Обучение школьников, студентов – это не просто стандартный набор предметов и их разъяснение. На самом деле учебный процесс может быть персонализирован в зависимости от потребностей и текущего уровня подготовки слушателей. Для его реализации создаются специальные планы – индивидуальные.
Понятие и функции индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная программа – это особая траектория обучения, учитывающая определенные особенности целевой аудитории или конкретного индивида. Она ориентирована не просто на общее развитие, но и делает акцент на конкретных научных канонах, становлении и автоматизации определенной группы навыков. Чаще всего такая схема обучения носит специализированный или более узкий характер, так как в значительной степени ориентирована на конкретный сегмент: сфера деятельности, дисциплины и пр.
В то же время индивидуальная образовательная программа представляет собой официальный документ, закрепляющий конкретный набор предметов, форм занятий, заданий за конкретным учащимися или группой. Для ее реализации потребуется создание специфических условий: особая материально-техническая база, педагогический состав (с конкретным уровнем квалификации и опытом работы с особенными или одаренными детьми»).
Индивидуальная траектория обучения формируется преимущественно в двух (уже упомянутых нами) случаях. Первый – это развитие одаренности индивида в случае явного проявления конкретного таланта, способности и личной заинтересованности индивида в более глубоком изучении отдельных наук и пр. второй вид – коррекционный или инклюзивный, нацеленный на развитие индивида с учетом особенностей его развития, физических и интеллектуальных сторон и пр.
Важно отметить, что индивидуальная программа также свойственна еще одной форме обучения – семейной. В данном случае ученик и его родители самостоятельно определяют глубину погружения в каждую дисциплину, полагаясь на интересы и потребности личности и минимальные требования ФГОС.
Помимо этого, индивидуальные программы обучения действуют в рамках профессионального и поствузовского образования. Ярким примером подобных схем выступают аспирантские программы, где действует специфическая градация: общий аспирантский учебный план по выбранному научному направлению, а также индивидуальный план развития и научного исследования.
Также индивидуальная траектория успешно действует у тьюторов и репетиторов, которые помогают подопечному самостоятельно и дополнительно развиваться, вовремя ликвидировать имеющиеся пробелы и усилить подготовку в перспективе.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Реализация индивидуальной образовательной программы позволяет адаптировать классическую траекторию обучения под возможности и потребности целевой аудитории, повышая качество подготовки выпускника. В случае развития одаренности намеченная схема позволяет удовлетворить интеллектуальные, моральные и иные потребности учащегося. То есть получить полное удовлетворение от обучения и обрести более глубокие знания и навыки.
При реализации программ инклюзивного характера происходит подготовка слушателя на уровне его посильности и досягаемости. Притом погружение в основные дисциплины будут обязательны. Меньшему погружению и изучению будут подвергаться лишь те предметы, которые невозможно осилить на фоне физических или иных отклонений в развитии организма.
Таким образом, индивидуальная образовательная программа в системе общего и профессионального образования выполняет ряд важнейших функций:
- Организационная, предполагающая описание общей траектории развития индивида и необходимые условия;
- Методическая, предполагающая выделение конкретных дисциплин, учебной литературы и заданий для развития личности;
- Логическая, позволяющая проследить ход обучения и погружения в выделенные предметы;
- Посильность и оптимальность, предполагающая разработку такой траектории, которая будет понятна и доступна для определенной группы лиц с конкретным уровнем подготовки, содействовать именно их дальнейшему развитию;
- И пр.
Индивидуальная образовательная программа может реализовываться в рамках самообразования, а также в стенах определенного учебного заведения. То есть подобные схемы действуют как обособленно, так и во взаимодействии с опытными педагогами и наставниками.
Структура и содержание индивидуальных образовательных программ
Индивидуальная образовательная траектория – это не просто персонализированный путь развития ученика или студента. Проектирование и планирование данного пути по обучению подлежит документальному оформлению.
Структура индивидуальной образовательной программы будет классической. Она представлена в виде единого и последовательного документа согласно действующим требованиям ФГОС. Здесь целесообразно выделить три ключевых раздела:
- Пояснительная записка. В этом разделе будет предоставлено аргументированное обоснование перехода на индивидуальный путь развития. Разработчику предстоит конкретизировать и предоставить в краткой и емкой форме цели и задачи индивидуального обучения, период (как правило, программа формируется на учебный год), сведения об учащемся (личные данные, возраст, класс, способности или отклонения, желания ребенка развиваться в определенном направлении, уровень текущей подготовки и пр.) Здесь же отражается нормативная база, регламентирующая ход индивидуального обучения в образовательном заведении.
- Содержательный раздел, представляющий собой конкретизацию учебного пути. В данном случае важно отметить общий и индивидуальный план развития индивида на основе действующих требований ФГОС и способностей, желания учащегося. Здесь же приводится индивидуальный годовой план обучения, а затем он подлежит уточнению посредством формирования рабочих программ по каждой заявленной дисциплине, календарно-тематического планирования, форм аттестации, утверждения пакетов ФОС и КОС и пр.
- Организационный раздел. В этой части индивидуальной образовательной программы прописываются базовые и достаточные для полноценного развития личности условия: задействованный педагогический состав, рекомендации по изучению литературы, условия обучения (где будет проходить обучение и пр.), критерии оценки качества подготовки учащегося и пр.
- Заключение. В этом разделе прописываются ключевые цели индивидуального обучения, которые впоследствии сопоставляются с полученными результатами и служат опорой при внесении корректив в перспективные планы и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Уникальность индивидуальной образовательной программы проявляется не просто в специфическом наборе предметов, а в персонализации хода обучения. В данном случае намеченная схема в обязательном порядке будет соответствовать требованиям ФГОС. Это значит, что индивид получит минимальные базовые знания по всем основным предметам. Более глубокие познания и развитие специфических, дополнительных компетенций производится на основе вспомогательного — индивидуального плана обучения, календарно-тематического плана и пр.
Общий план обучения подлежи проектированию и планированию на основе минимальных требований ФГОС с учетом общей (классической) образовательной программы.
Индивидуальный план обучения позволяет углубиться в постижении конкретных наук, предметов, развить соответствующие навыки и качества, исходя из возможностей, (талантов, способностей) и потребностей (желаний) индивида. Он формируется по результатам диагностики слушателя и позволяет выделить его сильные и слабые стороны, конкретизировать темы в рамках определённых дисциплин, подобрать наиболее посильную и усиленную литературу, задания и иные материалы для развития и пр. притом результаты обучения по индивидуальному плану оцениваются посредством сравнения изначальной подготовки индивида со знаниями полученными в ходе обучения. Четких и суровых критериев со стороны ФГОС (объем знаний, навыки и пр.) нет.
