главное — систематичность работы, выполнение домашних заданий и, конечно, положительный настрой.

Дата публикации: 13.10.2017. Последнее изменение: 18.07.2022.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.

Выделяют пять форм дисграфии:

Материал с сайта www.logoped.ru

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “писмо”, “лубит”, “больит” и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

? пропуски букв и слогов;

 перестановка букв и (или) слогов;

 недописывание слов;

 написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”;

 повторение букв и (или) слогов;

 контоминация – в одном слове слоги разных слов;

? слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (“настоле”, “на ступила”).
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, “вплотную” приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов (“палочки”, “овалы”) и нескольких “специфичных” элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
– добавление лишних элементов;
– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
– зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он – переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта – парта, моко – молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает “из ничего”! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

Несколько советов родителям:

1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и “красивый”; другой – огромный, корявый, неуклюжий, “уродливый”. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ.

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Материал с сайта www.logoped.ru

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям “из-под палки”, результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель – не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место “хватки” пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма /удалено администратором/. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы /удалено администратором/.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба “удобства”: и треугольник, и пупырышки. Так что купите “пупырчатую” ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика – тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). “Перьевое” письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).
Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

“Вглядись и разберись” (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: “Запятая между прилагательным “ясным” и союзом “и”, во-первых, закрывает деепричастный оборот “…”, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “…”, вторая “…”), соединенные союзом “и”.

“Пропущенные буквы”.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно!

Материал с сайта www.logoped.ru

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это “не для него”, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и “причастный/деепричастный оборот”.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом…

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письмом. Известия АПН Р.- СФСР1950.-Вып.70
2. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.,1961
3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.,1983

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Детская дисграфия: виды, причины, симптомы и профилактика

У многих школьников в младших классах наблюдаются трудности с письменной речью: помарки, неразборчивый почерк, глупые ошибки, путаница в буквах – казалось бы, стандартный набор юного школьника, который только начал познавать письменный русский язык.

Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и, кажется, поводов для беспокойств особо нет, тем более почерк – это вообще дело индивидуальное. Возраст, социальные факторы, особенности развития, система образования – эти и другие причины могут сыграть важную роль в появлении трудностей письма у школьника.

Причин действительно много, однако порой основанием ошибок при графическом воспроизведении родного языка является конкретное нарушение – дисграфия у ребёнка.

Но не спешите паниковать и путать обычное детское развитие с нарушениями. Сперва давайте разберёмся, что называют дисграфией у ребенка, вследствие чего она появляется, и как её миновать.

Что такое дисграфия?

Дисграфия у младших школьников – это нарушение процесса письма, характеризующееся специфическими, часто повторяющимися ошибками. Чаще всего оно связано со сбоем в работе определенных психических функций, которые отвечают непосредственно за обеспечение письменного процесса. Дети с дисграфией постоянно совершают нетипичные ошибки при письме. В большинстве случаев грамматика не влияет на такие ошибки. Это не орфографические и не пунктуационные неточности; это конкретные опечатки в словах и предложениях.

Ребёнок с дисграфией, сам того не осознавая, может допустить ошибки в самых, казалось бы, простых для написания словах.

Примеры дисграфии:

Например, слово «окно» может быть написано как «оно»; предлог «под» превратится в «пдо»; «кит» отзеркалится и станет «тик», вместо «нога» будет «нга». При дисграфии возможна и замена слов на похожие, например, вместо «приняла» — «присела», вместо «ушёл» — «пришёл» и т.д.
Более того, имея в анамнезе данное нарушение, ребенок может не дописывать окончания слов, вставлять лишние буквы, писать их зеркально или пропускать необходимые. Из предложений могут исчезать целые слова, в словосочетаниях – нелогично меняться местами. Часто дисграфия сопровождается неразборчивым почерком, ребенок пишет «как курица лапой».

