Картавость – это дефект произношения буквы «р», возникающий в результате нарушения артикуляции речевого аппарата. Он звучит мягко, наблюдается сходство с другими звуками. Отклонение редко вызывает существенный дискомфорт у людей. Степень его выраженности зависит от причины возникновения. К логопеду обращаются для устранения дефекта речи, а при желании «приобрести» этот навык занимаются в домашних условиях.
СодержаниеСвернуть
- Типы грассажа
- Как поможет звук «Х»?
- Механизм развития
- Способы постановки звука
Французский язык считается одним из самых красивых в мире и многим нравится. Это обусловлено его фонетикой. Особое произношение буквы «р» называется грассированием, что в переводе означает «картавить». Кстати, если француз четко проговаривает этот звук, его считают необразованным. Это примерно, как у нас относятся к «ГХ». С точки зрения лингвистики, различают латинскую и французскую «R», представленные разными буквами одного значения.
Типы грассажа
По характеристике образования фонемы выделяют три вида «р»:
- апикальный, или переднеязычный, – его произношение основано на участии кончика языка;
- дорсальный (заднеязычный), соответственно формируется с помощью задней части спинки языка или края мягкого неба; при его подаче отсутствует вибрация;
- «грассированный», образуется за счет вибрации маленького язычка.
В современном французском языке чаще звучит дорсальный, или парижский, вариант. Его отличие от обычного «р» в том, что участвует в его образовании не только кончик языка.
Как это проверить: произнесите привычный звук, и запомните расположение органа в это время. Затем постарайтесь задействовать в процесс основание языка. Картавость появится после прохождения потока воздуха через горло и ротовую полость. Картавить по-французски сейчас модно у взрослых людей, молодежи. А в детском возрасте, напротив, стараются избавиться от этого отклонения.
При произношении «г» на украинский манер, если количество колебаний будет больше одного, получится уже немецкое произношение «р».
Как поможет звук «Х»?
Механизм образования этих двух фонем похож. Упражнение для постановки грассированного «р»:
- Несколько раз произнесите слово с буквой «Х» (хлеб, халва). Обратите внимание на движения языка в это время.
- Далее воспроизводите звук отдельно, постепенно стараясь заменить его на звонкий.
- По мере окончания тренировки вы должны услышать дефектное «Р».
Быстро добиться стойкого результата не получится, главное, не прерывать занятия и проводить их ежедневно. После того, как ваш звук станет картавым, его необходимо полностью ввести в речь. Если использовать этот навык не систематически, его легко потерять. В таком случае придется начинать уроки сначала. Максимальный результат выглядит таким образом, что человек может без особых усилий в любой момент перестроить артикуляцию звука.
Механизм развития
Почему люди картавят? Причин тому может быть много. Для их выяснения необходимо обратиться к дефектологу, логопеду. Этот дефект встречается у взрослых и детей. Если картавость, или ротацизм, возникла в раннем возрасте, причина может быть в короткой уздечке. В таком случае ребенку непонятно, как произносить этот звук. Также необходимо убедиться в отсутствии проблем с фонематическим слухом.
Еще один фактор, влияющий на аспект речи, это подражание родителям. Когда в семье аналогичные трудности наблюдаются у одного из родителей, ребенок непроизвольно за ними повторяет. Правильно выговаривать эту букву можно научиться за несколько сеансов занятий у специалиста.
Другие причины картавости:
- парез языка;
- врождённые дефекты речевого аппарата;
- нарушение прикуса;
- слабая мускулатура языка;
- недоразвитие челюсти;
- национальность, если родители говорят на разных языках;
- генетическая предрасположенность.
Как возникает такое особенное произношение звука? При сближении языка с нижним краем мягкого нёба, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию. Так образуется дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], так называемое велярное [р]. Кроме того, могут возникать колебания маленького язычка (увулярная, или горловая, форма картавости).
Подобному французскому произношению «р» можно научиться искусственным путем.
В этом языке необходимый горловой звук получается за счет корня органа.
Способы постановки звука
Необязательно сразу обращаться к специалисту, попробуйте заняться коррекцией произношения на дому самостоятельно. Примеры упражнений:
- Расслабьте язык и слегка прикоснитесь его спинкой края неба. Касание должно быть легким. При регулярных занятиях появится небольшая картавость. Многим помогает на начальных этапах зеркало, как предмет наблюдения за движениями артикуляционного аппарата.
- Каждый из нас полоскал горло при першении. Когда вы запрокидываете голову и «булькаете», произносите украинское «г». Такие тренировки также должны быть регулярными.
- Самым простым способом является аудиовоспроизведение французской речи и повтор. Это могут быть уроки, понравившиеся песни, поговорки с этим звуком. Например, попробуйте сказать: «Rat vit riz rat mit patte à ras rat mit patte à riz riz ciut patte à rat».
Полезным будет записывание своей речи на диктофон. Так вы будете наблюдать за динамикой проявления ротацизма.
Самое главное, если вы учитесь картавости с целью посещения этой удивительной страны или переезда на постоянное место жительства, даже, когда вы будете говорить не очень грассируя, француз все равно поймет вашу речь.
грассирующая “р”
22.10.2014 09:35
Подскажите, пожалуйста, кто сталкивался. Дочь 4.5 года стала прям вот несколько дней назад грассировать звук”р”, до этого звука просто не было. Это шаг в сторону правильной постановки звука со временем или шаг в сторону картавости? Почитала интернет – многие пишут, что грассирующая р – это прям срочно к логопеду, но после 5 лет. Стоит ли ждать? Бывает ли, что именно грассирующая р становится нормальной, или такой звук без работы никогда не станет нормальным?
22.10.2014 09:39
Моя дочь грассировала лет с 3-х до 6,5. Сначала попали к неудачному логопеду, пугала, что года полтора будет звук ставить. Занятия были очень нудные, неинтересные и неэффективные. Походили к ней недолго. А потом попали к хорошему школьному логопеду, и звук установился за 6 занятий.
