Читаемость в библиотеке формула как найти

Определение, цели и задачи библиотечной статистики

Учет статистических данных в библиотеках осуществляется на основе ГОСТ Р 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления». Под библиотечной статистикой в государственном стандарте понимается вид практической деятельности по сбору, группировке и обработке первичных статистических данных, характеризующих состояние и деятельность библиотеки, группы библиотек, отдельных направлений библиотечной работы.

Целями библиотечной статистики заявлены:

  1. статистический учет результатов библиотечной деятельности;
  2. мониторинг результатов работы для принятия управленческих решений;
  3. создание базы планирования деятельности библиотек и отчетности по их работе;
  4. обоснование запросов на финансирование и иную поддержку развития библиотек.

Задачами являются:

  1. разработка системы числовых показателей, методов учета работы библиотек и её оценки, методов расчета этих показателей;
  2. организация наблюдения и контроля библиотечной деятельности с целью выявления проблем;
  3. анализ поступивших данных и прогнозирование развития ситуативного и организационного.

Статистика позволяет выявлять типичное, характерное, закономерное. В зависимости от вида изучаемых данных выделяются следующие разделы библиотечной статистики:

  1. статистика библиотечной сети;
  2. статистика обслуживания читателей и пользователей;
  3. статистика библиотечных фондов;
  4. кадровая библиотечная статистика.

Единицы измерения для каждого раздела статистики перечислены в упомянутом стандарте.

Показатели библиотечной статистики

Показателями библиотечной статистики называются количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности, выраженные в абсолютных, средних и относительных величинах.

К абсолютным величинам относятся: число читателей, книговыдач, посещений, мероприятий, библиографических справок и т. д. за определенный период времени.

Средние величины содержат общую или сводную характеристику нескольких однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость — это показатель, характеризующий использование ресурсов библиотеки и нагрузку сотрудников. Чтобы узнать этот показатель, необходимо число посещений за год разделить на число рабочих дней в году.

Величины относительные — это отношение одной величины к другой. Величину, с которой сравнивают, принято называть базой сравнения. Относительные показатели бывают трех видов: динамики, структуры и интенсивности. Таким образом, относительные показатели отражают:

— динамику (численности читателей, книговыдачи, библиотечного фонда и др.);

— структуру (библиотечного фонда, книговыдачи);

— интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).

Формулы основных относительных показателей библиотечной работы

Наибольшую трудность при подготовке статистических отчетов вызывают формулы для определения основных показателей.

Читаемость (Ч), или интенсивность чтения, — среднее число книг, выданных одному читателю за год. Исчисляется путем деления количества книг, выданных за год (Вг), на число читателей, зарегистрированных за год (А):

Ч = Вг : А

Посещаемостью (Пос) называют активность посещения библиотеки — это среднее количество посещений, приходящихся на одного читателя в год. Этот показатель, как и следует из названия, отражает активность посещения библиотеки читателями. Показатель находится путем деления числа посещений за год (Пг) на число зарегистрированных читателей (А):

Пос = Пг : А

Обращаемость (Об), или степень использования фонда. Это среднее число книговыдач на единицу фонда. Показатель может свидетельствовать о соответствии книжного фонда интересам читателей и об эффективности библиотеки. Для нахождения показателя необходимо количество книговыдач за год (Вг) разделить на количество книг, содержащихся в фонде.

Об = Вг : Ф.

Книгообеспеченность (К) — это количество экземпляров учебной литературы по определенной дисциплине, приходящееся на одного студента. Чем выше экземплярность учебной литературы, тем более высокий показатель книгообеспеченности имеет библиотека. Для определения коэффициента книгообеспеченности необходимо:

  1. посчитать количество книг в фонде библиотеки по определённой дисциплине, список таких книг берется из рабочей программы (РПД) данной дисциплины;
  2. разделить это количество на число обучающихся по данной дисциплине;

К = Ф : Обуч.

Несмотря на то, что в последних стандартах коэффициент книгообеспеченности утратил свое ведущее значение при оценке деятельности библиотеки, в вузовской документации этот показатель сохранился и по-прежнему используется.

 Новая форма 6-НК с рекомендациями

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.10.2014 г. № 1367-ст)

    • Показатели библиотечной статистики 
    • Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы 
    • Дополнительные показатели 
    • Экономические показатели работы библиотеки 
    • Методические рекомендации по учету в соответствии с требованиями ГОСТа- 2014
    • Библиография

        Показатели библиотечной статистики – это количественные характе­ристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельно­сти и выражаются они в абсолютных, средних и относительных величинах. 

        Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посеще­ний, мероприятий массовой работы, библиографических справок и т.д. за определенный период времени. Все эти сведения берут из форм опе­ративного учета.

