Глухой голос как исправить

Как научиться красиво говорить

интервью

Постановка голоса:
«Чаще всего у пациентов мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани.»

Мохотаева Маргарита — фонопед фониатрического отделения Санкт-Петербургского научно-исследовательского институте уха, горла, носа и речи, кандидат педагогических наук.
Фонопед — педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

фонопед

— Можно ли поставить голос или это дается от природы?

— Постановка голоса — процесс, который для кого-то может быть простым, для кого-то — сложным, это индивидуально.

У кого-то есть природная постановка голоса, и этому человеку совершенно не нужно долго заниматься, достаточно дать направление, и для него все будет просто. А для кого-то это будет уже достаточно сложным и длительным процессом. Чаще всего, когда уже наработаны вредные голосовые привычки, это долго.

Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.

— Что за привычки? Зажимать гортань?

— Да, в том числе и эта. Когда мы говорим, гортань зажата, это означает, что она
находится в верхнем напряженном положении. В таком случае и голос звучит зажато. Конечно, от такой привычки нужно избавляться.

дыхательно голосовые упражнения

Дыхательное упражнение с книгой

— Сколько времени нужно на то, чтобы поставить голос?

— Постановка голоса подразумевает улучшение основных качеств голоса человека, у которого нет патологии гортани. К нам же приходят, как правило, те, кто уже столкнулся с проблемами и у кого с помощью эндоскопической техники мы выявили нарушения в работе голосового аппарата. То есть. задача фонопеда, в таком случае, — сначала исправить недостатки, нормализовать работу гортани и уже только на этой основе можно приступать к развитию основных качеств голоса.

Мы ориентируем своих пациентов где-то на три месяца, но все зависит от патологии. Бывает так, что у пациента серьезная патология, например послеоперационные нарушения голоса или узелки, хронический ларингит. Достаточно длительное время требуется для восстановления голоса.

А бывает, пациенты имеют функциональные расстройства голоса, например снижен тонус голосовых складок. И тогда наши занятия будут не такими продолжительными. Но в среднем мы ориентируем на три месяца занятий. И ежедневно пациенты должны самостоятельно заниматься плюс приходить заниматься амбулаторно со специалистом.

— Что нужно сделать, чтобы голос зазвучал и раскрылся?

— Голосовой аппарат – это целая группа органов и систем. Это и дыхание, и артикуляция, целая система резонаторов. Работа над голосом предполагает сначала постановку правильного нижне-ребренного (диафрагмального) типа дыхания и работу над артикуляцией. Затем начинается работа над развитием резонаторной системы, усилением резонирования звука, а также работа над мышечно-связочным аппаратом гортани. Только работа над всеми звеньями голосового аппарата может дать максимальный эффект и возможность для максимального раскрытия потенциала вашего голоса.

— Какие проблемы вы слышите у современных чтецов?

— Тут можно все проблемы разделить на несколько групп. Это касается произносительной части — например, нарушены орфоэпические нормы, нечеткая дикция.

Это, скорее, не нарушения звукопроизношения, (когда человек неправильно произносит те или иные звуки), а просто нечеткая, невнятная, смазанная артикуляция, где затухают окончания, пропадают части слов. В таком случае только в контексте можно понять, что человек говорит.

Что же касается голоса, то чаще всего, конечно, это напряженная манера подачи голоса, твердая атака звука, когда голос звучит напряженно и резко. Нет мягкости тембра в голосе. И часто эти люди потом испытывают трудности с голосом.

методы исследования голосового аппарата

Маргарита Мохотаева показывает результаты акустического анализа голоса: каких частот недостаточно в голосе, где нарушен баланс, уровень охриплости.

— Чего нужно избегать, чтобы не звучать напряженно?

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне

— Не нужно стараться кому-то подражать. Это неправильный путь. Нужно найти свой голос, тот, который вам дан природой, и это будет самое лучшее. У взрослого человека определенного размера гортань, определенной длины и толщины голосовые связки. Если он сформировался, вырос, прошел переходный возраст и соответствует теноровому диапазону, то не нужно стараться быть басом. Это ни к чему хорошему не приведет.

Нужно найти свой голос, звучать в своем диапазоне, и тогда это будет хорошо
восприниматься слушателями.

— При каких симптомах нужно бить тревогу и идти к фониатору?

— Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если после голосовой нагрузки появляется охриплость или осиплость, вы чувствуете дискомфорт, першение, боль в горле, ком в области гортани, то это повод задуматься, что же происходит с гортанью.

Если эти симптомы достаточно стойкие, и тогда уже следует серьезно подумать о том, чтобы пойти на прием к фониатру. Но мой вам совет: до такого состояния, когда нужно бить тревогу, себя доводить не стоит.

Голосовой аппарат – это наш рабочий инструмент. А значит относиться к нему нужно бережно и периодически, не реже 1 раза год приходить на профилактический осмотр к фониатру.

голосовые упражнения

Голосовые упражнения на объемность и силу голоса. Фонопед показывает, ученик повторяет. После занятий ученик дома самостоятельно делает упражнения.

— Женские голоса более уязвимы, подвержены внешним стрессам, зажимам? Можете про это рассказать подробнее?

— Женщины — эмоциально-лабильные существа. Мы больше все воспринимаем эмоционально, и, конечно, на качестве голоса это отражается. Любые переживания, стресс, депрессии сильно влияют на голос. Мужской голосовой аппарат более вынослив. Если женщина покричит — могут быть проблемы, а если мужчина покричит, попоет — вполне возможно, что его голосу от этого ничего не будет.

Тут стоит отметить, что женщины склонны анализировать свои ощущения более досконально, чем мужчины, то есть прислушиваться к своим ощущениям. И уже какие-то минимальные нарушения заставляют идти их к доктору. Поэтому чаще всего наши пациенты — это все-таки женщины.

Мужчины же менее трепетно относятся к здоровью и поэтому запускают серьезные расстройства. И еще что касается женщин: зная, что женский голос более уязвим, следует соблюдать гигиену голоса. Надо помнить, что женщины не должны в «женские дни» петь, форсированно говорить. Нужно бережно относиться к своему голосу.

— Что такое «говорить в маску»? Насколько «маска» важна при постановке голоса?

— «Маска» — это образ, ассоциация, термин для понимания того, как и куда направлять звук. Маска — это то, что у нас впереди. А что у нас впереди? У нас здесь находятся резонаторные полости. Резонирует ротовая, носовая полость, носоглотка, пазухи резонируют. Резонировать в организме могут те полости, в которых есть воздух.

Принято различать верхние и нижние резонаторы. Ощущение вибрации в области верхних резонаторов как раз и создает ощущение маски. Легче понять, когда мы говорим: «Надо послать звук в маску». Это, значит нужно ощутить вибрацию в этой области.

Нижние резонаторы находятся под гортанью: трахея, бронхи. Благодаря их работа наш голос приобретает глубину, объем, мягкость. Сама гортань тоже резонирует.

— Грудная клетка — тоже резонатор, и достаточно большой, почему именно в маску нужно посылать звук?

анализ голоса

Так происходит электроглоттография. На область гортани накладываются электроды, человек произносит звуки в микрофон, а фонопед в специальной программе смотрит как работают голосовые складки: сколько длятся фазы смыкания и размыкания голосовых складок, оценивается соотношение этих фаз.

— Работа верхних резонаторов дает нам звонкость, полетность голоса. Без «маски» голос
будет глухой, тусклый, будто завален назад и идет откуда-то издалека.

Чаще всего у пациентов, которые к нам приходят, мы наблюдаем напряженную манеру говорения, зажатое положение гортани. И организм компенсирует это расстройство. Если снижен тонус голосовых складок, то организм пытается это расстройство скомпенсировать, мы начинаем напрягать другие мышцы.
Часто напрягаются мышцы глотки, мягкого нёба.

Бывает, что у пациента недостаточный резонанс — резонанс именно носовой. Это называется ринофония, то есть нарушение баланса резонирования. Так рождается гнусавый призвук.

— То есть гнусавый призвук возникает от того, что есть недостаточный резонанс в носовом резонаторе?

— Тут все достаточно хитро, потому что ринофония может быть закрытой и открытой. Есть гиперназализация, когда, наоборот, излишне резонирует звук носовой полости в носоглотке, а бывает закрытая ринофония — когда недостаточный резонанс.

Чаще всего мы наблюдаем закрытую ринофонию — недостаточный носовой резонанс. Открытая ринофония — это грубая патология, которая чаще встречается при врожденных расщелинах мягкого или твердого нёба. В таком случае воздух излишне проходит в носовую полость и там резонирует.

