Какие философские учения могут помочь человеку разобраться в себе и найти свой путь в жизни?
mr. mint
10 апреля 2016 · 12,0 K
Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Кант, Гегель, Ницше, Хайдеггер, Айн Рэнд, Фрейд, Лакан, Фуко, Батай, Рене Жирар. На страницах их сочинений вы найдёте много отсылок к другим мыслителям и их учениям, которые могут оказаться интересными.
420
Комментировать ответ…Комментировать…
Изучаю восточную философию. Последователь А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с 2019… · 13 июн 2021
Гаудия-вайшнавская философия, она же философия сознания Кришны. Это основной предмет, который она рассматривает, – как понять кто я на самом деле и что мне делать, чтобы найти себя.
144
Комментировать ответ…Комментировать…
…информационные технологии в жизни и бизнесе… · 10 апр 2016
Все, которые встречаются на Вашем пути, но только в сочетании с собственным искренним критическим подходом к изучению себя в контексте Вашего отношения к этим учениям и реальных фактов, происходящих в Вашей жизни. Что делать конкретно? Ничего особенного. Жить свою повседневную жизнь и следовать каждому велению своего ума и сердца. Внимательно смотреть и тонко… Читать далее
165
Комментировать ответ…Комментировать…
Макс Шелер писал, что есть по крайней мере пять способов самоопределения человека. И, соответственно, не сложился какой-то один универсальный, который подошел бы каждому человеку. А вдохновение Шелер черпал как раз таки в философских работах
Так вот: нет такой работы, которая всем бы все прояснила. Была бы – заняла бы пьедестал и наверняка вошла бы во все школьные… Читать далее
567
достоевский, толстой, камю. кхм, прекрасные примеры.
Комментировать ответ…Комментировать…
Риэлтор в Нижнем Новгороде. Интересны темы недвижимости, психологии, НЛП, Реальной… · 20 авг 2021
Да, многие мыслители прошлого и настоящего могут подсказать какие-то мысли о том пути по которому следует идти людям, однако для конкретного индивида это может оказаться бесполезной информацией.
Дело в том, что у каждого человека есть свой уникальный путь который может укладываться в философские течения или даже противоречат ему.
Каждый поступок-действие индивида… Читать далее
119
Комментировать ответ…Комментировать…
И рогатое чувство Бога помыкает тобой, солдат… https://stihi.ru/avtor/zhuzograf · 26 апр 2016
Отвечу все же так.
Если тягу к философии чувствуете, то начните читать все же русских и советских философов (Петр Чаадаев, Владимир Соловьев, Василий Розанов, Лев Шестов, Николай Бердяев, Николай Лосский, Павел Флоренский, Алексей Лосев, Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий, Михаил Гефтер, Григорий Померанц, Виталий Ковалев, Авессалом Подводный).
Наиболее… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Я, пожалуй, не буду отходить от традиции и посоветую опробовать философию экзистенциализма в лице Кьеркегора, Достоевского, Камю и Сартра. Если любите “пожестче” попробуйте Хайдеггера или Гуссерля (эти ребята не совсем экзистенциалисты, но повлияли на эту школу философии). По крайней мере художественные произведения известные всему миру (как “Посторонний”, “Чума”… Читать далее
В унисон с вами, причём, абсолютный. Спасибо, что подробно расписали, что к чему и почему – я как-то вовсе из виду… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Студент-инженер, программист, разработчик видеоигр · 8 июл 2016
Объективизм Айн Рэнд. Прочитайте “Добродетель эгоизма”, например.
Там и о том, как найти себя, зачем это нужно, ради чего стоит жить (спойлер – себя), как выбирать ценности и их добиваться, с каким настроем жить. Банально “что такое хорошо, и что такое плохо”, и ответ совсем не тот, что даёт вам подавляющее большинство других учений.
Позволю себе сослаться на ответ тут:… Читать далее
175
Комментировать ответ…Комментировать…
философско-социологический факультет, немного феноменолог · 8 июл 2016
ну что, вставлю и я свои 5 копеек. по поводу “разобраться в себе и найти свой путь в жизни”, можно ознакомиться с Кантом и его категорическим императивом, который, в простой интерпретации звучит так: для того, чтобы принять решение, нужно задать 2 вопроса. 1. будет ли здорово, если я так сделаю? 2. будет ли здорово, если все начнут так делать? это к вопросу о хорошем и… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Непризнанный гений,нераскрытый талант,триумф упущенных возможностей. · 26 апр 2016
Смотря чего вы ищете в жизни.Насколько я понял речь тут не идет о религии.А если идет,то интересуйтесь христианством и исламом в первую очередь.Только ни в койм случае не начинайте самостоятельно читать Библию или Коран. Ни поймете ни чего. Найдите самых известных толкователей и читайте сразу их,там все разложено по полочкам.Эти религию дадут вам и путь и в себе помогут… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Жизнь – это путешествие, но путь не всегда бывает ясен. Каждый миг несет в себе чудо и новую возможность, но нужно знать, куда смотреть. Первое, что нужно запомнить: вы никогда не найдете свой путь, исследуя далекие горизонты будущего. Изменения начинаются с действий. Отправляйтесь в путь, двигайтесь шаг за шагом и смотрите в оба, чтобы не упустить возможности, которые перед вами открываются. Определите свои страсти и увлечения, и постарайтесь проводить больше времени за занятиями, которые имеют для вас особое значение.
-
1
Познайте себя. Прежде чем вы сможете найти свой путь, вам нужно понять, где же вы находитесь в данный момент. Осознайте обстоятельства, в которых находитесь, даже если вы все еще не знаете, как их изменить. Постарайтесь понять, в чем именно состоит причина вашего чувства потерянности или дезориентации. Выработайте максимально четкое и ясное представление о своей жизни как она есть.
- Подумайте о том, на что вы тратите свое время и энергию. Проанализируйте, что вы делаете каждый день, и постарайтесь разобраться в том, что из этого вас удовлетворяет и делает вашу жизнь полной, а что кажется вам бессмысленным. Подумайте о том, как свести к минимуму эти бесполезные занятия в своей жизни.
- Попробуйте изложить эти мысли на бумаге. Напишите о своей жизни или составьте список, нарисуйте схему или карту, которая опишет то, как все ваши увлечения и обязательства связаны между собой. Возможно, вы обнаружите, что визуальное представление помогает вам лучше понять свою ситуацию.
-
2
Начните двигаться. Найти свой путь может быть непросто, если вы исследуете далекие горизонты в поисках вдохновения. Даже если вы решите следовать по пути, на котором стоите в данный момент, по дороге вы все равно столкнетесь с бесчисленным количеством развилок и отклонений. В действительности, ваше путешествие не станет реальным, пока вы не начнете двигаться в каком-то направлении – в любом направлении. Освободитесь от инертности и наращивайте динамику. Высока вероятность того, что действие позволит вам почувствовать себя достаточно сильным, чтобы изменить многое другое в своей жизни.[1]
-
3
Попробуйте сделать что-то. Будьте смелым и попробуйте. Это не обязательно значит, что нужно совершать что-то масштабное. Выберите какой-нибудь небольшой шаг, который вы можете предпринять, чтобы исследовать свой путь. Попробуйте и посмотрите, каково это. Если вам не понравится ход развития событий, вы всегда сможете переключиться на что-то другое.
- Возможно, вы всегда мечтали стать музыкантом, но никогда не имели ни малейшего представления о том, как к этому прийти. Попробуйте предпринять какой-нибудь простой шаг: сходите на урок музыки и купите или одолжите дешевый инструмент. Пообещайте себе попробовать заниматься этим в течение нескольких недель.
- Возможно, вы чувствуете, что застряли, и хотите перебраться в другой город. Предпримите какой-то небольшой шаг в этом направлении: съездите в этот город, чтобы осмотреть его, так сказать “на разведку”, или в свободное время поищите там работу и жилье. Ваше видение станет реальным только тогда, когда вы начнете воплощать его на практике.
-
4
Начните с простого. Дорогу осилит идущий. Отдельные шаги могут казаться вам маленькими и незначительными, но они будут образовывать что-то большое и мощное, если продолжать двигаться. Такова природа пути: он не предстает перед вами весь в одночасье, путь – это путешествие длиною в жизнь. Ваш путь – это сумма каждого отдельного момента вашей жизни, всего того, что вы делаете и о чем мечтаете, и не существует никакой карты, которая показала бы вам, где именно вы окажетесь в конечном итоге.[2]
- Началом пути может быть даже просто ваше решение попробовать что-то. Намерение – сильнейшая вещь.
