Башлачев могила как найти

Напишу, как легко найти могилу. До кладбища доехать легко: Финляндский вокзал – Ковалёво (не путать с пост Ковалёво, которая на одну остановку раньше) – перейти ж/д пути – пройти через палатки цветочников – свернуть направо – идти до церкви. Далее: обходим церковь с правой стороны – выходим на широкую дорогу – идём по ней и смотрим направо – у таблички уч.1 кв.2 сворачиваем на узкую тропинку – идём, пока не упрёмся в широкую дорогу – продолжаем идти прямо уже по широкой дороге – вскоре по правой стороне будет два мусорных бака, между ними насыпь через ров, чуть впереди на дереве можно увидеть табличку “к Башлачеву”, но свернуть нужно не где она, а чуть раньше, через насыпь, там хорошая протоптанная тропинка – идём по этой тропинке и видим 3 высоких березы – могила А. Башлачева. На обратном пути очень удобно заехать к Цою на Богословское кладбище (Ковалёво – Пискарёвка – пешком или на транспорте до кладбища центральный вход – далее разобраться не сложно).

  • Главная
  • О кладбище
  • Могилы известных людей
  • Александр Башлачев

a-bashlachev Александр Башлачёв – поэт и рок-музыкант. Он написал всего несколько музыкальных альбомов, порядка 60 песен, но при этом, без сомнения, являет собой ярчайшее культурное явление русского рока, да и русской поэзии. Правильно назвать Башлачёва гением, но громкие эпитеты плохо передают, чем был этот невероятно искренний, остро чувствующий и требовательный к себе человек. Башлачёва надо слышать и видеть. Это возможно благодаря записям с квартирников и видео с концертов, проходивших обычно в небольших залах типа ДК (домов культуры). Он всегда с удовольствием пел, но совершенно не стремился к славе.

О творчестве Башлачёва сложно говорить, сложно сформулировать так, чтоб не соврать. Булат Шалович Окуджава, на песнях которого вырос сам Башлачёв, так сказал о нём: «Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью».

Театральный критик и подруга Башлачёва, Марина Тимашева, говорит о его песнях так: «Эти образы – как атомный гриб… сильное, очень красивое. И ты понимаешь, что разрушительное, но почему-то идёшь туда…»

Явление Башлачёва похоже на ураган. Он, можно сказать, ворвался в Питер, приехав из Череповца, за три года написал практически все свои песни. Друзья говорят, его как прорвало. Три непрерывных года творческого подъёма, потом всё резко прекратилось, он не писал почти год, и 17 февраля 1988 вышел из окна 9 этажа. Мало у кого поворачивался язык упрекнуть его в самоубийстве, хотя это и было оно. Говорят, виной всему душевная болезнь. Спору нет: такая острота восприятия – определённо не норма. Мироздание вообще не часто балует нас гениями, и мало кого из них можно причислить к нормальным людям. Но, как знать, каким бы стал этот мир, если бы в нём было больше людей, подобных Башлачёву, со столь мощной идиосинкразией к собственной фальши?

Стремительно появился и исчез, а мы не успели даже наслушаться вдоволь, ни уж, тем более, осознать творчество. Мощное жизнелюбие и острое одиночество плотно сплелись и сосуществовали в нём.

Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце. Мать – школьная учительница, отец работал на металлургическом комбинате. Писать стихи он начал ещё в детстве. К шестому классу уже мог фактически говорить стихами. Но эти эксперименты не дошли до нас. Похоже, он сам их уничтожил – видимо, уже тогда проявилась крайняя самокритичность. Учительница Саши рассказывала, что он был очень отзывчивым, умел вдохновлять, и благодаря ему в классе были очень тёплые отношения. Много читал, любил классиков. Как-то, прочитав Мишеля Монтеня, поделился с ней выводом: «Я понял: нравственность человека заключается в его независимости».

В юности Башлачёв уехал учиться на факультет журналистики в Свердловск (ныне Екатеринбург), поскольку в Ленинграде на аналогичный факультет не поступил: блестяще прошёл два тура, но не был допущен на третий, т.к. у него не было собственных публикаций. Его однокурсник рассказывает, что учился Александр очень легко, и только на военной кафедре возникали конфликты: Башлачёв не терпел никаких видов ограничения человеческой свободы. Уже тогда у Александра случались сильные перепады настроения. По окончании ВУЗа вернулся в родной город, где прожил ещё несколько лет, работая в газете, играл на гитаре в группе «рок-сентябрь».

В 24 года Башлачёв приехал в Москву, сыграл квартирник в доме у своего друга, где его услышал Артемий Троицкий, ныне известный музыкальный критик Услышал и полюбил навсегда. Он и сейчас говорит, что поэзия Башлачёва – это одна ступень с Есениным или Маяковским. Троицкий помог Саше переехать в Москву, но тот в Москве не остался, а переехал в Петербург. Это был 1984 год. Здесь Башлачёв сразу же попал в Ленинградский рок-клуб, и, конечно, сразу стал очень популярен, но известностью своею не кичился, почти не выступал на рок-фестивалях и пел почти исключительно квартирники. Были и редкие крупные выступления. Одно из них в театре на Таганке, в Москве. Башлачёва знакомили с известными и влиятельными людьми. Тот с радостью пел для них, неизменно производя очень мощное впечатление, но никогда не использовал этих знакомства. Грандиозное впечатление он произвёл на Аллу Пугачёву. Несколько раз его приглашали сниматься в кино. В частности, в фильм А.Учителя “Рок” 1987г. Александр сперва согласился, но позже отказывался от участия в съёмках, все сцены с ним вырезаны. Он отказался от записи в фирме Мелодия, да и от всех других возможностей отказывался.

Прозвище СашБаш он получил, работая в «Камчатке», котельной, где работал Виктор Цой и другие личности из андерграундной тусовки тех лет. Башлачёв довольно много ездил по стране, но большую часть времени проводил в Питере. В эти три года, с 1984 по 1987 год он написал почти все свои песни. Каждая из них производит мощнейшее впечатление.

Дитя своего времени, но совсем другой. В то переломное время мало было весёлого. Одно было несомненно хорошо – стало возможно говорить откровенно. В первых рядах были, конечно, рок-музыканты. И Башлачёв, пожалуй, единственный, кто пел с неприкрытым надрывом, но – цитируя Высоцкого – «не сбиваясь с искреннего тона». Его песни, бесспорно, относятся к стилю рок, но удивительны тем, что несут в себе мощную составляющую, которую можно определить словом «русский дух». Башлачёв и сам это ощущал. Он говорил про свои песни так: «какая-то баба их забыла, а я подобрал и присвоил». Марина Тимашева, театральный критик и близкий друг Башлачёва, рассказывая об этом в интервью, комментирует что, видимо, «эта баба – сама Россия». Литератор Марина Кулакова в своей статье о Башлачёве говорит так: «он расколдовал спящий русский фольклор». Он носил на шее три колокольчика, и это, безусловно, русский символ, который раскрывается в песне «Время колокольчиков».

Когда современники рассказывают о его образе жизни, на ум приходят русские юродивые. Иногда он выходил с концертов, где его с восторгом принимали, с охапками цветов, и оказывалось, что ему негде ночевать. Он кочевал от друзей к друзьям, переезжал из города в город. И никогда не использовал шанс как-то улучшить своё материальное положение: похоже, это его совсем-совсем не интересовало.

