У выдающихся произведений искусства, неважно – живопись, скульптура или предметы интерьера, часто бывает и необычная история рождения. Не исключение в этом ряду – часы «Павлин» (golden pavlin) в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Содержание
1
История часов «Павлин»: От груды деталей к мировому шедевру
История создания часов «Павлин» и их путь до Эрмитажа окутаны не одной тайной.
Секрет первый: кто кому дарил?
Говорят, что Григорий Потемкин узнал о необычных поющих механизмах из Англии от одной из высокосветских британских дам, недавно посетивших Россию. Несомненно, что фаворит поделился новостью с Екатериной II. Императрица собирала лучшие произведения искусства в собственные коллекции, а также обожала разные «чудные» изобретения.
Кто же из них сделал подарок «второй половинке»? Выдать деньги из госбюджета повелела Екатерина, но по просьбе Потемкина. Оба факта зафиксированы в документах. Однозначно, подобные приобретения друг для друга могли делать люди, испытывавшие друг к другу искренние чувства, пусть даже и в прошлом!
Секрет второй: кто автор?
Считается, что изготавливал самодвижущихся птиц английский инженер Джеймс Кокс. Два его механических бронзовых павлина демонстрировались на выставке в 1773 году. Один из них был продан китайскому императору. Второй (в доработанном варианте) – с совой и петухом и был отправлен в Россию.
Заказ же стоимостью 11000 полновесных золотых рублей (1800 фунтов стерлингов по тому курсу) был оплачен Фридриху (Фредерику) Юри, доставившему в 1781 году механизм в Санкт-Петербург. Предположительно он изготовил уникальные часы. На одной из деталей петуха присутствует буква J – от английской транскрипции Jury.
Секрет третий: как собрать заново?
Кто сломал уникальную конструкцию, наверное, уже останется тайной веков. Из сохранившегося письма русского мастера-самоучки Кулибина к императрице становится известно следующее. Примерно в первой половине 1791 года князь Потемкин Таврический передал механику «машину» (по описанию – часы «Павлин») на восстановление, золочение и серебрение. До этого ее части несколько лет хранились в ящиках и корзинах в полуразобранном виде.
Русский мастер взялся за работу. При этом пришлось долго искать «ключ» к главному объекту – павлину. Когда обнаружилось «особое перо», оказалось, что внутри – полная разруха: пружины и цепи порваны, колесики находятся не в гнездах, запчастей не хватает. То же самое было и с остальными птицами.
Кулибин долго разбирал детали, искал принципы их работы. В это время Светлейший вызвал мастера к себе в ставку действующей армии. Иван Петрович наказал сыну без нужды не трогать разложенных на столе птиц, а в случае пожара спасать в первую очередь. В Яссах механик пребывал до кончины Потемкина в октябре 1791 года.
Вернувшись домой Кулибин с горечью узнал, что, испугавшись возгорания рядом с домом, сын вынес все запчасти в корзинах, как попало. Почти год ушел на «разбор завалов» и замену утраченного в пожарной суматохе. Мастер после такого ЧП и обратился к Екатерине II с нижайшей просьбой об оплате его трудов. Смета составила 1200 руб. На дальнейшие доработки, включая покрытие драгоценными металлами, ушло 2 года.
Шедевр Эрмитажа
С 1794 года и до смерти императрицы обновленные часы «Павлин» хранились в Таврическом дворце, выкупленном в казну. Только после кончины императрицы ее сын Павел I, также ценитель прекрасного, в 1797 году повелел перенести техническую новинку в Зимний дворец.
Удивительный механизм, собранный Кулибиным, проработал около 150 лет. Кстати, советские инженеры повторили «подвиг» Кулибина. В 1941 году шедевр пришлось частично разобрать перед отправкой в эвакуацию, а затем собрать заново по возвращении на законное место. Только в 1995 году ХХ века потребовалась новая реставрация и перенастройка. У «Павлина» появился личный хранитель – заведующий лабораторией научной реставрации эрмитажных часов Михаил Петрович Гурьев.
Интересно: действие механического поющего «Павлина» многие годы было заставкой программы главных новостей телеканала «Культура».
