Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Виды биения колеса и их последствия
- 5 основных причин, почему бьет колесо при езде
- Биения колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
- 7 дополнительных причин биения колеса при езде
- Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
Когда бьет колесо при езде, то водителя это заставляет беспокоиться. Его прямая обязанность – внимательно следить за состоянием своего железного товарища, и этот фактор точно не может остаться без внимания, ведь от него зависит его собственная безопасность.
Если вы хотите узнать основные причины биения колеса на малой, большой скорости и при торможении, а также разобраться, что в этих случаях можно сделать, читайте нашу статью до конца. Мы даем не только советы, но и приводим отзывы реальных автовладельцев на этот счет.
Виды биения колеса и их последствия
Биение колеса – это отклонение его диска от оси во время езды. При этом различают осевое и радиальное смещение. Водитель отмечает появление ударов или вибрации. Причем при возрастании скорости явление это становится все отчетливее.
Разберемся в видах биения колеса при езде более тщательно.
- Осевое биение представляет собой сдвиг диска в горизонтальном направлении. Одним словом, это можно описать как колесо «восьмеркой». Причина явления заключается в неравномерном распределении массы колеса по плоскости.
- Радиальное биение обусловлено статическим дисбалансом. Иными словами, форма колесного диска изменяется с идеального круга на овал. Поэтому во время езды автомобиль начинает колебаться вверх-вниз.
Актуально владеть информацией о возможных последствиях рассматриваемых дефектов. Результатом осевого биения колеса при езде могут быть такие неполадки, как:
- выход из строя ходовой и рулевого управления;
- неравномерный износ протектора, что делает относительно новую покрышку непригодной для эксплуатации.
Сравнение цен актуально на 15.05.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 528.78 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 906.86 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Результаты воздействия радиального биения на автомобиль примерно такие же, но больше всего в данном случае страдает подвеска.
Выделяют статический и динамический дисбаланс. Они различаются, прежде всего, по методу ликвидации дефекта.
Статический дисбаланс возникает, когда вращающий момент вызывает неуравновешенная масса на колесе. Простыми словами, вращение без затруднений возможно до тех пор, пока неуравновешенная масса не займет крайнее свое положение. Поэтому колесо совершает маятникообразные движения.
Динамический дисбаланс обусловлен наличием неуравновешенности по ширине. Это можно заметить только на вращающемся диске. При наличии дефекта ось вращения колеса отличается от центральной оси инерции. Между этими двумя осями есть вполне различимый угол. Из-за наличия двух центров массы в различных частях диска наблюдается динамический дисбаланс. При езде такое колесо бьет, так как на него действуют направленные в противоположные стороны центробежные силы.
5 основных причин, почему бьет колесо при езде
- Дисбаланс колеса
Самое простое проявление вибрации колеса. Выражается в неравномерном вращении, с явно заметными рывками, что будет передаваться на кузов и руль в виде вибрации. Чаще всего дисбаланс заметен на скоростях от 80 до 120 км/ч. В данном вопросе существенную роль играет конструкция автомобиля. К примеру, одной модели хватит и 10–15 г для появления вибрации на рулевом механизме и кузове. Другая же спокойно переносит дисбаланс в 60–100 г.
Дефект появляется после установки новых шин, неправильной балансировки, как последствия преодоления ям на дороге, а также после повреждения шины из-за нарушения правил ее эксплуатации. Пагубно воздействуют на резину долгий простой машины, стоянка автомобиля на спущенных шинах. Случается, что при посещении автомойки с колес смывают балансировочные грузики.
Чтобы устранить проблему, достаточно корректно отбалансировать проблемное колесо.
- Воздействие на обод колеса снега и грязи
Нередка и другая жизненная ситуация. После преодоления заснеженных участков дороги бьет переднее колесо при езде на скорости 50–70 км/ч. Какова же причина этого?
В данном случае виновником дисбаланса является налипший снег. Из-за него в комплексе диск-шина изменился центр масс, и при вращении теперь оно отклоняется от идеальной окружности.
Рассмотрим скорость 50 км/час. Например, автомобиль Toyota LC200 оснащен стандартными покрышками 285/55R20. При заданной скорости эти шины делают 5,3 оборота каждую секунду. Попытайтесь представить эту впечатляющую скорость, с которой вращается полностью собранное колесо.
Более того, во время вращения на шину и диск не должно попасть что-то, способное существенно изменить стандартизированные показатели.
Можно сказать, что снег и грязь способны вызывать такой же эффект, как нарушенная балансировка. Однако в данном случае вибрация может быть более сильной. При езде по грунтовым дорогам на колеса налипает грязь, снег можно подцепить при преодолении сугробов или стоянки в заснеженных местах.
Случается, что водитель не понимает, как может небольшое количество снега вызвать биение переднего колеса при езде на скорости от 60 км/ч и выше. Между тем объясняется все очень просто. В среднем во время балансировки на колесо прикрепляют грузики от 20 до 60 грамм. Между тем вес куска льда или грязи, налипшего на половине окружности диска слоем до 2-3 см, значительно больше.
Бывает и так, что снег или грязь достаточно одинаково распределяются по окружности колеса, и никакого дисбаланса не возникает. Однако затем во время мытья машины загрязнение смывается только с части колеса. Вот тогда отмечается очень сильная вибрация.
Для исправления ситуации нужно тщательно очистить колесо от загрязнений. Эту проблему с радостью решат на автомойке, удалив с обода грязь и снег. Однако в некоторых моделях колес промывка обода без демонтажа существенно затруднена.
- Искривленный диск
При повреждении диска в результате наезда на препятствие или попадания в аварию величина дефекта напрямую влияет на силу вибраций, вызываемых им на кузове и рулевом механизме.
Чаще всего вместе с деформацией колеса вследствие удара ухудшается его дисбаланс. При езде такие колеса бьют так же, как и неотбалансированные.
Выход 1 – при небольших деформациях, составляющих 1-2 мм в осевую или радиальную сторону, проблема решается тщательной балансировкой колеса.
Выход 2 – ремонт диска. Это более правильный путь. Работу производят на специальных стендах, дающих возможность довести геометрические параметры литых и стальных дисков до стандартных.
Внимание! Ремонт диска колеса при помощи молотка и других бытовых инструментов недопустим. Иначе велика вероятность нанести диску еще больше повреждений, с которыми не справятся даже на сервисе. Практика показывает, что чаще всего удары наносят неточно, а посадочные места шины и вовсе не удается исправить кустарными методами, особенно это присуще стальным дискам.
- Отсутствие центровки колеса на ступице
Если отсутствует центровка колеса на ступице, то колесо при езде бьет так же, как и при дисбалансе. При этом вибрация зачастую еще более сильная и появляется даже на малой скорости. Проблема присуща неоригинальным дискам, у которых диаметр посадочного отверстия зачастую превышает диаметр выступающего элемента ступицы на 1 мм или более.
Эта проблема может быть обнаружена своими силами. Нужно поднять автомобиль около исследуемого колеса, значительно ослабить затяжку колесных болтов и, прижав колесо к ступице, покачать его вниз и вверх, прислушиваясь к наличию люфта. При отсутствии каких-либо перемещений колеса следует поискать источник проблемы в другом месте. Если же наблюдается люфт от 1 мм, то, вероятнее всего, причина найдена.