Башлачёв сильно любил свою жену, Настю Рахлину, с которой познакомился у друзей после своего концерта в Москве. Они увиделись и больше почти не расставались. Она говорит, что это даже не любовь – они ощущали себя как близнецы. Саша очень хотел детей. Первый его ребёнок, Ванюша, которому, видимо, и посвящена одноименная баллада, рождённый в Свердловске, умер во младенчестве. А до рождения их с Настей сына, Егора, Башлачёв не дожил.

Александр умер 17 февраля 1988 года. Это было самоубийство, и это определённо была душевная болезнь. Он вышел из окна, наутро после дружеской вечеринки, в квартире, полной людей. Все спали; он встал первым, оставил на подоконнике обручальное кольцо. Кто-то говорит, что это влияние алкоголя. Версию наркотиков полностью опровергают все, кто его знал. Кто-то винит душевную болезнь. Болезнь, наиболее вероятно, была. И был творческий кризис. Настя Рахлина рассказывала, как это выглядело: «… довольно сложно общаться с человеком, взгляд которого направлен сквозь тебя на что-то такое, о чем ты и думать не хочешь, занимаясь приятными повседневными делами».

Несмотря на то, что это было самоубийство, Александра отпели по православной традиции. Он похоронен на Ковалёвском кладбище. Сохранилась видеозапись с отрывком похорон Башлачёва, их можно увидеть в фильме Алексея Учителя «Рок», 1987 года, том самом, где он отказался сниматься. В гроб Башлачёву положили гитару. Над могилой, на ветвях дерева, уже которое поколение поклонников вешает колокольчики, и в ветреную погоду их слышно издалека.

В родном городе Александра, Череповце, на здании филармонии, установлен бюст Башлачёва, а в Петербурге уже создан памятник певцу, только пока он стоит в мастерской. Где и когда он будет установлен, пока решается.

Александр Башлачёв прожил всего 27 лет. Впрочем, это какое-то мистическое число – в этом возрасте умерли, погибли или покончили жизнь самоубийством огромное количество музыкантов, как зарубежных, так и российских. Существует даже полуофициальный Клуб 27 (27 Club), в который внесены имена музыкантов, ушедших именно в 27. Самые известные из них это Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн. Каждый из них был эпохой в мировой рок-музыке. Башлачёв не был известен за пределами русскоязычного мира, но именно для русского рока он был величиной не менее значительной, чем вышеназванные “члены Клуба 27”. Кстати, американская группа “The Doors”, основателем и фронтменом которой являлся Джим Моррисон, была одной из любимейших у Башлачёва.

Александр Башлачёв. Фото ug.ru
Александр Башлачёв. Фото ug.ru

Когда Саше Башлачёву было три года, он уже умел читать. Его никто этому не учил – просто, когда он гулял, то учился сам читать по вывескам магазинов. Тогда же он написал своё первое стихотворение. Как он сам вспоминал – о лётчике:

Налётчик был бывалый ас.

Он вывел самолёт из пике,

И самолёт пришёл домой,

Как будто ехал коммюнике.

Стихосложению его тоже никто не учил. Его родители были очень удивлены, ведь ни отец, работавший в Череповце начальником участка теплосилового цеха, ни мама – преподаватель химии – никакого отношения к творчеству не имели, будь то поэзия или музыка. И, разумеется, будущее своего сына представляли несколько иначе. Однако Александр уже в школе научился играть на гитаре. Тоже, разумеется, сам. Он не стал виртуозом, но аккорды к песням подбирал умело, да и свои стихи мог спеть под собственный гитарный аккомпанемент.

Александр Башлачёв. Фото interesnyefakty.org
Александр Башлачёв. Фото interesnyefakty.org

Интересно, что его мама, Нелли Николаевна, хотела отвести сына в музыкальную школу, когда тому исполнилось восемь лет. Но Саша этому воспротивился, сказав ей:

Мама, как мне жаль тех детей, которых насильно водят в музыкальную школу.

А когда подрос, очень жалел, что так и не пошёл учиться музыке. Впрочем, это не помешало ему, опять же самостоятельно, освоить игру на фортепиано, на котором мог играть часами. Особенно ему нравилась “Лунная соната” Бетховена.

Нелли Николаевна хотела, чтобы сын после окончания школы поступил в какой-нибудь технический вуз. И даже, хотя Саша в школе хорошо учился, решила найти ему репетитора по точным наукам. Гуманитарные-то ему давались легко. Но Александр уже для себя решил, что станет журналистом. И поехал в Ленинград подавать документы на журфак Ленинградского университета. Однако там он с удивлением узнал, что для поступления на факультет журналистики необходимо иметь портфолио из уже опубликованных в газетах материалов. В принципе, он мог бы попытаться поступить и без публикаций (как это сделал его земляк и будущий друг Леонид Парфёнов), но Башлачёв решил забрать документы и вернуться в Череповец.

Александр Башлачёв. Фото diary.ru
Александр Башлачёв. Фото diary.ru

Александр устроился в родном городе на металлургический комбинат художником-оформителем – в основном, рисовал плакаты к праздничным датам. Одновременно СашБаш – он сам придумал себе это прозвище, и так его стали звать сначала друзья, а потом и просто знакомые – памятуя о том, что для поступления на журфак (эту мысль он не оставил) необходимы публикации, стал учиться в школе юного журналиста при местной газете “Коммунист”. Писал он быстро и довольно хорошо, его заметки в газете печатались часто, портфолио собралось быстро и весьма обширное. И на следующий год Башлачёв легко поступил на факультет журналистики. Правда, не в Ленинграде, а в Свердловске.

Ещё учась в Уральском университете, Башлачёв начал сотрудничать с рок-группой из Череповца “Диско-сентябрь”, созданной гитаристом Вячеславом Кобриным в 1979 году. Позже она поменяла название на “Рок-сентябрь”. Кобрин попросил Башлачёва написать несколько текстов, Александр с удовольствием согласился. В Череповце эта группа стала практически культовой, записывала магнитоальбомы, а почти полгода – с октября 1982 по январь 1983-го – с ней сотрудничал тогда ещё не очень известный певец Юрий Шевчук. Сегодня это сложно представить, но тогда Шевчук был вынужден уехать в провинцию. Работал там Шевчук в местном кинотеатре художником, а приехавший вместе с ним клавишник “ДДТ” Владимир Сигачёв играл на танцах. Шевчук вспоминал:

Денег нам практически не платили, жили мы там, буквально, на хлебе и воде. Собирали бычки на остановке — курить хотелось. Помню, так оголодали, что я пошёл на вокзал, а там какой-то мужик ел в кафе. Я к нему подошёл и говорю: “Дай хлеба!”. Он говорит: “На!”. Я с этим хлебом убежал и тут же его съел в кустах. Было невесело.

Но сотрудничество музыкантов в конечном итоге вылилось в запись альбома “Компромисс”, вошедшего в дискографию как “Рок-сентября”, так и “ДДТ”. Юрий Шевчук рассказывал:

У нас с Кобриным большая ссора вышла, потому что, когда мы стали вместе думать, что нам играть и петь, тут уже между нами выросла стена. Он хотел именно официальной славы, хотел прорваться в эфир, говорил, что мы должны петь песни советских композиторов в стиле рок, чем занимались тогда ВИА. Я, конечно, был против. Чуть до драки не дошло несколько раз, было жёстко. В результате… я сказал Кобрину: “Или я тебя буду убивать, или мы всё-таки здесь запишем наш альбом”.

