Бюджет налоговых платежей как составить

Что такое Бюджет налогов и сборов?

Какие данные нужны для того, чтобы сформировать корректный Бюджет налогов и сборов?

Как сформировать бюджет налогов и сборов?

Растут налоговые обязательства, ужесточается процесс налогового администрирования, и все больше компаний составляют Бюджет налогов и сборов. Без рассчитанной обоснованной величины налоговых обязательств невозможно вывести корректный финансовый результат, посчитать кредиторскую нагрузку, оценить платежеспособность предприятия. Как и всякий финансовый отчет, Бюджет налогов и сборов имеет свои особенности формирования. Рассмотрим их.

Что такое бюджет налогов и сборов

Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.

Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.

Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.

Особенности бюджета налогов и сборов:

• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;

• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;

• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;

• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.

В бюджет налогов и сборов предприятия включили:

• расчет земельного налога;

• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.

Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.

Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.

А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.

Преимущества Бюджета налоговов и сборов

На основе бюджета продаж и бюджетов расходов компании была рассчитана прогнозная прибыль организации на будущий финансовый год — 5 550 250 руб. Соответственно, прогнозная величина налоговых обязательств по налогу на прибыль составит:

5 550 350 руб. × 20 % = 1 110 050 руб.

При этом в отдаленных планах руководства (после прогнозного периода) — ремонт производственного здания компании, стоимость которого — не менее 5 млн руб.

У компании есть деньги, чтобы сделать ремонт и раньше. Но с учетом того, что расходы на ремонт могут существенно снизить обязательства по налогу на прибыль, а в последующих периодах они сформируют убыток, который принимается в особом порядке (не более 50 % налогооблагаемой базы), то выгоднее провести ремонт в прогнозном периоде и сэкономить на налоге на прибыль.

Что нужно знать, чтобы сформировать корректный бюджет налогов и сборов

Чтобы сформировать корректный и полноценный бюджет налогов и сборов, необходимо в первую очередь знать налоговое законодательство применительно к конкретным налогам и сборам.

В частности, при расчете налога на имущество надо понимать, что является объектом налогообложения, как производить расчет, какие ставки применять и многое другое.

При этом теоретических знаний мало, важен практический опыт расчета налогов.

К примеру, чтобы рассчитать НДС, мало понимать общую методику действий. Надо знать, какие требования налоговики предъявляют к оформлению документов, какие претензии возникают к поставщикам, какие препоны чинят при возмещении НДС из бюджета.

Бюджет налогов и сборов нужно формировать не в отрыве от других прогнозных показателей, а в непосредственной взаимосвязи и на их основе. А насколько точными будут исходные данные для бюджета, зависит от того, насколько корректны базовые показатели и насколько активно участвуют в формировании бюджетов работников профильных служб.

В результате возникновения конфликтной ситуации и при попустительстве руководства работники коммерческой службы дистанцировались от представления данных для формирования бюджетов продаж. Финансовой службе пришлось делать все прогнозы самостоятельно. Для этого за основу были взяты данные прошлых лет.

В результате такого подхода финансисты не могли знать и не учли нехарактерные ценовые колебания текущего года, о которых были прекрасно осведомлены «коммерсанты».

В итоге некорректным оказался как сформированный бюджет продаж, так и построенный на его основе бюджет обязательств по НДС и налогу на прибыль.

Чтобы сформировать бюджет налогов и сборов, в первую очередь нужно знать, какую систему налогообложения применяет предприятие (ОСНО, УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15 %)», или с объектом налогообложения «доходы (ставка 6 %)»).

В рамках применяемой системы налогообложения нужна информация, необходимая для расчета конкретных налогов. По разным налогам набор таких данных разный.

Например, чтобы рассчитать НДФЛ, надо знать:

• размер прогнозируемых выплат работникам;

• количество персонала;

• есть ли право на налоговые вычеты;

• какие выплаты не облагаются НДФЛ и т. п.

Для расчета НДС необходимы данные:

• о прогнозируемых объемах реализации;

• видах продукции в разрезах разных ставок НДС;

• объемах вычетов и т. п.

