Безалаберность как исправить

Умные мамы и папы, может кто что дельного напишет.
Дочери 10 лет, 4 класс гимназии. Ребенок,в принципе, умный. До этого на олимпиадах призовые места занимала (в этом году пока не было), пока отличница. Скажете, ну и что Вам мамаша нужно? Заелись?
Проблема в том, что у ребенка нет никакого стремления сделать свою работу качественно. Делает все тяп-ляп, лишь бы отделались. Сейчас из-за морозов с 15 по 19 сидели дома, учительница в электронном виде домашние задания высылала. Я стараюсь каждый шаг ребенка не контролировать, 10 лет, все-таки, в мае 11 будет. Вчера уже, точно зная, что сегодня идут в школу, говорю:”Покажи, все, что ты завтра сдавать будешь”. Принесла, у меня волосы дыбом встали. В одной домашней работе из 5 заданий, 3 неправильно, 1 не доделано. В другой работе из 4 заданий 2 неправильно. В третьей работе из трех заданий одно не сделано вообще. Это по математике. По окружающему, устно не спрашивала, но в рабочей тетради вообще не сделано ничего из того, что задавали. Причем ошибки не в том, что она не знает материал, а в том, что невнимательно читает условия задачи. Мы с первго класса ее приучаем, чтобы перед тем как писать ответ она еще раз внимательно перечитала вопрос и убедилась, что она на вопрос задачи ответила. Перед тем как писать в чистовик, если не уверена, что сделаешь сразу все правильно, просчитать на черновике и проверить. Учили, что сразу на чистовик писать можно, но в том случае, если четко уверен, что сделаешь это сразу правильно и аккуратно.
Вчера уже не выдержала, 2 ее работы просто изорвала со словами:”пусть лучше ты вообще ничего не сдашь и получишь 2, чем сдашь такое безобразие”.
Девочки, у меня вчера просто руки опустились, получается, что три с лишним года у меня просту коту под хвост, получается, я так и не смогла ребенка ничему научить за период начальной школы, при этом и разговоры разговариваем и мотивируем по-разному (поездки, стипендия у меня на работе отличникам, покупки ну и пр.). Особо не наказываем, бывает, что ставим условия какие-то. Например, увидела у нее в бельевом шкафу бардак, сказала:”Еще раз увижу, что вещи, которые я для тебя стираю и глажу в таком виде валяются, я перестану для тебя стирать и гладить. Будешь либо сама это делать, либо ходить мятая и грязная.” Бывало, что за что-то запрещали компьютер, но особой тирании нет.
Букв много, но не знаю уже что делать. С учительницей советовалась, та тоже уже ничего посоветовать не может, т. к. мы совместно перепробовали многое. И она в том числе с ней общалась на эту тему.

Не хочу показываться

у ребенка нет никакого стремления сделать свою работу качественно

ммм….а может?
Нашей вот дочери это физически тяжело – красиво писать.

Татьяна Вакалюк

Нашей вот дочери это физически тяжело – красиво писать.

Дело даже не в почерке. Я написала, что она допускает ошибки, только потому что невнимательно читает условия задачи. Вчера в одно из работ была задача примерно такого содержания: в одном сосуде столько-то, это на столько то больше, чем во втором и на столько-то меньше, чем в третьем. Она перепутала первый, второй и третий, в результате ответ неправильный. Или решает пример с дробями. Получися ответ правильно в виде неправильной дроби, когда переводит правильную, должно получиться целое число. Она его получает, но вместо 7 почему-то 6. Ну и все в таком же духе.

Не хочу показываться

невнимательно читает условия задачи

ммм….
Вот сугубо имхо, конечно…помня себя в 10 лет и наблюдая девятилетнего ребенка… это не безалаберность. Если хотите – это витание в облаках. Вот возможно, возникающее от того, что задания слишком легкие. По крайней мере, когда наш ребенок ошибается в чем-то для нее очень простом – в математике, в окружайке – это всегда происходит потому, что изначально процедуры решения очень легки. Не требуют мозговых усилий. И мозг витает в облаках…мол, чего напрягаться, все же так просто…
Потому что трудный для нее русский она делает очень и очень внимательно, 10 раз перечитывая, вникая и советуясь.
И именно поэтому в тетрадях кошмар, а на контрольных всегда пять.

Не хочу показываться

Дочери 10 лет, 4 класс гимназии.

у взрослых бывают депрессии?Бывают .ПОчему вы считаете что у вашего ребенка все в порядке причем 10 лет может и любовь образоваться.А вот это и рассеянность и не качественная работа .Просто псчитайте сколько она раз в день улыбается .И от этого можно плясать.У меня было время в школ-м возрасте я за неделю не могла вспомнить чтоб я смеялась или улыбалась.

Татьяна Вакалюк

И именно поэтому в тетрадях кошмар, а на контрольных всегда пять.

Если бы у нас было точно также, то я бы может не так сильно расстраивалась. Но у нас, как говорится, тоже все по настроению. Причем в последнем диктанте Наталья в начале текста написала с большой буквы, а в конце с маленькой.

Вы знаете, прочитала, и мне почему-то стало очень жаль вашего ребенка…. 🙁 Вы к ней относитесь ТОЛЬКО как к ученице…… Вас интересует в дочери что-то кроме ее учебы? Например, что она чувствует, о чем мечтает, чем ей нравится заниматься и т.д…..

ЦаПка-цараПка

у взрослых бывают депрессии

В таком случае у нее депрессия уже 3 с половиной года длится.

Дусёчек

Например, что она чувствует, о чем мечтает, чем ей нравится заниматься и т.д…..

+1000

Меня в детстве бабушка безалаберной называла – до сих пор меня корежит. Меня не хвалили за успехи, а их было много, но любая моя неудача – была подтверждением моей безалаберности. И до сих пор так – ничего хорошего в этом нет. Особенно для отношений – с бабушкой старюсь вообще не видется.
Спуститесь в своих ожиданиях от ребенка. И хвалите,хвалите, хвалите за все маленькие победы. Она не уверенна – поднимайте самооценку, повышайте стрессоустойчивость и интерес к знаниям. Еще таким образом ребенок может несознательно вам показывать, что ему нужно внимание. Сделала плохо – вы обратили внимание, побыли с ней. Сделала хорошо – так и надо. Вот и делает плохо, т.к. ей требуется внимание.

Когда человек чему-то учится, у него может что-то не получаться. Это нормально. Мне кажется, таким всеобщим контролем и замечаниями родители лишают ребенка детства и формируют неврозы и комплексы.

Не хочу показываться

В таком случае у нее депрессия уже 3 с половиной года длится.

Не хочу показываться

До этого на олимпиадах призовые места занимала

:y_0009:

Не хочу показываться

тоже все по настроению

имхо, это нормально, ре не механизм, чтобы работать миллион километров без сбоев.
У нас вот за первую неделю третьей четверти 4 двойки %)
Плановый зимний спад. Ну вот такой человек – надо создать себе трудности, чтобы потом с успехом их преодолевать.
Не сказать, чтобы это так здорово или так мне прямо нравилось…но это такое свойство личности.
При этом огромный кругозор, масса интересов, безусловная любовь к учебе.

Дусёчек

Вы к ней относитесь ТОЛЬКО как к ученице……

Почему Вы так решили? Только потому что я данную тему открыла именно в части учебы. Я прекрасно знаю, что нравится моему ребенку и всегда по-максимуму ее поддерживаю ее в ее начинаниях. Она очень любит рисовать, учится в художественной школе. Но и тут у нее тоже бывает так, что она делает лишь бы сделать. При этом собственную работу может бросить где-нибудь в прихожей на полу, по ней ходят кошки, рядом стоит обувь ну и т. д.

Не хочу показываться

у нее тоже бывает так, что она делает лишь бы сделать

Вас именно вот это смущает? То, что ребенок что-то, бывает, делает не для себя, а для отмазки?