22.10.2014 10:12
Не стимулируйте это рычание. Не хвалите, поправляйте. Когда мой сын зарычал, бабушка очень радовалась. Все подкидывала ему новые слова с “р”… в результате навык автоматизировался и так и не ушел, несмотря на занятия с логопедом. Сейчас перед йотированными гласными говорит “р” нормально, а перед нейотированными и в начале слова – горлом. И я бы к логопеду уже заглянула
22.10.2014 19:14
Нет, сама не встанет, вернее, вероятность всегда остается, но очень и очень маленькая. Причем горловую “р” как вот у вас теперь, гораздо сложнее исправить, чем просто пропуск этой буквы, как у многих детей и бывает (ваежка, вообей и т.д.). Если бы вам было 5-5,5, я бы однозначно посоветовала срочно к логопеду. Но в 4,5… Дело в том, что к логопеду вам надо и правда срочно, исправить проще, пока звук не закрепился еще, не привык ребенок, может, даже с первого занятия сможете поставить правильный, а дальше сама пойдет. Но все осложняется юным возрастом, когда и мотивации особой еще нет, и фонематический слух не такой, так сказать, острый, чтобы себя и других слышать и контролировать, и какие-то занятия ввиду сложности вообще недоступны, или доступны в урезанном варианте и т.д. Потому, если есть на примете хороший логопед, в идеале тот, который не упражнениями и не прописями будет ребенка маять, а тот, который логомассаж делает и с помощью него звуки ставит – идите и не тяните. Если никого нет, будете искать и неизвестно кого найдете, то можно и не очень торопиться, все равно будете исправлять уже. Я не помню, когда начала грассировать моя старшая, в 5 точно уже. А до 5 логопеды говорили нам – погуляйте, пока это норма, ничего делать не надо. В 5 когда пришли: “А чего же вы так затянули, уже поздно!” С обычным логопедом занимались год, результатов 0, вернее, минус, потому что звук закрепился намертво, логопед рассказывала, что многие остаются картавыми при таких вводных, вряд ли исправите… Но повезло найти супер-логопеда специалиста по массажу (мы не в Москве, если что). В 6,5 за 2 месяца (по 20 занятий 2 курса) исправили и шипящие (их не было) и горловую “р”. Все отлично. Но работа была серьезная, и ребенок тоже очень старался, очень хотел говорить правильно.
22.10.2014 19:34
Это не шаг, это просто другая разновидность неправильности))) Сходите к логопеду, она покажет Вам упражнения, будете сами потихоньку заниматься с ребёнком. Особой срочности пока нет.
26.10.2014 11:09
Исправляйте сейчас, пока не перешло в привычку. Мой с 4 лет грассировал. Сейчас почти 7. Ничего никуда не встало. Бьемся со вторым логопедом уже. Сам звук Р чистый есть у него, а автоматизация идет долго и нудно. Не запускайте! Я повелась на мнение первого логопеда, что до 5 лет не трогать.. теперь расхлебываю.
22.10.2014 14:15
Мое мнение: не переходит грассирующая Р в обычную сама по себе. Нужны усиленные занятия с логопедом, чтобы уйти от нее. Мы сына из этой Р с помощью логопеда вытащили.
Anonymous
22.10.2014 17:15
У нас сама “встала” в 5 лет.К логопеду мы записались и даже 1 раз сходили,но он сказал,что он нам не нужен.
23.10.2014 21:04
Т.е. ребенок именно грассировал р и потом сам стал говорить правильно? Или пропускал этот звук. а в 5 стал говорить? Я вот почитав форум, попросила дочку не “рычать”, а как и раньше пропускать звук, пока она не может его произносить правильно, и оказалось, она может это делать. Т.е. сегодня, например, грассировала буквально несколько раз, хотя постоянно что-то говорит.
23.10.2014 21:38
Вряд ли грассирующая встала на место. Это маловероятно. Скорее, “Р” не было, а потом появилась.
Anonymous
23.10.2014 23:11
да,ребенок произносила “Р” на французский манер. При переводе в старшую группу сада в мае всех детей осматривала логопед и она нам сказала,что с осени будем заниматься с ней и “ставить” букву Р. И буквально за неделю-две до занятий ребенок стала произносить “Р” чисто. Логопед это подтвердила и занятия отменила.
23.10.2014 23:29
если автор не против, спрошу здесь. У дочки (сейчас ей 5,10) была грассирующая Р, весной занималась с логопедом, появилась нормальная, но “рычащая”(не грассирующая уже, рычит языком, а не горлом, но как бы утрированно) – трррракторрр и т.п. Логопед сказала, что мол каникулы, как раз все атоматизируется, и рычание уйдет. В итоге дочка продолжает грассировать, если напомнить (а напоминаю постоянно) – рычит. нормальное Р не появляется. Нужен логопед? И видимо другой? или действительно это утрированное станет нормальным? с сыном было все по-другому: Р не было вообще, за несколько занятий логопед (другая) поставила. а тут ерунда какая-то…
24.10.2014 18:59
Логопед нормальный, ее основная задача – поставить звук, она вам его поставила. Дальше автоматизация. Логопед, конечно, может заниматься с ребенком по паре часов в день, если вы заплатите, автоматизацией. Но зачем? Обычно так делают, если у родителей совсем нет возможностей (сами картавые, по времени ноль или еще что), либо жадные до денег логопеды – так как работа-то повседневная, простая, дело только в повторении постоянном. От логопеда попросить только стишки (“Не боится грома Рома, ведь у Ромы папа дома” и т.д., целые книжки есть, но нам пары десятков стишков хватало :)), чистоговорки (“ра-ра-ра – поздно встали мы с утра; ру-ру-ру – я малину соберу” и т.д.). На автоматизацию уходит от 2 недель до 4 месяцев. Помимо исправлений (методично исправлять КАЖДУЮ ошибку, просить повторить правильно) каждый день дома по 30 плюс-минус минут заниматься чистоговорками и стишками. Привыкнет. Звук есть, если вы будете исправлять и добиваться, будет говорить правильно, никуда уже не денется.
26.10.2014 19:49
🙂 Спасибо. Пошла стишки и чистоговорки искать) Видимо,действительно, одних исправлений мало .
