Что такое окончание как найти окончание

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 31

Раздел: Форма слова. Окончание

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.

Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое окончание;

Научимся:

  • находить окончание в слове;
  • приводить примеры слов с разными окончаниями;
  • различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

http://resh.edu.ru

https://nsportal.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?

Берёзы. Берёза.

Берёза. Подберёзовик.

Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.

На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.

Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.

Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.

Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

В лесу живёт (кто?) лиса.

Мальчик увидел (кого?) лису.

Лесник подкрался (к кому?) к лисе.

Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.

Окончание выделяется знаком .

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.

Лиса – лисы.

Книга – книги.

Озеро – озёра.

В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.

Например, обед, ужин

Разбор заданий

Базовый уровень

Укажите наиболее полное определение окончания.

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
  2. Окончание – это изменяемая часть слова.
  3. Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правильный ответ

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.

  1. Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
  2. Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
  3. Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.

Правильный ответ

Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.

Укажите слово с окончанием -Е.

  1. Море
  2. Книга
  3. Тетрадка
  4. Школа
  5. Пеналы

Правильный ответ

Море.

Повышенный уровень

Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.

«Вечером мы подошли …».

  1. к реке
  2. у реки
  3. о реке
  4. для реки

5. в реку

Правильный ответ

Вечером мы подошли к реке.

Укажите слова с нулевым окончанием

  1. Пена
  2. Свет
  3. Краска
  4. Зима
  5. Лето

Правильный ответ

Свет.

Казалось бы, название этой морфемы — окончание — говорит само за себя. Мол, оно стоит в конце слова, сразу за суффиксом, а значит, и найти его будет проще простого! Но не дайте себя обмануть: окончание бывает «невидимым», а иногда и вовсе появляется не только в конце, но и в середине слова. 😱 А потому важно как следует изучить эту тему, чтобы не запутаться при морфемном разборе.

В этой статье мы расскажем, что такое окончание, для чего оно служит и как выделяется. А еще разберём разные виды окончаний и научим быстро находить эту морфему в слове. Не забудьте закрепить новое на заданиях для самопроверки — они ждут в конце статьи.

Что такое окончание

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая помогает образовывать формы этого слова и служит для связи слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.

Обычно окончание стоит в конце слова, после корня или суффикса. Однако бывают и другие варианты. Их мы разберём чуть позже. В морфемном разборе окончание принято выделять квадратной рамкой.

В русском языке окончание выражает грамматическое значение слова. Например, в имени существительном эта морфема указывает на падеж и число. Давайте рассмотрим на примере, как именно это происходит:

  • (что?) земля — И. п., ед. ч.,

  • (чем?) землями — Т. п., мн. ч.

Для имени прилагательного окончание отражает падеж, число и род. Это тоже можно проследить на примере:

  • (какая?) прекрасная — И. п., ед. ч., ж. р.,

  • (какому?) прекрасному — Д. п., ед. ч., м. р.,

  • (каких?) прекрасных — Р. п., мн. ч.

Для глаголов окончание тоже важно, т. к. оно указывает на лицо и число в будущем и настоящем времени, а также на род и число — в прошедшем:

  • бегу — 1-е лицо, ед. ч,.

  • бежали — мн. ч.

  • бежала — ед. ч, ж. р.

Проверьте себя

Прочитайте слова и укажите те грамматические признаки, которые возможно определить для этой части речи по окончанию: уплыл, победная, библиотеку, заходили, поеду, рубашкой, увлекательного.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Как определить окончание в слове

Самый верный способ определить окончание — изменить форму слова. Если вам нужно найти эту морфему в существительном, прилагательном или числительном, попробуйте поставить их в другую падежную форму. Та часть, которая при этом поменяется, и будет окончанием:

  • квадрат — квадрата — квадратом

  • весенний — весеннего — весенним

  • первый — первого — первым

Если же вам нужно определить окончание глагола, измените его лицо, род или число. И снова та часть слова, которая поменяется, будет окончанием:

  • пришёл — пришли — пришла

Проверьте себя

Прочитайте слова и найдите в них окончания, а также другие морфемы — приставку, суффикс и корень: уехали, тридцатая, ромбовидных, удаляешь, окончание, мягких, помогаю, достопримечательностями.

Какие бывают виды окончаний в слове

Теперь предлагаем разобраться, какие в русском языке существуют виды окончаний и как их можно отличить друг от друга. В этой статье мы познакомимся с тремя видами: падежными, нулевыми и двойными. Давайте рассмотрим каждый из них с примерами.

Падежные окончания

Падежные окончания — это такие окончания, которые появляются в частях речи, изменяемых по падежам.