Формируемый бюджет налогов и сборов должен не просто статистически отображать величину налоговых обязательств компании, а быть инструментом налогового планирования в составе финансового планирования.

В ходе формирования бюджета налогов и сборов нужно учесть все факторы, которые на законном основании способствуют уменьшению налоговых обязательств компании — убытки, льготы, различные законные приемы и способы, позволяющие избежать или уменьшить налоговые выплаты компании в бюджет.

В группу компаний входит организация, оборот которой в квартал не превышает 2 млн руб. Ранее в ходе анализа было принято предварительное решение реализовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Соответственно, при формировании бюджета налогов и сборов, расчетах налоговых обязательств отдельно по организации и в целом по группе компаний не учитывался НДС. Зато была выведена прогнозная сумма экономии на налогах на основе сопоставления плановых данных и фактических данных прошлых периодов.

В сформированном полноценном бюджете налогов и сборов обязательно должна быть следующая информация:

• суммы начисленных налогов по видам налогов в привязке к данным других бюджетов;

• суммы возмещения НДС, если хозяйствующий субъект — плательщик НДС;

• конечные суммы налоговых обязательств, подлежащие уплате в бюджет или возмещению;

• сроки уплаты налогов и сборов;

• планируемые съемы налоговой оптимизации и экономических эффект от их применения;

• оценка рисков возникновения конфликтов с налоговыми органами в отношении планируемых оптимизационных действий;

• итоговая сумма совокупных налоговых обязательств;

• показатель налоговой нагрузки компании.

Суммовая налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

N = N1 + N2 + N3 + … + Nn,

где ∑N — величина налоговых обязательств предприятия, возникающих в процессе его функционирования;

N1, N2, N3, …, Nn — налоги и сборы, уплачиваемые налогоплательщиком.

К сведению

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[1].

Данные о показателях налоговой нагрузки

Ряд предприятий, в первую очередь небольших, отдельный самостоятельный бюджет налогов и сборов не формирует. В таком случае данные о налогах и сборах являются составной частью одних связанных бюджетов и базовыми показателями для других связанных бюджетов.

Как сформировать бюджет налогов и сборов

В ходе формирования бюджета налогов и сборов можно выделить несколько этапов:

Этапы формирования бюджета налогов и сборов

На примере мукомольного предприятия «Наша марка» рассмотрим последовательность формирования бюджета налогов и сборов.

Этап 1. Подготовка

Что надо сделать на этом этапе:

• проанализировать применяемую систему налогообложения, происшедшие в ней существенные изменения, налоги и сборы, которые должна платить компания;

• определить ставки налогов;

• выяснить, какие есть льготы;

• разработать предварительные налоговые схемы для расчетов, влияющие на величину налоговых обязательств;

• собрать предварительные данные, необходимые для расчета налогов и сборов. Например, паспорт транспортного средства (ПТС) для расчета транспортного налога, выписка из Единого государственного реестра недвижимости или другие документы, в которых указывается актуальная кадастровая стоимость земли.

 


[1] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2021.

8.3. Процедура формирования налогового бюджета

В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность). Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Не обязательно составлять бюджет налогов отдельно от всех остальных бюджетов и включать в него прогнозные показатели по всем налогам сразу. На практике организации часто планируют налоги, относимые на затраты, в соответствующих бюджетах расходов и только косвенные налоги (НДС, акцизы) отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае, данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия. Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Как правило, один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее, чем за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

  • для годового планирования – до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования – до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования – до 20-го числа предшествующего месяца.

Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процедура формирования налогового бюджета проиллюстрирована на рис. 8.4.

Рис. 8.4. Этапы процедуры формирования налогового бюджета

Рис. 8.4. Этапы процедуры формирования налогового бюджета

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы.

  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов. Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов. Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей: планирование начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов – ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на определенное имущество (землю, транспортные средства).

Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, необходимо произвести расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. – Ауплач. + Нрестр. – Абуд. период. , (8.1)

где Нвыпл. выплаты по налогам;
Нначисл. налоги начисленные;
Ауплач. авансы по налогам, ранее уплаченные;
Нреструкт. выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;
Абуд.период. авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. – Зрестр. – Нвыпл. , (8.2)

где Зкон. остаток задолженности по налогам на конец периода;
Знач. остаток задолженности по налогам на начало периода;
Зрестр. реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов. Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку ФЭС не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т. е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме “план – факт – отклонения” по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

Увеличение налоговых платежей, по сравнению с запланированными, вовсе не означает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных. Важно проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога. Например, величины налога на имущество и на рекламу напрямую зависят от изменения состава имущества организации и расходов на рекламу. Тем не менее, увеличение данных расходов может быть вполне обоснованным. Иногда бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года корректируется, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект. Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того, чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов и все отклонения по нему. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Примерная форма общего бюджета налогов организации приведена в табл. 8.3.

Таблица
8.3.
Примерная форма бюджета налогов

№ п/п Наименование показателя Итого В том числе по месяцам
янв. фев. март окт. нояб. дек.
1. Налоги, увеличивающие затраты предприятия
1.1 ЕСН
База: расходы на оплату труда
Остаток задолженности на начало периода
Начислено за период
Штрафы и пени
Оплачено
Остаток на конец периода
1.2 Налог на имущество
База: среднегодовая стоимость основных средств
Остаток задолженности на начало периода
Начислено за период
Штрафы и пени
Оплачено
Остаток на конец периода
1.3 Земельный налог
База: кадастровая стоимость земли
Остаток задолженности на начало периода
Начислено за период
Штрафы и пени
Оплачено
Остаток на конец периода
1.4
2 Налоги на прибыль
2.1 Налог на прибыль
База: налогооблагаемая прибыль
Остаток задолженности на начало периода
Начислено за период
Штрафы и пени
Оплачено
Остаток на конец периода
3 Косвенные налоги
3.1 НДС
База: добавленная стоимость
Остаток задолженности на начало периода
Начислено за период
Штрафы и пени
Оплачено
Остаток на конец периода
3.2
Итого

Показатели общего налогового бюджета организация использует для отражения планируемой задолженности перед бюджетом в прогнозном бухгалтерском балансе. Кроме того, организация имеет возможность проанализировать суммы налогов, которые она должно будет уплатить в бюджет в различные сроки, и, в соответствии с этим, составить график движения денежных средств, в случае необходимости предусмотреть краткосрочные заимствования для покрытия кассовых разрывов по платежам в бюджет. При совпадении значительных объемов платежей поставщикам с выплатами в бюджет, предприятие может договориться с партнерами об отсрочках платежей и т. д.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов. Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

  1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
  2. для формирования платежного календаря;
  3. для оптимизации налогов.

На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

Планирование налогового бюджета

Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.

Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот;
  • бюджету инвестиций и др.

3-й этап. Расчеты по видам налогов

Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:

  1. планирование начисления налогов;
  2. налоговых платежей;
  3. налоговой задолженности.

1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)

Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на , определенное имущество (землю, транспортные средства).

2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нвыпл. = Нначисл. – Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

Зкон. = Знач. + Нначисл. – Зрестр. – Нвыпл.

где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

С 1 января 2023 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей кроме ИП на НПД становится обязательной уплата налогов одним платежом на специальный счет. 

Новый особый порядок уплаты налогов, взносов и сборов называется Единый налоговый платеж (ЕНП). Теперь налогоплательщики могут заранее положить деньги на свой специальный счет в налоговой. А когда придет срок уплаты налогов, инспекторы сами спишут нужную сумму по каждому платежу. 

Цель — проще платить налоги, заполнять платежки и управлять переплатами. 

Запоминаем даты. 
Единый срок оплаты — 28 число месяца.
Единый срок для сдачи отчетности — 25 число месяца.
В ИФНС подаем уведомления об исчисленных суммах налоговых платежей, взносов, авансов — также 25 числа. 

