Алгоритм как составить загадку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка» г. Цимлянска

___________________________________________________________________

347320  Ростовская обл., г. Цимлянск, ул. Октябрьская, 39   тел. (291) 2-49-08    ИНН 6137006469

Мастер -класс

Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

                                                              Воспитатель: Болдина Е.А.

2019 г

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Задачи:

– познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

– показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам. 

Прогнозируемый результат мастер-класса:

– получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами  в работе по  речевому развитию детей:

– активизация внедрения в образовательный  процесс воспитателей  методов  и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

– Добрый день, уважаемые коллеги!

– Я рада вас приветствовать на нашем мастер –  классе.

– В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

– Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ,  наблюдение  и  собственную практическую деятельность ребенок  развивается.

– Да и мы, педагоги-дошкольники,  люди творческие, неугомонные,  в своей работе с детьми  чаще следуем пословице:  «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  – сто раз сделать.

– Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

– Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить:  о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок.   (ВОСПИТАТЕЛЬ)

– Как вы считаете, к  какому жанру  литературы  можно отнести данный текст?  ЗАГАДКА.Сегодня мы с вами рассмотрим методику проведения составления загадок по технологии ТРИЗ.Загадка является средством развития речи детей дошкольного возраста.

Общая характеристика загадки

– В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки,  сказки, считалки, скороговорки, пословицы,   в том числе и загадки.

– Давайте немного вспомним, что такое загадка?

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

– Виды загадок: народные и авторские.

– Типы загадок: 

  • Описательные, например:

                                          Кафтан на мне зеленый,

                                          А сердце как кумач

                                          На вкус как сахар сладок,

                                          А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

  • Загадки – звукоподражания, например:

                                         За стеклянной дверцей

                                         Бьется чье-то сердце.

                                         Бьется чье-то сердце

                                         Тихо так,

                                         Тихо так.  (ЧАСЫ)

  • Загадки –рифмы, например:

                                         В подполье, в каморке

                                         Живет она в норке

                                         Серая малышка

                                         Кто же это?  (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

                                        Шерсть смотали мы в моток

                                        Выйдет шелковый платок.

                                       Отвечайте, правда ли?  (НЕТ)

 – Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

–  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

–  помогают увидеть вторичные значения слов;

–  формируют представления о переносном  значении слова;

– помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

– Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

– А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до – гадаться, от – гадать.

–  Но при использовании загадок я  выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста,  не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.    

– А конкретно выявились следующие проблемы:    

 – невнимательно слушают текст загадки;

 -не запоминают полностью содержание загадки;

 -полностью или частично не понимают текст загадки;

 -при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся   в загадке;

– не могут  правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

– Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

– Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас  составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок о технологии ТРИЗ

Ι ЭТАП.  Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП.  Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое

Круглое

жаркое

4. Заполнение правой части таблицы:  «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое

Круглое

жаркое

Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» – А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка:  Что это?

                 Яркое, а не лампа?

                 Круглое, а не колесо?

                Жаркое, а не огонь?

Вторая модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы:  «Кто делает  то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» – А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка:   Что такое?

                   Летает, а не самолёт?

                   Пищит, а не мышь?

                   Кусается, а не собака?

Третья модель

1. Составление  опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка   или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» – КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

                 Как забор, но нельзя лазить.

                 Как пила, но не пилит,

                 Как трава, но не растёт.

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам  с помощью этой методики  составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

– Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

– Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

  1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

  1. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
  2. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

– Итак, коллеги, предлагаю вам обменяться информацией:

– Что мы сейчас с вами делали?

– А как мы это делали?

– Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.  

      Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

       Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

– Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.

– Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».  Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний мастер – класс. Рефлексия:

«Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить мероприятие, заполнив таблицу, используя выражения «да», «нет», «частично». Заранее благодарю!

Удовлетворён сегодняшней работой

Получил теоретические знания

Могу проектировать педагогическую деятельность по данной теме

Как составить загадку

Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второ­степенное и малозначащее.

 Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим не­которые из них.
 1.Загадка в виде вопроса

Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)


2. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)


3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его назы­вания

(используются признаки предмета – прилагательные)
Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
4.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет
(образ предмета заменяется другим, похожим: мышка сравнивается с белым шариком, например):
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сза­ди метла. (Корова.)

5.Загадка, составленная по методу отрицания
Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)


6.Загадка, составленная по методу противоречий
— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются. Поиграйте со словом: “На что похож предмет? С чем его можно сравнить? У какого предмета есть еще такие же признаки?” Задание это очень интересное и очень полезное для детей!

