Черные свечи зажигания как исправить

Полное сгорание всего, что попадает в цилиндры, возможно лишь в идеальных условиях работающего в стационарном режиме исправного двигателя.

Всё остальное в разной степени формирует несгоревший остаток, который с удовольствие отлагается на окружающем металле, а особенно – на керамическом изоляторе центрального электрода.

Дополняют картину остатки вообще не сгоревшего бензина. Когда между цветом и конкретными нарушениями существует прямая связь, то имея некоторый опыт можно определить суть проблемы.

Виды нагара
Виды нагара

Разновидности нагара

Чистая, но поработавшая свеча имеет светлый, немного кремовый цвет изолятора.

Нагар же отличается оттенками или вообще полностью закрывает всю выступающую в цилиндр часть детали:

  • чёрный цвет даёт свободный углерод, всем известный как сажа, образоваться он может из бензина или масла, но при этом структура будет различаться;
  • светлые наслоения образует многократно попавшее на изолятор и успевшее обгореть масло;
  • ярко белый цвет имеет перегретая и пострадавшая от детонации свеча;
  • красные оттенки говорят о искусственно заряженном присадками бензине.

Иногда нагарообразование носит комплексный характер, по долго работавшей на неисправном двигателе детали трудно что-то понять. Но если свечу недавно чистили или меняли, то в первую очередь на ней будут следы от главной проблемы.

Причины появления отложений на свечах

Возможны две основные причины – аномальное горение и попадание масла.

К аномальностям относятся в том числе и процессы, происходящие по вине самого прибора.

Прогар клапана

Прогоревший клапан оказывает слабое влияние на состояние изолятора. Скорее можно судить о причинах потери компрессии.

Прогар клапана
Прогар клапана

Если это произошло внизу, то есть проблемы с поршнем и кольцами, то масло неминуемо пойдёт в камеру сгорания, и по электродам это сразу можно увидеть.

А вот в случае прогара клапана компрессия исчезнет или уменьшится, а свеча останется чистой и сухой.

Несоответствие по калильному числу

Свечи подразделяются на горячие и холодные. Первые быстро нагреваются, входят в режим самоочистки и, если всё нормально, то так дальше и работают, ничем не загрязняясь.

Ненормально – это когда они слишком горячие для данного мотора. Изолятор и электроды перегреваются.

Наступает риск калильного зажигания, то есть топливо воспламеняется слишком рано, ещё до появления искры.

Состояние теплых и холодных свечей
Состояние теплых и холодных свечей

Начинается детонационное горение, свеча перегревается и разрушается. А от детонации вместе с ней выходят из строя поршневые перегородки, а то и днище поршня. Если вовремя остановить мотор, то можно заметить ярко-белый цвет перегретого изолятора.

Позднее зажигание

При позднем зажигании смесь не успевает полностью сгореть, а электроды не прогреваются. Появляется всё тот же чёрный налёт от бензиновой копоти. Мотор не развивает мощности и плохо запускается.

Черные свечи
Черные свечи

Богатая топливовоздушная смесь

Состав смеси должен быть строго определён в соотношении, определённом конструкцией двигателя.

Сейчас уже мало где моторы работают с теоретической стехиометрией. Но они рассчитаны на эти режимы, что учтено в калильном числе свечей. Слишком богатая смесь горит медленно, симптомы те же, что и при позднем зажигании.

Забитый воздушный фильтр

Сопротивление воздушному потоку со стороны фильтра теоретически не должно влиять на состав смеси, поскольку система управления регулируется по конкретному количеству имеющегося воздуха.

Но косвенно забитый фильтр всё же влияет, причём именно так, как это интуитивно кажется, то есть смесь обогащается. С последствиями в виде закопчённых свечей.

Нагар
Нагар

Проблемы с системой зажигания

Если искра недостаточно мощная, или поступает с перебоями, то на свече накапливаются несгоревшие продукты. Это даст жирный бархатистый нагар чёрного цвета

От предыдущих случаев этот отличается гораздо большей скоростью загрязнения и короткой жизнью изолятора до полного отказа. Углерод в виде сажи прекрасно проводит электричество, искра не будет образовываться, весь заряд безопасно стечёт на массу. После чего свечу ещё больше забросает бензином.

Избыточное давление в топливной рампе

Давление в рампе не контролируется устройством управления впрыском. Подразумевается, что оно в норме, а небольшие отклонения будут парированы топливной коррекцией по сигналам кислородного датчика, но не всегда.

Белый налет
Белый налет

В некоторых режимах его показания игнорируются, а сам диапазон коррекции сильно ограничен. Результат – выбрасывание ошибки по богатой смеси и чёрные, закопчённые свечи.

Плохая самоочистка

Самоочистка напрямую связна с калильным числом и режимом работы двигателя. Если даже деталь подобрана верно, то при коротких поездках на непрогретом моторе она не успеет нагреться для выхода на самоочистку. А такие циклы обычно повторяются, что увеличивает нарастание нагара.

Состояние свечей зажигания
Состояние свечей зажигания

Причём уже не очень радикально чёрного цвета, поскольку холодный двигатель под нагрузкой добавляет к саже и масло из картера. Свеча будет выглядеть просто грязной, вплоть до зарастания зазора полностью.

