Любой из нас хотел бы жить по воле Божьей. Только вот вопрос: “Готов ли?” Это не сложно, если “дружить” с Господом, его “правилами” и просьбами к нам. И чем ближе человек к Богу, тем легче ему принимать решение. И любое из них будет определяться Евангелием и молитвой. Мы уже не сможем иначе, если знаем, как Господь бы поступил.
А еще хорошо очень слушать свою совесть, если она “не бунтует” при принятом решении, то оно верное и Богу угодное. Конечно, без молитвы здесь не обойтись. Она наш вектор, который показывает движемся ли мы к желаемому, не отклонились ли от него. Когда желание к молитве ослабевает, и пропадает также потребность в Боге, Церкви, то это уже говорит о некотором “сбое”, на который нужно обратить внимание и как можно раньше. И путем исповеди, только горячей, искренней, причастии можно вновь приблизиться к Богу. И снова быть спокойным, что ваше решение единственно верное.
Вообще какое бы решение перед нами не стояло. Нельзя долго стоять на перепутье. Об этом даже говорил старец, если не ошибаюсь, Серафим Саровский. Принял с Божьей помощью, с молитвой, и если оно не противоречит Евангелию и заповедям Божьим, то каким бы сложным оно поначалу не казался, Господь все-равно поможет. Трудности могут быть везде, во всяком деле, но все они решаемые. Как говорят, дорогу осилит идущий, если Господь ведущий. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».
Когда живем в согласии с Богом, решение принимается легче, ведь мы знаем, что как правильно, так поступил бы Бог.
По мысли блаженного Августина человек общается с Богом через молитвы и Священные Писания, а точнее, задает свои вопросы в молитвах, получает ответы в Писаниях. И важно помнить,что воля Божия в том, чтобы всем прийти ко спасению, зная это, человек должен семи силами стремиться во всех событиях направлять свою жизнь ко Спасателю.
А можно кинуть “жребий”, грубо говоря погадать, но с Божьей помощью, с молитвой. Написать записочку, и вытянуть, предварительно помолившись, угодное Богу решение. И ли спросить первого встречного, или же читать Евангелие и там видеть и чувствовать ответы на ваши вопросы. Даже можно опять же с Божьей помощью загадать нужную страницу строку и узнать ответ на очень волнующий вас вопрос. Так Тихона избирали и других монахов. Но как говорит, отец Владимир Головин: “Это очень исключительная мера. Постоянно пользоваться этим не нужно. Если человек всегда “гадает по Евангелию”, по любому вопросу, даже незначительному, то уже на таких вещах, дьявол будет играть и водить как слепого котенка, которого потом и засунет в ад. Человека эти мелочи не спасают. Они лишь ведут или не ведут ко спасению. Ему и то, и третье не принципиально”. Мы хотим знать волю Божью там, где это не имеет значение для нашего личного блага, спасению. Какой из подрясников одевать, это не имеет значение. Они искусственно придумывают себе проблемы там, где его нет. Забота Бога, чтобы мы были счастливы не секунду, а отсюда и навсегда. Какой формой не имеет значение. Это же не секрет воля Божья. Он ее не скрывает, чтоб все спаслись, никто не погиб ,все к истине пришли, в радости к Вечной жизни. Читать в Евангелии и помнить, как я поступал и жив будешь”. Жить по заповедям ,но где с кем, где, а жить по заповедям, а все остальное это вторично. старик или молодой, многодетный иди бездетный. Жить по заповедям строго. Вот это и есть воля Бога”.
В Деяниях такое встречается только в виде исключения, и то очень редко. Это грех суеверный гаданий. Это глупо. Получается что он вынуждает Творца даже в мелочах, что безразлично для его вечного спасения.
А профессор Алексей Осипов так советует принимать решение: “Быть верным Богу и помнить правило: “Неверный в малом будет неверным и во многом. Вот отсюда то и корень проблем, мы часто сами знаем волю Бога , а поступаем ровным счетом наоборот.
Знаем, что обсудить соседку грех, а все равно обсуждаем. А если бы остановились, то люди очищали свои духовные очи и они бы лучше видели и понимали. Знаем а не верны. В этом наша слепота. Я выражусь грубо, вот как нужно поступить по воле Божьей и моя совесть и разум говорит также. Одно оба говорят. Так надо и поступать. Тогда, когда я поступаю искренне без самооправдания – вот в чем воля Божия.
И тогда Бог исправит, если я выбрал неверный путь. Совесть и разум дает точку пересечения правильным поступкам”.
Но не нужно думать, что если дело трудно дается, значит нет на него воли Божьей. Это не неверный подход, что это не воля Божия. Очень часто мы находим противоположным. Варсонуфий Великий ответил на этот вопрос так: “Старайтесь волю Божью из внешних обстоятельствах”.
