Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.
В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.
Причины некорректного произношения
У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:
- Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
- Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
- Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
- Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
- Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
- Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
- Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
- Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.
От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.
Этап 1: подготовка к коррекционной работе
Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.
На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.
Этап 2: постановка звука «р»
Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.
Этап 3: автоматизация вибранта
Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.
Этап 4: введение вибранта в речь
Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.
Составление коррекционной программы
Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.
Техника «Подражание» для простых случаев
Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.
Гимнастика для губ
В комплекс входит 3 упражнения:
- «Улыбаемся!». Малыш улыбается, обнажая все зубки. Продолжительность подхода — 5 секунд.
- «Трубочка». Есть 2 варианта этого упражнения. Ученик вытягивает губы, имитируя трубочку, беззвучно «воспроизводит» звук «у» или смыкает зубки и немного вытягивает губы кпереди так, чтобы образовался квадрат.
- «Двери открываются». Малыш медленно открывает ротик так, чтобы между зубами обеих челюстей было расстояние 10 мм.
Затем улыбается, обнажая зубы.
Гимнастика для языка
Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.
«Блины»
Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.
«Чьи зубки чище?»
Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.
«Кошка»
Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.
«Маляр»
Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.
«Качели»
Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.
«Лошадка»
Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.
«Грибок»
Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.
«Пулемет»
Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».
«Гул самолета»
Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.
Три способа постановки
У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.
- Техника шпателя и соски. Врач надевает соску на шпатель из дерева. Ученик принимает положение «Гул самолета». Специалист производит стремительные движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения — вверх-вниз, слева-направо. Эта техника более эффективна, если голова малыша находится на коленях врача.
- Вибрация — с помощью бумаги. На кончик языка кладут комок бумаги, к нему привязывают ниточку, чтобы бумага не упала на пол и дают крохе. Он прячет язык за верхние зубки и пытается сдуть бумагу с языка.
- Повторы звука «д». Ученик сидит перед зеркальцем, приоткрывает рот, располагает кончик языка у начала верхних зубов и быстро повторяет «д-д-д-д». Затем соединяет «д» с гласными: «д-д-а», «а-д-д» и дальше остальные буквы.
В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.
Домашние коррекционные занятия
С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.
От звука «д»
Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!
Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».
Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.
Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.
Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.
Способ постановки от звука «ж»
Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.
Метод постановки от звука «с»
Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.
Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».
Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.
Введение вибранта в речь
При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:
- сначала малыш проговаривает его в слогах;
- затем произносит его в словах, причем с разными слогами: «р» должно быть и в начале, и в середине, и в конце;
- подключайте рассказы, чистоговорки, фразы — это завершающий этап.
Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.
Почему занятия не помогают?
По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?
Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!
Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть
растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.
В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.
В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.
В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.
Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.
Выводы
Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.
Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.
В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.
Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются неэффективными.
В данной статье вы найдёте 12 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.
1 способ постановки звука [Р]
Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед (в стерильных перчатках) большим и указательным пальцами прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик), ребенок с силой дует на язык и, если правильно проведен подготовительный этап, то сразу же появляется вибрация!
2 способ постановки звука [Р]
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук «ж» (слышится что-то cреднее между звуками: [з] и [ж]) или многократно проговаривать звук [д] (язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] нечеткий). При произнесении звуков ребёнок должен совершать кончиком языка движения вперёд-назад по альвеолам.
3 способ постановки звука [Р]
Наденьте обработанную пустышку на указательный палец ребёнка или на шпатель. Попросите ребёнка поставить язык за верхние зубы к альвеолам. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.
Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл».
Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют.
Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает.
4 способ постановки звука [Р]
Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами в перчатке плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др).
Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др).
Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. И ещё поработать над подготовительным этапом. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.
После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится
раскатистый [Р] с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев.
Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день и несколько раз в день. Начав постановку [Р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.
5 способ постановки звука [Р]
Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].
В норме к 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако есть такие «трудные» звуки, которые не даются многим детям.
Если других нарушений речи нет, то можно попробовать поставить эти звуки самостоятельно.
Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?
В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.
При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.
Как научиться говорить Р — постановка звука
- Развиваем артикуляцию. Кстати, этот «секрет» пригодится при любых нарушениях звукопроизношения. Развить артикуляционный аппарат помогут упражнения. Помните мультик про слоненка и удава? У них была зарядка для хвоста, а у вас будет — зарядка для языка! Найти нужные упражнения совсем несложно в сети. К наиболее простым относятся цоканье как лошадка, высовывание языка, скручивание его в трубочку и так далее. Это тот случай, когда гримасничать не только можно, но и нужно!
- Возможно, причина в короткой уздечке языка. Операция по ее подрезанию несложная и ранка заживает за несколько дней. Если не готовы — попробуйте ее растянуть. Предложите малышу дотянуться языком до кончика носа. Не получается? Тянемся каждый день. Постепенно уздечка растянется и звук Р станет более доступным.
- Приступаем к получению звука. Ребенок кладет свой палец под язык, которым начинает водить из стороны в сторону, постепенно начиная «рычать».
- Еще один вариант получения звука Р. Пусть ребенок откроет рот и произнесет звук «з-з-з». В это время кончиком пальца (можно надеть на него детскую соску или использовать специальный логопедический зонд) постарайтесь двигать уздечку языка туда-сюда, создавая вибрацию. Если упражнение выполнено правильно, вы услышите замечательный звук Р.
- Другой способ. Попросите ребёнка сделать язык чашечкой и, прижав кончик языка к небу, с силой произнести звук «ддд». Пусть ребенок своим пальцем дергает уздечку, ощущая вибрирование. Так вы тоже получите звук Р.
Как научиться говорить звук Л
- Подготавливающие упражнения — цоканье как лошадка с постепенным изменением громкости и скорости звука. Следите за нижней челюстью — она не должна двигаться!
- «Дует ветер» — ребенок должен зажать кончик языка между зубами так, чтобы по бокам оставалось пространство. Нужно выдувать воздух по разным сторонам от языка.
- Пробуем услышать Л. При зажатом между зубов языке попросите ребенка произнести «ыыы» или «ууу». Нужный звук появится сам собой. Следите впоследствии, чтобы «правильный» Л произносился с убранным языком.
Автоматизация звуков Р и Л
Мало научиться произносить звук отдельно от слов, нужно еще и закрепить его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать его. Ребенок должен произносить все звуки правильно, не задумываясь, куда поставить язык и что делать при этом.
Для закрепления произношения нужного звука отлично подходят следующие упражнения:
- Четкое повторение слогов с «нужной» буквой — дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли и т. д.
- Поиск слов на нужную букву. Разложите картинки из детского лото или просто откройте книгу с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву Р или Л. Следите за произношением.
- Чуть позже отлично подойдут скороговорки и чистоговорки. Про Греку, который ехал через реку и траву, на которой лежат дрова, вы и сами знаете. Позволим себе предложить еще несколько: «перепелка перепелят прятала от ребят», «корабли лавировали-лавировали да не вылавировали», «у елки иголки колки», «вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили».
Вариантов задания для автоматизации звуков масса. Главное — заниматься систематично и следить за тем, чтобы ребенок произносил звук правильно и четко.
Общие рекомендации по самостоятельным логопедическим занятиям
- Занятия не должны перегружать ребенка. Длительно одного «урока» не должна быть более 45 минут.
- Обязательно чередуйте типы заданий, чтобы ребенок не уставал.
- Поддерживайте и хвалите ребенка за каждый положительный сдвиг. Не следует ругаться и сердиться, если что-то выполняется неверно. Возможно, пока артикуляционный аппарат не готов к произношению такого сложного звука или ваш сын или дочь не до конца поняли, что нужно делать.
- Используйте при занятиях зеркало. Глядя в него, удобнее контролировать артикуляцию.
- Используйте всевозможные игры и развлечения, чтобы заинтересовать ребенка и не дать ему переутомиться.
- Уроки необязательно проводить дома за столом. Побольше общайтесь — на прогулке, во время повседневных дел. Задавайте вопросы, стимулируя к произнесению нужных букв.
- Не бросайте занятия «на полпути»! Если вам кажется, что звук уже получился, обязательно нужно его ввести в речь, довести произнесение до автоматизма. В противном случае все ваши и детские труды пропадут даром.
- Будьте с ребенком друзьями. Поддерживайте и подбадривайте друг друга. Справившись с такой проблемой, вы сможете донести него, что он сможет преодолеть многие проблемы в своей жизни. С вашей поддержкой или уже самостоятельно.