Устранить этот дефект можно при помощи использования центровочных колец. Нередко решают заменить диск или же пытаются как можно точнее установить его на ступицу вручную и равномерно затянуть болты.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
4 366.76 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 582.38 ₽
Быстрый просмотр
Средняя цена по рынку
5 193 ₽
- Деформированные шины
Правильная геометрия шин нарушается в результате двух обстоятельств. Первое – это заводской брак в покрышке. Второе – это повреждение как итог неправильного использования. Например, длительный простой транспорта, стоянка при спущенном колесе, езда на шинах с неправильным давлением, перегрузка автомобиля, использование несоответствующих сезону покрышек, наезд на дорожные препятствия и ямы.
Если провал протектора был вызван продолжительным нахождением колеса в спущенном состоянии, то есть еще вероятность, что покрышка раскатается и примет первоначальные размеры. При движении такие шины ведут себя как неотбалансированные.
Исправить ситуацию можно, повторив процедуру балансировки проблемного колеса.
Случается, что на протекторе появляются радиальные грыжи или шишки. Эти дефекты быстро растут и лысеют. Не существует способа отремонтировать данные повреждения. Наиболее подвержены возникновению таких неприятностей шины NOKIAN, чаще зимние. На руле вибрация отдается как покачивание в разные стороны. Если же шина с дефектом расположена на задней оси, то ощущается нечто похожее на пританцовывание автомобиля, уже начиная со скорости 10–20 км/ч.
Для устранения проблемы необходима дефектовка и замена шин.
Биение колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
Разберемся теперь, почему бьет переднее колесо при езде. Можно разбить все движение машины на три основных режима:
- на небольшой скорости;
- на значительной скорости;
- во время торможения.
1. На малой скорости колесо может бить по нескольким причинам. Выделим самые существенные из них, а именно:
- появление на шине неровностей, шишек и выпуклостей;
- внутренний износ покрышки;
- всевозможные дефекты диска;
- неотбалансированное колесо.
2. Если появляется биение колеса при езде на большой скорости, тут явно нарушена балансировка. Например, причиной может стать налипшая на колесо грязь. Ситуация вполне частая после передвижения по грунтовым дорогам. Похожий эффект создает налипший на колесо лед и снег. Также биение может быть спровоцировано окатышами, появившимися внутри шины.
3. При торможении возникновение биения может быть обусловлено такими обстоятельствами:
- отсутствием балансировки колес;
- поломкой подшипника;
- деформацией тормозных дисков.
Биение колес спереди проявляется в большей мере. Стоит подчеркнуть, что эксплуатировать автомобиль с биением на колесах опасно. Это не только неприятная вибрация, но и преждевременный износ дисков, покрышек и деталей подвески. А это, в свою очередь, чревато потерей устойчивости транспортного средства, что может спровоцировать аварию.
Биение колес на задней оси меньше влияет на надежность управления автомобилем. Нередко возникает вопрос: «Нужно ли проводить балансировку задник колес?» Несомненно, нужно! Наличие дисбаланса, независимо от места установки, вызывает быстрый износ шин. Биение задних колес также способно натворить немало бед. Самое главное последствие – сокращение срока службы диска и деталей подвески. А потому нужно уделить внимание и задним колесам.
7 дополнительных причин биения колеса при езде
Наиболее частыми виновниками появления вибрации на рулевом механизме и корпусе авто оказываются именно колеса. Проблемы эти давно изучены, как и методы их устранения. Но бывают и другие причины возникновения вибраций. Приведем в кратком виде наиболее распространенные из них, в основном касающиеся ходовой. Эти причины также поддаются диагностике и ремонту.
- Биение шарниров равных угловых скоростей и приводных валов.
- Биение карданных валов (часто из-за изношенной крестовины).
- Вибрация из-за тормозных дисков.
- Критический износ шарниров и резиновых соединений в подвеске.
- Биение из-за подклинивания тормозов.
- Неполадки в механизме трансмиссии (КПП).
- Коррозия и грязь, попавшие между колесом и ступицей или между ней и тормозным диском (чаще всего бывает после неаккуратных ремонтных работ).
Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
- Требуется поменять поворотный кулак со ступицей.
«Проблема решается заменой поворотного кулака со ступицей, в качестве нового лучше выбрать контрактный. Других причин для стука там нет».
- Возможно, дело в плохо запрессованном подшипнике.
«Вероятнее всего, переднее колесо при езде бьет из-за неровной запрессовки подшипника. Также может быть сильно изношено его посадочное место. Ступица вполне допускает до пяти замен подшипника. Однако неаккуратной его посадки достаточно для появления биений. А вот сам вал деформировать очень сложно, ведь он большого диаметра и короткий. Согнуть его нереально».
- Причина в грязи между дисками.
«Подвешиваешь переднюю часть машины и снимаешь колесо. После чего раскручиваешь ступицу двигателем. При биении тормозного диска его тоже демонтируешь. Снова раскручиваешь ступицу. При наличии биений ее нужно заменить.
Предположу, что, скорее всего, виноваты неумелые руки или загрязнение между диском и ступицей.
Поэтому первым делом снимаем колесо и тормозной диск. Далее все места контактов чистим корщеткой. Если данных мер оказалось недостаточно, возвращаемся к предыдущему посту».
- Диск на ступице сидел неплотно, отсюда и вибрация.
«Встречал штампованные диски, где посадочное место для ступицы изготавливалось методом штамповки под прессом. В результате по краям наблюдался технологический буртик. Из-за этого диск не прилегал плотно к ступице и во время затяжки болтов смещался. При езде появлялось биение и очень сильная вибрация. На стенде этот диск проходил балансировку, но стоило повернуть его на оси станка – и процедуру нужно было начинать сначала.
Хорошим решением в данном случае будет исследование диска и шины на наличие биения при помощи индикаторной стойки».
Содержание
- Диагностика дисбаланса колес
- Причины вибрации колес
- Как найти и устранить источник вибрации
- Заключение
Плавное движение по дорожному покрытию на необходимой скорости, комфорт пассажиров и перевозимых транспортом грузов одно из основных требований к конструкциям автомобилей. В реальности сложные системы, приводящие автомобиль в движение, подчиняясь физическим законам, создают дисбалансы и вибрации между собой, колесами и дорогой.
Вибрация колес неприятно снижает комфорт движения и опасна тем, что непредсказуемо действует на управляемость автомобиля. В зависимости от проявляемых признаков, причинами вибрации, ритмического биения колес, является статический или динамический дисбаланс автомобильных деталей. Причины и следствия данных явлений рассмотрим подробнее в нашей статье.
от 3 000 до 5 000 руб.
31.16%
от 5 000 до 8 000 руб.
24.77%
от 8 000 до 13 000 руб.
14.59%
от 13 000 до 20 000 руб.
7.99%
Проголосовало: 2741
Диагностика дисбаланса колес
Биением колеса называется смещение траектории его движения при направлении по курсу. Смещение может происходить в вертикальной или горизонтальной оси вращения, и при значительной частоте создавать вибрации. Динамический дисбаланс начинает ощущаться с набором скорости, и повторяется с определенным периодом в расстоянии или времени. Статический дисбаланс проявляется при нажатии на тормоз.
Периодичность повторений является признаком неисправности и одновременно частично диагностирует причину биения.
По поведению автомобиля на скорости или при торможении с большой вероятностью можно предположить вероятные причины биения колеса:
- Вибрация при разгоне создается дисбалансом колес, незатянутыми болтами креплений, разницей в давлении в шинах, неравномерным износом протектора колес.
- Вибрация колеса при 20км/ч говорит о вероятном повреждении покрышки или нарушении геометрии диска. Вибрация затихает с увеличением скорости, так как сила инерции автомобиля прижимает мягкую резину к дорожному полотну.