Это относится к именами существительным, прилагательным, местоимениям, причастиям и числительным — только у них могут быть разные падежные формы.

Начнём с существительных: посмотрим в таблице ниже, как будет меняться слово, если изменить его падеж. Обратите внимание: окончание, которое будет появляться в его падежных формах, зависит от склонения существительного.

Таблица падежных окончаний существительных
Падежи Вопрос Какие бывают окончания Как изменяются окончания

Именительный падеж

кто? что?

1-е склонение: -а, -я.

2-е склонение: -о, -е, □.

3-е склонение: □

птица, ноябрь, гавань

Родительный падеж

кого? чего?

1-е склонение: -ы, -и.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение:

птицы, ноября, гавани

Дательный падеж

кому? чему?

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение:

птице, ноябрю, гавани

Винительный падеж

кого? что?

1-е склонение: -у, -ю

2-е склонение: -о, -е, -а, -я, □.

3-е склонение: □

птицу, ноябрь, гавань

Творительный падеж

кем? чем?

1-е склонение: -ой, -ей.

2-е склонение: -ом, -ем, -ём.

3-е склонение:

птицей, ноябрем, гаванью

Предложный падеж

о ком? о чём?

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение:

о птице, о ноябре, о гавани

Похожим образом в русском языке изменяются и падежные окончания других частей речи, например, порядковых числительных и прилагательных. Чтобы определить их падеж и узнать окончание, достаточно задать к ним вопрос от существительного, с которым они связаны:

  • Зверь (какой?) дикий,

  • Урок (какой?) пятый.

Узнать, какой вопрос соответствует тому или иному падежу, можно в таблице ниже. Там же мы собрали все окончания числительных и глаголов для каждого падежа и разбили их по родам. Пользуйтесь ею, чтобы быстро определять падеж этих частей речи.

Падежные окончания прилагательных и числительных
Падеж Вопросы Какие бывают окончания Пример

Именительный падеж

какой? какая? какое?

М. р.: -ий, -ый;

Ж. р.: -ая, -яя;

Ср. р.: -ое, -ее

Дикий, пятый;

Дикая, пятая;

Дикое, пятое;

Родительный падеж

какого? какой? какого?

М. р.: -его, -ого

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -его, -ого

Дикого, пятого;

Дикой, пятой;

Дикого, пятого;

Дательный падеж

какому? какой? какому?

М. р.: -ему, -ому;

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -ему, -ому

Дикому, пятому;

Дикой, пятой;

Дикому, пятому;

Винительный падеж

какого? какую? какого?

М. р.: -его, -ого;

Ж. р.: -ую; -юю;

Ср. р.: -его, ого

Дикого, пятого;

Дикую, пятую;

Дикого, пятого;

Творительный падеж

каким? какой? каким?

М. р.: -им, -ым;

Ж. р.: -ей, -ой;

Ср. р.: -им, -ым

Диким, пятым;

Дикой, пятой;

Диким, пятым;

Предложный падеж

о каком? о какой? о каком?

М. р.: -ем, -ом;

Ж. р.: -ей; -ой;

Ср. р.: -ем, -ом

Диком, пятом;

Дикой, пятой;

Диком, пятом;

Нулевые окончания

Нулевым называют окончание, которое не выражено материально, т. е. не обозначено графически.

Это то самое «невидимое» окончание, о котором мы говорили в начале статьи. Определить его в слове можно точно так же, как и во всех остальных случаях. А именно — изменить слово. Для примера возьмём существительное помощь и попробуем поменять его падеж, а после посмотрим, как проявится окончание.

  • И. п. — (кто? что?) — помощь,

  • Р. п. — (кого? чего?) — помощь,

  • Д. п. — (кому? чему?) — помощи,

  • В. п. — (кого? что?) — помощь,

  • Т. п. — (кем? чем?) — помощью,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о помощи.

На этом примере видно, что в дательном и предложном падеже у слова помощь появилось окончание и, а в творительном — ю. А т. к. мягкий знак — это часть корня, следовательно, во всех остальных падежах у этого слова нулевое окончание.

Двойные окончания

В русском языке существуют сложные слова, которые образованы сложением двух основ. У некоторых из них окончания могут стоять и в конце, после суффикса, и в середине слова. Как правило, это имена существительные или числительные:

  • кресло-качалка,

  • четыреста,

  • плащ-палатка,

  • диван-кровать и т. д.

