Датчик положения коленвала как найти

  • 1. Устройство и где находится датчик положения коленвала
    • 1.1. С датчиком Холла
    • 1.2. Оптический
    • 1.3. Индуктивный
  • 2. Признаки неисправности
  • 3. Способы проверки
    • 3.1. Гаечным ключом
    • 3.2. Осциллографом
    • 3.3. Мультиметром
    • 3.4. Диагностическим сканером
    • 3.5. Проверка омметром
  • 4. Устранение неисправностей
    • 4.1. Чистка от грязи
    • 4.2. Обрыв контакта
    • 4.3. Загрязнение контактов
    • 4.4. Связанные проблемы

Датчик положения коленчатого вала двигателя или сокращенно ДПКВ отслеживает состояние его шкива по двум отсутствующим зубьям. Их специально не разместили, чтобы прибор “чувствовал”, как вращается вал. В других случаях используются магниты для меток на валу. Далее информация передается по кабелю в электронный блок управления двигателем для обработки. Это помогает ЭБУ синхронизировать работу коленвала и системы зажигания, обеспечив своевременную подачу искры и впрыск топлива в двигателе. Какие бывают признаки неисправности датчика коленвала и как его проверить, рассмотрим ниже.

Устройство и где находится датчик положения коленвала

Электродатчик играет важную роль в исправной работе силовой установки, поэтому все производители авто размещают его в легкой доступности для проверки и ремонта. ДПКВ расположен с правой стороны двигателя сбоку от маховика в районе блока цилиндров. Искать нужно выше поддона, ближе к стартеру и патрубкам выхода охлаждающей жидкости.

Расположение ДПКВ
Расположение датчика положения коленчатого вала

Обычно он крепится одним или двумя болтами (в зависимости от модификации) и имеет небольшой провод с фишкой контакта. Элемент покрыт эластичным полимером, устойчивым к маслам и высоким температурам

Положение датчика относительно метки коленвала
Положение ДПКВ относительно метки

Определение положения вала фиксируется по двум отсутствующим зубьям или выделенному контрольному (зависит от вида маховика). ДПКВ “замечает” это визуально и при помощи электромеханических процессов. Различают три разновидности контроллера.

С датчиком Холла

Работает с магнитом, установленным на маховике. Всякий раз, когда он проходит мимо сенсора, в ДПКВ возбуждается постоянный ток. Это фиксируется синхронизирующим диском, и информация передается в блок управления двигателем.

ДПКВ с датчиклм Холла
ДПКВ с датчиклм Холла

Оптический

Имеет в устройстве светодиод. Работает в паре с приемником. Луч всегда уходит и отражается. Когда свечение прерывается, это означает, что мимо контроллера прошел контрольный зуб. По нему и определяется положение коленчатого вала.

Оптический ДПКВ
Оптический ДПКВ

Индуктивный

Содержит внутри намагниченную катушку, реагирующую на электромагнитное поле. При изменениях показателей регистрируется отметка, означающая конкретное положение шкива на валу.

Индуктивный датчик коленвала Индуктивный ДПКВ

Последний тип распространен больше всего и устанавливается на все современные автомобили с инжекторной системой впрыска топлива в двигатель. Кроме положения коленвала он способен определять скорость вращения, поэтому более функционален.

Признаки неисправности

Чтобы понять, какие признаки неисправности могут относиться к ДПКВ, рассмотрим коротко его участие в работе двигателя. Несимметричные выступы на коленчатом валу последовательно воздействуют на шатуны, толкая поршни в цилиндрах. Последние сжимают воздух и нагнетаю компрессию. Параллельно ГРМ через ГБЦ подает нужное количество воздуха в цилиндры.

Система управления двигателем “понимает” положение всех участников, исходя из данных ДПКВ (при условии правильной установки привода ГРМ), и открывает форсунки для выпуска бензина. От катушек зажигания подается искра на свечи, и воздушно‐топливная смесь воспламеняется. Двигатель работает ровно и не дергается.

При неисправности датчика коленвала нарушается синхронизация процесса. ЭБУ двигателя не знает, в какой момент подавать бензин, что сказывается на работе ДВС.

Найти причину поломки поможет диагностика, но об этом чуть ниже.

Среди признаков неисправности, указывающих на возможную поломку ДПКВ встречаются:

  • загорание на приборной панели значка Check Engine;
  • потеря динамики автомобиля;
  • нестабильные обороты двигателя;
  • мотор глохнет самопроизвольно;
  • детонация в момент нажатия педали акселератора;
  • двигатель дергается и троит.

При окончательной неисправности датчика коленвала двигатель невозможно завести совсем. Но установить это можно только путем проверки, где диагностика покажет состояние других участников системы зажигания.