может витаминки попить (глицын ) 🙂

Не хочу показываться

В таком случае у нее депрессия уже 3 с половиной года длится.

Если ребенка постоянно критиковать, у него возникает позиция:”А зачем стараться, если все равно не получится? Все равно мама найдет недочеты, будет ругаться, заставлять переписывать…. А потом у нее сдадут нервы, и она изорвет тетрадь.”Сообщение было изменено пользователем 20-01-2010 в 10:44

Дусёчек

Мне кажется, таким всеобщим контролем и замечаниями

Где Вы видите всеобщий контроль и замечания? В том, что я 1 раз в неделю попросила показать, как она сделала свои домашние задания?

Девочки, я по-максимуму помогаю своему ребенку во всех ее начинаниях. Захотел ребенок на коньках кататься, у нее лучшее обмундирование, раз ей это нравится. Рисует хорошо, мы очень рады. Всегда везем из Москвы лучшие краски, мольберт купили. Предложили в гимназии сделать персональные выставки ее и еще нескольких ребят: прекрасно!!! Поехали, дочь, купим подходящий картон для паспарту, какой ты считаешь лучше подойдет к работам.
Сдашь отлично экзамены переводные в 5 класс, поедешь в Париж в начале июня.
Ну и т. д. Т. е. особо не наказывая, а наоборот мотивируя.

Дусёчек

Если ребенка постоянно критиковать,

Из чего Вы сделали выводы, что я постоянно критикую своего ребенка?

Автор вы что хотели услышать то от окружающих какая вы молодец?

Не хочу показываться

Всегда везем из Москвы лучшие краски, мольберт купили.

Не хочу показываться

Сдашь отлично экзамены переводные в 5 класс, поедешь в Париж в начале июня.

Вам советы дают а вы все в штыки принимаете зачем вообще было темку заводить?

сдается мне, это вам надо, чтобы дочь была отличницей. а она чего-то другого хочет

Татьяна Вакалюк

Вас именно вот это смущает? То, что ребенок что-то, бывает, делает не для себя, а для отмазки?

И это тоже. Ведь есть такое слово “надо”. И это относится в первую очередь к учебе. Это работа наших детей. Мы с Вами за свою работу получаем заработную плату, премии, либо наоборот взыскания. Мы тоже можем ошибаться и делать что-то неправильно. Но мы делаем из этого выводы и в следующий раз стараемся не допускать подобных ошибок. Ведь так?
А здесь, ну на 5 заданий – 1 ошибка, ну исправления и грязно, наплевать. Но чтобы уж так, что из 5 заданий – з неправильно и одно не доделано!!!!
Я предполагаю, что она целый день проторчала у телевизора, смотрела что-то типа сериалов по СТС, а потом перед нашим приходом бегом-бегом все сделала. И это у нее вошло уже в привычку.

Не хочу показываться

Всегда везем из Москвы лучшие краски, мольберт купили

Не хочу показываться

Захотел ребенок на коньках кататься, у нее лучшее обмундирование, раз ей это нравится

ой…ну с ФК качество катания вообще никак не зависит от стоимости коньков :gy: можно на коньках за 22000 кататься хуже, чем на 7000 :gy:
Все понятно, что есть такая метода мотивации: сделаешь хорошо – купим.
Но вот имхо, все-таки купить не все можно. А главное – они не ценят, сколько стоит та или иная фича. Если head in the cloud, как в известном фильме, то ре совешенно все равно, сколько стоит ручка, которой он еле корябает дз…

Не хочу показываться

Где Вы видите всеобщий контроль и замечания?

Не хочу показываться

Из чего Вы сделали выводы, что я постоянно критикую своего ребенка?

Ну такое впечатление у меня сложилось….:
Мы с первго класса ее приучаем, чтобы перед тем как писать ответ она еще раз внимательно перечитала вопрос и убедилась, что она на вопрос задачи ответила. Перед тем как писать в чистовик, если не уверена, что сделаешь сразу все правильно, просчитать на черновике и проверить. Учили, что сразу на чистовик писать можно, но в том случае, если четко уверен, что сделаешь это сразу правильно и аккуратно.[/cit]

Может быть, я и ошибаюсь. 🙂
Все равно чувствуется, что мама сама – перфекционистка, либо тревожная слишком (или то и другое вместе)…

Не хочу показываться

Это работа наших детей

:nea: это их детство и юность, а наработаться и наполучать за это по башке они еще успеют.

Не хочу показываться

едь есть такое слово “надо”. И это относится в первую очередь к учебе. Это работа наших детей. Мы с Вами за свою работу получаем заработную плату, премии, либо наоборот взыскания. Мы тоже можем ошибаться и делать что-то неправильно. Но мы делаем из этого выводы и в следующий раз стараемся не допускать подобных ошибок. Ведь так?

нет. Я не согласна, что учеба делается для “надо” или для оценок. Как и с тем, что работа делается дла зарплаты…
Вот за себя скажу – для меня дочин личный кругозор и фактические знания и навыки существеннее оценок за дз. Оценка – только метчик, сравнение по качеству с другими или со стандартными требованиями. Не более того.

Не хочу показываться

Я предполагаю, что она целый день проторчала у телевизора, смотрела что-то типа сериалов по СТС

а действительно есть что посмотреть? Это интересно? Полезно? стоит на это тратить время?

    Безалаберность  как качество личности –  склонность  быть крайне беспорядочным в своём образе жизни, проявлять неорганизованность и бестолковость.

     Никак не могу найти заварку! — говорит муж жене…- Какой же ты безалаберный!! Она в буфете, на верхней полке, в банке из под кофе, на которой написано «Соль.»

      Этимология слова «безалаберность» говорит сама за себя: это человек без алабера (алабора). В словаре Владимира Ивановича Даля слова «алабер», «алабор» означают «устройство, порядок». Был и глагол алаборить (приводить в порядок, ворочать делами, переделывать). Так что все абсолютно логично: алабор — порядок,  безалаборный (безалаберный) — беспорядочный.

      Безалаберный – волонтер неразберихи и хаоса. Шальное, взбалмошное поведение – его визитная карточка. Присовокупите к этому неорганизованность, бестолковость, несобранность, рассеянность, и психологический портрет взбалмошности будет практически готов.

     Л. Н. Толстой в своей статье «Что такое искусство?»  написал: «Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось», — сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», — сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства».

       Чтобы наша картина взбалмошности ожила нужно добавить несколько мазков: безответственность за свои слова и поступки, неразумность действий и беспечность. Вот мы и выполнили правило «чуть – чуть».  Теперь картина заиграла, Стоит поприветствовать безалаберность, и она сойдёт с полотна.

       Безалаберность – это когда небрежительный человек всё время валяет дурака, жизнь проходит, а его всё надо уговаривать взяться за ум. Он ни о ком и ни о чём не волнуется, его нисколько не расстраивает, если что-то не получается. Зачастую безалаберность тунеядствует.

      Безалаберность — это запущенная на самотек жизнь. Безответственная и нецелеустремленная, она шарахается по жизни из стороны в сторону под влиянием своего беспокойного, хаотичного ума. Взбрело что-то на ум, и она с энтузиазмом берется за дело, но неорганизованность и беспорядочность действий  разрушают задуманное на корню. К тому же, безалаберность необязательна и непостоянна. Поэтому крайне ненадежна. Иметь дело с безалаберным человеком всё равно, что  надеяться из бесстыдства сделать скромность.

     Живым примером безалаберности был великий князь Николай Константинович (2 февраля 1850 года, Санкт-Петербург — 14 января 1918 года, Ташкент) — первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата будущего российского императора Александра II.

     Родители надеялись, что их чадо с возрастом образумится. Но шел год за годом, а сынок продолжал вести беспорядочный образ жизни. Если его что-то заинтересовало, он с головой погружался в решение проблемы, но быстро остывал и перепоручал завершить дело кому-нибудь из своего окружения.

