В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
Склонение имён существительных
падежи |
вспомогательное слово |
падежные вопросы |
смысловые вопросы |
предлоги |
Именительный |
есть |
Кто? Что? |
||
Родительный |
нет |
Кого? Чего? |
Где? Куда? Откуда? |
у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле |
Дательный |
дать |
Кому? Чему? |
Где? Куда? |
к, по |
Винительный |
вижу |
Кого? Что? |
Где? Куда? |
через, про, на, за, под, во, в |
Творительный |
доволен, горжусь |
Кем? Чем? |
Где? Как? Каким образом? |
с, со, перед, под, над, за, между |
Предложный |
говорить думаю |
О ком? О чём? |
Где? |
при, о, об, на, в, во |
В Ы У Ч И! З А П О М Н И! Н А У Ч И С Ь О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!
Склонение имён существительных
падежи |
вспомогательное слово |
падежные вопросы |
смысловые вопросы |
предлоги |
Именительный |
есть |
Кто? Что? |
||
Родительный |
нет |
Кого? Чего? |
Где? Куда? Откуда? |
у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле |
Дательный |
дать |
Кому? Чему? |
Где? Куда? |
к, по |
Винительный |
вижу |
Кого? Что? |
Где? Куда? |
через, про, на, за, под, во, в |
Творительный |
доволен, горжусь |
Кем? Чем? |
Где? Как? Каким образом? |
с, со, перед, под, над, за, между |
Предложный |
говорить думаю |
О ком? О чём? |
Где? |
при, о, об, на, в, во |
Чтобы правильно определить падеж
имени существительного в предложении нужно:
- Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
- Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
- Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
- Определить падеж.
Падежные окончания имён существительных
в единственном числе.
Чтобы правильно определить падеж
имени существительного в предложении нужно:
- Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
- Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
- Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
- Определить падеж.
Падежные окончания имён существительных
в единственном числе.
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Пятерка по русскому у тебя в кармане!
Все правила по русскому языку под рукой
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
-
укусил (кто?) щенок;
-
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В предложении слово в именительном падеже может быть выражено:
-
Подлежащим.
Вода остыла. Пирог упал.
-
Главным членом назывного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
-
Обращением.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
-
книга (кого?) друга;
-
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
Примеры:
-
торта;
-
шарфа;
-
возраста;
-
хлебца;
-
договора.
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
-
Дополнение (Он устал от работы).
-
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
-
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Запоминаем!
У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции.
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, которое обозначает адресата. Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
-
позвонить (кому?) маме;
-
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
-
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
-
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
-
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
-
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Запоминаем!
Собственные имена существительные в дательном падеже оканчиваются на -и — Любови, Марии, Юлии.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объект действия. Иными словами, на кого или что направлено действие.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
-
переписать (что?) диплом;
-
слушать (что?) музыку;
-
ждать (кого?) друга.
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
-
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
-
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
-
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
Запоминаем!
Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных) и родительного падежа (у одушевлённых).
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие. Также он может выражать обстоятельства этого действия: место, время и т.д.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
-
горжусь (чем?) победой;
-
наслаждаться (чем?) спектаклем;
-
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
-
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
-
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
-
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
-
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
-
гулять под (под чем?) зонтом;
-
конфликт между (между кем?) братьями;
-
говорить с (с кем?) другом.
Запоминаем!
Существительные творительного падежа множественного числа всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение — разносклоняемое существительное «дитя».
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем?.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
-
говорить о (о чем?) планетах;
-
сидеть на (на чем?) стуле;
-
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
-
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
-
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
-
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.
Запоминаем!
У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Обращайте внимание не только на окончание, но и на то, подходят ли вопросы предложного падежа.
Детям сложно дается определение падежа у имен существительных. Понимание приходит не сразу. Поэтому после изучения этой темы в школе, у дочки остались вопросы. Мне потребовалось полчаса, чтобы моя дочка разобралась, как определять падеж у имен существительных .
Сейчас я опишу сложные моменты при определении падежей. А в конце статьи будет небольшой план, как объяснить падежи ребенку.
Итак, если вы заметили, что ваш ребенок не понимает, как определить падеж, то обратите внимание на следующие моменты:
- Знает ли ваш ребенок названия падежей и вопросы к ним.
- Умеет ли ребенок задавать к слову вопрос.
Например, предложение Я расскажу маме о котенке. Нужно определить падеж существительного «маме».
- Ищем слово, от которого задаем вопрос. Это будет слово «расскажу». Расскажу кому? маме.
- Вспоминаем, что вопрос кому? – это дательный падеж.
Падеж имен существительных – это формы одного и того же слова, которые выражают связь существительного с другими словами в предложении.
Запомнить порядок и названия падежей помогут стихи. С детства многие знают эти строки: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
В Интернете нашла много вариантов «запоминалок»:
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.
Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.
Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.
