Памятка о том, как найти окончания в словах.
Определяем часть речи:
Если это существительное – подставляем слова-помощники:
НЕТ дома лисы звена дяди рыси
ДАЛ дому лисе звену дяде рыси
ВИЖУ дом лису звено дядю рысь
ДОВОЛЕН домом лисой звеном дядей рысью
ДУМАЮ О о доме о лисе о звене о дяде о рыси
Если это прилагательное – подставляем слова-помощники:
ОН красный, ОНА красная, ОНО красное, ОНИ красные.
Если это глагол – подставляем слова-помощники:
Я играю пою стучу
ТЫ играешь поёшь стучишь
ОН играет поёт стучит
МЫ играем поём стучим
ВЫ играете поёте стучите
ОНИ играют поют стучат
*В глаголах прошедшего времени окончания изменяются по родам, слова -помощники ОН, ОНА, ОНО, ОНИ: он упал , она упала, оно упало, они упали.
ВСЁ, ЧТО ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ — ОСНОВА СЛОВА!
План-конспект
урока русского языка
в третьем
классе
по технологии
проблемного обучения
по теме: «Как
найти окончание в словах?»
Тема: Как найти окончание в словах?
Цели: 1. познакомить с алгоритмом нахождения
окончания в словах;
2. формировать умение изменять слова по вопросам и
выделять окончание в разных формах слова;
3. содействовать воспитанию активной творческой
личности ученика.
Оборудование: схема «Окончание», таблица «Алгоритм выделения
окончания в словах», карточки с разноуровневыми заданиями, опорные схемы.
I. Организационный
момент.
– Что следует пожелать людям, когда они начинают
важное дело? (удачи, успеха…). Я составила формулу успеха. Вот её
составляющие. Прочитаем:
Запись на доске:
ФОРМУЛА УСПЕХА
= знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.
– Пожелаем друг другу успеха!
II. Чистописание.
– Повторим написание строчных букв и их соединений с
элементом «петля». При письме по одной линейке будем стараться писать буквы
одинаковой высоты, соблюдая одинаковый наклон вправо:
После записи элементов и букв учитель спрашивает:
– Какое слово зашифровано?
ОКОНЧАНИЕ
– Объясните лексическое значение этого слова.
– Выделите в нём орфограммы. Написание каких из них
можно объяснить?
ОКОНЧАНИЕ
– Спишите.
– Я подобрала однокоренные слова. Какое слово является
проверочным для безударной гласной в корне? Запишите рядом со словом окончание
однокоренные слова, выделите в них корень.
КОНЕЦ,
ЗАКОНЧИТЬ, КОНЦОВКА, КОНЕЧНЫЙ.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Какой корень вы обозначили? Какая часть слова
называется корнем?
III. Создание
проблемной ситуации.
1. Актуализация
знаний.
Игра «Окончание убежало». Задание: дописать слова так, чтобы получилось предложение.
Запись на доске.
Внучк любит
бабушк
Варианты: внучку
любит бабушка и внучка любит бабушку.
2. Проверка
выполнения задания.
– Прочитайте полученные предложения.
– Изменился ли смысл предложения? Почему? (изменилось
окончание в 1-м и 3-ем слове, изменилось действующее лицо)
3. Постановка
вопросов для актуализации знаний.
По мере поступления правильных ответов заполняется
схема, расположенная на доске.
– Внучка – внучку – это однокоренные
слова? А бабушка – бабушку? (нет, это форма одного и того же
слова).
– Значит, изменив последнюю букву в слове, мы получим…
(… его новую форму).
– Как называется эта часть слова, стоящая в конце?
– Что вы знаете об окончании? (кто забыл, может
обратиться к учебнику, с. 86)
– Почему окончание получило такое название? (эта
часть слова находится в конце).
– Могут ли быть разные окончания у одного и того же
слова? (да, а значит окончание – изменяемая часть слова).
– Каким знаком обозначаем окончание?
– Обозначьте окончания в словах предложений о бабушке
и внучке.
– Какую роль играет окончание в слове?
На доске схема:
ОКОНЧАНИЕ |
|
ЧАСТЬ СЛОВА |
Изменяемая |
СЛУЖИТ |
Для изменения формы слова, Для связи слов в предложении. |
ОБОЗНАЧАЕТСЯ |
|
Игра «Собери из слов предложение».
Запись на доске:
ЗВУЧИТ, НЕЖНЫЙ,
МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС.
4. Наблюдение и
рассуждение.
– Прочитайте. Можно ли считать, что здесь записано
предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось предложение? (изменить
окончания в словах).
– Измените. Произнесите, что у вас получилось.
– Для чего же служит окончание? (для связи слов в
предложении).
5. Коллективная
работа.
Ученики составляют предложение и записывают его в
тетрадь. Пока остальные записывают, два ученика у доски выделяют окончания в
словах данного предложения:
ЗВУЧИТ НЕЖНАЯ
МЕЛОДИЯ ВАЛЬСА.
Варианты: звучит нежная мелодия вальса и звучит нежная мелодия
вальса.
6. Учебная
проблема:
– Кто из ребят правильно выделил окончание?
– Почему, выполняя одно задание, результат работы у
ребят получился разный? (мы не знаем, как найти окончание в словах).
7.
Формулирование гипотез.
– Ваши предположения: как найти окончания в словах? (окончание
находится в конце слова, значит нужно выделять последнюю букву; надо изменить
форму слова, сравнить слова и найти изменяемую часть – это и будет окончание).
IV. Сообщение
темы, постановка целей урока.