Фактически, индивидуальный план обучения в рамках индивидуальной образовательной программы дополняет и персонализирует общую трактору обучения в рамках осваиваемой ступени. Именно он делает траекторию становления уникальной и соответствующей желаниям, потребностям учащегося.
Таким образом, содержание индивидуальной образовательной программы носит комбинированный характер и включает в себя традиционную (но адаптированную под возможности целевой аудитории, если имеются определенные ограничения) и дополнительную составляющую (с учетом потребностей, возможностей). При этом первый элемент индивидуальной траектории будет соответствовать общим или минимальным правилам ФГОС, а второй базироваться на текущем уровне подготовки индивида.
Более того, каждый из планов подлежит уточнению посредством формирования общего годового плана, рабочих программ в рамках каждой заявленной дисциплины, календарно-тематического планирования и пр.
Ключевые правила формирования индивидуальной программы и плана обучения
Проектирование индивидуальной программы начинается только после предварительного тестирования учащегося, на основе которого формируется общее представление и база для дальнейшего развития, построения уникальной траектории. Поэтому первым правилом проектирования индивидуальной траектории обучения является определение текущего уровня подготовки, знаний и навыков. В данном случае также целесообразно отметить ограничения по состоянию здоровья, иные отклонения или нюансы для адаптации программы под возможности и нужды целевой аудитории. То есть первым принципом разработки персонального пути обучения является посильность.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ |
|
Правило |
Расшифровка правила |
Легальность | Учет требования ФГОС и ГОСТ, правил учебного заведения, законодательных ограничений и норм |
Посильность | Программа учитывает текущий уровень подготовки индивида, должна быть понятной для него и доступной (физически, психологически, интеллектуально) |
Заинтересованность и вариативность | Ориентирована на интересы способности и таланты подопечного, позволяет выбрать наиболее привлекательные для него предметы и развить конкретные навыки и умения |
Последовательность | Предполагает поэтапное погружение в дисциплины, от простого к сложному о пройденного к новому (закрепление и более глубокое погружение) |
Актуальность | Предполагает предоставление знаний, умений базового и современного плана с учетом текущих тенденций в системе образования, достижений НТП и пр. |
Вторым не менее важным правилом при разработке индивидуальной образовательной программы является учет требования ФГОС или легальность. Данная колея, несмотря на персонализированный характер, обязана не просто развивать подопечного в отношении узкого круга предметов. Она призвана предоставить общие (минимальные) знания по всем основным дисциплинам, а также более глубокую, но посильную подготовку в рамках отдельного круга наук. Поэтому без учета базовых параметров ФГОС, традиционного набора предметов в рамках осваиваемой ступени образования не обойтись.
Третье правило подготовки индивидуальной программы обучения является заинтересованность и вариативность, то есть учет пожеланий, интересов учащегося. Согласитесь, что насильно мил не будешь. Даже при наличии способностей по точным наукам насильно освоить гуманитарные предметы (глубже) не удастся. Поэтому лучше всего следовать желаниям и интересам, нежели моде, давлению со стороны. Развивать важно те наклонности, к которым тяготеет учащийся и может самостоятельно выбирать наиболее интересные для него предметы. Только такой подход позволит получить полное удовлетворение и высокое качество подготовки в рамках персонализированной траектории.
Четвертым правилом формирования индивидуальных планов и программ является последовательность, предполагающая постепенное и умеренное погружение в новые темы, глубины науки: от простого к сложному, от осиленного к новому и пр.
Пятым каноном по созданию персонализированных траекторий обучения выступает актуальность. Все обретаемые знания, умения должны быт применимыми в настоящее время, то есть соответствовать текущим требованиям образовательной системы, правилам и потребностям (учащегося, социума и пр.).
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения
Разработка индивидуальной образовательной программы предполагает прохождение следующих основополагающих этапов.
Первый – подготовительный. Он предполагает определение потребностей в персонализированном и направлении обучения подопечного. Здесь целесообразно провести диагностику учащегося, а также отметить традиционную программу обучения в рамках осваиваемой ступени и требования ФГОС. То есть разработчик должен уяснить: какими талантами. Способностями или отклонениями обладает целевая аудитория, ее интересы и предпочтения, общая схема обучения и требования ФГОС к качеству подготовки индивида. Далее он конкретизирует набор предметов по трем категориям: базовое обучение, основное обучение, глубокое изучение. Первые две комбинации станут основной программой, а последняя группа – индивидуальной.
Второй этап — проектировочный, когда разработчик адаптирует классическую траекторию с учетом возможностей подопечного лица или группы и требований ФГОС, а также дополняет ее посредством создания индивидуального плана – то есть набора предметов и тем с более тщательным изучением. Как правило, указанные планы (учебный план, индивидуальный план) создаётся на 1 учебный год. Здесь же целесообразно уточнить формат обучения: очный, семейный, надомный, очный или заочный, дистанционный и пр.
Краткая характеристика этапов разработки индивидуальной образовательной программы и плана обучения |
|
Этап разработки |
Характеристика этапа |
|
Диагностика индивида
Анализ классической траектории образования Учет требований ФГОС Учет интересов и пожеланий индивида |
|
Адаптация классической программы под возможности индивида
Разработка индивидуального плана обучения Разработка рабочих программ по предметам ФОС и КОС Календарно-тематическое планирование |
|
Конкретизация общего и индивидуального планов, рабочих программ, КТП с учётом возможностей и интересов индивида |
|
Обсуждение программы в администрации учебного заведения
Внедрение программы Обоснованная корректировка программы при необходимости |
Третий этап – разработка индивидуальной образовательной программы. Этот шаг предполагает уточнение тем и заданий в рамках каждой заявленной дисциплины с дальнейшим календарно-тематическим планированием занятий. То есть здесь создаются рабочие программы по всем предметам с учетом общих требований ФГОС, возможностей целевой аудитории и ее особенностей, формируются методические материалы и пр.