Такие случаи могут немного усложнить задачу, когда нужно найти окончание в слове. Но если разобраться, всё не так уж сложно. Определить двойное окончание в сложном слове, как и в остальных случаях, помогут другие его падежные формы. Чтобы понять, как это работает, давайте возьмём слово из предыдущего примера и попробуем изменить его по падежам:

  • И. п. — (кто? что?) — кресло-качалка,

  • Р. п. — (кого? чего?) — кресла-качалки,

  • Д. п. — (кому? чему?) — креслу-качалке,

  • В. п. — (кого? что?) — кресло-качалку,

  • Т. п. — (кем? чем?) — креслом-качалкой,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о кресле-качалке.

На этом примере видно, какие именно части слова меняются в середине и в конце. Выходит, что это и есть его окончания.

Важно помнить, что одним из двух окончаний таких сложных слов может быть и нулевое. Оно может встречаться даже в середине слова. Определить его можно тем же способом: изменить форму:

  • И. п. — (кто? что?) — плащ-палатка,

  • Р. п. — (кого? чего?) — плаща-палатки,

  • Д. п. — (кому? чему?) — плащу-палатке,

  • В. п. — (кого? что?) — плащ-палатку,

  • Т. п. — (кем? чем?) — плащом-палаткой,

  • П. п. — (о ком? о чём?) — о плаще-палатке.

На этом примере видно, как нулевое окончание в середине слова плащ-палатка изменяется в других формах.

Проверьте себя

Прочитайте сложные слова, измените их по падежам и определите двойные окончания: сад-огород, шестьсот, триста, юбка-шорты, диван-кровать, двести.

У каких слов нет окончаний

В русском языке также есть слова, у которых вовсе нет окончаний. Это значит, что они существуют только в одной форме и не могут изменяться. Поэтому слова, в которых нет окончаний, называются неизменяемыми.

При этом важно не путать слова с нулевым окончанием и те, в которых его совсем нет. Вспомните: если изменить форму слова в первом случае, после суффикса или корня в нём всё же проявится эта морфема. А вот форму слова без окончания изменить невозможно.

Неизменяемые слова

Часть речи

Примеры

Наречия

быстро, весело, слева, справа

Частицы

ни, ли, не, лишь, разве

Предлоги

под, над, про, после, от

Несклоняемые существительные

кофе, пальто, кафе, портье, жюри, аниме

Неизменяемые прилагательные

бордо, индиго, хаки

Сравнительная степень прилагательных и наречий

дальше, ровнее, добрее

Союзы

или, хотя, оттого

Междометия и звукоподражания

ах, хи-хи-хи, мяу

Деепричастия

плескаясь, удаляясь, кружась

Проверьте себя

Самое сложное — правила и теория — остались позади. Теперь давайте проверим ваши силы и узнаем, хорошо ли вы разобрались в том, какие бывают окончания.

Прочитайте слова ниже, выделите в них окончания и определите их вид: падежное, нулевое или двойное. Укажите признаки слов, на которые указывает их окончание. Определите и другие морфемы: приставку, суффикс и корень.

Робота-пылесоса, инструкцией, кофемашины, заграничных, овощ, сумка-холодильник, приборная, парашют, конных, шестисотый.

Начните заниматься с преподавателем, если чувствуете, что тему окончаний в русском языке (или любую другую) вам стоит подтянуть. Преподаватели онлайн-школы русского языка Skysmart докажут, что можно разобраться даже в самой сложной теме. Это поможет улучшить оценки и преодолеть волнение перед ВПР и экзаменами.

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Шпаргалки для родителей по русскому

Панекина Елизавета Сергеевна

Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Дата:05.11.20

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Панекина Е.С.

Класс:

Цель: 

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. научить способам нахождения окончания;
  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  2. формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47

План:

1.Этап мотивации

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение темы прошлого урока

2.2.Игра «В три колонны становись»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1.Постановка проблемной ситуации

3.2.Определение темы и цели урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником. Упр. 149 с.82        

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1.Приветствие

-Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

1.2.Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.3.Работа с пословицей

На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

 Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить – должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!

Приветствуют

Проверяют готовность

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

– С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

– Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

2.2.Игра «В три колонны становись»

-Поиграем в игру «В три колонны становись».

1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову  горе и выделяет корень в этих словах.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову  гора и выделяет корень в этих словах.

На доске: карточки с однокоренными словами.

-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.

Игра «В три колонны становись». 

1 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горелка.

2 ряд собирает слова, однокоренные слову 

горе.

3 ряд собирает слова, однокоренные слову 

гора

На доске: карточки с однокоренными словами. 

Запишите каждый ряд свою группу слов.

Выделите корень.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень  с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

гореть, горение, горелый

горевать, горемыка, горестный

горный, гористая, пригорок

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и  с одним и тем же

значением. 

Корень – это общая часть

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.

