Что такое спряжение как его найти

Спряжение глагола — это изменение по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Спряжение глагола — это постоянный признак слов этой части речи. Рассмотрим, как определить первое и второе спряжение глагола.

Спряжение — это изменение глагола

Глагол как самостоятельная часть речи обладает характерными признаками, одним из которых является спряжение.

Спряжение — это постоянный грамматический признак глагола.

Чтобы понять, что такое спряжение, обратимся к категории лица. Формы лица глаголов показывают, кем совершается или будет совершаться действие. У глаголов различают три лица:

1 лицо показывает, что действие совершает сам говорящий или говорящие:

я поливаю — мы поливаем

2 лицо обозначает, что действие принадлежит собеседнику (собеседникам):

ты поливаешь — вы поливаете

3 лицо показывает, что действие производит тот (те), о ком идет речь:

он (она) поливает — они поливают.

Это изменение глагола по лица и числам и называется термином «спряжение».

Определение

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.

Спряжение глагола
Глаголы спрягаются в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В прошедшем времени слова этой части речи изменяются только по родам.

Ι и ΙΙ спряжение глаголов

В русском языке у глаголов различают первое и второе спряжение. Грамматические формы глаголов первого и второго спряжения отличаются личными окончаниями.

Спряжение глагола выражается совокупностью личных окончаний глаголов несовершенного вида в настоящем времени, а глаголов совершенного вида в будущем времени.

Глаголы первого и второго спряжения имеют характерные окончания, представленные в таблице:

I  спряжение II  спряжение
ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч.
1 лицо -у/-ю -ем -у/-ю -им
2 лицо -ешь -ете -ишь -ите
3 лицо -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Окончания у глаголов, как и у слов других частей речи, могут быть ударными и безударными. Чтобы безошибочно написать безударные личные окончания глагола, следует сначала определить его спряжение.

Как определить спряжение глагола?

Если глагол имеет ударные личные окончания, то спряжение определяется по ударной гласной в окончании.

Например, понаблюдаем за изменением глагола «шуметь»

  • 1 лицо   я шумлю́ — мы шуми́м
  • 2 лицо   ты шуми́шь — вы шуми́те
  • 3 лицо   он шуми́т — они шумя́т.

Несомненно, что это слово имеет типичные ударные окончания глагола второго спряжения. Следовательно, чтобы определить спряжение глагола с ударными личными окончаниями, следует образовать хотя бы одну его форму:

  • принести — ты принесёшь (I спр.);
  • поспать — вы поспи́те (II спр.)

Чаще в русском языке глаголы имеют безударные личные окончания. Тогда, чтобы определить спряжение, обращаемся к начальной форме глагола — инфинитиву.

Спряжение глаголов

Глаголы распределяются по двум типам спряжения в зависимости от суффикса, который находится перед окончанием -ть.

Глаголы Ι спряжения

Глаголы Ι спряжения объединяют слова с суффиксами:

  • -ть —  кататься, прощать, плакать;
  • -ть — оставлять, сеять, повеять;
  • -ть — колоть, выполоть, бороться;
  • -ть — выздороветь, плесневеть, заиндеветь;
  • -ну-ть — топнуть, спрыгнуть, стукнуть.

К этому перечню добавим глаголы-исключения «брить», «стелить», «зиждиться».

Брить стелить спряжение

Глаголы ΙΙ спряжения

К глаголам ΙΙ спряжения относятся все слова с конечным -и-ть, кроме «брить», «стелить», «зиждиться»:

  • изменить
  • беспокоить
  • уронить

Понаблюдаем, как изменяется глагол совершенного вида «уронить». Это слово имеет формы простого будущего времени с личными окончаниями:

  • 1 лицо  я уроню́ — мы уро́ним
  • 2 лицо  ты уро́нишь — вы уро́ните
  • 3 лицо  он уро́нит — они уро́нят.

Ко 2-му спряжению принадлежат 4 глагола-исключения на -ать и 7 глаголов на -еть:

  • дышать, слышать, гнать, держать;
  • смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Чтобы запомнить эти слова, воспользуемся стихами-подсказками.

Разноспрягаемые глаголы

В русском языке часть глаголов имеют окончания как Ι, так и ΙΙ спряжения. Такие глаголы называют разноспрягаемыми.

Глагол «хотеть» изменяется в единственном числе по типу 1-го спряжения, а во множественном числе как глагол 2-го спряжения.

