Черная курица или подземные жители как составить план

Как написать план по прочитанной сказке “Черная курица или подземные жители” для дальнейшего пересказа?

Сказка Антония Погорельского “Черная курица” довольно объемное произведении и пересказывать его подробно и во всех деталях затруднительно, поэтому ограничимся более общим планом:

  1. Пансион для детей. Алеша. Любит читать книги, ждет волшебницу, кормит курочек.
  2. Алешу просят поймать курицу, но он прячется
  3. Алеша слышит как кудахчет пойманная Чернушка и налетев на кухарку просит отпустить любимицу. Алеша отдает империал кухарке. Чернушка спасена.
  4. Приезд директора, наблюдения за лысым “рыцарем” – директором.
  5. Алеше показалось, что он слышит голос Чернушки
  6. Ночью Алешу позвала курица и он пошел за ней.двери открывались как по волшебству. Попугай у старушек кричит “Дурак”
  7. Рыцари соскочили со стены. Сражение Чернушки с рыцарями. Чернушка победитель.
  8. Алеша просыпается в своей комнате и слышит о пропаже Чернушки.
  9. Ночью опять приходит Чернушка и выговаривает Алеше, что тот разбудил попугая, а попугай рыцарей.
  10. Новое ночное путешествие, фарфоровые куклы, те же рыцари, но уже миролюбивые, зала с золотыми креслами.
  11. Появляется король и объявляет Алеше, что тот спас его министра – маленького человечка в котором Алеша узнает Чернушку
  12. Король предлагает Алеше награду. Тот просит сделать так, чтобы он всегда знал все уроки.
  13. Ему дают конопляное семечко и требуют полного молчания об увиденном.
  14. Алеша посещает подземный сад и бриллиантовыми дорожками и зверинец, потом попадает на охоту на крыс
  15. Алеша беседует с Чернушкой-министром и просыпается в постели
  16. Он находит в кармане конопляное зернышко и оказывается, что знает все уроки
  17. Алеша загордился, стал много шалить, ведь ему не надо было учить уроки, он и так все знал
  18. Но в один момент Алеша вдруг ничего не смог ответить учителю и его заперли в наказание, он потерял зернышко.
  19. Алеша зовет Чернушку, тот приходит ночью и выговаривает Алеше, что не узнает его. Чернушка возвращает ему конопляное семечко.
  20. Алеша гордо отвечает урок, но не может ответить когда он успел выучить 20 страниц
  21. Алешу решили наказать розгами. В страхе он рассказывает о черной курице, но ему не верят и высекают
  22. Чернушка приходит прощаться, ведь Алеша выдал тайну подземных жителей.
  23. Алеша заболел, а после выздоровления ему все стало казаться сном, Он уже не мог выучивать по 20 страниц, но зато его любили товарищи.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

AnyaS­neg
[72.3K]

6 лет назад 

Для того чтобы составить план к сказке “Черная курица или подземные жители”, для начала ее нужно прочитать и выделить несколько главных эпизодов, которые необходимо будет кратко озаглавить.

Вот примерный план сказки “Черная курица и подземные жители”:

  • Мальчик Алеша (его жизнь, его характер)
  • Жалость к курице Чернушке (сцена знакомства с курицей, ее спасение)
  • Чернушка показывает Алеше Подземный город
  • Подарок для Алеши
  • Изменение характера Алеши
  • Предательство мальчика
  • Последняя встреча с Чернушкой
  • Болезнь мальчика
  • Алеша становится прежним

Если требуется более подробный план, то каждый из пунктов можно разбить еще на несколько подпунктов. Но главное – это прочитать сказку и выделить в ней для себя то “зернышко”, вынести для себя урок.

Asene­fa
[60.3K]

6 лет назад 

Сказку А. Погорельского ” Черная крица, или Подземные жители” по школьной программе изучают в 5 классе. Произведение большое по объему для пятиклассника, поэтому для того, чтобы облегчить пересказ, нужно составить небольшой план.

  1. Жизнь Алеши в пансионе.
  2. Заступничество Алеши за Чернушку, знакомство с ней.
  3. Путешествие в подземный город.
  4. Алешин выбор – конопляное зернышко.
  5. От хорошего к плохому (изменение поведения Алеши)
  6. Алеша – предатель.
  7. Прощание с Чернушкой.
  8. Болезнь и выздоровление Алеши.

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

Чем больше пунктов по тексту, тем легче пересказывать, однако очень большие тексты не разбивают на маленькие абзацы, важна сюжетная линия, а характерные черты персонажей анализируем по мере прочтения. Можно разбивать на подпункты.

Составим план

Самые большие абзацы, которые требуют обязательной разбивки по подпунктам номера 3 и 4. Нужно выписать характеристики персонажей и уточнить описание подземного города.

В каждом пункте отмечаем главную сюжетную линию дополнительными подпунктами, помогающими уточнить поведение персонажей.

