Как сделать портфолио школьника, что в него входит и как его лучше вести? Подробная инструкция, примеры, шаблоны
Почти во всех образовательных учреждениях портфолио школьника вот уже несколько лет – обязательная документация. Начиная с начальной школы, портфолио создается и постепенно наполняется новыми материалами. Для того, чтобы оформить портфолио, первокласснику понадобится помощь родителей, т.к. справиться ребенку самостоятельно будет очень не просто.
На самом деле занимаясь оформлением портфолио с 2013 года, я поняла, что и для родителей это нелегкая задача – разобраться в структуре, подобрать фотографии, составить тексты, а затем все это красиво оформить, это отнимает много времени и сил.
Но если разобрать портфолио до мелочей и понять суть его содержания, то можно сделать его совместно со своим школьником. Ребенок может сам подобрать понравившиеся ему фотографии, принять участие в составлении текстов о своей семье, своем городе, своих увлечениях и так далее.
Зачем нужно школьное портфолио
Не все родители согласны с тем, что портфолио необходимо, но современная система образования предъявляет конкретные требования к данной документации и нередко просит ее предъявить при переходе из школы в школу, при поступлении в ВУЗ и во многих других ситуациях.
Но нужно понимать, что нередко портфолио выступает залогом приёма ребенка в хорошую школу — чем аккуратнее и презентабельнее будет оформлен комплект документов, тем выше будет рейтинг ученика.
Кроме того, постоянный сбор материалов для папки с документами, помогает ребенку понять, какие перед ним открываются возможности, и становится для него дополнительной мотивацией к новым достижениям в различных видах деятельности, к развитию своих способностей.
Здесь важно донести до ученика, что его портфолио — это возможность увидеть его собственные изменения и рост в течение всего периода обучения в школе. Задачей портфолио не ставится соревнование с другими детьми, а только с самим собой — он должен стремиться быть лучше сегодня, чем вчера.
Как должно выглядеть портфолио школьника?
Самый удобный способ вести портфолио — купить папку с кольцами и файлами, поместить туда все оформленные листы и в процессе учебы уже под них собирать новую информацию.
Содержание этих листов будет состоять из фотографий, рассказов, грамот и дипломов – всех материалов, отражающих знания ученика, его наклонности, навыки, умения и интересы. В процессе обучения в папку добавляется информация об успеваемости, участии в различных мероприятиях, новых достижениях, фотографии досуга и путешествий, оригиналы и фото творческих работ и многое другое.
Содержание портфолио
Кратко о стандартных разделах школьного портфолио и чем их заполнять я упоминала здесь, сейчас хочу написать обо всем этом подробнее. Примеры листов приведены из портфолио «Космос».
1. Титульный лист
На титульном листе чаще всего размещается фотография, указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, полное наименование школы и название города. В некоторых школах дополнительно просят указывать дату рождения ребенка и дату начала ведения портфолио. |
|
2. Мой мир (раздел)
Этот лист может также называться «Давайте знакомиться» или «Мой портрет». Лучше размещать на нем фотографию, как-то отражающую окружающий или внутренний мир ребенка. Например, на природе, где он любит бывать, за увлечением, которое очень нравится или просто красивую фотографию, которую он выберет сам. На этом же листе пишется девиз школьника. Например: «Я всё смогу! Я всё преодолею!», «Сквозь тернии – к звёздам!», «Гореть самому (самой) и зажигать других!», «Мой девиз — не унывать! Всё пройти и всё узнать!» или другой понравившийся вариант. Лист «Мой мир» открывает целый раздел портфолио куда входит такая информация, как сведения о ребенке, семье, увлечениях, друзьях и другое. |
|
3. Личные данные
Этот лист может также называться «Визитка» или «Обо мне». На нем указываются официальные данные — фотография, фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, домашний адрес, телефон, наименование, адрес и контакты школы. Лист необязательный, поскольку в содержании портфолио эта информация обычно раскрывается в других разделах, но в некоторых школах его требуют. |
|
4. Значение моего имени Не думаю, что содержание этого листа требует разъяснения – значение имени ребенка, его особенности. Информацию можно найти в интернете и взять из нее только то, что подходит. |
|
5. Знак зодиака Аналогично четвертому пункту значение знака зодиака можно найти в Интернете или взять из книги. |
|
6. Моя семья
На листе часто размещается общая фотография семьи или коллаж из нескольких фотографий всех членов семьи. По желанию ребенку можно рассказать о своей семье – о ее традициях, совместной деятельности и досуге. Иногда сюда достаточно подобрать подходящее стихотворение или просто перечислить всех членов семьи. Нередко данный лист заменяется на «Семейное древо» или «Мою родословную». Подбираются фотографии и составляется краткая схема родства – мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки. В расширенный вариант (редко) попадают дяди, тети, прабабушки, прадедушки. Лист может быть как с фотографиями, так и без них. |
|
7. Режим дня Лист требуют далеко не во всех школах. Заполняется расписанием мероприятий на каждый день с указанием времени и занятия. |
|
8. Мои друзья Друзьям посвящается 1-2 листа. Фотографии и рассказы о друзьях могут оформляться по-разному. Можно разместить общее фото друзей или фотографию каждого из них по отдельности. Также как и рассказ может быть общим и неконкретным (обо всех друзьях сразу) или персонально о каждом по 2-3 предложения. Второй вариант оформления обычно выглядит более интересно. |
|
9. Мой город Здесь также можно оформить всего 1 лист с красивой фотографией и кратким текстом о городе или несколько листов с подробным рассказом и фотографиями достопримечательностей города и любимых в нем для школьника мест. |
|
10. Мои увлечения Чем подробнее будет рассказ об увлечениях, тем интереснее будет наполнение этого подраздела школьного портфолио. Хорошо, если есть подходящие фотографии – их тоже предпочтительно использовать. |
|
11. Моя учёба (раздел)
Лист «Моя учёба» может отображаться как лист-разделитель с тематической картинкой, под который вкладываются остальные данные для этого раздела или на него размещается фото ученика за партой, у доски, а также текст – рассказ об учебе в школе или подходящее стихотворение. «Моя учёба» — еще один раздел портфолио, куда входят данные об успеваемости ребенка, результаты контрольных, тестов, зачетов, а также информация об учителях и любимых школьных предметах. |
