Индекс групповой сплоченности как найти

Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный для вас ответ и записать его обозначение в бланк.

  1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
    – Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
    – Участвую в большинстве видов деятельности (4)
    – Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
    – Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
    – Живу и существую отдельно от нее (1)
    – Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
  2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
    – Да, очень хотел бы перейти (1)
    – Скорее перешел бы, чем остался (2)
    – Не вижу никакой разницы (3)
    – Скорее всего остался бы в своей группе (4)
    – Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
    – Не знаю, трудно сказать (1)
  3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
    – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    – Хуже, чем в большинстве классов (1)
    – Не знаю, трудно сказать (1)
  4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
    – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    – Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    – Не знаю. (1)
  5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
    – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
    – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
    – Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
    – Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности

  15,1 баллов и выше – высокая;

  11,6 – 15 балла – выше средней;

  7- 11,5 – средняя;

  4 – 6,9 – ниже средней;

  4 и ниже – низкая.

Источник:

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490 с. (C. 179-180)

Групповая
сплоченность

чрезвычайно важный параметр, показывающий
степень интеграции группы, ее сплоченность
в единое целое, – можно определить не
только путем расчета соответствующих
социометрических индексов. Значительно
проще сделать это с помощью методики,
состоящей из 5 вопросов с несколькими
вариантами ответов на каждый. Ответы
кодируются в баллах согласно приведенным
в скобках значениям (максимальная сумма:
19 баллов, минимальная: 5). В ходе опроса
баллы указывать не нужно.

  1. Как бы оценили свою принадлежность к классу?

  • Чувствую
    себя ее членом, частью коллектива (5)

  • Участвую
    в большинстве видов деятельности (4)

  • Участвую
    в одних видах деятельности и не участвую
    в других (3)

  • Не
    чувствую, что являюсь членом группы
    (2)

  • Не
    знаю, затрудняясь ответить (1)

  • Живу
    и существую отдельно от нее (1)

  1. Перешли бы в другой класс, если бы представилась такая возможность?

  • Да,
    очень хотел бы перейти (1)

  • Скорее
    перешел бы, чем остался (2)

  • Не
    вижу никакой разницы (3)

  • Скорее
    бы остался в своем классе (4)

  • Очень
    хотел бы остаться в своем классе (5)

  • Не
    знаю, трудно сказать (1)

  • Каковы
    взаимоотношения между членами вашего
    класса?

    • Лучше
      чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно
      такие же, как и в большинстве коллективов
      (2)

    • Хуже,
      чем в большинстве классов (1)

    • Не
      знаю, трудно ответить (1)

    1. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

    • Лучше
      чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно
      такие же, как и в большинстве коллективов
      (2)

    • Хуже,
      чем в большинстве классов (1)

    • Не
      знаю, трудно ответить (1)

    1. Каково отношение к делу (учебе и т.П.) в вашем коллективе?

    • Лучше
      чем в большинстве коллективов (3)

    • Примерно
      такие же, как и в большинстве коллективов
      (2)

    • Хуже,
      чем в большинстве классов (1)

    • Не
      знаю (1)

    Уровни
    групповой сплоченности

    • 15
      баллов и выше – высокая;

    • 11
      – 15 баллов – выше средней;

    • 8-11
      – средняя;

    • 6-8
      – ниже средней;

    • 5
      -6

      низкая

    Анализ
    результатов методики: «
    Определение
    индекса групповой сплоченности Сишора
    »

    Имя,
    фамилия

    Средний
    бал

    Андронова
    Дарья Александровна

    18

    Аникин
    Андрей

    Алексеевич

    14

    Антошкина
    Милана Сергеевна

    13

    Григорьева
    Анастасия Алексеевна

    16

    Долженко
    Антон Валентинович

    15

    Ерофеева
    Анна Владимировна

    10

    Козлова
    Любовь

    Сергеевна

    16

    Кондаурова
    Елизавета Олеговна

    16

    Курочкина
    Дарина

    Андреевна

    14

    Кутырёва
    Анжелика Александровна

    18

    Марусичев
    Иван

    Сергеевич

    18

    Мкоян
    Артур

    Михакович

    5

    Овчинников
    Виталий Олегович

    13

    Плугарев
    Георгий

    Алексеевич

    13

    Полеводова
    Анжелика Юрьевна

    17

    Ражев
    Эрик

    Евгеньевич

    14

    Сабаев
    Евгений

    Викторович

    8

    Симонова
    Кристина Константиновна

    16

    Сухорослов
    Арсений Алексеевич

    18

    Фуртаева
    Анна Александровна

    15

    Пушкарёва
    Александра Николаевна

    16

    Цунин
    Денис

    Вячеславович

    15

    Чалкова
    елизавета Евгеньевна

    17

    Ширяев
    Андрей

    Сергеевич

    15

    Яук
    Эдуард

    Сергеевич

    14

    Итого:

    364

    Средний
    бал по классу:

    14

    В
    результате проведения данной методики
    выяснилось, что большинство ребят в
    классе чувствуют себя хорошо. Считают
    себя членами данного коллектива. Дорожат
    отношениями в классе. Взаимоотношения
    между ребятами дружеские, уважительные,
    доверительные. К учителям относятся с
    глубоким уважением, в затруднительных
    ситуациях обращаются к ним за помощью.
    К делам, учебе относятся добросовестно.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    LOGO

    Школа интегральной психологии

    Елены Могилевской

    История создания социометрического метода

    В настоящее время социометрию определяют как отрасль социальной психологии, изучающую межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками. В то же самое время социометрия является неотъемлемым средством групповой психотерапии, применяемым для диагностики внутри групповых конфликтов и в целях актуализации групповой энергии изменений.

