Дети — главная ценность в жизни родителей. Взрослые вкладывают ресурсы и знания, чтобы ребенок вырос гармоничной личностью и в будущем ни в чем не нуждался. Они заботятся о развитии, действуя из самых добрых побуждений, но не пытаются выстроить доверительные отношения с малышом. Родители думают, что в силу возраста дети не все понимают и обязаны слушаться, но ребенок хочет получить собственный опыт, поэтому «пропускает мимо ушей» советы и рекомендации.
Как эффективно повлиять на детей и построить с ними доверительные отношения, рассказал Иван Сорокин — создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение».
1 Сначала отношения, а задачи потом
Психологи уверяют, что 85% человеческого счастья зависит от отношений. Они влияют на эффективность усвоения знаний ребенком, его вовлеченность в процесс обучения. Вспомните себя в школе. Если спросить взрослого, почему в школе ему нравился тот или иной предмет, он ответит: «Потому что нравился учитель».
Также большую роль играет атмосфера в классе. Когда между учениками формируются теплые дружеские отношения, то на уроки они ходят, как на праздник. Поэтому, прежде чем пытаться повлиять на ребенка, взрослым нужно найти общий язык с ним.
Чтобы это произошло быстрее родителям и учителям нужно придерживаться 3 компетенций:
- Построение взаимоотношений с ребенком изнутри
Нужно постоянно внушать доверие своему воспитаннику, тогда малыш не будет ничего умалчивать, и с ним легче будет договориться.
- Показать выгоду для ребенка, а не преподносить готовое решение «на блюдечке»
Перестаньте мнить себя эталоном мудрости и решать все за своего малыша. Примите и осознайте, что ваши результаты и достижения в жизни могут отличаться от тех, которых хочет достигнуть ребенок. Но для этого ему требуется собственный жизненный опыт.
- Иметь силу предложить взять на себя обязательства и ответственность
Родители могут порекомендовать малышу, как поступить, но решение ему необходимо принять самому. Он проживает свою жизнь, а они свою.
2 Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»
Выполнять технику нужно в том порядке, который будет приведен ниже. Последовательность важна, как при приготовлении какого-нибудь блюда. Представьте, что вам нужно сварить борщ. Если будете строго следовать рецепту, все получится. Но если вы нарушите этапы, то приготовите не борщ, а овощное рагу. Так и в случае общения с ребенком. Переходите по очереди от одного этапа к другому, и у вас обязательно получится наладить с ним отношения.
Установление контакта
Первое, что должен сделать родитель или учитель — вызвать у ребенка доверие, чтобы он не был зажат. Интересно, что эта схема работает и в бизнесе. Не зря большинство переговоров проходят в ресторанах, где партнеры 85% времени посвящают обсуждению личных вопросов и только 15% — непосредственно делам.
Как должен действовать взрослый, будучи на месте переговорщика? Представьте, что ребенок возвращается из школы. Любой маме будет интересно, как у него прошел день, не случилось ли чего-нибудь. Но задавать вопрос с порога будет неверным шагом.
Мудрая мама сначала расскажет, как у нее прошел день, чем она занималась, тем самым располагая ребенка к разговору и формируя атмосферу доверия. Когда он расслабится, можно задавать ему вопросы на отстраненные темы, например, «Кого из знакомых ты встретил по дороге из школы?».
Источник: @smilefish_official
Учитель тоже должен действовать подобным образом. Хороший педагог с первых дней постарается установить контакт с учениками и создать безопасную атмосферу для всех участников учебного процесса. Возможно, на это уйдет несколько недель, но потом работать будет намного эффективнее. Если вы смогли расположить детей к разговору, получили бонус в качестве доверия, переходите ко второму этапу.
Разведка
Представьте ситуацию, когда сын приходит домой из школы и объявляет, что получил двойку. Первая реакция самой обычной мамы: «Ты опять всю ночь играл в компьютер!». Дальше пойдут обвинения и наставления. В таком положении ребенок закроется в себе и не захочет рассказывать подробности.