“Когда я вижу, так правильно и убежден, что это надо многим – с ним согласен и профессор. – Это ясно и обстоятельства так говорят. Не смотря на подножки. А вот когда упираемся в стену, тогда приходится остановится. И ничего не сделаешь. На стенку лезть бесполезно.
Старайтесь понять, постичь, уразуметь волю Божью из внешних обстоятельств вашей жизни.
Принятие верных решений начинается с определения Божьей воли. Он с готовностью открывает Свою волю тем, кто желает следовать Его заповедям (Псалом 32:18; 34:27; 146:11). В своем отношении к принятию решений Мы должны следовать примеру Иисуса, Который сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42; Матфея 6:10).
Господь открывает нам Свою волю двумя основными путями. Во-первых, через Свой Дух: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоанна 16:13; см. также 1 Иоанна 2:20, 27). Во-вторых, Божья воля открыта в Его Слове: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Псалом 118:105; см. также Псалом 18:8-10; 2 Петра 1:19).
Процесс принятия решений включает в себя суждение относительно отношения или действия. Решение – это акт воли, и на него всегда оказывают влияние ум и эмоции, отдельно или одновременно. Решения, принимаемые нами, на самом деле отражают желания нашего сердца (Псалом 118:30). Поэтому ключевой вопрос, который следует себе задать перед принятием решения: «Решаю ли я в угоду себе, или же в угоду Господу?». Иисус Навин предоставил нам должный пример: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить … а я и дом мой будем служить Господу» (Иисуса Навина 24:15; сравн. с Римлянам 12:2).
Бог видит всю картину – прошлое, настоящее и будущее нашей жизни. Он учит и направляет нас, открывая Себя через Свое Слово и Дух. Он дал нам следующее обещание: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Псалом 31:8; сравн. Псалом 24:12). Будут времена, когда воля Господа может казаться нежелательной или неприятной, когда наше сердце будет следовать своим собственным желаниям, а не доверять Ему. Но в конечном итоге мы убедимся, что Его воля всегда во благо нам (Псалом 118:67; Евреям 12:10-11).
Опять же, главный ключ к принятию правильных решений – знание Божьей воли и отказ от следования своим собственным желаниям: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притчи 14:12; сравн. с Притчи 12:15; 21:2). Доверяя Господу, а не самим себе, мы вскоре узнаем, какие решения угодны Ему.
Во-первых, Бог благословляет те решения, которые Он инициирует и которые соответствуют Его Слову: «Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым» (Притчи 4:11; см. также Псалом 118:33). Во-вторых, Он благословляет те решения, которые достигают Его цели и зависят от Его силы: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:13; см. также 4:13).
Кроме того, Господь благословляет решения, которые ведут к Его прославлению: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Коринфянам 10:31). Он благословляет решения, которые отражают Его характер, способствуют справедливости, доброте и смирению: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михея 6:8; см. также 1 Коринфянам 10:31; 1 Тимофею 4:12). И Он благословляет те решения, которые исходят из веры: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6).
Мы не должны забывать об обетовании Господа даровать Своим детям мудрость, когда они об этом попросят: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иакова 1:5; сравн. с 1 Фессалоникийцам 5:17). И когда мы молимся о мудрости, мы должны верить, что Он ответит на нашу молитву: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:6-7). Терпение также важно, поскольку нам следует ждать момента, определенного и угодного Богу: «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евреям 6:15).
Сложнее принимать решения, когда речь идет о болезненном выборе. Иногда правильный курс действий может определенным образом навредить нам. Именно здесь мы больше всего нуждаемся в благодати. На самом ли деле мы готовы страдать ради славы Христа? «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Петра 4:1-2).
Принимаете решение сегодня? Обратитесь за руководством к Божьему Слову. Утешьтесь миром, который может обеспечить только Он (Филиппийцам 4:7). Просите о мудрости, доверьтесь Его обетованиям, и Он будет вести вас: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притчи 3:5-6; см. также Исаии 58:11; Иоанна 8:12).
Кому как с гуся вода, а мне решиться, что-либо поменять в жизни даётся через многие колебания, размышления…Вот и теперь предложили более высокооплачиваемую работу, с повышением, но и обязанностей в ней намного больше, боюсь не потяну, да и интереса в ней нет. С другой стороны уже 10 лет делаю одну и ту же рутинную работу.
Как вы читатели, решаетесь на серьезные перемены?