Для пересказа надо знать имена главных героев, что случилось и чем закончилось.

RIOLI­t
[176K]

7 лет назад 

  1. Обыденная жизнь Алеши. 2. Наблюдения мальчика за поведением птиц.
  2. Самоотверженное спасение курицы от ножа кухарки. 4. Чудесное ночное приключение Алеши.5.Дорогой подарок от Чернухи. 6. Негативные изменения

Алешиного поведения.7.Фатальные последствия потери зернышка, уход подземных обитателей.8.Преодоление себя Алешей.

На самом деле, эта сказка Погорельского, не так проста, как кажется на первый взгляд. Каждый читатель извлекает для себя свое “знрнышко…)

Даксп­лячи Учлин­зайх
[225K]

7 лет назад 

Составить план по этой сказке можно следующим образом

  1. Сперва описать жизнь мальчика Алеши в пансионате. Как учился, как его оставили родители, за что его любили учителя
  2. Затем пишите о том, как Алеша встретил Черную Курицу. Как переживал, что курочку убьют. Как спас ее
  3. Далее знакомство с курочкой. Поход в подземный город. Как Алеша и курочка министр проходили испытания (рыцари и бабушки)
  4. Далее опишите подарок, который Алеша получил от подземного короля. И как изменилась его жизнь после получения подарка
  5. И конец – чем закончилось знакомство Алеши и черной курицы

Как видите ничего сложного в этом деле нет

А сказка между прочим действительно интересная)

Corel­paint­er
[211K]

6 лет назад 

В детстве очень любила читать сказочную повесть “Чёрная курица или подземные жители” , написанную Анатолием Погорельским. У меня в детстве даже была любимая чёрная курица и я верила, что она ночью уходит в подземное царство.

Чтобы составить план для пересказа нужно обязательно выделить основные характерные моменты из всего произведения и придумать к ним поясняющие заголовки, с помощью которых впоследствии будет нетрудно вести пересказ, иначе ребёнок может запутаться или что-то забыть, а такие краткие заголовки для него будут хорошей подсказкой. Вот приблизительно такой план можно предложить для пересказа:

88Sky­Walke­r88
[428K]

6 лет назад 

“Черная курица или подземные жители” – это замечательная поучительная сказка А. Погорельского. Рекомендую ее для чтения не только детям, но и взрослым, которым еще не посчастливилось прочитать эту книгу. Она учит только доброму и хорошему.

Как можно составить план к этой сказке:

  1. Знакомство с главным героем, мальчиком Алешей.
  2. Алеша знакомится с волшебной курицей по имени Чернушкой и спасает ее.
  3. Чернушка открывает Алеше тайну, он оказывается в подземном королевстве.
  4. Подарок Алеше.
  5. Алеша зазнается, становится дерзким, считает, что он – самый умный.
  6. Предательство мальчика.
  7. Последствия и чем все кончилось.

Viole­t a
[217K]

6 лет назад 

План к сказке “Черная курица или подземные жители” можно составить такой:

  1. Жизнь Алёши – описываем жизнь мальчика и его характер.
  2. Жалость к курице – описываем знакомство с курицей и её спасение.
  3. Знакомство с подземным городом – описываем путешествие в подземный город.
  4. Подарок подземного короля.
  5. Болезнь мальчика.

Alen4­uk
[161K]

6 лет назад 

Сказка “Черная курица или подземные жители” А. Погорельского очень тяжела для восприятию. Поэтому план к этой сказке лучше составить подробный.

В первом пункте мы знакомимся с главным героем сказки – Алешей.

  1. Жизнь Алеши. Его черты характера. За что мальчика любили учителя.
  2. Знакомство Алеши с Чернушкой, которая стала его любимицей. Спасение курицы.
  3. Взаимная любовь курицы и Алеши. Чернушка знакомит героя с жителями подземного царства.
  4. Получение подарка. Изменения в характере Алеши. С чем это связано.
  5. Предательство Алеши по отношению к жителям подземного царства.
  6. Последний разговор с Чернушкой.
  7. Болезнь мальчика. Возвращение к прежней жизни.

Главное – понять основную суть сказки

Знаете ответ?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

  1. Жизнь Алёши в пансионе.
  2. Курица и кухарка.
  3. Знакомство с подземным царством.
  4. Волшебное зёрнышко.
  5. Успех и наказание Алёши.
  6. Нарушение слова.
  7. Прощание с курицей.
  8.  Становление Алёши примерным учеником.

Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным, а потом пансион стал ему привычен, и с ребятами мальчик подружился. Алёша был умным мальчиком, учился хорошо и все его любили.

Но по выходным было мальчику скучно и одиноко, когда его друзей забирали домой. Занимал в это время себя Алёша чтением книг. Ему нравились истории про рыцарей. Читая их, он представлял себя героем таких приключений.

Помимо чтения, Алёша любил кормить кур, которые жили во дворе пансиона. Ему нравилось наблюдать за их поведением, мальчик знал имена всех птиц. Но особенно нравилась Алёше одна чёрная курочка по имени Чернушка.

