18
Министерство
образования РФ
Поморский
Государственный Университет им. М.В.
Ломоносова
Северодвинский
филиал
Филологический
факультет
Контрольная
работа – таблица
Тема:
«Основные этапы развития философии»
Выполнена
студенткой
2
курса ОЗО
Калининой
И.Р.
2006
г.
Оглавление
Таблица
№1. Античная философия…………………………………..стр.3
Таблица
№2. Средневековая философия……………………………..стр.6
Таблица
№3. Философия эпохи Возрождения………………………..стр.7
Таблица
№4. Философия Нового времен.…………..………………..стр.8
Таблица
№5. Философия 19 – 20 вв………………….………………..стр.12
Источники…………………………………………………………………стр.17
Таблица
№1. Античная философия.
Направ- ление, школа |
Философ,
годы |
Основные труды |
Основные
понятия принципы |
Сущность |
Милетская |
Фалес, |
“О |
Онтология, |
1)Начало |
Милетская |
Анаксимандр, |
“О |
В |
Первоначалом |
Милетская |
Анаксимен, |
Вопрос |
В |
|
Эфесская |
Гераклит, |
“0 |
Учение
Вопрос
Вопрос |
1)Все |
Пифагоре-йская |
Пифагор, |
Фрагменты
Ему |
1)
3)
Дуалистическая |
1) |
Элейская |
Парменид, |
“О |
Вопросы
Рационалистический, |
В |
Элейская |
Зенон, |
«апории»
“Споры”, |
Способ |
Истина
В |
Атомизм |
Демокрит, |
“Большой |
Вопросы |
Чувства |
Софистика |
Протагор, |
“Наука |
“человек
Практические |
Бытие |
Софистика |
Горгий, |
“О |
Проблемы |
Каждый
“вообще |
Афинская |
Сократ, |
“Диалоги” |
Принцип:«Познай |
Отрицание
Майевтика |
Афинская |
Платон, |
“Апология |
Онтология, |
Бытие |
Афинская |
Аристотель, |
(“История
“Метафизика”, |
Внерелигиозные
Основные |
Общей |
Эпикуреизм |
Эпикур, |
“О |
Интерес Познание.
Мир |
Целью
Душа |
Стоицизм |
Сенека,( |
“Нравственные |
Этика.
Теория |
Философия |
Скептицизм |
Пиррон, |
Высказывания
“Пирроновы |
Теория
Этические |
Существует |
Таблица
№2. Средневековая философия.
Направ- ление, школа |
Философ,
годы |
Основные |
Основные |
Сущность |
Восточная |
Григорий |
“Послание |
Теоретические |
Осмысление
Отделение |
Западная |
Августин |
«О |
Его
Учение |
Все,
Основа |
Схоластика |
Фома |
“Философская |
Проблема |
Теология |
Таблица
№3. Философия эпохи Возрождения.
Философ, |
Основные труды |
Основные |
Сущность |
Николай |
“О |
Учение
Концепция |
Божественное
Динамика
Идеал
Математизированная |
Николай |
“Очерк
“О |
Гелиоцентризм
Концепция |
Все
Происхождение |
Джордано |
“О |
Учение
Идея |
Бесконечная
Отождествление
“Мир |
Соседние файлы в папке шпоргалка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Античная философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)
Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика – основатели и представители, основные высказывания и идеи.