             Термин “Социометрия“ появился в 19 в. связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. Но превращение социометрии в отрасль психологической науки и практики, наделенной особым инструментарием и системой интерпретации и понимания, установленных фактов произошло в 20-е годы ХХ столетия и связано с именем  психиатра и культурфилософа Якоба Леви Морено, ставшего известным, прежде всего как основатель Психодрамы.

             История  создания социометрии связана с тем периодом жизни Морено, когда в конце  первой мировой войны  он работал врачом в лагере тирольских беженцев, неподалеку от Вены. Хотя изгнанные со своей родины крестьяне находились там, в одинаково неблагоприятных внешних условиях, тем не менее, Морено был поражен, насколько по-разному были выражены у них недуги, проявлявшиеся в психосоматических симптомах. Он наблюдал, что более благополучные из беженцев делили, как правило, свои бараки с родными, старыми или новыми друзьями. Атмосфера солидарности и взаимной поддержки была характерна для тех домов, куда его как врача приглашали реже всего. Тогда как  в бараках его постоянных пациентов в порядке вещей было раздражение, натянутые отношения и склоки. Обладая живым воображением, Морено “увидел“, как туда и сюда растекаются потоки симпатий и антипатий между жителями лагеря, подобно силам всемирного тяготения во Вселенной материальных объектов. Морено представил себе эти силы связей между людьми как нечто, что придает структуру и конфигурацию «вселенной социальной».  У него сложилось впечатление, что понимание этих  сил притяжения и отталкивания позволил бы значительно облегчить участь  беженцев.

             Дальнейшая разработка этой темы привела Я.Л. Морено к созданию  модели  “социальной вселенной” в которой, так же как и в космосе действуют мощные силы притяжение и отталкивании.  Именно действие этих сил и определяет характер и качество взаимодействия людей в любой группе. 

    Каким же образом можно было исследовать эти силы, чтобы они при этом не потеряли своей содержательности, а участники эксперимента сохранили свою субъективность и не превращались бы в объекты наблюдения? Обоим этим требованиям удовлетворял новый  в методическом отношении социометрический тест (см. ниже), полученный благодаря переводу понятий притяжение и отталкивание в понятия выбора и отвержения.

    Цели социометрического исследования

    Для того  чтобы понять важность субъективной заинтересованности испытуемых в результатах социометрического теста необходимо обратиться к целям  социометрического исследования. Один из главных постулатов мореновского понимания социометрии неотъемлемый от его теории спонтанности следующий: количественное измерение взаимоотношений в группе не может быть целью само по себе, это первый диагностический шаг на пути качественного улучшения данных отношений. Более того, необходимо понимать, что без последующей проработки выявленных в ходе социометрии особенностей групповой структуры и динамики нельзя проводить социометрическое исследование.

      В понимании Морено “Социометрия – это социологическая наука  людей, о людях и для людей”  – так сам автор определял данный метод, утверждая, что социометрия должна позволить актуализировать  здоровые  силы самого сообщества и стать первым шагом к изменению существующих отношений. Таким образом, социометрию можно рассматривать как терапии целой группы. Идея Морено состоит в том, что отношения могут оказывать на участников как терапевтический эффект, способствовать росту и самораскрытию личности, так и патологическое воздействие, вызывая различные отклонения в социальном поведении, болезни и психологическую депривацию участников отношений. Морено говорил, что проблемы возникают не у людей а между людьми. Поэтому так важны соединяющие их отношения, их модальность и структура связей в сообществе. Именно этим и определяется климат внутри любой группы. Разработанная Я.Л. Морено социометрия, таким образом, была первым системным подходом к группе. В последующем именно мореновское понимание легло в основу всех направлений в групповой психотерапии, таких как Групповая динамика К. Левина («если бы не Морено, я бы никогда не занялся групповыми процессами» говорил Левин в последующем.);  Системная семейная психотерапия (работы будущих «системщиков» тоже впервые были опубликованы в журнале Морено «Социометрия»)…

    Если участники социометрического тестирования осознают важность данного задания для их жизни, то их выборы  и отвержения являются показаниями, которым можно доверять. Таким образом, социометрия является первым условием проведения терапии социальных конфликтов и их индивидуальных последствий.

             В качестве примера использования социометрии с этой целью можно привести знаменитый эксперимент Морено по преобразованию существующего сообщества в терапевтическое.

             Данный эксперимент был проведен в 30-х годах в учебно-воспитательной колонии для девочек  г. Хадсона, штат Нью-Йорк. Там находилось около пятисот девушек с делинквентным поведением. Несмотря на то, что в колонии были созданы все условия для приобретения навыков социального поведения, получения школьного образования и будущей профессии (девушки жили в шестнадцати благоустроенных коттеджах, за порядком в которых следили психологически обученные экономки, имелась школа, мастерские, были созданы условия для занятий спортом и развлечений), обстановка в колонии оставляла желать лучшего. Проблемы заключались в напряженных отношениях между воспитанницами и администрацией, групповой вражде между домами, и внутри их, низкой успеваемости и постоянных попытках сбежать из колонии.

    Попечителями школы был приглашен Морено со своей командой с целью улучшить ситуацию в школе.