В наши дни подобные нарушения, как правило, встречаются у школьников младших классов — 80% всех случаев приходится именно на них. Важно также знать, что процент детей с подтвержденной дисграфией с каждым годом увеличивается. Причины возникновения дисграфии

Причин, по которым может возникнуть такое нарушение, как дисграфия, множество. Они могут носить как органический (естественный), так и функциональный (приобретённый) характер.

Возможные причины возникновения дисграфии у ребенка:
– Перенесённые психологические травмы
– Нарушения в работе высших психических функций
– Социально-психологические факторы
– Наследственность / генетический фактор
– Внутриутробные инфекции и родовые травмы
– Черепно-мозговые травмы различной степени тяжести
– Длительные соматические заболевания
– Искажённая речь окружающих
– Двуязычие в семье
– Недостаток речевого общения

Так, например, частое сюсюканье с малышом приводит к тому, что он быстро привыкает и начинает «сглатывать» звуки. Также специалисты отмечают, что дети, чьи родители слишком рано стали обучать их грамматике (при психологической незрелости малышей), тоже относятся к зоне риска. Их мозг еще не готов справиться с таким большим объёмом информации и начинает давать сбои.

Часто можно встретить дисграфию у детей, которые страдают задержкой речевого и /или психоречевого развития, имеющих такие нарушения, как минимальная мозговая дисфункция, общее недоразвитие речи, СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

Виды дисграфии с примерами

Виды дисграфии и примеры дисграфии:– Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В этом случае на письме искажается структура слова и предложения: приставки пишутся отдельно, предлоги – слитно, отдельные слова складываются в одно целое (в избе – «визбе», пришёл – «при шёл», лежит букварь – «лежитбукварь»). Часто пропускаются гласные и согласные буквы (поля – «пля», огурец – «огрец», тетрадь – «терадь», арбуз – «аруз» и т.д.). при написании добавляются и лишние буквы (пенал – «пениал»), происходит перестановка букв и слогов (стол – «тсол»).

Оптическая дисграфия

При наличии данного вида дисграфии зрительное восприятие неустойчиво, буквы будто незнакомы ребенку и в каждом слове воспринимаются по-разному. Примерно такие замены букв могут наблюдаться в тетради: пи, пн, кл, цщ, ши, мл, бд, пт, нк, жш и т.д.
Также ребёнок может отзеркаливать слова и/или буквы при написании: дом → мод, рыба → абыр и т.п.

– Артикуляторно-акустическая дисграфия

При такой форме у ребёнка недостаточно развиты навыки анализа и синтеза речи, из-за чего ему сложно различать звуки, причем как гласные, так и согласные. А в особенности – схожие по звучанию и артикуляции. На письме это выглядит как смешение и пропуски букв, их замена, а также неправильное отражение звукопроизношения на бумаге. Иными словами, ребенок пишет также, как произносит или слышит. 

Например, слово «доктор» может написать «доктр», «вода» как «вада», «собака» → «сабака», «Москва» → «масква» и т.д.

– Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания

При наличии данного вида дисграфии на письме ребенок заменяет близкие по фонетическим признакам звуки (б-п, в-ф, г-к, м-н, л-р и т.п.). Главное, что в этом случае ребёнок при разговоре все звуки произносит верно, но при письме выходит совсем наоборот. Также можно наблюдать на письме дефект смягчения («албом») и замены гласных звуков – а-я, у-ю (лампа
«лямпа», рука «рюка») и т.д.

– Аграмматическая дисграфия

Данная форма связана с недоразвитием грамматического строя речи, при котором искажаются слова и предложения, и у детей возникают трудности в образовании множественного числа существительных, не соблюдается последовательность предложений, неправильно образуются уменьшительно-ласкательные формы, теряются смысловые связи (небеса – «небы», кружки – «кружья», «много книгов», малыши – «малыша», «один сумка» и т.п.). Все эти нарушения свидетельствуют о лексико-грамматическом недоразвитии речи.

– Моторная

Моторный вид нарушения проявляется, прежде всего, в почерке – в процессе написания возникают проблемы в движениях кисти руки и восприятии букв со зрительным образом.