Спасибо
Антон Пакшин написал:
Виктор, в плане работы у меня бывали радикальные перемены. Но это всегда было связано именно с интересом. Финансовая сторона вообще не на первом месте была, хотя по итогу и она становилась намного лучше. И если когда то придется еще раз радикально что-то менять, то ориентиром будет именно внутреннее расположение. Вам вряд ли кто однозначно что посоветует. Тем более вы пишите “одну и ту же рутинную работу. “, а с другой стороны к потенциальной “интереса в ней нет “. Выбор по сути исключительно зарплатный. Тут уж сами смотрите). Но стремиться , думаю, надо именно к тому, к чему душа лежит, а не просто по нулям с зп. Они придут, в любой сфере можно финансово подняться. Но вот наоборот – редко бывает.
Спасибо брат за ответ!
Как вы читатели, решаетесь на серьезные перемены?
Дед Сергий написал:
Обычно ожиданием Решение принимается тяжело и проблема выбора – огромна. В сказанном Вами слышится заниженная самооценка и нежелание покидать зону комфорта. Точно справитесь, лишь бы работа не ломала нравственный каркас
Елена85* написала:
Нужно взвесить все плюсы и минусы, а потом посмотреть, чего больше, исходя из этого принимать решение. Я так обычно делаю, когда нужно принять важное решение.
Обычно ожиданием Решение принимается тяжело и проблема выбора – огромна. В сказанном Вами слышится заниженная самооценка и нежелание покидать зону комфорта. Точно справитесь, лишь бы работа не ломала нравственный каркас
Про нежелание покидать зону комфорта, это Вы точно. Больше всего боюсь,что «уйдя от волка (настоящаяя работа) найду на медведя (новая работа)» Не знаю :/
Нужно взвесить все плюсы и минусы, а потом посмотреть, чего больше, исходя из этого принимать решение. Я так обычно делаю, когда ь
Это первое, что приходит в голову , но тут плюсик-плюсику рознь
Это первое, что приходит в голову , но тут плюсик-плюсику рознь
да,тут ещё нужно смотреть на “перекрываемость” минусов плюсиками). Буквально месяц назад была в подобной непростой ситуации. Желаю вам принять верное решение.
Есть немало вещей, которые кажутся сами собой
разумеющимися, однако ошибки, которые мы совершаем,
свидетельствуют о том, что и они нуждаются во вдумчивом
осмыслении. Одна из таких вещей – принятие решений,
без чего не обходится, пожалуй, ни один прожитый человеком
на земле день. Об этом – о том, как принимать
решения и чем при этом руководствоваться, –
размышляет игумен
Нектарий (Морозов).
С чистого листа
Практически постоянно любому священнику приходится
сталкиваться с тем, что к нему обращаются за советом люди
– как те, кого он хорошо знает, так и те, кого он
видит в первый раз в своей жизни, – обращаются за
советом, не зная, какое решение принять в той или иной
жизненной ситуации. И надо сказать, что практически каждый
раз священник оказывается в достаточно затруднительном
положении. Почему? Потому что человек, который задает ему
вопрос, знает свою жизнь, знает свои обстоятельства, так
же должен он знать и самого себя, и, исходя из всего из
этого, было бы логично, если уж требуется совет
священника, требуется благословение, приходить с каким-то
более или менее готовым решением и советоваться уже в
отношении того, действительно ли оно правильно, может ли
священник что-то в этом отношении подсказать. Но бывает
порою совершенно иначе: бывает так, что человек задает
священнику вопрос, и такое чувство, что он сам приступил к
решению этой задачи совершенно с чистого листа. И точно
так же с чистого листа приступает к решению задачи и
священник, потому что он о жизни человека, его
обстоятельствах и о нем самом знает, безусловно, гораздо
меньше. И ему приходится в данном случае опираться на свой
жизненный и пастырский опыт, приходится опираться на
какое-то минимальное знание этого человека, ну и,
естественно, молиться при этом Богу, чтобы Господь помог
ему не ошибиться. И часто в результате складываются такие
ситуации, что я невольно вспоминаю рассказ замечательного
английского писателя Джерома Клапки Джерома (которого все
знают в основном по его известнейшей повести «Трое в
лодке, не считая собаки»).
Совет, еще совет
Этот рассказ начинается с того, что автор на перроне
подходит к некоему человеку и спрашивает его: «Не
посоветуете ли вы, на каком поезде мне лучше доехать
до…» Ну а дальше он уже ничего не успевает
сказать, потому что этот человек совершенно неожиданно
приходит в такую ярость, что чуть не сбрасывает его под
поезд. Потом ему, впрочем, становится стыдно, он подходит
к автору и говорит ему: «Я понимаю, что моя реакция
может показаться вам ненормальной, но дело в том, что
когда меня просят дать совет, то у меня это вызывает очень
тяжелые чувства».
