Грамоты онфима как нашли

Автопортрет Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Берестяная грамота № 200. Выписана также половина азбуки от А до К

Онфим (народная версия греческого имени Анфим) — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199—210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 13—14 июля 1956 года.

Хронология[править | править код]

Грамота № 206, содержащая склады, фрагмент из тропаря: «Иже в шестый час…», а также семерых забавных человечков, число пальцев которых сильно варьируется.

В издании «Новгородские грамоты на бересте»[1] грамоты Онфима № 199—210 и рисунки без текста получили стратиграфическую датировку примерно 1224—1234 гг. Однако в 1996 году было установлено, что найденная позже грамота № 331, такого же учебного характера, также написана весьма характерным почерком Онфима, между тем она датирована по слоям 1268—1299 гг. Проверка археологической документации позволила установить, что все грамоты и рисунки можно отнести к промежуточному ярусу: 1234—1268 гг. Судя по рисункам, Онфиму было 6—7 лет.

По-видимому, Онфим все свои грамоты и рисунки (кроме, возможно, № 331) одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе[2].

Онфим-ученик[править | править код]

Донце туеска (берестяная грамота № 199), активно исписанное и изрисованное Онфимом. На двух перекрещивающихся полосках бересты (слева) — полная азбука и склады. На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь»

Основная масса грамот Онфима — учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагал, что его упражнения — закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке… би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз — ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века.

Онфима также учили различным стандартным текстам. Например, грамота № 199 содержит традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ» (Данила — это, возможно, другой мальчик, учившийся вместе с Онфимом; А. В. Арциховский предполагал, что грамота № 201, почерк которой очень похож, но имеет не очень чёткие различия в некоторых буквах, написана не Онфимом, а Данилой). В грамоте № 203 Онфим записывает молитвенную формулу, которая могла служить и подписью: «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму». Грамота № 202 содержит, вероятно, учебный образец деловой записки: «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки». Наконец, в ряде грамот (206, 207, 331, возможно, 208) Онфим выписывает различные короткие фрагменты из Следованной Псалтири, тут же их бросая или «переходя» в другой текст.

Записи Онфима — ценное свидетельство начального образования в Новгородской республике. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.

Онфим-художник[править | править код]

В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. Под этим всадником Онфим (возможно, мечтавший сам стать воином), подписал своё имя: «Онѳиме». Под другим человечком он подписывает: «Павле», а под сказочным зверем — «Ѧ звѣре».

Это одни из самых древних известных нам детских рисунков.

Память[править | править код]

Памятник Онфиму работы Сергея Гаева

В сентябре 2015 года в Великом Новгороде появилось сразу два памятника Онфиму и его рисункам.

Первым подобным памятником стало изображение в металле двух рисунков Онфима рядом со зданием Детского музейного центра. Автором скульптуры стал известный новгородский скульптор Вячеслав Смирнов.[3].

Неделей позже входа культурного центра «Диалог» в Новгороде был поставлен второй памятник Онфиму работы скульптора Михаила Ющенко. Его особенностью является то, что он подвижный: если тронуть его за нависшую в воздухе ногу (скульптура стоит на одной ноге), то лицо начинает корчить гримасы, и при этом зазвенит специально добавленный бубенчик на подвесе, изображающий сердце[4].

23 августа 2019 года в Великом Новгороде на месте находки первой берестяной грамоты был установлен бронзовый памятник Онфиму работы художника Сергея Гаева. Мальчик изображён в процессе работы над грамотой № 206.[5]

Примечания[править | править код]

  1. А. В. Арциховский, В. И. Борковский. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956—1957 гг. М., 1963
  2. Лекция Андрея Зализняка «Новгородская Русь по берестяным грамотам: взгляд из 2012 года Архивная копия от 31 декабря 2013 на Wayback Machine».
  3. В Великом Новгороде появился мальчик Онфим. А будет ещё один // Ваши новости, 5 сентября 2015.
  4. Уличная скульптура «Онфим» открылась в Великом Новгороде Архивная копия от 15 декабря 2019 на Wayback Machine // REGNUM, 11 сентября 2015.
  5. Бронзовый Онфим: на месте находки первой берестяной грамоты в Новгороде открыли памятник Архивная копия от 26 февраля 2021 на Wayback Machine // foma.ru, 2 сентября 2019.

Литература[править | править код]

  • Стаменова А., Данилевский И. Нарисовал на бересте и подписал в уголке… // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. — М.: Индрик, 2018. — Вып. 13. — С. 247—256.
  • Янин В. Л. Устами младенца // Я послал тебе бересту. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 50—70.
Берестяная грамота Онфима
Берестяная грамота Онфима

Почему записи средневекового русского мальчика являются одним из самых ценных артефактов истории Руси домонгольского периода?

Что так удивило ученых, нашедших берестяные грамоты маленького новгородца?

Новгородская береста

До середины ХХ века все сведения, которые отечественные историки могли получить о самых ранних веках становления Руси, черпались только из одного источника — официальных летописей и государственных документов.

Эти письменные источники затрагивали только самые важные политические события. Также тексты часто составлялись монахами, что придавало им сугубо церковный характер. Понять из них, как жил обычный человек в Древней Руси, было невозможно. Быт, нравы, уровень культуры обычного русича X – XIII веков оставался тайной за семью печатями.