В некоторых случаях дисграфия у младших школьников сопровождается неречевыми нарушениями, например, рассеянным вниманием, трудностями с саморегуляцией и контролем, ослабленной памятью, различными психическими расстройствами.

Основные симптомы дисграфии

В первую очередь, о наличии дисграфии у ребёнка можно говорить только после того, как ребенок полностью освоит технику письма, т. е. около 8–8,5 лет. Если Ваш ребенок уже достиг данного возраста, но всё ещё имеет проблемы с письмом, не пренебрегайте обращением к специалистам: нейропсихологу и логопеду-дефектологу. Проведение диагностики – обязательное мероприятие, если у школьника присутствуют нелогичные ошибки в письме.

Признаками, характеризующими дисграфию, являются постоянно повторяющиеся на письме ошибки, несвязанные с тем, что ребёнок не знает правила и нормы языка. Типичные ошибки, которые могут встречаться при различных видах дисграфии у младших школьников, могут проявляться:

– смешением и заменами фонетически схожих звуков на письме (д–т, б–п, ш-ж, г–к) или графически схожих прописных букв (т-ш, ш-щ, м-л, б-д);

– нарушением слитности и раздельности написания слов;

– искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);

– нарушенным словоизменением и нелогичной перестановкой слов в предложениях;

– несоблюдением красной строки и заглавной буквы.

Очень часто дисграфия сопровождается проблемами не только в письменной речи, но и особенностями развития психических функций: снижение работоспособности, неврологические нарушения, гиперактивность, отвлекаемость, снижение объема памяти и прочее.

Методы коррекции дисграфии

Индивидуальные особенности, а также вид нарушения и степень запущенности влияют на способы коррекции дисграфии у младших школьников. Первым делом специалисты в области нейропсихологии, логопедии и дефектологии проводят диагностику, которая помогает не только выявить патологию, но и определить конкретный вид нарушения. План по коррекции всегда подбирается индивидуально, учитывая все особенности и нюансы. Занятия проводятся, в частности, в игровой форме. Лучше всего дисграфия поддается коррекции в возрасте до 10 лет. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут проходить коррекционные занятия, поэтому важно выявлять проблему на ранних стадиях и вовремя обращаться к специалистам.

Большая часть работы приходится на нейропсихолога и логопеда. Специалисты определяют первопричину и составляют программу занятий, в которую входят упражнения по сенсомотороной коррекции, развитию функций внимания, памяти, формированию самоконтроля, звукопроизношению, фонемного распознавания речи, формированию лексико-грамматического строя, моторики, и остальных факторов. Иногда необходимо участие таких специалистов, как психолог, невролог и дефектолог.

Важно также понимать, что если вы не специалист, то устранить дисграфию своими силами практически невозможно, однако поддерживать коррекцию в домашних условиях необходимо.

Самыми эффективными методами коррекции считаются:

  • задания и игры для развития памяти, внимания, мышления, зрительного и акустического восприятия;
  • двигательные упражнения из сенсомоторной коррекции;
  • дыхательные игры и техники для повышения работоспособности;
  • упражнения для развития звукового анализа в виде игр (ребусы, загадки, скороговорки);
  • упражнения для формирования образа буквы и развития пространственных представлений (при оптической дисграфии);
  • задания для правильного понимания букв, звуков, слов;
  • работа по формированию лексико-грамматического строя;
  • постановка звуков, автоматизация речи.

Как помочь? Советы специалиста

Следует знать, что многие трудности у детей лучше всего поддаются коррекции в ранние годы. Поэтому будьте внимательны к своим детям. Различайте понятие «не даётся грамота» и серьёзное нарушение письма. Помните: чем быстрее вы заметите симптоматику у своего ребёнка, тем легче будет проходить коррекционный период.

Не бойтесь обращаться к специалистам. Так, грамотный нейропсихолог и логопед, составят вашему ребёнку индивидуальный план по коррекции нарушения и обязательно помогут справиться с недугом!