Четвертый этап – утверждение, внедрение и реализация. Здесь происходит обсуждение намеченной программы на административном уровне образовательного заведения, к которому прикреплен ил где намерен обучаться индивид, а затем внедрение и проведение с оперативным самоанализом и внесением корректив в учебную деятельность на основе результатов промежуточной (плановой или внеплановой) аттестации и пр.
В целом, проектирование, и реализация индивидуальной образовательной программы проходит классические стадии проектирования и планирования, но с акцентом на особенности индивида и его потребности в развитии.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как перейти на индивидуальное обучение?
Согласно действующим регламентам существует несколько вариантов перехода на индивидуальную образовательную программу развития. В данном случае уместно три подхода: добровольный, добровольно-принудительный, вынужденный.
Первый подход – добровольный. Он предполагает наличие оснований и мотивов для самостоятельного выбора и перехода на новый формат подготовки. В данном случае речь идет о семейном обучении или наличии признаков одаренности (то есть конкретной способности, таланта, позволяющей быстрее развиваться в рамках определённой научной или иной плоскости), интереса и мотивации. Также на базе рассматриваемого сценария реализуются программы дополнительного обучения: тьюторство, репетиторство, частные образовательные центры, предлагающие углубленные курсы оп отдельным направлениям или дисциплинам и пр.
Добровольный переход предполагает подачу заявления с просьбой о переход на индивидуальную образовательную программу с акцентом на сильные стоны учащегося, его желания и намерения. Никаких справок, официальных документов и прочих дополнительных пакетов не потребуется.
Второй подход – добровольно принудительный. В данном случае чаще всего переход на индивидуальную программу производится на основе рекомендаций педагога. Он реализуется, если ребенку трудно дается текущая программа, качество его подготовки ухудшается. В целях облегчения прохождения основной программы предлагается перейти на адаптированное обучение. Например, в рамках основного среднего образования подобная смена возможна по результатам ПМПК и получения соответствующего заключения врачебно-педагогической комиссии.
В вузе же переход на индивидуальное обучение способен спасти студента от отчисления на фоне возникающей академической задолженности, но для такого перехода нужно серьезное и документально подтвержденное основание, оправдывающее его: наличие заболевания и пр.
Третий подход – вынужденный, когда индивидуальная программа просто неизбежна для лица на фоне имеющихся у него отклонений или ограничений. К данной категории относят инклюзивное образование, коррекционные и адаптированные программы подготовки. Для перехода на них требуется официальное и документально подтвержденное основание. Классическим примером подобных траекторий являются инклюзивные направления, домашнее (надомное) обучение и пр.
Обратите внимание, что в любом случае индивид должен проявить активность и подать в администрации образовательного заведения заявление с просьбой перевести его на индивидуальную образовательную программу. Без этого документа учиться по персонализированной траектории невозможно. Именно с него начинается новая ветвь образования на всех уровнях.
Индивидуальная и коррекционная программа: сходства и отличия
Нередко пользователи путают указанные категории. На самом деле индивидуальная и инклюзивная образовательная программа – это не одно и то же, несмотря на массу сходств. В таблице ниже мы представим схожие и отличные черты этих видов обучения.
Признак |
Индивидуальная программа |
Коррекционная программа |
Характер обучения | Персонализированный | |
Цель обучения | Развитие одаренности, определенных способностей и талантов, навыков | Общее развитие индивида и корректировка уровня его развитости, состояния и пр. |
Основание для перехода | Личная инициатива учащегося и его представителей, рекомендации педагогов | Наличие документально подтвержденного основания, причины |
Участие педагогов в обучении | Не обязательно, но желательно | Обязательно с соответствующим образованием |
Требования ФГОС | Учтены | |
Состав программы | Общий план обучения, индивидуальный план обучения | Общий план обучения, коррекционный план обучения |
Вид реализации | Семейное обучение. Дистанционное обучение, дополнительное образование. Репетиторство или тьюторство | Инклюзивное обучение, надомное обучение |
Таким образом, несмотря на то, что обе программы носят персонализированный вид и учитывают текущий уровень подготовки подопечного, его физические и интеллектуальные психологические и иные возможности, их реализация возможна в разных случаях и преследует отличные цели, а значит и процесс проектирования, работки будет отличаться.
Методические рекомендации по
разработке индивидуальной образовательной программы
Составила заведующая МРЦ по работе
с одарёнными детьми,
Маслова
Алина Евгеньевна
Преамбула
В течение нескольких лет на краевом уровне обсуждались
вопросы по индивидуальному сопровождению одарённых детей. Как оформить? Что
включить? На какие показатели ориентироваться? Какова значимость
индивидуального сопровождения?
По итогам краевого августовского
педагогического совета 2020 года участники определили задачи по
индивидуализации образовательных программ. На краевом уровне определена задача
– пилотирование практик сопровождения индивидуальных образовательных программ с
последующим оформлением его результатов в методические рекомендации.
Задача муниципального уровня – организовать
пилотирование индивидуальных образовательных программ обучающихся
в школах муниципалитета.
Задача на уровне образовательной
организации – разработать и реализовать индивидуальные образовательные
программы для школьников, проявивших выдающиеся способности.
Таким образом, необходимо внедрение
индивидуального сопровождения с построением индивидуальной образовательной
программы для одарённых
(высокомотивированных детей).
К школьникам, проявляющим выдающиеся способности,
относятся:
– гении;
– талантливые
школьники;
– одарённые школьники;
– высокомотивированные
школьники (способные дети).
Термины.
Талант – выдающиеся способности,
высокая степень одарённости в какойлибо деятельности.
Гениальность – высшая степень
развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений,
открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одарённость – это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность
достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Способности — это свойства личности,
являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Задатки — анатомо-физиологические
особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных
способностей.
Цели и задачи разработки индивидуальной
образовательной программы.
Для начала необходимо разобраться с понятийным аппаратом.
Индивидуально-образовательная программа (ИОП)
– документ,
представляющий собой специальные образовательные условия
для обучающегося, выстраиваемый на основе выбора образовательных возможностей
для реализации образовательных потребностей.
ИОП представляет собой описание
методических и управленческих форм, механизмов, действий по созданию
пространств самоопределения; созданию комплексного образовательного
пространства; созданию комплексного пространства открытого образования; построение
сетевого взаимодействия и т.д.).
ИОП – структура, имеющая программные
представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении,
обучении, самовоспитании и пр.), её содержании, результатах, времени, месте,
средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими
субъектами.
