Исправьте ошибки в предложениях массовая культура развивается как коллективное творчество

Исправьте допущенные в тексте ошибки:

1.Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

2.Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей её произведений; средствами её распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью,

но все же, воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Диффузия культуры– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах  материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Материальная культура– совокупность принимаемых личностью ценностей.
Духовная культура– вид культуры, представленный материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и проч.
Язык– вид культуры, включающий в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людьми.
Ценностная ориентация– понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.
Культура- одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
Народная культура– наиболее типичный способ существования культуры в современном обществе, сознательно ориентируемый на усредненный уровень развития потребителей культурных ценностей.
Массовая культура– коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций.
Ценности- теоретически сформулированная система взглядов.
Культурное воспроизводство-совокупность проявлений народного творчества.
Субкультура– культура, рассчитанная на восприятие ограниченным кругом людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.
Идеология- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
Фольклор– культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
Контркультура– взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.
Элитарная культура-процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.

 
                 Задание 2.Дополните недостающие понятия.
1.Выделяют два основных вида культуры:
………………;
духовная культура.
2.Основными элементами культуры являются:
……………….;
ценности.
……………….;
3.Различают ценности нескольких видов:
………………..;
ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.
4.Выделяют несколько функций культуры:
регулятивная функция
………………..;
воспитательная функция;
………………..;
…………………
5.Различают несколько форм культуры:
……………….;
………………..;
массовая культура.
6.Образцами народной культуры являются:
   сказки;
………………..;
………………..;
одежда;
…………………;
 орудия труда и быта и т.д.
7.Фольклор принято делить на виды:
…………………;
комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;
…………………

 
                     Задание 3.Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.
  2. Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.
  3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
  4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
  5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

 
        Задание 4. Составьте схему, используя приведенные понятия.
 Культура; элементы культуры; функции культуры; формы культуры; материальная культура; духовная культура; язык; ценности; нормы; регулятивная функция; образовательная функция; воспитательная функция; интегративная функция; ретранслирующая функция; народная культура; элитарная культура; массовая культура.

 
       Задание 5. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?
Э.Эррио: «Культура-это то, что остается, когда все остальное забыто».
Ф.Ницше: «Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». М. Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура- это познание совершенства. Люди культуры- истинные апостолы равенства»; «Культура- это стремление к благозвучию и свету, главное же- к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали»


 

Весь текст материала находится в приложенном файле



Тема практической   работы: 

“Массовая культура”

Задание № 1. Определите,
ложными или истинными являются высказывания.

А.
Массовая культура сформировалась в Западной Европе
в середине ХХ века.

Б.
Продукты массовой культуры может потреблять лишь определенная группа людей.

В.  Массовая культура – это культура повседневной жизни.
Г. Появление массовой культуры связано с процессами демократизации, урбанизации и
научно-технического прогресса.

Д.
Весь современный кинематограф – это явление только массовой культуры.

Е.
Массовая культура имеет ярко выраженный коммерческий характер.

Ж.
Гламурно одеваются люди, обладающие безупречным вкусом.

З.
Китч – это высший уровень массовой культуры.

И.
Культура в узком смысле означает часть духовной сферы общества

К.
Культура бывает двух видов – материальная и духовная

Задание № 2. Прочитайте
приведённый ниже текст.

А. Человек, сидящий на
скудном “пайке” массовой культуры, существенно обедняет свою духовную
жизнь. Б. Массовая культура
зародилась почти столетие назад.

В. С тех пор были
значительно усовершенствованы технические средства, используемые при её
создании и тиражировании.

Г. Однако её продукты
остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и
зрителя.

Д. Элитарное или “высокое”
искусство сегодня находится в упадке.

Е. Упали тиражи литературной классики.

Ж. Современные композиторы редко создают
оперные произведения.

З. Всё это самым губительным образом
отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

Предложения
фактического характера

Предложения
с оценочными суждениями

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

Задание № 3. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие
«культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного
определения?

А. «Культура – это то, что остается, когда все остальное
забыто» (Э. Эррио).

Б. «Если я во что и верю, так только в культуру.
Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к
совершенству; культура – это познание совершенства» (М.Арнольд).

Задание № 4. Исправьте ошибки
в преложениях.:

А. Массовая культура развивается как коллективное
творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой
одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

Б. Элитарная культура сознательно ориентирует
распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее
произведений; средствами ее распространения являются книги, пресса, кино,
телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут
многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

Задание № 5. Прочитайте текст и выполните задания:

А. О каких двух функциях массовой культуры гово­рит автор?

Б. Почему массовая культура, по мнению автора, придает современному
обществу необходимую устойчи­вость?

В. Какое из поня­тий «массовая культура» или «субкультура» шире по своему
содержанию?

Массовая культура, возникшая как незаконное дитя китча,
национальных традиций и “малого джентльменского набора” мировых
культурных ценностей, не просто вошла в быт людей, она стала исключительно
полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения.

Возникнув как часть культуры и имея общие черты с нею,
массовая культура создала свои законы, социальные ценности, убеждения,
определённую знаковую систему, свой язык и даже свою письменность, пронизала
собой все уровни общества от семьи до экономики и политики, затронув даже
религию.

Будучи сложной системой,
массовая культура, в свою очередь, сама состоит из элементов, которые находятся
в постоянном взаимодействии и совершенствовании, что привело к образованию
субкультур <…>.

