Эта оправа для очков более женская чем мужская как исправить предложение

triolana

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение. Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.
1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.
2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.
3. Мой друг самый честнейший человек.
4. Такой вариант исправления текста ещё более худший.
5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.
6. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Узкий – уже.

Задание 5. Образуйте простую и сложную сравнительную и простую и сложную превосходную степень от указанных прилагательных. Поставьте ударение. Отметьте стилистическую окраску:

Образец: известный – известнее – более известный; известнейший, самый известный.

Красивый, талантливый, высокий, низкий, сладкий, вкусный, популярный, образованный, дорогой, сухой.

Красивый – красивее – более красивый; красивейший, самый красивый.

Талантливый – талантливее – более талантливый; талантливейший, самый талантливый.

Высокий – выше – более высокий; высочайший, самый высокий.

Низкий – ниже – более низкий; нижайший, самый низкий.

Сладкий – слаще – более сладкий; сладчайший, самый сладкий.

Вкусный – вкуснее – более вкусный; вкуснейший, самый вкусный.

Популярный – популярнее – более популярный, популярнейший, самый популярный.

Образованный – образованнее – более образованный; образованнейший, самый образованный.

Дорогой – дороже – более дорогой; дражайший, самый дорогой.

Сухой – суше – более сухой; самый сухой.

Задание 6. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных:

1) Мой друг самый честнейший человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. 3) Эта оправа для очков более женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневее старой.

1) Мой друг самый честный человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и раскованнее. 3) Эта оправа для очков больше женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивно развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневей старой.

Особенности употребления числительных

Задание 1. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Исправьте ошибки при употреблении числительных.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника – 92 суток.

1. Четырём молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время три работницы уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семеро в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе, к этим троим студентам и послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обеих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семи только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника – 92 дня.

Задание 2. Раскройте скобки, выбрав нужную форму. Со всеми ли существительными употребляются числительные?

Два (большой) дома, две (огромный) тучи, три (новый) книги, четыре (неразлучный) друга, три (интересный) фильма, три (санкт-петербургский) журнала.

Два больших дома,

Две огромные тучи,

Три новые книги,

Четыре неразлучных друга,

Три интересных фильма,

Три санкт-петербургских журнала.

Особенности употребления местоимений

Задание 1. Запишите предложения, заменяя цифры словами:

К-во Просмотров: 3273

Бесплатно скачать Контрольная работа: Русский язык и культура речи

ИТОГОВЫЙ
ТЕСТ

Вариант
1

Часть
А

Задания
с выбором ответа (ответов)

Методические
указания:
впишите
номера слов (предложений),
содержащих
правильный ответ в область ответов в
таблице.

А
1. Ударение неправильно поставлено в
слове (словах)… (Ударный

гласный
обозначен большой буквой.)

1)
баловАться
4)
генЕзис

2)
понЯл
5)
взЯта

3)
некролОг
6)
жалюзИ

А
2. Орфоэпическая ошибка допущена в слове
(словах)… (Мягкость

согласного
обозначена апострофом.)

1)
[т’э]рмин
4)
д[иэ]та

2)
[т’э]зис
5)
аф[ё]ра

3)
було[шн]ая
6)
восе[м’]десят

А
3. Акцентологическая ошибка допущена в
предложении

(предложениях)

1)
Мы
покупАем продУкты в магазИне мелкоОптовой
торгОвли.

2)
СосЕди
двЕрь дерматИном обиИли.

3)
ДавАй
кУпим вермишЕль и рОжки.

4)
Эти
вЫплаты прИзваны облегчИть нагрУзку
на пенсиОнный

бюджЕт.

А
4. Род существительного неправильно
указан в слове (словах)

1)
какаду,
ср.
р
4)
антресоль,
ж.
р.

2)
гуашь,
ж.
р.
5) домишко,
ср.
р

3)
тюль,
м.
р.
6) лодырь,
ж.
р.

А
5. Грамматическая ошибка допущена в
предложении (предложениях)

1)
Эта
оправа для очков более женская,
чем
мужская.

2)
Наше
знакомство с Чарли Чаплином состоялось
ещё во времена

немого
кино.

3)
На
базу завезли несколько тонн апельсинов,
яблок
и баклажанов.

4)
Читая
роман,
есть
чему поучиться у героев.