— Спасибо за интересную беседу! Как можно записаться к вам на прием?

— Я работаю в Научно-исследовательском институте уха, горла и носа Санкт-Петербурга, ул. Бронницкая, 9. Можно звонить в фониатрическое отделение — тел.: 316-41-17.
Там ведется запись на прием.

Интервью взял: Илья Демьянов

Нарушения голоса

Нарушения голоса

Нарушения голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Общие сведения

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом – фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением – фонопедией).

Нарушения голоса

Нарушения голоса

Причины

Органические причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе:

  • хронические ларингиты;
  • ожоги и травмы гортани;
  • периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва);
  • «певческие узелки»;
  • опухоли (папилломатоз) гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани;
  • состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Классификация

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Симптомы нарушений голоса

Органические нарушения голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда – невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок – стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

Медицинские мероприятия

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Прогноз

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Профилактика

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

Нарушения голоса – лечение в Москве

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим поражением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эти расстройства связаны с изменениями в гортани, которые носят временный характер, поэтому после проведения соответствующих восстановительных занятий возвращается голос.

Что касается органических нарушений, то здесь наблюдаются стойкие изменения в самом строении гортани, надставной трубы и голосовых складок. После логопедического воздействия удается вернуть возможность разговаривать с окружающими людьми, но качество голоса (тембр, высота) будет сильно отличаться от нормального состояния.

Нарушения голоса функционального характера делятся на 2 типа:

  • Центральные. В эту категорию относятся нарушения, имеющие психогенное происхождение, возникающие по причине психической травмы.
  • Периферические. Как правило, они связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно при неправильном пользовании голосом.

Здесь есть тонкая грань между функциональным и органическим нарушением. Дело в том, что длительные функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани.

К функциональным нарушениям периферического характера относятся:

  • Фонастения. Это нарушение голоса, которое в ряде случаев не сопровождается видимыми изменениями в голосовом аппарате (особенно на ранней стадии). Считается «профессиональной» болезнью. Для нее характерно нарушение координации дыхания и фонации, невозможность ослаблять или усиливать силу голоса.
  • Афония. Голос полностью отсутствует, при этом шепотная речь сохранена. Есть несколько видов афоний: паретическая (характеризуется внезапной потерей голоса), спастическая (резкое перенапряжение всего голосового аппарата) и паретико-спастическая (характеризуется повышенной деятельностью ложных складок и понижением деятельности истинных складок, и наоборот).
  • Дисфония. Для этого нарушения характерен глухой, сдавленный, грубый голос при напряжении мышц гортани, дыхательного аппарата, шеи, глотки и гортани. Различают гипотонусную и гипертонусную дисфонию. 

К данной категории относится психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации. Как правило, проблема является следствием психической травмы у лиц невротического типа характера.

У пациентов пропадает возможность разговаривать, но шепотная речь сохраняется. Они могут громко смеяться, реагировать голосом на какие-то ситуации.

Афония и гипотонусная дисфония вызваны:

  • гриппом;
  • дифтерией;
  • сильным перенапряжением голоса;
  • ОРВИ.

Фонастения, которая чаще всего встречается у представителей речевых профессий, может быть вызвана избыточными голосовыми нагрузками, а также несоблюдением голосового режима при ОРВИ.

Психогенная афония, относящаяся к центральным функциональным нарушением голоса, является реакцией на стрессовую ситуацию. Как правило, в основе всегда психотравма, но, чтобы данное расстройство возникло, у человека должны быть определенные черты характера, конституционные особенности и т.д. В частности, психогенная афония чаще всего возникает у девочек и женщин, которые склонны к невротическим реакциям.

Дисфония проявляется охриплостью, неспособностью усиливать или ослаблять голос. В период обострения возможно полное исчезновение голоса.

Симптомы гипотонусной дисфонии:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • болевые ощущение в области затылка и шеи.

Для гипертонусной дисфонии характерно искажение голоса, он становится более грубым и глухим.

Для психогенной афония характерна потеря голоса после стрессового фактора, при этом звучный смех и кашель сохранены.

При диагностике крайне важно обращать внимание на симптоматику. В частности, афония может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии у человека есть звучный смех и кашель, в отличие от органической, что подтверждает возможность нормального голосообразования.

В диагностике принимают участие отоларинголог, невролог, фониатр и логопед. Проводится ларингоскопия, изучение характера деятельности ЦНС, а также стробоскопия – исследование голосовых связок под нагрузкой.

Логопедическое обследование подразумевает оценку жалоб, характера голосообразования, особенностей голоса, физиологического и фонационного дыхания.

Логопедическую коррекцию функциональных нарушений голоса нужно начинать как можно раньше.

Как правило, направления коррекционной работы включают в себя:

  • психотерапию (особенно в случае психогенной афонии);
  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • развитие координации фонации;
  • фонопедические упражнения;
  • автоматизацию достигнутых навыков.

В качестве профилактики функциональных нарушений голоса нужно проводить своевременную профилактику простудных заболеваний, формировать правильные голосовые привычки, отказаться от употребления слишком горячей или холодной еды. Желательно отказаться от курения.

Представители речевых профессий должны совершенствовать навыки правильной подачи голоса и дыхания (в котором принимает участие грудно-брюшная часть диафрагмы).

Почему пропадает голос? Что делать и как лечить хрипоту или осиплость голоса? Предлагаем рассмотреть самые распространенные причины изменений и потери голоса, а также варианты решения этой проблемы. 

Причины потери голоса

Сложная система формирования звуков, которую представляет человеческий голосовой аппарат, состоит из нескольких взаимосвязанных участков, контролируемых ЦНС. Его составляют легкие, как энергетический участок, гортань, в которой формируется звук, и целая группа резонаторов, включая глотку и трахею. За артикуляцию отвечают язык, мягкое небо зубочелюстной отдел и мышцы шеи. Сбой в функциональности любого из этих участков приводит к нарушению работы всего голосового аппарата, что выражается в осиплости, охриплости голоса, а то и потере возможности говорить.

Причин того, почему голос хрипнет или пропадает вовсе, довольно много, и о них написаны целые медицинские трактаты, однако стоит рассмотреть наиболее распространенные, те – которые могут коснуться практически каждого.

1. Инфекционно-воспалительные заболевания ЛОР-органов

Респираторные инфекции, статистически, являются самой распространенной причиной потери голоса. Прежде всего, из-за массовости этих сезонных заболеваний, затрагивающих все возрастные группы, и конечно – потому что основной “удар” инфекции и последующего воспаления приходится на органы, составляющие голосовой аппарат – горло, гортань.
Воспаление глоточных миндалин, воспаления и отек глотки, носоглотки и гортани, на внутренней стенке которой расположены голосовые складки – неизменно повлияют на формирование звука и, соответственно, на силу, тембр и тональность голоса. Сиплый голос – характерный симптом при ларингите, где очагом воспаления оказываются основные отделы формирования голоса – гортань и голосовые складки.

Ларингит

Как правило, проявляется в качестве симптома острой респираторно-вирусной инфекции. Осиплый голос у ребенка может быть следствием ларингита, который, в свою очередь, может сигнализировать о довольно опасных инфекционных болезнях, таких как корь, скарлатина или коклюш.
Несмотря на гиперемию и отечность слизистой гортани, что выявляется на ларингоскопии, больной ларингитом чувствует себя вполне нормально, и температура не повышается до субфебрильной, зато ощущает сухость и першение в горле, а голос становится охрипшим. Такая охриплость голоса, с течением болезни, может развиться вплоть до афонии – полной потери голоса, на восстановление которого потребуется несколько недель.

Голос охрип. Ларингит

Лечение

Процесс лечения осиплого голоса у ребенка или взрослого при инфекционно-воспалительных заболеваниях ЛОР-органов совмещается с лечением основной болезни с некоторыми дополнениями:

  • голосовой режим – полное молчание несколько дней, максимум – беззвучный шепот;
  • специальная диета – еда должна быть ни горячей, ни холодной – теплой, не острой, не соленой, и никаких спиртных напитков;
  • обильное теплое питье – соки, компоты, молоко;
  • препараты антигистаминной группы.

Грамотно составленное и строго проведенное лечение приносит результат. Важно с самых первых дней начать прием лекарственных препаратов, разработанных специально для лечения охриплости и потери голоса, таких как Гомеовокс. Комплекс лекарственных трав в составе препарата обладает смягчающим и противовоспалительным действием и сочетается с любыми лекарствами, даже антибиотиками.
Формированный шепот повышает нагрузку на складки вдвое.