27.10.2014 18:16
Дать вам несколько? 🙂 Трут морковь на терке Рае и Егорке Кроит из бархата портной Роме куртку с бахромой Подруга выдра у бобра Она проворна и хитра Бобер и выдра поутру Играют в новую игру На картинках детворы Тигры храбры кобры мудры А бобры добры Играет Рая на тромбоне Играет Рома на трубе Макар играет на гармони А Герман на аккордеоне Квартет играет в парке Под кедрами у арки Ранним утром кое-как Роет нору хмурый рак Рак бы рад ее не рыть Но ведь где-то надо жить Работать раку неохота Не радует его работа Два брата у Прохора Захар и Егор Захар дрова рубит Егор метет двор Ромин папа утром рано В каждый дом идет с экрана Вот такой у папы труд Папу диктором зовут Есть у Ромы огород В нем морковка растет И горох и помидоры Рома фермер будет скоро Громыхает грозный гром Где-то в роще за бугром Не боится грома Рома Ведь у Ромы папа дома На корме кроме Ромки Егор и Артемка На корме кроме Марка Рита и Тамарка Но лучше начать с чистоговорок – я писала примеры. Все буквосочетания – ра, ро, ру, ре, ры и т.д. Сначала повторяется три раза слог с “р”, затем строка, заканчивающаяся на тот же слог. Я их сама уже придумываю на ходу. Главное, чтоб не было “р” в серединах слов, для начала, потом можно и посложнее, чтоб несколько букв встречалось. Потом ар, ор, ур и т.д. – “ар-ар-ар – закипает самовар, ор-ор-ор – подмету сегодня двор” и т.д. Но это будет посложнее, чем ра-ро-ру, если не получается, остановиться на них, закрепить, а потом к ор-ар-ир. Автору. Сначала надо поставить звук. Если звука нет, то стишки и скороговорки нельзя.
27.10.2014 22:04
О! Спасибо. Несколько я обнаружила в тетради, которую нам логопед завела. Мы по ней занимались дома весной, просто я не знала, как это называется и мне никто не подсказал продолжать) Но у Вас тут еще больше, спасибо)
24.10.2014 17:30
У нас эта же проблема – спасибо свекрам, млин! Предупреждали, не трогайте, не учите! За две недели с ними на даче ребенок заполучил грассирующую Р. Логопед чуть не плакала, ставили шипящие-свистящие, а теперь еще и картавость выправлять:((( логопед говорит, что это очень и очень сложно исправлять, сейчас надо просить чтобы ребенок замещал Р на Л. Сыну почти 5, заниматься начали в 4, 6….
24.10.2014 18:07
Ну это смотря какой логопед. Я уже рассказывала, как одна стращала тем, что долго и мучительно будет исправлять. А другая спокойно за 6 занятий поставила звук. Причём у нас грассирующий был 3 года как минимум.
28.10.2014 13:39
Ой-ой-ой, исправлять на Л??? Это жуткий перебор.
логопед
29.10.2014 11:24
На что же исправлять, если Р ребенок грассирует страшно….пока решили на Л, но я произношу правильно, он повторяет без грассирующего Р, слышится Л
29.10.2014 13:15
Бросить все остальные звуки и заняться постановкой нормального Р. Если шипящие ставили, язык ребенок уже нормально поднимает к небу.
логопед
29.10.2014 13:19
Если ребенок сам начал уходить от Л к грассирующему Р, это значит, что он уже слышит разницу между Р и Л, фонематический слух достаточно развит. Ребенок хочет и тянется произносить корректно, только способа у него пока нет. И неправильно толкать его обратно в неразличение звуков. Лучше дать способ произносить хорошо.
логопед
24.10.2014 21:38
Моему сыну уже 8 лет. Р – горловая, Л – не выговаривает. Логопеды эти деревенские всё валят на провисающее нёбо. Младшему почти шесть, без переводчика не разобрать что говорит, а между тем, в следующем году в школу… Безвыходная ситуация какая-то. Грассирующая р всегда слух резала, а тут аж двое картавых… Шла мимо, решила вам поплакать…
Anonymous
24.10.2014 21:48
Ну так чего ждете? К логопеду. Старшего, возможно, уже не исправишь (теперь его желание нужно, так как уже привык говорить неправильно); но с младшим бегом к грамотному логопеду – надо помогать ему!
Anonymous
25.10.2014 16:29
В моей деревне два логопеда. Занимаемся несколько лет уже. Поставили только шипящие звуки. Сама, с помощью интернета, пытаюсь учить, но плохо получается. Ваше “чего ждёте?” слегка возмутило. А “бегом к грамотному логопеду”, так это совсем как из сказки история. У нас, например, фельдшер одна на всех, к больным ездит на велосипеде. Логопеды – девочки, юные создания, опыта маловато. Не все в нашей стране в Москве живут.
Anonymous
25.10.2014 18:26
Не сдавайтесь! Прям каждый вечер, хотя б по 5 минут.
Anonymous
28.10.2014 12:50
я исправила себе горловое Р на нормальное в 27 лет, занималась ежедневно вечером где-то по часу, звук правильный было тяжело ввести в речь, но у меня получилось
Anonymous
24.10.2014 21:50
Логопед моих детей говорит, что грассирующая Р это плохо, если ребенок привыкнет, то нормальную Р будет сложно поставить. Так что мой совет обратитесь к логопеду в ближайшее время.
Anonymous
25.10.2014 19:08
ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы Простите, наболело:)))) МЕСЯЦ мы бились с логопедом, избавляя сына от этой гррррррррррасссссиииииирррууующей “р”…. Это капец и даже хуже. Лучше вообще никак, чем так. Поэтому либо вы находите логопеда, который вас в этом возрасте возьмет (мы в свое время не нашли:(( либо не давайте говорить. Либо сами ставьте. Потому что пока мы нашему вдолбили, как оно правильно, я реально уже была недалека от Ивана Грозного. За 6 занятий исправления “Р” с сыном, которому больше ничего не надо было делать, дочь освоила “л” и “ль”, “Ш”, “Щ”, “Ч”, “С” и сейчас начала “Р”, а этот только сегодня правильно заррррыычаллл *уползла пить персен с валидолом*
25.10.2014 20:08
Как всё сложно бывает оказывается с этой грассирующей Р :). То ли нам крупно повезло с логопедом, то ли остальным не везёт :). Уж насколько у дочки была укоренившаяся грассирующая Р, так ведь легко и просто избавились от неё за 6 занятий с хорошим логопедом. Вообще не напрягаясь. Повторюсь, что грассировала она 3 с половиной года, а исправили в 6 лет и 3 мес.
25.10.2014 20:20
Хе:) мой поросенок с большим трудом просто врубился, чем его РРРР не устраивает и почему ему надо говорить по-другому:) Мы избавились и тоже за 6 занятий…. Но мамадарахая… Сколько слез было пролито всеми участниками событий:))
25.10.2014 20:32
Ну теперь выдохните и расслабьтесь :). ПоздРавляю с победой!
27.10.2014 21:14
+1 У меня ребенок, как только начал говорить, а говорить он начал очень рано, сразу появилась грассирующая Р. В 5,5 лет тоже за 6 занятий исправили с логопедом. И тоже без напряга. Мне кажется, что все-таки все от квалификации логопеда зависит.
