Каким
образом человек действует, когда
устанавливает связи с известными и
нужными людьми или намеренно рвет
прежние отношения, прекращая общение
по
разным причинам? Какие способы и средства
использует для организации и поддержания
процесса общения? Чтобы ответить на эти
вопросы, Г. М. Андреева из целостного
процесса общения искусственно выделила
три стороны, присутствующие в нем
одновременно. Это было сделано российским
психологом для удобства анализа
и для более подробного рассмотрения
всех аспектов такой «простой» и
вместе с тем такой сложной человеческой
деятельности. Андреева выделила три
взаимосвязанные
стороны:
-
коммуникативная,
анализирующая
общение с точки зрения передачи и
обменаинформацией;
-
интерактивная,
рассматривающая
общение как взаимодействие индивидов; -
перцептивная,
в
которой предметом анализа является
взаимное восприятие партнерами друг
друга [7, с. 82].
С
точки зрения здравого смысла коммуникативный
процесс, или коммуникативная
сторона общения, может выглядеть
достаточно просто. Известный политолог
Г. Ласуэлл (Н. ЬазшеП, 1948) является автором
следующей формулы коммуникации:
«Кто и что передал, с помощью какого
канала, кому и с каким эффектом».
В данной формуле делается акцент на
инструментальной и информационной
составляющей акта коммуникации.
Действительно, первый уровень анализа
и в обыденной жизни всегда касается
того, что именно сказали люди, вступившие
в
диалог. При таком подходе изучение
процесса общение разбивается на анализ
источника информации, содержания
сообщения, канала передачи, соответствия
воспринятой и переданной информации и
эффекта влияния. И хотя это только
небольшая
часть процесса коммуникации, она все-таки
очень важна, потому что именно
на основании произнесенных слов и
наблюдаемых жестов мы часто судим о
смысле и содержании коммуникативного
процесса в целом.
Только
люди наделены даром речи. Именно устная
речь позволяет человеку выйти
за пределы собственной личности, давать
названия предметам, размышлять о
них, воспринимать их в связи с прошлым
или будущим. Более того, речь дает
человеку
возможность делиться своими мыслями.
Наверняка свои способы мышления
есть у собак и кошек, долго живущих рядом
с человеком, есть они и у приматов.
Животные умеют «рассказать» о своих
потребностях, но не способны поделиться
своими мыслями с сородичами; такая
способность есть только у человека, и
она является главным критерием отличия
человека от животных. Человеческая
культура
обязана своим существованием именно
этому человеческому свойству, обеспеченному
даром речи.
Г.
М. Андреева указывает, что при всей
четкости и ясности схемы общения в
терминах теории информации существует
целый ряд особенностей человеческой
коммуникации,
без учета которых трудно понять, как
общаются люди друг с другом. Она
выделяет следующие отличительные
признаки.
-
Коммуникативный
процесс предполагает не только обмен
информацией, но и
налаживание совместной деятельности.
Поэтому здесь важны мотивы деятельности,
цели, позиции общающихся индивидов.
Люди не просто общаются, но, как отмечает
А. Н. Леонтьев, стремятся при этом
выработать общий смысл. Поэтому
«главная «прибавка» в обмене информацией
— это значимость
информации
для каждого участника. -
Процесс
обмена информацией предполагает
оказание влияния на партнеров. «Это
означает, что при обмене информацией
происходит изменение типа
отношений, который
сложился между участниками коммуникации». -
Коммуникативное
влияние возможно лишь тогда, когда
партнеры «обладают единой
или сходной системой кодификации и
декодификации». На
обыденном языке это означает, что все
должны говорить на доступном участникам
общения
языке. -
У
партнеров должно быть одинаковое
понимание ситуации общения. Это
положение
можно было бы назвать правилом
Выготского, который
отмечал, что мысль
никогда не равна прямому значению слов.
Пример из жизни хорошо поясняет
это положение: муж, встреченный у двери
словами жены: «Я купила сегодня несколько
электрических лампочек», не должен
ограничиться их буквальным
истолкованием, муж должен понять, что
его задача пойти на кухню и
заменить сгоревшую лампочку [7, с, 85-86].