Потеря компрессии

Всё зависит от того, почему именно потеряна компрессия. Соответственно, появится либо масляный нагар либо топливный.

При плохой компрессии поведение аналогично случаю поездок на холодном двигателе.

Неподходящий бензин

Самые страшные случаи для приборов зажигания – это наличие в топливе серосодержащих присадок повышения октанового числа или просто использование низкооктанового бензина.

  1. В первом случае изолятор покроется красным нагаром.
  2. Во втором скорее всего изолятор разрушится от постоянной детонации.
  3. Третий случай встречается редко, он наступает, когда бензин по свойствам больше похож на сырую нефть, но мотор на нём ещё работает.

Чёрный, масляный нагар вырастет на электродах очень быстро, и мотор остановится.

Дефекты

Дефектные детали приводят к нарушениям воспламенения. Поэтому симптомы те же, что и при проблемах с системой зажигания. Именно поэтому часто рекомендуется не чистить отказавшую свечу, насколько бы умело это ни делалось, а сразу менять на новую.

Иначе диагност сам себя заведёт в тупик. Они это знают, и все эксперименты проводят с новым комплектом. Вернуть на место очищенный старый никогда не поздно.

Как удалить черный нагар со свечей зажигания читай в этой статье по ссылке AUTOvogdenie

Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.

Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.

Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.

КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ

Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси. При этом нельзя делать выводы о состоянии мотора, выкрутив свечи зажигания через 10-20 или более тысяч километров. Диагностика проводится исключительно на «свежих» свечах, но при этом они должны пройти обкатку в 150-200 километров.

Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:

Установить новые свечи;
Проехать на них 150-200 километров;
Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.
Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.

ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя. Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.

Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.

МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР

Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:

Износ маслосъемных колпачков на поршне;
Износ поршневых колец на клапане;
Износ направляющих втулок клапана.
Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы. При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.

СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ

Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:

Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.

Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца. Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.

БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ

Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.

ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения. Также белый нагар с «глянцевым» отблеском может появляться по следующим причинам:

В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.
Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.

СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР

Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.

okeydrive.ru/krasnyj-bely…r-na-svechax-zazhiganiya/

Свечи, от искры которых поджигается топливо или смесь его паров с воздухом – расходный материал и сравнительно быстро приходят в негодность. Они засоряются, покрываются нагаром, темнеют. Черные свечи зажигания – результат естественного процесса, но одновременно повод для беспокойства, особенно, если чернота покрывает их неравномерно. Налет красного цвета указывает на перенасыщенность присадками. 

Чтобы не пропустить серьезный сбой в топливной системе, нужно регулярно проверять свечи и посещать СТО – пренебрежение может привести к необходимости покупать новые запчасти и даже к капитальному ремонту двигателя.

Причины возникновения нагара

Причина черных свечей зажигания может быть разной. Здесь нужно внимательно смотреть на то, как изменилось поведение автомобиля, ухудшился ли запуск двигателя или появился дым. Наслоение копоти происходит из-за множества факторов, среди которых:

  • Неподходящее калильное число. Если верхушка свечи черная, а корпус практически чистый – оно слишком велико. На слишком низкое указывает почернение в форме неправильного конуса.
  • Разрушенный ротор трамблера или его крышка;
  • Упавшее давление в цилиндре. На него чаще всего указывают черные сухие свечи зажигания, многослойный нарост “бархатной” сажи на корпусе.
  • Разгерметизированный игольчатый топливный клапан с запорной иглой в карбюраторе;
  • Переобогащенная горючая смесь. На первый взгляд это кажется безобидным. Но вскоре за нагаром начнет сбоить мотор, особенно вхолостую, зажигание ускорится износ узлов;
  • Некорректно выставленный угол зажигания;
  • Рваная изоляция на проводке;
  • Отказ топливного регулятора;
  • Прогар клапанов или неотрегулированные тепловые зазоры у их привода;
  • Забитый воздушный фильтр;
  • Позднее зажигание;
  • Изношенный или разгерметизированный экономайзер. Он указывает на слишком большой объем горючего, которое поступает в мотор даже в обычном режиме.

Иногда на корпусах свечей появляются “мокрые” сажевые наслоения. Они указывают на серьезные комплексные сбои в топливной системе и при их появлении нужно сразу ехать в СТО на диагностику.

image.psd.jpg

“Мокрая” сажа

Масляный налёт появляется из-за масла, попадающего в камеру сгорания и сопровождается:

  1. Синеватым или серым дымом из выхлопной трубы;
  2. Троением мотора;
  3. Ухудшением запуска;
  4. Неровными оборотами, рывками.

При появлении хотя бы одного такого признака, нужно ехать в СТО. Чем раньше, тем лучше: на начальной стадии ситуацию выправит раскоксовка, чем дальше, тем выше вероятность, что вопрос стоит уже о замене топливного насоса, а то и капремонте двигателя.

Если появился налет, оставлять его без внимания в любом случае нельзя. Копоть на корпусах может быть лишь сопутствующим явлением в цепочке серьёзных неисправностей, которые стоит перепоручить профессионалам. Нужно осмотреть свечи, при необходимости заменить их и пройти диагностику автомобиля в автосервисе. Хуже всего систематический перегрев. Свечи отказывают полностью и чистить их бесполезно, остаётся только полностью менять, вместе с другими составляющими топливной системы.