Выяснилось, что этот человек, который так нервно
реагировал на просьбы о совете, когда-то написал книгу,
которая содержала в себе массу полезных советов и, если
сказать вкратце, учила тому, как стать счастливым. Вскоре
после этого к нему обратился один мужчина, находившийся на
распутье и затруднявшийся сделать выбор, обратился именно
как к эксперту, к тому, кто хорошо знает жизнь. А
писатель был человеком ответственным, был человеком очень
хорошим, и он не просто дал этому посетителю какой-то
ответ, исходя из своего жизненного опыта, но
предварительно полностью вник в его обстоятельства, изучил
их и уже тогда предложил ему совет. Совет этот оказался
неудачным, привел впоследствии к самому настоящему краху.
Однако беда была не в совете, а в личности самого
вопрошавшего…
Но, невзирая на неудачу, спустя какое-то время он приехал
к писателю вторично и опять попросил совета. Тот, скрепя
сердце, опять вник в его ситуацию, потратил время на ее
изучение и вновь дал ему совет. И опять совет оказался
неудачным…
И далее этот человек преследовал его всю его жизнь, а он,
будучи, как мы уже сказали, человеком ответственным, никак
не мог от него отделаться и каждый раз пытался ему
все-таки чем-то помочь. Хотя чем дальше, тем тяжелее ему
это давалось.
Конечно, рассказ этот достаточно забавный, занимательный,
но я бы вместе с тем не сказал, что он сильно отличается
от того, с чем мы сталкиваемся в реальной нашей жизни.
Потому что складывается впечатление, что огромное
количество людей, задавая вопрос, как им в такой-то
ситуации поступить, совершенно не имеет представления о
том, на чем должно основываться принятие того или иного
решения, каков должен быть его фундамент. И поэтому мне
хотелось об этом хотя бы немного поговорить.
Две крайности
Но прежде всего скажу о том, что подразумевается, когда мы
произносим это слово – «решение».
Бывает, решение предстоит принять по каким-то вопросам
глобальным, поворотным. Ну, например, решение о монашеском
постриге или о вступлении в брак, решение о выборе
жизненного пути, профессии, выборе – что все-таки
чуть попроще – вуза. А бывает, что речь идет о
решениях гораздо менее важных, частных, о тех решениях,
которыми наполнена повседневная жизнь человека. Причем
касаться они могут как предметов и вопросов духовных,
вопросов, имеющих нравственное измерение, так и вещей,
носящих сугубо бытовой характер.
Порой человек принимает какие-то решения, даже не
замечая, что он их принимает
И вот приходится сталкиваться с двумя крайностями, и
трудно сказать, какая из них хуже. Одна крайность такова:
человек принимает какие-то решения, даже не замечая, что
он их принимает. Он не замечает, что есть выбор –
поступить так или как-то иначе, он ничего не анализирует,
ничего не обдумывает и живет, повинуясь какой-то стихии,
которая, как река, несет его то в одну сторону, то в
другую, то в третью, и здесь принятие решений как таковых
по большому счету отсутствует – это просто
непосредственное реагирование на жизнь и ее
обстоятельства. И, безусловно, такой человек совершает
огромное количество ошибок, за которые потом приходится
очень тяжело расплачиваться ему, людям, которые его знают
и любят, а порою и людям даже совершенно посторонним,
которые каким-то образом становятся участниками этих
ситуаций, в которых ошибки совершаются.
Но есть и другая крайность, когда человек, наоборот,
как-то обостренно, очень ярко и очень ясно понимает, что
каждая жизненная ситуация требует определенного выбора,
требует принятия того или иного решения, – и
затрудняется это решение принимать, затрудняется этот
выбор делать. Почему? Потому что каждый раз, когда мы
делаем какой-то выбор, когда мы принимаем какое-то
решение, мы берем на себя ответственность за последствия
этого выбора и за последствия этого решения. И
оказывается, что зачастую человек стремится всеми
возможными способами от этой ответственности уйти, не
брать ее на себя, вплоть до того, что он готов кому-то
другому позволить за себя сделать выбор и за себя принять
решение, только бы самому это бремя тяжкое не нести.
