Говорю на бок как исправить

Под ротацизмом рассматривают такой речевой дефект, когда затруднено или вовсе не возможно произношение [р].

Звук может издаваться по-разному, только не правильно. Это и шипение, и свист и т.д.

Сегодня мы поговорим про данный дефект речи. Есть ещё один очень схожий дефект — параротацизм, который встречается при нарушении произношения [рь].

Параротацизм иногда выделяют как разновидность ротацизма, так как искажение касается этого же звука [р], только в мягкой его форме.

Например, вместо «вороны» можно слышать различные варианты слова «войона», «волона» или «вогона», но только не то, что надо.

Ротацизм в логопедии

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука [р].

Раньше это явление называли картавостью.

При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.

Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме [р] заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук [р] считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Виды и формы ротацизма

В отечественной логопедии можно найти исследования различных авторов в плане классификации ротацизма.

Одни предлагают целых 30 видов дефектов произнесения [Р]. Другие останавливаются на нескольких формах.

Мы остановимся на восьми разновидностях, как наиболее часто встречающихся.

Увулярный ротацизм

В гортани каждого из нас есть небольшой отросток в виде язычка, который называется увулярным отростком.

Когда звук [Р] произносится с помощью данного отростка, то получается очень близкое по звучанию к нормальному Р.

Именно таким образом Р произносят немцы. Также чем-то напоминает французский Р. По-моему, очень красиво. Хотя в научных логопедических кругах считается нарушением.

Но это в отечественной логопедии, так как русскому Р такое произношение не пристало.

Велярный ротацизм

При велярном ротацизме мягкое небо хоть и вибрирует, но вместо Р получается только грубый рокот.

Как и увулярный, велярный ротацизм принято называть горловым. В народе, просто картавость.

Боковой ротацизм

Если вибрация происходит по краям языка, то получается РЛЬ. Это легко услышать и определить форму картавости.

Щечный ротацизм

Воздушная струя при произнесении Р может проходить между краешками язычка и щеками. Получается лёгкое колебание либо одной, либо обеих щёк.

В этом случае к голосу добавляется небольшой шум.

Одноударный ротацизм

В этом случае язык находится в правильном положении, однако вибрации не происходит.

Вместо Р получается английский D.

Двугубный ротацизм

При таком способе звукопроизношения присутствует вибрация губ, хотя язык не двигается.

Вместо Р слышится ПРР.

Носовой ротацизм

Воздушная струя может проходить через нос. Тогда слышится НГ, так как язык неподвижен.

Гортанный ротацизм

Гортанная форма звукопроизношения напоминает велярную. Однако звук получается несколько приглушённым. Это похоже больше на щелевой Г.

Для наглядности покажем формы ротацизма с их признаками и причинами возникновения в таблице.

Виды ротацизма Таблица

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Причины ротацизма

Сам по себе ротацизм является нарушением, вытекающим из таких речевых нарушений, как: механическая дислалия, дизартрия, открытая  ринолалия.

Часто ротацизму подвержены дети с ФФНР и ОНР.

Как факторы развития ротацизма рассматриваются:

  1. Аномалия языка. Это может быть короткая уздечка, препятствующая языку подниматься вверх.
  2. Аномалия зубочелюстной системы. Расщелины в нёбе и боковой прикус способствуют утечке воздуха сквозь щель. Так и твёрдое нёбо является осложнением для артикуляции Р.
  3. Слабые артикуляционные мышцы. Они препятствуют правильному произнесению звуков Р и Рь. Вибрации языка практически не происходит, поэтому струя выдыхаемого воздуха слишком слаба.
  4. Проблемы с фонематическим слухом. Ребёнок просто не сопоставляет правильный звук с тем, который произносит он сам. но это встречается редко. Чаще всего звук просто заменяется на тот, который ребёнку легче произнести.
  5. Дизартрия. Здесь имеет место быть увулярный и велярный ротацизм. Частыми случаями является боковое искажение, что приводит к паретичности щёк и языка.
  6. Двуязычие и подражание. Если в семье говорят ещё и на другом языке (увулярный — если на французском, или гортанный — если в семье слышна немецкая речь), то ребёнок просто подражает произношению, даже не замечая.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

  1. Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба. Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п. Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.
  2. Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.
  3. Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.
  4. Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Методы коррекции ротацизма

Существуют различные логопедические средства для исправления нарушений речи при ротацизме.

Иногда справиться с этим недугом с помощью таких средств просто невозможно.

Поэтому приходится прибегать к медицинской помощи. Например, чтобы исправить дефект короткой уздечки, потребуется её подрезание.

Если есть неправильный прикус, то требуется на какое-то (иногда продолжительное) время носить брекеты.

Так же и некоторые медикаментозные средства помогают достичь нужного эффекта.

Но это уже назначение должен делать, например, невролог.

Основой же коррекционной работы при ротацизме является проведение специальных занятий с логопедом.

Как правило, работа ведётся в поэтапном режиме: подготовительный этап, постановка и автоматизация звуков, переход и укрепление речи.

Подготовительный этап

Сначала необходимо познакомить человека с правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’].

Хорошо помогает в этом случае наглядность — рисунки, схемы, презентации.

Очень хорошо зарекомендовали себя звуковые видеослайды, когда обучающийся не только слышит звук, но и видит, каким образом ставится язык, растягиваются губы.

Звуковые файлы можно включать многократно.

Раньше всё это делал логопед — произносил, показывал на себе.

Сейчас на помощь пришла техника. На компьютере всё можно чётко увидеть и услышать.

Многократное воспроизведение записи облегчает задачу специалиста.

На подготовительном же этапе показывают, каким должен быть выдох при произнесении звуков [Р] и [Р’].

Проведение артикуляционной гимнастики способствует:

  • выработке подъёма языка вверх;
  • активизировать кончик языка;
  • научиться вибрировать языком;
  • растягивать подъязычную связку.

Далее проводится работа с дыханием. Упражнения подбираются логопедом.

Он же делает логопедический массах, если возникает необходимость в этом.

Упражнения на артикуляцию и дыхание необходимо выполнять не только в кабинете логопеда, но и дома.

Выполнение этих упражнений в домашних условиях не менее двух раз в день подготовят к основным занятиям по постановке и автоматизации звуков [Р] и [Р’].

Следует отметить, что подготовительный этап является очень важным.

И пока навыки выдерживать артикуляционную позу и контролировать выдох не сформируются, переходить к следующему этапе не стоит.

Обучаемый должен иметь сильную направленную воздушную струю.