Абсолютные или количественные показатели характеризуют
объем отдельных видов работы, т.е. определяют, сколько единиц в абсолютном
выражении планируется выполнить. Например, сколько читателей будет записано и
обслужено в библиотеке, сколько массовых мероприятий проведет библиотека,
сколько экземпляров и названий новой литературы должно поступить в фонд
библиотеки, и т.д. 

Абсолютные или количественные показатели, такие как: объем
фонда, число читателей, количество книговыдач, посещений отражаются в
статистической части плана и отчета.

        Средние величины — это общая или сводная характеристика несколь­ких или многих однородных величин.

Например, средняя дневная посещаемость (Пд): среднее количество посещений в день рассчитывается путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д):

Пд = Пг:Д 

Данный показатель характеризует использование абонемента (читаль­ного зала), нагрузку библиотекаря. Он нужен для изучения реальной про­пускной способности абонемента и читального зала, а также при проек­тировании новых помещений.

        Относительные величины — это отношение одной величины к другой.

Относительные показатели могут отражать следующее:

        — динамику (численности читателей, книговыдачи, библиотечното фонда и др.);

        — структуру (библиотечного фонда, книговыдачи);

        — интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух раз­личных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).

Показатели динамики и структуры полезно изображать также графически. Для этого используются столбиковые, линейные и секторные диаграммы.

Относительные или качественные показатели – это обобщающие показатели. Среди наиболее часто используемых: читаемость (отношение книговыдачи к числу читателей), обращаемость фонда (отношение книговыдачи к объему фонда), посещаемость (отношение количества посещений к числу читателей), документообеспеченносгь (отношение объема фонда к числу читателей).

Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы 

      Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год. Исчисляется путем деления количества книг выданных за год  на число читателей зарегистрированных. За год:

кол-во книг выданных за год

 на число читателей б-ки:

Ч = В : А

Средний показатель читаемости в  библиотеке: 17—22.

        Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки. 

Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся, на одного читателя в год. Исчисляется путем деления числа посещений за год на число за­регистрированных читателей:

общее кол-во посещений

на число читателей:

Пос = П : А 

Показатель характеризует активность посещения библиотеки читате­лями.

Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 11 месяцев умножить на 2 (посещения) = 22.

        Обращаемость (Об) – степень использования фонда. 

Это среднее число книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, значащихся на конец года (Ф):

кол-во книговыдач

делим на 

кол-во книг

:

Об = В : Ф

Средний показатель обращаемости – 3—1,4

Показатель обращаемости характеризует степень использования книж­ного фонда. По данному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и об уровне работы библиотеки по пропаганде кни­ги, информационных документов. 

      Обновляемость БФ – это изменение состава и содержания фонда в результате пополнения новыми источниками и исключения неактуальных для читателя, непрофильных, многоэкземплярных.Показателем обновляемости является средняя величина. Она рассчитывается так: объём поступлений за анализируемый период делится на объём фонда на конец исследуемого периода и умножается на 100 %. Формула будет выглядеть следующим образом:

Н = П/Фк х 100 %, П – объём поступлений, Ф – объём фонда на конец анализируемого периода, Н– обновляемость

        Книгообеспеченность  (Документообеспеченность) (К) – достаточность книжного фонда. 

Это сред­нее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного чи­тателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в биб­лиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А): число книг  делим на число читателей:

Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность.

Следует помнить, что показатель книгообеспеченности обратно про­порционален показателю обращаемости: чем выше один из них, тем ниже другой. Следовательно, очень высокая книгообеспеченность так же не­желательна, как и низкая обращаемость.

Книгообеспеченность в 8-10-12 книг вполне реальна и оправданна. 

Рассмотрим
более подробно качественные показатели.

     Оптимальная документообеспеченность  филиала – до 15 документов на
пользователя.
Высокая документообеспеченность (больше 25 зкз.) говорит о
недостаточной работе по очистке фонда от устаревшей, ветхой, дублетной
литературы.

     Практика работы показывает, что библиотека сможет более
эффективно работать, если достигнет следующих показателей: В процентном
соотношении фонд библиотеки (по рекомендации ИФЛА) должен соответствовать
следующим нормам: 10% изданий последних 2-х лет, 30-40% изданий последних 5-ти
лет, 5% от общего фонда изданий текущего года, и примерно 40% изданий,
составляющих художественную цен
ность.

Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношение между поступлением новой литературы и
списанием устаревшей или изношенной. Оптимальный показатель 5%. По рекомендации
ИФЛА в центральной городской библиотеке в год на 1 читателя должно
приходиться 
0,35 новых книг.

     Высокие читаемость,
обращаемость и документообеспеченность 
доказывают
достаточно эффективное использование фонда. 

     Низкая  читаемость    и    обращаемость
при    высокой  документообеспеченности   определяет тот факт, что состав фонда не соответствует
потребностям читателей, реклама фонда не ведётся на должном уровне.

     Низкая
обращаемость при высокой документообеспеченности  
и читаемости показывает, что фонд перенасыщен изданиями и имеет
значительную хронологическую глубину.