2. Перенапряжение голосовых складок

Это вторая по распространенности причина потери, осиплости или охриплости голоса у ребенка и взрослого, у пожилого и молодого, у мужчины и женщины – каждый может сорвать голос, если чрезмерно или неумело его эксплуатировать. Есть профессии, где чрезмерная нагрузка на голосовые складки – составляющая работы: певцы, преподаватели, экскурсоводы. Часть их профессионального мастерства – это уметь владеть своим голосом, и учатся этому не только для повышения воздействия на аудиторию, но и для собственной безопасности – чтобы не сорвать голос и не лишиться “рабочего инструмента”.

Перенапряжение голосовых связок. Пропал голос

Причинами сиплого голоса у ребенка в младенчестве могут быть, как врожденные патологии, инфекционные заболевания, так и перенапряжение еще неокрепших голосовых складок – из-за сильного и длительного крика, плача. Перенапряжение складок приводит к спастической дисфонии у детей постарше, отличающихся чрезмерной активностью. Такое нарушение также характеризуется осиплостью голоса.
У взрослых перенапряжение голоса происходит, подчас, по “детским” причинам – взять хотя бы футбольных болельщиков. Однако, в отличие от детей, охрипший голос после “вчерашнего караоке” наутро не восстановится – уже не та эластичность складок, и если повредить их труднее, то и восстанавливаются они дольше и мучительней.
Не перенапрягать голосовые складки во время долгой беседы или лекции поможет простая, негазированная вода.

Лечение

Спастическая дисфония – осиплость голоса, предполагает возможность самостоятельного восстановления функции, однако при афонии – полной потере голоса в результате перенапряжения складок, необходима помощь специалиста. Таким специалистом является врач-фониатр, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Он назначит курс медикаментов и физиотерапевтического лечения.
По результатам диагностики составит подробный план лечения, строго придерживаться которого – задача пациента. В ходе лечения необходимо придерживаться режима полного молчания и голосового покоя, соблюдать диету и пить много жидкости, не переохлаждаться. Как дополнительная терапия – дыхательные упражнения, а на поздних этапах лечения – артикуляционные.

3. Стресс

Зачастую, результатом нервного перенапряжения становится частичная или полная потеря голоса, характеризующаяся изменением тембра – осиплостью или охриплостью голоса, либо полной утратой “дара речи”, когда из горла вырывается лишь формированный шепот. Первый, более легкий случай, в медицине определяется как психогенная дисфония, второй – психогенная афония.

Потеря голоса. Стресс

Характерно, что многие, потерявшие голос в результате ситуативного или длительного нервного перенапряжения, никак не связывают эти состояния, списывая потерю голоса, как правило, на простуду. Психогенные афония и дисфония не являются психическим заболеванием – это своеобразная защитная реакция на стрессовую ситуацию или состояние, ее патологическое преодоление.
Необходимость лечения психогенной дисфонии обусловлена риском переходя состояния в затяжную фазу и органических изменений голосовых складок – образованию узелков.

Лечение

Психотерапевтическая методика лечения подобных состояний строго индивидуальна, и сочетается с различными видами голосовых упражнений и медикаментозным лечением слизистой оболочки гортани. Широко применяется терапия методом внушения в комплексе с фонационными маневрами. В подобной ситуации могут также помочь безрецептурные лекарственные препараты, быстро и безопасно уменьшающие тревожность и нормализующие сон, например, Гомеострес. Это средство не вызовет заторможенности и привыкания, и может применяться у взрослых и детей старше трех лет.

4. Эндокринные нарушения

Взаимосвязь голосового аппарата с эндокринной системой определяет и соответствующую реакцию на любые гормональные изменения или нарушения. Особое влияние на функциональность гортани и голосовых складок, в ней расположенных, оказывает щитовидная железа, снижение функции которой (гипотиреоз) приводит к отеку складок и осиплости голоса.
Гормональный “всплеск” в подростковом возрасте также отражается на голосе, заставляя родителей – кого удивляться, а кого умиляться, когда вдруг стал хриплым голос у ребенка. Впрочем, гормональная причина здесь несколько опосредована, и относится к физиологическим изменениям всего организма, в том числе – росту гортани, что и приводит к мутации голоса. В такой период главное – избегать перенапряжения складок криками и пением – так свойственным этому чудному возрасту.