    Как-то князь связался с американской танцовщицей. Коварная искусительница «доила» его не хуже заслуженной доярки. Денег не хватало катастрофически, и князь решился на неслыханный поступок – украл семейную реликвию.

     Эта скандальная история описана Эдвардом Радзинским. Вернувшись из Павловска в Мраморный дворец, мать Николы обнаружила кражу. Кражу — невозможную, кощунственную. Из оклада ее венчальной иконы пропали драгоценные камни — бриллиантовые лучи. Они были варварски выбиты из оклада.

     Вора быстро обнаружили. Из дневника великого князя Константина Николаевича: «18 апреля. Что делать с Николой? После долгих колебаний решились ждать, что скажет докторское освидетельствование и какой бы ни был его результат, объявить его для публики больным душевным недугом и запереть его. Этим для публики и ограничиться. Но для самого Николы устроить заточение в виде строгого одиночного заключения с характером карательным и исправительным. Вчера последовало нужное заключение врачей… По окончании конференции сказал себе: «Как оно ни больно и ни тяжело, я смогу быть отцом больного и сумасшедшего сына, но быть отцом преступника, публично ошельмованного, это сделало бы мое будущее невозможным…»

    Итак, следуя традициям, предпочли объявить Николу безумным  и, чтобы замять скандал,  отправили «на лечение» за тысячи километров от опасной для него столицы — на Урал в Оренбург, лишив всех орденов и звания полковника.

     Взбешенный Никола продолжил скандальные похождения и в Оренбурге. Великий князь женился… на дочери местного полицмейстера Надежде Дрейер! Так он мстил предавшей его семье. За этот брак его лишили великокняжеского титула и сослали еще дальше в Ташкент — в ту самую Среднюю Азию, где он когда-то воевал в Хиве.

     Теперь князь жил в Ташкенте царьком. Получал из Петербурга положенное ему огромное содержание. Деньги тратил щедро. Устроил множество научных экспедиций, раскопал древние курганы — нашел древнее оружие и золотые украшения. Прорыл канал и сделал плодородной часть Голодной степи. На прибрежной скале была высечена огромных размеров буква «Н», увенчанная короной. В Ташкенте построил великолепный дворец — этакую ожившую восточную сказку. В его дворце висели картины русских и европейских художников — их скупали для него за границей. Военную форму он не имел права носить и вместо нее носил черный костюм или фрак, которые шил ему парижский портной. Был до конца дней безумен в любви. Похитил пятнадцатилетнюю красотку — гимназистку Варвару Хмельницкую и хотел с ней обвенчаться. Обряд был прекращен появившимися родителями… Приревновав какую-то очередную пассию, велел зашить ее в мешок и бросить в прорытый им канал, откуда ее с трудом спасли.

     В конце концов при живой жене еще раз женился на шестнадцатилетней казачке. По легенде, купил красотку у ее отца — семиреченского казака за сто рублей.

     Он пережил Февральскую революцию. Послал даже приветственную телеграмму Временному правительству. Но большевистскую революцию пережить не смог. Умер 14 января 1918 года своею смертью в отличие от большинства несчастных Романовых — в доме юной жены. Как его дядя Александр I и дед Николай I, великий князь умер, оттого, что «не захотел жить».

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Как избавиться от рассеянности

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 16 ноября, 2021

Неспособность сосредоточиться, рассеянность, потеря внимания и забывчивость негативно сказываются на работе, личной и повседневной жизни. Человек постоянно чувствует неуверенность, беспокоится, а не забыл ли что-либо важное. Случается – и забывает.

Единичные такие случаи безопасны. Если приобретают систематический характер, то нужно искать причины, почему человек рассеянный и забывчивый: такое состояние не просто неприятно и мешает развиваться, добиваться целей во всех сферах жизни.

Содержание статьи:

  • 1 Типы нарушений концентрации внимания
  • 2 Причины развития рассеянности
  • 3 Диагностика
  • 4 Лечение
  • 5 Самостоятельное лечение и профилактика
  • 6 Список использованной литературы

Типы нарушений концентрации внимания

Потеря собранности – распространенный симптом. Он может возникать как признак переутомления или не совсем здорового образа жизни [1]. И также – как симптом неврологического заболевания.

Как только вы замечаете, что стали очень рассеянным или забывчивым, невнимательным, то перед тем, как решить, что делать и что попить, важно выяснить конкретную причину возникновения подобного состояния.

Рассеянная память – явление, возникающее не только у пожилых людей, но и в молодом, юном возрасте. Прогрессирующая на таком фоне невнимательность – часто патология, требующая уточнения и внимания.

Медики, проблемы с запоминанием и концентрацией, разделяют по признакам. Каждый из вариантов обладает своими признаками и последствиями.

Усталая рассеянная женщина ошиблась

Рассеянное состояние может быть нескольких типов.

  1. Истинное снижение внимания. Человек отвлекается от реального течения времени и дел, не может сконцентрироваться ни на чем. Периодически впадает в состояние, похожее на транс. Часто такое происходит после монотонной работы, обработки однообразной информации, длительного управления транспортным средством в спокойном трафике. Внешне, состояние похоже на дрему с открытыми глазами.
  1. Мнимая рассеянность. В таком случае человек не способен сконцентрироваться на задачах, так как параллельно занят обдумыванием глубинной проблемы или погружен в творческий процесс. К подобному состоянию склонны люди, занимающиеся тяжелым интеллектуальным трудом. Сконцентрировавшись на поиске решения задачи, они словно выпадают из реальности [2].
  1. Старческая деградация памяти. Теряется способность сконцентрироваться на определенном деле или переориентировать внимание на другую задачу. Рассеянность приобретает постоянство и выражается в усиливающейся забывчивости. Подобные симптомы говорят о дегенеративных процессах в коре головного мозга. Как правило, возникают у пожилых людей. Однако не исключено формирование заболевания и в молодом, даже юном, возрасте.

Студент рассеянно смотрит в окно

  1. Академическая, ученическая невнимательность. Встречается не только у школьников, со временем переходит в студенческую жизнь. Проявляется у детей, страдающих СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). У взрослых может стать признаком зарождающиеся психопатии.

Разобраться с тем, как не быть рассеянным, подобрать действенные меры терапии и профилактики можно. Для этого устанавливают тип отклонения, с которым пришлось столкнуться.

Причины развития рассеянности

Если у вас появилась внезапная рассеянность или возникли постоянные проблемы с памятью, это далеко не всегда признак чего-то опасного. Тем не менее, отвергать подобную возможность нельзя.

Ослабление внимательности – распространенный синдром. Может говорить как о незначительном отклонении в здоровье, так и о развитии тяжелого поражения коры головного мозга. Крайне важно как можно быстрее выяснить причину плохого самочувствия и начать лечение.

Причинами потери концентрации внимания и расстройства памяти, становятся такие заболевания и отклонения:

  1. синдром отмены некоторых медикаментов;
  2. период избавления от зависимости от курения или алкоголя (абстиненция);
  3. тревожные расстройства, требующие коррекции у специалиста;
  4. психопатология, шизофрения;
  5. хронический недостаток сна;

Юноша бросает пить, рассеян

  1. регулярные эпизоды переутомления, усталость;
  2. дегенеративные заболевания головного мозга (Паркинсон, Альцгеймер);
  3. травмы головы с вовлечением головного мозга [3];
  4. монотонная, рутинная работа;
  5. у женщин – период беременности или наступление климакса (гормональная перестройка бывает и у мужчин);
  6. интоксикация организма солями тяжелых металлов, ядами, продуктами обмена веществ, в частности – при грубой патологии печени;
  7. нежелание заниматься определенным видом деятельности;
  8. отвлекающие факторы в окружении;
  9. особенности развития нервной системы, СДВГ;
  10. увлеченность одной проблемой, не дающая сфокусироваться на внешних задачах.