5.
При человеческом общении нередко
возникают коммуникативные
барьеры, как
носящие
социально-психологический характер,
например взаимная неприязнь партнеров,
так и обусловленные психологическими
характеристиками участников,
например застенчивость, неумение четко
сформулировать мысль, особенности
восприятия. Еще Ф. Тютчев, интуитивно
чувствуя различия в восприятии слов
людьми и их способностей к сопереживанию,
писал:
«Нам
не дано предугадать, Как слово наше
отзовется И нам сочувствие дается, Как
нам дается благодать…»
Интерактивная
и перцептивная стороны общения были
отчасти рассмотрены нами
в предыдущих главах, поэтому больше
внимания мы уделили коммуникативной
стороне. Завершая анализ общения как
акта коммуникации, следует подчеркнуть
следующие системные признаки.
1. Коммуникация,
как общение и связь, — это всеохватывающий
процесс, в котором
реализуются общественные и межличностные
отношения. Процесс коммуникации
включает:
а) умения
и навыки вступления в контакт и его
поддержания;
б) уровень
понимания вербальной и невербальной
информации;
в) достижение
цели общения (если она предварительно
ставится), то есть эффективность
самого процесса.
-
Общение
— это сложный процесс, в котором люди
реализуют свои ценности, мировоззренческие
позиции, чувства и мысли по отношению
к себе и партнеру, а
также цели и задачи общения. Умение
общаться часто определяет положение
и статус человека в группе, позволяет
поддерживать доброжелательные
межличностные
отношения в семье и обществе, в трудовом
коллективе и разнообразных группах. -
Общение
между людьми, реализуемое через
непосредственную коммуникацию,
— важная культурная составляющая
общественных отношений. Поэтому
коммуникативную
компетентность следует рассматривать
как один из компонентов
социального капитала. Его формирование
и развитие связано с налаживанием
положительных межличностных контактов,
основанных на доверии, честности
взаимодействия и помощи людей друг
другу. При этом следует учитывать
и то обстоятельство, что социальный
капитал нельзя нарастить за счет
правительственных
постановлений и законов. Социальный
капитал напрямую зависит от позиций
людей в контакте и тех отношений, которые
складываются в
ежедневном общении. Кроме того, человек
может быть исполнен самых благих
намерений
относительно своего взаимодействия с
другими, но не в состоянии наладить
эти отношения из-за отсутствия нужных
коммуникативных умений, например
из-за застенчивости, скованности,
вербальных затруднений, недостаточного
знания языка и т. д.
4.
Способы общения и выбор средств
коммуникации определяют стиль отношений,
который также связан с коммуникативной
компетентностью индивида.
Таким
образом, передача информации осуществляется
при помощи знаков, а
точнее, знаковых систем, которые сложились
в процессе эволюции. Знаковые системы
первоначально состояли из отдельных
звуков, мимики и жестов, постепенно
развиваясь и усложняясь. Они продолжают
развиваться и сегодня, что дает
антропологам основание утверждать: чем
сложнее структуры человеческих сообществ,
тем сложнее системы общения.
15
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
С помощью трансактного анализа можно не только выявить, но и скорректировать проблемы, возникающие в ходе взаимодействия с окружающими.
И, несмотря на то, что модель трансакционного анализа корнями уходит в психоанализ, ее масштаб значительно шире.
- Что это и для чего используется?
- Транзакция — что это?
- Трансактный анализ общения Э. Берна
- Позиции
- Варианты и разновидности в позициях
- Как строится общение?
О достоинствах и недостатках авторитарного стиля общения читайте здесь.
Что это и для чего используется?
Трансакционный анализ (ТА) — это направление в психологии, основоположником которого является американский психолог Эрик Леннард Берн.
Концепция ТА строится на делении личности на социальные роли.
При этом можно выделить три базовые позиции (Взрослый, Родитель, Ребенок), которые ложатся в основу социального взаимодействия, обуславливая характер общения между людьми.