Способы проверки

Вышеописанные симптомы могут быть признаками неисправности не только датчика коленвала. Такие симптомы относятся также к свечам зажигания, смещенным меткам в узле ГРМ, высоковольтным проводам, катушке зажигания. Здесь важно знать, как проверить контроллер.

Проверка ДПКВ поможет убедиться, что неисправность именно в нем, а не в перескочившем ремне ГРМ или грязной дроссельной заслонке двигателя.

Существует несколько способов диагностики. Поскольку большинство ДПКВ индуктивные, мы рассмотрим проверку именно такого контроллера на валу.

Гаечным ключом

Если двигатель не заводится, а поблизости нет измерительных приборов и СТО, проверку датчика положения можно выполнить гаечным ключом. Для этого способа хорошо иметь второго человека в помощники:

  1. Откройте капот и открутите фиксирующий болт датчика.
  2. Достаньте ДПКВ наружу и очистите его от грязи.
  3. Включите зажигание.
  4. Снимите подушку на втором ряду сидений, чтобы лучше было слышно работу бензонасоса в баке.
  5. Не извлекая фишку контакта, приложите к торцевой части датчика гаечный ключ.
  6. Второй человек должен в этот момент услышать включение бензонасоса.

Такая проверка ключом провоцирует срабатывание индукционной катушки и имитирует прохождение шкива. Если бензонасос включается каждый раз при прикладывании металлического предмета, значит контроллер реагирует на положение вала. Если насос не слышно, то симптом точно укажет на поломку.

Осциллографом

Проверка датчика коленвала осциллографом выполняется двумя способами и дает более точное представление о реакции контроллера на положение вала. В первом случае действие происходит на заглушенном моторе, но при включенном зажигании.

Датчик вынимается со своего места, а к его контактам прикладываются щупы осциллографа. Полярность здесь значения не имеет. Далее перед торцевой частью сенсора проводят металлическим предметом (можно тем же гаечным ключом). Катушка должна сработать на металл, но вместо того, чтобы снимать заднее сиденье и прислушиваться к звуку бензонасоса, реакция будет видна на экране осциллографа.

Проверка ДПКВ
Проверка ДПКВ осцилографом

Более точно выполнить проверку можно на работающем двигателе, подключив осциллограф параллельно выводам ДПКВ. Тогда программа покажет не только реакцию, но и полную картину работы контроллера. На экране отобразится амплитуда электромагнитного поля. Она должна быть с ровными верхними и нижними границами, а также равными разделительными интервалами, указывающими на прохождение контрольного участка. Если таких пауз больше или края осциллограммы не ровные, значит у маховика обломаны или сильно стерты некоторые зубья. Это ведет к некорректной реакции сенсора. Тогда дело не в неисправности датчика коленвала, а в механической части. Потребуется замена венца маховика.

Мультиметром

Проверка датчика коленвала мультиметром выполняется в режиме измерения сопротивления. Для этого ступенчатый переключатель устанавливается в соответствующее положение. ДПКВ извлекается наружу, а щупы мультиметра вставляются в контакты.

Проверка ДПКВ мультиметром
Проверка датчика мультиметром

Большинство датчиков имеет диапазон сопротивления катушки в пределах 500-700 Ом (точнее можно узнать из характеристик конкретной модели и данных производителя). Поэтому прибор нужно установить на верхнее значение в 2000 Ом. Если тестер показывает меньшие значения, значит нарушена изоляция обмотки катушки. Такая неисправность требует замены датчика. Отсутствие показаний на тестере означает, что цепь оборвана и ДПКВ непригоден для эксплуатации.

Кроме сопротивления некоторые мультиметры способны проверять индуктивность. У датчика положения коленчатого вала этот показатель должен быть 200–400 мГн. Сильное отклонение от указанного диапазона доказывает неисправность контроллера.

Диагностическим сканером

Те, кто более профессионально подходят к ремонту своего автомобиля имеют в наборе инструментов диагностический сканер. Он помогает проверить не только датчик, но и другие параметры работы бензинового двигателя. Среди товаров корейского происхождения большой популярностью пользуются сканеры OBD–2 Scan Tool Pro.

Диагностический сканер
Диагностический сканер

Прибор вставляется в штатный разъем авто и связывается с ЭБУ. При помощи ноутбука, телефона или ПК происходит сопряжение по Bluetooth или сети Wi‐Fi. Потребуется специальная программа. На экран выводятся собранные ошибки. Среди кодов неисправностей, относящихся к датчику положения коленвала: Р0336 и Р0335. Проверка сканером заключается в наличие сигнала с датчика положения и способности определять задающую метку для синхронизации последующей работы двигателя.