Как стоит поступить маме в такой ситуации
— Не набрасываться с руганью, а спокойно пригласить к столу, рассказать, как у нее прошел день, отвлекая школьника от насущной проблемы.
— Дальше можно попросить рассказать, какие поступки, по его мнению, привели к двойке. Здесь может выясниться, что ребенок защитил в школе реферат, получил пятерку, от радости запрыгнул на стол и столкнул цветок, поэтому и получил двойку за поведение.
Ругая ребенка, не вникнув в суть проблемы, мы сильно обижаем его.
— Чтобы лучше прояснить ситуацию и вызвать доверие, можно спросить: «Правильно ли я поняла, что…» и прописать вместе со своим чадом случившееся на бумаге. В ходе рассказа ребенок будет подсказывать свое видение или исправлять искаженные факты. Когда завершите изложение, дайте ему перечитать. Такое поведение закрепит доверие, ребенок почувствует, что вы действительно хотите разобраться в произошедшем. Если он со всем согласится, то это верный признак того, что ваши отношения на правильном пути.
Источник: @smilefish_official
Если учителю нужно добиться взаимопонимания с детьми, он может задать несколько вопросов, чтобы выяснить потребности и задачи каждого ребенка. Вопросы могут быть примерно следующие:
- «Что тебе больше всего нравится делать?»
- «Чем ты увлекаешься в свободное время?»
- «Чем бы ты хотел заниматься, когда вырастешь?»
- «С какими людьми тебе интересно общаться?»
- «Какие таланты в себе ты хотел бы развить?»
- «Каким ты себя видишь через 20 лет?»
- «Какой цели ты хотел бы достичь в жизни?»
- «Чему бы ты хотел научиться?»
Полученная информация поможет педагогу преподнести предметные знания через призму увлечений школьников. Например, одному из них интересен футбол, тогда с помощью уравнений он сможет считать очки во время матча. Главное — показать детям, где в жизни они могут применить полученные знания, и какие преимущества это им дает. Но, чтобы ребенок воспринял информацию, сначала нужно выстроить отношения.
Переходить к третьему этапу можно лишь в том случае, когда получен бонус в виде информации.
Презентация
Источник: Unsplash (@scoutthecity)
На третьем этапе нужно объяснить ребенку, как ему выгоднее поступить в той или иной ситуации. Но сначала узнайте, нужна ли ваша помощь. Если малыш скажет «нет», это тоже признак формирования отношений, и вмешиваться не стоит. Когда он попросит помочь, говорите о будущем, но не вспоминайте прошлое. Посоветуйте, но не решайте за него. Готовые рекомендации не работают.
Есть 3 правила, которые запрещены:
- оценка («ты двоечник»),
- интерпретация («сидел всю ночь за компьютером, вот и получил двойку!»,
- совет (пойди извинись), и так далее.
Человек в любом возрасте не любит, когда его оценивают, интерпретируют события или дают рекомендации, поэтому задавайте ребенку вопросы, чтобы он сам принял решение.
Например, такие:
«Как бы ты поступил…?»
«Какие ты видишь варианты решения?»
«Как ты думаешь, тебя устраивают такие взаимоотношения, могут они повлиять на твои оценки и отношения в коллективе?»
«Если ты подойдешь извинишься, как это повлияет на твое будущее?»
Источник: Unsplash (@dslr_newb)
В этом случае родитель не советует, а с помощью вопросов подталкивает ребенка к определенному решению. Пусть ребенок сам сделает выбор. Тогда в будущем он не будет перекладывать ответственность за свои поступки на учителей и окружающих.
Вернемся к ситуации с двойкой. Можно предложить, попросить извинения у учителя и постараться следовать правилам поведения в школе. Также следует объяснить, что эту двойку исправить уже нельзя, но избежать появления новой в дальнейшем можно. В этом случае родители не навязывают свое мнение, а советуют, как поступить. Если ребенок не примет рекомендации, то тогда следует приступить к четвертому этапу.