Голос охрип. Подростки

Лечение

Лечение заболеваний щитовидной железы и эндокринной системы в целом – прерогатива эндокринолога, к которому необходимо обратиться для прохождения исследования на гормональные отклонения или патологии. При подозрении на дисфонию, связанную с мутацией голоса, стоит обратить внимание на препарат Гомеовокс – отличное лечебное и профилактическое средство от осиплости, охриплости и потери голоса. Это более чем уместно в период возрастных изменений.

5. Новообразования гортани

Так называемые, доброкачественные опухоли – довольно распространенные заболевания гортани, неизменно сказывающиеся и на работе голосового аппарата. Зачастую, они есть последствия хронического ларингита – кисты, фибромы, папилломы. Изменения голоса зависят от величины, локализации и степени подвижности новообразования, и чаще всего характеризуется охриплостью голоса.

Осипший голос. Заболевания

Лечение

Необходимо пройти ларингоскопию, которая позволит поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение. Хирургическое вмешательство избавит от новообразования, а фонопедическая терапия позволит вернуть прежний голос.

* Статья партнеров “МедЭлемент”

Вас не слушают, когда вы выступаете публично? В ответственные моменты ваш голос садится, становится хриплым, низким или, напротив, фальшиво-высоким? Так проявляются зажимы, мешающие вам проявить себя на публике, в рабочем коллективе или при общении с друзьями.

В этом материале мы предлагаем разобраться в причинах появления проблемы. Также расскажем способы ее устранения и поделимся тремя практическими упражнениями, которые позволят получить результат уже после 2–3 тренировок.

Что такое зажимы, и почему они возникают

Голосовые зажимы бывают постоянными и временными. Проявляться они могут в хрипоте, срывах на тона разной высоты, в тонком или низком звучаниях. Они скрывают выразительность вашей речи, природную красоту тембра.

Выделяют две основные причины их появления:

  1. Физические – неправильная осанка, напряжение, усталость, болезнь или период восстановления. Неумение правильно дышать, задействовать нужные мышцы тела и речевого аппарата.

  2. Психологические – хронический стресс, сильное волнение, желание сделать голос красивее, выразительнее.

На физическом уровне зажимы проявляются в сжатых челюстях, напряженных губах и гортани. На уровне психологии они могут быть вызваны внутренним запретом на выражение своего мнения или эмоций.

Что делать с телом, чтобы снять зажимы

Причины появления проблемы у каждого человека свои, а решение одно – необходимо научиться расслаблять мышцы лица и гортани. Только избавившись от ненужного напряжения, речевой аппарат будет работать легко и свободно, а речь – звучать красиво и выразительно.

Эффективные способы снятия зажимов:

  1. Массаж лица. Можно делать самомассаж, но лучше довериться специалисту, чтобы процедура действительно дала результат. Проработка мышц лица улучшает кровообращение и лимфоток, устраняет спазмы. Помимо расслабления, вы получите дополнительные бонусы: улучшится цвет кожи, разгладятся неглубокие морщины, подтянется овал лица.

  2. Пение звука «Мммм». Для его выполнения встаньте прямо, разведите руки в стороны и пойте звук, не открывая рта. Если выполнять это упражнение правильно, вы почувствуете вибрации, идущие от головы по всему телу. Результат – снятие напряжения с мышц гортани. Благодаря этому голосовые связки не зажимаются, воздух проходит свободно. Выполняйте это упражнение несколько минут перед выходом на сцену.

  3. Бег. Помогает улучшить тонус, насытить клетки кислородом, а заодно расслабить мышцы лица и диафрагмы. Но нужно помнить, что эта нагрузка противопоказана при больных суставах. Возможно, ваш врач порекомендует заменить бег плаванием.

  4. Контроль осанки. Сгорбленные плечи, зажатая диафрагма, сутулость мешают проявлению сильного и красивого голоса. Поэтому мы рекомендуем следить за своей осанкой в быту и на работе, а также подобрать комплекс лечебной физкультуры, направленный на укрепление мышц спины.

  5. Пение. Пойте песни от лица мужчин и женщин, экспериментируя с высотой, интонациями, тембром голоса. Копируйте пение мультипликационных персонажей, детские голоса. Так вы познакомитесь со своими природными возможностями, научитесь контролировать дыхание.

