Скорость вращения поля статора
При питании обмотки
статора трёхфазным (в общем случае —
многофазным) током создаётся вращающееся
магнитное поле, синхронная частота
вращения nсинхр
[об/мин] которого связана с частотой
сети f
[Гц] соотношением:
,
где p –
число пар магнитных полюсов обмотки
статора.
В зависимости от
количества числа пар полюсов могут быть
следующие значения частот вращения
магнитного поля статора, при частоте
питающего напряжения 50 Гц:
nсинхр, |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
300 |
p |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
Большинство
двигателей имеют 1-3 пары полюсов, реже
4. Большее число полюсов используется
очень редко, такие машины имеют низкий
КПД и коэффициент мощности.
Обзор современных
асинхронных электродвигателей
переменного
тока
с
кроткозамкнутым ротором
Асинхронные
электродвигатели
переменного тока с
кроткозамкнутым ротором
унифицированных серий,
благодаря простоте конструкции,
отсутствию подвижных контактов, высокой
ремонтопригодности, невысокой цене по
сравнению с другими электрическими
двигателями применяются практически
во всех отраслях промышленности в
качестве источника механической энергии.
Ранее широко
использовалась серия 4А, которая была
модернизирована, что позволило улучшить
некоторые показатели (снизить уровень
шума, повысить основные параметры и
уменьшить массу). Обозначение
модернизированной серии – 4АМ, 4АМН.
В сотрудничестве
со странами ИНТЕРЭЛЕКТРО была разработана
серия
электродвигателей АИ:
АИР
(для внутренних поставок и на экспорт);
АИС
(только на экспорт). В ней значительно
улучшены многие показатели: пусковые
и виброакустические характеристики,
надежность, снижен расход основных
материалов (от 10 до 20%).
В настоящее время
также выпускаются 5 и 6 серии (5АМ,
5А, 5АМН, 6А),
которые одинаковы или незначительно
превышают по своим показателям
электродвигатели серии АИР.
Структура
условного обозначения электродвигателей
серии АИ:
АИХХ ХХХ ХХХ-ХХХ:
А
– асинхронный электродвигатель
И
– унифицированная серия (И – Интерэлектро);
Х
– привязка мощностей установочным
размерам:
Р
– по РС 3031-71;
С
– по CENELEK док. 28/64 (для оборудования по
евростандартам);
Х –
дополнительные буквы для исполнений
электродвигателя:
Р
– с повышенным пусковым моментом;
С
– с повышенным скольжением;
В
– встраиваемые;
XXX
– габарит, мм;
Х
– установочный размер по длине станины
(S,M,L);
Х
– длина сердечника статора (А или В,
отсутствие
буквы означает
одну длину в установочном размере);
Х
– число полюсов: 2, 4, 6, 8 (10, 12). Число полюсов
многоскоростных двигателей указывается
через дробь: 8/4/2;
X
– дополнительные буквы для модификаций
электродвигателя:
Б
– со встроенной температурной защитой;
Е
– со встроенным тормозом;
Е2
– с ручным растормаживающим устройством;
Ж
– электродвигатели для центробежных
моноблочных насосов (со специальным
удлиненным выходным концом вала);
П
– повышенной точности по установочным
размерам;
Ф
– хладономаслостойкое исполнение;
Х2
– химически стойкие;
РЗ
– для мотор-редукторов (со специальным
валом);
А
– для атомных электростанций;
С
– сельскохозяйственные;
Ш – для
промышленных швейных машин (улучшенного
охлаждения).
XX
– климатическое исполнение электродвигателя
(У, Т, ХЛ) и категория размещения (1, 2, 3,
4, 5).
Структура
условного обозначения электродвигателей
серии 4А, 4АМ:
Структура обозначения
двигателя на примере: 4АМ100L2У3.
4
– порядковый номер серии;
А
– вид двигателя (асинхронный);
А
– станина и щиты двигателя алюминиевые
(отсутствие знака означает, станина и
щиты чугунные или стальные);
М
– модернизированный;
100
– высота оси вращения ротора;
L
(S,
M)
– условная длина станины;
A
(B)
– длина сердечника статора (отсутствие
знака означает одну длину в установочном
размере);
2
(4, 6, 8) – число полюсов;
У3
– климатическое исполнение и категория
размещения (для работы в зонах с умеренным
климатом, в закрытых неотапливаемых
помещениях).