Возражения
Что нужно делать в этом случае
Родителю нужно помочь ребенку, будучи максимально лояльным, открытым. Не спорить, не давить, не указывать, а дать понять, почему поступить нужно именно таким образом. Важно снова деликатно поговорить, не показывая недовольства и сопротивления. Возможно, у малыша появятся вопросы и уточнения. Стоит разобрать каждое возражение, чтобы исчезли сомнения в правильности ваших советов.
Можно согласиться с мнением ребенка и вместе поразмышлять, действительно ли учитель отнесся к нему предвзято. Узнайте у малыша, каким он видит себе разрешение конфликта, постепенно переходите в дискуссию. Если вы правильно построили разговор, и в нем не было критических ошибок, ребенок придет к правильному решению.
Сделка
В раннем возрасте нужно давать детям возможность ошибаться. Если он примет неправильное решение, следствие будет не таким опасным, важным и категоричным. Ошибаясь, малыш получает новый опыт. У него в голове формируется причинно-следственная связь: за каждым действием идет следствие — позитивное или негативное. Родитель должен как модератор направлять и сопровождать ребенка, давая ему возможность получать личный опыт и учиться на своих ошибках.
Эту технологию из пяти шагов учителя могут использовать в профессиональной деятельности, родители — дома со своим сыном или дочерью. Не давайте ребенку правильных ответов, наладьте с ним взаимоотношения — и в семье воцарится счастье.
Автор
Создатель сети частных детских садов Smile Fish и автор книги о реформе образования «Поколение»
Многие взрослые считают, что дети ничего не понимают и значит должны безоговорочно слушаться. Но, это неправильный подход к воспитанию.
- Важно уметь устанавливать доверительные отношения с чадом, и в этом вам поможет техника «Пять этапов успешных переговоров».
Важно понимать, что для того, чтобы малыш слушался, и был честным он должен вам доверять.
Необходимо создать правильную атмосферу, построить дружеские отношения. И только потом приступать к воспитанию.
Техника «Пять этапов успешных переговоров. Шаг за шагом»
Сейчас вы узнаете 5 этапов, которые помогут вам в воспитании детей. Важно следовать поочередности этапов.
Установите контакт
Многие родители и учителя совершают ошибку – они сразу переходят к делу, задают вопросы малышу.
Но, если вы хотите откровенного общения, то сначала вы должны вызвать доверие у чада.
- Не стоит сразу после его возвращения из школы расспрашивать как прошел день. Для начала расскажите о своих делах, отвлекитесь на игры или прогулку. И только потом поинтересуйтесь.
В дружелюбной атмосфере дети расскажут все без опасений.
Разведка
Никогда нельзя сразу делать выводы по словам малыша, нужно стараться разобраться в причинах и подробностях.
- Если ребенок получил двойку, то не спешите его ругать и находить этому свои объяснения. Лучше поинтересуйтесь, почему так получилось.
- В итоге вы можете узнать подробности и спокойно обсудить, как избежать такой ситуации в будущем.
Презентация
Никогда не стоит решать все за малыша, позвольте ему самостоятельно принять решение. Вы можете лишь наводящими вопросами подвести его к правильному решению.
Вы можете обрисовать ситуацию так, чтобы он увидел выгоду для себя в правильном решении.
Возражения
Если малыш не хочет поступать правильно, значит он не видит в этом плюсов для себя. Здесь важно не начинать указывать ему, а открыто поговорить. Обсудите ситуацию еще раз, ответьте на все его вопросы.
Сделка
Не забывайте, что ваша миссия – лишь подвести чадо к правильному решению. Но, не стоит настаивать и заставлять.
Если ребенок хочет поступить неправильно, то объясните ему последствия, но не мешайте принимать решение.
Важно с ранних лет учить ребенка самостоятельности, а для этого стоит дать ему возможность самостоятельно принимать решения и делать ошибки.
Ошибки – это опыт, поэтому не мешайте детям его получать.
Эту технику можно применять как родителям, так и учителям для построения доверительных отношений с детьми.