|
12. Безопасный маршрут от дома до школы Здесь указывается домашний адрес и адрес школы, а также вставляется маршрут. Последний можно нарисовать от руки или сделать скриншот с Яндекс Карт и вставить на лист в графическом редакторе. |
|
13. Моя школа Полное наименование школы, фотография, год основания, контакты и ФИО директора – этого наполнения достаточно. Иногда сюда же размещается более подробная информация, по желанию – история школы, особенности, сколько в ней обучающихся и учителей. |
|
14. Моя первая учительница Фотография и ФИО первой учительницы и 2-3 предложения о ней. В портфолио для средней школы к этому листу иногда добавляется список учителей и предметов, которые они ведут. |
|
15. Мой класс Общее фото класса и подходящее стихотворение или рассказ – по желанию ребенка. Иногда дополняется листом «Список класса». |
|
16. Мои любимые школьные предметы Текст от лица учащегося – какие предметы нравятся и почему. Здесь достаточно описать 2-3 предмета, рассказать, что именно нравится на уроках и какую пользу они приносят. |
|
17. Расписание уроков Этот лист требуется не в каждой школе. Нет необходимости описывать его заполнение – это и так очевидно. |
|
18. Моя успеваемость На листе дублируются данные из табеля успеваемости. В процессе учебы аналогичные листы добавляются. Таблица успеваемости состоит из колонок: предмет, оценки по четвертям, годовая оценка. |
|
19. Моё творчество Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Под него можно расположить фотографии и оригиналы творческих работ (рисунки, поделки, стихи и рассказы собственного сочинения и др.). Этот подраздел пополняется очень часто, наряду с подразделом «Мои достижения». |
|
20. Мои впечатления Лист аналогично 19 пункту выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда входят фотографии и рассказы школьника о досуге, путешествиях, экскурсиях и других мероприятиях. Иногда дополнительно делается лист «Мои путешествия». |
|
21. Мои достижения Грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы и другие свидетельства достижений размещаются в «Моих достижениях». Можно заполнять его оригиналами или отсканировать их и оформить как дополнительные листы в стиле портфолио. |
|
22. Участие в олимпиадах и конкурсах На листе заполняется таблица, имеющая столбцы с названиями: класс, дата, предмет, место/баллы, подпись классного руководителя. К этому листу дополнительно можно добавлять материалы с фотографиями. |
|
23. Работы, которыми я горжусь Лист выглядит как разделитель с тематической картинкой. Сюда размещаются фотографии и оригиналы работ, которые учащийся считает лучшими. |
|
24. Отзывы и пожелания Лист с тематической картинкой. Под него вкладывается линованный лист, предназначенный для написания отзывов педагогами, родителями, одноклассниками. |
|
25. Содержание Может располагаться в самом начале или в самом конце папки с портфолио. |
Выше описаны основные листы, чаще всего использующиеся для оформления портфолио школьника согласно ФГОС. Однако листов в школьном портфолио может быть как меньше, так и больше. В каждой школе свои требования. В одной школе важно четко соблюдать определенную структуру портфолио и нельзя сделать и шага в сторону, в другой главным является полнота информации и индивидуальное самовыражение учеников.
И в том, и в другом случае портфолио может быть уникальным, т.к. многое зависит от оформления, наполнения и качества вложенных усилий. Вы можете приобрести один из готовых шаблонов портфолио для школьников и заполнить его самостоятельно. Небольшой мастер класс по созданию портфолио на основе шаблонов здесь.
Если нужна помощь в создании и заполнении портфолио — пишите мне на почту: tormail@bk.ru или Вконтакте (ссылки есть на страничке «Об авторе»)
Доброго времени суток всем читателям блога «Школала». Сегодня продолжаем говорить про портфолио школьника. Подготовила для вас массу полезной информации, которую уместила в одну статью. Чтобы все было в одном месте.
Постараюсь ответить на все вопросы, которые только могут возникнуть у родителей при подготовке этого странного документа для начальной школы. Готовьтесь, будет много фотографий. Давайте начинать.
Титульный лист
О том, что за зверь такой, это портфолио, и зачем оно нужно, мы говорили здесь. Повторяться не буду. Сегодня разберемся с его структурой. Посмотрим, из чего оно состоит, и что должно в него входить. И начнем с начала, начнем с титульного листа.
Итак, основные элементы титульного листа это:
- Само слово «Портфолио», чтобы всем было понятно, что это за документ.
- Имя, фамилия и отчество ребенка, для которого это портфолио и собиралось.
- Номер школы и класса, в котором учится ребенок, так как документ все-таки школьный.
- И период, за который представлены документы.
И первые вопросы возникают уже на этапе подготовки титульника.
К примеру, на титульном листе написано так (смотрите картинку ниже).
Вроде как все понятно, но только до тех пор, пока ребенок учится в 1 классе. А ведь портфолио собирается на протяжении всей его школьной жизни. Как же тогда быть с показателями, которые на картинке выше выделены красным цветом?
Написано, что мальчик в 1 А, а он уже во втором классе или в третьем или даже в четвертом. Написано, что последние документы датируются августом 2019 года, а вы уже до августа 2020 года документы дособирали?
На самом деле, здесь все просто. Титульный лист по мере необходимости просто заменяется, и в него вписываются новые нужные цифры и слова. Пример изменения титульного листа портфолио младшего школьника представлен на картинке ниже.
Получается, что титульный лист — это динамичная, то есть, изменяющаяся часть документа.
Хорошо, с первым листом разобрались, а что дальше?
А дальше собственно, начинается самое интересное. Само портфолио. Давайте разберемся с его структурой.
Структура
Оно имеет довольно простую структуру, четких установленных требований здесь нет. То есть, место для вашего личного творчества при подготовке документа имеется.
В очень упрощенной форме структура документа за период начальных классов выглядит так:
Раздел «Обо мне». На самых первых страницах рассказываем про ребенка, не цепляясь к школе.
Раздел второй — «Первый класс» посвящаем первому классу. Данный раздел делится на несколько подразделов:
- школьная жизнь;
- школьные проекты и конкурсы;
- внешкольная жизнь;
- мое творчество;
- мои награды;
- отзывы обо мне.