От психологических зажимов поможет избавиться психолог или психотерапевт. Во время тестирования или терапии специалист найдет внутренние причины вашей проблемы, даст индивидуальные рекомендации.

Освобождаем гортань, мышцы лица и челюсть

Первые шаги для снятия голосовых зажимов можно сделать самостоятельно. Для этого предлагаем ознакомиться с нашими рекомендациями.

Напряженные челюсти

Психологи считают, что зажим в этой области появляется из-за стремления скрыть гнев, боль или другие сильные эмоции. Такой человек идет по жизни, буквально стиснув челюсти и разговаривая сквозь зубы.

Чтобы снять напряжение на физиологическом уровне, нужно подвигать нижней челюстью вправо и влево, вверх и вниз. Для усиления эффекта создавайте сопротивление ладонями, чтобы движение давалось с усилием.

Сдавленная гортань

Представляет собой эффект кома в горле. Сопровождать его может першение, сдавленность, желание прокашляться.

Чтобы расслабить гортань, можно работать на уровне мысли – представить ком в горле как физический объект, а затем расправить его. Физиологически зажим снимает зевота и смех. Но при условии, что зевать и смеяться вы будете от души не менее пяти минут подряд.

Зажатые губы

Проблема часто возникает у людей, вынужденных искусственно улыбаться на публике или в личном общении. При этом виде зажима голос становится натянутым и неестественным.

Устранить зажатость поможет артикуляционная гимнастика. Если вы почувствовали проблему, попробуйте выполнить пару несложных упражнений.

  1. Вытяните губы в трубочку и верните в исходное положение. Повторите 5–7 раз.

  2. Вдохните и выдохните воздух с сомкнутыми зубами через расслабленные губы. Упражнение напоминает лошадиное фырканье. Повторите его 5–7 раз.

Могут ли зажимы находиться только в одной или сразу трех областях? Всё индивидуально, даже интенсивность напряжения в разных зонах лица может быть разной.

DSCF4519

практическая отработка навыков 

Упражнения

Для снятия голосовых зажимов мы подобрали три эффективных упражнения. Выполняйте их каждый день, и результаты не заставят себя ждать!

Ямки

Поставьте указательные пальцы на область перед ушной раковиной, где находится «вход» в ухо. Медленно открывайте рот, пока не почувствуете образовавшиеся впадины. На счет «раз» опускайте нижнюю челюсть и погружайте пальцы в ямки. На «два» – закрывайте рот, приподнимая пальцы.

Упражнение помогает расслабить челюстные зажимы.

Алфавит

Положите ладони на нижнюю челюсть и пойте согласные по порядку, соединяя их со звуком «а»: «Бааа, вааа, гаа, даа» и так далее. Произносите звуки тихо и без усилий, контролируя при этом работу речевого аппарата ладонями.

Упражнение помогает расслабить зажимы губ.

Рыбка

Откройте рот и выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Медленно переместите ее в одну сторону, затем в другую, делая плавный полукруг. После этого сядьте за стол, поставьте на него локти и подоприте ладонями подбородок. Откройте рот через сопротивление, подвигайте нижней челюстью вправо и влево.

Упражнение помогает расслабить зажимы челюсти и гортани.

Любите свой голос и мыслите позитивно

Неприятие своего голоса рождается из-за плохого знания собственного тела и его особенностей. Мы слышим себя «изнутри», поэтому записанная на аудионоситель речь кажется незнакомой и чужой.

Второй причиной нелюбви к своему голосу является неприятие себя как личности. Старания изменить свой тембр, высоту, звучание часто приводят в тупик. Организм, чувствуя насилие, сопротивляется, все усилия приводят к обратному результату.

Важно понять и принять тот факт, что ваш голос уникален. Полюбите свое звучание, работайте над его чистотой и силой. Освободитесь от лишнего напряжения, тогда вы получите удовольствие от умения свободно выступать на публике.

В заключение хотим сказать, что для устранения зажимов нужна планомерная работа. Важно подходить к проблеме комплексно: выполнять упражнения, учиться расслабляться, не накапливать в себе отрицательные эмоции. А помогут в этом преподаватели школы ораторского мастерства КОРОЛЬ ГОВОРИТ! На наших занятиях вы сможете развить свое индивидуальное звучание, раскрыть красоту и силу голоса. В результате к вам будут прислушиваться не только друзья и коллеги, но и незнакомые люди во время публичных выступлений!

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Добавить комментарий