             Исходной посылкой эксперимента была гипотеза  о том, что никакие исходящие извне  мероприятия не смогут оказать действенной помощи, нарушенной группе в целом и отдельным ее членам  до тех пор, пока  группа не будет трансформирована таким образом, чтобы благодаря здоровым эмоциональным связям, взаимному признанию и общим задачам  членов  она смогла бы достичь внутренней сплоченности.

             Исходя из этого, у всех девушек необходимо было вначале пробудить мотивацию  и желание своими силами изменить неудовлетворительное положение вещей. И Морено начал в характерной для него манере: зайдя в столовую, где все обедали, сидя за столами в том порядке как их рассадила администрация, Морено предложил всем занять места кто как хочет. Это и было первым социометрическим исследованием. Что тут началось! Некоторые столы тут же опустели, за другими  сидело вдвое больше чем прежде где-то осталось двое, а где-то по одному…

    Все это показывало, что формальная, видимая администрации структура группы вовсе не соответствовала её социо-эмоциональной структуре. После этого обитательницы колонии в групповых беседах обсудили сложившуюся ситуацию и проявили интерес к ее исправлению. Теперь можно было приступать к социотерапевтическим мероприятиям. 

    Работу, проделанную Морено, можно разделить на диагностическую и терапевтическую части:

             Диагностическая часть состоит в

    • собирание данных с помощью многочисленных социометрических мероприятий (см. ниже)
    • на основе полученных с их помощью данных исследовалась позиция каждого отдельного члена группы и групповая структура в целом.
    • Затем в терапевтической части проводились перегруппировки по социометрическим показаниям и терапевтические групповые занятия, в которых девушки могли глубже понять причины своих выборов и отвержений, чувства других членов группы, благодаря чему происходило изменение отношений членов группы друг к другу, менялась их групповая позиция и соответственно структура группы в целом.

    Возникшее подобным образом сообщество оказывается терапевтическим сообществом, в котором возможно высвобождение механизмов саморегуляции и развития всей группы в целом и каждого участника.

    Исцеление отдельного человека вне связи с целым, связи с обществом, другими, космосом как творческим мировым процессом, является,  по мнению Морено, таким же невозможным как оживление оторванной от дерева увядшей ветки. Уже в своих ранних трудах он отстаивал мысль, что самочувствие индивида, как и здоровье всех людей все больше будет определяться судьбой человечества. «Человечество –  это социальное и органическое единство» («Кто выживет») писал Морено еще в начале ХХ века.  Именно такое понимание и определило его практической подход к процессам, происходящим в любой в группе. Морено были сформулированы фундаментальные принципы групповой психотерапии и социометрии:

    • «Фундаментальный принцип групповой психотерапии состоит в том, что каждый индивид – а не только терапевт может воздействовать на другого индивида в качестве терапевтического агента, любая группа – в качестве терапевтического агента на другую группу» ( 8, с. 107)
    • «Групповая психотерапия – это терапия не только отдельного индивида, оказавшегося из-за трудностей адаптации и интеграции в центре внимания, но и всей группы и всех индивидов, которые с ним связаны»
    • В любой группе есть внутренние конструктивные силы, способствующие развитию каждого члена группы и всей группы в целом. Высвобождение этих сил происходит в процессе социометрической перегруппировки членов.

    Таким образом, группа не есть сумма всех входящих в неё индивидов,  это некое другое качественное образование – целостнось.

    Социометрические критерии

    То, что дает импульс любой социометрической процедуре и определяет границы социометрических подгрупп в любой группе это “критерий”, в соответствии с которым участники процедуры будут совершать свои выборы и отвержения. Именно по выбранному критерию большая группа разделиться на подгруппы. Критерии могут быть формальными, потребностными, случайными – их миллионы. Социометрист при выборе критерия идет от наиболее простых к сложным, от формальных к неформальным.

             Критерии “жизнь вместе”, “работа вместе”, “посещение друг друга”  являются основными социометрическими критериями, являющиеся актуальными для любого сообщества. Именно благодаря им, становится видна структура социоэмоциональных связей.

    Далее располагаются специфические для определенных групп критерии, например, для общества охотников, студенческой группы, группы родителей трудных подростков и т.д. То есть исходя из специфики сообщества выбираются критерии.

             Критерии можно разделить на диагностические и критерии действия. К диагностическим  относится такой критерий, как “Кого вы пригласите к себе на обед?”, Это вопрос специфический, он предоставляет информацию, о референтных для данного респондента людях, и направлен в прошлое. Критерии действия предполагают вовлеченность респондента в ситуацию в которой непосредственно происходит выбор. Для данных критериев требуются более подробные инструкции. Примером такого критерия может служить задание на  “социометрическое построение нового поселения”. Участники группы включаются в игру, в которой     каждый из них это житель, какого-нибудь вновь строящегося города. Далее, социометрист говорит: “ Сейчас вы все пришли в один город для встречи друг с другом. Вы готовитесь к построению нового поселения, кого бы вы хотели видеть своим соседом? Т.о. выборы и отвержения осуществляются “здесь и теперь” в ходе игры. Более того выборы осуществляются спонтанно, потому, что  в ходе проигрывания энергия действия  захватывает участников не оставляя времени для размышлений. 

