Географический профиль как составить

Инфоурок


География

ПрезентацииПостроение профиля рельефа местности

Построение профиля рельефа местности

Скачать материал

Построение профиля рельефа местности

Скачать материал

  • Сейчас обучается 40 человек из 27 регионов

  • Сейчас обучается 54 человека из 33 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Построение профиля рельефа местности

    1 слайд

    Построение профиля рельефа местности

  • Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите осно...

    2 слайд

    Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.

  • Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно усл...

    3 слайд

    Построение профиля следует начинать с построения осей координат. Согласно условиям задачи, горизонтальный масштаб профиля в 1 см 50 м – в два раза крупнее масштаба карты. Это означает, что любые расстояния при переносе из с карты на профиль будут удваиваться.

  • Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между т...

    4 слайд

    Измеряем по карте расстояние между точками А и В. Расстояние на карте между точками А и В равно 4 см, то есть длина горизонтальной оси профиля составит 8 см.
    4 см

  • 8 смПостроение профиля следует начинать с построения осей координат.4 см

    5 слайд

    8 см
    Построение профиля следует начинать с построения осей координат.
    4 см

  • Далее строятся вертикальные оси в соответствии с масштабом указанным в услови...

    6 слайд

    Далее строятся вертикальные оси в соответствии с масштабом указанным в условии
    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    7 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Точка А расположена между горизонталями 140 и 145 м (поскольку горизонтали проведены через 5 метров). Ближе к горизонтали 140 м, таким образом ее высота примерно 142 м. Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    8 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Отметим положение точки А на левой вертикальной оси.
    А

  • 140160155150145160155150145140Определяем положение начальной и конечной точек...

    9 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем положение начальной и конечной точек профиля
    Точка В располагается на горизонтали 150 м. Отмечаем точку В на правой вертикальной оси.
    А
    В

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    10 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Ближайшая к точке А горизонталь по линии профиля имеет высоту 145 м. Расстояние до нее 3 мм. Таким образом становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    3 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    11 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая точка линии профиля имеет высоту 145 м и находится на расстоянии 6 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    3 мм
    6 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    12 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 6 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 150 м и находится на расстоянии 12 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    6 мм
    12 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты следующей точки по линии...

    13 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты следующей точки по линии профиля
    Следующая горизонталь по линии профиля имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 24 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты следующей точки линии профиля. Она имеет высоту 155 м и находится на расстоянии 48 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    24 мм
    48 мм

  • 140160155150145160155150145140Определяем координаты колодца с ветряным двигат...

    14 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Определяем координаты колодца с ветряным двигателем
    Колодец располагается на высоте приблизительно 156,5 м (в непосредственной близости от него мы видим абсолютную отметку г. Голая 156,9. Колодец находится на расстоянии 31 мм от точки А по карте. Таким образом, становятся известны координаты колодца. Он расположен на высоте 156,5 м и находится на расстоянии 62 мм от левой вертикальной оси.
    А
    В
    31 мм
    62 мм
    Х

  • 140160155150145160155150145140Соединяем полученные точкиАВХ

    15 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    Соединяем полученные точки
    А
    В
    Х

  • 140160155150145160155150145140АВХПри построении профиля следует помнить, что...

    16 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х
    При построении профиля следует помнить, что чем больше расстояние между горизонталями, тем меньше уклон поверхности и менее крутыми становятся склоны.

  • 140160155150145160155150145140АВХЧем меньше расстояние между горизонталями, т...

    17 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х
    Чем меньше расстояние между горизонталями, тем больше уклон поверхности и более крутыми становятся склоны.

  • 140160155150145160155150145140АВХ

    18 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х

  • 140160155150145160155150145140АВХ

    19 слайд

    140
    160
    155
    150
    145
    160
    155
    150
    145
    140
    А
    В
    Х

Краткое описание документа:

Подготовка к ЕГЭ по географии на тему “Построение профиля рельефа местности”

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение колодца с ветряным двигателем.


Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 261 316 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «География (изд.

Другие материалы

«География (базовый уровень) (в 2 частях)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

Практические работы 8 класс

  • Учебник: «География (изд. “Русское слово”)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
  • Тема: Кавказ
  • 09.05.2020
  • 1364
  • 36

«География (изд.