Упражнения подготовительного этапа

Подготовка органов речи к артикуляции Р-Рь, который является сонорным, поможет овладеть вибрацией.

Следующие упражнения подготовят речевой аппарат, помогут растянуть подъязычную связку и поспособствуют развить эластичность языка.

Упражнение «Лошадка»

Язык прижимается к верхнему нёбу с последующим щёлканьем.

Громкость и темп выполнения щелчков можно изменять.

Упражнение «Кучер»

Благодаря этому упражнению развиваются губные мышцы.

Во время выполнения рот нужно закрыть, заставить губы вибрировать и в это время проговаривать протяжно «тпру-у-у-у-у-у», а затем «тр-р-р-р-р».

Упражнение «Маляр»

Это упражнение необходимо для того, чтобы растянуть уздечку под языком.

Для этого язык подтягивается вверх, затем кончиком начинаем как бы гладить верхнее нёбо.

Упражнение «Зубная щётка»

Улыбаясь, требуется высунуть кончик языка и почистить зубы. Язык должен двигаться по наружной поверхности зубов, а затем по внутренней.

Движения медленные, челюсти в зафиксированной позиции.

Упражнение «Качели»

Язык в распластанном состоянии нужно поднять, завести за верхний ряд зубов с последующим опусканием за нижние зубы.

Рот открывается при этом всего лишь на несколько сантиметров.

Упражнение «Барабанщик»

Это упражнение поможет потренировать кончик языка.

Рот открывается не широко, язык заводится за нижние зубы, при этом необходимо стучать и проговаривать «д-д-д-д».

Темп увеличивается медленно и постепенно.

Такой набор упражнений проводят не только во время подготовительного этапа.

Их же используют и для разогрева мышц в начале каждого логопедического занятия, когда планируется коррекция ротацизма.

По времени эти тренировки сначала продолжаются в течение 15-20 минут, в последующем продолжительность увеличивается до 30 минут.

Постановочный этап

Разные формы ротацизма требуют разного подхода к коррекционным мероприятиям.

Но как показывает практика, эффективнее всего работают дифференцированные методы постановки звука.

Достичь произношения, которое бы соответствовало норме русского языка, возможно:

  • подражательным способом – например, подражать рычанию собаки или льва, воронье карканье или звуки двигателя авто;
  • исходить из опорных звуков Д и Ж;
  • многократное «тд», «дж»;
  • артикуляционные упражнения;
  • механическая помощь коррекции вибрации кончика языка с использованием постановочного зонда или его заменителя.

В редких случаях постановка звука осуществляется в два этапа (например, при щёчном ротацизме).

На начальном этапе работают над проторном звучании, а затем уже отрабатывается вибрация.

Отработка мягкого Р идёт вслед за поставленным твёрдым с последующим выходом на йотированный или И.

Есть универсальный метод, который используется логопедами для устранения ротацизма.

Включает в себя несколько шагов:

  1. Постановка фрикативного Р от Ж. Ребёнка учат произносить звук без вытягивания губ, язык поднимается к альвеолам.
    В этом положение требуется порычать. Звук глухой, воздушная струя сильная.
    При таком звучании вводят звук в открытые слоги.
  2. Начинается постановка полноценной вибрации с использованием зонда-шарика. Зонт проводится по нижней части языка взад-вперёд во время проговаривания фрикативной фонемы. Движения должны быть быстрыми. Струя воздуха сильная с напором. В домашних условиях можно вместо зонда использовать чайную ложку. Этот метод наиболее эффективный в работе с сонорными.

Другой способ называют смешанным. Он используется только в редких случаях, когда зонд-шарик не помог постановке правильного звука.

При смешанном способе:

  1. Постановка начинается от слога ЗА – ребёнок много раз проговаривает слог, язык при этом плавно продвигается вверх к альвеолам. В итоге должен получиться фрикативный Р.
  2. Когда получится Р в сочетании с А, начинается массаж удлинённым зондом и поднятие кончика языка к нёбу. Зонд двигается слева-направо и постепенно Р становится не протяжным, чистым.
  3. Возможно отталкиваться от других гласных. Например, от йотированных: У, О, Э, Ы.
  4. Чтобы получить Рь, отталкиваются от ЗИ. Схема, как в упражнении чуть выше.

Автоматизация

Автоматизация правильного произношения звука Р-РЬ осуществляется в игровой форме, начиная от очень простых, лёгких упражнений с постепенным усложнением.

Речевой материал подбирается в следующей последовательности:

  • слоги, ряды слогов (прямые, обратные);
  • слова с нахождением данного звука в разных частях слова;
  • словосочетания;
  • предложения;
  • чистоговорки.

Далее берутся стихи и рассказы с большим количеством Р/РЬ.

Продолжительность коррекционных занятий при ротацизме составляет от полутора до трёх месяцев.

В редких случаях может и больше. Индивидуальные особенности, причины дефекта, регулярность выполнения упражнений, а также и мастерство логопеда – всё это сказывается на длительности исправления звукопроизношения.

Труднее всего прийти к правильному произношению Р/РЬ при дизартрии. При таком диагнозе логопедическая помощь может потребоваться в течение месяцев и даже лет.

Коррекционная работа с детьми, как правило, ведётся в игровой форме. Используются небольшие и интересные стишки, наглядный материал.

Сначала логопед добивается хорошей вибрации, твёрдого варианта Р, лишь затем переходит к автоматизации мягкого.

В слогах

Никакого творчества при работе со слогами не придумаешь. Это обычное повторение. Многократное.

Но разнообразить задания возможно.

Сначала это будут слоги, начинающиеся со звука Р. Затем группа слогов с позицией Р в середине слога. И завершающий этап – Р в конце слога.

Простое повторение быстро надоедает.

Поэтому можно придумывать небольшие рифмочки.

Ра-ра-ра – на дворе жара.
Ро-ро-ро – посреди двора ведро.
Ру-ру-ру – несу ведро по двору.

Тра-тра-тра – выхожу во двор с утра.
Три-три-три – как красиво, посмотри.

Арь-арь-арь – ты возьми с собой фонарь.

Дре-дре-дре – караси живут в ведре.

В словах

  1. Слова на первых порах лучше брать односложные, аналогично трёхбуквенным слогам: мир, дар, шар, тир, кар, бор, вор…
  2. Далее используем слова, состоящие из двух слогов, в одном из которых есть Р: комар, маляр, пожар …
  3. Далее переходим к чтению слов с Р в середине слова: ведро, квадрат, шаровары, горох, пирог, ура, гора…

В словосочетаниях

Словосочетания должны быть весёлыми, чтобы ребёнку было интересно с ними работать.