Обозначение
документа на поставку:
Электродвигателей
АИР: ТУ РБ-05755950-420-93;
Электродвигателей
4АМ: 4АМ71У3 –
4АМ100У3 –
ТУ 16-510.776-81;
4АМ112У3 – 4АМ132У3 –
ТУ 16-510.781-81;
4АМ160У3 – 4АМ180У3 –
ТУ 16-510.810-81.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Принцип получения вращающегося магнитного поля.
В основе работы асинхронных двигателей лежит вращающееся магнитное поле, создаваемое МДС обмоток статора.
Принцип получения вращающегося магнитного поля с помощью неподвижной системы проводников заключается в том, что если по системе неподвижных проводников, распределенных в пространстве по окружности, протекают токи, сдвинутые по фазе, то в пространстве создается вращающееся поле. Если система проводников симметрична, а угол сдвига фаз между токами соседних проводников одинаков, то амплитуда индукции вращающегося магнитного поля и скорость постоянны. Если окружность с проводниками развернуть на плоскость, то с помощью подобной системы можно получить «бегущее» поле.
Вращающееся поле переменного тока трехфазной цепи.
Рассмотрим получение вращающегося поля на примере трехфазного асинхронного двигателя с тремя обмотками, сдвинутыми по окружности на 120° (рис.3.5) и соединенными звездой. Пусть обмотки статора питаются симметричным трехфазным напряжением со сдвигом фаз напряжений и токов на 120°.
Если для обмотки АХ принять начальную фазу тока равной нулю, тогда мгновенные значения токов имеют вид
Графики токов представлены на рис. 3.6. Примем, что в каждой обмотке всего два провода, занимающие два диаметрально расположенные паза.
Рис. 3.5 Рис. 3.6
Как видно из рис. 3.6, в момент времени to ток в фазе А положительный, а в фазах В и С – отрицательный.
Если ток положительный, то направление тока примем от начала к концу обмотки, что соответствует обозначению знаком «х» в начале обмотки и знаком «·» (точка) в конце обмотки. Пользуясь правилом правоходового винта, легко найти картину распределения магнитного поля для момента времени to (рис. 3.7, а). Ось результирующего магнитного поля с индукцией Втрез расположена горизонтально.
Рис. 3.7
На рис. 3.7, б показана картина магнитного поля в момент времени ti, соответствующий изменению фазы тока на угол = 60°. В этот момент времени токи в фазах А и В положительные, т. е. ток идет в них от начала к концу, а ток в фазе С – отрицательный, т. е. идет от конца к началу. Магнитное поле оказывается повернутым по часовой стрелке на угол = 60°. Если угловая частота тока , то . (Здесь , где – частота тока в сети). В моменты времени t2 и t3 ось магнитного поля соответственно повернется на углы и (рис. 3.6, в и г). Через время, равное периоду Т, ось поля займет первоначальное положение. Следовательно, за период Т поле делает один оборот (рис. 3.7, д) ( ()). В рассмотренном случае число полюсов 2р = 2 и магнитное поле вращается с частотой n1=60f1=60∙50=3000 об / мин (f1=50 Гц – промышленная частота). Можно доказать, что результирующая магнитная индукция представляет собой вращающееся поле с амплитудой
где Вт – максимальная индукция одной фазы; Вmрез – максимальная индукция трех фаз; – угол между горизонтальной осью и прямой, соединяющей центр с произвольной точкой между статором и ротором.
Направление вращения поля.
В рассмотренном случае направление вращения поля совпадает с направлением движения часовой стрелки. Если поменять местами выводы любых двух фаз питающего напряжения, например B и С, что соответствует обратной последовательности фаз, то направление вращения поля будет противоположным (против движения часовой стрелки), т. е. магнитное поле реверсируется (ср. рис. 3.8).
Формула частоты вращения поля.
Если число катушек в каждой фазе увеличить, а сдвиг фаз между токами сохранить в 120°, то частота вращения поля изменится. Например, при двух катушках в каждой фазе, расположенных, как показано на рис. 3.9, поле за один период повернется в пространстве на 180°.