             Социометрический критерий формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрический критерий позволяет нам выявлять функции индивидов в групповой структуре. (н-р, «с кем вы хотите провести отпуск», покажет нам эмоционально-неформальную структуру группы, а критерий «с кем бы вы подготовили отчет» покажет совершенно другое структурное распределение по признаку интеллектуального и организационного лидерства)

    Социометрический критерий должен:

    • нацеливать субъекта выбрать или отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи,
    • не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в данной группе,
    • быть понятным всем членам группы и интересным большинству,
    • включать в себя предложения по выбору или отвержению сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение,
    • убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

    Часто на основе одного критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. Но важно понимать следующее:

    • чем менее организованны взаимоотношения в группе (чем группа моложе), тем меньше должно быть предъявляемых критериев,
    • число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга и от опыта общения. Чем он больше, тем большее число критериев может быть использовано. 

             Т.О. обобщая выше изложенное, можно сформулировать следующие требования для социометрического исследования:

    • участники ситуации выбираются друг другом на основании одного или более критериев,
    • выбор критериев должен учитывать наиболее интересные на данный момент группе темы или проблемы и основывается на готовности участников отвечать на него с максимальной спонтанностью.
    • субъекты социометрии должны быть адекватно мотивированны, что бы их ответы были искренними,
    • выбранный критерий должен быть устойчивым, определенным, четко сформулированным.

    Методы социометрии

    Социометрическая процедура.

     Социометрия может проводится в двух вариантах: 

    • непараметрическая процедура – число выборов испытуемого не ограничивается, т.е. испытуемый может сделать (N – 1) выбор где N – число участников группы. Недостатком является сложность анализа данных и случайность, формальность  выбора (выбираю всех ).
    • Параметрическая процедура – испытуемому предлагают выбрать строго фиксированное число человек.

    Лимит выборов позволяет снизить вероятность случайных ответов и стандартизировать условия выборов в группе. В настоящее время принято считать, что для групп  22 –25 участников лимит выбора не должен превышать 4 –5 выбора.

    Пример: с кем из участников группы вы бы отправились в разведку? Вы должны выбрать двух человек (параметрическая процедура).

     Социометрический тест

              В различных ситуациях мы можем применять различные типы социометрических процедур. В терапевтической группе мы всегда применяем спонтанные, игровые процедуры социометрии. В других ситуациях (например, отбора персонала или спортивной команды) нам нужно применять социометрический тест с последующим построением социометрической матрицы. Социометрический тест является результатом преобразования экспериментальных методов социологии. Однако в отличие от них  он позволяет не только измерить существующие социальные отношения, но и исследовать  их.

    Социометрический тест позволяет выявить то что:

    • Психологическая структура группы сильно отличается от ее социальных проявлений.
    • Различные критерии вызывают различные группировки тех же членов.
    • Группы с различными функциями имеют разные структуры.
    • Люди будут группироваться не так как хотелось бы каждому участнику. (т.е. в группе всегда будут те чьи выборы не являются взаимными или те кто остается изолированным, не выбранным)
    • Спонтанные группы и функции, которые индивиды проявляют или хотят проявлять в них, имеют определенную связь с поведением каждого индивида и всей группы в целом (феномен групповых ожиданий).
    • Социальные конфликты и напряжение возрастают прямо пропорционально в зависимости и социодинамического расхождения между социальной структурой группы и ее социометрической матрицей.

              Социометрический тест проводиться в несколько этапов:

    1. Мотивационная беседа с участниками процедуры, инструктирование.
    2. Спонтанный выбор каждым участником относительно предложенного критерия.
    3. Обработка результатов и построение социометрической матрицы группы.

    Остановимся на этом пункте более подробно.

             а) социометрическая матрица строится в виде таблицы с помощью которой анализируются результаты социометрического опроса. , например

    N пп

    тот кто выбирает

    кого выбирают 01

    Кого выбирают 02

    кого выбирают 03

    кого выбирают 04

    01

    Иванов

    хх

    +1

    -2

    02

    Петров

    Хх

    +2

    -2

    03

    Сидоров

    +2

    -2

    хх

    +1

    04

    Ковалев

    +1

    -2

    хх

    Количество положительных выборов

    2

    1

    1

    1

    Количество положительных баллов

    3

    1

    2

    1

    Количество  отрицательных выборов (отвержений)

    0

    1

    2

    1

    Количество отрицательных баллов

    0

    2

    2

    2

    Порядковый номер

    1

    2

    3

    4

    Статус

    1

    3

    2

    4

    Уже визуальный анализ социометрической матрицы  многое говорит о взаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, кто   более активно выбирается, кто отвергается. Затем происходит детальный анализ:

             а) Подсчитывается количество (+) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству (+) выборов в каждом столбце таблицы.

             б) Подсчитывается количество (+) баллов для каждого участника. За первый выбор испытуемому  присваивается 2 балла, за второй 1, за все последующие по 0,5 балла.

               в) Подсчитывается количество  отрицательных выборов (отвержений) для каждого участника.

             г) Подсчитывается количество (-) баллов для каждого участника, баллы присваиваются аналогично, только со знаком (-).

             д)Если два участника имеют одинаковое число баллов то более высокий статус имеет участник с меньшим порядковым номером.

             Здесь представлена социоматрица по одному критерию, можно построить  суммарную социоматрицу по всем использованным критериям, а так же матрицы по данным  межгрупповых выборов.

             По результатам отраженным в социометрической матрице можно  определить ряд важнейших количественных характеристик группы и положения в ней отдельных индивидов – социометрические индексы

    Социометрические индексы

    Бывают групповые и персональные индексы.

     Персональные социометрические индексы.

              Статус – обозначает место индивида системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус является ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он одновременно интегрирует в себе черты объективно присущие индивиду и  то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций.  Социометрический статус отражает отношение членов группы к каждому ее представителю.