Мужество решения,
или Немного о непосредственности
Без принятия самостоятельных решений жизнь человека, в
том числе христианская жизнь, невозможна
Но на самом деле без принятия самостоятельных решений
жизнь человека, в том числе христианская жизнь,
невозможна. Бывает немало ситуаций – на работе, в
окружающей нас жизни, – в которых отчетливо
различается момент нравственного выбора: когда нужно
понять, кто прав, а кто виноват, кого ты в этой ситуации
поддерживаешь, кому ты вынужден в этой ситуации
противостоять, когда тебе нужно промолчать, а когда тебе
нужно сказать какое-то слово, может быть, в чью-то защиту,
может быть, в чью-то поддержку, а может быть, наоборот, в
обличение чего-то, что в этом обличении нуждается. И если
ты от принятия этих решений устраняешься, то очень легко в
некоторых случаях превращаешься в предателя, потому что
иногда для того, чтобы стать предателем, нужно не что-то
сделать, а просто ничего не делать. И молчанием человека
может предаваться и Бог, и люди, да и самого себя человек
порой может предать, не совершая тех действий и не
принимая тех решений, которые он принимать должен. Поэтому
потребны к принятию решений и здравое рассуждение, и
мужество – это вещи, без которых человеку никак не
обойтись.
Потребна, разумеется, и молитва –
о том, чтобы Господь вразумил, просветил: мы всякое дело и
всякий труд должны начинать с обращения к Богу. Но в то же
время нельзя пренебрегать и самим делом, самим трудом,
ожидая, что Господь все Сам сделает за нас, а нам
останется лишь ожидать, когда это произойдет. Поэтому
нужно, наверное, определить для себя какую-то методологию
принятия решений. Как я уже говорил, нельзя реагировать на
всё, что в нашей жизни происходит, непосредственно. С
одной стороны, непосредственность – это очень
хорошее качество; обычно мы называем непосредственным
человека искреннего, не лукавого, который что у него есть
на душе, то тут же и претворяет в реальность: либо говорит
то, что есть на сердце, либо делает это, и потому с ним
достаточно легко иметь дело, гораздо легче, чем с
человеком, у которого как бы два сердца и два языка,
который одно думает, другое говорит, и никогда не
разберешься, что на самом деле у него там внутри
происходит и чего от него можно ожидать. С другой стороны,
непосредственность иногда бывает очень опасной, потому что
мы знаем, что в нас живет два человека: человек новый, для
которого законом жизни является Евангелие, и человек
ветхий. И ветхий человек очень часто нас одолевает, и не
нас даже, а этого нашего только-только зарождающегося
нового человека. И поэтому бывает так, что
непосредственная реакция – это реакция все-таки
человека не нового, а человека ветхого, и этой реакцией
становятся и досада, и злость, и осуждение, и масса других
вещей, которых в нашей жизни лучше бы не было совсем. И
поэтому наше непосредственное реагирование на что-либо,
– скажем так, решение без решения, то есть решение
необдуманное и не взвешенное, – все-таки является
очень часто неправильным.
О кредитах
Здравый смысл заключается в том, чтобы не причинить
вреда себе, своим близким и вообще кому бы то ни было
Поэтому надо, наверное, руководствоваться таким принципом:
если у нас есть время для принятия решений, мы можем всё
разложить по полочкам, все взвесить, что называется, семь
раз отмерить, а потом уже отрезать; если же ситуация
требует от нас решения незамедлительного, то желательно по
возможности хотя бы сделать некий шаг назад. Когда вы не
знаете, что будет впереди, сделать шаг назад и взять хотя
бы какую-то минимальную паузу для того, чтобы не совершить
ошибку. Есть все-таки такая универсальная вещь, как
здравый смысл. Здравый смысл во многих жизненных ситуациях
подсказывает, что сделать необходимо. И, казалось бы,
странно, что я об этом говорю, – любой человек
должен понимать, что это так. Но оказывается, что это не
так, потому что люди задают вопросы, и из вопросов этих
явствует, что они не понимают, где здравый смысл, а где
его противоположность. Здравый смысл заключается в том,
чтобы не причинить вреда себе, не причинить вреда своим
близким и вообще кому бы то ни было, – в том, чтобы
совершенное действие имело положительные последствия.
Как в каждой конкретной ситуации этого добиться… Ну
вот, например, скажу о том, с чем приходится сталкиваться
достаточно часто. Вам, может быть, чудно, что об этом
говорю я, об этом говорит священник, но тем не менее это
так. Очень часто люди обращаются с вопросом, брать ли им
кредит. Странно, конечно, когда на этот вопрос отвечает не
финансовый консультант, а священник, но это происходит
достаточно регулярно. И я понимаю, что ни к какому
консультанту человек не пойдет, что я первый и последний
его консультант в этом случае. И естественно, что я
чувствую себя ответственным, я помню этот вышеприведенный
рассказ Джерома и не хочу попасть в подобную ситуацию.
Я спрашиваю: «Скажите, а какова сумма
кредита?» Человек называет сумму. Ну, совершенно
естественно, что я задаю вопрос: «А вы уверены, что
сможете его выплачивать?» И вы не поверите, как
часто человек отвечает: «Не знаю». И
понимаете, ведь отвечает взрослый человек, который живет
самостоятельной жизнью. Почему коллекторские агентства
трясут сегодня полстраны, следствием чего это является?
