Алгоритм как найти сказуемое в предложении

Скачать материал

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

         
Образец рассуждения.

1.      Подлежащие
главный член предложения, обозначает о ком или о чём  говорится в предложении,
отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

        
В лесу запели птицы.

1.Читаю
предложение.

2.Нахожу
о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю
вопрос: кто?- птицы.

4.На
вопрос  кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

2.      Сказуемое – это
главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и
т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу
то слово, которое сообщает, что говориться  о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю
вопрос от подлежащего – птицы (что сделали?) запели.

3.На
вопрос что сделали? –  отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

         
Образец рассуждения.

1.      Подлежащие
главный член предложения, обозначает о ком или о чём  говорится в предложении,
отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

        
В лесу запели птицы.

1.Читаю
предложение.

2.Нахожу
о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю
вопрос: кто?- птицы.

4.На
вопрос  кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

2.      Сказуемое – это
главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и
т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу
то слово, которое сообщает, что говориться  о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю
вопрос от подлежащего – птицы (что сделали?) запели.

3.На
вопрос что сделали? –  отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Скачать материал

  • Сейчас обучается 89 человек из 39 регионов

  • Сейчас обучается 104 человека из 36 регионов

  • Сейчас обучается 112 человек из 41 региона

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 261 874 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 04.08.2017
  • 495
  • 0
  • 04.08.2017
  • 431
  • 0
  • 04.08.2017
  • 1161
  • 0
  • 04.08.2017
  • 512
  • 0
  • 04.08.2017
  • 1204
  • 9
  • 04.08.2017
  • 406
  • 0
  • 04.08.2017
  • 690
  • 5

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент – персональная эффективность преподавателя»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Оставьте свой комментарий

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении.

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

В лесу запели птицы.

2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю вопрос от подлежащего – птицы (что сделали?) запели.

3.На вопрос что сделали? – отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

В лесу запели птицы.

2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю вопрос от подлежащего – птицы (что сделали?) запели.

3.На вопрос что сделали? – отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Гранкина Ольга СергеевнаНаписать 2872 04.08.2017

Номер материала: ДБ-620397

    04.08.2017 214
    04.08.2017 247
    04.08.2017 788
    04.08.2017 297
    04.08.2017 592
    04.08.2017 307
    04.08.2017 349

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Тема урока “Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого”

Презентация к уроку

Цели:

  • Развитие фонетической и орфографической зоркости.
  • Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
  • Познакомить в алгоритмом разбора предложения по членам и на практике учить находить грамматическую основу.

Учебно-методическое обеспечение: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник “Русский язык”, 2 класс, упр. 37-38, рабочая тетрадь упр. 23.

Время реализации занятия: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт: презентация 12 слайдов (среда PowerPoint)

Оборудование: индивидуальные карточки.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

Запись в тетради: число. Классная работа.

2. Фонетическая разминка.

– Ребята, сейчас я покажу картинки, а вы назовите первый звук: сорока, воробей, аист, голубь, иволга, утка. ([ c ], [ в ], [ а ], [ г ], [ и ], [ у ]). Слайд 2.

– На какие две группы можно разделить эти звуки? (Гласные и согласные). Верно.

– А птиц? (Оседлые и перелётные).

3. Минута чистописания.

– Прочти задание минуты чистописания. Какие опасные места в словах? (Заглавная буква В в слове Виктор — это имя мальчика, безударная гласная во втором слоге, в слове воробей — безударная гласная в первом и втором слоге).

4. Словарная работа.

  • Отгадайте ребусы и запишите отгадки. Слайд 3.

(Запись на доске и в тетради: Собака, заяц, деревня, машина, берёза.)

  • Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную в словах.

5. Повторение ранее изученного. Развитие речи.

Ребята, придумайте предложение, используя слова из минуты чистописания. (Ответы детей: Виктор увидел воробья. Мальчик Виктор кормит воробья. Виктор нарисовал воробья. Воробей прыгал возле Виктора.)

Давайте запишем предложение: Виктор кормит воробья.