-
5
Не ищите оправданий. Легко сказать, что вы сделаете что-то, но не всегда легко довести дело до конца. Проявляйте инициативу и ничего не ждите. Чем дольше вы медлите, тем больше времени вам понадобится, чтобы, наконец, найти свой путь. Бойтесь застоя, а не препятствий.
- Подмечайте каждый раз, когда придумываете оправдания. Научитесь распознавать знаки: возможно, вы планируете делать замечательные вещи, но поддаетесь голосу неуверенности в себе, когда приходит время действовать. Примите свои страхи, используйте их в свою пользу – в качестве стимула, топлива.
Реклама
-
1
Следуйте внутренней искре. Начните осознавать, какие чувства вызывают у вас определенные занятия и ситуации. Если какое-то занятие восхищает вас, захватывает, вызывает искренний интерес и желание углубиться в него – исследуйте его. Ваш путь может находиться прямо перед вами: откройтесь этой возможности. Вы не узнаете, пока не попробуете. Будьте смелы.[3]
-
2
Примите себя. Примите свои радости и идеалы и стремитесь к тому, чтобы быть хозяином обстоятельств. Не пытайтесь подавить то, что делает вас по-настоящему счастливым. Конечно же, нужно работать над тем, чтобы стать лучшей версией себя, но не тратьте силы, пытаясь стать кем-то другим. Вы – уникальный и сильный человек, и у вас есть все необходимое, чтобы владеть собственной судьбой.[4]
- Напомните себе, что вы никогда не найдете свой путь, если будете постоянно сомневаться в себе. Вам нужно будет сделать выбор и смело шагать в будущее.
-
3
Выберите между одним и многими. В какой-то момент вы можете прийти к развилке на своем пути. Вы хотите делать одно и хотите делать другое. Возможно, вас заинтересуют три, четыре или еще больше занятий! Ваш путь может быть сосредоточен на чем-то одном, а может стать постоянным исследованием новых, захватывающих начинаний. Спросите себя, будете ли вы довольны единственным выбором, и стоит ли разделять свою энергию на разные категории.
- Если вы решили отказаться от всех других вариантов ради достижения одной цели или одного пути, старайтесь придерживаться своего выбора, но дайте себе возможность снова открыться разным вариантам. Однако если вы решили всецело отдаться единственной работе или занятию, возможно, вам придется закрыть для себя какие-то другие двери.
- Если вы решите посвятить себя двум увлечениям – скажем, музыке и психотерапии, – вы можете оказаться на трудном, но в принципе достижимом пути. Вам придется быть особенно дисциплинированным, если вы хотите достичь высот в каждом из выбранных направлений.
-
4
Придерживайтесь того, что вас удовлетворяет. Если что-то дарит вам чувство радости, смысла, восхищения, вдохновения – продолжайте этим заниматься. Посмотрите, куда это вас приведет. Возможно, у вас до сих пор нет четкого представления более полного масштаба своего “пути”, но вам стоит довериться этому чувству и позволить ему вести вас.
- Помните: это занятие не обязательно должно быть вашим единственным увлечением, на которое вы направляете всю свою энергию! Ваш путь может быть сочетанием многих вещей.[5]
- Помните: это занятие не обязательно должно быть вашим единственным увлечением, на которое вы направляете всю свою энергию! Ваш путь может быть сочетанием многих вещей.[5]
-
5
Спросите себя, каким человеком вы хотите быть. Это источник вашего вдохновения и мотивации, так что стоит часто к нему обращаться. Старайтесь на практике быть таким человеком и знайте, что это может быть непросто. Если вы хотите быть автором книг о путешествиях, то вам нужно вставать с постели, делать зарядку, выходить на улицу и исследовать, а затем возвращаться домой и писать о своих приключениях и открытиях. Если вы будете играть в компьютерные игры, смотреть телевизор, есть и тусоваться в торговом центре, то никогда не придете к тому, чего хотите. Вы придете совсем в другое место.
Реклама
-
1
Проанализируйте свои убеждения. Подвергать сомнению и анализу то, чему вас учили в детстве, – это нормально. Многих детей воспитывают так, что в итоге они разделяют взгляды своих родителей, своей компании и своего общества, а эти взгляды могут быть не совсем полезными в вашей взрослой жизни. Спросите себя, действительно ли верны и полезны ваши представления о мире.
- Принятие новой информации, которая противоречит или опровергает то, чему вас учили, может вызывать стресс. Помните: это не обязательно значит, что вы должны отбросить все, чему вас учили, – просто полезно было бы относиться к этому сознательно. Хорошенько обдумайте каждую истину и решите, которые из них служат вашей долгосрочной цели.
- Помните, что сомнение в определенных убеждениях может отдалить вас от друзей и членов семьи. Если вы выросли в обществе, где глубоко чтят и соблюдают религиозные традиции, ваши родственники и окружающие могут не одобрять вашего сомнения в этих традициях.
-
2
Осознайте, что на вас влияет. Вряд ли вы найдете свой путь в полной изоляции от остального мира. Подумайте о том, с кем вы проводите свое время, и как эти люди, возможно, влияют на ваше предназначение. Если вы проводите свой день с активными и вдохновляющими людьми, то вам может быть проще заниматься именно тем, что для вас имеет смысл. Окружайте себя людьми, которые помогают вам расти.[6]
- Иногда вы можете обнаружить, что у других людей слишком много власти над вашим выбором. Подумайте о том, не способствует ли это вашему чувству потерянности.
-
3
Будьте терпеливы. Поймите, что вам не удастся за день найти свой путь. Чтение этой статьи – всего лишь небольшая ступенька глубокого личностного пути самопознания. Не забывайте, что ждать подходящей возможности – это нормально. Не стоит бросаться на первый мало-мальски приличный шанс, который вам попадется. Но не стоит и слишком долго ждать!
- Если возможность неидеальна – не бойтесь отпустить ее и подождать того, чего вы действительно хотите. Например: не стоит выходить замуж за своего первого парня, если вам это кажется не совсем правильным. Не стоит принимать первую же работу, которую вам кто-то предложит, не рассмотрев другие варианты.
- С другой стороны, стоит быть осторожным и не гнаться за совершенством. Иногда лучше всего выбрать тот вариант, который перед вами. Если слишком долго ждать, можно упустить десятки замечательных возможностей!
Реклама
Советы
- Не стоит слишком много читать о том, как познать себя. Наберитесь сил и начните вносить соответствующие изменения в свою жизнь.
- Займитесь самоанализом. Подумайте о том, кто вы и где хотите быть. Никто не знает вас лучше, чем вы сами.
- Если у вас есть цель, попытайтесь честно понять, что мешает вам ее достичь. Возможно, вы сами себя удерживаете?
- Вам не нужно иметь план на всю оставшуюся жизнь – просто место, с которого можно начать. Путь будет открываться перед вами постепенно, когда вы будете по нему идти.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 57 976 раз.
Была ли эта статья полезной?
Как понять, кто ты? И в чём заключается твой путь, твоё предназначение, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Вопрос о том, как найти себя в жизни очень сопрягается с тем, чтобы знать свои способности и в зависимости от них выбирать и поприще жизни. Это совершенно естественно. Но при этом, избави Бог, мечтать и делать всё возможное, чтобы стать во что бы то ни стало лучше всех. Это очень важно.
Не хочешь страданий — не мечтай об этом. Преподобный Марк Подвижник так и говорил: «Не хочешь скорбей — не греши». А стремление стать первым — один из грехов.
Как себя найти? К сожалению, когда мы упоминаем притчу о талантах, то под талантами уразумеем способности человека. Причём способности чисто внешнего порядка, например, способность к музыке, рисованию, поэзии, математике, изобретательству… То есть вещи, касающиеся исключительно нашей земной жизни.
Но Евангелие направлено на другую сторону жизни. Речь идёт совсем не о земных преимуществах и способностях. Евангелие говорит о духовной стороне жизни. Когда мы говорим о талантах, то здесь имеется в виду есть ли у человека склонность помогать людям?