Хотеть спряжение

Глагол «бежать» имеет окончания ΙΙ спряжения, кроме формы 3 лица множественного числа как у глаголов Ι спряжения.

  • 1 лицо  я бегу — мы бежим
  • 2 лицо  ты бежишь — вы бежите
  • 3 лицо  он бежит — они бегут

Алгоритм определения спряжения глагола

Определяя спряжение глагола, учитываем, что наличие приставок в составе производных слов не меняет их спряжения:

  • стелить (Ι спр.) — расстелить, перестелить, застелить, устелить (Ι спр.);
  • гнать (ΙΙ спр. ) — выгнать, догнать, перегнать, загнать, отогнать (ΙΙ спр.)

У возвратных глаголов то же спряжение, что и у однокоренных невозвратных:

  • прощать (Ι спр.) — прощаться (Ι спр.);
  • возвратить (ΙΙ спр.) — возвратиться (ΙΙ спр.);

Чтобы правильно написать безударные окончания глаголов в форме настоящего или будущего времени, используем следующий алгоритм:

  1. ставим глагол в неопределенную форму;
  2. смотрим, какой буквой обозначен суффикс перед окончанием -ть;
  3. определяем Ι или ΙΙ спряжение, учитывая глаголы-исключения.

Алгоритм определения спряжения глагола

Примеры

Пи́ш…те сообщение.

Начальная форма «писать» имеет суффикс -а-. Это не глагол-исключение. Значит, «писать» — глагол Ι спряжения. Выберем букву «е» в личном окончании слова «пи́шете».


Обид…шься на неё.

Начальная форма «обидеться» восходит к глаголу «обидеть», который является исключением. Несмотря на конечное буквосочетание еть, это глагол ΙΙ спряжения. Правильно пишем слово «оби́дишься» с буквой «и» в окончании.

Тест

Спряжение глагола


Спряжение глагола

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 4465.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 4465.

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжения – I и II спряжение глаголов. Cпряжение глагола определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно поставить глагол в форму 3 лица множественного числа. Если слышим -ут (-ют) – это I спряжение; слышим -ат (-ят) – это II спряжение. И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на-ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные от них), которые при спряжении имеют окончания то I, то II спряжения. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные). Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются глаголами-исключениями.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Владислав Антощук

    7/7

  • Егор Пахотин

    7/7

  • Sergey Pliskin

    7/7

  • Любовь Милованова

    7/7

  • Роман Марзуев

    5/7

  • Таня Адри

    6/7

  • Мария Черноносова

    7/7

  • Арина Маслова

    7/7

  • Lady-In Red

    6/7

  • Андрей Мидынский

    6/7

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 4465.


А какая ваша оценка?

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Спряже́ние — изменение глаголов по наклонениям, временам и лицам, а в прошедшем времени и сослагательном наклонении в единственном числе — по родам (вместо изменения по лицам); и по другим грамматическим категориям. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.

Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.

Спряжения в конкретных языках[править | править код]

См. также: Спряжение глаголов во французском языке

Системы спряжения в разных языках различаются числом времён и наклонений. Например, в русском языке 3 времени и 3 наклонения; в древнегреческом — 7 времён и 4 наклонения; в некоторых индейских языках Северной Америки (например, хопи) более 9 наклонений. В спрягаемой форме глагола могут выражаться не только названные выше категории, но и характер синтаксических связей глагола-сказуемого с субъектом и объектом. Так, в венгерском языке различаются объектное и безобъектное спряжение (láto-k — «я вижу», láto-m — «я вижу (этот определённый предмет)»). В некоторых языках эргативного строя глаголы имеют две парадигмы лица — эргативную и абсолютную.

Спряжения в русском языке[править | править код]

В современном русском языке в зависимости от личных окончаний глаголы делятся на два продуктивных типа спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — первое (I) и второе (II).

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме[1].

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить (стлать), почить, брезжить, зиждиться, забиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания:
1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «ем» («ём»)
2-е лицо: ед. ч. — «ешь», мн. ч. — «ете» («ёте»)
3-е лицо: ед. ч. — «ет», мн. ч. — «ут» («ют»).

Глаголы II спряжения имеют окончания:
1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «им»
2-е лицо: ед. ч. — «ишь», мн. ч. — «ите»
3-е лицо: ед. ч. — «ит», мн. ч. — «ят» (-«ат»).