В статье расскажем, что такое единый налоговый платеж. Уточним, какие налоги, взносы, сборы можно оплатить в составе ЕНП. Поясним, как и в какие сроки совершать платежи на единый налоговый счет, как распределяются переведенные на счет денежные средства и в каких случаях необходим подавать уведомление об исчисленных налогах. В завершении поделимся, что сделано для использования ЕНП в 1С:УНФ.

  • Единый налоговый платеж
  • Единый налоговый счет
  • Уведомление о суммах налогах и взносов
  • Расчет и оплата  ЕНП, формирование и отправка уведомления в 1С:УНФ
  • Единый налоговый платеж

    Единый налоговый платеж (ЕНП) — платеж по всем налогам на специальный счет в Федеральном казначействе одной платежкой с одинаковыми реквизитами. Суммы платежа должно хватать, чтобы закрыть все текущие обязанности бизнеса по уплате налогов, сборов и взносов перед бюджетом. Все платежи аккумулируются на Едином налоговом счете плательщика (ЕНС).

    Какие налоги можно и нельзя оплатить в составе ЕНП

    Можно оплатить в составе ЕНП:

    • налоги и авансовые платежи по ним
    • страховые взносы
    • сборы
    • налоговые пени, штрафы и проценты.


    Платим по отдельным реквизитам, не в составе ЕНП

    • взносы за сотрудников на травматизм
    • госпошлины, кроме тех, по которым выдан исполнительный лист
    • НДФЛ с выплат иностранцам, работающим по патенту
    • административные штрафы
    • другие редкие сборы.

    Единый налоговый счет

    Единый налоговый счет (ЕНС) — счет, на котором учитываются, с одной стороны, все обязательства компании или ИП перед бюджетом: налоги взносы, пени, штраф и проценты. С другой стороны, учитываются все перечисленные денежные средства для оплаты обязательств в качестве ЕНП.

    Пополнить ЕНС организация может банковским переводом денежных средств или в личном кабинете налогоплательщика. ИП дополнительно могут пополнить наличными в банке, МФЦ или почтовом отделении. При переводе денежных средств для пополнения счета указываем ИНН и сумму платежа. Реквизиты получателя для всех компаний и ИП одинаковые. Суммы обязательств организаций и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.

    Порядок списания обязательств с единого счета:

    • Налоговая задолженность — начиная с наиболее ранней
    • Текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате
    • Пени
    • Проценты
    • Штрафы.

    Если на дату платежа недостаточное количество денежных средств на ЕНП, то они распределяются пропорционально начисленным суммам. Узнать о состоянии ЕНП можно в личном кабинете налогоплательщика.

    Сальдо ЕНС — разница между единым налоговым платежом и обязательствами перед бюджетом. Может быть положительным, если заплатили больше. В этом случаем можно либо оставить, либо вернуть или перевести другому плательщику. Отрицательное сальдо образуется, если ЕНП уплатили меньше суммы обязательств. Начисляются пени и выставляется требование оплаты, при неисполнении которого сумма спишется с банковского счета. Если денежных средств недостаточно, то банковский счет будет заблокирован до момента появления нужной для погашения обязательств суммы. Если оплатили ровно сумму обязательств, то образуется нулевое сальдо.

    Уведомление о суммах налогах и взносов: для чего и в какие сроки

    Для распределения ЕНП по платежам с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога, вводится новая форма документа Уведомление об исчисленных суммах налогов
    В уведомлении указываем, какую сумму налога или взноса мы должны бюджету за соответствующий месяц, квартал или год. Таким образом инспекция понимает, как разнести суммы с ЕНС по видам платежей.
    Без уведомления поступившие на ЕНС деньги невозможно распределить по бюджетам, что может привести к начислению пеней.
    Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога или взноса. Например, по НДС и налогу на прибыль уведомление подавать не нужно, ведь декларации по ним надо сдать раньше, чем наступит срок их уплаты.
    В частности, организации должны подавать уведомления:
    • ежемесячно, кроме третьего месяца квартала, — перед уплатой НДФЛ и взносов;
    • ежеквартально — перед уплатой авансов по УСН, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
    Уведомление содержит всего пять реквизитов: КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма.
    Достаточно одного уведомления по всем авансам вместо заполнения множества платежек с 15 реквизитами в каждой.
    Можно оформить одно уведомление на несколько периодов. Например, если вы знаете, что у вас налог по имуществу не изменится в течение года, то можно подать уведомление один раз сразу за год по всем срокам уплаты.