                       Количество полученных i-членом выборов

             S = ————————————————————

                                         ( N – 1)

    где N – численность группы.

             Имеет смысл вычислять положительные и отрицательные статусы являющиеся составными частями общего статуса индивида.

               Количество полученных  положительных выборов

    S + = ———————————————————————

                                  ( N –1)

    аналогично для S -.

     Индекс эмоциональной экспансивности – характеризует то, насколько  член группы связан с остальным членам, сколь активен он в своих выборах.

                           Количество выборов отданных i-членом группы

             Е  = ———————————————————————–

                                         ( N -1 )

     Аналогично вышеописанному выводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

     Групповые индексы.

     Индекс групповой  сплоченности.

                                            N в

                                С = ————–

                                        N (N -1)

    где С – эмоциональная сплоченность группы; Nв – количество  взаимных выборов в группе; N (N -1) – общее возможное число взаимных выборов в группе.

             Индекс групповой сплоченности не является показателем содержательного качества коллектива, т.к. степень сплоченности может быть высокой и в бандитской шайке и в уличной группировке. Однако, он всегда показывает насколько группа склонна к разрыву,  распаду.

             Индекс социометрической когерентности – характеризует меру связанности группы по выделенному критерию, настоятельность взаимных контактов, но без учета их знака и направленности.

                    Количество отданных ( или полученных )выборов

             К= ——————————————————————-

                                     N ( N – 1 )

     Из формулы понятно, что, «К» является средним арифметическим социометрического статуса и эмоциональной экспансивности.

              Индекс взаимности – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных связей.

                     Количество взаимных положительных выборов

             G = —————————————————————-

                                          N (N – 1 )

              Социометрический индекс референтности

                        Количество взаимных положительных выборов

             R = ———————————————————————

                       Количество положительных выборов.

    Показывает насколько группа является референтной для каждого участника.

              Классический социометрический тест, как и любая социометрическая процедура, после  проведения, предполагает  анализ мотивов, выборов, и отвержений, возможных причин и определение путей изменения неблагоприятных социометрических конфигураций.

              Однако для нас важно понимать, что все эти индексы, по сути, характеризуют лишь различные аспекты таких комплексных проявлений человеческого взаимодействия как притяжение или отталкивание.

     Социограмма

              Социограмма – это графическое изображение динамической эмоциональной глубинной структуры группы. Вначале участники тестирования графически изображаются на бумаге с помощью символов, женщины в виде кружочков, мужчины в виде треугольников. Далее в соответствующем кружке или треугольнике указывается имя или присвоенный номер. Затем красными или сплошными линиями отмечаются все исходящие от  конкретного индивида выборы, все отвержения изображаются соответственно черными или пунктирными линиями. Взаимные выборы или отвержения (так называемые пары взаимного притяжения или отталкивания) изображаются соответствующими соединительными линиями с поперечной чертой посередине. Интенсивность выбора, каким он был сделан: первым, вторым и т.д. указывают цифрой рядом с линией. Существует множество видов социограмм. Простейшей из них является круговая. В этом случае  все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующими линиями обозначаются связи между ними. Иногда для упрощения чертежа отдельно представляют положительные и отрицательные связи.

    Социограммы локограмного вида заранее располагают на плоскости членов группы так, чтобы это расположение моделировало их действительное местоположение в том помещении, где происходит основная деятельность группы (класс, цех, офис)

             После графического изображения результатов социометрического теста  в социограмме, приступают к его качественной оценке. Существуют следующие позиции членов группы: Звезды притяжения, предпочитаемые члены группы, пренебрегаемые, изолированные, звезды отвержения или отвергаемые члены группы. Если, например, каждый член группы мог  получить  по три выбора то тот, кто получил 6 и более  положительных – имеет статус «звезды», 3-5 – предпочитаемые, 1-2 – пренебрегаемые, 0 – изолированные, только отрицательные выборы – отвергаемые.

             “Звезда притяжения”- человек, которого выбирает максимальное число участников группы, лидеры, оказывающие большое влияние на каждого участника и всю группы в целом .

             “Звезды отвержения”  – наиболее часто отвергаемые члены группы, так называемые  “козлы отпущения”, наиболее уязвимые позиции в структуре группы. Данные позиции удобно анализировать с помощью еще одного вида социограммы  – дифференциальной или концентрической  социограммы, где все члены группы располагаются на концентрических окружностях и чем выше положительный статус члена группы, тем ближе к центру он помещается и наоборот.

             Несколько менее известна следующая интерпретация групповых позиций, учитывающая наличие в группе нескольких центров притяжения:

    -“альфа” –  тот человек в группе, который содержит в себе наиболее важную позитивную энергию группы, а так же тот, кто тайно или явно держит в руках все нити власти и  имеет наибольшее влияние. Именно альфа чаще всего является протагонистом, именно его темы интересуют большее количество участников группы.

             -“бета” – антогонист  “альфы”, является или экспертом или противником, отрицающим все идеи  “альфы”. Он так же имеет определенное количество стронников но несколько меньшее чем «альфа». Темы выносимые «бетой» составляют конкуренцию «альфе» они часто меняются местами, что и создает основу групповой динамики.

             -“гамма” – те люди, которые идут за “альфа” и все время поддерживают его.