Третий раздел призван разъединить между собой 1 и 2 классы и посвящается летним каникулам.
Четвертый раздел — «Второй класс», он также имеет подразделы, такие же как и «Первый класс», только добавляется подраздел «Мои новости».
Пятый раздел посвящен опять же летним каникулам.
Шестой раздел — «Третий класс» со своими подразделами.
Седьмой, опять каникулы.
И восьмой раздел это завершающий «Четвертый класс» начального школьного образования, естественно тоже с подразделами.
Уф, написала. Надеюсь, понятно. Если нет, то на картинках ниже вся структура школьного портфолио представлена в виде наглядных схем.
Продолжение схемы.
Откуда я взяла данную схему, если она нигде и никем не установлена? Все просто, я сама ее придумала. Схема прошла проверку временем. Первое портфолио школьника я сделала, когда моя дочь пошла в 1 класс, а это было в 2012 году.
Кроме того, наше портфолио прошло проверку конкурсом «Ученик года», успешно пройдя свой тур и принеся в результате победу, об этом подробно я рассказывала здесь.
Сейчас я делаю портфолио на заказ и представленная выше структура никогда еще не подводила, претензий со стороны школы не возникало.
Теперь давайте подробнее рассмотрим портфолио ученика начальных классов на реальном примере, познакомимся с образцом заполнения.
Далее будут изображения, которые нужно внимательно рассмотреть, а затем прочесть мои пояснения к изображениям.
Содержание
Приступаем. Ниже картинка, на которой изображены три первые страницы портфолио.
Посмотрели изображение? А теперь мои комментарии к нему.
Лист первый — это тот самый титульник, про который мы уже говорили выше.
Второй лист — знакомство. Так и называется «Знакомьтесь! Это я!» Первая встреча с ребенком на страницах портфолио. Здесь имеется фотография, желательно взять качественное изображение, такое, на котором лицо ребенка хорошо видно. Ведь, как известно, первое впечатление имеет значение. Так же на данном листочке пишем имя и фамилию ученика.
Третий листок называется «Обо мне». Небольшие данные о ребенке, такие как рост, вес, год рождения, цвет глаз и волос и «фишка». Что значит «фишка», и какой она может быть?
«Фишка» — это какая-то особенность, которая выделяет ребенка из компании сверстников. К примеру, «я левша», или «я любознательный», или «я художник», или «я спортсмен».
В общем, фишка может быть абсолютно любой.
Так же на данной страничке размещаем девиз, с которым ребенок идет по жизни. С девизом сложности возникают, конечно. Редко встретишь ребенка, который с уверенностью просветит вас на счет своего девиза. Поэтому приходится искать более менее подходящий. А найти его не так уж просто.
В интернете девизов много, но они как-то больше для взрослых подходят. Так что можно мне смело писать еще одну статью конкретно про девизы для младших школьников. Позже этим займусь. А пока двигаемся дальше. Следующее изображение.
Страница «Моё имя». Посвящена, как вы понимаете, имени ребенка. Указываем, что оно означает, и еще рассказываем о знаменитых тезках ребенка.
Следующий лист «Мой день рождения». Указываем дату рождения, рассказываем о знаменитостях, родившихся в тот же день года, что и хозяин портфолио, а также о том, какие качества приписывают людям, родившимся в этот день. Всю эту информацию легко найти в интернете, естественно выбираем только самые лучшие качества.
Далее рассказываем про знак зодиака ребенка. Упоминаем о знаменитостях, родившихся под тем же знаком зодиака, и даем краткое описание человека родившегося под данным зодиакальным знаком.
Если вы являетесь категорическим противником разных там астрологий и гороскопов, то этот лист вполне можно не включать в портфолио.
Здесь только вы решаете, каким листам быть, а какие исключить. Сейчас основная задача наполнить портфолио и рассказать о маленьком школьнике как можно больше, то есть набрать объем.
Переходим к следующей картинке.
Первый лист на ней называется «Я люблю». Согласитесь, то, что нравится человеку, довольно хорошо его характеризует. На листе своеобразная анкета, вопросы, на которые ребенок отвечает. Какой твой любимый фильм, какая сказка больше всего нравится, какая еда? Ну и так далее.
Список вопросов можно формировать самостоятельно. Не обязательно его делать точно таким же. Ну а снизу предусмотрены окошки для еще нескольких любимых дел вашего мальчика или девочки.
Следующая страничка «Мои мечты». Классная страничка.
Только представьте, как интересно будет читать эту страницу вашему уже взрослому ребенку, лет в 20 или 30, или 40. И вспоминать, о чем мечталось в 1 классе.
Далее идет «Моя семья». Сюда помещаем фотографию семьи, желательно, чтобы на ней были все, кто окружает ребенка в повседневной семейной жизни. Под фото расписываем, кто есть кто. Имя отчество родителей, братьев, сестер. Рассказываем об их основных качествах.
Едем дальше.
Продолжаем семейную тему, говорим о семейных традициях. Можно и сюда прицепить фоточку и подробно расписать ваши традиции. А можно сделать проще, как у меня на картинке, коротко ответить на несколько вопросиков в окошке.
Так как наши домашние животные частенько являются самыми настоящими членами семьи, для них выделена отдельная страничка «Мой питомец». Сюда, если есть, тоже вешаем фотографию любимца, и немного о нем рассказываем. Если питомцев несколько, то и страниц можно сделать несколько.
Лист «Моя Родина». Считаю, что в портфолио школьника он должен быть обязательно. Здесь на странице флаг и герб Российской Федерации. Можно было бы и гимн постараться вместить на этот лист или расположить его на отдельном листе. Но я не стала. А вы смотрите сами, как вам будет угодно.
Следующее изображение.
Про страну поговорили, теперь сужаем географию до «Моего города», ну или села, или деревни. Можно разместить на листе фотографию города, написать его название, год основания и перечислить основные достопримечательности.
Если вы живете, к примеру, в селе, и у вас там с достопримечательностями не густо, то можно расписать историю села или просто указать любимые места ребенка, например, берег реки или площадка перед домом культуры и т.п.