Практическая работа “Анализ дневника погоды ”

  • Учебник: «География», Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А.
  • Тема: § 28. Урок – практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой
  • 09.05.2020
  • 922
  • 21

«География», Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. / Под ред. Климановой О.А.

  • 09.05.2020
  • 2869
  • 171

«География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

«География», Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

«География (изд.

«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Скачать материал


    • 09.05.2020


      13426
    • PPTX
      578.5 кбайт
    • 270
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Солонцова Любовь Николаевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Солонцова Любовь Николаевна

    • На сайте: 6 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58511
    • Всего материалов:

      24

  • Материки и океаны
  • Где я?

Содержание

  1. Основные приемы построения комплексного физико-географического профиля.
  2. I. Ландшафт речных долин Пойменная местность
  3. Террасовая местность
  4. II. Холмисто-моренно-эрозионный ландшафт Водно-ледниковая местность
  5. Камово-моренная местность
  6. Построение комплексного физико-географического профиля
  7. 1 Группы географического факультета
  8. 1.4. Описание (анализ) комплексного физико-географического профиля
  9. Построение комплексного физико-географического профиля
  10. 1 Группы геолого-географического факультета

Основные приемы построения комплексного физико-географического профиля.

Исходные материалы, оборудование, порядок выполнения работы.

Профиль в переводе с французского (profil) – означает очертание. Комплексным физико-географическим профилем называется способ сопряженного графического изображения свойств ПТК разного ранга по заданной линии.

Исходными данными для составления комплексного физико-географического профиля служат:

Фрагмент топографической карты в виде трансекты масштаба 1: 5 000 с нанесенной на ней линией профиля (рис.1).

Ландшафтная карта исследуемого участка того же масштаба с линией профиля (рис.2).

Оборудование: лист миллиметровой бумаги формата 500Х700 мм, циркуль, измеритель, линейка, резинка, простой и цветные карандаши, ручка.

Порядок выполнения работы. Составление профиля складывается из нескольких последовательных этапов работы.

Знакомство с исходными материалами. Для этого необходимо внимательно проанализировать топографическую карту участка исследования, направление линии профиля, а также ознакомиться с содержанием ландшафтной карты.

I. Ландшафт речных долин Пойменная местность

Прирусловая повышенная пойма. Почва пойменная дерново-глееватая на суглинке, подстилаемом аллювиальным песком. Луг заливной разнотравно-осоково-злаковый.

Старичное понижение. Почва пойменная торфяно-болотная маломощная. Болото низинное хвощево-осоковое.

Центральная выровненная пойма. Почва пойменная дерново-глеевая на суглинке, подстилаемом аллювиальным песком. Луг заливной злаково-осоковый.

Притеррасная пойма. Почва пойменная торфяно-болотная маломощная. Луг заливной разнотравно-мелкоосоковый закустаренный.

Террасовая местность

Пологоволнистая наклонная терраса. Почва дерново-среднеоподзоленная на супеси, подстилаемой аллювиальным песком. Огороды, сады, постройки.

Дюнно-бугристая терраса. Почва неразвитая рыхлопесчаная на дюнных песках. Луг пустошный мелкозлаковый.

II. Холмисто-моренно-эрозионный ландшафт Водно-ледниковая местность

Пологонаклонная пониженная водно-ледниковая равнина. Почва дерново-подзолисто-глееватая на супеси, подстилаемой водно-ледниковым суглинком. Луг суходольный разнотравно-злаковый.

Пологоволнистая повышенная водно-ледниковая равнина. Почва дерново-среднеоподзоленная на супеси, подстилаемой водно-ледниковым песком. Пашня.

Слабодренированное днище ложбины стока. Почва дерново-глеевая на водно-ледниковом суглинке. Черноольшаник осоковый.

Камово-моренная местность

Моренный холм. Почва дерново-среднеоподзоленная на супеси, подстилаемой моренным суглинком. Луг суходольный злаково-разнотравный.

Камовый холм. Почва дерново-среднеоподзоленная на связном водно-ледниковом песке, сменяемым песчано-гравийным материалом. Сосняк можжевелово-разнотравный.

Глубоковрезанная ложбина стока. Почва дерново-подзолистая временно избыточного увлажняемая на супеси, подстилаемой водно-ледниковым песком. Луг суходольный злаково-разнотравный.

Границы: ландшафтов,

местностей,

урочищ

Составление гипсометрического профиля. При этом особое внимание уделяется правильному выбору горизонтального и вертикального масштабов.

Изображение горизонтальной структуры ПТК: урочищ, местностей, ландшафтов, выделенных на ландшафтной карте.

Нанесение вертикальной структуры ПТК, сведения о которой берутся из легенды ландшафтной карты.

Составление гипсометрического профиля.

Построение физико-географического профиля начинается с гипсометрического профиля. Для выполнения этой работы используется фрагмент топографической карты исходного масштаба, на которой красной линией показана линия профиля. Линия профиля начинается от уреза воды р. Сула и проходит в направлении с запада на восток в виде ломаной линии на расстоянии до 2 – 3 км. При этом она пересекает наиболее характерные элементы и формы рельефа территории, по которой проложен профиль. Горизонтали на топографической карте проведены через каждые два метра, полугоризонтали через один метр. Рельеф представлен долиной реки Сула, сменяющейся выровненной и затем холмистой поверхностью. Уровень воды р. Сула на участке 104 м., максимальная высота 146 метров. Колебания относительных высот составляют 42 метра.

Гипсометрический профиль строиться в прямоугольной системе координат. По вертикальной оси показываются абсолютные высоты, по горизонтальной – расстояние между горизонталями.

Важное методическое значение при составлении профиля имеет правильный выбор вертикального и горизонтального масштабов. Горизонтальный масштаб лучше всего полностью увязать с горизонтальным масштабом топографической карты. Если линия профиля по своей длине не укладывается в размеры листа бумаги, то в таком случае необходимо горизонтальный масштаб уменьшить вдвое.

масштаб вертикальный 1: 400

горизонтальный 1: 5000

Рис. 3 Комплексный физико-географический профиль.

Источник

Построение комплексного физико-географического профиля

Основная цель самостоятельной работы студентов по построению комплексных физико-географических профилей (КФГП) через большие территории – закрепить у студентов полученные из курса «Общее землеведение» представления о зональной структуре географической оболочки земного шара, а также привить им навыки пользования картами различного назначения (общими и специальными). Выбор именно этого вида работы обусловлен следующими соображениями:

– профиль, проходящий по меридиану (либо в Северном, либо в Южном полушариях), захватывает несколько географических поясов и зон;

– в ходе работы над построением КФГП, отражающего распределение и взаимное сочетание основных компонентов географической оболочки (рельеф, климат и др.), привлекаются различные карты – гипсометрические, тектонические, атмосферных осадков, изотерм, изобар, что позволяет студентам получить навыки работы с картами различного типа; переходить от плоскостного изображения (на карте) к рельефному (на профиле), находить не только качественное, но и количественное выражение географических явлений и т.д.;

– работа над профилем выполняется строго индивидуально: каждый профиль строится по одному из меридианов земного шара, что обеспечивает самостоятельность выполнения задания.

Для правильного понимания конкретного картографического материала следует привлекать дополнительные литературные источники по указанию преподавателя.

После того, как на профиль нанесены все основные природные элементы, имеющие зональный характер распределения, необходимо сопоставить соотношение этих элементов на профиле, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделить выявившиеся таким образом географические пояса и зоны.

В завершение этой работы каждым студентом составляется пояснение к КФГП, в котором дается краткий анализ рельефа, тектонического строения, климата, а также обоснование выделения климатических поясов и природных зон, объясняются некоторые местные отклонения от зональности, вызванные особенностями того или иного сочетания природных условий (по заданному меридиану).

Заканчивая работу над вычерчиванием КФГП, необходимо составить систему условных знаков, так, чтобы можно было прочесть и расшифровать все элементы, нанесенные на профиль (температура воздуха, осадки и т.д.). Для условных знаков (легенды) применяется тот же способ изображения, что и для соответствующих элементов на профиле. Помещаются они на том же листе внизу или сбоку чертежа. Следует указать также горизонтальный масштаб.

Вверху чертежа дается название работы:

Комплексный физико-географический профиль по линии меридиана 40º в.д.

В нижнем правом углу чертежа указывается, кем и когда выполнена работа, например:

Работа выполнена студентом 1 курса

1 Группы географического факультета

На титульном листе объяснительной записки следует указать ее полное название, например:

комплексного физико-географического профиля

по линии меридиана 40º в.д.

студента 1 курса 1 группы

Работа над построением КФГП складывается из выполнения ряда заданий по темам. По каждой теме прорабатываются соответствующие разделы курса и рекомендованная литература, а затем выполняется графическая работа, которая является частью будущего КФГП.

Источник

1.4. Описание (анализ) комплексного физико-географического профиля

Заключительным этапом работы над КФГП является его описание. Само название этого раздела работы говорит о том значении, которое придается анализу фактического материала, графически представленного на профиле. Для раскрытия причинных связей географических явлений, для показа закономерных комплексных сочетаний основных компонентов географической оболочки необходимо проанализировать представленный на профиле фактический материал. В ходе анализа КФГП студент приводит в систему не только те данные, которые нашли отражение на составленном меридиональном профиле, но и сопоставляет их с теоретическими знаниями, полученными из курса лекций, учебных пособий и литературных источников.

В описании КФГП должны быть сформулированы в общем виде те закономерности планетарного масштаба, которые были положены в основу построения профиля: закон географической зональности; закономерности распределения температуры, давления, осадков по земной поверхности. Следует указать, какие отклонения от зонального распределения природных явлений могут наблюдаться, и по каким причинам. Затем следует перейти к характеристике и анализу тех климатических поясов и природных зон, которые нашли отражение на данном меридиональном профиле. Каждый пояс и зона должны быть охарактеризованы, прежде всего, теми показателями, которые нанесены на профиль (температура и давление воздуха в январе и июле, количество атмосферных осадков). Необходимо привлечь материал и из литературных источников, однако, не следует перегружать текст обилием фактического материала. Необходимо помнить, что составляется не описание территории, а пояснение (анализ) к уже вычерченному КФГП. Следовательно, характеристика должна быть краткой, подчеркивая основные для данного климатического пояса (зоны) элементы природных условий. Фактические данные сопровождаются кратким анализом, цель которого – раскрыть основные закономерности физико-географических процессов, выделить главное в ходе географических явлений, определяющих типичный облик природы каждой зоны.

Прежде всего, необходимо представить себе соотношение тепла и влаги в каждом климатическом поясе и тесно связанные с ними движения воздушных масс, потому что именно эти элементы дают первые предпосылки для расчленения географической оболочки на пояса и затем – зоны. При этом важно иметь ввиду, что климатические характеристики каждого пояса различаются не только количеством тепла, но и особенностями циркуляции атмосферы (иногда перемещение уже нагретых воздушных масс играет большую роль, чем непосредственный приход тепла от солнечной радиации).

В экваториальных и полярных областях климат определяется преимущественно радиационным балансом (соотношением поступления и расхода солнечного тепла), положительным или отрицательным, т.е. термическими причинами. В умеренных и тропических поясах климат обусловлен в значительной мере условиями циркуляции атмосферы, иными словами, причинами не только термическими, но и динамическими.

Характеристика каждого климатического пояса должна сопровождаться фактическим материалом с последующим его анализом, основанным на закономерностях, присущих данному поясу и зоне. В тех случаях, когда профиль пересекает горные страны, в описании необходимо особо отметить изменения природных зон с поднятием в горы (не выделяя на профиле эти изменения в самостоятельные зоны).

Описание КФГП заканчивается кратким резюме, в котором в самых общих чертах подытоживается проявление закона географической зональности и взаимосвязанности географических явлений, в том виде, как это нашло отражение на данном меридиональном профиле.

Ниже предлагается примерный план описания КФГП:

1. Характеристика рельефа (гипсометрический профиль) и тектоники.

2. Тепловой режим:

а) основные закономерности распределения температур по земной поверхности;

б) описание кривых распределения средних температур января и июля по заданному меридиану.

3. Динамика атмосферы:

а) общие закономерности распределения давления по земной поверхности;

б) описание кривых распределения по меридиану среднего значения давления воздуха в январе и июле по заданному меридиану.

4. Распределение осадков:

а) общие закономерности распределения атмосферной влаги в географической оболочке;

б) описание графика распределения годовых сумм атмосферных осадков.

5. Выделение климатических поясов и природных зон на КФГП по совокупности взаимодействующих компонентов географической оболочки.

Источник

Построение комплексного физико-географического профиля

Основная цель по построению комплексных физико-географических профилей (КФГП) через большие территории – закрепить у студентов полученные из курса «Общее землеведение» представления о зональной структуре географической оболочки земного шара, а также привить им навыки пользования картами различного назначения (общими и специальными). Выбор именно этого вида работы обусловлен следующими соображениями:

– профиль, проходящий по меридиану (либо в Северном, либо в Южном полушариях), захватывает несколько географических поясов и зон;

– в ходе работы над построением КФГП, отражающего распределение и взаимное сочетание основных компонентов географической оболочки (рельеф, климат и др.), привлекаются различные карты – гипсометрические, тектонические, атмосферных осадков, изотерм, изобар, что позволяет студентам получить навыки работы с картами различного типа; переходить от плоскостного изображения (на карте) к рельефному (на профиле), находить не только качественное, но и количественное выражение географических явлений и т.д.;

– работа над профилем выполняется строго индивидуально: каждый профиль строится по одному из меридианов земного шара, что обеспечивает самостоятельность выполнения задания.

Для правильного понимания конкретного картографического материала следует привлекать дополнительные литературные источники по указанию преподавателя.

После того, как на профиль нанесены все основные природные элементы, имеющие зональный характер распределения, необходимо сопоставить соотношение этих элементов на профиле, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделить выявившиеся таким образом географические пояса и зоны.

В завершение этой работы каждым студентом составляется пояснение к КФГП, в котором дается краткий анализ рельефа, тектонического строения, климата, а также обоснование выделения климатических поясов и природных зон, объясняются некоторые местные отклонения от зональности, вызванные особенностями того или иного сочетания природных условий (по заданному меридиану).

Заканчивая работу над вычерчиванием КФГП, необходимо составить систему условных знаков, так, чтобы можно было прочесть и расшифровать все элементы, нанесенные на профиль (температура воздуха, осадки и т.д.). Для условных знаков (легенды) применяется тот же способ изображения, что и для соответствующих элементов на профиле. Помещаются они на том же листе внизу или сбоку чертежа. Следует указать также горизонтальный масштаб.

Вверху чертежа дается название работы:

Комплексный физико-географический профиль по линии меридиана 40º в.д.

В нижнем правом углу чертежа указывается, кем и когда выполнена работа, например:

Работа выполнена студентом 1 курса

1 Группы геолого-географического факультета

На титульном листе объяснительной записки следует указать ее полное название, например:

комплексного физико-географического профиля

по линии меридиана 40º в.д.

студента 1 курса 1 группы

Работа над построением КФГП складывается из выполнения ряда заданий по темам. По каждой теме прорабатываются соответствующие разделы курса и рекомендованная литература, а затем выполняется графическая работа, которая является частью будущего КФГП.

Источник

Профиль рельефа местности – сколько страха вызывает это понятие у сдающих ЕГЭ по географии… Но сегодня мы с Вами подружимся с 22 заданием, поймем, как его выполнять и, конечно, закрепим все это на практике!

Для начала обратимся к спецификатору ЕГЭ, в котором сказано, что в 22 задании мы с Вами встретим блок «Географические модели. Географическая карта, план местности».

Иными словами, в данном задании нам предстоит построить профиль рельефа местности по заданному условию.

Как это сделать? С чего начать? Как не потерять баллы?

Да, вопросов много, друзья, предлагаю начать искать на них ответы!

Задание номер 22 представляет собой задание высокого уровня сложности, за которое можно получить 3 первичных балла, а это порядка 12 вторичных баллов. Отсюда мы уже понимаем, что это одно из самых «дорогих» заданий на ЕГЭ, поэтому мы должны не потерять ни одного балла за него!

Немного формальности… Данное задание представляет собой, как было уже сказано выше, построение профиля рельефа местности на бланке ответов №2. Данное построение выполняется при помощи фрагмента топографической карты, которая уже есть в самом задании, а также линейки (+ простого непрограммируемого калькулятора, при необходимости вычислений). Сегодня и у нас будет такая топографическая карта для примера.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №1

Давайте познакомимся с типичной формулировкой 22 задания: «Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для построения профиля на бланке ответов №2 начертите основу, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение точки С.»

Для того, чтобы верно выполнить данное задание, предлагаю следовать алгоритму действий.

ПУНКТ 1. Внимательно читаем задание, осознаем, что мы должны сделать в нем

В данном пункте можно обратить внимание на ключевые слова в самом задании. Этот прием работает абсолютно во всех заданиях и даже на всех предметах!) Нам нужно выделить основную мысль задания, ключевые моменты, чтобы потом точно не запутаться: «Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для построения профиля на бланке ответов №2 начертите основу, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение точки С.»

Выделив основные моменты, мы с Вами точно не запутаемся, что нам нужно сделать, как отметить и какой масштаб нам предстоит использовать.

ПУНКТ 2. Проверяем масштаб: соответствует ли 1 см линейного масштаба 1 см линейки

Это очень важный этап подготовки к выполнению данного задания, от которого зависит конечный результат. Мы берём и прикладываем линейку к обозначению линейного масштаба топографической карты, как показано на рисунке. Если 1 см линейного масштаба и 1 см нашей линейки совпадают, то смело двигаемся дальше.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №2

Но что делать, если показания не совпали?

Бывают случаи, когда нам может встретиться так называемый «битый масштаб». Чаще всего, это происходит из-за типографической ошибки, то есть тогда, когда вам печатают само задание с картой. Хотя бывали случаи, когда в сборниках для подготовки к ЕГЭ тоже встречали подобные ошибки…

Как же работать с ним? Что делать?

Мы понимаем, что с таким масштабам далеко не уедешь и верного ответа сразу не получишь… Поэтому нам потребуется формула для приведения «битого масштаба» к нормальному.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №3

ПУНКТ 3. Соединяем точки по прямой, по которым будем строить профиль рельефа местности

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №4

Данное действие мы делаем для того, чтобы наглядно увидеть линию нашего будущего профиля на карте.

ПУНКТ 4. Строим основу для профиля

Для того, чтобы построить основу (заготовку) для профиля, необходимо выполнить ряд подпунктов:

4.1. Измеряем расстояние по прямой между точками и переводим его в нужный масштаб → проводим горизонтальную линию основы

Стоит обратить внимание, как соотносятся наши масштабы! Масштаб карты «в 1 см 100 м», а вот горизонтальный масштаб нашего профиля (по условию задания) «в 1 см 50 м». Это значит, что масштаб нашего профиля в 2 раза крупнее, чем масштаб карты, поэтому все значения расстояний, которые мы будем брать с карты, мы должны умножить на 2, а только потом переносить на сам профиль.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №5

Измерив расстояние по карте, мы получили 4 см, которые при переводе в масштаб профиля составят 8 см – это и будет наша нижняя (горизонтальная) часть основы.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №6

4.2 Считаем перепад высот

Для начала стоит понять, на каких высотах мы работаем. Можно аккуратно подписать все горизонтали на карте, чтобы найти самую высокую и самую низкую точку нашего профиля. Лайфхак: обозначения высот горизонталей своей основой всегда направлены вниз по склону.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №7

  • максимум 182 метра,
  • минимум 149 метров,

Перепад высот = 33 метра (примерно 7 см) + добавим «воздуха», чтобы не зажимать наш профиль → вертикальные основы равны примерно 8 см.

Выполнив 4 пункт, получаем основу для профиля, на которой мы также должны отметить положения точек А и В и отметки высот с двух сторон, чтобы нам потом было удобнее строить сам профиль.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №8

ПУНКТ 5. Измеряем расстояние от первой точки до точек пересечения проведенной линии и горизонталей

Совет: при измерении расстояний записывайте полученные показания аккуратно в столбик. Также будьте точны в вычислениях, ведь точность и аккуратность – это наш залог успеха в данном задании!

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №9

ПУНКТ 6. Переводим получившиеся значения в необходимый масштаб

Как раз вторым столбиком мы можем записать переведенные значения, которые мы уже будем откладывать на нашем профиле. Напомню, что масштаб профиля в 2 раза крупнее, чем масштаб топографической карты, поэтому все значения мы умножаем на 2. Отдельно записываем точку С, чтобы ее не принять за отдельную точку профиля; точку С мы укажем уже на линии профиля в конце.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №10

ПУНКТ 7. Переносим точки на основу для профиля

Далее мы должны точки, значения которых мы взяли с карты и перевели в масштаб профиля (из пункта 6), отметить на основе для профиля, соблюдая их высоту! Для определения высоты обращаем внимание на горизонтали, которые мы подписывали, когда считали перепад высот. Все расстояния откладываем от вертикальной линии основы с обозначением точки А, опять же соблюдая высоту точек.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №11

ПУНКТ 8. Соединяем точки

Тут тоже есть свои тонкости: чаще всего, мы соединяем точки прямо по линейке. Хотя, если нам нужно показать вершину холма или русло реки, котловину озера, то мы будем использовать плавные линии, ведь в природе нет острых углов и резких граней. Но в нашем с Вами случае все точки будем соединять по прямой.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №12

ПУНКТ 9. Отмечаем точку С

В данном задании не обязательно, что попросят отметить именно точку С… Это может быть любой объект, которые пересекается нашим профилем (полевая дорога, ручей, дом лесника и т.д.). Важно не забыть отметить объект, который указан в задании, чтобы не потерять драгоценные баллы!

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №13

ПУНКТ 10. Проверяем готовый профиль

Проверка обязательно нужна, так как из-за спешки, например, можно допустить вычислительную ошибку, или отметить не ту высоту точки. Поэтому нужно внимательно перепроверить каждый шаг построения, проверить вычисления и логику самого профиля (чтобы не получилась «яма» там, где должен быть «холм»).

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №14

ПОДВЕДЕМ ИТОГ! Для того, чтобы построить профиль рельефа местности нам необходимо следовать алгоритму, который мы сегодня с Вами рассмотрели на примере конкретного задания из ЕГЭ.

Для типичного 22 задания с нормальным масштабом будем пользоваться данным алгоритмом.

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №15

Если же вдруг нам попался «битый масштаб», то применим немного измененный алгоритм:

“Построение профиля рельефа местности” (задание 22), изображение №16

Ну что ж, мы познакомились с 22 заданием и научились его решать! Согласись, теперь оно не кажется таким страшным и непонятным, верно?) Закрепив на практике, это задание точно принесет тебе в копилку 3 первичных балла! До встречи на вебинарах!

    1. Основные приемы построения комплексного физико-географического профиля.

      1. Исходные
        материалы, оборудование, порядок
        выполнения работы.

Профиль
в переводе с французского (profil)
– означает очертание. Комплексным
физико-географическим профилем называется
способ сопряженного графического
изображения свойств ПТК разного ранга
по заданной линии.

Исходными
данными
для
составления комплексного
физико-географического профиля служат:

  1. Фрагмент
    топографической карты в виде трансекты
    масштаба 1: 5 000 с нанесенной на ней
    линией профиля (рис.1).

  1. Ландшафтная
    карта исследуемого участка того же
    масштаба с линией профиля (рис.2).

Оборудование:
лист миллиметровой бумаги формата
500Х700 мм, циркуль, измеритель, линейка,
резинка, простой и цветные карандаши,
ручка.

Порядок
выполнения работы
.
Составление профиля складывается из
нескольких последовательных этапов
работы.

  1. Знакомство
    с исходными материалами. Для этого
    необходимо внимательно проанализировать
    топографическую карту участка
    исследования, направление линии профиля,
    а также ознакомиться с содержанием
    ландшафтной карты.

I. Ландшафт речных долин Пойменная местность

Прирусловая
повышенная пойма. Почва пойменная
дерново-глееватая на суглинке,
подстилаемом аллювиальным песком. Луг
заливной разнотравно-осоково-злаковый.

Старичное
понижение. Почва пойменная торфяно-болотная
маломощная. Болото низинное
хвощево-осоковое.

Центральная
выровненная пойма. Почва пойменная
дерново-глеевая на суглинке, подстилаемом
аллювиальным песком. Луг заливной
злаково-осоковый.

Притеррасная
пойма. Почва пойменная торфяно-болотная
маломощная. Луг заливной
разнотравно-мелкоосоковый закустаренный.

Террасовая местность

Пологоволнистая
наклонная терраса. Почва
дерново-среднеоподзоленная на супеси,
подстилаемой аллювиальным песком.
Огороды, сады, постройки.