Античная философия досократический период, школы и представители
Школы |
Основатели |
Высказывания |
Основные идеи |
Милетская Школа |
Представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. |
Высказывания Фалеса: — Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании. — Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все. Высказывания Анаксимандра: — Части изменяются, целое же неизменно. Высказывания Анаксимена: — Знания увеличивают незнание. |
Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. |
Философия Гераклита |
Гераклит |
Высказывания Гераклита: — Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. — Глаза — свидетели более точные, нежели уши. — Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего. — Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше. |
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». |
Элейская школа |
Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана. |
Высказывания Парменида: — …мыслить и быть – не одно ли и то же? Высказывания Мелисс: — Из ничего ничто не возникает. Высказывание Ксенофана: — Все свое я ношу с собой. — Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов. |
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». |
Школа атомистов |
Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. |
Высказывания Левкиппа: — Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё. Высказывания Демокрита Абдерского: — Богат тот, кто беден желаниями. — Пусть женщина не рассуждает: это ужасно. — Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно. — Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты. |
Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. |
Античная философия сократический период, школы и представители
Школы |
Основатели |
Высказывания |
Основные идеи |
Философия Софистов |
К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский. |
Высказывания Протагора: — Кто ясно мыслит – ясно излагает. — Все подобно всему в каком-нибудь отношении. Высказывания Горгия: — Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью. |
Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. |
Философия Сократа |
Сократ |
Высказывания Сократа: — Богатство и знатность не приносят никакого достоинства. — В каждом человеке солнце – только дайте ему светить. — Высшая мудрость – различать добро и зло. |
Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. |
Философия Платона |
Платон |
Высказывания Платона: — Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды. — Время – движущееся подобие вечности. — Бог в нас самих. — Из демократии рождается тирания. |
Платон изложил свою идею в диалоге «Тимей»: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения.» |
Философия Аристотеля |
Аристотель |
Высказывания Аристотеля: — В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. — Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум. — Все льстецы – прихвостни. |
Философское учениеАристотеля является Бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: 1. Материя — «то, из чего». 2. Форма — «то, что». 3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». 4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10предикатов. |
Использована информация с сайта ru.wikipedia.org
Особенности античной философии
Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.
Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.
Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.
Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.
Основные этапы развития античной философии
В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).
Далее кратко рассмотрим каждый период.
Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).
Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.
Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).
Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.
Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.
Использованная литература:
1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.
2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.
Читайте также:
1. Отличия Античной философии от философии Древнего Востока
2. Древнегреческая философия. Общая характеристика
Методическая разработка занятия
Тема: «Античная философия»
Количество
часов: 1
Цели:
– образования: охарактеризовать значение и особенности античной
философии, закрепить философские понятия и термины;
– воспитания: способствовать формированию ответственности, аккуратности,
социальной коммуникации, интереса к истории и духовной культуре человечества;
– развития: умения сравнивать и сопоставлять факты; делать выводы; умения чётко и
грамотно излагать свои мысли; развивать навыки самостоятельной работы; рефлексивные
способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления.
Методическая цель: применение приемов технологии критического мышления
на уроках дисциплины «Основы философии».
Вид занятия: занятие в группах
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и
умений
Методы:
ü
Объяснительно-
иллюстративные
ü
Проблемные
ü
Частично-поисковые
Формы
организации деятельности обучающихся:
ü
Самостоятельная работа с
учебником,
ü
Просмотр презентации
обучающего характера
ü
Работа в малых группах.
Средства
обучения:
ü
Компьютер
ü
Учебник, тетрадь
ü
Презентация в программе «Power Point»
«Античная философия»
В результате
обучающиеся должны:
Уметь:
– обучающийся
должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь
самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к ответу на
поставленный вопрос.
Знать:
– обучающийся должен знать историю развития
античной философской мысли и ее роль в развитии всемирной философии;
Содержание учебного материала способствует
формированию общих компетенций:
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
Раздаточный материал:
Таблички на
столы «Античная натурфилософия», « Высокий интеллектуализм Сократа, Платона,
Аристотеля», «Философия эпохи эллинизма»
Учебные пособия и материалы:
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с. (Профессиональное образование)
Дополнительная
литература:
1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.
2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.
Структура занятия:
1 фаза «Вызов»
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка студентом собственных целей обучения
1) Организационный
этап. 5-6 минут
Преподаватель приветствует студентов.
– Здравствуйте, садитесь. На протяжении нескольких уроков мы
изучали различные учения античных философов. Заранее вы распределились на 3
группы, согласно периодизации истории античной философии. (1-античная
натурфилософия, 2-классический период, 3-философия эпохи эллинизма).
На
экране вы видите проекцию картины Рафаэля Санти «Афинская школа». ( 1509 г). На
ней изображено более 50 фигур философов древности. Две фигуры в центре,
-кто это? Как вы думаете?
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие
античную мудрость и представляющие две школы философии. Какие?
Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей
(идеализм и материализм). Они ведут диалог – спокойный спор, в котором
освобождается от оков догм и предрассудков истина. В этом споре не может быть
победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная
Земля, познание которых будет длиться вечно. Фреска «Афинская школа» воплощает
величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического
согласия между различными направлениями философии и науки. Как вы
думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Ответы студентов. (сравнить различные учения, обобщить и
охарактеризовать значение и особенности античной философии, и др.