Фронтальный опрос

Фронталный опрос

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

  1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

– Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

– Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

– Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

– Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

– Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Парная работа

Фронтальный опрос

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Фронтальный опрос

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…

Физминутка

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Парная работа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Фронтальный опрос

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

диван – _____________________________

собака – _____________________________

чёрное – _____________________________

первая – _____________________________

лестница – _____________________________

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

стакан – _____________________________

дедушка – _____________________________

большая – _____________________________

четвёртое – _____________________________

мечтал – _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

   Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд  

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Фронтальный опрос

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе.

-Посчитайте у кого сколько жетончиков.

-А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным.

-Спасибо за работу до свидания.

 Отвечают на вопросы

Беседа

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воля и труд дивные всходы дают

Слайд 2

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 3

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 4

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 5

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 6

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 7

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 8

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 9

Меня увидел бурый медвежата.

Слайд 10

Меня увидел и бур ые медвежата.

Слайд 11

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.

Слайд 12

1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _______диван ы ______________________ собака – ______собак и ____________________ чёрное – ______черн ые __________________ первая – _______перв ые _______________ лестница – _____лестниц ы __________________

Слайд 13

2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____стакан ы ______________________ дедушка – ____дедушк и _______________________ большая – ______больш ие _____________________ четвёртое – __четверт ые ________________________ мечтал – _______мечтал и ______________________

Слайд 14

Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?

Слайд 15

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Как обозначаем окончание?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове

Окончание – это изменяемая часть слова.

5 613

Что такое окончание простыми словами

Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.

Например: красивый – красивая, красивое, красивые – -ый, -ая, -ое, -ые – окончания.

Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.

Как найти окончание слова

Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).

Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».

Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».

Помните про [j]

Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».

Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».

Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.

Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.

Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива

«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».

Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.

«Ся» – это не окончание!

Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.

Что такое нулевое окончание

Вот здесь ученики всегда тупят.

Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».

Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.

У каких слов нет окончания

В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.

В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.

Другие слова, у которых нет окончаний:

  1. Все служебные слова: предлоги (на, за, в, вследствие, благодаря), союзы (и, а, но, чтобы, что), частицы (не, ни, же).
  2. Междометия (ах, ой, блин, ура).
  3. Звукоподражания (гав-гав, мяу-мяу, квак-квак, курлык-курлык).
  4. Наречия (вверх, громко, сразу, утром, весной).
  5. Деепричастия (вспоминая, изучив, выпросив, спустив, открывая).
  6. Категория состояния (холодно, тепло, одиноко, страшно).
  7. Некоторые заимствованные прилагательные (хаки, беж, меланж).

Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.

Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.

( 5 оценок, среднее 3.8 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Окончание


Окончание

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 104.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 104.

В данной статье рассмотрим, что такое окончание, какие функции оно выполняет, как найти в слове окончание и какие окончания бывают в русском языке.

Понятие

Определение в русском языке звучит так: окончание – это изменяемая часть слова (морфема), участвующая в формообразовании, носящая в себе грамматическое значение формы слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

Как правило, окончание располагается в конце словоформы, поэтому оно и получило название «окончание». Однако бывают слова, в которых после окончания есть и другие части слова (например, в глаголах с постфиксом -ся).

Окончание противопоставляется основе слова, куда могут входить корень, приставки и суффиксы.

Функции

Окончаниями различаются формы одного и того же слова. Окончание является формальным признаком, помогающим отличать формы одного и того же слова от новых слов. Если в слове изменилось лишь окончание, то слово осталось тем же, его лексическое значение не изменилось, изменилось лишь грамматическое значение.

Окончание выражает грамматическое значение словоформы. У именных частей речи окончания выражают род, число, падеж и склонение; у глагола – лицо, число и род.

Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. Они выражают отношения между словами.

Как выделить окончание?

Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.

Какие бывают окончания?

В русском языке есть слова с материально выраженным окончанием, слова с материально не выраженным окончанием и слова, не имеющие окончания.

Термин «материально не выраженные окончания» имеет наиболее употребляемый синоним: «нулевое окончание».

Заключение

Что мы узнали?

Окончание – изменяемая часть слова (морфема), участвующая в формообразовании (окончания являются формальным признаком, помогающим отличать формы одного и того же слова от новых слов), носящая в себе грамматическое значение формы слова (у именных частей речи – род, число, падеж и склонения; у глагола – лицо, число и род), служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Чаще всего окончания находятся в конце слова. Для нахождения в слове окончания нужно изменить форму слова и выделить ту часть слова, которая изменяется. В русском языке есть слова с материально выраженным окончанием, слова с материально не выраженным окончанием (по-другому: слова в нулевым окончанием) и слова, не имеющие окончания.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Будха Меркуриев

    4/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 104.


А какая ваша оценка?

Добавить комментарий