А мы с дочкой сочинили такую «запоминалку»: Имя Рождает, Дает и Винит, Творит, Предлагает.
Распечатайте ребенку такую табличку.
Потренируйтесь вместе с ребенком определять падеж, используя вопросы и слова-помощники. Очень помогают тексты-истории, в которых одно и тоже слово употребляются в разных падежах.
Котенок сидел на лавочке. (Кто? Котенок – именительный)
Я тихонечко подошла и потрогала котенка. (вижу кого? котенка – винительный)
Потом я дала котенку сосиску. (дать кому? Котенку – дательный)
И пошла домой, чтобы рассказать дочке о котенке (думать о ком? о котенке – предложный)
Дочка вышла на улицу и закричала, что нет котенка. (нет кого? котенка – родительный)
А потом он нашелся в кустах, и теперь дочка гордится своим котенком (горжусь кем? котенком – творительный)
Небольшие “секретики” запоминания у какого падежа какой вопрос.
- Именительный падеж.
Запоминается легко, обычно, – кто? что? - Родительный падеж
Родить кого-то – кого? чего? - Дательный падеж
Дать – кому? чему? - Винительный падеж
Винить – кого? что? - Творительный падеж
Творить – кем? чем? - Предложный падеж
Предлагаю подумать – о ком? о чем?
Как различать именительный и винительный падежи на примере существительного “сухарик” в предложении – Котенок грызет сухарик
- Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Сухарик – неодушевленное - Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кто? что? или кого? что?
Грызет кого? что? (нельзя задать кто? что?) сухарик. - Используйте слова-помощники. Именительный – вспомогательное слово – есть, Винительный – вижу.
Вижу что? сухарик. - Существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим, а в винительном – дополнением.
Котенок грызет сухарик. Здесь существительное “сухарик” в винительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является дополнением.
Сухарик лежит в тарелке у котенка. Здесь существительное “сухарик” в именительном падеже, потому что “сухарик” в предложении является подлежащим. - У винительного падежа может быть предлог, а у именительного не бывает предлогов.
В данном случает нам этот способ не поможет. - Замена одушевленного неодушевленным и наоборот.
Котенок грызетмышку.
Грызет кого? мышку
Делаем вывод: существительное “сухарик” стоит в винительном падеже.
Как различить родительный и винительный падежи на примере существительного “котенка” в предложении – Мышка убежала от котенка.
- Определите одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Котенок – одушевленное - Задайте вопрос. Вопросы лучше задавать в паре: кого? чего? или кого? что?
Убежала от кого? чего? (нельзя задать кого? что?) от котенка. - Используйте слова-помощники. Родительный – нет, Винительный – вижу.
- Предлоги родительного падежа – от, до, из, без, у, для, около, с
предлоги винительного падежа – в, на, за, через, про
Делаем вывод: существительное “котенка” стоит в родительном падеже.
Как объяснить ребенку про падежи:
- Научите задавать ребенка вопрос к существительному и находить слово, от которого задается вопрос.
- Убедитесь, что ребенок знает названия падежей.
- Проверьте, что ребенок выучил вопросы падежей.
- Напомните ему о вспомогательных словах (словах-помощниках)
- Потренируйтесь определять падеж на рассказе о котенке (опубликован в начале статьи).
- Просклоняйте вместе несколько имен существительных – одушевленных и неодушевленных.
Затем возьмите любую книгу, откройте ее на любой странице, находите существительные и вместе с ребенком определяйте падеж.
Если Вам этот план не помог, то возможно, вы сами забыли, как определять падежи. Или у ребенка есть пробел в знаниях.
Всегда можно обратиться за помощью к учителю.
Ставьте “лайк”, если статья оказалась полезной для вас.
Падежи основных частей речи
Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.
Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?
Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.
Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).
Падежи существительных, падежные предлоги
Именительный
Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.
Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.
Родительный
Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .
Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .
Дательный
Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).
Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .
Винительный
Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.
С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.
Творительный
Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).
Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .
Предложный
Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .
Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?
Таблица падежей русского языка
Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.
Название | Слово-помощник | Вопросы | Примеры |
Именительный | Имеется | Кто? Что? | Блогер. Огород |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | Блогера. Огорода |
Дательный | Дать | Кому? Чему? | Блогеру. Огороду |
Винительный | Винить | Кого? Что? | Блогера. Огород |
Творительный | Стать | Кем? Чем? | Блогером. Огородом |
Предложный | Говорить | О ком? О чём? | О блогере. Об огороде |
И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:
Несклоняемые существительные
Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.
И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:
- появилось (что?) метро (Им.п.);
- встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
- удивляться (чему?) метро (Д.п.);
- спуститься (во что?) в метро (В.п.);
- гордиться (чем?) метро (Т.п.);
- добраться (на чём?) на метро (П.п.).
Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:
- Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
- Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
- Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
- Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).