    С 2023 года устанавливается единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа. При этом периодичность сдачи отчетов осталась прежней. То есть декларации по НДС, налогу на прибыль, РСВ надо будет по-прежнему сдавать раз в квартал. Декларацию по УСН и декларацию по налогу на имущество — раз в год.

    Как платить ЕНП и создавать уведомления в 1С:УНФ

    Реализована возможность учета расчетов с бюджетом — едином налоговом счете, а также формирования и отправки в ФНС уведомлений об исчисленных суммах налогов.

    Что нового появилось в 1С:УНФ для расчетов по ЕНП?

    В 1С:УНФ формировать и сдавать регламентированную отчетность через сервис 1С — Отчетность могут индивидуальные предприниматели на УСН и патенте. Именно для таких ИП становится обязательным с 1 января 2023 года единый налоговый платеж.

    В разделе «Налоги» появился блок «Единый налоговый счет» с двумя составляющими «Операции по счету» и «Уведомление».

    По ссылке «Операции по счету» открывается список документов «Операция на едином налоговом счете». Документ предназначен для отражения операций на едином налоговом счете, которые не требуют отправки уведомлений.

    Документом так же возможно отражать перенос переплаты и недоимки по конкретным налогам и санкциям на счет, а также другие операции по ЕНС. Документ автоматически заполняется в задачах календаря налогов и отчетности. Также может быть сформирован вручную. 

    Вторым документом в блоке «Единый налоговый счет» раздела «Налоги» является «Уведомления об исчисленных суммах».

    Подаем уведомление для тех налогов, которые платятся до сдачи отчетности т. е. авансовым платежом.
    Документ формируется автоматически на основании рассчитанных сумм налогов к уплате. Также может быть сформирован вручную. Перед записью заполненное уведомление показывается пользователю для отправки в ФНС. Документы «Операция на едином налоговом счете» и «Уведомление об исчисленных суммах налогов» формируют одинаковые движения на едином налоговом счете. Уведомление дополнительно отправляется в ФНС.

    Для автоматического зачета ЕНП в счет уплаты налогов и санкций в  «Закрытие месяца» включена новая регламентная операция «Зачесть аванс по единому налоговому счету». Операция распределяет баланс ЕНС по налогам из уведомлений и операций ЕНС и отражает в учете. Операцию необходимо выполнять после сдачи отчетности и оплаты налогов в конце месяца.

    Давайте рассмотрим по шагам, как формировать и оплачивать ЕНП в 1С:УНФ. А также поясним, когда формировать и как отправлять уведомления. 

    1. Расчет налогов

    До 25 числа каждого месяца производим расчет уплачиваемых налогов, взносов, сборов. Рассчитываем налоги как и ранее в Календаре налогов и отчетности раздела «Налоги» или открываем нужный налог для расчета. В открывшейся форме налога, взноса, сбора можно как рассчитать, так и пересчитать сумму.

    Если на 1 января 2023 года имеется задолженность по налогам, которые с 2023 года перечисляются на ЕНС, необходимо создать документ «Операция по счету» или “Уведомление об исчисленном налоге” в разделе «Налоги» с суммой задолженности в разрезе КБК с указанием срока уплаты. Документ «Начисление налогов» не формирует задолженность на счете ЕНС.

    2. Формирование уведомлений, операций по счету и отправка уведомлений

    В срок до 25 числа каждого месяца необходимо сдать декларацию или уведомления по тем налогам, по которым рассчитали аванс. 

    Для отражения рассчитанных сумм по конкретным налогам формируем операцию по кнопке «Сформировать операцию по ЕНС» или документ «Уведомление об исчисленных суммах налогов» по одноименной кнопке. Если по рассчитанному налогу сдана отчетность, то будет предложено сформировать операцию.