Башлачёв писал тексты для этой группы несколько лет, причём обычно ему в Свердловск присылали магнитофонные плёнки с мелодией, а уже на неё он писал слова. Впрочем, позже он немного стеснялся этих своих песен:

Возвращаться слишком глупо.

Возвращаться мне не надо,

Но как долго помнят губы,

Вкус твоей губной помады.

Правда, когда его упрекали в пошлости, он оправдывался:

Лучше быть понятым дураками, чем не понятым никем. И потом, им что ни напиши, они отметают всё, что сложнее поцелуя в подъезде.

Группа "Рок-сентябрь". Александр Башлачёв в первом ряду посередине. Фото александрбашлачев.рф
Группа “Рок-сентябрь”. Александр Башлачёв в первом ряду посередине. Фото александрбашлачев.рф

О “Рок-сентябре” даже рассказал в своей программе на Би-Би-Си Сева Новгородцев. И поставил в эфире запись песни “Манекен”, слова к которой тоже были написаны Башлачёвым. Кстати, именно Башлачёв и передал на финале конкурса “Золотой камертон” плёнку с записью этой песни сотрудникам радиостанции.

Ты деревянный в башне стеклянной,

Ты хорош в одежде любой.

Ты безразмерный, трижды примерный,

Я могу гордиться тобой.

Ты готов жить вечно,

Жить без перемен.

Ты готов жить вечно,

Манекен – Ты обычный манекен.

Ты симпатичен, правильно сложён,

Ты по праву любишь себя.

В черепе пусто, мыслей и чувства

Ты благополучно лишён.

Ведь как не странно,

Ты деревянный

И тебе всегда хорошо.

Возможно, слова этой песни не понравились кому-то из сидящих в высоких креслах. Шёл 1984 год, уже не людоедский, но ещё и не перестроечно-вегетарианский, группа была признана неблагонадёжной, ей были запрещены любые выступления, она распалась, а Кобрин уехал в Эстонию. Но Башлачёв, уже окончивший УрГУ и защитивший диплом на тему “Музыкальная критика на страницах газеты Германской коммунистической партии “UnsereZeit””, вернулся в свой родной череповецкий “Коммунист”, и к тому времени уже основательно влился в отечественную рок-тусовку. Он познакомился с Артемием Троицким, который пригласил музыканта в Москву – сыграть несколько “квартирников”.

Артемий Троицкий. Фото vestikon.ru
Артемий Троицкий. Фото vestikon.ru

Их-то запретить было довольно сложно. И Башлачёв в конце 84-го года отыграл несколько московских “квартирников”, а в начале 85-го уехал в Ленинград. Он писал в марте того года своей бабушке:

Я живу замечательно. В моих делах — успех. Личное счастье есть. Радости в жизни столько, что огорчаться просто некогда. Небо надо мной гораздо чище, чем над многими людьми, живущими, не зная зачем. А в душе весна, как у всех, кто свою душу не душит.

Тогда же состоялось и первое публичное выступление Башлачёва. Концерт, который прошёл на следующий день после закрытия III фестиваля Ленинградского рок-клуба, неофициально был назван “Четвёртый день фестиваля”. В нём вместе с Башлачёвым выступил и Юрий Шевчук.

Юрий Шевчук. Фото mpsh.ru
Юрий Шевчук. Фото mpsh.ru

Произошло это в Ленинградском ветеринарном институте. Организатор концерта Урал Хазиев, позже ставший директором групп “ДДТ”, “Телевизор” и “Игры”, вспоминал:

Это – бывший “птичий” институт на “Московских воротах”. Сейчас он называется ветеринарным. Там в одном из корпусов я работал кочегаром. Сторожа обычно на ночь уходили, и всё здание было в моём распоряжении. Там был актовый зал, в нём и устроили концерт.

Жак Волощук в “Пикнике” работал, он вытащил колоночки, и мы с ним их нелегально перевезли туда.

Урал "Джимми" Хазиев. Фото kiozk.ru
Урал “Джимми” Хазиев. Фото kiozk.ru

Решили ночью всё сделать, чтобы народу было поменьше, но набился полный зал. Я думал – меня в тюрьму посадят. Я-то хотел только для своих.

Вышел на сцену – сидит человек сто пятьдесят. “Звуки Му”, Липницкий, Троицкий, “Аквариум”. Отличный был концерт, сейчас его выпустили на компакт-диске под названием “Кочегарка”. Фирсов писал.

Хорошо, что ни денег, ни билетов не было, я просто всех через котельную заводил, а иначе легко могли посадить.

Московский проспект, д. 99. Здесь состоялось первое публичное выступление Александра Башлачёва в Ленинграде
Московский проспект, д. 99. Здесь состоялось первое публичное выступление Александра Башлачёва в Ленинграде

В конце 1985 года Александр женился на Евгении Каменецкой. Произошло это событие в Череповце, Но Евгения была прописана в Ленинграде, и, собственно, сам брак был фиктивным – просто без штампа в паспорте Башлачёва не прописывали в Северной столице. Впрочем, хорошими друзьями Евгения и Башлачёв остались навсегда. В мае 1985 года Башлачёв устроился на работу матросом-спасателем в коммунальный отдел Московского райсовета Ленинграда. Разумеется, сделал он это лишь чтобы не считаться “тунеядцем”. А вскоре СашБаш стал коллегой Виктора Цоя по знаменитой “Камчатке”.

Внутри "Камчатки" сейчас
Внутри “Камчатки” сейчас

Башлачёв продолжал выступать со своими песнями, вступил в Ленинградский рок-клуб. Одно время он серьёзно задумался о создании собственной группы. И даже придумал название – “Граница”. Борис Гребенщиков рассказывал:

Ему-то на самом деле очень хотелось, чтобы у него тоже песни были, которые можно играть с барабанами, с басом, с гитарами, чтобы на сцене выступать… Естественно, ему этого хотелось. Только его песни ну никак в это не помещались. Невозможно.

Башлачёв становился всё более популярным. Он ездил с концертами в Москву и другие города. Например, он успешно выступил в Новосибирске, где познакомился с Янкой Дягилевой. Разумеется, это были всё те же “квартирники”, но слушали его уже люди подготовленные, знающие его тексты. Кстати, на один из своих “квартирников” Башлачёв привёл Константина Кинчева. Организатор концерта Олег Коврига рассказывал:

Он привел с собой на концерт приятеля. Мы встречались в переходе метро “Беляево”, и дружок его производил довольно экстравагантное, по тем временам, впечатление – в тёмных очках и в длинном бежевом плаще. После своего выступления Башлачёв сказал: “А это — мой друг Костя Кинчев. Он сейчас тоже споёт”. И Костя спел восемь песен. Бесплатно, естественно, потому что его никто не знал.