Что делать, когда появился черный налет

Покрытые налётом свечи карбюраторного ДВС чистят механическим способом или с помощью химических составов, меняют. После этого можно перейти непосредственно к последовательной проверке, которая поможет понять, почему появился чёрный нагар на свечах зажигания:

  • Компрессии в цилиндрах;
  • Настройки карбюратора;
  • Жиклеров;
  • Уровня топлива в камере карбюратора.

В инжекторных моторах проверяют все форсунки, заменяют фильтр воздуха. Проверяют также топливные карты, их настройки и калибровки, особенно если автомобиль проходил чип-тюнинг.

Если почернела только одна свеча, можно поменять её местами с соседней и через некоторое время проверить. Если вторая, вставшая на место первой, тоже почернела, это указывает на сбои или даже скорую замену цилиндра.

БестВей

Если вы тоже столкнулись с почерневшими или покрасневшими свечами зажигания, приезжайте к нам. Мы быстро выявим причину и полностью устраним её:

  • Проверим машину на 3d стенде и согласуем ремонт;
  • Заменим выработанные расходники новыми с нашего склада лицензированных запчастей;
  • Устраним неисправности, вернув состояние автомобиля к заводскому, насколько это возможно, в том числе – в сжатые сроки. Наши расценки на 40% ниже дилерских;
  • Сохраним гарантию автопроизводителя.

Итоговая стоимость зависит от масштаба работ и количества закупленных деталей. Даже при ограниченном бюджете нам практически всегда удаётся прийти к компромиссному варианту – вы уедете на исправном и безопасном автомобиле. На все работы и услуги гарантия до 1 года.

В первую очередь стоит начать с того, что свежи зажигания функционируют для воспламенения топливовоздушной смеси. Данных механизм работает в запредельных и интенсивных нагрузках при весьма тяжёлых условиях, которые предусматривают воздействия различных химико-биологических факторов, таких как большая температура искры зажигания, а также при сгорании топливной жидкости.

Причины появления нагара

Нормальный срок эксплуатации свечей зажигания 50 тыс. км. По преодолению такого рубежа их необходимо заменить. Это нормальный результат, его избежать нельзя. Интересный факт, вы можете отлично ухаживать за машиной, но появлению налета не избежать. Нормальный цвет для них – серый. Легкие изменения – не страшны, если электроды не имеют видимых повреждений. Если на новых свечах появился налет, тогда нужно искать причины.

Причины образования нагара – почему это происходит?

Свечи зажигания в двигателе внутреннего сгорания выполняют функцию своевременного воспламенения топливно-воздушной смеси. С их помощью создается искра, которая и воспламеняет топливо. Ввиду конструктивных особенностей, нижняя часть свечей всегда находится непосредственно в камере сгорания двигателя, из-за чего они испытывают огромные температурные нагрузки, подвержены постоянно высокому давлению и различным химическим процессам.

Поэтому с течением времени в нижней части свечи, на изоляторе или электродах образуется нагар, могут также появляться различные отложения, потемнения. На исправном моторе, на котором установлены качественные свечи, нагар, как правило, имеет серый оттенок. Он покрывает их равномерным, сухим и небольшим слоем. Такая ситуация абсолютно нормальна, особенно если свечи уже «пробежали» больше 50 тысяч километров.

При имеющихся проблемах с двигателем и сопутствующими системами цвет свечей может меняться, на нем начинает образовываться нехарактерный сухой или пятнистый налет красного, белого или черного цвета. Если, выкрутив свечи на двигателе своего автомобиля, вы обнаружили такой нагар, следует провести диагностику двигателя, проверить УОЗ (угол опережения зажигания), выставленные зазоры и другие возможные причины появления налета, о которых подробнее расскажем далее.

Какой цвет считается нормальным?

О работоспособности бензинового силового агрегата свидетельствуют свечные электроды, окрашенные светло-коричневым оттенком, без масляного нагара и сажи. Подобная картина наблюдается в абсолютно новых двигателях и моторах, прошедших стадию капитального ремонта.

Если цвет рабочей части отличается от указанного, желательно произвести дальнейшую диагностику и выявить причину неполадок. Причем далеко не всегда виновником оказывается сам двигатель. Какие существуют варианты окраса искровых электродов:

  • светло-серый или белый;
  • черный;
  • кирпичный либо откровенно красный оттенок.

Помимо всяких расцветок, юбка свечи покрывается разнообразными отложениями – сажей, коричневым нагаром или могут просто выглядеть мокрыми. Указанные явления тоже считаются признаками различных неисправностей. Предлагается рассмотреть подробнее каждую ситуацию.

Виды нагара на свечах зажигания

Итак, автомобиль проехал некоторое расстояние (15-20 км), и если после выкручивания свечек обнаружено, что на электродах светло-коричневый, «кирпичный» (цвет красного кирпича), то с двигателем все в порядке – системы функционируют нормально, процессы в камерах сгорания не нарушены.

Но такой оттенок бывает далеко не всегда. Часто после выкручивания обнаруживается, что свечи имеют следующий окрас:

  • Черный;
  • Белый;
  • Красный.