Трансакционный анализ был основан в 1955 году и по сей день применяется в терапии в своем оригинальном варианте, без каких-либо масштабных изменений или дополнений. Лишь отдельные части теории были доработаны Клодом Штайнером (коллегой и единомышленником Э. Берна).
Задача ТА — это в первую очередь оказание психологической помощи тем людям, которые страдают от проблем в общении.
Во время терапевтического процесса происходит реконструирование личности. Человек ломает старые, нежизнеспособные и непродуктивные установки, заменяя их новыми.
Формируется новая система ценностей и решений, ориентированная на успех.
Эрик Берн, работая над теорией ТА, брал за основу очень сложный для неподготовленного человека метод психоанализа. Но при этом знаменитый психолог постарался максимально упростить теорию, изложив ее простым и понятным, а иногда даже примитивным языком.
Он также разработал вариант изложения теории трансакционного анализа для дошкольников.
Все это Эрик Берн делал для того, чтобы люди могли самостоятельно изучать и применять ТА, анализируя и меняя свое поведение на основе полученных знаний.
к содержанию ↑
Транзакция — что это?
Транзакция — это ключевое понятие в трансакционном анализе. Оно обозначает единицу общения, включающую в себя стимул и соответствующую ему реакцию.
Пример: В качестве стимула выступает фраза: «Как дела?». В таком случае реакцией на стимул может быть фраза: «Отлично! А как твои дела?»
Транзакции могут быть трех видов:
- Дополняющие или параллельные. Во время непосредственного взаимодействия людей стимул, исходящий от одного участника взаимодействия, дополняется реакцией другого. При этом стимулы и реакции соответствуют ожиданиям контактирующих людей.
- Пересекающиеся. Во время взаимодействия стимул и реакция пересекаются, выступая в качестве почвы для конфликта. Подобные ситуации случаются, когда в ответ на стимул поступает неожиданная/неуместная в данном случае реакция.
- Скрытые. Во время взаимодействия человек говорит что-то своему собеседнику, параллельно вкладывая в слова совершенно иной смысл. В результате произнесенные слова резко диссонируют с тоном, мимикой, движениями и подачей. Именно скрытые транзакции используют для манипуляций и психологической игры.
Трансакция может проходить на двух уровнях:
- социальном;
- психологическом.
к содержанию ↑
Трансактный анализ общения Э. Берна
Чтобы разобраться в сущности трансакционного анализа, необходимо в первую очередь «познакомиться» с тремя эго-состояниями личности.
Каждое состояние является суммой из определенного способа мышления, набора чувств и поведенческих стратегий. Для каждого состояния эта сумма является уникальной и индивидуальной, отличной от характерныхдля других состояний сумм.
Постулаты ТА:
- каждый человек когда-то был ребенком. И в каждом человеке этот ребенок живет в качестве соответствующего эго-состояния;
- каждый человек (без отклонений в плане интеллектуального развития или развития мозга) может давать адекватную оценку реальности. Способность воспринимать и систематизировать информацию, поступающую из внешнего мира, характерна для эго-состояния Взрослый. Также Взрослый способен принимать конструктивные и разумные решения;
- у каждого человека были родители или те, кто выполнял их роль (опекуны). И в каждом человеке образ родителя остался в качестве соответствующего эго-состояния.
Эго-состояния:
- Родительское (Р) состояние может быть заботливым или критическим. Оно состоит из готовых шаблонов поведения, норм и правил, усвоенных в результате взаимодействия с родителями или заменяющими их индивидами.
Данное состояние Я помогает преодолевать простые бытовые задачи, решать типичные вопросы и действовать в условиях дефицита времени.
- Взрослое (В) состояние Я принимает решения на основе логики и подробного анализа ситуации/информации. Взрослое Я не зависит от эмоций и помогает адаптироваться в непривычных, нестандартных и новых для индивида ситуациях (в которых не действуют готовые шаблоны поведения, и есть свобода выбора).