Как я уже сказал, с Евгенией Каменецкой у Башлачёва были хорошие, дружеские отношения и фиктивный брак. А настоящие отношения у Башлачёва в то время были с Татьяной Авасьевой. Они познакомились ещё во время учёбы Александра в университете и несколько лет жили вместе. Башлачёв красиво за ней ухаживал, подкладывал в самые неожиданные места разные подарочки с записками в стихах:

“Чтобы жизнь казалась тебе сладкой, скушай эту шоколадку”,

“О разлуке не жалей. Вот тебе 10 рублей”.

Осенью 1985 года у них родился сын, которого назвали Ванюшей. Башлачёв писал в письме своему другу и сокурснику Василию Нелюбину:

У нас родился сын. Его зовут Ваня, только он пока ещё болеет круто. Таня с ним лежат в больнице, я встретил с ними Новый год, и пришлось уехать. Звоню, пою им отсюда песенки, вроде поправляются. Словом, как понимаешь, всё очень хорошо. Таня поедет с ним к родителям в Южноуральск, чтобы там подрастать.

К несчастью, Ваня прожил всего несколько месяцев. Он умер в начале 1986 года. Горе сказалось и на Александре. В память о сыне он написал песню “Ванюша”:

Как ходил Ванюша бережком вдоль синей речки,
Как водил Ванюша солнышко на золотой уздечке

душа гуляла,
душа летела,
душа гуляла,
в рубашке белой,
да в чистом поле
все прямо прямо,
и колокольчик
был выше храма
да в чистом поле
да с песней звонкой.

Но капля крови на нитке тонкой уже сияла,
уже блестела, спасая душу, врезалась в тело.
Гулял Ванюша вдоль синей речки

и над обрывом
раскинул руки
то ли для объятия
то ли для распятия.

Как несло Ванюху солнце на серебряных подковах
И от каждого копыта по дороге разбегалось
двадцать пять рублей целковых.
Душа гуляет! Душа гуляет!

После смерти сына Башлачёв расстался с Татьяной. И фактически у него наступил творческий кризис. Он стал всё меньше писать, а то, что выходило из-под его пера, не шло ни в какое сравнение с текстами, созданными до начала 1986-го. Всё реже выступал с концертами. К тому же, как вспоминал музыкант группы “Звуки Му” Александр Липницкий:

Башлачёв-то был запрещенный автор. Все были запрещенные, а он — на первом месте. У него были такие песни, что называется, не в бровь, а в глаз, и про КГБ… Так что давление ещё и отсюда шло.

К тому времени Башлачёв познакомился с дочерью тульского режиссёра Рафаила Рахлина. Они жили вместе.

Анастасия Рахлина. Фото comp-pro.ru
Анастасия Рахлина. Фото comp-pro.ru

И в декабре 1987-го, когда Александр с Настей были в гостях у настиных родителей в Туле, Башлачёв в первый раз попытался покончить с собой. При этом близкие как-то довольно легко отнеслись к произошедшему, и никто даже не сделал попытки показать его врачам. А в начале 1988 года у него началась настоящая депрессия. Он был подавлен, уничтожил практически все черновики и тетради со стихами. Утром семнадцатого февраля 1988 года у дома № 23 корп.1 по проспекту Кузнецова было найдено тело Александра Башлачёва. По факту смерти было заведено уголовное дело, но вскоре его закрыли за отсутствием состава преступления – случай был квалифицирован как самоубийство. Музыкант вышел из окна квартиры Евгении Каменецкой, расположенной на восьмом этаже этого дома.

Грампластинка "Время колокольчиков", выпущенная уже после смерти музыканта
Грампластинка “Время колокольчиков”, выпущенная уже после смерти музыканта

После смерти Башлачёва, в 1989 году, фирмой “Мелодия” была выпущена грампластинка с записью “квартирника”, сделанной в январе 1986 года. Позже было издано ещё несколько пластинок и компакт-дисков. Многие музыканты посвятили свои песни его памяти. В частности, песня Константина Кинчева “Шабаш”. Само название этой песни содержит в себе его имя – СаШАБАШлачёв:

Ветрам вверяли голову, огню — кресты нательные.

Легко ли быть послушником в приходе ряженых?

Христос с тобой, Великий каверзник!

Стакан с тобой, Великий трезвенник!

Любовь с тобой, Великий пакостник!

Любовь с тобой!

Константин Кинчев. Фото rgnp.ru
Константин Кинчев. Фото rgnp.ru

Песня “Дороги” Юрия Шевчука тоже посвящена Александру Башлачёву:

Растеклись дороги

По моим глазам.

Дороги-недотроги

К мутным небесам.

А я вчера да на пиру погулял

Да ничего не выпил, не съел.

Я вчера в облаках закопал.

Я вчера…

Алексей Учитель, снимая в 1987 году свой документальный фильм “Рок”, посвященный советскому року, хотел снять и Башлачёва. Александр, согласившись сначала, позже отказался участвовать в съёмках. И из первой версии картины сцены с его участием были вырезаны. Но позже, в 1998 году, на DVD в фильм был вставлен бонус-трек, протяженностью около десяти минут, куда вошла сцена похорон Башлачева и его выступление в “Камчатке” в кругу друзей. Правда, звука в этом выступлении нет.

Кадр из фильма "Рок" (1987 г.)
Кадр из фильма “Рок” (1987 г.)

Александр Башлачёв был похоронен на Ковалёвском кладбище 23 февраля. На крышку его гроба, когда предавали земле, положили гитару.

Похороны Александра Башлачёва
Похороны Александра Башлачёва

На могиле Александра Башлачёва всегда много цветов. А на берёзе, растущей рядом, практически на каждой ветке привязан колокольчик.

Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище
Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище

Так слушайте, как же нам всем не стыдно?
Эй, ап — спасите ваши души!
Знаешь, стыдно, когда не видно,
Что услышал ты то, что слушал.

Стань живым — доживёшь до смерти.
Гляди в омут и верь судьбе —
Как записке в пустом конверте,
Адресованный сам себе.

Там, где ночь разотрёт тревога,
Там, где станет невмоготу —
Вот туда тебе и дорога,
Наверстаешь свою версту.

На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники…

На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов – механик Макарыч из фильма “В бой идут одни “старики””, Николай Годовиков – Петруха из “Белого солнца пустыни” и выдающийся бард Юрий Кукин – автор бессмертного “А я еду за туманом”, лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.

На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай СимоновБруно Фрейндлихнезабываемый Холстомер – Евгений ЛебедевВасилий Меркурьев,  Николай ТрофимовВладислав Стржельчиккомандир счастливой “Щуки” Пётр Вельяминовнезабвенный Хоботов – Анатолий РавиковичАндрей и Юрий ТолубеевыЕфим Копелян,  Людмила МакароваАлександр Борисов – Кошачий Барин из фильма “Верные друзья”Нина МамаеваИван Дмитриев, Игорь Горбачёв, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольцпоэт Александр Блок,  композиторы Андрей ПетровИсаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель “ленинградской школы кино” Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) – Мария Александровна, Ольга и Анна, вдова Сергея Кирова Мария Маркус-Кирова.