А
6. Ошибка в образовании формы именительного
падежа

множественного
числа допущена в слове (словах)

1)
заёмы
4)
архитектора

2)
профессоры
5)
времена

3)
римляне
6)
жемчуга

А
7. Ошибка в образовании формы родительного
падежа

множественного
числа допущена в слове (словах)

1)
турок
4)
апельсин

2)
туфлей
5)
комментарий

3)
кухонь
6)
партизан

А
8. Падежные формы числительного неправильно
образованы в

словосочетании
(словосочетаниях)

1)
трёхстами
двадцатью четырьмя голосами

2)
для
семисот восьмидесяти двух избирателей

3)
о
двести восемнадцати больных

4)
после
две тысячи пятого года

5)
тремястами
пятьюдесятью голосами

А
9. Нормы сочетаемости нарушены в
словосочетании

(словосочетаниях)

1)
более
двух тысяч семисот восьмидесяти людей

2)
для
семи миллионов жителей

3)
двадцать
пять суток

4)
полтораста
килограммов

5)
одна
целая пять десятых процентов

А
10.Нормы сочетаемости нарушены в
словосочетании

(словосочетаниях)

1)
проводить
аналогию между явлениями

2)
подвести
итог написанного

3)
повторяющийся
рецидив

4)
выяснить
о причинах

А
11. Слово употреблено в не свойственном
ему значении в предложении

(предложениях)

5)
Нам
повезло:
удалось
купить билеты в купированный вагон.

6)
Стены
парадных комнат дворца были украшены
искусными

орнаментами.

7)
Его
лекции нравились особенно:
он
говорил искренним,

доверительным
тоном.

8)
Человек
он был злостный:
чужие
беды доставляли ему радость.

А
12. Слово употреблено в не свойственном
ему значении в предложении

(предложениях)

1)
Вернисаж
продолжался несколько дней.

2)
Опубликованная
в журнале статья показалась мне весьма

информационной.

3)
Он
был мизантропом,
считающим,
что
человек лжив и слаб по своей

природе.

4)
Ребёнок
держал в руках аляповатую игрушку с
облупившейся

краской.

А
13. Слово ЖИТЕЙСКИЙ должно быть употреблено
в предложении

(предложениях)

1)
С
течением лет их ЖИЗНЕННЫЕ пути разошлись.

2)
Для
истинного художника искусство не
средство стать

знаменитостью,
а
ЖИЗНЕННАЯ необходимость.

3)
ЖИЗНЕННЫЙ
шум и невзгоды казались далёкими и
ничего не

значащими
в этом тихом убежище.

4)
В
романе нашли отражение подлинные
ЖИЗНЕННЫЕ явления.

А
14. Избыточностью лексических средств
(тавтология, плеоназм)

характеризуются
предложения

1)
В
первую очередь возникает вопрос о судьбе
глав разорившихся

банков.

2)
Активно
идёт процесс замены «старой
гвардии»
на
новые

высококвалифицированные
кадры.

3)
Прогноз
о неблагоприятной ситуации,
предсказанной
заранее,

подтвердился.

4)
Местные
аборигены,
увидев
угрозу природе,
тоже
начали бить

тревогу.

А
15. Ясность речи нарушена в предложении
(предложениях)

1)
Спектаклей,
которые
выдвинуты на конкурс,
довольно-таки

огромное
количество.

2)
Международный
терроризм –
враг,
который
силён и опасен,

бесчеловечен
и жесток.

3)
Мы
имели в стране не власть,
а
режим,
готовый
на всё.

4)
Вратарь
выпустил мяч из рук,
и
его пришлось добить.

А
16. Логичность речи нарушена в предложении
(предложениях)

1)
В
этом году мы вырастили на своих полях
репу,
пшеницу,
горох

и
другие злаки.

2)
В
квартире соседей с утра царила весёлая
суета:
пекли
пироги,

накрывали
столы,
бегали
по магазинам.

3)
Инженер
оказался большим знатоком вопроса и
привёл

убедительные
доводы в пользу своей точки зрения.

4)
В
каждой бригаде имелось в среднем десять
колхозников и

тридцать
гектаров пашни.

5)
Леонардо
да Винчи в «Споре
живописца с поэтом»
утверждал

преимущества
живописи перед поэзией,
и
многие современники

разделяли
его точку зрения.