Точно установить, что же вызвало рассеянность внимания в вашем случае, сможет врач по итогам специализированных тестов, исследований и анализов.

Диагностика

Как только вы понимаете, что начали возникать регулярные проблемы с памятью, нужно задуматься, как вылечить рассеянность и забывчивость. Это симптомы ухудшения когнитивных функций, которые выступают поводом посетить специализированную клинику и пройти полноценное обследование.

Мужчина с рассеянностью пришел в клинику

Из-за большого количества возможных вариантов заболеваний, имеющих этот симптом, пускать все на самотек и пытаться заниматься самолечением опасно.

Обратитесь за помощью в специализированную клинику.

Пациентам с подобной проблемой проводится тщательная диагностика. Диагностический алгоритм, в зависимости от сопутствующих признаков, включает в себя:

  • Беседа с пациентом. Признаки невнимательности определяются уже при первичном опросе. Врач ориентируется на то, насколько человек контактен, поддерживает нить разговора, как часто сбивается на беспокоящие его факторы. Часто в ходе разговора, пытаясь удержать внимание пациента, применяет специальные методики: постоянно называет имя пациента, меняет тон и громкость разговора, проявляет особую строгость в формулировках.
  • Наблюдение за поведением человека во время осмотра. О проблеме задумываются, когда пациент постоянно отвлекается. На посторонние шумы за дверью, теряет нить разговора, концентрируется на второстепенных вещах. Его привлекает вид из окна, а не вопросы врача. Или не может найти нужный кабинет без посторонней помощи. Видя такие признаки, доктор сможет сделать обоснованные выводы о тяжести состояния посетителя.
  • Специализированные тесты. Патопсихологические исследования позволяют оценить степень развития симптомов, их направленность. Проводя их, врач определяет, с каким конкретно типом внимания у пациента возникают проблемы, насколько сильна забывчивость.
  • Лабораторные и аппаратные исследования проводятся, когда возникает подозрение на развитие органического поражения мозга. В зависимости от предполагаемого диагноза, назначаются исследования уровня гормонов, МРТ головного мозга и УЗИ сосудов шейного отдела позвоночника. Информативна ЭЭГ – электроэнцефалография, запись ритмов мозга [4].

Аппарат для ЭЭГ

Получив результаты исследований, врач сможет определить, из-за чего вы стали более забывчивым. Также расскажет, как стать менее рассеянным в короткие сроки.

Лечение

Сталкиваясь с регулярной несобранностью, рассеянностью внимания, забывчивостью у взрослого, необходимо сразу разбираться, как с этим бороться и лечить, ведь причины банальной невнимательности и небольшого ухудшения памяти могут быть более чем серьезными.

От своевременности принятых мер может зависеть продолжительность жизни и ее качество, психическое и телесное здоровье. Вовремя обратившись в специализированную клинику, вы не только избавитесь от проблемы. Но и сможете улучшить интеллектуальное здоровье, повысить когнитивные способности. Комплексные методы терапии положительно влияют на все функции мозга.

В зависимости от причин рассеянного внимания у взрослых мужчин и женщин, врач определяется, что делать, и назначает лечение. Как правило, в курс включаются:

  • Медикаментозная терапия. Лекарства назначаются в случае органического поражения коры головного мозга или при психиатрической составляющей симптоматики. Препараты, помогающие избавиться от депрессии или нервозности, нередко прописывают одновременно с ноотропами. Такой комплекс улучшает питание тканей мозга, стимулирует повышение когнитивных функций.

БОС процедура лечения рассеянного склероза

  • Физиотерапевтические процедуры. Специализированная клиника подбирает процедуры, улучшающие работу мозга конкретного человека. Применяются токи, лазер, магнитное поле. Результат показывает биологическая обратная связь – БОС-тренинг. Сеансы тренируют самоорганизацию внимания, параллельно с изучением активности мозга в ход решения поставленных задач.
  • Организация распорядка дня и образа жизни. Порой, улучшить состояние возможно, сменив некоторые аспекты жизни. Ведение списка дел на день, исключение отвлекающих факторов на рабочем месте, внесение изменений в распорядок дня. Нередко, этого хватает, чтоб если не полностью избавиться от проблемы, то уменьшить ее проявления.
  • Психокоррекционные тренинги. Занятия со специалистами, самостоятельное выполнение упражнений улучшают концентрацию внимания. Человек приобретает навыки удерживать в поле зрения сразу несколько задач.

Единого рецепта, как побороть повышенную рассеянность на работе, невнимательность у взрослого человека не существует, лечение ухудшения памяти всегда индивидуально.

Определить действенный метод улучшить внимание и память, увеличить интеллектуальные способности, сможет только врач. Опытный доктор в специализированной клинике.

В отдельных случаях для поиска путей избавления от проблемы, проводятся консилиумы с привлечением медиков разных специальностей.

Врачи ищут причину рассеянности

Самостоятельное лечение и профилактика

Сильная рассеянность – это не только очень плохая память, но и постоянные бытовые и рабочие неудобства, поэтому забывчивость и невнимательность у любого взрослого человека, мужчины или женщины, требуют изучения и лечения. С обращением внимания на причины возникновения феномена.

Когда проблема вызвана не заболеванием, а психологическими или бытовыми факторами, возможно избавиться от нее самостоятельно.

Перечислим методы, которые помогут избежать развития забывчивости, выступая в качестве профилактики:

  • выровняйте режим сна и отдыха;
  • не забывайте о регулярных физических упражнениях, как способе переключить внимание;
  • избегайте тяжелых психологических нагрузок и переутомления;
  • следите за питанием и достаточным количеством витаминов и полезных веществ в рационе;
  • регулярно выполняйте упражнения для улучшения памяти и концентрации внимания;
  • практикуйте релаксационные техники в случае нервного или интеллектуального перенапряжения, например, медитируйте [5].

Тренировки для улучшения концентрации

Указанные методы помогут бороться с проявлениями плохой памяти без лекарств, но что конкретно делать, как лечить рассеянность и забывчивость, чтобы избавиться от появившихся симптомов, расскажет только врач после тщательной диагностики.

Подобную проблему нельзя пускать на самотек и оставлять без профессионального внимания.

Обязательно нужно уточнить причину состояния. И, если опасности для здоровья нет – развивать свои способности. Здесь поможет специализированный комплекс NeuroHack.

Список использованной литературы

  1. ^ Killeen, Peter R. “Absent without leave; a neuroenergetic theory of mind wandering.” Frontiers in psychology 4 373. 1 Jul. 2013.
  2. ^ Stiles, C W. “ABSENT-MINDEDNESS AS A FACTOR IN PROFESSIONAL ETHICS.” Science (New York, N.Y.) 71,1830 (1930): 100-1.
  3. ^ Jang, Sung Ho, and Jeong Pyo Seo. “Absent-mindedness and injury of the ascending reticular activating system in a patient with mild traumatic brain injury: A case report.” Medicine 96,51 (2017): e9289.
  4. ^ van Diepen, Rosanne M et al. “The Role of Alpha Activity in Spatial and Feature-Based Attention.” eNeuro 3,5 ENEURO.0204-16.2016. 5 Oct. 2016.
  5. ^ Burger, Kathleen G, and Joan Such Lockhart. “Meditation’s Effect on Attentional Efficiency, Stress, and Mindfulness Characteristics of Nursing Students.” The Journal of nursing education 56,7 (2017): 430-434. doi:10.3928/01484834-20170619-08.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Ванда Дремова, директор по персоналу кондитерской фабрики «Победа».

– Насколько важно и для кого, когда, почему… такое качество менеджера, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ?