В XXI веке знаменитый экспонат Государственного Эрмитажа остался единственным в мире подобным действующим автоматом из века XVIII.
Описание золотых часов «Павлин»
В XVIII веке большинство произведений искусства использовали аллегории в качестве выражения общественных идей или представлений об устройстве природы или Вселенной. Часы «Павлин» – аллегория на явление смены дня и ночи. Вся композиция – это планета Земля, Солнце, Луна, ночь, рассвет.
Перед нами из серебряного холма растет символический высокий дуб. Его листья и желуди выполнены в натуральную величину. На дереве сидят белки, внизу – растения и грибы, большой и несколько маленьких. Каждая деталь позолочена.
На самом большом грибе сидит стрекоза. Это и есть часы. Мы не видим привычных стрелок. Под шляпкой спрятаны два циферблата-ротатора. Один с римскими цифрами показывает смену часов, другой с арабскими – бег минут. Цифры нанесены по гуртам дисков (если взять термин от монет) и видны одновременно в особом отверстии. Стрекоза же вращается явно, со скоростью полета секунд. Часовой механизм спрятан под участком, оформленным стразами, имитирующими драгоценные камни в раскрытых недрах Земли.
На вершине дуба расположился павлин – Солнце. Его оперение поначалу кажется полностью золотым. Только в движении открывается тайная часть: нижняя часть хвоста (ночь) посеребрена. Слева от павлина – посеребренная сова в клетке с колокольчиками – тайный знак Луны, ночи и мудрости Вселенной. Справа, на небольшом суку, – позолоченный петух – светлый символ рассвета и обновления. Даже маленькая белка на отдельном пеньке – не декоративный элемент, а конструктивная необходимость. Внутри нее расположен вал, вращающий клетку совы.
Современные реставраторы выяснили, что сова, павлин, петух и часы – отдельные механизмы, соединенные вместе двумя гениями – создателем и первым реставратором.
Как включаются и работают механические часы «Павлин»
Каждую неделю хранитель заставляет «Павлина» двигаться. Сначала он снимает крышку с заводного устройства. Оно расположено под тремя маленькими грибочками. Отдельная рукоятка приводит в действие фигуры птиц, особым ключом заводятся часы и начинается таинство.
Первой «оживает» сова. Она поворачивает голову, вращает глазами. Одновременно вокруг клетки вертятся колокольчики. Звон образуется с помощью цветков-молоточков. По легенде, они должны были создавать определенную мелодию, ритм которой отбивает лапка птицы. Не случилось. То ли сразу не хватило деталей, то ли виноват пожар у Кулибина.
Вторым включается Золотой Павлин, он раскрывает хвост, кивает головой и как будто поет. Затем тело птицы поворачивается на 180º, и становится видна обратная, серебряная (ночная) сторона хвоста. На самом деле, павлин звуков не издает. Говорят, что у Кулибина была трещотка для имитации голоса, но он не смог ее приспособить. Колокольчики при этом продолжают звонить.
Последним активизируется петух, вытягивая шею. Его отчетливое «Кукареку» обозначало наступление точного часа времени. Звук издает особый крохотный органчик с устройством, изменяющим высоту звучания.
Время представления (работы) золотых часов «Павлин» в Санкт-Петербурге занимает около 4 минут. Изначально завода пружин механизмов, отвечающих за движение фигур птиц хватало часов на восемь. Красивое действо совершалось каждые 60 минут. Теперь, к сожалению, птицы двигаются, пока персональный хранитель вертит рукоятку, их автоматический запуск отключён в целях сохранения механизма. Часовой механизм золотого павлина работает постоянно.
Видео 360 работы часов
Как найти и в каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин»
Сейчас часы «Павлин» выставлены в Павильонном зале Малого Эрмитажа (номер 204 на схеме) в Санкт-Петербурге. Чтобы их увидеть, можно покупать билеты на любой из двух маршрутов.
Первый маршрут начинается от Иорданской лестницы по парадной анфиладе до галереи великих мастеров эпохи Возрождения. Чтобы добраться к главной цели, а втором этаже вы пройдете через Аванзал, Большой Николаевский, Концертный и Фельдмаршальский залы, минуете Романовскую галерею и два министерских коридора.
Второй маршрут от Церковной лестницы предполагает знакомство с семейными императорскими комнатами, искусством Востока от Монголии и Китая до Османской империи. Только после этого вы попадете к произведениям Франции и Фландрии, откуда возможен переход в Малый Эрмитаж к Павильонному залу.
В любом случае руководствуйтесь стрелками-указателями маршрутов и советами служителей. Не забудьте также, что на все пребывание в музее вам дано 2 часа.
Когда заводят часы «Павлин» в 2023 году, расписание работы
По традиционному расписанию золотые часы «Павлин» заводили в 19:00 по средам. К сожалению, публичный процесс завода часов «Павлин» в Санкт-Петербургском Эрмитаже отменен еще весной 2020 в связи с пандемией ковида, на 2023 год ограничение остается в силе. В одном из интервью хранитель часов рассказал, что их запускают в технических целях, когда в музее нет посетителей.
На чтение 5 мин Просмотров 4.2к.
Обновлено 20.01.2023
Коллекция Эрмитажа насчитывает более 3 млн экспонатов, каждый из них обладает культурной значимостью и неповторимой эстетикой. Визитная карточка музея — часы «Павлин». Этот изящный артефакт часто изображают на сувенирной продукции музея, а путешественники каждую среду стремятся успеть к 19:00 в зал с павлином в надежде полюбоваться движением золотых фигур. Уникальные часы работают более 200 лет — старейший механизм сохранился в первозданном виде и заставляет волшебных птиц оживать. Подробнее о знаменитых часах Эрмитажа читайте в статье.
Содержание
- История
- Как создавались
- Как восстанавливались
- Описание золотых часов
- Как включаются и работают часы «Павлин»
- В каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин»
- Когда заводят часы «Павлин»
- Заключение
История
Как и многие экспонаты Эрмитажа, часы «Павлин» связаны с историей императорского дворца. Однако подлинное происхождение артефакта неизвестно — выяснили, что в Санкт-Петербурге он появился в 80-х годах XVIII века благодаря Екатерине II. По одной из версий, дорогой подарок императрице преподнёс её фаворит Григорий Потёмкин. По другой — сама Екатерина купила для своего фаворита часы за огромную сумму в 11 000 рублей, или 1800 фунтов стерлингов. В любом случае доподлинно известно, что знаменитый экспонат прибыл в Россию из Лондона.
Как создавались
«Павлин» — работа известного ювелира Джеймса Кокса, созданная совместно с немецким мастером Фридрихом Юри. Во второй половине XVIII века фирма Кокса разрабатывала сложные и изящные механизмы для европейских заказчиков, а в 1772 году мастер открыл музей, продавая свои творения на лотереях.
В 1777 году Петербург посетила английская герцогиня Кингстон. На балу она рассказала Потёмкину о таланте Д. Кокса, после чего князь, зная страсть Екатерины Великой к необычным вещам, заказал мастеру большой автомат для императрицы. К тому моменту материальное положение Кокса было не лучшим: чтобы сэкономить время, он взял за основу готовые часы. Это был не проданный на Дублинской лотерее экспонат, состоящий из фигуры павлина, который сидел на дубовом пне, обвитом двумя змеями. Мастера добавили в композицию фигуры петуха, совы и гриба, в который врезали циферблат. Змей они посчитали нужным убрать.
В 1781 году артефакт доставили в Санкт-Петербург в разобранном виде. Это спутало планы князя Потёмкина, ведь устройство автомата было неизвестно русским мастерам. Он умер в 1791 году, так и не полюбовавшись работающим «Павлином».
Как восстанавливались
Князь Потёмкин поручил сборку русскому механику Ивану Кулибину. Работа заняла несколько лет: мастер никогда не видел часы в сборке, а пожар в его доме заставил начать работу заново. Сын Кулибина, спасавший вещи от огня, сбросил запчасти в корзину в хаотичном порядке, часть деталей и вовсе оказалась утеряна.