Акустическая дисграфия возникает из-за недостаточности слухового восприятия и проявляется заменой или смешением на письме букв, обозначающих похожие фонетические звуки, такие как шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. Однако звукопроизношение у ребенка может быть правильным. Для диагностики дисграфии проводится анализ письменных работ и исследование слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут включает в себя устранение фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Наталья Леонидовна Степаненко

Задать вопрос

Область научных и практических интересов: Диагностика и лечение нервных болезней у детей от 0 до 18 лет. Член Неврологического общества Москвы.

Общие сведения

В 1971 году О.А. Токарева, классик советской логопедии, выделила акустическую дисграфию как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора. В 1980-х гг. профессор Р.И. Лалаева предложила свою классификацию, где акустическая дисграфия обозначена термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, у 10% младших школьников встречаются ошибки на письме, вызванные несформированными фонематическими процессами.

Причины

Акустическая дисграфия возникает из-за недостаточно развитого фонематического восприятия у ребенка к моменту начала его обучения в школе. Это приводит к тому, что ученик не может правильно различать звуки речи на слух, а также не умеет анализировать и синтезировать звуки при письме, что приводит к ошибочному соотнесению фонемы с графемой (то есть он пишет, как слышит). Такая проблема часто возникает у детей с функциональной дислалией, сенсорной алалией и стертой дизартрией, а также у взрослых с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей с акустической дисграфией выявляются социальные и биологические факторы, которые могут быть причиной этого состояния. Среди них:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Недостаточное развитие процессов распознавания звуков к моменту поступления в школу и без ограничений в произношении может привести к проблемам при изучении письменной речи и стать основой для развития акустической дисграфии. Во время написания слова ребенок не способен анализировать звуковой состав слова, выделять звуковые характеристики отдельных звуков, переводить их в движение и принимать решение о соответствии звука букве. Если при этом также нарушены моторные, зрительные и регуляторные функции, то возникает смешанная дисграфия.

Классификация

Логопедия выделяет различные подвиды акустической дисграфии, которые зависят от нарушенной операции фонемного распознавания в процессе письма.

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Признаки дисграфии, связанные с нарушением распознавания фонем, проявляются уже в начальной школе, но их возможно заметить еще в дошкольном возрасте. Дети путают звуки речи, неправильно произносят слова, с трудом запоминают стихи и песни. Они испытывают слабость и трудности с концентрацией, их внимание часто переключается.

Школьники с акустической дисграфией на письме путают буквы, которые звучат похоже.

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных знаком мягкости или йотированными гласными. При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают звуки с непохожими акустическими характеристиками. Звукопроизношение при этом обычно не нарушено, но иногда у ребенка возникают неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Акустическая дисграфия часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо учиться по родному языку, литературному чтению и математике. В результате получает плохие оценки, низкие баллы на итоговой аттестации в начальной школе, а также сталкивается с угрозой повторного года. Все это снижает мотивацию ребенка к учебе, что может привести к нежеланию посещать школу или отдельные предметы, а также вызвать конфликты с преподавателями и одноклассниками. Неудачи и недоверие к своим способностям могут спровоцировать у ребенка тревожность, низкую самооценку и депрессивное состояние.

Диагностика

Логопед обычно получает жалобы от родителей или педагогов на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает при написании. При анализе рабочих тетрадей специалист обнаруживает типичные проблемы для акустической дисграфии, такие как замены и смешения букв на основе фонетического сходства, перестановки и пропуски букв. Логопед проводит обследование устной речи для подтверждения диагностической гипотезы.

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Одним из методов медицинской диагностики, рекомендуемым в случае недостатков фонемного распознавания, является аудиометрия. Также, в зависимости от показаний, может быть назначено инструментальное неврологическое обследование, включающее в себя электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

При дисграфии, вызванной несформированностью фонемного распознавания, коррекционный маршрут учитывает нарушенные речевые звенья. Занятия направлены на решение следующих задач:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Сначала рассматривают артикуляционные и акустические аспекты гласных, затем согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), после этого – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого начинают писать тексты, делать слуховые диктанты, сочинения и изложения.