Из них тоже можно составлять рифмовочки.

Озорной воробей,
Комара ты не бей.

Пора печь пирог,
Не забудь про творог.

Закрепляем правильную артикуляция в игровой форме:

  1. На картинке изображены животные, среди них… – огромная Рысь (заканчивает ребёнок).
  2. На грядке выросла большая-пребольшая… — румяная Репа.
  3. Отложи в сторону картинки с предметами, в названиях которых есть звук Р и придумай словосочетания, чтобы в каждом слове была Р (красная ручка, красивый букварь, огромный фонарь …).

В предложениях

В работе с предложениями подходят все типы высказывания: стишки, описания картинок, скороговорки и пословицы, придумывание историй по сюжету.

Расскажи по картинке историю. Используй как можно больше слов со звуком Р.

Предложения нужно усложнять, т.е. они должны быть с каждым разом всё длиннее и длиннее.

Прилетел комар.
Созрели орехи.
В речке раки.
В огороде репка, редиска, огурцы.
Крепкая репка потрескалась на грядке.

Или вот такие стишки:

Репка крепкая была,
Очень вкусной слыла.
Репку быстро мы катили,
А потом в ведре сварили.

Такие нелепые на первый взгляд стишки очень полезно заучивать. И всегда помнить, что наша задача – не передать логику и смысл содержимого, а отрабатывать звук Р.

Если будем часто употреблять этот звук в словах, то автоматизация Р будет эффективной.

Дифференциация

Дифференциацией называется процесс чёткого определения и различения разных звуков.

Если ребёнок легко и без ошибок произносит все звуки правильно, то с дифференциацией у него всё в порядке.

Для работы над дифференциацией используют фразы в свободной форме. Задаётся конкретная тема или же набор слов.

Можно задавать вопросы для наводки:

Кто живёт на дереве и похож на кошку? (рысь)
У кого штаны в краске? (у маляра)
Что в руках у шофёра? (руль)

Нужно просить, чтобы ребёнок давал полный ответ, не однословный.

Устранить дефекты речи можно только тогда, когда будут использоваться различные методы в комплексе.

Коррекция ротацизма и параротацизма будет успешной, если занятия проводить на регулярной основе.

Одновременно следует работать над развитием у ребёнка фонематического слуха, внимания, памяти и общего кругозора.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Перекос лица
причины, способы диагностики и лечения

Перекос лица выраженная разница между правой и левой частями лица, при которой наблюдается их несимметричность, разный размер или форма глаз, крыльев носа, уголков губ. Асимметрия проявляется в первую очередь визуально. К этому признаку зачастую присоединяются и другие симптомы перекоса лица — слабость мимических морщин в одной половине лица, затруднения при попытках двигать мышцами и нарушения мимики, например, улыбнуться или нахмуриться, нарушения артикуляции и речи, затруднения при приёме пищи, болевые ощущения по ходу поражённого нерва.

Лицо может перекосить у новорожденного по врождённым причинам или у взрослого человека — в результате перенесённых травм, операций, воспалений нервов и других заболеваний. Лечением проблемы занимаются сразу несколько врачей — невролог, стоматолог, хирург, а при необходимости и другие специалисты.

Асимметрия лица

Асимметрия лица чаще встречается при нервных болезнях и стоматологических патолог иях. Реже причиной симптома становятся травмы, офтальмологические, отоларингологические, врожденные заболевания. Нарушение может быть статическим или динамическим, развиваться вследствие расстройств иннервации, отека, избытка либо недостатка тканей. Определение причины асимметрии осуществляют с использованием данных общего, стоматологического, неврологического, отоларингологического осмотра, рентгенографии, других визуализационных методик. Лечение до установления диагноза не показано.

Почему возникает асимметрия лица

Физиологические состояния

Незначительная статическая (видимая в состоянии покоя) асимметрия лица является физиологической нормой, встречается практически у всех людей. Нормальной считается разница пропорций в пределах 3-5 градусов или 2-3 мм.

Иногда визуально заметные различия между половинами лица усугубляются за счет особенностей мимики. Такая асимметрия (заметная во время напряжения лицевых мышц) называется динамической. Отличия имеют тенденцию усугубляться с возрастом, поскольку человек многократно несимметрично напрягает одни и те же мышцы. Это влияет на состояние мягких тканей, особенности формирования морщин.

Поражение церебральных структур и мозговых оболочек

Асимметрия лица провоцируется травматическими повреждениями, заболеваниями ЦНС различного генеза. В список патологий включают:

  • Сдавление головного мозга. Остро развивается вследствие тяжелой ЧМТ, отека мозга. Постепенно прогрессирует при гидроцефалии, опухолях, кистозных образованиях, расположенных в полости черепа.
  • Инсульт. Возникает остро на фоне артериальной гипертензии, атеросклероза, стенокардии. Может быть ишемическим или геморрагическим. Исходом обоих вариантов патологии становится очаговое поражение головного мозга, вызывающее нарушения нервной регуляции и асимметрию лица.
  • Энцефалит. Очаговые расстройства являются следствием не только нарушений кровообращения, но и воспалительных процессов в головном мозге. Асимметрия лица иногда наблюдается у пациентов, перенесших первичную (клещевой, японский комариный) либо вторичную (гриппозный, коревой, поствакцинальный) формы энцефалита.
  • Менингит. Причиной расстройства симметрии может стать вовлечение черепных нервов, распространение инфекции на мозговые структуры с развитием менингоэнцефалита. Симптом чаще выявляется при гнойном менингите, базилярном туберкулезном менингите.
  • Нейролейкоз. Формируется как осложнение лейкемии. Асимметрия лица может быть обусловлена дисфункцией черепных нервов, возникновением лейкозного менингоэнцефалита, сдавлением мозговых структур у больных псевдотуморозной формой болезни.
  • Прогрессирующая гемиатрофия лица. Постепенное уменьшение половины лица обусловлено атрофией костей и мягких тканей, предположительно вызывается воздействием на вегетативные центры. Изменения появляются на ограниченном участке, со временем распространяются на всю половину лица.
  • Оромандибулярная дистония. Проявляется насильственными движениями: сжиманием, боковыми движениями челюстей, открыванием и закрыванием рта, которые сопровождаются искривлением губ, нарушением симметрии на уровне щек. Возникновение патологии спровоцировано поражением базальных ганглиев.

Асимметрия лица

Асимметрия лица

Патологии черепно-мозговых нервов

Наиболее распространенным заболеванием черепных нервов, вызывающим асимметрию, считается неврит лицевого нерва. Причиной нарушения симметрии становится парез либо паралич мимических мышц. Типичная клиническая картина включает сглаженность носогубной складки, опускание угла рта, невозможность сомкнуть веко, перекос лица в здоровую сторону. Разновидностью паралича лицевого нерва является синдром Рамсея-Ханта. Наряду со слабостью мимических мышц у больных наблюдаются боль в ухе, головокружения, снижение слуха.

У пациентов с синдромом Богорада веточки лицевого либо отводящего нерва прорастают в слюнную и слезную железы. Болезнь развивается в раннем возрасте, реже становится следствием травм у взрослых людей, сопровождается слезотечением, повышенным слюноотделением со стороны поражения. Поражение лицевого нерва проявляется парезом мимических мышц, отводящего нерва – нарушениями слуха, деформацией ушной раковины. У детей асимметрия лица прогрессирует по мере роста.

Поражения челюстей

Достаточно распространенной стоматологической причиной асимметрии лица являются заболевания, последствия травм, врожденные аномалии челюстей и ВНЧС:

  • Артроз ВНЧС. Симптом появляется в процессе открывания рта, обусловлен смещением нижней челюсти в больную сторону. Болезнь развивается постепенно, сопровождается хрустом, щелканьем, утренней скованностью, тупыми болями.
  • Анкилоз ВНЧС. Асимметрия лица сохраняется в покое, усугубляется при попытке открыть рот. Средняя линия лица смещена в пораженную сторону. Нижняя челюсть отводится книзу не более чем на 1 см, горизонтальные движения невозможны.
  • Контрактура нижней челюсти. Отмечаются ограничения при открывании рта, уменьшение амплитуды движений нижней челюсти. Средняя линия также смещается в сторону поражения. Патология может быть нестойкой (воспалительной) либо стойкой (рубцовой).
  • Амелобластома. Одонтогенная доброкачественная опухоль, которая разрушает ткани челюсти, может достигать значительных размеров, вызывать значительную деформацию лица. Новообразование растет медленно, асимметрия в области челюсти становится первым симптомом заболевания.
  • Другие доброкачественные опухоли челюстей. Симптом часто встречается при остеомах, остеоид-остеомах, остеобластокластомах.
  • Рак верхней челюсти. Деформация возникает при достаточно большом размере неоплазии, обусловлена ростом самой опухоли, разрушением близлежащих анатомических структур, воспалительным отеком.
  • Рак нижней челюсти. Асимметрия лица отмечается в случае прорастания новообразования в близлежащие мягкие ткани, деформации альвеолярного отростка.

Еще одна причина асимметрии – дефекты челюстей, которые могут быть врожденными либо приобретенными: возникшими вследствие травм, остеомиелита, туберкулеза, сифилиса, операций по поводу онкологических заболеваний. При дефекте верхней челюсти симптом появляется за счет западания щеки, может сопровождаться образованием ороназального и ороантального соустий.

Для дефекта нижней челюсти характерно нарушение овала лица. За счет смещения челюсти в сторону срединной линии асимметрия усугубляется во время открывания рта. Нарушением симметрии также нередко проявляется микрогнатия – уменьшение челюсти вследствие недоразвития либо предшествующих повреждений. При верхней микрогнатии нижние зубы перекрывают верхние (обратное перекрытие), при нижнем варианте патологии наблюдается скошенный подбородок.

Болезни слюнных желез

Воспалительные процессы и объемные образования слюнной железы вызывают деформацию нижненаружной части лица, становятся причиной асимметрии.

  • Гнойный паротит. В проекции околоушной слюнной железы появляется быстро увеличивающаяся болезненная припухлость. Обнаруживаются повышение температуры, симптомы интоксикации.
  • Мукоцеле. Вызывает асимметрию лица в результате поражения слюнных желез, расположенных в приушной и поднижнечелюстной областях. Припухлость безболезненная, состояние удовлетворительное, признаки воспаления отсутствуют.
  • Киста. Как и в предыдущем случае, симптом наблюдается при вовлечении околоушной, подчелюстной железы, боли и воспалительные проявления не наблюдаются. На фоне инфицирования возможны субфебрилитет, локальная болезненность.
  • Аденома. Доброкачественная опухоль с медленным ростом. При увеличении размера, наряду с асимметрией, отмечаются неприятные ощущения, снижение слюноотделения.
  • Опухоли. В области слюнных желез образуются доброкачественные липомы, невриномы, ангиомы. По клиническим проявлениям новообразования напоминают аденому. В перечень злокачественных неоплазий включают саркомы и карциномы, которые характеризуются быстрым ростом, разрушением мягких тканей. Патологии нередко сопровождаются парезом лицевого нерва.

Другие стоматологические заболевания

В число других воспалительных стоматологических патологий, способных вызывать асимметрию лица, входят:

  • Периостит челюсти (флюс). Страдает только надкостница, сама челюсть остается интактной. Флюс чаще вызывается болезнями зубов. Причиной асимметрии становится локальный отек, формирование гнойника под надкостницей.
  • Периапикальный абсцесс. Гнойник образуется в тканях вокруг корня зуба, провоцируется острым периодонтитом. Проявляется сильной пульсирующей болью в области пораженного зуба. Деформация лица обусловлена распространением отека на окружающие мягкие ткани.
  • Околочелюстной абсцесс. Развивается при поражениях зубов, воспалительных процессах в окружающих тканях. Сопровождается нарушением общего состояния, зубной болью, плотным отеком, в центре которого в последующем образуется участок флюктуации.

К невоспалительным причинам асимметрии относят перекрестный прикус – состояние, при котором зубные ряды перекрещиваются во время смыкания челюстей. Может быть врожденным либо приобретенным. Характеризуется сдвигом подбородка в сторону, западанием губы на одной стороне, уплощением нижних отделов лица – на другой.

