Если совершила грех как исправить

Один из постулатов веры заключается в том, что пагубные страсти побеждаются добродетелями. Это относится ко всем религиям без исключений. Идет ли речь о том, как искупить грехи в исламе или же в христианстве, в буддизме, либо в иной вере, руководствоваться нужно этим постулатом.

Но перед тем как искупать грехи, нужно понимать, что же это такое. В понятие греха вкладывается многое, ведь само слово в первичном значении – это «промах». То есть грех – это ошибка, совершенная человеком, его «непопадание, несоответствие» божьему замыслу. Это означает, что в широком понимании слова греховными могут быть любые помыслы и действия людей, идущие вразрез с заветами и постулатами исповедуемой религии.

Как возникают грехи?

В том, как искупить грех, важную роль играет понимание причины, его породившей. Грехи подобны кругам на воде. При этом человек зачастую видит лишь расходящиеся по водной глади круги, но не замечает брошенного и опустившегося на дно камня, их вызвавшего.

Этот образ в полной мере отражает механизм появления грехов. В основе каждого из прегрешений лежит то, что подтолкнуло к нему человека, то есть, образно выражаясь, камень, брошенный в воду и опустившийся на дно. Как правило, в роли данного камня выступает один из семи смертных грехов, являющихся наиболее тяжелыми и опасными для человеческой души.

Каждый из смертных грехов неминуемо влечет за собой обильный перечень проступков, не являющихся добродетельными. Они становятся зачастую дымовой завесой, мешающей человеку увидеть причину своей греховности. Отмаливая их, человек не может перестать грешить и не чувствует облегчения. Это происходит потому, что смертный грех продолжает «тянуть на дно», разрушать душу.

Какими могут быть грехи?

Хотя каждая религия и отличается некоей витиеватостью и мягкостью, отсутствием прямолинейности, в вопросе о том, как искупить грех, все предельно просто и ясно. Ответ только один – не грешить. Не грешить изначально, а если проступка избежать не удалось, то не повторять и не усугублять его.

Икона Богоматери

Грех подобен заболеванию для души. Соответственно, перед тем как раздумывать о ее излечении, то есть об искуплении, необходимо разобраться с тем, какими могут быть грехи. В вопросе о том, как искупить грехи, в православии, как и в христианстве в целом, условно церковнослужители выделяют основные, первопричинные проступки и вторичные, следующие за главными. То есть прегрешения могут быть тяжелыми или же обыденными.

Кроме этого, есть и нарушения божьих заповедей, что номинально грехом не является, однако становится дорогой к нему.

Какие есть грехи?

Смертных грехов христианство насчитывает семь. Сакральная семерка, присутствующая во многих религиозных текстах, возникла не сразу. Изначально грехов было восемь. Однако с течением времени, основываясь на практических наблюдениях за жизнью верующих в целом, руководство церкви пришло к объединению двух позиций в одну. Объединили такие понятия, как «печаль» и «уныние».

Церковные купола между домами

Перечень смертных прегрешений был оформлен папой Григорием I Двоесловом и стал включать в себя следующие понятия:

  • гордыня;
  • зависть;
  • гнев;
  • уныние;
  • алчность;
  • чревоугодие;
  • похоть.

Именно они и являются краеугольными камнями греховности человека в целом. Их наличие толкает к свершению греховных поступков и отравляет человеческую душу.

Является ли грехом нарушение заповедей?

Над этим вопросом задумываются все верующие без исключения хотя бы единожды в жизни. Ведь в современном мире чрезвычайно трудно не нарушать заповеди. К примеру, ту, которая гласит о подставлении другой щеки, если ударили по одной. Ведь первое, что пытается сделать человек, когда его обижают – ответить, наказать, воздать. Или же заповедь «не убий» – аборты, вошедшие в обыденные платные услуги во всех гинекологических клиниках, ее нарушают. «Не укради» – понимая ее шире, чем простое взятие чужих вещей, человек неминуемо осознает то, что заповедь нарушается повсеместно.

Номинально нарушение заповедей грехом в церковном мировоззрении не считается. Однако это вовсе не означает, что, нарушая оставленные Господом заветы, человек не совершает проступка. Совершает, и более того — этот проступок нуждается в искуплении.

Нарушение заповедей, не номинально, а фактически — одно из самых тяжких проявлений греховности, если понимать ее шире, чем список смертных проступков. Божьи заповеди – вовсе не случайный набор руководящих постулатов, призванных упорядочить жизнь человека и упростить церковникам руководство паствой.

Часть православного алтаря

Их соблюдение необходимо для того, чтобы избежать грехопадения, а вот нарушение – прямая и самая короткая дорога к смертным проступкам, становящимся ядом, смертельной болезнью для души. Нарушение заповедей ведет к одному из смертных грехов, который неизбежно повлияет на всю жизнь человека, отразится на его судьбе.

Таким образом, прослеживается закономерность – смертный грех становится первопричиной для обыденных проступков, а вот нарушение заповедей – тем фактором, который рождает тяжелые провинности.

Как их избежать?

Задумываясь о том, как можно искупить грех, любой мыслящий человек неизменно приходит к выводу, что самым простым вариантом является – не совершать его. Проводя аналогию с заболеванием, можно сказать, что простым способом искупления является профилактика, предупреждение развития и возникновения прегрешения.

Монастырская стена

Такой подход нисколько не противоречит религиозным устоям, более того, именно для предупреждения греховности и даны людям заповеди. Однако для того, чтобы грехов избежать, нужно иметь четкое представление об их сути. Нельзя понимать название прегрешения поверхностно и буквально, за каждым наименованием скрыто множество явлений, характерных для каждодневного бытия человека. С вероятностью смертного прегрешения можно столкнуться всюду и ежедневно, для этого даже не нужно выходить за пределы квартиры. К примеру, грех лени – не только нежелание выполнять какую-либо работу, но и отсутствие духовного и интеллектуального развития, ухода за собой и домом, и многое другое.