Подчеркните буквы мягких согласных. (Виктор кормит воробья.)

Мы записали предложение. А что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает).

6. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом разбора предложения по членам. Будем учиться находить подлежащее и сказуемое.

Итак, предложение рассыпалось. Слайд 4.

Соберите его, ребята. (Дети составляют предложение: Осенью птицы улетают на юг.)

Запишите предложение. (Запись предложения в тетради и на доске.) Без какого слова смысл предложения понятен? (Без слова осенью, на юг) Правильно. Остаются слова — птицы улетают.

Так вот существует алгоритм, то есть шаги, которые помогают найти главные члены предложения. Слайд 5.

Давайте познакомимся с алгоритмом. Слайд 6.

О ком или о чём говорится в предложении? В предложении говориться о птицах. Кто? Птицы — это подлежащее, подчеркну одной чертой. Слайд 7.

Птицы, что делают? Улетают — это сказуемое, подчеркну двумя чертами. Слайд 8.

Главные члены предложения — птицы улетают. Или говорят грамматическая основа — птицы улетают. Слайд 9.

Все остальные члены предложения – второстепенные — осенью, на юг. Слайд 10.

7. Первичное закрепление.

Откройте учебник, с. 34 упр. 37 (устно). Рассмотрите схему. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть! (Ю.Мориц)

9. Закрепление нового материала.

Выполним упр. 38. (Коллективная работа: первые два предложения).

10. Самостоятельная работа.

  • Работа по вариантам:
    • 1 вариант — запишите и разберите по членам третье предложение,
    • 2 вариант — четвёртое.
  • 11. Взаимопроверка. Слайд 11.

    12. Подведём итоги.

      Какую важную информацию сегодня узнали на уроке?

    1. Для чего нужно уметь находить подлежащее и сказуемое? (Чтобы грамотно строить свою речь).

    13. Рефлексия. Слайд 12.

  • Если всё понятно и всё получилось сегодня, нарисуй флажок красного цвета.
  • Если ошибался, но в основном всё получилось, нарисуй флажок синего цвета.
  • Если пока не всё понятно и не всё получилось, нарисуй флажок жёлтого цвета.
  • 15. Д/з. Изучить алгоритм “Как найти в предложении подлежащее и сказуемое” из презентации в электронном дневнике или схему в учебнике на с.34, письменно упр. 23 в тетради на печатной основе.

    [spoiler title=”источники:”]

    http://pedsovet.su/rus/6783_kak_opredelit_grammaticheskyu_osnovu

    http://urok.1sept.ru/articles/641184

    [/spoiler]

    Виды сказуемых в русском языке (примеры)

    Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

    Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

    Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

    Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

    • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
    • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

    Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

    1. гла­голь­ные сказуемые;
    2. имен­ные сказуемые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

    1. про­стое глагольное;
    2. состав­ное глагольное;
    3. состав­ное именное.

    Таблица

    Виды Способ выра­же­ния Примеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в форме
    одно­го из наклонений
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

    • я буду рассказывать;
    • мы будем говорить;
    • они будут отдыхать;
    • вы буде­те соби­рать и т. п.;
    • пусть уйдет;
    • пус­кай спляшет;
    • да отпу­сти­те его.

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состояния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто употребляется

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении.

    Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

    Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

    В лесу запели птицы.

    2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

    3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

    4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

    Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

    1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

    2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.

    3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

    Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

    Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

    В лесу запели птицы.

    2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

    3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

    4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

    Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

    1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

    2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.

    3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс повышения квалификации

    Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

    • Гранкина Ольга СергеевнаНаписать 2941 04.08.2017

    Номер материала: ДБ-620397

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      04.08.2017 214
      04.08.2017 247
      04.08.2017 788
      04.08.2017 297
      04.08.2017 592
      04.08.2017 307
      04.08.2017 349

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

    Время чтения: 2 минуты

    В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 2 минуты

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

    Время чтения: 1 минута

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

    О чем эта статья:

    1 класс, 2 класс

    Понятие предложения

    Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

    Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

    Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

    Есть три типа предложений по цели высказывания:

    • повествовательное (сообщение);
    • вопросительное (вопрос, проблема);
    • побудительное (совет).

    Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

    У грамматической основы есть две функции:

    Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

    Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

    Члены предложения

    Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

    Для примера рассмотрим предложение:

    Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

    Кто переезжает? — Родня.

    Когда переезжает? — Зимой.

    Семья что делает? — Переезжает.

    Откуда переезжает? — Из дома.

    Куда переезжает? — В квартиру.

    Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

    Главный член предложения: подлежащее

    К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

    Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


    Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

    Выделим предлежащее в предложениях:

    • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
    • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

    Главный член предложения: сказуемое

    Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

    Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

    Выделим сказуемое в предложениях:

    • Луна ярко (что делает?) светит.
    • На улице (что делается?)светлеет.
    • Цветок (каков?) красив.
    • Фрейд — (кто он?) психолог.

    Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

    На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

    Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

    Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

    Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

    Простое глагольное сказуемое

    Они работают стоя.

    Он боится темноты.

    Составное глагольное сказуемое

    Они продолжают работать стоя.

    Он стал бояться темноты недавно.

    Составное именное сказуемое

    Они стали ночными рабочими.

    Он так и остался трусом.

    Второстепенные члены предложения

    Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

    Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

    Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

    Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

    • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
    • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

    Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

    У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

    Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

    Я отдал кислую и горькую конфету.

    У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

    Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

    Дедушка починил лук и стрелы.

    На холсте художник отразил небо и океан.

    Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

    Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

    Дорога идет то направо, то налево.

    источники:

    http://infourok.ru/algoritm-nahozhdeniya-podlezhaschego-i-skazuemogo-v-predlozhenii-2042399.html

    http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya

    Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.

    Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и  подлежащее.

    Определение

    Сказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.

    Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).

    Выясним грамматическую основу этого простого предложения:

    • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
    • два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.

    Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают

    1. глагольные сказуемые;
    2. именные сказуемые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:

    1. простое глагольное;
    2. составное глагольное;
    3. составное именное.

    Типы сказуемых

    Таблица

    Виды Способ выражения Примеры
    П
    Г
    С
    Выражено глаголом в форме
    одного из наклонений
    Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов)
    Ещё я долго буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспомогательного слова
    (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола
    (выражает основное лексическое значение)
    По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выражает грамматическое значение)
    и именной части
    (выражает основное лексическое значение)
    Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин)
    Слово – серебро, молчание – золото. (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:

    Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).

    Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:

    • я буду рассказывать;
    • мы будем говорить;
    • они будут отдыхать;
    • вы будете собирать и т. п.;
    • пусть уйдет;
    • пускай спляшет;
    • да отпустите его.

    Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:

    Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу!

    Витя вечно витает в облаках!

    Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:

    вспомогательный глагол + инфинитив = СГС

    Составное глагольное сказуемое

    Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В качестве вспомогательного глагола используются:

    1. фазисные глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия

    • начать
    • стать
    • приниматься
    • продолжать
    • кончать
    • прекратить
    • бросить
    • закончить
    • перестать и пр.

    Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть, когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).

    Генри перестал жевать, посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).

    2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности

    • хотеть
    • мочь
    • желать
    • уметь
    • намереваться
    • надеяться
    • суметь
    • ухитряться
    • стремиться
    • думать
    • мечтать
    • ухитряться и пр.

    К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние

    • любить
    • бояться
    • страшиться
    • стыдиться
    • стесняться
    •  решиться
    • осмелиться
    • ненавидеть
    • привыкать
    • привыкнуть.

    Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. некоторые безличные глаголы

    • следует
    • стоит
    • требуется и др.

    Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).

    5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением

    • рад
    • горазд
    • согласен
    • нужен
    • должен
    • намерен
    • готов
    • способен
    • волен.

    Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. слова состояния

    • можно
    • нельзя
    • надо.

    По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).

    Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:

    Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).

    Мама попросила Машу  (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).

    Составное именное сказуемое

    Этот вид сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:

    • имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
    • имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
    • имя числительное или количественное сочетание;
    • местоимение;
    • наречие;
    • причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
    • междометия;
    • неразложимые словосочетания.

    Глагольная связка + именная часть = СИС

    Составное именное сказуемое

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связки часто употребляется

    1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения, в том числе
    «есть» —  форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).

    Море было спокойно, и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).

    Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — качество, излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).

    2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:

    Примеры

    стать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.

    И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).

    С этой минуты стало ясно, кто  является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он полковником становится, этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным, как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).

    3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:

    Примеры

    сидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.

    Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежала спокойная, такая же бледная, как всегда (Вениамин Каверин).

    Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

    Алгоритм определения вида сказуемого

    Алгоритм определения типа сказуемого
    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Тест

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА предложения – это  ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ.

    Как их найти?

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ отвечает на вопрос КТО? ЧТО?
    1. Чаще всего выражено существительным или местоимением в Именительном падеже.
    (КТО?) Собака игриво виляла хвостом, наблюдая за приближением хозяина.
    (ЧТО?) Крапива разрослась на огороде.
    (КТО?) Она вышла во двор.

    2. Имя прилагательное, перешедшее в имя существительное, в Именительном падеже может выступить в роли подлежащего

    (КТО?) Ответственный всегда выполняет свои обещания. 

    3. Причастие,  перешедшее в существительное, в Именительном падеже может выступить в роли подлежащего

    (КТО?) Провожающие должны выйти из вагонов.

    4. Подлежащее может быть выражено и именем числительным

    (КТО?) Семеро одного не ждут. 

    (КТО?) Двое вскарабкались на дерево, прячась от своего друга. 

    5. Даже междометия и наречия могут быть подлежащими. 

    Далече грянуло (ЧТО?)ура. 

    (ЧТО?) Завтра будет славным днём. 

    6. Подлежащее может быть выражено и инфинитивом.

    Любить — значит жить.

    Алгоритм определения СКАЗУЕМОГО

    1. Можно задать глагольный вопрос от подлежащего?

    Если можно, ГЛАГОЛ в ЛИЧНОЙ ФОРМЕ всегда является СКАЗУЕМЫМ.
    Ветер по морю (ЧТО ДЕЛАЕТ?) гуляет.

    Если нельзя, идём дальше.

    2. Можно задать от подлежащего вопрос КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? и найти ответ в предложении?

    Если можно, СКАЗУЕМОЕ выражено КРАТКИМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ или КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ.
    Русский лес (КАКОВ?) хорош в любое время года.
    Долина тихая (КАКОВА?) туманна.
    Окно (КАКОВО?) закрыто.
    Письма (КАКОВЫ?) написаны.

    Если нельзя, идём дальше.

    3. Можно задать от подлежащего вопрос КТО ТАКОЙ? или ЧТО ТАКОЕ? и найти ответ в предложении?

    Если можно, СКАЗУЕМОЕ выражено ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ в Именительном падеже. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится ТИРЕ
    Москва  (ЧТО ТАКОЕ?) столица нашей родины.
    А.С.Пушкин  (КТО ТАКОЙ?)великий русский писатель.

    Если нельзя, идём дальше.

    4. Можно задать от подлежащего вопрос СКОЛЬКО? найти ответ в предложении?

    Если  можно, СКАЗУЕМОЕ выражено ИМЕНЕМ  ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ в Именительном падеже. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится ТИРЕ.
    Дважды два – (СКОЛЬКО?) четыре. 
    Если нельзя, идём дальше.
    5. СКАЗУЕМОЕ может быть выражено ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ в полной форме (при отсутствии глагола в личной форме, краткого прилагательного, краткого причастия, числительного и существительного в именительном падеже).
    Ночь сегодня холодная, морозная.
    6. В безличных предложениях (где нет и не может быть ПОДЛЕЖАЩЕГО) СКАЗУЕМОЕ может быть выражено СЛОВОМ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ. Оно отвечает на вопрос КАКОВО?
    Сегодня на улице (КАКОВО?) холодно.
    Мне сейчас (КАКОВО?) весело.
    7. СКАЗУЕМОЕ может быть выражено ИНФИНИТИВОМ.

    Добавить комментарий