На зимние каникулы также все друзья Алёши разъехались, и он играл во дворе с курицами. Мальчик звал к себе птиц, как увидел, что из пансиона вышла кухарка с большим ножом. Она начала ловить Чернушку. Мальчик уговорил женщину не убивать курицу.

Вечером Чернушка сказала Алеше, чтобы он оставался с ней. Ночью мальчик не мог уснуть и вдруг услышал шорох. Под своей кроватью он увидел Чернушку, и курица позвала мальчика за собой. Они прошли через весь дом, и зашли в подземелье. Там Алёша увидел зал, освещенный огнями хрустальной люстры. Чернушка стала большой. И мальчик проснулся. А утром чёрной курицы во дворе не было.

Следующей ночью Чернушка опять повела Алёшу в подземелье. Там мальчик увидел много маленьких людей, которые стояли у трона. А на троне сидел министр, который благодарил мальчика за спасенную жизнь. И Алеша понял, что это Чернушка. И министр сказал мальчику, что исполнит любое его желание. Алеша попросил знать всё, но не учить при этом уроки.

Алеша получил семечко. И пока оно было у мальчика, он мог всегда знать урок. Но за это Алёша должен был хранить в тайне увиденное. Если кто-то узнал бы о подземелье, то его жителям была бы беда. Мальчик дал обещание. Потом ему показали всё подземелье, угощали вкусностями и развлекали.

На уроке Алёшу вызвали отвечать. И мальчик рассказал домашнее задание. Тогда он понял, что семечко работает. С тех пор на каждом уроке Алешу хвалили за изумительные ответы. И мальчик стал гордым, считал себя умнее других.

А однажды Алеша потерял семечко и не смог ответить урок. Чернушка помогла мальчику, вернула семечко, но попросила впредь быть добрым и не важничать. Алёша пообещал, но забыл об этом.

Алеше грозило наказание розгами, и он от испуга выдал тайну подземных жителей. Из-за этого всему подземному царству пришлось покинуть пансионат. Чернушка пришла к Алеше попрощаться и еще раз попросила исправиться. После этого Алёша снова стал послушным и скромным. И начал сам учить уроки.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Популярные сегодня темы

  • Идея, суть и смысл комедии Грибоедова Горе от ума

    Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.

  • Сочинение Образ Лукерьи в рассказе Студент Чехова

    Главной героиней рассказа является Лукерья. Основные сюжетные линии рассказа выстроена вокруг разговора студента Ивана Великопольского с Василисой и Лукерьей.

  • История создания романа Мастер и Маргарита Булгакова

    Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.

  • Сочинение Анализ баллады Светлана Жуковского

    Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.

  • План рассказа Кавказский пленник (Саша Черный)

    Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы

К волшебной повести можно составить следующий план.

  • Пансион в Петербурге.
  • Умненький и миленький мальчик Алеша и его привычка кормить кур.
  • Курица Чернушка.
  • Кухарка с ножом.
  • Уговоры Алеши пощадить Чернушку.
  • Приезд директора.
  • Курица в комнате Алеши.
  • Ночное происшествие.
  • Король и рыцари.
  • Желание Алеши знать урок и семечко в подарок.
  • Путешествие по подземному царству.
  • Чудеса на уроке истории.
  • Неожиданная слава и безмерное самолюбие Алеши.
  • Дурной нрав мальчика.
  • Внезапно пропавшее волшебство.
  • Тяжелая учеба и слезы Алеши.
  • Помощь Чернушки.
  • Неуважение товарищей.
  • Рассказ Алеши о волшебном царстве.
  • Прощание Алеши с Чернушкой.

Опубликовано 29 сентября, 2018

План повести “Черная курица, или Подземные жители” Погорельского

plan-chernaja-kurica-podzemnye-zhiteli-pogorelskij
Алеша и король.
“Черная курица”.
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Волшебная повесть “Черная курица, или Подземные жители” А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке.

В этой статье представлен план повести “Черная курица, или Подземные жители”: перечисление основных событий, изложенных в произведении.

Если вам нужен цитатный план повести “Черная курица”, мы советуем использовать “Характеристику Алеши в цитатах”. На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения.

Смотрите: 
– Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Черная курица”

План повести “Черная курица, или Подземные жители” Погорельского

  1. Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
  2. Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
  3. Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
  4. Приезд директора училищ и торжественный обед.
  5. Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
  6. Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка – главный министр короля.
  7. Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
  8. Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
  9. Алеша превращается в непослушного мальчика.
  10. Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
  11. Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
  12. Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
  13. Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
  14. Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
  15. Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.

Это был план повести “Черная курица, или Подземные жители” А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения.

Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать “Характеристику Алеши в цитатах”: там можно найти все необходимые цитаты.