А
17. Не предусмотренная автором
двусмысленность содержатся в

предложении
(предложениях)

1)
Я
хочу выразить благодарность всем,
кто
запустил в нашей

области
систему образования.

2)
Шовковский
получает пас от своего друга –
Владислава
Ващука.

Кстати,
они
женаты.

3)
Мы
своих кардиологов обучаем рациональному
питанию

пациентов.

А
18. Грамматическая правильность речи
нарушена в предложении

(предложениях)

1)
Министр
официально назначил нас основным
регионом для

проведения
эксперимента.

2)
Составляя
план доклада,
очевидно
старание точно отразить

главную
мысль.

3)
Глядя
2е на цветные фотографии в модных
журналах,
фигура
не

становится
лучше.

4)
Понимая
необходимость этого мероприятия,
оргкомитет

подготовил
его в срок.

А
19. Ошибка в употреблении фразеологизмов
допущена в предложении

(предложениях)

1)
Основную
роль в решении этой проблемы имеет
человеческий

фактор.

2)
Праздничная
суматоха на вечеринке напоминала

варфоломеевскую
ночь.

3)
Политикам
нужно всегда держать руку на пульсе,
своевременно

реагировать
на назревшие в обществе проблемы.

4)
Он
ревел,
как
буриданов осёл.

А
20. В приведённом фрагменте школьного
сочинения речевая ошибка

допущена
в предложениях

(1)
Я
считаю,
что
с каждым годом мой язык становится всё
богаче и

начитаннее.
(2) Мои
размышления становятся все серьёзнее
и глубже

по
силе.
(3) Мне
кажется,
эта
прогрессия проявляется не только у

меня,
но
и у многих других.
(4) Просто
не все стараются развить эту

тенденцию,
а
я всё-таки
стараюсь.
(5) Хорошо
развитый

риторический
язык пригодится везде:
и
в вузе,
и
в университете.
(6)

Да
можно взять и самый простой пример:
я
звоню знакомой девушке

и
пытаюсь уговорить её пойти со мной в
кино.
(7) Я
привожу весомые

аргументы.
(8) Другой
же,
не
обладающий знаниями риторики,
не

сможет
уговорить девушку.
(9) Поэтому
надо изучать риторику и

пользоваться
ею.

А
21. Отступления от стилистических норм
наблюдаются в предложении

(предложениях)

1)
Это
всё бзики амбициозных политиков.

2)
Власть
должна быть отделена от СМИ –
то,
о
чём я всё время

талдычу.

3)
Внезапной
оказалась программа «Старый
телевизор».

4)
Докладчик
комиссии ПАСЕ по политическим вопросам
лорд

Джад
ни черта в чеченской ситуации не понимает

5)
Позор
висит над нами,
как
жёлто-розовое
облако газа.

А
22. На трансформации прецедентных текстов
основана

выразительность
газетных заголовков

1)
Полуостров
сокровищ

2)
Вывели
на чистую водку

3)
Фрадкову
пора намылить голову

4)
Павловский
собирает сливки общества

5)
Над
пропастью во лжи.

А
23. Метафоры употреблены в предложении
(предложениях)

1)
Первыми
жертвами политического Чернобыля на
Украине,

скорее
всего,
станут
силовики.

2)
Чеченские
волки боятся российских псов.

3)
Наркотик
власти опаснее шприца.

4)
Мечты
о счастье народа,
о
социальной справедливости,
о
новой,

цивилизованной
России так и остались мечтами.

5)
Корабль
«Россия»
не
знает,
куда
плыть

6)
Лидер СПС предпринял попытку собрать
по частям «ломаную

гитару»
российского
демократического движения.

Часть
Б

Задания
с кратким ответом

Методические
указания: впишите слово или номера
правильных ответов в область ответов
в таблице.

Б
1. Запишите однословный термин, обозначающий
грубое нарушение

действующей
нормы (языковой, коммуникативной,
стилистической,

этической).

Б
2. Запишите однословный термин, обозначающий
тип словаря,

дающего
справку о лексическом значении слова,
его грамматических

формах
и типовой сочетаемости.

Б
3. Запишите однословный термин, обозначающий
коммуникативное

качество
хорошей речи, выделяемое на основе
соотношений речь –

мышление,
и обозначающий непротиворечивость
изложения,

соответствие
содержания речи законам мышления, точное

воспроизведение
в речи структуры мысли, соблюдение в
речи правил

операций
с понятиями.