Помимо нагара разных цветов на электродах можно обнаружить следы:

  1. Бензина;
  2. Масла;
  3. Зольного налета;
  4. Эрозии.

И каждое несоответствие нормы имеет свои причины. Поэтому простой осмотр свечек и может помочь в определении неисправности или нарушения работы систем и механизмов, причем еще на раннем этапе и устранить их до появления серьезных проблем.

Причины образования налетов и копоти на свечах

Черный нагар и причины его появления

Как уже отмечено, черный нагар является следствием подачи обогащенной смеси. Но если до выхода силовой установки на оптимальный температурный режим такое соотношение компонентов смеси является нормальным, то обнаружение бархатистых черных отложений на электродах после длительной поездки указывает на появление проблем в работе системы питания. Произойти это может из-за:

  • неправильной регулировки карбюратора;
  • сбоя в ЭБУ инжекторного мотора;
  • неисправностей датчиков (в результате чего блок управления начинает работать в аварийном режиме);
  • сильного засорения воздушного фильтра.

Таблица, в которой показано, какие бывают нагары на свечах и причины их появления

Белый налет на свечах зажигания

Белый налет на  электродах свечей зажигания обеспечивает сильно обедненная смесь. Такое смесеобразование тоже является неправильным, и оно может впоследствии привести к очень серьезным проблемам. Из-за этого происходит нарушение процесса горения, сопровождающееся выделением повышенного тепла. А это приводит к перегреву камеры сгорания, вероятности оплавления электродов и кромок клапанов.

Видео: Свечи зажигания азбука для неопытных и самодиагностика

В карбюраторном двигателе обеднение смеси часто происходит из-за подсоса воздуха в системе питания, в инжекторном же такой нагар дает все тот же сбой в работе ЭБУ. Дополнительно причиной белого цвета свечек может стать некачественный бензин. Такой нагар дают и проблемы в системе зажигания, точнее – несоответствие угла опережения зажигания.

Электроды красного цвета

Нагар красного цвета на свечах – явление не очень частое, и причина его появления кроется в бензине. «Не чистые на руку» поставщики топлива для повышения октанового числа добавляют в бензин присадки на основе металлических соединений (чаще всего – свинца). В процессе сгорания в цилиндрах эти присадки окисляются и оседают в виде нагара красного цвета. При этом происходит нарушение искрообразования свечек, из-за чего появляются перебои в работе силовой установки.

Эти присадки также оказывают негативное воздействие и на другие составные элементы, поэтому при обнаружении такого нагара недостаточно сменить бензин, желательно провести более глубокую диагностику состояния силовой установки с применением специализированного диагностического оборудования.

Белый налет на свечах зажигания

Многие автолюбители при диагностике свечей ожидают увидеть черный смолистый нагар, сажу или еще, что страшнее, однако в 20%!случаев нагар может быть белым. Белый налет на свечах зажигания свидетельствует о проблемах с качеством топлива и в значительном уменьшении топлива в смеси для сгорания, если белый налет немного шероховат на прикосновение, при глянцевом виде налета – причины в частом перегреве мотора. В первом случае проблемы почти не существует, стоит только почистить свечу и установить обратно, не мешало бы еще поменять заправку и бензин на качественный, во втором случае чисткой не обойтись. Основными причинами перегрева могут быть:

  • При условии, что свечка не подходит под данный тип двигателя;
  • Впускной трубопровод разгерметизирован, из-за чего воздух чаще забирается извне;
  • Проблемы с системой охлаждения, чаще из-за несвоевременной замены охлаждающего элемента;
  • Проблемы в работе радиатора;
  • Плохая калибровка зажигания.

Довольно часто случается, что на поверхности имеется не белый налет, а слегка желтоватый, что характерно для проблем с повышением температуры в камере сгорания при работе мотора на максимуме оборотов. Для предотвращения перегрева следует переключаться передачи ранее, чем мотор дойдет до 4 000- 5 000 оборотов в минуту.

О чем говорят разные цвета нагара на свечах зажигания?

Перед поездкой не поленитесь проверить свечи. Но не следует после прогрева машины глушить ее и вытаскивать их на проверку, это сомнительный способ. Прогретый двигатель сильно обогащается горючей смесью, и он быстро запускается. На них образуется маслянистый налет, но он исчезает при прохождении определенного расстояния. Осматривайте их после того, как проедете свыше 200 км. Если взять это за правило, то можно избежать поломками и вовремя устранить первые проявления проблемы. Запомните, что нормальный цвет – это светло-коричневый. Не должно быть следов масла или нагара. Если цвет отличается, то имеет место проблема и ее причину необходимо выяснить.

Каким образом вы можете проверить свечи зажигания?

Согласитесь, что большинство из нас проверяет свечи при возникновении первых причин их неполадок. Естественно это не правильный ход владельца следящего за работой своего транспортного средства.

Проверку состояния свечей зажигания осуществляйте каждые 5-8 километров.

Как устранить налёт белый налёт?