Развивают не только речевые функции, но и ВПФ, включая память, мышление и внимание. Рекомендуется добавлять в упражнения элементы фонетической и логопедической ритмики, а также физические упражнения для речи. Использование интерактивных игр и технологий повышает интерес к занятиям.

Прогноз и профилактика

Избавление от акустической дисграфии – долгий и трудоемкий процесс, который может быть успешным только при постоянных занятиях и совместных усилиях логопеда и ученика. Прогноз будет лучше, если дисграфия будет обнаружена и исправлена как можно раньше в начальной школе. В противном случае, ученик с акустической дисграфией будет отнесен к группе неуспевающих.

Нужно заниматься профилактикой акустической дисграфии ещё в детском саду. Это включает обязательные осмотры логопедом, специальное развитие фонематических процессов при нарушениях, подготовку к школе. Взрослые должны следить за своей и детской речью, стараться не наносить вред ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Характеристика акустической дисграфии

Расстройство процесса письма, называемое акустической дисграфией, возникает из-за нарушения распознавания фонем и связано с недостаточностью слухового восприятия, не затрагивая при этом способность слышать и правильно произносить звуки.

Диагностирование данной дисграфии затруднено из-за того, что ребенок до начала обучения письму использует только устную речь, поэтому это расстройство проявляется не так ярко в раннем детстве.

Ребенок, начиная обучаться письму, часто делает стойкие ошибки, которые повторяются.

  1. Замена букв, соответствующих близким звукам (шипящие-свистящие, глухие-звонкие, аффрикаты и их составляющие).
  2. Неправильное обозначение мягкости на письме («писмо» вместо «письмо»).
  3. Смешение или замена лабиализованных (губных) гласных («бабучка» вместо «бабочка»).

Указывается на пропущенные и переставленные буквы в словах, а также неправильное обозначение мягкости согласных через мягкий знак или йотированные гласные.

Дети с данной проблемой пишут медленно, нечетко и неровно. Это часто вызывает чувство неудовлетворенности у ребенка, который искренне расстраивается из-за того, что не может удовлетворить требования сверстников, у которых нет такой же проблемы. В итоге, это приводит к ухудшению самооценки, качества усвоения знаний и способности воспринимать информацию.

Основные причины нарушения

Причина данного расстройства связана с нарушением восприятия фонематического слуха, который необходим для распознавания звукового состава слова и определения количества слогов.

В височных отделах головного мозга расположены зоны, которые дифференцируют звуковые образы. Здесь акустический сигнал кодируется и передается в зону Вернике для анализа и синтеза информации. Если эти зоны нарушены, то это может привести к неправильному распознаванию фонем.

Факторы, которые могут повлиять на появление акустической дисграфии:

  1. Хронические заболевания и инфекции матери во время беременности.
  2. Асфиксия или гипоксия плода, что привело к поражению мозга.
  3. Травмы плода во время родовой деятельности.
  4. Энцефалит и другие инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  5. Черепно-мозговые травмы.

Факторы социального и психологического характера могут вызвать акустическую дисграфию у ребенка. Эти причины включают постоянный стресс, вызванный конфликтами в семье, отсутствие внимания со стороны родителей и педагогическую запущенность. Также билингвизм ребенка и искаженная речь у членов его семьи могут повлиять на развитие этого расстройства.

Генетическая предрасположенность является основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства. Если родитель имел замедленное развитие психических функций и созревание определенных зон головного мозга, то ребенок также будет находиться в группе риска.

Диагностика акустической дисграфии

Как правило, проблема проявляется в младших классах, и к логопеду обращаются, когда у ребенка есть стойкие повторяющиеся ошибки в письме. Специалист анализирует тетради школьника и выявляет типичные признаки, характерные для акустической дисграфии.