Смотрите: 
– Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Черная курица”

Содержание

  1. План рассказа про черную курицу, или подземные жители
  2. Ответ или решение 2
  3. План рассказа
  4. Жизнь Алеши в пансионе
  5. Начало дружбы с черной курицей
  6. Знакомство с Подземным городом
  7. Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна
  8. Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда
  9. План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
  10. Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:
  11. Получение волшебного семечка
  12. Подробный анализ
  13. План повести “черная курица, или подземные жители” погорельского
  14. План-конспект урока по литературному чтению. Тема Главный герой сказки (А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”)
  15. Урок внеклассного чтения по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» для учащихся 5-ых классов
  16. Как составить план к сказке “Черная курица или подземные жители”?

План рассказа про черную курицу, или подземные жители

Ответ или решение 2

28 0a6b8ad64cb7a3e386cabb175cfa048f342d23735de526189e019694b81b85e4

5 b15e50b3029d1a54853a92653266e893cb60334e88c376c16174e73f847fc698

Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.

План рассказа

Жизнь Алеши в пансионе

Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.

Начало дружбы с черной курицей

Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.

Знакомство с Подземным городом

Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.

Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна

Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.

Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда

Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.

Источник

План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным, а потом пансион стал ему привычен, и с ребятами мальчик подружился. Алёша был умным мальчиком, учился хорошо и все его любили.

Но по выходным было мальчику скучно и одиноко, когда его друзей забирали домой. Занимал в это время себя Алёша чтением книг. Ему нравились истории про рыцарей. Читая их, он представлял себя героем таких приключений.

Помимо чтения, Алёша любил кормить кур, которые жили во дворе пансиона. Ему нравилось наблюдать за их поведением, мальчик знал имена всех птиц. Но особенно нравилась Алёше одна чёрная курочка по имени Чернушка.

На зимние каникулы также все друзья Алёши разъехались, и он играл во дворе с курицами. Мальчик звал к себе птиц, как увидел, что из пансиона вышла кухарка с большим ножом. Она начала ловить Чернушку. Мальчик уговорил женщину не убивать курицу.

Вечером Чернушка сказала Алеше, чтобы он оставался с ней. Ночью мальчик не мог уснуть и вдруг услышал шорох. Под своей кроватью он увидел Чернушку, и курица позвала мальчика за собой. Они прошли через весь дом, и зашли в подземелье. Там Алёша увидел зал, освещенный огнями хрустальной люстры. Чернушка стала большой. И мальчик проснулся. А утром чёрной курицы во дворе не было.

Следующей ночью Чернушка опять повела Алёшу в подземелье. Там мальчик увидел много маленьких людей, которые стояли у трона. А на троне сидел министр, который благодарил мальчика за спасенную жизнь. И Алеша понял, что это Чернушка. И министр сказал мальчику, что исполнит любое его желание. Алеша попросил знать всё, но не учить при этом уроки.

Алеша получил семечко. И пока оно было у мальчика, он мог всегда знать урок. Но за это Алёша должен был хранить в тайне увиденное. Если кто-то узнал бы о подземелье, то его жителям была бы беда. Мальчик дал обещание. Потом ему показали всё подземелье, угощали вкусностями и развлекали.

На уроке Алёшу вызвали отвечать. И мальчик рассказал домашнее задание. Тогда он понял, что семечко работает. С тех пор на каждом уроке Алешу хвалили за изумительные ответы. И мальчик стал гордым, считал себя умнее других.

А однажды Алеша потерял семечко и не смог ответить урок. Чернушка помогла мальчику, вернула семечко, но попросила впредь быть добрым и не важничать. Алёша пообещал, но забыл об этом.

Алеше грозило наказание розгами, и он от испуга выдал тайну подземных жителей. Из-за этого всему подземному царству пришлось покинуть пансионат. Чернушка пришла к Алеше попрощаться и еще раз попросила исправиться. После этого Алёша снова стал послушным и скромным. И начал сам учить уроки.

Получение волшебного семечка

Когда Алеша из рассказа «Черная курица» получает семечку, его характер сильно меняется. С помощью волшебства он становится самым лучшим учеником, что делает его заносчивым. Алеша становится очень ленивым: он перестает выполнять домашнее задание и учиться вообще. Алеша становится очень непослушным мальчиком, который совершенно не воспринимает мнение других людей.

В то же время самооценка героя повышается, он чувствует свое превосходство над другими. Над Алешей возобладает гордость и даже гордыня. Это сразу замечают его бывшие друзья, поэтому они перестают общаться с ним.

Алеша теряет зернышко, курица Чернушка возвращает его, но с наказом о том, что он должен вести себя правильно, поступать по-доброму. Однако Алеше было тяжело сдержать это обещание.

Волшебство, которое ставит Алешу перед трудностями, сломило душу мальчика. Герой не прошел испытания. Он нарушает то обещание, которое дал волшебным героям. Алеша открывает тайну про подземное царство.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 5 класс

Урок 20 А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ. «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»*

расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному.