– Ответственность за результат — одно из наиболее значимых качеств на любой руководящей позиции, и чем выше уровень управления, тем более важным становится это качество. Предварительно оценить наличие или отсутствие ответственности человека за результат собственной деятельности можно уже на уровне резюме — если человек в нем делает акцент на результате своей работы, то, скорее всего, это для него важно. Также следует обращать внимание, каким образом эта информация сформулирована. Если он описывает свою деятельность в категории выполненных действий (глаголами совершенного вида, отвечающими на вопрос «что сделал?»), значит это человек именно результата, а не только процесса. Приходит это понимание уже с опытом, когда, только прочтя резюме, можно определить соответствие кандидата конкретной вакансии.

– При отборе кандидатов по резюме обращается ли внимание на этот момент. И если да, то как?

– Если говорить об оценке на уровне резюме, то если требуется налаживание каких-либо процессов, то тут можно принимать именно описание деятельности. Если же нужен человек результативный, тем более если это менеджер высокого уровня, в его резюме должны быть указаны конкретные результаты его деятельности со всех предыдущих мест работы. Если этого нет, то, скорее всего, для него это не является ценностью.

– «КТО ЭТО СДЕЛАЛ?» — почти каждый день мы слышали эту фразу в школе от преподавателя (о валяющейся тетради, надписи на доске «Марья Ивановна — дура», разбитом экспонате, чернилах на учебнике и так далее…). И редко кто признавался. Откуда у нас страх признания за нарушения и ошибки?

– У нас традиционна авторитарная структура общения. И у нас вероятнее обещание наказания, а не поощрения за «правильную» деятельность или достижение цели. В общении в социуме принято использовать больше отрицательную мотивацию, чем положительную. Я считаю, что это нехорошо, нужно поощрять правильные решения, правильные действия, а не применять угрозу наказаний. В отдельно взятой компании этот стереотип преодолеть возможно в том числе и продуманной системой мотивации каждого менеджера за достижение конкретных результатов. За что люди получают деньги — то они и делают. Если у менеджера стоит задача продать, развить, расширить, если эта задача измерима, достижима, и она ему понятна и близка, то он будет стремиться к этой задаче и к ее оптимальному выполнению, и в отрицательной мотивации в этом случае необходимости нет. И при грамотном подборе правильных и подходящих людей никакой кнут не нужен. Если вдруг возникает ситуация необходимости кнута или применения наказания, то это, скорее всего, ошибка при подборе персонала, в мотивации, в оценке персонала. Я уверена, что кнут психологически взрослым, адекватным людям не подходит и не может являться мотивирующим фактором. 

– Выбирая на важную позицию менеджера, кому вы отдадите предпочтение — суперспециалисту, но безалаберному, все забывающему и боящемуся ответственности или специалисту «так себе», но ответственному, как капрал в американской армии или старшина в нашей? Почему?

– Ни одному, ни другому. Непонятно, в чем он «супер» и в чем его выдающиеся результаты. Суперспециалист не может быть безалаберным. С достижениями не только выдающегося, даже просто стабильного результата такое качество, как безалаберность, несовместимо. 

– «Мотивация без наказания не работает» — сказал УП один известный топ-менеджер. Как лучше доводить до персонала неотвратимость наказания и как измерять его силу и уровень?

– В корне не согласна с этим изречением анонимного философа — эта фраза противоречит моей точке зрения на воспитание, социальное регулирование поведения в целом и мотивацию персонала в частности. 

Я считаю, что с разумными людьми нет ничего эффективней положительного подкрепления, мы работаем не с насильниками, убийцами или социопатами. Самым большим «наказанием» для менеджера является недостижение цели. И стремится эффективный менеджер и любой успешный человек к достижению цели, а не бежит от наказания. 

Одно из качеств руководителя — это умение донести до сотрудника задачи точно, понятно, с временными рамками, со всеми важными критериями. Если этого по какой-либо причине не происходит, то руководителю необходима помощь и обучение управленческим навыкам, в том числе постановке задач и умению получать обратную связь от подчиненных. 

Если этого нет, может, руководитель сам не понимает стоящих перед ним задач? Значит, с этим надо работать. 

– Как не напугать менеджера обилием ответственности и строгостью?

– Пугливые менеджеры — это совсем не те люди, которые могут работать эффективно и достигать поставленных целей. Пугливость, наверное, для каких-то других позиций подходит, хотя я не могу себе представить, для каких именно. Человек должен соответствовать тому уровню ответственности, которая на него возлагается, и понимать, для чего она ему нужна, либо не надо эту ответственность на себя брать и претендовать на руководящие позиции. Пугать или не пугать кого-то нет смысла: требуются профессионализм, мотивация, уверенность, дух коллективизма в компании, где все люди понимают, что они серьезные задачи решают не в одиночку — пугаться нечего абсолютно. Есть другие люди, которые помогут, есть профессионалы в каждой области, есть ответственность за свои решения и деятельность подчиненных. 

Под ответственностью я имею в виду не наказание, а когда человек понимает, что проект, который он ведет, поставленные задачи — это не только его личная задача, но и компании в целом. Когда человек идет к решению задач, бояться некогда — просто надо решать эти задачи и доносить способы их решения до подчиненных. 

– Как объяснять ему именно смысл и логику ответственности, ее цели и причины?

– Индивидуальная выгода для сотрудника должна напрямую отражаться в системе мотивации. Это не формальный KPI, а соответствующий типу деятельности каждого человека. Если сотрудник, к примеру, отвечает за работу производственной линии, то необходимо, чтобы он четко понимал параметры оценки качества этой работы, что необходимо сделать, чтобы линия работала в соответствии с планом, какая предварительная подготовка необходима — следует все разъяснить, чтобы он дальше просто выполнял свои обязанности. 

– Можете привести пример важного проекта и продуманной системы контроля и ответственности за результат?

– Все проекты важные. В качестве примера могу привести наш любимый отдел дизайна — дружная группа людей занимается разработкой дизайна упаковки продукции. Чтобы люди понимали свою ответственность и были ориентированы на результат, система мотивации выстроена таким образом: есть фиксированная часть заработной платы, а премию они получают тогда, когда упаковка поступает на производство. Для этого дизайнер должен не только нарисовать картинку и сделать макет, но и съездить в командировку к партнерам, чтобы проконтролировать там процесс приладки оборудования и соответствие напечатанной упаковки утвержденному макету. То есть конечным результатом является получение упаковки, а не нарисованная картинка, эскиз или какой-то другой элемент. Чтобы этот процесс был завершен, каждый дизайнер взаимодействует с типографией, где это производится. Вместе с руководителем они выезжают на производство и там получают конечный результат. Дизайнер видит, так ли отображен его рисунок на деле, так ли он оформлен, как был изначально задуман. При такой организации работы перенести ответственность на типографию не получится: когда кто-то не так понял, не пришло письмо, не так отобразился цвет или еще каким-то образом подвела коммуникация.

– Цена вопроса? В госкомпаниях контроль обычно зашкаливающий, и за каждым контролером стоит еще один. Но ведь эффективный бизнес не может себе позволить такую сложную и громоздкую систему, как бюджетные организации. Кто и как думает об этом и считает себестоимость контроля? Ведь иногда овчинка не стоит выделки.
– В компании нет ни одного лишнего человека, нет лишней заформализованности и бумаготворчества, не существует ненужных отчетов, и никто не делает ничего, не соответствующего задачам компании. Когда бизнес-процессы выстроены таким образом, что подразделения контролируют друг друга, тогда нет необходимости в отдельных контрольных функциях. Охрана на производстве есть, видеонаблюдение существует, но каких-либо структур, которые контролирую систему принятия решений, нет. 

– Стрессоустойчивость — это от генетики, воспитания или можно выработать в себе это качество?

– Все психологические термины можно по-разному формулировать, раскрывать с разных точек зрения и концепций. Я считаю правильной формулировку понятия стрессоустойчивости — способность сохранять эффективность в условиях некомфорта. 