Следствием того, что огромное количество людей брали и
берут кредиты, совершенно не представляя, как они их будут
отдавать. Ну и, разумеется, столкнувшись с такой
ситуацией, я вынужден бываю с человеком разобраться.
Повторю: это совершенно не задача священника, совершенно
не то, чем священник должен заниматься, и я, кроме всего
прочего, достаточно плохо разбираюсь в математике, но
научился, как это ни странно, благодаря необходимости
заниматься строительством, считать деньги.
И вот раскладываешь все совместно с человеком, показываешь
ему наглядно ту картину, которую он вполне мог бы
представить сам, и человек говорит: «Большое вам
спасибо, я понимаю, что вы правы, это решение было бы
совершено необдуманным, привело бы к ужасным
последствиям». А я думаю: «Господи, а сколько
таких необдуманных решений люди совершают, а, казалось бы,
это совершенно естественная, простая вещь – понять,
что так поступать было нельзя!»
«За» и «против»
Меня самого еще в детстве мама научила такому
замечательному способу: когда надо принять какое-то
решение и ты не можешь эту задачу решить в уме, поскольку
она достаточно сложная, многосоставная, то ты садишься,
берешь ручку и лист бумаги и пишешь в два столбика: с
одной стороны все «за», с другой все
«против» – и потом просто их
сопоставляешь и понимаешь, чего больше –
«за» или «против». Ну и, конечно,
«за» и «против» бывают различные,
потому что может быть в числе «за» крайняя
необходимость, а в графе «против» –
чрезвычайный риск реализации того, что с этой
необходимостью связано. И тут уже, безусловно, нужно
каким-то образом правильно это соотношение определять:
оправдывает ли необходимость риск? Ну и ты понимаешь
опять-таки, что здесь действует универсальный
святоотеческий принцип: из двух зол выбирай меньшее, из
двух благ – большее. А составление списка –
точнее, двух списков – помогает понять, какое зло
является меньшим и какое благо большим. Но если человек, и
проведя такую подготовительную работу, все равно
оказывается сам не в состоянии решение принять, то с этим
уже имеет смысл идти к духовнику или иногда даже в
какой-то ситуации просто к близкому человеку, разумному и
рассудительному, для того чтобы с ним обсудить то, что ты
уже для себя успел как-то обдумать. Если же эта
обдуманность отсутствует, то тогда, наверное, и
советоваться тоже еще преждевременно, нужно все-таки
сначала самостоятельно потрудиться.
Безусловно, бывают жизненные ситуации, когда не обойдешься
только этими «за» или против». В
частности, это уже упомянутый вопрос о принятии монашества
или о вступлении в брак. Это, наверное, самая яркая
иллюстрация тех ситуаций, когда решение должно приниматься
не на основе «за» и «против»,
которые тоже могут присутствовать, которые тоже могут
рассматриваться, и даже хорошо, когда они рассматриваются,
но, тем не менее, это те случаи, когда решение должно
приниматься не умом, не каким-то рациональным сознанием
человека, а его сердцем. И поэтому здесь встает вопрос о
любви. Если человек любит другого человека так, что и
жизни без него себе не представляет, – это основание
для вступления в брак. Если человек любит Бога и любит
монашескую жизнь, потому что она является самой прямой
дорогой к Богу, – то совершенно естественно, что он
для себя эту жизнь может избирать. «За» и
«против» здесь тоже играют определенную роль,
потому что порою мы поддаемся эмоциям, порою нам кажется,
что то, что мы принимаем за какое-то устойчивое,
основательное чувство, является всего лишь
настроением,– и вот здесь «за» и
«против» помогают нам. Когда мы начинаем их
разбирать, то эти «против» могут нас охладить,
могут нас остановить. Если они нас останавливают, если они
нас охлаждают, то это повод усомниться в своем чувстве.
Потому что если это чувство настоящее, то, как правило,
оно преодолевает все-таки любые сомнения.
Урок апостола Петра
Нерешительность, боязнь ответственности порою приводит
людей к тому состоянию, в котором находилось одно
животное, которое умирало между двумя стогами сена.
Помните, наверное, да? Ослик стоял между двумя стогами и
никак не мог принять решение, с какого из них начать
трапезу. И поскольку он никак не мог выбрать, с какого
начинать, то и скончался от голода. На самом деле, вроде
смешно, вроде глупость какая-то, но с другой стороны
– не так уж и редко это встречается, достаточно
часто что-то подобное с людьми бывает. И я могу даже
сказать, что бывает такое устроение и такое состояние
человека, когда не стоит уже даже разбираться, с какого
стога начинать, какой лучше, какой вкуснее, какой больше и
так далее, – надо начать с какого-то, с любого,
потому что в данном случае, если у человека отсутствует
вообще способность принимать решения, для него наименьшим
злом будет начать учиться эти решения принимать хотя бы
как-то, делая шаг уже не назад, а вперед.