    Документ автоматически создается и проводится. При необходимости корректировки можно создать его вручную. В форме расчета налога появляется ссылка на созданный документ. 

    Если отчет не сдавали и рассчитали авансовый платеж, то в этом случае нам предлагается создать уведомление.

    Открывается форма уведомления, проверяем, проводим, можем при необходимости распечатать. И далее сдаем уведомление в ФНС по кнопке «Отправить» при подключенном сервисе 1С — Отчетность.

    После этого этапа в программе сформированы все суммы для списания с ЕНС и отправлены уведомления в ФНС для правильного списания сумм с единого налогового счета.

    В уведомлении об исчисленном налоге и операции на счете не должен указываться вид налога «Единый налоговый платеж». Данная аналитика используется в программе только для пополнения ЕНС перечислением денежных средств.

    3. Оплата налогов

    До 28 числа месяца необходимо совершить оплату на единый налоговый счет. Оплатить налоги можно из формы рассчитанного налога. В этом случае оплачиваем рассчитанные суммы обязательств. Оплату можно произвести о своего счета через формирование платежного поручения или сохранив файл для клиент-банка для последующей отправки через него. Так же можно оплатить наличными. Для этого можно сформировать квитанцию, а для отражения в программе обязательно сформировать расход из кассы. Пополнить единый налоговый счет и не переживать о несвоевременной оплате или недоимках, пенях можно в любой момент времени и на любую сумму. В программе совершаем платеж с помощью документов «Расход со счета» для безналичной оплаты или «Расход из кассы» — для наличной. Выбираем операцию «Налоги» и вид налога «Единый налоговый платеж».

    4. Зачет аванса документом “Закрытие месяца”

    После окончания месяца формируем документ «Закрытие месяца». Если были движения по ЕНС, то будет сообщение, что требуется проведение документа. В этом случае необходимо отметить флажком «Зачесть аванс по ЕНС». Если движений не было, то будет сообщение, что проведение не требуется. После проведения документа формируются расходы по единому налоговому счету в т. ч. в детализации по налогам.

    5. Запрос состояния расчетов по единому налоговому счету

    В любой момент времени можно произвести сверку расчетов на едином налоговом счете с помощью подачи заявления через сервис 1С — Отчетность непосредственно из 1С:УНФ.
    Для этого переходим в регламентированную отчетность «1С — Отчетность» раздела «Налоги». Здесь мы можем запросить справки о сальдо ЕНС, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

    Документы “Операция по счету” и “Уведомление об исчисленном налоге” формируют начисление по счету 68.90 управленческого плана счетов. Платежные документы “Расход со счета” и “Расход из кассы” с видом налога “ЕНП” закрывают задолженность на счете 68.90. В отчете «Оборотно-сальдовая ведомость» есть возможность проверить сальдо  ЕНС по счету.

    В этом году становится обязательным оплата единым налоговым платежом. Единый налоговый платеж представляет собой новый способ расчета с бюджетом по налогам, взносам, сборам и другим с целью упростить уплату и минимизировать ошибки.
    В 1С:УНФ есть возможность всем индивидуальным предпринимателям на упрощенной системе налогообложения и патенте, которые сейчас в программе формируют и сдают отчетность, рассчитывать, оплачивать свои обязательства перед бюджетом и отчитываться по ним согласно новым правилам.
    Для этого в программе есть возможность рассчитать и оплатить налоги, сдать отчетность, сформировать и отправить уведомления по исчисленным суммам налогов в ФНС.  В программе можно и просто пополнить единый налоговый счет на произвольную сумму, чтобы было достаточно средств для оплаты обязательств.

    Полезные материалы:

    • Официальная страница «ЕНС»
    • Как рассчитать, оплатить и отчитаться по НДФЛ в 1С:УНФ
    • Подбор материалов «ЕНП» на сайте ИС 1С:ИТС

    Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

    АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

    ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

    Добавить комментарий