Ctg 225 как найти

ctg(225°0′0″) = 1 ctg(225°20′0″) = 0.9884316432 ctg(225°40′0″) = 0.9769955733
ctg(225°1′0″) = 0.9994183925 ctg(225°21′0″) = 0.9878567228 ctg(225°41′0″) = 0.9764271886
ctg(225°2′0″) = 0.9988371239 ctg(225°22′0″) = 0.9872821337 ctg(225°42′0″) = 0.9758591257
ctg(225°3′0″) = 0.9982561922 ctg(225°23′0″) = 0.9867078737 ctg(225°43′0″) = 0.9752913858
ctg(225°4′0″) = 0.9976755974 ctg(225°24′0″) = 0.986133944 ctg(225°44′0″) = 0.9747239678
ctg(225°5′0″) = 0.9970953406 ctg(225°25′0″) = 0.9855603435 ctg(225°45′0″) = 0.974156871
ctg(225°6′0″) = 0.9965154198 ctg(225°26′0″) = 0.9849870713 ctg(225°46′0″) = 0.9735900962
ctg(225°7′0″) = 0.9959358348 ctg(225°27′0″) = 0.9844141275 ctg(225°47′0″) = 0.9730236415
ctg(225°8′0″) = 0.9953565859 ctg(225°28′0″) = 0.983841512 ctg(225°48′0″) = 0.972457508
ctg(225°9′0″) = 0.9947776719 ctg(225°29′0″) = 0.9832692238 ctg(225°49′0″) = 0.9718916948
ctg(225°10′0″) = 0.9941990939 ctg(225°30′0″) = 0.9826972631 ctg(225°50′0″) = 0.9713262009
ctg(225°11′0″) = 0.9936208498 ctg(225°31′0″) = 0.9821256298 ctg(225°51′0″) = 0.9707610264
ctg(225°12′0″) = 0.9930429398 ctg(225°32′0″) = 0.981554322 ctg(225°52′0″) = 0.9701961713
ctg(225°13′0″) = 0.9924653628 ctg(225°33′0″) = 0.9809833407 ctg(225°53′0″) = 0.9696316356
ctg(225°14′0″) = 0.9918881207 ctg(225°34′0″) = 0.9804126859 ctg(225°54′0″) = 0.9690674175
ctg(225°15′0″) = 0.9913112108 ctg(225°35′0″) = 0.9798423558 ctg(225°55′0″) = 0.968503517
ctg(225°16′0″) = 0.9907346339 ctg(225°36′0″) = 0.9792723503 ctg(225°56′0″) = 0.9679399351
ctg(225°17′0″) = 0.990158388 ctg(225°37′0″) = 0.9787026704 ctg(225°57′0″) = 0.96737667
ctg(225°18′0″) = 0.9895824753 ctg(225°38′0″) = 0.9781333143 ctg(225°58′0″) = 0.9668137216
ctg(225°19′0″) = 0.9890068937 ctg(225°39′0″) = 0.9775642819 ctg(225°59′0″) = 0.9662510902

Онлайн калькулятор котангенсов

Введите число от 0 до 360.

(обязательное поле)

Введите число от 0 до 59.

(не обязательное поле, по умолчанию – 0)

Введите число от 0 до 59.

(не обязательное поле, по умолчанию – 0)

Математика, Геометрия 9 класс.

Котангенс 225 градусов таблица.

Котангенс 225 градусов 0 минут равен = 1

Котангенс 225 градусов 1 минут равен = 0.9994

Котангенс 225 градусов 2 минут равен = 0.9988

Котангенс 225 градусов 3 минут равен = 0.9983

Котангенс 225 градусов 4 минут равен = 0.9977

Котангенс 225 градусов 5 минут равен = 0.9971

Котангенс 225 градусов 6 минут равен = 0.9965

Котангенс 225 градусов 7 минут равен = 0.9959

Котангенс 225 градусов 8 минут равен = 0.9954

Котангенс 225 градусов 9 минут равен = 0.9948

Котангенс 225 градусов 10 минут равен = 0.9942

Котангенс 225 градусов 11 минут равен = 0.9936

Котангенс 225 градусов 12 минут равен = 0.993

Котангенс 225 градусов 13 минут равен = 0.9925

Котангенс 225 градусов 14 минут равен = 0.9919

Котангенс 225 градусов 15 минут равен = 0.9913

Математика, Геометрия 9 класс.