Перейти к содержимому
От младенца до подростка — как найти подход к ребенку
- 2 года назад
- Время на прочтение: 1мин
Каждый ребенок уникален, как уникален и каждый детский возраст, каждый этап развития ребенка. В процессе взросления дети меняются, переходя от одной стадии развития к другой, у ребенка появляются новые потребности и задачи, что-то уходит на задний план, а что-то встает во главу угла. Согласно теории А.Н. Леонтьева, советского психолога, философа и педагога, каждому возрастному периоду развития ребенка присуща своя ведущая деятельность, то есть та деятельность, в которой и возникают основные изменения в психологических особенностях, в личности ребенка, в его психических процессах. Именно благодаря ведущей деятельности ребенок развивается и растет, получает новые навыки и познает окружающий мир. Но ведущая деятельность не появляется сама по себе, она формируется в процессе обучения и воспитания ребенка.
В каждом возрасте к ребенку нужен особенный подход, учитывающий особенности его развития в тот или иной возрастной период. Задача родителей – помочь ребенку познать мир, преодолеть трудности, вырасти здоровым и гармоничным человеком, а главное – не навредить своими действиями ребенку. Давайте попробуем разобраться в том, что важно для ребенка в том или ином возрастном периоде, как строить взаимодействие со своим малышом и способствовать его развитию.
Младенческий возраст – от рождения до 1 года
Ведущая деятельность младенческого возраста — непосредственное эмоциональное общение со взрослым. Ребенок неразрывно связан с матерью, вся его жизнь опосредована взрослым человеком. В этом периоде формируется привязанность и базовое доверие к миру, задача взрослого сейчас – создать атмосферу любви и заботы.
- Для ребенка важен физический контакт с родителем. Берите ребенка на руки, обнимайте, смотрите ему в глаза, улыбайтесь
- Разговаривайте с ребенком, даже если он пока не понимает слов. Говорите спокойно и нежно. Таким образом вы проявляете заботу, любовь и тепло, малыш это чувствует
- Не игнорируйте плач ребенка. Если младенец плачет, значит ему действительно что-то нужно
- Вовремя удовлетворяйте потребности ребенка, не оставляйте его одного голодным или в грязных памперсах. Игнорирование потребностей ребенка может понести за собой непоправимые последствия
- Поддерживайте распорядок дня, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Выработайте режим сна и бодрствования, режим питания и совместного времяпрепровождения
- Создайте безопасную среду для малыша, в которой он сможет изучать мир
Раннее детство — 1-3 года
Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная. Ребенок учится говорить, учится отделять себя от других, у ребенка появляется местоимение «Я», он начинает стремиться делать что-то самостоятельно. Взрослый выступает сейчас как помощник при взаимодействии и изучении окружающего мира.
- Сделайте дом безопасным для ребенка, чтобы он мог изучать мир самостоятельно, без угрозы для здоровья
- Устанавливайте четкие правила и границы: что можно и что нельзя, говорите «нет» ребенку, когда это необходимо. Придерживайтесь собственных правил, без исключений
- Научите ребенка различать чувства и эмоции других людей и выражать собственные
- Позволяйте ребенку испытывать разные чувства и эмоции – и положительные, и отрицательные. Мальчикам тоже можно плакать!
- У ребенка должны быть только его вещи, которыми не будет пользоваться никто другой. Обладание своими вещами научит делиться
- Выполняйте как можно больше совместных действий с ребенком: то, что сегодня вы делаете вместе, завтра он будет делать самостоятельно
- Окружите ребенка речью, проговаривайте вслух все, что делаете. Это расширит словарный запас ребенка, поможет быстрее научиться говорить
Дошкольный возраст — 3-6 лет
Ведущая деятельность дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Перед ребенком открывается мир межличностных и социальных взаимоотношений между людьми, различных видов деятельности взрослых людей. Ребенок хочет быть «как взрослый». Он стремится к самостоятельности, формируется произвольность поведения. Задача взрослого – помочь ребенку освоить социальные нормы человеческих взаимоотношений, научить, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Позволяйте ребенку принимать самостоятельные решения и научите его нести ответственность за свои поступки
- Давайте ребенку поручения и задания, которые он способен выполнить. Обязательно включайте ребенка в свою ежедневную деятельность, дайте понять, что его помощь востребована и полезна для вас
- Будьте последовательны в ограничениях и запретах, установите правила и следуйте им
- Поддерживайте общение ребенка со сверстниками, инициируйте совместные игры, прогулки на свежем воздухе
- Отвечайте на все вопросы ребенка, даже если их слишком много. Если не знаете ответ – ищите его вместе с ребенком
- Вдохновляйте ребенка на изучение окружающего мира, на игры, творчество, на занятие всем, что его интересует
Младший школьный возраст — 7-11 лет
Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учебная. Меняется привычная форма жизни ребенка, появляется еще один значимый взрослый – учитель. Это период приобретения и накопления знаний. Развивается воля, появляется рефлексия собственных чувств и действий. Задача взрослого сейчас – научить ребенка учиться.