Способность сохранять эффективность вне зависимости от условий и негативных факторов можно выработать повышением уровня профессионализма и специальной подготовкой к работе в сложных условиях. Любая тренировка — это повышение стрессоустойчивости, даже если такая цель и не заявлена в каждом конкретном тренинге или упражнении.

Если есть мотивация эффективно работать независимо от внешних условий, он может пройти специальное обучение и сам обратиться в отдел персонала со своей потребностью. В компании есть структура, которая занимается обучением персонала и, разумеется, особое внимание этот отдел уделяет руководителям. Например, тренинги для руководителей производства, для мастеров, для старших механиков. Для людей, которые управляют производственным персоналом по умению грамотно формулировать задачи, доносить их до сотрудников и контролировать, как они поняли эти задачи. Тренеры работаю над этим специально, потому что это очень сильно повышает эффективность коммуникаций и стимулирует личностный рост.

В России работает 35 обособленных подразделений компании — во всех городах-миллионниках и полумиллионниках организованы свои собственные системы прямых продаж. С руководителями этих подразделений тоже работают внутренние тренеры. Сначала они оценивают актуальный уровень развития управленческих качеств, а потом развивают их. А развивать всегда есть что руководителям любого уровня. 

– Почему у всех маршалов и крупных военачальников расстояние от носа до верхней губы просто гигантское (где растут усы)? Что первично — физиогномика или поведение, влияющее на нее?

– Я не обращаю внимания на особенности внешности. У нас люди работают с совершенно разными внешними характеристиками, разных национальностей, возраста, вкусовых предпочтений, в компании не существует дресс-кода, поскольку значимыми мы считаем совершенно другие качества сотрудников — ни цвет маникюра, ни длина юбки, ни цвет рубашки, ни расстояние от носа до верхней губы не имеют никакого значения. На мой взгляд, главное — личностные и профессиональные качества человека, внешность не считаю важным фактором. 

– Имена и характер — как вы относитесь к теории о том, что по имени и фамилии можно судить об уровне ответственности человека? А соционика нам здесь помощница или пусть с ней возятся те, кто ее придумал? (Хотя Дмитрий Ридигер, работая в Росевробанке, активно пользовался этим методом.)

– Мы не придерживаемся ни одного из этих направлений — соционика, гороскопы, имена и фамилии, нумерология — мы не берем их за основу и не используем даже как вспомогательный инструмент при оценке кандидата. Мы, не жалея времени, разговариваем с кандидатами, у нас работает полноценный опытный отдел по подбору персонала. 

Россия — страна многонациональная: мы не можем оценить и правильно понять значение каждого имени, даже если бы захотели это сделать, а предвзятость и шаблонное восприятие человека по какому-то надуманному ненаучному признаку выглядит как минимум странным.

– Как распределять ответственность при выборе — команда или ее руководитель?

– Такой вопрос даже не возникает — вся ответственность на руководителе, который управляет командой, в зоне его ответственности — из кого эта команда создана, как в ней распределены роли, как поставлены задачи. Ответственность за передачу информации, за понимание всегда лежит на том, кто эту информацию передает, кто у руля, кто расставляет людей, кто и каким образом ведет команду к нужному результату. 

– Как наказывать за безответственность?

– Эта проблема если и существует, то только на уровне молодых специалистов или рядового персонала. Я не считаю, что кого-то надо наказывать. В компании существование таких людей просто невозможно: каждый человек отвечает за результат своей деятельности. Когда налажено проектное управление, то каждый руководитель полностью управляет работой своей команды. 

Безалаберный сотрудник, на мотивацию которого нужно тратить время, придумывать наказания, контроль, угрозы, нам точно не нужен. Ни один руководитель не будет этим заниматься, потому что это неэффективно. Компании нужны люди, которые работают именно в команде и никак иначе. Если наши ценности неприемлемы, если человек не хочет работать эффективно без угрозы наказания, ему это неинтересно в принципе, то зачем кого-то заставлять и принуждать? Любой может найти для себя более подходящие ему условия в другой компании, где кому-то будет интересно заниматься его воспитанием и изобретать баланс кнута и пряника.

– Программисты не очень любят наказания, но ответственны. Как с ними работать — как-то особо в плане ответственности за результат?

– Особенность программистов в том, что обычно это умные и грамотные люди, которые зачастую могут оказаться сообразительнее и логичнее тех, кто ставит перед ними задачу, значит мы опять возвращаемся к вопросу коммуникации. Руководитель этих программистов должен организовать работу таким образом, чтобы задачи были правильно поняты его подчиненными, это ответственность руководителя программистов. Конечно, случаются ситуации, когда бизнес-задача бывает IT-отделом понята по-своему, но, повторюсь, я считаю, что это ответственность руководителя IT-отдела. Очень важно знать при постановке задачи, как она понята сотрудниками твоего отдела. 

IT-отдел в компании — это сервисное подразделение, никакой самостоятельной деятельности он не осуществляет — так же, как отдел персонала или любые другие отделы. Программисты работают не в безвоздушном пространстве, не сами на себя и для себя, у нас не НИИ программирования, IT-отдел должен обеспечивать задачи бизнеса. Если он делает это эффективно, значит все хорошо, если нет — значит руководитель недостаточно компетентен. 

– Кадровое агентство отвечает за результат (за кандидата) только в период срока гарантии, а штатные рекрутеры? Почему тогда рекрутеры на окладах, а агентство на гонораре?

– Если удается сформировать грамотный отдел по подбору персонала, незачем прибегать к услугам кадровых агентств. Нельзя всегда мерить ответственность только деньгами, хотя и она тоже есть: наши сотрудники отдела персонала, кроме фиксированной заработной платы, получают бонусы за каждую успешно закрытую вакансию. В компании есть определенные параметры успешности и сложности вакансии, детализировать которые нет смысла, поскольку они «заточены» конкретно под нашу компанию. Я бы не стала говорить, что внутри компании сотрудники не знают своих целей и задач, это не так. Качество подбора сотрудников зависит от того, каким образом в отделе персонала выстроена функция подбора, это моя зона ответственности, и я считаю, что нам с коллегами удалось достичь значительных успехов. 

– Выбор аутсорсеров сегодня — важная тема в бизнесе. Есть ли у вас советы коллегам в этом направлении?

– Аутсорсеры, так же как и внутренние подразделения, выполняют определенную бизнес-задачу для какого-либо подразделения компании. Соответственно, вся ответственность на руководителе того отдела, для которого выполняется эта задача. 

– Возьмете ли вы к себе в компанию того, кто когда-то, работая у вас, сказал «МЯУ» — то есть что-то крупно напортачил ранее?

– Все люди могут допускать ошибки. Если человек допустил ошибку и потом хочет вернуться с новым полезным компании опытом, то это совершенно нормально, и мы готовы взять его обратно на работу, если он понимает свою ответственность и готов изменить ситуацию, понимает, что именно было сделано неправильно и как этого больше не допустить, то мы готовы разговаривать. Но есть вещи неприемлемые, после которых возобновление сотрудничества невозможно. Если он обвиняет кого-то другого или ситуацию, погоду, климат или политику в своих ошибках, если говорит, что это вне зоны его ответственности, то мы такого человека не ждем. 