Про гордыню

Этот грех нередко путают с завышенной самооценкой и с завистью. Однако гордыня не имеет ничего общего ни с чрезмерным чувством уверенности в себе, ни с желанием превосходить в чем-либо других.

Гордыня – это образ жизни, при котором человек считает себя «пупом всей Земли», а также полагает, что его достижения – результат собственный и ничей другой. То есть, к примеру, если человек становится мировым светилом в отдельно взятой области, то он искренне считает это лишь собственной заслугой, напрочь забывая о том, сколько усилий было приложено родителями, близкими, учителями. Забывает и о том, что все в жизни дается Господом.

Про зависть

Это грех, который подстерегает всюду. Однако не стоит путать его с желанием выглядеть или жить не хуже других. Зависть в своей сути – глубокое душевное расстройство, в корне которого лежит отрицание замысла Господа.

Подверженный этому греху человек не замечает данного Богом ему самому, видит исключительно то, чем обладают другие. Фактически, зависть – повседневное отрицание своей судьбы и стремление жить чужой. Например, человеку дан талант к рисованию, но вместо того чтобы писать полотна и развиваться в этом направлении, он со вздохами смотрит на музыкантов и с упрямством стучит по клавишам фортепиано.

Про гнев

Гнев – не просто неконтролируемая вспышка эмоций. Это больное состояние души, при котором человек отрицает любое противление его волеизъявлениям или же представлениям. Гнев не просто приводит к насилию. Он и есть само насилие во всех вероятных ипостасях. Гневу подвержены многие, выражается он в диктате собственной воли и неприятии всего, что с ней расходится.

К примеру, родители, заставляющие детей воплощать их собственные, взрослые представления и пресекающие на корню всяческую самостоятельность малыша, подвержены греху гнева. Супруги, избивающие жен за неправильно с их точки зрения прожаренные котлеты, тоже подвержены греху гнева. Властители, вводящие законы, запрещающие инакомыслие – тоже проявляют гнев. Этот грех – самый распространенный. Он имеет корни в эгоизме человека, в его закрытости для всего вокруг и яростному противлению тому, что идет вразрез с собственными убеждениями.

Про уныние

Самый страшный и тяжелый из всех семи смертных прегрешений. Уныние – наиболее коварный грех, оно незаметно вкрадывается в душу человека, маскируясь под плохое настроение или же грусть. Уныние, как раковая опухоль тела, захватывает душу целиком, и избавиться от него невероятно трудно.

Депрессия, печаль, тоска или же нежелание вставать с дивана – это уныние. Нежелание жить – так нередко растолковывают понятие этого греха церковнослужители. Однако уныние не обязательно проявляется в тяжелейших депрессиях или же иных психологических расстройствах личности. Повседневная усталость, тоска, грусть и отсутствие умения увидеть что-то хорошее – уныние. Отличить же прегрешение от обычной грусти или печали просто. Уныние никогда не бывает светлым, в душе подверженного ему человека царит мрак.

Про алчность

Это не просто желание «нагрести» себе как можно больше. В желании человека жить в комфорте и сытости греха нет. Алчность – полное подчинение всех помыслов гонке за материальными благами, которые не нужны.

То есть, если у человека есть телевизор, но он идет в магазин и приобретает более современный, разрекламированный и модный, но по функциям практически не отличающийся от того, который имеется в доме, то это – алчность. Грех алчности исключает понятие ответственности. То есть человек тратит, а не зарабатывает. Алчность в современном мире приводит к бесконечному росту материальных долгов, а это, в свою очередь, влечет за собой полное невнимание к духовной стороне собственной личности, ведь все помыслы заняты лишь суетным.

Про чревоугодие

Это не только злоупотребление пищей или винами. Чревоугодие схоже с алчностью – это потребление лишнего с одной стороны, однако прегрешения различны.

Этот грех – угождение себе, ублажение себя во всех смыслах. Потакание собственным страстям и сиюминутным прихотям, независимо от того, чего они касаются. К примеру, поездка в экзотические страны с целью посещения публичных домов с мальчиками-подростками – чревоугодие. Съедание двух-трех порций жареной картошки с салом при обострившемся гастрите – тоже чревоугодие. Этот термин не имеет точных границ, он подразумевает потакание пагубным страстям во всех областях жизни.

Про похоть

Под похотью обычно понимается блуд. Однако такое восприятие излишне упрощено и заужено.

Похоть – это бездушие, как в плотских утехах, так и в чем-либо ином. Если рассматривать прегрешение на примере интимной сферы жизни, то оно означает механику действий, обеспечивающую нервный спазм, дающий секундное удовольствие. Души в таком половом акте нет. То есть все пособия, рассказывающие о том, что, где и как нужно «потереть» для получения возбуждения, являются практическими руководствами по греху похоти. В интимной связи должны участвовать души людские, должна быть эмоциональная составляющая, то есть – любовь, а не только сексуальное вожделение.

Соответственно похоть – это бездушность, преобладание плоти над эмоциями. Этот грех может проявляться не только в интимной сфере человеческой жизни, но и в любой другой.

Что понимать под раскаянием?

О том, как искупить грехи перед Богом, говорится во всех религиозных текстах. Нужно искренне раскаяться в совершенном. Нельзя прийти в церковь, купить молебен, постоять перед иконой и стать безгрешным.