- Биение колеса при 70км/ч может быть причиной нарушений в работе кардана, поломка выхлопной трубы, ослабление креплений шкивов, приводов вентилятора, генератора, ступичных подшипников, ШРУСов и других видов распределения и передачи тягового усилия на колеса.
- При 90 или 120км/ч к резонансу приводит какой-либо из дефектов колесной системы:
- смещение центра массы колеса,
- неравномерный износ покрышки,
- нарушение геометрии шины или диска,
- неточная центровка диска на ступице.
Разница в проявлении резонанса с увеличением скорости происходит из-за размеров колеса, при больших диаметрах биение ощущается позже.
- Биение колеса при торможении связано с деформацией тормозных дисков или суппортов колес, формой тормозных барабанов, заклиниванием цилиндров, нарушениями работы ABS или распределителя тормозных усилий.
Качество дорожного полотна и постепенный износ деталей могут привести к незаметным при внешнем визуальном осмотре поломкам соединений – разрушению ШРУС, деформации приводных валов, ускорить износ кардана и крестовины, повлечь за собой неисправность трансмиссии. Нередко причиной вибраций, смещения центров массы является нарушение аэродинамики автомобиля – повреждения элементов кузова или установка дополнительных аксессуаров.
Читайте также: Как сделать звук в салоне потише, если громко шумит резина
Для подтверждения предположений нужно провести тщательный осмотр видимых внешних частей систем и конструкций автомобиля. Скрытые причины можно обнаружить, если поднять машину на домкрате, открутить болты крепления и проверить наличие коррозии, загрязнений или люфта в прилегании деталей. Если такой возможности нет, самое правильное решение посетить СТО и провести диагностику автомобиля на стенде.
Причины вибрации колес
В свою очередь, перечисленные нарушения в движении колес происходят колеса по различным причинам, среди которых:
- налипшая и заледеневшая грязь или снег на ободе может создавать дисбаланс и биение
- неравномерность размещения тяжелых грузов в кузове автотранспорта
- коррозия или грязь на внутренней стороне диска создают неровности прилегания к ступице, что приводит к вибрации на скорости
- неравномерный износ протектора, разная степень износа резины на разных осях может создавать вибрации.
- вследствие длительной стоянки спустило колесо, что приводит к дисбалансу в движении.
Перечисленные причины дисбаланса являются объективными условиями эксплуатации, отсутствием регулярного ухода за колесной системой.
Опустили цены ниже нижнего
Получите дополнительную скидку 3%
по промокоду “блог” и покупайте шины и диски по самому низу
Последствия происшествий на дороге, необязательно зафиксированных, которые часто приводят к повреждению частей ходовой или их разбалансировке:
- удары по ходовой части на неровностях дорожного покрытия ведут к нарушениям геометрии шины или диска, что создает дисбаланс движения
- после наезда в яму на скорости нарушается балансировка ходовой части
- повреждения элементов подвески, ступицы, или тормозного суппорта могут вызывать биение
Вибрации могут проявляться в результате ошибок при перестановке колес, самостоятельного неумелого ремонта, при оказании услуг на сервисе. Причины того, что после замены колес машину трясет, могут быть следующие:
- нарушена центровка колеса, крепления диска на ступице,
- смещение центра массы колеса из-за потери балансировочных грузиков,
- использование центровочных колец неправильных размеров или пластиковых,
- неправильная установка запасного колеса на ось, дисбаланс на оси.
Необходимость точного совпадения размеров центрального отверстия диска и ступицы, типоразмеров резины и диска мы подробно описывали в нашей статье.
Читайте также: Как выбрать колесные диски и не ошибиться
Как видим из перечисленного, основными причинами вибрации или биения колес чаще всего бывают нарушения геометрии или разбалансировка колес и дисков из-за нарушений условий использования, вызванные механическими повреждениями колес или ходовой, или ошибками монтажа при смене колес.
Как найти и устранить источник вибрации
Первое, что хочется и нужно сделать при появлении вибраций колеса – определить источник, в каком месте и какая деталь создает биение.
Прежде всего проверить, откуда исходит дребезжащий звук. Важно заметить моменты начала и завершения вибрации, и скорость и режимы движения (по прямой, на повороте, при старте или торможении) в эти моменты.
Это локализует поиски неисправности и поможет быстрее установить причины тряски.
Поскольку большинство вибраций колеса сохраняется в широком диапазоне скоростей, легче всего искать причину, действуя методом исключения от наиболее легко устраняемой до самой сложной.
- Проверка статического дисбаланса.
Начинайте с предположения о дисбалансе колес:
- проверяете состояние покрышек, наличие застрявших в протекторе камней или гвоздей, повреждений резины по всей площади шины, микротрещины
- замеряете давление в каждом колесе и сверяете с рекомендациями производителя
- убеждаетесь в наличии креплений, затянутости гаек и болтов в нужных местах
- очищаете от налипшей грязи шину, диск и пространства прилегания друг к другу и ступице
Переходите к проверке автомобиля на появлении вибрации до начала движения на скорости.
Для этого включаете двигатель и прогреваете до рабочей температуры. На этом этапе исключены неисправности подвески и тормозной системы, вибрация при холостой работе может появиться по причинам, связанным с работой двигателя или выхлопной системы. Что, кстати, совсем даже не исключено.
Если в статическом режиме вибрации колеса и тряска не обнаружены, тестируете режимы движения.
- Источники биения колеса в разных режимах движения
Источником вибрации при прямолинейном движении на низкой скорости может быть износ наконечников рулевых тяг, шарниров рулевой рейки или шаровой опоры. Точно определить источник такой неисправности сложно, при езде по неровной дороге или люфт в рулевом колесе можно услышать стук. Уточнить можно, поддомкратив колесо, подвесить его – при износе наконечников будет заметно покачивание, которого не должно быть.
На средних скоростях источником вибраций может быть нарушение работы кардана, ступичного подшипника. Они будут хорошо прослушиваться при работе с нагрузкой, при переключении передач в МКПП. В автоматах вибрации на средних скоростях заметны во время разгона, могут быть связаны с проблемами гидротрансформатора.
Читайте также: Идеальная пара: автомобиль и омологация шин
На скорости более 100 км/час вибрации незакрепленных и плохо прилегаемых деталей подвески исчезают, ощущаются вибрации от нарушений общего аэродинамического баланса. Источником звука могут быть различные дополнительные детали, как багажник, дополнительный бампер, дефлекторы и другое навесное оборудование. На большой скорости снова слышны искривления дисков или повреждения резиновых покрышек. При таких вибрациях необходимо провести балансировку колес и проверить состояние протектора.
- Вибрации при поворотах и разгоне
Если все предыдущие проверки источников вибрации не дали результата, возможно, он проявит себя при ускорении. Причиной тряски в таком режиме может стать износ опор двигателя или коробки передач. Точно установить причину можно, сняв двигатель с подушек, осмотреть опоры на наличие трещин и расслоения резинового слоя. Если вы уверены в своих действиях, и сможете восстановить все как было, можно сделать это в домашней мастерской. Дефекты КПП можно определить при разборке последней.
Надежнее доверить эту работу опытному мастеру на СТО, мы лишь указываем, что может быть источником тряски при разгоне.
Хруст при повороте может означать износ ШРУСов, с этой проблемой также надо обращаться в мастерскую к специалистам.