С географией разобрались, начинаем разбираться с увлечениями. На листе «Мои увлечения» я разместила 4 окошка, по одному на каждое увлечение. Если увлечений больше, то и окошек можно сделать больше. Если увлечений меньше, то… следует просто хорошенько подумать, наверняка вы найдете хотя бы четыре увлечения ребенка.
Может быть, он любит смотреть на звезды, или рисовать мелом на асфальте, или прыгать на скакалке. Думаем и заполняем страницу.
Единственное, сюда лучше не вписывать те занятия, которым ребенок уделяет много времени на секциях или кружках. Этому будет посвящена специальная страница.
А теперь про «Мои достижения» говорим. Ну какие там достижения могут быть у ребенка, который только из детского садика выпустился? Ой, самые разные! Вполне понятно, что писать на этом листе, если у вас растет спортсмен, уже активно участвующий в разных соревнованиях и завоевывающий места и разряды, или танцор, имеющий опыт выступления на конкурсах.
А что если нет? Тогда ищем достижения более простые, но не менее важные. Плавать научился! Самостоятельно дерево посадил! Научился заваривать чай! Это для нас ничего такого, а для первоклашки вполне себе достижение. Вот их на листочке и перечисляем.
На этом первый раздел портфолио заканчивается. Если вам очень хочется добавить в него еще какой-нибудь лист, не отказывайте себе, добавляйте. А мы переходим к следующему разделу под названием «Первый класс» и разбираемся с тем, как нам его красиво оформить.
На картинке выше первый лист является листом-вкладышем или можно его еще назвать листом-разделителем, который дает понять, что сейчас речь пойдет именно о первом классе. Никакой контентной нагрузки он не несет. Просто написано «Первый класс» ну и еще здесь размещен «первоклассный» стишок.
Следующий лист также является разделителем, указывающий на начало подраздела «Школьная жизнь»
А с чего начинается школьная жизнь первоклашки? Правильно, с первого сентября. Дню знаний посвятим отдельный лист. Поместим сюда красивую фотографию с первосентябрьской линейки, а ниже напишем о впечатлениях ребенка от праздника.
Следующим делом рассказываем о «Моей школе». Можно и фотографию школы на данной странице разместить и об истории ее написать. Но в моем варианте все проще. Немного статистических данных про школу, которые я обычно беру на сайте школы и стихотворение про школу.
Про безопасность тоже не забываем. Чертим на следующем листе схему безопасного пути ребенка от дома до школы.
А вот и «Мой класс». Обязательно нужна фотография ребенка вместе с одноклассниками. Здесь указываем какой конкретно класс у вас 1 А, 1 Б или 1 В. И сколько в классе всего учеников, сколько девочек и сколько мальчиков. Эту информацию можно уточнить у вашего учителя, не думаю, что он откажет, узнав, что она нужна вам для портфолио.
Ну а если учитель узнает, что одна из страниц портфолио будет посвящена ему, то наверняка он очень обрадуется. На листе «Мой первый учитель» можно разместить фотографию учителя, если она есть, но это не обязательно, все-таки это портфолио ребенка.
ФИО учителя указываем. Можно указать какие-то качества учителя, если уже успели об этих качествах узнать, ну или просто, как у меня в примере, разместить стихотворение про первого учителя. Этого будет вполне достаточно.
Конечно, школа это не только уроки. Это еще и общение. Представляю лист «Мои школьные друзья». Выбираем несколько человек из класса, с которыми ребенок больше всего общается и рассказываем о них в окошках. Пишем имя и три основных качества каждого друга. Если хочется рассказать о каждом друге подробнее, то не стесняйтесь, рассказывайте.
Всегда помните, что автор этой школьной книги вы, и вам решать, что и каком количестве здесь будет присутствовать.
Важный школьный элемент «Расписание уроков». Думаю, что пояснения по данному листу излишни и так понятно, как его заполнять.
Следующий лист является еще одним разделителем, обозначающим начало нового подраздела посвященного «Школьным проектам и конкурсам».
В наше время представить школу без всяких конкурсов и проектов невозможно. Их много в школе и лучше бы вам в них участвовать. Во-первых, ребенку интересно и познавательно, а во-вторых, будет, о чем в портфолио рассказать. Следующие листы нашего примерного портфолио именно конкурсам и проектам посвящены.
Лист «Битва хоров». Мальчик участвовал в данной битве вместе с классом. О чем и рассказал на данной странице.
Если есть фотографии, то просто супер! Если фотографию с конкурса заполучить не удалось, то вместо нее можно просто красиво написать название конкурса.
Следующий лист «Осень золотая» сделан по такому же принципу, как и предыдущий, только здесь речь уже идет о школьном конкурсе рисунков.
На изображении выше представлены страницы портфолио также посвященные конкурсам и проектам: «Экологический модный приговор», «Проект по математике «Числа вокруг нас» и веселые старты «Папа, мама, я — спортивная семья».
Еще один лист про школьный проект по чтению «Моя любимая сказка», здесь дано изображение рисунка ребенка и чуток раскрывается суть проекта. Зачем расписывать так подробно все эти моменты? А чтобы тот, кто будет просматривать портфолио вашего ребенка, видел, что мальчик или девочка ведет себя довольно активно и в сторонке не отсиживается.
Следующий лист представляет собой сводную таблицу «Участие в школьных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях».
Сюда заносим все, о чем мы рассказывали на предыдущих листах за исключением проектов.
Ведь проекты — это как часть урока все-таки и здесь мы их не указываем. Не забываем в табличке написать даты и результаты (места или баллы).
Далее следует лист-разделитель открывающий новый подраздел «Моя внешкольная жизнь». Зачем этот подраздел нужен? Затем, чтобы показать, что ребенок у нас занят и активен не только в школе, но еще и вне ее.
Начинаем с листа «Мои кружки и секции», в котором упоминаем все внеурочные занятия ребенка и даем их краткое описание в окошках.
Ну а потом рассказываем о самых важных и интересных событиях, которые случились с ребенком вне школьных стен. В рассматриваемом образце это лист «Аттестация по айкидо». Мальчик занимается этим видом единоборств и получил красный пояс. Важно? Конечно! Здорово, если есть фотка.
Еще одно событие — это викторина, состоявшаяся в клубе любителей английского языка, который посещает ребенок.