На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Андрей Краско,  Алексей ДевотченкоНикита Михайловский – Ромка из “Вам и не снилось“, мама Ивана Урганта Валерия Киселёвадядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Лидия Штыкан, Аркадий Шалолашвили, Нина Ургант, Владимир Гайдаров, Виктор Михайлов, композиторы Вениамин БаснерВиктор РезниковОлег КаравайчукСергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин,  Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, Вера Кетлинская, Виктор Курочкин, фантаст Иван Ефремоввеликая Анна Ахматовадраматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, Аян Шахмалиева, Виктор Трегубович, Илья Авербах, художник-постановщик Семён Мандель, знаменитый диктор Ленинградского телевидения Михаил Быков, писатель, журналист и “Рок-дилетант” Александр Житинский, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы “Atlantida Project” певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший “Ментов”, Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерины Инна Зубковская, Татьяна Вечеслова, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.

На Смоленском православном кладбище лежат актрисы Анна СамохинаСветлана Карпинская, режиссёры Алексей БалабановВалерий Огородниковактёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители  Людмила СенчинаБен Бенцианов и Эдуард Хильактёр Станислав Ландграфписатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон, олимпийский чемпион Геннадий Шатков, художник Владислав Мамышев-Монро, кинодокументалист Александр Якубовский.

Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря ДмитриеваМихаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых,  Александра ДемьяненкоГликерии Богдановой-ЧесноковойАлександра ХочинскогоАнтонины Шурановой, Николая КрюковаВиктора СмирноваКонстантина Адашевского, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, педагог Виктор Сорока-Росинский (тот самый Викниксор из Республики ШКИД).

На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус – Ириска из “АБВГДейки”основатель группы “Алиса” Святослав Задерийписатель, автор “Республики ШКИД” Леонид Пантелеевактёр и режиссёр Игорь Владимиров, актёр Константин Григорьев.

А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены актёры Павел Луспекаев – таможенник Верещагин из “Белого солнца пустыни” и Сергей Филиппов – незабываемый Киса Воробьянинов из “Двенадцати стульев”, великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта, писательница Антонина Голубева.

Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.

На Богословском лежат актёры Кирилл ЛавровРоман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритинадраматург-сказочник Евгений Шварцрежиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы “Кино” Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова (“Колибри”), Михаил Горшенёв “Горшок” (“Король и шут”),  Александр Аксёнов “Рикошет” (“Объект насмешек”)Сергей Богаев (“Облачный край”), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.

На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия, актёр Виктор Перевалов.

На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёры Борис Понизовский, Сандро Товстоногов, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцеваоснователь группы “Зоопарк” Майк Науменкофлейтист группы “Аквариум” Андрей “Дюша” Романоваккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов, Тамара Алёшина.

На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейниковаписателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.

На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.

На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской – Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.

На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.

На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного. Здесь захоронен прах Андрея Панова (Свина) – основателя панк-рока в нашей стране.

На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин – автор памятника “Тысячелетие России” и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина – Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.

В Некрополе мастеров искусств похоронены режиссёр Георгий Товстоногов, актёр Николай Черкасов.

К слову, все имена, выделенные цветом, – это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.

Если вам понравился материал – поставьте, пожалуйста, “лайк”. Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь – комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали – пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего – подписывайтесь на канал “Вдоль по Питерской”. Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё – почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

postoronimv wrote in bashlachev

August 21 2007, 12:54

Categories:

  • Общество
  • Транспорт
  • Cancel

сходить на Ковалевское

Люди,кто был на могиле Башлачева,скажите пожалуйста:
с какого вокзала идут электрички с Финляндского или Ладожского,
как называется станция на которой выходить – там что-то есть Ковалевская платформа и еще как-то похоже называется- где точно выходить?
там найти не очень сложно,я читала,что третий участок,может какой ориентир есть?поблизости цветы продаются или лучше с собой привезти?Спасибо заранее

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 апреля 2022 года; проверки требуют 49 правок.

Александр Башлачёв
1987 год (фото Игоря Мухина)
1987 год (фото Игоря Мухина)
Основная информация
Полное имя Александр Николаевич Башлачёв
Дата рождения 27 мая 1960
Место рождения
  • Череповец, Вологодская область, РСФСР, СССР
Дата смерти 17 февраля 1988 (27 лет)
Место смерти
  • Ленинград, РСФСР, СССР
Похоронен
  • Ковалёвское кладбище
Страна
  •  СССР
Профессии автор-исполнитель, журналист, поэт, певец
Годы активности 1983—1988
Инструменты гитара
Жанры авторская песня, бард-рок, фолк-панк
Псевдонимы СашБаш
bashlachev.spb.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский поэт, бард, рок-музыкант, певец, художник и журналист. Прославился как один из наиболее известных представителей советского андеграунда. Входил в Ленинградский рок-клуб.

Биография[править | править код]

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны[2]. После окончания школы в 1977 году пробовал поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова, однако не поступил из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв познакомился с будущим журналистом Леонидом Парфёновым. В 1977—1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 годах учился в Свердловске в Уральском государственном университете на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках[3].
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка»[4]. В это же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни. Позже эта запись вышла под названием «Третья столица». С этого момента Фирсов считал себя директором Башлачёва[4].

На следующий год Башлачёв окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года был официально трудоустроен в котельной «Камчатка»[4]. В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Весной 1987 года был занят на съёмках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв погиб, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события[5].

В июне 1987 года выступил на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, затем выступил на рок-фестивале «Подмосковные вечера» в Черноголовке. В августе 1987 года участвовал в съёмках фильма «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался. 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Смерть[править | править код]

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года Александр Башлачёв выпал из окна кухни съёмной однокомнатной квартиры № 281, расположенной на 8 этаже дома № 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Погиб на месте[6]. Истинные причины падения точно не установлены. По словам его фактической жены Анастасии Рахлиной, Башлачёв был очень одинок, так как его духовное видение было особенным, а взаимопонимание с людьми было возможно лишь до некоего барьера, который невозможно преодолеть, поскольку ты видишь то, что не видят другие. Невзирая на то, что люди были ему интересны (а он, в свою очередь, им) и были люди, которых Александр любил (равно как и были те, кто любил его), в общем и целом он был одинок, даже несмотря на свою общительность[7]. Кроме того, по воспоминаниям людей, общавшихся с Башлачёвым, примерно с середины 1986 года он испытывал серьезный творческий кризис, который мог послужить причиной самоубийства (об этом подробно рассказывается, в частности в книге Льва Наумова «Александр Башлачёв. Человек поющий»[8]).

23 февраля был похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва включают в т. н. клуб 27 наряду с другими известными музыкантами, погибшими в 27 лет.

Личная жизнь[править | править код]

У Александра Башлачёва было двое детей:

  • Сын Иван родился осенью 1985 года и умер в младенчестве
  • Сын Егор (3 августа 1988 — 19 июня 2021).

19 июня 2021 года Егор Башлачёв выпрыгнул из окна пятого этажа в Москве; предсмертной записки мужчина не оставил[9]. Имел вторую группу инвалидности и состоял на учёте в психоневрологическом диспансере[10].

Гражданской женой Башлачёва была Анастасия Рахлина (28 мая 1965 — 2 июня 2018)[11], дочь режиссёра Рафаила Рахлина, теле- и радиоведущая (НТВ, SNC). За несколько лет до смерти по благословению архиепископа Феофилакта приняла монашеский постриг с именем Иулиания[12].

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум[8].