Поэтому находка берестяных грамот в Новгороде стала в свое время настоящей сенсацией. Массовые раскопки в этом городе начались только в конце 1950 годов. Причиной поисков стала находка письма монаха XII века. В нем священнослужитель порицает новгородцев, что они выбрасывают свои записки в мусор. Дьякон спрашивает у своего начальства — не грешно ли так обращаться с написанным словом?

Если записок было так много, что ими разбрасывались — значит, хотя бы часть из них можно было попытаться найти. И в Новгород направляются несколько археологических партий.

Онфим. Почему записки средневекового мальчика шокировали?

Оказалось, что особенности климата и почв в регионе обеспечили сохранность предметов культуры и быта самого раннего этапа развития княжества. Настоящим сокровищем стали обычные записки горожан, которые делались на бересте.

Этот материал ничего не стоил, поэтому его могли использовать люди разного достатка. Острым предметом на березовой коре выцарапывались памятки о хозяйстве, покупках, писались послания к близким и т.д. Это и обеспечивало их сохранность: чернила бы давно размылись, а вот процарапанное уцелело в земле.

Грамоты стали настоящей энциклопедией быта обычного горожанина домонгольской эпохи.

Дневник маленького Анфимия

На небольшой территории археологи нашли сразу целую кипу записок и рисунков мальчика. Он подписывался как Онфим — видимо сокращенное от церковного Анфимий. Мальчик делал записи на ненужной взрослым бересте и хранил в своих тайниках в пределах одного дома. Возможно также, что записки мальчика сохранили на память его родители.

Записи были самые обычные — прописи, на которых мальчик отрабатывал еще не очень ровный почерк. Рисунки. Послания другу Даниле. Одна грамота видимо служила ответом от Данилы Онфиму.

Онфим. Почему записки средневекового мальчика шокировали?

Мальчик бесхитростно выражает свои мечты стать воином, изображает животных и другие образы, свойственные детским рисункам.

Что удивительного нашли ученые в этих записях?

Анализ бересты, на которой Онфим вел свои записи, позволяет достоверно утверждать, что мальчик жил в начале XIII века.

В Европе в это время 99% населения не владели грамотой. Даже многие короли и влиятельные аристократы не могли написать ничего, кроме своего имени. Среди военного сословия поставить свою подпись в средневековой Европе могли единицы. Городские же обыватели были почти поголовно неграмотными.

В Новгороде же мальчик явно из не самой богатой семьи обучается письму, пишет друзьям. Ребенок четко понимает значение написанного. Ведь некоторые из 12 своих грамот он сопроводил иллюстрациями. Рисует зверя и подписывает — «зверь». Мальчик пишет другу, а значит — грамоте обучаются многие дети, образованность – обычное явление для новгородцев XIII века. Соответственно есть либо школа, либо учителя, которые занимаются с мальчиками грамотой.

Это свидетельствует об очень высоком уровне культуры населения Древней Руси. Новгород XIII века был более образованным и развитым центром, чем европейские столицы того же периода.

Второй факт, поразивший ученых — возраст Онфима. Исследователи по почерку и стилистике рисунка смогли установить, что мальчику не более 7 лет. Это свидетельствует о том, что для новгородцев грамота — норма жизни. Обучать ей начинали детей уже в раннем возрасте, ненамного отличающимся от того, в котором учат читать и писать дошколят сегодня.

Если современные 7-летние дети почти полностью погружены в мир гаджетов, так что необходимость в письме у них минимальна, в XIII веке, естественно, проблемы были совершенно другого толка. На тот момент на территории России еще не было бумаги, и все записи делались на бересте. А находка в районе Новгорода позволила узнать — чем жили дети того времени.

Береста Онфима под стеклом.

Береста Онфима под стеклом.

В XIII веке бумага, какой мы знаем ее сегодня — с проклейкой в массе — существовала только в Азии и в Испании, куда ее привезли мавры. На территории России повсеместно использовалась береста — самый доступный материал и один из самых удобных для письма. Берестяные грамоты являются ценнейшим материалом, который позволяет узнать быт средневековых людей и проследить историю восточнославянских языков.

Полная азбука и склады. На другой стороне - — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь».

Полная азбука и склады. На другой стороне – — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь».

Берестяные грамоты обнаружили в районе Великого Новгорода на Неревском раскопе чуть почти 70 лет назад. Еще до этого находили отдельные фрагменты документов, написанных чернилами на бересте, однако находки в 1951 году сразу 9 таких свитков (позже их найдут более тысячи) были другими. Вместо хрупких чернил, надписи на этих документах были нацарапаны, а потому сохранились намного лучше.

Рисунки Онфима.

Рисунки Онфима.

Целых 12 грамот, найденных в Великом Новгороде, было создано мальчиком по имени Онфим, которому было, судя по всему, 6-7 лет. Он не только писал на берестяной коре, но и рисовал (рисунки не были пронумерованы и зачислены в общее количество грамот). Специалисты выяснили, что все они были созданы примерно в 1234-1268 гг. и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом.

Бой и поверженный враг.

Бой и поверженный враг.

Так о чем же писал 7-летний мальчик Онфим? Как и нынешние дети, в этом возрасте он обучался грамоте, и потому основная масса его записей — это учебные записи. Однако если современные дети в этом возрасте только идут в школу или заканчивают первый класс, уверенность, с которой Онфим писал свои записи, позволяет специалистам судить, что для него письмо было уже делом привычным. Они три раза полностью выписывает азбуку, а потом пишет слоги из нее.