Алгоритм составления загадки:
1. Загадать предмет
2. Выделить признаки
3. Выделенный признак сравнить со схожим признаком другого предмета

Желаю удачи!

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Потому что детям  нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок (наверное, путем озарения) догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кого-то не осенит). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

zag04

Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Мышление не работает, и творческое тоже. Да-да.

Итак , гораздо полезнее  учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что замечательные авторы (здесь и далее оды им на три страницы)) уже придумали для этого простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

zag01

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Pareidolia_22

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

zag02

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

zag05

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

zag03

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

zag06

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на  уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а  просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

zag08

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Делитесь в комментариях своими авторскими загадками!

Вам также может быть интересно:

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

 ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

     Загадки любят все.  Особенно,  конечно, 
дети.  Прежде всего,  любят загадывать.  Причина – интересно поставить ”
втупик” товарища,  а нередко – и взрослого. Детям просто необычно видеть,
что родитель или воспитатель что-то не знает ! “Как же это ?  Папа не
знает !”. Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением … “Не
знает !”. И блестят хитрые глаза – вот она, отгадка, такая простая …

     Любят отгадывать. Может быть, дети где-то
чувствуют, что отгадывание загадок – это суть жизни человека. Сначала игра,
потом жизнь.

     А об  успехе загадок говорит игра
“Что?  Где?  Когда?”, обоюдные каверзы студентов в КВН’е, родившееся
на наших глазах капитал-шоу “Поле-чудес”, всевозможные конкурсы и
викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

     Естественно, что  загадки – прекрасный
материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

– о предметах и их связях в живой и неживой
природе:

морковь- “красна-девица”, растет в
земле – “сидит в темнице”, а ботва над землей – “коса на
улице”;

– об аналогиях: очень большое небо –
“поле немерено”, большое  количество  звезд – “овцы не
считаны”,  месяц – “пастух рогат”;

– о функциях вещей:  книга – рассказывает,
часы – показывают время;

–  о  характере  процессов и
последовательности явлений:  “На болоте родился, три раза крестился,
никому не покорился, Героем оборотился” – Ленинград.

     Похоже, что
проблемное обучение – по сути, это обучение на загадках!  Поставим в трудное
положение,  заставим задуматься …

     А откуда  берутся  загадки?  Как они
попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять
их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные
компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются
новые общественные движения,  рождается новое государство.  Когда-то  сочинятся
про это все загадки ?!  Способ нужен сегодня,  сейчас, вчера !

П 2.

Существующие способы создания загадок.

     Старинные загадки стали частью
фольклора,  устного  народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против
истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом –
методом проб и ошибок (МПИО).

     Так, загадки тесно смыкались с
творчеством  скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал
подметить явление в мире вещей и процессов,  а острый язык –  это выразить в
нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

– догадаться, о чем или о ком идет речь …

     И отбирались загадки временем, 
проверялись на выживаемость.  “Четыре братца под одной крышей стоят”,
“Два брюшка, четыре ушка”,  – кто скажет,  из какого времени пришли к
нам эти загадки ?

     Писатели-переводчики дарят  нам загадки
других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

                “Красные двери в пещере
моей,

                Белые звери сидят у дверей
…”

                /Губы и зубы во рту/.

               “Шалтай-Болтай сидел на
стене …”

                / Яйцо/

               “Был белый дом, чудесный
дом,

                Но что-то застучало в нем
…”

                /Яйцо/

     Это образы   англо-американских  
загадок  из  сборника “Сказки Матушки Гусыни”.

     Загадки сегодняшнего  дня  приходят  к 
нам  в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”, в стихах
детских поэтов.

               “Я горячее храню, и
холодное храню.

                Я и печь, и холодильник вам в
походе заменю”

                /Термос/

               “По небу ходит маляр без
кистей.

                Краской коричневой красит
людей”.

                /Солнце/

               “Таять может, да не лед.

                Не фонарь, а свет дает”.

                /Свеча/

               “На железной клумбе

                     цветы голубые,

                Помогают стряпать

                     кушанья любые”.

                /Газовая плита/

               “В нашей кухне круглый год

                Дед Мороз в шкафу живет”.

                /Холодильник/

     Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию
каких-либо  рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки
создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что
кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом
новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

П 3.

Критика существующих способов создания
загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

     Создание загадок – творческий процесс.  А
широко  распространено мнение,  что творчество принципиально не планируемо. Вот
придет вдохновение, тогда …

2. Случайность выбора объектов загадок.

     Объектами загадок становятся чаще всего
предметы обихода,  природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. 
Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений !

 3. Узок круг объектов загадок.

     Даже после  выбора  объекта  фантазия 
не  идет  дальше нескольких предметов этого круга:

– мебель (стол, стул);

– овощи (капуста, лук, морковь);

– транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

– природные явления (дождь, радуга, снег,
ветер);

– школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств
(действий) объектов загадок.

     Какие элементы объекта взять для 
составления  загадки, какие  его действия описать в завуалированной форме? 
Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека
“конструированию” загадок.

     Упование на интуицию и фантазию, 
озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству.  Есть талант
– удешь создавать загадки, нет – извини …

П4.

Требования к способу создания загадок.

     Основные требования к способу создания
загадок вытекают з  предыдущего раздела с критическими замечаниями. 
Естественно, что способ должен обеспечить :

– возможность плановой работы по созданию
загадок.  Конечно, дохновение – вещь хорошая,  но метод должен обеспечить
создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же …

– направленный выбор объектов загадок.
Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах,
полу,  стен) создали загадки.

– расширение круга объектов загадок. Этот
пункт тесно смыкается с предыдущим.  Ну,  куда входит комната? В квартиру. И
еперь квартира – объект загадки.

– выбор всех атрибутов (характеристик)
объектов.  Любой объект состоит из элементов,  которые как-то между собой
связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

        
возможность научить любого человека 
“конструировать”  загадки.  Уже предыдущие пункты показывают,  что их
реализация похожа на метод-способ:  берем  объект  с  его  окружением,
пристально  изучим  его элементный состав,  связи,  функции, историю.  И опишем
простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться ? Думаю,
да.

п5.

Что есть для разработки способа создания загадок ?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в
мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект
загадки

Структурный
анализ объекта

Функциональный
анализ  объекта и его элементов

                            
                              Есть ли

              Нет                                       сходный
объект                                Да

                                                         со
сходными

                                                         функциями

 Описание через                                                                      Отрицательное            

    функции                                                                                        сравнение 

Композиция

Ритмическая
организация

Загадка  
где O – объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект – очки ;

б) очки состоят из:

   – стекол

   – оправы ( металлической или пластмассовой
)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза),
оправа

   удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект – окно, витрина;

  И сразу появились два варианта загадки:

                   
Немного стекляшек,

                    Пластмассы
немножко.

                   
И вот уж готово

                   
Для стекол окошко.

                  
Вы бывали в магазине?

                  
Что такое глаз в витрине?

     Правда, здесь при наличии сходного
объекта использовано не отрицательное сравнение типа “есть стекло и
рамка,  но не окно”, а положительное сравнение “окно для глаза”.
Аналогично использован сходный объект – витрина.

     Полученные загадки показали  возможность 
использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

– использован только структурный, а правильнее
сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

– указанные операции идут последовательно;

– предлагается при отсутствии сходного объекта
давать описание объекта загадки через его функции;

– предлагается  при наличии сходного объекта
давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки  уточненного  алгоритма 
создания  загадок воспользовались опытом создания АРИЗ :

– сбор и обработка информационного фонда;

– выявление закономерностей;

– формализация.

п.6   

Процесс  разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда
использован сборник  загадок  для детей (Н>Н>Понамарева),  Загадки из
книги “Сказки Матушки Гусыни” и др.

2. Загадки  из  ИФ “пропущены через
алгоритм Шамова А.,  что помогло выявить недостатки алгоритма.  Недостатки
указаны  в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению 
ФСА:  предлагается сделать параллельный анализ:

– элементный;

– структурный;

– функциональный;

– параметрический;

– генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма,
причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом
варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

             Блок-схема алгоритма создания
загадок

                       Объект
загадки                                     Надсистема объекта  

                          О1                                                        анализ 

                                                                                              нарушение, 
изъятие    

 О1                                  Положительное   
описание через   Описание  

О2       

нет 
                                        Есть ли  да  через   Отрицательное 

 О2 

 О1   
                                                                            сравнение   

Композиция

Ритмическая
организация

Загадка       
рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

– элементный;

– структурный;

– функциональный;

– параметрический;

– генетический;

  Все виды анализа рекомендуется вести
параллельно, выделяя:

– элементы, из которых построен объект
загадки;

– связи между элементами объекта и связи с
надсистемой;

– функции самого объекта и его элементов;

– параметры элементов, связей и функций;

– развитие объекта или его элементов во
времени.

     Рассмотреть возможность нарушения, 
изъятия какого-либо объекта  анализа  (исчезновение  элемента  объекта 
загадки, исчезновение связи между элементами,  нарушение функционирования
элемента,  нарушение параметра,  нарушение хода развития).  Естественно, что
это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

     Список НЭ  даст  композицию,  а ритмическая
организация списка даст искомую загадку.

     Загадка может создаваться по линии выбора
объекта О”, у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура,
функции,  параметры,  генезис.  Если такого О2 нет, то описание идет через
элементы (структуру и т.д.)  О1.  Если  такой  О2 есть,  то  через его элементы
(структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

             Пример создания загадки по
алгоритму.

                    Я на клавиши нажал,

                   Только музыки не слышу.

                   А послушный мне металл

                   На бумаге буквы пишет.

п.7  

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки – загадка.

Человек           
Загадка             Знание   

 Слова связаны в
фразы. 

Заставляет
задуматься.

От развлечения до 
размышления

Слова    
образы    сложного  

Образы создают
цельную картину. 

 Учит думать     

…загадка часто похожа на стихи , ритмическая
организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

     Хоть похожа на стишок,

     Только действует иначе:

     Развлекая – учит нас,

     Задает уму задачу.

2. Объект загадки – яйцо.

  Яйцо         

 Скорлупа     
Скорлупа         Служит едой    Долго хранится в холоде

Белок     

 Белок      Желток    

 Дает      Не хранится

 Желток     Цыпленок   Цыпленка    тепле   

Цыпленок 

     Скорлупа похожа на белую стенку, белок –
на кисель,     желток – на солнце

     Если в холоде держать,

     Может целый год лежать.

     А положите в тепло,-          неожиданно
разбиться,

     И на ножках убежать.

     Если в холоде держать,

     Может целый год лежать.

     А в тепле , то будет риск,

     Что услышим скоро писк.

     Желтый шар похож на солнце,

     Вокруг кисель, есть белая стена,

     И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки – паутина.

 Паук     
Муха        Паутина   усты,

ветки

трава       
нити      сеть из нитей         ловит мух нити
тонкие                                                           

   сеть     ажурная             

     Нити похожи на леску для ловли рыбы, на
волосы.

     Сеть похожа на кружева, на антенну
радиолакатора,

     на невод, на висячий мост , на
сетку-авоську.

     По действию есть сходство с ловлей рыбы,
с

     подстраховкой акробата с помощью сетки.

     Между ветками, кустами

     Лесной строитель вяжет мост …

     И для мухи-пешехода

     На том мосту – прощай, свобода!

     Я не вратарь , поэтому люблю,

     Когда жужжащий “мяч”

     В сетку влетает мою.

     Кто повесил эти сетки,

     Расчертив траву на клетки?

     В них pыбки попадаются,

     Жужжат и тpепыхаются.

     Что за стpанный pыбачок

     В  лесных кустах забыл сачок?

     Как pыбки попадутся,

     То жужжат и pвутся.

     Про лесного жителя

     Спросим у ребят:

     С сеткой кто работает,

     Словно акробат ?

4. Объект загадки – иголка.

 Рука                      Иголка                
Нить              Ткань  

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

                  Вот так рыбка, чудо-рыбка,

                  Хвост из нитки тянет.

                  То нырнет, то вновь блеснет

                  На волнах из ткани.

5. Объект загадки – снегирь.

 Ветка               Снегирь        Мороз, 
зима     Клюв        Птица     Летает    Красная  

  грудка     Тело      Свистит     
Хвост                          Лапки           

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал
светофора, на

     воздушный шарик.

                     Может быть, я прав,

                     Возможно, это шутка:

                     У птицы на морозе

                     Раскраснелась грудка.

                     В зимний сад нельзя
войти.

                     Почему ? Готов ответ:

                     Светофор живой на ветке

                     Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки – утюг.

¦ Рука       Шнур       Утюг      Ткань     
Пятка     Гладит      Горячий  От нагрева    ткань     углями до Подошва  
электрического нагрева      Острый      Ручка   

     Утюг похож на пароход, на чайник (такая
же ручка).

                  Электрический пароход,

                  ТО назад плывет, то вперед.

                  Были волны, – и нет.

                  Остается за мной гладкий
след.