Раскаяние – это первый шаг к тому, как искупить грех. Первый, но далеко не единственный, хотя и основополагающий. Нельзя принимать за раскаяние осознание греховности. Это крайне важный момент. Понимание разумом неправедности того или иного поступка с раскаянием ничего общего не имеет. Осознание приводит к показушности покаяния.

Оформление в храме

Например, женщина посещает гинекологический стационар и избавляется от нежелательной беременности. После этого она находит руководство о том, как искупить грех за абортированных детей, посещает храм или монастырь, заказывает молебны и демонстративно кается в содеянном. Это раскаяние? Нет. Более того, женщина через какое-то время вновь оказывается в гинекологическом стационаре, и ситуация повторяется. Только молебны она заказывает уже не по одному младенцу, а по двум. И так далее, круг порока не прерывается, лишь меняется количество поминаемых священниками младенцев. Подобные примеры можно найти в любой сфере жизни.

Истинное раскаяние не подразумевает истерик и «бития челом об пол». Это состояние души, при котором человек поражен как громом, оно схоже с озарением. Истинное раскаяние исключает вероятность повторного совершения того прегрешения, к которому оно относится. То есть раскаяние идет из сердца человеческого, а не из разума.

Однако это чувство нуждается в развитии и закреплении. Именно для этого и нужны специальные молитвы, процедуры отпущения грехов и прочие духовные ритуалы искупления.

Как искупить грехи?

Главное средство искупления прегрешений и очищения души – исповедь. Однако, задумавшись о том, можно ли искупить грех, нужно понять готовность своей души к этому. Нельзя просто прийти в храм, прочитать список проступков, получить прощение и стать «безгрешным созданием». В том, как искупить грех, определяющую роль играет душевная потребность в этом действии.

Церковный интерьер

Номинально же искупление включает в себя посещение исповеди. Во время беседы с церковнослужителем человек не только перечисляет свои проступки, но и рассуждает о них, анализирует. К примеру, говоря о супружеской неверности, люди начинают свою речь с вопросов о том, как искупить грехи измены и постепенно приходят к тому, что повествуют о ситуации в семье, отношении партнеров, о быте и многом другом. Это самопроизвольное развитие монолога, хотя при необходимости священник задает вопросы, нужные для того, чтобы растормошить пришедшего на исповедь, заставить задуматься о причинах проступков и исключить их, а также убедиться в искренности и глубине раскаяния.

Этот подход к отпущению грехов един. Он же актуален и в том, как искупить грех за абортированных детей, и в прочих случаях. А вот в том, что нужно сделать после исповеди, единых правил не существует. Каждый случай прегрешения – уникален, ведь все люди разные и вера их не имеет одинаковой глубины. По этой причине молитва, искупить грехи при помощи которой рекомендуют священники, в каждом случае – своя.

Кому молиться, как и сколько, то есть все то, что волнует людей с практическим складом ума, определяет церковнослужитель во время исповеди, исходя из услышанного им. Одной общей «чудесной» молитвы не существует.

Что не искупить?

Путь искупления греха – это внутренняя работа над собой. Нельзя думать, что существует грех, который никогда нельзя искупить. Таких грехов – нет. Разнятся лишь внутренние духовные усилия человека, они зависят от глубины и тяжести прегрешения. Искуплению подлежит любое преступление или же прегрешение.

Часовня в парке

Разумеется, исключением является самоубийство. Но это вовсе не грех, который «нельзя искупить», такое понимание не совсем верное. Самоубийство искупить не «нельзя», а попросту невозможно. Ведь человек, добровольно ушедший из этого мира, просто не может раскаяться в содеянном, прийти в храм и помолиться. Потому что уже не живет в этом мире. Исключительно по этой причине грех не может быть искуплен, а совершивший его подлежит отторжению от паствы, то есть захоронению за пределами освященной земли без соблюдения церковных ритуалов.

Как искупить грех перед Богом? Что конкретно нужно делать, чтобы Бог простил?

Для тех новоначальных, которые только пытаются приобщиться Христовых Таинств, главное понять, что именно такое исповедь. Многие это не понимают и даже спрашивают нужна ли она перед Причастием.

Сегодня суть исповеди затуманилась. Если раньше исповедь считалась, как принятие в Церковь, то сегодня все там, но продолжают грешить, каяться и не имеют твёрдого желания разорвать путы. В прежние века она нужна была тогда и тем лицам, которые отпали от Церкви, а от Церкви можно отпасть, когда совершаешь какой-то тяжкий грех, тяжелый проступок, смертный грех или долго не причащаешься. Это всё-равно, что если долго не ел, ты недалеко от смерти. Так и в духовном плане, долго не окормленные Церковью считались уже “мёртвыми”.

Это, как в боксе. Можно бить по разным местам и устоять, а бывает нокаутирующие удары, после которых вырубает, когда дальше спортсмен уже не в состоянии дальше продолжать бой. Так вот и в духовной жизни есть такие удары, греховные, смертные, которые подразумевают невозможность дальнейшего участия в Таинствах. Это блуд, это убийство, это чревообъедение… В корне всего лежит от отречение от Христа. Любой грех – это отречение от Христа. Потому что во Христе смертным грехом он согрешать не может, потому что в нем Господь пребывает и действует в нем. Если же Господь перестает действовать в человеке, то он соответственно начинает действовать исходя из своей собственной пораженной природы. Происходит констатация факта – отречение от Христа.

Как искупить грех перед Богом? Что конкретно нужно делать, чтобы Бог простил?

