Эрмитаж как лучше составить маршрут

Современные реалии вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.

Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам. На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.

Содержание

1

Маршрут №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 по Эрмитажу

Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.

Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.

Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.

Продажа билетов в Эрмитаж по первому маршруту осуществляется онлайн, в целях предотвращения образования очередей (в кассах музея можно купить только нереализованные онлайн билеты):

купить билет в Эрмитаж (маршрут №1)

Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:

купить билет на маршрут №1 с аудиоэкскурсией

На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.

План маршрута №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:

  • Фельдмаршальский;
  • Петровский (Малый тронный);
  • Гербовый;
  • Георгиевский (через Военную галерею 1812 года с парадными портретами военачальников, прославившихся в войне с Наполеоном).

Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.

По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.

План-схема маршрута №1 по Эрмитажу

Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.

От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:

  • «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля;
  • «Юноша с лютней» Караваджо;
  • «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко;
  • «Святой Себастьян» Тициана;
  • «Даная», «Возвращение блудного сына» и «Портрет старика в красном» Рембрандта.

И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.

Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.

Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.

По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.

Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга

Маршрут номер два по Эрмитажу

Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.

При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.

Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда.

План маршрута №2 по Эрмитажу

От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.

Ваш путь пройдет через:

  • Концертный и малахитовый залы;
  • несколько гостиных: усадебного типа, залы Росси и Гамбса;
  • будуар;
  • готический кабинет;
  • помпейскую столовую;
  • курительную комнату;
  • библиотеку и еще несколько помещений в интерьерах разных эпох.

План-схема маршрута №2 по Эрмитажу
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.

Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.

На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:

  • Хунну;
  • Монголии и Тибета;
  • Танготов;
  • буддийского пещерного монастыря Дуньхуан;
  • восточного Туркестана по Великому Шелковому пути;
  • нецке;
  • Византии;
  • Арабского халифата (Ближнего Востока);
  • Мамлюкского султаната;
  • Персии;
  • Османской империи;

Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:

  • будуар;
  • Малиновый кабинет;
  • Зеленую столовую;
  • Синюю спальню;
  • Золотую гостиную;
  • Белый зал.

После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.

Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:

  • русской культуры времен Анны Иоанновны;
  • английским искусством XVI-XVIIIвеков;
  • прикладным творчеством Франции тех же времен;
  • Александровский с западноевропейским серебром.

Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.

Маршрут №3 по Эрмитажу

Маршрут №3 по Эрмитажу

Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.

Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.

В программе осмотра:

  • галереи живописи импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Щукина и братьев Морозовых с картинами Матисса, Пикассо, Дени;
  • зал Фаберже;
  • экспозиция произведений периода модерна;
  • живопись XXI века.

Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.

План-схема маршрута №3 по Эрмитажу

В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:

  • иконостас походной церкви императора Александра I времен войны с Наполеоном;
  • Смоленская икона Божией Матери, подаренная Кутузову;
  • икона из усадьбы Аракчеева со скрытым портретом Павла I.

Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.

Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2023 году

Маршруты экскурсий по Эрмитажу

Экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек. Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.

Взрослым гостям предлагаются визиты:

  • в Золотую и Бриллиантовую кладовые;
  • обзоры по Эрмитажу и Главному Штабу;
  • тематические – на временные выставки и в отдельные популярные залы.

Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2023 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.

Временные выставки

В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).

Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.

График сеансов, единый для любого маршрута

Дни недели Сеансы для основной категории посетителей Сеансы по специальному предложению льготным категориям
вторник-воскресенье 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00
среда, пятница, суббота (доп.) 17-30, 18-00

Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.

Полезные советы

  1. Прибывать к началу сеанса или экскурсии рекомендуется за 15 минут до начала. У опоздавших на маршруты более чем на 30 минут билеты аннулируются. Экскурсантам следует быть особо пунктуальными, иначе к интересующим экспозициям они не попадут.
  2. Маски и перчатки – пока обязательные аксессуары.
  3. Билеты лучше приобретать онлайн. Их выкладывают на 7-10 дней вперед. В кассы попадают только не распроданные остатки, На популярных маршрутах в периоды отпусков и каникул их практически не бывает.
  4. Карту-схему Эрмитажа лучше купить при входе. Вариант из мобильного телефона может оказаться слишком мелким и неразборчивым. К тому же на нем указаны только номера залов, в которых легко запутаться.
  5. Аудиогид выдается только на маршрут по приобретенному билету.

Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.

В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.

Отзывы посетителей

В этой статье я расскажу про новые правила посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. После локдауна 2020 года Эрмитаж стал работать по другим правилам, как и другие музеи РФ. В свете противокоронавирусных мер всем музеям предписано ограничить количество посетителей и развести потоки посетителей, данные правила соблюдаются и в 2023 году. В результате Эрмитаж разделил свою экспозицию в Зимнем дворце и прилегающем комплексе зданий на 2 части, тем кто не в курсе напомню, что у Эрмитажа существует еще несколько экспозиций: в здании Главного штаба, в Старой деревне и на пр. Обуховской обороны, но большинство туристов хотят посетить именно Зимний дворец.

С 14 декабря 2022 года в Санкт-Петербурге ввели опять масочный режим, но только в медицинских учреждениях. Соблюдают его без фанатизма, кто хочет носит маску, остальных не трогают.

Содержание

  1. Режим работы Эрмитажа
  2. Как купить билет в Эрмитаж в 2023 году?
  3. Где касса в Эрмитаж?
  4. Нужно ли распечатывать электронный билет в Эрмитаж?
  5. Как происходит проход в Эрмитаж по новым правилам
  6. Сколько стоит билет в Эрмитаж?
  7. Кто имеет право на льготы в покупке билетов?
  8. Какой маршрут выбрать? Куда лучше пойти в Эрмитаж?
  9. Билет со входом с Иорданской (маршрут №1) или Церковной лестницы (маршрут №2)
  10. Бриллиантовая или Золотая кладовая
  11. Главный штаб
  12. Дворец Петра I
  13. Когда бесплатный вход в Эрмитаж?
  14. Как получить бесплатный билет в Эрмитаж?
  15. Дети до 14 лет
  16. Герои Советского Союза, Герои РФ и Полные кавалеры ордена Славы
  17. Ветераны ВОВ
  18. Когда в Эрмитаже меньше всего людей?

Режим работы Эрмитажа

вторник, четверг, воскресенье 11:00 – 18:00
среда, пятница, суббота 11.00 – 20.00
Музей закрыт по понедельникам и 1 января и 9 мая.

Как купить билет в Эрмитаж в 2023 году?

Билеты в Эрмитаж лучше всего покупать на официальном сайте Эрмитажа или через официальных агентов. Билеты выкладывают на 2 недели вперед.

В высокий сезон или просто выходные дни может так случится что из-за ограничений билета на желанную дату не будет в наличии. В разгар белых ночей билетов не было на 10 дней вперед. Так, что туристам, планирующим поездку в Санкт-Петербург в период новогодних или майских праздников, на любые длинные выходные, во время белых ночей, летом я бы советовала во избежание разочарований купить билеты еще до отъезда.