- Торможение и биение колес
Биение колес при торможении свидетельствует о неисправностях в этом отделе, неплотном прилегании суппортов, износе тормозных колодок. Убедиться в необходимости их замены можно вывешиванием колеса и измерением толщины барабанов, колодок и дисков. Если окажется что все детали в исправном рабочем состоянии, подозрение падает на гидропривод тормозной системы.
- Не подходит ни одна причина вибрации?
Итак, вы проверили все системы автомобиля на прилегание и исправность и износ, а тряска в автомобиле не прекратилась? Отличная новость, вы продиагностировали и отремонтировали ваш автомобиль! После выполнения замены тормозных колодок и дисков, проведения балансировки колес, замены кардана и прочих манипуляций не стоит удивляться, что новые рабочие поверхности не сразу притерлись, и слегка жестковато дребезжат. Эти вибрации могут проявляться несколько десятков километров, и постепенно исчезнут.
Заключение
Дисбаланс колес может отражаться вибрациями на рулевом управлении или кузове, создавая неуправляемость и потерю курсовой устойчивости автомобиля И наоборот, источники и причины вибрации колеса часто находятся совсем не в колесной системе, но влияют на управляемость и устойчивый курс автомобиля.
По статистике, 80% вибраций происходят из-за разбалансировки колесной системы,15% связано с неисправностями ходовой и подвески, 5% поломки, касающиеся двигателя и моторного отсека.
Работающие под нагрузкой детали автомобильных систем в местах прилегания создают вибрации вследствие своей деформации или износа. Основная опасность заключается в их несвоевременной замене, она приводит к перераспределению нагрузок на не рассчитанные на силовую работу элементы конструкций, создавая непредвиденные риски их внезапного выхода из строя. Своевременное устранение источников биения колес снизит эксплуатационные расходы, неприятные шумы, вероятность преждевременного износа деталей подвески.
Читайте также: Как выявить и предупредить износ шин, чтобы они прослужили дольше
Начинать движение на автомобиле с неустановленной причиной вибрации колес категорически не рекомендуется, это грозит потерей управления автомобилем в любой момент. Необходимо осмотреть состояние резины и дисков, проверить надежность крепления диска к ступице болтами и положение центрирующих колец, если они установлены. Изучив симптомы вибрации и предполагаемые причины, можно двигаться в направлении СТО.
Вибрации автомобиля являются источником создания дополнительного шума, и этот дискомфорт не самый важный фактор.
Внутренние органы человека неприятно резонируют при совпадении с частотой биения механизма. Вибрирующие колеса требуют дополнительной концентрации водителя на управлении, а дисбаланс может привести к полной потере контроля автомобиля.
Что такое биение колеса и как его можно определить?
Биение колеса – это состояние, когда колесо при вращении не равномерно распределяет вес. Определить биение колеса можно по характерному стуку или вибрации автомобиля во время движения.
Какие могут быть причины биения колеса?
Причинами биения колеса могут быть: неравномерный износ шин, неправильная балансировка колес, повреждение дисков, искривление оси колеса, плохое качество дорожного покрытия.
Каковы последствия езды на автомобиле с бьющимся колесом?
Езда на автомобиле с бьющимся колесом может привести к ухудшению управляемости автомобиля, повышенному расходу топлива, неравномерному износу шин, повреждению подвески и другим серьезным проблемам.
Какие методы устранения биения колеса можно использовать в домашних условиях?
В домашних условиях можно устранить биение колеса путем правильной балансировки колес, замены поврежденных деталей, регулировки углов установки колес и проверки качества дорожного покрытия.
Какие методы устранения биения колеса можно использовать на СТО?
На СТО можно устранить биение колеса при помощи специального оборудования, такого как балансировочные стенды, и при помощи квалифицированных специалистов.
Можно ли самостоятельно проверить балансировку колес и как это сделать?
Да, можно самостоятельно проверить балансировку колес. Для этого нужно установить колесо на балансировочный стенд и провести проверку, используя специальное оборудование.
Каким образом неправильная установка дисков может привести к биению колеса?
Неправильная установка дисков может привести к биению колеса из-за неравномерного распределения веса и создания дисбаланса при вращении колеса.
Как часто нужно проверять балансировку колес?
Рекомендуется проверять балансировку колес каждые 10 000 км пробега, а также после замены шин и дисков.
Может ли биение колеса быть признаком более серьезных проблем с автомобилем?
Да, биение колеса может быть признаком более серьезных проблем с автомобилем, таких как повреждение подвески, износ деталей передней или задней оси, а также проблемы с рулевым управлением. Поэтому в случае биения колеса рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту для диагностики автомобиля и устранения возможных проблем.
Как можно избежать биения колеса при замене шин?
Биение колеса является серьезной проблемой, которая может привести к опасным ситуациям на дороге. Поэтому важно регулярно проверять состояние колес и подвески автомобиля, а также следить за правильной установкой дисков и шин. Если вы заметили биение колеса, то рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту для диагностики и устранения проблемы. Это позволит сохранить безопасность на дороге и продлить срок эксплуатации автомобиля.
05.05.2021
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Виды биения колеса и их последствия
- 5 основных причин, почему бьет колесо при езде
- Биения колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
- 7 дополнительных причин биения колеса при езде
- Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
Когда бьет колесо при езде, то водителя это заставляет беспокоиться. Его прямая обязанность – внимательно следить за состоянием своего железного товарища, и этот фактор точно не может остаться без внимания, ведь от него зависит его собственная безопасность.
Если вы хотите узнать основные причины биения колеса на малой, большой скорости и при торможении, а также разобраться, что в этих случаях можно сделать, читайте нашу статью до конца. Мы даем не только советы, но и приводим отзывы реальных автовладельцев на этот счет.
Виды биения колеса и их последствия
Биение колеса – это отклонение его диска от оси во время езды. При этом различают осевое и радиальное смещение. Водитель отмечает появление ударов или вибрации. Причем при возрастании скорости явление это становится все отчетливее.
Разберемся в видах биения колеса при езде более тщательно.
- Осевое биение представляет собой сдвиг диска в горизонтальном направлении. Одним словом, это можно описать как колесо «восьмеркой». Причина явления заключается в неравномерном распределении массы колеса по плоскости.
- Радиальное биение обусловлено статическим дисбалансом. Иными словами, форма колесного диска изменяется с идеального круга на овал. Поэтому во время езды автомобиль начинает колебаться вверх-вниз.
Актуально владеть информацией о возможных последствиях рассматриваемых дефектов. Результатом осевого биения колеса при езде могут быть такие неполадки, как:
- выход из строя ходовой и рулевого управления;
- неравномерный износ протектора, что делает относительно новую покрышку непригодной для эксплуатации.
Результаты воздействия радиального биения на автомобиль примерно такие же, но больше всего в данном случае страдает подвеска.
Выделяют статический и динамический дисбаланс. Они различаются, прежде всего, по методу ликвидации дефекта.
Статический дисбаланс возникает, когда вращающий момент вызывает неуравновешенная масса на колесе. Простыми словами, вращение без затруднений возможно до тех пор, пока неуравновешенная масса не займет крайнее свое положение. Поэтому колесо совершает маятникообразные движения.
Динамический дисбаланс обусловлен наличием неуравновешенности по ширине. Это можно заметить только на вращающемся диске. При наличии дефекта ось вращения колеса отличается от центральной оси инерции. Между этими двумя осями есть вполне различимый угол. Из-за наличия двух центров массы в различных частях диска наблюдается динамический дисбаланс. При езде такое колесо бьет, так как на него действуют направленные в противоположные стороны центробежные силы.