Дискография[править | править код]

  • 1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием.
  • 1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
  • 1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
  • 1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
  • 1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано 18 марта 1985 года с Шевчуком. Расширенная часть концерта Александра Башлачёва выпущена в 1997 году под названием …В городе Пушкина и рок-н-ролла…
  • 1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1996 — В ремастированное издание альбома «Начальник Камчатки» группы «Кино» Moroz Records 1996 года включены 3 бонусных трека (14-16), исполненных Башлачевым вместе с Цоем. Треки записаны в котельной «Камчатка» в 1986 году.
  • 1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
  • 1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
  • 2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 — «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.[13]
  • 2014 — «Серебро и слёзы», трибьют-альбом, посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года. В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост[4], они же записали большую часть аккомпанемента[2].

Краткая хронология записей[править | править код]

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом.
В скобках римская цифра (IVII) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь (или летом) — «Ещё в Череповце» (I)
  • 1984, 17 октября — первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева; Москва, Кленовый бульвар; I)
  • 1984, 20 октября — Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь — «Песни шёпотом» (I)
  • 1984, ноябрь — «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар)
  • 1985, январь — первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» / «В городе Пушкина и RnR»
  • 1985, апрель — у Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
  • 1985, 19 мая — у Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
  • 1985, 30 мая — «Третья столица» (Ленинград, студия Алексея Вишни)
  • 1985, 21 декабря — концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V)
  • 1986 — концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января — «Лихо» 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
  • 1986, 20 января — «Время колокольчиков»/«Складень»/«Посошок» (запись Агеева, по альбомам; IV, V)
  • 1986, январь — «Таганский концерт» 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май — «Вечный пост» (Николина Гора, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа — «СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света»
  • 1986, 22 августа — квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв; VI)
  • 1986, 5 декабря — квартирник на Кантемировской (Москва)
  • 1987, 24 мая — концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня — V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь — “Барды покидают дворы (для фильма; Киев; IV)
  • 1987, 5 июля — У «Киры» — Кирилла Кувырдина (Москва; VI)
  • 1987, 8 июля — на открытии выставки Митьков (Ленинград; VI)
  • 1988, 14 января — концерт на «Речном вокзале» (Москва)
  • 1988, 29 января — последний концерт у Марины Тимашевой (Москва; VII)

Видеография[править | править код]

  • 2007 — Рокси’87 — DVD. Неполная запись существует также на VHS-кассете (1997) и DVD (2007) под названием «Концерт в ДК Ильича» — 24 мая 1987 года на устном выпуске журнала «Рокси». Запись Игоря Леонова и Александра Старцева. Продолжительность записи 1 ч. 23 мин. 03 сек.
  • 2009 — В коммуналке у БГ — DVD. Видеосъёмка — Джоанна Стингрей и Джуди Филдс, коммуналка Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г. Продолжительность записи 55 мин.
  • 26 мая 2015 года, к 55-летию Башлачёва, лейбл Отделение Выход выпустил DVD «ЛДМ-87 / ДК МЭИ-88»[14]. На диске представлены:
    • Запись выступления на пятом фестивале Ленинградского рок клуба, 7 июня 1987 г. Цветная.
    • Запись концерта в ДК МЭИ, 9 января 1988 г.
  • Существует бонус-трек на DVD-релизе фильма «Рок», длина записи примерно 10 минут, из них 6 минут — сцена похорон[5]. В запись входит фрагмент без звука выступления Башлачёва в кочегарке в кругу друзей.
  • Любительские кадры с фестиваля Московской рок-лаборатории «Движение в сторону весны» 1986 года. Фестиваль проходил в ДК МИИТ. Башлачёв проскакивает на нескольких кадрах, снятых около самого ДК. Звука нет, запись черно-белая, качество очень плохое.

Память[править | править код]

Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище

Музей[править | править код]

1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачёва[15]. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. В музее проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачёва. Директор библиотеки — Татьяна Мельникова. Проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. Планируется расширение музея — создание комнаты для проведения «квартирников». Музей был создан на основе постоянной экспозиции в библиотеке-филиале № 5 города Череповца, созданной к 40-летию поэта[16]. Музей Башлачёва не является юридической организацией и представляет собой экспозицию без определённого юридического статуса.

В год 60-летия Александра Башлачёва, в 2020 году, в знаковом месте Череповца (где когда-то проходили репетиции группы «Рок-сентябрь») открылся ещё один музей, посвящённый памяти поэта.

Поддержку музею оказала семья Александра — родители Николай Алексеевич и Нелли Николаевна и сестра Елена Николаевна. Откликнулись и друзья Башлачёва — поделились уникальными материалами, записями, предметами. Финансировали проект местные власти и компания «Северсталь».

Авторы проекта придумали оригинальный аудиовизуальный спектакль, в котором хроника жизни и творческого пути поэта звучит голосами родных, друзей, его песнями, мыслями, которыми он делился в интервью. Предметы, бережно сохранённые семьёй и переданные в музей, до определённого момента скрыты от глаз посетителей в витринах, меняющих прозрачность и показывающих вещи в задуманном порядке. Этот музей Башлачёва носит официальный статус и входит в состав Череповецкого музейного объединения.

Вскоре музей памяти рок-поэта появился и в интернет-пространстве. Сайт, на котором собраны фото мемориальных предметов, видео- и аудиоматериалы, архивные документы, презентовали в январе 2021 года. Виртуальный музей александрбашлачев.рф.

Памятники[править | править код]

Бюст Александра Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии

  • Памятник Башлачёву (в полный рост, с гитарой в руке поднимающимся по лестнице) планировалось установить в Череповце на берегу Ягорбы. Проект памятника был подготовлен Марией Ивановой-Очерет и поддержан родственниками Башлачёва и известными музыкантами, сбор средств начат в 2014 году на платформе Planeta.ru[17]. Над проектом ведётся работа[18]. (Другой проект: в результате нехватки средств и окончания времени сбора средств часть денег была возвращена по желанию жертвователей, на оставшуюся часть установили мемориальную доску с бюстом Башлачёва на здании Череповецкого Филармонического Зала на ул. Советской 35А)[19].
  • Осенью 2016 года было объявлено о планах установить памятник в Санкт-Петербурге (автор скульптуры Мария Иванова-Очерет)[18][20][21].

Фестивали и концерты[править | править код]

  • 20 ноября 1988 года во Дворце спорта «Лужники» состоялся концерт памяти Башлачёва, на котором выступили специально приехавшая из США на этот концерт Джоанна Стингрей и группа «Кино». На этом концерте впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах рок-музыки. Однако выступление Виктора Цоя было прервано, когда его оборвали, пустив фонограмму песни Башлачёва «Время Колокольчиков», которой должен был завершиться концерт, после чего зрителям было велено покинуть зал. Зрители стали бурно выражать свое недовольство, но лидер группы «Кино» вновь появился на сцене и успокоил толпу[22].
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор — общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея[23] появилась на сайте Творческого движения «Палитра N»[24].
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор — мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор — череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачёва — Николая Носкова, финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачёва, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин, «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор — общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru. Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Олега Сакмарова, Федора Чистякова, Севы Новгородцева[25].

Музыкальные посвящения[править | править код]

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь — это поезд Свердловск-Ленинград — и назад!»