Б
4. Запишите однословный термин, обозначающий
лингвистическую

регламентацию
нормы в словарях, справочниках и
грамматиках языка.

Б
5. Запишите однословный термин, обозначающий
коммуникативное

качество
хорошей речи, выделяемое на основе
соотношения речь – её

восприятие
адресатом и определяемый как смысловая
определённость

высказывания,
доступность, понятность речи для
адресата.

Б
6. Прочитайте предложения А, Б, В, Г и
выполните задание

А.
Охотник,
конечно,
слышал
и сигнал дрозда и видел,
как
по сигналу

вылетела
зарянка.

Б.
На
этот сигнал отозвалась зарянка и взлетела
с пустого сучка.

В.
Прыгая
по сучкам выше и выше,
оттуда
сверху она тоже увидела

зарю
и на сигнал

Г.
Вот
где-то
в вышине певчий дрозд первый увидел
признаки

вечерней
зари и просвистел свой сигнал.

Задание:
установите,
в
каком порядке должны следовать
предложения,
чтобы

получился
связный,
логичный,
ясный
и последовательный текст.
Ответ

запишите
в виде последовательности букв (А,
Б,
В,
Г),
обозначающих

предложения.

Б
7. Определите функционально-смысловой
тип текста (описание,

повествование,
рассуждение) приведённого в задании.
Соответствующий

термин
впишите в область ответов.

Б
8. Прочитайте текстовые фрагменты А, Б,
В, Г, Д и выполните задание

А.
С.
– Дело-то
не в заработке/
дело
в том,
что
человек-то
не

изменяется
/
вот
если бы он был человеком хорошим/
скажем

умным/
он
от образования лучше не станет/если
он книжки сам

читает//

Е.
– Всё
равно/
всё
равно понимаешь…

С.
– Так
вы считаете что диплом надо в штанах
носить7

Е.
– Да/
о-бя-за-тельно
надо носить//

С.
– То
есть без диплома никуда//

Е.
– Конечно//

Б.
ПОСТАНОВЛЯЮ:

Направить
Закон Свердловской области «О
порядке получения

права
пользования участками недр,
содержащими

месторождения
общераспространенных полезных ископаемых,
и

участками
недр местного значения,
используемыми
для целей,
не

связанных
с добычей полезных ископаемых,
в
Свердловской

области»
в
областную газету»
для
его официального

опубликования.
<…>

В.
Святая церковь ведёт нас к великому
празднику Рождества

Христова
сорокадневным постом,
а
в предрождественские дни

она
готовит нас к его достойной встрече
особыми песнопениями.

И
только что услышанные нами слова стихиры
свидетельствуют,

что
ни золота,
ни
смирны,
ни
ливана,
ни
других земных

ценностей
от нас не требуется.
Богомладенец
Христос ожидает

от
нас духовных даров и дел добра и
милосердия.
Святитель

Иоанн
Златоуст называет эти дары,
указанные
святым апостолом

Павлом:
вера,
надежда,
любовь.
<…>

Г.
В соответствии с составом локальных
ареалов выделены объёмные

минеральные
модели месторождений,
локализующихся
в

аргиллизитах,
– верхнемезозойские:
1) каолинит-

смешанослойная,
2) монтмориллонит-
смешанослойная,
3) иллит-

смешанослойная;
кайнозойские:
1)каолинит-монтмориллонит-

иллит-хлоритовая,
2) монтмориллонит_______-иллит-хлоритовая.
<…>

Д.
Какое это мучительное чувство:
испытывать
позор за свою

Родину.

В
чьих она равнодушных или скользких
руках,
безмысло
или

корыстно
правящих Её жизнь.
В
каких заносчивых,
или

коварных,
или
стёртых лицах видится Она миру.
Какое
тленное

пойло
вливают Ей вместо здравой духовной
пищи.
До
какого

разора
и нищеты доведена народная жизнь,
не
в силах взняться.

<…>

Задание:

определите,
какому функциональному стилю принадлежат
текстовые

фрагменты
А, Б, В, Г, Д. (Ответ запишите в виде буквы,
обозначающей

фрагмент
и следующей за ней цифры, обозначающей
стиль. Образец: K2

L4
М5 N1 О4).

1)
церковно-религиозный

2)
публицистический

3)
разговорный

4)
официально-деловой

5)
научный

Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

Вариант
2

Часть
А

Задания
с выбором ответа (ответов)

Выполните
задания. Впишите номера слов (предложений),
содержащих

правильный
ответ в область ответов в таблице.

А
1. Ударение неправильно поставлено в
слове (словах). (Ударный

гласный
обозначен большой буквой.)

1)
нужнО
4)
генЕзис

2)
вклЮчишь
5)
дОгмат

3)
началАсь
6)
умЕрший

А
2. Орфоэпическая ошибка допущена в слове
(словах). (Мягкость

согласного
обозначена апострофом.)

1)
[дэтэ]ктив
4)
пю[р’э]

2)
шоф[ё]р
5)
ман[ё]вры

3)
двое[шн’]ик
6)
пар[т’э]р

А
3. Акцентологическая ошибка допущена в
предложении

(предложениях)

5)
Мы
встречАемся по средАм.

6)
ОсОбенно
удАлся хозЯйке щавЕлевый суп.

7)
В
диссертАции глубокО исслЕдован фенОмен
ассоциатИвного

мышлЕния.

8)
Эта
дАта важнА для людЕй всех возрастОв.

А
4. Род существительного неправильно
указан в слове (словах)

1)
ОРТ,
ср.
р.
4) шампунь,
ж.
р.

2)
грифель,
м.
р.
5) пластырь,
м.
р.

3)
офицеришка,
ж.

р.

6)
филе,
ср.
р

А
5. Грамматическая ошибка допущена в
предложении (предложениях)

1)
Такой
вариант правки ещё более худший.

2)
Вчера
состоялся вечер памяти Эриха-Марии
Ремарка.

3)
В
продаже большой выбор ботинок,
туфель,
сапог.

4)
Поселившись
теперь в деревне,
его
мечта была воскресить ту

форму
жизни,
что
была при деде.

А
6. Ошибка в образовании формы именительного
падежа

множественного
числа допущена в слове (словах)

1)
инженеры
4)
бухгалтера

2)
директоры
5)
стремена

3)
выбора
6)
брелоки

А
7. Ошибка в образовании формы родительного
падежа

множественного
числа допущена в слове (словах)

1)
туркмен
4)
тапок

2)
сапогов
5)
банан

3)
цапель
6)
снадобий

А
8. Падежные формы числительного неправильно
образованы в

словосочетании
(словосочетаниях)

1)
до
двухтысячи третьего года

2)
для
двухсот пятидесяти книг

3)
семистами
шестьюдесятью тремя бюллетенями

4)
более
полтораста человек

5)
тысяче
девятистам пятидесяти шести студентам

А
9. Нормы сочетаемости нарушены в
словосочетании

(словосочетаниях)

1)
о
двух тысячах подобных случаях

2)
три
целых две десятых процентов

3)
не
менее полутора тысяч экземпляров

4)
полтора
суток

5)
более
семнадцати ошибок

А
10. Нормы сочетаемости нарушены в
словосочетании

(словосочетаниях)

5)
управляющий
департаментом

6)
проявлять
заботу к близким

7)
повторяющийся
рецидив

8)
различать
добро и зло

А
11. Слово употреблено в не свойственном
ему значении в предложении

(предложениях)

1)
Встреча
состоялась в условном месте.

2)
Щенка
нашли в соседнем купе.

3)
В
докладе предоставлены результаты
экспериментов,

произведённых
автором.

4)
Тот,
кто
хоть раз видел Ниагарский водопад,
был
потрясён его

величественностью
и шумом.

А
12. Слово употреблено в не свойственном
ему значении в предложении

(предложениях)

1)
Служба
наша нормально происходит.

2)
Священнослужители
освобождаются от военной службы,
эта

мера
касается всех конфессий.

3)
Она
одевается неброско,
но
экстравагантно,
с
прекрасным

чувством
стиля.

4)
Это
серьёзный,
вдумчивый,
интересный
документ.

А
13. Слово ПРАКТИЧНЫЙ должно быть употреблено
в предложении

(предложениях)

1)
Во
всех своих поступках он руководствовался

ПРАКТИЧЕСКИМИ
целями.

2)
ПРАКТИЧЕСКИЕ
занятия переносятся в связи с праздниками.

3)
Он
был человеком ПРАКТИЧЕСКИМ,
во
всём соблюдал

собственный
интерес и всегда заботился о своих
удобствах.

4)
Я
предпочитаю не слова,
а
дела,
дающие
ПРАКТИЧЕСКИЙ,

реальный
результат.

А
14. Избыточностью лексических средств
(тавтология, плеоназм)

характеризуются
предложения

1)
Кризис,
сваливший
многие российские банки,
способствовал

активной
миграции банковских менеджеров.

2)
В
последней игре встретились две
спортсменки,
медали
за

участие
получат обе.

3)
Моя
автобиография обычна для молодого
человека наших дней.

4)
Каждый
участник конференции получил памятный
сувенир.

А
15. Ясность речи нарушена в предложении
(предложениях)

1)
На
мой взгляд,
это
крайне не совсем мудрое решение.

2)
Он
добивался отпуска без сохранения
содержания и путёвки.

3)
В
любом оркестре ключевую роль играют
духовые.

4)
В
последнее время в российском обществе
зарождается тревога

за
судьбу русского языка.

А
16. Логичность речи нарушена в предложении
(предложениях)

1)
В
качестве материала для «Войны
и мира»
Л.
Толстой
использовал

семейные
архивы,
мемуары,
литературные
источники и другие

официальные
документы.

2)
Перед
нами раскинулась панорама города,
протянувшегося
на

многие
километры вдоль реки.

3)
Несмотря
на то,
что
коллектив весёлый,
песня
немного

лирическая,
немного
эротическая.

4)
Жильцы
требовали ремонта и ликвидации неполадок.

5)
Вертолёты
могут сделать посадку и взлёт с крыш
больших домов,

улиц,
площадей.

А
17. Не предусмотренные автором
двусмысленности содержатся в

предложении
(предложениях)

1)
От
радости,
что
забил гол такому сильному сопернику,
Баджо

повесился
на воротах!

2)
Мы
принимаем все меры,
чтобы
оснастить крестьян запасными

частями.

3)
На
улицах города происходили кровавые
столкновения с

тысячами
убитых.

А
18. Грамматическая правильность речи
нарушена в предложении

(предложениях)

1)
Одев
пальто,
он
ещё несколько минут колебался,
но
потом

решительно
захлопнул дверь.

2)
«Я
не удивлён таким оборотом дела»,
— написал
известный

писатель
в ответном письме.

3)
Мы
не можем убедить органы прокуратуры о
том,
что
здесь есть

состав
преступления.

4)
Депутат
на приёмах избирателей должен выслушать
и

разобраться
в ситуации.

А
19. Ошибка в употреблении фразеологизмов
допущена в предложении

(предложениях)

5)
В
этом деле он был стреляной вороной –
равных
ему не было.

6)
США
продолжают устрашающе бряцать оружием,
нагнетая

военную
угрозу.

7)
Мы
этой проблеме уделяем одно из первых
мест.

8)
На
этой неделе ленту первенства по
скандальным происшествиям

завоевали
депутаты Госдумы.

А
20. В приведённом фрагменте школьного
сочинения речевая ошибка

допущена
в предложениях

(1)
По
моим подсчётам,
самой
глобальной проблемой является

загрязнение
окружающей среды.
(2) Я
пишу это в глубокой надежде,

что
кто-нибудь
согласится со мной об этом и поможет
мне.
(3) Наша

жизнь
была бы менее зловредна,
если
бы люди стремились сохранить

природу.
(4) Как
бы жилось хорошо,
если
бы человек создавал авто на

электрическом
проводе.
(5) Люди
не должны стремиться только

заработать
больше денег и «спасти
свою шкуру».
(6) Переделайте

заводы,
сделайте
всё,
что
угодно,
только
не творите зло.
(7) Умоляю,

откликнитесь,
помогите
мне.
(8) Ведь
прекрасная жизнь лучше всего.

А
21. Отступления от стилистических норм
наблюдаются в

предложении
(предложениях)

6)
Можно
реконструировать объект за счёт
областного бюджета,
а

не
переть мимо этого гешефта.

7)
Рынок
информации,
причём
совершенно свободный,
у
нас

существует.

8)
Господин
Чубайс и его коллеги –
это
негодяи и шпанюки.

9)
А
теперь покажите фотку своего возлюбленного
и кумира.

10)
Олигарх

это
загадка природы,
мифическая
птица Рух..

А
22. На трансформации прецедентных текстов
основана

выразительность
газетных заголовков

6)
Каков
поп,
таков
и призыв

7)
Я
люблю этот город,
знакомый
до слёз

8)
Павловский
пришил кобыле хвост

9)
Моя
милиция меня бережёт

10)
Потусторонним
вход запрещён

А
23. Метафора употреблена в предложении
(предложениях)

7)
Люди
с бритыми головами,
по
замечанию Гаврилова,
были

невменяемы.

8)
Имя
Олега Ефремова –
оттепель
нашего искусства,
дерзость,

неслыханная
для тех лет.

9)
В
коридорах власти идёт война.

Синонимия форм степеней сравнения имен прилагательных

Формы сравнительной степени с суффиксом -ей также характерны для разговорной речи: быстрее — быстрей, умнее — умней, опаснее — опасней. Формы красивше, слаже, хужее, бойчее, звончее и другие подобные носят просторечный характер.

Сравнительная степень прилагательных используется в речи для сравнения одного и того же качества в разных предметах: Нет сокровища дороже жизни. Пьяный водитель за рулем автомобиля не менее опасен, чем вооруженный бандит. В составе юридических терминов она употребляется без сравнения с другим предметом: менее тяжкие телесные повреждения, более мягкое наказание. В этом одна из особенностей языка права.

Формы превосходной степени характеризуются большим разнообразием в образовании и употреблении, чем формы сравнительной степени. Книжный характер имеет простая форма (особенно с приставкой наи-), сложная форма употребляется во всех стилях речи. Ср.: важнейший, наиважнейший — самый важный, светлейший — самый светлый, строжайший — самый строгий. Обратите внимание, что простые формы превосходной степени более экспрессивны, чем сложные. Сложные формы, составленные из простой сравнительной степени и слова всех и др.), имеют разговорный оттенок.

Соединение простой и сложной форм противоречит языковой норме: самый опаснейший, самый тяжелейший. Надо: опаснейший или самый опасный, тяжелейший или самый тяжелый.

К сожалению, в последние годы в радио- и телепередачах все чаще можно услышать в самый ближайший, кратчайший срок; самая опаснейшая болезнь, самая важнейшая задача, что нарушает литературную норму. Интересно, что в юридическом термине наказание ниже низшего предела соединяются простые формы сравнительной и превосходной степени.

Практические упражнения “Степени сравнения имен прилагательных”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения “Степени сравнения имен прилагательных”»

Упражнение 1.

Прослушайте отрывок из текста В. Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.

Упражнение 2.

Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных.

Чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

Упражнение 3.

Выделите суффиксы в прилагательных.

Слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

Упражнение 4.

Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень; обозначьте суффиксы и определите, каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) двух.

Утро вечера (мудреный).

Здоровье ( дорогой ) золота.

Дождливое лето (плохой) осени.

Упражнение 5.

Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

Упражнение 6.

Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный, дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий, долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький,
малый, плохой, хороший.

Упражнение 7.

Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки – сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля, океан и море – по величине.

3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав – по длине.

4. Сириус и Полярная звезда – по яркости.

5. Родниковая и речная вода – по чистоте.

6. Растительность тундры и тайги – по густоте.

Упражнение 8.

Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ.. – Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в форме сравнительной или превосходной (простой или составной) степени. Графически укажите синтаксическую роль вставленных слов. С теми словами, которые вы не использовали, составьте предложения и запишите их.

1. Алмаз — . камень на свете.

2. Физика мне кажется . предметом, чем химия.

3. Наша бригада имеет . показатели по производству электромоторов на заводе.

4. Мой старший брат . выше отца.

5. В детстве я хотел стать . во дворе.

Слова для справок: наиболее высокие, менее яркий, сильнее всех, самый твёрдый, лучше, более увлекательным, выше, интереснейший.

Упражнение 10.

Поставьте прилагательные в скобках в форму простой сравнительной степени.

Образец. На юге ночи (темный), чем на севере. – На юге ночи темнее, чем на севере.

1. Это упражнение (трудный), чем нам сначала показалось.

2. Эта книга (интересный).

3. Этот чемодан (дешевый), чем я ожидал.

4. Здесь путь (короткий).

5. Не нужно считать других людей (глупый) себя.

6. В этом году весна (теплый), чем в прошлом.

7. Днепр (широкий) и (глубокий) Днестра.

8. Дорога становилась все (узкий).