Вот пример принятия решения апостолом Петром, когда он
пошел по воде навстречу Спасителю: с одной стороны, здесь,
безусловно, присутствовал момент эмоциональный, с другой,
присутствовал момент рациональный. Была буря, они боялись,
навстречу им шел Спаситель, и ученики устрашились, потому
что не узнали Его и сомневались, Он ли это. И вот апостол
Петр как-то всё это складывает воедино и понимает, что
если сейчас Тот, Кто идет ему навстречу, даст ему
возможность идти по воде, то это точно Господь. И
потопления их судна тоже можно тогда не опасаться. То есть
некий расчет здесь присутствует тоже. И вместе с тем
– сильнейшее эмоциональное движение. Одно
соединяется с другим, он делает шаг и идет.
Бывают ситуации, когда мы понимаем: если мы решение не
примем, то, может быть, мимо нас пройдет вообще вся наша
жизнь
И мы подчас оказываемся в ситуации, когда не хватает
«за» и «против», когда мы
понимаем, что если мы решение не примем, то, может быть,
мимо нас пройдет вообще вся наша жизнь, которая должна
была бы у нас быть, что мы можем потерять всё, что нам в
этой жизни Господь хочет дать. Но что здесь лежит в
основе? Если бы апостол Петр просто так ступил на воду,
он, безусловно, утонул бы, и мы даже, наверное, о нем бы
практически ничего не узнали. Но он же не просто так
ступил на воду – он ступил на воду потому, что
доверился Богу. И нам – когда уже все
«за» и «против» сложены, когда
здравый смысл на помощь уже призван, а решение мы все
равно принять не можем, – тогда бывает необходимо,
помолившись и не почувствовав склонения ни к одному, ни к
другому, тем не менее все-таки решение принимать, доверяя
Богу и уповая на то, что если мы, Ему доверившись,
какое-то решение приняли и в этом ошиблись, то Он за нас
нашу ошибку исправит.
Это тонкий, но очень важный момент. Если мы ошибаемся, не
помня о Боге и не испрашивая у Него вразумления и
благословения, то всю ответственность за последствия этого
решения будем, безусловно, нести на себе. Если же мы
искренне хотим найти волю Божию, если мы искренне
стараемся понять, в чем она заключается, и ошибаемся, уже
начав эту волю искать и испросив у Бога помощи, то
зачастую оказывается, что наша ошибка обращается нам во
благо. Может быть, мы страдаем, может быть, на это уходит
время, может быть, на это уходят силы, но это становится
для нас уроком. Это дает нам опыт, это дает нам какую-то
совершенно иную личностную целостность, и через этот путь
– сначала потери, а потом приобретения –
Господь приводит нас к той цели, к которой, возможно, мы
стремились первоначально. Но когда просили, когда искали
вразумления, мы были еще не готовы принять то, чего мы
ищем, чего желаем, потому что любой дар дается человеку
Богом тогда, когда человек к этому действительно
приуготовлен, а иначе человек полученное с легкостью
утрачивает.
Если мы искренне хотим найти волю Божию и ошибаемся, уже
начав эту волю искать и испросив у Бога помощи, то наша
ошибка обращается нам во благо
Вот совсем вкратце то, что я хотел сказать о принятии
решений. Это слово родилось спонтанно, благодаря целому
ряду ситуаций, с которыми мне пришлось столкнуться в
течение последних нескольких дней. И на самом деле я
убежден, что, невзирая на то, что мы сейчас об этом
поговорили, кто-то из здесь присутствующих спустя
некоторое время обязательно задаст мне вопрос примерно
такого рода, как я говорил вначале, – не обдумав
его, не подготовившись, даже не помыслив ни о каких
«за» или «против» и тем паче
– не помолившись, без чего вообще все тщетно. Я,
конечно, не осужу никого за это и даже, хотя такие вопросы
звучат иногда забавно, над ними не посмеюсь и буду
стараться, в чем возможно, помочь, но тем не менее мне
очень хотелось бы призвать вас, чтобы труд принятия
решений был, по крайней мере, хотя бы совместным. Это
очень и очень важно, потому что задача священника ни в
коем случае не заключается в том, чтобы принимать решения
за человека, ни в коем случае не заключается в том, чтобы
им в полном смысле этого слова руководить, она заключается
в том, чтобы помочь человеку научиться принимать
правильные решения, если сам он этого еще не умеет. Вообще
священник должен именно помочь человеку научиться всему
тому, что ему в христианской жизни необходимо. И пастырь
должен постепенно привести человека к тому, чтобы он в нем
как можно меньшую необходимость ощущал, а ни в коем случае
не наоборот.
