Егэ как найти наибольшее наименьшие значение функции

Всего: 660    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Добавить в вариант

Найдите наименьшее значение функции y= левая круглая скобка x минус 8 правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка x минус 7 правая круглая скобка на отрезке  левая квадратная скобка 6;8 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=12 косинус x плюс 6 корень из: начало аргумента: 3 конец аргумента умножить на x минус 2 корень из: начало аргумента: 3 конец аргумента Пи плюс 6 на отрезке  левая квадратная скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая квадратная скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=5 косинус x минус 6x плюс 4 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 3 Пи , знаменатель: 2 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=15x минус 3 синус x плюс 5 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=9 косинус x плюс 14x плюс 7 на отрезке  левая квадратная скобка 0; дробь: числитель: 3 Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая квадратная скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=7 синус x минус 8x плюс 9 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 3 Пи , знаменатель: 2 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=10 синус x минус дробь: числитель: 36, знаменатель: Пи конец дроби x плюс 7 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 5 Пи , знаменатель: 6 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=2 косинус x минус дробь: числитель: 18, знаменатель: Пи конец дроби x плюс 4 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 2 Пи , знаменатель: 3 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=5 синус x плюс дробь: числитель: 24, знаменатель: Пи конец дроби x плюс 6 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 5 Пи , знаменатель: 6 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=3 синус x плюс дробь: числитель: 30, знаменатель: Пи конец дроби x плюс 3 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: 5 Пи , знаменатель: 6 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=3 тангенс x минус 3x плюс 5 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: Пи , знаменатель: 4 конец дроби ;0 правая квадратная скобка .


Найдите наибольшее значение функции y=12 тангенс x минус 12x плюс 3 Пи минус 5 на отрезке  левая квадратная скобка минус дробь: числитель: Пи , знаменатель: 4 конец дроби ; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 4 конец дроби правая квадратная скобка .


Найдите точку минимума функции y= левая круглая скобка x плюс 16 правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка x минус 16 правая круглая скобка .


Найдите точку минимума функции y= левая круглая скобка x плюс 11 правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка x минус 11 правая круглая скобка .


Найдите точку максимума функции y= левая круглая скобка 9 минус x правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка x плюс 9 правая круглая скобка .


Найдите точку минимума функции y= левая круглая скобка 3 минус x правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка 3 минус x правая круглая скобка .


Найдите точку максимума функции y= левая круглая скобка x плюс 16 правая круглая скобка e в степени левая круглая скобка 16 минус x правая круглая скобка .


Найдите наименьшее значение функции y=3x минус натуральный логарифм левая круглая скобка x плюс 3 правая круглая скобка в кубе на отрезке [−2,5; 0].


Найдите наибольшее значение функции y= натуральный логарифм левая круглая скобка x плюс 5 правая круглая скобка в степени левая круглая скобка 5 правая круглая скобка минус 5x на отрезке [−4,5; 0].


Найдите наименьшее значение функции y=4x минус 4 натуральный логарифм левая круглая скобка x плюс 7 правая круглая скобка плюс 6 на отрезке  левая квадратная скобка минус 6,5;0 правая квадратная скобка .

Всего: 660    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …

Задание 11 первой части Профильного ЕГЭ по математике — это нахождение точек максимума и минимума функции, а также наибольших и наименьших значений функции с помощью производной.

Вот какие типы задач могут встретиться в этом задании:

Нахождение точек максимума и минимума функций

Исследование сложных функций

Нахождение наибольших и наименьших значений функций на отрезке

Нахождение точек максимума и минимума функций

1. Найдите точку максимума функции displaystyle y=-{{x^2+289}over{x}}.

Найдем производную функции.

Приравняем производную к нулю. Получим:

x^2=289Leftrightarrow left[ begin{array}{c}  x=17, hfill \ x=-17. end{array} right.

Исследуем знаки производной.

В точке x = 17 производная y меняет знак с «плюса» на «минус». Значит, x= 17 — точка максимума функции y(x).

Ответ: 17.

2. Найдите точку минимума функции y=2x^2-5x+lnx-3.

Найдем производную функции.

y{

Приравняем производную к нулю.

4x-5+{{1}over{x}}=0Leftrightarrow 4x^2-5x+1=0Leftrightarrow left[ begin{array}{c}  x=1, \ x={{1}over{4}}. end{array} right.

Определим знаки производной.