Anonymous
28.10.2014 07:55
Это вам кажется исключительно. Двое детей. Одна качественно произносит только мягкий знак, другой только грассирует. За 6 занятий первая усваивает все ранее непроизносимые ею звуки, осталась только “Р” и автоматизация. Второй же только на 6 занятии стал нормального говорить “Р”, язык вниз и все. Горлом, как хрюшка. Исправили, но не все дети сразу могут переключиться на правильное “Р”, им удобнее, как проще. Логопед один и тот же, занятия одинаковые, я с каждым занималась ежедневно. Тоже 6 занятий.
25.10.2014 22:47
Месяц! Мы целый год занимались только горловым “Р”. Результата никакого, кроме потраченных денег и нервов! ((((
Anonymous
25.10.2014 23:36
Моей 8. Грассирует. Два года занималась с логопедами плюс логопедическая группа в саду. Эффект нулевой!
28.10.2014 07:16
на французский))) а если аденоиды есть ваще идеал … мда … (только не обижайтесь)
Anonymous
27.10.2014 09:56
А что страшного в том, что человек грассирует? Мне вон 4 десяток идет и нормально с этим живу.
Ирина
27.10.2014 10:08
Нормально жить не мешает. Но как минимум накладывает ограничения в выборе профессии. Учитель, певец, актер, переводчик, диктор с дефектом речи – как-то не комильфо. Мягко говоря. Правда, бывают исключения, но для меня, например, дико: на НТВ есть передача Дачный ответ, где у ведущего не просто грассирующая, а жутко картавая Р. В советские времена такого товарища и близко к телевидению не подпустили бы. Можно конечно считать это дискриминацией, но мне, честно говоря, даже в суть вникать не хочется, когда я его слышу, переключаю сразу. Нет, ну, бухгалтером, программистом, врачом, кем угодно, но в голосо-речевых профессиях звуки должны быть поставлены все.
27.10.2014 13:31
Ну наверно из за того, что у меня никогда такой цели не было, на телевидение попасть, поэтому я никаких ограничений в жизни не чувствовала. И если честно, не хотела бы что то менять. Это часть меня, такая речь. Меня и окружающих меня полностью устраивает. В так, да, я с вами согласна- грассирующему человеку в телеведущих делать нечего.
Ирина
27.10.2014 15:57
Вы уж простите, но мне жутко не нравится грассирующая “р”, она мне просто режет слух. Я не то что не фанатка французского языка, я его просто физически слышать не могу. Не знаю почему, но факт. Сама я, кстати, плохо произношу отдельное “л”, в речи не всегда слышен дефект, но я знаю что он присутствует. Буду искать логопеда, кто возьмется исправить в 4.5. года.
27.10.2014 18:17
Вам 4,5 года? )))
Anonymous
28.10.2014 13:25
И мне не нравится грассирующая “р”. А у дочки(почти 6лет)-по закону подлости есть,зато младшенький в 3,5 идеально произносит.А у подруги,которая,кстати,поет в хоре театра-всю жизнь грассирующая.Мне кажется, что грассирующую сложнее исправить,да и наш логопед говорит,что надо побороться за чистую “р”.Еще у дочки жутко длинный язык,не смейтесь,но логопед сказала,что такого не видела,вот и думаю,может ей язык такой длинный складывать не удобно во рту.
Anonymous
27.10.2014 19:03
+ много! Раздражает этот молодой человек просто ужасно! Я стараюсь выпуски с его участием просто не смотреть. Его кортавая Р просто бесит меня. В советское время его бы к телевидению близко не подпустили! Видать “чей-то”, раз он на телевидении сидит. Без протекции с такими данными на телевидение не пролезть.
Anonymous
28.10.2014 07:17
у него там бЛат, неа – сестЛа! тоже бесит это товарисч
Anonymous
27.10.2014 19:01
Это ужасно. Людей с грассирующей Р, ИМХО, слушать неприятно. Особенно, когда кортавят телеведущие. Буэээ… Ужасно! Лучше исправлять в детстве!
Anonymous
28.10.2014 00:24
ужасно писать “кОртавость”. Буэээ… (с). Лучше приобрести словарик.
Anonymous
29.10.2014 07:08
И доктор Быков бесит? Така “прррэлээсть”!
27.10.2014 22:54
Тоже картавлю 40 с лишним лет и исправлять это не собираюсь. Все это условности, как я считаю 🙂 Мне тут учителя в школе предвещали (не мне, ребенку моему) трудности с грамматикой, якобы неправильный фонематический слух и тп. Ерунда все это, мне мое Р не мешало никогда в жизни. Но вот с тем, что дочь картавит следом за мной, будем бороться 🙂 по мере возможности.
27.10.2014 23:12
Ну мне вот слушать неприятно людей с явными “фифектами фикции” (не только с грассирующей Р; встречала тех, кто Л не выговаривали). Я их не считаю никакими-то убогими и т.п., но если приходится долго с ними общаться, ловлю себя на том, что раздражает их речь. Поэтому считаю, что в настоящее время родителям надо приложить усилия и помочь детям научится говорить правильно. Это и логопед, и обязательные ежедневные домашние упражнения.
Anonymous
28.10.2014 01:04
А как раздражают люди, пишущие на родном языке с ошибками! И ведь от этого избавиться намного легче, чем от картавости 🙂
28.10.2014 08:54
По ситуации. У меня и сестры не прошло и логопед не помог. Такое строение речевого аппарата. Не страдаем, слышно это слабо и не во всех словах.
Anonymous
28.10.2014 10:57
Моя ситуация.3 логопеда объяснили моё грассирование особенностью речевого аппарата. Я 1,5 года занималась по 2 раза в неделю, делала массаж, домашние задания… Но грассирование бесит только меня, окружающие его не замечают, пока я сама не обращаю их внимание на это ))
28.10.2014 13:42
Автор, я бы не затягивала и срочно обратилась к логопеду. Я легко ставлю и до 4 лет, если артикуляционный аппарат готов, а ребенок хочет правильно говорить. И действительно лучше сейчас, чем потом уходить от горлового звука.
логопед
28.10.2014 17:26
Спасибо. Прислушаюсь к вашему совету.
