Античная философия бытие как предмет понятийного мышления составить таблицу

18

Министерство
образования РФ

Поморский
Государственный Университет им. М.В.
Ломоносова

Северодвинский
филиал

Филологический
факультет

Контрольная
работа – таблица

Тема:
«Основные этапы развития философии»

Выполнена
студенткой

2
курса ОЗО

Калининой
И.Р.

2006
г.

Оглавление

Таблица
№1. Античная философия…………………………………..стр.3

Таблица
№2. Средневековая философия……………………………..стр.6

Таблица
№3. Философия эпохи Возрождения………………………..стр.7

Таблица
№4. Философия Нового времен.…………..………………..стр.8

Таблица
№5. Философия 19 – 20 вв………………….………………..стр.12

Источники…………………………………………………………………стр.17

Таблица
№1. Античная философия.

Направ-

ление,

школа

Философ,

годы
жизни

Основные

труды

Основные
проблемы,

понятия
и

принципы

Сущность
главных идей

Милетская
школа

Фалес,
(625 – 547 гг. до н.э.)

“О
началах”, “О солнцестоянии”, “О
равноденствиии”, “Морская астрология”
или “Астрономия”.

Онтология,
вопрос о субстанции, первоначале
всего.

1)Начало
всех вещей — вода.
Вода
есть начало онтологическое, т.е. тот
элемент, та субстанция, которая лежит
в основе всех вещей. 2) «Все полно
богов»: душа — это двигательное начало,
она есть не только у живых, но и у вещей.
Поэтому одушевлена вся вселенная. Бог
— это ум космоса, и космос — прекраснее
всего, ибо он — творение бога.

Милетская
школа

Анаксимандр,
(610 – 546 гг. до н.э.)

“О
природе”

В
центре внимания природа, а не человек.
Вопрос о первоначале всего сущего.

Первоначалом
называл – апейрон (В переводе с
греческого apeiros — “беспредельный”).
Это нечто, не относящееся ни к одной
из стихий. Во-первых, начало не может
быть какой-то одной стихией, ибо в этом
случае все остальные стихии, в конце
концов, будут этой стихией поглощены.
Поэтому не будет и многообразия вещей.
Во-вторых, поскольку многообразие
всех вещей и явлений бесчисленное, то
и начало, лежащее в основе всех вещей
и явлений, также должно быть бесконечно.
В-третьих, всякая вещь есть или начало,
или происходит из начала, но у
бесконечного нет начала, как нет и
конца. Поэтому-то оно и есть божество.
Весь мир находится в непрестанном
движении, значит это начало должно
быть вечно и никогда не иссякать.

Милетская
школа

Анаксимен,
( 585 – 528 г. до н.э.)

Вопрос
о первоначале. Принцип параллелизма
микрокосма и макрокосма.

В
качестве первоначала Анаксимен назвал
воздух. Воздух, действительно, — это
стихия, во-первых — невидимая, во-вторых
— бесформенная, а в-третьих —
безграничная, т.е. отвечает всем
критериям беспредельного.
Он,
так же как и Фалес, считал, что все
полно богов, и что бог есть душа мира.
А что такое душа? Душа — это дыхание.
И так же как наша душа есть наше дыхание,
так и душа мира есть воздух. все
олимпийские боги возникли из воздуха.
Воздух лежит в основе всего, в том
числе и богов. Из воздуха посредством
разряжения и сгущения образуются все
остальные стихии и элементы. Разряжаясь,
воздух становится огнем, а сгущаясь,
он становится сначала ветром, потом
облаками, потом водой, землей, камнями
и всеми теми вещами, которые существуют
на земле.

Эфесская
школа

Гераклит,
(520 – 460 гг. до н.э.)

“0
природе”. Эта работа состоит из трех
частей, в которых говорится,
соответственно, о вселенной, государстве
и богословии.

Учение
о всеобщем изменении, о противоположностях,
о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос
о первоначале.

Вопрос
о душе.

1)Все
сущее постоянно изменяется, так что
“на входящих в те же самые реки
притекают один раз — одни, другой раз
— другие воды”. Все переходит из
одного в другое: ночь переходит в день,
жизнь переходит в смерть, болезнь
переходит в здоровье и наоборот.
Поэтому вещи всегда несут противоположности.
Все находится в гармонии друг с другом,
как находятся в гармонии лук и лира
(имеется в виду гармония сил и покоя).
То, что происходит в мире, происходит
не случайно. Миром управляет некий
Логос. Люди не видят и не слышат Логоса:
«“Этот вот логос сущий вечно люди не
понимают и прежде чем выслушать его,
и выслушав однажды, ибо, хотя все люди
сталкиваются напрямую с этим вот
логосом, они подобны незнающим его…».
2) Первоначалом мира является огонь.
Мир не вечен и через каждые 10 800 лет
сгорает. Из огня возникает следующий
мир на основании обычных превращений:
огонь превращается в воздух, воздух
— воду, вода — в землю. Таким образом,
космос в целом вечен, его не создал
никто из богов и никто из людей. 3) Душа
есть с одной стороны воздух, а с другой
— имеет в себе огневидное начало, то
мудрая душа — сухая. И наоборот, глупая,
плохая душа — душа влажная. Жить нужно
согласно разуму, согласно логосу,
который правит миром и который
содержится в нашей душе.

Пифагоре-йская
школа

Пифагор,
(ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.)

Фрагменты
высказываний у различных античных
авторов и последующих философов

Ему
приписывают авторство следующих книг:
“О воспитании”, “О государстве”,
“О душе”, “О мире”, “О
природе” и др.

1)
Учение о числе как о начале мира. 2)
Учение
о душе.

3)
учение об образе жизни.

Дуалистическая
концепция души и материи.

1)
Число – начало всего сущего. Материя
как изменяющаяся и неистинная, не
может привести нас к познанию истины.
Поэтому нужен некий посредник между
материей и богом. И таким посредником
является число, ибо оно есть то, что,
с одной стороны, можно четко представить,
что можно сосчитать, а с другой стороны,
оно непреходяще, в отличие от чувственного
мира.
2)
Метемпсихоз – перселение душ. Люди
об этом не знают, ибо не помнят свои
предыдущие воплощения. Душа,
следовательно, считалась бессмертной,
и задачей человека было уподобить
себя богу. Чтобы уподобить себя Богу,
нужно вести соответствующий образ
жизни. 3) Жизнь человека должна быть
упорядоченной, спланированной. День
должен быть заполнен полезными делами.
Прежде, чем лечь спать, нужно себя
спросить: «Что я сделал за сегодняшний
день, что я не сделал и что мне предстоит
сделать завтра». Главное же для
пифагорейцев — это стремиться к
истине, ибо только это, указывал
Пифагор, приближает людей к богу.

Элейская
школа

Парменид,
(2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О
природе” (состоит из двух частей:
“Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы
бытия, мышления.

Рационалистический,
логический методы в философии.

В
“Пути истины” выделяются два положения
Парменида. Первое: “То, что есть —
есть, то, чего нет, — нет”. Второе
положение гласит: “Мыслить — то же,
что быть”. Все, что вы будете мыслить,
будете мыслить только на основе
существующего.
Логические
аргументы относятся не просто к области
разума, но и к области бытия, и то, что
мы с вами исследуем при помощи разума,
непосредственно относится к бытию.
Существует
только бытие, то оно неделимо. Движение
частей бытия возможно только тогда,
когда между частями бытия существует
некое небытие. Поэтому движения в мире
также нет. То, что нам кажется существующей
множественность вещей, и то, что мы
верим в движение этих частей, — это
лишь нам кажется.

Элейская
школа

Зенон,
(ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

«апории»
(логические парадоксы), дошедшие не в
оригинале. Апории делятся на две
группы. Первая группа — апории против
множественности, и вторая — против
движения.

“Споры”,
“Толкование Эмпедокла”, “Против
философов”, “О природе”.

Способ
доказательства от противного.

Истина
выявляется посредством спора или
истолкования противоположных мнений.

В
любом случае частей у сущего нет, т.е.
нет множественности вещей, поскольку
получается, что всякая величина или
бесконечно велика, или бесконечно
мала. Конечной вещи быть не может.
Апория относительно пространства:
если вещь существует, то она существует
в пространстве. Это пространство
существует, соответственно, в другом
пространстве. Это пространство, в свою
очередь, существует и в третьем
пространстве и т.д. до бесконечности.
Но принимать бесконечное количество
пространств невозможно. Поэтому нельзя
сказать, что вещь существует в
пространстве. Апории против движения
говорят следующее: движение никогда
не сможет начаться. Допустим, телу
нужно пройти какой-то путь. Для того,
чтобы ему дойти до конца, ему нужно
сначала дойти до половины, а для этого
нужно дойти до четверти. Чтобы дойти
до четверти, нужно дойти до восьмой
части пути и т.д. Деля все время до
бесконечности, мы получаем, что тело
не сможет дойти ни до конца, ни даже
начаться. Ведь за конечное время
невозможно пройти бесконечный участок
пути, т.е. участок, состоящий из
бесконечного числа точек. Напрашивается
вывод: не вовсем следует доверять
своим чувствам.

Атомизм

Демокрит,
( ок. 460 – 370 гг. до н.э.)

“Большой
и малый мирострой”, “Об уме”, “О
природе”, “О чувствах”

Вопросы
бытия. Материалистический подход к
пониманию мира, учение об атомах.
Учение о познании.Критика чувственных
методов познания. проблемы этики, в
особенности вопросы о справедливости,честности,
достоинстве человека.

Чувства
не всегда дают правильное и достоверное
знание. Бытие целокупно, оно не делится
на части. Небытие существует. поскольку
движение и множественность вещей
существуют, то, следовательно, существует
небытие. Небытие – это то, что разделяет
бытие друг с другом. Будучи таким же
целокупным, неделимым, бездрожным,
бытие все-таки не имеет всеобъемлющий
характер. Бытие для Демокрита — это
атом (atomos, досл. — нерезанный, неделимый).
Бытие делимо, но не до бесконечности.
Оно делимо до некоторых неделимых
далее частиц, которые так и называются
— атомы. Существуют лишь атомы и
пустота, все остальное – в мнении.
Атомы двигаются вечно. Они не были
когда-то созданы и никогда не исчезнут,
потому что бытие вечно и не переходит
в небытие.

Софистика

Протагор,
(480 – 410 гг. до н.э.)

“Наука
спора”, “О первоначальном порядке
вещей”, “О государстве”, “О
добродетелях”, “О сущем” и др.

“человек
есть мера всех вещей”

Практические
навыки риторики,ведения спора. Искусство
убеждения, а не поиска истины.Материалистический
подход.

Бытие
постоянно изменяется. Изменчивость
является главным свойством материального
мира. Постоянно изменяется не только
материальный мир, не только объект
познания, но и субъект, т.е. изменяется
абсолютно все. Каждая вещь хранит в
себе противоположности. Исходя из
этого Протагор доказывает, что все
истинно. Он говорит, что это вытекает
из того, что поскольку вещи изменяются,
переходят в свою противоположность
и хранят противоположности в себе,
следует, что об одной и той же вещи
можно высказать противоположные
суждения — и оба суждения будут
истинными. Поэтому истины как таковой,
объективной истины, не существует.

Софистика

Горгий,
(483 – 375 гг. до н.э.)

“О
несуществующем, или о природе”

Проблемы
политики, этики, государства, права,
языкознания, познания.

Каждый
человек имеет свою особую истину.

“вообще
ничто не существует”, в том числе и
сама природа. Бытие не существует, и
даже если предположить бытие
существующим, то оно все же не может
быть познано, и даже если признать
бытие существующим и познаваемым, то
все же невозможно сообщить о познанном
другим людям.

Афинская
школа

Сократ,
(470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги”
Платона, “Апология Сократа” Платона.
Книги Диогена Лаэртского.

Принцип:«Познай
самого себя»,
«Я
знаю, что ничего не знаю». Этические
и гносеологические проблемы. Значение
понятий,важность их определения,роль
индукции в их формировании.

Отрицание
познания космоса, возможно лишь познать
свою душу. Душа, по его мнению, является
антиподом тела: если тело природно и
состоит из природных частиц, то душа
своим содержанием имеет понятия.
Высшие понятия — Добро, Справедливость,
Истина. Благодаря душе человек познает
вещи, их место в мире, а главное —
отношение человека к человеку, к самому
себе. Истина нужна, чтобы действовать,
а действия должны быть добродетельны
и справедливы.

Майевтика
— это диалогический способ рождения
нового знания (Сократ сравнивал свой
метод с повивальным искусством, которое
по гречески называлось «мэевтика»).
Это был поиск истины через противоречия;
противоречия и их преодоление в
познании становились источником
развития знания.

Афинская
школа

Платон,
(427 – 347 гг. до н.э.)

“Апология
Сократа”, 25 достоверно идентифицированных
диалогов, недиалогические “Законы”,
и 13 авторских писем.

Онтология,
теория познания, этика, эстетика и
социально-политическая проблематика.
Идеал государства.

Бытие
разграничивается на несколько сфер,
родов бытия, между которыми имеются
довольно сложные отношения; это — мир
идей, вечный и подлинный; мир материи,
столь же вечный и самостоятельный,
как и первый мир; мир вещественных,
чувственно воспринимаемых предметов
— это мир возникающих и смертных
погибаюших вещей, мир временных явлений
(а потому он и «ненастоящий» в сравнении
с идеями); наконец, существует Бог,
космической Разум (Ум-Демиург).
Идеи,
в отличие от чувственных вещей,
бестелесны и умопостигаемы. Если
чувственные вещи бренны, преходящи,
то идеи постоянны (в этом смысле вечны)
и обладают более истинным существованием.
Социальная справедливость, как он
полагал, будет в обществе тогда, когда
она будет внутри души каждого человека,
каждого сословия.
В
идеальном государстве управлять
должны философы.

Афинская
школа

Аристотель,
(384 – 322 гг. до н.э.)

(“История
животных”, “Описание государственных
устройств”, “Политика”, “Органон”,

“Метафизика”,
“Физика”, “О небе”, “О
возникновении и уничтожении”, “О
душе”, “Поэтика” и “Риторика”
и др.

Внерелигиозные
знания, научное знание в целом,а
также:искусство,политика

Основные
принципы онтологии, гносеологии.
Метафизика в противоположность
диалектике. Критика концепции идей
Платона. Преимущество частной
собственности в концеции государства.

Общей
целью наук, в том числе философии,
является установление истин, объективного
знания о сущем и вещах природы. Материя
вечна, как и форма, между ними нет
отношения «первичное — вторичное»;обнаружение
активности формы в момент ее соединения
с материей есть движение. Бог – это
«причина причин», «форма форм».Он не
материален, это духовный Абсолют. Это
чистая энергия, чистая деятельность.
Человек есть политическое животное.
Условиями счастья каждого являются
справедливость, благоразумие, мужество
и рассудительность. Справедливым
должно быть и государство. Монархия,
аристократия и полития (республика)
— это «правильные» формы правления
— и тирания, олигархия и демократия
— «неправильные».

Эпикуреизм

Эпикур,
( 341 – 271 гг. до н.э.)

“О
природе”, “Об атомах и пустоте”,
“Об образе жизни”.

Интерес
к человеку. Этические проблемы.

Познание.

Мир
полностью материален, нет ничего
сверхъестественного.

Целью
философии Эпикур считал указать путь
человеку к счастью. Чтобы узнать, что
такое счастье, нужны физика и логика.
Логику Эпикур называл каноникой, т.е.
теорией познания. В теории познания
Эпикур был сенсуалистом, считая, что
критерием истины является ощущение,
а разум полностью зависит от ощущения.
Ощущения дают нам истинную картину
мира, они ошибаться не могут. Ошибается
судящий о них разум. Из повторяющихся
ощущений возникают понятия. Эти понятия
тоже истинны. Мысли о понятиях могут
быть ошибочными.

Душа
смертна и загробной жизни не существует.
Смысл жизни – избегать страданий,
получать наслаждение.

Стоицизм

Сенека,(
ок.4 в до н.э. – 65 г. н.э.)

“Нравственные
письма к Луцилию”, “О милосердии”,
“О благодеяниях”, “О блаженной
жизни”, “О скоротечности жизни”.

Этика.
Материалистическая ориентация.
Гносеология, риторика, силлогистика,симеотика.
Сенсуализм.

Теория
вселенского государства и гражданина
мира.

Философия
состоит из логики, физики и этики,все
наши познания происходят посредством
органов чувств. Человек, будучи
ребенком, имеет душу, подобную чистому
папирусу, на котором впоследствии
посредством ощущений записывается
знание. На основе ощущений формируются
представления, среди них выделяются
те, которые повторяются, таким образом
образуются понятия. Мир познаваем, и
возможно истинное познание.

Скептицизм

Пиррон,
(ок. 360 – 280 гг. до н.э.)

Высказывания
в книгах Диогена Лаэртского.

“Пирроновы
положения” Секста Эмпирика.

Теория
познания.

Этические
вопросы – как жить в этом мире, как
добиться счастливой жизни.

Существует
три главнейших рода философии –
догматическая (истина существует и
она известна), академическая (истину
невозможно обнаружить, она не существует)
и скептическая (поиск истины).
“Скептическая способность есть та,
которая противопоставляет каким-только
возможным способом явление мыслимому,
отсюда вследствие равносильности в
противоположных вещах и речах приходим
сначала к воздержанию от суждения, а
потом к невозмутимости”

Таблица
№2. Средневековая философия.

Направ-

ление,

школа

Философ,

годы
жизни

Основные
труды

Основные
проблемы, понятия и принципы

Сущность
главных идей

Восточная
патристика

Григорий
Нисский, (335 – 394 гг. н.э.)

“Послание
о жизни святой Макрины”, “О девстве
или о совершенстве”, “Об устроении
человека”, “О жизни Моисея
Законодателя”, “Большой Катехизис”.

Теоретические
основы христианской экзегетики. )”.
Первый органический синтез христианских
догм, системно рационализированных
с возможной полнотой.

Осмысление
христианства. Обоснование догмата
Святой Троицы, суть которого можно
передать формулой: “общая сущность
(усия), природа и воля, но три разных
божественных лица (ипостаси).

Отделение
интеллигибельного мира от чувственного
и телесного. Недостаточно полагать,
что человек это микрокосм. Человек —
это значительно больше. Христианская
версия неоплатонической идеи восхождения
к Богу через удаление от всего того,
что разделяет: “Божественность —
это чистота, удаление от страстей и
избавление от всякого зла: ежели все
это есть в вас, Бог доподлинно с вами”.

Западная
патристика

Августин
Блаженный, (354 – 430 гг. н.э.)

«О
граде Божием», «Об истинной религии»,
«Исповедь», «О Троице», «О бессмертии
души», «О ересях», «О свободной воле»
и др.

Его
положение, согласно которому «истинная
философия и истинная религия — одно
и то же». Вопрос о Боге. Теоцентризм.

Учение
о двух Градах: небесном и земном.

Все,
что ни делается – все по воле Бога.
Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты
Бога – вечность, бестелесность,
невещественность, бесконечность в
пространстве; Бог есть воля, высшее
благо. Бесспорно, вещи находятся во
времени; они изменяются, и время есть
мера их изменений.
Бог
же в отличие от предметов природы
существует вне времени; в нем нет
никакого «раньше» и «позже», а только
вечное настоящее. Августин выдвигал
положение: познай Бога и собственную
душу; Бога — через душу, душу — через
Бога. Углубление в себя есть путь к
Богу.

Основа
духовной жизни – воля, а не разум.

Схоластика

Фома
Аквинский, (1225 – 1274 гг. н.э.)

“Философская
сумма (об истинности католической
веры против язычников)” (1261-1264) и
“Сумма теологии” (1265-1273).

Проблема
соотношения философии и теологии.
Проблема существования Творца мира
и человека. Проблема соотношения
общего и единичного.

Теология
идет от Бога к природе, а философия от
природы к Богу. Они отличаются друг
от друга прежде всего методом, средством
его постижения: философия опирается
на опыт и разум, а теология — на веру.
Фома Аквинский полагает, что не разум
должен направлять веру, но, наоборот,
вера должна определять пути движения
разума, а философия должна служить
теологии. Все предметы природы есть
единство формы и материи; материя
пассивна, форма активна.

Таблица
№3. Философия эпохи Возрождения.

Философ,
годы жизни

Основные

труды

Основные
проблемы, понятия и принципы

Сущность
главных идей

Николай
Кузанский, (1401 – 1464)

“О
католическом согласии”, Об ученом
незнании”,”О предположениях”,
“О сокрытом Боге”,”Об искании
Бога”, “О даре отца светов”, “О
становлении”, “Апология ученого
незнания”,”О согласии веры”,
“О видении Бога”, “Компендий”,провержение
Корана” (1464), “О вершине созерцания”
(1464) .

Учение
о едином и иерархия бытия, проблемы
богопознания и познания тварного
мира. Гуманистические идеи и
гносеологический оптимизм.

Концепция
единого христианства.

Божественное
бытие мыслится как абсолютная
возможность, “форма форм”, будучи
одновременно и абсолютной
действительностью.

Динамика
мироздания, предполагая свое единое
основание, есть динамика единого
живого организма, одушевленного
мировой душой.

Идеал
“свободного и благородного”
человека, воплощающего в своей сущности
сущность мировой природной гармонии,
что закладывает основание последующей
традиции гуманистической классики.

Математизированная
модель бытия, трактующая Бога как
актуальную бесконечность, статичный
“абсолютный максимум”, чье
“ограничение” (“самоограничение”)
означает фактическое “развертывание”
(explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый
как потенциальная бесконечность,
статичный “ограниченный максимум”.

Николай
Коперник, (1473 – 1543)

“Очерк
нового механизма мира”,

“О
вращениях небесных сфер”

Гелиоцентризм
как научная система.

Концепция
единства Мира, подчинения “Неба”
и “Земли” одним и тем же законам,
низведения Земли до положения “одной
из” планет Солнечной системы.

Все
произведения Коперника базируются
на едином принципе относительности
механических движений, согласно
которому всякое движение относительно:
понятие движения не имеет смысла, если
не выбрана система отсчета (система
координат), в которой оно рассматривается.

Происхождение
мира и его развитие объясняется
деятельностью божественных сил.

Джордано
Бруно, (1548 – 1600)

“О
причине, начале и едином” (1584), “О
бесконечности, Вселенной и мирах”
(1584), “Сто шестьдесят тезисов против
математиков и философов нашего времени”
(1588), “О безмерном и неисчислимых”
(1591), “О монаде, числе и фигуре”
(1591) и др.

Учение
Бруно – это специфический поэтический
пантеизм, основанный на новейших
достижениях естественнонаучного
знания (особенно гелиоцентрической
системе Коперника) и фрагментах
эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма.

Идея
бесконечности Вселенной и бесчисленного
множества обитаемых миров.

Бесконечная
вселенная в целом – это Бог – он
находится во всем и повсюду, не “вне”
и не “над”, но в качестве
“наиприсутствующего”. Универсум
движим внутренними силами, это вечная
и неизменная субстанция, единственно
сущее и живое. Единичные вещи изменчивы
и вовлечены в движение вечного духа
и жизни в соответствии со своей
организацией.

Отождествление
Бога с природой.

“Мир
одушевлен вместе со всеми его членами”,
а душа может рассматриваться как
“ближайшая формирующая причина,
внутренняя сила, свойственная всякой
вещи”.

Соседние файлы в папке шпоргалка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Античная философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)

Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика – основатели и представители, основные высказывания и идеи.

Античная философия досократический период, школы и представители

Школы

Основатели 

Высказывания 

Основные идеи

Милетская Школа 

Представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Высказывания Фалеса:

— Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании.

— Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все.

Высказывания Анаксимандра:

— Части изменяются, целое же неизменно.

Высказывания Анаксимена:

— Знания увеличивают незнание.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. 

Философия Гераклита

Гераклит 

Высказывания Гераклита:

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

— Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

— Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

— Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».

Элейская школа 

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана. 

Высказывания Парменида:

— …мыслить и быть – не одно ли и то же?

Высказывания Мелисс:

— Из ничего ничто не возникает.

Высказывание Ксенофана:

— Все свое я ношу с собой.

— Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». 

Школа атомистов

Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

Высказывания Левкиппа:

— Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё.

Высказывания Демокрита Абдерского:

— Богат тот, кто беден желаниями.

— Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

— Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

— Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты.

Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. 

Античная философия сократический период, школы и представители

Школы

Основатели 

Высказывания

Основные идеи

Философия Софистов

К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

Высказывания Протагора:

— Кто ясно мыслит – ясно излагает.

— Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

Высказывания Горгия:

— Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Философия Сократа

Сократ

Высказывания Сократа:

— Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

— В каждом человеке солнце – только дайте ему светить.

— Высшая мудрость – различать добро и зло.

Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

Философия Платона

Платон

Высказывания Платона:

— Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Время – движущееся подобие вечности.

— Бог в нас самих.

— Из демократии рождается тирания.

Платон изложил свою идею в диалоге «Тимей»: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения.»

Философия Аристотеля

Аристотель

Высказывания Аристотеля:

— В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

— Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

— Все льстецы – прихвостни.

Философское учениеАристотеля является Бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя — «то, из чего».

2. Форма — «то, что».

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда».

4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10предикатов.

Использована информация с сайта ru.wikipedia.org

 Особенности античной философии

Античный полис

Античный полис

Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

Далее кратко рассмотрим каждый период.

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Использованная литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Читайте также:
1. Отличия Античной философии от философии Древнего Востока
2. Древнегреческая философия. Общая характеристика  

Методическая разработка занятия

Тема: «Античная философия»

Количество
часов:
1

Цели:

образования: охарактеризовать значение и особенности античной
философии, закрепить философские понятия и термины;

– воспитания: способствовать формированию ответственности, аккуратности,
социальной коммуникации, интереса к истории и духовной культуре человечества;

– развития: умения сравнивать и сопоставлять факты; делать выводы; умения чётко и
грамотно излагать свои мысли; развивать навыки самостоятельной работы; рефлексивные
способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления.

Методическая цель: применение приемов технологии критического мышления
на уроках дисциплины «Основы философии».

Вид занятия: занятие в группах

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и
умений

Методы:

ü
Объяснительно-
иллюстративные

ü
Проблемные

ü
Частично-поисковые

Формы
организации деятельности обучающихся:

ü
Самостоятельная работа с
учебником,

ü
Просмотр презентации
обучающего характера

ü
Работа в малых группах.

Средства
обучения:

ü
Компьютер

ü
Учебник, тетрадь

ü
Презентация в программе «Power Point»  
«Античная философия»

В результате
обучающиеся должны:

Уметь:

обучающийся
должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь
самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к ответу на
поставленный вопрос.

Знать:

– обучающийся должен знать историю развития
античной философской мысли и ее  роль  в развитии всемирной философии;

Содержание учебного материала способствует
формированию общих компетенций:

ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

Раздаточный материал:

          Таблички на
столы «Античная натурфилософия», « Высокий интеллектуализм Сократа, Платона,
Аристотеля», «Философия эпохи эллинизма»

Учебные пособия и материалы:

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с. (Профессиональное образование)

Дополнительная
литература:

1 Сенека, Честерфилд, Моруа. М., Политиздат. 1992. С. 47, 49-50.

2.Сборник философских трактатов Аристотеля. М.1987.С.39,41.

Структура занятия:

1 фаза  «Вызов»

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
 
– постановка студентом собственных целей обучения

1)    Организационный
этап.
5-6 минут

Преподаватель приветствует студентов.

– Здравствуйте, садитесь. На протяжении нескольких уроков мы 
изучали различные учения античных философов. Заранее вы распределились на 3
группы, согласно периодизации истории античной философии. (1-античная
натурфилософия, 2-классический период, 3-философия эпохи эллинизма).

 На
экране вы видите проекцию картины Рафаэля Санти «Афинская школа». ( 1509 г). На
ней изображено более 50 фигур философов древности.  Две фигуры  в центре,
-кто это? Как вы думаете?

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие
античную мудрость и представляющие две школы философии.  Какие?

Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей
(идеализм и материализм). Они ведут диалог – спокойный спор, в котором
освобождается от оков догм и предрассудков истина. В этом споре не может быть
победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная
Земля, познание которых будет длиться вечно. Фреска «Афинская школа» воплощает
величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического
согласия между различными направлениями философии и науки. Как вы
думаете, какова цель сегодняшнего урока?

Ответы студентов. (сравнить различные учения, обобщить и
охарактеризовать значение и особенности античной философии, и др.

– Мы с
вами поработаем над проблемным вопросом « Каково значение античной философии в
современном мире?». Вам предстоит самостоятельная работа с учебником,
организовать собственную деятельность, работая в команде, эффективно общаясь
друг с другом; выбирать типовые методы и способы выполнения  задач по
технологии «критического мышления», оценивать  эффективность и качество членов
вашей команды по  двухбальной системе: 0 баллов – не принимал участие в работе
команды, 1 балл – частичное участие в решении проблемы, 2 балла – активное
участие на протяжении всего урока.

На предыдущих уроках
мы с вами познакомились с учениями античных философов.  Мне бы хотелось
определить, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого
предлагаю выписать на доске известные вам понятия по этой теме  в течение 1
минуты (прием “мозгового штурма”). После того как вы написали, произнесите
данное понятие.

На доске понятийное
колесо, студенты пишут на листочках понятия и прикрепляют их к колесу.

2 фаза – реализация смысла 15 минут

– Многие современные ученые утверждают, что в античной
философии ставились важнейшие философские проблемы и зарождались основные
философские направления, получившие свое развитие в последующие эпохи. Правомерен
ли такой взгляд на античную философию?

Для того, чтобы
ответить, мы с вами эффективно поработаем с текстом учебника, текстом
энциклопедии, материалами сайтов   методом  «Инсерт» («Условные значки»). Читая
текст, каждый из вас  карандашом  будет   ставить  следующие значки

ü
     – уже знал  

+        –   новое 

–          – думал иначе

?           –  есть вопросы

Каждая подгруппа
работает над своей конкретной темой. После  прочтения, подгруппа переносит
данные в  таблицу и готовят устное сообщение.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1 подгруппа  –
античная натурфилософия

Натурфилософия –
это философия природы

Досократики- это
философы, творившие до Сократа.

Чем отличаются
милетская школа от элейской;

Кто такие софисты.

Милетская школа
связана с именами философов Анаксимандра, Фалеса, Анаксимена. Центральный
вопрос «Что есть начало всех вещей?» Вода – Фалес, Айперон –Анаксимандр,
воздух – Анаксимен.

Элейсая школа
–Ксенофан, Парменид,  Зенон Элейский; Центарльный вопрос «Что есть есть?» –
все вещи есть, они обладают бытием; в философию вводится понятие бытия;
Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно
и неуничтожимо.

Пифагор
Самосский 570-490 до н.э.
Числа – основа и начало всякой вещи. Суть каждого явления может быть
записана в цифровом ряде.

Школа атомистов. Левкипп V в. до н.э. Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов

 Демокрит                                         
                          460-370 до н.э. Существует пустота как
пространство, где атомы могут двигаться

Софисты
движение в философии, сместившее философскую проблематику с космоса на
человека и его жизни как члена общества (этика, политика, риторика,
искусство, язык и пр. )

Считали, что добродетель не дается от
рождения и не зависит от благородства крови, а основывается только на знании.

¢ 
Софисты взимали плату за преподавание, т.е. были
первыми, кто занимался знанием как ремеслом.

¢ 
Провозгласили свободу духа в противовес традиции.

Протагор (491-481 – к.Vвв.
До н.э.)
«Человек есть мера всех вещей в том, что
они существуют. И в том, что они не существуют». Всё относительно, нет
абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Мудрец – это
тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет
убедить других в этом и актуализировать это полезное.

2 подгруппа – Высокий
интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля

Сократ – это древнегреческий
философ,

учитель Платона, воплощённый
идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества

«Я знаю, что ничего
не знаю»

Платон

427-347 до н.э.

Древнегреческий философ, ученик Сократа,

учитель Аристотеля, основатель своей школы –
Академии, просуществовавшей

около 900 лет. Концепция идей. Наш мир не
является истинным – он только искажённая тень настоящего мира.
Истинное бытие Платон называет миром идей. Наш мир – мир теней, – это лишь копии, несовершенные слепки с
идей.

Идеальное государство Платона

Правители – философы – Воины – Торговцы

Аристотель

(384-322 до
н.э.)

Древнегреческий
философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель
философской школы – Ликей

Аристотель не
только развивает идеи Платона, но и спорит с ним.

«Платон мне друг,
но истина дороже».

Основатель науки
логики.

Основные идеи
философии Сократа

Учение Платона о
познании. Что значит выражение «Платоническая любовь»?

Что такое
метафизика; этические и политические взгляды Аристотеля

Сократ

(ок.470-399 до н.э.) Основные идеи философии Сократа

Внутренний мир человека важнее, чем природа.

Познание начинается с самопознания. Путь к самопознанию – разум

Девиз:

«Познай самого себя и ты познаешь самое
главное». Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика)

Создатель этики. Считал, чтобы социальная
жизнь была гармоничной, надо, чтобы духовные ценности были одинаковы для всех
людей. Создал свой метод приведения людей к истине- майовтику.
Сомнение – важный элемент философии

Учение Платона о познании.

Мир вещей текуч, преходящ, но есть то, что
определяет материальное – идеи. Идеи сверхчувственны, их можно только постичь
интеллектуально

        
Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру
идей

        
До рождения человека она пребывала в идеальном
мире, созерцая его красоту, следовательно, душа в своей глубине содержит
истинное знание

        
Душа, воплотившись в теле, забывает обо всём

        
Понять, познать – значит вспомнить

Этика и политика Платона

Душа состоит из трёх частей

Разумная часть, содержит истинное знание –
высшая часть;

Страстная часть и  Вожделеющая часть – низшие части.

Аристотель  говорил
о первой философии (метафизике) –
науке-о-реальности-по-ту-сторону-физической. Метафизика – исследование первых
причин. Их 4:

 1. формальная. 2.
материальная. 3. действующая. 4. финальная. Первые две причины – форма
(сущность) и материя, образующая все вещи. 

Мир един и сущность
предмета находится в самой вещи. Сущность предмета – это форма. Три
основания вещей:

Материя

Причина

Цель

Этика Аристотеля

Правило «золотой
середины»
Добродетель есть
середина между крайностями – пороками. В поведении необходимо знать меру и
учиться обуздывать страсти разумом

Учение
Аристотеля о политике

Правитель должен
придерживаться правил морали и быть справедливым. Политика искажается и
превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей.

3 подгруппа –
философия эпохи эллинизма

За что греки были
благодарны киникам?

Школа киников

Антисфен

(450-360 до н.э.) –
основатель школы киников
Диоген Синопский

(ум.ок.330-320 до
н.э.)

        
Возвращение к простоте и
естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации

        
Киник обладает духовной
свободой и не зависит от норм общества

        
Он намеренно живёт вне
общества и горд своей «собачьей жизнью»

Греки воздвигли Диогену памятник
в
виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростей
ший путь к жизни».

Школа стоиков

Зенон Китийский

333-262 до н.э.

Основатель школы

Идеал стоиков –
спокойствие и невозмутимость

Стоик должен
мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности

Школа
эпикурейцев

Эпикур из Самоса

341-270 до н.э.

На первом месте –
наслаждение

Высшие удовольствия
– дружба и знание, идеал – безмятежность (атараксия)

Мир материален и
состоит из атомов

Высшие наслаждения
– духовные наслаждения

Школа скептиков

Пиррон из Элиды –
основатель школы скептиков

Нас обманывают и
наши чувства, и наш разум

Доказать ничего
невозможно, никакой истины не существует

4 подгруппа – 
неоплатонизм

Не надо путать двух
философов Плотина и Платона

Неоплатонизм Плотин

204-270 гг.

        
Начало всего сущего –
Единое – божественно, сверхъестественно и потусторонне

        
От Единого исходит яркий
божественный свет, порождая всё многообразие мира

        
Чем дальше от источника,
тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная

        
Душа человека томится в
материальном мире

        
Выход через экстаз –
исступлённое состояние, когда душа устремляется к своему источнику

        
Путь к экстазу –
молчание и сосредоточение

Фаза 3 Рефлексия 10 мин.

(осмысление, рождение
нового знания)

– В чем заключается
значение античной философии для современной цивилизации?

Прием «Фишбоун»
(рыбная кость)

На доске нарисован 
скелет «Рыбы»

Голова: значение А.ф.
верхний скелет: основные черты А.ф.; нижний скелет : значение А.ф. хвост:
вывод.

Итог урока: 10 мин

 Подведём итоги,
сделаем выводы: создавая целостное представление о мире античной  философии,  мы
определили ее  роль  для современной науки и в целом для современной
цивилизации.  Чтобы закрепить пройденный материал предлагаю вашим командам
составить синквейн, нерифмованное стихотворение по теме нашего урока

«Какова роль античной
философии в развитии современной цивилизации?».

