Дерево потребностей как составить

Схема - Дерево потребностей человека

Ежели взглянуть на дерево потребностей жителя нашей планеты, то можно увидеть много общего с известной пирамидой Маслоу. Это приятные примеры того, в чём нуждается человек, какие приоритеты расставляет посреди различных потребностей. Это очень занимательная и нужная информация, а значит стоит её донести и до деток. А сделать это будет самый простой вариант с помощью картинок!

Картина с пирамидой потребностей Маслоу.

Дерево потребностей жителя нашей планеты.

Дерево потребностей в картинке с вопросцами.

Чёрно-белая иллюстрация на урок в школу.

Заполни окошки своими образцами.

Личностные и надличностные ценности.

Разделение на первичные и вторичные.

Иллюстрация с пирамидой потребностей.

Слайд для воспитанников 5 класса.

Картина на урок экономики.

Содержание:
Базовые потребности человека
Социальные потребности человека
Интеллектуальные потребности

Дерево потребностей

Потребности человека вытекают из его природы, поэтому потребности — это те условия существования человека, которые соблюдаются у всех народов. Мотивы же поведения меняются от культуры к культуре. Повседневное поведение человека определяется мотивами, но целью поведения должно быть обеспечение потребностей. Если потребности не удовлетворяются, то жизнь становится все более и более ужасной.

Разделить потребности и мотивы легко на следующем примере. Мотивом поведения модницы является приобретение нового платья. Но какую потребность удовлетворяет этот мотив? Если предложить моднице самый лучший наряд, но при условии, что она не может его надевать при других людях, то она сразу откажется. Но почему? А потому, что модная одежда удовлетворяет потребность в социальном статусе. Без этой потребности мотив покупать новую одежду, когда шкаф и так забит нарядами, лишен смысла.

Потребности человека нужно хорошо знать, потому что на них и опираются мотивы. Если мы попытаемся навязать человеку мотивы, которые не связаны с удовлетворением потребностей, то такие мотивы скоро развалятся. Человеку будет лень их достигать. Поэтому множество призывов, лозунгов, увещеваний, нотаций пропадает впустую. Они пытаются создать мотив на пустом месте. Такой мотив не трогает человека.

Потребности дают человеку энергию действия.

Если перед вами стоит энергоемкая цель, то вы должны сначала определить, какую потребность эта цель удовлетворяет. Если никакую, то скоро вы будете физически не в состоянии ее достичь. Сначала вам станет скучно, и вы заметите, что постоянно отвлекаетесь. Потом пропадет всякий интерес, и вы будете искать любой предлог, чтобы этим не заниматься. А потом вам станет трудно даже пошевелить пальцем, чтобы достичь поставленной цели.

И наоборот, если цель удовлетворяет важную потребность, то каждый успех дает вам прилив энергии, и вы готовы к еще большему успеху. А трудности не страшат, а только увеличивают ваш энтузиазм.

Набор потребностей человека не очень велик. Его легко запомнить, если сравнить всю совокупность потребностей с деревом. Представьте, что корни дерева — это базовые потребности, необходимые для выживания. Ствол дерева — социальные потребности, а крона — интеллектуальные.

Базовые потребности

Природа тщательно отобрала базовые потребности для человека. Их всего три:

  1. дыхание;
  2. питание;
  3. секс.

Почему природа так поступила, трудно сказать. Видимо, у нее были какие-то соображения. Но человек — это единственное животное, которое может произвольно дышать, есть и заниматься сексом. А следовательно, задерживать дыхание, голодать и воздерживаться от секса.

Произвольное управление этими потребностями порождает самые различные варианты их удовлетворения.

Но на всякий случай ограничители этого поведения заложены в лимбической системе. Проще всего действие ограничителей проследить на примере чувства голода. При снижении в крови питательных веществ латеральные ядра гипоталамуса, которые часто называют «центром голода», начинают возбуждаться. Это возбуждение передается коре головного мозга. Если возбуждение коры в данный момент высокое, то голод не осознается. Но постепенно лимбическая система переключает внимание на центр голода все более широкие слои коры, пока все внимание человека не сосредоточится на чувстве голода.

В обычных условиях базовые потребности легко удовлетворяются, поэтому практически не влияют на поведение.

Иногда эти потребности называют потребностями выживания. Попытки объяснить все поведение человека только этими потребностями делаются постоянно. Самым известным примером является теория Фрейда о сведении всех побуждений человека к половому влечению.