Кроме того, осуществляются следующие диагностические процедуры:

  1. Оценка звукопроизношения. У таких детей может быть неправильная дикция, при этом анатомические дефекты отсутствуют.
  2. Изучение фонематических процессов. Ребенок может испытывать проблемы с тем, чтобы отобрать картинки с определенным звуком, определением места звука в слове и т.д.
  3. Обследование других сторон речи.

Коррекция

Для коррекции акустической дисграфии нужно выполнять упражнения, развивающие фонематическое восприятие, обучающие звукобуквенному анализу и синтезу слов, уточняющие и сравнивающие звуки в произношении с помощью слухового и зрительного восприятия, выделяющие определенные звуки и определяющие положение звука относительно других звуков.

Для устранения акустической дисграфии в комплексной коррекционной работе применяются задания и упражнения.

  1. «Найди и исправь ошибку». Ребенку дается текст, в котором присутствуют ошибки в словах. Он должен найти их и исправить.
  2. «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги с твердым звучанием (ма, му), а ребенок должен озвучить мягкий вариант их звучания (мя, мю).
  3. «Выбери правильный вариант». Логопед произносит слова и просит записать их в два столбца: первый должен содержать слова с мягким согласным, а второй – с твердым. Это упражнение хорошо подходит для дифференциации звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков.

Необходимо заниматься профилактикой акустической дисграфии с самого раннего возраста ребенка. Это включает регулярные посещения логопеда, развитие фонематических процессов при их нарушении и т.д. Родители должны быть более внимательны к своим детям и обращаться к специалисту при первых признаках проблемы, которые можно заметить уже в детстве. Это может включать нечеткое произношение слов, путаницу в звуках речи, трудности в запоминании стихов, проблемы с концентрацией внимания и уменьшение работоспособности.

Что такое акустическая дисграфия

Неполное нарушение процесса письма, называемое акустической дисграфией, основано на искаженном или частичном восприятии речевого потока. При этом слух и произношение звуков остаются нормальными. Патология трудно диагностируется вначале, когда ребенок только учится говорить, но она проявляется при обучении письму в постоянном повторении характерных ошибок.

  • извращении фонетико-слогового состава;
  • путанице при использовании парных согласных;
  • сложностях при построении и восприятии предложений.

При разговоре неполная различимость звуков не очень заметна: недостаток компенсируется жестикуляцией и избыточностью смысла. Но при письменном общении необходимо тщательно изучать акустические свойства каждого звука в слове. Только так можно научиться различать и выбирать нужные звуки.

Отсутствие анализа приводит к искажению фонематического восприятия, которое проявляется через частые ошибки, не связанные с ленью или незнанием правил орфографии. Корень проблемы лежит внутри.

Дети, у которых есть акустическая дисграфия, пишут неразборчиво, медленно и неровно в сравнении с одноклассниками, не страдающими этой проблемой. Они стараются не отставать, но в результате вызывают досаду учителя, а также чувствуют угрызения совести и недовольство собой. Такие ситуации могут привести к появлению у детей заниженной самооценки, ухудшению качества знаний и восприятия информации.

Причины возникновения

Для помощи ребенку в освоении письма необходимо определить причину возникновения акустической дисграфии. Нарушение письма всегда является следствием одной из причин:

  • хронические болезни матери, отразившиеся на состоянии плода;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности, и инфицирование плода;
  • эмбриональное поражение мозга, вызванное асфиксией или гипоксией;
  • родовые травмы;
  • тяжелые инфекционные болезни, перенесенные ребенком в раннем детстве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • продолжительные соматические заболевания, влекущие за собой отсталое развитие зон головного мозга, отвечающих за письмо и чтение;
  • социопсихологические факторы (невнимание родителей к речи ребенка, проживание в конфликтной среде, искаженная речь в ближайшем окружении ребенка, недостаток речевого общения, билингвизм, педагогическая запущенность).