Дата публикации: 09.07.2016. Последнее изменение: 14.07.2022.
Навыки звукопроизношения у ребенка формируются на протяжении всего дошкольного возраста. У каждого малыша свой индивидуальный темп речевого развития. В 2 года кто-то только начинает произносить некоторые звуки, а кто-то уже читает стихи. Известно, что звук «Р» является сложным для произношения. Он появляется у детей одним из самых последних, а неумение ребенка его выговаривать часто вызывает тревогу у родителей. В каком возрасте отсутствие этого звука в речи нужно считать патологией? Как в домашних условиях помочь ребенку научиться выговаривать звук «Р»? В этой статье Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, связанные с развитием речи у детей дошкольного возраста.
Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Прежде чем начинать занятия с малышом дома, необходимо выяснить причины нарушения речи ребенка и трудностей звукопроизношения. Для этого стоит обратиться к логопеду. Специалисты детского развивающего центра «Созвездие» помогут выявить причину дефекта и может выстроить индивидуальный план занятий.
К основным причинам речевых нарушений у детей можно отнести следующее:
-
Социальные причины
-
Педагогическая запущенность. Проблемы с развитием речи у дошкольников могут возникнуть из-за недостаточного внимания к ребенку. Такое обычно происходит в неблагополучных семьях, или в семьях, где взрослые вынуждены слишком много работать.
-
Двуязычная семья. Ребенок может испытывать трудности при звукопроизношении, если члены семьи говорят на разных языках. Причем в некоторых языках определенных звуков просто нет, поэтому ребенок, попав в среду, где говорят на другом языке, может путаться в звуках.
-
Разговоры с ребенком на «детском» языке. Многие родители неосознанно начинают сюсюкаться с ребенком, искажая слова. Существует мнение, что так дети лучше понимают обращенную к ним речь, да и просто «сюсюканье» звучит забавно и добавляет положительных эмоций. Однако, если ребенок не слышит правильное произношение слов, это значительно замедляет темпы его речевого развития.
-
Дефекты речи у окружающих. Дети копируют произношение близких людей. Если кто-то из тех, кто проводит с ребенком много времени, имеет дефекты речи, скорее всего, они проявятся и у ребенка.
-
Особенности артикуляционного аппарата. Вследствие перенесенных заболеваний у детей могут возникать такие симптомы, как вялость и малоподвижность мышц челюсти, языка и губ. Также к нарушению речи приводят особенности строения артикуляционного аппарата: расщепление нёба, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.
-
Трудности фонематического восприятия. Возможно, ребенок неверно произносит звуки из-за того, что неправильно их слышит. Часто дети путают твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
-
Нарушения слуха.
-
Особенности дыхания. Неправильное звукопроизношение может быть результатом нарушения дыхания, например, при гайморите или аденоидах.
Перед тем как начать делать упражнения для развития правильного произношения дома, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом по поводу возможных причин дефектов речи малыша.
Варианты неверного произношения звука «Р»
- Отсутствие звука в речи (например, «гром» – «гом» или «борода» – «боода»);
- Подмена звука «Р» на более легко произносимые звуки «л», «г», «в» (например, «огурец» – «огулец», «огород» – «огойод»);
- Смягчение (вместо звука «Р» ребенок произносит «Рь»)
Как организовать занятия в домашних условиях
Если Вы хотите самостоятельно поработать над звукопроизношением ребенка и добиться хороших результатов, необходимо правильно организовать пространство и форму проведения занятий. Вот какие элементы необходимы, чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях:
- Зеркало. Чтобы ребенок мог лучше контролировать работу своего артикуляционного аппарата, он должен видеть как движения своего рта, так и вашего (как образец для подражания).
- Расслабленная поза. Лучше всего делать упражнения сидя (при этом тело достаточно расслаблено), максимально концентрируясь на работе мышц рта.
- Игровая форма занятий.
- Регулярность упражнений. Добиться успеха помогут регулярные занятия, длительность которых не утомительна для малыша (10-15 мин в день).
- Развивайте мелкую моторику.
- Хвалите ребенка за успехи.
- Терпение. Звук «Р» является сложным для произношения, поэтому не ждите быстрых результатов. У каждого ребенка своя динамика развития.
- Не заставляйте малыша заниматься, если он этого не хочет. Выждете некоторое время и попробуйте подобрать ключик к ребенку.
Правильная работа артикуляционного аппарата
Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомится с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Р». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.
- Зубы должны быть разомкнуты;
- Рот приоткрыт;
- Кончик языка расположен на верхних альвеолах (перед зубами);
- Края языка прилегают к молярам;
- Основная часть языка приобретает форму ложечки;
- Корень языка приподнят;
- Верхушка (кончик) языка при произнесении звука должна вибрировать.
Следите, чтобы ребенок приводил язык и губы в нужное положение. Если малыш испытывает трудности, улучшить подвижность мышц помогут разогревающие упражнения.
Разминка для органов артикуляции
Каждое разминочное упражнение нужно выполнять 10-20 раз. Исходное положение – улыбка со слегка приоткрытым ртом.
- Проводим языком по небу вперед и назад;
- Проводим языком от одного уголка рта к другому;
- Прижимаем язык к небу и одновременно смыкаем и размыкаем губы (на максимально большой амплитуде);
- Проводим языком по зубам (с внутренней и внешней стороны);
- Касаемся языком каждого зуба с внутренней стороны;
- Высовываем язык максимально далеко;
- Скручиваем язык в трубочку;
- Расслабьте губы и высуньте наружу верхушку языка. Постарайтесь произнести звук «З» в таком положении языка и с языком за зубами.
Для разминки артикуляционного аппарата хорошо подходят скороговорки, в которых содержится множество звуков «Р» (например, «Карл и Клары украл кораллы»).
Упражнения для постановки и автоматизации звука «Р» у детей дошкольного возраста
- Заводим мотор. Отработать вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука «Р» можно на более простом звуке «Д». Для того чтобы «завести мотор», нужно прижать кончик языка к основанию верхних зубов и произносить монотонное «д-д-д-д-д». Обратите внимание ребенка на то, что этот звук, так же как и звук «Р», образуется на сильном выдохе.
- Попросите малыша на выдохе произнести протяжное «ж-ж-ж-ж-ж». С помощью палочки от мороженого (также можно использовать черенок ложки или специальный шпатель) совершайте колебательные движения из стороны в сторону под языком ребенка. Такие действия также создают вибрацию.
- С отставленным назад языком произносим слог «за». Если Вы будете совершать такие же манипуляции, как в предыдущем пункте, образуется звук «Р».
- Чтобы научить ребенка произносить мягкий звук «Рь», попросите малыша потянуть слог «зи» и создайте вибрацию при помощи шпателя.
- Достигнув правильного произношения звука «Р» у дошкольника, приступайте к отработке произношения слогов и слов, содержащих этот звук.
Выводы
Постановка и автоматизация звука «Р» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» в домашних условиях, необходимо с умом подойти к организации занятий: использовать зеркало и логопедический шпатель (его можно заменить подручными материалами) и выполнять упражнения регулярно. Занятия с детьми дошкольного возраста не должны быть слишком длительными, чтобы малыш не уставал. Превратите Ваши тренировки в веселую игру, которая будет интересна ребенку. Будьте терпеливыми, замечайте даже самые незначительные успехи малыша и не скупитесь на похвалу. У Вас обязательно все получится!
Заключение
Звук «Р» является одним из самых сложных для произношения звуков в русском языке. Чтобы малыш научился его выговаривать, потребуется время. Даже если Вы намерены заниматься с ребенком дома самостоятельно, сначала обязательно проконсультируйтесь с логопедом для выявления причины дефекта. Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» обязательно поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и помогут Вашему малышу говорить красиво и четко.
Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья
Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.
К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.
Причины ротацизма
Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:
- Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
- Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
- Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
- Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
- Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
- Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).
Фонетическая характеристика звука [Р]
Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:
- раскрыть губы;
- разомкнуть зубы;
- поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
- с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.
Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.
Ротацизм
Виды ротацизма
Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:
- Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грассирующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
- Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
- Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
- Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
- Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
- Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
- Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
- Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].
Диагностика
Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:
- Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
- Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
- Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
- Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.
В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).
Логопедический массаж
Коррекция
Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.
Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».
Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:
- выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
- активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
- вызов вибрации языка («Комарик»);
- растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).
Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.
Постановка звука
При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:
- по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
- от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
- от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
- от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
- с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.
Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].
Автоматизация
Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.
Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.