Если билетов на нужную дату на официальном сайте нет, то попробуйте посмотреть на сайте Tripster или на сайте Спутник8, это официальные агенты  по распространению билетов. На этих сайтах много билетов в том числе и с аудиогидами, квестами, тематическими экскурсиями по музею, с доступом в Бриллиантовую и Золотые кладовые, есть комплексные билеты с обзорными экскурсиями по городу и посещением Эрмитажа. На официальном сайте Эрмитажа большинства предложений Спутник8 и Tripster нет.

Если вы планируете посетить несколько музеев Санкт-Петербурга, то удобнее всего покупать билеты на сайте Tripster – одна регистрация и билеты сразу в Эрмитаж, Русский музей,  Михайловский дворец, Кунскамеру, на Аврору. Билеты на Tripster продаются без наценки.

Где касса в Эрмитаж?

Кассы в Эрмитаже так же открыты, но там билеты продают по остаточному принципу, т.е. те что не продали в интернете. Никаких гарантий, что билеты в кассе достанутся на ближайшее время дать нельзя. Кассы  работают в фойе Зимнего дворца из под арки их убрали в связи с окончанием пандемии.

Касса Эрмитажа за воротами под аркой

Касса Эрмитажа за воротами под аркой

Нужно ли распечатывать электронный билет в Эрмитаж?

Распечатывать билет не нужно, можно показать на экране смартфона.

Как происходит проход в Эрмитаж по новым правилам

На май 2023 года всех пускают во внутренний дворик, в фойе Зимнего дворца к кассам, билеты при подходе через ворота и в само здание перестали проверять, как это было во время пандемии. Внутренний дворик весьма симпатичный, там можно фотографироваться. Посмотреть на очередной шедевр современного искусства, в дворике их меняют.

Внутренний дворик Эрмитажа

Внутренний дворик Эрмитажа

Потоки посетителей остаются разделенными. Во времена пандемии был утвержден маршрут №1 с входом через Иорданскую лестницу и маршрут №2 с входом через Церковную лестницу, до сих пор это разделение существует, только названо иначе, номера выкинули, а разделение по входам осталось. Билеты можно приобрести со входом через Иорданскую лестницу (рекомендуется для первого раза) и через Церковную.

Билет достаете перед турникетом и прикладываете штрих код. Турникет начинает срабатывать за 15 минут до начала сеанса, а заканчивает через 30 минут. Т.е. если опоздали более, чем на 30 минут ваш билет пропадает, возврату он подлежит не позднее, чем за 3 дня до визита. На сеансы с экскурсионным обслуживанием опаздывать нельзя совсем, даже на 30 минут, т.к. группа уйдет.

Ограничение по продолжительности сеанса в 2 часа сейчас ликвидировали. Но даже когда оно существовало, никто строго не следил за его выполнением. В правилах посещения на официальном сайте Эрмитажа было написано: Рекомендованная длительность посещения – 2 часа. По факту длительность визита никто не контролировал, выход был свободный, без прикладывания штрих кодов к турникету.

Сколько стоит билет в Эрмитаж?

Цены указаны в рублях на сезон 2023 года. Категории льготников указаны ниже.

Экспозиции музея Цена для всех Цена для льготников
Главная экспозиция, маршрут №1 500 300
Главная экспозиция, маршрут №2 500
Главный штаб 500 0
Бриллиантовая кладовая 1000 500
Золотая кладовая 1000 500
Дворец Петра I 600

Последние три экспозиции нельзя посетить без экскурсионного обслуживания, оно уже включено в цену билета. Дети до 14 лет проходят на экспозицию без экскурсионного обслуживания бесплатно, в кладовые и дворец Петра I билет необходимо приобретать даже для детей, но т.к. там речь идет о включенной экскурсии.

С 1 декабря 2021 года уже дети до 14 лет (сначала пандемии было до 7лет) проходят на экспозицию бесплатно. Эрмитаж заработал денег и решил вернуть часть льгот.

Кто имеет право на льготы в покупке билетов?

  1. студенты (независимо от гражданства);
  2. курсанты учебных заведений Российской Федерации (независимо от гражданства);
  3. пенсионеры (граждане РФ и государств ЕАЭС);
  4. дети от 14 до 18 лет (независимо от гражданства);
  5. инвалиды I и II группы (граждане РФ и государств ЕАЭС);
  6. сопровождающий инвалида I и II группы (независимо от гражданства)*.

Приобрести льготные билеты можно только через официальный сайт, там такие билеты называются «Входные билеты по специальному предложению».

Во входных билетах по специальному предложению и по Пушкинской карте сказано, что вход осуществляется со стороны Шуваловского проезда, но члены одной семьи могут войти вместе как со стороны Шуваловского проезда, так и с Главного входа. Т.к. у взрослых обыкновенный билет со входом через Главный двор Эрмитажа, а у подрастающего поколения билет со входом с Шуваловского проезда.

Какой маршрут выбрать? Куда лучше пойти в Эрмитаж?

Эрмитаж очень большой музей, осмотреть его целиком за один визит не представляется возможным. Да, в до коронавирусные времена продавали билеты во все здания музея одновременно в течении одного дня, но это было сущее безумие. После 4 часов в музее, а то и ранее, способности восприятия резко снижаются, усталость дает о себе знать, посидеть в Зимнем дворце можно только в весьма дорогом кафе на первом этаже, небольшое количество скамеек в залах навряд ли способно решить проблему усталости.

Как в Петербург можно приезжать много раз, так и в Эрмитаж нужно делить на несколько визитов, чтобы мозг не взорвался от перегрузки.

Я лично прошлась по маршруту №1 (билет со входом через Иорданскую лестницу) и даже его не осилила целиком, не надо питать иллюзий, осмотреть весь Зимний дворец за один раз никогда не было возможным. Вне активного туристического сезона вы можете спокойно, без толп народа осмотреть часть экспозиции, вас никто не будет толкать локтями, вы сможете подойти поближе к любому заинтересовавшему произведению и сделать массу фотографий в том числе и себя любимого на фоне произведений искусства, а не многочисленных посетителей – это бесценно.

Билет со входом с Иорданской (маршрут №1) или Церковной лестницы (маршрут №2)

Маршрут №1 и маршрут №2 по Зимнему дворцу во многом пересекаются. Суть требований Роспотребнадзора состоит в том, что поток посетителей должен передвигаться в одном направлении, идти назад теоретически нельзя, но присмотр не строгий, местами открытые двери преграждаются такими вот табличками, а добрые смотрительницы пускают и под такие таблички.

Посетители проходящие по маршруту №1 увидят самую красивую Иорданскую лестницу в начале осмотра, а посетители следующие по маршруту №2 в конце осмотра. Разница во многом заключается в порядке осмотра, а не в доступности тех или иных залов. Но все же существует одно большое исключение из этого правила.