Котангенс угла 225 градусов

Котангенс 225 таблица.

Котангенс 225 градусов 16 минут равен = 0.9907

Котангенс 225 градусов 17 минут равен = 0.9902

Котангенс 225 градусов 18 минут равен = 0.9896

Котангенс 225 градусов 19 минут равен = 0.989

Котангенс 225 градусов 20 минут равен = 0.9884

Котангенс 225 градусов 21 минут равен = 0.9879

Котангенс 225 градусов 22 минут равен = 0.9873

Котангенс 225 градусов 23 минут равен = 0.9867

Котангенс 225 градусов 24 минут равен = 0.9861

Котангенс 225 градусов 25 минут равен = 0.9856

Котангенс 225 градусов 26 минут равен = 0.985

Котангенс 225 градусов 27 минут равен = 0.9844

Котангенс 225 градусов 28 минут равен = 0.9838

Котангенс 225 градусов 29 минут равен = 0.9833

Котангенс 225 градусов 30 минут равен = 0.9827

Математика, Геометрия 9 класс.

Котангенс 225 равен:

Таблица значений котангенсов 225 градусов.

Котангенс 225 градусов 31 минут равен = 0.9821

Котангенс 225 градусов 32 минут равен = 0.9816

Котангенс 225 градусов 33 минут равен = 0.981

Котангенс 225 градусов 34 минут равен = 0.9804

Котангенс 225 градусов 35 минут равен = 0.9798

Котангенс 225 градусов 36 минут равен = 0.9793

Котангенс 225 градусов 37 минут равен = 0.9787

Котангенс 225 градусов 38 минут равен = 0.9781

Котангенс 225 градусов 39 минут равен = 0.9776

Котангенс 225 градусов 40 минут равен = 0.977

Котангенс 225 градусов 41 минут равен = 0.9764

Котангенс 225 градусов 42 минут равен = 0.9759

Котангенс 225 градусов 43 минут равен = 0.9753

Котангенс 225 градусов 44 минут равен = 0.9747

Котангенс 225 градусов 45 минут равен = 0.9742

Математика, Геометрия 9 класс.

Найти Котангенс 225 градусов:

Ctg 225 градусов равен:

Котангенс 225 градусов 46 минут равен = 0.9736

Котангенс 225 градусов 47 минут равен = 0.973

Котангенс 225 градусов 48 минут равен = 0.9725

Котангенс 225 градусов 49 минут равен = 0.9719

Котангенс 225 градусов 50 минут равен = 0.9713

Котангенс 225 градусов 51 минут равен = 0.9708

Котангенс 225 градусов 52 минут равен = 0.9702

Котангенс 225 градусов 53 минут равен = 0.9696

Котангенс 225 градусов 54 минут равен = 0.9691

Котангенс 225 градусов 55 минут равен = 0.9685

Котангенс 225 градусов 56 минут равен = 0.9679

Котангенс 225 градусов 57 минут равен = 0.9674

Котангенс 225 градусов 58 минут равен = 0.9668

Котангенс 225 градусов 59 минут равен = 0.9663

Котангенс 225 градусов 60 минут равен = 0.9657

Недавние расчеты

Котангенс 225 градусов 0 минут и 25 секунд равен = 0.99975762253524

(3.9271120204075 радиан)

Котангенс 225 градусов 2 минут и 47 секунд равен = 0.99838203192137

(3.9278004558347 радиан)