Дар милосердия, дар любви, дар великодушия, дар кротости, дар смирения… Притча о талантах говорит о духовных качествах человека. А духовные качества, действительно, даются людям в разной степени.
Поразительный пример, связанный с жизнью святителя Игнатия Брянчанинова. По всем параметрам у него были блестящие возможности: и внешняя красота, и способности, и образование, он был из аристократической семьи, и всюду был принимаем, и был любимцем императора…
К 15-ти годам владел пятью языками: немецким, английским, французским, древнегреческим, латынью. Начал читать в подлинниках греческих отцов, французскую религиозную литературу. В итоге, окончив высшее военное инженерное училище, подал в отставку. Все отвернулись от него, отец отрёкся, император в гневе. Блистательная карьера, а он — в монахи. Безумец!
Он всё оставил, когда понял, что истинный смысл жизни заключается в христианский жизни, а не в чём-либо другом. Это, действительно, духовный талант. Поразительное искание смысла жизни. Неистребимое стремление к познанию себя и поиску ответа на вопрос: зачем я живу?
Что требуется, чтобы найти свой истинный путь этой земной жизни? Насколько хватит у человека ума и бесстрастия объективно посмотреть на себя. Ну, каким же ты хочешь быть солистом, когда ты ноту «до» от «ре» отличить не можешь?
Почему я привожу этот пример? Я долго пел в хоре. И были случаи, когда приходили люди и просились петь на клиросе. И когда их начинали прослушивать, они, действительно, не могли отличить ноты, но петь хотели до невозможности. И вот живёт человек этими мечтаниями.
Беда в том, что мы часто мечтаем вместо того, чтобы рассудить. И в этих мечтаниях, особенно касающихся того, как я хочу, чтобы у меня было, мы подчас допускаем роковые ошибки.
Первое и самое важное — попытаться отбросить свои мечты и посмотреть на себя внимательно: к чему я способен?
Этот совет очень практический. Он связан с духовным состоянием человека. Не мечтать нужно, а рассудить. И попытаться объективно посмотреть на себя.
Или прибегнуть к помощи других людей, которые могут тебе сказать прямо: кто ты? Подсказать и подходящую профессию, и направление жизни. Как дедушка Крылов сказал: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
В аскетике есть такое понятие, как прелесть. Это означает заблуждение. Пре-лесть. То есть лесть в высшей степени самому себе. Попытайся посмотреть на себя трезво. И тогда Бог даст тебе возможность правильно выбрать направление.
Что касается профессии… Если есть какие-то очевидные таланты, то желательно в этом направлении получать образование и затем работать. Когда нет ничего определённого и ясного, и нет конкретно выраженного желания, тогда нужно ориентироваться на то, о чём сказано в заповеди:
«В поте лица твоего ешь хлеб твой».
Многие люди ищут: может, мне лучше здесь, а, может, лучше будет там, а вдруг я ошибся…
Ну, даже, если ты попал не туда… Если можем сменить на лучшее, то — пожалуйста, действуйте. Если не можем, то будем трудиться с терпением.
Ещё статья: Талантом может быть и болезнь, и даже тюрьма… Мнения Смирнова, Ткачёва и Осипова.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангилие молитва
алексей ильич осипов молитвабогу господьбог промыслбожий
Жизнь человека – не просто биологическое явление. Это индивидуальный социально-исторический факт. Потому что каждое живое существо растёт и развивается, но только человек формируется, как личность со своим мировоззрением, ценностями, притязаниями и достижениями, а также направленностью. А ещё, что самое главное, с индивидуальными целями, планами, мечтами и стремлениями. Добиваясь и живя ими, человек проходит свой собственный путь в этом мире. Но не у каждого всё складывается именно так. Некоторые даже не знают, как найти свой путь в жизни. И существуют бесцельно. Эта тема часто рассматривается психологами, способными своими советами и рекомендациями помочь людям прийти к цели существования и найти свой путь в жизни. Вот об этом и хотелось бы поговорить.
За пределами пути
Сначала хотелось бы отметить, что жизнь человека принято делить на пять фаз. Особенно много внимания этому уделял немецкий психолог Карл Бюлер. И первая фаза, которая длится до 16-20 лет, находится за пределами жизненного пути. Потому что данный период предшествует самоопределению. У столь молодого человека ещё нет полноты возможностей, профессии и доступа ко всем шансам проявить себя.
Вторая фаза
Она, как правило, начинается с 16-20 лет и длится до 25-30. В этот довольно-таки длинный период молодости человек начинает пробовать себя в различных сферах деятельности, формировать связи с другими людьми, даже искать себе пару. На данном этапе начинается самоопределение.
Это – утверждение личностью индивидуальных позиций в различных ситуациях, формирование мировоззрения и ценностей, а также установка ориентира для самоорганизации. За ним, чаще всего, стоят надежды. Которые в данном случае ассоциируются с эскизами возможных путей жизни.
Преграды
На втором этапе многие сталкиваются с растерянностью, неуверенностью, страхом и неизвестностью. Нередко опасения связаны с тем, что человек осознаёт ответственность, которая ложится на его плечи в связи со сделанным им жизненным выбором. Ведь он сам определяет приемлемые для себя социальные нормы, доминирующие ориентиры, важнейшие ценности и многое другое. У многих людей этот период затягивается настолько, что они полностью теряют представления о том, как найти свой путь в жизни, и бесцельно существуют изо дня в день.
Проблема выбора
Если человек долгое время пребывает в потерянном состоянии и не знает, ради чего он просыпается ежедневно, то нужно действовать. Лучше начать с определения модели своего пути.
«Жизнь как творчество» – этот вариант подходит людям, с наклонностями к экспериментам. Тем личностям, которые любят ставить эксперименты над своей судьбой. Их жизненные пути кажутся нестандартными людям, привыкшим к «обычной» модели. Которая называется «жизнью по правилам». Это наименее удачная модель. Потому что человек, ориентирующийся на неё, следует тем правилам, которые установлены обществом, властями, условными нормами. Он живёт по принципу «так, как принято», а не так, как ему хочется. И когда к нему приходит это осознание и чувство, что он потратил свои годы впустую, то становится слишком поздно. И горечь сожаления в такие моменты неимоверная.
Некоторым подходит вариант «жизнь как достижение». Каждый, кто выбирает его, выступает в роли человека, «сделавшего себя». Это трудоголики, прагматики, карьеристы – все люди, рассматривающие данное им время, как ценный ресурс для реализации как можно большего количества целей, способных обеспечить лучшую жизнь.
Ещё хотелось бы отметить вниманием модель под названием «жизнь против жизни». Люди, следующие ей, находятся в постоянном процессе борьбы. В переносном смысле слова, разумеется. И чаще всего борьба ведётся за социальные блага.
Прислушаться к желаниям
Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания – это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.
Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека – будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.
Рекомендации специалистов
Абсолютно каждый психолог скажет своему пациенту: «Путь вашей жизни – это только ваше решение». И будет прав. Лишь человек имеет право ею распоряжаться. Но всё же есть немало дельных рекомендаций, которые способны помочь разобраться со своими стремлениями и желаниями.
Если человек действительно не знает, чего он хочет, то ему необходимо расширить сферу знаний и круг интересов. Как? Надо начать пробовать что-то новое, ранее не изведанное. Нередко путь жизни человека лежит за пределами его восприятия. И когда он охватывает своим вниманием те области, которые ранее были закрыты от него, он будто начинает видеть своё существование с другого ракурса. Возникает бесценное чувство долгожданной определённости – человек, наконец, находит то, что давно искал.
Также психологи рекомендуют не ограничивать себя. Некоторые могут считать, что эффективная работа возможна лишь в одном направлении. Безусловно, имеются такие цели, которые требуют «полного погружения». Но не нужно тратить всего себя на её осуществление. Рекомендуется комбинировать такую цель с другими, занимающими меньше сил и времени. Как правило, они прекрасно комбинируются и гармонируют.
Ориентир на знания и возможности
Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.
Способности – наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности – ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.
О ценностях
Наверняка каждый человек, принимая поздравления в честь того или иного события, слышал в свой адрес и такое: «Желаю тебе найти свой путь в жизни». Действительно, многие способны это сказать, но не всем дано поддержать выбор человека. Потому что конфликт ценностей всегда имел и будет иметь место быть.
А жизненный путь определяется именно ими. Потому что человек может обрести счастье лишь в том случае, если в его существовании будет нечто значимое, способное удовлетворить его многообразные потребности. И никак иначе. Человек, для которого первоочерёдную значимость имеет независимость, абсолютная свобода и развлечения, не будет полностью счастлив, если он обременит себя семьёй, детьми и ответственностью перед ними. И наоборот. Тот, кто больше всего мечтает о большой дружной семье, не обретёт счастья, если будет сутками пропадать на работе.
Так о чём речь? О том, что, определяя свой жизненный путь, человек должен ориентироваться не только на желания и возможности, но и на ценности. Они – составляющая его души.
Прогнозирование
Если человек не знает, чего он хочет, и считает, что находится в безысходном положении, то это не так. Просто к решению вопросы нужно подойти с другой стороны. И ответить себе на следующий вопрос: «Чего я не хочу?» На него, как правило, люди находят ответы быстрее.
Только они должны быть конкретизированы. Понятное дело, что большинство ответит: «Я не хочу прожить свои годы бесцельно». Но что именно вложено в это утверждение? У каждого – что-то своё. Одни не хотят оказаться одинокими на старости лет. Другие не желают просуществовать всю жизнь в одном и том же городе. Для некоторых худшим страхом является бедность и нищета. Ещё кто-то боится покинуть этот свет, ничего после себя не оставив.
Вариантов – тысячи. Но суть такова: если нет ни малейшего представления о своих желаниях, то нужно отталкиваться от противоположного.
Тестирование
Оно действительно может помочь некоторым людям, которые озадачены вопросом касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест такого рода можно найти в свободном доступе. Он направлен на исследование потребностей человека и его мотиваций. Всё, что ему нужно, – давать ответы на уже готовые вопросы. Варианты, как правило, имеются. Так что остаётся лишь отметить наиболее подходящий и близкий человеку.
В качестве примера можно привести несколько вопросов из разных блоков. Первый сформулирован так: «Время – деньги. Надо стремиться заработать как можно больше». Вопрос из второго блока звучит следующим образом: «Работа – это вынужденная жизненная необходимость». Далее, как правило, идут вопросы, направленные на выявление факторов, отнимающих у человека больше всего времени, а также на определение предрасположенности к тем или иным сферам деятельности. На всё вопросы, кстати, предлагаются такие варианты ответов: «Я согласен с этим», «50 х 50» и «Я так не считаю».
Конечно, после этого человеку не откроется истина касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест, однако, может натолкнуть на размышления. А результаты подскажут направление, в котором стоило бы начать действовать.
Самореализация
Как найти свой путь в жизни? Нужно делать то, что получается лучше всего. Или то, в чём себя всегда хотелось попробовать. При этом надо откинуть в сторону все сомнения. Многие именно из-за них закапывают свои мечты и желания. А ведь зря. Что терять? Недаром ведь говорят – лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал. Даже если не получится – человек будет знать, что он попробовал.
Ведь свой потенциал очень важно реализовать. Это – базовая необходимость для каждого человека. Даже Абрахам Харольд Маслоу включил самореализацию в свою знаменитую пирамиду потребностей. И Аристотель говорил, что счастья можно достичь, лишь воплотив в действительность свои потенциальные возможности.
Но для этого человеку нужно избавиться от слова «надо». Практически каждый второй скажет: «Да, я бы хотел заниматься музыкой/хореографией/спортом/художеством/туризмом, но всё моё время занимает работа. Мне надо зарабатывать деньги, чтобы жить». Да, такова реальность. Деньги нужны. Но и перемены в жизни тоже необходимы! Можно найти другую работу, занимающую меньше времени. Или даже организовать своё дело. Работа, не приносящая радости и удовлетворения, является отличным поводом для увольнения и последующего образования бизнеса. А это, в свою очередь, не только полезное дело и персональный источник дохода, но и способ самореализации.
Осознание свободы
Вот что действительно важно. Человек, задумывающийся о том, как найти правильный путь в жизни, должен в первую очередь понять, что он абсолютно свободен. И волен делать всё, что ему хочется.
Но многие люди по жизни следуют чему угодно, но только не своим желаниям. Они слушают родителей, СМИ, руководствуются условными общепринятыми нормами и законами, существуют в соответствии с банальной моделью жизни. Словно забывают, что хозяевами своей жизни являются лишь они и никто другой.
Но свобода доступна каждому. Право на неё закреплено даже в Конституции. Свобода – это способность человека жить и действовать в соответствии с личными целями и интересами, руководствуясь познанием объективной необходимости. И ни в коем случае нельзя об этом забывать.
Правила, которые нужно запомнить
Как найти правильный путь в жизни? Нужно следовать простым рекомендациям:
- Помнить, что никогда не поздно изменить жизнь к лучшему.
- Не забывать, что проблемы имеются у всех.
- Воспринимать неудачи и неприятности как возможность получить опыт.
- Регулярно испытывать (провоцировать) новые ощущения.
- Заниматься любимым делом.
- Забыть себя в прошлом и полюбить своё «Я» в настоящем.
- Уделять внимание своим навыкам, саморазвитию и хобби.
- Поставить цель, и ни за что от неё не отступать.
И самое главное – помнить, что жизнь – это ряд усилий. Найдя цель, получится увидеть и дорогу. И это положит конец блужданиям, даст силы для уверенного хода навстречу к ней.
ЭТО ДАО. ОНО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ,
НО НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ НЕСДЕЛАННЫМ.
БУДЬ КАК ДАО
Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой – счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она – Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я – Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он – бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она – Чжуан Чжоу.
ЧЖУАН-ЦЗЫ
Что есть на самом деле, а чего нет? И есть ли это «самое дело» на самом деле[9]– вот в чем вопрос. Тсс, я знаю ответ, точнее тех, кто знает. Одно но: у клуба, в котором бьются за понимание истинной природы реальности, целый ряд правил. И первое правило философско-бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе.
Если опустить еще шесть, то восьмое и последнее правило звучит так: если вы первый раз в бойцовском клубе, вы обязаны принять бой. А для этого придется проснуться, потому что вопрос «не является ли наш мир иллюзией» посещал всех, кто когда-либо видел сны или смотрел «Матрицу».
Каждый раз, недосыпая в угоду псевдокорреляции между ранним подъемом и божьей милостью (кто рано встает, тот зевает весь день, а не это все) или какому-то важному делу, я чувствую себя героем Эдварда Нортона в «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера. Одержимость мебельными каталогами и офисная работа привели его к перманентной бессоннице (помните мем?).
Лишившись нормального сна, ты впадаешь в состояние, когда даже клизма кофе не может привести в сознание. Размывается граница между сном и реальностью, перестаешь понимать где ты и почему здесь очутился. А иногда и кто ты вообще (не может же этот чувак с двумя хачапури по-аджарски под глазами быть той красоткой с пятничного селфи?). Но если ты знакома со своим внутренним Альбертом, сразу после удачного фото на фронтальную камеру отправившимся в ближайший бар, то у персонажа Нортона в фильме диссоциаивное расстройство идентичности приводит к созданию того самого клуба. Ничем не примечательный обыватель ведет двойную жизнь, о которой не догадывается. Его идеальное эго, его двойник, существующий только в сознании, кажется ему реальным человеком Тайлером Дерденом, которого играет Бред Питт. Или не кажется? И при чем здесь китайская философия?
«Я сплю? Я спал? Тайлер приснился мне в кошмарном сне? Или я снюсь Тайлеру?» – финчеровская версия даосской притчи о Чжуан-цзы, которому снится, что он бабочка (внимание, эпиграф).
В книге даосской мудрости рассказ о сне философа завершается фразой: «Между Чжуан-цзы и бабочкой, несомненно, существует различие. Вот что такое превращение вещей!» С первого взгляда вещи могут казаться нам совершенно разными, но если смотреть глубже, можно увидеть, как они свободно превращаются друг в друга (как безымянный рассказчик и Тайлер Дерден). Мир через призму дао тоже чередование сна и бодрствования, жизни и смерти. Реальность, если верить даосам, – не онтологическое единство, а превращение (жизни в смерть, сна в бодрствование и так далее). Как тогда отличить реально существующее и иллюзию в их бесконечной сменяемости? Да никак. Даосы не мыслят сущностями, для них в мире нет вещей, но есть отношения между ними (вещами). То есть даже если мы нереальны – ты, я, эта книга – акт встречи между нами (одушевленными или нет), несомненно, реален: «Вся тьма вещей[10]– словно раскинутая сеть, и нигде не найти начала».
Многообразие эмпирического мира – существование бабочек и философов возможно благодаря превращению Единой вещи – Великого Кома (да куай). Это предельная реальность, мировое единое целое. Оно как чрево матери рождает формы вещей. Для Чжуан-цзы Великий Ком бытия – это пустота мировой пещеры, которая вмещает в себя все сущее. Похоже на дамскую сумочку, полую внутри, из которой достаешь множество разнородных предметов: зеркало, салфетки, гаечный ключ. Только в случае с да куайем эти вещи ты туда не клала, они появляются будто из ниоткуда.
Кто создает из пустоты гаечный ключ? Это Дао (ради него и затевалась вся эта глава) порождает вещи, выводя их из лона сущего и выплавляя[11]для них формы. При этом само Дао не вещественно, то есть не имеет конкретного облика. Что-то вроде силы в «Звездных войнах».
Еще немного о том, что режиссер «Бойцовского клуба» латентный даос. У Финчера есть момент в фильме, где, сидя на собрании раковых больных, герой Нортона, следуя за лучом света, попадает в ледяную пещеру (да куай, ты ли это?).
А его тотемное животное – пингвин – приказывает ему скользить в потоке жизни. Когда закончишь читать эту главу, ты поймешь, сколько же мистической мудрости в этих кадрах. Пока просто поверь, что все мы выходим из чрева, чтобы окунуться в поток вечных перемен, где сон и явь меняются местами.
Ближе к концу фильма становится ясно, что Тайлер – плод воображения рассказчика, в жизни таких пруфов не предвидится. А что если все мы бабочки по имени Тайлер Дерден, которым снится, что они философски настроенный Эдвард Нортон? Хотя какая в сущности разница, реальны ли мы и мир на самом деле. И есть ли это «самое дело». Главное, для даосов, не какой ты, а как едут лыжи в твоем ментальном биатлоне. Если ты плохо входишь в повороты жизни, пора задуматься, хорошо ли тебе понятен принцип у-вэй.
В ЭТОЙ ГЛАВЕ МЫ НЕ ТОЛЬКО РАСШИРИМ ЛЕКСИКОН ТУМАННЫМИ КИТАЙСКИМИ ТЕРМИНАМИ ВРОДЕ ДАО, ДЭ, ЦИ, У-ВЭЙ (НЕ ПУТАТЬ С ХОП-ХЕЙ-ЛАЛА-ЛЕЙ), НО И ПОПРОБУЕМ СТАТЬ НЕОБРАБОТАННЫМИ КУСКАМИ ДЕРЕВА (НЕ ПУТАТЬ С БРЕВНОМ), ЧТОБЫ НЕВОЗМУТИМО СКОЛЬЗИТЬ В ПОТОКЕ СЕРЫХ БУДНЕЙ. НАЙДЕМ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕГО ОДИН. ПОЗНАКОМИМСЯ С ЛАО-ЦЗЫ И ЧЖУАН-ЦЗЫ, ПОСПОРИМ С КОНФУЦИЕМ И СВАРИМ ПИЛЮЛЮ БЕССМЕРТИЯ, НО ЭТО НЕ ТОЧНО. ЛАДНО, ПОСЛЕДНИЕ – МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ, ЧТОБЫ ТЫ ЧИТАЛА ДАЛЬШЕ. ХОТЯ, МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ ГЛАСЯТ, ЧТО ДАОСАМ-ТАКИ УДАЛОСЬ. ВСЕ-ВСЕ, НЕ НАСТАИВАЮ.
Даосизм
• как философское направление •
Даосизм – философско-религиозное учение. Это значит, что под термином «даосизм» следует понимать как определенный стиль философской мысли, так и совокупность духовных практик. В течение многих столетий своего существования даосизм разделился на «народный» – с локальными верованиями и культами; «религиозный» – с институтами монашества, учителями и храмами и «мистический», объединяющий отшельников и алхимиков, ищущих бессмертия. Мы займемся «философским» даосизмом, представленным идеями двух его основателей: Лао-цзы и Чжуан-цзы. Не думай, что я открываю тебе только одну сторону многостороннего знания (а хотелось бы о рецептах бессмертия или масочек каких для лица почитать), несмотря на разницу в формах прочтения дао, им присуща общность терминологического аппарата и базовых идей.
• Что? Где? Когда? •
Середина второго тысячелетия до нашей эры в Китае была временем в духе сюжета Игры престолов. Кровавый, мрачный период войн и переворотов (начавшийся в V веке до н. э. и продолжавшийся до объединения Китая в 221 до н. э.), названный эпохой Борющихся Царств (Чжань-го), казалось, должен был потопить все интеллектуальные инициативы общества в более насущных проблемах и малиновых рубашках политических разборок. Но именно в эпоху Чжань-го создавалась классическая китайская философия, развивались ее основные школы. Даосизм как одно из влиятельнейших философских направлений сформировался на базе народных верований и экстатических практик. Исследователи ссылаются на тексты, найденные в 70-х гг. XX столетия в местечке Мавандуй близ города Чанша, столицы провинции Хунань. Обнаруженные археологами «Десять вопросов» («Ши вэнь»), содержат знания, которые впоследствии могли стать основой даосских практик (их примерная датировка – на сто лет раньше основных даосских литературных памятников). Например, гимнастические и дыхательные упражнения с характерной терминологией. Допустим, термин «сладкая роса» (гань лу), который обозначает или что-то появляющиеся при соединении земных и небесных сил, энергий (это то, что вы подумали, но «То-Что-Нельзя-Называть», потому что это философия не 18+), или просто слюну (даосы придавали ей большое значение) встречается и в ранних текстах, и в самом Дао-Дэ цзин, который был написан значительно позже[12]. Тем не менее отсчет истории учения о дао ведется именно с философских текстов, демонстрирующих, что архаичные техники сексуально-ритуального характера и утренней гимнастики постепенного превращаются в нечто более системное.
Что означает название «даосизм»? Образовано от китайского «дао цзяо» – «Учение Пути». Путь (Дао), в свою очередь, одна из значимых категорий китайской культуры, как инь и ян, например. Современники Лао и первые последователи не использовали его в качестве самоназвания вплоть до IV–V вв., оно употреблялось в конфуцианских и буддийских текстах, чтобы отличать представителей разных школ от самих пробужденных.
В европейских языках «дао цзяо» встречается в варианте, начинающемся с «т» – Taoism в английском, на случай, если ты решишь гуглить или на экскурсии по храмам Китая не найдешь русскоязычного гида.
Основными философскими сочинениями даосизма являются уже упомянутый трактат «Дао-Дэ цзин» («Канон Дао и дэ» – «Книга Пути и благодати»), авторство которого приписывается легендарному Лао-цзы, и одноименное сочинение философа Чжуан-цзы, в котором происходит дальнейшее развитие учения. Оба текста представляют собой сборник притч и туманных афоризмов, оставляющий простор для толкований похлеще, чем твои детские рисунки.
Лао-цзы («Престарелый мудрец», «Старец-младенец») – древнекитайский философ, основоположник даосизма, которому приписывают авторство «Дао-Дэ цзин» – «Книги о дао и дэ» (канон Пути-дао и благодати-дэ), ставшей главным текстом канона. Родился около 604 г. до н. э. – место и дата смерти неизвестна.
В религиозном даосизме Лао-цзы под именем Лао-цзюнь почитают как божество и воплощение Дао, который несколько раз появлялся на земле в разных образах. В одном из обличий мыслитель родился с золотым лицом и седыми волосами (отсюда и имя «Старец-младенец»). Есть другое объяснение его имени – прозвища – это настоящая история Бенджамина Баттона[13] по-китайски. Когда Лао вышел из утробы матери, он увидел, что мир, в который он пришел, настолько несовершенен, что ребенок решил вернуться, а затем родился уже стариком, чтобы было не так больно за бесцельно прожитое и путешествовать на пенсионные.
Множество вопросов об историческом и реальном характере его личности оформлены в виде ответов-легенд, допускающих его отождествление сразу с тремя разными историческими персонажами. По одной из версий он был хранителем архивов.
Говорят, что Лао был на 55 лет старше Конфуция и даже встречался с ним, оставив учителя Поднебесной в полном шоке («Сегодня я видел Лао-цзы, и он подобен дракону!»). Существует предание, что Лао был чуть ли не отцом Будды (Сиддхартхи Гаутамы), или по крайней мере создал своей проповедью философскую платформу для буддизма. Ему приписывали знание техник «вскармливания жизни» (ян шэн), позволяющих найти способ жить вечно. Кто знает, может, Лао-цзы ходит где-то среди нас и улыбается своими длинными седыми бровями.
Чжуан-цзы, или Чжуан Чжоу («Мудрец Чжуан», «Учитель Чжуан»), – китайский философ, который жил около III века до н. э., автор одноименного трактата, co-founder даосизма, как сказали бы сейчас. О нем тоже известно немного. Говорят, что он был чиновником-смотрителем шелковичной рощи, которому надоела его работа (немудрено, смотреть часами на тутового шелкопряда – вряд ли занятие мечты). Пустившись в странствия, Чжуан-цзы создал свой трактат (или по крайней мере первые семь глав, об авторстве остального текста спорят – часть приписывается ученикам или бог весть кому), ставший впоследствии основным текстом учения о Дао.
• Когда уже будет про инь-ян •
Символика инь-ян встречается практически при любом упоминании чего-то восточного. Философский далматин, черно-белые рыбки (или на что еще хватит твоей фантазии) упоминаются уже в «И цзин» (Книге перемен) – древнейшем памятнике китайской философии, который станет частью конфуцианской священной литературы, и в даосских трактатах, и даже (правда, в другой цветовой вариации) красуется на флаге Южной Кореи.
Эти два противоположных, но взаимодополняющих начала в современном символическом поле описывают все – от китайской системы государственного управления до принципов здорового питания. А еще пикантно вписывают в интерьер экзотичные нотки восточной просвещенности (персонаж Эдварда Нортона в «Бойцовском клубе» заказывал себе столик из «Икеи» с этим символом. Совпадение?).
Что значил этот символ, пока окончательно не опопсел? Инь и ян родились из графической интерпретации теневого и солнечного склонов горы. Близкие, но не идентичные в своей сути части целого, получившие визуальное различие (при этом постоянно меняющиеся местами) под лучами света. Их сходство обусловлено единым происхождением, а различие создается третьей силой.
Для космического пространства ни темная сторона, ни светлая не выступают константой существования. Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) крутит колесо взаимопорождения всех явлений в мире. Начала и конца не существует в китайской философской мысли. Мотив кольца как модели мира и истории не сразу заходит нашему линейному восприятию любого движения. В западном человеке, выросшем в европейско-христианском контексте, глубоко сидит эсхатологическое[14] ожидание конца, мешающего принять даосское спокойствие вечного потока.
Концепция инь-ян стала универсальной метафорой чередования событий в жизни человека и мира. Инь в даосизме олицетворяет первозданный хаос, но не как что-то негативное или разрушительное в стиле маминой оценки порядка в твоей комнате (и жизни), а скорее подразумевающее нечто, в чем заложена потенциальная возможность рождения величественного (как в твоих волосах сразу после пробуждения). Да, пока оно (нечто) аморфное и неопределенное сродни да куай, но хаос – обитель бесконечных форм. Поэтому даосские мистики тяготели к инь, сравнивая само Дао с этим податливым, тягучим началом.
Ян, напротив, содержит в себе желание упорядочивать, разделять, создавая четкие очертания вещей и их иерархии. Вся имперская государственная культура воплощает тягу китайцев к ян. Строгость и ритуалистичность каждого действия китайского подданного, осознание своего места в жизни и Вселенной, не позволяющая сделать шаг вправо или влево от намеченного, – это попытка противопоставить регламент хаосу. Но как и в случае с уборкой комнаты, Вселенная не терпит перекосов. Ты не сможешь создать что-то принципиально новое, находясь в абсолютной симметрии выверенного до миллиметра пространства, при этом понимая, что для создания из хаоса тебе необходимо минимальное понимание порядка (найти на письменном столе хотя бы ручку, а в шкафу хотя бы трусы). В мировоззрении даосов ни инь, ни ян не бывают абсолютными – это две стороны одного явления, не существующие по отдельности. Нам, наверное, тоже не стоит их разделять.
«Дао-Дэ цзин» переносит эту концепцию в масштабы космологии: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию».
Инь и ян – это силы, творящие вселенную и присутствующие в каждом творении. То есть не только ян в мужчинах, а янь в женщинах, как мы, профаны, думали. Мужчина в более поздней светской традиции действительно являлся выразителем начала ян, а женщина – инь, но это разделение далеко от философского понимания мирового дуализма, озвученного ранее (умозрительные построения, мол, «женщины с Венеры, мужчины с Марса» с разной энергетической начинкой – чушь). Все это следствие дальнейшего опатриархаивания общества и культры. В ходе превращений инь и ян возникает жизненная сила космоса, энергия мира (ци). Она в дальнейшем создает различные формы вещей, составляющие многообразие сущего. Таким образом, инь и янь символизирует основу непрерывных перемен, которые и называют Дао.
• Дао это кто или что? •
Спроси, что-нибудь полегче, потому что уже первые строчки «Дао-Дэ цзина» ставят читателей (и меня) в тупик, ведь если в мире у вещей нет постоянных имен, как именовать Дао, не говоря уже о том, какое определение подобрать для этого понятия: «Путь, что может быть пройден, не есть постоянный Путь-Дао. Имя, что может быть поименовано, не есть постоянное имя». Буквально «Дао» переводится с китайского как «путь», «подход», «принцип», «правда», а в трактате Лао-цзы под Дао понимается первоначало всего сущего: «Дао рождает Одно. Одно Двоих рождает. Двое рождают Трех, Трое рождают все сущее». То есть Дао предшествует всему сотворенному в мире, оно вечно, и само является не сотворенным. Это будто четвертое измерение в физике. В нашем привычном восприятии пространство трехмерно. Мы видим предметы, осознаем их объем и положение в пространстве, благодаря длине, ширине, высоте. Но эта картинка статична, а если мы хотим представить движение, необходимо добавить к трем измерениям еще одно – время. Мы не видим само время, но замечаем его ход, течение. Все вокруг нас изменяется во времени, но невозможно точно сказать, это время пронизывает наше трехмерное пространство или пространство заключено в нем (либо как у Эйнштейна, время является частью пространства-времени). Дао подобно времени, мы видим результат его течения в изменении предметов, но не можем точно сказать ни что это такое, ни как оно работает. Дао просто есть, а мы находимся в нем или оно в нас, вопрос сложный.
«Дао-Дэ цзин» содержит в себе учение о существовании двух ипостасей Дао.
С одной стороны, Дао – это запредельное постоянство, недоступное нашему восприятию и понятийному выражению.
Что-то за гранью нашего представления, создавшее Небо и Землю и с тех пор пребывающее в покое. С другой – нечто присущее всему в мире, изменяющееся вместе с ним, доступное познанию, именованию и даже следованию (человеком пути-Дао). В этой трактовке Дао подобно реке, в которой мы все пребываем и вместе с которой движемся. Ипостаси Дао как бытие и небытие, которые переходят одно в другое. Лао-цзи не пытался точно описать суть Пути, он хотел помочь постичь природу Дао через окружающий мир, который наполнен им. Любое выражение Дао в словах лишь субъективное понимание, истинное осознание приходит через собственный опыт и взаимодействие с миром. Задача каждого – познать всеобщность Дао в многообразии его индивидуальных проявлений Дэ, пребывая в гармонии.
• Всегда говори «дэ» •
Если Дао – изначальный закон, которому все подчиняется, то Дэ – его материальное воплощение, эманация. Переводится как «благодать», «добродетель», «совершенство». Это духовная сила, твой скрытый потенциал. Он сообразуется с твоей истинной внутренней природой. Будучи порожденным безличным Дао, Дэ придает ему индивидуальный характер: «Из пустоты Блага-Дэ Путь-Дао исходит вовне». Дэ похоже на понятие кармы[15] в индийской философии. Тебе суждено что-то свое, нужно только найти этот способ только твоего существования, следуй которому, и будет тебе счастье. Можно жить, не понимая, какое оно, твое Дэ. Действовать в общих представлениях о добродетели в духе школьных объяснительных «Все побежали – и я побежал». Для даосов такое поведение недопустимо, потому что Дэ у всех разное, и даже если твое противоречит общественному представлению о благе, всегда говори «Да» своему Дэ, тому, что благостно именно для тебя.
Почему быть бревном
• и необработанным куском дерева – •
не одно и то же
Раз учение о добродетели Дэ нельзя формализовать в виде правил жизни и алгоритмов, а «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао», придется свыкнуться с мыслью, что эта часть философии не фасуется по пакетикам для передачи всем и каждому.
В даосизме отрицается сама возможность создания карты, по которой можно было бы найти свой путь. Для даосского мудреца все те, кто обещает вам помочь найти верную дорогу, – шарлатаны. Пойди туда, не зная куда, принеси то, не знаю что – примерно так выглядят попытки научить пониманию Пути. Только свободный от знаний может познать тайну Дао, только «необработанный кусок дерева».
Рассказывают, что Лао-цзы шел через лес, который рубили. Но вот Лао-цзы увидел огромное не срубленное дерево. Оно было очень большим и прекрасным. Лао-цзы отправил своих учеников узнать, почему дерево не рубят.
«Оно бесполезно, – был ответ, – из него ничего нельзя сделать. Оно не годится даже для мебели».
И Лао – цзы сказал ученикам:
– Научитесь у этого дерева, станьте столь же бесполезными. Тогда никто вас не тронет. Это великое дерево. Взгляните, все эти деревья погибли, они были прямые и стройные. Должно быть, эти стройные деревья очень гордились собой, и они кому-то понадобились. Станьте бесполезными, но поймите смысл этого: не становитесь товаром, не становитесь вещью, иначе вас будут продавать и покупать[16].
Стать бесполезным, быть не формой для чего-то конкретного, а потенцией для всего, что угодно, желает тебе принцип Пу. Даже иероглиф пу обозначает ребенка, а вся суть его как раз в идее необработанного куска дерева. Смысл ее в том, что все предметы, будучи в их естественном состоянии, пребывают в энергетической целостности с миром и Дао. Дэ наличествует в Пу вместе с пониманием как жить и что делать. Пу – это такой простак, которому все удается. Я была знакома с одним таким куском дерева, он жил с моим возлюбленным в общежитии РГСУ. Несмотря на то, что большинство наших общих друзей принимали его простоту за глупость, он всегда обходил их в любых начинаниях. Мой личный Пу спал по 10 часов, но успевал тусить и работать, сдавал сессии почти не появляясь в университете. Как-то раз не обнаружив в холодильнике ничего, кроме сала, он не стал усложнять себе день и решил сварить божественный суп из, черт возьми, сала и лука. На протесты, что ничего не выйдет, и неразумно переводить константу украинской культуры на ерунду, он сказал, что действовать надо, не задумываясь. И радовался, когда ел свой суп, будто клецки из пармезана с трюфелями, грибным консоме, битыми орехами и цветами руколы в мишленовском ресторане сегодня особенно удались. Секрет Пу и супа из сала в том, что если перестать все усложнять и получать удовольствие от обыкновенных вещей, результат всегда будет тебя радовать.
Для начала просто наблюдай за собой, что в твоей личности искусственно добавленного или улучшенного, а что присуще изначально. Обнаружив в себе Пу, избавься от остального. Ты научишься спокойно «отражать» реальность, не стремясь менять себя и окружающий мир.
Современный человек не хочет казаться другим податливой глиной, чем-то простым и бесхитростным, он должен быть обработанным собственными усилиями мрамором, изменившим изначальную бесформенность на совершенство. Но какой в этом смысл, если Путь и так есть вечные перемены? Твои усилия нарушают гармонию с Дао, которое, подобно воде, неторопливо и постоянно меняет очертания окружающего. Созерцай и жди. Ты своим желанием все изменить гребешь в другую сторону. Доверься даосам, которые считают, что если хочешь что-то сделать, лучше ничего не делай: «Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им».
• Принцип деяний – у-вей •
У-вэй означает невмешательство в естественный порядок бытия. С одной стороны, у-вэй – это принцип, отрицающий деятельность, чьей целью является изменение естественных свойств вещей. Типо завивать прямые волосы и выпрямлять кудрявые.
С другой – в «Дао дэ цзин» у-вей описывается как тип активности, когда даос вроде бы делает что-то, но наилучшим с точки зрения Дао способом. Учит, не используя слова; изменяет вещи, не прилагая усилий.
В основе недеяния идея, что мы совершаем кучу ненужных движений, слишком сильно принуждаем себя. Например, решив, что в обед надо есть первое, второе и компот, зависаем у плиты на несколько часов. Или как угорелые носимся по магазинам в преддверии Нового года, а потом пытаемся контролировать весь праздник, не понимая, что вещи произойдут сами собой. Новый год наступит, а кто-то уснет в салате. То есть у-вэй не о ничегонеделании, а об умении позволять всему случаться самому собой.
В политике применение этого принципа Дао сродни позиции анархистов, которые, устранив внешний контроль государства, позволяют обществу наладить порядок изнутри. Хотя Лао считает идеалом социального устройства маленькую патриархальную страну, обособленную от других. Жители которой отказываются от благ цивилизации, даже от письменности, живя простой жизнью.
Недеяние и неделание – разные вещи. Неделание тоже может быть активным действием. Особенно отчетливо это осознаешь на пятый день отдыха, первого за три года отпуска. Первые два дня ты кутила как в последний раз, третий провела блаженно у бассейна. На четвертый подумала о книге, которую привезла с собой, водных лыжах, экскурсиях, а на пятый непривычный рабочий простой толкает на мысль что-нибудь поделать, которой ты и сопротивляешься, через силу лежа на шезлонге. Ты прикладываешь усилия, чтобы отдыхать в ничегонеделании, что противоречит принципу у-вэй.
Даосский идеал – действие без усилий, приходящее в результате единения внутренней природы Пу с пониманием собственной формы добродетели Дэ, которое ведет к гармонии с Дао. Каждое такое действие происходит без усилия и напряжения, к тому же ведет к успеху. Ты львица, замирающая перед добычей. Понимая, как охотиться, ждешь, чувствуешь ситуацию и делаешь один-единственный бросок. Это и есть у-вэй.
• Не бери таблетки у незнакомцев •
Откуда взялись легенды о даосах, создавших пилюлю бессмертия?
Ряд фрагментов «Дао-Дэ цзин» содержит тонкие намеки на способы продления жизни и обретения бессмертия через связь с Дао: «Ложбинный дух бессмертен. Его называют Сокровенной Самкой. Врата Сокровенной Самки – Корень Неба и Земли. Он тянется подобно нескончаемой нити: используй его без усилий».
А Чжуан-цзы говорит о совершенных людях древности, которые могут пребывать в любых формах и над которыми не властно пространство и время: «Пэн – цзу обрел его (Дао) – и прожил от эпохи Шуня до эпохи Пяти правителей; Фу Юэ обрел его – и стал советником царя У Дина, повелевая Поднебесной, а потом вознесся на небеса и, оседлав созвездия Стрельца и Скорпиона, стал странствовать в межзвездной выси».
На базе этих идей и формировались древние практики обретения вечной жизни, главной из которых стала «внутренняя алхимия» (нэй дань). Была еще внешняя (вай дань), которая напоминала современную физхимию. Только в лабораторных условиях создавался эликсир бессмертия – золотая пилюля. Даосские мистики верили, что чудесный напиток появился в результате соединения разных металлов в недрах Земли в течение всей истории мира. Они пытались повторить и ускорить природный процесс.