- Состояние Ребенок (Р) руководствуется чувственным спектром. При этом на текущее поведение индивида в состоянии Ребенка влияют чувства, которые он испытывал в детском возрасте. Данное состояние отвечает за творческую активность, снятие напряжения, получение приятных впечатлений. Детское Я может быть естественным (живые реакции на ситуацию, такие как радость и грусть), бунтующим (протест против чего-либо или кого-либо) и приспосабливающимся (виноватый, запуганный, прислуживающий Ребенок).
Эго-состояния обеспечивают устойчивость позиций, так как заключают в себе полученные в детском возрасте и позаимствованные у родителей убеждения.
к содержанию ↑
Позиции
Позиция в ТА — это некая установка, определяющая отношения человека к самому себе и окружающим его людям.
По мнению Берна, позиция формируется на самых ранних сроках жизни. В дальнейшем она лишь укрепляется.
Позицию можно сравнить с неким конструктором, который является комбинацией из двух базовых убеждений.
Базовые убеждения:
- Я ОК;
- Я не ОК;
- Ты ОК;
- Ты не ОК.
Сложно точно назвать момент, когда у ребенка формируется позиция.
Берн считал, что ей предшествуют ранние решения, которые влекут за собой оправдывающую позицию.
Например, убеждение «Я не ОК» может быть результатом отказа от способности любить. Малыш решил, что не будет больше испытывать чувство любви по отношению к кому-то, так как мать в какой-то момент отвергла его чувства.
Далее ребенок оправдает это решение с помощью позиции «меня никто никогда не полюбит». То есть он сам себя уверяет в том, что не достоин любви. А это намекает на наличие какого-либо дефекта у человека. Так формируется позиция «Я не ОК».
к содержанию ↑
Варианты и разновидности в позициях
Выделяют четыре позиции (комбинации позиций), влияющие на жизненный сценарий человека. Эти позиции отражают «окейность» индивида.
- Позиция № 1 «Я — ОК, Ты — ОК». Здоровая позиция, которая в более развернутом варианте звучит как: «Я — Ок с собой, Ты — Ок со мной». Человек полноценно воспринимает самого себя и контактирующего с ним человека.
Индивид, принявший данную позицию, с большой долей вероятности будет жить по выигрышному сценарию.
Он уверен в том, что окружающие его любят и доверяют. А это значит, что окружающих можно любить в ответ и доверять им.
- Позиция №2 «Я — не ОК, Ты — ОК». Человек с данной позицией с большей долей вероятности будет руководствоваться проигрышным жизненным сценарием. Он будет отводить себе роль жертвы и неуспешного игрока. При этом свои потенциальные победы индивид добровольно уступит более успешным и достойным на его взгляд окружающим.
- Позиция №3 «Я — ОК, Ты — не ОК». Данная позиция претендует на статус «выигрышной». Но в ее основе лежит разрушающее убеждение. Человек с данной позицией считает, что должен возвышаться над людьми, своим триумфом провоцируя у окружающих ощущение собственной незначительности. Но с течением времени конкурентная борьба выматывает, а окружающим надоедает играть роль «униженных пешек».
- Позиция №4 «Я — не ОК, Ты — не ОК». Самая проигрышная позиция, которая является основой для несчастливой и пустой жизни. Человек уверен, что он никому не нужен и отвергнут обществом. И искать помощь в лице окружающих бессмысленно, так как остальные люди тоже отвержены и неспособны устроить свои жизни.
к содержанию ↑
Как строится общение?
«Я — ОК, Ты — ОК»
Если человек придерживается позиции «Я — ОК, Ты — ОК», то он нацелен на продуктивное и активное взаимодействие с окружающими.
Такие люди не отказываются от действия, так как факт «окейности» является прямым подтверждением компетентности человека и потенциального положительного результата этой деятельности.
Т.е. человек не пытается сбросить ответственность на других, принимает и выполняет свою часть обязанностей и задач, вступая с окружающими в диалог.
«Я — не ОК, Ты — ОК»
Представитель позиции уходит от взаимодействия.
Но в этом случае человек может выбрать одну из двух опций: сценарное поведение или поведение согласно эго-состоянию.