«Разные люди», 19??

  • Смерть А. Башлачёва упоминается в песнях:
    • «Вершки и корешки» и «Свобода» Егора Летова 1989 года: «Поэт Башлачёв упал-убился из окна»[26], «Как и что обрёл, обнял летящий Башлачёв»[27]
    • «В среду днём» Александра Градского,
    • «До посинения» группы Флирт,
    • «Сорвало башню» Фёдора Чистякова,
    • «Бардам России» группы «Водопад им. В. Кикабидзе» 1989 года: «Для Саши Башлачёва полна дарами чаша — все двери на засовах, все окна нараспашку. Надежная гарантия — управа на прыжок в булыжные объятия обрубленных дорог»,
    • В песне «Про дома»[28] группы Адаптация,
    • В песне группы Чиж и Ко «Предпоследняя политика» — «На моей стене два фото: Башлачёва и Битлов»,
    • В песне «Контрабандист» («И вижу тени — Башлачёв и Пушкин ждут третьего на меченом снегу») группы «Зимовье Зверей»,
    • В песне «Пусть сегодня никто не умрёт» группы «Разные люди» целый куплет,
    • «Последняя буква» и «Эра Ягуара» группы Полтора Землекопа: «Хочу как GG Allin или как Саша Башлачёв нырнуть в окно, три раза плюнув через левое плечо».
    • В песне «Слёзы осени» группы «Реквием», исполненной совм. с группами «Братья Карамазовы» и «ПаникА-Киев»(pre-«Сердце СолнцА») есть куплет, посвящённый ушедшим звёздам отечественной рок-музыки: «В воздухе летает Шура Башлачёв, Цой застрял в дороге, потерял седло Крупнов, То ли ещё будет, и мы встретимся все, На круги своя, в вертикальной полосе.»
    • В песне «Рок-н-Ролл — это МЫ» группы «Алиса»: «Огнём СашБаша не насытилась жизнь».
    • В песне «Чёрный поезд» группы 25/17 строчка: «Кореец и Хрипатый пьют в тамбуре „Три топора“», о Цое и Башлачёве.
    • В песне «Мемориал» группы Министерство Любви: «Прошлогодний снежок заметает ещё одного не нашедшего истину. Наконец-то сдох очередной Башлачёв! Эй, за дело, рок-журналистики!»
    • В песне «Нерпы Охотского моря» группы Соломенные Еноты: «И поступать как Д’ркин, Башлачёв и Виктор Цой, но смерти нет и жизни нет, всё замкнуто в кольцо»
  • Памяти А. Башлачёва посвящены песни «Солнце за нас» (при жизни) из альбома «Шестой лесничий» и «Шабаш» (как песня, так и весь альбом) из одноимённого альбома группы «Алиса»

лидер группы Константин Кинчев:

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

Интервью интернет-изданию Лента.ру 16 октября 2009 года[29]

  • В песне Славы КПСС «5500» — «Мой товарищ Башлачёв молча выпал из окна»
  • в песне Александра Логунова «Бди, брат» есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы «Немного нервно» в песне «Ты и твои женщины» — строчка «Нет у меня ни Башлачёва, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.».
  • в песне «Жизнь красивая» из альбома «Прозрачный» (группа «ДДТ»”) есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • В песне «Мужество заваривать чай» из альбома «Галя Ходи» (группа ДДТ) есть строчка: «Твой чай пили СашБаш, Майк Науменко, Цой, теперь пришло наше время гасить отстой»
  • Юрий Наумов посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2-я)

Шаг из окна…
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» — Дмитрий «GARM» Левин[30]
    • «Русское поле» — Максим Касьянов
    • «Башлаблюз» — Илья Кузнецов и группа «Нравы Времен»
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф[31]
    • «Прощание» — Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» — Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» — группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Дороги» и «Просвистела» — Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» — Константин Кинчев (группа «Алиса»)
    • «Вороны» — Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» — группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» — исполнитель Decorator
    • «В тесте» — группа Серебро
    • «СашБаш» — Алексей Витаков
    • «Разведчик» — НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачёва» — Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» — Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» — Lounа
    • «Связной» — Максим Ляшко
    • «Выпадая из окна» — Зимовье Зверей

Поэтические посвящения[править | править код]

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачёва»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуба) «Манифест удивлённых»
  • Стихотворение (Иероглифа) «Памяти Александра Башлачёва»

Документальные фильмы[править | править код]

  • «Смертельный полёт» (студия «Вертов и Ко») (2005)
  • «Вечный пост» (режиссёр Александр Липницкий) (2006)
  • «Фильм к 60-летию Александра Башлачёва» (ИМА «Череповец») (2020)
  • Авторская программа «Те, с которыми я… Сергей Шнуров и Александр Башлачёв» (режиссёр Сергей Соловьёв) (2021)

Театр[править | править код]

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачёва.

17 февраля 2011 в санкт-петербургском Большом театре кукол состоялась премьера спектакля «Башлачёв. Человек поющий»[32].

В 2013 году московским театром МастерскаЯЮ поставлен спектакль «Все от винта!» по творчеству и биографии Александра Башлачева. Режиссер — ЯЮ.

14 июня 2014 в Центре современной драматургии в Екатеринбурге состоялась премьера спектакля «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад»[33].

Другое[править | править код]

После смерти Башлачёва в журнале «Юность» (по инициативе (А. Градского и Ю. Зерчанинова) были опубликованы несколько его стихотворений[34][35].

C 2007 года в Саратовской области проводится фестиваль авторской песни «Время колокольчиков». Имя ему дала песня Александра Башлачёва[36]. В 2008 году сцена «Время колокольчиков» появилась на Фестивале имени В. Грушина[37].

В 2020 году Александр Башлачёв посмертно получил премию Нашего радио «Чартова дюжина» в номинации «Легенда»[38].

Библиография[править | править код]

Посмертные издания:

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского. — Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. — 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др. — М., 1997. — 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. — М.: Время, 2005. — 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5
(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

Примечания[править | править код]