Загрузка…
Как узнать волю Божью о себе для принятия решения в жизни?
Как узнать волю Божью о себе для принятия решения в разных вопросах жизни? Мне иногда очень сложно принимать важные решения в моей жизни. Например: переезды, перевод сына в другую школу и т.д. Я хочу знать волю Бога на подобные решения, но мне сейчас это очень трудно понять.
Мой друг посоветовал мне обратиться к Римлянам 12:1-2, но мне до сих пор не ясно, как это поможет мне узнать волю Бога.
Потому молю вас, братья, ради этого милосердия Божьего, принесите жизни ваши Богу в жертву живую, святую и угодную Ему. Это будет вашим духовным служением Богу. И пусть законы мира этого более не руководят вами. Вместо того, пусть разум ваш возродится и принесёт вам обновление, чтобы вы поняли и приняли то, чего Бог желает для вас, тогда вы узнаете волю Божью: что есть добро, что угодно Ему и что совершенно. (К Римлянам 12:1,2)
Что я понял из этого отрывка, так это то, что нам надо обновить наш разум. Как мне обновить мой разум? Там также сказано, что когда мы обновим наш разум, мы увидим волю Бога. Но там не сказано, что есть воля Бога. Сказано ли там, что когда я обновлюсь, мои решения уже будут в единстве с волей Бога? Помогите мне разобраться с этим вопросом.
Ответ:
Как узнать волю Божью о жизни и о себе
Многие люди хотят узнать о том, как узнать волю Бога — это очень частый вопрос в христианстве. У меня есть новости для вас. Это может быть плохая новость, а может быть и хорошая, зависит от вашего духовного состояния. С вашей стороны нужно больше веры. Основная суть в том, что вы пытаетесь понять волю Бога интеллектуально, вы ищете ясные ответы там, где Бог их не дает. Ключ находится в послании Евреям 11:1 – вера это уверенность в невидимом. Среди вещей, которые вы не можете «увидеть» — это точная воля Бога для вашей жизни. Есть ощущение, что вы не можете «увидеть», как исполняется Евреям 11:1-2. Я верю, что ваш друг дал вам очень хороший отрывок.
Как вам обновить разум? Принеся тело в живую и угодную жертву! И даже тогда только Бог сможет обновить ваш разум.
Каков же будет результат того, что вы принесете личную, живую и угодную жертву Богу? Не только ваш разум будет обновлен (давая вам более духовную составляющую, меняющую вас изнутри), но вы действительно станете способны лучше и правильнее видеть совершенную волю Бога. Какие этому есть доказательства? С этим проблема. Вот где должна прийти вера. Я верю, что когда пройдет много времени (много лет во Христе), вы найдете подтверждение тому, что Бог исполняет обещания. Если сказать коротко, вам нужна не «ясность», но вера.
Позвольте мне еще сказать пару слов. Возможно, что они не сразу «решат» вашу проблему!
«Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Послание Колоссянам 1:9)
И вновь, мы имеем обещание Бога, что Он наполнит нас изнутри знанием и пониманием Его воли! Это не какая-то математическая формула. И вновь требуется вера, как и молитва, применительно к этому отрывку.
Позвольте мне дать вам некоторые «практические» советы, которые могут помочь вам. Существует много путей узнать волю Бога для принятия решения. Они включают мудрость, которой Он нас наделяет, как это было описано выше. Также это советы от духовных друзей.
Помните, что есть хорошее, получше и лучшее. Божья воля не часто похожа на эту формулу, есть масса других вариантов. Божья воля может быть многогранна. Может так оказаться, что несколько разных решений попадут под волю Бога. Некоторые лучшие, другие не очень, не такие мудрые. Христиане хотят очень упрощенный ответ, но это ошибка. Например, некоторые люди думают, что в целой Вселенной есть только один человек, который предназначен только для них (речь идет о браке). Это полностью ложная идея, по моему мнению.
Третье, если вы застряли между двумя выборами, которые кажутся похожими, принимайте решение на основе вашей личной мудрости, Библии и советах других, но затем не переживайте. Сделайте выбор, живите с ним, зная, что это ваш выбор и Божья воля. Даже, если вы поймете, что это было не самое лучшее решение. Тут и придет вера. Если вы застряли между двумя очень хорошими выборами, тогда просто выберите один и доверяйте Богу, что это как-то сработает.
Надеюсь, что это помогло вам разобраться в том, как узнать волю Божью для вашей жизни.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»