Рис. 3.8 Рис. 3.9 Рис. 3.10
Для получения картины поля возьмем момент времени to, когда ток в фазе А положительный, а токи в фазах В и С отрицательные. Пользуясь правилом знаков для токов находим, что в данном случае число полюсов 2р = 4 или р = 2 и тогда n1 = 60f1 / p = 3000/2 =1500 об/мин. Рассуждая аналогично, для трех катушек в каждой фазе находим картину поля, показанную на рис.3.10. Здесь р = 3 и, следовательно, n1 = 1000 об/мин.
Общая формула для определения частоты вращения, об/мин, будет
n1 = 60 f1 / p (3.1)
Во всех рассмотренных случаях катушки каждой фазы были соединены между собой последовательно. Именно при таком соединении частота вращения поля статора для р = 1, 2 и 3 при f1= 50 Гц составила соответственно 3000, 1500 и 1000 об/мин.
Параллельное соединение катушек.
Покажем, что при переключении катушек из одной фазы в другую и при их параллельном соединении число полюсов поля и, следовательно, частота вращения поля будут отличными от рассмотренных. В качестве примера возьмем по две катушки в каждой фазе и соединим их между собой параллельно так, как показано на рис.3.11,а и в развернутом виде на рис. 3.11,6. Из картины поля видно, что р = 1, а частота вращения n1 = 3000 об/мин. Выше было показано, что при последовательном соединении тех же катушек частота вращения была 1500 об/мин. При частоте тока в в сети 50 Гц частота вращения поля статора определяется из выражения
п1 = 60 f1 / p = 60 ∙50 / p .
Задаваясь различным числом пар полюсов р = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, находим частоту вращения поля. Результаты расчета сведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
600 |
500 |
375 |
300 |
Как определить частоту вращения магнитного поля статора, если известна частота вращения ротора?
Знаток
(447),
на голосовании
2 года назад
Голосование за лучший ответ
А.УМАРОВ
Оракул
(69993)
2 года назад
Частота вращения магнитного поля и частота вращения ротора отличаются на величину скольжения ротора относительно поля n2=60f(1-s)/p,где f-частота сети (50Гц), s-скольжение (примерно 0.02-0.04), p-число пар полюсов. В вашем случае частота поля равна 1500 об/мин, скольжение равно (1500-1440)/1500=0.04 или 4%
Скорость вращения магнитного поля
Если трехфазную обмотку двигателя разместить в шести пазах на внутренней поверхности статора (рис. 1), то за половину периода переменного тока вектор магнитной индукции сделает пол-оборота, а за полный период — один оборот. В этом случае обмотка статора создает магнитное поле с одной парой полюсов и называется двухполюсной.
Если обмотка статора состоит из шести катушек (по две последовательно соединенные катушки на каждую фазу), размещенных в двенадцати пазах, то за половину периода переменного тока вектор магнитной индукции повернется на четверть оборота, а за полный период — на пол-оборота. Вместо двух полюсов на трех обмотках теперь магнитное поле статора имеет четыре полюса (две пары полюсов).
Рисунок 1
Таким образом, если обмотка статора имеет 2, 3, 4 и т.д. пары полюсов, то вектор магнитной индукции за время одного периода изменения тока повернется соответственно на 1/2, 1/3, 1/4 и т.д. часть окружности статора. В общем случае, обозначив буквой р число пар полюсов, мы можем сделать вывод, что угол, описанный вектором магнитной индукции за время одного периода изменения тока, равен одной р-й части окружности статора и, следовательно, скорость вращения магнитного поля n1 обратно пропорциональна числу пар полюсов: n1 = (60f) / p (об/мин)
где f — частота переменного тока в Гц, а коэффициент 60 появился из-за того, что n1, принято измерять в оборотах в минуту.
Поскольку число пар полюсов может быть только целым, то скорость вращения магнитного поля может принимать не произвольные, а только определенные значения:
Ротор асинхронного двигателя вращается в ту же сторону, что и магнитное поле, со скоростью, несколько меньшей скорости вращения магнитного поля, так как только в этом случае в обмотке ротора будут индуцироваться ЭДС и токи и на ротор будет действовать вращающий момент. Обозначим скорость вращения ротора n2. Тогда величина n1 — n2, которая называется скоростью скольжения, представляет собой относительную скорость магнитного поля и ротора, а степень отставания ротора от магнитного поля, выраженная в процентах, называется скольжением s:
s = ((n1 – n2) / (n1)) 100 %
Скольжение асинхронного двигателя при номинальной нагрузке обычно составляет 3-7 %. При увеличении нагрузки скольжение увеличивается и двигатель может остановиться.
Вращающий момент М асинхронного двигателя создается благодаря взаимодействию магнитного потока поля статора Ф с индуцированным в обмотке ротора током I2, поэтому величина его пропорциональна произведению I2Ф .
Так как в механическую работу на валу двигателя может превращаться только активная мощность, то вращающий момент будет создаваться активной составляющей тока, равной I2 cosφ2, где φ2 — угол сдвига фаз между током и ЭДС ротора. В окончательном виде выражение для вращающего момента имеет вид: M = cФI2cosφ2
где с — коэффициент, зависящий от конструктивных данных двигателя.
Двигатель будет работать устойчиво, с постоянной скоростью ротора при равновесии моментов, т. е. тогда, когда вращающий момент Мвр равен тормозному моменту на валу двигателя Мтор: Мвр = Мтор
Любой нагрузке машины соответствует определенное число оборотов ротора n2 и определенное скольжение s.
Магнитное поле статора вращается относительно ротора со скоростью n1 — n2 и индуцирует в его обмотке ЭДС Е2, под действием которой по замкнутой обмотке ротора протекает ток I2.
Если нагрузка на валу двигателя увеличилась, т. е. увеличился тормозной момент, то равновесие моментов будет нарушено. Это приведет к уменьшению числа оборотов ротора, т. е. к увеличению скольжения. С увеличением скольжения магнитное поле статора чаще пересекает проводники обмотки ротора и индуцированная в обмотке ротора ЭДС Е2 возрастает, а следовательно, увеличивается ток в роторе и развиваемый двигателем вращающий момент. Увеличение скольжения и тока в роторе будет происходить до тех пор, пока не наступит равновесие моментов, т. е. вращающий момент не станет равен тормозному.
Аналогично протекает процесс изменения числа оборотов ротора и развиваемого момента при уменьшении нагрузки двигателя. При уменьшении нагрузки на валу двигателя тормозной момент станет меньше вращающего, что приведет к увеличению числа оборотов ротора, т. е. к уменьшению скольжения. С уменьшением скольжения уменьшаются ЭДС и ток в обмотке ротора и, следовательно, вращающий момент уменьшается до значения, равного тормозному.
Во всех режимах работы асинхронный машин всегда присутствует вращающееся магнитное поле статора. Оно создаётся тремя обмотками, сдвинутыми в пространстве относительно друг друга на 120 градусов, скорость этого вращения равна:
где:
n1 – Скорость вращения магнитного поля статора;
f – Частота питающей сети (50Гц);
p – Количество пар полюсов (max 12 min 2);
Из формулы понятно, что скорость вращения магнитного поля статора асинхронной машины зависит от: частоты питающей сети, на территории стран СНГ она постоянна и равняется 50Гц, от количества пар полюсов в статоре асинхронной машины. Скорость вращения ротора синхронной машины напрямую зависит от скорости вращения магнитного поля статора.
Так же известно, что в их конструкции присутствует ротор, вращающаяся часть, которая может вращаться с различными скоростями. В целом можно сказать, что в асинхронных машинах скорость вращения изменяется только у ротора. Многочисленные наблюдения показали, что в зависимости от частоты вращения ротора асинхронной машины, с ней происходят различные явления. Для упрощения понимания этого вопроса, был введен параметр скольжение S – разность скоростей вращения магнитного поля статора, от скорости вращения ротора:
Эти скорости обозначают буквенно: n – скорость вращения ротора; n1 – скорость вращения магнитного поля.
Режим работы асинхронной машины зависит именно от этого значения разности скоростей вращения магнитного поля статора и скорости вращения ротора.
Различают следующие режимы работы асинхронных машин:
- Режим двигателя;
- Режим генератора;
- Режим электромагнитного тормоза;
- Режим динамического торможения;
Режим двигателя
Асинхронные двигатели стали очень популярна и наиболее часто применяемая в электроприводах. Режим электродвигателя применяется для приведения во вращение различные устройства, механизмы, насосы, лебедки, редуктора и т.д. путем преобразования электрической энергии в механическую. Как уже многим известно, что её принцип действия объясняется взаимодействием двух магнитных полей статора и ротора. Магнитное поле статора создается системой трехфазных обмоток и магнитопровода, расположенных непосредственно на статоре (корпусе асинхронной машины). Это поля является вращающимся, так как в трех фазной цепи, ток протекает из фазы А в фазу В, из фазы В в фазу С, а из фазы С обратно в фазу А. Обмотки каждой фазы располагают на статоре так, что бы равномерно заполнить всю окружность, т.е. окружность занимает 360 градусов, имея три обмотки, делим 360/3 получаем 120 градусов на каждую обмотку.
Это вращающееся магнитное поле пронизывая ротор, индуцирует в нем ЭДС, так как ротор короткозамкнутый, то по нему протекает ток. Протекание тока вызывает образование у ротора собственного магнитного поля. Поле статора, которое вращается с скоростью n1 взаимодействует с полем ротора, которое является неподвижным, и старается остановить, затормозить поле статора. Так как ротор закреплен на подшипниках, он способен свободно вращаться вокруг своей оси. Получается, что магнитное поля статора притягивает поле ротора, увлекает его за собой с определенной силой, в результате чего и сам ротор начинает вращаться.
Особенностью этого режима является то, что скорость вращения магнитного поля статора и скорость вращения ротора не должны быть равными, тем более, скорость ротора всегда меньше. Если же каким-либо образом их скорости будут равными, то исходя из явления электромагнитной индукции, обязательна разность магнитного потока, пересекающего тот или иной контур, что и обеспечивается отставанием ротора от магнитного поля статора. Если же все-таки их скорости сравняются, по короткозамкнутой обмотке ротора перестанет протекать электрический ток, исчернит его магнитное поле и ротор не будит увлекаться полем статора. Скольжение в режиме электродвигателя должно быть положительным числом и не равным нулю.
Стоит добавить, что режим двигателя у асинхронных машин является самым часто используемым.
Режим генератора
Режим генератора у асинхронных машин является полной противоположностью режиму двигателя. Самым главным отличием является то, что при режиме двигателя, асинхронная машина потребляет из сети электрическую энергию. А в режиме генератора наоборот отдает в сеть выработанную электрическую энергию.
Режим генератора возможен только тогда, когда скорость вращения ротора n будет выше скорости вращающегося магнитного поля статора. В этом случаи скольжение S будит отрицательным. Для этого необходимо ускорить ротор синхронной машины, то есть посадить на вал ротора, какой-либо механизм (турбина, редуктор, другой двигатель).
Допустим ротор мы разогнали до 3500 оборотов в минуту, а скорость магнитного поля статора 3000 оборотов в минуту, определим скольжение:
Режим генератора у асинхронных машин не является часто используемым, и может применяться в узких специализированных областях, в маломощных электростанциях.
Стоит отметить, что при таком режиме работы, отдаваемая в сеть электроэнергия совпадает по частоте с частотой самой сети. Так как она зависит только от частоты вращения магнитного поля статора, которая как мы знаем не изменяется.
В использовании таких генераторов есть огромный плюс, в его устройстве отсутствуют скользящие контакты, вращающиеся обмотки, это обеспечивает надежную и долговременную эксплуатацию. Так же эти генераторы мало восприимчивы к коротким замыканиям в сети. Еще не маловажным условием работы является, наличие остаточной намагниченности ротора, которое усиливается конденсаторными установками, включенными в цепи статорных обмоток.
Режим электромагнитного торможения
Режим электромагнитного торможения является еще более специфичными специализированным. Вся суть этого режима в том, что если вращение ротора асинхронной машины не совпадает с направлением вращения магнитного поля статора, то ротор будит затормаживаться под действием этого магнитного поля статора. Такой режим возможен только при реверсивном подключении асинхронной машины, так как путем переключения двух фаз достигается изменение направления вращения магнитного поля статора, и используется в различных грузоподъемных и транспортировочных устройствах. Этот режим часто называют режимом торможения противотоком или противовключением. При таком режиме, если нам необходимо остановить двигатель, при полной остановке, статор необходимо отключить от сети, так как вал начнет вращаться в обратном направлении.
Режим динамического торможения
В таком режиме, асинхронная машина отключается от трех фазной сети, и на обмотки статора подается постоянный ток. Таким образом на статоре образуется постоянное магнитное поле (постоянный магнит), которое тормозит ротор двигателя.
Все выше представленные режимы работы асинхронных машин, кроме режима двигателя, являются специализированными, и используются только в определенных установках, устройствах, станках и т.д.