Если вы ведете предстоящий курс, практикум, семинар или тренинг, важно точно знать, какие навыки вы хотите, чтобы слушатели приобрели. Цели обучения – это инструменты, которые учителя и преподаватели используют для обоснования своих уроков и заданий, а также для определения ожиданий учащихся. Понимание того, как составлять полезные цели, может помочь вам эффективно планировать учебный план и оценивать успехи студентов.
В этой статье мы дадим определение целей обучения, объясним, как составлять цели обучения, приведем три примера, рассмотрим разницу между целями и задачами и поделимся некоторыми вопросами, которые вы можете задать себе, чтобы помочь разработать свои цели.
Что такое цели обучения?
Цели обучения – это цели, которые ставят преподаватели, чтобы помочь им структурировать свои семинары и курсы. Эти цели обычно определяют способности, которые, как ожидается, приобретут учащиеся. Понимание того, чему, по вашему мнению, учащиеся могут научиться на занятиях, поможет вам выбрать подходящие темы, виды деятельности и ресурсы. Цели обучения также могут помочь учащимся измерить свой прогресс и сосредоточить усилия при изучении материала курса.
Важно написать действенные цели обучения, которые отвечают потребностям ваших студентов. Цели обучения – это, как правило, конкретные формулировки, которые определяют ожидаемые способности студентов в конце вашего курса. Они обозначают те действия, которые, как вы надеетесь, они смогут выполнять после завершения вашего занятия, и они могут быть связаны с востребованными навыками по предмету, который вы преподаете. Например, цель обучения на уроке рисования может включать в себя умение студентов рисовать реалистичные фигуры карандашом, углем и пером.
Как написать цели обучения
Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять для разработки четких и ясных целей обучения:
1. Обдумайте, какие важные навыки должны развить учащиеся
Цели обучения обычно обсуждают способности, которые учащиеся приобретают в результате прохождения вашего семинара или курса. Подумайте, какими навыками вы надеетесь вооружить учащихся и какие знания могут быть наиболее полезны в их отрасли. Также полезно подумать о времени и ресурсах, имеющихся в вашем распоряжении, чтобы обеспечить реалистичные ожидания. Например, если вы проводите часовой семинар по написанию художественной литературы, ваши студенты могут узнать, как разработать интересную идею сюжета. Если вы преподаете в колледже семестровый курс по одной и той же теме, студенты могут научиться писать короткие рассказы.
2. Выберите глагол действия
Цели обучения сосредоточены на том, что студенты смогут сделать после завершения вашего занятия или урока, поэтому они обычно включают в себя сильный глагол действия. Может быть полезно провести мозговой штурм глаголов, которые описывают ваш идеальный результат. Подумайте о типе класса, в котором вы преподаете. Например, на занятиях, посвященных техническим навыкам, можно использовать такой глагол, как собрать, проект или устранить неполадки. Если вы преподаете теоретический курс, который учит студентов критически осмысливать материал, вам может быть полезен такой глагол, как анализ, заключить или отвечать на вопросы .
3. Используйте метод ABCD
Популярным инструментом для написания целей обучения является метод ABCD. Метод ABCD, разработанный психологом Робертом Мейджером в 1962 году, предлагает основу для разработки продуманных целей. Этот подход включает следующие элементы:
-
Аудитория: Люди, которые посещают ваш мастер-класс, семинар или курс
-
Поведение: Вещи, которые, как вы ожидаете, они будут делать по-другому после вашего обучения
-
Условия: Контекст, в котором полезно преподавание
-
Степень освоения: Уровень успеха, который вы ожидаете, учитывая сложность курса
Например, вот элементы ABCD для однодневного семинара по лидерству:
-
Аудитория: Профессионалы со средним уровнем карьеры, стремящиеся занять руководящую должность
-
Поведение: Принимать эффективные решения от имени команды
-
Состояние: В профессиональных ситуациях с высокой степенью риска
-
Степень освоения: С положительными результатами
4. Добавьте конкретики
Ваши цели обучения могут использовать конкретные формулировки, чтобы объяснить, чем ваш курс отличается от других курсов, в которых изучается аналогичный материал. Определите, на чем вы сосредоточитесь и как это поможет учащимся выполнять уникальные задачи. Например, вместо того, чтобы написать, что слушатели могут научиться печатать, вы можете написать, что слушатели смогут набирать не менее 70 слов в минуту (WPM) с точностью 90%. Возможно, вам поможет метод SMART, который побуждает вас писать конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени цели.
5. Пересмотрите свои цели обучения
Пересмотрите свои цели и усильте их до тех пор, пока они не станут четкими, измеримыми и конкретными. Важно, чтобы ваши цели обучения позволяли легко оценить прогресс учащихся в конце курса. Например, если цель состоит в том, чтобы студенты умели менять шины, вы можете проверить их, попросив написать шаги по замене шины. Вы также можете включить практический тест, в котором студенты меняют шину, а вы проверяете их работу, чтобы убедиться в ее правильности.