Внутренняя алхимия сделала лабораторию из самого человека в попытках получить из его соков и энергий бессмертное и наделенное магическими свойствами тело. Собрав воедино разные древние психопрактики, даосы разработали учение, которое в народной памяти сохранилось как рассказы о чудесах, левитации, свечении тела странствующих мудрецов. Сам Лао-цзы в одной из легенд жил 200 лет и излучал фиолетовое сияние, а в другой – он жив до сих пор. Не знаю, что там с бессмертием, но даосы-алхимики внесли значительный вклад в развитие восточной медицины и фармакологии, много сделали для классификации процессов изменения веществ. Кроме того, известны случаи, когда одержимые идеей вечной жизни китайские правители обращались к услугам даосов, но, скорее всего, проходимцев, хайповавших на славе бессмертных монахов, в результате чего несколько представителей династии Тан умерли в муках от отравления тяжелыми металлами.
От старика с золотой кожей не сохранилось ни одного рецепта омолаживающей масочки для лица. Хотя неплохая была бы идея для стартапа: «Бренд Лао-цзы. Не наносите наши маски у-вэй, потому что благодаря Дао-методике кожа и так будет выглядеть как попка младенца, потому что наш малыш Лао уже родился старым».
• Полемика с конфуцианством •
Религиозно-философский мир Китая традиционно представляют как синтез трех крупных интеллектуальных традиций: конфуцианства, буддизма и даосизма. Причем последние две формируют философский каркас культуры, а конфуцианство – государственное и социальное устройство.
Конфуций считается современником Лао-цзы и основателем морально-этического направления китайской философии, которое в итоге победило учение о Дао, став государственной идеологией, принципы и правила которой и сейчас остаются основополагающими в духовной жизни Китая. Почему даосизм уступил позиции? Давай сначала разберем, что предложил народу Конфуций.
Конфуцианство не признает наличие в обществе всяких Пу существующих согласно принципу у-вэй, оно призывает к непрерывной активности на благо общества (чаще всего), отсутствие которой ведет к личным несчастьям. Особенно значимым делом является построение образцовой семьи. Это не где мама, папа, дети, золотистый ретривер и барбекю по выходным, как в рекламе американской мечты, а где каждый член семьи знает свое место и правила поведения, соответствующие отведенной социальной роли.
Конфуций говорит с человеком как продуктом культуры, воспитания, а Лао – как с лесом необработанных кусков дерева. Если первый стремится обуздать природу занятиями каллиграфией, музыкой, поэзией, то второй напоминает китайскую версию Хайзенберга из телесериала «Во все тяжкие» (кстати Джесси Пинкман в первых сезонах – олицетворение идеи Пу), который средствами внутренней (и не только) алхимии выпускает наружу свое настоящее Я.
Если человек в даосизме живет в соответствии с Дао, то человек у Конфуция должен жить в согласии с принципами порядка и серединности.
По мнению основателя конфуцианства, прийти к золотой середине можно через умеренность во всех действиях и желаниях, обдуманность поступков и педантичное исполнение правил, установленных в обществе.
В конечном счете конфуцианство отстояло свое право на идеологичность, потому что было понятнее, чем туманные афоризмы Лао. Оно предложило простой выход из хаоса эпохи Борющихся царств[17]: распределить социальные роли в обществе и следовать им в рамках этикета, четких ритуалов и правил. Не надо искать мистического опыта даосов, используй традиции предков, их опыт. Все эффективное придумали до тебя.
Для восприятия идей Дао-Дэ цзина требовалось бы перевернуть всю систему мышления, практически-ориентированный ее характер в сторону метафизических построений. Если ты хочешь по-настоящему понять философию Дао, придется сделать то, что не удалось Китаю. Уйти от рационального, четкого, понятного в дебри учения Пути. Какую бы сторону силы ты ни выбрала, помни: в мире всегда остается место ничегонеде?янию.
• Практические упражения •
Когда начинаешь что-то плотно изучать, кажется, что получаешь подтверждения прочитанному вот прям везде. «Бойцовский клуб» с его разговорами о природе реальности, образами пещеры, через призму этой главы покажется тебе другим. Даосским. А если посмотреть что-то еще более подходящее по тематике, вроде мультфильма о «Кунг-фу Панде», криков «Ах, вот оно как в действительности» не миновать.
Помнишь старую черепаху мастера Угвэя или По, а секретный ингредиент секретно-ингредиентного супа, которого нет? Черепаха есть воплощение принципа у-вэй. Угвэй – образ автора трактата «О пути и благодати», который ушел в вечность, стоя под персиковым деревом, где по преданию появился на свет великий учитель Лао (есть версии, что дерево было сливовым, но это уже ненужные заморочки из мира зануд и любителей флоры). Панда По – это Пу, чья простота позволяет ему справляться с трудностями и стать самым великим воином Поднебесной. Усатый мастер Шифу – вылитый Конфуций, который строго следует правилам, и только осознав их неэффективность в борьбе со злодеем Тай Лунгом, возвращается к естественности как методике обучения кунг-фу.
Хочешь понять, как вырастить в себе воина дракона по всем законам Дао, тогда усвой несколько уроков из свитка Дракона.
1
Выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там ее и встречаем[18].
Не существует неверного или верного пути. Путь всего один, и этот путь – Дао. Ты не свернешь не туда или не пропустишь поворот в нужную сторону, потому что твой внутренний компас уже настроен на то, что тебе предначертано. От тебя не требуется посвятить всю жизнь поискам своей дороги, посвяти ее поискам свой добродетели Дэ. Если твоя истинная природа – любовь к пельмешкам, используй ее, чтобы обрести внутреннее величие для тренировок искусства кунг-фу, а твой путь тебя сам найдет. Расслабься.
2
– Ах, Шифу, друг ты мой старинный, панда не выполнит своего предназначения, а ты своего, пока не расстанешься с иллюзией, будто все в этом мире зависит от тебя.
– С иллюзией?
– Да. Взгляни на это дерево, Шифу. Я не заставлю его цвести, когда мне будет угодно, или принести плоды раньше срока.
– Но кое-что от нас зависит. Я захотел, и этот плод упал. И от меня зависит, где посадить семя. И это вовсе не иллюзия, мастер.
– Да, но что бы ты ни делал, из этого семени вырастет персиковое дерево. Ты можешь хотеть, чтобы выросла яблоня, но вырастет персиковое.
Будь естественным. В каждом из нас особенное семя, а общество и мы сами хотим вырастить из этих семян одинаковый лес. Как это возможно? Каждый раз, когда я пытаюсь изменить свою природу, например, научиться носить костюмы в стиле Коко Шанель вместо золотых пиджаков Филиппа Киркорова, мама напоминает мне, что нельзя из ивы сделать корабельную мачту. И если эта глава уже состоит из деревянных метафор, то суть маминого сравнения в том, чтобы не пытаться изменить себя. Будучи гибкой как ива, ты станешь никчемной корабельной опорой, а могла бы стать изящной плетеной скульптурой.
3
В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться, ответ станет очевидным.
Дао подобно реке, твои действия – рябь, которая мешает уму зеркально отражать водную гладь. Если ты перестанешь куда-то вечно бежать, пытаться занять руки и рот каждую секунду отпущенного тебе времени и позволишь вещам случаться с тобой, жизнь придет в гармонию.
4
Знающий не говорит, говорящий не знает.
Так, стоп. Я слишком много говорю о том, что нельзя выразить словами. Даже репликами мудрой черепахи из мультика. Каждый из нас уже все знает, даже если думает, что не знает, и ему нужен психолог-философ-учитель, чтобы это осознать. Ценность знания сильно преувеличена, а многие идеи (самые простые и в то же время гениальные) приходят к нам словно из неоткуда. Мы кричим «эврика», когда в будто бы пустом и спокойном уме зажигается лампочка озарения. Фишка в том, что это и есть погружение в Дао – ничто и что-то одновременно. Оттуда приходят в твою голову идеи, чем меньше помех из знаний и искусственных доктрин в твоем сознании, тем короче путь идеи из ничто в нечто.
Если бы даосы решили переделать дзен-буддийскую притчу о полной чашке, в которую нельзя налить новое знание, предварительно не опустошив от предыдущего опыта, потому что новое будет, подобно чаю, переливаться через край, то они позволили бы чаю беспрепятственно разливаться по столу, заполняя пространство комнаты, потому что знание – новое или старое, бесполезная штука. Чтобы понять Дао, надо окунуться в него по самые мочки ушей. У Лао-цзы мочки были длинными, но и у обладателей нормальных ушных раковин есть шанс.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.