             -“омега” – “гадкий утенок”, в этой роли человек является носителем всего нежелательного, бессознательно отвергаемого группой. Некий канал утилизации групповых страхов. Обращение к темам «омеги»  приводит к изменению всей групповой структуры и вызывает значительный рост самосознания в группе и групповой зрелости.

             Эмпирически, на группу в 30 человек почти всегда приходится звезд 3-4, предпочитаемых 10 –12, пренебрегаемых – 10 –12, изолированных до 5 человек, причем изолированные не объединяются в  подгруппу а остаются изолированными.  Данные факты не являются случайными и объясняются сформулированным Морено социодинамическим законом: Неравномерное распределение выборов в социометрическом тестировании не устраняется при повышении шансов каждого участника быть выбранным. При повторном тестировании с большими возможностями для выбора оно становится еще более выраженным. Дополнительные выборы приходятся не на тех индивидов, которые редко выбираются или которые оказались в изоляции, а опять таки на звезд притяжения.

             Анализ социограммы происходит с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Как правило,  неформальных структур в группе возникает несколько: структуры взаимоподдержки, взаимовлияния,  популярности, престижа, лидерства и др. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются группировки из 2, 3 членов реже из 4 и более членов. Группировки выполняют роль эмоциональных ядер общения. Их наличие или отсутствие характеризует психологический климат группы. В хорошо организованных, сплоченных группах лидеры группировок положительно взаимосвязаны, что находит отражение на социограмме.

    На одном небольшом предприятии, несмотря на благоприятные условия труда, существуют такие напряженные отношения между людьми, что из-за них страдает не только работа и процесс производства, но и сами работники. Некоторые из них вынуждены регулярно обращаться  к врачу из-за психогенных недугов  таких как головные и желудочные боли, расстройства сна и пр. Симптоматическое лечение, тем не менее, не приводит к цели если напряженность на предприятии остается скрытой и никто не знает в чем корень зла. Скрытой же она остается до тех пор, пока измеряется только внешняя структура, включающая руководителей двух подразделений (а и б), которые вместе с несколькими сотрудниками и секретаршами работают над различными проектами. Наряду с этим может быть исследована глубинная эмоциональная структура группы и расхождение между ними.

             Как же применяется социометрический тест к группе, где возникли подобные нарушения?

    В ходе тестирования членам упомянутого предприятия указывается на их проблемы и на важность знания выявляемых с помощью теста их выборов и отвержений для улучшения ситуации. В данном случае критерием теста является вопрос “ С кем из коллег из обоих подразделений вы хотели бы вместе работать, а с кем нет?” Каждый участник получает две карточки. На одной из них он указывает до пяти коллег, с которыми он хотел бы работать, а на другой тех с кем не хотел бы. Выполнив задание, участники тестирования сдают карточки с разным количеством выборов и отвержений социотерапевту.  Так как социометрические выборы и отвержения зависят от критерия теста то для обстоятельного социометрического исследования должно быть проведено не менее двух социометрических тестов. На втором этапе исследования служащие определяются, с кем из коллег они хотелись бы сойтись поближе во время запланированной  на предприятии совместной поездки на выходные. Обработку данных социометрических тестов можно провести не  только с помощью математической обработки, но и на социограмме где данные структуры будут представлены максимально наглядно. Если мы исследуем социограммы  1 и 2 нашего примера ( небольшое предприятие с подразделениями а и б, то мы увидим одних и тех же участников но совершенно разные социометрические структуры)

    Тестовый критерий 1 относится к совместной работе. Данная социограмма указывает на расслоение подразделения а) на две подгруппы. Его шеф (1) в первом выборе отдает предпочтение   руководителю второго подразделения (А), во втором и третьем выборах секретаршам (2) и (3). Обе сотрудницы отвергают друг друга.

             Вторая подгруппа данного подразделения предстает в виде гармоничной закрытой структуры. Два сотрудника (4) и ( 7 ) выбирают друг друга, так как (7)  в первом выборе выбирает секретаршу (6) , а (4) в первом выборе выбирает (7) , можно предположить, что именно (7) задает тон в этой конфигурации. Из первого выбора сотрудницы (5) можно увидеть, что она предпочла бы работать в параллельном подразделении. Ее слабовыраженное желание работать с коллегой (4) последним отвергается.  Также и (7) отвергает (5) как сотрудницу. Никто не выразил желания с ней работать.

             Необходимо также отметить крайне тяжелое в профессиональном отношении положение руководителей обоих подразделений, которые поддерживаются только взаимными выборами

             Тестовый критерий 2 относится к совместному проведению досуга. Структурный анализ второй социограммы кардинально отличается от первой. Если в первой (5) только отвергается то во второй на веселую, молодую женщину приходиться 7 выборов, которые делают ее  “звездой притяжения”. И наоборот (6)  на этот раз оказывается полностью изолированной.

             Групповая сплоченность подразделения б) по критерию сотрудничества с тремя внешними выборами  лишь не намного меньше, чем сплоченность подразделения а). Отношение составляет 3:2. По второму критерию оно составляет вместе с отвержениями 7:1. Кроме того, на социограмме 2б) меньше парных, треугольных, цепных структур и нет фигуры звезды в качестве ключевой персоны. Структура подразделения б) по второму критерию является экстравертированной и характеризуется низкой сплоченностью.

    Социометрический перцептивный тест

    Данный метод является модификацией описанного выше социометрического теста.