Но мало убийце знать о своем грехе. Господь простит скоро тому, кто по своим грехам плачет как псалмопевец Давид. Сожалеет о том, что содеял и больше не хочет его повторять. Причем плачет слезно, много и часто. Он неоднократно каялся, трудился в молитве, хотя при том не знал к чему это приведет. Да и вообще мы часто думаем одно, просим одно, а Господь вносит свои коррективы, потому что только Бог управляет нашими делами, располагает так, что чаще выходит нечто другое, но никак не то, что мы задумывали. Может лучше, может хуже, но сто процент ожидаемого не бывает.

Так вот для искупления своего греха благородным деланием могут стать мысли пострадать за того, кому нанесли боль или навредили. То есть, если существует шанс исправить свою вину по отношению к ближнему, нужно им с радостью, немедля воспользоваться. Украл – вернуть, сломал – отремонтировать. В Ирландии вообще была даже такая практика. Тот, кто убил становился слугой у дорогих сердцу людей убитого.

Искупить грех может только Бог, но для этого нужно немало потрудиться, поупражняться в добром. Встать, если упал, иметь силы подняться, если споткнулся, криво кося, но взять над ним верх. А самое главное иметь решимость оставить грех, опротиветь ему, даже возненавидеть, остановить гневом, но праведным.

Помните для чего дан нам гнев? Он в нас есть всегда. Его вложил в нас сам Господь, но не для того, чтоб человек мог его выпаливать, когда только захочет, а быть великодушным, и любое желание разгневаться, раздражаться, сдержать. Не малодушествовать. Ведь у такого человека любое “не по нем” подстрекает его взрываться, не терпеть и понуждать себя смолчать, отойти от спора, не оправдать себя, не выйти из него победителем, выпалить его на другого, чтобы всех опалить. А нужно ведь, наоборот, как говорится в Послании к Римлянам “не мстить за себя, но дайте место гневу Божию“, то есть дать место гневу в себе, не дать порадоваться лукавому получить желаемое, а смолчать, смириться, оставить его в себе, чтобы не дать ему выйти наружу, не дать место гневу появиться в душе, а как бы расширить себя внутри, расширить свою душу, сделаться как говорят великодушным. Это и есть борьба с грехом. И вот на нее важно стать грешнику, чтобы иметь возможность быть помилованным, прощеным, исцеленным до конца.

Как искупить грех перед Богом? Что конкретно нужно делать, чтобы Бог простил?

Жизнь после исповеди другая новая возможна. Многие священники советуют потрудиться в монастыре, помочь чем-то бедным. Как сказал протоиерей Андрей Ткачёв: “Деньгами помогать – это последнее. А ты укрой нуждающегося, и с этим же плащом сам Господь встретит тебя у врат рая”. Даже если человек и получил прощение, но душе сразу здоровье не вернешь. Важно начать жить праведной жизнью. Всем мы знаем, что если болезнь ушла, иммунитет укреплять все-равно придётся.

Как раз соблюдение заповедей и есть верный путь на пути к обретению вновь духовного здравия. Даже ели это и не по душе выздоравливающему, но и для телесного бодрости больной не всегда бывает рад процедурам, что выписывает врач. Это собственно основа всего. Если постоянно, пусть понемножку меняться, а исповедь как раз и означает с греческого “метанойя”, то есть перемена, изменение, упражняться в изучении Слова Божьего, пытаться как-то углубиться в него, найти какие-то смыслы, он сам подтянется, перестанет быть теплохладным. И даже если у него сердце окаменелое, холодное, то постепенно оно рано или поздно размягчится, придёт в состояние покаяния. Это как дерево, которое посажено при источниках вод. Всё, это дерево уже обречено. Рано или поздно оно даст плод. Вопрос только во времени. Потому что всегда Слово Божие ассоциировалось в Священном Писании с водой.

Так что этот “промах”, “ошибку”, “промашку”, которым с древнегреческого и переводится грех можно вылечить. Можно вернуть расположение Бога. Особенно Христовыми Таинствами, в которых Он в них невидимо действует, с одной стороны освобождая человека от греха, с другой – придавая ему новые силы.

Как искупить грех перед Богом? Что конкретно нужно делать, чтобы Бог простил?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Мы все такие, но расслабляться не стоит.

Спокойно, всё нормально!

Что делать человеку, который повторно совершил грех, в котором каялся? Прежде всего — осознать, что это нормальная ситуация, знакомая большинству христиан. Она знакома и мне, потому что я тоже регулярно совершаю грехи, в которых каялся. Именно по этой причине считаю, что у меня нет морального права обличать кого-либо в таком положении. Мы все грешны, и потому никуда не деться от того, что снова и снова впадаем в тот или иной грех. Если бы так просто было не повторять всё то, в чём мы искренне каялись, все давно бы уже были святыми. Но в том-то и проблема, что избавиться от греха очень сложно.

Если человек совершил грех, это значит, что он поступал неправильно и по отношению к себе, и по отношению к окружающим, потому что грех, как и добродетель, — это не только личное дело каждого, но и дело всей Церкви, ведь мы все — её члены: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12-27). Если болит какая-то часть тела или орган — страдает весь человек. Если болеет один человек — плохо и Церкви.

Мы все такие, но расслабляться не стоит

В утешение человеку, который согрешил снова, я хочу напомнить, что и святые грешили. Вспомним, что писал апостол Павел: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“» (2 Кор. 12:7-9). Иногда Господь попускает нам впасть в тот или иной грех повторно, даже если мы в нём очень искренне каялись, чтобы мы не осуждали других за их слабости, чтобы не уподоблялись людям, которые сучок в чужом глазу видят, а в своём и бревна не замечают.

Человек грешен по своей природе, идти по пути, который заповедал нам Христос, трудно. Апостол Павел так писал о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Однако эти слова не должны быть оправданием духовной лени. Есть в святоотеческой литературе случай, касающийся нашей сегодняшней темы. К одному старцу пришёл послушник и говорит: «Авва, я согрешил!». На это учитель ответил ему: «Брат, вставай и иди». Проходит время, и молодой человек приходит снова со словами: «Авва, я опять впал в тот же грех». На это старец опять отвечает: «Вставай и иди». Так происходило несколько раз, и наконец ученик спросил: «Авва, доколе мне падать и вставать?» — и наставник ответил: «До смерти».

Надо принять тот факт, что есть грехи, в которые мы будем впадать до самой кончины, и есть такие, которые удастся преодолеть с Божьей помощью. Здесь всё зависит от нашего рассуждения. Один человек может сказать: «Если я грешен, то буду грешить, что с меня взять?». Другой же вопреки падениям будет бороться с грехом, прося у Бога сил на эту борьбу, а если снова упадёт — будет снова каяться и просить у Господа прощения, говоря: «Господи, видишь? Я старался, я хотел, но не смог. Пожалуйста, прости меня!». Бог не будет нас наказывать за те грехи, в которых мы раскаиваемся, даже если впадаем в них опять. Он спросит за то, в чём не хотели каяться.

Нужно помнить, что Господь — это любящий Отец, который ищет, за что нас оправдать и погладить по голове, а не за что наказать. Он милостив, а потому, по словам святого Иоанна Златоуста, «и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит». Нужно понимать, что добродетель — это не закон, который просто дан извне. Это закон, который помогает каждому из нас жить лучше и безболезненней. Главное, чего нельзя допускать, если впадаешь в один и тот же грех, — это уныние. Его надо преодолевать.

Что делать, если снова совершил грех, в котором каялся? Снова каяться! Взять себе в пример апостола Павла, который мёртвых мог воскрешать, но тоже падал. Он понимал, что это дано ему для того, чтобы не забыть, что он — только человек. Не грешит тот, кто в земле лежит. Все остальные имеют возможность каяться в содеянном, возвращаясь к миру душевному и счастью.

Сразу ли идти на исповедь после того, как согрешил повторно?

Всё зависит от греха, священника, к которому вы ходите, и вашего рассуждения. Например: я решил перейти на ЗОЖ, а потом взял и съел две лишние конфеты — надо ли об этом говорить священнику? Конечно, нет. Священник занимается духовными вопросами, к нему нужно обращаться в связи с ними. Лишние конфеты — это нарушение данного себе обещания, которое никак на мою жизнь и жизнь окружающих не повлияет, с этим можно самостоятельно разобраться.

Важно понимать вот какой важный момент: покаяние — это не исповедь. Покаяние предваряет исповедь. Главное — не надо бояться снова идти в храм и исповедовать то, в чём уже исповедовались. Не надо страшиться, что батюшка вас осудит. Я прочитал у одного современного священника мысль, с которой полностью согласен: чем больше исповедуешь людей, тем больше ими восхищаешься, невзирая на то, с какими грехами они пришли. Эти люди думают о себе плохо, но они замечательные. Я уверен, что каждый священник, который пытается сопереживать человеку и слышит его, будет настроен так же.

Это ведь такая радость, если христианин искренне кается, не желая жить с грехом на душе! Поэтому ничего не бойтесь, не стесняйтесь, вы ведь хотите быть с Богом — а это самое прекрасное, что может быть.

Священник Димитрий Паламарчук

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя:

Я раз за разом грешу и исповедуюсь в одном и том же грехе. Священник призывает меня его преодолевать, я тоже этого хочу, но ничего не получается. А в Писании говорится, что грех не дает наследовать Царство Небесное. Меня это очень волнует. Получается, исповедь ничего не меняет? Как же быть? Что делать с грехами, рабом которых ты остаешься?

Что такое грех, и в чем смысл исповеди, если после нее все равно грешишь? Что делать, если кажется, что духовная жизнь зашла в тупик? Об этом мы беседуем с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

Церковный человек, согрешив, приходит на исповедь и кается. Но если из раза в раз приходится исповедовать один и тот же грех, поневоле задумаешься: что дает такая исповедь? И что вообще в такой ситуации делать?

Действительно, когда борешься со своими страстями, может возникнуть ощущение, что исповедь не приносит плода. В этом состоянии мы можем на собственном опыте понять, о чем говорит апостол Павел в седьмой главе Послания к Римлянам: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Но тут важно помнить, что таинство Исповеди — это не только действие: «покаялся — очистился», но и путь исцеления. Да, человек может годами каяться в одном и том же грехе, и только спустя время Господь вознаграждает его за этот труд избавлением от греха.

Собственно, грех — это и конкретный греховный поступок, и греховная страсть. Но если поступок мы еще можем совершить один раз и после исповеди больше не повторять — к примеру, негневливый по природе человек может однажды выйти из себя, покаяться и впредь держать себя в руках, — то со страстью дело сложнее. Страсть — это греховный навык, ставший привычкой, и искоренить ее намного сложнее. Не зря святые отцы сравнивают ее с корнем, из которого произрастают прочие грехи. Вот побрился человек, щеки стали гладкими, но фолликулы-то под кожей остались, и через некоторое время щетина снова отрастает. Так и с грехом: мы раскаялись в нем, но корень зла в нас живет, и из него произрастает новый грех. И лечится это годами, а иногда и десятилетиями.

Так что же в таком случае избавляет от греха — помощь Божия или наши усилия?

Помощь Божия — в ответ на наше желание, о котором свидетельствует наш труд. От нас только требуется постоянно духовно трудиться, и тогда исцеление обязательно произойдет. Одно из определений Бога в Священном Писании — дающий молитву молящемуся (см. 1 Цар 2:9). Иоанн Лествичник объясняет это так: качество молитвы является следствием ее количества («Лествица», Слово 28). Да, мы можем долгое время молиться рассеянно, отвлекаться, но, если продолжать трудиться, рано или поздно молитва из сухой и безжизненной превратится в горячую, искреннюю, со слезами и прикосновением благодати Божией.

То же самое и с покаянием. Если не опускать рук, регулярно ходить на исповедь, каяться — пусть даже в одних и тех же грехах,— рано или поздно получишь помощь Господа.

Приведу пример из жизни: одна наша прихожанка, с детства привыкшая соблюдать уставные правила, выйдя замуж, продолжала соблюдать посты, читать утренние и вечерние молитвы — для нее это было несложно. А потом она забеременела, и оказалось, что во время Великого поста она просто физически не может обойтись без скоромного — кстати, беременные и по уставу не обязаны строго поститься, — и на исповеди со слезами каялась, что только теперь поняла, что все предыдущие годы пост для нее означал только телесное воздержание, и больше она ничего не могла принести Богу в дни поста. И это откровение было даровано ей за тот труд, который она несла все предыдущие годы, исполняя церковный устав, регулярно исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Таин. Так Господь открыл ей духовное зрение, чтобы она могла дальше возрастать духовно.

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?

Любой духовный труд — аскеза, соблюдение постов, регулярная исповедь — обязательно будет вознагражден Богом. Поэтому лучшее, что можно посоветовать, когда кажется, что духовная жизнь зашла в тупик, — это не думать, что твоя борьба бессмысленна, а продолжать трудиться и просить у Бога помощи, несмотря ни на что.

Но ведь если на протяжении длительного времени побороть страсть не получается, можно разочароваться в исцеляющей силе исповеди, впасть в уныние или даже отчаяние…

А что такое уныние и отчаяние? Это оборотная сторона гордыни. Смиренный человек вообще никогда не унывает, что бы с ним ни произошло. А если из-за того, что не можешь справиться с грехом, начинаешь заниматься самоедством и смотришь на себя как на никудышного христианина, это сигнал, что в твоем сердце живет гордыня.

Достижение смирения — это вообще один из самых главных критериев успешного духовного пути. Бывают ситуации, когда само исполнение заповедей становится пищей для гордыни, хотя мы этого даже не замечаем. Тогда Господь может нас лишать своей помощи в борьбе со страстью, чтобы мы осознали свою немощь и смирились. Богу важнее, чтобы мы были не подвижниками, а смиренниками. У преподобного Марка, который, кстати сказать, назван Подвижником, есть такие слова: «Бог дает благодать человеку не за добродетели и не за труды, понесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов».

Когда я учился в семинарии, я попал Великим постом в келью одного монаха. К нему пришли братия, достали конфеты из молочного шоколада и стали их есть. А на мой недоуменный взгляд сказали, что это духовник посоветовал один раз в пост совершать этот грех, чтобы никто потом не мог похвалиться: я, мол, выполнил все.

Может, конечно, показаться, что Христос хочет, чтобы мы, лишившись его помощи, чувствовали себя немощными, растоптанными и недостойными — а это чувство никак не сочетается с призывом радоваться, которым наполнено Евангелие. Но дело в том, что без смирения радость будет ненастоящая. Стяжание смирения — это необходимое условие, чтобы вкусить истинную, духовную радость.

Но ведь даже апостол Павел испытывал отчаяние от того, что делал зло, которого не хотел…

Отчаяние апостола Павла — это не разочарование в исцеляющей силе таинства, а разочарование в себе самом. Да, чтобы духовно преуспеть, человек должен отчаяться в возможности самостоятельно, без Бога преодолеть грех и спастись. Но это не то отчаяние, которое заставляет тебя опустить руки, это просто духовный реализм. Осознание своей немощи рождает упование на Бога, воззвание к Нему как к личному Спасителю, которое всегда сопровождается радостью. Казалось бы, происходит сочетание несочетаемого: полное разочарование в себе и радость от того, что Господь может тебе помочь. Но в этом кажущемся противоречии и кроется ключ к духовному преуспеванию.

А как быть с грехами, которые человек осознает, но в данный момент еще не готов искоренять? Например, он курит и понимает, что курение — это грех, но не готов начать борьбу с ним. Стоит ли в этом случае исповедовать этот грех на каждой исповеди?

Я думаю, стоит. И признаваться, что нет решимости начать бороться, тоже стоит. И за это малое усилие — регулярное исповедание греха — дастся понимание тяжести греха и его отторжение.

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?

Кому-то грех курения кажется просто вредной привычкой, которая не влияет на нравственные качества человека. Но дело в том, что вся православная аскетика построена на систематическом преодолении в себе плотского человека ради того, чтобы стать человеком духовным. Для этого преодоления нужна воля, а она поражена грехом. И получается, наша задача — тренироватьволю к победе над нашими слабостями. А ежедневное курение, наоборот, «тренирует волю» на поражение: зная, что курить плохо, мы по несколько раз за день говорим своей воле: «Молчи». И слабеем. А потом, когда нужно употребить волю на что-то более существенное, оказывается, что она не работает.

А если человек регулярно кается в грехе, он со временем увидит, насколько этот грех ему вредит, и дорастает до того, чтобы начать с ним бороться.

Но ведь человек может просто поставить себе слишком высокую планку и не взять ее.

Такое бывает. Я помню, как один мой знакомый поступил в конце 80-х в семинарию с четким планом через два года стать прозорливым, а через четыре — начать творить чудеса. Он почти ничего не ел, был практически на всех богослужениях, но ни прозорливости, ни чудотворства он не обрел. В подвижничестве мы должны всем своим существом прочувствовать слова Христа: Без Меня не можете творить ничего (Ин 15:5). Эти слова относятся прежде всего к духовной жизни: быть успешным в мирской жизни без Христа можно, а вот в духовной — нет.

Постепенно набираясь опыта духовной жизни, мы убеждаемся в фатальной поврежденности нашей природы грехом. Поэтому признаком настоящей духовной жизни святые отцы называют сердечную боль, возникающую от полного несоответствия между тем, каким я должен быть, и тем, какой я есть, точнее — между моим падшим состоянием и тем, что, несмотря на него, Господь меня любит.

Не получится ли при таком подходе, что человек успокоится и перестанет понуждать себя к какой-то духовной работе?

Нет. Та самая сердечная боль не даст такой возможности. Иоанн Златоуст пишет, что единственное, что разделяет человека с Богом, — это грех. Поэтому христианин, который по-настоящему Бога любит, ощущает грех как боль, как свое личное горе.

Безусловно, исцеляет нас от греха Господь, поэтому нам нужно уповать на Промысл Божий, но и самим продолжать трудиться над очищением своей души.

Нужно ли бороться со всеми грехами сразу или это надо делать постепенно?

Знаете поговорку: чем ярче свет, тем сильнее тень? Приближаясь к Богу — источнику света, — человек отчетливее начинает видеть глубину своего падения. И все, что в данный момент он осознает как грех, должно представлять предмет его духовной работы. Другое дело, что степень интенсивности этой работы по отношению к разным грехам может быть разная.

Есть смертные грехи, которые преграждают нам путь в Царствие Небесное. Безусловно, таких грехов христианин старается не допускать, и они являются предметом его самого пристального внимания. Что касается менее грубых грехов, то и с ними необходимо вести серьезную борьбу. Серафим Саровский говорил, что святые от обычных людей отличаются именно решимостью бороться с грехом. А мы, христиане, все призваны к святости, поэтому всем нам необходимо проявлять решимость в духовной брани.

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?

Есть конкретные практические советы древних подвижников, как бороться с грехами. Например, распространенный совет посвящать пост борьбе с определенным, самым значимым в данный момент грехом. То есть сконцентрироваться на чем-то одном, направить силы именно на эту страсть. Другое важное наблюдение древних отцов: первая страсть, с которой нам нужно начинать бороться, — это чревоугодие. Если человек не борется с чревоугодием, остальные страсти ему не победить. Поэтому постам уделяется столько внимания в жизни христианина.

А что делать, чтобы исповедь не превращалась в формальность?

Когда человек стяжал настоящее покаяние, ему не нужны никакие подсказки, он и так ощущает в душе его плоды: мир, тишину, прощение. Но не стоит смущаться, если с нами пока такого не происходит. Наша задача — трудиться, понуждая себя к покаянию из глубины пусть даже и сухого сердца, и Господь непременно дарует духовные плоды именно в тот момент, когда это будет нужнее всего.

У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Покаяние — это трепет души перед вратами рая». Иными словами, живя на земле, войти в рай мы не можем, но искреннее покаяние подводит нас прямо к его вратам. И в этот момент от рая нас отделяет только оставшееся время нашей жизни. Эта мысль Исаака Сирина может служить для нас ориентиром, каким должен быть наш настрой, когда мы подходим к аналою с лежащими на нем крестом и Евангелием.

Беседовала Виктория Кашекова

Оглавление

  • 1. Зрите в корень
  • 2. Пресекайте в корне
  • 3. Призывайте имя Божье
  • 4. Регулярно прибегайте к Таинствам Исповеди и Причащения
  • 5. Сосредоточьтесь на проблеме
  • 6. Советуйтесь с духовником
  • 7. Изучайте опыт Церкви
  • 8. Молитесь святым, которые преуспели в борьбе с грехом
  • 9. Не ждите быстрых результатов

1. Зрите в корень

Всякая проблема имеет причины и следствия. Попадая на прием к врачу, пациент слышит вопрос: «Что вас беспокоит?», и за этим следует подробный опрос о симптомах, если необходимо, назначаются анализы и обследования. Всё это нужно для того, чтобы врач получил полную картину заболевания и установил его причину. Это необходимо для того, чтобы назначаемое лечение было эффективным. Грамотный врач никогда не ограничится лечением симптоматики, но всегда найдет источник заболевания и постарается устранить его. Если же только снимать симптомы и при этом не лечить само заболевание, то это будет крайне неэффективно. Болезнь раз за разом будет обостряться, и каждый раз последствия будут всё более сложными.

Так и в духовной жизни – не найдя первопричину, можно сколь угодно долго разгребать завалы грехов, но так и не прийти к деятельному покаянию. Например, такие грехи, как осуждение, зависть, ненависть, раздражение, уныние и многие другие имеют в своей основе грех гордыни. Не борясь с гордыней, невозможно перестать осуждать людей. Каждый раз после исповеди осуждение будет вновь и вновь возвращаться в различных формах, а кажущаяся невозможность избавления от него может довести до уныния. Поэтому нужно анализировать свою жизнь, и критерием такого анализа всегда является Евангелие, заповеди Божьи. Анализируя ситуации, поступки, отношения с другими людьми, ищите то самое начало, откуда возникла проблема, и именно его рассмотрите с позиции Евангельского учения. Если обрели первопричиной грех, то это именно то, в чем надо каяться и с чем нужно бороться. Именно этот, начальный, грех «оброс» другими грехами и стал в совокупности с ними некой непробиваемой стеной, он лежит в фундаменте. Разрушив фундамент, будет легче разгребать «завалы» из других грехов.   