В маршрут №2 включены залы левого крыла Зимнего дворца, если стоять лицом к главному входу. Для посетителей маршрута №1 эти залы совсем недоступны. Т.е. посетители маршрута №1 совсем не увидят следующих залов на первом этаже:

  1. Салтыковской  лестницы, но она сама по себе не очень красивая и парадная
  2. Кутузовского коридора, тоже не самый шикарный коридор Эрмитажа
  3. Залов культуры и искусства кочевых племен Алтая VI—IV вв. до н. э.
  4. Залов культуры Тывы, Южной Сибири, Забайкалья, Средней Азии, Урарту, Дагестана, Грузии, Армении, Золотой Орды.
  5. Оружейного искусства Востока XV—XIX вв.

На втором этаже:

  1. Залов русской культуры XVIII века
  2. Интерьерных экспозиций
  3. Малахитового зала

Гостинная Зимнего дворца, архитектор А. Ф. Красовский

Гостиная Зимнего дворца, доступна только в маршруте №2
Малахитовая гостиная, архитектор А. П. Брюллов, 1839
Малахитовая гостиная, доступна только в маршруте №2

На третьем этаже:

  1. Залов культуры Китая и залов нецке
  2. Залов культуры оазисных городов Туркестана
  3. Залов памятников монастыря «Пещеры 1000 будд». Дуньхуан
  4. Залов искусства тангутского государства Западное Ся (982—1227) из Хара -Хот
  5. Залов буддийского искусства Монголии и Тибета

Но это чисто теоретически, я шла по маршруту №1 и сама того не заметив осмотрела все залы второго этажа из маршрута №2, т.к. присмотр совсем не строгий. В любом случае доступные экспозиции очень обширны, быстрее всего просто не хватит сил осмотреть хотя бы одну из них целиком.

Я выбрала маршрут №1, потому что просто привыкла ходить сначала смотреть на искусство древнего мира на первом этаже, а потом по Иорданской лестнице подниматься на второй и смотреть  западноевропейскую живопись, до третьего этажа просто не дошла, т.к. устала. Я уроженка Ленинграда и посещала Эрмитаж много раз, в годы студенчества я даже прослушала курс по истории искусства в залах музея, поэтому у меня сложились некоторые привычки.

Во второй маршрут включено больше Азиатского искусства. Оно идет в самом начале осмотра, быстрее всего адептам маршрута №2 не хватит сил на античный мир, который для них будет идти в конце. Т.е. если искусство Азии вас не очень интересует стоит выбрать маршрут №1.

Бриллиантовая или Золотая кладовая

Я бы советовала для начала выбирать Бриллиантовую кладовую, т.к. там выставлены многочисленные предметы искусства, которые мы сейчас относим к ювелирному – женские украшения, табакерки, бриллиантовые безделушки.

В Золотой кладовой выставлено больше археологических находок из различных скифских и сарматских могильных курганов, в частности Сибирская коллекция Петра Великого, многочисленные дипломатические подарки из восточных стран – блюда, оружие, подставки для Корана, а вот ювелирных украшений в Золотой кладовой нет совсем. Возможно мужчинам будет интересно взглянуть на богато украшенное оружие стран Востока.

Из Бриллиантовой кладовой выход осуществляется на маршрут №1, из Золотой кладовой выход на маршрут №2. У меня есть очень подробные статьи с фотографиями и видео про Бриллиантовую кладовую и отдельно про Золотую кладовую, про то, что там можно увидеть и стоит ли сходить.

Т.е. после экскурсии в одной из кладовых вы попадете в залы Эрмитажа, которые сможете осмотреть самостоятельно.

Главный штаб

В Главный штаб нужно ходить тем, кто уже видел все экспозиции в Зимнем дворце и прилегающем комплексе зданий. В здании Главного штаба представлены экспозиции изобразительного искусства XIX-XX веков. Весьма достойная выставка импрессионистов. В Париже посмотреть на импрессионистов в музее Орсе собираются адские толпы, в Амстердаме в музей Ван Гога не попасть, а здании Главного штаба пока свободно.

Дворец Петра I

Зимний дворец Петра I был уничтожен в конце XVIII века, на его месте выстроили Эрмитажный театр, существующий и поныне. Остатки дворца были раскопаны только в 1980х годах. Было решено воссоздать часть интерьеров во вновь обнаруженных стенах. Многие мемориальные вещи Петра I хранились в Кунсткамере, Эрмитаже и теперь выставляются во вновь открытом дворце.

Экспозиция Зимнего дворца Петра I совсем небольшая, будет интересна любителям истории. Посещение возможно только с экскурсионным обслуживанием, которое включено в цену билета. Вход осуществляется с набережной в здание Эрмитажного театра. С залами Зимнего дворца эти помещения никак не связаны, после их осмотра нельзя осмотреть Зимний дворец ни по одному из маршрутов.

Когда бесплатный вход в Эрмитаж?

С 26 января 2023 года каждый четверг пенсионеры РФ и государств ЕАЭС имеют право посетить Эрмитаж бесплатно. Во все остальные дни пенсионеры могут приобрести льготные билеты по 300 руб.

1 сентября 2022 года бесплатный вход предоставили детям до 18 лет, студентам и курсантам, а также аспирантам, адъюнктам, интернам, врачам-ординаторам российских учебных. Может быть эта акция будет проведена и в 2023 году, следите за объявлениями в газетах и онлайн изданиях.

8 декабря Эрмитаж отмечает день своего рождения. В честь этого дня даже в 2020 году были выделены бесплатные билеты, распределяемые через официальный сайт. Надо ли говорить, что они закончились в течении нескольких часов, повезло не многим.

Если ничего не случится, то перед 8 декабря 2023 года бесплатные билеты так же будут доступны на сайте, но очень короткое время. В конце ноября нужно следить за новостями, бесплатные билеты быстрее всего появятся за 2 недели до дня рождения Эрмитажа.

В 2022 году бесплатный вход в Эрмитаж был доступен 18 и 19 мая в день музеев, бесплатные билеты необходимо забронировать на сайте Эрмитажа, т.е. всех подряд пускать не будут, только ограниченное количество по билетам.

До марта 2020 года каждый третий четверг месяца был бесплатным днем для всех. Сейчас это не так. Каждый третий четверг месяца бесплатно музейные экспозиции имеют право посетить следующие лица:

  1. Лица, не достигшие возраста 18 лет;
  2. Студенты и курсанты;
  3. многодетные семьи;
  4. дети-инвалиды;
  5. инвалиды I и II группы (граждане РФ и Государств ЕАЭС);
  6. сопровождающий ребенка-инвалида или инвалида I и II группы (независимо от гражданства).

Билеты для указанных категорий лиц бронируются через официальный сайт Эрмитажа за несколько дней до третьего четверга месяца. Количество билетов ограничено, так что быстрее всего их разберут очень быстро. При бронировании нужно указывать документ, подтверждающий право на льготу, затем ваучер в кассах музея нужно обменять на настоящий билет.

Как получить бесплатный билет в Эрмитаж?

Выше сказано, как получить бесплатный билет в Эрмитаж в специально отведенные дни, как то день рождения Эрмитажа, день музеев, каждый третий четверг месяца. Но существуют еще и определенные категории лиц, имеющих право на бесплатный проход в любой день. Место получение бесплатных билетов зависит от категории конкретного льготника.

Дети до 14 лет

Дети до 14 лет любого гражданства имеют право посетить Эрмитаж бесплатно в сопровождении взрослого, который приобрел билет. Необходимо иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка. Бесплатный билет для ребенка получают в кассе Эрмитажа непосредственно перед сеансом.

Герои Советского Союза, Герои РФ и Полные кавалеры ордена Славы

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и Полные кавалеры ордена Славы получают бесплатный входной билет в кассе Эрмитажа после предъявления документа, подтверждающего право на льготу.

Ветераны ВОВ

Ветераны Великой Отечественной войны могут получить бесплатные билеты на сеансы со вторника по воскресенье: 12.00, 12.30, 13.00, 15.00. В среду и субботу дополнительный сеанс в 16.00. Количество билетов ограничено. Вход в музей осуществляется через Малый Эрмитаж (Шуваловский проезд, Миллионная, 37/Дворцовая наб., 36). Билеты можно получить перед началом сеанса у старшего администратора входной зоны Малого Эрмитажа по представлению соответствующего удостоверения.

Когда в Эрмитаже меньше всего людей?

Вполне очевидно, что в будние дни с середины октября по середину апреля, исключая дни школьных каникул в Эрмитаже будет меньше всего посетителей.


Вот собственно и всё, что я вам хотела сообщить о новых правилах посещения Эрмитажа. А вы бывали в Эрмитаже? Что понравилось? Что не понравилось? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Маршруты по Эрмитажу

Главные достопримечатель­ности музея за несколько часовМаршруты по Эрмитажу

Общая площадь корпусов Эрмитажа составляет более 230 тысяч квадратных метров. А в коллекции культового музея Санкт-Петербурга хранится около трёх миллионов экспонатов. Обойти всю экспозицию нереально ни за один, ни даже за два-три дня. Однако существуют удобные маршруты по Эрмитажу, чтобы осмотреть главное.

СодержаниеЧто стоит знать перед посещениемМаршруты по Эрмитажу и их отличияМаршрут №1 Георгиевский тронный залПетровский залГербовый залПавильонный залЗал Леонардо да ВинчиЛоджии РафаэляЗал РубенсаЗал РембрандтаЗал ДионисаИскусство Древнего ЕгиптаМаршрут № 2 Концертный залМалахитовая гостинаяГостиная Зимнего дворцаБиблиотека Николая IIАрапский залРотондаКомнаты императрицы Марии АлександровныПикетный залАлександровский залБольшая церковьЗаключение

Зимний дворец гости могут исследовать, используя два специальных путеводителя по музею. Они были разработаны в период пандемии для развода потоков людей, а после снятия ограничений просто помогают познакомиться с главным в Эрмитаже за короткое время. Рассказываем, что представляют собой эти два маршрута и через какие залы они проходят.

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

  • Татьяна

    Профессиональный гид по Санкт-Петербургу. Считает город на Неве величайшим памятником человеческому мастерству и воле.

  • Дарья

    Профессиональный гид со школьной скамьи, прогуливала уроки, изучая бесконечные залы Эрмитажа.

Рыцарский зал. Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Осмотр экспозиции посетителям предлагается начинать с разных входов в Зимний дворец: для маршрута № 1 — со стороны Иорданской лестницы, для маршрута № 2 — со стороны Церковной лестницы. Важно помнить, что посещение Эрмитажа организовано по сеансам — билет получится взять только на конкретное время. В залах главного музея Санкт-Петербурга посетителям рекомендуется проводить не более двух часов. Это связано с высокой загруженностью Эрмитажа — ограничения по времени помогают избежать совсем уж огромных толп посетителей.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Стоит также помнить про правила фото- и видеосъёмки. Она разрешена лишь в некоторых экспозициях музея и только любительская, для некоммерческого использования. Снимать в Галерее драгоценностей и на всех временных выставках запрещено. Лучше всегда обращать внимание на информационные стенды в каждом зале, чтобы не получить штраф.

Для посетителей разработано две схемы передвижения по музею. Первый маршрут проходит по залам западноевропейской живописи XVII-XVIII веков и античной коллекции Эрмитажа. Второй — через императорские семейные покои, а также знакомит гостей с русским, восточным и европейским искусством и культурой разных периодов.

Зал Франса Снейдерса

Особенность маршрутов в том, что каждый из них получится пройти несколькими путями. По дороге посетителям встретятся специальные таблички-указатели разных цветов, которые позволят выбрать направление и исследовать залы Эрмитажа в различном порядке. На сайте музея также размещены детальные карты для обеих схем передвижения.

Это классический путь следования по залам Эрмитажа, который начинается с парадной Иорданской лестницы. Двигаясь по схеме, посетители Эрмитажа смогут увидеть шедевры Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, полюбоваться скульптурами Древнего Рима и Древней Греции и побывать в главных помещениях для торжественных приёмов.

Скачать карту маршрута №1 (PDF)

Один из самых ярких памятников русского классицизма в интерьерах Эрмитажа. С конца XVIII века зал был центральным помещением дворца и служил для торжественных церемоний и государственных приёмов. Его стены отделаны дорогим каррарским мрамором и позолотой, на полу — наборный паркет из 16 древесных пород, а у стены на фоне барельефа с изображением Георгия Победоносца стоит императорский трон — он был сделан в Лондоне по индивидуальному заказу Анны Иоанновны.

Зеркальное отражение

Николай I лично распорядился сделать рисунок, чтобы тот повторял орнамент на потолке. Однако государственные символы изображены только сверху.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Мемориальная комната, посвящённая первому российскому императору. Зал украшен вензелем в форме двух латинских букв «P», двуглавыми орлами и коронами, стены также декорированы малиновым бархатом с символами империи. На стенах высоко под потолком — картины с изображением правителя во время баталий Северной войны: «Полтавская битва» и «Сражение под Лесной». В специальной нише висит известное полотно «Пётр I с аллегорической фигурой Славы», под которым находится императорский трон конца XVIII века.

Один из самых крупных во всём Эрмитаже. Его украшают четыре скульптурные группы древнерусских воинов — они держат в руках пики, на которых раньше были изображены 32 герба российских губерний. Сейчас они сохранились только на золочёных люстрах.

В этом пышном бело-золотом зале с массивной колоннадой проходили торжественные приёмы, а во время Первой мировой войны располагалась операционная при главном городском госпитале.

Две головы хорошо, а три лучше

Обратите внимание на орлов в зале. Они здесь трёхглавые, чтобы с любой из точек обзора было видно как минимум две головы. В первой лапе скипетр-посох, направляющий отечество в верную сторону, во второй — держава, символизирующая идеальный мир. А третья лапа держит меч, защищающий родину от врагов.

Дарья, гид в Санкт-Петербурге

Фото: Алексей Сергеев

Это помещение интересно своим эклектичным декором. В интерьере органично сочетаются элементы сразу трёх направлений архитектуры: античного, ренессансного и восточного. Так, при посещении этого зала получится увидеть 28 хрустальных люстр разного размера, уменьшенную копию мозаичного пола из древнеримских терм, а также четыре мраморных фонтана, созданных в стилистике «Фонтана слёз» в Ханском дворце в Крыму.

В этом помещении музея также выставлено знаменитое приобретение императрицы Екатерины II — роскошные часы «Павлин». Некоторые посетители проходят в Эрмитаж специально, чтобы увидеть это чудо механики в действии, например, по средам, когда механизм заводят.

Фото: Валентин Яруллин

Здесь выставлены полотна «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта» кисти великого мастера. Интересно, что при этом зал оформлен во французском стиле с элементами классицизма и барокко. Ошибки здесь нет. Дело в том, что до картин Леонардо да Винчи, выставленных здесь на постоянной основе только в XX веке, в зале висели полотна французских художников. А само помещение оформили по примеру архитектуры эпохи Людовика XIV.

Черепаший декор

В зале использовано много цветного камня: серый и белый итальянский мрамор, красный порфир, зеленая яшма. А двери из чёрного и красного дерева, декорированны орнаментом в технике «буль» — пластинками из панциря черепахи и латуни с элементами из позолоченной бронзы.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Фото: Андрей Панин

Частичка Ватикана в Санкт-Петербурге. Длинный зал-коридор украшен копиями фресок известного итальянского мастера Рафаэля Санти. На них — библейские сюжеты и орнаменты-гротески, изображающими причудливых существ. Идея частично скопировать и перенести в Эрмитаж оформление ватиканского дворца Папы Римского принадлежала Екатерине II.

Здесь выставлено более 40 картин и эскизов великого голландского художника. Коллекция охватывает все периоды творчества Питера Пауля Рубенса и представляет посетителям, исследующим Эрмитаж по маршруту № 1, его самые известные полотна, представленные в России: «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда» и другие.

По соседству с Рубенсом висят работы ещё одного голландского гения. В зале Рембрандта выставлены такие его шедевры, как «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына». Мини-галерея мастера включает в себя работы последователей нидерландского живописца, например: Самюэла Диркса ван Хогстратена и Фердинанда Бола.​​

Сосредоточение древнегреческих и древнеримских скульптур в Новом Эрмитаже. Для того, чтобы белые статуи контрастно выделялись на фоне стен, их облицевали тёмно-красным искусственным мрамором. Сюда стоит идти, если хочется вблизи рассмотреть древние скульптуры богов и мифических существ, например: сатира Марсия, богини Венеры Таврической или зевсова сына Диониса. В честь него и назван зал.

Этот просторный зал полон скульптур, статуэток, саркофагов, предметов быта и других археологических находок. Самые старинные датированы IV веком до нашей эры. К ценнейшим экспонатам египетской коллекции относятся, например: статуи фараона Аменемхета III и царицы Клеопатры VII.

Уникальная находка

Здесь можно найти статуэтку Клеопатры VII — последней царицы Египта. Изделие выполнено из базальта долгое время считалась воплощением царицы Арсинои II, но в 2000 году было доказано, что это сама Клеопатра.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Начинается с лестницы, которая ведёт в Малую церковь Зимнего дворца, отсюда и её название — Церковная. На этом маршруте посетителям Эрмитажа встретится Малахитовая гостиная Александры Фёдоровны, библиотека Николая II и личные покои императоров и императриц. А также общественные пространства Зимнего дворца: зал развода караула, роскошная Большая церковь и другие.

Скачать карту маршрута №2 (PDF)

Интерьер этого помещения отличается от всех других в Эрмитаже своей монохромностью. Зал, декорированный колоннами и статуями, абсолютно белый. Поддерживающие карниз скульптуры изображают античных муз и богинь, но главное здешнее украшение — это гробница Александра Невского, созданная полностью из серебра по заказу императрицы Елизаветы Петровны.

1. Концертный зал. Фото:

официальный сайт

музея Эрмитаж
2. Концертный зал. Картина К. А. Ухтомского, 1858 год
3. Бал в Концертном зале Зимнего дворца. Картина М. А. Зичи, 1873 год
4. Серебряная гробница Святого князя Александра Невского. Фото:

журнал

«Вода живая»
5. Фрагмент раки Александра Невского. Фото:

журнал

«Вода живая»

Часть личных покоев императрицы Александры Фёдоровны. Этот живописный, почти сказочный по внешнему облику зал оформил архитектор Александр Брюллов. В интерьере гостиной повсеместно встречается уральский малахит, сочетающийся с позолотой. Из зелёного камня здесь сделано почти всё: мебель, подсвечники, декор и даже колонны.

Штаб-квартира революции

Именно Малахитовую гостиную выбрало Временное правительство для своих заседаний после Февральской революции 1917 года. А когда большевики начали штурмовать Зимний дворец, министры Временного правительства находились именно в этом зале.

Татьяна, гид в Санкт-Петербурге

Фото из блога «Петербург знакомый и незнакомый»

Комната в стиле ампир, которая показывает, как выглядели дворцовые помещения «в быту». В гостиной можно увидеть кресла и диваны со шпалерной обивкой, настенные шпалеры, большой напольный ковёр — всё было произведено на Императорской мануфактуре в XVIII-XIX веках. Во время посещения стоит смотреть не только по сторонам, но и наверх: цилиндрический потолок зала украшен изящными флоральными росписями.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Оформлена в стиле средневековой английской готики. Здесь хранилась коллекция книг последнего российского императора. На одном из столов библиотеки стоит фарфоровый портрет государя, а вокруг — сплошные книжные шкафы из дерева и панно из тиснёной золочёной кожи.

Фото: гид Tripster Наталья Дубовик, Владимир Толстиков

Бывшая главная столовая Зимнего дворца, предназначенная для семейных императорских обедов. В светлом интерьере выделяются белые колонны вдоль стен и золотые люстры на цилиндрическом потолке. А своё название комната получила от эфиопских слуг в тюрбанах и ярких широких шароварах, которые постоянно дежурили у дверей дворцовой столовой. Посетителей в этот зал Эрмитажа не пускают, однако на маршруте его всё равно получится осмотреть от входа.