В точке x = 1 производная y меняет знак с «минуса» на «плюс». Значит, x= 1 — точка минимума функции y(x).

Ответ: 1.

Исследование сложных функций

3. Найдите точку максимума функции y=2^{5-8x-x^2}.

Перед нами сложная функция y=2^{5-8x-x^2}. Возможно, вы знаете формулы производной сложной функции. Но вообще-то их изучают на первом курсе вуза, поэтому мы решим задачу более простым способом.

Так как функция y=2^t монотонно возрастает, точка максимума функции y=2^{5-8x-x^2} будет при том же x_0, что и точка максимума функции tleft(xright)=5-8x-x^2. А ее найти легко.

t^{

t^{ при x=-4. В точке x = -4 производная {{ t}}^{{ меняет знак с «плюса» на «минус». Значит, x= - 4 — точка максимума функции { t}left({ x}right).

Заметим, что точку максимума функции tleft(xright)=5-8x-x^2 можно найти и без производной.

Графиком функции tleft(xright) является парабола ветвями вниз, и наибольшее значение tleft(xright) достигается в вершине параболы, то есть при x=-frac{8}{2}=-4.

Ответ: – 4.

4. Найдите абсциссу точки максимума функции y=sqrt{4-4x-x^2}.

Напомним, что абсцисса — это координата по X.

Снова сложная функция. Применяем тот же прием, что и в предыдущей задаче.

Так как функция y=sqrt{z} монотонно возрастает, точка максимума функции y=sqrt{4-4x-x^2} является и точкой максимума функции tleft(xright)=4-4x-x^2.

Это вершина квадратичной параболы tleft(xright)=4-4x-x^2;x_0=frac{-4}{2}=-2.

Нахождение наибольших и наименьших значений функций на отрезке

5. Найдите наибольшее значение функции y=x^3+2x^2-4x+4 на отрезке [-2;0].

Мы помним, что наибольшее значение функции на отрезке может достигаться либо в точке максимума, либо на конце отрезка. Эти случаи показаны на рисунке.

Будем искать точку максимума функции y=x^3+2x^2-4x+4 с помощью производной. Найдем производную и приравняем ее к нулю.

y

y

{3x}^2+4x-4=0;

D=64;x=frac{-4pm 8}{6};x_1=frac{2}{3},x_2=-2.

Найдем знаки производной.

В точке x = - 2 производная равна нулю и меняет знак с “+” на “-“. Значит, x = – 2 — точка максимума функции y(x). Поскольку при xin [-2;0] функция y(x) убывает, y_{max}left(xright)=yleft(-2right)=12. В этой задаче значение функции на концах отрезка искать не нужно.

Ответ: 12.

6. Найдите наименьшее значение функции y={4x}^2-10x+2lnx-5 на отрезке [0,3;3].

Найдем производную функции y={4x}^2-10x+2lnx-5 и приравняем ее к нулю.

y при x_1=1,x_2=frac{1}{4}.

Найдем знаки производной.

Точка x_1=1 — точка минимума функции yleft(xright). Точка x_2=frac{1}{4} не лежит на отрезке [0,3;1]. Поэтому

 и  Значит, наименьшее значение функции на отрезке left[0,3;1right] достигается при x=1. Найдем это значение.

y_{min}left(xright)=yleft(1right)=4-10-5=-11.

Ответ: -11.

7. Найдите наименьшее значение функции y=9x-{ln left(9xright)}+3 на отрезке left[frac{1}{18};frac{5}{18}right].

Иногда перед тем, как взять производную, формулу функции полезно упростить.

y=9x-{ln left(9xright)}+3=9x-{ln 9-{ln x}}+3.

Мы применили формулу для логарифма произведения. y при x=frac{1}{9}.

Если  то  Если , то 

Значит, x=frac{1}{9} — точка минимума функции y(x). В этой точке и достигается наименьшее значение функции на отрезке left[frac{1}{18};frac{5}{18}right].

y_{min}left(xright)=yleft(frac{1}{2}right)=1+3=4.

Ответ: 4.

8. Найдите наибольшее значение функции y(x)=14x-7tgx-3,5pi +11 на отрезке left[-frac{pi }{3};frac{pi }{3}right].

Найдем производную функции y(x)=14x-7tgx-3,5pi +11. y

Приравняем производную к нулю: 14-frac{7}{{cos}^2x}=0.

{cos}^2x=frac{1}{2}.

{cos}^2x=pm frac{1}{sqrt{2}}=pm frac{sqrt{2}}{2}. Поскольку xin left[-frac{pi }{3};frac{pi }{3}right], y если x=pm frac{pi }{4}.

Найдем знаки производной на отрезке left[-frac{pi }{3};frac{pi }{3}right].

При x=frac{pi }{4} знак производной меняется с «плюса» на «минус». Значит, x=frac{pi }{4} — точка максимума функции y(x).

Мы нашли точку максимума, но это еще не все. Сравним значения функции в точке максимума и на конце отрезка, то есть при x=-frac{pi }{3} и x =frac{pi }{4}.

yleft(frac{pi }{4}right)=-7+11=4;

Мы нашли, что y_{max}left(xright)=yleft(frac{pi }{4}right)=-7+11=4.

Заметим, что если вам попадется такая задача в первой части ЕГЭ по математике, то находить значение функции при -frac{pi }{3} не обязательно. Как мы видим, это значение — число иррациональное. А в первой части ЕГЭ по математике ответом может быть только целое число или конечная десятичная дробь.

Ответ: 4.

9. Найдите наименьшее значение функции y=e^{2x}-{8e}^x+9 на отрезке [0;2].

Снова сложная функция. Запишем полезные формулы:

{{(e}^{-x})}^{

{left(e^{cx}right)}^{

{(e}^{x+a})

Найдем производную функции y=e^{2x}-{8e}^x+9.

y

y если e^x=4. Тогда x=ln4.

 При x=ln4 знак производной меняется с «минуса» на «плюс». Значит, x=ln4 — точка минимума функции y(x). yleft(ln4right)=4^2-8cdot 4+9=16-32+9=-7.

Ответ: -7.

10. Найдите наибольшее значение функции y=12cosx+6sqrt{3}x-2sqrt{3}pi +6 на отрезке left[0;frac{pi }{2}.right]

Как всегда, возьмем производную функции и приравняем ее к нулю.

y

y 12sinx=6sqrt{3};

sinx=frac{sqrt{3}}{2}.

По условию, xin left[0;frac{pi }{2}right]. На этом отрезке условие sinx=frac{sqrt{3}}{2} выполняется только для x=frac{pi }{3}. Найдем знаки производной слева и справа от точки x=frac{pi }{3}.

В точке x_0=frac{pi }{3} производная функции меняет знак с «плюса» на «минус». Значит, точка x_0=frac{pi }{3} — точка максимума функции y(x). Других точек экстремума на отрезке left[0;frac{pi }{2}right] функция не имеет, и наибольшее значение функции { y=12cosx+6}sqrt{{ 3}}{ }{ x}{ -}{ 2}sqrt{{ 3}}{ }pi { +6} на отрезке left[{ 0};frac{pi }{{ 2}}right] достигается при { x=}frac{pi }{{ 3}}.

y_{max}left(xright)=yleft(frac{pi }{3}right)=12.

Ответ: 12.

11.Найдите наименьшее значение функции y=16x-6sinx+6 на отрезке left[0;frac{pi }{2}right].

Найдем производную функции и приравняем ее к нулю.  — нет решений.

Что это значит? Производная функции y=16x-6sinx+6 не равна нулю ни в какой точке. Это значит, что знак производной в любой точке одинаков, а функция не имеет экстремумов и является монотонной.

Поскольку cosxle 1, получим, что  для всех x, и функция yleft(xright)=16x-6sinx+6 монотонно возрастает при xin left[0;frac{pi }{2}right].

Значит, наименьшее свое значение функция принимает в левом конце отрезка left[{ 0};frac{pi }{{ 2}}right], то есть при x=0.

y_{min}left(xright)=yleft(0right)=6.

Ответ: 6

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 11 Профильного ЕГЭ по математике» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
08.05.2023

Наибольшее (наименьшее) значение функции – это самое большое (маленькое) принимаемое значение ординаты на рассматриваемом интервале.

Чтобы найти наибольшее или наименьшее значение функции необходимо:

  1. Найти производную функции $f'(х)$
  2. Найти стационарные точки, решив уравнение $f'(х)=0$
  3. Проверить, какие стационарные точки входят в заданный отрезок.
  4. Вычислить значение функции на концах отрезка и в стационарных точках из п.3
  5. Выбрать из полученных результатов наибольшее или наименьшее значение.

Чтобы найти точки максимума или минимума необходимо:

  1. Найти производную функции $f'(х)$
  2. Найти стационарные точки, решив уравнение $f'(х)=0$
  3. Разложить производную функции на множители.
  4. Начертить координатную прямую, расставить на ней стационарные точки и определить знаки производной в полученных интервалах, пользуясь записью п.3.
  5. Найти точки максимума или минимума по правилу: если в точке производная меняет знак с плюса на минус, то это будет точка максимума (если с минуса на плюс, то это будет точка минимума). На практике удобно использовать изображение стрелок на промежутках: на промежутке, где производная положительна, стрелка рисуется вверх и наоборот.

Таблица производных некоторых элементарных функций:

Функция Производная
$c$ $0$
$x$ $1$
$x^n, n∈N$ $nx^{n-1}, n∈N$
${1}/{x}$ $-{1}/{x^2}$
${1}/x{^n}, n∈N$ $-{n}/{x^{n+1}}, n∈N$
$√^n{x}, n∈N$ ${1}/{n√^n{x^{n-1}}, n∈N$
$sinx$ $cosx$
$cosx$ $-sinx$
$tgx$ ${1}/{cos^2x}$
$ctgx$ $-{1}/{sin^2x}$
$cos^2x$ $-sin2x$
$sin^2x$ $sin2x$
$e^x$ $e^x$
$a^x$ $a^xlna$
$lnx$ ${1}/{x}$
$log_{a}x$ ${1}/{xlna}$

Основные правила дифференцирования

1. Производная суммы и разности равна производной каждого слагаемого

$(f(x) ± g(x))′= f′(x)± g′(x)$

Пример:

Найти производную функции $f(x) = 3x^5 – cosx + {1}/{x}$

Производная суммы и разности равна производной каждого слагаемого

$f′(x)=(3x^5)′–(cosx)′+({1}/{x})’=15x^4+sinx-{1}/{x^2}$

2. Производная произведения.

$(f(x)∙g(x))′=f′(x)∙g(x)+f(x)∙g(x)′$

Пример:

Найти производную $f(x)=4x∙cosx$

$f′(x)=(4x)′∙cosx+4x∙(cosx)′=4∙cosx-4x∙sinx$

3. Производная частного

$({f(x)}/{g(x)})’={f^'(x)∙g(x)-f(x)∙g(x)’}/{g^2(x)}$

Пример:

Найти производную $f(x)={5x^5}/{e^x}$

$f'(x)={(5x^5)’∙e^x-5x^5∙(e^x)’}/{(e^x)^2}={25x^4∙e^x-5x^5∙e^x}/{(e^x)^2}$

4. Производная сложной функции равна произведению производной внешней функции на производную внутренней функции

$f(g(x))′=f′(g(x))∙g′(x)$

Пример:

$f(x)= cos(5x)$

$f′(x)=cos′(5x)∙(5x)′= – sin(5x)∙5= -5sin(5x)$

Пример:

Найдите точку минимума функции $y=2x-ln⁡(x+11)+4$

Решение:

1. Найдем ОДЗ функции: $х+11>0; х>-11$

2. Найдем производную функции $y’=2-{1}/{x+11}={2x+22-1}/{x+11}={2x+21}/{x+11}$

3. Найдем стационарные точки, приравняв производную к нулю

${2x+21}/{x+11}=0$

Дробь равна нулю если числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю

$2x+21=0; x≠-11$

$2х=-21$

$х=-10,5$

4. Начертим координатную прямую, расставим на ней стационарные точки и определим знаки производной в полученных интервалах. Для этого подставим в производную любое число из крайней правой области, например, нуль.

$y'(0)={2∙0+21}/{0+11}={21}/{11}>0$

5. В точке минимума производная меняет знак с минуса на плюс, следовательно, точка $-10,5$ – это точка минимума.

Ответ: $-10,5$

Пример:

Найдите наибольшее значение функции $y=6x^5-90x^3-5$ на отрезке $[-5;1]$

Решение:

1. Найдем производную функции $y′=30x^4-270x^2$

2. Приравняем производную к нулю и найдем стационарные точки

$30x^4-270x^2=0$

Вынесем общий множитель $30x^2$ за скобки

$30x^2(x^2-9)=0$

$30x^2(х-3)(х+3)=0$

Приравняем каждый множитель к нулю

$x^2=0 ; х-3=0; х+3=0$

$х=0;х=3;х=-3$

3. Выберем стационарные точки, которые принадлежат заданному отрезку $[-5;1]$

Нам подходят стационарные точки $х=0$ и $х=-3$

4. Вычислим значение функции на концах отрезка и в стационарных точках из п.3

$y(-5)= 6∙(-5)^5-90∙(-5)^3-5=6∙(-3125)+90∙125-5= -18750+11250-5=-7505$

$y(-3)= 6∙(-3)^5-90∙(-3)^3-5=-1458+2430-5=967$

$y(0)= -5$

$y(1)= 6∙1^5-90∙1^3-5=6-90-5= -89$

Наибольшее значение равно $967$

Ответ: $967$

Лайфхаки ЕГЭ. Наибольшее (наименьшее) значение функции на отрезке.

Автор: Новицкая Марина Викторовна

Название учреждения: КГБОУ «Бийский лицейинтернат Алтайского края»

Тема занятия: «Наибольшее(наименьшее) значение функции на отрезке»

Область применения разработки: школы, лицеи, гимназии на уровне среднего общего образования, в классах естественно

научного и гуманитарного профиля

Возрастная группа обучающихся: 11 класс (16-17 лет)

При подготовке к сдаче ЕГЭ профильного уровня в ходе решения заданий на нахождение наибольшего и наименьшего

значения функции, точек максимума и минимума функции (Задание №12) у учащихся возникают сложности и сомнения о

правильности выполнения задания.

Проанализировав задания №12 профильного ЕГЭ предлагаю Вам лайфхаки, позволяющие более ускоренно решить задачи

на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, точек максимума и минимума некоторых функций без

использования производной.

Задание 12 . Найти наибольшее (наименьшее) значение функции на отрезке.

ОТВЕТ: «красивое число», т.е. без радикалов, числа π, буквы е и т.д

12. Исследование функций с помощью производной


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Поиск наибольшего/наименьшего значения у сложных функций

(blacktriangleright) Для того, чтобы найти наибольшее/наименьшее значение функции на отрезке ([a,b]), необходимо схематично изобразить график функции на этом отрезке.
В задачах из данной подтемы это можно сделать с помощью производной: найти промежутки возрастания ((f’>0)) и убывания ((f'<0)) функции, критические точки (где (f’=0) или (f’) не существует).

(blacktriangleright) Не стоит забывать, что наибольшее/наименьшее значение функция может принимать не только во внутренних точках отрезка ([a,b]), а также на его концах.

(blacktriangleright) Наибольшее/наименьшее значение функции — это значение координаты (y=f(x)).

(blacktriangleright) Производная сложной функции (f(t(x))) ищется по правилу: [{Large{f'(x)=f'(t)cdot t'(x)}}]
[begin{array}{|r|c|c|}
hline & text{Функция } f(x) & text{Производная } f'(x)\
hline
textbf{1} & c & 0\&&\
textbf{2} & x^a & acdot x^{a-1}\&&\
textbf{3} & ln x & dfrac1x\&&\
textbf{4} & log_ax & dfrac1{xcdot ln a}\&&\
textbf{5} & e^x & e^x\&&\
textbf{6} & a^x & a^xcdot ln a\&&\
textbf{7} & sin x & cos x\&&\
textbf{8} & cos x & -sin x\[1ex]
hline
end{array} quad quad quad quad
begin{array}{|r|c|c|}
hline & text{Функция } f(x) & text{Производная } f'(x)\
hline
textbf{9} & mathrm{tg}, x & dfrac1{cos^2 x}\&&\
textbf{10} & mathrm{ctg}, x & -,dfrac1{sin^2 x}\&&\
textbf{11} & arcsin x & dfrac1{sqrt{1-x^2}}\&&\
textbf{12} & arccos x & -,dfrac1{sqrt{1-x^2}}\&&\
textbf{13} & mathrm{arctg}, x & dfrac1{1+x^2}\&&\
textbf{14} & mathrm{arcctg}, x & -,dfrac1{1+x^2}\[0.5ex]
hline
end{array}]


Задание
1

#2357

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Найдите наименьшее значение функции (y = e^{x^2 – 4}) на отрезке ([-10; -2]).

ОДЗ: (x) – произвольный.

1) [y’ = 2xcdot e^{x^2 – 4}]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [2xcdot e^{x^2 – 4} = 0qquadLeftrightarrowqquad x = 0,.] Таким образом, (y’ = 0) при (x = 0). Производная существует при любом (x).

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):

3) Найдём промежутки знакопостоянства (y’) на рассматриваемом отрезке ([-10; -2]):

4) Эскиз графика на отрезке ([-10; -2]):

Таким образом, наименьшего на ([-10; -2]) значения функция достигает в (x = -2).

[y(-2) = e^{4 – 4} = 1,.] Итого: (1) – наименьшее значение функции (y) на ([-10; -2]).

Ответ: 1


Задание
2

#2355

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Найдите наибольшее значение функции (y = sqrt{2}cdotsqrt{x^2 + 1}) на отрезке ([-1; 1]).

ОДЗ: (x) – произвольный.

1) [y’ = sqrt{2}cdotdfrac{2x}{2sqrt{x^2 + 1}} = sqrt{2}cdotdfrac{x}{sqrt{x^2 + 1}}]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [sqrt{2}cdotdfrac{x}{sqrt{x^2 + 1}} = 0qquadLeftrightarrowqquad x = 0,.] Производная существует при любом (x).

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):

3) Найдём промежутки знакопостоянства (y’) на рассматриваемом отрезке ([-1; 1]):

4) Эскиз графика на отрезке ([-1; 1]):

Таким образом, наибольшего на ([-1; 1]) значения функция достигает в (x = -1) или в (x = 1). Сравним значения функции в этих точках.

[y(-1) = sqrt{2}cdotsqrt{1 + 1} = sqrt{2}cdotsqrt{2} = 2qquad y(1) = sqrt{2}cdotsqrt{1 + 1} = sqrt{2}cdotsqrt{2} = 2,.] Итого: (2) – наибольшее значение функции (y) на ([-1; 1]).

Ответ: 2


Задание
3

#2356

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Найдите наименьшее значение функции (y = cos 2x) на отрезке ([0; pi]).

ОДЗ: (x) – произвольный.

1) [y’ = -2cdot sin 2x]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [-2cdot sin 2x = 0qquadLeftrightarrowqquad 2x = pi n, ninmathbb{Z}qquadLeftrightarrowqquad x = dfrac{pi n}{2}, ninmathbb{Z},.] Производная существует при любом (x).

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):


(здесь бесконечное число промежутков, в которых чередуются знаки производной).

3) Найдём промежутки знакопостоянства (y’) на рассматриваемом отрезке ([0; pi]):

4) Эскиз графика на отрезке ([0; pi]):

Таким образом, наименьшего на ([0; pi]) значения функция достигает в (x = dfrac{pi}{2}).

[yleft(dfrac{pi}{2}right) = cos pi = -1,.] Итого: (-1) – наименьшее значение функции (y) на ([0; pi]).

Ответ: -1


Задание
4

#915

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Найдите наибольшее значение функции

(y = -log_{17}(2x^2 – 2sqrt{2}x + 2)).

ОДЗ: (2x^2 – 2sqrt{2}x + 2 > 0). Решим на ОДЗ:

1) Обозначим (2x^2-2sqrt{2}x+2=t(x)), тогда (y(t)=-log_{17}t).

[y’ = y’_tcdot t’_x = (-log_{17}t)’cdot(2x^2-2sqrt{2}x+2)’ = -dfrac{1}{ln 17}cdotdfrac{1}{t}cdot(4x-2sqrt{2}) = -dfrac{1}{ln 17}~cdot~dfrac{4x-2sqrt{2}}{2x^2-2sqrt{2}x+2}.]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [-dfrac{1}{ln 17}cdotdfrac{4x-2sqrt{2}}{2x^2-2sqrt{2}x+2} = 0qquadLeftrightarrowqquad 4x-2sqrt{2} = 0] – на ОДЗ, откуда находим корень (x = dfrac{sqrt{2}}{2}). Производная функции (y) не существует при (2x^2-2sqrt{2}x+2 = 0), но у данного уравнения отрицательный дискриминант, следовательно, у него нет решений. Для того, чтобы найти наибольшее/наименьшее значение функции, нужно понять, как схематично выглядит её график.

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):

3) Эскиз графика:

Таким образом, наибольшее значение функция достигает в (x = dfrac{sqrt{2}}{2}):

(yleft(dfrac{sqrt{2}}{2}right) = -log_{17}1 = 0),

Итого: (0) – наибольшее значение функции (y).

Ответ: 0


Задание
5

#2344

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Найдите наименьшее значение функции

(y = log_{3}(x^2 + 8x + 19)).

ОДЗ: (x^2 + 8x + 19 > 0). Решим на ОДЗ:

1) Обозначим (x^2 + 8x + 19=t(x)), тогда (y(t)=log_{3}t).

[y’ = y’_tcdot t’_x = (log_{3}t)’cdot(x^2 + 8x + 19)’ = dfrac{1}{ln 3}cdotdfrac{1}{t}cdot(2x+8) = dfrac{1}{ln 3}~cdot~dfrac{2x+8}{x^2 + 8x + 19}.]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [dfrac{1}{ln 3}cdotdfrac{2x+8}{x^2 + 8x + 19} = 0qquadLeftrightarrowqquad 2x+8 = 0] – на ОДЗ, откуда находим корень (x = -4). Производная функции (y) не существует при (x^2 + 8x + 19 = 0), но у данного уравнения отрицательный дискриминант, следовательно, у него нет решений. Для того, чтобы найти наибольшее/наименьшее значение функции, нужно понять, как схематично выглядит её график.

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):

3) Эскиз графика:

Таким образом, (x = -4) – точка минимума функции (y) и наименьшее значение достигается в ней:

(y(-4) = log_{3}3 = 1).

Итого: (1) – наименьшее значение функции (y).

Ответ: 1


Задание
6

#917

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

Найдите наибольшее значение функции

(y = -e^{(x^2 – 12x + 36 + 2ln 2)}).

1) Обозначим (x^2 – 12x + 36 + 2ln 2=t(x)), тогда (y(t)=-e^{t}).

[y’ = y’_tcdot t’_x = (-e^{t})’cdot(x^2 – 12x + 36 + 2ln 2)’ = -e^{t}cdot(2x-12) = -e^{x^2 – 12x + 36 + 2ln 2}cdot(2x-12).]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [-e^{x^2 – 12x + 36 + 2ln 2}cdot(2x-12) = 0qquadLeftrightarrowqquad 2x-12 = 0] (так как (e^{x^2 – 12x + 36 + 2ln 2} = e^{t}), но (e^{t} > 0) при любом (t)), откуда находим корень (x = 6). Для того, чтобы найти наибольшее/наименьшее значение функции, нужно понять, как схематично выглядит её график.

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’):

3) Эскиз графика:

Таким образом, (x = 6) – точка максимума функции (y) и наибольшее значение достигается в ней:

(y(6) = -e^{(2ln 2)}=-e^{ln 4} = -4).

Итого: (-4) – наибольшее значение функции (y).

Ответ: -4


Задание
7

#918

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

Найдите наибольшее значение функции

(y = e^{cos x + sin x – sqrt{2}}).

1) Обозначим (cos x + sin x – sqrt{2}=t(x)), тогда (y(t)=e^{t}). [y’ = y’_tcdot t’_x = (e^{t})’cdot(cos x + sin x – sqrt{2})’ = e^{t}cdot(-sin x + cos x) = e^{cos x + sin x – sqrt{2}}cdot(-sin x + cos x).]

Найдём критические точки (то есть внутренние точки области определения функции, в которых её производная равна (0) или не существует): [e^{cos x + sin x – sqrt{2}}cdot(-sin x + cos x) = 0qquadLeftrightarrowqquad -sin x + cos x = 0] (так как (e^{cos x + sin x – sqrt{2}} = e^{t}), но (e^{t} > 0) при любом (t)), что равносильно (mathrm{tg}, x = 1) при (cos x neq 0), откуда находим корни (x = dfrac{pi}{4} + pi k, k in -mathbb{Z}). Для того, чтобы найти наибольшее/наименьшее значение функции, нужно понять, как схематично выглядит её график.

2) Найдём промежутки знакопостоянства (y’): (их бесконечно много, но они чередуются)

3) Эскиз графика:

Таким образом, (x = dfrac{pi}{4} + 2pi k, k in mathbb{Z}) – точки локальных максимумов функции (y) и наибольшее значение достигается в одной из них:

(yleft(dfrac{pi}{4} + 2pi kright) = e^{cosleft(frac{pi}{4} + 2pi kright) + sinleft(frac{pi}{4} + 2pi kright) – sqrt{2}} = e^{frac{sqrt{2}}{2} + frac{sqrt{2}}{2} – sqrt{2}} = e^{0} = 1).

Итого: (1) – наибольшее значение функции (y).

Ответ: 1

УСТАЛ? Просто отдохни

Добавить комментарий