29.10.2014 05:24
мы в 4 года пошли с такой Р, за два занятия исправили
Когда родители замечают у своих детей такой дефект речи, как картавость, они начинают водить малышей по логопедам, предпринимать различные меры для устранения неправильного произношения. Но есть люди, которые намеренно хотят знать, как научиться картавить. Одной из главных причин такого желания становится изучение французского языка. Также многие молодые люди хотят подражать своим кумирам (например лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, рэп исполнитель «Гуф» и многие другие известны своим неправильным произношением этого звука).
Как проверить произношение звука Р?
Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно– Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ.
Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение.
Основные причины неправильного произношения
- Нарушение подвижности органов речи;
- Короткая уздечка языка;
- Нарушение речевого слуха;
- Неправильное речевое дыхание.
Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами, попросите повторить:
- открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами;
- далеко высовывать язык и прятать его;
- двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево;
- удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд;
- вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке;
- поочередно закрывать правый-левый глаза.
Артикуляционная гимнастика для звука Р
Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.
Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.
Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».
Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.
Как можно применить русский звук «Х»?
Действительно, есть упражнение, которое позволяет добиться грассирующего произношения буквы «Р» с помощью русского звука «Х». Ведь эти два звука очень схожи по механизму движения речевых органов.
Для начала необходимо найти слово с буквой «Х» и несколько раз произнести его для того, чтобы понять, как двигается язык в это время. Затем воспроизвести «Х» отдельно. После чего постараться заменить глухой звук на звонкий. Если все сделали правильно, то будет слышен дефектный звук «Р».
Благодаря таким несложным способам, как картавить букву «Р», можно добиться успехов. Главное, выполнять упражнения регулярно. Сначала будет трудно, как в любом учебном процессе. Но если проявить усердие, то стать картавым непременно получится.
Даже если навык произношения грассирующего «Р» будет приобретен, все равно не стоит совсем отказываться от упражнений, особенно если в обычной своей речи вы используете правильное произношение. Необходимо постоянно закреплять результат и совершенствоваться, чтобы при необходимости вы резко могли перестраивать артикуляцию этого непростого звука.
Самые распространенные нарушения
- Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный — слово саРай звучит как са_ай;
- Вместо звука Р произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука;
- Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка;
- Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р.
В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто.
Научиться картавить с помощью упражнений
В изучении того, как следует грассировать букву «Р» вам поможет не только самостоятельное, но и профессиональное обучение. В школьной программе по обучению Французскому языку есть множество упражнений, вот самое распространенное из них:
Упражнения из уроков по Французскому
Для начала запаситесь зеркалом. Если вы будете видеть то, как работает ваш язык, это значительно облегчит задачу.
- Это упражнение будет вам знакомо, если вы изучали французский в школе. Прижмите середину языка к небу, а кончиком коснитесь нижних зубов. Попробуйте произнести звук «Р» в таких условиях.
- Вам следует все так же дотронутся до неба и глотки языком, сделать это нужно его корнем, сильно напрячь. И вновь попробовать произнести звук «Р». Практикуйтесь усердно, с первого раза редко у кого выходит.
Упражнение с помощью воды
В этот раз вам понадобится стакан воды и ванная. Прополощите гортань издавая звук «Р», а затем повторите ту же манипуляцию, но без воды. Звук необходимо издавать вибрирующим.
Французские поговорки и скороговорки
Интернет пестрит изобилием сайтов на которых вы можете найти все необходимо для практики грассирующей «Р». Найдите французские поговорки, послушайте произношения и старательно произносите. Усложнить себе задачу можно с помощью скороговорок. Ниже приведена одна из них, с множеством «Р» :
« Rat vit riz
Rat mit patte à ras
Rat mit patte à riz
Riz ciut patte à rat.»
И пример французской поговорки в которой множество «Р»:
«Dans la gendarmerie, quand un gendarme rit, tous les gendarmes rient dans la gendarmerie» («В жандармерии, когда жандарм смеется, все жандармы смеются в жандармерии»).
Послушать как она верно произносится можно опять такие же на любом из сайтов. Изучив несколько поговорок и скороговорок успешное изучения грассирующей «р» вам непременно обеспечено.
Слушайте французскую музыку
Ранее мы уже говорили о том, что прослушивание и пение французских композиций принесет пользу в освоении умения картавить. Теперь рассмотри это конкретнее.
Замечательным образцом послужат песни Эдит Пиаф, например, знаменитая «Non, Je ne regrette rien». Так же хороши песни Мирей Матье, например выберете для прослушивания и изучения «La vie en rose». Принято считать, что это певицы даже чересчур грассируют, что не только придает определенный шарм песням, но и поможет вам в тренировка. Подражая им вы добьетесь должного результата.
С помощью русского «Х»
Русский звук «Х» очень сможет по фонетическим движением с французским звуком «Р». Например, произнесите пару-тройку раз слово «шахта», обратив внимание на то, каким образом производится этот звук. Теперь произнесите тот же «Х», но отдельно. Далее, как только начнет получаться, вместо глухого звука попробуйте произнести звонкий. Если вы все сделали верно, то у вас получится та самая французская «Р». Если же нет, то вот вам еще русские слова, произношение которых поможет уловить суть произношения картавого «Р»: хром, хворост, хрен.
С помощью этих не хитрых занятий и упражнений вы в скором времени освоите то, как картавить букву «Р». Если что-то не будет получаться, всегда можно прибегнуть к помощи преподавателя по фонетики либо по французскому.
Главное это ежедневно повторение и тренировки. Ни за что не прерывайте обучение, ведь все приходит с опытом и регулярностью. В противном случае не ждите быстрого эффекта.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р.
Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся:
- в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата;
- в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос;
- в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр.
Учимся произносить французский Р
Очень часто родители обеспокоены, если ребёнок долго не может произносить букву Р правильно — красиво, раскатисто.
У каждого логопеда, скорее всего, большинство ребятишек наблюдаются именно с такой проблемой.
В наши времена логопедов не было и ничего. Как-то обучались детки. Никто не остался с картавостью.
Но времена поменялись, появились новые профессии (одна из них логопед), создаются новые рабочие места (почти в каждом детском саду — это точно).
Логопеды в начале каждого года пишут планы работы на год, придумывают (иногда из пальца высасывают — извините, не могла удержаться), какие бы нарушения речи обнаружить у воспитанников и какие методы для их коррекции применить.
Тщательнейшим образом начинается проверка речевого развития в группах.
И всегда находятся дети, которые нужно (немедленно!) записать на занятия к логопеду.
Вы уж извините, что я так пишу, просто привыкла выражаться честно и прямо.
Надо ли ребёнку исправлять речь, не надо ли — запланированное количество «испытуемых» у логопеда в детском саду всегда будет набрано.
А потом начнутся занятия с каждым ребёнком индивидуально.
Ох, не о том я писать начала, но просто вот не могла подавить чувства и эмоции.
Вообще-то сегодня хочу рассказать про аномальное звукопроизношение Р (аномальное ли?).
Французы говорят так — им ничего, никто их не исправляет. Наши детки с французским Р — на ковёр к логопеду.
Но ведь это удивительно красиво! Зачем ломать речь малыша! Может он потом вообще во Францию уедет жить. Ему тогда эта красивая Р очень пригодится.
Так нет же, надо сломать её.
В общем, я противник того, чтобы французскую Р ломали. Некоторые наоборот хотят её приобрести.
И вот, как это сделать, как научиться произносить французскую Р, тема сегодняшней статьи.
Часто встречаю такие рекомендации для обучение Р по-французски — слушайте больше речь французов, произносите за ними слова, подражая.
Но это же абсурд!
Как можно просто подражать, если даже представления не имеешь, каким местом эта их французская Р произносится.
- Поэтому для начала надо уяснить для себя и как можно понятнее донести ребёнку (если обучаем французскому малыша), что при произношении Р по-французски язычок двигается совсем иначе, чем когда мы рррычим по-русски.
В нашей речи мы ставим кончик языка на бугорки за зубами, а французская Р произносится корнем языка.Покажите ребёнку на картинке, а затем на своих, и затем на его собственных (через зеркало) органах, где у нас кончик язычка, а где у него корень.
- Следующий этап — работа с языком. И не важно, будет это перед зеркалом или же обучающийся закроет глаза и представит свой аппарат речи, но язык надо научиться чувствовать, поиграть с ним следующим образом:
Кончик языка медленно ведём от зубов вверх к горлышку. Это упражнение поможет укрепить как раз мышцы у корня языка. Упражнение выполнять столько раз, на сколько хватит терпения.Чем больше будет укреплена мышца языка в области корня, тем легче будет потом ею манипулировать.
- Далее следует выполнять упражнения на подъём самого корня языка к нёбу. Язык при этом выпрямляется и плашмя ложится, упираясь в нижние зубы.
Первое время лучше просто выполнять это упражнение, без добавления каких-либо звуков. - На следующем этапе добавляем звуки. Берём слово, начинающееся на Х (хлеб), выделяем первый звук и произносим его как можно отчётливее.
Х-х-х. - Теперь стараемся произносить звук Х не глухо, а звонко, затем чередуем: Х глухой — Х звонкий. Приближаем к украинскому Г.
После выполнения этого ряда упражнений рекомендую пополоскать горлышко, набрав немного воды и запрокинув голову.
Получающееся в горле бульканье это уже почти французский звук Р.
Теперь нужно научиться самостоятельно булькать, но уже без воды и полоскания.
Во время полоскания попробуйте запомнить движение корня языка, чтобы затем уже по памяти воспроизводить его без воды.
Теперь остаётся только тренировка. Выбираем слова со звуками Х, Г и Р и многократко их произносим, стараясь булькать в нужном месте слова.
И самым полезным моментом, на мой взгляд, будет запись своих тренировок на диктофон.
Регулярные занятия примерно по 20-30 минут в день дадут результат уже через неделю.
Ваш французский звук Р будет превосходен. Желаю удачи!
В следующей статье Учимся произносить ДР-ТР.
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
- Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
- Что мы знаем про Азбуку Морзе Азбука Морзе была создана для передачи короткой информации. Но использовать…
Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки
Основные упражнения
1. «Лошадка» — энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая;
2. «Тпру, лошадка» — вибрируя губами произносить «кучерское» тпру;
3. «Маляр» — двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам;
4. «Грибок» — присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»;
5. «Дятел» — кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.
6. «Комарик» — сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з
7. «Заведи моторчик» — поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.
Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка.
Постановка звука Р от звука Д
Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.
Постановка Р от звука З
Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».
Постановка звука Р на вдохе
Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью
Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.
Упражнения для желающих картавить
Существуют еще способы, как научиться картавить. К ним относят специальные упражнения. Их можно найти также в программе изучения французского языка. Упражнений, позволяющих приобрести навык грассирования буквы «Р», очень много. Стоит выделить некоторые из них:
- Необходимо встать перед зеркалом, потому что намного легче делать упражнения, когда можешь контролировать работу своего речевого органа. Далее понадобится прижать середину языка к небу, а кончик приложить к нижней челюсти. В таком положении органов постараться воспроизвести звук «Р».
- Теперь необходимо опять же дотронутся до неба и глотки основанием речевого органа, при этом сильно его напрячь. Снова попробовать произнести букву.
- В этом упражнении потребуется стакан с водой. Нужно полоскать горло, при этом произнося звук «Р». После этого следует постараться сделать тоже самое, только уже без помощи воды. Звук должен быть вибрирующим.
Все эти упражнения необходимо делать регулярно. Нужно понимать, что с первого раза ничего не получится. Если быть усердным, то в скором времени все эти занятия не вызовут никаких трудностей и поставленная цель будет выполнена.
Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)
После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.
Рекомендуем пособия!
- Большая книга логопедических игр
- Непослушные звуки «Р»-«Рь». Логопедическая тетрадь (с наклейками)
- Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р
- Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь
- 1000 скороговорок с трудными звуками
Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.
Лавицкая Ольга Викторовна, логопед, специально для сайта Активная мама
1. Картавость можно исправить только в детстве
Звук [р] — самый сложный в артикуляции, поэтому чаще всего логопедические проблемы возникают именно с ним. В зависимости от того, как он звучит, профессионалы делят этот недостаток на два вида. Если [р] произносится на французский манер, это ротацизм. А если звук заменяют другим — параротацизм, это когда «рыба» человек произносит как «лыба».
— Ко мне обращаются и дети, и взрослые. Были ученики, которые осваивали звук [р] и после 40 лет. В целом и для тех и для других подход одинаковый: артикуляционные упражнения, дыхание, автоматизация (введение звука в речь). У детей дольше может идти постановка звука, а автоматизация проходит быстрее. У взрослых наоборот. Это часто происходит потому, что им надо преодолеть психологический барьер. И здесь обязательна помощь специалиста: не только логопедическая, но и психологическая, — рассказывает логопед Татьяна Баталова.
У взрослых постановка звука [р] происходит медленнее, потому что в их мозгу уже установилась нейронная связь, за многие годы сформировался патологический стереотип — чтобы его разрушить, нужно время. Кроме того, влияние на взрослых оказывает и окружение: семья, друзья, коллеги наверняка уже привыкли, что человек говорит определённым образом, и будут обращать внимание каждый раз, когда он будет пробовать произносить трудный звук по-другому. Этот страх быть замеченным, смущение, стыд тоже важно преодолеть.
«В самом начале работы мы составляем небольшой текст, который помогает настроиться перед каждым занятием. Это своего рода аутотренинг: я говорю красиво. Я правильно произношу звук [р]. Я произношу звук [р] легко. Кроме того, мы периодически делаем аудиозаписи, чтобы человек мог сравнить, как он произносил звук на первых занятиях и как он изменился в процессе».
Разница между взрослыми и детьми ещё и в мотивации. Пока ребёнок маленький, желание исправить звук [р], скорее всего, исходит от родителей. И специалисту, помимо работы с речью, нужно постоянно поддерживать мотивацию дошкольника. У взрослых с мотивацией всё в порядке, и это уже первый шаг на пути к результату.
2. Грассирование передаётся по наследству
Проблемы со звуком [р] действительно могут встречаться у членов одной семьи, однако это не повод думать, что этот дефект речи проявляется на генетическом уровне и бороться с ним бесполезно. Логопед Мария Орешкина уверена: даже если дома все произносят звук [р] не так, как нужно, ребёнок всё равно слышит разницу — по речи сверстников в саду, например, или других взрослых. Значит, и артикуляционный уклон может сформироваться по верному образцу.
«Картавость — это не вирус и не зараза. Понятно, что ребёнок больше всего общается со своими близкими. Но коррекционная педагогика в принципе подразумевает участие родителей, и если они страдают тем же дефектом, то на этапе автоматизации звука обычно учатся вместе с ребёнком и повторяют артикуляционные упражнения дома. Специалисту нужно уделить время, чтобы родители поняли, когда они говорят правильно, а когда нет».
Неправильное для русского языка произнесение звука [р] часто встречается и в билингвальных семьях, например если один из родителей еврей или француз, или семья, владеющая русским, живёт за границей. В этом случае причина картавости — в особенностях более привычного для слуха произношения.
— У меня были клиенты, которые приводили на занятия детей, родившихся во Франции и владеющих русским и французским языками. Они грассировали по привычке, но это можно исправить. В еврейской среде эта особенность речи имеет исторические корни. В прежние времена еврейские дети росли в изолированной языковой среде, с малых лет слыша речь родителей на иврите или идише. Одновременно их учили говорить по-русски, однако ребёнок, который нечасто слышал русскую речь вживую, перенимал гортанное произношение [р]. Так что дело здесь не в генах, — поясняет логопед Екатерина Минеева.
3. Бывает картавость, которую невозможно исправить
Если человек уже обращался к специалисту, но [р] выговаривать так и не начал, это не значит, что его невозможно научить. Возможно, причина кроется в том, что проблема решалась не комплексно, к примеру, нужно было укреплять мышцы всего артикуляционного аппарата, а не концентрироваться на одном упражнении. Или человек недостаточно практиковался. Сам звук можно научиться выговаривать за два занятия, однако потребуется больше времени, чтобы перестать задумываться о нём и окончательно ввести в речь.
— Единственная ситуация, когда нельзя устранить дефект, это нежелание человека заниматься. Некоторые родители думают, что нужно дождаться, пока ребёнок поменяет молочные зубы на постоянные. Но здесь нет никакой связи. То же можно сказать и про специфику анатомии артикуляционного аппарата. Бывает узкое, готическое нёбо, короткий или длинный язык — со всем этим можно работать, — говорит Мария Орешкина.
4. От дефекта можно избавиться самостоятельно
В попытке сэкономить многие пытаются решить проблему своими силами — сейчас много учебников и материалов в интернете. Люди по ошибке думают, что смогут устранить картавость, если просто будут повторять за дикторами на телевидении — кажется, тогда речевой аппарат автоматически перестроится на правильную речь.
«Повторять можно, если понимаете, как сделать это правильно. А если не знать, как устроены артикуляционные механизмы, толку от прослушивания новостей не будет. Часто взрослые, которые пытаются исправить картавость самостоятельно, не понимают, почему у них не получается. Им кажется, что надо говорить громче, более утрированно, но это может просто усилить эффект неправильного произнесения».
Специалисты не скрывают: артикуляционные упражнения действительно в большинстве случаев достаточно простые, и найти их можно в открытом доступе. Но у каждого человека с дефектом речи свои нюансы, и оценить их может только профессионал.
«Лучше не заниматься самодеятельностью, ведь даже люди без картавости, которые хотят развить свою дикцию, мало чего добьются, повторяя за дикторами новостей. Не зря актёры учат специальные скороговорки, пословицы».
5. Дефект речи портит человека
Последний миф довольно обидный. Людей, которые неправильно произносят звук [р], сегодня можно встретить среди радиоведущих, актёров, дикторов федеральных каналов. Но несмотря на это, картавость всё равно воспринимается как препятствие для карьеры.
— Недостаток это или нет, зависит от человека: кто-то очень переживает, кто-то легче к этому относится. Если неправильное произношение звука [р] мешает, то над ним надо работать. Однако ко мне приходят не только те, кому нужна чистая речь в профессии, но и те, кто просто хочет исправить этот дефект, — говорит Татьяна Баталова.
Некоторым кажется, что стоит человеку собраться, быть внимательнее, и он начнёт говорить правильно. Но эксперты единодушны: конечно, не начнёт. «Эта особенность речи не связана ни с интеллектом, ни со складом характера. Человек может быть раздражительным, нервным, потому что его дразнили в школе или детском саду. Но это не значит, что все люди с такой особенностью будут неуравновешенными, и скорее говорит о поведении социума по отношению к ним», — объясняет Екатерина Минеева. Будьте терпимее, это важно.
Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Наблюдается при дислалии, ринолалии, дизартрии. Вместо полноценного раскатистого [Р], образующегося при вибрации кончика языка, произносится искаженный (горловой, двугубный, щечный и т.д.) звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь. Устранение причины звукоискажения может потребовать участия стоматологов, неврологов.
К недостаткам произношения звуков [Р] и [Р′] относятся их отсутствие, искажение (ротацизм) и замена (параротацизм). Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников; при стертой дизартрии этот показатель еще выше – 43-53,5%.