Например, представителю позиции приходится выслушивать жалобу со стороны знакомого. Если он выбирает сценарное поведение (соответствующее позиции) необходимо совершить укрепляющие позицию действия.
Главный герой будет думать, что он не может помочь приятелю. Ведь приверженцу позиции «Я — не ОК» не по плечу помочь кому-то. Но другой человек в данной системе координат нормальный и он не знает, что помощи ждать бесполезно.
Поэтому единственный выход для главного героя — сбежать под любым предлогом, снова убедившись в собственной неспособности решить проблему (не окейности).
Если руководствоваться эго-состоянием Взрослого, можно сознательно выбрать вариант с побегом. Т.е. главный герой понимает, что приятель будет жаловаться. Состояние Взрослый хочет избежать ситуации, при которой его втянут в чужие проблемы.
Поэтому герой собирает свои вещи и под уважительным предлогом удаляется из комнаты, покинув друга. При этом он руководствуется не собственным страхом перед неспособностью решить проблемы, а отсутствием желания решать чужие проблемы.
«Я — ОК, Ты — не ОК»
Представители данной позиции пытаются избавиться от взаимодействия.
Как и в случае с предыдущей позицией, доступны две опции поведения.
Главный герой, находясь на рабочем месте, узнает от своего подчиненного об ошибке в отчете.
При этом нежданный гость просит помочь ему исправить документ. Действуя по сценарию, герой начинает кричать на подчиненного и унижать его, требуя немедленно исправить ошибку.
Когда униженный сотрудник удаляется, герой все еще прокручивает историю в голове, сетуя на глупость окружающих.
Так приверженец позиции укрепляется в мысли о том, что «Ты (они) — не ОК».
Действуя как Взрослый, человек попросит подчиненного самостоятельно исправить ошибку. Отчет о проделанной работе главный герой просит отправить на почту.
Далее герой ссылается на срочную работу и избавляется от назойливого подчиненного, при этом сохраняя позицию «окейности» для себя и окружающих.
«Я — не ОК, Ты — не ОК».
Главный герой узнает о том, что его жена устроила на кухне локальный пожар. Далее он выбирает модель поведения, исходя из доступных опций.
По сценарию герой будет кричать на жену, сетуя на жизнь за выпавшие на его долю несчастья. Положиться на жену нельзя, ведь у нее все валится из рук. Да и у самого героя день выдался просто отвратительный.
Руководствуясь Взрослым состоянием, главный герой успокоит жену. Он уверит ее в том, что скоро приедет домой, чтобы оценить масштаб проблемы и вместе решить как устранить последствия неприятной ситуации.
Через трансактный анализ можно определить свою позицию и скорректировать ее, а также прийти к сотрудничеству и продуктивному взаимодействию с окружающими.
Как соблюдать правильную дистанцию при общении? Ответ узнайте прямо сейчас.
Транзакционный анализ Эрика Берна:
Наша интересная группа Вконтакте:
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Алёна Булатова
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Основные понятия транзактного анализа
Определение 1
Транзактный (иначе трансактный) анализ – это направление в психологии, сформировавшееся в США в 50-х годах двадцатого века, которое строится на идее того, что общение – это процесс взаимного обмена (транзакций) сообщениями из разных ролей (состояний).
Транзакция – это единица общения (по Э. Берну – основателю транзакционного анализа). Роли, из которых происходят эти транзакции, называются эго-состояниями. То, что говорит человек – это транзактный стимул, а то, что отвечает – транзактный ответ. Транзактный стимул происходит от одного из трех эго-состояний:
- Родитель – это эго-состояние, которое имеет в себе две составляющие: заботливый родитель и критикующий родитель. Родительское эго-состояние состоит из усвоенных нами норм, правил и принципов поведения, которые позволяют эффективно и успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, а также при дефиците времени. Поэтому транзактные стимулы из эго-состояния родителя формулируется в рамках долженствований.
- Взрослый – это эго-состояние, способствующее решению задач нестандартного типа, которые требуют анализа и размышления, а также принятия ответственности за свой выбор. Поэтому стимулы из эго-состояния взрослого формулируются в рамках «могу».