Индивидуальный
учебный план (ИУП) – подбор предметов
(предусмотренных ФГОС и дополнительных к нему направлений),
а также уровня освоения и форм изучения этих предметов, которые обеспечат для
данного школьника наиболее предпочтительный образовательный результат.
Чем отличается индивидуальный учебный
план от индивидуальной образовательной программы?
Индивидуальная образовательная программа
носит управленческий характер, а индивидуальный учебный план – методический.
Но при этом ИУП законодательно
нормирован на уровне федерального закона об образовании, а ИОП – нет.
В школах учатся и те дети, которые имеют
высокий потенциал к достижениям в одном или нескольких направлениях. И если они
имеют высокую мотивацию, то для таких детей составляется индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ), который определяет программу конкретных
действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и
индивидуальной образовательной программы.
Индивидуализация процесса обучения
предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных
образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать
индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося.
Классификация одарённости.
Существует множество видов одарённости, выделим основные из
них.
Виды одарённости.
1)
Психомоторная одарённость – одарённость, выражающаяся в
скорости, ловкости, точности движений, кинестезически – моторной и
зрительно-моторной координацией. Развиты темп, ритм, координация движений,
внимательность, скорость реакции. К психомоторной одарённости относятся
спортивная, хореографическая одарённость.
2)
Социальная (коммуникативная) одарённость – одарённость,
характеризующаяся успешностью в общении с различными социальными группами.
Социальная одарённость заключается в конструктивных отношениях с людьми, в
легкой адаптации к новой обстановке; развиты такие качества, как уверенность,
лидерство, способность генерировать идеи и быстро принимать решения,
инициативность. Для выявления социальной одарённости используются шкалы
социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских
способностей.
3)
Интеллектуальная одарённость – одарённость, проявляющаяся
повышенной любознательностью, наблюдательностью, исключительной
сообразительностью, динамичностью и оперативностью мыслительных процессов.
4)
Академическая одарённость – одарённость, проявляющаяся
успешностью в обучении. Как правило, это обучающийся, имеющий высокие оценки по
изучаемым предметам, которые ему интересны. Для выявления детей, имеющих
высокий уровень способностей в изучении предметов, используются стандартные тесты
достижений.
5)
Творческая одарённость – одарённость, связанная с активным
творчеством, креативностью, любознательностью, изобретательностью, необычными
подходами к решению задач. Это художественная, артистическая, литературная,
конструкторская (изобретательская), вокальная одарённость.
6)
Исследовательская одарённость – одарённость, связанная с
высоким исследовательским потенциалом, способностью получать знания
самостоятельно, во внеучебное время, изучая тот или иной предмет углубленно.
7)
Духовная одарённость – одарённость, проявляющаяся в
оказании помощи, волонтерской деятельности. Отмечаются такие качества, как
альтруизм, доброжелательность, сопереживание, милосердие. Данная одарённость
редко выделяется учеными как отдельный вид одарённости. По типу сформированности
одарённости:
1) актуальная
одарённость;
2) потенциальная
одарённость.
По форме проявления:
1) явная
одарённость;
2) скрытая
одарённость.
Как можно выявить одарённость?
Одарённость может быть очевидной. Например, это можно увидеть
по активности, по успеваемости или по высоким результатам, которые просто
способный ребёнок не может достичь. Сложнее со скрытой одарённостью: её нельзя
обнаружить явным образом, поэтому для подтверждения одарённости и установления
её вида, типа необходима диагностика.
Для развития одарённости, достижения целей и выполнения задач
необходимо индивидуальное сопровождение. Это возможно при следующих
педагогических условиях:
1)
процессуальные условия – персональный темп прохождения учебного
материала; завершённость обучения на каждом его этапе; рациональное сочетание
коллективных и индивидуальных форм работы учащихся; подвижный состав учебных
групп;
2)
содержательные условия – разнообразие и вариативность образовательной
среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся; вариативное построение
учебной программы, дифференциация учебного материала в соответствии с
одарённостью;
3)
управленческие условия – психолого-педагогическое сопровождение
одарённого ребёнка, ориентация на достигнутый уровень одарённого ребёнка;
корректно поставленная и диагностичная дидактическая задача; готовность
учителей к осуществлению индивидуализации обучения; включение учащихся в процедуру
совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных
(учебных) траекторий.
4. Формы работы с одарёнными
школьниками:
1) индивидуальное
обучение;
2) очно-заочные школы;
3) интенсивы;
4) мастер-классы;
5) лабораторные
исследования;
6) проектная
деятельность; 7) летние смены в детские лагеря;
8) научно-практические
конференции;
9) форумы;
10) фестивали;
11) олимпиады; 12) курсы.
Перечислены далеко не все формы работы с
одарёнными обучающимися, которые формируют индивидуальное сопровождение. Они
также должны быть включены в ИОП.
Выделяют следующие
направления развития одарённости детей, которые применимы и в системе
дополнительного образования:
1.
Активное отношение к окружающему миру. Одарённые люди
любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае
– направить энергию ребенка в полезное русло.
2.
Самостоятельность. Одарённые дети с большой охотой
стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их
стремление.
3.
Произвольность регулирования своего поведения.
Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что
неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.
4.
Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный
стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов,
которые применяет человек в своей деятельности и поведении.
5.
Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности
и мотивы побуждают одарённого ребёнка к активности, действию, деятельности,
постановке цели, задач и определять способы их выполнения.
Педагоги должны знать об особенностях
работы с одарёнными детьми. Программы для одарённых детей отличаются по
содержанию, процессуальности, ожидаемому результату, среде обучения. Разработка
таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл
важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на
проблемах и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные
детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны в связи
со своей непохожестью на других детей.
Какими знаниями,
навыками и умениями должен обладать педагог и какой деятельностью он должен
заниматься при работе с одарёнными детьми: – разрабатывать индивидуальные
программы в рамках психолого-педагогического сопровождения;
– владеть эмоциональным
интеллектом, создавать эмоциональную комфортную среду для одарённого ребёнка и
при этом самим быть эмоционально стабильным; – иметь высокий уровень
интеллекта, широкий кругозор, постоянно развиваться и самообучаться;
– обеспечивать развитие
интеллекта одарённых детей на высшем уровне;
– стимулировать
умственную деятельность у одарённых детей;
– применять современные
цифровые технологии;
– проявлять гибкость,
настойчивость, быть доброжелательным и чутким, проявлять уважение к одарённым
детям;
– проявлять активность
по отношению к одарённому ребёнку;
– иметь мотивацию к
работе с одарёнными детьми;
– стремиться к
самосовершенствованию и т.д.