И еще пара событий из внешкольной жизни, это турнир по шахматам и мастер-класс по гончарному мастерству. И опять же здорово, когда у ребенка есть время и возможность посещать так много кружков и секций, когда его жизнь изобилует событиями, о которых можно рассказать. Но ведь так бывает не всегда. Как тогда быть? О чем писать в портфолио?
Здесь важно помнить, что и занятия, и события могут быть разными. Например, вы можете вместе с ребенком в один из выходных дней отправиться на прогулку по городу, сделать там хорошую фотографию и рассказать об этой прогулке.
Или событием может являться день рождения друга или пересадка домашних растений в новые горшочки, или совместное изготовление пирога с капустой. Так что в этом подразделе всегда есть, о чем рассказать.
Каждый ребенок творец, кто-то лепит, кто-то рисует, кто-то фенечки плетет или скворечники вместе с папой делает. Этому посвящен следующий подраздел «Моё творчество».
Сюда собираем всю ту красоту, которую создал ребенок, рисунки, поделки, фотографии и т.п. Можно представить их в таком же виде как в портфолио-образце (смотри изображение выше). А можно, к примеру, просто вложить в портфолио настоящие рисунки на листах формата А4.
На картинке выше мы видим еще один лист из подраздела «Моё творчество».
А далее лист разделитель, оповещающий о начале нового подраздела «Мои награды». И мой вам совет, каждый диплом, каждую грамоту, сертификат, благодарность, полученную ребенком, бережно храните и не теряйте, все они нам пригодятся.
Мы берем и просто вкладываем их в натуральном виде в портфолио. Правда если у вас есть медали или кубки, то в натуральном виде их в портфолио вложить будет сложновато, тогда просто фотографируйте ребенка с наградами и оформляйте в виде странички с фотографией.
В портфолио-образце его хозяину Андрею Семёнову удалось за первый класс получить аж 7 грамот и дипломов и все они представлены в его документах.
И последний лист раздела «Первый класс» называется «Отзывы обо мне». Вообще этот лист делать не обязательно, нам он потребовался только для участия в конкурсе «Ученик года». Ну и в портфолио-примере я его решила оставить. Мне кажется, он не помешает. Отзывы о ребенке могут писать как его друзья, так и родители, учителя, администрация школы.
Ну а сейчас, товарищи, «Ура! Каникулы!» Добро пожаловать в летний раздел. Первый лист раздела является листом-разделителем, на котором указано лето какого года у нас случилось, и написан летний стишок.
Следующий лист «Моё летнее приключение».
У каждого маленького школьника летом обязательно должно случиться приключение. Большое или маленькое, но должно.
Если вам удалось вместе с ребенком вырваться в отпуск, отлично! Будет о чем написать.
А если не удалось, то, как заполнить этот лист? А в этом случае ищите приключение неподалеку. Сходите в лес. Сходите в парк. Сходите на какую-нибудь экскурсию в вашем городе. Найдите что-нибудь интересное и об этом напишите на данной странице.
Летний раздел совсем небольшой. Предпоследний лист раздела — «За лето я успел». Предлагаю заполнить четыре окошка и указать, на сколько сантиметров вырос ваш малыш за лето, в скольких новых местах побывал, сколько книг прочитал и сколько новых друзей завел. Заполняя данный лист, помните, никто эту информацию проверять не будет. Сильно к цифрам не придирайтесь.
Новыми могут быть не только те места, в которые нужно ехать на поезде или лететь на самолёте, но и соседняя улица, на которой ребенок почему-то до сих пор не бывал и дом ваших знакомых, где он побывал впервые, и новый музей.
Так что считайте с удовольствием.
Страница «Моя летняя библиотека». А вот здесь с указанными данными нужно быть построже. Указываем в таблице только те произведения, которые действительно успели прочитать за лето. Эту информацию как раз можно проверить, устроив устный опрос ребенка по поводу содержания прочитанных книжек. Не факт, что это случится, но шанс, как вы понимаете, есть.
И мы переходим во «Второй класс». Открываем новый раздел нашего портфолио листом разделителем с красивым стихотворением.
И сначала давайте расскажем о тех новостях, которые случились в жизни ребенка. Ведь за год многое могло поменяться. Раздел «Мои новости» открывает лист разделитель с красивым «новостным» стихотворением.
Как вы понимаете, по данному разделу общих шаблонов быть не может. У кого-то новости случились в семье, у кого-то в спорте, у кого-то еще где-то.
При разработке данных страниц ориентируйтесь на своего ребенка.
В представленном на ваш суд портфолио, есть страница «Новости семьи», так как у мальчика родился братик и об этом хочется рассказать.
Еще у мальчика появились новые увлечения, которым посвящена отдельная страница «Мои новые увлечения».
А еще у Андрея Семёнова появился новый питомец — котенок, о котором он также решил рассказать. На этом с новостями все.
И с помощью следующего разделителя мы перемещаемся в следующий раздел «Моя школьная жизнь».
И дальше идем так же, как и в разделе «Первый класс». Сначала рассказываем про «День Знаний».
Затем про «Расписание уроков». Потом у нас идет рассказ о «Школьных проектах и конкурсах».
Каждому также посвящаем отдельный лист.
И закрывает раздел «Школьные проекты и конкурсы» сводная итоговая табличка.
Прежде чем перейти к следующему подразделу «Моя внешкольная жизнь», вставляем в портфолио еще одну таблицу «Итоговые оценки». В разделе «Первый класс» такой не было, так как и оценки в первом классе не ставят. А во втором уже знания оцениваются и такая табличка в портфолио не помешает.
Затем у нас идет лист-разделитель «Моя внешкольная жизнь».
И страница «Мои кружки и секции». Такая же страница была и в первом классе, и мы ее уже заполняли. Зачем же опять? Ну, во-первых, ребенок мог найти себе новый кружок или секцию, а если даже остался на старых местах, то все равно нужно о них напомнить и рассказать о своем прогрессе, это покажет, что ребенок молодец, не бросает то, что начал.
Далее, как и в прошлом году, рассказываем о самых важных внешкольных событиях на отдельных листах.