- Ребенок – это эго-состояние, которое также имеет несколько составляющих: спонтанный, творческий или естественный ребенок; приспосабливающийся ребенок (боязливый, виноватый) и бунтующий ребенок. Детское эго-состояние способствует креативности, творческому подходу, оно ориентировано на чувства, а также оно актуализируется в ситуациях неспособности разрешения проблемной ситуации, отсутствия сил. Стимулы из эго-состояния ребенка формулируются в рамках желаний.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Все эти эго-состояния необходимы для нормального функционирования личности: с позиций родителя мы отыгрываем доминантные и властные роли (начальника, старшей сестры, мамы), с позиции взрослого – соседа, друга, с позиции ребенка – молодого специалиста, например.
Однако при воспитании и развитии личности могут происходить деформации, связанные с тем, что одно из эго-состояний начинает доминировать, блокируя остальные, что приводит к внутренней дисгармонии и межличностной.
Основные виды транзакций
Транзакции как взаимный обмен стимулами могут быть следующих видов:
- комплементарная – это вид транзакции, который реализуется на основании понимания того, в каком эго-состоянии находится партнер по общению: например, взрослый-взрослый, ребенок-ребенок, родитель-ребенок;
- перекрестная – это вид транзакции, который происходит между людьми, когда один из партнеров находится не в том эго-состоянии, на которое рассчитывает другой партнер: например, взрослый-ребенок;
- скрытая – это вид транзакции, в котором есть два уровня: социальный (демонстрируемое эго-состояние, например, взрослый) и психологический (истинное эго-состояние, например, ребенок). При таком виде транзакции всегда есть скрытый мотив, и сами стимулы имеют двойное послание.
«Трансактный анализ общения» 👇
Скрытая транзакция – это наиболее энергозатратный вид, поскольку она требует одновременного пребывания в нескольких эго-состояниях, и поэтому является основой для межличностных «игр».
В результате игр, человек подсознательно может быть в одном эго-состоянии, а сознательно быть на другом, если партнер видит это расхождение. то он может манипулировать партнером. Если же оба осознают, что ведут двойную транзакцию, то это может приносить им и удовольствие (например, в случае заигрывания).
Модель транзактного анализа в общении позволяет эффективно выстроить коммуникацию так, чтобы она состоялась и цели были достигнуты: выявляя эго-состояние партнера, мы имеем возможность дать ему ответ так, чтобы он был принят и понят.
Основные принципы транзакций в общении
Э. Берн выделял несколько основных принципов успешной транзакции:
- коммуникация может быть эффективной только в случае комплементарных транзакций: когда ответная транзакция соответствует ожиданиям партнера;
- коммуникация разрушается, когда транзакция становится пересекающейся: то есть в ситуации, когда партнер ожидает от другого одного эго-состояния, но он находится в другом, и посылает ответную транзакцию на другое эго-состояние. В таком случае, коммуникация просто будет невозможна, пока векторы коммуникации не приобретут комплементарный характер,
Транзакционные игры – это один из способов структурирования времени личности. Игры имеют довольно четкую структуру – это определенная серия скрытых транзакций, которые имеют тенденцию к повторению и определенному результату – расплате.
Любая игра – это ловушка: субъект делает одно, хотя имеет в виду совершенно другое. Однако ловушка работает только тогда, когда собеседник попадается на крючок собственной слабости: если это срабатывает, то субъект хватается за этот рычаг (слабость) и манипулирует собеседником, чтобы получить свой «платеж». Интересно, что платеж в играх получает и манипулятор, и жертва, только он для каждого свой.
Противоположностью игр является близость – искренняя и обоюдная, без двойных посланий. Способность вступать в искренние и близкие коммуникации отражает личностную зрелость.
Основной мотивационной силой транзакций является сенсорный голод: как пишет Э. Берн, сенсорная депривация является движущей силой транзакций ровно потому, что только рождаясь, ребенок находится в очень близком контакте с матерью, но затем он отдаляется от нее, чтобы исследовать окружающий мир, однако стремление к близости никуда не уходит, и все больше препятствий появляется для удовлетворения этой потребности.