Разница между родительным и винительным падежами
При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:
В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.
Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:
В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).
Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.
Падежи прилагательных
Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом – творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:
Название | Существительное помощник | Вопросы | Пример |
Именительный | есть — Сайт, Игра | Какой? Какая? | Популярный, Познавательная |
Родительный | нет — Сайта, Игры | Какого? Какой? | Популярного, Познавательной |
Дательный | дать — Сайту, Игре | Какому? Какой? | Популярному, Познавательной |
Винительный | вижу — Сайт, Игру | Какой? Какую? | Популярный, Познавательную |
Творительный | доволен — Сайтом, Игрой | Каким? Какой? | Популярным, Познавательной |
Предложный | думаю — о Сайте, об Игре | О каком? О какой? | О популярном, О Познавательной |
Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.
Несклоняемые прилагательные
Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:
- цвет хаки – цвета хаки,
- язык хинди – на языке хинди,
- юбка макси – с юбкой макси,
- стиль ампир – в стиле ампир и др.
Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?
Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:
- Солнце закрыли тучи.
- Солнце выглянуло из-за туч.
Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.
В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:
Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).
Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:
«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).
Изучение падежей вместе с детьми
Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.
Простое объяснение падежей
Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.
Учимся определять падежи
Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:
Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)
Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).
Определяя падеж, действуйте по алгоритму:
- Нахожу слово, от которого зависит существительное.
- Задаю от него подходящие вопросы (два!)
- Ура, я знаю падеж!
В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.
Почему детям сложно определить падеж?
Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:
- плохо знают падежи и вопросы;
- задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
- не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
- путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
- не учитывают синтаксическую роль существительного.
Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.
Последовательность изучения падежей для иностранцев
В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.
Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
- д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
, -о, -е
молодец
-а, -я
молодц а
-и
реч и
-у, -ю
молодц у
-и
реч и
,-а, -я, -о, -е
молодц а
-ом, -ем
молодц ом
-ью
речь ю
-е, -и
о молодц е
-и
о реч и
Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи.
Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшин а , дяд я
- слав а , гир я
- злюк а , сон я .
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и , а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратеги я , стратеги и
- р. п. нет (чего?) стратеги и , стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратеги и , к стратеги ям
- в. п. изучаю (что?) стратеги ю , стратеги и
- т. п. интересуемся (чем?) стратеги ей , стратеги ями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратеги и , о стратеги ях
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шил о , яблок о , мор е , пол е .
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнени е , (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огн я́ , сомнени я , (кого?) гени я
- д. п. (чему?) огн ю , сомнени ю , (кому?) гени ю
- в. п. (что?) огонь , сомнени е , (кого?) гени я
- т. п. (чем?) огн ём , сомнени ем , (кем?) гени ем
- п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомнени и , (о ком?) о гени и
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербар и й — о гербари и ;
- комментар и й — в комментари и ;
- созвезд и е — о созвезди и ;
- телевиден и е — на телевидени и .
3 склонение существительных
Третье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
- льняная ткань
- долгая болезнь
- непроходимая грязь
- далекая пустошь
- густая рожь
- наша помощь
- острая горечь .
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) ве́тошь
- р. п. край (чего?) ве́тош и
- д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
- в. п. беру (что?) ве́тошь
- т. п. протрем ( чем?) ве́тошь ю
- п. п. нуждаемся (в чём?) в ве́тош и
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа.
[spoiler title=”источники:”]
https://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/morphologiya/padeghi-osnovnyh-chastey-rechi.html
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/padezhnye-okonchaniya.html
[/spoiler]
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Имя существительное
- Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Падеж |
Вспомогательные слова |
Падежные вопросы | Смысловые вопросы |
Именительный | есть |
Кто? лиса Что? земля |
Кто? Что? |
Родительный | нет |
Кого? лисы Чего? земли |
Где? Откуда? Чья? Чьи? Чье? |
Дательный | дать |
Кому? лисе Чему? земле |
Где? Как? |
Винительный | вижу |
Кого? лису Что? землю |
Где? Куда? |
Творительный | доволен |
Кем? лисой Чем? землей |
Где? Как? |
Предложный | думаю |
О ком? о лисе О чем? о земле |
Где? |
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
- Как отличить именительный и винительный падежи:
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
- Как отличить родительный и винительный падежи:
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Проверяем:
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Советуем посмотреть:
Родительный падеж множественного числа
Нарицательные и собственные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Род имен существительных
Число имен существительных
Склонение имен существительных
Морфологический разбор имени существительного
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 50,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 79,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 97,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 143,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 59,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 73,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 107,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 21,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 66,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 92,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 40,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 44,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 53,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 94,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 8,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
5 класс
Упражнение 95,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 105,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 532,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 566,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 573,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 586,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 148,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 485,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 247,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 266,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 619,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 231,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 522,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 331,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 348,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 127,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 444,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 445,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 327,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник