Азимут — это угол между направлением на север и направлением на объект.
Единица измерения угла — градус, который записывается так: (1°). Градусом называют (1/360) долю окружности. Окружность циферблата компаса тоже поделена на (360°).
Для определения азимута с помощью компаса его сначала ориентируют. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
Азимут отсчитывают от севера по часовой стрелке в направлении на предмет. Так, направление на север имеет азимут (0°) или (360°), на восток — (90°), на юг — (180°), на запад — (270°).
По рисунку мы видим, что азимут составляет:
- на дом — (40°);
- на колодец — (140°);
- на мельницу — (220°);
- на дерево — (320°).
Источники:
Изображения. Азимут. Автор: Original work: RomarySt. Johann — Derivative work from File:Azimut.svg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18059079.
Стороны горизонта. Азимуты. Ориентирование на местности
Подготовила: Задыляк Л.М.,
- учитель первой катеогории
- МАОУ СОШ№26
- г. Калининград
- Стороны горизонта. Ориентирование
- Ориентирование – это умение находить стороны горизонта
- Основные стороны горизонта
- С (север )
- Ю (юг)
- З (запад)
- Ю (восток)
- Промежуточные стороны горизонта
- С-З (северо-запад)
- С-В (еверо-восток)
- Ю-З (юго-запад)
- Ю-В (юго-восток)
- ССВ
- ?
- ?
- ?
- ?
- ЗЮЗ
- ?
- ЮЮЗ
- ССВ
- ССЗ
- ВСВ
- ЗСЗ
- ВЮВ
- ЗЮЗ
- ЮЮВ
- ЮЮЗ
- Азимут – это угол между направлениями на север и ориентир. Отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360
- , 360
- 45
- 315
- 90
- 270
- 135
- 225
- 180
- Задание
- Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
- Образец:
- 3 — 270 , 2 -180 , 2 -90 , 1 -135 , 2 -180 , 1 -225 , 1 — 270 , 1 -315
- Задание
- Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
- 4 — 360 , 1 -225 , 1 — 0 ,
- 1 -270 , 1 — 45 , 1 -315 ,
- 1 — 90 , 1 -360 , 1 -135 ,
- 1 — 45 , 1 -180 , 1 -90 ,
- 1 -225 , 1 -135 , 1 -270 ,
- 1 -180 , 1 -315
- Самооценка
- Задание
- Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
- О Т В Е Т
- 4 — 360 , 1 -225 , 1 — 0 ,
- 1 -270 , 1 — 45 , 1 -315 ,
- 1 — 90 , 1 -360 , 1 -135 ,
- 1 — 45 , 1 -180 , 1 -90 ,
- 1 -225 , 1 -135 , 1 -270 ,
- 1 -180 , 1 -315
- Самооценка
История создания компаса
Простейшее механическое устройство — магнитный компас состоит из магнитной стрелки, которая свободно вращается в горизонтальной плоскости и под действием земного магнетизма устанавливается вдоль магнитного меридиана. Компас служит для ориентирования относительно сторон горизонта.
Магнитный компас изобрели около трех тысяч лет назад китайцы. Он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью.
Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения сторон света в виде циклических зодиакальных знаков.
Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Первые компасы использовались для ориентирования в пустыне. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад.
Итальянец Флавио Джулио усовершенствовал компас, снабдив его картушкой (бумажного круга), разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора.
Ориентация компаса:
Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки. Компас готов к работе.
Как сориентировать компас.
Прежде чем брать компас в поход, необходимо проверить его исправность. Для этого нужно поднести к стрелке компаса любой металлический предмет и вывести его из равновесия. Убрав предмет стрелка компаса должна остановиться на том же месте. Если этого не происходит – компас неисправен!
- North — Север
- South — Юг
- West — Запад
- East — Восток
- Ориентирование по часам и солнцу.
- Расположить часы горизонтально;
- Направить часовую стрелку на Солнце (минутная стрелка во внимание не принимается);
- Разделить угол между часовой стрелкой, центром часов и цифрой «1», пополам;
- Биссектриса угла указывает направление Север – Юг, причем, до полудня Юг будет находиться справа от Солнца, а после полудня – слева.
- Ориентирование без компаса
- В полдень, в 13 часов, Солнце почти точно находится на Юге, около 7 часов утра – на Востоке, а в 19 часов на Западе.
Для того чтобы найти полдень без часов нужно установить вертикальный шест (гноном ) и отмечать длину тени. Самая короткая тень говорит о том, что сейчас полдень.
Ориентирование по небесным светилам
Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север.
Сначала надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами.
В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.
Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Растущая Луна находится на западе. Убывающая Луна – на востоке.
Солнце в полдень находится на юге.
Ориентирование по местным признакам
Просеки в лесных хозяйствах прорубают по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Номера кварталов отмечаются на квартальных столбах, выставляемых на пересечении просек. На верхней части наносится номер противоположного квартала. Ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами укажет направление на Север.
Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.
Алтари православных церквей и колоколен обращены к Востоку, колокольни к Западу. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.
- Ориентирование по звуку
- Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков увеличивается в 1,5 — 2 раза
- Источник звука
- Средняя дальность начала слышимости, км
- Шум идущего поезда
- 5-10 км
- Стрельба из охотничьего ружья
- 2-4 км
- Резкий шум мотора трактора, гудки авто
- 2-3 км
- Лай собак, ржание лошадей
- Движение поезда
- 1-2 км
- 10 км
- Движение автомашин по шоссе
- 1-2 км
- Падение, треск срубленного дерева
- 800 м
- Стук топора, визг пилы, звяканье котелков
- 300-500
- Разговор людей (неразборчиво)
- 200 м
- Негромкая речь, кашель
- 50-100 м
Trojden | Ориентирование на местности. Азимут: Петрова Н. Н. — 6 класс
Ориентирование — это определение своего положения относительно сторон горизонта. Обычно направления определяют по компасу. Вы уже знаете основные и промежуточные стороны горизонта. Напомним: основные стороны горизонта — это север, юг, восток и запад; промежуточные — северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.
Основных и промежуточных сторон горизонта всего восемь, а направлений гораздо больше. Как же в этом случае определить направление? Здесь на помощь приходит азимут.
Определение азимута по компасу. Вспомним, что всякая окружность имеет длину 360°. Окружность компаса также поделена на 360°.
Азимут — это угол на местности, образуемый двумя лучами. Один из них всегда направлен на север, другой — на определяемый объект (рис. 98).
Рис. 98. Определение азимута по компасу
От направления на север азимуты отсчитываются по часовой стрелке. Так, азимут на опору высоковольтной линии равен 30°, на заводскую трубу — 135°, на развилку дорог — 210°, на ель — 330° (см. рис. 98).
А теперь другой пример. Предположим, вам надо пройти от отдельно стоящего дерева по азимуту 45°. Для этого необходимо ориентировать компас по сторонам горизонта, найти на циферблате отметку 45° и положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки с этой отметкой. Палочка покажет направление по азимуту 45° (рис. 99).
Рис. 99. Определение азимута 45° по компасу
Движение по азимуту. Предположим, во время игры по ориентированию вам дали задание пройти от растущего на поляне дуба 400 шагов по азимуту 45°, затем 600 шагов по азимуту 180° и 200 шагов по азимуту 120°.
Порядок движения по азимуту таков: 1) встать в той точке, от которой начнется движение; 2) отпустить стрелку компаса и подвести нулевое деление его под северный конец стрелки, т. е.
сориентировать компас; 3) положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки с отметкой, показывающей величину азимута, по которому вам надо пройти первое расстояние (в нашем примере 400 шагов по азимуту 45°).
Если на вашем пути есть какой-нибудь видимый местный объект, например курган, то компас можно убрать и начать движение в направлении этого кургана, отсчитывая по пути нужное количество шагов.
Если такого объекта нет или вы движетесь в лесу, то надо всегда держать перед собой компас так, чтобы нулевое деление его совпадало с северным концом, и идти в заданном направлении.
Пройдя положенное расстояние (в нашем примере 400 шагов), определяют новый азимут и продолжают движение.
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
- азимут
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- 1. Ученик из пункта А в пункт Б прошел по азимуту 360° 100 м (условно изобразите в тетради это расстояние 10 см). От пункта Б до пункта В он прошел еще такое же расстояние по азимуту 90°. От пункта В он прошел такое же расстояние по азимуту 180°. Начертите путь ученика в тетради и определите, какое расстояние и по какому азимуту ему осталось пройти до пункта А.
- 2. По плану местности на с. 242 определите, как изменяется направление течения реки Соть.
“Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут” 6 класс
Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.
УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).
М.: Дрофа, 2010.
- Уровень преподавания— базовый.
- Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
- Цели урока:
- — Содержательная:
- формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
- — Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
- -формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
- -формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
- — развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- -применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
- — формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
- Задачи урока:
- -развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
- -развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
- — формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
- -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- — развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
- Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять)направления на плане, географической карте и наместности; ориентироваться на местности припомощи компаса, карты и местных предметов.
- Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;
- Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
- Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
- Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
- Логические УУД:выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
- Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
- В данном уроке использовались следующие технологии:
- Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами; анализируют, выделяют необходимую географическую информацию;
- Информационно-коммуникационные технологии повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе, изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
- Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся в выполнении практических заданий.
- Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей;
- Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
- Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология позволяет повысить качество образовательного процесса,
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
- Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.
Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
- Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.
- Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)
- География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.
Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):
— дидактическое сопровождение урока:
Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой
- — необходимое техническое оборудование:
- мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, карточки с обозначениями основных сторон горизонта для физминутки.
- При проведении урока используютсяэлектронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они представлены в информационной системе «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов ( Если нет подключения к Интернету, возможно загрузить заранее эти модули на компьютеры)
- Ход урока:
1 этап. Организационный.
- Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности (слайд 2)
- В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,
- Так скорей друзья за дело.
- — Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
- — Тогда начнем наш урок
- 2 этап. Этап проверки домашнего задания
-
4 человека работают с программой topografya c cамопроверкой; Работа с интерактивной картой ( 1 чел): Выбрать масштабы, которые могут быть использованы:
- А) для составления планов местности;
- Б) для составления географических карт.
- Заполнить таблицу.
- Примеры масштабов: 1:1000, 1:25 000, 1:1000 000, 1:22000 000,
- 1:50 000, 1: 20 000
-
Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем. (слайд 3)
-
Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
-
Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
-
Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
-
Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
-
Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
4. Используя прием работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1 длину центральной улицы в деревне Елагино.
3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 4)
— Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.
— Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться. (запись темы в тетрадь). (слайд 5)- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Работа с атласом, стр.8. Что значит уметь ориентироваться? Учащиеся записывают определение в тетрадь.
4 этап урока. Этап изучения нового материала.
- — Что такое горизонт?
- Отгадайте загадку:Эта линия всё времяМежду небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,
- А на месте мы с тобой.
- —Что называют линией горизонта?
Из курса начальных классов учащиеся вспоминают основные и промежуточные стороны горизонта. Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные контролируют его действия. — Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из
§ 6 учебника, стр. 15. Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования.
Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы
(Статья: 1.1. Определение азимутов на местные предметы)
Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).
Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.
Определение магнитного азимута по компасу
Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.
Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет.
Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.
На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.
Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений
Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.
В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты
Дирекционный угол — это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.
Истинный азимут, или географический азимут — это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.
- Сближение меридианов — это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.
- Магнитный азимут — угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.
- Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте
Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.
Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение.
На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.
Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.
Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.
Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.
Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле: AM = α — δ + γ и наоборот α= AM + δ — γ где: AM — магнитный азимут α — дирекционный угол δ — магнитное склонение γ — сближение меридианов Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.
Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту
Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:
δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′ Вычисление магнитное азимута: AM = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′ Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам 1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах 2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения 3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.
Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?
В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении.
Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.
Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.
Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта
.
Обход препятствий при движении по азимутам
Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа
География, 5 класс
Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
- В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
- Ключевые слова
- Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
- Тезаурус
- Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
- Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
- Полярная звезда.
- Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
- План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
- Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
- Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
- Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
- Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»
Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности? В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов. Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется.
Умеете ли вы ориентироваться на местности?
Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.
На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.
С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.
- Разбор типового тренировочного задания:
- Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
- Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
- Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
- Варианты ответов:
- местности,
- звуков,
- условных знаков,
- плоскости,
- увеличенном,
- реальном,
- уменьшенном,
- цифр
- Правильный вариант ответа:
- Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
- Разбор типового контрольного задания
- Тип задания: Сортировка элементов по категориям
- Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
- Основные Промежуточные
- Варианты ответов:
- Север,
- Юго-восток,
- Северо-запад,
- Запад,
- Восток,
- Северо-восток,
- Юго-запад, Юг
- Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные | Промежуточные |
|
|
2.1.
Понятие об ориентировании
2.2.
Дирекционные углы и осевые румбы,
истинные и магнитные азимуты, зависимость
между ними
2.3.
Прямая и обратная геодезические задачи
2.4.
Связь между дирекционными углами
предыдущей и последующей линий
2.5.
Вопросы для самоконтроля
2.1. Понятие об ориентировании
При
выполнении геодезических работ на
местности, а также при решении
инженерно-геодезических задач на
топографических картах и планах возникает
необходимость в определении положения
линий местности относительно какого-либо
направления, принимаемого за основное
(исходное). Такое определение называется
ориентированием.
Чаще
всего за основное принимается направление
меридиана, и положение линий местности
определяется относительно сторон
горизонта – севера, востока, юга и
запада. Такое ориентирование называется
ориентированием относительно стран
света.
В
геодезии при ориентировании за основное
направление принимают направление
осевого, истинного или магнитного
меридианов. При этом положение линии
определяют с помощью соответствующих
углов ориентирования: дирекционного
угла, истинного или магнитного азимута.
2.2. Дирекционные углы и осевые румбы, истинные и магнитные азимуты, зависимость между ними
Осевой
(средний) истинный меридиан зоны часто
принимают за основное направление. В
этом случае положение линии местности
относительно осевого меридиана определяет
угол ориентирования, называемый
дирекционным (рис. 16).
Дирекционный
угол
измеряется от северного направления
осевого меридиана в направлении движения
часовой стрелки через восток, юг и запад.
Следовательно, градусная величина
дирекционного угла может иметь любое
значение от 0° до 360°.
Рисунок
16 — Дирекционные углы
Для
линии ОА её дирекционным углом в точке
О является горизонтальный угол αОA
между северным направлением осевого
меридиана и направлением линии. Для
линий ОВ, ОЕ и ОF – αОВ
, αОE
, αОF.
Таким
образом, дирекционным
углом
является угол в горизонтальной плоскости,
отсчитываемый от северного направления
осевого меридиана по ходу часовой
стрелки до данной линии.
В
геодезии принято различать прямое и
обратное направление линии (рис. 17). Так,
если ВС
считать прямым направлением линии, то
СВ
будет обратным направлением той же
линии. В соответствии с этим αBC
является прямым дирекционным углом
линии ВС
в точке М,
а угол αCB
– обратным дирекционным углом этой же
линии в той же точке.
Рисунок
17 — Прямое и обратное направление линии
Из
рисунка видно, что αCB
= αBC
+ 180°, т.е. прямой и обратный дирекционные
углы отличаются друг от друга на 180°.
Иногда
для ориентирования линии местности
пользуются не дирекционными углами, а
румбами (рис. 18).
Осевым
румбом называется
острый горизонтальный угол, отсчитываемый
от ближайшего направления осевого
меридиана (северного или южного) до
данной линии. Румбы обозначают буквой
r
с индексом, указывающим четверть, в
которой находится румб.
-
Рисунок
18 — Румбы и дирекционные углы -
Название
четвертей составлены из соответствующих
обозначений главных точек горизонта:
север (С), юг (Ю), восток (В), запад (З). - Зависимость
между дирекционными углами и румбами
определяется
для четвертей по следующим формулам: -
I
четверть (СВ) r
= α -
II
четверть (ЮВ) r
= 180° – α -
III
четверть (ЮЗ) r
= α
– 180° -
IV
четверть (СЗ) r
= 360° – α
Румб
в точке М
направления ВС
называется прямым, а противоположного
направления СВ
– обратным. Прямой и обратный румб в
одной и той же точке данной линии равны
по численному значению, но имеют индексы
противоположных четвертей.
-
Рисунок
19 — Прямой и обратный румбы -
Кроме
осевого меридиана зоны при ориентировании
линий местности за основное направление
может приниматься направление истинного
(географического) меридиана. -
Истинный
меридиан
– линия пересечения земной поверхности
с плоскостью, проходящей через отвесную
линию и ось вращения Земли. -
Положение
линии местности относительно истинного
меридиана определяется истинным азимутом
или истинным румбом.
Истинный
азимут линии
– угол в горизонтальной плоскости,
отсчитываемый от северного направления
истинного меридиана по ходу часовой
стрелки до данной линии (рис. 20).
Истинный
румб линии
– острый горизонтальный угол, отсчитываемый
от ближайшего направления истинного
меридиана (северного или южного) до
данной линии.
Рисунок
20 — Истинные азимуты
Истинный
азимут A
измеряется от 0° до 360°. Зависимость
между истинными азимутами и румбами
такая же, как и между дирекционными
углами и осевыми румбами.
Истинные
меридианы, проходящие через точки Земли
с разной долготой, не параллельны между
собой и сходятся на полюсах. Поэтому
азимуты одной и той же прямой линии,
определяемые относительно разных
истинных меридианов, отличаются на
величину γ (рис. 21), которую называют
углом сближения меридианов. Его
приближенное значение можно рассчитать
по формулам:
γ
= 0,54 ·
l
·
tgφ
или γ = sinφ
· Δλ,
где
l
–
длина прямой линии между точками (км);
φ – средняя широта линии; Δλ – разность
долгот. При l
=
1 км и широте Хабаровска φ = 48°28′ угол
сближения меридианов γ = 0,6′ = 36″.
Рисунок
21 — Зависимость между истинным азимутом
и дирекционным углом
Для
перехода от дирекционного угла к
истинному азимуту и наоборот необходимо
знать угол сближения γ между осевым и
истинным меридианом (рис. 21). Зависимость
между истинным азимутом и дирекционным
углом следующая
А
= α +
γ .
Если
точка расположена к западу от осевого
меридиана, то величину угла сближения
γ между осевым и истинным меридианом
принято считать отрицательной, если к
востоку – положительной (рис. 21). Например,
истинные азимуты линии при дирекционном
угле α
= 70° и углах сближения γ = – 0°50′ для
западной точки М1,
γ = 0°50′ для восточной – М2
соответственно равны
А1
=
70° – 0°50′ = 69°50′,
А2
=
70° + 0°50′ = 70°50′.
Содержание
- Как определить азимут по компасу на местности
- Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира
- Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?
Добра всем на fast-wolker.ru! Сегодня тема статьи посвящена всем тем, кто собирается на природу, в пеший поход или просто по грибы-ягоды. Находясь в лесу в знакомой ли, или незнакомой местности что бы не заблудиться, необходимо уметь ориентироваться. Навык этот рано или поздно пригодится.
Вариант использовать так называемые народные приметы, типа «мох на деревьях» или «муравейник», не прокатят. Они, попросту говоря, не помогут, поскольку совершенно не отражают действительности. А вот что необходимо с собой всегда иметь, идя в лес – так это компас.
С помощью этого замечательного прибора, который, кстати, изобретен был в Китае, вы никогда не заблудитесь и всегда сможете взять нужное направление или азимут.
Как определить азимут по компасу на местности
Итак, определяем азимут Но, сначала вспомним — что же такое «азимут»?
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на выбранный объект. Отсчитывается азимут всегда по часовой стрелке от ноля до 3600.
Исходя из определения понятия азимута,вычислить его его (или как говорят в спортивном ориентировании «взять азимут»), можно следующим образом:
- Кладем компас на ладонь или какую-нибудь ровную поверхность. Если на ладонь, то держим параллельно земле, что бы компас лежал ровно.
- Ориентируем стрелку строго по направлению север-юг.
- Проводим мысленную линию от центра компаса до нужного объекта, например дерева. Можно положить на компас спичку, направив ее на определяемый объект.
- На какие цифры покажет конец спички или взгляд, те и будут обозначать азимут.
Пример. На приведенном ниже рисунке показано несколько объектов, на которые необходимо взять азимут. Ориентируем компас в направлении север-юг и проводим мысленную линию до каждого объекта. В результате получаем:
Азимут до дома составляет 450, до дерева – 1200, до моста – 1800, до мельницы 2250 и 3150 до таблички с надписью «город». Все очень просто. Стоит немного потренироваться и в дальнейшем определять азимут не составит сложности.
Ну и приведу еще один рисунок, на котором показаны объекты, а компас уже ориентирован север-юг. Попробуйте определить на приведенные объекты азимут.
На этом рисунке стрелками направления уже показаны. А вот на следующем – чуть сложнее, направлений нет, их надо проложить самостоятельно.
Не забываем, что направление мы прокладываем от центра компаса и считаем азимут по строго по часовой стрелке.
Как определить азимут на топографической карте с помощью транспортира
Транспортир — замечательный инструмент, который помогает не только в математических вычислениях, но и в туристических. По сути транспортир представляет собой половинку компаса с теми же градусными показателями. Только используем его не на местности, как компас, а на карте.
Само собой, это полезно в первую очередь тем, кто работает с картой во время своих путешествий. Навыки будут полезными; расширяем кругозор далее! Определить азимут транспортиром просто.
Для начала находим по карте свое местоположение и ставим точку (на рисунке это точка А). Затем кладем на карту транспортир, ориентируя его сторону параллельно левой или правой стороне карты, а отметку ноль кладем на точку своего стояния (точка А).
Теперь от точки А до точки Б (определяемый объект) проводим линию. Там где на транспортире она пересечет цифровое значение – и будет искомый азимут в градусах.
Так определяется азимут, если объект расположен справа от вашей точки местонахождения. Если же он расположен слева, то определяем несколько иначе.
Когда объект на карте расположен слева от точки стояния — кладем транспортир на точку стояния, но переворачиваем его шкалу уже в левом направлении. Определяем направление на объект в градусах, а затем прибавляем к этой цифре 180. Результатом и станет искомый азимут.
Например, на рисунке направление на объект составило 1150. К этой цифре прибавляем 180 и, в результате получаем, что азимут на объект составляет 2950. Так же все достаточно просто.
Можно ли определить азимут на местности без компаса и карты?
Определить направление без компаса несколько сложнее, но при желании можно. Конечно, лучше все-таки ходить с компасом. Если же его у вас не оказалось, то лучшим помощником станет солнце. В полдень оно обычно находится на юге и, если встать к нему спиной, можно определить стороны света. Лицом мы будем находится на юге, слева у нас будет запад, а справа, соответственно, восток.
Итак стороны света нашли, теперь надо определить азимут. В любом случае нужен транспортир. Но если его нет, то аналог можно сделать из бумаги. Бумага наверняка у вас найдется. Делаем следующим образом.
- Берем лист бумаги (желательно сделать его квадратным) и складываем пополам. Получили угол 180°.
- Затем перпендикулярно сгибу складываем снова пополам. Получится угол 90°.
- Теперь сгибаем лист по диагонали, деля угол в 90°пополам. В результате получим угол в 45°.
- Один конец острого угла (его самый кончик) отрываем и разворачиваем бумагу. В центре получим отверстие, от которого лучами расходятся сгибы обозначающие углы в 450, 900, 1800 и т.д.
Теперь остается положить лист отверстием на точку стояния, а по линиям изгиба определить направление и азимут на объект. Ниже приведу таблицу, в которой показано в какие месяцы и в какое время располагается солнце по сторонам света.
Вот и все, что необходимо знать об ориентировании на местности как при помощи компаса и транспортира, так и без них. Но лучше всего, повторю, брать с собой компас. Тогда вы в случае потери направления сможете легко и быстро найти выход из этой ситуации. Успехов!
План урока:
Способы ориентирования по местным признакам
Значение компаса при ориентировании
Определение направлений на плане местности и карте
Решение задач по определению азимута
Способы ориентирования по местным признакам
Выйдите на улицу и оглянитесь вокруг. Мы живем в пространстве, в котором на различных расстояниях размещены всевозможные объекты: дома, деревья, кустарники и т.д.
Все, что располагается вокруг нас, представляется нам огромным и бесконечным. Если нашему взгляду не препятствуют дома, горы или лес, то мы видим далеко. К примеру, человек среднего роста, который стоит на ровной местности, может увидеть объекты на расстоянии до 5 км.
В реальности, та территория, которую мы видим с вами, как бы ограничена линией. При взгляде вдаль нам кажется, что небо граничит с землей. Данная грань именуется линией горизонта. Данное слово считается греческим и в переводе на русский язык обозначает «ограничивающий».
Территорию, возможно, обозначить открытой, если нашему взгляду не препятствуют ни постройки, ни лес, ни горы. На открытом участке линия горизонта заметна хорошо. А в лесу данная граница почти не видна, по этой причине такую территорию именуют закрытой.
Вспомним стороны света по рисунку.
Стороны света играют роль при установлении местонахождения, пути движения, то есть при ориентировании.
Внимательный человек, оказавшись на неизведанной местности способен ориентироваться и без компаса. Свое месторасположение он сможет установить с использованием местных признаков.
Сейчас у некоторых из вас промелькнет в голове мысль: «Зачем нам это знать, сейчас у каждого есть гаджеты со встроенным GPS. Либо можно просто позвонить по телефону спасательной службы». Однако, многие из вас попадали в ситуацию, при которой зарядка телефона заканчивалась и он отключался. Если угодить на территорию с плохой сотовой связью, то и гаджет будет бесполезным.
Поэтому познакомимся со способами ориентирования по местным признакам.
- Устанавливать стороны света можно по полуденной тени. Людьми было установлено местонахождение Солнца в полдень. Представим, что небесное светило располагается у нас со спины. Тогда перед нами север, а со спины – юг. Подобный метод ориентирования по местным признакам, то есть по Солнцу, нужно проводить в ясную погоду.
Источник
Для ориентирования по небесному светилу допускается использовать прибор, который получил название гномон[1]. Используется с давних времен как солнечные часы.
Старинный гномон
Его очень просто изготовить, даже если вы находитесь далеко от цивилизации. Для этого можно взять палку и вбить ее в землю, а вокруг провести полуокружность. На рисунке видно как можно определять направление по данному прибору.
- Мы с вами живем на территории России, поэтому каждую ночь можем наблюдать самую яркую звезду – Полярную. Она обладает примечательным качеством – при любой ситуации располагается на севере. Вот еще один прием ориентирования на местности, где местным признаком считаются звезды.
При выявлении этой звезды небо должно быть чистым. Установим местоположение созвездия Большой Медведицы, которая походит на ковш. Две крайние звезды соединим в мыслях линией и просчитаем расстояние больше этого в 5 раз. Тогда в конце этой прямой заметим Полярную звезду. Зная, где находится север, возможно, выявить и другие стороны света, ориентируясь на местности без карты и компаса.
Источник
- Стороны света в ночное время суток возможно установить, наблюдая за Луной. Для ориентирования по Луне на местности необходимо сосредоточить внимание на ее фазы. В каждой своей фазе Луна располагается в определенной стороне света. Познакомимся подробно на следующем рисунке.
Если полная луна появилась на небе в 19.00, значит, она указывает направление на восток, а в 1.00 – на юг. Убывающий месяц в 1.00 ночи указывает направление на восток, а утром в 7.00 – на юг.
- В лесу также возможно увидеть достаточное количество местных признаков, по которым можно ориентироваться. Многие из них основаны на неодинаковом количестве тепла, получаемого с разных сторон света. Установим 10 местных признаков ориентирования:
- Присмотритесь внимательно к деревьям. Одна сторона с меньшим числом ветвей, менее пышная. Чаще всего этот край направлен на север.
- Ведь не только деревья могут указывать стороны света, по их пням также можно установить это. На пне очень хорошо видны годовые кольца. Внимательно рассмотрев их можно увидеть закономерность: с севера они более узкие. Вот и еще один из способов ориентирования в лесу без компаса.
- Есть еще один прием выявления сторон света по деревьям. Обращали внимание на цвет коры у берез? Часто бывает, что с одного края она более светлая, а с другого темнее. Так вот светлая сторона располагается на юге.
- Самым известным природным фактом считается место произрастания мха. Войдя в лес, обратите внимание на то, как он растет. Часто произрастает только с одной стороны объекта, например, дерева. Та сторона, на которой есть мох, указывает направление на север.
- С детства многие любят наблюдать за жизнью муравейника. А знаете ли вы, что и по этим лесным жителям можно определить стороны света? Это хорошо можно проследить по рисунку.
- В зимний и весенний период стоит присмотреться к таянию снега. Присмотревшись внимательно, можно заметить, что с разных сторон тает неодинаково. Область, получающая больше света, тает быстрее. Соответственно она считается южной. И наоборот. Познакомимся с данным явлением на рисунке.
- Попав после дождя в лес, опять же присмотритесь к деревьям. Их кора высыхает неравномерно. Одна часть быстрее, другая более медленно. Кора, долго остающаяся влажной, считается северной, так как получает меньше тепла.
- Многие леса имеют просеки. Стоит их найти, если вы заблудились. По ним также можно выявить направление, в котором нужно идти.
- В хвойном лесу также существуют различные признаки, по которым можно ориентироваться. На стволах хвойных деревьев есть смола, которой с одного края бывает больше, чем с другого. Там, где есть ее наплывы, ствол будет направлен на юг.
Учитывайте, что по 1 местному признаку и предмету осуществлять ориентирование нереально. В этих целях необходимо применять ряд местных и природных признаков, только лишь в этом случае, можно провести верное ориентирование и выбрать путь движения.
Значение компаса при ориентировании
Надежнее и удобнее при любых условиях ориентироваться по компасу.
Давайте установим строение этого прибора, и как ориентироваться с помощью компаса. Его основой считается стрелка, обладающая свойством магнита. Размещается она на острие, поэтому может вращаться. Окрашена стрелка неодинаково: красный указывает на юг, а синий на север. Сверху коробочка компаса прикрыта стеклом, под которым есть шкала и на ней обозначены стороны горизонта.
В целях ориентирования на местности по компасу требуется рассмотреть порядок действий:
- Положить компас горизонтально и освободить стрелку. Дать магнитной стрелке успокоиться.
- Медленно поворачивать коробочку, пока синий конец стрелки не остановиться напротив буквы «С».
В этом случае компас станет ориентирован, и тогда можно определить с его помощью стороны горизонта. С этим прибором можно выявлять направление на предметы и объекты. К примеру, установить, где расположен колодец, родник, церковь и так далее.
Для определения направления на объект необходимо познакомиться с понятием «азимут».
Компас имеет форму круга, а всякая окружность содержит 3600. В случае ориентирования на местности, мы можем провести измерение угла с помощью компаса. Всякий угол образован двумя линиями, в данном случае одна направлена на какой-либо предмет, другая на север. Такой угол получил название «азимут».
Посмотрим на циферблат компаса и увидим, что если объект, к которому мы движемся находиться на севере, то градусы азимута будут равны 0. Направление на восток будет составлять азимут 900. Тогда азимут южного объекта будет соответствовать 1800, а западного – 2700.
Тогда возникает вопрос: «Как с помощью компаса можно определить азимут?»
Рассмотрим алгоритм определения углов азимута и сторон горизонта по компасу.
Научившись определять азимут по компасу, мы сможем, устанавливать направление без карты и ориентироваться даже на незнакомой местности, например, в лесу.
Представим, что наступила осень, и мы как заядлые грибники идем в лес. Карты у нас нет, а вот компас взяли. Может быть, он даже есть встроенный в гаджет, который сейчас у каждого при себе. Прежде чем войти в лес, необходимо выбрать объект, на который мы будем осуществлять ориентирование по компасу, лучше, если он будет достаточно протяженным. Часто выбираются линейные объекты. К примеру, это будет тропинка, шоссе, речка и т.д. Для определения азимута нам нужно повернуться, вспомнив русские сказки – к лесу задом, к объекту передом. Ориентируем компас и определяем по нему стороны горизонта. Вычисляем угол азимута по циферблату и запоминаем его. На противоположной стороне компаса будет азимут направления для движения в лес.
Все, мы готовы идти за грибами, однако следует периодически проверять, не ушли ли вы далеко от объекта.
Таким образом, мы рассмотрели еще один способ ориентирования на местности, но уже по компасу.
Определение направлений на плане местности и карте
В предыдущих уроках мы познакомились с различными способами изображения поверхности. Так вот карту и план можно также использовать для ориентирования по компасу на местности.
Рассмотрим определение направлений сторон горизонтов по плану и топографической карте.
Вы уже знаете, что стороны горизонта на плане и карте изображены в виде стрелки. Верхняя часть плана указывает на север, а нижняя на юг.
Для определения азимута необходимо сориентировать карту, то есть расположить ее на местности так, чтобы верх был направлен на север. Ориентировать карту можно различными способами.
- По линейным объектам – к ним могут относиться шоссе, линии электропередач, речки, дороги и другие. Нужно встать рядом с этим объектом и поворачивать карту или план пока направление не совпадет с таковой на местности. В результате ориентирования определим по плану местности точку нашего нахождения.
- По направлению на объект, являющийся ориентиром. Данный способ применяют, если известно, в какой точке мы находимся, и в пределах видимости есть ориентир, нанесенный на карту. Тогда ее размещают так, чтобы изображение на карте совпало с направлением на местности.
- По компасу ориентирование карты проводят в лесу, где другим способом это сделать нельзя. С начала необходимо определить направление на стороны горизонта по компасу.
После ориентирования карты можно приступить к определению азимута. Существует несколько способов:
- Определять направление и азимут по плану местности можно транспортиром. Рассмотрим алгоритм действий определения градусов азимута, пользуясь транспортиром.
- Определение сторон горизонта, направлений на объект и азимута можно также осуществлять с помощью компаса и карты.
Изучив материал, многие могут сказать: «Зачем нам в современном мире, где большое количество гаджетов с различными функциями, нужен азимут?»
Во-первых, никто никогда не знает где и в каких лесных дебрях или пустынях он окажется. Возможно, вы станете геологом, а для ориентирования на местности в поисках горных пород вам точно пригодиться умение определять азимут по компасу. Да и любой путешественник, и турист, совершающий походы, должен уметь определять направление движения по азимуту с использованием компаса.
Немаловажное значение имеет азимут и в военном деле. Для определения направления движения судна по морским путям высчитывается азимут и называется это у моряков навигация[2]. Также это применимо и к летчикам, которым необходимо определять воздушные пути для самолетов. Широко используется понятие «азимут» в артиллерии, где необходимо знать угол на объект для наведения орудия на цель.
Азимут в артиллерии Источник
Решение задач по определению азимута
Выяснив, для чего нужен азимут, и как его определять, потренируемся в решении задач.
В первой задаче нам предстоит помочь Маше. Ей нужно добраться до дерева, где ее ждет медведь. У Маши есть компас и план, по которому она должна двигаться. Для определения азимута необходимо сориентировать компас по сторонам света, как показано на рисунке. Мысленно проведем линии до объектов. На данном компасе каждые 100 проведены через два штриха. Тогда определяем азимут с помощью компаса и получаем результат.
Теперь Маша может двигаться к известному объекту, переходя от одной точки к другой с учетом азимута. При этом, не забывая смотреть на компас и не отклоняться от заданного направления.
Потренироваться в ориентирование по азимуту с компасом можно даже в квартире. Посвятим этому следующую задачу.
Как при таких условиях определить азимут на предметы интерьера комнаты по компасу? Вспоминаем алгоритм действий. Сначала ориентируем компас по сторонам горизонта с целью выявления азимута. Определяем, как нужно встать, чтобы перед нами был север. Устанавливаем те предметы, которые присутствуют в пределах нашей видимости. Именно на них будем определять азимут с помощью компаса. В данном случае это будет телевизор, балконная дверь и кухонный стол. В уме прочерчиваем линии к этим предметам интерьера. Устанавливаем азимут, при этом учитывая, что одно деление соответствует 50.