Проверка омметром

Если под рукой нет мультиметра, но есть омметр, то он тоже подойдет. Потребуется на заглушенном моторе снять электродатчик коленвала и прикоснуться выводами прибора к контактам в разъеме. Рабочие параметры ДПКВ должны находиться в пределах 500–700 Ом. Если сопротивление сильно высокое, значит где‐то есть помехи для прохода электрического тока. В случае слишком низкого показателя нарушена целостность обмотки.

Устранение неисправностей

Проверка может показать неспособность электродатчика зафиксировать состояние коленчатого вала. В таком случае, при подтверждении выхода из строя ДПКВ, понадобится его замена на новый. Но если поломка случилась в пути и до ближайшего автомагазина или станции техобслуживания далеко, можно попробовать найти и устранить неполадки самостоятельно. Иногда проблема кроется не в катушке индукционного устройства, а в контактах.

Чистка от грязи

Например, распространенной проблемой является загрязнение рабочей части смазкой от маховика. Последняя летит на сенсор и покрывает его толстым слоем грязи. Сверху налипает пыль и песок, а также металлическая стружка. Все это создает помехи для работы элемента. В таком случае понадобится выкрутить один или два удерживающих болта, извлечь ДПКВ наружу и хорошо протереть его выступающий после упора корпус. Затем верните прибор назад и попытайтесь завести двигатель снова.

Грязный ДПКВ
Грязный датчик ПКВ

Обрыв контакта

Еще одной распространенной неполадкой бывает обрыв провода. Он случается часто перед фишкой контакта. В этом месте провода изгибаются, что приводит к постепенному преломлению. Визуально нарушение целостности проводника может быть незаметно, поскольку наружная изоляция остается целой.

Для устранения неполадки снимите разъем и потяните контактные штыри легонько на себя. Оборванный выйдет наружу и останется у вас в руках.

Ремонт потребует зачистить изоляцию и связать оголенные концы. Затем участок изолируется (можно использовать кембрик или изоленту). Но эта мера временная и потребует последующей пайки.

Загрязнение контактов

Хотя разъем защищен резиновым уплотнителем, он постепенно теряет эластичность и герметичность. Из‐за этого внутрь проникает влага, пыль. Начинается процесс коррозии. Контакты окисляются и цепь прерывается. В результате исправный ДПКВ перестает определять состояние коленвала и мотор глохнет.

Грязь на контактах ДПКВ
Грязь на контактах ДПКВ

Для решения проблемы попробуйте почистить штифты контактов. Они находятся в углублениях и добраться до них можно тонким надфилем или наждачной бумагой, свернутой в трубочку. Выдуйте собравшуюся внутри пыль, восстановите соединение и попытайтесь запустить мотор.

Связанные проблемы

Если ДПКВ “прозванивается” и нет нарушения в целостности контактов, поломка может быть связана с отсутствующими зубьями на маховике. Электродатчик просто “запутывает” ЭБУ, срабатывая на дополнительные образовавшиеся “метки”. Это сможет определить только механик на СТО. Для ремонта понадобится замена венца маховика.

ДМРВ (определяет массовый расход воздуха) тоже влияет на работу ДПКВ и вызывает отклонения в показаниях. Проблема диагностируется в сервисе.

Изгиб маховика “восьмёркой” способен ввести электродатчик коленвала “в заблуждение”, и здесь потребуется снятие коробки и замена деформированной детали.

Если двигатель работает неравномерно, неожиданно глохнет или заводится только после нескольких попыток, проблема может быть в датчике положения коленвала (ДПКВ). Его можно заменить самостоятельно — задача не требует профессиональных навыков, а по времени займёт 20–30 минут.

В статье дадим пошаговую инструкцию, как поставить новый ДПКВ на примере автомобиля Lada Granta. По такому же принципу можно заменить датчик коленвала на «Хёндай-Солярисе», «Рено-Логане», «Фольксвагене» и авто других марок — деталь везде находится в одном и том же месте.

Где находится датчик положения коленвала

Автопроизводители устанавливают ДПКВ рядом с центральным маховиком двигателя, который находится внизу мотора с правой или левой стороны.

Место установки датчика

На Lada Granta датчик находится в левой нижней части двигателя. Деталь выглядит примерно так же и на других автомобилях

Если не получается найти датчик положения распредвала, можете узнать его точное местоположение другими способами:

  • найти в инструкции к авто;
  • посмотреть на сайте автопроизводителя;
  • позвонить на горячую линию автопроизводителя;
  • поехать в автосервис или вызвать мастера, если двигатель уже не заводится.

Как снять неисправный датчик коленвала и поставить новый

Шаг 1. Подготовьте инструменты. Вам понадобится торцевой ключ на 10 мм, его ещё называют «головка». Плюс трещотка с удлинителем 5–10 см.