Чистка свечей зажигания

Одним из самых популярных методов устранения белого налёта на свечах зажигания — это чистка вручную. Но обратите внимания, что в домашних условиях риск повредить изоляционные покрытия мотора очень высок. Стоит добавить, что на повреждённых изоляторах, белый налёт оседает чаще чем на целых и невредимых. Также не чистите свечи твёрдыми и острыми материалами. Лучше всего подойдёт специальные щётки либо ленты с длинными и тонкими соединительными проволоками.

Цвет нагара – о чем говорит и что делать?

Присмотритесь внимательно к свечам зажигания. Их цвет поможет вам понять многое… Например, вы сможете выявить проблемные места автомобиля. Не достаточно только заменить проблемный элемент, смотрите глубже, ищите причину. Если ее не исправить новая свеча очень быстро придет в негодность. Проблему нужно рубить на корень. Первым делом необходимо разобраться с системой зажигания. А следующий шаг – рассмотреть свечи. Определите, какой цвет имеет образовавшийся налет. Выделяют:

  • черный
  • красный
  • белый

Каждый из них свидетельствует о наличии той или иной проблемы.

Черный нагар

Такой вид нагара возникает при наличии ряда причин. Выделяют два подвида:

  • Сухой;
  • Маслянистый.

Черный и сухой нагар на свечу зажигания подается чересчур обогащенная смесь. Этому могло предшествовать:

  • Неправильная работа карбюратора;
  • Засорение воздушного фильтра;
  • Большое давление в топливном рампе;
  • Маленькая энергия искры;
  • Слабая компрессия.

При появлении маслянистого нагара – проверьте, чтобы масло не попадало в горючую смесь. Часто причина банальна – износ маслосъемных поршневых колец. Также может повлиять повреждение колпачков клапанов.

Белый налет

Такой цвет появляется из-за целого ряда причин. Белый налет на свечах зажигания может иметь несколько оттенков. Слегка пепельный появляется, когда двигатель работает на низкокачественном бензине. Чтобы побороть проблему – снимите их, протрите и они снова пригодны к использованию. Ну, и следить за качеством бензина. А вот появление блестящего нагара, эрозии на контактных электродах – признак использования перегретых свечей. Это случается из-за не обогащенной горючей смеси, произведение раннего зажигания, неработоспособности системы охлаждения. Перегрев для свечей зажигания очень опасен, ведь он приводит к появлению трещин и разного рода повреждений. Чаще всего такая ситуация требует замены.

Красный и коричневый нагар

Что касается нагара красного (иногда его называют и коричневым) цвета, то его появление сигнализирует о наличии в топливе ненужных составляющих. Также возможен вариант, что в масло введено слишком много присадок. Такой цвет, как красный кирпич, может появиться и в том случае, если двигатель длительное время работал на этилированном бензине. Поверхность изолятора укрывается коричневым токопроводящим налетом, который нарушает нормальное образование искр.

Устранить проблему достаточно просто – очистить систему.

Свеча зажигания не дает искру, если нагар перекрывает зазор между электродами. Это стандартная ситуация для автомобилей, в которых мотор длительное время подвергается высоким нагрузкам. Чтобы решить проблему – замените свечи.

Черный нагар – о чем он говорит?

Черный нагар, чаще вкупе с маслянистыми пятнами, встречается довольно часто как на карбюраторных, так и на инжекторных типах мотора. Он свидетельствует об имеющихся проблемах в системе зажигания и двигателя в зависимости от типа, однако точно определить причину его появления можно после детального осмотра различных частей системы.

Кроме того, нагар черного цвета на карбюраторном моторе будет отличаться от нагара инжекторного двигателя, при этом если слой на изоляторе равномерный, сухой, цвет ближе к серо-коричневому, то, возможно, причин для паники нет, и двигатель работает в штатном режиме, а свечи постепенно вырабатывают свой ресурс.

Появление маслянистых пятен на резьбе или электродах – первый признак попадания масла в камеру сгорания. Как правило, при этом из выхлопной трубы идет более густой дым с синеватым оттенком. Это может происходить из-за:

  • износа сальников клапанов или направляющих втулок;
  • износа или проседания клапанных поршневых колец.

Если масло в избытке поступает в камеру сгорания, проблема кроется в деталях цилиндропоршневой группы. Возможно, снижена подвижность поршневых колец, или произошло их залегание, или необходимо заменить сальники и направляющие втулки. В любом случае черные свечи говорят о необходимости комплексной диагностики двигателя, чтобы определить конкретную причину появления избыточного масла.

Если маслянистых пятен нет, а на свечах образуется характерный черный нагар «бархатистого» типа, то, скорее всего, в камеру сгорания попадает большее количество бензина, чем необходимо, что можно также определить по увеличенному расходу топлива.

В таком случае причин появления нежелательного налета может быть несколько:

  • неправильная работа свечей, им не хватает мощности для выработки нужной искры;
  • нарушена компрессия в цилиндрах;
  • проблемы в настройках карбюратора (для подобных типов двигателя);
  • засорен воздушный фильтр;
  • изношены детали цилиндропоршневой группы.

При обнаружении такого налета свечи в первую очередь нужно почистить от нагара или заменить. Далее рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах, провести настройку карбюратора, проверить уровень топлива в карбюраторной камере, жиклеры. На инжекторном двигателе нужно провести диагностику форсунок, заменить воздушный фильтр и проверить настройки и калибровки топливных карт, особенно если двигатель подвергался чип-тюнингу.