Травмы лица

Временная асимметрия лица, обусловленная отеком мягких тканей, наблюдается при ушибах мягких тканей, гематомах лица. Возникает после удара или падения, быстро нарастает в течение нескольких часов, постепенно исчезает на протяжении 1-2 недель. На стадии восстановления отмечается «отцветание» – последовательное изменение цвета кожи в зонах кровоизлияний. При переломах асимметрия вызывается не только отеком, но и смещением твердых структур лицевого черепа. Причиной появления симптома становятся:

  • Перелом нижней челюсти. Нарушение симметрии сильнее заметно по наружному или нижнему краю щеки. В полости рта обнаруживается ступенька (нарушение непрерывности зубного ряда) в области перелома.
  • Перелом верхней челюсти. Лицо становится асимметричным за счет припухлости в верхней части щеки. Возможны кровоизлияния в периорбитальную зону, неврологические расстройства.
  • Перелом скуловой кости. Первоначально припухлость локализуется в области скулы, в последующем быстро распространяется кверху и книзу по наружной поверхности лица. Могут наблюдаться периорбитальные кровоизлияния, двоение в глазах.

ЛОР-болезни

Синдром молчащего синуса возникает в результате ателектаза гайморовой пазухи. Проявляется уменьшением объема придаточного синуса, односторонней деформацией лица: опущением нижнего края глазницы, смещением глазного яблока внутрь орбиты, западанием щеки. Патология развивается на протяжении многих лет, постепенно прогрессирует, на заключительных стадиях сопровождается офтальмологическими нарушениями.

У больных с кистами околоносовых пазух, в отличие от предыдущего случая, асимметрия развивается из-за избытка, а не из-за недостатка тканей. Симптом определяется только при кистах больших размеров, проявляется односторонней деформацией лба либо щеки. Наблюдаются боли в области пазухи, тупые головные боли, рецидивирующие синуситы.

Врожденные и детские патологии

Асимметрия лица диагностируется при следующих врожденных болезнях и патологиях детского возраста:

  • Синдром Стерджа-Вебера. Врожденное заболевание, при котором на коже и мозговых оболочках образуются ангиомы. При гидроцефалии, гемипарезе развивается асимметрия лица на стороне, противоположной расположению ангиом.
  • Кривошея. Врожденная форма обусловлена недоразвитием кивательной либо трапециевидной мышцы, приобретенная – различными заболеваниями, травмами. Ухо, бровь и глаз ребенка на больной стороне располагаются ниже, чем на здоровой. Глазная щель несколько сужена.
  • Болезнь Лермитт-Дуклос. Генетически обусловленная патология, основным проявлением которой является новообразование мозжечка. Еще до начала роста опухоли болезнь может быть заподозрена по асимметрии лицевого скелета, гиперплазии десен, врожденным аномалиям кистей рук, некоторым другим признакам.
  • Острая перемежающаяся порфирия. Наследственное заболевание, проявляющееся приступами, обусловленными нарушениями порфиринового обмена. Асимметрия лица наблюдается в тяжелых случаях, возникает примерно через неделю с момента появления симптомов со стороны ЖКТ, сочетается с другими неврологическими расстройствами.
  • Заячья губа. Аномалия развития, при которой выявляется одна или две расщелины верхней губы, располагающиеся по сторонам от срединной линии. При сопутствующей расщелине неба деформация усугубляется «провалом» в средней части лица, нарушением формы носа.
  • Стигмы эмбриогенеза. Нарушение симметрии может определяться при целом ряде малых аномалий: изменении формы черепа, деформациях носа, глаз, зубочелюстной системы.

Другие причины

В список других возможных причин асимметрии лица входят:

  • Отравление перекисью водорода. Симптом обнаруживается при нарушении мозгового кровообращения, дополняется нарушениями речи, слуха, координации движений.
  • Актиномикоз. Асимметрия наблюдается при челюстно-лицевом актиномикозе, вызывается образованием инфильтрата в области жевательных мышц, развитием тризма.
  • Синдром Каллмана. При данной форме гипогонадизма симптом обуславливается пороками развития и малыми аномалиями лица, сочетается с евнухоидизмом, сердечно-сосудистыми нарушениями, гинекомастией.
  • Ботулизм. Сопровождается асимметрией лица при неврологических расстройствах, вызывающих парез или паралич мимической мускулатуры.

Диагностика

Установление причины асимметрии лица чаще всего осуществляется стоматологами или неврологами. При обнаружении соответствующей симптоматики пациента направляют к отоларингологам, онкологам, эндокринологам, другим специалистам. План обследования может включать следующие диагностические процедуры:

  • Опрос, физикальное обследование. Врач устанавливает время и обстоятельства появления симптома, расспрашивает пациента о других проявлениях болезни. Оценивает выраженность асимметрии в покое, при мимических и жевательных движениях. Выявляет другие изменения: отек, покраснение, побледнение, повышение локальной температуры, опухолевидные образования.
  • Стоматологический осмотр. Включает изучение состояния зубов, десен, твердого и мягкого неба, слизистой других участков, костей лицевого скелета. Позволяет подтвердить наличие больных зубов, воспаления, травмы, нагноения, опухоли.
  • Неврологический осмотр. Специалист изучает иннервацию лицевых мышц, предлагая пациенту выполнить определенные движения: наморщить лоб, поднять и опустить брови, надуть щеки, показать язык, оскалить зубы, проследить глазами за движениями неврологического молотка. Затем невролог осуществляет пальпацию доступных точек выхода нервов.
  • Оториноларингологический осмотр. Предусматривает проведение специальных исследований. При подозрении на патологию придаточных пазух может быть выполнена эхосинусоскопия или диагностическая пункция. При жалобах на нарушение слуха производятся аудиометрия, камертональное исследование и др. При вестибулярных расстройствах рекомендованы вестибулометрия, вращательные тесты.
  • Рентгенография. С учетом выявленных патологических изменений пациенту назначают рентгенографию зуба, рентгенологическое исследование челюсти или околоносовых синусов. В некоторых случаях необходимы рентгенограммы черепа, шейного отдела позвоночника.
  • Ультразвуковое исследование. В ходе обследования может быть проведена сонография слюнных желез, придаточных пазух, мягких тканей. При обнаружении признаков сдавления головного мозга показана эхоэнцефалография.
  • Другие визуализационные методики. Чаще всего для уточнения диагноза, детального изучения характера изменений, объема и расположения патологического очага применяются КТ или МРТ. При неврологической патологии могут быть назначены ПЭТ-КТ, ОФЭКТ головного мозга.
  • Лабораторные анализы. По общему анализу крови судят о наличии и выраженности воспаления, по результатам микробиологического исследования определяют возбудителя и его чувствительность к антибиотикам. При объемных образованиях проводят гистологическое и цитологическое исследование мазков, пунктатов, биоптатов.

Устранение асимметрии лица

Устранение асимметрии лица

Лечение

Этиология асимметрии лица очень разнообразна. Многие заболевания, сопровождающиеся этим симптомом, могут представлять серьезную угрозу для здоровья пациента, особенно – при позднем начале лечения. Самолечение в подобных случаях недопустимо, появление данного признака должно рассматриваться как повод для немедленного обращения за медицинской помощью.

Консервативная терапия

План лечебных мероприятий варьируется с учетом особенностей патологии. Во многих случаях рекомендована специальная диета. При стоматологических заболеваниях может проводиться лечение кариеса, пульпита, периодонтита. Больным с асимметрией лица назначают медикаменты следующих групп:

  • Анальгетики. Показаны при выраженном болевом синдроме. Возможны внутримышечные инъекции или прием таблетированных форм.
  • НПВС. Требуются для уменьшения выраженности воспаления, отека, болевого синдрома. Средства общего действия принимаются короткими курсами для снижения риска развития побочных эффектов со стороны печени и ЖКТ.
  • Антибиотики. Необходимы при общих бактериальных инфекциях, локальных воспалительных процессах. Вначале используют препараты широкого спектра действия, после получения результата микробиологического анализа корректируют схему антибиотикотерапии с учетом чувствительности возбудителя.
  • Антисептики. Медикаменты местного действия применяются в форме полосканий. Рекомендованы при наличии воспаления, ран на слизистой, после проведения операций.

Медикаментозную терапию в ряде случаев дополняют физиотерапией. При лечении заболеваний, провоцирующих асимметрию лица, могут назначаться электростимуляция, УВЧ, лекарственный электрофорез, другие методы. При онкологических патологиях проводят химиотерапию, лучевую терапию.

Хирургическое лечение

С учетом характера заболеваний осуществляются следующие операции:

  • Нервные: эндоскопическая или транскраниальная эвакуация гематом, удаление размозженных участков мозга при ЧМТ, иссечение опухолей и абсцессов, шунтирующие вмешательства, статическое подвешивание угла рта, динамическое подвешивание угла глаза или рта.
  • Стоматологические: удаление зуба, иссечение кисты или опухоли слюнной железы, вскрытие абсцессов полости рта.
  • Челюстно-лицевые: артроцентез, лечебная артроскопия, лаваж, эндопротезирование ВНЧС, вскрытие абсцессов и флегмон мягких тканей, ринохейлопластика, ринохейлогнатопластика, другие способы коррекции расщелины лица.
  • При травмах: остеосинтез челюсти, обычное и межчелюстное лигатурное связывание, шинирование челюсти.
  • Отоларингологические: удаление кист околоносовой пазухи.
  • ИНВИТРО
  • Библиотека
  • Симптомы
  • Асимметрия лица.

Асимметрия лица. Местные причины

Асимметрия лица – причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Форма лица зависит от анатомических особенностей черепа, объема и иннервации мышечной ткани, а также от различных заболеваний, которые могут нарушать симметричность черт.

Разновидности нарушений симметрии лица

Различают несколько видов асимметрии, вызванных аномалиями костных структур (костей мозгового и лицевого отделов черепа, нижней челюсти), хрящевых тканей носа, ушных раковин, а также мышечной ткани лица. Асимметрия лица может быть вызвана поражением лицевого нерва и его ветвей, что ведет к нарастанию слабости или парезу мышц на одной половине лица. Аномалии костей черепа могут развиваться внутриутробно и быть следствием генетических факторов и неблагоприятного течения беременности и/или возникать уже после рождения ребенка при неправильном развитии или заболеваниях, приводящих к дефектам костной ткани (опухоли, травмы). Аномалии хрящевых тканей лица, которые образуют каркас носа и ушных раковин, либо бывают врожденными (одностороннее увеличение или недоразвитие ушной раковины, искривление носовой перегородки), либо появляются вследствие различных травм и заболеваний. Часто нарушение симметрии происходит из-за поражения одного из височно-челюстных суставов.

Причины возникновения асимметрии лица

В основе мышечной асимметрии лица чаще всего лежит нарушение деятельности мимических мышц вследствие поражения лицевого нерва и его ветвей.

Блокада лицевого нерва может быть следствием невропатии (поражения нервных волокон), травмы или оперативных вмешательств на шее, в челюстно-лицевой и околоушной области.

Наиболее часто причиной блокады становятся невриты, в число которых входят паралич Белла (распространенное заболевание, природа которого до сих пор неизвестна), shutterstock_191291927.jpg отогенные (связанные с ухом) и инфекционные невриты (вызываемые вирусами герпеса, полиомиелита, паротита). Второе место занимают осложнения после оперативных вмешательств. На третьем месте – посттравматические повреждения лицевого нерва при черепно-мозговой травме. Во многих случаях даже при сохранении целостности лицевого нерва его функции необратимо утрачиваются. Следствием такого осложнения служит паралич мимических мышц на стороне поражения и нарушение функций глотания, жевания и речи. Возможны трудность смыкания век, слезотечение, нарушение вкуса. Показатель поражения лицевого нерва – асимметрия мимических морщин. Иногда возникают непроизвольные движения с одной стороны лица – так называемые тики.

Во время внутриутробного формирования черепа ребенка возможна его деформация при асимметричном зарастании швов. Чаще всего односторонней облитерации (заращению) подвергается венечный шов (плагиоцефалия),
Деформация черепа при асимметричном зарастании швов.png
что приводит к уплощению лобной кости, так что голова приобретает форму скошенного овала.

К плагиоцефалии может привести кривошея (односторонний повышенный тонус шейных мышц), обуславливающая постоянный наклон или поворот головы. Выраженная плагиоцефалия может приводить к нарушению развития мозга.

Другой вид аномалии, который приводит к асимметрии лица, – искривление носовой перегородки. Чаще всего это бывает следствием неравномерного роста левой и правой половины черепа. Носовая полость приобретает неправильную форму, происходит искривление носовой перегородки. Другой причиной искривления могут быть травмы лица, полипы и опухоли слизистой оболочки носа.

К одному из самых тяжелых дефектов черепа, которые приводят к асимметрии лица, относится деформация костей вследствие опухолевого разрастания (остеома, остеохондрома). Так, остеома часто разрастается в придаточных пазухах носа, особенно лобной и решетчатой, смещая глазное яблоко. Если опухоль вырастает в носовой полости, она приводит к искривлению носовой перегородки. При локализации в челюстных костях новообразование обуславливает асимметрию подбородка.

Поскольку опухоль растет очень медленно, человек долгое время не замечает «вздутия кости», что приводит к сохранению дефектов даже после удаления новообразования.

Достаточно частой причиной асимметрии лица являются аномалии височно-нижнечелюстного сустава. Симметричность расположения суставных головок определяет правильный прикус и работу нижней челюсти. При расположении суставов на разном уровне вследствие врожденных дефектов, частичном или полном отсутствии суставных головок, укорочении ветви нижней челюсти с какой-либо стороны происходит формирование перекрестного прикуса. Постнатальные (послеродовые) нарушения чаще проявляются в чрезмерном развитии или недоразвитии одного из суставов. Нарушение работы сустава отражается на мышечном и связочном аппарате нижней челюсти, приводя к перенапряжению жевательных мышц из-за попытки фиксировать сустав. В свою очередь, гипертонус жевательных мышц обуславливает напряжение кивательной и трапециевидной мышц.

Эта патологическая цепочка приводит к формированию асимметрии лица.

Зубочелюстные аномалии могут также стать причиной асимметрии лица вследствие нарушения прикуса. Так, при перекрестном прикусе нарушение симметрии лица особенно заметно при боковом смещении нижней челюсти. Нарушение прикуса может происходить вследствие врожденных пороков (гемиатрофия лица (уменьшение размеров половины лица), сквозное несращение верхней губы, альвеолярного отростка и нёба).

Диагностика и обследование

При невропатии лицевого нерва диагностическую ценность представляют электромиография и МРТ.

МРТ головного мозга

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

Неправильное развитие костей черепа, которое приводит к его асимметрии, выявляется при пальпации черепных швов. Дополнительная диагностика проводится с помощью краниографии – рентгенографии костей черепа. Оптимальный метод диагностики деформаций черепа – трехмерная компьютерная томография. Ее проведение необходимо при планировании лечения. Этот метод исследования применяют и в случае других врожденных и приобретенных дефектов костей лицевого черепа (расщелины, травмы).

При аномалиях височно-нижнечелюстного сустава диагноз ставится на основании визуального осмотра и панорамной рентгенографии,

МРТ и КТ. С помощью панорамной рентгенографии выявляют выраженные дегенеративные, травматические или диспластические изменения. При слабо выраженных изменениях мыщелковых отростков и нарушении суставных элементов необходимо КТ-исследование, а в случае смещения диска сустава – МРТ.

Что делать при появлении асимметрии лица

Асимметрия лица, как правило, развивается постепенно, поэтому нередко врачи диагностируют ее во время приема по поводу другого заболевания.

Появление асимметрии лица после переохлаждения, инфекционных заболеваний, кратковременного нарушения мозгового кровообращения может свидетельствовать о поражении лицевого нерва, что требует немедленного обращения к врачу.

К каким врачам обращаться

Асимметрия – не самостоятельное заболевание, а следствие различных видов патологии. При поражении лицевого нерва лечение проводит невролог или нейрохирург.

При асимметрии, вызванной плагиоцефалией или костными опухолями, оперативное лечение проводит нейрохирург, а последующую компенсацию черепно-челюстно-лицевых осложнений – окулист, оториноларинголог, логопед, психоневролог.

Если асимметрия лица появилась вследствие дисфункции височно-нижнечелюстного сустава или зубочелюстных аномалий, лечебные мероприятия назначает стоматолог либо челюстно-лицевой хирург.

Лечение

При лечении повреждений лицевого нерва используются как хирургические, так и консервативные методы. Оперативные вмешательства проводятся с целью восстановления проводимости лицевого нерва и двигательной функции мимических мышц. Для восстановления симметрии лица применяют пластические операции. Важная роль при этом отводится лечебной гимнастике, электромиостимуляции и массажу в пред- и послеоперационный периоды.

При медикаментозной терапии используют анальгетики, противоотечные и противовоспалительные препараты, витамины, особенно группы B, антиагреганты.

Синдром плоской головы, или позиционная плагиоцефалия, достаточно легко распознается и хорошо поддается лечению. Во избежание закрепления асимметрии детей необходимо как можно чаще выкладывать на животик. Для изменения положения головы вешать яркие игрушки на сторону, противоположную дефекту. Кроме того, необходим массаж, использование ортопедических шлемов.

При врожденном сращении черепных швов необходима хирургическая коррекция в первый год жизни.

Для коррекции дисфункций височно-нижнечелюстного сустава проводят комплекс лечебных мероприятий, который включает, помимо медикаментозного лечения, коррекцию питания (исключение твердой пищи), ношение разгрузочных кап, физиотерапевтические процедуры. Выбор между консервативной терапией и хирургическим вмешательством определяется степенью поражения сустава.

Источники:

  1. Клинические рекомендации «Врожденные аномалии костей черепа и лица, врожденные костно-мышечные деформации головы и лица». Разраб.: Общество специалистов в области челюстно-лицевой хирургии. – 2021. 
  2. Клинические рекомендации «Кисты челюстно-лицевой области и шеи». Разраб.: Общество специалистов в области челюстно-лицевой хирургии. – 2021.

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

Информация проверена экспертом

Лишова Екатерина Александровна

Высшее медицинское образование, опыт работы – 19 лет

Поделитесь этой статьей сейчас

Рекомендации



  • 5329

    18 Мая



  • 5313

    14 Мая



  • 12732

    09 Апреля

Похожие статьи

Высокая температура

Повышение температуры служит защитной реакцией организма и может происходить под влиянием разных факторов. Обязательно следует разделять такие состояния, как гипертермия (перегревание) и лихорадка, которая тоже сопровождается повышением температуры тела, однако ее механизм отличается от перегревания и требует иных мер воздействия на организм.

Ацидоз

Ацидоз: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Паралич

Паралич: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Болит голова

В основе головной боли лежит раздражение болевых рецепторов, расположенных в:

  • твердой мозговой оболочке и сосудах мозга;
  • надкостнице черепа, сосудах мягких тканей головы, мышцах.

Сама же мозговая ткань не содержит болевых рецепторов.

Биохимический анализ крови

Биохимический анализ крови: показания к назначению, правила подготовки к сдаче анализа, расшифровка результатов и показатели нормы.

Хотя мы нередко считаем «воспаление лицевого нерва» проблемой взрослых, неврит или невропатия этого нервного окончания может возникать у детей и подростков любого возраста. И причины могут быть различные – от родовых травм до обычных ОРВИ и гриппа. Рассказываем, почему может поражаться лицевой нерв, как это выявить по внешним признакам и как лечат невриты у детей.

Новорожденные: главная причина – травма в родах

Новорожденные: главная причина – травма в родах

Выявить неврит и даже парез лицевого нерва у младенцев порой непросто. Это нервное окончание отвечает за мимику, которая у малышей еще недостаточно выражена. На что надо обратить внимание?

  • Асимметрия лица – например, одна щечка может казаться более пухлой, увеличенная ширина глазной щели («заячий глаз»).
  • Опущенные уголки рта, особенно во время плача – ротик искривляется.
  • При парезе лицо выглядит застывшим, как будто онемело.
  • Появляются проблемы с прикладыванием к груди или вскармливанием из бутылки, так как мышцы работают хуже. Сосание становится неэффективным, пища может вытекать изо рта, появляются отказы от груди, неправильные захваты. В дальнейшем есть сложности с пережевыванием, глотанием, гулением, речью.

Один из явных (хотя и необязательных) признаков у младенцев – подсыхание слизистой глаза. Может быть и наоборот – на стороне пораженной нервной ветви постоянно текут слезы.

Поражение лицевого нерва у малышей, в отличие от взрослых, не так заметно, и нередко выявляется только из-за характерной «гримасы» во время плача.

В медицинской литературе ее называют «синдромом Мебиуса», объясняющим симптомы незрелым ядром лицевого нерва.

Важно: поражение лицевого нерва периферического типа у младенцев надо обязательно дифференцировать с последствиями черепно-мозговой травмы! Данный случай относится к опасным ситуациям: новорожденные с периферическим поражением даже при хороших показателях по Апгар склонны к резкому ухудшению состояния и требуют повышенного внимания.

Причины невритов у детей старшего возраста

Неврит лицевого нерва – одна из самых распространенных невропатий: до 5% у людей всех возрастов, а у детей на его долю приходится почти каждый третий случай воспалительных процессов в периферической нервной системе.

Причиной неврита может стать частая в дошкольном возрасте инфекция среднего уха, синусит, паротит. Вызывают воспаление лицевого нерва также травмы, опухоли, осложнения гипертензии и сахарного диабета, постоперационные последствия. Однако по исследованиям в трех из четырех случаев такая невропатия у детей развивается вследствие инфекций.

  • В 35% случаев постинфекционных невритов у детей виноваты энтеровирусы.
  • В 25% – вирусы гриппа.
  • 15% невритов – следствие аденовирусной инфекции.
  • Герпесовирусные инфекции – причина 8-15% невритов.
  • Остальные случаи вызваны вирусами Коксаки, ветрянки, полиомиелита, а также корью, скарлатиной, туберкулезом и т. д.

У части детей неврит идиопатический – то есть, непонятно, что его вызвало.

Факторы риска поражения лицевого нерва у детей:

  • переохлаждения области головы («продуло»);
  • острые вирусные инфекции, особенно респираторные;
  • травмы;
  • стрессы и перенапряжение;
  • сахарный диабет у ребёнка;
  • новообразования, в том числе доброкачественные.  

Как развивается неврит лицевого нерва у ребёнка?

Как развивается неврит лицевого нерва у ребёнка?

Чаще всего симптоматика нарастает остро, за несколько часов. Реже – в течение 3-10 суток. Кроме вирусной инфекции в анамнезе нередко есть общее или локальное переохлаждение.

  • Более, чем в половине случаев невропатия лицевого нерва сначала проявляется ноющей болью за ухом.
  • На следующее утро после начала болезни развивается слабость лицевых мышц, изменение мимики: сглаженные складки на лбу, опущение брови, уголка глаза, нижнего века и губ, крыла носа.
  • Общее самочувствие обычно в норме.
  • На пике болезни у большинства отмечается нарушение вкусового восприятия на передней части языка.
  • Активно двигать мышцами на стороне пораженного нерва не получается, если попросить ребёнка надуть щеки, то одна будет сдуваться, выпуская воздух из уголка рта, а улыбка становится кривой.

Диагностика невропатии

Как правило, диагностика проводится при осмотре ребёнка и сборе анамнеза. В случаях, когда есть подозрение на более серьезные причины неврита лицевого нерва, чем острые респираторные заболевания, направляют на дополнительные консультации к окулисту, оториноларингологу, неврологу, стоматологу.

Также могут потребоваться дополнительные исследования: анализ крови, рентген, электронейромиография и т. д.

Лечение и осложнения

Лечение и осложнения

Выбор терапии проводит врач, основываясь на выявленной причине неврита, длительности болезни и ее течении, а также возрасте и иных особенностях пациента.

В клинических исследованиях российских ученых проверено действие препаратов при неврите лицевого нерва у детей: ибупрофен назначают для снятия воспалительного и болевого синдромов, при неврите после ОРВИ препаратом выбора может являться антибиотик амиксин и его аналоги, при герпесовирусном воспалении – ацикловир.

Дополнительно могут использоваться физиопроцедуры, массаж лица и головы, гимнастика, рефлексотерапия.

Прогноз в целом благоприятный, но лечение длительное: для восстановления работы нерва может потребоваться не меньше месяца, а в запущенных случаях – до полугода. В 80% восстановление полное, серьезные остаточные явления (неполная работа мимических, жевательных мышц, частичные парезы) отмечаются в 8% ситуаций.

К осложнениям болезни относят контрактуру мимических мышц, которая начинается с легкой покалывающей боли, затем ощущения подергивания мышечных волокон, «стягивания» половины лица. Все это изменяет мимику, мешает улыбаться, четко говорить, правильно пережевывать пищу.

Профилактика невритов

  • Так как частая причина невритов лицевого нерва у детей – это перепад температуры (в транспорте у открытого окна, в машине с кондиционером, после занятий спортом выбежать на улицу и т. д.), то надо объяснять ребёнку опасность таких поступков.
  • После ОРВИ и ОРЗ надо выдержать положенное время до начала посещения детских учреждений, прогулок, занятий физкультурой.
  • Все виды отитов у детей необходимо вовремя и полноценно излечивать.

Если у ребёнка вдруг заметна асимметрия лица, он не может закрыть глаз, рот с одной стороны опущен, пища выпадает – срочно к врачу. Своевременная диагностика и терапия – основные факторы результативного лечения и отсутствия последствий неврита.

Клещевой энцефалит у детей / Помогаева А. П., Караваева М. О. // Детские инфекции. 2019 №2.

Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения / Ратнер, А.Ю. // М. : Лаборатория знаний 2020

К вопросу о медицинской помощи детям первых месяцев жизни с повреждением лицевого нерва в результате родовой травмы / Крюкова И. А., Икоева Г. А., Сайдашева Э. И., Баиндурашвили А. Г., и др. // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2018 №3

Добавить комментарий