Компоненты, необходимые при работе с
одарёнными детьми:
1) знание подходов к
понимаю одарённости;
2) знание концепций
одарённости;
3) знание форм организации
образовательной деятельности для одарённых детей;
4) знание и анализ
проблем прогнозирования одарённости;
5) знание особенностей
развития одарённых детей;
6) знание методов и
особенностей диагностики одарённых детей;
7) знание
психологических и педагогических аспектов, необходимых для анализа и выбора
средств при разработке и реализации ИОП; 8) знание возрастных особенностей
проявления одарённости;
9) требования к
педагогам, работающим с одарёнными детьми;
10)
местный, региональный, федеральный и зарубежный опыт работы с
одарёнными детьми;
11)
условия взаимодействия педагогов с родителями (законными
представителями) одарённых детей.
С какими проблемами можно столкнуться
при работе с одарёнными детьми:
– закрытость одарённого
ребёнка и отсутствие социально-коммуникативных навыков;
– отсутствие интереса к
школьным предметам, и, следовательно, нежелание учиться в школе наряду со
сверстниками;
– эгоцентризм,
чрезмерная настойчивость на своей точке зрения;
– инфантильность,
конформность;
– неудовлетворённость
достигнутыми результатами, сверхчувствительность;
– перфекционизм.
Проблемы в организации работы с
одарёнными детьми выражаются: 1) в противоречиях между необходимостью
создания нормативной и учебноматериальной базы для организации работы с
одарёнными детьми;
2) отсутствием новой и
конкретной управленческой программы для одарённых детей;
3) высокими
требованиями, предъявляемыми к обучению и развитию одарённых детей;
4) огромными
потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка;
5) низким уровнем
культуры социума;
6) специфичностью и
проблемностью развития одарённых детей;
7) недостатком
психолого-педагогических знаний педагогов и родителей, знаний особенностей
работы с одарёнными детьми.
ИОП. Понятие, структура, примеры.
ИОП учитывает виды образовательной
деятельности учащихся, методы и формы диагностики образовательных результатов,
технологии освоения учебного содержания и т.п.
ИОП составляется с учётом интересов
одарённого ребёнка, с его согласия и согласия его родителей (законных
представителей), а также запросов педагогической команды образовательной
организации.
Компоненты ИОП:
1)
образ нового уровня способностей и нового качества деятельности
школьника, образ ожидаемых «формализованных» достижений;
2)
индивидуальный учебный план, план педагогического сопровождения,
система образовательных ресурсов;
3)
система интеллектуальных состязаний.
Образовательные ситуации, при которых необходима
разработка и реализация ИОП:
–
наличие у обучающегося выдающихся способностей в конкретных
предметных областях, необходимость их развития;
–
наличие у обучающегося обозначенной цели (разработка проекта,
победа в олимпиаде);
–
нестандартный тип мышления и поведения обучающегося, которые
могут быть для него ресурсом и поэтому требуют особого подхода к организации
учебнообразовательного процесса.
Типы ИОП:
–
позволяющая освоить учебный предмет на более высоком уровне;
–
позволяющая оформить и развивать познавательный/исследовательский
интерес обучающегося в конкретном учебном предмете или направлении;
–
позволяющая оформить и опробовать индивидуальные
исследовательские, конструкторские, социальные проекты в предметной и
межпредметной сфере; – позволяющая оптимальным образом подготовиться к
конкретным состязаниям (интеллектуальным, спортивным, творческим), так, чтобы с
наибольшей долей вероятности достичь в них победы;
–
позволяющая развить наиболее значимые компетентности
обучающегося.
Формы реализации ИОП:
1.
В рамках основного учебно-образовательного процесса:
Например, необходимо увеличение количества часов по
предметам, профильным для одарённого обучающегося, за счёт уменьшения часов по
иным предметам. Также можно ставить одарённому ребёнку персональные задания по
учебным занятиям.
2.
В рамках внеурочной деятельности:
Например, специализированные занятия по профильным для
одарённого обучающегося предметам, индивидуальные консультации, реализация
учебного проекта, тренинги.
3.
В рамках специализированных дополнительных образовательных
форм:
Например, проведение специализированных образовательных
модулей, игр и т.д.
Этапы проектирования ИОП:
1. Предварительный этап
В первую очередь, изучаются
образовательные потребности ребёнка с учётом запроса родителей (законных
представителей). Затем анализируются образовательные возможности школы:
формируется педагогическая команда. В случае, если нет нужного специалиста,
администрация школы ищет его различными способами: дистанционно, привлекает
педагогов ДО, волонтёров и т.п.
С родителями заключается договор, или
соглашение, или берётся согласие о разработке и реализации ИОП. В любом из
указанных документов должна быть прописана зона ответственности родителей при
реализации ИОП.
Проводится сбор и анализ информации об
одарённом ребёнке и его семье (беседы, консультации, интервью). Сбор и анализ
информации может осуществлять тьютор (наставник), классный руководитель,
педагоги.
В рамках предварительного этапа
проводится мониторинг нормативной правовой базы. Необходимо, чтобы были
закреплены на локальном уровне такие документы, которые описывают
инструментарий для разработки и реализации ИОП, приказ о формировании
педагогической команды, о психолого-педагогическом сопровождении ребёнка и т.д.
2. Диагностический этап
На данном этапе анализируются результаты
психолого-педагогического сопровождения.
Диагностика проводится комплексно: участвуют и учителя, и
специалисты психолого-педагогического сопровождения. Ребёнок также проводит
диагностику самостоятельно в форме самоопределения.
Формы
диагностики:
– беседы с одарённым
ребёнком, родителями (законными представителями);
– интервью;
– анкетирование;
– тестирование и т.д.
Диагностические этапы выявления одаренных учащихся:
1)
номинация – отбор потенциальных школьников к одарённым детям;
2)
выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах
деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал,
ответов на анкеты и т.п.;
3)
изучение условий и истории развития учащегося в семье, его
интересов, увлечений – сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его
интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
4)
оценка учащегося его сверстниками – сведения о способностях, не
проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
5)
самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью
опросников, самоотчетов, собеседования;
6)
оценка работ, достижений;
7)
психологическое тестирование – показатели интеллектуальных
особенностей абстрактного и логического мышления, математические способности,
технические способности, лингвистические способности, память и т.д.)
творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических
тестов. В результате выстраивается модель психологопедагогического
сопровождения, сетевое взаимодействие (при необходимости). Формируется запрос к
членам педагогической команды.
3. Этап
разработки ИОП
После формирования педагогической
команды, утверждения локальных документов и прохождения диагностического этапа
проводятся следующие процедуры:
1)
проектирование структуры ИОП;
2)
привлечение специалистов дополнительного образования и других лиц
в рамках сетевого взаимодействия;
3)
определение периода реализации ИОП. Например, 1-2 года;
4)
постановка цели и задач. Цель обсуждается с одарённым ребёнком и
родителями (законными представителями);
5)
определение содержания ИОП (образовательный, коррекционный,
воспитательный компоненты);
6)
планирование форм реализации ИОП;
7)
определение форм и критериев мониторинга
эффективности
коррекционной работы;
Проектирование и заполнение всех
разделов ИОП осуществляется с согласия родителей (законных представителей).
4. Этап
реализации ИОП
Планирование занятий с учётом ИОП,
подбор учебных и дидактических материалов, участие одарённого ребёнка в
мероприятиях, указанных в ИОП, проведение промежуточных аттестаций,
консультирование и т.д.
Пример содержания ИОП.
Пояснительная записка
1.
Цели и задачи реализации ИОП
2.
Содержание ИОП
2.1
Учебный план (среднее (полное) общее образование)
2.2
Учебный план (внеурочная деятельность)
2.3
Учебный план (дополнительное образование)
2.4
Аналитические и рефлексивные мероприятия
3.
Этапы реализации ИОП
4.
Индивидуальный учебный план
4.1
Индивидуальный учебный план освоения основной образовательной
программы
4.2
Индивидуальный учебный план по отдельным учебным предметам
4.3
Индивидуальный учебный план (внеурочная деятельность и
дополнительное образование)
6.
Организационно-педагогические условия для проектирования и
реализации
ИОП
6.1
Нормативно-правовое обеспечение реализации ИОП
6.2
Организационно-педагогические условия
6. Результаты реализации
ИОП
6.1
Результаты реализации ИОП
6.2
Методы мониторинга и фиксации результатов ИОП.
Рекомендации по составлению ИОП.
Отметим, что не стоит ограничиваться
представленными рекомендациями, так как для каждого ребёнка будет формироваться
своя уникальная индивидуальная образовательная программа. Раскроем более
подробно базовые компоненты ИОП.
1.
Пояснительная записка.
Этот раздел может называться иначе:
общая характеристика образовательной ситуации одарённого ребёнка; общие
положения; характеристика ребёнка (общая, аналитическая и т.п.).
Пояснительная записка может содержать:
1)
ФИО;
2)
возраст;
3)
класс, школа;
4)
качества ребёнка, его ощущение и позиция в обществе;
5)
знания, умения, навыки;
6)
направление, в котором ребёнок хочет
развиваться (физико-
математическое, естественно-научное и т.п.);
7)
проблемы, которые возникают у ребёнка в процессе обучения;
8)
результаты диагностики ребёнка;
9)
увлечения, интересы;
10)
результаты участия в мероприятиях до составления ИОП;
11)
социальный заказ;
12)
причины, указывающие на необходимость составления ИОП.
2.
Цели и задачи.
Цель – это достижение результата при
реализации ИОП. Цель может быть разная: поступление в конкретный вуз, освоение
профессиональных компетенций, достижение наивысших результатов на олимпиадах
международного уровня. Цели и задачи не должны быть абстрактными. Они должны
быть понятны педагогам, родителям и ребёнку и иметь измеримые результаты.
Задачи рекомендуется формулировать в
глагольных формах. Например, при цели поступления в определённый вуз можно
включить следующие задачи:
1)
участвовать в конкурсах, олимпиадах, научно-практических
конференциях и других мероприятиях, организованных вузом;
2)
участвовать в курсах, интенсивах для школьников, организованных
данным вузом;
3)
участвовать в мероприятиях, которые помогут получить
дополнительные баллы за ЕГЭ и иные преимущества для поступления в вуз;
4)
изучить основы выбранной профессии/выбранной специализации;
5)
изучить предметы, необходимые для поступления в вуз, на
углублённом уровне;
6)
посещать кружки/школы/организации дополнительного образования по
выбранному направлению.
Задачи формулируются в едином ключе и указываются через
глаголы.
3.
Нормативно-правовая база.
Указываются документы, на основе которых
разрабатывается и реализуется ИОП. Перечислим несколько документов:
1)
ФГОС основного общего образования.
2)
Положение «Об индивидуальном образовательном маршруте».
3)
Положение «О работе с интеллектуально одарёнными детьми».
4)
Положение «О наставничестве в ОУ по работе с одарёнными детьми».
5) Положение «О психолого-педагогическом сопровождении одарённых детей».
6) Положение о
тьюторстве.
7) Положение «О
разработке и реализации ИОП». Перечень не является исчерпывающим.
4.
Учебный план (общий).
№ п/п |
Предметы |
ФИО педагога |
Формы |
Количество часов |
Результаты |
1. |
(Общий учебный план, индивидуальный учебный план) |
(дистанционные технологии, сетевая кооперация |
(срок освоения образовательной программы) |
(баллы, описание итогов) |
|
Итого |
5.
Учебный план (внеурочная деятельность).
№ п/п |
Направление ВД |
Форма ВД |
ФИО педагога |
Кол-во часов |
Результаты |
(интеллектуальное, спортивное, волонтёрское) |
(курсы, кружки, беседы, состязания) |
(срок освоения внеурочной деятельности) |
(баллы, описание итогов) |
6.
Учебный план (дополнительное образование).
№ |
Название программы, направление |
Кол-во часов |
Форма обучения |
ФИО педагога |
Результат |
(сроки освоения ) |
(дистанционно, очно) |
(баллы, описание итогов) |
7.
Аналитические и рефлексивные мероприятия.
№ |
Название олимпиад ы/конкурс а/конферен ции |
Предмет / направл ение |
Процеду ра проведе ния |
Способ фиксаци и результа тов |
Итоги |
Цель мероприятия |
(способы , этапы меропри ятия) |
(где можно узнать результа ты) |
(что получит ребёнок: диплом, сертификат, приз, дополнитель ЕГЭ) |
(можно указать из |
8.