Способы решения проблемы
Какими бы ни были причины биения руля, надо провести качественную диагностику и устранить проблемы. Это даст возможность избежать дорогого ремонта, а главное — предотвратить ДТП!
Если бьёт руль на малой скорости, действуют так:
- проверяют чистоту колесных дисков;
- проверяют балансировку, крепления болтов на колесах;
- тестируют диски на деформацию;
- проверяют качество резины;
- диагностируют подвеску;
- исследуют тормозные диски и барабаны;
- проверяют крепление двигателя;
- пробуют качество приводного вала.
Колесные диски легче и быстрее прочистить на автомойке. Струя воды собьёт накопившуюся грязь. Побейте по диску каким-нибудь предметом, снизив амплитуду вибраций руля, чтобы безопасно доехать до мойки или сервиса.
Балансировку проводите в шиномонтажке. Отбалансируйте все 4 колеса, особенно если бьет руль на малой скорости. Заодно устраните деформацию колесных дисков, придать им начальную форму на рихтовочном станке.
Дефектную резину замените. Восстановить не получится — придётся покупать новые шины и монтировать, согласно канонам грамотной балансировки.
Биение руля на скорости из-за неисправной подвески или рулевого механизма «лечится» путём разборки ходовой, осмотра деталей и устранения проблемы. Чаще остальных ломаются гранатки (ШРУС), резинометаллические шарниры, рулевые втулки.
Устранить биение, возникающее при торможении, удастся на СТО. Станком протачивают и восстанавливают поверхность тормозных дисков, если степень износа мала.
Биение руля на скорости лучше не устранять самостоятельно. Только в автосервисах точно определят причину поломки и устранят её. Большинство мастерских работает с конкретными марками авто, лучше разбираются в специфике моделей, знают характерные «болячки» и умеют быстро их распознавать.
К сожалению, большинство владельцев автомобилей считают, что вибрация автомобиля и биение руля непременно означают, что им просто необходимо отбалансировать колёса своей машины. Но это далеко не всегда так, хотя нарушенная балансировка колёс – одна из наиболее частых причин появления такой вибрации на руле или всей машины.
Проблема ещё и в том, что вибрация руля (как и всего автомобиля) – это не только одна из самых распространённых, но и одна из самых надоедливых проблем. Более того, она часто подкрадывается к нам постепенно и незаметно – пока в один прекрасный день мы не начинаем понимать, что руль на скорости или при торможении бьёт уже достаточно сильно, и это отдаётся на всей машине, но понимаем, что уже привыкли к этому и потому не спешим в специализированный сервис или шиномонтаж устранять проблему.
Но, скорее всего, Вы в это время задавали себе вопрос, что же это значит, если Ваш автомобиль вибрирует, в чём причины биения руля? И, несмотря на то, что у этого существует целый ряд причин, разобраться в проблеме, скорее всего, будет возможно и без прибегания к большим тратам денег. Тем не менее, установив причину биения, возможно, придётся потратиться на ремонт и устранение причин такой вибрации. Также мы должны понимать, что в долгосрочной перспективе это нам даст существенную экономию в связи с выходом из строя тех или иных элементов рулевого управления или подвески.
Биение колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
Разберемся теперь, почему бьет переднее колесо при езде. Можно разбить все движение машины на три основных режима:
- на небольшой скорости;
- на значительной скорости;
- во время торможения.
1. На малой скорости колесо может бить по нескольким причинам. Выделим самые существенные из них, а именно:
- появление на шине неровностей, шишек и выпуклостей;
- внутренний износ покрышки;
- всевозможные дефекты диска;
- неотбалансированное колесо.
2. Если появляется биение колеса при езде на большой скорости, тут явно нарушена балансировка. Например, причиной может стать налипшая на колесо грязь. Ситуация вполне частая после передвижения по грунтовым дорогам. Похожий эффект создает налипший на колесо лед и снег. Также биение может быть спровоцировано окатышами, появившимися внутри шины.
3. При торможении возникновение биения может быть обусловлено такими обстоятельствами:
- отсутствием балансировки колес;
- поломкой подшипника;
- деформацией тормозных дисков.
Биение колес спереди проявляется в большей мере. Стоит подчеркнуть, что эксплуатировать автомобиль с биением на колесах опасно. Это не только неприятная вибрация, но и преждевременный износ дисков, покрышек и деталей подвески. А это, в свою очередь, чревато потерей устойчивости транспортного средства, что может спровоцировать аварию.
Биение колес на задней оси меньше влияет на надежность управления автомобилем. Нередко возникает вопрос: «Нужно ли проводить балансировку задник колес?» Несомненно, нужно! Наличие дисбаланса, независимо от места установки, вызывает быстрый износ шин. Биение задних колес также способно натворить немало бед. Самое главное последствие – сокращение срока службы диска и деталей подвески. А потому нужно уделить внимание и задним колесам.
Нарушенная балансировка из-за грязи или снега
Одна из наиболее вероятных причин заключается в том, что в диск просто забивается грязь или снег – в этом случае биение появляется временно, может прекратиться буквально сразу после набора скорости и не появиться вновь или же после нескольких минут поездки. Определить наличие грязи легко в случае литых дисков и достаточно тяжело в случае стальных дисков (у которых, как правило, вентиляционные отверстия довольно небольшие, да ещё и декоративные колпаки могут мешать обзору) – грязь обычно концентрируется с внутренней стороны диска.
Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
- Требуется поменять поворотный кулак со ступицей. «Проблема решается заменой поворотного кулака со ступицей, в качестве нового лучше выбрать контрактный. Других причин для стука там нет».
- Возможно, дело в плохо запрессованном подшипнике.
«Вероятнее всего, переднее колесо при езде бьет из-за неровной запрессовки подшипника. Также может быть сильно изношено его посадочное место. Ступица вполне допускает до пяти замен подшипника. Однако неаккуратной его посадки достаточно для появления биений. А вот сам вал деформировать очень сложно, ведь он большого диаметра и короткий. Согнуть его нереально». - Причина в грязи между дисками.
«Подвешиваешь переднюю часть машины и снимаешь колесо. После чего раскручиваешь ступицу двигателем. При биении тормозного диска его тоже демонтируешь. Снова раскручиваешь ступицу. При наличии биений ее нужно заменить.Предположу, что, скорее всего, виноваты неумелые руки или загрязнение между диском и ступицей.
Поэтому первым делом снимаем колесо и тормозной диск. Далее все места контактов чистим корщеткой. Если данных мер оказалось недостаточно, возвращаемся к предыдущему посту».
Рекомендуем
«Бьет колесо при торможении: не обращать внимания или бежать в сервис» Подробнее
- Диск на ступице сидел неплотно, отсюда и вибрация.
«Встречал штампованные диски, где посадочное место для ступицы изготавливалось методом штамповки под прессом. В результате по краям наблюдался технологический буртик. Из-за этого диск не прилегал плотно к ступице и во время затяжки болтов смещался. При езде появлялось биение и очень сильная вибрация. На стенде этот диск проходил балансировку, но стоило повернуть его на оси станка – и процедуру нужно было начинать сначала.Хорошим решением в данном случае будет исследование диска и шины на наличие биения при помощи индикаторной стойки».