Котангенс 225 градусов 55 минут и 57 секунд равен = 0.96796810649832

(3.9432660122621 радиан)

Котангенс 225 градусов 31 минут и 33 секунд равен = 0.98181136994323

(3.9361683399706 радиан)

Котангенс 225 градусов 55 минут и 21 секунд равен = 0.96830622731306

(3.9430914793369 радиан)

Котангенс 225 градусов 19 минут и 14 секунд равен = 0.98887263894168

(3.9325855668672 радиан)

Котангенс 225 градусов 25 минут и 55 секунд равен = 0.98503483120855

(3.9345296697285 радиан)

Котангенс 225 градусов 56 минут и 48 секунд равен = 0.96748929752571

(3.9435132672395 радиан)

Котангенс 225 градусов 57 минут и 20 секунд равен = 0.96718898531362

(3.9436684076174 радиан)

Котангенс 225 градусов 45 минут и 44 секунд равен = 0.97374120439577

(3.9402941043969 радиан)

Vredina23

пользуясь формулами приведения найти ;

tg(-300градусов)

ctg(225градусов)

sin(-240градусов)

cos(-120градусов)

piccina

Светило науки – 137 ответов – 5431 помощь

tg(-300)=tg(-360+60)=tg60=3под корнем

ctg(225)=ctg(360-135)=-ctg135=-ctg(90+45)=ctg45=1

sin(-240)=sin(240)=sin120=sin(270-30)=cos30=3/2 под корнем

cos(-120)=cos(120)=cos(90+30)=-sin30=-1/2

Аэроплан

Светило науки – 2349 ответов – 71638 раз оказано помощи

Решение:

tg(-300)=tg(-360+60)=tg60=√3

ctg(225)=ctg(180+45)=ctg45=1

sin(-240)=-sin(240)=-sin(270-30)=cos30=√3/2

cos(-120)=cos(120)=cos(90+30)=-sin(30)=-1/2

Таблица котангенсов, найти котангенс угла

Тригонометрические функции – это соотношение катетов и гипотенузы угла в прямоугольном треугольнике. Это очень важно. Длина сторон может изменяться, но соотношение останется прежним. На этом основании были созданы таблицы Брадиса, в котором указаны синус, косинус, тангенс и котангенс угла.

Котангенс – это соотношение катетов угла прямоугольного треугольника. Записывается следующим образом: ctg (А) = АС/ВС, где АС – ближний к углу катет, ВС – противолежащий катет.

Все данные есть в таблице котангенсов угла. Зная угол и одну из сторон, можно получить остальные данные. Производить расчеты можно на сайте посредством онлайн-калькулятора. Утверждение: знаю угол – знаю его тригонометрические функции, верно во все времена.