  1. Окуджава Б. Люблю оттого, что болит… // Огонёк (Москва). 1988. № 25. с. 24.
  2. Александр Николаевич Башлачев. Биографическая справка
  3. Татьяна Кокина-Славина «Зачем Гребенщиков носил с собой запасные джинсы и почему дамы обожали Башлачева» Архивная копия от 19 января 2011 на Wayback Machine // kokina.ru, 2010
  4. 1 2 3 Екатерина Борисова. Друг народа // FUZZ : Журнал. — 2003. — Вып. № 11. Архивировано 11 января 2012 года.
  5. 1 2 Фотография похорон, из бонус-трека фильма. Александр Башлачёв — фотогалерея. Йа-Хха. Авторский сайт Рашид Нугманова. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 19 августа 2011 года.
  6. 17 февраля 1988 года погиб поэт Александр Башлачев. Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 20 марта 2017 года.
  7. История про невостребованность Архивная копия от 20 апреля 2016 на Wayback Machine // Елена Кутловская, Независима газета 01.06.2007
  8. 1 2 Наумов, 2010.
  9. Сын музыканта Александра Башлачева покончил с собой. Дата обращения: 20 июня 2021. Архивировано 20 июня 2021 года.
  10. СМИ: в Москве погиб сын музыканта Александра Башлачева Архивная копия от 20 июня 2021 на Wayback Machine // РИА Новости
  11. Умерла тулячка Анастасия Рахлина, последняя жена рок-барда Александра Башлачева. Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 10 декабря 2019 года.
  12. Памяти монахини Иулиании (Анастасии Рахлиной). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано 28 декабря 2019 года.
  13. Семь кругов беспокойного лада (Трибьют), Александр Башлачёв mp3. musicmp3spb.org. Дата обращения: 1 ноября 2016. Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года.
  14. http://www.otdelenievyhod.ru/news Архивная копия от 31 мая 2015 на Wayback Machine К 55-летию Александра Башлачева выходит DVD «ЛДМ-87 / ДК МЭИ-88»
  15. Ошибка: обслуживание сайта было приостановлено Архивировано 28 октября 2015 года.
  16. Череповец Новый музей Александра Башлачева открывается в Череповце. Дата обращения: 9 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  17. Lenta.ru: Культура: Музыка: В Череповце начали собирать деньги на памятник Башлачеву. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  18. 1 2 Памятник Башлачёву (англ.). Архивировано 12 августа 2017 года. Дата обращения: 13 августа 2017.
  19. На здании филармонии в Череповце открыли бюст Александра Башлачёва. Дата обращения: 27 июня 2015. Архивировано 29 июня 2015 года.
  20. Телеканал «Санкт-Петербург» — Новости — Совесть русского рока. В Петербурге ищут возможность установить памятник СашБашу (А. Башлачеву). Дата обращения: 21 октября 2016. Архивировано 21 октября 2016 года.
  21. Планета. Planeta.ru. Дата обращения: 13 августа 2017. Архивировано 13 августа 2017 года.
  22. Шагги А., Осадчая И. Концерт памяти друга // Советская Молодёжь. — Рига, 1989. — 4 февраля.
  23. Адрес музея на портале «Наш Череповец». Дата обращения: 22 июля 2010. Архивировано 3 августа 2010 года.
  24. Cult-portal.ru Архивная копия от 2 апреля 2022 на Wayback Machine — Культурный портал творческого движения Палитра N, музыка, поэзия, кино, фотография, живопись, музей Башлачёва
  25. — Официальный сайт фестиваля «Сашин День». Дата обращения: 29 мая 2015. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года.
  26. Текст песни «Вершки и корешки» Архивная копия от 31 марта 2009 на Wayback Machine Егора Летова
  27. Текст песни «Это знает моя свобода» Архивная копия от 4 мая 2009 на Wayback Machine Егора Летова
  28. Текст песни «Про дома» Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine группы Адаптация
  29. Интервью К.Кинчева Архивная копия от 8 октября 2009 на Wayback Machine Лента.ру
  30. Дмитрий Быков. Один. Авторская передача. Эхо Москвы (8 июля 2017). Дата обращения: 1 августа 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
  31. Рок музыка. Дата обращения: 13 февраля 2012. Архивировано из оригинала 5 февраля 2012 года.
  32. Спектакль «Башлачёв. Человек поющий» Архивная копия от 6 декабря 2013 на Wayback Machine на сайте Большого театра кукол
  33. СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад. Центр имени Вс. Мейерхольда. Дата обращения: 21 января 2016. Архивировано 8 августа 2017 года.
  34. Лучше бы я стал строителем, а не певцом — Александр Градский — www.gradsky.com. www.gradsky.com. Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  35. «The fate of buffoon». Alexander Gradsky. «Youth», 1988. Дата обращения: 19 июля 2022. Архивировано 19 июля 2022 года.
  36. «Время колокольчиков» наступит в 12-й раз. Дата обращения: 29 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  37. Время колокольчиков. История одной сцены. Дата обращения: 29 мая 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.
  38. Победители ЧАРТОВОЙ ДЮЖИНЫ 2020 — НАШЕ Радио. www.nashe.ru. Дата обращения: 4 марта 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.

Литература[править | править код]

  • Пашков А.В. Башлачёв А.Н. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (9 декабря 2022).
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. — СПб.: Амфора, 2010. — 439 с.
  • Горбачев О. А. Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. — Елец, 2007
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв. Диссертация кандидата педагогических наук. — Самара, 1997
  • Белоногова А. В. Живой (статья в книге посвящений «Ставшему ветром») — М.СПб., 2011, при содействии издательства «Поматур», ISBN 978-5-91832-020-4
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. — Тверь, 2008
  • А. Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. — СПб.: Лимбус Пресс, 2011. — 469 с. ISBN 978-5-8370-0570-1
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л. Н. Дмитриевская. — М.: Русская школа, 2010. — 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Гавриков В. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ». 2011. — 634 с.
  • Гавриков В. А. В поэтической вселенной Александра Башлачёва: Монография. Москва; Калуга; Венеция: Bull Terrier Records, 2019. 260 с.
  • Мышкин Е. Космология Башлачева: песни русского посвященного. — Издательские решения, 2019. — ISBN 9785449610423
Дополнительная литература
  • Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2009. — С. 79. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
  • Меньшиков Т. В. Особенности русского национального сознания в творчестве А. Башлачёва // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4. — С. 231—233.
  • Евгений Додолев. «Неоконченный реквием» // «Взгляд». — Москва, 1992. — № 07. — С. 01.
  • Николаев А. И. Особенности поэтической системы А. Башлачёва
  • Николаев А. И. Словесное и до-словесное в поэзии А. Башлачёва
  • Жариков С. Башлачёв. Бремя колокольчиков. — Специальное радио (январь, 2003)
  • Орехов Б. В.  (башк.) (рус.. Силлабо-тонический стих А. Башлачёва // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2021. — С. 127—136. — ISSN 2414-0791.

Ссылки[править | править код]

  • Полная библиография Александра Башлачёва на сайте ФантЛаб
  • Александр Башлачёв. «Homo cantans»
  • Леонид Парфенов рассказывает Юрию Сапрыкину о Башлачеве на YouTube
  • Башлачёв, Александр Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
  • ЖЖ-сообществоbashlachev — сообщество «Башлачёв, Александр Николаевич» в «Живом Журнале»
  • Душа, сбитая в кровь // ‘Пространство души’ № 4, 2007 г. в eparhia-saratov.ru — «Православие и современность»
  • Александр Башлачёв. Весь Башлачёв на booksite.ru
  • 25 лет без Башлачева // Радио «Свобода», 17 февраля 2013
  • Проводник по чёрным дырам. (27 мая Александру Башлачёву исполнилось бы 54 года) // Частный Корреспондент, 27 мая 2014
  • Ревякин о Башлачеве (видео)
  • Сборник посвящений «Александру Башлачеву. Ставшему ветром» в Живом Журнале
  • К 60-летию Александра Башлачева [1] [2] // РФИ / Радио «Свобода», май 2020
  • Александр Башлачев — Смертельный полёт (д/ф, 2005, РТР)
  • Башлачев Александр. Из цикла «Как уходили кумиры» (д/ф, 2011) на YouTube
  • Лев Наумов. «Гиперион» — книга об А. Башлачёве, 11.10.2014 на YouTube
  • Летов и Башлачёв — совместный проект «Такие Дела» и «Яндекс.Музыки»

Добавить комментарий