Поэтому человек будет использовать любую возможность для реализации близости, признания человека – социального поглаживания (в обещаниях, намеках, внимании, скандалах и т.д.). Поглаживание – это любой социальный акт, отражающий признание присутствия данного человека.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Трофимюк Алла Константиновна
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием “общение”, основными функциями, формами и видами общения.
Данная разработка может быть использована преподавателями психологии, а также студентами ГПОУ при подготовке к практическим занятиям по предмету “Психология общения”.
1. Понятие общения.
Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.
Общение представляет собой совокупность связей и взаимодействий, возникающих и закрепляющихся между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности.
Процесс общения можно охарактеризовать с трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, персептивной и интерактивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений и чувств.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция»—взаимодействие) заключается в обмене действиями между общающимися сторонами.
Персептивная сторона общения есть процесс восприятия и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.
Основными средствам общения являются:
!) язык в виде членораздельной речи;
2) интонация – эмоциональная выразительность, с помощью которой придаётся различный смысл одной и той же фразе или слову;
3) мимика – выражение лица, дополняющее или определяющее смысл информации;
4) жесты – движения рук, головы могут служить для более выразительной речи. отражать эмоциональное состояние собеседника;
2. Основные функции общения.
По своему значению общение многофункционально. Можно выделить, по крайней мере, пять важнейших функций общения.
1. Прагматическая функция заключается в том, что общение выполняет связующую роль в коллективной деятельности людей. В этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе любой совместной деятельности.
2. Формирующая функций заключается в том, что. общение является важнейшим условием формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях детского развития поведение, деятельность, а так же отношение ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослым. Как отмечал Д. Б. Эльконин: «Ребенок — это всегда два человека — Он и взрослый». В ходе развития психики ребёнка внешние формы его общения со взрослыми трансформируются во внутренние психические процессы.
Важно также отметить, что на ранних этапах онтогенеза общение играет почти витальную роль в жизни детей. Вот как еще в средние века об этом говорил один испанский епископ, описывая состояние домов призрения: «… в приюте дети начинают скучать и от скуки они умирают».
Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется и в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых дети лечились от серьезных, плохо излечимых заболеваний. Условия в обеих клиниках были одинаковые: квалифицированный персонал, внимательный уход, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали— опасались инфекции, а в другой пошли на нарушение предписаний, и в определенные часы пускали в специально отведенную комнату членов семьи. В этой комнате они могли немного пообщаться или поиграть с ребенком. Через несколько месяцев сравнили показатели эффективности лечения. В первом отделении коэффициент смертности приблизился к одной трети, не смотря на все усилия врачей. Во втором же отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, за это время не умер ни один ребенок! Им в прямом смысле слова помогло выжить общение с близкими и дорогими людьми.
При анализе формирующей роли общения важно избежать «технократического» ее понимания. Нельзя думать, что развивающаяся личность ребенка является объектом прямого влияния со стороны родителей и воспитателей, так сказать сосудом, открытым всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям взрослых. Общение ребенка и взрослого — это не процесс передачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, взаимного обогащения и изменения. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, непротиворечиво вплетая его ‘в свой собственный внутренний мир.
3. Подтверждающая функция общения заключается в том, что в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Еще У. Джеймс (Американский психолог и философ XIX в.) отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно не замеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждение». “Неподтверждение” означает, что «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь». Отличие отрицания от “неподтверждения” состоит в том, что, отрицательная оценка человека может быть выражена словами «Ты не прав» или «Ты плохой». однако предполагает , что ты есть, так как выражает отношение к тебе, пусть и с негативной оценкой.
Известный шотландский психиатр Р. Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего — шизофрении. Согласно его наблюдениям, подкрепленным многими другими исследователями, эндогенным психозом чаще всего заболевают дети, чье «Я» подвергается со стороны родителей едва заметному отвержению, но неотвратимо преследующему ребенка.
Не случайно повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».