Акустическая дисграфия, вызванная генетическими нарушениями, диагностируется редко. Многие эксперты считают, что генетическая склонность, которая замедляет развитие умственных способностей и зрелость определенных областей мозга, является главной причиной этого заболевания. В зрелом возрасте проблемы могут возникать из-за нейрохирургических операций, опухолей или сосудистых заболеваний мозга.

Признаки и симптомы

Акустическая дисграфия возникает из-за нарушения распознавания похожих звуков. Фонематический слух помогает определить звуки, составляющие слово, количество слогов, место и значение каждой фонемы. Фонемы, выделенные из речевого потока, могут быть искажены, но слух как физиологическая способность организма остается неизменным, звуки произносятся нормально.

Ответ: В височных зонах головного мозга находятся участки, которые отвечают за определение звукового образа слова и его отличие от других слов. Эти отделы кодируют акустический сигнал и направляют его в речевую область Вернике, где воспринятая информация анализируется и синтезируется.

Электрические колебания, закодированные после этого, направляются в область Брока, которая воздействует на мышцы, отвечающие за речевой аппарат. Затем информация переходит в угловую извилину и зоны, отвечающие за создание визуальных образов. Изменения в этих областях приводят к искажениям в звуковом восприятии.

Акустическая дисграфия проявляется различными признаками в связи с несовершенством функций зрительного, речевого и слухового анализаторов. Нарушение фонематического слуха приводит к появлению письменных ошибок, когда ученик не может отличить фонемы, звучание которых похоже, и путает буквы, обозначающие парные звуки.

  • глухие и звонкие (ф – в: «вавли», «фьюга»; с – з: «звоя рука», «кослик»);
  • шипящие и свистящие (ж – з: «саза»; ш – с: «суска»);
  • аффрикаты и составляющие их компоненты (Ц и С: «улиса», «куриса»; Ц и Т: «пцицы», «Каця»; Ч и ТЬ: «черчит», «утитель»; Ч и Щ: «роча», «щайник»).

Смешиваются сонорные согласные Р и Л и лабиализованные гласные.

Иногда дефект проявляется в перестановке или пропуске звуков, которые похожи по звучанию и артикуляции. Неправильное обозначение мягкости согласных (например, «кольит» вместо «колит», «восмой» вместо «восьмой», «лубит» вместо «любит») часто является проявлением акустической дисграфии.

Данный дефект считается простым и легко исправимым, но иногда проявляется в письменной форме, даже после его исчезновения в устной речи. Способы проявления могут быть различными и зависят от степени изменения височных зон мозга. В случаях, когда коррекция затруднительна, могут быть выявлены несколько видов дисграфии одновременно.

Диагностика

Логопед обычно получает жалобы от родителей или педагогов на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает при написании. При анализе рабочих тетрадей специалист обнаруживает типичные проблемы для акустической дисграфии, такие как замены и смешения букв на основе фонетического сходства, перестановки и пропуски букв. Логопед проводит обследование устной речи для подтверждения диагностической гипотезы.

  1. Оценка звукопроизношения.Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов.В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи.Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическаядислексия.

Одним из методов медицинской диагностики, рекомендуемым в случае недостатков фонемного распознавания, является аудиометрия. Также, в зависимости от показаний, может быть назначено инструментальное неврологическое обследование, включающее в себя электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Методы коррекции

Для устранения орфографических ошибок у ребенка необходимо сначала обучить его грамотной устной речи. Коррекция нарушений, обнаруженных при акустической дисграфии, проходит через несколько этапов.

  • распознавание неречевых звуков и отождествление их со звуками, письменное воспроизведение которых вызывает трудности (шелест листвы напоминает звук Ш, произносимый шепотом; жужжание шмеля – звук Ж, произносимый при участии голоса);
  • дифференциация слов, похожих фонемным составом;
  • осознание различия одинаковых фраз, слов, звуков по силе и высоте голоса;
  • различие слогов;
  • дифференцирование звуков;
  • формирование навыков синтеза слов и простогозвукобуквенного анализа.