Автомат был готов в 1794 году. Кулибину пришлось восстанавливать недостающие фрагменты, изучать механизм и покрывать позолотой фигурки. Механизм пережил ещё несколько вмешательств: в 1941 году автомат частично разобрали, чтобы эвакуировать его во временное хранилище. После окончания ВОВ его вернули в музей и восстановили. В 1995 году механизм отреставрировали и перенастроили под руководством Ю. П. Платонова.
Описание золотых часов
Как и многие произведения искусства XVIII века, этот шедевр представляет законы природы, а конкретно — смену дня и ночи.
Композиция автомата выполнена из серебра, бронзы и позолоты. В центре — дубовый пень с листьями и желудями. Его окружает лесной мир: белки, растения и грибы. На пне стоит большая фигура павлина, которая символизирует солнце. Его золотое оперение скрывает посеребрённую нижнюю часть хвоста — олицетворение ночи. Слева — сова в круглой клетке, она представляет Луну и мудрость. Её перья посеребрены, что также отсылает к ночному времени суток. По правую сторону на суку восседает петух — воплощение рассвета и нового дня.
Под дубом, внутри шляпки самого большого гриба, скрыты два циферблата с часовой и минутной разметкой. Секундная стрелка выполнена в виде стрекозы. Каждая деталь олицетворяет движение жизни.
Как включаются и работают часы «Павлин»
Чтобы включить механизм, хранитель убирает крышку в основании композиции, под тремя маленькими грибами. Он заводит часы ключом и вращает рукоятку, чтобы «оживить» птиц. Ранее за движение фигур отвечал специальный механизм, но теперь автоматику не используют, чтобы продлить жизнь устройства.
Время работы — 4 минуты. Сама конструкция состоит из четырёх механизмов, один из которых — часовой, а остальные приводят в движение фигуры.
Когда мастер заводит часы, первой оживает сова. Она поворачивается, моргает и бьёт лапой в такт звону колокольчиков, расположенных на её клетке. Символ ночи заставляет пробудиться павлина, который олицетворяет переход между тёмным и светлым временем суток. Птица кланяется, распускает хвост, демонстрируя то золотую (утро), то серебряную (ночь) сторону перьев. Вращение павлина заканчивается, провозглашая победу дня. После подключается петух: он кукарекает, сообщая точное время. В фигуру вмонтировано специальное устройство, которое заставляет петуха менять тональность.
В каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин»
Экспонат расположен на втором этаже Малого Эрмитажа, в Павильонном зале (№ 204). Гиды Трипстера помогут вам найти экспозицию и узнать больше об этом шедевре.
Когда заводят часы «Павлин»
До весны 2020 года механизм заводили по средам в 19:00 — сам музей в этот день работал до 21 часа. С приходом пандемии публичный запуск отменили. Ограничение действует и по сей день. Однако в нерабочее время по расписанию смотритель запускает механизм, чтобы поддерживать его рабочее состояние.
Заключение
«Павлин» — один из самых изящных экспонатов Эрмитажа с богатой историей. Старейший часовой механизм исправен и работает более 200 лет, а композиция часов и каждое их движение таят в себе аллегорию хода жизни. Интерес путешественников к этому экспонату не иссякает, несмотря на ограничения — в последние годы механизм не заводят на широкую публику.
Павильонный зал – излюбленное место гостей Эрмитажа, потому что там находятся знаменитые часы «Павлин».
Расположен Павильонный зал не в Зимнем дворце, а в Северном крыле Малого Эрмитажа. И многие посетители, которые поднимаются на второй этаж Зимнего дворца по главной Посольской (Иорданской) лестнице, не знают, как туда пройти. И хотя Павильонный зал находится недалеко от Посольской лестницы, проход туда довольно запутанный. Попробую объяснить.
Итак, поднимаемся по Посольской лестнице на второй этаж и поворачиваем налево в Фельдмаршальский зал (номер 193). Из Фельдмаршальского зала проходим через расположенную слева дверь в Министерский коридор (номер 200). Пройдя прямо через Министерский коридор, попадаем в зал номер 146 и затем, повернув налево, проходим через залы 146 – 143, посвященные древнерусскому искусству. Здесь запутаться невозможно, т.к. разветвлений нет. Пройдя залы 146 – 143 и полюбовавшись на сокровища древнерусского искусства, попадаем в коридор (номер 202) и, повернув направо, видим Павильонный зал.
Здесь первоначально располагались разные помещения, в том числе кабинет Екатерины II, но в 1858 году в ходе реконструкции были убраны все перегородки и создан интерьер в стиле эклектизма середины XIX века. Проект зала разработал архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Эклектика – смешение, соединение различных стилей.
Части интерьера в восточном стиле:
Конечно, наиболее привлекают посетителей установленные в зале часы «Павлин». Этот часовой автомат был изготовлен английским мастером Джеймсом Коксом. Фигуры и все внешние детали автомата сделаны из позолоченной меди. В 1777 году часы «Павлин» приобрел Г. Потемкин для Эрмитажа Екатерины II. Часы перевозились в разобранном виде в нескольких корзинах. Некоторые части оказались поломаны, а некоторых вообще недоставало. Собрал и наладил часовой автомат известный русский мастер Иван Кулибин. И этот уникальный механизм до сих пор работает.
Интересен не только сам Павильонный зал, но то, как он расположен. С одной стороны окна зала выходят на Неву, а с другой – на Висячий сад Малого Эрмитажа.
Все фотографии – авторские.
Другие публикации автора о Государственном Эрмитаже:
«Эрмитаж. Большая парадная анфилада»;
«Эрмитаж. Невская анфилада»;
«Придворный храм Зимнего дворца»;
«Эрмитаж. От Гамбса до Мамонтова».
Часы “Павлин” в Эрмитаже
В собраниях Эрмитажа более трех миллионов экспонатов, которые имеют огромную ценность как для истории, так и для искусства. Однако есть и такие произведения искусства, ценность которых не измерить ничем — часы «Павлин». В одном из залов музея они стоят уже более двухсот лет. Можно сказать, что часы уже стали его визитной карточкой.
Где находятся
Часы «Павлин» расположены в Северном крыле Малого Эрмитажа в Павильонном зале № 204. Посетить экспонат можно в рамках маршрута № 1.
История
История создания часов весьма интересна. Как-то одна из герцогинь, приехавшая из Англии, рассказала Григорию Потемкину об удивительных спектаклях с участием механических птиц. Разве мог фаворит Екатерины II упустить такую возможность и не порадовать свою императрицу. С этой идеей он обратился к известному часовщику Джеймсу Коксу. Диковинная птичка обошлась князю в 11 тысяч рублей, что по тем временам было весьма дорого.
К огорчению Потемкина, часы в Петербург были доставлены в виде груды драгоценных деталей. Но не будь он фаворитом самой императрицы, если бы не обладал смекалкой. Князь обращается к русскому изобретателю Кулибину. Несмотря на то, что мастер никогда не видел подобных изделий в собранном виде, работа по сборке двигалась уверенно. Но из-за пожара, который позже случился в доме изобретателя, ее пришлось начинать сначала, что растянулось еще на несколько лет. К сожалению, князь скончался до того, как его подарок был полностью готов.
Долгое время механическая птица ранилась в Таврическом дворце, пока императрица не передала ее в государственную казну. В 1797 году драгоценный павлин занял свое место в экспозиции Эрмитажа.
Механическая композиция представляет собой кусочек волшебного сада, где центральное место занимает павлин, сидящий на дубе. Вокруг дерева собрались петух и сова. Все это выполнено из золота, серебра и хрусталя. Это не просто часы, это уникальное произведения механики и ювелирного искусства 18 века.
Видео про часы “Павлин” в Эрмитаже
Интересное в Эрмитаже
Ваза ваз в Эрмитаже
Большая Колыванская ваза в Эрмитаже. История появления самой огромной вазы в мире. Интересные факты про необыкновенную Вазу ваз. Где можно посмотреть экспонат.
Египетские залы в Эрмитаже
Древний Египет не перестает притягивать к себе всеобщее внимание. С его культурой, искусством и бытом можно ознакомиться в Египетских залах Эрмитажа.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Основная часть полотен голландского художника поступила в Эрмитаж еще при Екатерине II. Это самое крупное собрание картин художника за пределами Голландии.