    В социометрическом перцептивном тесте от испытуемого требуется, исходя из своих представлений, отметить на листке  в соответствии с заданным критерием  вначале свои выборы и отвержения людей из данной группы, затем отмечать касающиеся его самого выборы и отвержения членов его группы, характеризуя тем самым те чувства, которые как ему кажется они к нему испытывают. Перцептивная социограмма становится релевантным только при сравнении с реальной социограммой. При их сопоставлении выявлено, что у психически здоровых людей, адекватно воспринимающих себя и окружающих перцептивная социограмма в значительной степени совпадает с реальной.

    Подобную процедуру можно сделать непосредственно в группе, предложив участнику расставить членов группы вокруг себя по выбранному критерию (н-р, ближе стоят те кто испытывает ко мне симпатию, а дальше те кто равнодушен, сзади стоят те кому я не нравлюсь) а затем предложить участникам занять место в соответствии с собственным отношением.

             Данный метод эффективно применять при семейной терапии, конфликтных взаимоотношениях в коллективе. Он позволяет сразу выявить наиболее нарушенные отношения и довести это до сознания пациента.

    Практическое применение некоторых социометрических техник

    Социометрические техники можно разделить на две большие группы: групповые и индивидуальные. К групповым относятся  классический социометрический тест, социограмма, спектрограмма, импровизационная групповая игра и т.д. К индивидуальным относятся техники исследования социального атома, тест эмоциональной открытости, тест знакомства.

             Групповые социометрические техники отличаются от индивидуальных тем, что участники находятся  в равном положении и выполняют одинаковые действия, определяясь относительно выбранного критерия. В индивидуальной социометрии в центре действия находится какой-либо участник, который задает сам критерий, вокруг которого определяются либо все члены группы, либо те на кого упал выбор данного участника. (приведенный выше пример)

             Социограмма кроме классической формы может выполняться в пространстве в процессе непосредственного группового взаимодействия. В данном случае  члены группы располагаются в пространстве таким образом, чтобы дистанция между ними  соответствовала их реальным отношениям. Вместо самих участников в пространстве могут располагаться их вещи, например обувь, платки, украшения.и т.д..  У социограммы может и не быть какого-либо окончательного варианта, так как она предполагает произведение необходимых для участников изменений отношений непосредственно во время процедуры. По окончании производиться анализ мотивов  и причин выбора той или иной дистанции, ощущений участников.

             Спектрограмма требует от членов группы подразделения в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами. Полюса задаются критерием, который выбирает группа, например активный-пассивный, открытый – закрытый и т.д. После проведения участники делятся мнениями о том, где они находились, к какому полюсу себя причислили. Возможна также вероятностная спектрограмма (к какому полюсу хотел бы принадлежать, что в группе и что мешает занимать эту позицию.)

             Импровизационную групповую игру используют в качестве социометрической с точки зрения ее социометрической обработки. Такой анализ позволяет раскрыть социоэмоциональную структуру группы и позиции ее членов. Критериями обработки могут быть следующие:

    • как участники обращаются друг с другом,
    • как участники друг другом пренебрегают,
    • как часто совпадают мнения, как часто мнения расходятся,

    на основе таких критериев анализа составляется актосоциограмма, которая отражает не непосредственные выборы и отвержения, а частоту активного обращения.

              Исследование социального атома.

     Социальный атом выступает наименьшим элементом структуры отношений человека и состоит из всех отношений человека с окружающими его людьми, которые в данный момент его жизни тем или иным образом с ним связанны. Исследование социального атома происходит с учетом его структуры.  Субъект группирует вокруг себя первый круг людей  – это те с кем непосредственно поддерживаются отношения. Первый круг или внутреннее ядро, может отражать как  отношение участника к этим людям, так и их отношение к нему. Иными словами участник может расположить выбранных людей в соответствии со своим отношением к ним вокруг себя или попросить выбранных им людей расположиться так, чтобы достичь наибольшего соответствия реальным отношениям. После определения первого круга определяется второй круг или внешнее ядро – те люди, с которыми хотелось бы иметь отношения. Последним, определяется объем знакомств, незначимых для индивида. Исследование социального атома может проводиться на основе различных критериев, отражающих стороны отношений, но всегда с соблюдением структуры атома.  Исследование может относиться к членам группы, коллектива, семье и т.д. Социальный атом может строится индивидом на бумаге или в пространстве группы, где участники могут изображать значимых для него людей или самих себя. В данном случае процедура становится исследованием социального группового атома данного участника.

             Тест эмоциональной открытости проводиться для исследования потенциала эмоциональной открытости. Основываясь на предпосылке, что человек обладает лимитом эмоциональной открытости и его запас не может распространяться на всех,  исследуется количество выборов этого человека, имеющихся с помощью данного критерия. Измерение проводиться несколько раз.

             Тест знакомства используется для определения количества людей, с которыми бы участник группы мог бы поговорить, обсудить свои проблемы. Здесь не важно, какое количество времени участник знаком с выбираемыми людьми и сколько раз они общались. Ограничение в выборе касается тех, с кем субъект живет  вместе. В результате процедуры определяются потенциальные друзья, обсуждаются мотивы и причины выборов.

    Эмоционально-психологические аспекты проведения социометрического исследования

             Проведение социометрии – это очень тонкая психологическая  процедура. К ней необходимо тщательно подготовить группу,  сопротивление социометрии заложено в психологических и воспитательных запретах, присутствующих у любого участника. Поэтому нужно рассматривать и решать социометрические трудности постепенно.