Донце туеска и расшифровка изображения на нем.

Донце туеска и расшифровка изображения на нем.

Кроме азбуки, Онфим учится писать разные виды писем. Со словами «Поклон от Онфима к Даниле» парень, видимо, тренировал написание традиционного вежливого письма (специалисты считают, что Данилой мой быть второй ученик, обучающийся грамоте вместе с Онфимом). А с записью фразы «Г(оспод)и помози рабу своему Онфиму» мальчик мог тренировать или свою подпись в письме, или молитву.

Рисунки Онфима.

Рисунки Онфима.

Кроме тренировки деловой переписки, вроде как составления письма о том, как «Взыскать с Дмитра должки», Онфим также выписывал некоторые фрагменты из Псалтыря и рисовал простенькие рисунки. Вот скачут лошади с воинами в доспехах, их плащи развиваются, стрелы летят, враг поражен в самое сердце. Вот сказочный зверь на четырех ногах, но так как зверь получился не очень реалистично, Онфим подписал картинку — «Я зверь».

Азбука.

Азбука.

В общем, похоже, учиться в школе письму в XIII веке иногда было так же утомительно, как и детям в XXI веке — и маленький Онфим представлял себя то воином, то мощным зверем, где-то в гуще событий, а не за столом, переписывающим в который раз Псалтырь.

Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью.

Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью.

С момента Неревского раскопа археологические работы по поиску грамот не прекращаются и до сегодня. Результаты сильно зависят от того, какой слой раскапывают: иногда находок бывает несколько сотен в год, а иногда вообще ни одной. Некоторые документы люди находят случайно, как например, случилось с грамотой № 463 — ее нашел студент в поселке Панковка в куче земли, которую привезли для облагораживания местного сквера. Или как это было с небольшим фрагментом берестяного документа (№ 612), который один из жителей Новгорода вообще нашел у себя в цветочном горшке.

Онфим изобразил маму и папу.

Онфим изобразил маму и папу.

На сегодняшний день берестяные грамоты находили на территории девяти русских городов, но самое большое их количество, безусловно, в районе Великого Новгорода — 1113 грамот и одну берестяную грамоту-иконку. Подробнее о том, когда на Руси появилась грамота, в статье о том, правда ли, что на Руси письменность появилась с принятием христианства .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

Новгородские берестяные грамоты безгранично разнообразны по содержанию, и это разнообразие нарастает с каждым годом раскопок. За шесть лет (1951—1956 гг.) уже найдено 250 грамот, авторами которых являются представители всех слоев новгородского населения, мужчины и женщины, и пишут они обо всем, о чем могут писать люди. Теперь мы знаем еще одного автора — маленького мальчика. 0н оставил нам больше грамот, чем любой другой автор.

13 и 14 июля 1956 г. были обнаружены куски бересты, исписанные одним и тем же детским почерком. Все они разбросаны в пределах небольшого пространства. Их находки сосредоточены на расстоянии 2—З к западу от мостовой Великой улицы, к югу от перекрестка ее с Кузьмодемьянской улицей. Иными словами, грамоты эти встречены в самой южной (наиболее близкой к центру города) части огромного Неревского раскопа.

Всего обнаружено одиннадцать грамот этой серии (№№ 199—208 и 210). Из них семь (№№ 199, 200, 202, 203, 205, 206, 210), кроме надписей, имеют рисунки, по манере исполнения, безусловно, детские. Вместе с грамотами оказалось пять кусков бересты без букв, но с такими же рисунками. Им дана литерная нумерация — от А до Д. На квадрате 1201 вместе встречены грамоты №№ 200, 201, 204, 205, 206, 207, 208, 210 и пять отдельных рисунков. Грамоты №№ 202 и 203 «встречены на квадрате 1216, грамота № 199 — на квадрате 1231. Все они были брошены одновременно. Квадрат 1216 вплотную прилегает к квадрату 1201, а квадрат 1231 — к квадрату 1216.

Стратиграфия, а следовательно, и хронология здесь бесспорны: все перечисленные куски бересты залегали в пятнадцатом строительном ярусе. Таким образом, все они относятся к рубежу XII—XIII вв.[ref]Б. А. Колчин. Топография, стратиграфия и хронология Неревского раскопа МИА, Nь 55, 1956, стр. 137.[/ref], чему вполне соответствует и палеография.

Грамота № 199 (рис. 1) является овальным донышком берестяного сосуда, туеса, использованным для школьных записей. Донышко было оторвано от туеса, вероятно, отслужившего свой срок, и дано ребенку для его занятий. По краям пробиты дырочки для прикрепления к стенкам. Снаружи на донце набиты были для прочности крест-накрест две берестяные полосы; они и заполнены записями.

Текст верхней полосы начинается с алфавита. Мальчик писал азбуку в порядке упражнения и, безусловно, далеко не в первый раз. Всего букв здесь 36.

Мною было в свое время издано учебное пособие, найденное при новгородских раскопках 1954 г.[ref]А. В. Арциховский. Археологическое изучение Новгорода. МИА, № 55, стр. 20—22. Более подробное описание печатается в издании грамот.[/ref] Это была деревянная дощечка с написанной на ней для школьника азбукой. Дата там — рубеж XIII—XIV вв., т. е. на сто лет позже, чем находка 1956 г. Две азбуки можно теперь сравнить.