4. Эмоционально-оценочная функция. Восприятие людьми друг друга и поддержание между ними различных отношений сопряжено с эмоциональным оцениванием которое выражается в «симпатии — антипатии», «нравится—не нравится». Эмоциональные межличностные отношения пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что «…человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».
3. Основные формы и виды общения
Основные формы общения:
1. Непосредственное и опосредованное общение.
Непосредственное общение – естественный контакт между людьми «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение – неполный психологический контакт между людьми при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление письменности, книгопечатания, а затем и различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников усвоения человеческого опыта, многократно усложнило систему человеческого общения.
2. Межличностное и массовое общение.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
К видам массового общения следует отнести так же искусство в том числе и музыкальное искусство.
Классификация видов общения:
1.”Контакт масок” – формальное общение при котором отсутствует стремление понять и учитывать в процессе общения особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции по отношению к собеседнику.
2. . Светское общение – общение при котором люди говорят не то, что думают
а то, о чём положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, т.к. мнения людей по обсуждаемым вопросам не имеют значения и не определяют характер беседы. “Беседа не о чём”.
3. Деловое общение – общение, при котором на первом плане интересы дела, при этом могут учитываться особенности личности и возраста собеседника. Оно осуществляется, как правило, в ходе делового взаимодействия, в официальной, рабочей обстановке как в форме непосредственного личного контакта, так и через технические средства.
Это может быть деловая беседа, совещание, заседание, собрание, переговоры, презентация, конференция и телеконференции, деловая переписка по электронной почте. Консультация эксперта (врача, юриста) по конкретному вопросу, консилиум, интервью журналисту, задания подчиненным, их отчеты перед руководством, выступление студента на семинаре, сдача экзамена, зачета.
4. Ролевое общение – общение при котором, не вникая в личностные особенности собеседника, обходятся знанием его социальной роли.
Участники ролевой коммуникации рассматриваются как носители определенных социальных ролей (учитель—ученик, покупатель— продавец).
Выполняемая в данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе общественных, социальных отношений. В ролевом общении действия человека диктуются исполняемой ролью.
5. Духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, собеседники способны понимать друг друга без слов.
4. Виды межличностного общения
Понятие “общение” можно определить как взаимодействие между людьми, в процессе которого между ними возникают субъективные межличностные отношения.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнера — не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный» в сложных и экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем, можно точно определить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно и даже не этично. Прежде всего, речь идет о интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных, педагогических отношений.
Возможности применения императивного общения в педагогической практике крайне ограничены, причем не только по этическим мотивам, но и по причине его крайней не эффективности. Известно, что с помощью команд, приказаний и безусловных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований со стороны учителя. Однако, нормы и ценности, правил, передаваемые ребенку или подростку в такой форме, не становятся частью его внутренних личностных убеждений.
Манипулятивное общение — это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению для достижения своих целей. При манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Есть области человеческого взаимодействия, где манипуляция вполне уместн., Это бизнес и деловые отношения. Символом такого типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги (Дейл Бре́кенридж Карнеги — американский педагог, лектор, писатель,) и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.
Вместе с тем известно, что владение средствами манипуляционного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, переносится человеком на другие области взаимоотношений. Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При использовании манипуляционных средств общения неизбежно разрушение таких связей и подмена их другими.
В манипуляционном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако, человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков школы общения Д. Карнеги, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.
К наиболее подверженной манипуляции можно отнести профессию педагога. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, доказать. Однако, уместная в области предметного обучения, такая установка может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя с другими людьми.
3. Диалогическое общение позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог — это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений:
1. Общение по принципу «здесь и сейчас», с учетом чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.
5. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Диалогическое или как его еще называют, гуманистическое общение, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения. Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров. Невозможно представить себе общение такого типа в деловой, профессионально заданной ситуации. Вместе с тем, способность к такому общению — величайшее благо для человека. По определению известного американского психотерапевта Карла Рэ́нсома Роджерса, диалогическое общение обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. С другой стороны, в общении люди проявляют и раскрывают для себя и других свои психологические качества.
Таким образом, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде понятие общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются и осуществляются в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.
3