Рассмотрим еще один тип заданий, в которых будем определять азимут с помощью компаса и по карте
Как в данном случае найти азимут от нашего местонахождения до школы по компасу? Нам необходимо выявить точку местонахождения и сориентировать на нее компас. Проводим линию от центра компаса до точки местонахождения и до школы. Получаем угол направления на строение. Учитываем через, сколько градусов проведены штрихи на шкале компаса – 50. Тогда получаем азимут соответствующий 500.
По карте, возможно, определять углы не только по компасу, для этого существует специальная линейка, которой вы пользуетесь на математике, транспортир. Посмотрим, как определять азимут, если есть только карта и транспортир.
На карте выявляем место нашего расположения и проводим прямую линию, верх которой будет показывать на север. Находим место, куда нам нужно прийти и соединяем эти две точки. В результате получаем угол. Прикладываем транспортир к прямой линии и определяем градусные меры углов. По данному заданию с помощью транспортира получаем азимут соответствующий 1140.
Итак, мы познакомились с различными способами ориентирования на местности, научились работать с компасом и выявлять азимут. Теперь нам не страшно оказаться в неизвестном месте. Всегда можно найти путь домой по азимуту.
Словарь
1. Гномон – это прибор, с помощью которого определяют направление и высоту Солнца над горизонтом.
2. Навигация – раздел науки, изучающий способы определения маршрута судна с помощью различных приборов.
Что такое азимут и как его определить
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин хорошо известен людям определённых профессий.
В частности, на вопрос «что такое азимут» вам точно ответят астрономы, геодезисты, картографы, географы.
В общих чертах с этим понятием знакомы и многие обыватели, особенно путешественники и грибники. Почему именно они? Об этом ниже.
Азимут — это…
Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.
Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.
Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.
Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.
Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.
Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.
Кому и для чего нужен азимут
«Всё перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, плывём вперёд по абрису» — поётся в известной песне А. Городницкого.
Абрис – это неплохо, но лучше, если бы туристы плыли всё-таки не по сделанному от руки схематическому плану, а по азимуту – тогда они наверняка бы не плутали и обратно вернулись без лишних хлопот.
Навыки ориентирования на местности необходимо знать всем, кто отправляется в путешествие по неизученному маршруту, в лес по грибы, в поход по малоизвестным тропам. Одним словом, в те места, где можно потерять дорогу или просто заблудиться.
Чтобы чувствовать себя уверенно, вам потребуется топографическая карта местности, а в идеале лучше иметь ещё компас или нехитрое приспособление под названием транспортир, хорошо знакомый многим со школьной скамьи.
Определение азимута по карте
Есть два самых распространённых способа: с помощью транспортира и по компасу. В первом случае алгоритм действий выглядит следующим образом.
- Раскладываем карту на ровной поверхности.
- Отмечаем точку своего местонахождения – от неё будет отсчитываться азимут.
- Выбираем интересующую нас точку – по отношению к ней будет определяться азимут.
- Обе точки соединяем прямой линией до пересечения с ближайшим меридианом.
- Приложив основание транспортира к линии меридиана, измеряем по часовой стрелке угол между проведённой линией и меридианом. Получаем географический (истинный) азимут.
Порядок действий для второго способа такой.
- Выбираем направление движения и находящийся на нём хорошо видимый ориентир (дерево, холм, перекрёсток дорог и т.п.).
- Становимся лицом по направлению ориентира, держа перед собой карту и компас. При этом следует позаботиться о том, чтобы вблизи не было крупных железных предметов (например, опор линий ЛЭП).
- Отпускаем тормоз компаса, чтобы его стрелка смогла самостоятельно найти северный полюс.
- Кладём компас на карту и совмещаем отметки севера.
- С помощью линейки прочерчиваем направление на ориентир.
- Угол между направлением стрелки компаса и прочерченной линией и будет магнитным азимутом. При необходимости конвертируем его в географический (истинный).
Определение азимута на местности
На местности азимут определяется по выбранному направлению или на намеченный ориентир с помощью компаса. Возможен и обратный вариант: по уже известному азимуту найти направление на местности.
Желательно иметь компас с визиром (например, компас Андрианова), тогда можно выставить направление более точно.
Рассмотрим оба случая:
- Найдем азимут на нужное направление.Отпускаем фиксатор – стрелка компаса начинает колебаться, а через некоторый промежуток времени остановится, показывая на север. Поворачивая корпус компаса, совмещаем стрелку с буквой N (или С) на шкале. Положение мушки визира укажет на градуированной шкале (лимбе) магнитный азимут на выбранный ориентир.
- Найдем направление, зная азимут. Поворачиваем компас до тех пор, пока указатель не встанет на цифру, которая соответствует значению магнитного азимута. Как и в предыдущем случае, добиваемся совпадения северной стороны стрелки с символом севера на лимбе. После этого можно считать, что искомое направление найдено.
Заключение
Кстати, моряки и авиаторы предпочитают использовать термин «пеленг». Фактически это тот же азимут, только он всегда отсчитывается от северного направления и всегда по часовой стрелке. К тому же моряки часто измеряют пеленг не в градусах, а в румбах (1/32 часть окружности).
Похоже, что рука статуи Ильича тоже показывает какой-то азимут (или пеленг), вот только направление было выбрано, как выясняется, неверно. Пришлось его скорректировать, вот только времени на это ушло, к сожалению, очень много.