                  Я похож на пароход,

                  И на чайник тоже.

                  А горячий мой живот

                  Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки – петух.

Куры      Двор      Петух     Голова с   
Птица    Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост  гребнем

 Красный   гребень          Тело          
Хвост     Ноги со       шпорами      

   тух похож на будильник (по своей функции),
по “одеянию”

     – на клоуна, хвост похож на веер.

                     Яркий веер за спиной.

                     Угадайте, кто такой ?

                     Был сначала желтенький
комочек.

                     А сейчас на нем узор из
полос и точек.

                     Был белый – молчун.

                     Потом желтый – пискун.

                     Теперь разноцветный –
певун.

                     Ваш будильник просто
ходит,

                     Будит по утру.

                     Наш будильник очень важно

                     Ходит по двору.

                     Я с гребешком, хотя не
парикмахер.

                     Со шпорами, хоть не
кавалерист.

                     В одежде яркой, хоть я и
не клоун.

                     Хоть не певец, но очень
голосист.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Люди загадывают загадки на протяжении многих тысяч лет. Конечно, загадки интересно загадывать, но многие согласятся, что отгадывание загадок более увлекательный процесс! Вы можете составлять свои собственные загадки, чтобы поделиться с друзьями и близкими.

  1. Изображение с названием Make up a Riddle Step 1

    1

    Читайте много загадок. Чтение загадок поможет вам написать свою загадку. Вы можете найти много разных загадок в Интернете или в книгах.

    • Во многих культурах есть свои правила составления загадок. Скандинавские и англо-саксонские загадки все еще очень популярны, несмотря на то, что они были написаны тысячи лет назад! Как правило, эти загадки имеют очень простые ответы, например, “ключ” или “лук”. Вы можете найти много загадок в Интернете. [1]
    • Загадки также встречаются в современной литературе. Кроме того, очень часто можно услышать загадки в фильмах и телепередачах. Например, в книге всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит» целая глава посвящена загадкам. Это – пятая глава этой книги «Загадки в темноте».
  2. Изображение с названием Make up a Riddle Step 2

    2

    Определите тему загадки. Темой загадки может стать что угодно. Выбирайте любой предмет, который знаком человеку и составляйте загадку о нем.

    • Темами загадок могут быть природные явления, такие как шторм или снег, животные, или действия.
    • Избегайте тем, которые описывают абстрактные понятия или требуют специальных знаний. [2]
  3. Изображение с названием Make up a Riddle Step 3

    3

    Определитесь с размером вашей загадки. Некоторые загадки очень короткие, всего пару фраз, в то время как другие напоминают небольшой рассказ. Ваша загадка может быть любой длины. Однако помните, все хорошо в меру, поэтому не составляйте слишком длинные загадки. В противном случае вашей аудитории будет неинтересно отгадывать такие загадки.

    • Вот пример очень короткой англо-саксонской загадки, написанной в 900 году нашей эры (“Экстонская книга Страшного суда”): “Чудо на волне / вода стала крепкой как кость.” (Ответ: лед на озере).
    • Вот пример длинной загадки из той же книги: “Когда я жив, я не говорю. / Любой может взять меня и отрезать мне голову. / Они грызут мое голое тело. / Я не причиняю вред, пока другие не начинают резать меня. / Потом я заставляю их плакать”. (Ответ: Лук).

    Реклама

  1. Изображение с названием Make up a Riddle Step 4

    1

    Начните с ответа. Если вы определитесь с ответом, вам будет легче составить саму загадку. Составляя загадку, используйте прием олицетворение. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

    • Например, вы можете выбрать слово “карандаш” в качестве ответа, потому что большинство людей знакомы с этим предметом.
  2. Изображение с названием Make up a Riddle Step 5

    2

    Подумайте, на что похож ответ вашей загадки, и из чего он состоит. Составьте список возможных вариантов. Подберите глаголы и прилагательные к заданному слову – ответу. Запишите несколько синонимов к этому слову.

    • Если вы выбрали слово “карандаш”, в вашем списке возможных вариантов может быть следующее: “ТМ” (тип карандаша) [3]
      ), “деревянный”, “резиновый”, “желтый”, “розовая шляпка” (ластик), “похож на цифру 1” (описание формы карандаша).
    • Вы также можете включить и другие моменты: например, он должен быть заточен, благодаря чему, он будет хорошо писать, со временем он станет короче, если часто им пользоваться (парадокс).
    • Кроме того опишите, что можно сделать заданной вещью: например, карандаш – небольшой, но умеет все(карандашом можно написать “все”).
  3. Изображение с названием Make up a Riddle Step 6

    3

    Напишите загадку на черновик. Используйте метафоры, чтобы описать знакомые вещи необычными способами. Подумайте о списке идей, который вы составили в предыдущем шаге. Если ваш ответ “карандаш”, подумайте какую метафору можно использовать в этом случае. “Ручная палка” или “желтый меч” являются хорошими метафорами к выбранному слову, при этом они дают четкое представление о загаданном предмете.