Светлые электроды

Белые или светло-серые свечи зажигания во всех цилиндрах – признак обеднения топливовоздушной смеси, которую подает инжектор либо карбюратор. Причем юбка, площадка возле электродов и резьбовая часть абсолютно сухая, без следов масла.

Почему подается бедная горючая смесь:

  • лямбда – зонд неправильно информирует блок управления о количестве кислорода в выхлопных газах, причина– износ датчика;
  • неисправные либо засоренные форсунки;
  • некорректные настройки карбюратора или забитые топливные жиклеры;
  • недостаточное давление в топливной рампе инжектора;
  • проблемы с регулятором холостого хода;
  • подсос воздуха под коллектором либо в другом месте;
  • неудачный чип-тюнинг контроллера, сделанный хозяином автомобиля.

Обедненная смесь не представляет особой опасности для работающего двигателя, зато приносит дискомфорт водителю. Машина медленно разгоняется, плохо «тянет» и дергается – налицо недостаток горючего. Как ни странно, явление вызывает повышенный расход бензина – автолюбитель, желающий добиться лучших показателей динамики, сильнее и чаще нажимает педаль акселератора.

Примечание. Зачастую светлый оттенок рабочих электродов объясняется видом применяемого топлива. Если автомобиль эксплуатируется на метане либо сжиженном газе (пропан-бутановой смеси), такой окрас считается нормальным.

Следы технических жидкостей на свечах зажигания

Следы бензина – результат неработающей или функционирующей с перебоями свечки. При этом в цилиндре искра не возникает и топливо просто не сгорает, а вылетает в трубу, а также оседает на элементах, установленных в камере сгорания, включая и свечку.

Сильно заметные следы масла на электродах свечей является результатом попадания в камеры сгорания чрезмерного количества смазочного материала. Происходит это в случае сильного износа цилиндропоршневой группы или же маслосъемных колпачков и направляющих клапанов. Из-за этого в камеру сгорания проникает масло в недопустимых количествах.

Желтый налет на свече зажигания

Желтый налет на свече зажигания может быть следствием проблем с недостаточным количеством топлива в смеси для сжигания, пожелтение изолятора указывает на то, что топливо сильно обогащено свинцом, в этом случае лучше сменить топливо, масло мотора, промыть топливную систему и установить новые свечи.

Чистка свечей – используем проверенные методы

Своевременная чистка свечей зажигания позволяет продлить их ресурс и стабилизировать работу системы зажигания и двигателя в целом. Для очистки нагара можно использовать несколько способов. Самый простой и удобный – чистка в домашних условиях с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или металлической, капроновой или даже зубной щетки. Аккуратно, с помощью щетки очистите загрязненную поверхность, после чего проведите шлифовку мелкой наждачкой. Самое главное – стараться глубоко не поцарапать поверхность и не нарушить установленный зазор между электродами, поэтому не используйте для очищения грубые предметы (отвертки, шило).

Второй способ смыть образовавшийся нагар – использовать доступную бытовую химию и различные моющие составы. Обезжирьте загрязненную поверхность, затем опустите свечи в раствор с моющим средством и подержите их несколько часов, для этих целей хорошо подходит ацетон, уксус, бытовая химия. Для очищения желтоватого или красного налета можно использовать даже такие доступные средства, как Кола или Спрайт. В их составе есть ортофосфорная кислота, которая и способствует легкому очищению. При использовании ацетата аммония или другого кислотного раствора необходимо сначала прокалить свечи и нагреть их до большой температуры, а затем резко опустить в раствор с кислотой на несколько минут.

Качественную чистку свечей можно также провести в специализированных автосервисах. Как правило, они предлагают очищение специальным ультразвуком или пескоструем.

На чтение 11 мин Просмотров 26.5к. Опубликовано 14 октября, 2021

Все автовладельцы, которые хоть раз открывали капот не только и умеют проводить ТО, знакомы с черным нагаром на свечах зажигания. Это неприятное зрелище, но насколько оно опасно и можно ли устранить своими силами, чтобы не навредить мотору?

О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания

В старых автомобилях была нормальной практика прокалки свечей зажигания. Что она означала? Пользователь выкручивал их и прокаливал на огне горелкой для выжигания образовавшегося налета из углеводородов. Достаточно было подержать несколько минут, а затем дать остыть и очистить механическим путем, не нарушая зазора и целостности деталей. Это было нормально, но разве такие признаки могут быть нормальными для современного автомобиля? Цвет свечей зажигания на самом деле имеет большое значение и опытному водителю со стажем  скажет о наличии дефектов.  Черный нагар разных оттенков опытному мастеру может указывать на следующие признаки:

  • плохое качество горюче-смазочных материалов;
  • плохое прилегание колец к стенкам цилиндра;
  • низкое качество или износ самих свечей зажигания.

Новичок вред ли поймет и сможет отличить разницу, но то, что она мокрая или сухая, увидит каждый. Что же это означает, это отдельный вопрос, потому что причин может быть несколько. Белый нагар также не несет ничего хорошего и имеет свои причины.