Этапы реализации ИОП.
Задачи этапа |
Содержание деятельности исполнителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Методы, технологии и приёмы |
Результат |
1. Диагностико-мотивационный этап |
||||
(можно указать о самоопредел ении ребёнка, о диагностики ем и т.д.) |
(как действуют исполнители) |
(что проходит и что самоопределени я) |
(указываются используемые методики, тесты) |
(что было выявлено по результатам тестов, бесед, методик и т.д.) |
2. Проектировочный этап |
||||
(разработка ИОП, создание плана/ресурс |
(какая команда и чем занимаются на данном этапе: |
(определяет вместе с тьютором/настав ником цели, |
(например, беседы, консультиров ание с |
(готовая личная ресурсная ИОМ+готовый ИОП и т.п.) |
ной карты и т.д.) |
например, выбирают |
задачи, формы и методы обучения, перечень мероприятий, ИУП) |
родителями, ребёнком, педагогами, психологами, моделировани е образовательн ой ситуации и т.п.) |
|
3. Реализационный этап |
||||
4. Аналитический этап |
||||
9.
Организационно-педагогические условия проектирования и
реализации ИОП.
В организационно-педагогических условиях
можно указать модель психолого-педагогического сопровождения одарённого
ребёнка. В модель включается все, кто вовлечён в процесс индивидуального
сопровождения: педагогическая команда, родители, партнёры сетевого
взаимодействия. Здесь можно более подробно расписать функции и роли каждого
участника.
Организационно-педагогические условия
будут эффективно реализованы тогда, когда кадры будут обладать необходимыми
профессиональными компетенциями. Например, уметь разрабатывать ИОП, применять
современные технологии и т.д.
Также в данный раздел следует включить
информацию о материальнотехническом обеспечении. Например, перечисляется:
1)
банк диагностических, дидактических материалов;
2)
лаборатории, оборудование, где одарённый ребёнок может проводить
исследования;
3)
доступные цифровые платформы, цифровые технологии.
10. Результаты
реализации ИОП.
Результаты ИОП описываются в соответствии с поставленными
задачами и целью. Также могут быть:
1)
указаны количественные и качественные характеристики результатов;
2)
перечислены результаты мероприятий, итоговых и промежуточных
аттестаций/контроля;
3)
указаны результаты и ребёнка, и педагогической команды.
На основе системы результатов
формируется вывод о том, насколько реализация ИОП была эффективна для
одарённого ребёнка и педагогической команды. Выявляются положительные и
отрицательные результаты, определяются траектории дальнейшей работы, если это
необходимо.
Список источников
1.
Абакумов А.Д. Методические основы разработки индивидуальных
образовательных программ сопровождения интеллектуально одаренных обучающихся.
Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2017г. – 17 с.
2.
Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального
образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г., стр.27.
3.
Балалаева В.Ф., Войцешко Е.В., Петрова Н.А., Смирнова Н.В.
Разработка и реализация образовательных программ на основе сопровождения в средней
школе. – Методическое пособие, СПб, 2013г.
4.
Система работы с обучающимися с повышенным уровнем
интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения
// сост. И.А. Боброва, О.В. Чурсинова – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 177
с.
5.
Каргина З.А. Индивидуализация, персонализация, персонификация –
ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных
исследований // Наука и образование: современные тренды : коллективная
монография / гл. ред. О.Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –
С. 172-187.
6.
Составление программы «Одарённый ребенок» в организациях
дополнительного образования детей : методические рекомендации [Электронный
ресурс] / авт.-сост. Л.Е. Вотякова ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ.
инт развития образования. – Сыктывкар : КРИРО, 2015. – 35 с.
7.
МБОУ СОШ №7 г. Шарыпово. – Лаборатория «Олимпус» (Базовая
площадка).
– URL: https://school7shr.ru/magicpage.html?page=67880
8.
Приказ Минкультуры России от 28.08.2014 № 1483 «Об утверждении
Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы,
направленные на повышение эффективности образования и науки” в отношении
подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных
государственных бюджетных образовательных организаций и научноисследовательских
учреждений». – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_250998/b8317236d0fd682332f477f
3bf496fed5764a949/
Существует мнение, что школьное образование исключает возможность персональной «настройки» обучения, но в реальности существуют опции, благодаря которым учебный процесс можно подстроить под конкретного ученика. Подробнее разбираемся в вопросе вместе с редакцией ИнтернетУрока.
Что такое индивидуальный учебный план?
Индивидуальный учебный план (или сокращённо ИУП) — программа, которую школа составляет для ребёнка на основе его потребностей и которая содержит список предметов, последовательность их изучения, пожелания родителей или ученика к обучению. В индивидуальном учебном плане могут прописываться различные детали: от углублённого изучения предметов, перезачёта дисциплин, дополнительных предметов до занятий с тьютором — главное, чтобы программа оставалась в рамках ФГОС.
Право на обучение по индивидуальному плану есть у разных категорий школьников: оно может быть основано на более быстром или медленном освоении учеником программы, длительном лечении, при котором невозможно придерживаться общего расписания, невозможности посещать школу по причине профессиональных занятий спортом или творческой деятельности.
Какие особенности есть у ИУП?
Важно понимать, что индивидуальный учебный план — это не программа, составленная под ребёнка с нуля. ИУП базируется на стандартном учебном плане, который есть у каждой школы.
В ИУП указывают:
- список изучаемых предметов, их последовательность;
- сложность программы;
- причину перехода ребёнка на ИУП;
- формы аттестации;
- пожелания родителей и обучающегося к учебному плану.
Основания для перехода на ИУП
Есть категории детей, которые могут учиться по индивидуальному плану, — они определяются законом и локальными актами школы.
1. Желание учиться в другом темпе. Например, если ребёнок хочет и может осваивать программу быстрее, то с учётом этого пожелания можно составить ИУП. Принцип работает и в обратную сторону: если ребёнку нужен более размеренный темп обучения, это можно учесть в индивидуальном плане.
2. Наличие академической задолженности. В этом случае ИУП содержит занятия, которые помогут ребёнку наверстать программу и успешно сдать экзамены.
3. Состояние здоровья. В этом случае он учится в больнице или дома, а ИУП составляется с учётом этих условий и состояния здоровья ребёнка.