– Мы с
вами поработаем над проблемным вопросом « Каково значение античной философии в
современном мире?». Вам предстоит самостоятельная работа с учебником,
организовать собственную деятельность, работая в команде, эффективно общаясь
друг с другом; выбирать типовые методы и способы выполнения задач по
технологии «критического мышления», оценивать эффективность и качество членов
вашей команды по двухбальной системе: 0 баллов – не принимал участие в работе
команды, 1 балл – частичное участие в решении проблемы, 2 балла – активное
участие на протяжении всего урока.
На предыдущих уроках
мы с вами познакомились с учениями античных философов. Мне бы хотелось
определить, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого
предлагаю выписать на доске известные вам понятия по этой теме в течение 1
минуты (прием “мозгового штурма”). После того как вы написали, произнесите
данное понятие.
На доске понятийное
колесо, студенты пишут на листочках понятия и прикрепляют их к колесу.
2 фаза – реализация смысла 15 минут
– Многие современные ученые утверждают, что в античной
философии ставились важнейшие философские проблемы и зарождались основные
философские направления, получившие свое развитие в последующие эпохи. Правомерен
ли такой взгляд на античную философию?
Для того, чтобы
ответить, мы с вами эффективно поработаем с текстом учебника, текстом
энциклопедии, материалами сайтов методом «Инсерт» («Условные значки»). Читая
текст, каждый из вас карандашом будет ставить следующие значки
ü
– уже знал
+ – новое
– – думал иначе
? – есть вопросы
Каждая подгруппа
работает над своей конкретной темой. После прочтения, подгруппа переносит
данные в таблицу и готовят устное сообщение.
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
1 подгруппа – |
||
Натурфилософия – Досократики- это |
Чем отличаются Кто такие софисты. |
Милетская школа Элейсая школа Пифагор Школа атомистов. Левкипп V в. до н.э. Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов Демокрит Софисты – Считали, что добродетель не дается от ¢ ¢ Протагор (491-481 – к.Vвв. |
2 подгруппа – Высокий |
||
Сократ – это древнегреческий учитель Платона, воплощённый «Я знаю, что ничего Платон 427-347 до н.э. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – около 900 лет. Концепция идей. Наш мир не Идеальное государство Платона Правители – философы – Воины – Торговцы Аристотель (384-322 до Древнегреческий Аристотель не «Платон мне друг, Основатель науки |
Основные идеи Учение Платона о Что такое |
Сократ (ок.470-399 до н.э.) Основные идеи философии Сократа Внутренний мир человека важнее, чем природа. Познание начинается с самопознания. Путь к самопознанию – разум Девиз: «Познай самого себя и ты познаешь самое Создатель этики. Считал, чтобы социальная Учение Платона о познании. Мир вещей текуч, преходящ, но есть то, что • • • • Этика и политика Платона Душа состоит из трёх частей Разумная часть, содержит истинное знание – Страстная часть и Вожделеющая часть – низшие части. Аристотель говорил 1. формальная. 2. Мир един и сущность Материя Причина Цель Этика Аристотеля Правило «золотой Учение Правитель должен |
3 подгруппа – |
||
За что греки были |
Школа киников Антисфен (450-360 до н.э.) – (ум.ок.330-320 до • • • Греки воздвигли Диогену памятник Школа стоиков Зенон Китийский 333-262 до н.э. Основатель школы Идеал стоиков – Стоик должен Школа Эпикур из Самоса 341-270 до н.э. На первом месте – Высшие удовольствия Мир материален и Высшие наслаждения Школа скептиков Пиррон из Элиды – Нас обманывают и Доказать ничего |
|
4 подгруппа – |
||
Не надо путать двух |
Неоплатонизм Плотин 204-270 гг. • • • • • • |
Фаза 3 Рефлексия 10 мин.
(осмысление, рождение
нового знания)
– В чем заключается
значение античной философии для современной цивилизации?
Прием «Фишбоун»
(рыбная кость)
На доске нарисован
скелет «Рыбы»
Голова: значение А.ф.
верхний скелет: основные черты А.ф.; нижний скелет : значение А.ф. хвост:
вывод.
Итог урока: 10 мин
Подведём итоги,
сделаем выводы: создавая целостное представление о мире античной философии, мы
определили ее роль для современной науки и в целом для современной
цивилизации. Чтобы закрепить пройденный материал предлагаю вашим командам
составить синквейн, нерифмованное стихотворение по теме нашего урока
«Какова роль античной
философии в развитии современной цивилизации?».
