Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.
Казалось бы, название этой морфемы — окончание — говорит само за себя. Мол, оно стоит в конце слова, сразу за суффиксом, а значит, и найти его будет проще простого! Но не дайте себя обмануть: окончание бывает «невидимым», а иногда и вовсе появляется не только в конце, но и в середине слова. 😱 А потому важно как следует изучить эту тему, чтобы не запутаться при морфемном разборе.
В этой статье мы расскажем, что такое окончание, для чего оно служит и как выделяется. А еще разберём разные виды окончаний и научим быстро находить эту морфему в слове. Не забудьте закрепить новое на заданиях для самопроверки — они ждут в конце статьи.
Что такое окончание
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая помогает образовывать формы этого слова и служит для связи слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.
Обычно окончание стоит в конце слова, после корня или суффикса. Однако бывают и другие варианты. Их мы разберём чуть позже. В морфемном разборе окончание принято выделять квадратной рамкой.
В русском языке окончание выражает грамматическое значение слова. Например, в имени существительном эта морфема указывает на падеж и число. Давайте рассмотрим на примере, как именно это происходит:
-
(что?) земля — И. п., ед. ч.,
-
(чем?) землями — Т. п., мн. ч.
Для имени прилагательного окончание отражает падеж, число и род. Это тоже можно проследить на примере:
-
(какая?) прекрасная — И. п., ед. ч., ж. р.,
-
(какому?) прекрасному — Д. п., ед. ч., м. р.,
-
(каких?) прекрасных — Р. п., мн. ч.
Для глаголов окончание тоже важно, т. к. оно указывает на лицо и число в будущем и настоящем времени, а также на род и число — в прошедшем:
-
бегу — 1-е лицо, ед. ч,.
-
бежали — мн. ч.
-
бежала — ед. ч, ж. р.
Проверьте себя
Прочитайте слова и укажите те грамматические признаки, которые возможно определить для этой части речи по окончанию: уплыл, победная, библиотеку, заходили, поеду, рубашкой, увлекательного.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Пятерка по русскому у тебя в кармане!
Все правила по русскому языку под рукой
Как определить окончание в слове
Самый верный способ определить окончание — изменить форму слова. Если вам нужно найти эту морфему в существительном, прилагательном или числительном, попробуйте поставить их в другую падежную форму. Та часть, которая при этом поменяется, и будет окончанием:
-
квадрат — квадрата — квадратом
-
весенний — весеннего — весенним
-
первый — первого — первым
Если же вам нужно определить окончание глагола, измените его лицо, род или число. И снова та часть слова, которая поменяется, будет окончанием:
-
пришёл — пришли — пришла
Проверьте себя
Прочитайте слова и найдите в них окончания, а также другие морфемы — приставку, суффикс и корень: уехали, тридцатая, ромбовидных, удаляешь, окончание, мягких, помогаю, достопримечательностями.
Какие бывают виды окончаний в слове
Теперь предлагаем разобраться, какие в русском языке существуют виды окончаний и как их можно отличить друг от друга. В этой статье мы познакомимся с тремя видами: падежными, нулевыми и двойными. Давайте рассмотрим каждый из них с примерами.
Падежные окончания
Падежные окончания — это такие окончания, которые появляются в частях речи, изменяемых по падежам.
Это относится к именами существительным, прилагательным, местоимениям, причастиям и числительным — только у них могут быть разные падежные формы.
Начнём с существительных: посмотрим в таблице ниже, как будет меняться слово, если изменить его падеж. Обратите внимание: окончание, которое будет появляться в его падежных формах, зависит от склонения существительного.