36 букв в обоих случаях одни и те же. Но мальчик пропустил «и» десятеричное, написав вместо него второй раз «и» восьмеричное. Ошибка объясняется, конечно, созвучием (безразлично, писал ли он под диктовку или наизусть). Пропущенная буква вставлена в самом конце после «юса малого».

Рис. 1. Грамота № 199 (прорись)

Рис. 1. Грамота № 199 (прорись)

Порядок букв в обоих случаях совпадает. В обоих случаях нет «ф», его заменяет «фита». Имеются две буквы «у» — простая (или «ижица»), начертанная на обычном месте, и лигатурная после «ятя». Нет «кеи» и «пси».

В азбуке, издаваемой теперь, «е» изображено йотованное в соответствии с произношением, что является второй ошибкой мальчика (ср. ниже). Других йотованых букв нет, кроме «ю», но его сложный характер был к тому времени забыт. «Омега» снабжена выносным «т». «Ерь» по небрежности мальчика почти не отличается от «ятя». «Юс большой» упрощен и имеет вид песочных часов, но эта архаическая буква к тому времени перестала употребляться (в ранних берестяных грамотах она представлена).

Мальчик списывал буквы тщательно, что позволяет говорить о палеографии. Петли «б», «в», «ера», «еря» и т. д. еще сохраняют геометрическую форму и еще не набухли; верхняя часть «в» еще не сокращена; «ж» еще симметрично и написано в три взмаха; «м» еще не приобрело широкие плечи и дугу внизу; середина «омеги» еще высока; хвостики «ц» и «щ» еще не опущены; «ч» еще имеет вид бокальчика, а не палочки с расщепом; верхушка «ятя» еще не поднята. Иными словами, здесь все типично для XII в., а не для XIII в. О всех этих признаках я уже неоднократно писал при издании берестяных грамот[ref]См. также курсы палеографии, например, В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. М., 1920, стр. 102—103.[/ref]. В деревянной азбуке, которая на сто лет моложе, все перечисленные буквы уже имеют формы XIII в. Здесь они архаичнее. Думаю, что хронологией объясняются и различия между двумя азбуками в форме «а», «з», «р», «с», «у», «х»; но соображения об этих буквах заняли бы слишком много места, ограничусь вышеприведенными довольно многочисленными примерами. Мальчик, живший на рубеже XII—XIII вв., учился по прописям, типичным для XII в. Палеографическая дата, как всегда, совпадает со стратиграфической.

Рис. 2. Грамота № 199, оборот (прорись)

Рис. 2. Грамота № 199, оборот (прорись)

Можно отметить еще своеобразное «д» с двумя треугольниками внизу, обычное на бересте и много раз мною изданное.

Непосредственно вслед за азбукой мальчик написал склады: бавагадажазакаламанапарасата оахацачашащабевегедежезекелемене пересетевехецечешеще

На другой полосе бересты, вперекрест прикрепленной к донышку, склады продолжены:
бивигидижизикилиминипиирси

Буквы «р» и «и» поменялись из-за тесноты местами.

Здесь четко представлен способ обучения грамоте по складам, господствовавший у нас до XIX в. и державшийся до XX в. Заучивая «буки-аз-ба», «буки-есть-бе» и т. д., ученик доходил до понимания, что «буки» означает «б», и так постигал постепенно все буквы. Этот способ был до сих пор представлен в источниках XVI—XVIII вв., теперь он засвидетельствован для XII—XIII вв. Каждая из гласных здесь закономерно сочетается со всеми 20 согласными русского языка. Уже тогда были отобраны эти 20 согласных, сохранившихся доныне, а остальные отброшены (представленное в данной азбуке «зело», а также «кси» и «пси»; «фита» имеется, но она заменяет «ф»).

Всякий маленький мальчик, когда ему надоедает писать, начинает рисовать. Так бывает теперь, так было и на рубеже XII—XIII вв. На обороте описанного донышка туеса (грамота № 199, оборот) нарисован зверь (рис. 2). Техника рисунка та же, что и техника письма на бересте, т. е. процарапывание. Рядом с рисунком имеются надписи, почерк которых совпадает с почерком мальчика, писавшего азбуку. Буквы, впрочем, небрежнее, и это понятно: здесь уже не школьное задание.

Зверь нарисован по возможности страшный. Морда у него квадратная, уши кошачьи, язык высунут и заканчивается оперением, вроде оперения стрелы (а этот мальчик видел много стрел). Шея изображена одним штрихом, так же как туловище и четыре ноги, при этом шея длинее, чем туловище. Хвост загнут спиралью. Рисунок имеет подпись: дзвере
В современной транскрипции это будет: «Я зверь». Напомню, что в новгородских текстах вообще, а в берестяных грамотах в особенности, буквы «ь» и «е» постоянно заменяют друг друга. Зверь сам себя рекомендует.

Рядом имеется другая надпись, обведенная четырехугольным контуром в знак того, что она не имеет отношения к зверю. Надпись эта такова: поклоноаюноима1коданил4

В современной транскрипции это будет: «Поклон от Онфима ко Даниле». Эта формула (поклон от такого-то к такому-то) стоит в начале большинства писем, написанных на бересте.

Здесь дети подражают взрослым. Один мальчик передает поклон другому, сидевшему, может быть, рядом.

Автора этой грамоты и всех других описываемых здесь грамот звали Онфимом. Этот поклон позволяет угадать имя, ведь здесь, по существу, подпись. Другие две грамоты делают определение имени несомненным.