Синквейн
1 строка – тема или
предмет
2 строка – два
прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из
четырех слов
5 строка – «смысловой
синоним»
Каждая команда пишет
на альбомном листе свой синквейн и вешает на доску.
– Оцените работу
своей команды на этом занятии. Преподаватель показывает рейтинговые оценки
группы и выставляет баллы согласно коллегиальной оценке команды.
Античная философия
совершила поворот от внимания философов к изучению природы, космоса, к изучению
человека. Призыв Сократа «Познай самого себя» и его утверждение: «Я знаю, что
ничего не знаю», знаменовал начало этого поворота. Поворот к человеку привел к
расширению сферы философии:
– возникли новые философские науки, как этика и эстетика
– сформировалась и получила глубокое развитие логика
– философы приступили к разработке программ лучшего общественного и
государственного устройства
– значительно обогатился и расширился философский язык
Философия
периода античности послужила фундаментом дальнейшего развития всемирной
философии.
основные выводы
• Натурфилософы видели единое
многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить
социальные и духовные явления.
• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только
природу, но и человека и общество.
• Аристотель развил учение о форме,
что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий
призыв: будь мудрым.
Таблица 2. Античная
философия
Этап |
Главный философский интерес |
выводы |
Натурфилософия |
Материальная субстанция (Фалес,Гераклит Атомы + Числа (Пифагор и др.) |
• Натурфилософы видели единое |
Интеллектуализм |
Идеи (Сократ, особенно |
• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только |
Эллинистическая философия |
Самодостаточность Счастье человека как Человек Мудрое молчание (скептики) |
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий |
Неоплатонизм |
Иерархия: |
ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Античная философия синкретична, это означает, что для
нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной
философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир
природы и мир
человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь
человек. Античный философ, как правило,
распространял этические категории на
весь космос.
2. Античная философия космоцентрична:
ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека.
Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.
3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие
формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не
знает законов науки.
4. Этика античности — это по преимуществу этика
добродетелей, а не этика долга или ценностей.
5. Античная философия по-настоящему
функциональна, это означает,
что она призвана помочь людям в их жизни.
6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она
сохраняет свое значение и поныне.
В конце урока
рейтинговое оценивание знаний студентов
Владимир Ерохин
Эксперт по предмету «Философия»
Задать вопрос автору статьи
Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.
Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица
Основные периоды развития античной философии
- Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
- Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
- Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
- Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
- Римский период развития античной философии (I в. до н.э. – V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)
Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов. Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон. Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.
Разные мудрецы того времени отвечают на этот вопрос по-разному, например, Гераклит в качестве первоначала назвал огонь, а всё сущее есть не что иное, как борьба единства и противоположностей, а пифагорейцы назвали началом всего число. Именно в это время возникло понятие “онтология” – учение о бытие как таковом. Для начала периода характерна образно-метафорическая форма, то есть описание предметов и явлений путём сравнения, без какой-либо абстракции, тогда как во второй половине этого периода происходит переход от метафор к понятиям.
«Периоды развития античной философии» 👇
Характеристика второго периода античной философии
Так называемый сократический этап развития античной философии охватывает период от VI до V в. до н.э. Начали этот период софисты, обучавшие в то время людей за деньги мастерству красноречия. Софисты чувственную сферу ставили над мысленным опытом, при этом они считали, что нет какой-то объективности, так как с точки зрения чувственного мира всё индивидуально. Характерное изречение для мудрецов этой школы – “Только мир мнения и существует”. Из их идей возникло течение субъективного идеализма.
Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего. Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам. Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.
Рисунок 2. Сократ
Характеристика античной философии 3-ьего периода
Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” – миру, в котором постоянно всё меняется. При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого. Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.
Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.
Рисунок 3. Аристотель
Характеристика эллинистического периода
В это время приобретают популярность идеи, в которых человек представляет собой не часть общества, а индивидуальность. Именно теперь возникает стоицизм, который целью человеческого существования считает покой и бесстрастие к окружающему миру. Частично идеи стоицизма продолжает Эпикур, его философские мысли затем стали популярны в Римской Империи, но он целью человеческой жизни считает счастье. Иногда этот период объединяют с римским периодом.
Римский период развития античной философии
В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме