В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга. Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.
Что такое гиперактивность
Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.
При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.
Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:
- Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.
Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.
- Повышенная эмоциональность и импульсивность.
Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.
- Двигательная активность сверх меры.
Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.
Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.
Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.
С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.
В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:
Когда проявляется
Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.
Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.
Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.
По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.
Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.
Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?
Норма или патология. Ложная гиперактивность
Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.
Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.
Диагностика
Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:
- Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка, об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
- Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
- Электроэнцефалограмма. Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.
После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.
Признаки
Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:
- Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
- Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
- При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
- Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
- Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
- Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
- Не считается с чувствами и потребностями других людей.
- Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
- Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
- Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
- Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.
Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.
Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:
Иногда вызывающее поведение может быть обусловлено возрастными изменениями, к примеру часто двухлетние малыши перестают слушаться родителей, а трехлетки закатывают истерики по любому поводу.
Причины
Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:
- Наследственность (генетическая предрасположенность)
- Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.
Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.
- Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.
По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):
- Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
- Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола – это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
- Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.
СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.
Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.
Лечение
К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.
Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.
Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.
Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.
Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.
Особенности общения с такими детьми
Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».
Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.
Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.
Что делать родителям, воспитателям и учителям
Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви. Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.
Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.
Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.
Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.
Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В
Важно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.
В данной ситуации вам также будут полезны материалы: почему ребенок нервный и агрессивный, как наказывать за плохое поведение. И обратите внимание, причины “непослушания” в разном возрасте могут быть разными – в 2, в 3, и в 4 года происходят значительные изменения в развитии ребенка и он может стать более капризным.
Положительные качества гиперактивных детей
Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.
- Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.
Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.
- Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.
Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.
- Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.
Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.
- Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.
Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.
Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:
Советы психологов
Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.
Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:
- Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
- У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
- Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
- Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.
Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.
Мульфильмы для профилактики гиперактивности.
Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.
Итак список мультфильмов:
- «Непоседа, Мякиш и Нетак»
- «Маша больше не лентяйка»
- «Вот какой рассеянный»
- «Крылья, ноги, и хвосты»
- «Петя Пяточкин»
- «Обезьянки»
- «Непослушный медвежонок»
- «Нехочуха»
- «Осьминожки»
- «Непослушный котенок»
- «Непоседа»
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.
Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:
1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.
Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.
В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).
2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.
В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.
Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.
3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.
Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.
4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.
Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.
5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).
Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.
Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.
6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.
Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.
7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.
Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.
8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.
9. Дети с СДВГ импульсивны.
Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.
На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.
10. Дети с СДВГ эмоциональны.
В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.
11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.
Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».
Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.
Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.
12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).
В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.
Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.
13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.
Большинство детей в своем безграничном стремлении познать окружающий мир готовы обежать своими маленькими ножками всю планету, сунуть любопытный носик во все интересные места и замучить родителей вопросами, что это и почему. А много ли вы знаете первоклашек, кто не бегает на переменах и не вертится на уроках? Неусидчивость и невнимание еще не говорят о патологии – просто он непоседа.
А вот если малыш не может наладить общение с другими ребятами, постоянно совершает одни и те же ошибки, не принимая во внимание отрицательный опыт, и никак не реагирует на переживания и чувства окружающих, тогда пора обратиться к неврологу, чтобы исключить или подтвердить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Мы подробно расскажем, что такое СДВГ и как справиться с гиперактивным ребенком: как успокоить непоседу и что делать, чтобы направить его неуемную энергию в мирное русло.
Содержание
- Когда появляется?
- Причины гиперактивности
- Признаки СДВГ
- Разновидности СДВГ
- Положительные стороны гиперактивного ребенка
- Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
- Лечение
- Рекомендованные лекарства
Когда появляется?
Гиперактивность идентифицируется практически с рождения: у ребенка нарушен сон, он может плакать без причины всю ночь напролет, постоянно выпутывается из пеленок и пытается упасть при любой возможности. Когда малыши начинают ходить, то манежи и коляски воспринимаются как очередное препятствие, которое нужно срочно преодолеть, а каждый предмет необходимо уронить и проверить на прочность.
Но ярче всего признаки проявляются у детсадовских детей и первоклашек, когда они попадают в новый коллектив. Вот тут-то малыш и начинает затевать бесконечные драки, лить беспричинные слезы, капризничать, грубить, отказываться заниматься и слушать педагога – в общем, поступает так, как обычно и ведет себя стандартный гиперактивный ребенок.
Причины гиперактивности
Главные причины развития СДВГ в случае первичного (врожденного) синдрома – генетическая предрасположенность, родовая травма или внутриутробные повреждения клеток головного мозга вследствие инфекции или гипоксии плода. Вторичный (приобретенный) синдром является следствием неприемлемых условий проживания и/или обстановки в семье, отсутствия должного воспитания и внимания к ребенку, а также болезней и черепно-мозговых травм после рождения, которые привели к поражению мозговых клеток.
Признаки СДВГ
Если вы заметили у ребенка некоторые из следующих симптомов, это повод обратиться к неврологу:
- невнимательность;
- рассеянность;
- чрезмерная подвижность, часто не имеющая причины;
- неусидчивость;
- перебивание других, даже если разговаривают не с ним;
- неумение контролировать свои чувства и эмоции;
- быстрое переключение интересов с одного занятия на другое;
- трудность выдержать очередь (начинаются капризы и приставания к взрослым);
- проблемы со сном (вплоть до бессонницы);
- безразличие к переживаниям и чувствам окружающих;
- неумение ладить со сверстниками (пристает, вклинивается в игры других, не умеет дружить).
Разновидности СДВГ
Существует три вида синдрома:
- есть гиперактивность, но нет дефицита внимания (чрезвычайно умные непоседы);
- присутствует дефицит внимания, но нет гиперактивности (спокойные и сообразительные, но постоянно витающие в облаках дети);
- наблюдается и то, и другое (не могут сосредоточиться и усидеть на одном месте, переключают тему разговора, эмоционально нестабильные).
Если у малыша к указанным выше признакам добавляются частые головные боли, энурез, заикание или нервный тик, это свидетельствует о том, что простая форма заболевания перешла в осложненную, и лечение следует начинать незамедлительно.
Положительные стороны гиперактивного ребенка
СДВГ достаточно легко поддается корректировке, если диагностировать его на ранних сроках. Это состояние не такое страшное и непоправимое, как думают многие. У непоседы с синдромом гиперактивности много удивительных черт, на которые следует обратить повышенное внимание.
- Творческое мышление. С таким ребенком очень интересно общаться, креативные идеи из него буквально фонтанируют. Если его увлечь, то он способен заниматься понравившимся делом длительное время.
- Скука – это не про него. Яркая индивидуальность и энтузиаст живо интересуется многими окружающими его вещами и явлениями.
- Энергия бьет ключом. Если его замотивировать, то он справляется с поставленной задачей гораздо быстрее остальных детей.
- Нестандартный подход к обыденным вещам. Невероятно гибкая психика и незаурядный интеллект позволяют ему найти решение проблемы там, где испытывают затруднение даже взрослые.
Как вести себя родителям и учителям супер-непоседы
Так что же делать родителям с гиперактивными детьми? Потакать их капризам или запирать в жесткие рамки правил и послушания?
- Постарайтесь уделять ребенку максимум внимания: вместе делать задания, внимательно слушать, часто хвалить и одобрять его поступки – повышайте его самооценку!
- Для воспитания выберите мягкие методики. Беспрекословное повиновение и суровые запреты здесь не подойдут.
- Прежде чем наказать, вспомните, что он ослушался не из вредности, а просто потому, что такова особенность его психики. Откажитесь от статических наказаний (поставить в угол), лучше выбрать лишения, но не ограничение его подвижности.
- Больше гуляйте и ходите в походы, чтобы чадо смогло максимально выплеснуть свою энергию.
- Отдайте его в спортивную секцию.
- Развивайте его творческие способности в художественных или танцевальных секциях, актерских курсах.
- Узнайте, может ему понравится лепка из глины или другие ремесла, которым он будет уделять много внимания.
- Организуйте четкий распорядок дня.
- Просите помочь в домашних делах.
- Давайте ему свободное время каждый день – пусть делает, что хочет.
- Сообщите воспитателю детского сада об особенностях ребенка и проследите, чтобы у него была возможность активно двигаться в группе.
- Побеседуйте с учителем о том, как грамотно избежать отрицательных проявлений СДВГ и организовать его эффективное обучение.
Лечение
Диагноз СДВГ ставит детский невропатолог или невролог. Важно обратиться к специалисту как можно раньше, чтобы лечение проходило легко и без последствий для психики.
Что делает врач, если признает ребенка гиперактивным? При простой форме СДВГ обычно назначается курс психотерапии совместно с грамотной организацией воспитания и поведения в семье, детском саду и школе. Эффективным будет прием легких успокоительных средств и препаратов магния.
При осложненной форме помимо психотерапии применяют рефлексо- и лазеротерапию, ЛФК, БОС-терапию, массаж шейно-воротниковой зоны и медикаментозное лечение антидепрессантами и ноотропными веществами.
Рекомендованные лекарства
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Все перечисленные лекарственные средства являются нерецептурными препаратами.
Легкие успокоительные
- Тенотен детский – эффективное, быстродействующее и безопасное средство со сладким вкусом помогает концентрации, улучшению памяти, преодолению тревожности, агрессии и повышенных нагрузок. После курса препарата дети объективно лучше учатся.
- Глицин – недорогой и совершенно безопасный седативный препарат. Нормализует нервную систему, метаболизм и психоэмоциональный фон. Питает мозг и повышает его активность, одновременно с ноотропным действием проявляя функцию тормозного нейромедиатора.
- Нотта – одно из наиболее популярных успокоительных средств в виде капель. Действует аналогично транквилизаторам. Снимает нервное перенапряжение и чувство усталости, борется со стрессом и депрессией.
- Зайчонок – сироп отечественного производства. Нормализует работу эндокринной системы, оказывает легкое обезболивающее действие. Эффективен при усиленных нагрузках на нервную систему и невротических состояниях. Улучшает настроение, не вызывает сонливости. Разрешен даже младенцам.
- Эдас-306 Пассамбра – сироп со сладким вкусом. Помогает при проблемах со сном, гипервозбудимости, неврозах и прочих отклонениях нервной системы. Полностью безопасен, не вызывает сонливость и аллергию, не имеет побочных реакций.
- Помогуша – сироп растительного происхождения имеет в составе витамины группы В, С, РР и магний, что обеспечивает общеукрепляющий эффект.
- Фитоуспоковенок – детский сироп повышает устойчивость к перегрузкам и стрессам. Содержит в составе витамин С.
БАДы
- Лецитин Форте защищает нейроны головного мозга от повреждений и улучшает их взаимосвязь, а также укрепляет миелин.
- Магний + В6 со вкусом вишни или лимона для детей удобнее всего приобрести в виде раствора. Поддерживает устойчивость нервной системы, снимает тревожность и борется с повышенными физическими и психическими нагрузками.
Источники
- Баранов А.А., Белоусов Ю.Б., Бочков Н.П. и др. // Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи // М.: Программа «Внимание» // 2007;
- Баулина М.Е. // Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая психология, 2013.
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией или руководством к лечению со стороны uteka.ru.
Ребенок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Все это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог, психотерапевт GMS Clinic Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.
Физиологическими особенностями детей с СДВГ являются следующие проявления:
1. Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигаться, ему трудно во время уроков сидеть ровно: такие дети отвлекаются, разговаривают на уроках, «крутятся», раскачиваются, сидят, подложив ноги под попу, при утомлении их моторная активность повышается.
Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ, они нуждаются в постоянном поступлении питательных веществ в мозг, которое возможно только при движении. Если ребенка с СДВГ убедить сидеть спокойно, то ему будет труднее думать.
В связи с этим рекомендуется позволять определенный уровень моторной активности ребенку во время урока. В случае если ребенок утомляется, то разрешать ему (находить законный повод) походить по классу или сделать несколько активных упражнений (протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой).
2. Ребенок очень устает от рутины, ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже разобрался.
В связи с этим в мировой педагогической практике принято снижать количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий) для детей с СДВГ на 30%, не требовать от них выполнения всех примеров, в случае, если ребенок уже усвоил тему. Количество повторений у детей с СДВГ никак не влияет на качество усвоения информации.
Кроме того, допустимо, чтобы ребенок с СДВГ мог во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, что никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребенок начинает отвлекать своих соседей, активно двигаясь и разговаривая с ними.
3. Ребенок с СДВГ чаще всего не способен красиво и аккуратно оформлять свои работы, он допускает исправления, помарки, неточное оформление заданий.
Рекомендуется обращать внимание на содержание работы, а не на качество ее оформления, так как регулярное снижение балла за неправильно оформленную работу будет значительно снижать мотивацию к учебе.
4. Дети с СДВГ боятся больших объемов.
Если ребенку с СДВГ сразу предложить выполнить 20 примеров, он испугается и впадет в ступор или отчаяние, так как большие объемы работы их пугают. Однако, если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера, это заметно улучшит его производительность. Ребенок с удовольствием выполнит все 20 примеров, кроме того, это будет хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. Таким образом, детям с СДВГ необходимо делить большие объемы заданий на несколько маленьких частей.
5. Ребенок с СДВГ может забывать бытовые вещи и часть пунктов при выполнении задания по плану, они даже могут забывать конечную цель деятельности (плохая оперативная память).
Часто детям с СДВГ снижают оценки из-за того, что они забывают выполнять часть заданий в упражнениях. Рекомендуется отдельно концентрировать их внимание на всех пунктах задания в упражнении. Например, спрашивать именно этого ребенка, что нужно не забыть выполнить в задании.
Кроме того, эти дети склонны забывать свои вещи. Поэтому можно им чаще напоминать о них или отдельно поощрять за то, что не забыл все взять с собой. Эффективным оказывается использование «напоминалок» — маленьких записочек, наклеек в пенале или объявлений на стенке, благодаря которым ребенок может вспомнить о необходимости взять с собой вещь, куда-то сходить или что-то сделать.
6. Ребенок с СДВГ часто отвлекается.
Желательно детей с СДВГ сажать ближе к учителю, чтобы им легче было сосредоточиться, а в случае, если ребенок отвлекся, слегка прикасаться к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Возможно специально обсудить с ребенком способы, с помощью которых он сможет не отвлекаться на уроке.
7. Дети с СДВГ плохо ориентируются во времени.
Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребенка. Однако ребёнок с СДВГ часто не замечает, что прошло больше времени, чем он рассчитывал. В результате, дети опаздывают, не успеваю что-то доделать. В таких случаях рекомендуется либо самостоятельно напоминать время, либо научить ребенка ставить таймер, либо ставить таймер или песочные часы так, чтоб их видели дети и могли самостоятельно ориентироваться.
8. Ребенок с СДВГ может очень чем-то увлекаться, это его сильная сторона, поэтому в случае, если ребенок в чем-то неуспешен, то можно восстановить его авторитет в глазах одноклассников через привлечение его к деятельности, к которой он проявил интерес и показал свою осведомленность.
9. Дети с СДВГ импульсивны.
Ребенку с СДВГ трудно удержаться и не выкрикнуть на уроке, если он знает ответ, ему трудно не вмешаться в деятельность, если происходит что-то для него интересное.
На уроках возможно введение специальных табличек, на которых дети могут фиксировать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. А также возможно введение специального поощрения для ребенка, если он не выкрикнул, проявил терпение. Например, в случае, если ребенок удержался от импульсивного действия, разрешить ему раздать тетради.
10. Дети с СДВГ эмоциональны.
В связи с этим они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (дети с СДВГ очень коммуникабельны: любят поговорить, пообщаться со всеми). В этом случае ребенку нужна поддержка или помощь в налаживании отношений с одноклассниками, можно вмешаться в игру детей и распределить роли, показав ребенку, как он может участвовать в игре. В противном случае могут возникать конфликты между ребенком с СДВГ и другими детьми.
11. Ребенка с СДВГ можно научить выполнять те вещи, которые для него сложны по физиологическим причинам, но для этого ему нужно создать внешнюю мотивацию.