Таблица падежных окончаний существительных | |||
---|---|---|---|
Падежи | Вопрос | Какие бывают окончания | Как изменяются окончания |
Именительный падеж |
кто? что? |
1-е склонение: -а, -я. 2-е склонение: -о, -е, □. 3-е склонение: □ |
птица, ноябрь, гавань |
Родительный падеж |
кого? чего? |
1-е склонение: -ы, -и. 2-е склонение: -а, -я. 3-е склонение: -и |
птицы, ноября, гавани |
Дательный падеж |
кому? чему? |
1-е склонение: -е. 2-е склонение: -у, -ю. 3-е склонение: -и |
птице, ноябрю, гавани |
Винительный падеж |
кого? что? |
1-е склонение: -у, -ю 2-е склонение: -о, -е, -а, -я, □. 3-е склонение: □ |
птицу, ноябрь, гавань |
Творительный падеж |
кем? чем? |
1-е склонение: -ой, -ей. 2-е склонение: -ом, -ем, -ём. 3-е склонение: -ю |
птицей, ноябрем, гаванью |
Предложный падеж |
о ком? о чём? |
1-е склонение: -е. 2-е склонение: -е. 3-е склонение: -и |
о птице, о ноябре, о гавани |
Похожим образом в русском языке изменяются и падежные окончания других частей речи, например, порядковых числительных и прилагательных. Чтобы определить их падеж и узнать окончание, достаточно задать к ним вопрос от существительного, с которым они связаны:
-
Зверь (какой?) дикий,
-
Урок (какой?) пятый.
Узнать, какой вопрос соответствует тому или иному падежу, можно в таблице ниже. Там же мы собрали все окончания числительных и глаголов для каждого падежа и разбили их по родам. Пользуйтесь ею, чтобы быстро определять падеж этих частей речи.
Падежные окончания прилагательных и числительных | |||
---|---|---|---|
Падеж | Вопросы | Какие бывают окончания | Пример |
Именительный падеж |
какой? какая? какое? |
М. р.: -ий, -ый; Ж. р.: -ая, -яя; Ср. р.: -ое, -ее |
Дикий, пятый; Дикая, пятая; Дикое, пятое; |
Родительный падеж |
какого? какой? какого? |
М. р.: -его, -ого Ж. р.: -ей, -ой; Ср. р.: -его, -ого |
Дикого, пятого; Дикой, пятой; Дикого, пятого; |
Дательный падеж |
какому? какой? какому? |
М. р.: -ему, -ому; Ж. р.: -ей, -ой; Ср. р.: -ему, -ому |
Дикому, пятому; Дикой, пятой; Дикому, пятому; |
Винительный падеж |
какого? какую? какого? |
М. р.: -его, -ого; Ж. р.: -ую; -юю; Ср. р.: -его, ого |
Дикого, пятого; Дикую, пятую; Дикого, пятого; |
Творительный падеж |
каким? какой? каким? |
М. р.: -им, -ым; Ж. р.: -ей, -ой; Ср. р.: -им, -ым |
Диким, пятым; Дикой, пятой; Диким, пятым; |
Предложный падеж |
о каком? о какой? о каком? |
М. р.: -ем, -ом; Ж. р.: -ей; -ой; Ср. р.: -ем, -ом |
Диком, пятом; Дикой, пятой; Диком, пятом; |
Нулевые окончания
Нулевым называют окончание, которое не выражено материально, т. е. не обозначено графически.
Это то самое «невидимое» окончание, о котором мы говорили в начале статьи. Определить его в слове можно точно так же, как и во всех остальных случаях. А именно — изменить слово. Для примера возьмём существительное помощь и попробуем поменять его падеж, а после посмотрим, как проявится окончание.
-
И. п. — (кто? что?) — помощь,
-
Р. п. — (кого? чего?) — помощь,
-
Д. п. — (кому? чему?) — помощи,
-
В. п. — (кого? что?) — помощь,
-
Т. п. — (кем? чем?) — помощью,
-
П. п. — (о ком? о чём?) — о помощи.
На этом примере видно, что в дательном и предложном падеже у слова помощь появилось окончание и, а в творительном — ю. А т. к. мягкий знак — это часть корня, следовательно, во всех остальных падежах у этого слова нулевое окончание.
Двойные окончания
В русском языке существуют сложные слова, которые образованы сложением двух основ. У некоторых из них окончания могут стоять и в конце, после суффикса, и в середине слова. Как правило, это имена существительные или числительные:
-
кресло-качалка,
-
четыреста,
-
плащ-палатка,
-
диван-кровать и т. д.