Трещотка

Датчик находится в тесном пространстве, поэтому удобнее всего работать с трещоткой: вам не придётся после каждого поворота перехватывать ключ и надевать его на болт заново

Если же трещотки нет, подойдёт трубчатый ключ с рычагом.

Трубчатый ключ

В качестве рычага можно использовать обычную отвёртку

Дополнительно нужно подготовить жидкость WD-40 или другое средство для размягчения ржавчины.

Шаг 2. Обесточьте бортовую сеть. Для этого откиньте минусовую клемму от аккумулятора.

Минусовая клемма

Обязательно обесточьте авто, иначе во время установки может перегореть новый датчик коленвала

Шаг 3. Отсоедините провод от ДПКВ. Для этого аккуратно выдерните штекер из гнезда датчика.

Штекер

Штекер вытаскивается из датчика с небольшим усилием

Шаг 4. Открутите болт крепления датчика. Для этого используйте торцевой или трубчатый ключ на 10 мм.

Болт крепления датчика

Болт крепления датчика. Вы не сможете подобраться к нему, пока не снимите штекер

Болт только один. Если он заржавел и не поддаётся, смажьте его жидкостью WD-40 или другими средствами для размягчения ржавчины.

Шаг 5. Выньте датчик из гнезда крепления. Для этого возьмите деталь за корпус и с небольшим усилием выдерните из гнезда, аккуратно раскачивая из стороны в сторону. Если не поддаётся, используйте смазку WD-40: смажьте ею гнездо крепления и корпус датчика. Через две минуты пробуйте снова вытащить.

Шаг 6. Поставьте новый датчик. Аккуратно насадите его на гнездо крепления, потом закрутите болт и вставьте штекер. Если проблема была в ДПКВ, двигатель заведётся и будет равномерно работать.

Если мотор всё равно не заводится, глохнет или работает неравномерно, возможно, вы неправильно установили датчик либо проблема была в другой детали. Тогда лучше обратиться к автомеханику, который проведёт диагностику автомобиля, выявит проблему и поможет её устранить.

Датчиком коленвала (ДПКВ) называется специальный считывающий компонент двигателя, с помощью которого производится синхронизация (установление) положения коленчатого вала. Как правило, датчик положения коленвала ставится на автомобили с системой электронного управления мотором.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Датчик коленчатого вала является именно тем компонентом, который позволяет электронному блоку управления (ЭБУ) двигателем производить контроль за текущим положением коленвала с целью обеспечения эффективного функционирования системы впрыска топлива. Проще говоря, данный датчик, он же #ДПКВ призван точно определять момент, когда в #цилиндры силового агрегата необходимо подать определенный объем топлива.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Со слов автомехаников, главная функция рассматриваемого датчика заключается в том, чтобы во время работы автомобиля, осуществлять четкую передачу сигналов на ЭБУ, причем не только о том, в каком положении сейчас находится коленвал, но и, какая его частота вращения и текущее направление. Некоторые автоспециалисты, называют еще данный элемент двс, датчиком оборотов коленчатого вала и именно он непосредственно влияет на стабильную работу силовой установки. Таким образом, любые сбои в функционировании этого датчика, неминуемо приводят к нестабильной работе мотора или даже его полной остановке.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Для справки заметим, что в разных конструкциях двигателей, датчик коленчатого вала может отвечать, как за синхронизацию работы топливных форсунок, так и способен параллельно с этим регулировать #зажигание автомобиля.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Какие существуют виды датчиков коленчатого вала двигателя?
Стоит сказать, что на разные модели автомобилей могут устанавливаться различные по принципу работы датчики положения коленвала, однако зачастую они подразделяются на
следующие основные виды:

Магнитный датчик коленвала (индуктивного типа): ключевой особенностью таких компонентов является то, что им не требуется отдельное питании. Формирование сигнала на электронный блок управления осуществляется в тот момент, когда специальный зуб (метка) для синхронизации производит проход через магнитное поле. Это магнитное поле образуется в зоне нахождения самого датчика синхронизации, то есть вокруг него. Наравне с контролем за положением и вращением коленвала, данный датчик может также считывать скорость коленвала.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Датчик положения коленвала на эффекте Холла: данный вид датчика работает таким образом, что считывание информации он производит только тогда, когда автомобиль начинает двигаться, именно в данный период к датчику приближается изменяющееся магнитное поле. Датчик Холла включает в свой состав специальный синхронизирующий диск, который реализует перекрытие магнитного поля, а зубья диска осуществляют взаимодействие с магнитным полем ДПКВ. Для справки заметим, что датчик оборотов коленвала данного вида параллельно способен выполнять функцию датчика распределителя зажигания.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Оптический датчик положения коленвала: взаимодействует с диском синхронизации, который имеет специальные зубья или пазы. Также на этом диске могут быть выполнены специальные отверстия. В свою очередь, диск синхронизации перекрывает оптический поток, который проходит между светодиодом и специальным приемником. Главной функцией приемника является фиксация прерываний светового потока, после чего происходит создание импульса напряжения, который передается на ЭБУ силового агрегата.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Где находится и, как устроен датчик положения коленвала двигателя?

Как правило, большинство автопроизводителей устанавливают датчик положения коленвала недалеко от шкива генератора на специальном кронштейне. Датчик коленвала характеризуется наличием металлического корпуса, что обеспечивает ему высокий уровень прочности, надежности, а также длительность эксплуатации.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

Для справки заметим, что между датчиком коленвала и шкивом генератора должен быть зазор от 0,5 до 1,5 миллиметров. В свою очередь, регулировка зазора наиболее часто осуществляется шайбами.

Чем опасны для двигателя поломки датчика положения коленвала?

Неисправности датчика положения коленчатого вала силового агрегата приводят к тому, что топливо несвоевременно подается и воспламеняется в камерах цилиндров. В результате нарушений топливного впрыска, мотор попросту не способен нормально функционировать.

В заключении добавим, что неисправности датчика коленвала являются достаточно редким явлением, но они все же бывают из-за неправильной эксплуатации транспортного средства. При возникновении необходимости в проверке состояния данного агрегата необходимо использовать специальный тестер. С его помощью нужно измерить состояние обмотки. Кроме того, данный датчик может выходить из строя при неправильном выполнении ремонтных работ. Как советуют автомеханики, при поломке ДПКВ, наиболее рациональным решением автовладельца будет замена сломанного компонента двигателя на новый, так как от качества его работы, непосредственно зависит нормальная работа силового агрегата.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) двигателя - где находится, для чего нужен и, когда менять?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ НА НАШЕМ САЙТЕ ПО ССЫЛКЕ: https://autbar.ru/autoesud.html

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ ВАМ НА ДОРОГАХ!

На чтение 9 мин Просмотров 29.6к. Опубликовано 24 апреля, 2022

В конструкции автомобилей имеется датчик положения коленвала. Он предназначен для определения его угла положения и скорости вращения во время работы. Он представляет собой небольшое устройство, которое крепится на корпусе двигателя. Определение положения осуществляется путем отсчета зубьев на диске синхронизации. Существует несколько типов ДПКВ в зависимости от их конструкции и технологии счета. Производители предлагают три типа датчиков, устанавливаемые на разные модификации моторов.

Устройство датчика положения коленвала

  • с датчиком Холла;
  • оптические;
  • индуктивные.

Устройство сенсора зависит от его типа. Например, в датчике Холла имеется специальный элемент, который умеет реагировать на постоянный магнит. В оптическом приборе есть источник света и фотоприемник. Во всех вариантах датчиков имеется корпус, внутри которого находится электроника. Также в паре должна быть ответная часть в виде диска, на которой присутствуют метки, указывающие на определенное положение вала.  На задающем или реперном диске расположено 60 зубьев. В одном из мест отсутствует 2, что и является синхронизацией. Датчик создает магнитное поле и когда зубья на диске проходят сквозь него, генерирует импульс. Далее, информация поступает в блок управления.

Все датчик оснащены разъемом, в котором имеются контакты. Если расположить его ключом вверх, то нумерация будет слева – направо:

  • 1 – питание, +12В.
  • 2 – корпус, 0В.
  • 3 – сигнальный выход на блок управления.

ДПКВ с датчиком холла

Принцип действия датчика ДПКВ

В общем, любой датчик положения коленчатого вала работает по схожему принципу. Когда метка оказывается напротив чувствительного элемента сенсора, генерируется сигнал на блок управления и он вырабатывает необходимые для работы мотора импульсы в нужные такты времени. Соответственно, они могут формироваться в единичном количестве наоборот и во множественном для более точного определения положения. Для работы датчика положения коленчатого вала требуется питание.

Существующие типы датчиков положения коленвала

На легковые автомобили устанавливают один из трех типов датчиков положения коленвала.

Датчик Холла

Датчик положения коленчатого вала типа Холла регистрирует угол положения и скорость вращения при помощи постоянного магнита, закрепленного на вращающейся части. Когда магнит проходит мимо элемента Холла, генерируется сигнал, который передается в блок управления для дальнейшей обработки.

Оптический

Существует также оптический датчик положения коленчатого вала. Он представлен небольшим устройством, внутри которого имеется источник света. Ответная часть выполнена в виде диска со щелями, через которые световой луч падает на фотоэлемент. Когда он фиксируется, то это свидетельствует о соответствующем положении вала. Так блок определяет истинное значение угла, которое используется для формирования правильных управляющих импульсов. Измерительная часть состоит из датчика и ответного элемента в виде диска со щелями для прохождения света.

Индуктивный

Индуктивный датчик частоты вращения коленчатого вала работает на индуктивном принципе. Когда к измерительной части подносится магнит, в катушке наводится ЭДС. Имеется стальной стержень из немагнитного материала, вокруг которого намотана медная проволока. Срабатывает он при поднесении металлического предмета к чувствительному элементу прибора, что приводит к замыканию магнитного потока, наведенного в железе. Соответственно, когда он есть, это служит сигналом необходимого положения коленчатого вала для генерации искры. Именно этот тип ДПКВ больше распространен в виду своей надежной конструкции. Способен работать в любых условиях. Часто для восстановления его работоспособности достаточно протереть чувствительную часть прибора, так как на нее, вероятно, могла налипнуть мелкая стружка.

Где находится дпкв

Расположение датчика положения коленвала

Находится датчик положения коленчатого вала на корпусе двигателя, точнее, закреплен на кронштейне, который присоединен к боковой крышке. Ответная часть представляет собой диск с магнитами, выступами, прорезями или зубьями, которые выступают счетными импульсами. крепится сенсор на специальный кронштейн возле приводного шкива. Правильное его положение может повлиять на корректность счета и определения точного положения вала.

Признаки неисправности датчика коленвала

В процессе работы датчик положения коленчатого вала приобретает разные признаки неисправности. Основными поломками или признаками неисправности сенсора являются следующие состояния:

  • двигатель заметно теряет в мощности;
  • наблюдается нестабильность работы ДВС, в том числе и в холодном состоянии при наличии достаточного количества топлива и воздуха;
  • увеличение расхода топлива;
  • нестабильное образование искры;
  • на приборной панели подсвечивается ошибка Р0336;
  • машина не заводиться при полной неисправности сенсора.

Важно. Не стоит полагать, что неисправен именно датчик положения коленвала, если вы обнаружили один из перечисленных признаков. Они могут возникать также при наличии других неисправностей. Чтобы убедиться в этом, нужно выполнить детальную диагностику.

Датчик положения коленвала

Как проверить датчик положения коленвала

Если вы обнаружили ранее перечисленные признаки на своем моторе 16 клапанов, то сначала нужно проверить устройство тестером или цифровым мультиметром. Также можно измерить положение прибора относительно зубьев. Способ проверки зависит от типа установленного датчика скорости. Рассмотрим несколько проверенных методов анализа состояния данного прибора.

Проверка сопротивления ДПКВ омметром

Если на вашем авто установлен индуктивный датчик, то с помощью указанного прибора можно прозвонить обмотку, в которой наводится ЭДС. Для этого отключите разъем питания и установите щупы прибора на центральный и боковой контакты. Тестер переключите в режим измерения сопротивления. Оно должно быть в пределах от 500 до 1100 Ом.

Также стоит проверить величину зазора, так как из-за нее вполне могут быть неполадки в работе мотора. Особенно важно это сделать после замены датчика. Расстояние между чувствительной частью датчика до сердечника должны быть в пределах от 0,5 до 0,15 мм. Перед установкой сенсора на место ознакомьтесь с инструкцией по его выставлению. Если она будет слишком большой, то сигнал будет приглушенным, и вероятно, дует пропадать. В таком случае симптомы неисправности датчика коленвала могут состоять в полной невозможности завести двигатель.

Проверка значения индуктивности

Индуктивные датчики оснащены медными немагнитными обмотками. Когда к ним подносится металл, то есть, замыкается магнитный поток в разомкнутом сердечнике, то генерируется импульс. В таком случае ошибка датчика коленвала может быть высвечена на панели. Код ее можно расшифровать при помощи сканера, но также можно проверить индуктивность прибора. Сделать это можно при помощи того же мультиметра с возможностью измерения индуктивности катушек. Ее величина зависит от типа датчика, поэтому узнавайте точные цифры в описании на запчасть.

Проверка ДПКВ осциллографом

Проверка ДПКВ с помощью осциллографа

Если на КИА нарушилась работоспособность датчика оборотов коленвала, то, вероятно, есть проблемы и их можно обнаружить при помощи осциллографа. Выполняется это следующим образом:

  • Подключите измерительный щуп прибора к датчику коленвала Калина 8 клапанов или другого авто.
  • Включите прибор в режим измерения переменного напряжения и установите предел амплитуды 5-10 В. Установите период измерения 100 мс.
  • Запустите двигатель и наблюдайте за показаниями. На экране осциллографа должна отображаться последовательность импульсов с пропуском. Этот пропуск выступает меткой синхронизации.

Если импульсы есть, то датчик исправен. Возможно, неправильно настроен момент зажигания. его можно откорректировать программно.

На каких машинах чаще всего выходит из строя ДПКВ

Работоспособность датчика коленчатого вала возникает на разных моделях автомобилей и зависит от ряда факторов:

  • Профессионализма ремонта, неплотно одетая клемма станет причиной коррозии контактов в разъеме и потери сигнала.
  • Качества самого датчика, в котором могла быть нарушена герметичность.
  • Неправильной установки, из-за чего чувствительная часть прибора может быть повреждена.
  • Повреждение зубчатого диска в результате.

Как проверить датчик коленвала на ВАЗ

Проверить датчик оборотов коленвала можно несколькими способами. Одним из самых простых является измерение сопротивления тестером. Для этого отключите клеммы и подключите щупы прибора. На табло должна высветиться цифра 550-750 Ом. Также можно выполнить проверку датчика скорости, измеряя напряжение на пределе 2 В. При поднесении металлического прибора к чувствительной части напряжение достигает 0,3 В.

Как обмануть датчик положения коленвала и завести машину

Можно ли каким-нибудь образом обмануть датчик коленвала? Таким вопросом задаются некоторые автовладельцы, столкнувшиеся с неисправностью этого прибора. Но сделать это невозможно, потому что он генерирует импульсы управления на ЭБУ. Сенсор можно только проверить, для этого снимите фишку датчика коленвала и сначала проверьте состояние контактов. Они должны быть чистыми от коррозии и окиси. Далее, измерьте сопротивление мультиметром, которое должно быть в пределах от 550- до 750 Ом, также можно проверить напряжение. Для этого нужно его вращать, чтобы изменялась последовательность импульсов.

Все современные двигатели работают под контролем электронного блока управления (ЭБУ), куда поступает информация о работе разных систем от множества сенсоров. За корректную работу системы зажигания и мотора в целом во многом отвечает датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). О его назначении и работе пойдет речь далее в статье.

Содержание

  1. Что такое ДПКВ
  2. Устройство и где находится датчик положения коленвала
  3. Принцип работы
  4. Виды датчиков
  5. Признаки неисправности
  6. Как проверить

Что такое ДПКВ

Как уже было сказано выше, ДПКВ расшифровывается как датчик положения коленчатого вала. Он определяет положение коленвала в каждый момент времени, тем самым отслеживая частоту его вращения, и обеспечивает правильное функционирование системы зажигания.

фото 1

Общий вид ДПКВ

ДПКВ передает в блок управления следующие показатели:

  • момент достижения поршней в первом и последнем цилиндрах ВМТ и НМТ;
  • положение и частоту вращения коленвала.

На основе этих данных ЭБУ автомобиля может регулировать следующие процессы:

  • угол опережения зажигания для каждого цилиндра;
  • управление впрыском топлива через форсунки, необходимый объем топлива;
  • угол поворота распредвала (изменение фаз газораспределения);
  • работу системы улавливания паров топлива (управление клапаном продувки адсорбера).

Ни один инжекторный двигатель с электронным блоком управления не сможет работать без ДПКВ. В карбюраторных двигателях в нем нет необходимости, так как в мотор поступает насыщенная топливовоздушная смесь в равном количестве вне зависимости от потребностей. Инжектор позволяет регулировать подачу топлива и экономить его расход. И именно на основе данных от ДПКВ система регулирует свою работу.

Многие водители путают ДПКВ с датчиком положения распределительного вала (ДПРВ). Хотя их устройство и назначение во многом схожи, отличия есть. ДПРВ определяет угловое положение распредвала и отвечает за впрыск топлива в цилиндры и зажигание в нужный момент времени. В ДПРВ применяется постоянный магнит, и его работа основана на эффекте Холла. Можно сказать, что ДПКВ и ДПРВ работают в паре друг с другом, но первый более важен для работы двигателя.

Устройство и где находится датчик положения коленвала

Датчик имеет простое устройство. Внутри находится намагниченный стальной стержень с медной проволочной обмоткой. Стержень с обмоткой помещены в пластиковый корпус и залиты компаундной смолой для изоляции проводов. От него идет стандартный электрический разъем, который подключается к электросети автомобиля. Фиксируется ДПКВ на блоке цилиндров или картере коробки передач. Также он может быть установлен на кронштейне возле приводного шкива.

фото 2

Устройство индуктивного датчика

Датчик располагается напротив зубьев задающего диска. Иногда его могут называть синхронизирующий или реперный. Он представляет собой диск с зубцами по внешнему кругу. Может быть закреплен на шкиве коленчатого вала или маховике и вращаться с ним с одинаковой частотой.

Принцип работы

Принцип работы ДПКВ будет зависеть от его типа. Наиболее распространенными являются индуктивные или магнитные. Рассмотрим их работу поэтапно:

  • На задающем (реперном) диске всего имеется 60 зубцов, но в одном месте пропущено два зубца (в итоге 58). Пропуск обеспечивает синхронизацию датчика и является началом отсчета оборота коленвала.
  • Датчик создает магнитное поле. При вращении задающего диска его зубцы проходят через магнитное поле, создавая импульсы.
  • Когда через магнитное поле проходит участок с отсутствующими зубцами, то прибор фиксирует начальное положение коленчатого вала. Все данные передаются в блок управления.
  • На основе данных о частоте импульсов блок управления определяет положение коленвала и количество оборотов.
  • В соответствии с этим происходит корректировка работы системы зажигания и в целом двигателя.

Также существуют задающие диски с двумя пропусками зубцов под углом 180° типа 60-2-2, которые нашли применение на некоторых видах дизельных моторов.

Важно! Индуктивный датчик не использует напряжение питания, а электрический сигнал образуется за счет магнитного поля, проходящего через обмотку.

Виды датчиков

Существует три вида ДПКВ, которые отличаются по принципу действия.

  1. Индуктивный (магнитный). Его принцип действия мы уже рассмотрели выше. Он основан на электромагнитной индукции. Данный вид датчиков нашел наибольшее распространение ввиду своей эффективности и надежности. Стоит отметить, что для его работы и формирования стабильного сигнала необходимы высокие обороты задающего диска и отсутствие препятствий между ним и датчиком (загрязнений).
  2. Датчик Холла. Данный тип ДПКВ работает на основе эффекта Холла. Когда зубцы диска проходят через датчик, он вырабатывает небольшое сигнальное напряжение. Данные фиксируются и передаются в блок управления в виде дискретного сигнала. Такие сенсоры используют опорное напряжение, отличаются высокой точностью, но довольно редко применяются в качестве ДПКВ.
  3. Оптические. Работа основана на источнике и приемнике света (светодиод и фотодиод). Между ними в зазоре проходят зубцы диска. При разной частоте вращения зубцы диска затмевают светодиод, в результате на фотодиоде образуются импульсные сигналы, которые и подаются на блок управления. Ввиду своей непрактичности такие датчики сейчас почти не встречаются в автомобилях.

Признаки неисправности

На поломку датчика положения коленвала могут указывать следующие признаки:

  • потеря мощности двигателя;
  • двигатель работает нестабильно на разных оборотах и режимах, в том числе на холостом ходу;
  • повысился расход топлива;
  • на высоких оборотах в двигателе наблюдается детонация;
  • пропуски искрообразования;
  • ошибка Р0336;
  • при полном выходе из строя датчика или его отсутствии невозможно запустить двигатель.

Однако, стоит иметь ввиду, что данные признаки являются самыми распространенными и могут указывать на поломку других датчиков автомобиля, которые также желательно проверить. Поэтому не лишним будет провести комплексную диагностику с помощью автосканера. К примеру, для большинства отечественных и импортных автомобилей подойдет Rokodil ScanX Pro.

фото 50

Rokodil ScanX Pro

Эти признаки могут указывать и на другие неисправности, но в любом случае необходимо провести диагностику и выявить причину. Сам по себе датчик редко ломается, а в случае поломки его просто меняют на новый.

Как проверить

На глаз неисправность увидеть довольно сложно. Может повредиться обмотка внутри или окислиться контакты разъема, также причиной нестабильной работы может стать неправильный зазор между зубцами и датчиком. Расстояние от зубца до сердечника должно быть в пределах 0,5-1,5 мм. Более точные данные указываются в руководстве по ремонту. Для замены всегда стоит выбирать оригинальные детали.

Наверное, самой простой и действенной диагностикой будет замена на новый. Если после замены неисправности исчезли, то датчик был сломан.

Между тем, есть три способа проверки ДПКВ:

  • с помощью мультиметра;
  • проверка осциллографом.

Самым доступным способом является проверка мультиметром (“прозвонка”). Прибор нужно переключить в режим измерения сопротивления. Так можно определить сопротивление катушки индуктивности. Сделать измерения просто. Нужно поочередно коснуться щупами выводов катушки. Сопротивление большего числа катушек находится в пределах от 500 Ом до 1100 Ом. Соответственно, на мультиметре нужно задать верхний предел 2 кОм.

фото 3

Осциллограмма работы ДПКВ. На рисунке виден момент прохождения датчика через пропуск зубцов

Самым совершенным и точным методом проверки ДПКВ является проверка осциллографом. В рабочем режиме прибор подключается к контактам датчика и снимается осциллограмма.

Датчик положения коленвала – это простое устройство, имеющее большое значение для правильной работы двигателя. Для проверки индуктивного датчика иногда достаточно измерения сопротивления, в других случаях понадобится дополнительное оборудование.

Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Добавить комментарий