    • Обратите внимание на пример загадки, в которой используется метафора для описания карандаша: “Золотой меч, с розовой шляпкой, это два дерева “ТМ” и “М”.
    • Карандаш – это “меч”, потому что он заточен с одной стороны. Это описание также согласуется с поговорками: “перо сильнее меча”, и может помочь найти отгадку. “Розовая шляпка” – это резинка.
    • “Два дерева” – это кедр (наиболее распространенный тип древесины, используемый для изготовления карандашей) [4]
      , и резина (каучук – это вещество, получаемое из дерева, из которого производят материал для изготовления ластика).
    • Карандаш выглядит как цифра “1”. Поэтому уместно использовать эту цифру при составлении загадки.
  4. Изображение с названием Make up a Riddle Step 7

    4

    Используйте простые слова. Загадки первоначально были формой устной литературы и очень редко записывались. Поэтому думайте о том, как звучит ваша загадка, когда вы произносите ее. Не используйте сложные слова и абстрактные понятия.

    • Например, ваша загадка о карандаше может звучать следующим образом: “Это – небольшой предмет, но может все, чем дольше он служит, тем меньше становится”.
    • Вот пример загадки из книги всемирно известного английского писателя Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»: “Без замка, без крышки сделан сундучок, а внутри хранится золота кусок ” (Ответ:яйцо).
  5. Изображение с названием Make up a Riddle Step 8

    5

    Персонализируйте свою загадку. Еще один способ сделать загадку интересной, это позволить загадываемому предмету говорить от первого лица. Начните загадку с “я”, после чего используйте глагол.

    • Например, в случае с загадкой о карандаше, вы можете сказать: “Я ношу розовую шляпку, но головы у меня нет; я острый, но ума у меня нет; я могу сказать что-то, но не могу сказать и слова”.
  6. Изображение с названием Make up a Riddle Step 9

    6

    Подумайте о том, как звучит ваша загадка. Поскольку загадки, как правило, передаются в устной форме, обратите внимание на то, какие вы используете звуки при составлении загадки. Используйте такой прием, как аллитерация. Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Кроме того попробуйте написать рифмованную загадку. [5]

    • Пример загадки, где используется аллитерация: «Мать Софья день и ночь сохнет, утро настанет, прочь отстанет» (Заслонка).
    • Это пример рифмованной загадки: “В снежном поле,/На дороге,/ Мчится конь мой одноногий./ И на много, много лет/ Оставляет черный след” (Ответ: карандаш). [6]
    • Кроме того, в загадках очень часто можно встретить разновидность метафоры – кеннинги. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Например: «пламя моря» — золото. [7]
      Этот прием часто использовался в скандинавских загадках.
  7. Изображение с названием Make up a Riddle Step 10

    7

    Поделитесь своей загадкой с друзьями. Лучший способ узнать о результате своего творческого труда, это поделиться им с друзьями и семьей, и попросить их, отгадать вашу загадку. Ваши творческие начинания могут побудить ваших близких попробовать себя в написании загадок.

  8. Изображение с названием Make up a Riddle Step 11

    8

    Измените загадку, если это необходимо. Если ваши друзья и близкие сразу отгадали загадку, вы можете немного усложнить ее. Если им не удается отгадать вашу загадку, возможно, вам придется изменить формулировку таким образом, чтобы ответ стал более очевидным.

    Реклама

Советы

  • Не стоит слишком переживать, если у вас не получается написать загадку, используя разные стилистические приемы. Помните, загадки должны развлекать и приносить удовольствие! Не торопитесь и наслаждайтесь процессом.
  • Попросите друга о помощи. Если вы не можете подобрать тему или составить загадку, попросите друга помочь вам. Это может стать приятным времяпрепровождением!

Реклама

Что вам понадобится

  • Лист бумаги
  • Словарь рифм (по желанию)
  • Тезаурус
  • Ручка

Об этой статье

Эту страницу просматривали 90 727 раз.

Была ли эта статья полезной?

Добавить комментарий