6. Повторите для каждой цели
У большинства преподавателей есть несколько целей обучения для каждого курса. Вы можете определить нужное количество целей, чтобы направлять ваше обучение. Более длительные курсы могут иметь больше целей обучения, чем короткие мастер-классы или семинары. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока ваши цели не будут точно описывать результаты, которых вы надеетесь достичь со своими студентами.
Примеры целей обучения
Вот несколько примеров целей, на которые вы можете ссылаться при написании своих собственных:
Пример №1
В конце семестра студенты смогут точно обозначить все анатомические части пищеварительной системы человека.
Пример №2
К концу этого четырехчасового семинара учащиеся смогут идентифицировать все подозрительные электронные письма в своих почтовых ящиках.
Пример №3
В конце этого четырехнедельного курса студенты смогут составлять развлекательные и информативные сценарии для 90-секундных обучающих видеороликов.
Цели обучения против. цели обучения
При разработке материала для семинара или курса важно определить как цели, так и задачи. Хотя эти два термина относятся к результатам, которых вы хотите достичь с помощью вашего обучения, они отличаются друг от друга. Вот несколько ключевых различий между целями обучения и задачами обучения, которые помогут вам понять, как их составлять:
Конкретность
Цели обучения, как правило, более конкретны, чем задачи. Цели могут относиться к широким желаниям учащихся, а не к конкретным шагам и поведению, которых вы надеетесь достичь. Например, желание, чтобы студенты с увлечением изучали историю искусств, может быть скорее целью, чем задачей.
Измеримость
Очень важно, чтобы вы могли измерить успех ваших целей. Цели точно определяют, что учащиеся смогут сделать после вашего курса и насколько хорошо они смогут это сделать. Это позволит вам оценить работу студентов в сравнении с вашими целями, чтобы определить, оправдали ли они ваши ожидания. Это также может помочь вам усовершенствовать ваше учение.
Перспектива
Цели часто формулируются с точки зрения преподавателя, он фокусируется на том, что он хочет, чтобы студенты поняли. Задачи сосредоточены непосредственно на результатах работы учащихся. Они определяют идеальный результат занятия с точки зрения ученика и точно определяют, что он может сделать.
Вопросы, которые следует задать себе при написании целей обучения
Ниже приведены некоторые вопросы, над которыми следует задуматься при разработке целей:
-
Каковы наиболее важные выводы из вашего курса?
-
Достижимы ли поставленные вами цели для большинства студентов??
-
Какие навыки могут помочь учащимся продвинуться в образовании или карьере?
-
Есть ли у вас ресурсы, необходимые для того, чтобы студенты могли достичь этих целей?
-
Какие инструменты вы можете использовать для оценки результатов учащихся?
-
Что могут сделать студенты, чтобы обеспечить достижение целей обучения?
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):
– обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);
– сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);
– сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и др.);
– формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);
– восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;
– обеспечить контроль знаний и умений по тем;
– подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
– сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;
– сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись езультатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации).
Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;
– сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;
– обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладения суворовцами навыков труда.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
– развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
– развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и прочее;
– развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;
– развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;
– при работе с отстающими учащимися обратить особое внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;
– при работе с наиболее подготовленными учащимися обратить особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;
– формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве. Осуществлять связь с другими предметами;
– формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;
– формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
– вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве;
– развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления;
– при изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из различных источников;
– освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);
– развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;
– формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения);
– формировать умение выделять главное от второстепенного;
– формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;
– развивать самостоятельность;
– формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);
– развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и прочее;
– развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение;
– развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;
– способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
– развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал;
– развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;
– умение давать оценку событиям, историческим деятелям;
– умение анализировать ответ товарища, дать оценку;
– умение слушать, выделять главное и второстепенное.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
– содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;
– обеспечить нравственное воспитание учащихся (ознакомить суворовцев с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);
– содействовать трудовому воспитанию учащихся;
– влиять на профессиональное самоопределение;
– содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);
– содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);
– обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);
– содействовать военно-патриотическому воспитанию;
– воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;
– воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;
– с целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо менять виды деятельности суворовцев на протяжении урока, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения
чистоты;
– большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся;
– воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
активности и самостоятельности, настойчивости;
– воспитание интереса к предмету, к учению;
– воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;
– формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;
– воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;
– воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и человеческое достоинство;
– воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова; воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Структура современного урока:
- Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ
Возможные методы и приёмы выполнения
- Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.
- Проверка выполнения домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы
Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом
- Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
- Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
- Работа с определением
- Использование обыденных аналогий
- Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
- Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
- Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий
- Применение знаний и способов действий
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия
- Обобщение и систематизация
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»
- Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)
- Коррекция знаний и способов действий
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
- Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
- Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
- Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Три уровня домашнего задания:
- Стандартный минимум
- Повышенный
- Творческий
- Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
- Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
П
роверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
- индивидуальный контроль;
- выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
- комментарий к домашнему заданию;
- задание на поиск в тексте особенностей…
Организует:
- взаимопроверку;
- коллективную проверку;
- проверку выполнения упражнения;
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
- оценочные высказывания обучающихся;
- обсуждение способов решения;
- поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
- самостоятельную работу с учебником;
- беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
- самооценку;
- самопроверку;
- взаимопроверку;
- предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
ЦЕЛИ УРОКОВ
Цели деятельности учителя понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся.
Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически.
Учащиеся – активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности.
Цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.
Приступая к формулировке целей урока, учитель:
– изучает требования программы;
– обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме;
– определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
– выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена , она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм
организации познавательной деятельности школьников.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель ):
– образовательные (обучающие);
– развивающие;
– воспитательные.
Развивающие цели урока
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).
Требования к развивающей цели: учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная); вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности; подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.
Развивающий компонент цели будем формулировать так: «создать условия для развития…», «способствовать развитию…» (логического мышления, пространственного воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Воспитательные цели урока
Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.
Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки: «создать условия для…» или «обеспечить условия для…» (воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.)
Примеры некоторых формулировок развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
«Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т. п.»
P.S. Воспитательная цель – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая цель – создать условия для развития (пишем чего)
Образовательные:
– обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем …
– обеспечить формирование умений …
– установить уровень знаний по теме…
– обеспечить обобщение изученного материала по теме…
– обеспечить систематизацию изученного материала по теме …
– обеспечить отработку умений учащихся…
Развивающие и воспитательные:
создать условия для:
– развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы );
– развития элементов творческой деятельности ( интуиции, пространственного воображения, смекалки);
– развития мировоззрения;
– развития навыков устной и письменной речи;
– развития памяти;
– развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
– развития эстетических представлений и художественного вкуса;
– развития логического мышления ( на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),
способности четко формулировать свои мысли;
– воспитания уважения к своей Родине;
– воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядоч-ности;
– воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
– воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
– подведения учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
– развития у школьников исследовательской культуры ( развитие умений ис-пользовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза,
эксперимент);
– развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
– развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, моно-логическую и диалогическую речь);
– развития у учащихся рефлексивной деятельности.
Вы не станете профессионалом в своей области, если будете практиковаться 10000 часов. Чтобы практика приносила пользу, нужна обратная связь и точные учебные цели. Разбираемся, как ставить цели и планировать свое обучение
Почему обучение начинается с постановки цели
«Аллен — прирожденный трехочковый баскетболист», — пишет журналистка Джеки Макмаллан в своей статье о рекордсмене по количеству реализованных трехочковых бросков Рэе Аллене. В ответ на это Аллен сказал, что выходит из себя, когда его заслуги принижают и считают Божьим даром:
“Я каждый день выкладываюсь по полной — не иногда, не время от времени, а каждый день. Спросите любого из моих коллег по команде, спросите ребят из Seattle Super Sonics или Milwaukee Bucks: кто чаще всех отрабатывает броски? Все ответят, что это я”.
В школе броски Рэя ничем особенным не выделялись. Его тренер по баскетболу считал, что у соратников Аллена по команде больше шансов забросить трехочковый в корзину. С тех пор Рэй Аллен развил свой навык настолько, что люди стали считать его даром.
Аллен сделал трехочковый бросок и сравнял счет на последних секундах матча. Из-за этого броска Spurs были вынуждены провести еще одну решающую игру с Miami. В итоге Miami стали чемпионами NBA в 2013 году
Психолог Андерс Эрикссон называет осознанное развитие навыка, которого не было от рождения, продуманной подготовкой. Вместе с коллегой он написал книгу «Максимум: как достичь личного совершенства» и разделил развитие любых навыков на три вида: наивную, целенаправленную и продуманную подготовку.
Наивная подготовка. То, что делают большинство людей. Вы учитесь новому и практикуетесь до тех пор, пока не достигните зоны комфорта. В этот момент развитие навыка остановится. Если не выйти из зоны комфорта — сделать то, чего вы раньше не делали, навык автоматизируется и станет хуже. Например, водители с десятилетним стажем могут ездить хуже недавних студентов автошколы. Такие водители не чувствуют необходимости улучшать или поддерживать свои навыки и постепенно их теряют.
Целенаправленная. В целенаправленной подготовке вы повторяете те же действия, но надеетесь со временем делать их лучше. Суть целенаправленной подготовки — преодолевать длинный путь небольшими шагами и четко сформулировать цель. Без этого трудно понять: вы двигаетесь вперед или стоите на месте.
Чтобы целенаправленно развивать навыки:
-
Разбейте цель на этапы и разберитесь как их преодолеть.
-
Сконцентрируйте внимание на своем этапе.
-
Вовремя получайте обратную связь. Она поможет понять, что вы делаете неверно и как это исправить.
-
Преодолевайте себя и выходите из зоны комфорта. Делайте то, чего раньше не делали.
Психолог Андерс Эрикссон рассказывает, как стать великим в любом деле в эпизоде подкаста Freakonomics
Продуманная подготовка. Мы выучиваем достаточно навыков, чтобы справляться с ежедневными задачами. При этом забываем давать мозгу задачи, которые будут его менять. Нужно постоянно выходить из равновесия и заставлять мозг и тело адаптироваться к изменяющимся условиям. Так вы создаете потенциал, а не достигаете его.
Чтобы продуманная подготовка работала, нужно целенаправленно практиковаться, выходить из зоны комфорта и понимать объективные стандарты успеха. Именно здесь обучение превращается в проект.
Как ставить цели для своего обучения
Люди не учатся, сидя на лекциях и запоминая факты. Для этого нужно мыслить, анализировать и применять полученную информацию на практике. Процесс обучения подробно разобрал профессор педагогики Бенджамин Блум в 1956 году. Блум создал Таксономию — классификацию образовательных целей, которая помогает понять, чему стоит научиться, и отслеживает прогресс.
Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума
Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума
Обучение начинается от простого к сложному и состоит из шести шагов: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.
- Знание — запоминаете и воспроизводите заученные факты. Например, цитируете правила поведения в общественном месте.
- Понимание — переводите сухие факты в смысл и интерпретируете его. Понимаете суть правил и объясняете их другому человеку своими словами.
- Применение — используете полученные знания и смыслы на практике. Придумываете правила поведения для своих сотрудников.
- Анализ — раскладываете знания на составляющие, понимаете их разницу и проверяете. Осознаете, что одно из правил противоречит другим и меняете его.
- Оценка — делаете суждение о ценности решения или идеи. Придумываете другие варианты решения задачи и проверяете ценность ваших правил.
- Синтез — создаете новое из нескольких несвязанных между собой частей. Читаете правила других компаний, обобщаете несколько пунктов придуманных правил и создаете новый список.
Как это применять. Вы развиваете навык, если проходите все стадии Таксономии Блума. Для этого нужно спроектировать свой путь с первого до последнего этапа. Сформулировать каждый шаг поможет онлайн-конструктор целей обучения на английском или на русском языке.
Чтобы поставить задачу выберите:
-
одну из шести образовательных целей;
-
контент, с которым будете работать: задачу, точки зрения, мотивацию;
-
онлайн или оффлайн источники: сайт, статью, книгу;
-
формат продукта, который получится на выходе: карту, песню, обзор;
-
количество людей, которые будут работать над целью.
Например, задача на второй ступени Таксономии Блума «Понимание» может выглядеть так: объяснить мотивацию героев фильма, используя сайт, и вдвоем создать таймлайн. Задача на четвертой так: сравнить тренды экологии, используя мнения экспертов, и сделать промостраницу.
В конструкторе образовательных целей для каждого уровня Таксономии есть глаголы действия, которые помогают сформировать цель. Глаголы разных уровней нельзя менять местами или смешивать
Такой конструктор можно собирать, чтобы научиться программировать, критически мыслить или выращивать черные розы. Большие сложные цели разбивайте на этапы и конкретизируйте по SMART.
Формулируем точную цель
SMART — аббревиатура метода, который помогает сформулировать конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), актуальную (Relevant) и ограниченную во времени (Time Bound) цель. Такую задачу проще понять и выполнить. Если она большая и сложная, разбейте цель на несколько этапов.
Герой фильма «Форрест Гамп» Бабба хотел открыть свой креветочный бизнес, когда вернется из армии. Он знал о креветках все, что полагается. Чтобы цель Баббы была по SMART, ей нужно добавить количественные показатели и уточнить время
Specific — конкретная. Цель должна быть понятной и однозначной. Решите, чего вы хотите достичь. Попробуйте ответить на вопрос: что и зачем вам нужно? Например, вы хотите написать книгу, чтобы стать профессиональным писателем.
Measurable — измеримая. Как вы поймете, что цель достигнута? Определите количественные показатели, которые помогут измерить и описать успех. Оценивайте свой прогресс и сверяйтесь с этими показателями. Уточняем нашу цель: написать книгу и выпустить ее печатную версию в издательстве.
Achievable — достижимая. Трезво оценивайте свои возможности, ставьте достижимые и амбициозные цели. Если придумать недосягаемую задачу, вы потеряете мотивацию. Слишком легкая цель быстро потеряет ценность, а вы — интерес. Подумайте: ваша цель не слишком легкая или сложная? Какие ресурсы и усилия потребуются для ее достижения?
Чтобы написать книгу, нужно каждый день тренироваться и писать по семь страниц текста. На это потребуется два часа в день. Если у вас хорошая дисциплина и вы понимаете, как работают издательства — это достижимая цель.
Relevant — актуальная. Цель должна быть важной и реальной. Совпадать с глобальными целями и ресурсами, которые у вас есть. В нашем примере: первая изданная книга поможет набрать аудиторию, получить обратную связь для следующих работ. Задача помогает достижению главной цели — стать профессиональным писателем.
Time Bound — ограниченная во времени. Дедлайн помогает сосредоточиться на выполнении цели и не отвлекаться на другие задачи. Временные рамки мотивируют и помогают контролировать работу над достижением цели.
Уточняем пример цели по SMART: писать по семь страниц в день, чтобы к июлю 2022 года написать книгу на 360 страниц и выпустить ее в издательстве.
Как спланировать свое обучение
Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова рекомендует планировать обучение, учитывая результаты, время и методы обучения. Выбрать формат, наставника и способ получения обратной связи.
Конечный результат
Разложите компетенцию на составляющие, чтобы определить свой текущий уровень и результат, который вам нужен. Для этого используйте профессиональные или образовательные стандарты и инструменты ассессмента. Ассессмент — это методики, которые помогают оценить уровень развития навыка. Мы рассказывали о них в большом гиде по soft skills.
Пример с иностранным языком: понятная система языковых уровней от базового А1 до профессионального владения С2 помогает определить стартовую позицию и желаемый результат. Подумайте, что мешает вам освоить язык: боязнь ошибки или недостаточный словарный запас. Чем детальнее в этом разобраться, тем точнее будет цель обучения. Зная цель, легче определить методы и разработать для себя учебный план.
Время обучения
Если ставите образовательную цель по SMART, вам потребуется рассчитать время. Временные рамки помогают не растягивать учебный процесс и не совершать одни и те же ошибки. Чтобы рассчитать время на обучение, подумайте:
-
сколько времени вы готовы уделять достижению цели еженедельно;
-
сколько на изучение материала, а сколько для отработки его на практике;
-
хватит ли этого для достижения запланированного уровня.
Наставник и обратная связь
Чем сложнее учебная задача, тем важнее наставник и обратная связь. Вы можете учиться с корпоративным ментором или встречаться с более опытным коллегой за чашкой кофе. Хороший вариант — стать частью профессионального сообщества. Так вы поддержите учебную мотивацию, будете в курсе трендов и сможете найти наставника.
Если в области ваших образовательных интересов нет экспертов и сообществ, подумайте о мастермайнд-группе. Это группа близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе: мотивируют друг друга, помогают учиться и достигать целей. Получить обратную связь по навыкам и образовательным целям можно на тренинге. В таком формате вы получите ее от группы и тренера.
Методы обучения
Определите свой стиль обучения, чтобы подобрать подходящие методы и форматы учебы. Стили обучения подробно описали Дэвид Колб и Кей Петерсон в книге «Век живи — век учись». Авторы предлагают пройти тест и определить, как вы учитесь: через конкретный или абстрактный опыт, рефлексию или активные эксперименты.
Например, люди с инициирующим стилем привыкли действовать, а потом обдумывать последствия действий. Они не любят абстрактные теории, стремятся получать новый сложный опыт и ищут постоянный контакт с другими людьми. Таким людям подойдут стажировки, тренинги и мастермайнд-группы. При этом людям с размышляющим стилем не подходят игры-симуляции. Они не любят делиться своими эмоциями и давать оценку другим участникам. Зато им подойдут курсы с серьезной теоретической базой и оценкой эксперта.
Формат: онлайн или оффлайн
Онлайн-курсы — хороший вариант для получения знаний и умений. В некоторых курсах есть обратная связь от эксперта и других участников. Если есть возможность, выбирайте онлайн-курсы с системой адаптивного обучения. Адаптивные онлайн-курсы могут учитывать потребности учащегося, опыт и пробелы в знаниях, темп обучения и предпочтения в формате, чтобы предложить оптимальный маршрут изучения материала. Чем больше данных получает адаптивная система, тем точнее учебная траектория.
При этом для развития «гибких» навыков важны ценностные установки и возможность применять знания в безопасной среде. Здесь возможности массовых онлайн-курсов пока ограничены. Поэтому становятся популярными форматы смешанного обучения, где онлайн дополняется офлайном.
Скачать и распечатать этот чек-лист в формате PDF вы можете здесь.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
#статьи
- 15 дек 2022
-
0
Цель образовательной программы: как её определяют
В разных сегментах образования к целям подходят по-разному. Всё зависит от того, кто «заказывает музыку».
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Журналистка-аквалангистка с глубоким погружением в тему образования.
Из этой статьи вы узнаете:
- с какими ключевыми вопросами связана цель абсолютно любой образовательной программы;
- кто определяет цели образовательной программы и зачем они вообще нужны;
- каковы цели образовательных программ в школах, колледжах и вузах, учитывая, что их заказчик — государство;
- какими бывают цели образовательных программ на курсах и в кружках;
- каковы цели программ корпоративного обучения.
Цель отвечает на вопрос: «Для чего создаётся эта образовательная программа?» Но этот вопрос нужно разбить на два:
- Зачем эта образовательная программа нужна заказчику (то есть тому, кто организует это обучение) и учащимся? Это цель-мотив её создания.
- К чему конкретно должен прийти учащийся или каким он должен стать в результате образовательного процесса? Это цель для проектирования программы методистами и педагогами.
В самой программе ответ на первый вопрос указывают не всегда, но он в любом случае подразумевается при её разработке.
Цели обычно формулируют ёмко и лаконично, а подробно конкретизируют уже в задачах программы и результатах, к которым должен прийти учащийся (например, в виде списка компетенций, которые он должен освоить).
Цели важно обозначить для любой образовательной программы, будь то большой курс высшего образования, однодневный мастер-класс по флористике или полуторачасовой вебинар.
Чётко сформулированная цель программы помогает её потенциальному участнику понять, то ли это обучение, которое ему нужно, соответствует ли оно его личным стремлениям — и осознанно принять решение об участии в нём (разумеется, если речь не идёт о школьном образовании, которое в любом случае обязательно).
А организатору обучения чётко сформулированные цели помогают:
- привлечь «правильных» студентов, которым важна именно такая цель-мотив, которую он подразумевает;
- правильно спроектировать программу обучения, то есть путь учащегося и действия преподавателей — чтобы все решения, принятые в образовательном процессе, были согласованными и вели в нужном направлении. Дело в том, что от целей зависят структура и содержание образовательной программы, форма и методы обучения, система оценки результатов, даже срок обучения.
Вот простая аналогия: в путешествии цель — это не только физический пункт назначения, но и мотивы путешественника. В один и тот же пункт можно направляться с разными мотивами: для кого-то это способ познакомиться с новым городом, для кого-то — поездка в командировку, а кто-то едет просто повидаться с друзьями.
При этом у того, кто отправляет путешественника в путь, тоже свои мотивы: например, заработать на продаже ему тура или бесплатно познакомить с городом так, чтобы турист в него влюбился и рассказывал потом всем, какой он прекрасный (ради имиджа города). Или от этого путешественника просто хотят добиться выполнения рабочей задачи в поездке. В результате получатся совершенно разные поездки.
Так же и в образовании: программу курса можно составить, например, для поверхностного знакомства учащихся с темой (просто для удовлетворения его любопытства), можно — для глубокого погружения в теорию по этой теме, а можно — для освоения прикладных профессиональных навыков в ней. И по содержанию это получатся три абсолютно разные программы, даже если все они будут посвящены одной теме — например, психологии конфликта.
При этом заказчик курса может стремиться распространить знания по теме или иметь целью заработать на продаже этого курса либо вообще всё это затеял на самом деле ради того, чтобы прорекламировать себя как лучшего эксперта в теме. А может быть, его мотив — решить какую-то проблему (продолжая пример с курсом по психологии конфликта — добиться, чтобы люди перестали конфликтовать).
Поскольку мотивы заказчика программы имеют большое значение для её содержания, подходы к постановке целей во многом различаются в зависимости от того, говорим мы о формальном образовании или неформальном, государственном или частном, коммерческом или бесплатном. Ведь заказчики в этих случаях разные.
Школы, колледжи, техникумы, вузы, центры подготовки и переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — всё это сектор формального образования. Курсы повышения квалификации и переквалификации, если они являются обязательными для представителей какой-то профессии (то есть без соответствующей «корочки» человек не сможет работать), — тоже. Во всех этих случаях основной заказчик — государство. Оно и определяет, каким должен быть выпускник, что он должен знать и уметь. Это и есть цели образовательных программ. Принимаются они с учётом стратегий экономического, социального, научного и культурного развития страны (а это мотивы самого заказчика — государства).
Причём, даже если речь о негосударственных школах, колледжах и вузах, они всё равно должны руководствоваться базовыми целями, которые государство ставит для соответствующих уровней образования, иначе не получат аккредитацию своих программ, а значит, не смогут выдавать признаваемые государством аттестаты и дипломы. Но сверх этих обязательных целей образовательные организации могут иметь и другие. Например, частная школа, может ещё и готовить учеников к поступлению в иностранные вузы, и в соответствии с этой целью ей можно расширить содержание своих образовательных программ.
Базовые цели закреплены в законе «Об образовании в РФ» и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Правда, в законе прописаны цели не для конкретных программ, а для видов и ступеней образования в целом. Так, школьное образование направлено на:
«…развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».
А на уровне основного общего образования (то есть с пятого по девятый класс) цель такая:
«…становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)».
Любое профессиональное образование, к какому бы уровню оно ни относилось, согласно закону, направлено на:
«…приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».
При этом, например, у высшего профессионального образования цель такая:
«…обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».
То есть мы видим, что в высшем образовании есть не только профессиональные цели, но и связанные с общим развитием человека — интеллектуальным, культурным и нравственным. Кстати, в последнее время всё больше внимания уделяется такой цели высшего образования, как формирование мировоззрения учащихся.
Цели, установленные законом для видов и ступеней образования в целом, конкретизируются в федеральных госстандартах для конкретных направлений подготовки, а также в примерных образовательных программах. В школьных ФГОС и примерных программах есть особый раздел про цели (сформулированный в очень общем виде, как и в законе), но далее описан «портрет выпускника» (какими характеристиками он должен обладать) и приведён большой набор результатов освоения программы в виде личностных, метапредметных и предметных компетенций — именно в них и проявляется конкретизация.
Вот как сделана формулировка о цели в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования:
А вот формулировка о цели программы развития универсальных учебных действий (УУД) в рамках той же Примерной основной образовательной программы среднего общего образования:
А в стандартах для высшего и среднего профобразования отдельного раздела про общие цели нет, но есть конкретика в виде описания основных задач, которые должен уметь решать выпускник, а также планируемых результатов освоения программы — в виде компетенций.
Для программ среднего профессионального образования перечисляются общие и профессиональные компетенции, а для высшего — универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Причём по части профессиональных результатов важно ориентироваться на профстандарты для соответствующей профессии (там перечислены конкретные знания и навыки, которыми должны обладать её представители). Это называется компетентностным подходом к проектированию образовательной программы.
То, что сформулированной в общем виде цели нет в госстандарте, не значит, что образовательная организация не может сама сформулировать её в понятном для абитуриентов виде. Вот, например, как описана цель программы бакалавриата «Анализ данных» по направлению подготовки «02.03.03 Прикладная информатика» на сайте РАНХиГС:
Различные кружки и курсы для детей и взрослых, куда идут не ради обязательной «корочки», а за получением навыков, для которых дипломы и сертификаты на рынке труда не обязательны, или для общего развития, расширения кругозора, решения какой-то личной проблемы, — это неформальное образование. Заказчики программ обучения в таких местах — сами школы, онлайн-платформы, обучающие центры и так далее.
Если цели-мотивы, с которыми создаётся программа, могут быть довольно общими, то цели для проектирования, на которые методисты опираются непосредственно при разработке программы, важно конкретизировать. Целями для проектирования обычно выступают измеримые результаты обучения — чтобы в конце можно было говорить об успехе или неуспехе программы (подробнее об этом расскажем дальше).
Например, цель-мотив — познакомить человека с азами масляной живописи. Допустим, аудитория занятий — новички, которые просто хотят попробовать себя в этом виде творчества (не собираются пока осваивать живопись профессионально, а только присматриваются к ней как к приятному хобби). Это их цели-мотивы, с которыми они идут учиться. Ясно, что под «попробовать» и «познакомиться с азами» скрывается целый набор базовых навыков, о которых новички даже не подозревают и поэтому не могут их сформулировать.
Но проектировщики обучения знают, что это подразумевает, в частности, знание теории цвета и композиции хотя бы в общих чертах, умение смешивать краски, знание, какие виды кистей для чего используются, владение хотя бы парой техник наложения мазков и приёмом контраста света и тени. И значит, всё это должно быть заложено в программу обучения, а воплощением всех этих знаний и умений станет готовая картина, которую учащиеся напишут в процессе обучения с применением всех этих навыков. Поэтому для проектирования цель будет примерно такой: написать натюрморт в смешанной технике лессировки и работы мазками.
У заказчика программы неформального образования цели создания программы могут быть как коммерческими (получить доход от продажи курса), так и некоммерческими. Например, он хочет распространить через курс некие знания, опыт или идейные ценности либо популяризировать свой бренд среди людей, которые будут учиться на курсе, или найти одарённых в чём-то людей. Так, многие IT-компании имеют собственные школы обучения программированию, потому что это помогает им находить способных, перспективных людей, которых можно пригласить на работу. К тому же это продвигает бренд компании.
Чтобы образовательный продукт получился востребованным у целевой аудитории, заказчику нужно ориентироваться на цели учащихся (и их родителей, если это детское образование). Например, компания делает коммерческие курсы, чтобы получить доход. Но будут ли люди покупать эти курсы всё больше и больше, зависит от качества обучения. А чтобы курсы были качественными, учащийся должен в итоге достигать тех целей, с которыми он пошёл учиться. Поэтому цели заказчика программы связываются с целями учащихся.
Обычно образовательные программы разрабатывают под наиболее типичные цели какой-то аудитории. Таковыми могут быть, например, желание познакомиться с какой-то сферой деятельности (удовлетворить любопытство, попробовать себя в чём-то) или научиться что-то делать «как профи» (например, печь, как настоящий кондитер, писать картины как профессиональный художник), а могут быть планы поменять профессию и найти новую работу по ней. Наконец, это может быть просто способ увлекательно провести время. Но для проектирования курса, напомним, методистам в любом случае придётся конкретизировать цели в измеримые результаты.
В отличие от формального образования, где цели программ задаются на государственном уровне, в неформальном секторе цели для каждой конкретной программы свободно определяют её разработчики — исходя из целей самого заказчика и потенциальных учащихся. Если речь идёт о курсах обучения профессии или повышения квалификации, то здесь тоже важно помнить об общей установленной законом цели для профессионального образования, каким бы оно ни было:
«…приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».
Эта предусмотренная законом цель совпадает и с целями самих учащихся, ведь чаще всего люди идут учиться профессии, рассчитывая потом работать по ней.
Цели заказчика выяснить нетрудно, а вот как узнать цели потенциальной аудитории того или иного курса (то есть тех людей, которые, по задумке, придут учиться на ней)? Для этого разработчики образовательных программ проводят исследования. Важно понять интересы, «боли» и потребности разных сегментов потенциальной аудитории, чтобы выяснить, почему они решают пойти учиться, ради чего.
Правда, есть большая сложность, которой сейчас озадачена вся индустрия онлайн-курсов: решение учиться люди часто принимают неосознанно, не понимая, зачем им это нужно и нужно ли вообще на самом деле. В результате обучение их не удовлетворяет, они его бросают или думают, что зря потратили время и деньги. Представители EdTech считают, что поэтому образовательные платформы должны помогать людям для начала определиться с целью, чтобы потом предложить им именно то обучение, которое нужно.
Для последующей детализации общих целей образовательной программы до конкретных знаний и навыков, которыми в итоге должен овладеть учащийся, надо исследовать ещё и рынок. Если речь об обучении профессии, то — выяснить, какие требования работодатели предъявляют к соответствующим сотрудникам, чего ждут от них, на отсутствие каких навыков чаще всего жалуются.
Вот, например, как сформулирована цель онлайн-курса «Методист образовательных программ» на платформе Skillbox:
А вот как описаны цели программы детского кружка программирования от «Учи.ру»:
Обучение сотрудников на работе, если это не обязательное по закону профобучение, — тоже неформальное. Например, обязательных требований к менеджерам по продажам нет, но компании, как правило, регулярно устраивают для своих менеджеров обучающие тренинги. Поэтому здесь регулирования со стороны государства нет.
Заказчик корпоративного обучения — работодатель. Он видит недостаток каких-либо навыков у сотрудников и, организуя обучение, старается этот недостаток компенсировать. Тем самым он пытается устранить проблемы в работе или сделать её ещё более эффективной. Это и есть конечные цели обучающих программ.
Чтобы выяснить и детализировать эти цели, разработчикам обучения тоже очень важно провести исследование. Причём в корпоративной сфере порой не так-то просто выяснить истинные цели заказчика. Допустим, руководитель говорит: «Надо сделать для старших менеджеров курс по тайм-менеджменту, потому что они часто стали пропускать дедлайны». Но если выяснить причины опозданий у самих старших менеджеров, то окажется, что у них в последнее время просто сильно вырос объём задач, и они не очень умеют их делегировать, хотя в теории их этому уже учили. А значит, и обучать их сейчас надо не тайм-менеджменту, а конкретно делегированию, причём с упором не на теорию, а на отработку и закрепление навыков. То есть цель будет такой: внедрить делегирование задач в практику работы старших менеджеров (а не просто «научить основам делегирования задач»).
Кстати, две типичные ошибки проектирования программ корпоративного обучения связаны как раз с целями: это слишком общая, размытая формулировка цели либо слишком большое количество целей для одной программы. В первом случае вообще непонятно, к чему двигаться (значит, и курс или тренинг получатся невнятными), а во втором программа получится перенасыщенной и поэтому не даст эффекта, ведь в корпоративном обучении курсы обычно короткие, времени на долгое обучение ни у сотрудников, ни у бизнеса нет.
Сейчас в EdTech и корпоративном обучении распространена модель проектирования программы от результата. А результатом при этом выступает как раз цель, к которой нужно привести студента.
Методист образовательных программ Skillbox Анна Крылова объясняет, что согласно этой концепции цель образовательной программы должна быть:
- Конкретной. Важно помнить об итоговом результате и сформулировать его настолько точно, насколько можно. Например, цель «изучить дизайн интерьеров» — слишком размытая, а вот «самостоятельно создать 3D‑визуализацию дизайн-проекта трёхкомнатной квартиры» — уже лучше.
- Измеримой. Цель нужно формулировать таким образом, чтобы итоговый результат можно было оценить по понятным и чётким критериям. Поэтому в качестве цели нередко выбирается создание какого-либо проекта или продукта, который потребует от студента задействовать все знания и навыки, заложенные в программу: «разработать сайт на языке Java по брифу заказчика», «испечь торт „Наполеон“ по рецепту».
- Достижимой. Достижение цели должно быть реальным за срок программы и при той глубине погружения в тему, которую она предполагает. Скажем, во время трёхчасового мастер-класса студент может научиться печь «Наполеон» по рецепту, но будет неправильно ожидать, что за этот срок он представит авторский рецепт торта.
- Значимой. Именно для этого нужно изучать потребности аудитории — чтобы программа обучения отвечала тем запросам, с которыми люди приходят учиться.
Можно заметить, что этот подход к целеполаганию соответствует популярному в управлении проектами методу SMART (Specific — «конкретная», Measurable — «измеримая», Attainable — «достижимая», Relevant — «значимая», Timely — «ограниченная по времени»). Однако последний критерий можно не учитывать, так как достижение цели по умолчанию привязано к окончанию программы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Цель — результат, который мы хотим получить с помощью курса. Цель должна быть:
- Значимой для заказчика
Цель «обучить сотрудников технике безопасности» может быть значимой, если персонал не соблюдает правила потому, что не знает их. Однако если проблема в непонимании важности предписаний, подобный курс не исправит ситуацию.
- Конкретной
«Рассказать сотрудникам о продуктах и услугах банка» — не конкретная цель. Она не поясняет, насколько глубоко сотрудники должны знать материал, что будут делать с этими знаниями после курса.
- Реализуемой в формате онлайн-курса
Невозможно научить сотрудников чинить трактор с помощью онлайн-курса. Но можно наглядно показать, как устроен двигатель и ускорить процесс офлайн-обучения.
- Измеримой
«Мотивация персонала» или «применение знаний на практике» не могут не быть корректными целями. Узнайте у заказчика, есть ли объективные показатели, по которым можно будет оценить эффективность учебного материала, например увеличение объемов продаж или сокращение текучки кадров.