Синквейн

1 строка – тема или
предмет

2 строка – два
прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из
четырех слов

5 строка – «смысловой
синоним»

Каждая команда пишет
на альбомном листе свой синквейн  и вешает на доску.

 – Оцените работу
своей команды на этом занятии. Преподаватель показывает рейтинговые оценки
группы и выставляет баллы согласно коллегиальной оценке команды.

Античная философия
совершила поворот от внимания философов к изучению природы, космоса, к изучению
человека. Призыв Сократа  «Познай самого себя» и его утверждение: «Я знаю, что
ничего не знаю», знаменовал начало этого поворота. Поворот к человеку привел к
расширению сферы философии:

– возникли новые философские науки, как этика и эстетика

– сформировалась и получила глубокое развитие логика

– философы приступили к разработке программ лучшего общественного и
государственного устройства

– значительно обогатился и расширился философский язык

         Философия
периода античности послужила фундаментом дальнейшего развития всемирной
философии.

основные выводы

• Натурфилософы видели единое
многообразие мира в его ве
щественной основе. Им не удалось объяснить
социальные и ду
ховные явления.

• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только
природу, но и че
ловека и общество.

Аристотель развил учение о форме,
что позволило лучше
понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий
призыв: будь
мудрым.

Таблица 2. Античная
философия

Этап

Главный философский интерес

 выводы

Натурфилософия

Материальная    субстанция (Фалес,Гераклит
и др.)

Атомы +
пустота   (Левкипп,   Демок
рит и др.)

Числа (Пифагор и др.)

• Натурфилософы видели единое
многообразие мира в его ве
щественной основе. Им не удалось объяснить
социальные и ду
ховные явления.

Интеллектуализм

Идеи   (Сократ,   особенно  
Платон   и
ДР·)
Форма (Аристотель и
др.)

• Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только
природу, но и че
ловека и общество.Аристотель развил учение о форме, что
позволило лучше
понять сущность
отдельной вещи.

Эллинистическая философия

Самодостаточность  
человека   (кини
ки)

Счастье   человека   как  
наслаждение
(эпикурейцы)

Человек  
и   его   космическая   судьба
(стоики)

Мудрое молчание (скептики)

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий
призыв: будь
мудрым.

Неоплатонизм

Иерархия:
Единое-Благо
— Мировой Ум —
Мировая
Душа — Материя

ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Античная философия синкретична, это означает, что для
нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной
философии про
водится обстоятельное расчленение мира, например на мир
при
роды и мир
человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь
человек. Антич
ный философ, как правило,
распространял этические категории
на
весь космос.

2. Античная философия космоцентрична:
ее горизонты все
гда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека.
Такой
универсальный охват не всегда характерен для современной философии.

3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие
формы Аристоте
ля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не
знает зако
нов науки.

4. Этика античности — это по преимуществу этика
доброде
телей, а не этика долга или ценностей.

5. Античная философия по-настоящему
функциональна, это
означает,
что она призвана помочь людям в их жизни.

6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она
сохраняет свое зна
чение и поныне.

 В конце урока
рейтинговое оценивание знаний студентов

Автор статьи

Владимир Ерохин

Эксперт по предмету «Философия»

Задать вопрос автору статьи

Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.

Периоды развития античной философии, таблица

Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица

Основные периоды развития античной философии

  1. Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
  2. Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
  3. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
  4. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
  5. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. – V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)

Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов. Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон. Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.

Разные мудрецы того времени отвечают на этот вопрос по-разному, например, Гераклит в качестве первоначала назвал огонь, а всё сущее есть не что иное, как борьба единства и противоположностей, а пифагорейцы назвали началом всего число. Именно в это время возникло понятие “онтология” – учение о бытие как таковом. Для начала периода характерна образно-метафорическая форма, то есть описание предметов и явлений путём сравнения, без какой-либо абстракции, тогда как во второй половине этого периода происходит переход от метафор к понятиям.

«Периоды развития античной философии» 👇

Характеристика второго периода античной философии

Так называемый сократический этап развития античной философии охватывает период от VI до V в. до н.э. Начали этот период софисты, обучавшие в то время людей за деньги мастерству красноречия. Софисты чувственную сферу ставили над мысленным опытом, при этом они считали, что нет какой-то объективности, так как с точки зрения чувственного мира всё индивидуально. Характерное изречение для мудрецов этой школы – “Только мир мнения и существует”. Из их идей возникло течение субъективного идеализма.

Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего. Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам. Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.

Сократ

Рисунок 2. Сократ

Характеристика античной философии 3-ьего периода

Наиболее известными мыслителями этого времени являются Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, относясь к бытию как к набору бестелесных идей, а чувственные вещи относя к миру “становления” – миру, в котором постоянно всё меняется. При этом бытие он не считал чем-то единым, а считал его состоящим из целого множества идей, которое объединяет трансцедентное единое. Платон ввёл понятие “материя”, назвав материю началом всего изменчивого. Также Платон уделял много внимания понятию государства и месту, которое занимает в нём человек.

Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.

Аристотель

Рисунок 3. Аристотель

Характеристика эллинистического периода

В это время приобретают популярность идеи, в которых человек представляет собой не часть общества, а индивидуальность. Именно теперь возникает стоицизм, который целью человеческого существования считает покой и бесстрастие к окружающему миру. Частично идеи стоицизма продолжает Эпикур, его философские мысли затем стали популярны в Римской Империи, но он целью человеческой жизни считает счастье. Иногда этот период объединяют с римским периодом.

Римский период развития античной философии

В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий