Экономика как наука составить два предложения

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономика как наука»?
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об основной проблеме экономической науки,
– одно предложение, раскрывающее сущность любого уровня анализа в экономической теории.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
– одно предложение, содержащее информацию о черте экономических ресурсов,
– одно предложение, определяющее основные факторы производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономические ресурсы»?
2) составьте два предложения
– одно предложение, содержащее информацию о видах экономических ресурсов,
– одно предложение, содержащее информацию о доступности экономических ресурсов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
– одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «производство»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о интенсивных факторах производства;
– одно предложение, раскрывающее сущность экстенсивных факторах производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о сущности труда как фактора производства;
– одно предложение об ограниченности труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах факторов производства;
– одно предложение об факторном доходе одного из них.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
– одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;
– одно предложение, объясняющее ограниченность земли как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об основных факторах производства;
– одно предложение, раскрывающее сущность любого фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «специализация производства»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о факторе специализации современного производства, и одно предложение
– отражающее любое последствие специализации производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
– одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащей информацию об особенности разделения труда,
– одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
– одно предложение, раскрывающее фундоментальные экономические вопросы, которые решаются в любых типах экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о главных вопросах экономики,
– одно предложение, содержащее информацию о способе выделения экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о типах экономических систем;
– одно предложение об особенности одного из типов экономических систем.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о признаках рынка,
– одно предложение, раскрывающее позитивную черту рынка.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о правах собственника,
– одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «случаи несостоятельности (несовершенства) рынка»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение о проявлениях несовершенства рынка
– одно предложение о любом из способов преодоления несовершенства рынка государством.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «спрос»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса,
– одно предложение, раскрывающее закон спроса.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «величина спроса»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса;
– одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «предложение»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса,
– одно предложение, раскрывающее закон предложения.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «закон предложения»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о неценовых факторах предложения,
– одно предложение, раскрывающее зависимость величины предложения от изменения цены товара.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию типе экономической системы, для которой характерно свободное формирование равновесной цены;
– одно предложение, раскрывающее влияние различных типов конкуренции на уровень равновесной цены.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «равновесная цена»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о механизме формирования равновесной цены,
– одно предложение об уровне равновесной цены в разных видах конкуренции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономическая конкуренция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о преимуществах экономической конкуренции;
– одно предложение , раскрывающее негативные последствия конкуренции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса,
– одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рыночная конкуренция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о позитивной черте конкуренции,
– одно предложение, раскрывающее любой недостаток конкуренции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чистая монополия»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об антимонопольной политике государства;
– одно предложение, раскрывающее любое негативное последствие монополизации рынка.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «торговля»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о причине появления торговли,
– одно предложение о международной торговле.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;
– одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «издержки»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках,
– одно предложение, раскрывающее сущность прибыли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковская система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о Центральном банке,
– одно предложение, раскрывающее любую задачу, которую решает банковская система.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию видах денег;
– одно предложение, раскрывающее понятие эмиссия денег.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деньги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любой концепции происхождения денег,
– одно предложение, раскрывающее любую функцию денег.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковский кредит»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об основных формах кредитования частных лиц,
– одно предложение, раскрывающее сущность одной из них.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «банковский кредит»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о цели предпринимателя,
– одно предложение о субъектах предпринимательской деятельности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг;
– одно предложение, раскрывающее термин, которым обозначается выпуск ценных бумаг.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ценные бумаги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах ценных бумаг,
– одно предложение о фондовой бирже.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «акция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах акций,
– одно предложение о значении курса акций крупнейших компаний страны.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы;
– одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы;
– одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы,
– одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любом негативном последствии безработицы,
– одно предложение о естественном уровне безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение о формах безработицы
– одно предложение, характеризующее любое из неэкономических негативных последствий безработицы.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда;
– одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию участниках рынка труда, которые формирует спрос на рынке труда;
– одно предложение, раскрывающее любую особенность рынка труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда,
– одно предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «рынок труда»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, определяющем спрос на труд,
– одно предложение, отражающее особенность конкурентного рынка труда.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов;
– одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции;
– одно предложение о последствиях инфляции.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
– одно предложение, раскрывающее любую из возможных мер антиинфляционной политики.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «инфляция»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию o видах инфляции;
– одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;
– одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию об этапах экономического цикла,
– одно предложение, раскрывающее любую классификацию экономического цикла.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о показателях экономического роста;
– одно предложение о путях экономического роста.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический рост»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о факторе, влияющем на экономический рост,
– одно предложение, раскрывающее любой вид экономического роста.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о разновидностях ВВП,
– одно предложение, раскрывающее любой тип ВВП.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «валовый внутренний продукт»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о показателе ВВП на душу населения,
– одно предложение, раскрывающее отличие реального ВВП от ВВП номинального.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «прожиточный минимум»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о любом факторе, который влияет на размер прожиточного минимума,
– одно предложение о значении прожиточного минимума для государства.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «качество жизни»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о путях повышения качества жизни в России,
– одно предложение, сравнивающее качество жизни в разных регионах мира.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «денежно-кредитная политика»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение о механизмах, способах денежно-кредитной политики
– одно предложение о любом из механизмов денежно-кредитной политики, используемом в период экономического спада.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета;
– одно предложение о состоянии бюджета.

Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «государственный бюджет»;
составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного бюджета,
– одно предложение, раскрывающее любой вид государственного бюджета.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию видах государственного долга;
– одно предложение, раскрывающее любую причину роста государственного долга.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «государственный долг»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о структуре государственного долга,
– одно предложение, раскрывающее любую меру по управлению государственным долгом.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;
– одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о видах налогов,
– одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов;
– одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировая экономика»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о причинах международного разделения труда,
– одно предложение, раскрывающее любой вид государственной политики в области международной торговли.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «потребитель»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя,
– одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы;
– одно предложение, раскрывающее любую из причин устойчивых различий в оплате труда работников.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «заработная плата»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее информацию о формах заработной платы,
– одно предложение о факторах, от которых зависит размер заработной платы.

1.1. Что такое экономика.mp4

1.2. Что изучает экономика.mp4

1.3. Из истории экономических учений.mp4

Их истории экономических учений

ПОНЯТИЕ "ЭКОНОМИКА"
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Термин «экономика» (от гр. oikos – домашнее хозяйство и потов – правила) имеет несколько смыслов.

Экономика - это:
1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 
2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 
3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.
Не стоит также забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной жизни).
Основные вопросы экономики: 
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?  

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования – продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц. 

     Экономическая деятельность есть производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
     1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на
* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)
    
     Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».
Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.
     2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.
     3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.
     4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.
Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА

     Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. 
     Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.  Свободных благ, которые неограниченны и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.
      Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
Свободные блага — блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.
Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
Для создания экономических благ необходимы ресурсы. 
      Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Среди них – ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.
      Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них – труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности.

Разделение труда и специализация

Разделение труда – это обособление качественно отличных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам.

Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида деятельности.

Различают следующие виды разделения труда: 
профессиональное, подетальное, поузловое, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.
Общественное разделение труда включает специализацию и кооперацию.

Углубление общественного разделения труда позволяет постепенно расширять производственные возможности и преодолевать ограниченность ресурсов, использовать преимущества каждого из них в способах и технологиях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества. В процессе разделения труда возникает необходимость обмена результатами труда. Это вынуждает производителей специализироваться именно на том виде деятельности, для которого у них имеются наибольшие способности и ресурсы, который они выполняют лучше других, т. е. с наименьшими издержками, поскольку в этом случае они смогут обменять результаты своего труда на большее количество других необходимых благ.

Таким образом, специализация, закрепленная общественным разделением труда, является необходимым условием возникновения и функционирования рыночного хозяйства. Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

Высокий уровень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между различными видами производства, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными.

Чем глубже специализация труда, тем выше его кооперация. Углубление специализации труда не знает пределов («по-предметное» – «подетальное» – «пооперационное» и т. д.), следовательно, беспредельно и обобществление труда.

Таким образом, прослеживается взаимосвязь понятий «специализация», «кооперация», «общественное разделение труда» и «обобществление производства».

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

      Основные задачи экономической науки: 
поиск путей эффективного ведения хозяйства; 
поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. 
Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

     Функции экономической науки:
1) познавательная (даёт знания об экономических процессах и явлениях);
2) образовательная (позволяет человеку применять полученные эко­номические знания для своей эффективной деятельности);
3) методологическая (даёт методы и средства исследования, приме­няемые в смежных с экономической теорией дисциплинах);
4) практическая (применяет полученные знания на практике, уча­ствует в экономической политике);
5) идеологическая (задаёт и обосновывает цели внутренней и внеш­ней политики государства)
Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.
Макроэкономика и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых экономических процессов Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы изучаемых экономических вопросов.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.

    Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение — «Анабасис»
(430 г. до н.э, Древние Афины - 354 г. до н.э, Коринф, Греция)

Платон (род.: между 429 и 427 до н. э., Афины — 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью

Аристотель (род.: 384 год до н. э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
     Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти, заложивший основы трудовой теории стоимости.
     Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист Адам Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

   Давид Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

   Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.
    
   В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

    Монетаризм (М. Фридман) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

    Неолиберализм (Ф. фон Хайек) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

    Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Теория в таблицах и схемах

ПРОВЕРЬ СЕБЯ – РЕШИ ЗАДАНИЯ

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
 Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.

Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 ПРИМЕРЫ
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы
Б) покупка товара в магазине
В) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) выплата налогов фирмой
 СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
1) экономика как наука
2) экономика как хозяйство

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­ке как науке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
 1) Одним из пред­ме­тов изу­че­ния мак­ро­эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей в усло­ви­ях рынка.
2) Микроэкономика изу­ча­ет роль го­су­дар­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии экономики.
3) Экономика как наука изу­ча­ет спо­со­бы хозяйствования, от­но­ше­ния между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.
4) Ученые изу­ча­ют как общие за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния экономики, так и ло­каль­ные про­бле­мы ве­де­ния ры­ноч­но­го хозяйства.
5) Экономика как наука за­ро­ди­лась в ан­тич­ные времена.

На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Основы рационального питания дошкольников.
2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.
3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.
4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.
5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.
6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

Установите со­от­вет­ствие между ча­стя­ми эко­но­ми­че­ской науки и изу­ча­е­мы­ми проблемами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ИЗУЧАЕМЫЕ ПРО­БЛЕ­МЫ    
A) безработица
Б) вза­и­мо­дей­ствие по­тре­би­те­лей и про­из­во­ди­те­лей на рынке то­ва­ров и услуг
B) экономический рост
Г) роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке
Д) эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния между потребителями
ЧАСТИ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ НАУКИ
1) макроэкономика
2) микроэкономика

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
3) Взаимодействие экономических систем на мировом уровне изучает макроэкономика.
4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и сфе­ра­ми эко­но­ми­че­ской жизни, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми иллюстрируются: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
ПРИМЕРЫ
A) использование в быту отопления
Б) ока­за­ние стра­хо­вых услуг
B) изготовление про­дук­тов мас­со­во­го спроса
Г) по­лу­че­ние благ, на­хо­дя­щих­ся в се­мей­ной собственности
Д) поль­зо­ва­ние об­ще­ствен­ны­ми благами
 СФЕРЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЙ ЖИЗНИ
1) сфера производства
2) сфера потребления
 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам

Установите со­от­вет­ствие между фа­за­ми хо­зяй­ствен­но­го цикла и при­ве­ден­ны­ми примерами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.
 ПРИМЕРЫ
А) с за­вод­ско­го кон­вей­е­ра сошел пер­вый ав­то­мо­биль новой модели
Б) в труд­ные во­ен­ные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы при­об­ре­сти не­мно­го про­дук­тов
В) в хо­зяй­ствах об­ла­сти за­вер­ша­ют­ся по­сев­ные ра­бо­ты
Г) за­ра­бо­та­ло новое пред­при­я­тие по вы­пус­ку то­ва­ров бы­то­вой химии
Д) часть зерна но­во­го уро­жая была от­прав­ле­на в фонд го­су­дар­ствен­ных резервов
  ФАЗЫ ЦИКЛА
1) производство
2) распределение
3) обмен

Выберите вер­ные суж­де­ния об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Регулярность обмена.
2) Переход к пар­ла­мент­ской демократии.
3) Распространение на­уч­но­го мировоззрения.
4) Углубление об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда.
5) Появление норм права.

Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями экономического развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ    
А) валовой внутренний продукт
Б) чистая прибыль 
В) издержки производства    
Г) уровень безработицы    
Д) национальный доход
УРОВНИ АНАЛИЗА
1)  макроэкономика
2)  микроэкономика

Индивидуальный предприниматель Семён за год получил доход в размере 2 млн рублей при затратах 950 тыс. рублей. 120 тыс. рублей он заплатил в качестве налога на доход, и ещё 25 тыс. рублей в качестве налога на имущество. На оставшиеся после уплаты налогов средства Семён приобрёл акции нефтяной компании, рассчитывая на высокие дивиденды. Какие экономические термины характеризуют описанную ситуацию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.
1) макроэкономика
2) налоговый вычет
3) прибыль
4) косвенные налоги
5) прямые налоги
6) инвестиции

Перечислите четыре основных элемента структуры экономической деятельности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
− одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства
 Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономика как наука». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение труда»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о видах раз­де­ле­ния труда;
− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о роли раз­де­ле­ния труда в про­цес­се производства.
 Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Тема для эссе: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер)

Источники:

  • Экономика и экономическая наука. – Полный курс подготовки к ЕГЭ / Шемаханова И. А.
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Общественные блага

Общественные блага – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют ещё и общественные «антиблага» – явления, равномерно налагающие издержки на группу людей. В экономической теории для их обозначения применяется термин «внешние эффекты». Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

21. В чём, на взгляд авторов, заключается сущность общественных благ? Какова их главная особенность?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Сформулирована сущность общественных благ:

  • общественные блага – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

2. Определена особенность общественных благ:

  • общественные блага оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке.

22. Авторы выделяют группу общественных «антиблаг». Укажите, опираясь на текст, объяснение смысла понятия «антиблага». Приведите, опираясь на текст, три любых примера. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свободные (естественные) блага».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулировано определение антиблаг, например:

  • явления, равномерно налагающие издержки на группу людей.

2. Приведены примеры, допустим:

  • тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата;

  • загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей;

  • радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия.

3. Объяснен смысл понятия, например:

— свободные (естественные) блага — объекты и явления, созданные природой и предоставляемые людям в неограниченном количестве, то есть их совокупный объем превышает общественную потребность в них.

23. Авторы характеризуют чистые общественные блага и чистые частные блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Приведены характеристики благ, например:

— чистое общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет, индивидуальное потребление подобных благ практически невозможно;

— чистое частное благо — благо, которое приносит полезность только покупателю, приобретается и потребляется индивидуально, не принося пользы другим людям.

2. Приведены конкретные примеры, допустим:

общественные блага:

1) городские власти обустроили новый парк с озером, местами для прогулок горожан, гулять, дышать воздухом, заниматься спортом там могут все желающие проводить в парке досуг;

2) муниципальные власти осуществляют регулярную уборку улиц;

3) патрульно-постовая службы следит за безопасностью на дорогах и т. д.

частное благо:

1) гражданин приобрёл тур на популярный морской курорт, где отдохнул в течение двух недель, плавая и загорая;

2) гражданка посетила фитнес-клуб, где провела индивидуальную тренировку;

3) гражданка сделала в спа-салоне массаж.

24. На основании текста и знания обществоведческого курса проведите сравнение общественных и частных благ, приведя две общие позиции и две различные позиции.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Приведены две общие позиции, например:

  • и общественные, и частные блага способны приносить пользу потребителям, удовлетворяя их конкретные потребности и интересы;

  • производство и общественных, и частных благ предполагает определённые затраты производственных ресурсов, соединения факторов производства.

2. Приведены две различные позиции, допустим:

  • если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок;

  • чистые общественные блага не обладают исключительностью в потреблении, их могут потреблять все, частное благо производится с учётом потребности отдельного потребителя и им же потребляется.

Какой смысл, вкладывают обществоведы в понятие «экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономике.Помогите пожалуйста,очень срочно нужно

Помогите из публицистического текста переписать в научный

Роман  Тургенева  «Накануне»: идейно-художественное своеобразие

Из каких слоев общества появятся «новые люди»? Что будет отличать их от поколения Рудиных и Лаврецких? Какую про­грамму обновления России они примут и как приступят к осво­бождению народа от крепостного права? Эти вопросы волновали Тургенева давно. Еще в 1855 году, в момент работы над «Руди­ным», задача, которую он поставил в «Накануне», уже начинала возникать перед ним: «Фигура главной героини, Елены, тогда еще нового типа в русской жизни, довольно ясно обрисовывалась в моем воображении,— вспоминал Тургенев,— но недоставало ге­роя, такого лица, которому Елена, при ее еще смутном, хотя сильном стремлении к свободе, могла предаться» (XII, 306), Тогда же сосед Тургенева, отправляясь в Крым в качестве офи­цера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобио­графической повести, одним из главных героев которой был моло­дой болгарский революционер, студент Московского университе­та. Теперь мы знаем, что прототипом тургеневского Инсарова явился Николай Димитров Катранов, родившийся в 1829 году в болгарском городе Свиштов в небогатой купеческой семье. В 1848 году в составе большой группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил на историко-филологический фа­культет Московского университета.

Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за избавление от многовекового турецкого ига. В начале 1853 года Николай Катранов с русской женой Ларисой уехал на родину. Но внезапная вспышка туберкулеза спутала все планы. При­шлось вернуться в Россию, а затем ехать на лечение в Венецию, где Катранов простудился и скоропостижно скончался 5 мая 1853 года. Это был талантливый человек: он писал стихи, зани­мался переводами, горячо пропагандировал среди русских друзей идею освобождения родины.  

Вплоть до 1859 года тетрадь с рукописью Каратеева — так звали тургеневского соседа — лежала без движения, хотя, позна­комившись с ней, писатель воскликнул: «Вот герой, которого я искал! Между тогдашними русскими такого еще не было». Поче­му же Тургенев обратился к этой тетради в 1859 году, когда и в России подобного типа герои уже появились? Почему в качестве образца для русских «сознательно-героических натур» Тургенев предлагает болгарина Дмитрия Инсарова? Что не устроило, на­конец, Тургенева в добролюбовской интерпретации романа «На­кануне», опубликованного в январском номере журнала «Русский вестник» в 1860 году?

Н. А. Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специ­альную статью «Когда же придет настоящий день?», дал класси­ческое определение художественному дарованию Тургенева, уви­дев в нем писателя, чуткого к общественным проблемам. Очередной его роман «Накануне» еще раз блестяще оправдал эту репу­тацию. Добролюбов отметил четкую расстановку в нем главных действующих лиц. Центральная героиня Елена Стахова стоит перед выбором, на место ее избранника претендуют молодой уче­ный, историк Берсенев, будущий художник, человек искусства Шубин, успешно начинающий служебную деятельность чиновник Курнатовский и, наконец, человек гражданского подвига, болгар­ский революционер Инсаров. Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст: Елена Стахова олицетворяет мо­лодую Россию «накануне» предстоящих перемен, Кто всего нуж­нее ей сейчас: люди науки или искусства, государственные чинов­ники или героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос.

Добролюбов заметил, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотрази­мая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называе­мое образованное» (VI, 120).

В описании детских лет Елены Тургенев обращает внимание на глубокую близость ее к народу. С тайным уважением и стра­хом слушает она рассказы нищей девочки Кати о жизни «на всей божьей воле» и воображает себя странницей, покинувшей отчий дом и скитающейся по дорогам. Из народного источника пришла к Елене русская мечта о правде, которую надо искать далеко-далеко, со странническим посохом в руках. Из того же источни­ка— готовность пожертвовать собой ради других, ради высокой цели спасения людей, попавших в беду, страдающих и несчаст­ных. Не случайно в разговорах с Инсаровым Елена вспоминает буфетчика Василия, «который вытащил из горевшей избы безно­гого старика и сам чуть не погиб».

Даже внешний облик Елены напоминает птицу, готовую взле­теть, и ходит героиня «быстро, почти стремительно, немного на­клонясь вперед». Смутная тоска и неудовлетворенность Елены тоже связаны с темой полета: «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела — куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда» (VIII, 79). Устрем­ленность к полету проявляется и в безотчетных поступках герои­ни: «Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки…» (VIII, 35—36). Проходит тревога — «опу­скаются невзлетевшие крылья». И в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда,— подумала Елена,— это будет хоро­ший знак…» Чайка закружилась на месте, сложила крылья — и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (VIII, 157).

Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров. Что отличает   его   от русских   Берсеневых   и  Шубиных? Прежде всего — цельность характера, полное отсутст­вие противоречий между словом и делом. Он занят не собой, все помыслы его сосредоточены на одной цели — освобождении роди­ны, Болгарии. Тургенев верно уловил в характере Инсарова типи­ческие черты лучших людей эпохи болгарского Возрождения: широту и разносторонность умственных интересов, сфокусирован­ных в одну точку, подчиненных одному делу — освобождению на­рода от векового рабства. Силы Инсарова питает и укрепляет живая связь с родной землей, чего так не хватает русским геро­ям романа — Берсеневу, который пишет труд «О некоторых осо­бенностях древнегерманского права в деле судебных наказаний», талантливому Шубину, который лепит вакханок и мечтает об Италии. И Берсенев, и Шубин — тоже деятельные люди, но их деятельность слишком далека от насущных потребностей народ­ной жизни. Это люди без крепкого корня, отсутствие которого придает их характерам или внутреннюю вялость, как у Берсене­ва, или мотыльковое непостоянство, как у Шубина.

В то же время в характере Инсарова сказывается родовая ограниченность, типичная для Дон-Кихота. В поведении героя подчеркиваются упрямство и прямолинейность, некоторый педан­тизм. Художественную завершенность эта двойственная характе­ристика получает в ключевом эпизоде с двумя статуэтками ге­роя, которые вылепил Шубин. В первой Инсаров представлен героем, а во второй — бараном, поднявшимся на задние ноги и склоняющим рога для удара. Не обходит Тургенев в своем ро­мане и размышлений о трагичности судьбы людей донкихотского склада.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, от­части возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет фи­лософский. «Накануне» открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «…Каждый из нас желает для се­бя счастья… Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово?» (VIII, 14). Соединяют людей слова: «родина», «нау­ка», «справедливость». И «любовь», но только если она — не «лю­бовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Инсарову и Елене кажется, что их любовь соединяет личное с общественным, что она одухотворяется высшей целью. Но вот оказывается, что жизнь вступает в некоторое противоречие с же­ланиями и надеждами героев. На протяжении всего романа Ин­саров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительно­сти своего счастья, от чувства виновности перед кем-то, от страха расплаты за свою любовь. Почему?

Жизнь ставит перед влюбленной Еленой роковой вопрос: со­вместимо ли великое дело, которому она отдалась, с горем бед­ной, одинокой матери, которое попутно этим делом вызывается? Елена смущается и не находит на этот вопрос возражения. Ведь любовь Елены к Инсарову приносит страдание не только матери: она оборачивается невольной нетерпимостью и по отношению к отцу, к русским друзьям — Берсеневу и Шубину, она ведет Елену к разрыву с Россией. «Ведь все-таки это мой дом,—думала она,— моя семья, моя родина…»

Елена безотчетно ощущает, что и в ее чувствах к Инсарову счастье близости с любимым человеком временами преобладает над любовью к тому делу, которому весь, без остатка, хочет от­даться герой. Отсюда — чувство вины перед Инсаровым: «Кто знает, может быть, я его убила».

В свою очередь, Инсаров задает Елене аналогичный вопрос: «Скажи мне, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь по­слана нам в наказание?» (VIII, 128). Любовь и общее дело ока­зываются не вполне совместимыми. В бреду, в период первой болезни, а потом в предсмертные мгновения коснеющим языком Инсаров произносит два роковых для него слова: «резеда» и «Рендич». Резеда — это тонкий запах духов, оставленный Еленой в комнате больного Инсарова; Рендич — соотечественник героя, один из организаторов готовящегося восстания балканских сла­вян против турецких поработителей. Бред выдает глубокое внут­реннее раздвоение цельного Инсарова, источником этого раздво­ения является любовь.

В отличие от Чернышевского и Добролюбова с их оптимисти­ческой теорией «разумного эгоизма», утверждавшей единство личного и общего, счастья и долга, любви и революции в приро­де человека, Тургенев обращает внимание на скрытый драматизм человеческих чувств, на вечную борьбу центростремительных (эгоистических) и центробежных (альтруистических) начал в ду­ше каждого человека. Человек, по Тургеневу, драматичен не толь­ко в своем внутреннем существе, но и в отношениях с окружаю­щей его природой. Природа не считается с неповторимой цен­ностью человеческой личности: с равнодушным спокойствием она поглощает и простого смертного, и героя; все равны перед ее не­различающим взором. Этот мотив универсального трагизма жиз­ни вторгается в роман неожиданной смертью Инсарова, исчезно­вением Елены на этой земле —«навсегда, безвозвратно». «Смерть, как рыбак,—с горечью говорит Тургенев,—который поймал ры­бу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плава­ет, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее —когда захочет» (VIII, 166). С точки зрения «равнодушной природы» каждый из нас «виноват уже тем, что живет».

Однако мысль о трагизме человеческого существования не умаляет, а, напротив, укрупняет в романе Тургенева красоту и величие дерзновенных, освободительных порывов человеческого духа, оттеняет поэзию любви Елены к Инсарову, придает широ­кий общечеловеческий смысл социальному содержанию романа. Неудовлетворенность Елены современным состоянием жизни в России, ее тоска по иному, более совершенному социальному по­рядку в философском плане романа приобретает «продолжаю­щийся» смысл, актуальный во все эпохи и все времена. «Накануне» — это роман о порыве России к новым общественным отно­шениям, пронизанный нетерпеливым ожиданием «сознательно-героических натур», которые двинут вперед дело освобождения крестьян.

И в то же время это роман о бесконечных исканиях чело­вечества, о постоянном стремлении его к социальному совер­шенству, о вечном вызове, который бросает человеческая лич­ность «равнодушной природе»:

«О, как тиха и ласкова была ночь, какою голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть и заснуть под этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами! «О боже! — думала Елена,— зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благословля­ющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и безмолвие? Ужели мы одни… одни… а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, — все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?.. Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти… О боже! неужели нельзя верить чуду?»  (VIII,  156).

Современников Тургенева из лагеря революционной демокра­тии, для которых главнее был социальный смысл романа, не мог не смущать его финал: неопределенный ответ Увара Ивановича на вопрос Шубина, будут ли у нас,. в России, люди, подобные Инсарову. Какие могли быть загадки на этот счет в конце 1859 года, когда дело реформы стремительно подвигалось вперед, когда «новые люди» заняли ключевые посты в журнале «Совре­менник»? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно выяс­нить, какую программу действий предлагал Тургенев «русским Инсаровым».

Автор «Записок охотника» вынашивал мысль о братском сою­зе всех антикрепостнических сил и надеялся на гармонический исход социальных конфликтов. Инсаров говорит: «Заметьте: по­следний мужик, последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Поймите, какую это дает уверенность и крепость!» (VIII, 68). Тургеневу хотелось, чтобы все прогрессивно настроенные люди России, без различия социальных положений и оттенков в политических убеждениях, протянули друг другу руки.

В жизни случилось другое. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» решительно противопоставил задачи «русских Инсаровых» той программе общенационального едине­ния, которую провозгласил в романе Тургенева болгарский рево­люционер. «Русским Инсаровым» предстояла борьба с «внутрен­ними турками», в число которых у Добролюбова попадали не только консерваторы, противники реформ, но и либеральные пар­тии русского общества. Статья била в святая святых убеждений и верований Тургенева. Поэтому он буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда она была опубликована – покинул журнал «Современник» навсегда.

В романе «Накануне» (1860) смутные светлые предчувствия и надежды, которые пронизывали меланхоличное повествование «Дворянского гнезда», превращаются в определенные решения. Основной для Тургенева вопрос о соотношении мысли и деятельности, человека дела и теоретика в этом романе решается в пользу практически осуществляющего идею героя.

Само название романа «Накануне» — название «временное», в отличие от «локального» названия «Дворянское гнездо», — отра­жает то обстоятельство, что замкнутости, неподвижности пат­риархальной русской жизни приходит конец. Русский дворянский дом с вековым укладом его быта, с приживалками, соседями, кар­точными проигрышами оказывается на распутье мировых дорог. Русская девушка находит применение своим силам и самоотвер­женным стремлениям, участвуя в борьбе за независимость бол­гарского народа. Сразу после выхода в свет романа читатели и критики обратили внимание на то, что личностью, которую рус­ское молодое поколение готово признать за образец, здесь пред­ставлен болгарин.

Название романа «Накануне» не только отражает прямое, сюжетное его содержание (Инсаров гибнет накануне войны за независимость его родины, в которой он страстно хочет принять участие), но и содержит оценку состояния русского общества накануне реформы и мысль о значении народно-освободительной борьбы в одной стране (Болгарии) как кануна общеевропейских политических перемен (в романе косвенно затрагивается и во­прос о значении сопротивления итальянского народа австрийскому владычеству).

Добролюбов считал образ Елены средоточием романа — вопло­щением молодой России. В этой героине, по мнению критика, воплощена «неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое «образованное» <.. .> «Желание деятель­ного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? — постоянно нас останавливают <…и мы всё ищем, жаждем, ждем… ждем, чтобы нам хоть кто-нибудь объяснил, что делать».

Таким образом, Елена, представлявшая, по его мнению, моло­дое поколение страны, ее свежие силы, характеризуется стихий­ностью протеста, она ищет «учителя» — черта, присущая деятель­ным героиням Тургенева.

Идея романа и структурное ее выражение, столь сложные и многозначные в «Дворянском гнезде», в «Накануне» предельно ясны, однозначны. Героиня, ищущая учителя-наставника, до­стойного любви, в «Накануне» выбирает из четырех претендентов на ее руку, из четырех идеальных вариантов, ибо каждый из героев — высшее выражение своего этико-идейного типа. Шубин и Берсенев представляют художественно-мыслительный тип (тип людей отвлеченно-теоретического или образно-художественного творчества), Инсаров и Курнатовский относятся к «деятельному» типу, т. е. к людям, призвание которых состоит в  практическом «жизнетворчестве».                                                  

Говоря о значении в романе выбора своего пути и своего «героя», который делает Елена, Добролюбов рассматривает этот поиск-выбор как некий процесс, эволюцию, аналогичную разви­тию русского общества за последнее десятилетие. Шубин, а затем и Берсенев соответствуют по своим принципам и характерам бо­лее архаичным, отдаленным стадиям этого процесса. Вместе с тем оба они не настолько архаичны, чтобы быть «несовместимыми» с Курнатовским (деятелем эпохи реформ) и Инсаровым (особое значение которому придает складывающаяся революционная си­туация), Берсенев и Шубин — люди 50-х гг. Ни один из них не является чистым представителем гамлетовского типа. Таким образом, Тургенев в «Накануне» как бы распростился со своим излюбленным типом. И Берсенев, и Шубин генетически связаны с «лишними людьми», но в них нет многих главных черт героев этого рода. Оба они прежде всего не погружены в чистую мысль, анализ действительности не является их основным занятием. От рефлексии, самоанализа и бесконечного ухода в теорию их «спасает» профессионализация, призвание, живой интерес к опре­деленной сфере деятельности и постоянный труд.

«Одарив» своего героя-художника Шубина фамилией вели­кого русского скульптора, Тургенев придал его портрету привле­кательные черты, напоминающие внешность Карла Брюллова, — он сильный, ловкий блондин.

Из первого же разговора героев — друзей и антиподов (наруж­ность Берсенева рисуется как прямая противоположность внеш­ности Шубина: он худой, черный, неловкий), разговора, который является как бы прологом романа, выясняется, что один из них «умница, философ, третий кандидат московского университета», начинающий ученый, другой — художник, «артист», скульптор. Но характерные черты «артиста» — черты человека 50-х гг. и идеала людей 50-х гг. — сильно рознятся от романтического пред­ставления о художнике. Тургенев нарочито дает это понять: в самом начале романа Берсенев указывает Шубину, каковы должны быть его — «артиста» — вкусы и склонности, и Шубин, шутливо «отбиваясь» от этой обязательной и неприемлемой для него позиции художника-романтика, защищает свою любовь к чувственной жизни и ее реальной красоте.

В самом подходе Шубина к своей профессии проявляется его связь с эпохой. Сознавая ограниченность возможностей скульп­туры как художественного рода, он стремится передать в скульп­турном портрете не только и не столько внешние формы, сколько духовную суть, психологию оригинала, не «линии лица», а взгляд глаз. Вместе с тем ему присуща особенная, заостренная способ­ность оценивать людей и умение возводить их в типы. Меткость характеристик, которые он дает другим героям романа, превра­щает его выражения в крылатые слова; Эти характеристики в большинстве случаев и являются ключом к типам, изображен­ным в романе.

Если в уста Шубина автор романа вложил все социально-исторические приговоры, вплоть до приговора о правомерности «выбора Елены», Берсеневу он передал ряд этических деклара­ций. Берсенев — носитель высокого этического принципа самоот­вержения и служения идее («идее науки»), как Шубин — вопло­щение идеального «высокого» эгоизма, эгоизма здоровой и цель­ной натуры.

Берсеневу придана нравственная черта, которой Тургенев отводил особенно высокое место на шкале душевных достоинств: доброта. Приписывая эту черту Дон-Кихоту, Тургенев на ней основывался в своем утверждении исключительного этического значения образа Дон-Кихота для человечества. «Все пройдет, все исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рас­сыплется прахом <…> Но добрые дела не разлетятся дымом: они долговечнее самой сияющей красоты» (VIII, 191). У Берсенева эта доброта происходит от глубоко, органически усвоенной им гуманистической культуры и присущей ему «справедливости», объективности историка, способного встать выше личных, эгои­стических интересов и пристрастий и оценить значение явлений действительности безотносительно к своей личности.

Отсюда и проистекает истолкованная Добролюбовым как при­знак нравственной слабости «скромность», понимание им второ­степенного значения своих интересов в духовной жизни совре­менного общества и своего «второго номера» в строго определен­ной иерархии типов современных деятелей.

Тип ученого как идеал оказывается исторически дезавуиро­ванным. Это «низведение» закреплено и сюжетной ситуацией (отношение Елены к Берсеневу), и прямыми оценками, данными герою в тексте романа, и самооценкой, вложенной в его уста. Такое отношение к профессиональной деятельности ученого могло родиться лишь в момент, когда жажда непосредственного жизне­строительства, исторического общественного творчества охватила лучших людей молодого поколения. Этот практицизм, это деятель­ное отношение к жизни не у всех молодых людей 60-х гг. носили характер революционного или даже просто бескорыстного служе­ния. В «Накануне» Берсенев выступает как антипод не столько Инсарова (мы уже отмечали, что он более чем кто-либо другой способен оценить значение личности Инсарова), сколько обер-­секретаря Сената — карьериста Курнатовского.

В характеристике Курнатовского, «приписанной» автором Елене,   раскрывается  мысль  о  принадлежности  Курнатовского,  как и Инсарова, к «действенному типу» и о взаимовраждебных позициях, занимаемых ими внутри этого — очень широкого — психологического типа. Вместе с тем в этой характеристике ска­зывается и то, как исторические задачи, необходимость решения которых ясна всему обществу (по словам Ленина, во время рево­люционной ситуации обнаруживается невозможность «для гос­подствующих классов сохранить в неизменном виде свое гос­подство» и вместе с тем наблюдается «значительное повышение <…> активности масс», не желающих жить по-старому), застав­ляют людей самой разной политической ориентации надевать маску прогрессивного человека и культивировать в себе черты, которые приписываются обществом таким людям.

«Вера» Курнатовского — это вера в государство в приложении к реальной русской жизни эпохи, вера в сословно-бюрократиче­ское, монархическое государство. Понимая, что реформы неиз­бежны, деятели типа Курнатовского связывали все возможные в жизни страны изменения с функционированием сильного госу­дарства, а себя считали носителями идеи государства и исполни­телями его исторической миссии, отсюда — самоуверенность, вера в себя, по словам Елены.

В центре романа — болгарский патриот-демократ и револю­ционер по духу — Инсаров. Он стремится опрокинуть деспотиче­ское правление в родной стране, рабство, утвержденное веками, и систему попрания национального чувства, охраняемую крова­вым, террористическим режимом. Душевный подъем, который он испытывает и сообщает Елене, связан с верой в дело, которому он служит, с чувством своего единства со всем страдающим наро­дом Болгарии. Любовь в романе «Накануне» именно такова, ка­кой ее рисует Тургенев в выше цитированных словах о любви как революции («Вешние воды»). Воодушевленные герои ра­достно летят на свет борьбы, готовые к жертве, гибели и победе.

В «Накануне» впервые любовь предстала как единство в убе­ждениях и участие в общем деле. Здесь была опоэтизирована ситуация, характерная для большого периода последующей жизни русского общества и имевшая огромное значение как выражение нового этического идеала. Прежде чем соединить свою жизнь с ее жизнью, Инсаров подвергает Елену своеобраз­ному «экзамену», предвосхищающему символический «допрос», которому подвергает таинственный голос судьбы смелую де­вушку-революционерку в стихотворении в прозе Тургенева «По­рог». При этом герой «Накануне» вводит любимую девушку в свои планы, свои интересы и заключает с ней своеобразный договор, предполагающий с ее стороны сознательную оценку их возможной будущности, — черта отношений, характерная для демократов-шестидесятников.

 Любовь Елены и ее благородная решимость разрушают аске­тическую замкнутость Инсарова, делают его счастливым. Добро­любов особенно ценил страницы романа, где изображалась светлая и счастливая любовь молодых людей. В уста Шубина Тур­генев вложил лирическую апологию идеала героической моло­дости: «Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай бог всякому! Это не то, что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе всё равно, когда тебе действи­тельно в сущности всё равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!» (VIII, 141).

Добавить комментарий