I. Проверка домашнего задания.

1. Несколько учащихся работают у доски, записывают схемы размеров стиха.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

3. Письменные ответы учащихся (анализ произведений) учитель собирает на проверку.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Годы его жизни: 1787– 1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.

Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля.

По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.

3. Работа с текстом сказки.

1) Кто является главным героем сказки?

2) Сколько мальчику лет?

3) Почему мальчик часто грустит?

4) Что скрашивает одиночество мальчика? (Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности черная курица – Чернушка.)

5) Как Алеша спас курицу от смерти?

6) Как автор описывает праздничный обед?

7) Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

lazy placeholderПрочитайте описание одежды, причесок той эпохи. Что вас особенно поразило?

9) Все ли окружающее интересно Алеше? Почему? Что ему казалось? (Что Черная курочка звала его человеческим голосом: «Алеша, Алеша!». До самой ночи просидел Алеша один в классных комнатах, а ночью…)

Мудрость Черной курицы, то есть министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.

прочитать дальше о том, что случилось с мальчиком ночью.

Класс делится на группы, и каждая группа получает задание.

Ответить на вопросы и проинсценировать понравившийся эпизод.

1. Рассказать о пути Алеши с Чернушкой в подземелье и об условии, которое ставит Алеше Чернушка.

2. Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?

3. В чем не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?

4. Почему стал изменяться Алешин характер?

1. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

2. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей?

3. Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?

4. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

1. Как закончилась сказка?

2. В чем мудрость этой сказки?

3. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?

Подробный анализ

Сказка Антона Погорельского не случайно изучается в школьной программе. Это замечательное литературное произведение. Узнаваемое, самобытное, русское.

Вроде бы и сказка, но не походит ни на одну из известных нам. В этой сказке больше реальных событии, чем вымысла.

Действие происходит не в три-девятом царстве, а в Петербурге, на Васильевском острове. Мальчика Алёшу родители отдают в пансионат, заплатив за обучение за несколько лет наперёд. По каким-то житейским причинам они совершенно забывают о своём сыне.

Алёша тоскует и скучает по дому, по родителям. Особенно остро своё одиночество и заброшенность он ощущает в праздники и выходные, когда все его товарищи разъезжаются по домам. Учитель разрешает ему пользоваться своей библиотекой. Алёша много читает, особенно романы о благородных рыцарях.

Когда погода хорошая и надоедает читать, Алёша выходит во двор. Пространство двора ограничено забором из барочных досок, за который ему выходить нельзя. Он любит наблюдать за жизнью проулка сквозь отверстия от деревянных гвоздей, которые как будто специально для него в барочных досках просверлила добрая волшебница.

Еще Алёша подружился с курами, особенно с Чернушкой. Он угощал её крошками с обеденного стола и подолгу разговаривал с ней. Ему казалось, что она его понимает и отвечает искренней привязанностью.

Замечательный стиль и язык рассказа: обстоятельный, образный. Чего стоит, например, наблюдение о том, что люди с годами стареют, а города наоборот, молодеют, хорошеют.

Действующие лица сказки изображены несколькими точными штрихами. Но предстают перед читательским воображением объёмно, реалистично, живо. Это не трафаретные герои, это живые люди, персонажи, птицы, звери, животные.

Действие в рассказе развивается логически, последовательно. Все обитатели усадьбы, в которой расположен пансионат, в один из выходных дней ожидают приезда директора училищ. Особенно ждёт его семья учителей. Они с утра затеяли уборку в пансионате. Идут приготовления и на кухне.

Алёшу эти события не радуют. Он замечал, что обычно в такие дни количество курочек, с которыми он привык общаться, уменьшается. Не без оснований он предполагает, что к этому причастна кухарка. Вот и на этот раз она вышла во двор с намерением поймать очередную курочку, чтобы из неё приготовить мясное блюдо к праздничному столу.

«Бранчливая чухонка» внушала мальчику ужас. Она погналась за курицами, и поймала его любимую Чернушку. Алёше показалось, что курочка зовёт его на помощь. Не раздумывая, он бросился на выручку. Кухарка от неожиданности выпустила курицу из рук, и та взлетела на крышу сарая. Разгневанная чухонка кричала: «Зачемь помешаль? Он яишка не делать, он сыплатка не сижить!»

Чтобы успокоить кухарку, Алёша отдаёт ей золотой империал, который был ему очень дорог, потому что монету подарила ему родная бабушка на память.

Потом приехали гости. Директора училищ Алёша представлял рыцарем в доспехах с «пернатым шлемом» на голове. Оказалось, что это маленький, щупленький человечек с лысиной вместо шлема, во фраке вместо лат. Приехал он на извозчике, а не верхом на коне. Совершенно непонятно было, почему все относятся к нему с таким почтением.

Алёшу нарядили и заставили тоже перед гостями изображать способного ученика. Утомлённый событиями дня, он, наконец, отправляется спать.

Вот здесь-то как раз и начинаются сказочные события. Читатель может гадать: на яву они происходят или во сне Алёши.