Причины ротацизма
Наиболее частыми речевыми нарушениями, сопряженными с дефектным произношением [Р] и [Р′], являются артикуляторно-фонетическая и механическая дислалия, дизартрия, открытая ринолалия. Искажение звука встречается у детей с фонетическим, фонетико-фонематическим нарушением, общим недоразвитием речи. Самые распространенные причины ротацизма:
- Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяет ему занять правильное положение за верхними зубами. Проблему для нормативного произношения также могут представлять микроглоссия, макроглоссия, раздвоенный кончик языка.
- Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. При открытом боковом прикусе утечка воздуха сквозь щель между коренными зубами способствует боковому произношению. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
- Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные и дифференцированные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого при фонации воздуха.
- Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
- Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм. Паретичность мышц языка, щек чаще вызывает боковое искажение.
- Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью. При билингвизме происходит усвоение фонетических особенностей вариантов звука, заимствованных из других языков (увулярный [Р] – из французского, гортанный – из немецкого).
Фонетическая характеристика звука [Р]
Звук [Р] – согласный (по наличию преграды), сонорный (по участию голоса и шума), переднеязычный (по месту образования), дрожащий, или вибрант (по способу образования), ротовой (по месту выхода воздуха). Для правильной артикуляции изолированного твердого звука [Р] необходимо:
- раскрыть губы;
- разомкнуть зубы;
- поднять язык в форме «чашечки» за верхние зубы на альвеолы;
- с напором выдыхать воздух на кончик языка, вызывая его вибрацию.
Во время фонации мягкое небо поднимается и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки сомкнуты, колеблются – звук получается звонкий. При произнесение мягкого [Р′] кончик языка продвигается ближе к резцам, спинка языка выше поднимается к небу. Звук получается коротким, одноударным.
Ротацизм
Виды ротацизма
Мнения исследователей относительно форм ротацизма и их количества в отечественной логопедии разнятся. Некоторые авторы выделяют свыше 30 вариантов нарушения звука. Наиболее частотными и признаваемыми большинством ученых видами ротацизма являются:
- Увулярный. При фонации дрожит увулярный отросток (маленький язычок). Слышится «грассирующее» [Р], акустически наиболее близкое к нормальному звуку.
- Велярный. Вибрирует мягкое небо, вследствие чего возникает грубый рокот. Велярный и увулярный ротацизм иногда называют горловым [Р], или картавостью.
- Боковой. Отмечается вибрация боковых краев языка. Слышится звукосочетание «РЛЬ»
- Щечный. Струя воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая колебания одной или обеих щек. При этом виде ротацизма к тону голоса примешивается шум.
- Одноударный (проторный). Язык занимает правильное положение, однако вибрация не возникает. Получается звук, акустически близкий к английскому [D].
- Двугубный (билабиальный, «кучерский»). Вибрируют губы, язык неподвижен. При двугубном ротацизме слышится «ПРР».
- Носовой. Струя воздуха выходит через нос, кончик языка не задействован в артикуляции. Слышимый звук приближен к искаженному сочетанию «НГ».
- Гортанный. Близок к велярному ротацизму, однако звук более приглушенный, похожий на щелевой звук [Г].
Диагностика
Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с родителями ребенка или взрослым, страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед выясняет анамнестические сведения, языковой статус (монолингвальный, билингвальный). Затем последовательно осуществляется:
- Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Имеющиеся отклонения (отсутствие зубов, аномалии прикуса, короткая уздечка, лицевые расщелины и пр.) указывают на причину ротацизма. Затем определяют мышечный тонус: наличие спастики, парезов мышц оральной и мимической мускулатуры, дистонии.
- Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции сонора [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
- Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма (моторной или сенсорной недостаточности), выявления вторичного нарушения слуховых дифференцировок выполняют проверку речевого слуха. Исследуют дифференциацию звуков изолированных, на уровне слогов, слов.
- Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют изолированно и в разных позициях в слове. В ходе диагностики необходимо точно определить вид ротацизма – от этого будет зависеть коррекционный маршрут.
В ряде случаев для выработки правильной стратегии устранения ротацизма требуется проведение дополнительного стоматологического обследования (телерентгенография, снятие диагностических слепков) или неврологической диагностики (ЭНМГ, МРТ головного мозга).
Логопедический массаж
Коррекция
Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров. Коррекция дизартрического компонента в речи ребенка более эффективна на фоне медикаментозной терапии, назначаемой неврологом.
Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Ребенка или взрослого, страдающего ротацизмом, знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Для этого используют наглядность (артикуляционные профили, муляжи полости рта). Логопед неоднократно произносит изолированный звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».
Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха. Основные задачи артикуляционной гимнастики:
- выработка верхнего подъема языка (упражнения «Маляр» «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»);
- активизация кончика языка («Дятел», «Чистим зубки», «Утюжок»);
- вызов вибрации языка («Комарик»);
- растяжение подъязычной связки (упражнения «Грибок», «Парус», «Лошадка», «Гармошка»).
Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день. Подготовительный этап продолжается до тех пор, пока ребенок не научится удерживать нужную артикуляционную позу и выдыхать сильную направленную воздушную струю.
Постановка звука
При различных вариантах ротацизма целесообразно использовать дифференцированные приемы звукопостановки. Нормативного произношения можно добиться следующими способами:
- по подражанию (изобразить карканье вороны, рев мотора, рычание тигра);
- от опорных звуков [Д], [Ж], верхнеязычного [З];
- от звукосочетаний «тд», «дж», слога «за»;
- от артикуляционных упражнений («Грибок», «Парус», «Дятел», «Верблюд»);
- с механическим пособием (чаще всего). Вибрация кончика языка вызывается с помощью постановочного зонда либо зондозаменителя.
Иногда (например, при щечном ротацизме) звук ставят в 2 этапа: вначале добиваются проторного звучания, затем переходят в выработке вибрационного компонента. В крайних случаях (при недостижимости нормативного звучания) прибегают к компенсаторной артикуляции. Мягкий звук [Р′] вызывается после автоматизации твердой фонемы путем ее соединения с йотированными гласными или [И].
Автоматизация
Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды (прямые, обратные, со стечениями согласных). Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях (в начале в ударной позиции, конце и середине слова). Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.
Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать в широком диапазоне (от 1,5 до 3 мес. и дольше). Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей ребенка, заинтересованности родителей, регулярности занятий, мастерства логопеда, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.