К ним относятся:

  • глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них);
  • некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
  • некоторые глаголы на -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
  • некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться, состояться;
  • остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

К непродуктивным типам спряжения относятся так называемые разноспрягаемые глаголы. Некоторые из них имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить — чтут / чтят, также сыпать — сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

История[править | править код]

Система спряжения исторически изменчива. Например, спряжение современного русского языка — результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка, в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа — единственное, множественное, двойственное.

См. также[править | править код]

  • Глагол в русском языке

Примечания[править | править код]

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5—9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 256 с.

Литература[править | править код]

  • Светлышева В. Н. Русский язык. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы / В. Н. Светлышева, ответств. ред. О. Згировская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2018. — 592 с. — (ФГОС). — 3000 экз. — ББК 81.2 Рус-922. — УДК 373.3.167.1:811.161.1(G). — ISBN 978-5-906971-41-8.

Ссылки[править | править код]

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке есть два типа спряжения: первое (I) и второе (II).

  • Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию.
  • Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Знать правила спряжения глаголов нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

I спряжение

К I спряжению относятся глаголы:

  • начальная форма оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть,
  • исключения (на ить): брить, стелить.

НЕ относятся к I спряжению глаголы-исключения:

  • на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
  • на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Окончания глаголов I спряжения:

  • 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «ем» («ём»)
  • 2-е лицо: ед. ч. — «ешь», мн. ч. — «ете» («ёте»)
  • 3-е лицо: ед. ч. — «ет», мн. ч. — «ут» («ют»).

II спряжение

К II спряжению относятся глаголы:

  • начальная форма оканчивается на -ить 
  • на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть.
  • на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать.

НЕ относятся к II спряжению глаголы-исключения:

  • на -ить: брить, стелить.

Окончания глаголов I спряжения:

  • 1-е лицо: ед. ч. — «у» («ю»), мн. ч. — «им»
  • 2-е лицо: ед. ч. — «ишь», мн. ч. — «ите»
  • 3-е лицо: ед. ч. — «ит», мн. ч. — «ят» (-«ат»).

Таблица окончаний для глаголов 1 и 2 спряжения

Глаголы исключения

Правило: как определяется спряжение глаголов с ударным окончанием

Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа.:

  • если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;
  • если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.

 Примеры глаголов первого спряжения:

  • пою, выберу, расту, рисуем, выберем, растем,
  • поешь, выберешь, растешь, рисуете, сошьете, растете,
  • поет, выберет, растет, поют, выберут, растут.

Примеры глаголов второго спряжения:

  • пилю, куплю, держу, пилим, купим, держим
  • пилишь, купишь, держишь, пилите, купите, держите
  • пилит, купит, держит, пилят, купят, держат.

Правило: как определить спряжение глагола с безударным окончанием

Чтобы узнать спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить его в начальную форму и по его суффиксу определить спряжение:

Как определить глаголы первого спряжения:

  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть, -ать, -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть  (кроме исключений) — это первое спряжение;
  • исключения на -ить: брить, стелить — это первое спряжение;
  • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме исключений) — это второе спряжение;
  • исключения на -еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть — это второе спряжение;
  • исключения  на  -ать: гнать, держать, дышать, слышать — это второе спряжение;

Примеры

Глагол: рисует.
Начальная форма: рисовать.
Оканчивается на «-ать», потому это первое спряжение.
Спряжение глагола: Я рисую. Мы рисуем. Ты рисуешь. Вы рисуете. Он рисует. Они рисуют.

Глагол: «пилит».
Начальная форма: пилить.
Заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение.
Спряжение глагола: Я пилю. Мы пилим. Ты пилишь. Вы пилите. Он пилит. Они пилят.

Как определить спряжение глагола: алгоритм

Определить, падает ли ударение на окончание?

  • да ➝ определяем спряжение глагола по окончанию  ➝ смотреть таблицу с окончаниями.
  • нет ➝ ставим глагол в начальную форму ➝ глагол заканчивается на -ИТЬ?
    • да ➝ 2 спряжение (кроме глаголов: брить, стелить)
    • нет➝ 1 спряжение (кроме глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть,  и обидеть, и терпеть  — это второе спряжение).

Определение спряжения глагола необходимо при морфологическом разборе.

Добавить комментарий