Такие случаи могут немного усложнить задачу, когда нужно найти окончание в слове. Но если разобраться, всё не так уж сложно. Определить двойное окончание в сложном слове, как и в остальных случаях, помогут другие его падежные формы. Чтобы понять, как это работает, давайте возьмём слово из предыдущего примера и попробуем изменить его по падежам:
-
И. п. — (кто? что?) — кресло-качалка,
-
Р. п. — (кого? чего?) — кресла-качалки,
-
Д. п. — (кому? чему?) — креслу-качалке,
-
В. п. — (кого? что?) — кресло-качалку,
-
Т. п. — (кем? чем?) — креслом-качалкой,
-
П. п. — (о ком? о чём?) — о кресле-качалке.
На этом примере видно, какие именно части слова меняются в середине и в конце. Выходит, что это и есть его окончания.
Важно помнить, что одним из двух окончаний таких сложных слов может быть и нулевое. Оно может встречаться даже в середине слова. Определить его можно тем же способом: изменить форму:
-
И. п. — (кто? что?) — плащ-палатка,
-
Р. п. — (кого? чего?) — плаща-палатки,
-
Д. п. — (кому? чему?) — плащу-палатке,
-
В. п. — (кого? что?) — плащ-палатку,
-
Т. п. — (кем? чем?) — плащом-палаткой,
-
П. п. — (о ком? о чём?) — о плаще-палатке.
На этом примере видно, как нулевое окончание в середине слова плащ-палатка изменяется в других формах.
Проверьте себя
Прочитайте сложные слова, измените их по падежам и определите двойные окончания: сад-огород, шестьсот, триста, юбка-шорты, диван-кровать, двести.
У каких слов нет окончаний
В русском языке также есть слова, у которых вовсе нет окончаний. Это значит, что они существуют только в одной форме и не могут изменяться. Поэтому слова, в которых нет окончаний, называются неизменяемыми.
При этом важно не путать слова с нулевым окончанием и те, в которых его совсем нет. Вспомните: если изменить форму слова в первом случае, после суффикса или корня в нём всё же проявится эта морфема. А вот форму слова без окончания изменить невозможно.
Неизменяемые слова | |
---|---|
Часть речи |
Примеры |
Наречия |
быстро, весело, слева, справа |
Частицы |
ни, ли, не, лишь, разве |
Предлоги |
под, над, про, после, от |
Несклоняемые существительные |
кофе, пальто, кафе, портье, жюри, аниме |
Неизменяемые прилагательные |
бордо, индиго, хаки |
Сравнительная степень прилагательных и наречий |
дальше, ровнее, добрее |
Союзы |
или, хотя, оттого |
Междометия и звукоподражания |
ах, хи-хи-хи, мяу |
Деепричастия |
плескаясь, удаляясь, кружась |
Проверьте себя
Самое сложное — правила и теория — остались позади. Теперь давайте проверим ваши силы и узнаем, хорошо ли вы разобрались в том, какие бывают окончания.
Прочитайте слова ниже, выделите в них окончания и определите их вид: падежное, нулевое или двойное. Укажите признаки слов, на которые указывает их окончание. Определите и другие морфемы: приставку, суффикс и корень.
Робота-пылесоса, инструкцией, кофемашины, заграничных, овощ, сумка-холодильник, приборная, парашют, конных, шестисотый.
Начните заниматься с преподавателем, если чувствуете, что тему окончаний в русском языке (или любую другую) вам стоит подтянуть. Преподаватели онлайн-школы русского языка Skysmart докажут, что можно разобраться даже в самой сложной теме. Это поможет улучшить оценки и преодолеть волнение перед ВПР и экзаменами.
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:05.11.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Панекина Е.С.