             Первая трудность  – игнорирование значимости социометрической процедуры. Решение этой трудности возможно с помощью расширения представлений о самой социометрической процедуре ее целях, результатах, важности для развития группы. Можно использовать дискуссию на эту тему. Основой путь решения этой трудности – снятие непонимания.

             Вторая трудность – это страх последствий и сопротивление, связанное с ними.  Величина сопротивления – это определитель уровня социометрического  сознания группы и вида  подготовки к социометрии. Сопротивление может объясняться следующими причинами:

    • страх узнать свою позицию в группе.
    • страх, что “любимые” и “нелюбимые” члены группы узнают о том, какую позицию я хочу занимать в группе,
    • чувство, зависимости связанное с тем, что занимаемая позиция результат не собственных действий, а отношений других членов группы к данному индивиду.
    • Страх перед существованием невидимых сил притяжения и отталкивания, определяющих позицию индивида, несмотря на структуру его социального атома,
    • Запрет на выражение собственных чувств и боязнь выражения чувств другими участниками. Причем как позитивных так и негативных чувств.

    Для преодоления названных трудностей социометрист, используя беседы, интервью, дискуссии должен разрушить непонимание, указать на причины страха. Главная идея социометрии состоит в том, что он несет лучшую организацию группы и более сбалансированное участие каждого ее члена. Именно социометрия с последующей проработкой вскрывшихся групповых конфликтов позволяет преобразовывать групповой сообщество в терапевтическое, высвобождать внутренние конструктивные силы группы. Именно это социометрист должен донести до каждого, направляя все свои усилия к достижению полного сотрудничества.

    Приложения.

    Этапы социометрического исследования

    1. Подготовительный этап.
    • разработка программы опроса
    • проектирование и пилотаж инструментария: социометрических карточек, бланков, социоматриц.
    1. Оперативный этап сбора данных.
    • Установление контактов с респондентами, изложение целей опроса.
    • Инструктаж респондентов.
    • Опрос респондентов.
    1. Результирующий этап обработки и анализа данных.
    • Составление социоматриц опрошенных
    • Расчет индивидуальных и групповых социометрических индексов
    • Построение социограмм
    • Анализ внутригрупповых отношений ( выделение подгрупп, лидеров, отверженных, изолированных)
    • Написание отчета о результатах исследования.

    Список литературы

    1. MorenoL. Who Shall Survive? Foundations of sociometry, group psychotherapy and sociodrama. Biacon House 1953.
    2. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: «Академический проект» 2001г.
    3. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М. “ Прогресс” 1994
    4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрема. М. “ Класс” 1993
    5. Шевандрин Н.И. Основы социальной психологии РД 1994

    ИП Могилевская Елена Викторовна 

    ИНН 616602098100 
    ОГРН 318619600189769 
    ИФНС N 6165
    Юридический/Фактический адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская,21
    Основной вид деятельности – Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

    или войдите через

    Определение индекса групповой сплоченности Сишора

    Назначение и инструкция: Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

    Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

    Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

    1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

    1. Чувствую себя членом, частью класса (5)

    2. Участвую в большинстве дел класса (4)

    3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)

    4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)

    5. Живу и существую отдельно от класса (-1)

    6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

    2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

    1. Да, очень хотел бы перейти (-1)

    2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

    3. Не вижу никакой разницы (3)

    4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4)

    5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

    6. Не знаю, трудно сказать (1)

    3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

    1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)

    2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

    3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)

    4. Не знаю, трудно сказать (1)

    4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

    1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

    2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

    3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

    4. Не знаю (1)

    5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

    1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

    2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)

    3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

    4. Не знаю (1)

    Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

    • 15, 1 баллов и выше – высокая;

    • 11, 6 – 15 – выше средней;

    • 7 – 11,5 – средняя;

    • 4 – 6,9 – ниже средней;

    • 4 и ниже – низкая.

    Методика на определение индекса групповой сплоченности
    К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»

    Определение
    индекса групповой сплоченности Сишора

    Групповая
    сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции
    группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем
    расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать
    это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами
    ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках
    значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса
    баллы указывать не нужно.

    Инструкция. Hа
    каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать верный
    для вас ответ и записать его обозначение в бланк.

    1. Как
      бы вы оценили свою принадлежность к группе?
      – Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
      – Участвую в большинстве видов деятельности (4)
      – Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
      – Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
      – Живу и существую отдельно от нее (1)
      – Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
    2. Перешли
      бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без
      изменения прочих условий)?
      – Да, очень хотел бы перейти (1)
      – Скорее перешел бы, чем остался (2)
      – Не вижу никакой разницы (3)
      – Скорее всего остался бы в своей группе (4)
      – Очень хотел бы остаться в своей группе (5)
      – Не знаю, трудно сказать (1)
    3. Каковы
      взаимоотношения между членами вашей группы?
      – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
      – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
      – Хуже, чем в большинстве классов (1)
      – Не знаю, трудно сказать (1)
    4. Каковы
      у вас взаимоотношения с руководством?
      – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
      – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
      – Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
      – Не знаю. (1)
    5. Каково
      отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?
      – Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
      – Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
      – Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
      – Не знаю (1)

    Обработка
    результатов и интерпретация

    Уровни
    групповой сплоченности

      15,1
    баллов и выше – высокая;

      11,6 –
    15 балла – выше средней;

      7- 11,5
    – средняя;

      4 – 6,9
    – ниже средней;

      4 и ниже
    – низкая.

    Источник:

    Фетискин Н.П.,
    Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития
    личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490
    с. (C. 179-180)

    Добавить комментарий