Раздел «Моё творчество» оформляем также, как и раньше. Вставляем рисунки, фотографии поделок и другой красоты.
Все оставшиеся разделы «Мои награды», «Отзывы», «Ура! Каникулы!» оформляем по уже знакомому вам принципу.
Вот и все! И ничего сложного и все очень даже интересно.
Выше представлено портфолио ученика начальной школы за два класса. Третий и четвертый делаются по той же схеме, что и второй класс, с теми же подразделами.
Теперь у вас есть реальный образец заполнения портфолио школьника и теперь вы представляете, как оно выглядит. А сейчас разберемся с тем, как его собрать воедино.
Собираем портфолио
Собирается портфолио не все сразу, а постепенно. Случилось какое-то событие, школьное или внешкольное, сделали страничку, вставили в файлик, вложили в папочку. Получили грамоту, вставили в файл, вложили в папку. Случилась новость, написали и рассказали. Ребенок ваш растет и развивается, а вместе с ним и портфолио растет.
Например, для портфолио моей дочери одной папки оказалось недостаточно, очень уж она у меня активная, там одних только грамот и дипломов штук 60.
Так что наше портфолио с 1 по 4 классы живет в двух папках, красной и желтой.
Как сделать портфолио
Ну вот, с содержанием портфолио ученика начальных классов разобрались. Но вопросы еще остались. Например, как сделать такое портфолио чисто технически?
Тут есть несколько вариантов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
Вариант 1.
Сделать всё своими руками. То есть, берем белые листы бумаги, чертим рамочки по линеечке, пишем слова, вклеиваем фотографии и т.д.
- Плюсы: очень творческая и интересная работа, к которой можно привлечь ребенка. Такого портфолио как у вас больше не будет ни у кого.
- Минусы: прошлый век, огромные временные затраты.
Вариант 2.
Сделать все самостоятельно с помощью специальных программ. Подходящие для данной работы программы это Adobe Photoshop, PowerPoint, Canva.
- Плюсы: получится красиво, нет ограничений в плане оформления и дизайна.
- Минусы: необходимо учиться работать в перечисленных программах, программы (Adobe Photoshop, PowerPoint) необходимо устанавливать на компьютер.
Вариант 3.
Купить готовые шаблоны портфолио в магазине и заполнить их от руки.
- Плюсы: все просто, получится красиво.
- Минусы: ограничение по количеству страниц, на 4 класса не хватит точно.
Вариант 4.
Портфолио на заказ.
- Плюсы: есть такие мастера, которые сделают вам супер-портфолио, учтут все ваши рекомендации, подберут желаемые фоны и дизайн.
- Минусы: к мастеру придется обращаться регулярно, так как портфолио требует постоянного обновления, добавления и продолжения, а будет ли мастер готов действовать быстро, еще неизвестно. Это недешево.
Вариант 5.
Сделать портфолио младшего школьника с помощью готовых шаблонов от блога «ШколаЛа»
- Плюсы: 8 разных шаблонов. Для мальчиков и для девочек. Лаконичные красивые дизайны, не отвлекающие от главного — от контента. Вы получаете шаблоны в электронном виде. Прекрасно смотрятся при печати как на цветном, так и на черно-белом принтере. Каждый шаблон представлен в трех вариантах: «Максимум», «Стандарт» и «Минимум». Выбирайте, тот который больше подходит. Шаблоны, которые позволят вам продолжать самостоятельно наполнять портфолио столько времени, сколько нужно, без посторонней помощи. Вы ни от кого не зависите. Недорого!
- Минусы: не обнаружены!
Выбирайте!
Дизайн портфолио школьника
В завершении хотелось бы остановиться подробнее на дизайне портфолио. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Но все-таки, мне кажется, что перебарщивать в дизайне с декоративными элементами не стоит. Ведь мы же теперь школьники, а не малыши из детского садика. Поэтому я считаю, что всяким там тачкам, феечкам, Губкам Бобам и Свинкам Пепам на страницах школьного документа не место.
Цвета лучше выбирать спокойные, декоративные элементы лаконичные, такие, которые не будут отвлекать читателя от контента. Вместо мультяшных персонажей лучше разместить на листах пословицы, поговорки, стихотворения, умные и красивые фразы, подходящие под содержание страницы.
Всем этим требованиям соответствуют дизайны, которые предлагает вам «ШколаЛа». На сегодняшний день разработано 8 дизайнов, они представлены ниже.
Дизайны для девочек
«Листопад»
Портфолио в спокойных приглушенных оранжево-зеленых тонах. Эдакая осенняя тема для романтических натур.
«Бабочки»
Серо-голубые тона. Красивые яркие бабочки создают оптимистичное настроение у читателя портфолио и в то же время не отвлекают от текста.
«Цветочная поляна»
Дизайн, созданный специально для маленьких любительниц лета. Цветы в красно-оранжевых тонах создают отличное теплое настроение и подталкивают к новым свершениям.
«Радужные истории»
Основа дизайна — геометрические формы, выполненные в голубых, розовых, оранжевых и желтых тонах. Дополняют портфолио и помогают настроиться на рабочий лад глобус, микроскоп и циркуль, расположенные в правом нижнем углу. Все довольно ярко, но в тоже время лаконично и сдержанно.
Дизайны для мальчиков
«Космос»
Для юных школяров, очарованных звездами и грезящих о полетах в другие галактики. Контент гармонично окружен светилами и планетами, которые совсем не отвлекают от главного, от содержания.
«Спорт»
Дизайн для юных спортсменов и непосед. Рамка состоит из спортивных мячей: баскетбольного, футбольного, волейбольного, теннисного и мяча для регби. Спокойные цвета успокоят даже самого непоседливого непоседу)
«Подводный мир»
Обрадует маленьких «Кусто». За рамкой портфолио бушует синее море, а на дне кораллы, водоросли и тропические рыбки. В распечатанном виде смотрится очень гармонично.
«Атмосфера»
На основе данного дизайна выполнено портфолио-образец, размещенное в статье на иллюстрациях выше. Сине-голубые тона. Атмосферный, легкий дизайн.
Выбирайте тот шаблон, который понравится вашему ребенку, приобретайте и создавайте свое неповторимое портфолио.
Стоимость шаблона портфолио зависит от его формата:
- формат «Максимум», содержащий 100+ листов — 420 рублей;
- формат «Стандарт», содержащий 50 листов — 370 рублей;
- формат «Минимум», содержащий 30 листов — 320 рублей.
После оплаты шаблон будет отправлен вам на электронную почту в электронном виде. Его нужно будет скачать на компьютер, заполнить и распечатать.
Все-все подробности по поводу приобретения шаблона портфолио школьника найдете здесь.
На сегодня все. Надеюсь, в этой статье вы нашли ответы на все ваши вопросы. Если нет, то спрашивайте дополнительно в комментариях. Все обсудим.
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛа»
Портфолио ученика — это как досье, его личное дело, которое пестрит высокими достижениями и яркими успехами в учебе, творчестве и спорте.
Портфолио ученика: что это?
В большинстве общеобразовательных учреждений России, согласно нововведению Министерства образования и науки, создание портфолио для ученика является обязательным. По федеральному государственному образовательному стандарту оно является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляет собой набор документов, содержащих результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребёнка.
Другими словами, это картонная или пластиковая папка, в которой на протяжении 11 лет собираются и хранятся наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний. На сегодняшний день четких требований к внешнему виду и структуре портфолио нет: педагоги, ученики, родители при его создании могут подключить фантазию и отличиться оригинальностью.
Что содержится в портфолио?
Итак, какие же материалы могут или должны храниться в портфолио:
- в первую очередь это документы, подтверждающие успехи ребенка в процессе учебы, внеурочной или исследовательской деятельности. Например, всевозможные сертификаты, награды, премии, аттестаты, листы успеваемости, результаты олимпиад. Сюда же можно отнести характеристики, оценочные листы и листы наблюдений, которые составляют учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и организаторы воспитательной работы;
- материалы, характеризующие достижения ребёнка в различных сферах жизни: в творчестве, спорте, искусстве. Это грамоты, благодарности и наградные листы за призовые места, возможно работы, выдвинутые на конкурсы различного масштаба, или их фотографии;
- выборки детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам и факультативной деятельности, промежуточных и итоговых работ. Более того, они должны быть подобраны так, чтобы демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний учащегося;
- фотографии, а также при желании или необходимости видеоматериалы.
Зачем и кому необходимо портфолио?
Безусловно, портфолио прежде всего необходимо самому школьнику, потому что оно систематизирует все его многолетние достижения и успехи, и, как считает Министерство образования, «повышает уровень самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, развивает стремление к самосовершенствованию».
Для родителей же портфолио будет служить предметом гордости за ребенка и даст возможность проанализировать его успехи для дальнейшей мотивации. Кроме того, в последнее время особо остро встает вопрос значимости портфолио при поступлении в высшие учебные заведения. Так вот, ценится не само портфолио, а достижения ученика в спорте, учебе или творчестве, благодаря которым в зависимости от их значимости как раз и могут добавить по решению приёмной комиссии ВУЗа несколько баллов.
В завершении хотелось бы отметить, что сам процесс создания портфолио можно сделать очень увлекательным. Ведь в нем могут принимать участие не только педагогические работники, но и школьники совместно с родителями. А это лишний повод провести время вместе, поэкспериментировать, пофантазировать, заняться творчеством, что, как известно, очень сближает и благотворно влияет на отношения между родителями и детьми, а это положительно скажется и на достижениях последних.
Портфолио в садик для дошкольника: правила составления
Опубликовано:
22 июня 2022, 14:29
Во многих дошкольных учреждениях при зачислении ребенка в группу родителей просят предоставить портфолио. Электронный или печатный документ помогает узнать больше о малыше, о его увлечениях и талантах, определить уровень его развития. Методисты Марина Виноградова и Анастасия Храновская рассказали, что такое портфолио в детский сад, для каких целей и как его составляют.
Что такое портфолио для детского сада?
Портфолио дошкольника — это своеобразное досье, копилка творчества, успехов, результатов и достижений малыша в различных сферах деятельности. В книге «Портфолио дошкольника» обозначено, что такой неофициальный документ содержит:
- личные данные;
- физические параметры;
- навыки;
- увлечения и стремления.
Портфолио создают, чтобы воспитатель, учитель или тренер смог понять, с каким ребенком столкнулся, на что следует обратить внимание, как правильно организовать план занятий для этого малыша. Портфолио способствует:
- развитию способностей и творческих задатков;
- взаимодействию всех участников образовательного процесса;
- повышению качества обучения и развития;
- систематизации результатов творческих успехов малыша, его наград, достижений и забавных высказываний.
Чаще составляют портфолио дошкольника 5–7 лет. Согласно рекомендациям Анастасии Храновской, можно подготовить его в такой форме:
- Печатное портфолио. Традиционный формат в виде альбома, папки с документами, книги. Одним из подвидов печатного считается портфолио-раскраска. Оно представлено в виде шаблонов, которые ребенок раскрашивает и заполняет.
- Электронное портфолио. Презентация либо папка с файлами, размещенная на цифровом носителе.
- Портфолио смешанного вида, которое сочетает цифровой контент и печатные материалы.
Вот главные функции портфолио:
- Мотивационная. Мотивирует участников образовательного процесса к совместной творческой деятельности, способствует достижению целей.
- Диагностическая. Позволяет сравнивать нынешние достижения дошкольника с прошлыми успехами и планировать дальнейшую образовательную деятельность.
- Содержательная и развивающая. Раскрывает спектр выполненных работ и помогает создать непрерывность обучения ребенка.
- Рейтинговая. Позволяет определить количественные и качественные достижения воспитанника.
Для успешной работы при создании детского портфолио соблюдайте такие условия:
- Добровольность. Отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. Если он не согласен что-то разместить, делать это не нужно.
- Индивидуальность. Каждое детское портфолио отличается количеством и названием разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.
- Содержательность. Необходимо определить, для чего создано портфолио, обозначить его тематику и включать в него только необходимые сведения.
- Систематичность и периодичность работы. Важно добавлять новую информацию с определенной периодичностью (раз в месяц или в полгода). Это поможет увидеть динамику развития ребенка.
- Доступность и удобство хранения. Информацию следует систематизировать, разбить на разделы и папки.
Вид, структуру и содержание детского портфолио определяют родители или воспитатель дошкольного учреждения. При этом документ должен нравиться малышу, отображать его характер и предпочтения. Желательно, чтобы портфолио было красочным, содержало фотографии, рисунки, иллюстрации, раскраски.
Структура портфолио и пошаговая инструкция по его составлению
Как заполнить портфолио в детский сад? Отражайте в структуре портфолио информацию из различных источников:
- От родителей. Сведения о весе и росте, состоянии здоровья, достижениях, сильных и слабых сторонах ребенка.
- От педагогов. Наблюдения за ребенком во время пребывания в детском саду. Ключевые направления: социальные контакты, коммуникативные навыки, трудовая и творческая деятельность.
- От ребенка о самом себе: рисунки, игры, рассказы о себе, о друзьях.
- Объективная информация из внешних источников (награды, дипломы, грамоты).
Как сделать портфолио в детский сад своими руками? Строгих требований к портфолио нет. Марина Виноградова в методических рекомендациях по его созданию предлагает вариант с такими рубриками:
- Титульный лист. Может содержать основную информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография малыша).
- Рубрика «Давайте познакомимся». Включает дополнительную информацию (знак зодиака, любимый цвет, камень-талисман), значение имени ребенка, его генеалогическое древо. Дополнительно можно включить вкладыши «Я люблю», «Мне нравится», «Обожаю, когда», в которых записывают предпочтения ребенка.
- Раздел «Я расту». Делят на 2 подраздела: физические показатели (вес, рост, можно прорисовать ладошку в разном возрасте), умения и навыки, которые ребенка приобрел за прошедший год (считать до 10, выговаривать сложные звуки).
- Рубрика «Моя семья». Записывают краткую информацию о родителях и других членах семьи, их фото, краткие рассказы малыша.
- Раздел «Золотые ручки» или «Чем могу — помогу». Родители описывают помощь ребенка по дому, его поделки, рисунки. Для подтверждения добавляют фотографии и комментарии.
- «Мир вокруг нас» — рубрика с фотографиями и описанием совместного отдыха, прогулок интересных мероприятий.
- «Расскажи обо мне» — раздел, в котором информацией о характере, навыках и достижениях малыша делятся родители и старшие родственники.
- Раздел «Размышления вслух». В нем добавляют смешные и необычные высказывания детей, интересные речевые обороты, размышления в разном возрасте.
- «Мои достижения» — рубрика содержит грамоты, информацию о кубках, медалях, благодарственные письма.
Схема портфолио приблизительна. Ее можно менять и дополнять по своему усмотрению.
Алгоритм работы над портфолио состоит из таких этапов:
- Объясните ребенку и другим членам семьи, для чего нужно портфолио.
- Обозначьте, какой тематики оно должно быть.
- Определитесь с формой, структурой и видом (книжка, альбом, папка с документами). Сколько в нем будет разделов и на какую тему.
- Определите временной отрезок для сбора информации, например, с рождения или с 3-х лет до нынешнего момента.
- Найдите и отберите самые памятные и красивые фото, рисунки. Вспомните интересные моменты жизни ребенка, его необычные слова и действия.
- Подберите шаблон или сделайте альбом самостоятельно. Для этого понадобятся альбомные листы, краски, цветные карандаши, ножницы, клей, красивые картинки, декор (пуговицы, бусины, сухие цветы, атласные ленты) и весь собранный материал (фото, рисунки, грамоты).
Важно, чтобы ребенок помогал на каждом этапе, подсказывал, давал советы и рекомендации. Так удастся создать портфолио, которое действительно характеризует малыша, отражает его видение мира.
Портфолио дошкольника помогает улучшить воспитательно-образовательный процесс, фиксировать наработки, старания и прогресс ребенка. Следуйте основным этапам подготовки, ориентируйтесь на готовые схемы, продумайте все детали и начинайте создавать портфолио, в котором будут описаны лучшие моменты жизни ребенка.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1786393-kak-sozdat-portfolio-v-sadik-primery/
Козловская Анна Ивановна,
воспитатель первой кв.категории
МАДОУ № 53, г. Новосибирск
Структура портфолио дошкольника 4–7 лет в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом
Рекомендации по составлению.
Портфолио ребенка 4-7 лет – это своеобразная копилка успехов воспитанников по основным направлениям его развития.
Ведение портфолио поможет родителям установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, так же, благодаря портфолио можно своевременно отмечать успехи ребенка, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
– социально-личностное развитие,
– познавательно-речевое развитие,
– физическое развитие,
– художественно-эстетическое развитие.
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное – самим воспитанникам!
В портфолио вы можете вложить рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.
Каким будет портфолио?
Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Родители и педагоги должны объяснить ребенку, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего.
Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
1. Титульный лист
Титульный лист для детского портфолио – это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, складывается первое мнение не только о ребенке, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не нужно титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Нужно позволить ребенку тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама (папа, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.
2. Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает).
– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)
– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) –
Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
3. Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры»
– Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т. д.)
– Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх,которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)
– Я люблю заниматься (перечислить занятия,которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)
– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
4. Раздел 3 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений,фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.
– 4-ый День рождения – 5-ый День рождения – 6-ой День рождения.
5. Раздел 4 – «Я расту»
Этот раздел может включать рубрики:
«Показатели физического развития»
Рост, см
Вес, кг
Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания ребенка)
– Я знаю буквы
– Я читаю
– Я умею считать
– Моя любимая песенка
– Мое любимое стихотворение
– Я играю на музыкальных инструментах
– Я танцую
– Мир вокруг меня
(Все разделы показываются в 4,5,6,7 лет)
6. Раздел 5 –«Творческое развитие»
Включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
– рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) – лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
– аппликация
– конструирование
– фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
– театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии.
В этом разделе будет как продуктивная деятельность НОД, так и дополнительные работы.
7. Раздел 6– «Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых получают дети в детском саду. Чтобы у ребенка и родителей был стимул стараться.
8. Раздел 7 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
– Мои путешествия
– Мои открытия
– Мои экскурсии
К этому разделу можно вкладывать небольшие тексты от родителей, со слов ребенка, так же можно вложить рисунки- впечатления.