4. Трудности с освоением программы или адаптацией к школе. В таких случаях в программу встраиваются занятия с наставником или педагогом-психологом, часы по самоопределению и развитию потенциала ребёнка.
5. Плотное расписание, из-за которого не получается посещать школу. Есть дети, которые часто переезжают, профессионально занимаются спортом, музыкой или искусством. В этих случаях также необходим ИУП, чтобы адаптировать обучение под насыщенный график.
Важно! Если для вас важно персональное обучение, то придётся найти школу, в которой локальными актами предусмотрен переход на ИУП. Без них индивидуальный учебный план будет возможен только при наличии академической задолженности, а в программу получится включить только меры компенсации по предметам с задолженностью. Эти нюансы всегда можно уточнить у администрации школы.
Что должен включать в себя индивидуальный план
Содержание ИУП вариативно, так как план ориентируется на каждого конкретного ученика. Но также есть и общие правила, которые установлены законодательством.
- Федеральный компонент: обязательные базовые и профильные предметы из программы.
- Региональный компонент: предметы, которые нужно учить в конкретном регионе РФ (например, язык).
- Компонент образовательного учреждения: дисциплины, которые обязательны в определённой школе. Это могут быть факультативы или особые уроки, которые проводятся на усмотрение руководства.
Что должна предоставить школа
- По требованию обучающегося изменить порядок и длительность периодов обучения. Например, вместо того чтобы параллельно изучать несколько предметов, ребёнок может сначала пройти «блок» русского языка. Потом — математики, географии и так далее.
- Право самостоятельного и/или углублённого изучения предметов. Даже если ребёнок учится по техническому профилю, но хочет углублённо изучать языки, никто не вправе ему это запретить.
- Элективная дисциплина — если ребёнок будет изучать её самостоятельно.
Что ещё может содержаться в ИУП
- Другие предметы из Федерального базисного учебного плана. Если хочется изучать какой-то предмет, но его нет в программе школы, то индивидуальный план поможет это исправить.
- Увеличение/уменьшение часов занятий по другим предметам.
- Время для самоопределения учащегося.
- Консультирование с педагогом-психологом, наставником, руководителями образовательной организации.
- Другая внеурочная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика.
- Предметы, разработанные под нужды ученика (с учётом возможностей организации), в том числе этнокультурные.
- В ряде случаев возможна дистанционная учёба и аттестации.
- Зачёт результатов обучения в другой образовательной организации: в музыкальной школе, секции, на курсах английского языка. Это экономит время ученика: можно не проходить аттестацию по дисциплинам, которые уже освоены.
Стоит подчеркнуть, что учебное заведение не всегда может предоставить ребёнку тьютора, дистанционное обучение или учителя по редкой дисциплине. Тогда администрация предлагает альтернативу, чтобы индивидуальный план в школе соответствовал запросам обучающегося.
Как разработать индивидуальный план обучения
Индивидуальная программа обучения составляется исходя из потребностей учащегося. Поэтому чётких правил, как именно его разработать, нет. Но мы предлагаем алгоритм, который поможет определить, что необходимо ребёнку и как отразить это в программе.
1. Обозначьте цель перехода на ИУП. Для этого родителям и администрации нужно побеседовать с ребёнком — только так возможно выявить его потребности.
2. Определите уровень знаний и навыков ребёнка. Это можно сделать как с помощью тестов и контрольных, так и свободной беседы с учителем или анализа предыдущих работ/отметок.
3. Проанализируйте учебные дисциплины, которые есть в Федеральном базисном и школьном учебном плане.
4. Оцените возможности школы: наличие педагогов и тьюторов, базы для дистанционного обучения, специально разработанных учебных дисциплин.
5. После анализа этих данных и разговора с ребёнком — переходите к составлению ИУП.
Кто составляет индивидуальный учебный план на разных формах обучения
Это зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок.
- При очном, очно-заочном и заочном обучении в школе ИУП составляется учителями и администрацией. В идеале к этому процессу подключаются родители и ребёнок. Так составляется план, который отвечает потребностям ребёнка.
- На семейном обучении ИУП составляют родители. Но это не значит, что проработка такого большого документа должна ложиться на их плечи.
В ИнтернетУроке каждый ребёнок учится по собственному образовательному маршруту — индивидуальное обучение предусмотрено форматом нашей онлайн-школы. Вы сами составляете программу и учитесь так, как удобно.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как оформить переход на ИУП
Если у школы есть локальные акты о переводе учеников на ИУП, то вы можете подать заявление на имя директора школы. Но даже если локальных актов нет, любая школа может обеспечить ИУП для устранения академической задолженности.
Порядок перехода на ИУП в школе
1. Сначала вы пишете заявление. Если ребёнок несовершеннолетний, то заявление пишут родители (законные представители), если ученик совершеннолетний — то он сам. Если есть академическая задолженность, то заявление могут написать только родители.
Образец заявления для перехода на индивидуальный план можно скачать тут.
2. Что должно быть в заявлении:
— Срок реализации ИУП. Обычно план составляется на один учебный год, а обучение по нему начинается со следующего учебного года. Но сроки могут быть и другими.
— Пожелания родителей и обучающегося к плану обучения. По индивидуализации программы, введению дополнительных предметов, сокращению сроков обучения по отдельным дисциплинам. Если пожеланий нет, прописывать их не обязательно.
3. В течение двух недель после подачи заявления образовательная организация разрабатывает ИУП (если ребёнок находится на длительном лечении, то разработка — до 5 рабочих дней). Если родители не согласны с получившимся планом, они имеют право предложить изменения.
4. Родители и школа подписывают договор об обучении по ИУП.
5. Директор издаёт приказ о переводе обучающегося на ИУП.
Порядок перехода на ИУП на семейном обучении (СО)
1. Сначала вы должны уведомить органы местного самоуправления о переходе на СО. О том, как перейти на СО, мы подробнее писали здесь.
2. Затем — выбор школы для прикрепления. Это должна быть школа, которая выпустила локальные акты по переходу учеников на ИУП. Уточнить это можно у администрации.
3. Завершение перехода на СО: необходимо заключить со школой договор об аттестациях и приложить к нему составленный ИУП.
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Особенности:
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
- школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
- школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
- детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
- детей с ограничениями по состоянию здоровья;
- школьников с академической задолженностью.
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
- с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
- дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
- дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
- дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Заключение
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
Скачать бланк заявления на перевод на ИУП