Разновидности нагара

Да, действительно, черный нагар на свечах зажигания значит многое. Особенно это касается отечественных автомобилей ВАЗ 2109, 2114 и прочих марок. Чтобы разобраться с последствиями, необходимо изучить все состояния свечей зажигания, в котором они пребывают в двигателе. Итак, свеча бывает со следующими признаками:

  • Полностью сухая и нет следов нагара – такое состояние говорит об отсутствии каких-либо проблем с ДВС или они были совсем недавно вкручены и не выработали срок для определения состояния.
  • Мокрая – неполадки с карбюратором, который льет в цилиндр чрезмерное количество топлива.
  • Сухой рыхлый – длительная работа на обогащенной топливом смеси, неполное выведение из цилиндров отработанных газов.
  • Масляный черный – цвету нагара соответствует своя проблема. Но важно учитывать не только цвет, но и структуру. Масло вообще никак не должно проникать в цилиндры.

Каждое состояние свечи говорит о многом. Это касается абсолютно всех автомобилей, просто в старых выражено яркой по причине срока службы. Старые свечи необходимо своевременно заменять.

Свечи зажигания с черным нагаром

Черный нагар на свечах зажигания причины

На вашем автомобиле одна черная свеча зажигания или их закидывает копотью и маслом все? Не медлите, потому что в двигателе автомобиля нарастает проблема, которая может стать причиной более серьезной поломки. Цветовое состояние этой запчасти говорит о многом, поэтому рекомендуется обратиться к опытным профессионалам в сервис. К сожаленью, есть немало причин, из-за который возникает нагар на свечах. Рассмотрим их поподробнее с указанием более точных признаков дефекта.

Если свеча чернеет быстро, буквально за несколько поездок, то  стоит бить тревогу. В двигателе развивается проблема, которая может стать критичной. Нагар может появляться как по причине поломки в силовом агрегате, в частности, износ поршневой пары, неправильная настройка угла зажигания, некорректная работа топливной системы и многое другое. Важно не перепутать, потому что чернеть свеча может совершенно по разным причинам и неверное направление при ремонте может стать причиной дополнительных проблем. Лечить черный нагар нужно грамотно. Рассматривая исключительно поломки в двигателе, то причины могут быть следующими:

  • прогар клапана;
  • несоответствие по калильному числу;
  • неправильный угол зажигания;
  • сильно обогащенная топливная смесь;
  • засоренный воздушный фильтр;
  • повышенное давление в топливной рампе;
  • низкая компрессия;
  • недостаточная самоочистка;
  • несоответствие качества топлива;
  • дефекты в самой свече.

Черные свечи зажигания. Причина — прогар клапана

Каждый цилиндр двигателя оборудован впускными и выпускными клапанами. В процессе работы внутри создается огромная температура, соизмеримая с температурой плавления металла. Это приводит к возникновению сопутствующих проблем. Например, возникает прогар клапана.  Свечи зажигания покрываются черным налетом из-за прогара клапанов, но почему он возникает, собственно говоря? Чтобы устранить проблему, необходимо капнуть глубже и узнать, почему свеча на инжекторе почернела, и почему произошел прогар клапана? В такой ситуации проводится диагностика, и опытный мастер определяет одну из следующих первопричин:

  • клапаны пережаты;
  • имеет место износ направляющей втулки;
  • поврежден стержень клапанов.

Также закопченные свечи зажигания могут быть по причине работы на сильно обедненной смеси. В особенности такой дефект проявляется на машинах, на которых смонтировано газобаллонное оборудование. Конкретная причина выясняется при детальной разборке и диагностике.

Маслянистый нагар на свечах

Свечи зажигания — черный нагар из-за несоответствия по калильному числу

Свеча не является идеальным изделием, которое имело бы одинаковые характеристики. Производители изготавливают их разными, и одной из характеристик является калильное число. Оно отражает промежуток времени, за который свеча полностью переходит на калильное зажигание, то есть для поджига топлива искра уже практически не нужна. Оно воспламеняется за счет нагретых до раскаленного состояния свечей. Соответственно, чем больше этот временной интервал, тем дольше нужно на нее воздействовать, чтобы прокалить докрасна. Если на вашем автомобиле установлены свечи с малым калильным числом, то они прогреются быстро и нарушится режим работы ДВС. Когда водитель заметит эту проблему? Не сразу, потому что на малой мощности мотор работает нормально. При увеличении скорости и росте температуры мощность падает, а топливо расходуется впустую.

Почему чернеют свечи зажигания при позднем зажигании

Чтобы определить позднее зажигание, как основную причину почернения свече, необходимо наблюдать за ними. На них постепенно будет образовываться, и усиливаться черный налет. Позднее зажигание будет способствовать нарушению работы ДВС. Это будет не только видно на свечах, но также будет ощущаться на слух. Мотор начинает слегка вибрировать, так как газы внутри цилиндра не успевают выходить наружу и ударяются в выпускной клапан. Зажигание должно быть настроено так, чтобы топливо успевало поджигаться, сгорать с высвобождением нужной энергии и выталкиваться наружу через клапан. Для этого используется датчик холла и установлен сложный блок управления. Работа системы впрыска и поджига синхронизируется для обеспечения наибольшей эффективности.