Имя Анфим (имеется в православных святцах. Здесь оно написано через «о» в соответствии с новгородским произношением. Это имя встречено и в новгородекой берестяной грамоте № 142.

Для подтверждения имени опишу грамоту № 203 (рис. 3) не в порядке нумерации, а раньше. Текст ее гласит: гипомозирабусвоКмуоноиму

Слово «ги» является обычным сокращением слова «господи». В современной транскрипции текст гласит: «Господи, помози рабу своему Онфиму».

Буква «у» здесь простая, а не лигатурная и не «оу». На рубеже XII—XIII вв. это встречалось еще редко. Но вообще, как я отмечал, такое написание известно на Руси с середины XII в.[ref]А. В. Арциховский. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.). М., 1954, стр. 72.[/ref]

Выражение «господи, помози рабу своему такому-то» имело в древней Руси значение подписи. Примеров множество. До нас дошли на книгах такие подписи писцов, владельцев и читателей. На стенах нескольких новгородских церквей такие надписи-граффити тоже встречаются, и каждая надпись содержит лишь одно имя. На многочисленных свинцовых печатях такая надпись содержит всегда христианское имя князя или иного лица, которому принадлежит печать. То же значение имеют надписи на знаменитом шлеме Ярослава Всеволодовича, на западнодвиноких камнях Бориса, на новгородском кресте архиепископа Антония, на некоторых змеевиках и т. д. Есть такие надписи и на изделиях мастеров, где они являются подписями этих мастеров: Лазаря Богши — на полоцком кресте, Флора- Братилы — на новгородском кратире, Константина — на втором таком же сосуде, другого Константина — на вщижской арке, мастера, зашифровавшего свое имя, — на новгородском Людогощинском кресте, Самуила-кузнеца, Елисея-писца и Леонтия-писца — на краковской мощехранительнице[ref]А. С. Орлов. Библиография русских надписей XI—XV вв. М.—Л., 1952.[/ref]. Нет ни одного случая, когда такая формула не имела бы значения подписи. Мальчика Онфима тоже научили так подписываться, как только он освоил грамоту.

Нижняя часть грамоты занята рисунком. Слева детски схематическая фигура человека с поднятыми руками. На правой руке четыре пальца, на левой — три. Справа изображение, которое можно толковать различно (человек, сжигаемый на костре, или дерево), но, вернее всего, это просто недорисованная и зачеркнутая человеческая фигура.

Грамота № 200 (рис. 4 и 7) в основном занята рисунком. Всадник поражает копьем врага. И возле фигуры всадника имеется подпись маленькими буквами:

В современной транскрипции это будет: «Онфим». В берестяных грамотах часто встречается конечное «е» в именах и иных словах, имеющих теперь согласное окончание. Оно заменяет «ерь».

Все мальчики мечтают стать воинами. Онфим изобразил свои будущие военные подвиги. Довольно вероятно, что мечты его сбылись. Он должен был стать взрослым в XIII в., а Новгород вел тогда много войн. Например, во время Ледового побоища Онфиму могло быть лет пятьдесят.

Одной рукой Онфим держит лошадь под уздцы, другой — вонзает копье в лежащего на земле врага. Голова Онфима — круг с точками-глазами и черточками-бровями; вертикальная линия носа упирается в горизонтальную линию рта. Голова лошади — линия с двумя черточками- ушами. Можно и дальше перечислять примитивные признаки детского рисунка. Но при всем том удивительно верно передано положение передних и задних ног лошади, сдерживаемой всадником на всем скаку (хотя эти ноги — тоже простые штрихи).

Чтобы не пропадала береста в правом верхнем углу, Онфим и здесь начал писать алфавит: абвгдежэзшк

В отличие от грамоты № 199, «е» не йотованное, а простое; десятеричное «и» на месте. Пустое пространство целиком заполнено этим началом алфавита, почему Онфим и остановился на «к».

Рис. 3. Грамота № 203 (прорись)

Рис. 3. Грамота № 203 (прорись)

Рис. 4. Грамота № 200 (прорись)

Рис. 4. Грамота № 200 (прорись)

Судя по такому расположению, надпись выполнена позже, чем рисунок. Поэтому этот кусок бересты ученик не мог показать учителю. Не довольствуясь обязательными школьными заданиями, Онфим повторял азбуку для себя.

Грамота № 201 содержит опять полный алфавит. 36 букв нанесены в полном порядке. Опять отсутствуют обе ошибки грамоты № 199, т. е. «е» здесь простое и «и» десятеричное стоит на месте. Дальше и здесь идут склады, но только от «ба» до «ща» — все 20. Рисунков нет.

Грамота № 202 (рис. 5) украшена изображениями двух человечков с поднятыми руками. У одного на руках шесть и восемь пальцев, у другого — три и три. Сбоку надпись:
надомир ,квозАтидол ожзивъ

Здесь «з» между «ж» и «и», вероятно, является школьной реминисценцией азбучного порядка — «жзи». «Воздти» означает «взяти»; «о» стоит вместо «ъ», что для этого времени нормально. В современной транскрипции текст гласит: «на Домире взяти доложив». Домир — имя. В целом текст очень прозаичен. Речь идет о взыскании долга или недоимки. Таким взысканиям часто посвящены берестяные грамоты. Увы, даже маленький мальчик, живя среди деловых людей, сделал, упражняясь в грамоте, вы¬писку из делового документа.

Грамота № 203 описана выше.

Грамота № 204 является как бы продолжением грамоты № 201. Сначала, ©прочем, стоит слово «Акоже». Дальше идут склады от «бе» до «ще» — ©се 20. Рисунков нет.

Грамота № 205 опять содержит алфавит, все 36 букв. Обе ошибки грамоты № 199 здесь, как и в грамотах №№ 200 и 201, отсутствуют. Но есть другая ошибка: вместо «омеги» написано просто «отъ», в соответствии со славянским названием буквы. Здесь, впрочем, три буквы расположены так, что вместе несколько напоминают очертания «омеги». «Юс большой» во всех трех полных алфавитах (грамоты №№ 199, 201 и 205) одинаково упрощен (см. выше).

Рис. 5. Грамота № 202 (прорись)

Рис. 5. Грамота № 202 (прорись)

После довольно больших букв алфавита на некотором расстоянии стоят маленькие буквы «он»; дальше — начало неудавшейея «фиты». Несомненно, здесь опять имя «Онфим».

Внизу Онфим начал рисовать ладью, а он видел их на Волхове бесчисленное количество. Нанесен общий контур с высоко поднятыми и изогнутыми носом и кормой. Слева видны два весла. Рисунок не окончен.

Грамота № 206 (рис. 6 и 8) содержит детский, почти бессвязный набор букв. В начале, после слов «иже во», стоит сильно искаженное обозначение года по тогдашнему летосчислению; определить этот год нельзя. В конце здесь те же склады, но без должного порядка.

Внизу изображены семь человечков, протянувших друг другу руки. Примитивность изображения обычная.

Грамота № 207 имеет текст:
АкоснамибоуслышитедопослудкокожемоличетвоКнарабатвоКгобо

Здесь перед нами искаженные отрывки церковных песнопений и молитв. Обучение в средние века носило церковный характер, но маленький Онфим еще плохо понимал заучиваемые им тексты. Он записал их без смысла. Рисунков нет.

В отличие от подавляющего большинства берестяных грамот, грамоты №№ 205, 206 и 207 процарапаны не по внутренней стороне березовой коры, а по внешней.

Грамота № 208 является обрывком. От одной строки сохранились буквы -«гв», от другой — «хын». Рисунков нет.

Грамота № 210 является тоже обрывком. Слева буквы «авле», справа фигура человека.

От описания грамот можно перейти к описанию рисунков без текста. Они пронумерованы, как выше говорилось, буквами. Автором их тоже был Онфим, и это подтверждено не только совместным залеганием кусков бересты. Как записи Онфима можно узнать по почерку, так его рисунки — по одинаковой передаче разных частей тела человека и лошади.

Рисунок А изображает опять всадников. На одной лошади их двое; они широко расставили руки, и туловище лошади удлинено из-за этого больше чем вдвое. Еще один всадник на заднем плане, он маленький.

Рис. 6. Грамота № 206 (прорись)

Рис. 6. Грамота № 206 (прорись)

Рисунок Б изображает битву. Всадников здесь трое. В воздухе летят стрелы. Под ногами лошадей лежат поверженные враги, их трое или четверо; рисунок настолько примитивен, что сосчитать их нельзя.

Рисунок В изображает всадника; который сидит на одной лошади и ведет под уздцы другую.

Рисунок Г изображает две человеческие фигуры большого размера (в глазах есть даже зрачки), поэтому примитивность детского рисунка выступает особенно резко.

Рисунок Д (рис. 9) изображает двух воинов в шлемах. Достаточно точно изображены типичные древнерусские шлемы, плавно вытянутые кверху и переходящие наверху в острый стержень. Они хорошо известны всем археологам. Остальные части доспеха отсутствуют, да схематизм рисунка и не позволял их представить: ведь ни у одного из нарисованных Онфимом людей нет даже туловища; во всех его грамотах и рисунках две кривые линии идут вниз от головы и переходят в ноги. Тем большее впечатление производят шлемы, изображенные верно. Онфим довольно часто мог видеть на улицах воинов в таких шлемах. Здесь особенно становится ясно, что мы увидели древнюю Русь глазами маленького мальчика.

Но сколько лет было Онфиму? Его рисунки во вcex деталях похожи на рисунки многих современных детей, похожи до неотличимости. Каждый желающий легко может убедиться в этом, ознакомившись с современным детским творчеством, да оно и так всем знакомо.

Детскому искусству посвящена большая литература, за рубежом оно даже модно. Но ознакомление с литературой не дало мне никаких критериев определения возраста; этим, по-видимому, никто не занимается.

Однако, думаю, что Онфиму было меньше семи лет, хотя некоторые археологи в этом сомневаются. Достаточно напомнить, что число пальцев на руках человеческих фигур колеблется от трех до восьми. Столь же показательно отсутствие туловища и другие признаки. Примитивность здесь никак нельзя объяснять древностью. Считали дети в XII в. не хуже, чем в XX в., и воспринимали окружающий мир не хуже. Едва ли стоит здесь говорить об общем высоком уровне новгородской художественной культуры. На маленьких детей она не влияла никак. Но не было тогда оснований и для задержки художественного развития. Сравнение с рисунками современных детей позволяет утверждать, что Онфиму было четыре или пять лет, самое большее — шесть.

Рис. 7. Грамота № 200 (фото)

Рис. 7. Грамота № 200 (фото)

Рис. 8. Грамота № 206 (фото)

Рис. 8. Грамота № 206 (фото)

Рис. 9. Рисунок Д (фото)

Рис. 9. Рисунок Д (фото)

Но не слишком ли это рано для обучения грамоте? В. О. Ключевский, перечисляя шаблонные черты жития святых, говорит: «К числу обычных черт такого рода относятся известия, что святой именно на седьмом году выучивается грамоте… и биограф заносил это в рассказ, хотя бы ничего не знал о детстве святого»[ref]В. О. Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, стр. 430.[/ref].

Однако едва ли это было общим правилом. Позволительно здесь вспомнить о московских царевичах XVII в. Конечно, они жили гораздо позже Онфима. Но только для них мы имеем точные сведения, а способ их обучения был традиционным, древнерусским. Он подробно описан И. Е. Забелиным, установившим, что начиналось это обучение в возрасте не позже пяти лет. Алексей Михайлович получил от своего дедушки патриарха Филарета в подарок азбуку, когда ему было четыре года, а в пять лет уже читал часослов. Учитель Федора Алексеевича получил награду за успехи в обучении, когда ученику было шесть лет. Для Петра Алексеевича была изготовлена азбука, когда ему было три с половиной года; ему не было пяти лет, когда уже шли нормальные занятия с Зотовым[ref]И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей, ч. 2. М., 1915, стр. 1’55, 156,. 221, 222.[/ref]. Теперь возраст обучения грамоте в зависимости от обстоятельств колеблется от трех до восьми лет. Вероятно, так было и всегда. Нет никаких оснований думать иначе.

Записи и рисунки Онфима, несомненно, будут использованы специалистами по детской психологии и детскому искусству. Они позволят им заглянуть вглубь истории на семь с половиной веков. Не менее важны они для истории древнерусской школы. Теперь можно изучать методы обучения грамоте. В 1954 г. найдена деревянная азбука, в 1956 г.— публикуемая серия. Пока мы знаем только о школах чтения и письма. Были ли иные, нам неизвестно. Но эти школы добились того широкого распространения грамотности, о котором мне приходилось говорить неоднократно. В Новгороде, судя по берестяным грамотам, умели писать богатые и бедные, мужчины и женщины. Всё это довольно неожиданно для науки. Рано пока решать, уменьшилось ли впоследствии число людей, умеющих писать. Если уменьшилось, это трудно объяснить. Но позволительно вспомнить слова Стоглава. Отцы Стоглава в середине XVI в., жалуются на недостаток грамотных, а потом пишут: «А прежде сего училища бывали в росийском царствии на Москве и в Великом Новеграде и по иным градом, многие грамоте писати и пети и чести учили, потому тогда и грамоте гораздых было много»[ref]Стоглав. Издание Д. Е. Кожанчикова, СПб., 1863, стр. 91.[/ref].

К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)

Создавая этот сайт, мы долго искали способ передать значение термина «гражданственность», осознание своей причастности к Родине, народу, истокам и корням не простое чувство, как может показаться с первого взгляда. И не нашли лучшего способа, как дать посмотреть на нашу страну глазами ровесников из прошлого. Мы долго искали в архивах и открытых источниках кандидатов для такого экскурса, но так получилось, что безусловным победителем стал мальчик Онфим, проживавший в XIII веке в Господине Великом Новгороде. И, хотя нас с Онфимом разделяет почти 800 лет, у нас много общего.

Господин Великий Новгород

Для начала стоит рассказать о времени и городе, в котором жил Онфим. Господин Великий Новгород – один из древнейших городов нашей страны. Первое упоминание города относится к 859 году, хотя учёные говорят о ещё более раннем сроке основания города. Земли города простирались от Балтийского моря до Уральских гор.

«Новгородский торг» — картина Аполлинария Васнецова

Почти 600 лет новгородцы призывались колоколом Софийского собора к его стенам для принятия законов, руководства финансами города, объявления войны или заключения мира, утверждения договоров с другими государствами, суда за преступления. В голосовании принимали практически все граждане города. Это было знаменитое Новгородское вече и первая республика феодальной Руси.

Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»

Господин Великий Новгород был началом торгового пути из варягов в греки. Из Балтийского моря по реке Нева, Ладожское озеро и реке Волхов в озеро Ильмень. Оттуда по рекам Ловать, Кунья и Сережа, в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающую в Западную Двину. Далее, по одному из притоков Двины до Днепра до Черного моря и Константинополя.

Такое расположение города гарантировало ему выгодную торговлю. Новгородские купцы были очень богаты и вели торговлю с европейскими и восточными странами. С Новгородом стремились торговать многие страны и в XII веке в городе уже были открыты готский, немецкий и шведский торговые дворы. В 15 веке Новгород вступит в древнейший торговый союз Ганза или Ганзейский союз.

Господину Великому Новгороду мы обязаны становлением нашего государства. В 862 году новгородцы призвали княжить варяга Рюрика, ставшего родоначальником княжеской, а впоследствии и царской династии Рюриковичей.

История призыва новгородцами на княжество Рюрика гласит:
И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами».

Несмотря на появление княжеской должности высшей властью города оставалось Новгородское вече. Новгородский князь выполнял должность начальника и даже жил вне города на другой стороне реки Волхов,и мог переходить через неё с небольшим количеством воинов.

За своё богатство, величие и независимость город получил приставку к своему названию и стал называться «Господин Великий Новгород».

Ещё одна особенность города известна благодаря берестяным грамотам: новгородцы почти поголовно от мала до велика умели писать и считать. Для Средних веков это была исключительная редкость. На найденных на раскопках бересте мы узнаем о быте простых и именитых новгородцев, об их повседневных заботах и помыслах.

Берёзовая кора – дешевый материал и доступный. Написанное костяным или металлическим стилусом письмо доставлялось адресату, который, прочитав его, выбрасывал на месте прочтения, что даёт нам уникальную возможность связать письменный источник с другими археологическими артефактами. Именно так где-то между 1224 и 1238 годом (точно время мы уже не узнаем никогда) юный новгородец по имени Онфим потерял или выбросил свои записи на бересте. В любом случае мальчик расстался со своими семнадцатью берестяными свитками одновременно, поскольку их обнаружили археологи в одном месте. Ох уж эта доступная береста.

Онфим

Основная масса свитков Онфима – это учебные записи. Начинали маленьких новгородцев учить письму на восковых таблицах. Воск более мягкий, чем береста, поэтому ребёнку было значительно легче вырисовывать буквы. По мере освоения азбуки и письма ученик переходил к письму на жёсткой бересте. И судя по чётким буквам на берестяных грамотах Онфим уже был учеником не «младших классов», хотя возраст его был 6..7 лет.

Приглашаем тебя пофантазировать. История представляет собой решето с большими и маленькими дырочками-пробелами знаний. Эти пробелы нам поможет заполнить наша фантазия. Попробуем?  В столь раннем возрасте Онфим написал на бересте три раза азбуку и слога по ней и даже целые предложения. Значит он уже прошел начальное обучение на воске и в древности дети шли в школу значительно раньше, чем мы. Или Онфимка был отличником. Судя по его рисункам, о которых мы расскажем ниже, азбуку он писал не только на уроке, а и после их. В желании учиться ему не откажешь.
Мы будем дальше рисовать образ Онфимки, а пока вернёмся к артефактам.

На другой бересте Онфим записывает традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ». Данила, возможно, друг или одноклассник Онфима. Рядом была также обнаружена грамота, где Онфиму отвечает кто-то. Возможно, что это Данила ответил другу, а мы стали свидетелями переписки друзей на уроке.

Онфим – народная версия греческого имени Анфимий

Онфим осваивает церковное и деловое письмо.  На нескольких грамотах начертана молитвенная формула «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму» и фрагменты утренних и вечерних молитв из Псалтыря.

Один из этих фрагментов содержит бессмысленный на первый взгляд набор слов «Яко с нами бог, услышите да послу, яко же моличе твое, на раба твоего бог». Историки считают, что это тарабарщина является самым древним в нашей стране диктантом. Онфим записывал короткие фразы из псалтыря на слух, показывая свои успехи освоения слогов.

Одна из грамот содержит образец деловой записки «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки», что немудрено, если вспомнить, что Онфим гражданин самого торгового города Руси.

Деловая переписка и церковь. Это сегодня для нас удивительно. Купцы строили церкви, посвящали их своим покровителям и даже использовали их для деловых операций. Например, хранили свои сокровища, дорогие товары, меры весов. Кому еще могли доверять верующие люди, как не храму Господню. При храмах осуществлялся арбитраж, сравнивали с образцами товары, заключали сделки и, разумеется, молились. А молились три раза в день, церковь в те века была центром жизни людей. Возможно, что Онфим наблюдал за как взрослые занимаются бизнесом, а во время службы вместе с ними читал молитвы.

В минуты отдыха от занятий Онфим рисует. И судя по количеству рисунков, он любит рисовать и рисовать себя. На одной из берест изображён сказочный и страшный зверь с торчащими ушами, высунутым языком стрелой и с закрученным в спираль хвостом. Онфим фантазёр, поскольку так он представил себя, подписав рисунок «Аз зверь» — «Я зверь». 

А друзей у Онфима, судя по этой бересте много.

Но большего всего Онфима влекло военное дело и на это были причины. Представь 1228 год. Новгородцы отбивают от финнов новгородский город Ладога. По улицам Господина Великого Новгорода двигаются дружинники-победители, везут трофеи, кругом ликующая толпа, на сотнях церквях бьют в колокола. Мальчик пролезает через плотные ряды взрослых, кричит приветствия дружинникам, а потом с друзьями фехтует на палках, представляя себя богатырём. Может быть после Онфим и нарисовал себя в героическом образе конного воина, протыкающего копьём неприятеля и целую серию батальных сцен, чтобы запечатлеть эти мальчишечьи подвиги.

Онфимку не отпускает мечта стать защитником отечества, и он рисует сразу несколько батальных сцен. Кто изображен на этих рисунках мы не знаем. Не узнаем, скорее всего, какому историческому событию они посвящены.

Маленький художник грезил подвигами и даже не догадывался, что через какие-то двадцать лет новгородский князь Александр Ярославович отразит крестовый поход немцев на Неве и Чудском озере и прославится на века с именем Невский. Онфиму в это время уже будет 26..27 лет, он уже стал зрелым мужем и вполне мог принять участие в Ледовом побоище. К сожалению, мы не знаем ничего о дальнейшей жизни Онфима, но очень надеемся, что все его детские мечты сбылись. 

Теперь ты знаком с Онфимом, с самым древним и самым известным мальчиком нашей страны. Ты можешь его представить как выглядел, о чём мечтал и что делал. Это было 800 лет назад, но кажется, что Онфим твой ровесник и современник. Ты догадываешься почему – он гражданин нашей страны, как и ты.

Добавить комментарий