Чернушка появляется из-под простыни на соседней кровати. Она разговаривает человеческим голосом. В благодарность за спасение, хочет показать Алёше чудесную страну с подземными обитателями. Предупреждает, что пройти в неё предстоит через комнаты столетних старушек-голландок, которые жили здесь же, в пансионате, и про которых Алёша много слышал. Проходя через их комнаты, ничего нельзя трогать и ничего нельзя делать.

Два раза курочкапроводила мальчика в подземное царство, и оба раза он ослушался её. Первый раз поздоровался за лапку с ученым котиком, второй – кивнул куколке. Поэтому рыцари спускались со стен и преграждали путь в подземное царство, Чернушке приходилось биться с рыцарями, чтобы попасть к королю.

В благодарность за спасение своего любимого министра (которым оказалась Чернушка) король подземного царства вручает Алёше чудесное конопляное зёрнышко, которое может выполнять любые желания.

Алёша пожелал всё знать по учёбе, не готовясь к урокам. Первое время он удивлял и учителей, и своих товарищей своими способностями, но потом пришлось признаться, что чудесный дар он получил от короля подземного царства.

Алёша теряет зернышко, а вместе с ним и свои способности. Чернушка и подземные обитатели не обижаются на него, хотя им пришлось покинуть любимые свои места. Алёше дается шанс исправиться.

Сказка учит тому, что уважение окружающих надо постараться заслужить. Незаслуженный успех делает человека гордым, чванливым, заносчивым. Одна ложь тянет за собою другую. От пороков не просто избавиться. Но всегда есть шанс начать новую хорошую жизнь.

Другие сочинения: ← Бог, природа, человек в поэзии Есенина↑ ДругиеАнализ Повести о настоящем человеке Полевого →

Источник

План повести “черная курица, или подземные жители” погорельского

План-конспект урока по литературному чтению. Тема Главный герой сказки (А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”)

plan povesti chernaja kurica ili podzemnye zhiteli pogorelskogo 0486b84

МБОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Главный герой сказки

(А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”).

Тема и номер урока в теме

Тема: Главный герой сказки («А. Погорельский “Черная курица, или Подземные жители») В разделе «1828 год. Первая русская литературная сказка». 4 урок

Литературное чтение 4 класс «В океане света»

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”

анализируя поступки героя вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке;

формировать умения ориентироваться в пространстве текста художественного произведения (познавательные УУД);

высказывать и обосновывать свою точку зрения; (коммуникативные УУД);

развивать умения размышлять о характере и поступках героя;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

индивидуальная, групповая, фронтальная

нетбуки для индивидуальной и парной работы;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)

Название используемых ЭОР

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Проверка готовности рабочего места

Интерактивные задания № 1-4

учитель направляет и оказывает помощь

Ученики выполняют задание индивидуально на нетбуках с последующей проверкой

Мы продолжаем путешествие по сказке. Алеша получил волшебное конопляное семечко, и жизнь его изменилась. Как?

А сам он изменился?

-Давайте дадим характеристику Алеше до получения семечка и после него.

Ученики выполняют задание в рабочей тетради (с. 40 № 3)

Интерактивная доска: Распределить слова в два столбика:

добрый, жестокий, упрямый, общительный, самолюбивый, скромный, гордый, непослушный, дерзкий, застенчивый, ласковый.

(самопроверка с помощью интерактивной доски)

Интерактивное задание № 6.1

ЭОР контрольный –(какой поступок является причиной негативных изменений в характере Алеши?)

Учитель оказывает помощь при необходимости.

Работа в парах (с обсуждением)

– О чем вам говорят слова из сказки: «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло употребили»?

– Ребята, наш путь по сказке подходит к концу.

Прием ТРКМ – «толстые» и «тонкие» вопросы

– А какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло

– Встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло?

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?

Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.

текстом после чтения (учащиеся свои ответы доказывают словами текста)

– Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть.

Интерактивное задание № 6.2

Демонстрация ЭОР на доске.

Контролирует понимание главного смысла сказки.

Дети выполняют работу на карточках (то же, что и в ЭОР, индивидуально, с последующим обсуждением в парах)

-Как был наказан Алёша?

Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Учащиеся делают вывод (добро победило зло) и доказывают свой ответ словами из книги.

Учитель направляет, организует деятельность.

Прием ТРКМ – составление синквейна

убивает, радует, спасает

тайное становится явным

самооценка и самоанализ

Зажмите руку в кулак и…

кому было интересно – разожмите мизинец;

– кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

– кто хорошо работал на уроке – средний;

– кто помогал работе в группе – указательный;

– кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (таблица № 2)

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»

Урок внеклассного чтения по сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» для учащихся 5-ых классов

plan povesti chernaja kurica ili podzemnye zhiteli pogorelskogo 35b8083

Антония Погорельского «Чёрная курица,

или Подземные жители»

для учащихся 5-ых классов

Файрушина Нина Борисовна,

учитель русского языка и литературы

г. Набережные Челны,

Цели и задачи: 1. Познавательные: уметь объяснять особен­ности текста литературной сказки начала XIX в.

2. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.

3. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее

мне­ние по проблеме урока.

4.Личностные: содействовать воспитанию доброты, прилежания, чувство долга, уважения к людям; пробуждать интерес к художественному слову.

Оборудование: магнитофон, компактная кассета с записью инсценировки сказки, ПК, проектор с экраном, презентация к сказке, иллюстрации к сказке.

Не для того дан вам ум,

чтобы вы во зло его употребили.

А.Погорельский Ход урока

Учитель: Сегодня мы отправимся в сказочный мир, созданный Антонием Погорельским. Сказка о Чёрной курице и подземных жителях написана была давно и напечатана в 1829 году.

Более 200 лет отделяет нас от рождения сказочника. Два столетия – огромное расстояние. Попробуй, разгляди в этой дали времени, ощути сложную жизнь, какая была у Алексея Алексеевича Перовского. Ведь имя Антоний Погорельский вымышленное. (Слайд №1)

Словарь. Антоний (греч.) – приобретающий взамен.

А фамилию Алексей Алексеевич взял в честь села Погорельцы, где он жил. Погорельский был одним образованнейших людей своего времени, участником Отечественной войны 1812 года.

Третье столетие живёт сказка. Её любил перечитывать своим детям Лев Толстой. Эта сказка осталась навсегда памятником любви к детям. Помните, что имя автора означает «приобретающий взамен», так вот взамен одиночеству Антоний приобрёл искреннюю привязанность племянника, славу сказочника, читательскую признательность на долгие годы.

Звучит запись инсценировки начала сказки до слов, где Алёша живёт в пансионе.

Вопрос. 1. Что же такое пансион?

2. Как жилось там Алёше, что спасало его от грусти?

Ответ. Помогало чтение рыцарских романов и волшебных повестей, а ещё дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу. (Слайд № 2)

Вопрос. Чего же ждал Алёша? (Слайд № 3)

Ответ. А ещё он очень любил кормить курочек, наблюдать за ними.

Чтение. «Между курами он особенно любил … до слов … любила Алёшу более, нежели подруг своих».

Учитель. Так вот и шли дни. Но вот однажды учитель и его жена давали обед в честь директора училищ: суета, приготовления. Надо было прилично выглядеть, хозяева пригласили парикмахера, уж он показал своё искусство.

Вопрос. Как об этом пишет автор?

Словарная работа: тупей, шиньон, оранжерея, салоп. (Слайд № 4).

Шиньон – женская прическа с накладными волосами.

Салоп – широкое женское пальто, модное в XIX веке.

Оранжерея – тёплое помещение для выращивания цветов.

Тупей (фр.) – старинная мужская прическа: собранный на затылок пучок волос.

Учитель. Алёша тоже включился в работу, но вот горе: на обед решили приготовить блюдо из курицы, его любимой Чернушки. И Алёша спасает курочку от неминуемой гибели.

Вопрос. 1. Расскажите, как это произошло?

2. Как это характеризует мальчика?

Словарь. Империал – это целое состояние.

Ответ. Алёша добрый, благородный.

Учитель. Как назвал его автор?

Учитель. Назовите синонимы к этому слову.

Ответ. Заступник, освободитель, спаситель.

Учитель. Какой же великолепный обед устроил учитель. А Алёше это неинтересно. Ему показалось, что курочка звала его человеческим голосом: «Алёша, Алёша!» (Слайд № 5)

Да это была Чернушка, она повела Алёшу в Подземное царство. (Слайд № 6)

Но они туда не попали, так как Алёша нарушил запреты.

Вопрос. Какие запреты нарушил Алёша?

Ответ. Не трогай ничего

Учитель. Алёша с трудом дождался ночи и снова отправился в путь с Черной курочкой.

Рассказ о пути Алёши в Подземное царство по иллюстрациям: «Опять спустились они с лестницы…»

Вопрос. Какое условие ставит Чернушка? (Слайд № 7).

Ответ. Быть скромным, не хвастливым (т.е. хранить тайну),

Чтение по ролям. Много чудес увидел Алёша, он даже принял участие в охоте… (Слайд № 8)

Сценка. А каково же было удивление, когда мальчик предстал перед королём… (Слайд № 9)

Учитель. Заманчиво, неправда ли? Заслужил ли Алёша награду?

Вопрос. О чём забыл Алёша, когда излагал свою просьбу?

Ответ. Только те знания, что добываются трудом, остаются в голове, только они на пользу. Учитель. Какое условие ставить король?

Вопрос. Каким был Алёша до получения зернышка, и каким стал после? (Чтение записи в тетради.)

Вывод. Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, присваивает то, что ему не принадлежит.

Вопрос. Что же случилось с Алёшей, когда он потерял волшебное семечко?

