Хронологическая таблица как правильно составить

Хронологическая таблица – это такая таблица, где заполняются даты определенных событий в виде таблице. Это могут быть важные открытия ученых, великие сражения и битвы, рождение и смерть великих людей.

Такая таблица чертится в два столбца. Первый столбец будет называться “Дата”, а второй – “Событие”.

В столбце “Дата” мы заполняем год год того или иного события, а в столбце – “Событие” мы подробно объясняем, что в этом году произошло важного.

Пример хорошей, хронологической таблицы Вы можете увидеть на рисунке ниже.

То есть хронологическая таблица может перечислять как и все важные исторические даты, так и быть на определенную заданную тематику – то есть в хронологической таблице Пушкина будет только информация об рождении и смерти поэта, дата написания его произведений и т.п, то есть там мы не увидим других дат, не связанных с поэтом.

Составление плана

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Прочитать текст, обдумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составлять простой план.

  1. Прочтите текст.
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как сформулировать

определение нового понятия

        Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их  общих  существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.

  1. Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
  2. Определите его существенные признаки.
  3. Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
  4. Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.

Пример.

В тексте учебника читаем:

После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.

Стала создаваться  инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.

Формулируем определение:

Инфраструктура – это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.

Как составить хронологическую таблицу

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
  3. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:

Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
  3. Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
  4. После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.

Как сделать выводы по прочитанному тексту

  1. Прочитайте текст (если потребуется несколько раз).
  2. Определите главную мысль, тему.
  3. Систематизируйте информацию, материал.

Обобщите его.

  1. Используя такие вводные слова, как: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, сделайте выводы по прочитанному тексту.


0

Как заполняется хронологическая таблица?

Как правильно заполнить и оформить хронологическую таблицу?

Как написать хронологическую таблицу?

Пример оформления хронологической таблицы – где найти?

Основное, что нужно писать в хронологической таблице?

Хронологическая таблица жизни и творчества – заполнить?

Как заполняется хронологическая таблица событий?

Как выполнить домашнее задание “составить и заполнить хронологическую таблицу”?

Как заполняется хронологическая таблица Пушкина, Бунина, Лермонтова, Гоголя, Куприна и Островского?

Как заполняется хронологическая таблица России (вторая мировая война, 1812 год и т.п)?

Что такое хронологические рамки?

Что такое хронологические даты?

таблица хронология история как заполнить какие даты писать таблицы

1 ответ:



2



0

Хронологическая таблица – это такая таблица, где заполняются даты определенных событий в виде таблице. Это могут быть важные открытия ученых, великие сражения и битвы, рождение и смерть великих людей.

Такая таблица чертится в два столбца. Первый столбец будет называться “Дата”, а второй – “Событие”.

В столбце “Дата” мы заполняем год год того или иного события, а в столбце – “Событие” мы подробно объясняем, что в этом году произошло важного.

Пример хорошей, хронологической таблицы Вы можете увидеть на рисунке ниже.

То есть хронологическая таблица может перечислять как и все важные исторические даты, так и быть на определенную заданную тематику – то есть в хронологической таблице Пушкина будет только информация об рождении и смерти поэта, дата написания его произведений и т.п, то есть там мы не увидим других дат, не связанных с поэтом.

Читайте также

Существует много методик, основанных на ассоциациях. Например, к каждой исторической дате вы можете подобрать что-то важное лично вам, связать исторические даты с цифрами или событиями, связанными с вами или вашими родственниками.

Кроме этого, можно присвоить цифрам (от 0 до 9) определенную букву:

0 – Н

1 – О

2 – Д и т.д. Как правило используется буква, с которой начинается цифра, но можно использовать и свои (главное чтобы вам было легко запомнить). Пользуясь этим шифром, вы можете составлять цепочки из букв или составить слова, соответствующие запоминаемой дате.

Пример:

x2db7RdaYx9StPWi761uHLf7athKR1h.png

Для проекта по истории выбираем любую актуальную и интересную для себя тему, которую мы будем развивать в своей работе.

Кому-то интересна тема религии Древнего мира, кто-то захочет рассказать об архитектуре, спорте или политике.

Вот неполный список тем для проектов:

OJF5zGTEnqYhNSlISMDtwxkdtHFI74lR.png

Давайте выберем увлекательную тему проекта, которая затронет культурное наследие, оставленное нам древними изобретателями, архитекторами, строителями – сделаем обзор “семи чудес”.

Семь чудес света Древнего мира.

Наследие, дошедшее до наших дней из древности по описаниям поэтов, чертежам и зарисовкам учёных и историков – это Семь чудес света.

Не случайно было выбрано число семь для списка великолепных рукотворных изобретений человечества. В античности семёрка считалась божественным числом. Отбор был сложным, так как список чудесных памятников искусства мог бы быть гораздо больше.

Но выбирались поразительные сооружения, самые грандиозные с технической или великолепные с художественной точки зрения. Все памятники были созданы в разные годы до нашей эры. Список неоднократно изменялся, дополнялся и дошёл до нас в таком виде, каким был сохранён ещё в I веке до н. э. В учебных заведениях древнего мира именно эти семь памятников были обязательны для изучения. Тогда преподавали искусство и архитектуру, наряду с географией, астрономией, историей и другими науками.

В наши дни сохранился единственный памятник из древнего списка. Остальные шесть потерялись во времени из-за разных катаклизмов. Некоторые были уничтожены в огне пожаров, другие разрушены в период войн и землетрясений.

1.Путешествуя по Египту, мы обязательно должны побывать в Гизе. Именно там мы окунёмся в древнюю эпоху и сможем почувствовать дух того времени. Египтяне бережно хранят свои памятники архитектуры. Единственное грандиозное и чудесное сооружение древности – Пирамиду Хеопса можно увидеть своими глазами (см. описание пирамид >> здесь.).

2.Описание Висячих Садов (Ирак, Вавилон) см. >> здесь.

3.Про известный Храм (Турция, Эфес) можно прочитать >> здесь.

4.Про Бога Зевса, созданного в виде огромной статуи (Греция, Олимпия) см. >> здесь.

5.История создания Мавзолея (Турция, Галикарнас) подробнее >> здесь.

6.Информация о грандиозном Колоссе Родосском (Греция) >> здесь.

7.Неповторимое сооружение для судоходства Александрийский Маяк (Египет) читать >> здесь.

Первобытные люди произошли на Земле около 2,5 млн лет тому назад, по крайней мере так полагают ученые. В то время человек был покрыт шерстью, и у него не было своего языка, то есть он не мог говорить словами. В это время люди были больше похожи на обезьян, но умели ходить на двух ногах.Жили первобытные люди в пещерах. Чтобы выжить первобытные люди охотились на диких животных, таких как мамонты. Но оружия тогда еще не было и поэтому они во время охоты пользовались палками и камнями, а с таким оружием много добычи не поймаешь, поэтому первобытные люди добывали еще и растительную пищу – орехи, корешки растений, различные плоды деревьев. Люди жили общинами, так как в одиночку выжить было невозможно.

Со временем человек научился делать орудия из камня – скребки, рубила и копья, а также стали изготавливать корзины и сети для ловли рыбы. Труд стал делиться на мужской и женский.

Ну, а если совсем кратко, то можно определить первобытного человека как предка современных людей.

9 января 1769 году, Екатериной Великой подписан манифест о введение в России банкнот. 9 января в Япония отвечает совершеннолетия граждан, 1948 году этот день стал официальным. 9 января официальный день мучеников В Панаме, в память о произошедших в 1964 году.

Древний город Микены был построен примерно за 2000 лет до н.э. согласно легенде, его построили один из мифических героев того времени Персей (сын Зевса и Данаи), тот что победил Медузу Горгону на Эгейском побережье.

Для защиты города вокруг него была построена крепость из камней весом до 10 тонн, что было подсилу лишь могучим циклопам. Так была образована Микенская крепость со входом через Львиные ворота. Город дважды уничтожался, первый раз во время извержения вулкана на острове Санторини.

Именно родившиеся в Микенах Агамемнон, обьединив около 1200 года до н.э. греков, разрушил и сжёг Трою на побережье Балканского полуострова .

Греческая культура пришла в упадок, даже письмо было забыто в результате того, как с севера на ее территорию вторглись дорийские племена.

Сейчас в Микенах проживает примерно 350 человек. Многочисленные раскопки подтверждают, насколько богат был город, являвшийся центром микенской цивилизации.

Сам город весь в руинах.

А так выглядит город в наше время

ЕГЭ не за горами – не расслабляемся.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Друзья! Старшеклассники (особенно выпускники) и их родители! Вы знаете, что такое таймлайн? Это временная шкала, «линия времени» с датами и событиями. Я по старинке называю такую шкалу хронологической таблицей, а вы можете называть как угодно – главное, начните составлять ЭТО.

Зачем нужна временная шкала (хронологическая таблица)?

Шкала поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе. Невозможно изучать литературу (и отдельные произведения, и художественный процесс в целом) и при этом не изучать историю. «Война и мир» – Отечественная война 1812 года, «Отцы и дети» – отмена крепостного права, «Тихий Дон» – Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Думаете, что для анализа «Евгения Онегина» или «Преступления и наказания» знание истории не нужно? Нужно! В этих романах нет «про войну и революцию», но есть про состояние общества, настроения и идеи. Как всё это увидеть, если не знать историю (не только России, но и других стран!)?

Как составлять временную шкалу?

Поделюсь опытом своих учеников. Я долго внушаю им мысль о неотвратимости составления «длинной простыни», постепенно они смиряются и начинают потихоньку работать.

Склеиваем несколько листов в длинную ленту. Посередине ленты проводим линию – это сама шкала. 1 шаг = 10 (или 20) лет = 5 см. Масштаб можно выбрать другой – всё на ваше усмотрение.

Ниже линии отмечаем важные исторические события: войны, революции, восстания, реформы. Также отмечаем годы правления императоров России.

Выше линии отмечаем годы жизни писателей, годы создания произведений. Желательно использовать цветные карандаши или ручки.

Какой временной промежуток брать?

Начинаем в XVIII веке (Державин, Фонвизин) и заканчиваем в конце XX века (современная литература). Можно «дотянуть» и до XXI века, если у вас есть что по этому поводу написать.

Временная шкала, составленная моей ученицей пару лет назад.
Временная шкала, составленная моей ученицей пару лет назад.

Сколько времени уходит на составление временной шкалы?

Если делать шкалу непосредственно перед экзаменом, чтобы всё повторить и обобщить, то при примерной усидчивости и беспримерном энтузиазме уйдёт несколько вечеров. Но, я считаю, что лучше начать составлять шкалу в начале 11 класса (можно начать и в 10 классе) – тогда сначала уйдёт 1-2 дня на XVIII – XIX века, а потом можно спокойно заполнять оставшуюся часть ленты в течение учебного года.

Перед экзаменом, когда вы уже будете порядком измочалены (да-да!), эта временная шкала поможет свести воедино всех участников историко-литературного процесса. И вы вспомните меня добрым словом! Не откладывайте – начинайте готовиться к экзамену.

Любите книги? Подписывайтесь. Никакой политики, “модных” новостей и светской шелухи – читаем, смотрим, слушаем, обсуждаем. Играем, учимся, живём в удовольствие! Вы с нами?

Составление таблиц
на уроках истории

Учитель истории
МБОУ СОШ № 29

Дмитракова Елена
Викторовна

В
современном информационном обществе повышается объем информации, а
следовательно и необходимость ускоренич ее усвоения. В этих условиях ученику
необходимо справиться с требованиями времени , освоить большой объем
информации, который к нему может поступать из различных источников. Порой
ребенку трудно понять больой материал и найти в нем главное, поэтому и не может
он последовательно, логически последовательно освещать вопрос, раскрывать тему.

 В
результате этих проблем, перед учителем стоит задача: научить ребенка выбирать
подходящую информацию, классифицировать свои знания.одним з способов помогающим
улучшить учебную деятельность на уроке истории, является составление таблиц.
Благодаря таблицам школьник учится выбирать главное, совершать логические
операции:анализ, синтез, сравнение, развивает умение преобразовывать и обобщать
исторический материал. Приводить его в систему и графическое изображение. Для
этого учитель должен создать необходимые условия для получения нового опыта
путем коллективной и самостоятельной работы с информацией. Тем более, что
составление таблиц помогает учащимся стать активными участниками учебного
процесса.

Работая
с таблицей у учеников развивается активное самостоятельное мышление. Материал в
таблицы формируется по вертикальным и горизонтальным графам. В своей работе я
использую :

1)    Тематические
таблицы

2)    Хронологические
таблицы

Работать
с данным методом обучения  на уроках истории начинаем с пятого класса, когда
составляем план, тезисы освещения темы или подтемы, соблюдая основные тебования:

А)
план должен полностью охватывать содержание темы (подтемы)

Б)
в заголовках , названиях пунктов плана не должны повторяться формулировки.

Папример
, тема Реформы Солона в Афинах:

·       
Отмена
долгов, вся земля возвращена общине и поделена

·       
Отмена
долгового рабства, выкуп и освобождение всех афинянских граждан, превращенных в
рабов

·       
Созывалось
Народное собрание для решения важнейших государственных дел

·       
Учрежден
выборный суд.

Затем
предлагаются пятиклассникам таблицы по микротемам. Например изучая тему «греческе
колонии на берегах Средиземного и Черного морей», предлагается составить
таблицу «условия жизни греков и скифов»(учеб. С.153)

греки

скифы


узкие улочки сторговыми складами, мастерскими


дома, крытые черепицей и с внутренними двориками


Степные просторы


кочевые кибитки

 На
начальном этапе учения составлять таблицы, работа проводится совместно с
учителем.

Также
могут предлагаться в 5-6 классах частичное заполнение таблицы

Индийские касты

Название
касты

Из
каких частей тела бога Брахмы были созданы

Чем
занимались

Могли
ли перейти в другую касту

жрецы

руки

Пашут
землю и пасут скот

нет

слуги

В старших классах, когда основы заполнения таблицы усвоены,
ученики могут заполнять таблицы самостоятельно

Очень
удобны таблицы для изучения общественных, политических движений

Радикальные
движения  в правление Александра
II

Название
движения

лидер

Основные идеи

Бунтарское

М.А.Бакунин

Крестьянен по
своей природе бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна помочь
крестьянам объединитьотдельные бунты и перевести их в общероссийскую
революцию

пропагандистское

П.Л.Лавров

Крестьянин не
готов к революции. Интеллегенция должна идти  в народ, нести революционные и
социалестические идеи.

заговорщеческое

П. Н. Ткачев

Крестьяни не
готов к революции, но и агитация не даст быстрых результатов. Поэтому надо
создать революционную организацию, которая подготовить и осуществит захват
власти

Также
таблицы систематизируют знания при подготовке темы отдельных войн

Отечественная
война 1812г.

Рранцузами стала
первым шагом в

1.     Ущерб
внешней торговле России, нанесенный континентальной блокадой, постепенно
привел к отказу от нее

2.     Неудачная
попытка Наполеона свататься к Анне Павловннне – сестре Александра
I.

3.     Наполеон
поддерживал поляков в стремлении к независимости, что не устраивало Россию

Ход событий

§  12 июня 1812.
Начало войны

§  4-5 августа –
бой под Смоленском. Отступление российских войск.

§  8 августа –
назначение Кутузова главнокомандующим

§  26 августа –
Бородинское сражение.

§  1 сентября –
военный совет в Филях

§  2 сентебря –
вступление французов в Москву

§  6 октября –
тарутинский маневр

§  12 октября –
сражение при Малоярославце

§  14 декабря-
переход русских войск через Неман

Итоги

1.     Война
пробудила чувства национального самосознания русского народп и вызвала
патриотический настрой в стране

2.     Победа
над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского
владычества

На
своих уроках при составлении таблиц я начинаю пользоваться Гугл таблицами, что
помогаеет разделить учеников при изучение отдельной темы на группы, где у
каждой группы  отдельное задание. В итоге, когда все выполняют своё задание
получается завершенная таблица, в которой лаконично сформирована информация и
результатами которой могут пользоваться все.

В результате работы с таблицами у учащихся
появляются определенные навыки –  любой изучаемый материал представлять в
подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и
применения. Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления
и способности логически рассуждать, роль использования таблиц велика.

Добавить комментарий