2. Пресекайте в корне

Грех подобен небольшому снежному кому, который скатывают с горы. Катясь по уклону, ком набирает скорость, собирает в себя всё больше и больше снега и в итоге превращается в снежную лавину, которую ничто не может остановить. Гораздо проще остановить ком из собственных грехов в самом начале пути, не дав ему набрать скорость, не дожидаясь, пока он вырастет и, подобно лавине, начнет сметать всё на своем пути, пуская под откос всю жизнь.

Каждый наверняка знает, как развивается грех осуждения. Сначала приходит помысел, потом он «обрастает» мыслями, а затем в разговоре с кем-то он выражается языком. И чем больше говоришь, осуждая кого-то, тем больше и глубже погружаешься в этот грех. Перемывать чужие кости – занятие, которое многие не только не отметают от себя, но и любят. Такая любовь к осуждению и сплетням говорит лишь об одном – человек не боролся с греховными мыслями с самого начала, не воспринял их как нечто противное Богу, а, приняв, сделал своими, холит их и лелеет. А уж повод для осуждения всегда найдется, ведь «все вокруг плохие, а я не такой».

3. Призывайте имя Божье

В деле борьбы с грехом чрезвычайно важна молитва. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), – говорит Господь. Если человек самонадеянно думает, что он способен всё сделать сам, то неудивительно, что его попытки не венчают успехи. Только с Божьей помощью можно успешно бороться с грехами, страстями и бесовскими нападками. И этой помощи не получить без живой и искренней молитвы. Несомненно, Господь и так знает все наши нужды и скорби. А если человек ленится просить у Бога помощи, то будет ли Он ему помогать? Мы вряд ли сможем с уверенностью ответить на этот вопрос, только Бог знает ответ. Но Господь Иисус Христос учит нас: «истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин.16:23). Итак, молиться о помощи Божьей в борьбе с грехом необходимо. Делать это надо с усердием, можно и своими словами.

4. Регулярно прибегайте к Таинствам Исповеди и Причащения

Нет ничего более действенного в борьбе с грехом, чем исповедь и причастие. Исповедь – Таинство Покаяния, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Покаяние – это не только осознание своих грехов, но и исправление. В греческом оригинале покаяние звучит как «метанойа», что дословно переводится как «исправление ума». Таким образом, именно исправление ума, изменение отношения к греху, следующие за его осознанием, лежат в основе покаяния. И именно исповедь помогает очиститься от греха и начать исправление. И силы для такого исправления мы получаем в Таинстве Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Спасителя. Сколько бы мы ни старались, без Бога в деле покаяния не можем сделать ничего (Ин.15:5), и всё можем в укрепляющем Иисусе Христе (Фил.4:13).

5. Сосредоточьтесь на проблеме

Осознавая свою греховность, порой хочется каким-то невероятным усилием взять и победить все страсти сразу. Но это невозможно. Даже если пытаться бороться одновременно с несколькими страстями, то духовных сил часто не хватает, получается рассеяние, и из-за этого вся духовная борьба сходит на нет. Гораздо правильней будет быть последовательным и сосредоточиться на посильной ноше – борьбе с той или иной страстью. В этом отношении очень удобны многодневные посты. К примеру, в один из постов можно поставить задачу бороться с грехом чревоугодия. Это не означает, что как только закончится пост, можно вдоволь усладиться этой страстью, бороться с чревоугодием порой приходится очень долго. Но усердная духовная работа и сугубая молитва о помощи Божьей в борьбе со страстью хотя бы в течение многодневного поста вряд ли пройдут незаметно. Таким образом, последовательное сосредоточение на борьбе с конкретными грехами и страстями принесет гораздо больше пользы, чем рассеяние сил на борьбу со всем сразу.

6. Советуйтесь с духовником

Одна голова хорошо, а две лучше – гласит народная мудрость. А если вторая голова еще и имеет больший духовный опыт и больше духовных знаний, то грех этим не воспользоваться. Духовник – это священник, который помогает расти духовно, наставляет в вере и благочестии, принимает исповеди. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. Но они, несомненно, ведут к совершению тех или иных грехов. Общение с опытным духовником помогает обнажить козни лукавого и не впадать в новые грехи. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник.

7. Изучайте опыт Церкви

У Церкви богатейший опыт духовной борьбы, огромное наследие творений святых отцов. Раздел православного богословия, который изучает процесс возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества, именуется аскетикой. Изучение этой науки даст возможность изучить духовный опыт христианских подвижников (аскетов), уже прошедших более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Этот живой опыт Церкви может и должен быть востребован всяким, желающим вести активную духовную жизнь, немыслимую без духовной брани, которая «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12).

8. Молитесь святым, которые преуспели в борьбе с грехом

В Церкви есть древняя традиция просить о помощи святых угодников. Особенно тех, кто преуспел в борьбе с грехом и является добрым примером для православных христиан. Так, о помощи в борьбе с блудной страстью, среди прочих, молятся прп. Марии Египетской, которая была блудницей и стала великой святой.

9. Не ждите быстрых результатов

Очень наивно полагать, что результаты духовной борьбы не заставят себя долго ждать. Во-первых, это во многом борьба с самим собой, со своими страстями, которые холили и лелеяли годами и даже десятилетиями. Это, пожалуй, и есть главный бастион, который нужно сокрушить. Но кому же хочется долго и упорно бороться с самим собой и сокрушать один за другим оплоты страстей? Во-вторых, страсти подогреваются лукавым, а этот враг рода человеческого просто так не сдается. Чем больше человек проявляет усердия в духовной брани, тем злее становятся нападки бесов, тем изощренней становятся их уловки. Но с Божьей помощью возможна победа и над собой, и над лукавым. Дерзайте!

Добавить комментарий