1. Арапский зал. Фото: Александра Смолич
2. Арапский зал. Картина К. А. Кухтомского. 1860-е годы
3. Парадный костюм арапа Высочайшего Двора. 1912-13 годы. Фото:

официальный сайт

музея Эрмитаж
4. Передняя во дворце. Картина М. А. Зичи, 1865 год

Просторный круглый зал, который, по задумке архитектора, соединяет парадные помещения с жилыми покоями императорской семьи. Пол здесь уложен наборным паркетом, а сводчатый потолок декорирован лепниной и цветочными орнаментами. Декором для ротонды служит установленная по центру модель несостоявшегося Триумфального столпа: Пётр I планировал возвести монумент на одной из площадей Санкт-Петербурга в честь главных побед в Северной войне.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Личные покои супруги Александра II, через которые проходит второй маршрут по Эрмитажу. В этот список входит несколько комнат с нарочито разной цветовой гаммой:

  • Золотая гостиная с лепниной и мраморным камином, украшенным барельефами и мозаикой;

  • Малиновый кабинет с «музыкальным» декором в виде инструментов и нот на медальонах, а также резным роялем XIX века;

  • Будуар с красными шёлковыми стенами и обильной позолотой;

  • Синяя спальня с золотыми колоннами и белым сводчатым потолком;

  • Зелёная столовая в стиле французского рококо с зеркалами.

Фото: гид Tripster Наталья Дубовик,

официальный сайт

музея Эрмитаж

Украшенная лепниной и потолочной росписью комната служила в Зимнем дворце вполне конкретной цели. Здесь происходил развод караула — распределение по всем парадным помещениям солдат-гренадёров, которые ежедневно деружирили и охраняли покой императорской семьи.

Фото: официальный сайт музея Эрмитаж

Оформлен в сочетании двух стилей — классицизма и готики. Этот зал Эрмитажа посвящён императору Александру I и событиям Отечественной войны 1812 года — самые значимые проиллюстрированы на 24 медальонах, которые расположены по всей длине стен. На самом большом из них изображён российский правитель в нетипичном для стилистики этого помещения образе древнеславянского божества Родомысла.

Фото: Александр Новиков

После пожара 1837 года это единственное помещение, где восстановили интерьер в стиле рококо: все стены и потолок буквально усеяны позолоченным декором и узорами. На плафоне также изображены религиозные сюжеты, например «Вознесение Господне» П. В. Басина.

Несмотря на то, что маршруты по Эрмитажу были разработаны с сугубо практической целью, они отлично продуманны и помогают тем, кто хочет посетить музей без подготовки за несколько часов увидеть всё самое главное. Можно заранее выбрать, на что хочется посмотреть больше: на живопись и скульптуру или на императорские покои. А музейные путеводители помогут сориентироваться в залах Эрмитажа.

Автор: Никита Показанников

Ещё на тему путешествий

Экскурсии в Санкт-Петербурге

индивидуальная

Изучить парадные и секретные места города и увезти с собой профессиональные фотографии 

6500 руб.  

5200 руб. за экскурсию

Посмотреть все

На чтение 12 мин Просмотров 14.4к.
Обновлено 20.01.2023

Для культурного человека немыслимо побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж. Но огромный музей — второй по величине в мире после Лувра — физически невозможно осмотреть ни за один, ни за два раза. Чтобы увидеть все 3 миллиона экспонатов, потребуется несколько лет. К счастью для посетителей, сотрудники музея разработали маршруты по Эрмитажу, объединив в экскурсию наиболее интересные для посещения залы. Рассказываем, чем они отличаются и какой лучше выбрать. 

Содержание

  1. Чем отличаются маршруты
  2. Маршрут 1
  3. Петровский зал
  4. Гербовый зал
  5. Георгиевский зал
  6. Павильонный зал
  7. Лоджии Рафаэля
  8. Зал Рубенса
  9. Зал Рембрандта
  10. Зал Диониса
  11. Искусство Древнего Египта
  12. Маршрут 2
  13. Концертный зал
  14. Малахитовый зал
  15. Гостиная Зимнего дворца
  16. Библиотека Николая II
  17. Арапский зал
  18. Ротонда
  19. Комнаты императрицы Марии Александровны
  20. Пикетный зал
  21. Александровский зал
  22. Большая церковь Зимнего дворца
  23. Какой маршрут выбрать?
  24. Главное

Чем отличаются маршруты

До пандемии коронавируса билеты в Эрмитаж продавали без разграничения маршрутов. Посетители могли осматривать любые залы в произвольной последовательности, а за продолжительностью пребывания в музее никто не следил. Пандемия внесла коррективы: чтобы разделить потоки гостей и избежать большого скопления людей, администрация музея разработала два маршрута перемещения по залам Главного музейного комплекса и один — по Главному штабу. Длительность пребывания ограничили двумя часами, а продажу билетов на один сеанс сократили до 100 штук.

Посетители, впервые попавшие в Эрмитаж, предпочитают в первую очередь осмотреть Главный музейный комплекс — самые популярные экспозиции находятся именно там. Поэтому стоит начать с маршрута 1 или маршрута 2. Главный штаб со знаменитой выставкой картин импрессионистов можно посетить в следующий раз.

Главный музейный комплекс включает в себя Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. Их связывают между собой переходы, так что можно перемещаться внутри комплекса.

Маршрут следует выбрать заранее, при покупке билета. Войдя в Эрмитаж с Дворцовой площади, вы попадёте во внутренний двор, где увидите указатели, которые направят вас к нужной двери. Вход на маршрут 1 расположен с правой, на маршрут 2 — с левой стороны.

Оба маршрута включают в себя ценные экспозиции Главного комплекса и во многом совпадают. Основное различие между экскурсиями заключается в порядке посещения залов. Это важно, потому что даже в пределах одного маршрута трудно осмотреть всё сразу — лучше в самом начале увидеть то, что вам больше всего интересно.

Есть и некоторые отличия в перечне доступных экспозиций. Например, в первый маршрут не входят Малахитовая гостиная, многочисленные залы культуры народов Азии. Но если в период действия строгих противоэпидемических мер посетители не могли переходить с одного маршрута на другой, то с 1 сентября 2021 года эти ограничения сняты. При желании вы можете осматривать любые залы, а маршрутизация — это просто удобный план посещения музея.

Маршрут 1

Это традиционный маршрут, по которому проводили экскурсии ещё до пандемии. Он оптимален для ценителей классического искусства — античной скульптуры, произведений западноевропейских мастеров живописи.

Вход на первый маршрут находится со стороны Иорданской лестницы. Поднявшись по ней на второй этаж, посетитель попадает в парадные помещения Зимнего дворца, затем знакомится с выставками Старого и Нового Эрмитажа. Остановимся на самых значимых экспозициях.

Иорданская лестница

Петровский зал

В этом зале, который иначе называется Малым тронным, императоры проводили небольшие приёмы. Убранство помещения разработано в 1833 году французским архитектором О. Монферраном. Зал посвящён Петру I. В центральной нише расположен серебряный позолоченный трон, правда, изготовленный уже после смерти императора. На стене над тронным местом — масштабное живописное полотно работы итальянского мастера Я. Амигони, изображающее Петра I с богиней мудрости Минервой. Также здесь находятся картины, запечатлевшие сцены сражений Северной войны с участием императора. Стены помещения отделаны красным бархатом, декорированы белыми мраморными панелями и бархатными, расшитыми серебром панно.

Гербовый зал

Одно из самых больших и величественных парадных помещений Эрмитажа. Во времена Екатерины II здесь устраивали балы, в правление её преемника Павла I — траурные церемонии, а при Николае I зал стал местом проведения официальных императорских приёмов. Интерьер, разработанный по проекту архитектора В. П. Стасова, призван прославлять могущество Российской империи. В оформлении зала преобладает позолота. Массивные колонны, чередующиеся с французскими окнами, придают помещению величественный облик. При входе установлена скульптурная группа, изображающая русских витязей. На позолоченных люстрах расположены гербы российских губерний.

Фото: Alexey Sergeev

Георгиевский зал

Георгиевский зал, также называемый Большим тронным, приобрёл современный облик в 1841 году. Отделка выполнена из белого каррарского мрамора, по периметру установлены парные колонны. В центре — тронное место, над которым располагается барельеф с изображением Георгия Победоносца. Императорский трон был изготовлен в Лондоне для Анны Иоанновны в 1732 году. Золочёный орнамент потолка перекликается с рисунком наборного паркета, составленного из 16 пород дерева. Двусветное пространство, сочетание белого с золотым и пурпурным придают помещению монументальный и торжественный вид.

Павильонный зал

Созданный в середине XIX века А. И. Штакеншнейдером, этот зал Малого Эрмитажа поражает причудливой архитектурой с обилием деталей. В облике помещения соединились черты эстетики Запада и Востока. Автор проекта совместил ранее расположенные здесь центральный зал, кабинеты, зимний сад и столовую. Просторное помещение состоит из двух ярусов с аркадами, соединённых беломраморной лестницей. Интерьер украшен золочёной лепниной, зеркалами с орнаментом, четырьмя стенными фонтанами и напольной мозаикой — копией той, что была найдена при раскопках древнеримских терм. Часть экспозиции — висячий сад, вынесенный в застеклённую оранжерею. В Павильонном зале посетители могут увидеть знаменитые часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля

Галерея с копиями фресок Рафаэля из Ватикана создана в 1792 году по заказу Екатерины II. Архитектор Дж. Кваренги разместил её в отдельном здании, пристроенном к Старому Эрмитажу. Сооружение копирует Лоджии Рафаэля в Папском дворце в Ватикане (есть лишь незначительные отличия от оригинала). Галерея состоит из равных по величине отсеков, образованных полукруглыми арками. На потолке каждой лоджии — копии рафаэлевских фресок на библейские темы. Стены расписаны «гротесками» — причудливым орнаментом из цветов, листьев, человеческих лиц, фантастических существ, который повторяет роспись в Ватикане.

Сами копии фресок выполнены на холсте. В течение нескольких лет над ними трудилась группа художников под руководством Х. Унтербергера.

Зал Рубенса

Этот зал Эрмитажа полностью посвящён искусству фламандского живописца Рубенса. Внушительная коллекция включает около 40 работ. Среди них такие известные полотна, как «Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Снятие с креста», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Кроме картин, в собрании представлены эскизы, выполненные рукой Рубенса.

Зал Рембрандта

Зал отведён под коллекцию Рембрандта — одну из крупнейших в мире. В собрании Эрмитажа представлены произведения всех периодов творчества художника: «Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста», «Даная», «Давид и Ионафан», «Возвращение блудного сына». Большую часть работ из коллекции приобрела Екатерина II.

Зал Диониса

Зал 109, который находится на первом этаже Нового Эрмитажа, посвящён скульптуре Античности. Название ему дано в честь одного из предметов экспозиции — крупной статуи Диониса. Ещё один прославленный шедевр этой коллекции — Венера Таврическая, созданная во II век до н. э. Статуя изображает купающуюся богиню в человеческий рост (167 см). Эту скульптуру в 1719 году подарил Петру I папа Климент XI. Изначально Венера украшала Летний сад, впоследствии — сад Таврического дворца (этим объясняется название).

С античной скульптурой также можно познакомиться в залах Юпитера и Геракла (107 и 114 соответственно).

Фото: Candida Höfer VG Bild-Kunst, Bonn

Искусство Древнего Египта

Выставка предметов древнеегипетского искусства и культуры размещается в трёх залах, расположенных на первом этаже Зимнего дворца. Экспозиция открылась в 1940 году по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова. Начало выставке положила коллекция артефактов, собранная русским учёным В. Г. Боком в конце XIX века. Сегодня в египетских залах Эрмитажа можно увидеть свидетельства разных этапов развития древней цивилизации: монеты, папирусы, предметы обихода, произведения искусства, фрагменты настенного рельефа гробниц, саркофаги. Один из самых интересных экспонатов коллекции — мумия жреца Па-ди-иста, возраст которой насчитывает около 3000 лет.

Маршрут 2

Второй маршрут длиннее и сложнее первого. Значительная часть его проходит по многочисленным лестницам Эрмитажа, лифты предусмотрены не везде. Это следует учесть тем, кому трудно много передвигаться пешком.

Маршрут начинается от Церковной лестницы, расположенной в левом крыле Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы сможете пройти в личные императорские покои — комнаты и залы, где члены царской семьи жили с 1840 года. Далее от Салтыковской лестницы схема маршрута разветвляется: можно подняться на третий этаж и познакомиться с искусством Азии, пойти в залы русской культуры XVIII века, осмотреть экспозиции, посвящённые искусству Великобритании и Франции. Все направления сходятся в Александровском зале. Отсюда маршрут ведёт в парадные помещения Зимнего дворца, к экспозициям искусства Античности, европейского Средневековья и Возрождения.

Расскажем кратко о некоторых особенно значимых объектах на карте второго маршрута.

Церковная лестница

Концертный зал

Созданный по замыслу В. П. Стасова, зал представляет собой образец классицистического стиля. Стены отделаны искусственным белым мрамором. Над карнизом, поддерживаемым парными колоннами, расположены статуи муз. Главный экспонат зала — выполненное из серебра надгробие Александра Невского, признанный шедевр русского искусства XVIII века.

Фото: официальный сайт Эрмитажа

Малахитовый зал

Здесь находилась парадная гостиная Александры Фёдоровны, жены Николая I. Идея оформления интерьера принадлежит архитектору А. П. Брюллову. В отделке использовано более двух тонн малахита. Декор колонн и каминов исполнен в технике русской мозаики: тонкие пластинки поделочного камня закреплены на основании, стыки заполнены малахитовой крошкой и отшлифованы. Роскошь убранства гостиной подчёркивается позолоченным орнаментом потолка и тёмно-красными драпировками. Мебель изготовлена по эскизам О. Монферрана. В зале также выставлена коллекция малахитовых изделий работы русских мастеров.