Эпиграф. Действительно, «не для того вам дан ум…» (Слайд № 10)

Учитель. Чернушка дает зёрнышко снова, но просит Алёшу об одном: не быть неблагодарным. Алёша нарушил клятву, всё рассказал. Но был наказан 3 раза. Как же был наказан Алёша?

Слушание фрагмента сказки о последней встрече Алёши с Чернушкой.

Вопрос. Почему пострадал именно министр Черная курица?

Ответ. Всегда страдает тот, кто любит.

Вопрос. Но Алёшу курочка не обвиняет, только просит о чём?

Ответ. Снова быть прежним, добрым, трудолюбивым.

Учитель. Почему Чернушка говорит, что пороки входят в дверь, а выходят в окно?

Ответ. Очень трудно избавиться от пороков.

Вывод. Это только на первый взгляд заманчиво иметь волшебное семечко, освобождающее от труда. На самом же деле, как показывает Погорельский, только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные качества. (Вы же говорили, каким был Алёша.

Алёша переболел злом, попавшим в его душу; переболев, стал душевно здоровым. Назовите лишнее слово, которое теперь не относится к Алёше: честность, трудолюбие, бахвальство, доброта.

Это слово не войдёт в Кодекс чести: (Слайд №11)

Дополните, пожалуйста, этот кодекс.

Учащиеся дополняют пункта Кодекса чести.

Учитель. Как известно в пословицах содержится мудрость народа. Какие из записанных пословиц могли войти в Кодекс чести. (Слайд № 12)

Враньё не введёт в добро.

Сам погибай, а друга вручай.

Дал слово – сдержи его.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Учитель. Качества, которые формируют в Алёше выпавшие на его долю испытания, необходимы каждому из нас.

Сказка прочитана, немного грустно оттого, что министр Чёрная курица, подземные жители пострадали, но я знаю: вы написали продолжение сказки.

Слушаем продолжение сказки, написанные учащимися.

Домашнее задание. О чём я хотела бы спросить писателя. (Записать в читательский дневник).

Как составить план к сказке “Черная курица или подземные жители”?

plan povesti chernaja kurica ili podzemnye zhiteli pogorelskogo cebf0a2

Как составить план к сказке “Черная курица или подземные жители”?

Если требуется более подробный план, то каждый из пунктов можно разбить еще на несколько подпунктов. Но главное – это прочитать сказку и выделить в ней для себя то quot;зернышкоquot;, вынести для себя урок.

План к сказке quot;Черная курица или подземные жителиquot; можно составить такой:

Составить план по этой сказке можно следующим образом

Как видите ничего сложного в этом деле нет

А сказка между прочим действительно интересная)

quot;Черная курица или подземные жителиquot; – это замечательная поучительная сказка А. Погорельского. Рекомендую ее для чтения не только детям, но и взрослым, которым еще не посчастливилось прочитать эту книгу. Она учит только доброму и хорошему.

Как можно составить план к этой сказке:

Чем больше пунктов по тексту, тем легче пересказывать, однако очень большие тексты не разбивают на маленькие абзацы, важна сюжетная линия, а характерные черты персонажей анализируем по мере прочтения. Можно разбивать на подпункты.

Самые большие абзацы, которые требуют обязательной разбивки по подпунктам номера 3 и 4. Нужно выписать характеристики персонажей и уточнить описание подземного города.

В каждом пункте отмечаем главную сюжетную линию дополнительными подпунктами, помогающими уточнить поведение персонажей.

Для пересказа надо знать имена главных героев, что случилось и чем закончилось.

Сказку А. Погорельского quot; Черная крица, или Подземные жителиquot; по школьной программе изучают в 5 классе. Произведение большое по объему для пятиклассника, поэтому для того, чтобы облегчить пересказ, нужно составить небольшой план.

Алешиного поведения.7.Фатальные последствия потери зернышка, уход подземных обитателей.8.Преодоление себя Алешей.

На самом деле, эта сказка Погорельского, не так проста, как кажется на первый взгляд. Каждый читатель извлекает для себя свое quot;знрнышко…)

Сказка Антония Погорельского quot;Черная курицаquot; довольно объемное произведении и пересказывать его подробно и во всех деталях затруднительно, поэтому ограничимся более общим планом:

Сказка quot;Черная курица или подземные жителиquot; А. Погорельского очень тяжела для восприятию. Поэтому план к этой сказке лучше составить подробный.

В первом пункте мы знакомимся с главным героем сказки – Алешей.

Главное – понять основную суть сказки

Чтобы составить план для пересказа нужно обязательно выделить основные характерные моменты из всего произведения и придумать к ним поясняющие заголовки, с помощью которых впоследствии будет нетрудно вести пересказ, иначе ребнок может запутаться или что-то забыть, а такие краткие заголовки для него будут хорошей подсказкой. Вот приблизительно такой план можно предложить для пересказа:

Источник

Добавить комментарий