Чтобы ответственность была посильной для сотрудников и руководителей, она должна быть не только личной, но и коллегиальной. Нельзя принимать глобальные решения единолично. Даже самый умный и опытный человек не всегда сможет учесть все нюансы принимаемого решения. В компании есть круг профессионалов, с которыми всегда необходимо посоветоваться, выслушать разные мнения, и не нужно бояться показаться слабым, непрофессиональным или неуверенным — надо нормально, продуктивно коммуницировать с коллегами и стараться привлечь, особенно при решении важных вопросов, максимальное количество сторон, уметь слышать разные точки зрения. Если решение принимается в результате такого обсуждения, то оно с большей вероятностью правильное, чем единолично принятое. Ошибок бояться тоже не надо — в разных видах деятельности просчеты разные, но они всегда есть. Это, в принципе, норма, сопровождающая активную деятельность, особенно при развитии нового. Если стараться все делать идеально, то можно идти к принятию какого-то одного решения всю жизнь. Ну невозможно ходить ежедневно на работу и ни разу не порвать колготки — вот так и надо, на мой взгляд, относиться к мелким погрешностям и ошибкам.

Некоторые HR-директора говорят, что с каждым годом растет число инфантильных молодых людей, неспособных брать на себя ответственность. Я с этим совершенно не согласна. У нас замечательное молодое поколение — у них меньше шаблонов, каких-то глупых, непонятно кем навязанных принципов. Как может жаловаться HR-подразделение на рост подобных сотрудников, если они сами же этих сотрудников и наняли? Значит нужно менять что-то у себя в подразделении, как минимум — критерии подбора, оценивать значимые личностные характеристики «на входе», в данном случае — ответственность. Она обычно у людей к старшему дошкольному возрасту уже сформирована. 

«Молодое поколение» — чересчур общее понятие. У нас большая многонациональная и многоконфессиональная страна, есть разные учебные заведения, разные профессии и должности, кто-то занимается спортом, кто-то искусством — разные качества присущи этим разным социальным группам. Все зависит от того, что мы ищем, какие критерии используем в качестве отбора. Например, у нас в компании работают люди, у которых очень высокий уровень образования, у нас несколько кандидатов наук, есть даже один доктор наук, в головном офисе многие сотрудники имеют МВА, получают второе высшее образование, посещают различные профессиональные мероприятия и тренинги внутри и вне компании. Сейчас очень насыщенная жизнь. Чтобы успешно окончить вуз, уже нужен определенный уровень ответственности, даже по оценкам в дипломе видно, способен ли молодой человек решать стоящие перед ним задачи, насколько он понимает, что его деятельность и результаты работы зависят от него. Я ни разу за свой многолетний опыт не встречала, к примеру, безответственного отличника. А вы?

Я не вижу причин жаловаться на молодое поколение. У меня есть взрослый сын, которому 25 лет, я знаю и вижу много его друзей и знакомых, дружу с коллегами, которые по возрасту годятся мне в дети, и могу сказать, что это поколение не видит для себя каких-то преград, препятствий, которые видели мы или наши родители. Это поколение спокойно вышло из наших шаблонов, не придумывая собственных, молодые люди легко перестраиваются, они умеют находить информацию и более точно, чем мы в их возрасте, знают, чего хотят и что им не подходит.

Большинство молодых людей имеют более широкие взгляды и разносторонние знания. Я не встречала таких, у которых были бы, например, неадекватные националистические представления, современная молодежь космополитична — и это прекрасно. Я считаю, что если перекладывать ответственность за воспитание своих детей на какие-то внешние силы — садики, школы, телевидение, то можно долго убиваться по поводу качества современного поколения. А если родители, семья, близкие, взрослые люди целенаправленно занимаются развитием своих детей и понимают, что это их ответственность, то все эти «системы» второстепенны.

Алекситимия – это специфическое расстройство личности, проявляющееся в расстройствах когнитивной обработки и регуляции эмоций.

Алекситимия снижает шансы на высокое качество жизни в психосоматических и социальных аспектах. Патология коррелирует с определенными чертами личности, влияющими на качество межличностных отношений, проявляясь низкой экстраверсией, избеганием преодоления трудностей, низкой самооценкой, слабыми навыками адаптивности, социальной изоляцией.

Что такое алекситимия?

Алекситимия представляет собой сложную структуру личности, имеющую специфические эмоциональные и когнитивные дефициты. Субклинические дефициты проявляются ослабленной способностью спонтанно и ярко дифференцировать чувственные ощущения. 

Алекситимия не входит в список психических заболеваний и расстройств DSM-IV-TR в соответствии с APA 2000 или в МКБ-10. В психологическом плане алекситимия — это черта личности. Интерес психиатров к алекситимии обусловлен тем, что выраженность этой черты соотносится с проблемами со здоровьем и трудностями в социальной адаптации.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни. Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность».

Алекситимия — эмоциональная холодность

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Диагностика патологии

Термин «алекситимия» используется для обозначения высокой выраженности черты личности, подтвержденной результатом обследования по 20- или 26-элементным шкалам TAS — стандартизированным инструментам для измерения алекситимии. Чаще используется шкала ТАС-20, содержащая 3 подшкалы, относящиеся к сущностным свойствам измерения алекситимии: 

  • трудности в выявлении чувств;
  • трудности в словесном описании чувств;
  • внешне ориентированный стиль мышления.

Алекситимия встречается примерно у 10% населения, с более высокой частотой у мужчин, чем у женщин. Однако в клинических группах пациентов с психическими расстройствами, особенно с зависимыми от психоактивных препаратов, показатель превышает 50%.

Причины развития алекситимии

Наиболее вероятная модель объяснения причин алекситимии — модель взаимодействия трех факторов:

  1. Нейробиологический. Нарушение процессов автоматической обработки эмоционального возбуждения на уровне ЦНС. В процессах эмоциональной регуляции фундаментальное значение играет поток импульсов между правым и левым полушариями, а также лимбической системой и корой головного мозга. Структура и проходимость путей, соединяющих эти области, определяют интенсивность эмоциональных состояний, сопровождающих физиологические реакции, когнитивные действия, в том числе осознание переживаемого эмоционального состояния. Предполагается, что алекситимия вызвана дефицитом связей между двумя полушариями головного мозга и лимбической системой и корой головного мозга, особенно в области речевых центров.
  2. Эмоциональные конфликты с раннего детства. Неспособность распознавать и регулировать эмоции — результат развитых эгозащитных механизмов, актуализирующихся в ситуациях бессознательных эмоциональных конфликтов. Особое значение здесь имеет конфликт, возникший на почве раннего эмоционального отторжения. 
  3. Нарушения в социализации. Проблема заключается прежде всего в отсутствии адекватных паттернов эмоционального выражения в образовательной среде, имитации реакций и поведения, минимизирующих эмоциональную составляющую в вербальном образе, мимике и жестах.

Одиночество

Эмоциональная регуляция  у людей с алекситимиией

Основные закономерности эмоциональной регуляции можно представить на четырех моделях связей:

  1. Модель 1. Наиболее типичная — один из критериев целостного, зрелого эго, составляющего основу социально адаптированной личности. Возбужденная эмоция сопровождается восприятием. Восприятие также включает в себя когнитивные оценки причин и обстоятельств, сопровождающих эти переживания. Благодаря когнитивным оценкам контролируются эмоции, модулируется их интенсивность. Осознание пережитых чувств и опыт дают возможность выбора типа поведения, делая человека независимым от сиюминутного эмоционального импульса. Поведение согласуется со структурой личности, приспосабливается к ситуации и закрепляет стандарты. Структура здорового эго поддерживает гармонию эмоций, когнитивной составляющей и поведенческих реакций. Пример: здоровый человек, которого оскорбили, описывает свое состояние как обиду, а состояние обидчика как злость. При этом он объясняет свое поведение примерно так: «Я не стал связываться, потому что это бессмысленно».
  2. Модель 2. Звенья схемы сокращаются. С эмоцией происходит осознание ее происхождения и знание о причинах, вызвавших эту эмоцию, но без элемента более полного когнитивного развития, контролирующего поведенческие реакции. Это в свою очередь приводит к импульсивным действиям. Эта модель распространяется на людей, склонных к неконтролируемым вспышкам злости, к смене настроения. В паттерне отсутствуют оценочные процессы, регулирующие поведенческие реакции. Пример: человек с таким эмоциональным статусом, которого оскорбили, описывает свое состояние как: «Я разозлился и высказал все, что думал». 
  3. Модель 3. Эмоция проявляется в виде неопределенного, недифференцированного по раздражителю ситуации напряжения, вызванного состоянием физиологического возбуждения разной интенсивности. Ситуация не сопровождается осознанием появления эмоций и их причинах. Поведение – реакция на ситуацию, но без мотивировки эмоций. Таких людей считают равнодушными и черствыми. Больной описывает свое состояние, например так: «Я не знаю, почему я злюсь». 
  4. Модель 4. Патология. Понятие о наличии эмоционального раздражителя слабы. Это может быть связано с нарушениями эмоциональной сферы, возникающими, например, у людей после обширной черепно-мозговой травмы.