Гостиная Зимнего дворца

Эта гостиная тоже относится к покоям императрицы Александры Фёдоровны. К сожалению, интерьер, оформленный в 1840-е годы по проекту А. И. Штакеншнейдера, не сохранился. Сейчас гостиная отделана в стиле ампир. Мебель изготовлена в 1805-1806 годы по рисункам архитектора Луиджи Руска. Обивка гарнитура, настенные шпалеры, напольный ковёр и экран камина созданы мастерами Императорской шпалерной мануфактуры.

Фото: официальный сайт Эрмитажа

Библиотека Николая II

Внутреннее убранство библиотеки разработано в 1985 году придворным архитектором А. Ф. Красовским. Помещение оформлено в стиле английской готики. В отделке использованы ореховое дерево и тиснёная кожа. Книжные шкафы установлены вдоль стен в два яруса. На балкон ведёт резная деревянная лестница. Обращает на себя внимание камин из белого мрамора, украшенный символами правящей династии.

Фото: гид Tripster Наталья Дубовик

Арапский зал

Во времена Романовых здесь находилась столовая, где императорская семья проводила обеды в своём кругу или с гостями. Оригинальным названием зал обязан темнокожим слугам, которых называли арапами или эфиопами. Во время мероприятий они стояли у дверей столовой, открывали и закрывали их.

Интерьер столовой реконструировали после пожара 1837 года по проекту А. П. Брюллова. Зал оформлен в стиле неоклассики. Рифлёные дорические колонны поддерживают свод потолка, декорированного лепными элементами. Из мебели здесь были только стулья; стол вносили, когда семья собиралась обедать, а затем убирали.

Фото: Александра Смолич

Ротонда

Круглое помещение, разработанное архитектором О. Монферраном в 1830-е годы, было призвано соединять парадные залы дворца с жилыми покоями императорской семьи. После пожара 1837 года А. П. Брюллов восстановил убранство ротонды с небольшими изменениями. К первоначальному проекту добавилась галерея под куполом.

Фото: официальный сайт Эрмитажа

Комнаты императрицы Марии Александровны

Личные покои супруги Александра II Марии Александровны состоят из 8 комнат, расположенных анфиладой. Императрице принадлежали туалетная, ванная, спальня, будуар, Малиновый кабинет, Золотая гостиная, Белый зал и Зелёная столовая. Убранство некоторых комнат сохранилось в изначальном виде до наших дней.

Пикетный зал

Специальный зал для развода пикета (дворцового караула) появился в Эрмитаже после пожара 1837 года. Интерьер, спроектированный В. П. Стасовым, отличается строгостью и торжественностью. Стены отделаны барельефами на военную тему: изображениями доспехов, оружия, батальных сцен. Тот же стиль сохраняется в оформлении потолка.

Фото: официальный сайт Эрмитажа

Александровский зал

Как и многие другие помещения Эрмитажа, Александровский зал создан в результате перестройки дворца, пострадавшего от пожара. Замысел архитектора А. П. Брюллова заключался в том, чтобы увековечить память о событиях Отечественной войны 1812 года и об императоре Александре I. В оформлении зала сочетаются детали ампира, готики и древнерусской стилистики. Фриз украшен увеличенными копиями медальонов скульптора Ф. П. Толстого, которые в аллегорической форме изображают сцены войны с Наполеоном и походов русской армии 1813-1814 годов.

В зале проходит экспозиция художественных изделий из серебра работы западноевропейских мастеров.

Большая церковь Зимнего дворца

В Большой церкви проходили таинства крещения, венчания членов царской фамилии, богослужения по поводу православных праздников. Первоначальный интерьер в стиле барокко, пострадавший от пожара, был полностью восстановлен. Церковь можно осмотреть из примыкающего к ней зала, не заходя внутрь.

Какой маршрут выбрать?

На этот вопрос нет однозначного ответа: выбор зависит от личных предпочтений. Маршрут 1 идеален для тех, кто в большей степени интересуется классическим искусством: картины мастеров Высокого Возрождения и памятники Античности вы увидите в начале пути, когда ещё будете полны сил. Если же вас привлекает культура Азии, имеет смысл выбрать второй маршрут.

Тем, кто ни разу не был в Эрмитаже и имеет слабое представление об экспозициях музея, советуем начать с классического первого маршрута, а второй оставить для следующего посещения, когда захочется увидеть что-то новое.

Золотая гостиная

Главное

  • Эрмитаж — второй по величине художественный музей мира, который содержит более 3000 экспонатов.
  • В период пандемии администрация музея ввела новые правила посещения, в том числе передвижение по маршрутам.
  • В Главном музейном комплексе Эрмитажа действуют два маршрута, которые отличаются друг от друга перечнем доступных залов и порядком их посещения.
  • Маршрут 1 считается традиционным и включает самые известные экспозиции.
  • Маршрут 2 — расширенный: в него входят залы, которых нет в первом маршруте.

Вопрос, конечно, очень обширный – всё в зависимости от ваших предпочтений. Но хочу дать краткие советы для тех, кто растерялся. и посещение Эрмитажа планирует первый раз в жизни. Ну или второй. Тезисно.

Что посмотреть в Эрмитаже и какой маршрут выбрать? Подсказка для туристов

1. Билеты покупать ТОЛЬКО на официальном сайте Эрмитажа. Специально даю ссылку, чтобы не попались к мошенникам. Стоимость входного билета в главный музейный комплекс – 500р. (июнь 2022)

2. При покупке билетов вам будет предложено выбрать маршрут. Когда зайдете во дворец, вы не обязаны ходить строго по нему: вы можете свободно перемещаться по всем открытым помещениям Эрмитажа.

Это было введено в пандемийный период, чтоб не пересекались потоки. Сейчас ограничения отменены.

При входе на стойке будут бесплатные буклеты со схемой залов Эрмитажа, чтоб не заблудиться. Возьмите обязательно!

3. Но если вы первый раз в Эрмитаже, то, чтобы не разбежались глаза, им лучше следовать:

Маршрут №1 – идеален для тех, кто первый раз. Захватывает основные достопримечательности, заботливо ведет и не дает сильно устать и потеряться. Обратите внимание: для маломобильных выбирайте именно его, тут везде подъемники). Рассчитан примерно на 2 – 3 часа

Маршрут №2. Для тех, кто уже был в Эрмитаже. Рассчитан также на 2 часа, тут уже не самые популярные залы, и вход не с Иорданской лестницы. Тут уже менее популярные, менее известные залы.

Маршрут №3 – по сути, это не маршрут, а вход в Главный Штаб. Это импрессионисты и постимпрессионисты, модерн и зал Фаберже. Я рекомендую начинать осмотр с верхних этажей (импрессионистов), а дальше – на что сил хватит.

4. Если вы льготник – студент, многодетная семья, военнослужащий или сотрудник любого музея РФ – покупайте билеты в разделе “Специальное предложение”.

При входе надо обязательно показать подтверждающий документ (удостоверение, студбилет и т.д.), иначе не пустят!

Были в Эрмитаже? Что самое любимое?

Добавить комментарий