- Мотивируйте ребенка на обучение. Помните — ребенок учится для себя, а не для вас. Не требуйте от него невозможного
- Поддерживайте режим дня ребенка, периодичность работы и отдыха. Это поможет школьнику быть энергичным и продуктивным
- Позволяйте ребенку вам помогать, поддерживайте его инициативность, самостоятельность и собственные решения. Хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо
- Помогайте ребенку в учебе, вместе находите ответы на сложные вопросы, но не делайте задания за него
- Не давите на ребенка. Каждый развивается в своем темпе. Помогите ребенку определить его способности и предпочтения, вместе с ребенком работайте над их развитием
- Научите ребенка определять свои и чужие чувства, справляться с конфликтами и проблемами в школе, в общении со сверстниками и учителями
Подростковый возраст — 12-15 лет
Ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностное общение. Подростковый возраст полон противоречий. Ребенок ощущает себя взрослым, но пока не может им стать. Происходит половое созревание и физические изменения, формируется полоролевая идентичность. Родителям в этот период важно создать доверительные отношения и помочь ребенку с самоопределением
- Научитесь слушать и слышать вашего ребенка. Не вызнавайте секреты, не давите на подростка. Создайте дома атмосферу любви и принятия, чтобы ребенок знал, что с вами можно поделиться самым сокровенным
- Не отрицайте эмоции и чувства подростка и не пренебрегайте ими. Выслушивайте ребенка, когда он готов поделиться своими чувствами и цените эту готовность, принимайте и разделяйте его эмоции
- Уважайте и поддерживайте увлечения вашего ребенка. Попробуйте включиться в его любимые занятия
- Не посягайте на личное пространство подростка. Дайте ему время и место побыть одному
- Поддерживайте общение ребенка со сверстниками. Вмешивайтесь только тогда, когда это действительно необходимо
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими людьми, такие сравнения могут сильно оскорбить чувства ребенка, ведь он такой, какой есть. Акцентируйте внимание на его достоинствах, а не на недостатках
- Цените своего ребенка, поддерживайте и хвалите его, позволяйте ему делать собственный выбор
В общении и воспитании детей всегда помните, что ваш ребенок – это то, что вы вложили в него с самого его рождения. Ребенок повторяет ваше поведение и ваш взгляд на мир, отражает ваши проявления эмоций и чувств. Ведь народная мудрость гласит: «Хочешь узнать о родителях – посмотри на их ребенка».
Надежда Скрибцова
Привет! Я – детский психолог во взрослом мире. Расскажу вам о том, как пронести частичку детства во взрослую жизнь, как научиться радоваться, как развиваться гармонично и еще много всего интересного!
Кажется, что человека просто невозможно изучить полностью – настолько каждый из нас многогранен и неповторим. Но существует то, в чем мы все так или иначе похожи – наши отношения с другими людьми и наше отношение к себе. Мне нравится искать нестандартные способы решения самых разных проблем с помощью психологии, чем с удовольствием поделюсь с вами!
Психология
Как найти подход к подростку
4 мая
166 просмотров
Часто родители испытывают серьезные трудности в общении с подростками. Или разговор идет не по запланированному сценарию, или ребенок, тот самый, который еще недавно безостановочно болтал и задавал вопросы, вдруг попросту перестает с вами разговаривать. При этом именно сейчас, когда ребенок взрослеет, простые доверительные беседы становятся важны как никогда. Выбрали из новой книги «Этот подросток сведет меня с ума!» несколько советов, о том, как правильно выстраивать коммуникацию со своими подросшими детьми.
Укрепление и поддержание душевной связи
Чтобы сформировать крепкую привязанность между родителями и детьми, детям необходимо общаться с родителями с глазу на глаз — это очень важно для человека в любом возрасте. Узнать человека по-настоящему можно, только побыв с ним наедине. Вы можете чувствовать взаимопонимание с близкими вам людьми, будь то родственники или друзья, но доверительные отношения возникают исключительно при общении в формате один на один. Применительно к взаимоотношениям между родителями и детьми это правило действует так же, как и в случае с любыми другими отношениями. Мы знаем немало примеров того, как менялась жизнь детей, оказавшихся в депрессивном состоянии, если родители, помимо времяпрепровождения в кругу всей семьи, начинали проводить время наедине именно с ними.
Источник
Личное общение с ребенком важно, но не менее важна душевная близость. Показывайте детям, что вам интересно знать, чем они заняты, садитесь рядом с ними, даже когда они собирают пазлы… или, что более вероятно, погружены в видеоигру.
Сопереживание и понимание
Демонстрируя ребенку свое сочувствие, мы максимально сближаемся с ним. Детям необходимо чувствовать, что родители слышат их, и мы удовлетворяем эту потребность, внимательно слушая их и сопереживая вместе с ними. Наши взаимоотношения с детьми укрепляются и тогда, когда мы демонстрируем, что понимаем их опыт.
Может показаться, что проявлять сочувствие и демонстрировать понимание опыта ребенка просто, но в действительности делать это нелегко. Если ребенок ведет себя не слишком хорошо, родители считают, что должны выразить свое неодобрение, иначе, по их мнению, ребенок будет думать, что родители не осуждают такое поведение. Кроме того, если ребенок чем-то расстроен, у родителей может сработать так называемый рефлекс исправления, то есть желание решить любую проблему ребенка с помощью рационального объяснения. Однако логические рассуждения не смогут успокоить эмоции ребенка — сделать это способны ваши сочувствие и поддержка.
Помощь родителей
Родителям бывает тяжело видеть, что ребенок испытывает те или иные трудности, но при этом отвергает любые предложения помощи. Мы знаем, что ребенку стало бы легче, если бы он последовал нашему совету и немного попрактиковался, или что ему было бы проще общаться с подругой, если бы он позвонил ей, забыв про ссору, или что он меньше переживал бы, если бы честно поговорил с учителем о своей оценке. Мы страдаем, когда вынуждены наблюдать со стороны за тем, как ребенок понапрасну себя изводит. Соберите свою волю в кулак. Если ребенку не нужна ваша помощь именно сейчас, это не значит, что он никогда не обратится за ней, и ни в коем случае не закрывайте для него двери вашего дома. И пока вы сидите и волнуетесь за ребенка, помните о том, что ваша родительская задача — не убрать все препятствия с пути ребенка, а помочь ему найти верный способ преодолеть эти препятствия и сделать правильные выводы.
По материалам книги «Этот подросток сведет меня с ума!»
Обложка отсюда.
Наладить взаимоотношения с ребенком так же важно, как дать ему хорошее образование. Дети, у которых сильная эмоциональная связь с родителями, имеют более высокую самооценку и хорошую успеваемость в школе. Гармоничные детско-родительские отношения ложатся в основу становления здоровой личности.
В статье мы рассмотрим, как найти подход и наладить контакт с ребенком в зависимости от его возраста и типа личности, как укрепить эмоциональную связь и улучшить взаимоотношения с детьми.
Принципы построения и развития взаимоотношений с ребенком
Наладить контакт с ребенком гораздо проще, чем может показаться. Иногда бывает достаточно поменять методы воздействия. Неправильное поведение родителей может спровоцировать конфликты и развитие комплексов у ребенка. Психологи утверждают, что подход должен быть персональным. Несмотря на это, существуют базовые правила, применимые к любому типу взаимоотношений.
Главные принципы построения здоровых отношений с ребенком:
- Родительская любовь считается основой здоровых взаимоотношений. Для детей очень важен тактильный контакт. Необходимо обнимать и целовать их, подбадривать и успокаивать. Ребенок должен чувствовать заботу и любовь своих близких.
- Принятие ребенка – важный признак родительской любви. Ребенок должен чувствовать, что его любят, несмотря на обстоятельства.
- Родительский авторитет нарабатывается годами. Он не появляется автоматически. Авторитет родителей способствует налаживанию доверительных отношений. Чтобы сохранить и укрепить его, нужно не только нести пользу, но и вызывать интерес у своих детей.
- Принцип доступности предполагает, что ребенок в любой момент может обратиться к взрослым за решением какой-то проблемы. Психологи не рекомендуют отмахиваться от своего чада и переносить разговоры с ним на потом.
- Признание ребенка помогает сформировать у него здоровую самооценку. Этот принцип в какой-то мере касается терпения родителей. Это не значит, что нужно закрывать глаза на любую провинность ребенка. Признание предполагает умеренную похвалу и отсутствие незаслуженной критики.
- Воспитание самодисциплины базируется на поведении и образе жизни родителей. Они должны демонстрировать тот уровень ответственности за свои действия, которого ждут от ребенка. Не менее важно уметь тактично говорить «нет».
Как правильно устанавливать контакт с детьми
Как установить контакт с ребенком, известно далеко не каждому родителю. Под психологическим контактом подразумевают желание и готовность общаться. Социализация ребенка начинается с 3 лет. Уже на этом этапе родители должны поддерживать с ним тесную связь.
Если речь идет об эпизодическом недопонимании, наладить контакт с ребенком можно, в прямом смысле встав с ним на один уровень. Равенство нахождения в пространстве говорит об одинаковой значимости собеседников. Не нужно начинать воспитательный процесс из положения сверху вниз.
Зная, как установить зрительный контакт с ребенком, можно избежать игнорирования с его стороны. Фразы, сказанные на одном уровне с ребенком, воспринимаются как совет, а не наставление. Эффективность этого приема можно повысить с помощью тактильных прикосновений. Нужно взять ребенка за руки или приобнять его. В этом случае разговор станет более душевным.
Как найти подход к ребенку в зависимости от его возраста
В поиске ответа на вопрос, как найти подход к ребенку, психологи рекомендуют ориентироваться на возраст. Каждая возрастная категория имеет определенные особенности.
Подход к детям в зависимости от их возраста:
- В младенческом возрасте эмоциональную связь нужно налаживать через обоняние, осязание, слух и зрение. Родителям нужно чаще гладить и обнимать ребенка, говорить ему ласковые слова. Во время кормления нужно смотреть малышу в глаза. Эмоциональную связь также поможет сформировать совместное рассматривание картинок, чтение книг и разнообразные игры.
- В возрасте от 1 до 3 лет ребенок старается подражать родителям. Именно поэтому важно следить за своим поведением. Сблизиться с ребенком поможет совместное времяпрепровождение. Родителям можно постепенно привлекать ребенка к домашним делам: вместе ухаживать за цветами, позволять нести пакет из магазина и т. д. В этом возрасте можно придумывать секретные знаки, играть в ролевые игры.
- В дошкольном возрасте у ребенка может формироваться ревность по отношению к родителям. В этот период у него появляется чувство собственной важности. Чтобы наладить контакт с ребенком 5-7 лет, нужно уделять ему больше внимания. Для этого возраста характерно возвращение на более ранние этапы развития. Ребенок может часто проситься на ручки, проявлять слабость и требовать кормить его с ложки. Для поддерживания эмоциональной связи очень важно выполнять эти желания.
- Родителям нужно уметь найти подход и к ребенку младшего школьного возраста. В этом возрасте важно доверять своему чаду. Можно разрешить ему приготовить семейный ужин или доверить выбор мебели. Вместе с этим стоит с уважением относиться к увлечениям малыша и чаще интересоваться его переживаниями.
- Чтобы наладить контакт с подростком, необходимо чаще практиковать активное слушание. Кроме того, родителям стоит быть на стороне ребенка при наличии внешней угрозы. В этом возрасте нужно научить формировать и отстаивать свою точку зрения.
Рекомендации для индивидуального подхода к разным типам личности детей
Ребенок – полноценная личность со своими желаниями и особенностями характера. Подход к воспитанию должен быть индивидуальным. Выясняя, как укрепить связь с ребенком, нужно учитывать его тип личности и темперамента.
Специалисты выделяют следующие типы личности:
- Холерик – это вспыльчивый и самоуверенный ребенок. Он очень подвижен и легок на подъем. Холерики часто бросаются из крайности в крайность. Родителям нужно следить за режимом ребенка-холерика. Периоды активности стоит чередовать со спокойными играми и занятиями. Не менее важно поощрять в таких детях проявление сдержанности.
- Флегматика отличает внешнее спокойствие и медлительность. Он не склонен к капризам, покладист и постоянен в своих увлечениях. Родителям флегматика нужно проявлять терпимость к его медлительности. Будет полезно побуждать его к активной деятельности, но важно делать это ненавязчиво.
- Меланхолик – впечатлительный ребенок со слабой нервной системой. Ему свойственна пассивность и нерешительность. Меланхолики часто бывают замкнуты и необщительны. Родителям не стоит упрекать их в пассивности и лени, так как это может спровоцировать комплексы. Меланхолики очень внушаемы, поэтому родителям нужно вселять в них чувство уверенности.
- Сангвиник – жизнерадостный и спокойный ребенок. Он всегда пребывает в хорошем настроении и легко приспосабливается к новой обстановке. Сангвиники эмпатичны и требовательны к окружающим. Они не терпят вранья и четко считывают эмоции. Такой тип личности требует контроля со стороны родителей. Дети-сангвиники подвержены как положительному, так и негативному влиянию.
Как укрепить эмоциональную связь с ребенком: полезные советы
Эмоциональная связь с ребенком считается гарантом гармоничных отношений. Наладить контакт можно абсолютно в любом возрасте. Для этого следует придерживаться ряда правил.
Найти подход к ребенку помогут следующие рекомендации:
- Желательно выделять больше времени на игры с ребенком. Это поможет встать с ним на один уровень и наладить доверительные отношения.
- Воспитание не обязательно должно быть серьезным. Везде есть место юмору. Веселые моменты надолго откладываются в памяти и вызывают приятные ассоциации.
- Во время общения с ребенком лучше не использовать мобильный телефон. Это позволит ему понять, что время, проведенное с ним, ценно для мамы и папы.
- Обязательно нужно разговаривать с ребенком перед сном. Можно обсудить события, произошедшие за день. В этот момент важен тактильный контакт. Нужно обнять и успокоить ребенка, если его что-то беспокоит.
- Родителям необходимо регулярно находить время на общение с ребенком, даже несмотря на плотный график. Дополнительно можно выделить один день в неделю на совместные прогулки, игры или походы по магазинам.
- Не стоит принимать поведение ребенка на свой счет. Даже если он проявляет негативные эмоции, не нужно воспринимать слова буквально. Они могут быть следствием страхов или тревоги.
- Родителям следует поощрять любое проявление инициативы. Это поможет воспитать в малыше самостоятельность. Дети, которых родители поддерживают с раннего возраста, добиваются больших успехов.
- Необходимо следить за тем, чтобы слова не расходились с действиями. Дети очень чувствительны к любым мелочам. Неоднозначное поведение родителей может вызвать диссонанс в голове ребенка.
- Во время разговоров с ребенком нужно обязательно устанавливать зрительный контакт. Это правило распространяется даже на совсем маленьких детей.
Зная, как укрепить эмоциональную связь с детьми, можно построить гармоничные отношения. Главное в этом вопросе – не опускаться до манипуляций и давления. При общении с родителями ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!