Необходимо уделить больше внимания работы над точным различением фонем, которые ученик не может отличить. Если ребенок научится правильно воспринимать звуки и слова на слух, можно переходить к закреплению этих навыков на письме.

Важно решать проблему поэтапно: если ученик не может отличить парные согласные звуки на слух, то необходимо сначала обратить внимание на положение языка и губ в момент их произношения. Затем можно начать рисовать буквы в воздухе и постепенно усложнять задание, просить выполнять его с закрытыми глазами.

Необходимо объяснить ребенку, что неправильное произношение может привести к изменению значения слова. Для этого полезно использовать примеры и иллюстрации.

Упражнения, которые помогают устранить нарушения звуковой дифференциации:

  1. «Произнеси наоборот»: логопед произносит слоги, в которых присутствуют твердые согласные (да, ду), ребенок должен подобрать слоги, содержащие парный мягкий согласный (дя, дю).
  2. «Подружи» буквы Г и К со словами: из списка слов необходимо выбрать и записать, проговаривая вслух, названия животных, в которых есть буква Г (подчеркнуть ее зеленым цветом) и буква К (подчеркнуть ее красным цветом). Обращается внимание на правильность произношения звуков.
  3. Игры типа «Где звук?» или «Тихо – громко» проводят для определения неречевых звуков. Детям надо совершать определенные действия, реагируя на фонемы различной степени громкости.
  4. «Умный Буратино»: из списка выбирают и записывают лексемы, содержащие определенный звук в заданной позиции (начало, конец или середина слова). На письме выделить букву, обозначающую этот звук, цветом.
  5. «Угадай словечко»: ребенок «создает» слово, вписывая пропущенные буквы в данные варианты (м…л, с…к, м…ч). Учитель предлагает ему объяснить свой выбор.
  6. «Найди и исправь ошибку»: дан текст, содержащий слова, написанные неправильно. Ученику предлагается найти и исправить ошибки.
  7. «Составь новое слово»: из букв, образующих длинное слово (или произвольного набора букв), необходимо составить несколько коротких слов и записать их.
  8. «Выбери правильный вариант». Учитель читает поочередно слова и просит записать их в два столбика: в первый – слова, содержащие мягкий согласный, во второй – твердый. Такое задание можно выполнять для дифференциации шипящих и свистящих, глухих и звонких звуков.
  9. «Пишем вслух» (акустический диктант): пишущий четко проговаривает вслух весь текст, который записывает, интонационно выделяя слабые позиции.

Для выполнения домашних заданий нужно взять тетрадь в клетку и ручку с ребристой или пупырчатой поверхностью для массажа пальцев. Рекомендуется ежедневно записывать небольшой фрагмент текста так, чтобы каждая клеточка содержала одну букву. Ребенок пишет и озвучивает текст, обращая внимание на звуки, указанные учителем, и выделяя их цветом.

Детям нравятся задания, которые помогают определить количество букв и звуков в слове и их порядок. Эти задачи помогают развивать навыки фонемного анализа и синтеза, что способствует осознанному восприятию слов на слух. Обычно такие занятия осуществляются через выполнение письменных упражнений. Однако, чтобы избежать усталости, некоторые задания представлены в форме игр, которые помогают снять психологическое напряжение.

Профессионалы могут помочь избавиться от дефекта. Психолог сможет помочь ученику преодолеть трудности в общении как в школе, так и дома. Логопед создаст индивидуальную программу лечения, учитывая основные сопутствующие заболевания. Чтобы излечиться, ребенок может получить медикаментозное лечение, массаж, ЛФК и физиопроцедуры.

Родительская помощь важна для ребенка. Это означает поддержание позитивного настроя и предоставление разумных подсказок при выполнении домашних заданий.

Регулярные игровые занятия помогут детям запомнить правильное произношение звуков, которые они слышат искаженно, хотя упражнения не всегда могут полностью устранить дефект. Системный подход, терпение, уверенность в успехе и время помогут ученику преодолеть проблему.

Добавить комментарий