Деформированные (погнутые или бракованные) диски или покрышки как причина вибрации всего авто
Иногда причиной может стать кривизна колёс – это, в общем-то, легко определит любой работник шиномонтажа при вращении колеса на балансировочном стенде. Он должен обязательно сказать Вам об этом, но крайне желательно, чтобы Вы сами присутствовали при балансировке колёс и своими глазами убедились, что это не так. Но если при вращении колеса на стенде, смотря одну точку края его поверхности, Вы видите, что оно прыгает, то это причина для беспокойства. В этом случае необходимо определить, прыгает ли в такт всему колесу его диск или нет – если да, то причиной этому служит сам диск, если нет, то покрышка.
Чаще всего колесо становится неровным из-за погнутого в результате попадания в яму или колдобину диска – особенно часто такая проблема встречается весной, когда ям становится значительно больше, и чаще они скрыты под лужами. Вы сможете определить кривизну диска и самостоятельно, не снимая колеса – просто осмотрите его обод на предмет вмятин – впрочем, чаще и сильнее мнётся именно внутренняя часть диска, так что, возможно, Вам всё же придётся заехать в шиномонтаж. Стальные диски наиболее подвержены появлению таких повреждений, нежели литые.
Но помимо вмятин диск может быть кривым и сам по себе – причём на балансировочном стенде он может крутиться ровно, а на автомобиле – нет. Такое возможно, потому что на балансировочном стенде колесо крепится по центральному (ступичному) отверстию к нему, а к автомобилю, как мы знаем – в отверстия для крепёжных болтов или гаек. И иногда бывает такое, что эти отверстия не обеспечивают крепление колеса строго ровно. Кроме того, деформирован может быть и сам диск – чаще такое бывает в случае с недорогими стальными (а иногда даже литыми) дисками.
Вообще, известный термин «восьмёрка» имеет отношение только к дискам – это либо сильно деформированный диск, либо бракованный – и именно такой тип деформации зачастую даёт сильное биение руля и даже всей машины.
Сильно изношенная, бракованная или деформированная покрышка также может стать причиной сильного биения руля и всего авто. К наиболее распространённым деформациям покрышек обычно относят:
- Повреждение корда (металлической оплётки внутри покрышки для придания жёсткости) и, как следствие, выпуклость части шины.
- Шишки на боковых стенках вследствие попадания в ямы, выбоины, колдобины, наезда на рельсы.
- Заводской брак, который может проявляться совершенно различными визуальными проявлениями.
Во обоих случаях: повреждения диска или резины симптомы будут более или менее одинаковы: биение должно отдаваться не только на руль, но и на всю машину – причём, по мере разгона автомобиля бить может начать поначалу только руль, но затем начать вибрировать и весь автомобиль, но это зависит от степени деформации. При достаточно заметной деформации биение может начаться и на весьма малых скоростях – от 30-40 км/ч, а затем может прекратиться и через определённый диапазон скорости снова начаться. Если у Вас новый автомобиль, и Вы ни разу не обращались в шиномонтажные мастерские для балансировки, то следует осмотреть грузики (заводская или предпродажная балансировка всё равно должна быть) – в случае, если у Вас легковой автомобиль, Вы найдёте хотя бы один грузик весом более 50 грамм (в случае новых колёс, конечно), то это повод задуматься и подозревать диски или покрышки в заводском браке.
Стоянка на холостом ходу
Многие ошибочно полагают, что причины вибрации руля на холостом ходу безобидные и не требующие оперативного устранения. Машина же стоит на месте – что может случиться? Тем не менее, некоторые из рассмотренных далее дефектов довольно опасные, так вполне могут дать о себе знать не только во время стоянки, но и при движении на приличной скорости. Поэтому, не стоит пренебрегать даже такого рода вибрациями руля.
Причина №1. Износ или ослабление креплений двигателя
В преобладающем большинстве случаев эта причина провоцирует вибрации не только на рулевом колесе, а также передается и по кузову. В том числе, могут назойливо шуметь из-за тряски плохо прикрепленные пластиковые детали салона, приборной панели и так далее. Вибрации на руле в данном случае могут ощущаться не только во время стоянки с работающим мотором, но и в абсолютно любых других режимах, перечисленных списком выше.
Выявить дефект такого рода довольно просто. Для этого достаточно открыть капот, и посмотреть на работающий на холостом ходу двигатель. В идеале силовой агрегат даже во время работы на маленьких оборотах не должен дергаться. Причем, независимо от года выпуска вашего автомобиля. На надежно закрепленном и сбалансированном моторе можно на ребро установить монетку, и она не будет падать.
Если же двигатель «колбасит», первое, на что следует обратить внимание – это так называемые подушки, через которые он крепится к кузову или подрамнику автомобиля. Задача этих опор – как раз-таки гасить мельчайшие вибрации. Но, если они износились, либо ослабились крепежи, которыми они прикручены – тряска будет периодически усиливаться за счет резонирующего эффекта. Соответственно, вибрировать будет не только рулевое колесо, но и весь автомобиль, что при стоянке, что при езде.
К сожалению, простая подтяжка креплений в таких случаях помогает очень редко. Чаще приходится менять те самые амортизирующие подушки. Стоят они сравнительно недорого, но вот сама процедура их замены может отпугнуть начинающих засучить рукава своей кажущейся сложностью.
Причина №2. Троящий двигатель
Троящим называется тот двигатель, у которого не все цилиндры работают равномерно и без перебоев. Если в каком-то одном (или более) из них имеются пропуски зажигания, перебои с подачей топлива (в дизелях) или топливовоздушной смеси (в бензиновых моторах), нарушена компрессия и другие проблемы – двигатель будет троить. Физически этот дефект проявляется в виде вибрации, которая вызвана нарушением весового и инерционного баланса. Соответственно, вибрации руля сопровождаются в таких случаях тряской всего автомобиля, но от предыдущей причины отличаются еще и снижением динамики.
Выявить троящий мотор начинающим не всегда просто, а тем более, найти причину возникшей проблемы. Как правило, дополнительно к вибрации руля при такой поломке добавляются такие симптомы, как нестабильная работа мотора, «отупение» машины при разгоне и другие. Ну а поиск причины, из-за которой троит двигатель – это целая эпопея, требующая отдельной статьи.
Причина №3. Слишком низкие холостые обороты
В данном случае все предельно просто. Если скорость вращения коленчатого вала на холостом ходу недостаточная, то двигатель начинает работать нестабильно. Проявляется дефект как постоянно, так и при определенных условиях. Например, холостые обороты могут падать ниже нормы после включения печки, света головных фар или любой другой мощной нагрузки. В исправном автомобиле это все дело должно компенсироваться, и холостые в результате поддерживаются на нужном уровне.
Аналогично предыдущей проблеме, описывать решение этой в рамках пары абзацев особого смысла нет. Тема обширная, и ее развитие зависит от целого ряда факторов. Однозначным остается только одно – заниженные или периодически падающие холостые обороты вполне могут стать причиной вибрации или систематической тряски рулевого колеса. Вполне логичным и естественным является то, что проблема исчезает, когда двигатель работает на средних и высоких оборотах.
Причина №4. Износ приводного вала рулевой рейки
Эта деталь предназначена для превращения крутящего момента, создаваемого усилиями рук водителя, в поступательное движение рулевой рейки. Когда данный узел раздолбан, вибрации двигателя через него вполне могут передаваться на руль, даже если машина просто стоит на месте. Также источником противной тряски на руле в данном случае может быть некорректная работа гидравлического усилителя.
Диагностируется эта поломка в гаражных условиях весьма непросто, и небыстро. Так что, если вы начинающий автолюбитель (а именно на таких и рассчитан этой материал), либо принципиально не ковыряетесь своими руками в машине – обратитесь к специалисту с уже готовой задачей.