Очевидна связь массовой
культуры с техническим прогрессом и инновационной деятельностью. Массовая
культура так же легко усваивает технические новшест­ва, как индустрия
промышленных товаров. Сейчас, на­пример, на наших глазах рождается новый вид
массовой культуры — компьютерная субкультура. Фактически это апофеоз массовой
культуры — материализация при помощи вещественного компьютера виртуальной реаль­ности,
создаваемой ранее «дедовскими» способами: лите­ратурой, музыкой, изобразительным
искусством, театром.

Однако массовая культура
— это не только канал ма­нипулирования массами. Массовая культура — это и ве­ликий
стабилизатор, великий тормоз, придающий совре­менному обществу необходимую
устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой куль­туры
передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство
с подлинными верши­нами культуры, пусть в адаптированном виде, приспо­собленном
к далеко не гуманным условиям общества.

И все же, какая главная
опасность подстерегает нас в процессе создания нового социально-культурного
поля? Представляется, что наиболее опасны политиканство, со­циальный эгоизм,
нигилизм, разрыв культурной тради­ции, абсолютная коммерциализация» 

(Москва и
москвичи: актуальные проблемы духовности, культуры, искусства («Круглый стол»)
// Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6. С. 40—41.).

1. Признаками
массовой культуры являются:

а) сохранение в культуре творческого начала;

б) культ сильной личности, фетишизм;

в) создание новых эстетических форм;

г) примитивизация жизни и отношений между людьми.

2. Подберите
понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в
современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление, т.е.
подчиненных ему как своей цели:

3. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий
круг знатоков, называется:

4. В состав культуры входит:

г) исполнительское искусство;

5.
Установите соответствие между типами
культур и их признаками:

Типы культур

Массовая

Народная

Элитарная

А. Неизвестно авторство большинства произведений.

Б. Оринтированность на коммерческий успех.

В. Посещение концерта классической музыки.

Г. Передается из поколения в поколение.

Д. Стремление к получению прибыли.

Е. Необходимость специального образования.

Ж. Повышение роли кино и телевидения.

Практическое занятие №4 «Духовная культура личности и общества»

Цель: систематизировать и закрепить знания о духовной культуре личности и общества.

Указания к работе: Прочитав текст рабочего листа 1 и учебного элемента «Культура. Виды культуры», проанализируйте его и выполните практическую работу. Задания выполняйте в строгой последовательности, название таблиц, схем и ответы записывайте в рабочую тетрадь.

Рабочий лист №1

Важным компонентом духовной культуры является духовный мир личности – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Ход работы:

1. Выберите правильный вариант ответа

1. Культура охватывает:

А) экономическую сферу общества;

Б) духовную сферу общества;

В) всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни;

2. Знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, традиции и обычаи включает в себя:

А) материальная культура;

Б) духовная культура;

В) массовая культура;

3. К разновидностям культуры не относится:

А) народная культура;

Б) государственная культура;

В) элитарная культура;

4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

А) уровень воспитанности; 

Б) вся преобразовательная деятельность человека; 

В) производство и применение орудий труда;

  1. Допишите недостающие понятия.

Выделяют несколько функций культуры:

1.Образовательная

2.______________

3.Объединяющая (интегративная)

4.________________

3. Соотнесите форму культуры и характеризующий ее признак

Форма культуры

Признак

1. Элитарная культура;

2. Народная культура;

3. Массовая культура;

А) ориентированность на коммерческий успех;

Б) сложность языка культуры;

В) соответствие культурным традициям и обычаям

4. Найдите ошибки в приведенных ниже высказываниях. Запишите их в исправленном виде.

1) Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

2) Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

3) Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются книги, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. 4) Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

5. Раскройте значение понятий: «культура», «духовная культура», «ценности», «социальные нормы», «обычаи», «традиции», «элитарная культура», «народная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура».

6. Укажите, к какому понятию относится данное определение: «совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы»

7. Заполните пропуски

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1)______________, которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2)______________, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3)______________, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4)______________, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:
1. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
2. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

А) верно только 1;

Б)  верно только 2;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

9. Прочитайте утверждение, если вы с ним согласны, то поставьте «+», если не согласны поставьте «-».

  1. «Культура» в переводе с латинского – возделывание.

  2. Культура – это синоним «цивилизации».

  3. Материальная культура – это достижение науки, литературы.

  4. Одной из функций культуры в обществе является образовательная функция.

  5. Духовная культура – это продукт производственной деятельности людей.

  6. Элитарная культура ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.

  7. Субкультура представляет особую разновидностью, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

  8. Мировоззрение зависит и от их личных качеств индивида, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Список используемых источников:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно – научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017

  2. https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-obschestvoznaniyu-po-teme-duhovnaya-kultura-lichnosti-i-obschestva-3136788.html

  3. http://www.rgups.ru/site/assets/files/89883/metod_elektrosnabjenie_obshestvo_tihoretsk_2015.pdf

Задание № 17788

Выберите верные суждения о массовой культуре.

1. Массовая культура создается коллективным творчеством нескольких поколений людей.

2. Массовая культура имеет коммерческую направленность.

3. Массовая культура является исторически первой формой культуры.

4. Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

5. Массовая культура включает мифы, легенды, сказания, эпос.

Показать ответ

Комментарий:

Первое суждение ошибочное, в нем содержатся признаки народной культуры.

Второе суждение верное, коммерческая направленность основной признак массовой культуры.

Третье суждение ошибочное, исторически первой формой культуры была народная культура.

Четвертое суждение верное, здесь раскрывается склонность массовой культуры к стандартизации, унификации.

Пятое суждение ошибочное, в нем представлены произведения народной культуры.


Ответ: 24

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Добавить комментарий