– Определите тему урока. Какие цели вы перед собой
поставите? Что вы должны знать и уметь?
Должны знать: что такое окончание, для чего оно служит,
алгоритм выделения окончания в словах.
Должны уметь: находить и выделять окончания в словах,
пользуясь алгоритмом.
Физкультминутка:
Раз, два – потянуться,
Три, четыре – разогнуться,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Проверка
гипотез.
Проверка гипотезы № 1.
Обращение к предложению: звучит нежная мелодия
вальса.
– Как определить окончание в слове? Сколько и какие
буквы будут последними в слове?
– Обратимся к учебнику: с. 86, правило. (в
предложении Белка живёт в дупле в окончаниях слов встречается 1, 2
буквы, но бывает и больше двух).
Запись на доске:
Под белыми
крыльями;
Сладкими
пирогами.
Вывод: окончание может состоять из 1, 2 и даже 3 букв. Первая
гипотеза не подтвердилась.
Проверка гипотезы № 2.
– Как изменить форму слова? Ваши предложения. (способом:
один-много, много-один).
– Сравните формы слова. Найдите окончания.
Запись на доске:
Трава – травы
Окно – окна
Сад – сады
– Как ещё можно изменить форму слова? (с помощью
вопросов).
– Сравните формы слова. Найдите окончания.
Запись на доске:
2. Проверка выполнения
работы в группах. Общий вывод.
Гимнастика для
глаз.
VII. Проверка
усвоения нового материала.
Учащиеся работают по карточкам, на которых размещён
материал трёх уровней. Ребёнок выбирает в карточке посильное для себя задание.
При выполнении задания первого уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит;
умеет ли он выделять окончания в разных формах одного и того же слова.
При выполнении задания второго уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли он находить в тексте разные формы
одного и того же слова и выделять окончания в данных словах.
При выполнении задания третьего уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли, пользуясь алгоритмом, изменять слово
по вопросам и обозначать окончания в нём.
VIII. Самоконтроль.
1. Проверка работы
с помощью карточки контроля.
– Проверьте задание по карточке контроля.
2. Самооценка.
– Оцените свою работу. На полях карточки поставьте
соответствующий знак:
понимаю и могу помочь другому;
+ понимаю;
? сомневаюсь;
– не знаю.
– Как вы оценили свою работу?
IX. Итог урока.
Рефлексия.
Оценка работы
учащимися, учителем.
– Что нового узнали на уроке?
– Где мы можем применять полученные знания?
Блицопрос:
– Что общего у окончания и…
а). … облака (изменяют форму);
б). … предлога (служат для связи слов в
предложении);
в). … корня (является частью слова).
– Добились ли мы успеха на уроке? Чтобы ответить на
этот вопрос, обратимся к формуле успеха.
Запись на доске:
ФОРМУЛА УСПЕХА
= знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.
X. Домашнее
задание.
Образец
карточки – задания
для
самостоятельной работы учащихся
по теме
«Окончание»
Задание 1:
Прочитай. Сравни формы слова. Выдели окончания.
Технологическая карта урока русского языка:
Тема урока: «Как найти в слове окончание»
Орг.момент:
– Здравствуйте, ребята.
Сначала присаживаются девочки, затем присаживаются мальчики.
Давайте проверим готовность к уроку: у Вас на партах учебник, дневник, пенал и чистая тетрадь в широкую линию, подписанная простым карандашом.
Этап актуализации. Минутка чистописания:
Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
– Посмотрите на доску, что перед вами?
– С какой целью мы выполняем минутку чистописания?
– Какая задача будет стоять перед вами?
– Пропишите минутку чистописания на новую строку. Выполните самооценивание зеленым карандашом.
– Какой большой раздел мы с вами начали изучать?
– Какие части у слов мы с вами уже изучили?
– Что такое однокоренные слова?
– Как найти корень слова?
– Что такое окончание слова?
Постановка проблемы урока:
Работа по карточкам
Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина, соедините линией.
Стою у |
осины |
Подошел к |
осине |
Увидел |
осину |
Любуюсь |
осиной |
– Являются ли слова осина, осины, осину, осине, осиной однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)
– Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)
– Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)
– Значит, тема нашего урока: «Как найти окончание слова»
– Какова цель урока?
Узнаем алгоритм, как найти окончание слова.
– Какие задачи поставим перед собой?
Учиться находить в словах окончание слова.
Выделять его.
Открытие новых знаний
– Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)
– Выделим окончание в словах осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)
– Как будем выделять окончание? (Предположения детей)
– В русском языке принято выделять окончание окошечком. (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)
Лесенка успеха на полях.
Давайте составим алгоритм «Как находить окончание слова»
1. Прочитать слово.
2. Устно изменить форму слова.
3. Сравнить буквы в конце слова.
4. Выделите окончание.
Работа по учебнику:
Откройте учебник на стр. 81 прочитайте правило в оранжевой рамке про себя.
Лесенка успеха на полях.
Физкультминутка для глаз
Закрепление полученных знаний
Работа по цепочке у доски.
Домашняя работа: стр. 80,81 учить правило в оранж. рамке., стр. 83 упр. 151, 152 (устно).
Самостоятельная работа «Написание слов с твёрдым и мягким знаком».
Рефлексия
– Все задачи урока решены.
– Достигли ли мы цели урока?
– Расскажите мне алгоритм, как находить окончание в словах?
– Какую интересную информацию мы сегодня с вами изучили про окончание?
Оцените каждый свою работу на полях. Простым карандашом.
– Спасибо за урок!
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.