Что касается модели 3, характерной для людей с алекситимией, то о ней стоит поговорить подробнее. Физиологические реакции, провоцирующие такое состояние, имеют разную интенсивность. Если они значимы, эго справляется с ними по-разному:

  • Тип 1. Напряжение переносится на соматические симптомы. Эмоциональный стимул получен, он вызывал возбуждение, но не было осознания испытываемых эмоций. Возбуждение выразилось соматически. Это классический конверсионный или психосоматический симптом.
  • Тип 2. Напряжение накапливается, и следующая нервирующая ситуация, становится триггером насильственной поведенческой реакции, неадекватной стимулу. Человек ведет себя импульсивно по непонятным для себя и окружающих причинам. Не контролируя свое поведение, больные реагируют на накопившийся груз агрессивным образом. Выдержка из признания отца:

У одного и того же человека могут появиться реакции 1 и 2 типа.

Поведение, свойственное алекситимии

Патология у каждого больного имеет особенности и симптомы маргинального поведения. Алекситимика психологически разнообразна и с точки зрения особенностей личности — способностей, добросовестности, лояльности, ценностей, поведения и т. д. Внешне такие люди ничем не отличаются от окружающих. Более того, они часто успешны в профессиональной сфере, не требующей эмоциональности.

Людям с алекситимией свойственно конформистское поведение, они не любят конфликтные ситуации, пассивны, не понимают шуток, лицо не выражает эмоций. Почти не встречается экстраверсия – спонтанное проявление чувств, активность, рискованность.

Нарушение психики

Нарушение психики

Эмоциональность алекситиметиков характеризуется невыразительностью, недостаточностью положительных эмоций, депрессивностью, отсутствием фантазий. Люди с алекситимией редко обращаются за социальной поддержкой.

Основной дефицит личности с алекситимическим складом касается качества межличностных контактов из-за низкой способности сопереживать. Эта черта становится препятствием для построения социальных отношений, особенно интимных. Трудности в распознавании и описании собственных чувств сосуществуют с дефицитом способности распознавать чужие эмоции. Алекситим воспринимается как эмоционально холодный человек, не признающий эмоциональных потребностей партнера или ребенка и не проявляющий интереса к проблемам близких людей.

Такие характеристики потенциально снижают качество жизни больных, что усугубляет их эмоциональные проблемы. Поэтому у таких людей отмечается повышенная частота соматических и психических расстройств, требующих терапии. Конституциональная предрасположенность накладывается на последствия биологического и психологического стресса.

Связь алекситимии с соматическими расстройствами

Существует много исследований, демонстрирующих взаимосвязь алекситимии с состоянием здоровья. Напряжение, вызванное негативными эмоциональными раздражителями, легко превращается в соматические жалобы. 

Больных беспокоят:

  • головные боли;
  • боли в животе;
  • боли в спине;
  • ощущения, схожие с симптомами физического недомогания.

Такие симптомы возникают в результате физиологического возбуждения, для которого нет выхода в сознательно переживаемой эмоциональной реакции. Хотя телесные симптомы легко вербализуются, их оценка вызывает проблемы у пациента с алекситимией. 

Для таких больных различение соматических и эмоциональных ощущений – сложная задача. Проблема связана с дефицитом функций парасимпатической системы, дополнительно отягощающим организм и психику. Поэтому неудивительно, что ученые подтверждают, что алекситимия связана с заболеваниями, при которых важным этиологическим компонентом является стрессовый фактор.

Результаты клинических испытаний, проведенных финскими учеными, также показывают связь между алекситимией и гипертонией. Патология была обнаружена у 57% мужчин и 46% женщин. У участников испытаний из контрольной группы, с нормальным давлением, показатель алекситимии у мужчин составил 18%, а у женщин 9%.

Очень тесные связи существуют между алекситимией и функциональными кишечными расстройствами. Среди больных с синдромом РК и функциональной диспепсией, у 66% пациентов были диагностированы симптомы алекситимии.

Ситуацию объяснил уч.Ван Керховен. Он обнаружил, что пациенты с алекситимией испытывают более сильные симптомы ЖКТ, чем остальные. Они сильнее ощущают боль в случае соматических заболеваний. 

Исследования уч. Баудича показали, что алекситимия — наиболее значимый, чем показатели тревоги и депрессии фактор, объясняющий тяжесть хронической боли в течение года после операций по поводу рака молочной железы.

Кроме того, пациенты с алекситимией сообщают о более высоких уровнях страха перед болью и нарушениях сна, связанных с интенсивностью болевых ощущений.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

Выводы

Алекситимической личности сложнее достигать высокого уровня качества жизни из-за низкой приспособляемости, склонности к социальной изоляции, наличия рисков развития патологий соматического и психического характера.

Так как алекситимия — относительно постоянная черта, больным рекомендуется участвовать в психотерапии, углубляющей осознание переживаемых эмоциональных состояний и изменяющей модель межличностного поведения. 

К сожалению, больные с алекситимией не чувствуют необходимости в лечении. Поэтому обратиться к психотерапевту за помощью должны члены семьи.

Результаты исследований таких пациентов показывают, что при грамотной терапии скорость прогрессирования патологии снижается.

Таким пациентам показаны когнитивно-поведенческие методы и групповые занятия. Психотерапия должна быть направлена на реальные, текущие события, являющиеся стимулом для эмоциональных переживаний. Со временем удается научить больных выражать эмоциональные состояния, отличая их от соматических ощущений.

Как показывает практика, опытные врачи, контактирующие с пациентом, жалующимся на несуществующие симптомы заболевания, предполагают наличие алекситимии, признавая ее влияние на соматику, и направляют пациента к психотерапевту.

Источники

  • Тейлор Г.Д.: Последние разработки в теории и исследованиях алекситимии. 2000;
  • Donges US, Suslov T: Алекситимия и автоматическая обработка эмоциональных раздражителей: систематический обзор. 2017;
  • Йекта М., Бешарат М.А., Рокнольдини Е. Объяснение алекситимии с точки зрения личностных измерений в выборке общих популяций. Социальные и поведенческие науки 2011;
  • Uziałlo J: Оценка выбранных параметров алекситимической личности. 1999;
  • Яковская Е.: Алекситимия как объяснение расстройств в социальных отношениях у детей и взрослых.2011;;
  • Валкамо М., Хинтикка К., Хонкалампи К и др.: Алекситимия у больных ишемической болезнью сердца. 2001;
  • Лоас Г., Баэлде О., Веррье А.: Взаимосвязь алекситимии и зависимым расстройством личности: размерный анализ. 2015;
  • Билотта Э., Джакомантонио М., Леоне Л. и др.: Алекситимичность: необходимость или удобство, негативная эмоциональность, избегающие копинг-взаимодействия и алекситимия. 2016; 
  • Ирвин Х.Д., Мелбин-Хелберг Е.Б.: Алекситимия и диссоциативные тенденции. 1997;
  • Luminet O, Bagby M, Taylor GJ: Оценка абсолютной и относительной стабильности алекситимии у пациентов с сильной депрессией. 2001.

Добавить комментарий