Изношенные или неисправные компоненты подвески или рулевой системы
Чрезмерно изношенные компоненты подвески могут влиять на то, как машина будет контактировать с дорогой. Это связано с тем, что если какой-либо компонент (шаровый шарнир, рулевая тяга, ступичный подшипник колеса и т.п.) имеют люфт, то это практически приведёт к такому же дисбалансу при вращении, как если бы были не отбалансированы те же колёса. Но это также может вызвать и другие проблемы, не связанные с балансировкой колёс и чрезмерным износом.
Однако, следует иметь в виду, что люфт компонентов подвески не может напрямую влиять и вызывать вибрацию автомобиля или биение руля – в этом случае разболтавшаяся деталь подвески служит лишь катализатором, и симптомы по этой причине зависят как раз от основной проблемы.
Маневрирование
Причин вибрации руля при маневрировании, то есть, во время вхождения в повороты или при агрессивной перестройки из полосы в полосу – можно отметить всего три. Однако не исключено, что проблемой является то, что уже рассмотрено выше. Хотя при таких раскладах биение руля наблюдается не только при маневрировании.
Причина №14. Износ ШРУС
ШРУС – это шарниры равных угловых скоростей. Они предназначены для передачи крутящего момента от коробки передач или редуктора на ведущие колеса. Устроены они довольно хитро и, поскольку непосредственно присоединены, как минимум, к паре колес одной оси – вполне способны стать причиной вибрации руля.
Как правило, если машина переднеприводная, то износ ШРУС можно услышать при разворотах или поворотах автомобиля с полным выворотом руля. В народе говорят, что они при этом хрустят. Если же привод у машины задний, то поломка ШРУС, наверное, не должна быть причиной вибрации руля. Такие проблемы проявляются по-другому – тот же хруст, стуки, иногда металлический скрежет, а также подергивание всей машины из-за того, что какой-то из ШРУС уже подклинивает.
Причина №15. Износ подшипников рулевого редуктора
Находятся эти подшипники в редукторе, через который усилие рулевого колеса передается дальше по механизму к передним колесам. Когда они изнашиваются, проявляются, собственно, не только вибрации руля, но также и его заметный люфт. Ремонт, к сожалению, сложный, и не всегда обходится недорого. А вот разбиваются эти самые подшипники из-за плохих дорог довольно быстро. В некоторых машинах это вообще больное место, как говорят их владельцы.
Причина №16. Износ кардана рулевой стойки
Соединяет рулевое колесо с редуктором и остальными деталями рулевого механизма. Изнашиваются в нем втулки, которые часто сделаны из пластика, и очень часто из крайне некачественного. Сам кардан рулевой стойки тоже не воздухе висит, а потому опорные втулки или подшипники – тоже могут поизноситься, что и вызовет назойливые вибрации руля. Выявить эту поломку несложно, поскольку к вибрациям добавляется еще и люфт рулевого колеса.
Причина №17. Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Такая поломка приводит и к куда более серьезным проблемам, чем простые вибрации руля при поворотах. К счастью, деталь эта простая и в диагностике, и в ремонте. Грубо говоря, это, особым образом, изогнутый железный лом, закрепленный в четырех точках. В этих самых точках есть резиновые втулки, которые и нужно осмотреть на предмет износа.
Движение по плохой дороге
Завершает наш длиннющий перечень возможных причин биения руля дефект, который проявляет себя, в основном, при езде по плохой дороге. Сюда относится также езда по брусчатке, которая вполне может быть и неплохой.
Причина №20. Износ шаровых опор
Шаровые опоры – это узлы, на которые, как бы, опираются, передние колеса. Изнашиваются они в наше время довольно быстро, и провоцируют вибрации на руле, как правило, во время прямолинейного движения по ямам, ухабам, лежащим полицейским и так далее. Проверяются шаровые опоры довольно сложно. Для этого надо вывешивать автомобиль на домкрате или подъемнике, и затем каким-то рычагом воздействовать на данный узел. Обычным подергиванием невооруженной рукой невозможно выявить даже довольно существенный износ.
Читать оригинал статьи – ” Биение колеса – что это. Виды, причины, последствия “
С вибрациями и ударами по рулю при движении сталкивался каждый водитель, во многих случаях виновато биение колеса, а точнее его неправильная балансировка. Колесо должно быть идеальной формы. Также может оказывать влияние размер и другие факторы. Но, чаще всего проблема решается простой балансировкой. Давайте рассмотрим, что такое балансировка, какой она бывает и как правильно ее сделать.
Биение колеса – что это. Виды биения колеса
Биение колеса — смещение диска при движении, может быть радиальным или осевым. В любом случае, вы получите вибрацию или удары. Чем выше скорость, тем более заметной становится проблема.
Рассмотрим разновидности более подробно.
- Осевое биение заключается в горизонтальном смещении колеса. Обычно такое поведение диска называют «восьмеркой». Обычно вызывается дисбалансом распределение массы на плоскости.
- Причиной радиального биения является статический дисбаланс. При этом, диск начинает напоминать по форме яйцо. Колебательные движения происходят вверх-вниз. Обычно сопровождается переменным вращающимся моментом.
Стоит рассмотреть, что может являться последствием подобного явления. При осевом биении основными последствиями являются следующие:
- повреждение рулевого механизма и ходовой;
- повышенный износ протектора, что приводит к быстрому выходу из строя покрышки.
Радиальное биение приводит примерно к тем же последствиям, только основная нагрузка приходится на подвеску.
Также стоит разделять динамический и статический дисбаланс. Тут имеются свои особенности, в первую очередь по способу устранения проблемы.
При статическом дисбалансе вращающий момент создается тяжестью неуравновешенной массы. Проще говоря колесо будет вращаться без помех до тех пор, пока неуравновешенная масса не окажется в своем крайнем положении. Таким образом, движение колесного диска напоминает маятник.
В случае динамического дисбаланса колесный диск имеет неуравновешенность по ширине. Наблюдать можно только во время вращения. В случае такой проблемы ось вращения совершенно не совмещается с основной центральной осью инерции. Фактически образуется некоторый угол между осями. При этом, наличие двух центров массы в разных частях колеса вызывает динамический дисбаланс. Во время движения, возникают центробежные силы, они действуют в противоположных направлениях и проявляются в виде биения колеса.
Как проявляется биение колеса
На практике водитель чаще всего замечает биение по ударам при движении. Причем бить колесо начинает даже на ровной дороге, и чем выше скорость, тем интенсивнее удары. Во многих случаях бить начинает в руль, который может начать вибрировать. Автомобиль становится менее управляемым.
Взаимосвязь скорости и усиления биения объясняется простой причиной. У дисбаланса имеется определенный период, например, два метра. Чем быстрее движется автомобиль, тем чаще повторяется причина биения, соответственно, чем выше скорость, тем заметнее проблема. Также влияет величина разбалансировки.
В некоторых случаях может проявляться при торможении. Тут речь идет скорее о статическом дисбалансе колеса. Свидетельством такого часто становится вибрация колес при работе с тормозом. Причиной зачастую становится разрушение подшипников ступицы или проблемы с тормозным механизмом.
Отдельно стоит разобрать причины появления разбалансировки. Перечислим основные из них.
- Механические повреждения и деформации деталей подвески. На самом деле колесо состоит не только из диска и покрышки, тут есть ступица, тормозной суппорт и диск. Если они деформированы, это также может вызвать биение.
- Деформация колесного диска. В процессе эксплуатации может происходить изменение геометрии диска.