Но проявления человеческой деятельности настолько разнообразны, что свести их к одному или двум биологическим факторам невозможно. Такая примитивизация человека лишена практического смысла.

Любопытно, что во время сновидений все базовые функции мозга достигают такой же интенсивности, как и во время бодрствования. Дыхание вместо глубокого и сонного вновь становится учащенным и неравномерным. Выделяется желудочный сок. И у мужчин, и у женщин наступают генитальные эрекции.

Неудивительно, что многие люди считают сон второй реальностью. Иногда во второй реальности человек чувствует себя даже лучше, чем в первой. Генитальные эрекции регистрировались даже у девяностолетних.

Базовые потребности влияют на мотивацию только в случае их неудовлетворения, тогда их сила возрастает колоссально. Но как только они удовлетворены, их мотивирующая сила исчезает.

Социальные потребности

В основе социальных потребностей все так же лежат биологические причины. Человек — животное стадное. Поэтому у него хорошо развиты чувства сопереживания и сострадания.

Посмеяться от души над веселой комедией можно и в одиночестве. Но в переполненном зале общий взрыв хохота воздействует гораздо сильнее. Находясь в спортивной команде, человек сливается с ней и чувствует объединенную силу как свою собственную. Всеобщее ликование по поводу радостного события в жизни страны заставляет людей выходить на улицы, чтобы ощутить сопричастность.

Насколько человек нуждается в других людях, показали эксперименты по добровольной изоляции. Испытуемые жили в полностью комфортных условиях, но при одном ограничении. Они не могли общаться с другими людьми. Через несколько месяцев они начинали испытывать серьезные эмоциональные трудности.

Поэтому общение необходимо человеку так же, как пища, но с важным отличием: общение не всякое, а в рамках культурных традиций. Если окружающие люди не вписываются в рамки социальных ожиданий человека, то возникает потребность избежать общения. Изолироваться от общества. Но тут же появляется желание найти лучшее общество, найти тех, кто тебя понимает, потому что социальные потребности требуют своего удовлетворения.

Социальных потребностей всего две:

  1. потребность в социальном статусе;
  2. потребность в душевной близости.

Социальный статус — это место, занимаемое человеком в социальной структуре общества. На статус влияют как не зависящие от личности факторы — пол, возраст, национальность, — так и достигаемые факторы: образование, профессионализм, духовные качества. Статус — это достаточно динамичная величина, которая во многом зависит от состояния общества в целом. В разное время более высокий статус могут получать военные, политики, ученые, бизнесмены. Все это вынуждает человека менять свое поведение, должность, профессию. Человеку хочется занять определенное место в социальной иерархии. И чем это место будет выше, тем лучше.

В каждой социальной группе человек должен ощущать свою полезность всему коллективу, испытывать чувство сопричастности к общему делу. Иначе он чувствует себя изгоем и по возможности покидает эту группу.

Человек входит во множество групп. В каждой он имеет свой статус. Число этих групп все время меняется, но существует самая важная группа, где человек прикладывает максимальные усилия для продвижения наверх, — профессиональная.

Главное в социальном статусе — это профессиональная состоятельность. Человек хочет выглядеть в глазах других людей мастером своего дела. И не просто мастером, а мастером, которому нет равных. Эта потребность вызывает стремление к овладению самыми тонкими приемами профессиональной деятельности.

Человеку нужно, чтобы его называли не просто генералом, а великим полководцем, не политиком, а лидером страны, не художником, а гениальным живописцем, не писателем, а духовным учителем.

Из этой потребности вытекает сильная мотивация быть лучше других: побеждать в соревнованиях, получать грамоты, ставить рекорды, быть в центре внимания. Но нередко мотивация становится ложной. Человек подменяет одно другим. Вместо того чтобы профессионально стать выше других, он пытается любыми путями получить знаки отличия: престижные вещи, красиво звучащие должности, интерес прессы. В этом случае получается эффект «голого короля». Дутая слава быстро проходит, а себя не обманешь. Поэтому этот путь приводит в тупик. Главная потребность не удовлетворяется, а энергия уже израсходована.

Тогда человек чувствует себя ничтожеством и неудачником. Как правило, такие люди опускаются и в быту. Перестают за собой следить, живут как придется и нередко спиваются.

Другая ошибка состоит в том, что человек начинает смешивать социальный статус и самооценку. В этом случае он начинает пилить сук, на котором сидит. Он мысленно говорит себе: «Я буду себя уважать в том случае, если буду считаться уважаемым человеком». Это приводит к тому, что человек становится рабом общественного мнения. Он постоянно оглядывается и прислушивается к тому, что о нем говорят другие. А потом пытается угадать, что они могут еще сказать или даже подумать о нем. Все это вызывает страх любой публичной оценки. Человек страшится выступать, показаться неполноценным, боится вызова к начальнику, экзамена. Но такое поведение быстро приводит к тому, что социальный статус снижается. А следом за ним снижается самооценка. И человек все больше боится людей и все меньше уважает себя.

Для выхода из порочного круга следует научиться отличать самооценку от внешней оценки. Это легко, если на этом сосредоточить свое внимание и сказать себе: «Какую бы ошибку я ни допустил, я все равно достойный член общества».

Потребность в социальном статусе — это обезличенная потребность. Сам человек здесь не участвует — участвует только его имя, и это имя должны знать миллионы.

А вот потребность в душевной близости прямо противоположна —человек хочет, чтобы его ценили независимо от его профессиональных заслуг. Чтобы ценили его самого. Отсюда идет потребность в любви, дружбе, семье, детях.

Удовлетворение этих потребностей требует от человека умения устанавливать и поддерживать душевные отношения с людьми. Если он не умеет этого делать, то очень скоро чувствует свое одиночество. Очень часто люди, взлетевшие по карьерной лестнице, замечают, что вокруг, включая собственную семью, остались только полезные люди. И не с кем поделиться своими мыслями, сомнениями, душевными переживаниями. В этом случае даже высокий социальный статус перестает приносить радость. Что это за радость, если ею нельзя ни с кем поделиться?

Удовлетворение социальных потребностей очень сложно по своей структуре. Достижение высокого социального статуса и успешное строительство личной жизни требуют очень больших усилий. Проблемы у человека возникают в том случае, если он считает, что все это ему кто-то должен обеспечить. В таком случае возникает комплекс «непризнанного гения». Человек думает, что его незаслуженно игнорируют, строят против него козни. В окружающих он видит ничтожных завистников и интриганов. Он запутывается в отношениях с другими людьми. Ему хочется, чтобы его уважали, но сам он не уважает никого. Эти противоречивые желания порождают многочисленные варианты душевных расстройств.

Выход в такой ситуации только один. Человек должен признать, что он не выше и не ниже других. И добиться уважения и любви можно только одним способом: сделать свою жизнь полезной и радостной для других людей.

Интеллектуальные потребности

Физиологические и социальные потребности присущи всем животным. Если человек удовлетворяет только эти потребности, то так и остается животным.

Он становится человеком только в момент использования своего интеллекта. В противном случае — это муляж человека.

Погоня за удовольствиями тела и символами социального статуса не дает счастья. Счастье может дать только интеллект.

Интеллектуальная потребность у человека только одна — это вдохновение. Вдохновение — это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает на пике своих возможностей, с максимальной отдачей.

Внутренне эта потребность осознается как стремление к познанию и успеху. Стремление к познанию выражается сначала в любознательности, а по мере накопления знаний — в  желании проникнуть в самые глубокие тайны мироздания. Узнать самые потаенные подробности.

Стремление к успеху выражается в желании переделать этот мир. Разобрать каждое явление на винтики, а потом собрать в лучшей конфигурации.

У гармонично развитого человека познание и успех идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения.

Сферы применения вдохновения очень широки. Они включают и науку, и искусство, и политику, и спорт. Во всех случаях человек стремится познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя — тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.

Содержание:

  • Что такое пирамида Маслоу

  • Преимущества и недостатки

  • Применение в маркетинге

  • Применение в жизни

  • Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

  • Альтернативные теории

  • Заключение

Что такое пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.

Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.

Уровни иерархии потребностей Определения Пояснения
Физиология Удовлетворение жизнедеятельности организма Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс
Безопасность Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь
Любовь и принадлежность Общение, привязанность, семья, дружба — социализация Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть
Уважение и признание Желание быть важным и получить признание в обществе Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха
Творчество и познание Стремление к новым знаниям Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации
Эстетика Поиск гармонии и радости через искусство и красоту Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование
Самоактуализация Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов

Классическая пирамида выглядит так:

Пирамида Маслоу. Источник

Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:

Пирамида Маслоу — потребности человека

Суть теории

Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.

Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:

  • Потребности людей никогда не будут удовлетворены в полной мере.
  • Состояние частичного или полного неудовлетворения побуждают человека к действиям — искать пищу, кров, тепло.
  • Желания людей идут согласно иерархии: от простых к сложным.

Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.

Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.

Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.

Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.

Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.

Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.

Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:

  1. Адекватное восприятие реальности — свободное мышление, независимое от стереотипов и предрассудков, а также отсутствие страха перед неопределенностью.
  2. Принятие себя и окружающих. Люди не приукрашивают реальность и ведут себя естественно.
  3. Спонтанность и простота. Человек принимает спонтанные решения, при этом они гармонируют с его ритуалами и традициями.
  4. Служение. Людей беспокоит жизненная миссия и призвание, а не ситуация в настоящий момент времени. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями.
  5. Отстраненность, уединение. Человек склонен к одиночеству и отстраненности по отношению к происходящим событиям — поэтому он спокойно переносит неудачи и своевременно находит правильные решения.
  6. Независимость и воля. Люди легко воспринимают критику, берут на себя ответственность, быстро восстанавливаются и имеют свою точку зрения по любому вопросу.
  7. Свежий взгляд. Человек постоянно ищет что-то новое в обыденных и знакомых вещах.
  8. Мистические или высшие переживания. Человек концентрируется на проблеме и на собственном «Я».
  9. Чувство идентификации с человечеством. Люди переносят все проблемы других на себя.
  10. Межличностные отношения. Общаясь с людьми, индивид не позволяет вовлечь его в конфликтную ситуацию и всегда настроен на положительный контакт.
  11. Демократичность. Уважение к оппоненту и его точке зрения.
  12. Умение отличать средство от цели. Люди руководствуются чувством этики и моральными принципами.
  13. Чувство юмора. Человек ко многим вещам относится с юмором — к профессиональной деятельности, к себе и окружающим его вещам.
  14. Креативность. Индивид к любому процессу подходит с творческой стороны.
  15. Спорное отношение к культурным традициям. Человек относится к догмам категорично или выбирает что-то близкое для себя.

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Применение в маркетинге

В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.

К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.

Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.

Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.

Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:

  • Первый этап: «Проявление потребности». Он сравнивает характеристики и стоимость товара.
  • Второй и третий — «Интерес» и «Исследование». После того, как покупатель познакомился с брендом, он изучает условия гарантии и информацию о доставке.
  • Четвертый — «Покупка». Приобретение товара.
  • Пятый — «Возвращение» или «Проявление потребности». После покупки человек может обнаружить брак или поломку — и либо компания решит эту проблему, либо он продолжит поиск. На всех стадиях покупатель испытывает разные потребности.

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Пирамида Маслоу в работе и бизнесе

Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.

А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.

Альтернативные теории

Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.

Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».

Теория Альдерфера

Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:

  • Existence, или потребности существования. Это физиологические потребности и обеспечение безопасности.
  • Relatedness, или потребности связи. В этой категории находятся социальные отношения человека, его стремление к признанию и уважению, а также потребность в самоутверждении.
  • Growth, или потребности роста. Развитие личности — желание изучать новое, самоактуализироваться и радоваться жизни.

Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.

Теория ERG Альдерфера

Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.

Теория МакКлелланда

Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.

Потребность во власти Потребность в успехе Потребность в причастности
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку
Мотивируют других людей Стараются удерживать и прогнозировать риски Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности
Желают контролировать все процессы Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи

Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.

Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.

Теория Герцберга

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.

ССхема двухфакторной теории Герцберга

Основные тезисы концепции:

  • Сотрудники мотивированы работать больше, если им дают интересные проекты, благодарят и предоставляют возможности для решения нестандартных задач. А также возлагают больше ответственности.
  • Служащие теряют стимул, когда не соблюдаются гигиенические факторы — низкая оплата, плохие условия труда, негативные отношения с коллегами или руководителем.

Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.

Теория Портера — Лоулера

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:

  • Затраченные усилия.
  • Восприятие процесса и отслеживание того, как усилия и способности влияют на вознаграждение.
  • Полученный результат.
  • Вознаграждение.
  • Степень удовлетворения.

Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.

Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.

Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера

Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.

  • Теории не являются готовым инструментом для внедрения в бизнес — это материал, который полезно изучить, чтобы понимать ценности людей.
  • Все концепции требуют доказательства и пересмотра идей с учетом современных реалий.
  • В каждой теории есть свои недостатки и исключения.
  • Выбирайте комплексный подход и проводите исследования своей аудитории и персонала.

А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в Viber, Telegram, Facebook и Instagram.

Экономика

Время чтения 1 мин.Просмотры 682

Если взглянуть на дерево потребностей человека, то можно увидеть много общего с общеизвестной пирамидой Маслоу. Это наглядные примеры того, в чём нуждается человек, какие приоритеты расставляет среди различных потребностей. Это очень интересная и полезная информация, а значит стоит её донести и до детей. А сделать это будет проще всего с помощью картинок!

Картинка с пирамидой потребностей Маслоу.

Дерево потребностей человека.

Картинка для заполнения.

Дерево потребностей в картинке с вопросами.

Рисунок для срисовки.

Чёрно-белая иллюстрация на урок в школу.

Заполни окошки собственными примерами.

Личностные и надличностные ценности.

Для детей.

Разделение на первичные и вторичные.

Иллюстрация с пирамидой потребностей.

Слайд для учеников 5 класса.

Картинка на урок экономики.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2022 года; проверки требуют 15 правок.

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические потребности
2. Потребность в безопасности
3. Потребность в любви/Принадлежность к чему-либо
4. Потребность в уважении
5. Потребность в познании
6. Эстетические потребности
7. Потребность в самоактуализации
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Данная пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе А. Маслоу «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].

Теория иерархии потребностей[править | править код]

Потребности Маслоу распределил по своей мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, и тому подобных лишений). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Тем не менее человек, переполненный любовными переживаниями, всё равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и прочих базовых потребностей человека.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, в зависимости от характера человека, внешних условий, событий и явлений, способностей и мотиваций отдельного человека, и прочих бесчисленных множеств других факторов. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком, депутатом, общественным деятелем и завоевать всеобщее одобрение и популярность, а другому вполне будет достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на 5 основных категорий[4][5]:

  1. Физиологические: голод, жажда и так далее;
  2. Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;
  3. Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;
  4. Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В такой системе выделяется 7 основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  3. Потребность в принадлежности и любви;
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).

Критика[править | править код]

Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надёжного количественного измерителя удовлетворённости потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Впрочем, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[6].

Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишённый практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, поскольку то, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей, из его исследований оставалось неясным. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[7].

Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность, заявили Дуглас Холл и Халил Ноугейм (Douglas Hall, Khalil Nougaim) в 1968 году и lawler и Suttle в 1972 году[8]. Когда Холл и Ноугейм проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и так далее. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[8].

Факты[править | править код]

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.

Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (5 октября 2022)

  • Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[9].
  • В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[9].

См. также[править | править код]

  • Самоактуализация
  • Гуманистическая психология
  • Мотивация
  • Теория 4P
  • Теория потребностей К. Альдерфера
  • Лила (игра)
  • Алиментарные потребности

Примечания[править | править код]

  1. Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
  2. Classics in the History of Psychology — A. H. Maslow (1943) A Theory of Human Motivation. psychclassics.yorku.ca. Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано 14 сентября 2017 года.
  3. Maslow A. H., 1954.
  4. Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing (англ.). — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 p. — ISBN 9781451185614. Архивная копия от 9 августа 2017 на Wayback Machine
  5. Allison Sumrow. Motivation: a new look at an age-old topic (англ.) // Radiology management. — 2003. — PMID 14603593.
  6. Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
  7. Макклелланд Д., 2007, с. 66—67.
  8. 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
  9. 1 2 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 августа 2013). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 13 марта 2015 года.

Литература[править | править код]

  • Maslow A. H. Motivation and Personality. — N. Y.: Harpaer and Row, 1954.
  • Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
  • Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с. — ISBN 978-5-469-00449-3.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. — СПб.: Питер, 2011. — С. 479–527. — ISBN 978-5-88782-412-3.

Ссылки[править | править код]

  • William G. Huitt. Maslow’s Hierarchy of Needs (англ.). Educational Psychology Interactive (2007). Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 4 марта 2015 года.
  • Шалыто А. А. Заметки о мотивации. Университет ИТМО. Дата обращения: 4 марта 2015. Архивировано 13 января 2015 года.

Добавить комментарий