Для этого используется система поощрения (бонусная система). Ее возможно использовать совместно с родителями. Например, вводится несколько правил (3 правила), которые ребенок должен выполнять в школе, за выполнение которых ребёнок получает «плюсики» от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок готовит сам дома, красиво оформляя его). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь» и т. д. При этом за выполнение правил на каждом уроке ребенок получает плюсики, плюсик ставится каждый раз, когда ребенок выполняет правило. Далее родители награждают ребенка за определённое количество «плюсиков». Для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый «бонус» стоит определённое количество «плюсиков».
Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Это связано с тем, что поведение ребенка с СДВГ такое непоседливое, что «плюсики» он будет терять быстрее, чем их накапливать, и таким образом система перестанет работать, ребенок потеряет к ней интерес и, в результате, невозможно будет ребёнка чем-то замотивировать.
Детей с СДВГ необходимо вести только на системе поощрения, система наказаний либо не работает, либо быстро приводит детей с СДВГ к депрессиям, что также ухудшает их поведение.
12. Система выработки навыка желательного поведения может быть использована и для всего класса в целом (Система Б. Фурмана «Навыки ребенка» (Kid’s skills) — есть такая книга).
В этом случае выбирается один навык, которому учится весь класс. Например, быть готовым к уроку вовремя. Это значит, что, как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять около своей парты, на столе должны лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, то учитель их хвалит и кладет шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной, это означает, что класс освоил навык. За это дети награждаются тем, что они любят: чаепитие, грамота от директора, поход в зоопарк.
Опыт применения такой программы показал, что при выработке одного навыка дети становятся в целом успешнее во всех сферах и их поведение становится лучше в целом.
13. В целом, ребенка можно привлекать к помощи учителю, это его сильно вдохновит, поднимет ему настроение и мотивирует на сотрудничество.
В школу приходят самые разные дети, которые отличаются уровнем подготовки, увлечениями, характерами и темпераментами. Конечно, большинство учителей предпочитают иметь дело со спокойными и выдержанными детьми, которые будут хорошо вести себя на уроках и не доставлять особых хлопот. Однако практически в каждом коллективе встречается чересчур шустрый и неусидчивый ребёнок, не желающий долго находиться на одном месте и отвлекающий своих одноклассников. Что же делать с гиперактивным ребёнком и можно ли найти к нему подход?
Как влияет гиперактивность на развитие ребёнка
Стоит отметить, что при нормальном развитии ребёнка, он должен стремиться двигаться, бегать, прыгать, играть, шуметь и даже периодически баловаться и не подчиняться взрослым. Но когда такая активность выходит за определенную норму — малыш не может сосредоточиться, усидеть на месте, громко говорит и реагирует на малейшие раздражители — это свидетельствует о его гиперактивности. Сама приставка «гипер» здесь означает «сверх».
Гиперактивность представляет собой преобладание процессов возбуждения над реакциями торможения. Нормальным считается, когда эти процессы занимают примерно одинаковое время с небольшими отклонениями в какую-либо сторону. При гиперактивности ребёнок возбуждается практически мгновенно, а процесс торможения, наоборот, требует достаточно длительного времени.
Для примера можно рассмотреть ситуацию, когда в обычном классе проводится контрольная работа. Дети сосредоточены и заняты решением заданий. Вдруг мимо окна пролетает воздушный шар. Согласно реакции на этот раздражитель, детский коллектив условно разделится на три группы.
- Подавляющее большинство (около 2/3) обратят внимание на шар, возможно что-то воскликнут или прокомментируют. А когда предмет скроется из поля зрения, продолжат выполнение задания.
- Некоторые дети даже не посмотрят в сторону шара или же сделают это весьма неохотно. После чего почти сразу вернутся к своей работе.
- Найдется ребёнок, который при появлении шара тут же подбежит к окну и не вернется на свое место, пока шар не скроется из виду. И даже после этого малышу будет сложно сразу же продолжить выполнение прерванных заданий.
Согласно данному примеру, у первой группы процесс возбуждения занимает примерно тот же период, что и процесс торможения. Вторая группа характеризуется перекосом в сторону процесса торможения, когда дети насколько увлечены текущим заданием, что полностью сосредотачиваются на своей деятельности. Третья группа — это и есть классическое проявление поведения гиперактивного ребёнка.
Основные проявления гиперактивности у детей
К сожалению, некоторые люди и даже школьные педагоги недостаточно осведомлены о тонкостях детской психологии и не различают гиперактивность и плохое воспитание. Поэтому ярлык «гиперактивность» навешивают на детей, имеющих практически любые отклонения от норм поведения.
Отследить последовательное развитие ребёнка и точно определить его гиперактивность можно по следующим типичным проявлениям.
- Легко отвлекается от любого, даже самого интересного занятия и тут же переходит на другой вид деятельности.
- Мгновенно возбуждается и моментально включается в любые активные виды занятий.
- Говорит громко и быстро.
- Делает типичные ошибки в письменных заданиях:
- игнорирует знаки препинания;
- пропускает последние буквы в словах;
- упрощает или сокращает слова, например вместо «молоток» — «моток»;
- в работе над ошибками исправляет текст без особого результата.
- Суетится, делает много лишних движений.
- Все время роняет и теряет предметы.
- Говорит нечетко и сбивчиво, ему тяжело дается связный монолог.
- Отличается неопрятным внешним видом, не контролирует свою внешность в течение дня.
- Часто держит свой стол, портфель и комнату в состоянии беспорядка.
Однако все это относится к побочным проявлениям гиперактивности. Главная характеристика такого ребёнка — это физиологически обусловленная потребность в постоянном активном движении. И попытки ее подавить на развитие ребёнка влияют крайне негативно, вызывая сильное нервное напряжение.
Для диагностики гиперактивности следует обратиться к невропатологу, который при помощи специальных тестовых методик сможет определить данную проблему. Однако довольно часто такой ребёнок вынужден самостоятельно приспосабливаться к окружающей среде, что не всегда проходит успешно.
Особенности детской психологии и типичные ошибки взрослых
Хотя гиперактивный ребёнок доставляет немало хлопот, ему и самому приходится непросто. Он страдает от своего поведения и понимает, что беспокоит окружающих, когда совершает нелепые спонтанные поступки, не оправдывает ожиданий родителей и учителей. Детская психология — очень тонкая вещь. Она нуждается в мягком и последовательном подходе. Чтобы помочь гиперактивному ребёнку, необходимо:
- обеспечить активный выход двигательной энергии через занятия в спортивных или танцевальных кружках и секциях;
- организовать повседневный распорядок дня так, чтобы в нем присутствовали различные активные занятия — утренняя гимнастика, пешая дорога до школы, подвижные игры на переменах, движения во время урока (раздача материалов, сбор тетрадей и другая помощь учителю);
- запланировать прогулки или другие активные занятия в перерыве между школой и выполнением домашних заданий;
- включить в рацион питания продукты, требующие много энергии для переваривания — например, мясо, орехи и пр.;
- развивать концентрацию внимания, постепенно усложняя задания и увеличивая их продолжительность;
- учить доводить любую деятельность до конца — заканчивать рисунок или доделывать упражнение;
- научить держать свои вещи в порядке и контролировать свой внешний вид.
К сожалению, довольно часто учителя и родители, не понимая гиперактивных детей, совершают типичные для такой ситуации ошибки.
- Наказание за излишнюю активность.
Очень частое явление в попытке заставить ребёнка «не вертеться» и сосредоточиться на задании. Как правило, постоянные замечания и одергивания не дают нужного результата, а лишь переключают его внимание с одной активности на другую.
- Лишение двигательной активности.
Существует ошибочное мнение, что если гиперактивного малыша не перевозбуждать, принудительно ограничивая его двигательную активность, то это поможет справиться с проблемой. Однако данная особенность психики связана с физиологией ребёнка: он обязательно должен реализовать свою потребность в движении.
- Разрешение двигательной активности в любое время.
Противоположная ошибка, когда окружающие взрослые дают полную свободу проявлениям гиперактивности, что лишь навредит ребёнку в будущем. Он должен со временем научиться себя контролировать и справляться с хаотичными порывами.
Детская психология говорит о гиперактивности не как о приговоре, а как о проблеме, которую можно и нужно решать. И окружающие взрослые должны помочь ребёнку правильно организовать повседневный режим, контролировать свое поведение, в результате чего вырастет очень активная и энергичная личность, способная достичь любых поставленных целей.