- Неравномерный износ покрышек. В первую очередь речь идет об износе протектора в пределах одного колеса. Но, на практике встречается еще и проблема с неравномерным износом покрышек на разных колесах одной оси. Если одно колесо имеет износ рисунка больше на 1,5 мм, это также вызовет биение.
- Неправильная замена колеса. На самом деле причина достаточно частая. Водители зачастую при установке запаски окончательную затяжку колеса производят после опускания домкрата. Это может вызывать смещение диска на миллиметры относительно оси, соответственно появляется биение.
Как проверить колесо на биение
Важным моментом является диагностика этого явления. Сложность заключается в том, что биение шин диагностировать очень сложно. Заметные удары происходят только при большом уровне нарушения. Поэтому, рекомендуется периодически выполнять проверку. Обязательно проверяют и заднее и переднее колесо. Особенно важно проводить эту диагностику если меняете шины, или же имеется любая вибрация на руле.
Если есть подозрение не биение колеса. Сначала проверяют наличие геометрического дисбаланса. Для этого вывешивается колесо автомобиля, и при прокручивании специальным прибором замеряют уровень биения. Если параметр превышает 0,5 мм следует выявить и устранить причину. После того, как проверили наличие геометрического дисбаланса стоит снять колесо и на специальном станке выполнить балансировку. Это должно устранить биение практически полностью.
Последствия биения колеса
Самое очевидное последствие биения – быстрый износ покрышек. Они начинают стираться неравномерно, что ухудшает их технические характеристики.
Другой момент, который менее очевиден – повреждение подвески и рулевого управления. Биение характеризуется ударами по сопряженным с колесом элементам ходовой, а также рулевым механизмам. Это приводит к их быстрому выходу из строя.
Еще одна возможная проблема – ухудшение управляемости. При сильных ударах есть риск потерять контроль над автомобилем. Итогом может стать аварийная ситуация на дороге.
Сеть шинных центров ПИН-Авто
Спасибо что Вы с нами!
Друзья, всем доброго дня!
Сегодня поговорим о важных параметрах – биение и дисбаланс колеса.
Биение — это отклонение от идеальной формы окружности, и является составляющей частью дисбаланса колеса в целом.
Применительно к диску, биение должно проверяться на 4-х поверхностях (см. схему).
Простыми словами – там, где фиксируется шина на диске, там и замеряется биение.
Существует два вида контроля биения диска – осевое и радиальное.
Биение измеряется относительно отверстия колеса и привалочной плоскости ступицы колеса.
— Осевое биение показывает насколько диск может отклоняться при движении в направлении оси автомобиля. Обычно, осевое биение нарушается при боковом ударе колеса о бордюр, к примеру.
— Радиальное биение показывает максимальное отклонение от окружности при движении диска. Обычно радиальное биение становится выше заданных значений при сильном ударе, который вызывает искривление обода диска. Место удара колеса на развернутой диаграмме обычно выглядит как пик, где высота пика – это и есть величина деформации диска.
Обычно после ударов происходит общая деформация колеса, как осевая так и радиальная. Если сила удара превысила упругие свойства материала колеса, то деформация остается в виде вмятин, или колесо может иметь «восьмерку» при движении, и т.д. Поэтому упругие свойства материала колеса очень важны для снижения остаточной деформации колеса после ударов. Соответственно перед эксплуатацией колеса рекомендуется проверить биение как самого диска, так и в сборе с шиной, при шиномонтаже.
Так какие же значения должны быть на дисках, чтобы не возникало рулевого биения.
Российский Технический Регламент оговаривает максимальное значение не выше 0,5 мм, как в осевом, так и в радиальном направлениях. Стандарт подразумевает, что если показатели не будут выше 0,5 мм, то диск не должен являться причиной биения рулевого колеса. Много это или мало?
В международной практике в области производства дисков нет единых значений биения
– у каждой страны они отличаются. Например, базовые требования Японии ограничивают данный показатель как 0,20 мм. Требования американской системы сертификации указывают на 0,3 мм. Европейские требования имеют предел в 0,25 мм.
Часто, каждый автопроизводитель устанавливает свои, более жесткие, значения данного показателя для поставщиков дисков.
Например: в нашей компании приняты нормы Европейских стандартов, которые ограничивают биение (по всем четырем поверхностям) не более 0,25 мм. Да, этого сложно добиться – приходится вводить дополнительные технологические операции, но клиент должен получать технически совершенный продукт. Несколько раз мы заключали договора с Европейскими потребителями из разряда гоночных команд и выполняли заказы с верхним пределом в 0,05 мм. При скоростях более 200 км/час каждая десятая доля мм ощущается не так, как при обычном городском режиме движения. Естественно, каждый раз это эксклюзив в чистом виде.
Да, порою непросто технологически добиться малых значений по биению, т.к. нужно учесть очень много факторов: от жесткости диска до его массы. Очень часто даже форма вентильного отверстия оказывает существенное значение на биение и соответственно дисбаланс.
С дисками разобрались, далее несколько слов о шинах.
Дисбаланс.
Часто, после езды по снегу на нерасчищенных дорогах, мы замечаем, что при разгоне на скорости 50-70 км/час у нас появляется биение на рулевом колесе. В чем причина?
Причина простая – снег в колесе нарушил балансировку колеса в сборе, т.е. в системе диск-шина произошли изменения, которые приводят к большому отклонению от правильной формы окружности.
Что такое скорость 50 км/час. Для примера, если взять стандартную шину 285/55R20 для автомобиля Toyota LC200, то скорость вращения равна 5,3 оборота в секунду. Т.е. колесо в сборе за 1 секунду движения должно совершить 5,3 полных оборота. Попробуйте мысленно такое вращение представить.
Так вот, в эту вращающуюся систему и не должно попасть ничего такого, что выходило бы за рамки установленных стандартами показателей.
Известно (!), что колесо состоит из двух основных элементов – диска и шины, то при сборе самого колеса, шина также влияет на конечный показатель дисбаланса. Я думаю, что многие сталкивались со случаями, когда при забортовке шин мастер шиномонтажа «прокручивает» шину относительно диска, чтобы получить минимальные значения.
Наверняка Вы обращали внимание на цветные круглые пятна диаметром 10-15 мм на шинах. Эти пятна, нанесенные на боковую поверхность шины ближе к диску, бывают желтыми, красными, зелеными, белыми и т.д. В зависимости от цвета и производителя шин эти пятна несут разную информацию:
Желтым пятном, как правило, помечается самая легкая зона шины. При первом шиномонтаже это пятно рекомендуется совместить с ниппелем колеса – таким образом колесо в сборе будет более уравновешенным и потребует меньше компенсирующих грузиков при балансировке. Очевидно, что разница в весе разных частей шины в качественной новой покрышке минимальна (но она существует), и актуальность этой метки пропадет уже при первом экстренном торможении, так что уже при втором шиномонтаже эту метку можно не искать.
Метки любого другого цвета либо несут схожую смысловую нагрузку (например, красной меткой обычно помечена самая тяжелая часть шины, которую рекомендуется установить напротив ниппеля), либо предназначены для использования при первой установке шины на новый автомобиль в заводских условиях, поэтому практически никакой ценности ни для потребителя, ни для мастера шиномонтажа не несут.
В настоящем посте нет возможности раскрыть все особенности шинного производства, да и описывать это лучше специалистам, которые занимаются шинами. Я привел лишь минимально необходимую информацию, которая сформирует общие представления на что обращать внимание и как физически формируется система колеса.