Таблица котангенсов от 0° – 360°

ctg(1°) 57.29
ctg(2°) 28.6363
ctg(3°) 19.0811
ctg(4°) 14.3007
ctg(5°) 11.4301
ctg(6°) 9.5144
ctg(7°) 8.1443
ctg(8°) 7.1154
ctg(9°) 6.3138
ctg(10°) 5.6713
ctg(11°) 5.1446
ctg(12°) 4.7046
ctg(13°) 4.3315
ctg(14°) 4.0108
ctg(15°) 3.7321
ctg(16°) 3.4874
ctg(17°) 3.2709
ctg(18°) 3.0777
ctg(19°) 2.9042
ctg(20°) 2.7475
ctg(21°) 2.6051
ctg(22°) 2.4751
ctg(23°) 2.3559
ctg(24°) 2.246
ctg(25°) 2.1445
ctg(26°) 2.0503
ctg(27°) 1.9626
ctg(28°) 1.8807
ctg(29°) 1.804
ctg(30°) 1.7321
ctg(31°) 1.6643
ctg(32°) 1.6003
ctg(33°) 1.5399
ctg(34°) 1.4826
ctg(35°) 1.4281
ctg(36°) 1.3764
ctg(37°) 1.327
ctg(38°) 1.2799
ctg(39°) 1.2349
ctg(40°) 1.1918
ctg(41°) 1.1504
ctg(42°) 1.1106
ctg(43°) 1.0724
ctg(44°) 1.0355
ctg(45°) 1
ctg(46°) 0.9657
ctg(47°) 0.9325
ctg(48°) 0.9004
ctg(49°) 0.8693
ctg(50°) 0.8391
ctg(51°) 0.8098
ctg(52°) 0.7813
ctg(53°) 0.7536
ctg(54°) 0.7265
ctg(55°) 0.7002
ctg(56°) 0.6745
ctg(57°) 0.6494
ctg(58°) 0.6249
ctg(59°) 0.6009
ctg(60°) 0.5774
ctg(61°) 0.5543
ctg(62°) 0.5317
ctg(63°) 0.5095
ctg(64°) 0.4877
ctg(65°) 0.4663
ctg(66°) 0.4452
ctg(67°) 0.4245
ctg(68°) 0.404
ctg(69°) 0.3839
ctg(70°) 0.364
ctg(71°) 0.3443
ctg(72°) 0.3249
ctg(73°) 0.3057
ctg(74°) 0.2867
ctg(75°) 0.2679
ctg(76°) 0.2493
ctg(77°) 0.2309
ctg(78°) 0.2126
ctg(79°) 0.1944
ctg(80°) 0.1763
ctg(81°) 0.1584
ctg(82°) 0.1405
ctg(83°) 0.1228
ctg(84°) 0.1051
ctg(85°) 0.0875
ctg(86°) 0.0699
ctg(87°) 0.0524
ctg(88°) 0.0349
ctg(89°) 0.0175
ctg(90°) 0
ctg(91°) -0.0175
ctg(92°) -0.0349
ctg(93°) -0.0524
ctg(94°) -0.0699
ctg(95°) -0.0875
ctg(96°) -0.1051
ctg(97°) -0.1228
ctg(98°) -0.1405
ctg(99°) -0.1584
ctg(100°) -0.1763
ctg(101°) -0.1944
ctg(102°) -0.2126
ctg(103°) -0.2309
ctg(104°) -0.2493
ctg(105°) -0.2679
ctg(106°) -0.2867
ctg(107°) -0.3057
ctg(108°) -0.3249
ctg(109°) -0.3443
ctg(110°) -0.364
ctg(111°) -0.3839
ctg(112°) -0.404
ctg(113°) -0.4245
ctg(114°) -0.4452
ctg(115°) -0.4663
ctg(116°) -0.4877
ctg(117°) -0.5095
ctg(118°) -0.5317
ctg(119°) -0.5543
ctg(120°) -0.5774
ctg(121°) -0.6009
ctg(122°) -0.6249
ctg(123°) -0.6494
ctg(124°) -0.6745
ctg(125°) -0.7002
ctg(126°) -0.7265
ctg(127°) -0.7536
ctg(128°) -0.7813
ctg(129°) -0.8098
ctg(130°) -0.8391
ctg(131°) -0.8693
ctg(132°) -0.9004
ctg(133°) -0.9325
ctg(134°) -0.9657
ctg(135°) -1
ctg(136°) -1.0355
ctg(137°) -1.0724
ctg(138°) -1.1106
ctg(139°) -1.1504
ctg(140°) -1.1918
ctg(141°) -1.2349
ctg(142°) -1.2799
ctg(143°) -1.327
ctg(144°) -1.3764
ctg(145°) -1.4281
ctg(146°) -1.4826
ctg(147°) -1.5399
ctg(148°) -1.6003
ctg(149°) -1.6643
ctg(150°) -1.7321
ctg(151°) -1.804
ctg(152°) -1.8807
ctg(153°) -1.9626
ctg(154°) -2.0503
ctg(155°) -2.1445
ctg(156°) -2.246
ctg(157°) -2.3559
ctg(158°) -2.4751
ctg(159°) -2.6051
ctg(160°) -2.7475
ctg(161°) -2.9042
ctg(162°) -3.0777
ctg(163°) -3.2709
ctg(164°) -3.4874
ctg(165°) -3.7321
ctg(166°) -4.0108
ctg(167°) -4.3315
ctg(168°) -4.7046
ctg(169°) -5.1446
ctg(170°) -5.6713
ctg(171°) -6.3138
ctg(172°) -7.1154
ctg(173°) -8.1443
ctg(174°) -9.5144
ctg(175°) -11.4301
ctg(176°) -14.3007
ctg(177°) -19.0811
ctg(178°) -28.6363
ctg(179°) -57.29
ctg(180°) – ∞

ctg(181°) 57.29
ctg(182°) 28.6363
ctg(183°) 19.0811
ctg(184°) 14.3007
ctg(185°) 11.4301
ctg(186°) 9.5144
ctg(187°) 8.1443
ctg(188°) 7.1154
ctg(189°) 6.3138
ctg(190°) 5.6713
ctg(191°) 5.1446
ctg(192°) 4.7046
ctg(193°) 4.3315
ctg(194°) 4.0108
ctg(195°) 3.7321
ctg(196°) 3.4874
ctg(197°) 3.2709
ctg(198°) 3.0777
ctg(199°) 2.9042
ctg(200°) 2.7475
ctg(201°) 2.6051
ctg(202°) 2.4751
ctg(203°) 2.3559
ctg(204°) 2.246
ctg(205°) 2.1445
ctg(206°) 2.0503
ctg(207°) 1.9626
ctg(208°) 1.8807
ctg(209°) 1.804
ctg(210°) 1.7321
ctg(211°) 1.6643
ctg(212°) 1.6003
ctg(213°) 1.5399
ctg(214°) 1.4826
ctg(215°) 1.4281
ctg(216°) 1.3764
ctg(217°) 1.327
ctg(218°) 1.2799
ctg(219°) 1.2349
ctg(220°) 1.1918
ctg(221°) 1.1504
ctg(222°) 1.1106
ctg(223°) 1.0724
ctg(224°) 1.0355
ctg(225°) 1
ctg(226°) 0.9657
ctg(227°) 0.9325
ctg(228°) 0.9004
ctg(229°) 0.8693
ctg(230°) 0.8391
ctg(231°) 0.8098
ctg(232°) 0.7813
ctg(233°) 0.7536
ctg(234°) 0.7265
ctg(235°) 0.7002
ctg(236°) 0.6745
ctg(237°) 0.6494
ctg(238°) 0.6249
ctg(239°) 0.6009
ctg(240°) 0.5774
ctg(241°) 0.5543
ctg(242°) 0.5317
ctg(243°) 0.5095
ctg(244°) 0.4877
ctg(245°) 0.4663
ctg(246°) 0.4452
ctg(247°) 0.4245
ctg(248°) 0.404
ctg(249°) 0.3839
ctg(250°) 0.364
ctg(251°) 0.3443
ctg(252°) 0.3249
ctg(253°) 0.3057
ctg(254°) 0.2867
ctg(255°) 0.2679
ctg(256°) 0.2493
ctg(257°) 0.2309
ctg(258°) 0.2126
ctg(259°) 0.1944
ctg(260°) 0.1763
ctg(261°) 0.1584
ctg(262°) 0.1405
ctg(263°) 0.1228
ctg(264°) 0.1051
ctg(265°) 0.0875
ctg(266°) 0.0699
ctg(267°) 0.0524
ctg(268°) 0.0349
ctg(269°) 0.0175
ctg(270°) 0
ctg(271°) -0.0175
ctg(272°) -0.0349
ctg(273°) -0.0524
ctg(274°) -0.0699
ctg(275°) -0.0875
ctg(276°) -0.1051
ctg(277°) -0.1228
ctg(278°) -0.1405
ctg(279°) -0.1584
ctg(280°) -0.1763
ctg(281°) -0.1944
ctg(282°) -0.2126
ctg(283°) -0.2309
ctg(284°) -0.2493
ctg(285°) -0.2679
ctg(286°) -0.2867
ctg(287°) -0.3057
ctg(288°) -0.3249
ctg(289°) -0.3443
ctg(290°) -0.364
ctg(291°) -0.3839
ctg(292°) -0.404
ctg(293°) -0.4245
ctg(294°) -0.4452
ctg(295°) -0.4663
ctg(296°) -0.4877
ctg(297°) -0.5095
ctg(298°) -0.5317
ctg(299°) -0.5543
ctg(300°) -0.5774
ctg(301°) -0.6009
ctg(302°) -0.6249
ctg(303°) -0.6494
ctg(304°) -0.6745
ctg(305°) -0.7002
ctg(306°) -0.7265
ctg(307°) -0.7536
ctg(308°) -0.7813
ctg(309°) -0.8098
ctg(310°) -0.8391
ctg(311°) -0.8693
ctg(312°) -0.9004
ctg(313°) -0.9325
ctg(314°) -0.9657
ctg(315°) -1
ctg(316°) -1.0355
ctg(317°) -1.0724
ctg(318°) -1.1106
ctg(319°) -1.1504
ctg(320°) -1.1918
ctg(321°) -1.2349
ctg(322°) -1.2799
ctg(323°) -1.327
ctg(324°) -1.3764
ctg(325°) -1.4281
ctg(326°) -1.4826
ctg(327°) -1.5399
ctg(328°) -1.6003
ctg(329°) -1.6643
ctg(330°) -1.7321
ctg(331°) -1.804
ctg(332°) -1.8807
ctg(333°) -1.9626
ctg(334°) -2.0503
ctg(335°) -2.1445
ctg(336°) -2.246
ctg(337°) -2.3559
ctg(338°) -2.4751
ctg(339°) -2.6051
ctg(340°) -2.7475
ctg(341°) -2.9042
ctg(342°) -3.0777
ctg(343°) -3.2709
ctg(344°) -3.4874
ctg(345°) -3.7321
ctg(346°) -4.0108
ctg(347°) -4.3315
ctg(348°) -4.7046
ctg(349°) -5.1446
ctg(350°) -5.6713
ctg(351°) -6.3138
ctg(352°) -7.1154
ctg(353°) -8.1443
ctg(354°) -9.5144
ctg(355°) -11.4301
ctg(356°) -14.3007
ctg(357°) -19.0811
ctg(358°) -28.6363
ctg(359°) -57.29
ctg(360°)

×

Пожалуйста напишите с чем связна такая низкая оценка:

×

Для установки калькулятора на iPhone – просто добавьте страницу
«На главный экран»

Для установки калькулятора на Android – просто добавьте страницу
«На главный экран»

Помогите из публицистического текста переписать в научный

Роман  Тургенева  «Накануне»: идейно-художественное своеобразие

Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую про­грамму обновления России они примут и как приступят к осво­бождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Руди­ным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало ге­роя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офи­цера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобио­графической повести, одним из главных героев которой был моло­дой болгарский революционер, студент Московского университе­та. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический фа­культет Московского университета.

Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. При­шлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, зани­мался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.  

Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, позна­комившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Поче­му же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, на­конец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «На­кануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?

Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специ­альную статью «Когда же придет настоящий день?», дал класси­ческое определение художественному дарованию Тургенева, уви­дев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репу­тацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой уче­ный, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгар­ский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет мо­лодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нуж­нее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чинов­ники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.

Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотрази­мая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называе­мое образованное» (VI, 120).

В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и стра­хом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источни­ка— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчаст­ных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безно­гого старика и сам чуть не погиб».

Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взле­теть, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного на­клонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устрем­ленность к полету проявляется и в безотчетных поступках герои­ни: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опу­скаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хоро­ший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).

Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает   его   от русских   Берсеневых   и  Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутст­вие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении роди­ны, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типи­ческие черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусирован­ных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению на­рода от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским геро­ям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых осо­бенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народ­ной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсене­ва, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.

В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педан­тизм. Художественную завершенность эта двойственная характе­ристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками ге­роя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем ро­мане и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, от­части возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет фи­лософский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для се­бя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «нау­ка», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «лю­бовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с же­ланиями и надеждами героев. На протяжении всего романа Ин­саров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительно­сти своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?

Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: со­вместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бед­ной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»

Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет от­даться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».

В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь по­слана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело ока­зываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских сла­вян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внут­реннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздво­ения является любовь.

В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимисти­ческой теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в приро­де человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в ду­ше каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не толь­ко в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружаю­щей его природой. Природа не считается с неповторимой цен­ностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее не­различающим взором. Этот мотив универсального трагизма жиз­ни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезно­вением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал ры­бу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плава­ет, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».

Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широ­кий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному по­рядку в философском плане романа приобретает «продолжаю­щийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отно­шениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.

И в то же время это роман о бесконечных исканиях чело­вечества, о постоянном стремлении его к социальному совер­шенству, о вечном вызове, который бросает человеческая лич­ность «равнодушной природе»:

«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословля­ющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?»  (VIII,  156).

Современников Тургенева из лагеря революционной демокра­тии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Совре­менник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяс­нить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».

Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском сою­зе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: по­следний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.

В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального едине­ния, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский рево­люционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутрен­ними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные пар­тии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.

В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.

Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отра­жает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности пат­риархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, кар­точными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотвер­женным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость бол­гарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую рус­ское молодое поколение готово признать за образец, здесь пред­ставлен болгарин.

Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и во­прос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).

Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — вопло­щением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятель­ного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».

Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, моло­дое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихий­ностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятель­ным героиням Тургенева.

Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, до­стойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в  практическом «жизнетворчестве».                                                  

Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную разви­тию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам бо­лее архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная си­туация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к опре­деленной сфере деятельности и постоянный труд.

«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией вели­кого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привле­кательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.

Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наруж­ность Берсенева рисуется как прямая противоположность внеш­ности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического пред­ставления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.

В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульп­туры как художественного рода, он стремится передать в скульп­турном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способ­ность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превра­щает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображен­ным в романе.

Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклара­ций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоот­вержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — вопло­щение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цель­ной натуры.

Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рас­сыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгои­стических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.

Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как при­знак нравственной слабости «скромность», понимание им второ­степенного значения своих интересов в духовной жизни совре­менного общества и своего «второго номера» в строго определен­ной иерархии типов современных деятелей.

Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуиро­ванным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизне­строительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятель­ное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служе­ния. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-­секретаря Сената — карьериста Курнатовского.

В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене,   раскрывается  мысль  о  принадлежности  Курнатовского,  как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике ска­зывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время рево­люционной ситуации обнаруживается невозможность «для гос­подствующих классов сохранить в неизменном виде свое гос­подство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), застав­ляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.

«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократиче­ское, монархическое государство. Понимая, что реформы неиз­бежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного госу­дарства, а себя считали носителями идеи государства и исполни­телями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.

В центре романа — болгарский патриот-демократ и револю­ционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотиче­ское правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую крова­вым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим наро­дом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, ка­кой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои ра­достно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.

В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убе­ждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобраз­ному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую де­вушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «По­рог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.

 Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аске­тическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добро­любов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тур­генев вложил лирическую апологию идеала героической моло­дости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действи­тельно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).

Добавить комментарий