9. Подъем в гору оказался (крутой), чем предполагали туристы.

Упражнение 11.

Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 12.

Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота.

2. Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

3. После работы еда (вкусный).

4. Правда (светлый) солнца.

5. Дождливое лето (плохой) осени.

Упражнение 13.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

Упражнение 14.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Упражнение 15.

Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

Упражнение 16.

Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

Упражнение 17.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

3. Мой друг самый честнейший человек.

4. Такой вариант исправления текста ещё более худший.

5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.

6. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Упражнение 18.

Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Упражнение 19.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта ложка железнее, чем та.

2. Моя мама молодее твоей.

3. Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.

4. Это самый огромнейший салют, который я видел.

5. Он более менее короткий.

6. Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

7. Конфета сладче пряника.

8. Мое новогоднее платье самое блестючее.

9. Добрые слова хорошее мягкого пирога

Упражнение 20.

Образуйте простую форму сравнительной степени от прилагательных, данных в скобках, и запишите текст.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочная) земля, родная земля – самая великолепное, что нам дано для жизни.

Упражнение 21.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет,

Упражнение 22.

Ответьте на вопросы, используя сложную сравнительную степень прилагательных, данных в скобках.

Образец. К какой жизни стремится человек? (интересный). – Человек стремится к более интересной жизни.

1. О каких вопросах мы говорили на занятии? (общий)

2.Какую скорость развивает экспресс по сравнению с обычным поездом? (высокий)

3. Какие данные вы получили в последнем эксперименте по сравнению с предыдущими? (точный)

4. Какое задание в этой курсовой работе? (сложный по сравнению с другими работами).

Упражнение 23.

Выпишите словосочетания с прилагательными, которые не имеют степеней сравнения. С двумя из них составьте предложения и разберите их по членам.

Звонкий голос, весенний день, лысый старик, узкая дорога, забавный случай, дремучий лес, южное небо, золотое украшение, мягкий диван, сложное задание, одноногий пират, живой уголок, позднее время, илистая почва, сочная трава, яркое освещение, скалистый берег, интересная книга, прошлогодняя листва, праздничный день, весёлый праздник, длинный день.

Упражнение 24.

Письменно ответьте на данные вопросы.

1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

2. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

3. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

Упражнение 25.

Укажите средства образования прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени в данных предложениях. Заполните таблицу словосочетаниями с этими прилагательными.

1. Внезапно поднялся сильнейший ветер.

2. Осознание того, что стоишь у подножия высочайшей вершины мира, завораживало, приводило в восторг.

3. Более редкой книги мне ещё не доводилось держать в руках.

4. Тогда мы ещё не знали, что самый мощный удар разъярённой стихии ждал нас впереди.

5. Об этом мой друг знал лучше всех.

6. Наиболее холодный воздух в помещении всегда бывает внизу около двери. 7. На это мероприятие следовало одеться изысканнее.

Упражнение 26.

Раскройте скобки, поставив прилагательные в форму простой превосходной степени.

Образец. Ему досталось (сложный) задание. – Ему досталось сложнейшее задание.

1. – (знаменитый) русский поэт.

2 .Этот футболист играет в (сильный) клубе Европы.

3. Это (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира

4. Мне нужно сдать лабораторную работу в (короткий) сроки.

5. Мой друг – (талантливый) математик.

6. Это был (интересный) матч на чемпионате.

Упражнение 27.

Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени. Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предметов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (временных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др..

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Упражнение 28.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 29.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

Упражнение 30.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания В1-В3.

(1)После обеда ко мне пришёл Колька. (2)На нём были большие сапоги и кожаная куртка с брюками.(3)Он сказал, что снасти уже готовы и у нас есть все шансы поймать самого большого карпа.

В1. Из предложений 1-2 выпишите качественное прилагательное.

В2. Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.

В3. Из предложения 3 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

Упражнение 31.

Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Упражнение 32.

Определите, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные. Образуйте и запишите прилагательные в начальной форме. Составьте с ними словосочетания (2-3 на выбор).

Образец: красивейший –прост. ф. превосх. степ.,н.ф.-красивый. Красивейший пейзаж.

[spoiler title=”источники:”]

https://studref.com/468160/ritorika/sinonimiya_form_stepeney_sravneniya_imen_prilagatelnyh

https://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-stepeni-sravneniia-imen.html

[/spoiler]

Добавить комментарий