Богатая топливовоздушная смесь

Двигатель современного автомобиля имеет очень тонкие настройки. В нем должны быть идеально настроены все процессы, чтобы на валу обеспечивалась максимальная мощность на протяжении всего рабочего цикла. Это касается и степени обогащения топлива кислородом. Оптимальным соотношением кислорода и топлива является 15:1, то есть, используется 15 объемов воздуха и только 1 – бензина. Если эта концентрация изменяется, количество топлива увеличивается, то смесь становится богатой. При ее сгорании в цилиндре образуется больше нагара и копоти, поэтому свечи черные. Увеличенное количество продуктов сгорания не успевают покидать объем и не догорают полностью, оседая на стенках деталей.

Забитый воздушный фильтр

Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания требуется много кислорода. Как было сказано ранее, нужно только 1/15 часть объема топлива для получения оптимального соотношения. Нарушить этот баланс можно двумя способами: дать больше положенного топлива или впустить в мотор меньше воздуха. Вторая более вероятна, так как воздушный фильтр как раз и становится единственной преградой на пути воздушного потока.  Черный нагар образуется в результате нарушения цикла сгорания топлива, и  формируется из недогоревших продуктов в виде сажи.

Свечи зажигания

Проблемы с системой зажигания

ДВС следует рассматривать как швейцарские часы. Все процессы должны быть идеально настроены, чтобы на нем можно было получить максимальную мощность и выносливость под нагрузками. Базовая или первичная настройка времени поджига топливной смеси в цилиндрах выполняется заводом производителем авто. При работе это происходит автоматически, за счет системы датчиков и отлаженных специалистами алгоритмов. Например, слишком позднее зажигание вполне может стать причиной образования черного налета, так как все топливо не успевает сгореть, а в живом виде вылетает в выпускной коллектор.

Избыточное давление в топливной рампе

Топливная рампа является регулятором давления потока горючей жидкости, которая затем направляется к форсункам для впрыскивания. От него напрямую зависит эффективность работы ДВС и состояние его деталей. РДП дозировано подает топливо к распылителям, но настройки устройства могут изменяться. Делается это для обеспечения максимальной мощности силового агрегата. Предел регулирования небольшой, так как малейшие изменения уже приводят к существенному изменению рабочего цикла. Одновременно с образованием нагара на свечах, также проявляется неустойчивая работа двигателя, увеличивает расход топлива, медленная реакция на педаль газа, отсутствие разгона.

На свечах черный нагар вследствие плохой самоочистки

Почему свеча черная при потере компрессии

Еще одной причиной образования черного налета на свечах зажигания является низкая или недостаточная компрессия. Этот дефект проявляется сразу несколькими признаками:

  1. Снижение мощности, потому что цилиндр не герметичен и давление стравливается в полость, а не идет на вращение поршня.
  2. На свечах образуется масляный налет и черная копоть, потому что при сгорании масла выделяется много продуктов, которые и оседают на стенках.
  3. Ухудшение качества выхлопа и машина начинает «коптить» в прямом смысле слова.

Свечи зажигания

Почему свеча зажигания черная из-за неподходящего бензина

Бензин бензину рознь. Этот вид топлива бывает разный в зависимости от исходного качества нефти. Но в результате возгонки он должен полностью соответствовать стандартам. Поэтому существует две основные причины снижения его качества: нарушение технологии производства и разбавление уже после возгонки. Чем больше октановое число, тем лучше и при более высокой температуре сгорает бензин. При его разбавлении эффективность снижается, но возрастает количество продуктов сгорания, которые остаются на стенках в виде сажи.

Почему на мотоблоке черная свеча

Существует техника, на которой свечи зажигания черные и это считается нормальным состоянием. Конечно, не совсем правильно, но зато решается масса других задач. Жертвуя сроком службы поршневой и свечей, производители упростили конструкцию. Как известно, в малом двигателе нет системы охлаждения и смазки. Она подается в цилиндр вместе с топливом, что и делает агрегаты более мобильными и компактным. Чтобы мотоблоки работали нормально, нужно периодически очищать свечи от налета.

Дефекты свечей

Что делать если появился черный налет

Наличие черного налета на свечах зажигания не является нормальным состоянием детали. Он обязательно связан с какой-либо проблемой в ДВС, топливной системе или зажигании. Необходимо оперативно реагировать, чтобы проблема не стала более серьезной. Первым делом нужно выяснить, почему чернеют свечи, и устранить первопричину. Если запчасть еще нормальная, то произвести ее чистку от нагара. Можно использовать специальные средства или применить дедовский проверенный метод – прокалку горелкой.

Как удалить черный нагар с элементов зажигания

Если образовался черный налет на свечах и в цилиндре, то удалить его не так-то и легко. Все-таки существует несколько способов: химический и механический. Оба обладают своими плюсами и минусами. Рассмотрим поподробнее каждый.

Механический способ очистки

Этот метод заключается в промывке в бензине от масла, если оно имеется. Затем свеча просушивается и при помощи наждачной бумаги вычищается весь нагар. Важно следить за величиной зазора между электродами, чтобы его не нарушить. От этого будет зависеть эффективность поджига топливной смеси. Следует быть аккуратным, так как можно отломать центральный электрод.

Химический метод очистки

Добавить комментарий