 Темп роста любого показателя рассчитывается по формуле = текущий год   делим на сравниваемый год и умножаем на 100. А темп прироста = от 100% отнимаем полученный темп роста.   

Тп=(Пип/Пбп)*100%

Здесь Тп – темп прироста,

Пбп – показатель базисного периода,

Пип – показатель исследуемого периода.

                                                                                                   Наверх

Дополнительные показатели 

        Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

        Можно посчитать процент охвата (По) учащихся (детей) библиотеч­ным обслуживанием, который исчисляется путем деления числа зареги­стрированных читателей (А) на число Читателей (Ч):

По = А : Ч х 100. 

В массовых библиотеках охват в 70—80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений — 100 % вполне реальная цифра.

        Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом: 

        сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый. 

Например:

        фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

        книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

        Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

Экономические показатели работы библиотеки

        Экономические показатели – это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы 


Показатель нагрузки библиотекаря
(Н) исчисляется в двух вариантах:

        — путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б): 

Н = А:Б

        — путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):

Н = В: Б. 

        Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год (Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):

Са = Р : А


        Показатель расходов на одно посещение
(Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П): 

Сп = Р : П


        Показатель расходов на одну книговыдачу
(Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Св = Р : В

Показатели времени

        Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

  • со штатом 1-2 человека – не менее 5 часов в день; 
  • со штатом 3 человека – не менее 6 часов в день; 
  • со штатом 4 человека – не менее 8 часов в день; 
  • читальный зал с 2 работниками – около 10 часов в день. 

        Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бачалдин Б.Н. Без права на необъективность: Анализ документов-одна из главных форм методического труда / Б.Н. Бачалдин // Библиоте­ка в школе. – 2002. – № 23. -С 21.

2. Библиотека и закон: справочник. Вып. 12 /отв. ред.-сост. О.Р. Бо­родин. – М„ 2002. – [С. 302-310].

3. Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие /под общ. ред. В.К. Клюева, И.М.Сусловой. – М, 2001. – [С.185-187].

4. Дворкина М.Я. Единицы учета обслуживания пользователей биб­лиотек и органов НТИ в ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная стати­стика» /М.Я. Дворкина // Библиотечное дело: XXI век. — 2002. – № 3. — С. 64.

5. Ермакова Т. Статистика от «лукавого»? / Т.Ермакова // Библиоте­ка. – 2000. -№ 12. -С. 4.

6. Зуева Е.С. Королевство кривых зеркал, или Школьная библиотека в зеркале статистики / Е.М.Зуева // Школьная библиотека. — 2002. — №5.-С. 25-31.

7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. — М., 1973. — 70 с.

8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь – 1991. – № 6л С. 27-30; № 12. – С. 2-5.

9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой — М., 1985. – 192 с.

10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. — М., 1985.-302 с.

11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14. Суслова И.М. Библиотечная статистика — современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. — М.,1996. – 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. – 2000. – № 2. – С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. – М., 2000. – [С. 177-190].

17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы – М.,1993. —74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. – 2004. — № 2. – С. 14—22.

19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. – М.,1980. – [С.97 – 131].

20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. – 1999. – № 9. – С. 17—20.

05 May 2017

Фундаментом аналитической работы являются статистические данные, которые раскрывают работу в динамике, объективно. Представленные в документах библиотеки учреждения образования цифры свидетельствуют о том, чего достигли или планируют достичь библиотеки; подсказывают, что надо доделать, на чем сосредоточиться.

 Контрольные показатели подразделяют на абсолютные (число читателей, книговыдач и т.д.) и относительные, позволяющие судить о качестве работы (посещаемости, читаемости, обращаемости фонда, книгообеспеченности).

 Чтобы планировать реальные цифры, необходимо пользоваться относительными показателями при исчислении абсолютных.

 1. Читаемость / интенсивность чтения /

Показатель читаемости – это отношение книговыдачи к числу пользователей библиотеки:

 Ч=В:А, где

Ч – читаемость;

В – книговыдача;

А – число пользователей.       (норма 17-22)

 2. Посещаемость /активность посещения библиотеки/

Посещаемость – это   среднее   число   посещений   библиотеки,    приходящееся   на   одного пользователя:

Пос.=П:А. где

Пос- посещаемость;

П- общее количество посещений за год;

А-число пользователей.                  (норма 18)

 3. Обращаемость /степень использования / фонда

Обращаемость – это отношение книговыдачи к объёму библиотечного фонда:

Об=В:Ф, где

Об – обращаемость фонда;

В – книговыдача;

Ф – объём фонда.                             (норма 1,7 – 2)

 4. Книгообеспеченность / достаточность книжного фонда /

Кногообеспеченность – это среднее число книг, приходящихся  на одного пользователя

библиотеки:

К=Ф:А, где

К – книгообеспеченность;

Ф – объём фонда;

А – число читателей.

 

Садова 21491

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Добавить комментарий