Картины Ван Гога в Эрмитаже
Ван Гог и его знаменитые полотна сегодня можно увидеть в собраниях Эрмитажа. Каждая работа — это часть непростой жизни, которую Винсент посвятил творчеству.
История Эрмитажа
Государственный Эрмитаж — один из крупнейших и популярных учреждений культуры в России. Несколько лет подряд входит в десятку самых посещаемых музеев мира.
- 14.11.2019
Более двух веков назад коллекцию Эрмитажа украшает экспонат, который постоянно вызывает искреннее изумление и восхищение посетителей. Это – часы «Павлин». Эрмитаж в Санкт-Петербурге известен всему миру, поэтому вдвойне приятно, что они являются изюминкой русского музея. Часы состоят из фигуры павлина, совы и петуха, снабженные механизмами, приводящих птиц в движение.
История часов «Павлин»
Удивительная история этих уникальных часов достаточно противоречива.
Началом послужило то, одна из герцогинь, прибывшая из Англии рассказала о зрелищных спектаклях механических птиц князю Григорию Потемкину. Фаворит Екатерины II решил не упускать возможность сделать подарок своей императрице. Тогда он предложил известному в то время часовщику Джеймсу Коксу изготовить сие произведение искусства. По тем временам стоимость драгоценных часов была аж целых 11 000 рублей. Но, когда заказ привезли в Россию, Потемкин был огорчен. Дело в том, что в Петербург подарок прибыл в виде отдельных деталей. Расстроенному князю оставалось лицезреть несколько корзин с грудой золотых частей.
Будучи человеком смекалистым, Потемкин попросил помощи у русского изобретателя Ивана Кулибина, имя которого сейчас стало нарицательным. Русский гений оказался в непростой ситуации, ведь как выглядят часы в сборе, он никогда не видел. Поэтому решил представить изделие Кокса своими глазами. Когда Кулибин уже продвинулся в сборке Павлина, в доме произошел пожар. Детали были снова брошены в корзину в хаотичном порядке. В итоге работа заняла у заняла еще несколько лет. В итоге князь Потемкин умер в 1791 году, так и не увидев работающих часов.
Удивительный механизм несколько лет находился на хранении в Таврическом дворце, пока, наконец, Екатерина Вторая их в государственную казну. И вот, уже в 1797 году часы «Павлин» заняли свое почетное место в Эрмитаже.
В каком зале они находятся в настоящее время?
Часы выставлены в Павильонном зале, одном из красивейших дворцовых интерьеров Европы. Зал спроектирован таким образом, что его окна выходят на четыре стороны света.
Из чего состоят и как работают часы «Павлин»?
Заведующий лабораторией часов и музыкальных механизмов музея Эрмитаж Михаил Гурьев рассказал об устройстве этих удивительных часов: «В них объединены четыре самостоятельных механизма. Три приводят в движение фигуры птиц, а четвертый является часами».
Определенный порядок функционирования обладает глубоким смыслом. В первую очередь, оживает сова в клетке. Это символ ночи. Зрители слышат звон колокольчиков, птица вращает глазами и головой, а лапкой постукивает в такт мелодии.
Потом просыпается сам павлин. Он кланяется несколько раз, раскрывает свой огромный хвост и демонстрирует изумленным посетителям золотые перья. Это символ солнца. Затем павлин разворачивается на 180 градусов и показывает внутреннюю сторону хвоста – посеребренную поверхность, символизирующую ночь.
Затем петух кукарекает, сообщая точное время. Эффект достигается миниатюрным оргáном, а специальное устройство внутри быстро меняет тональность. Стоит отметить циферблат в виде гриба с прорезями для часового и минутного дисков, а также секундную стрелку в виде стрекозы.
На сегодняшний день часы «Павлин» в Эрмитаже – часть мирового наследия. Они заслуженно считаются одной из визитных карточек музея в Санкт-Петербурге.
Видео
Если вы дома тоже хотите наслаждаться пением птиц, зайдите в раздел часы с кукушкой.