Дюнно-бугристая
терраса. Почва неразвитая рыхлопесчаная
на дюнных песках. Луг пустошный
мелкозлаковый.

II. Холмисто-моренно-эрозионный ландшафт Водно-ледниковая местность

Пологонаклонная
пониженная водно-ледниковая равнина.
Почва дерново-подзолисто-глееватая на
супеси, подстилаемой водно-ледниковым
суглинком. Луг суходольный
разнотравно-злаковый.

Пологоволнистая
повышенная водно-ледниковая равнина.
Почва дерново-среднеоподзоленная на
супеси, подстилаемой водно-ледниковым
песком. Пашня.

Слабодренированное
днище ложбины стока. Почва дерново-глеевая
на водно-ледниковом суглинке. Черноольшаник
осоковый.

Камово-моренная местность

Моренный
холм. Почва дерново-среднеоподзоленная
на супеси, подстилаемой моренным
суглинком. Луг суходольный
злаково-разнотравный.

Камовый холм. Почва
дерново-среднеоподзоленная на связном
водно-ледниковом песке, сменяемым
песчано-гравийным материалом. Сосняк
можжевелово-разнотравный.

Глубоковрезанная
ложбина стока. Почва дерново-подзолистая
временно избыточного увлажняемая на
супеси, подстилаемой водно-ледниковым
песком. Луг суходольный злаково-разнотравный.

Границы:
ландшафтов,

местностей,

урочищ

  1. Составление
    гипсометрического профиля. При этом
    особое внимание уделяется правильному
    выбору горизонтального и вертикального
    масштабов.

  1. Изображение
    горизонтальной структуры ПТК: урочищ,
    местностей, ландшафтов, выделенных на
    ландшафтной карте.

  2. Нанесение
    вертикальной структуры ПТК, сведения
    о которой берутся из легенды ландшафтной
    карты.

      1. Составление
        гипсометрического профиля.

Построение
физико-географического профиля начинается
с гипсометрического профиля. Для
выполнения этой работы используется
фрагмент топографической карты исходного
масштаба, на которой красной линией
показана линия профиля. Линия профиля
начинается от уреза воды р. Сула и
проходит в направлении с запада на
восток в виде ломаной линии на расстоянии
до 2 – 3 км. При этом она пересекает
наиболее характерные элементы и формы
рельефа территории, по которой проложен
профиль. Горизонтали на топографической
карте проведены через каждые два метра,
полугоризонтали через один метр. Рельеф
представлен долиной реки Сула, сменяющейся
выровненной и затем холмистой поверхностью.
Уровень воды р. Сула на участке 104 м.,
максимальная высота 146 метров. Колебания
относительных высот составляют 42 метра.

Гипсометрический
профиль строиться в прямоугольной
системе координат. По вертикальной оси
показываются абсолютные высоты, по
горизонтальной – расстояние между
горизонталями.

Важное
методическое значение при составлении
профиля имеет правильный выбор
вертикального и горизонтального
масштабов. Горизонтальный масштаб лучше
всего полностью увязать с горизонтальным
масштабом топографической карты. Если
линия профиля по своей длине не
укладывается в размеры листа бумаги,
то в таком случае необходимо горизонтальный
масштаб уменьшить вдвое.

масштаб
вертикальный 1: 400

горизонтальный
1: 5000

Рис.
3 Комплексный физико-географический
профиль.

Условные
обозначения

Урочища
Растительность Почвы Грунты

Работу
выполнил

студент
2 курса

Гарбар
В.Н.


Построение профиля рельефа


Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.


Инструкция по построению профиля


Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:

Задание №28 ЕГЭ по географии инструкция

После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.


Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.

Задание №28 ЕГЭ по географии пример 1

Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Задание №28 ЕГЭ по географии пример 1-1

Длина горизонтальной линии – примерно 80 мм, расстояние от вертикали до родника – примерно 29 мм. Склон на участке 1 должен быть круче, чем на участке 2. Если все эти условия соблюдены и форма профиля схожа с эталоном – ученик получает 2 балла за это задание. Если же профиль схож с эталоном, но расстояние и крутизна склонов не совпадают с указанными параметрами – ставится 1 балл. В других случаях баллы за задание 28 не ставятся.

Даниил Романович | Просмотров: 8.1k

Добавить комментарий