Класс: 3б
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение темы прошлого урока
2.2.Игра «В три колонны становись»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Постановка проблемной ситуации
3.2.Определение темы и цели урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79
5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80
5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Упр. 149 с.82
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы контроля |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1.Приветствие -Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна. 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей –На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? – Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить – должен трудиться. |
Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы |
Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока – С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). – Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах. На доске: карточки с однокоренными словами. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. Игра «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора На доске: карточки с однокоренными словами. Запишите каждый ряд свою группу слов. Выделите корень. |
Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. гореть, горение, горелый горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
Фронтальный опрос Фронталный опрос |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. – Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? – Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) – Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? – Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. – Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Парная работа Фронтальный опрос |
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Фронтальный опрос |
||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа |
|
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Фронтальный опрос |
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _____________________________ собака – _____________________________ чёрное – _____________________________ первая – _____________________________ лестница – _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____________________________ дедушка – _____________________________ большая – _____________________________ четвёртое – _____________________________ мечтал – _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся |
Самопроверка по эталону |
|
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Фронтальный опрос |
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе. -Посчитайте у кого сколько жетончиков. -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. |
Отвечают на вопросы |
Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Воля и труд дивные всходы дают
Слайд 2
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 3
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 4
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 5
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 6
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 7
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 8
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 9
Меня увидел бурый медвежата.
Слайд 10
Меня увидел и бур ые медвежата.
Слайд 11
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
Слайд 12
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _______диван ы ______________________ собака – ______собак и ____________________ чёрное – ______черн ые __________________ первая – _______перв ые _______________ лестница – _____лестниц ы __________________
Слайд 13
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____стакан ы ______________________ дедушка – ____дедушк и _______________________ большая – ______больш ие _____________________ четвёртое – __четверт ые ________________________ мечтал – _______мечтал и ______________________
Слайд 14
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Слайд 15
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
5 613
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
«Ся» – это не окончание!
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
- Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
- Междометия (ах, ой, блин, ура).
- Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык).
- Наречия (вверх, громко, сразу, утром, весной).
- Деепричастия (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая).
- Категория состояния (холодно, тепло, одиноко, страшно).
- Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
( 5 оценок, среднее 3.8 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Окончание
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 104.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 104.
В данной статье рассмотрим, что такое окончание, какие функции оно выполняет, как найти в слове окончание и какие окончания бывают в русском языке.
Понятие
Определение в русском языке звучит так: окончание – это изменяемая часть слова (морфема), участвующая в формообразовании, носящая в себе грамматическое значение формы слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении.
Как правило, окончание располагается в конце словоформы, поэтому оно и получило название «окончание». Однако бывают слова, в которых после окончания есть и другие части слова (например, в глаголах с постфиксом -ся).
Окончание противопоставляется основе слова, куда могут входить корень, приставки и суффиксы.
Функции
Окончаниями различаются формы одного и того же слова. Окончание является формальным признаком, помогающим отличать формы одного и того же слова от новых слов. Если в слове изменилось лишь окончание, то слово осталось тем же, его лексическое значение не изменилось, изменилось лишь грамматическое значение.
Окончание выражает грамматическое значение словоформы. У именных частей речи окончания выражают род, число, падеж и склонение; у глагола – лицо, число и род.
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. Они выражают отношения между словами.
Как выделить окончание?
Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.
Какие бывают окончания?
В русском языке есть слова с материально выраженным окончанием, слова с материально не выраженным окончанием и слова, не имеющие окончания.
Термин «материально не выраженные окончания» имеет наиболее употребляемый синоним: «нулевое окончание».
Что мы узнали?
Окончание – изменяемая часть слова (морфема), участвующая в формообразовании (окончания являются формальным признаком, помогающим отличать формы одного и того же слова от новых слов), носящая в себе грамматическое значение формы слова (у именных частей речи – род, число, падеж и склонения; у глагола – лицо, число и род), служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Чаще всего окончания находятся в конце слова. Для нахождения в слове окончания нужно изменить форму слова и выделить ту часть слова, которая изменяется. В русском языке есть слова с материально выраженным окончанием, слова с материально не выраженным окончанием (по-другому: слова в нулевым окончанием) и слова, не имеющие окончания.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Будха Меркуриев
4/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 104.
А какая ваша оценка?